Коран как руководство

Коран (от араб. аль-Кур’ан – «назидание», «чтение вслух») был ниспослан Всевышним Создателем Пророку Мухаммеду (саллаллаху алейхи ва саллам) через ангела Джабраила (алейхис-салам), чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с Великим Аллахом и с самим собой, мог выполнить свою миссию так, как это повелел Господь. Передача Священной книги длилась 23 года, а первое откровение Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи ва саллам) получил в возрасте сорока лет в ночь Предопределения месяца Рамадан.

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Коран 2:185).

Чудеса Корана, свидетельствующие о величии Создателя миров и истинности пути Пророков и Посланников, вечны и постоянны, а его истины бесценны, они нисколько не потеряют своей актуальности и важности вплоть до Судного дня. Многие предыдущие поколения стали свидетелями этого чуда, и будущие поколения засвидетельствуют его удивительную природу, неподражаемость стиля, содержания и духовного воздействия.

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран 15:9)

Уверовавший в Священную книгу избавляется от рабства и начинает новую жизнь, ведь душа его рождается заново, чтобы служить Всевышнему и заслужить Его милость. Чтение Корана, благоговение ему и следование кораническим путем — залог счастья и успеха, отдаление от него — причина бед и горестей. Для получения полного воздаяния Коран – один из основных столпов Ислама – желательно читать во время Намаза (молитвы) и исключительно ради Аллаха, желая приобрести Его довольство и подчиняясь Его велению.

Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи ва саллам) разъяснил, что изучающий Священное Писание и обучающий сокровенным знаниям других является лучшим из людей.

Содержание Корана

Священный Коран состоит 114 сур (глав), которые делятся на аяты (стихи). Коран разделён на семь равных частей – манзилей для удобства чтения в течение недели.. Первые суры представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. Содержание сур самое разнообразное — это и пересказ библейских историй, и изложение основ мусульманского права, и описание исторических событий периода противостояний Мекки и Медины. А значит, Коран выступает не только как руководство, но и как Божественная энциклопедия.

Жизненный путь пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллам), его высказывания и действия (хадисы) с того момента, как он стал пророком, в 9 веке сформировались в Сунну, которая сегодня является вторым после Корана источником Шариата – мусульманского права.

Толкование Корана – Тафсир

Неподражаемость и уникальность Корана проявляется в его красноречивости и совершенстве слога. Священное Писание настолько чудесно, что ни людям, ни джиннам невозможно сделать его дословный перевод, можно привести лишь толкование, разъяснение. Это слово Всевышнего Создателя, и всему человечеству не под силу создать нечто подобное или равное хотя бы одной суре Священной книги.

Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (аят 17:88).

Тафсир (ат-Тафсир) – это разъяснение смысла аятов, толкование Корана на основе высказываний Пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллам) и его сподвижников. Люди, которые пишут Тафсир, – муфассиры должны в совершенстве владеть арабским языком, его семантикой, морфологией и этимологией, знать методы чтения (кираат) Священной книги (всего их 7), науку риторику, основы вероубеждения. Также муфассиры должны быть знакомы с правилами Шариата, причинами и следствиями ниспослания аятов, а также с хадисами, поясняющими их смысл.

Главная функция Корана – это руководство для человека! 

Вопрос: Какие функции Корана можно выделить как наиболее важные? 

Ответ: Коран является ниспосланием от Аллаха для человека. Он нацелен на то, чтобы решать проблемы людей. Это одна из самых важных его функций. То есть главной функцией Корана является то, что – это руководство для человека в жизни во всех отношениях. Больше этого ничего нельзя сказать. Аллах говорит так: 

«Аллах ниспослал наилучшее Слово (повествование) – Писание, (аяты которого) сходны и повторяются. У тех, кто боится своего Господа, от этого (состояния у них) по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Этот (Коран) – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кто пожелает (идти этим путем). А (заблуждающегося) Аллах введет в (еще большее) заблуждение, и тому не будет наставника (помощника)» (39/23). 

В дополнение можно сказать, что Аллах говорит о Коране, как о верьве (веревке), которое выводит людей из мрака к свету. То есть ведет верным путем и спасает от огня ада. Аллах говорит так: 

«Крепко держитесь за вервь (за веру, Книгу, путь) Аллаха, все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами. Ведь это Он сплотил ваши сердца. И по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю огненной пропости, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам свои знамения. Быть может, вы последуете прямым путем» (3/103). 

«Аллах является вели (покровителем, другом) тех, которые уверовали (в Него). (Это) Он выводит их из мрака к свету. А те, которые не веруют, их велиями (покровителями, помощниками, друзьями) являются тагуты (шайтан, идолы и др.). Они выводят их из света в мрак. Они и есть обитатели огня, и они вечно будут пребывать в нем!» (2/257). 

«Он – тот, кто ниспосылает свому служителю (рабу) ясные знамения, чтобы вывести вас из мрака к свету. Воистину, Аллах сострадателен и милосерд к вам» (57/9). 

«Он – тот, кто помогает вам, и его ангелы тоже, чтобы вывести вас из мрака к свету. Он милосерден к верующим» (33/43). 

А еще Коран является – Зикром (мышлением о мире и человеке с позиций Аллаха, потому для него характерны все те качества, которые характерны для мышления человека вообще. В литературе принято характеризовать зикр зачастую как «напоминание», но в таком случае надо иметь в виду, что напоминание является одним из качеств мышления). Аллах говорит так: 

«Мы не учили его (Мухаммеда) поэзии. И не подобает ему это. Его слова (Слова Аллаха) – это ни что иное, как напоминание (зикр) и ясный Коран, чтобы он предостерегал тех, кто жив. И чтобы сбылось Слово (Аллаха) относительно неверующих» (36/69-70). 

См. дополнительно на линках: 

http://www.koranika.ru/?p=3201, 

http://www.koranika.ru/?p=4054, 

http://www.koranika.ru/?p=4272. 

Теги: главная функция Корана, это руководство для человека.

Опубликовано 03.03.2016

rustam

В своем следовании Корану, мы должны стремится следовать Корану, как это делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) и для этого мы обязаны понимать Коран, как это понимал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), потому что если бы каждый, кто читает Коран, и размышляет над его аятами, следовал бы своему пониманию данного аята, то могло случиться так, что понимание каждого отличалось от понимания другого, и вместе с этим он мог бы оказаться в одной из заблудших групп, которые упоминаются в хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир):
«Иудеи распались на 71 группу, христиане на 72 группы, а этот народ (мусульманская умма) распадется на 73 группы, и они обитатели ада, кроме одной». Сподвижники спросили: «Какой?» Посланник Аллаха ответил: «Той, которая идет по моему пути и пути сподвижников». Этот хадис приводится у ал-Бухари и Муслима.

К большому сожалению, некоторые мусульмане, стараются толковать коранические аяты, опираясь на различные переводы Корана, делая тем самым Коран жертвой своих рассуждений и логики. Мы хотели бы предостеречь их хадисом, в котором приводится изречение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир):
«Тот, кто говорит о Коране, не имея знаний, готовит себе место в адском пламени».

Для толкования Коран не достаточно его переводов, даже не достаточно обычное владения арабским языком, не обходимо знать несколько наук, это:

1) знать арабский язык в совершенстве (морфологию, синтаксис, риторику, изменение по
флексиям и по окончаниям);
2) знать историю: в каком порядке были ниспосланы аяты Корана;
3) знать по какому поводу были ниспосланы конкретные аяты Корана;
4) знать какой аят является «насихом» и какой является «мансухом»;
5) знать какой аят является «муджмал» и какой является «муфассил»;
6) знать какой аят является «мутлак» и какой является «мукаййад»;
7) знать какой аят является «мухкам» и какой является «муташабий»;
8) знать какой аят является «амм» и какой является «хасс»;
9) знать в каких вопросах существует «иджмаъ»;
10) знать в каких вопросах существует «ихтилаф»;
11) знать сравнение и его виды;

Также для того, чтобы не следовать аяту своим пониманием, которое может оказаться неправильным, а следовать правильному пониманию Корана, мы должны знать:

1) Что самый лучший комментатор Корана — это сам Коран, одна часть которого проливает свет на другую часть. Это можно видеть на всем протяжении текста Корана. Например, мы читаем в суре (ал-Фатиха): «Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал», и когда мы хотим узнать, кто эти благословенные и счастливые люди? Священный Коран показывает нам этих правдивых, благочестивых людей, мучеников, на примерах Своих Пророков и Посланников, а также других истинно верующих. Различные (муджмал) положения Корана проясняются в свете его отдельных (мубаййан) положений, например: Всевышний Аллах говорит: «Дозволено вам всякое животное из скота, кроме того, о чем читается вам». Смысл этих слов становится понятным в свете другого аята: «Запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи…» Таким образом, объяснение абсолютного (мутлак) через ограниченное (мукаййад) и общего (амм) через частное (хасс) — это часть метода, при котором одни аяты Корана объясняются в свете других, связанных с ними. Применяя этот метод, мусульманские ученые также стремятся решить проблемы, возникающие из-за аятов, которые как будто противоречат друг другу.

2) Вторым комментатором является сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), основанием этому, мы приведем несколько причин:

а) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) является избранником Всевышнего Аллаха, и он самый лучший разъяснитель Корана, на это указывает слово Всевышнего Аллаха:

«Мы ниспослали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им, — может быть, они размыслят!» (ан Нахль 44).

Всевышний Аллах сказал про Своего посланника:

«И говорит он не по пристрастию. Это — только откровение, которое ниспосылается».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) говорил:
«Поистине, ниспослан мне Коран и ему подобное» Этот хадис приводится у Абу Дауда.

Ибн Халдун сказал: «Пророк (да будет мир с ним) рассказывал о муджмал и о различиях между отменяющими и отмененными аятами и пояснял это своим Сподвижникам». Например, он объяснял, что слова «те, которые находятся под гневом» (в суре «ал-Фатиха») относятся к евреям. Далее, он объяснил, что в словах «и заблудших» (в той же суре) речь идет о христианах.

Были случаи, когда Сподвижники советовались с Пророком (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) и его молчание или поправки сами по себе рассматривались как некий комментарий. Когда был ниспослан аят «Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка». Абид бин Хатим взял две нитки одну белую, а другую черную, и посмотрел на них, но не сумел отличить одну от другой. Тогда он пошел утром к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) и рассказал ему об этом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) объяснил, что здесь подразумевались день и ночь

б) Всевышний Аллах во многих открытых аятах предписал нам следовать сунне Своего посланника, Он сказал: «Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь» (ал-Хашр 7).

в) Всевышний Аллах клянется предписал обращаться к Корану и к Своему посланнику для разрешения их споров и признавать его суд.
Всевышний Аллах сказал:

«Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день» (ал-Нисаъ 59).

Всевышний Аллах сказал:
«Но нет — клянусь твоим Господом — не уверуют они, пока не поставят тебя судьей в том, что запутано между ними, и потом не найдут в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью» (ал Нисаъ 65).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) сказал: «Я оставил вам две вещи, которые избавят вас от любого заблуждения, если вы будете ими строго руководствоваться: Книгу Аллаха и Сунну Его посланника» Этот хадис приводится у Малика.

г) Всевышний Аллах предупредил тех, кто не следует сунне Своего посланника о ждущих их мучениях.

Всевышний Аллах сказал:
«Пусть поберегутся поступающие вопреки его велениям, чтобы не постигла их испытания, и не постигла их наказание, мучительное». (ал Нур 63).

д) Всевышний Аллах возлагает мусульманам быть покорными Его посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) потому что Его посланник приказывает Его приказом, и запрещает Его приказом, Всевышний Аллах сказал:

«Покорившийся посланнику покорился Аллаху». (ал Нисаъ 80).

е) Наша любовь к Всевышнему Аллаху и к Его посланнику (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) находит свое отражение и выражается в повиновении Им и следовании Их повелениям.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Возлюбит вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (ал 1имран 31).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) сказал:
«Ни один из вас не уверует, пока не возлюбит меня сильнее, чем своего отца, своего сына и всех людей».
Этот хадис приводится у ал Бухари и Муслима.

3) В тех случаях, когда в Коране и в Сунне нет указаний относительно толкования определенного аята Корана, то мы обращаемся к тому, как толковали эти аяты сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), потому что они свидетели ниспослания, и современника Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), и следовательно они лучше других понимали Коран.

Всевышний Аллах сказал о сподвижниках Своего посланника:

«Опередившие, первые из мухаджиров и ансаров и те, кто последовал за ними в благом — Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом, и Он приготовил для них сады, где текут под ними реки, будучи вечными в нем, всегда. Это великий успех». (ал Товба 100).

Умар бин ал Хаттаб говорил: «Будут люди, которые станут спорить с вами, приводя в доказательство Коран. Вы должны ответить им с помощью хадиса, потому что у сподвижников Сунны — лучшее знание Книги Аллаха».
Ибн Масуд говорил про сподвижников: «Среди нас были люди, которые, выучив десять стихов, не двигались дальше, пока не вникали полностью в их смысл и не поступали в соответствии с ними. Так мы изучали Коран и основывали на нем все свои поступки».

Абу Абдурахман ал-Сулами ал-Табии сказал: «Те, которые читали нам Коран, — Усман бин Аффан, Абдаллах бин Масуд и другие, когда узнавали от Пророка десять аятов, не шли дальше этого, пока не усваивали их смысл полностью и не применяли их на практике». Имам Малик говорит в своем «Муваттаъ», что Абдаллах бин Умар провел восемь лет, заучивая суру ал-Бакара.
Из этих слов видно, что сахабы были весьма сведущими в толковании Священного Корана, и что при отсутствии какого-либо наставления со стороны Священного Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), комментарий аятов Священного Корана, сделанная сахаба, является обязательной для последующих поколений.

Коротко об авторе. 25 лет проработал корреспондентом ТАСС и ИТАР-ТАСС. Сейчас имам-агйзам мечети Хасан-Нур в Уфе. Известный питерский ученый-теолог, академик В.В. Карелин, к сожалению, недавно ушедший из жизни, в предисловии своей очень интересной книги «Исход к богу» пишет: «Идея этой книги принадлежит Тухватуллину Раулю Хабибулловичу, известному журналисту ИТАР-ТАСС, давно и глубоко изучающему Божественные Учения.

Он озвучил ее в октябре 2003 года во время моего приезда в Уфу. В январе 2004 года в течение 14 дней книга была записана под его диктовку…

— Насколько важен Коран для современного человека?

— В Коране Аллах рассказывает нам, как жить, не страдая: “Если придет от Меня к вам руководство, над теми, кто последует за руководством Моим, нет страха, и не опечалятся они” (2:38). То есть Коран – это программа действий на каждый день в разных областях: политике, экономике, медицине и т.д. Вместе с тем это религиозное учение, ибо оно готовит человека к вечной жизни, давая возможность смотреть на мир глазами его Творца.

И до, и после ислама многие народы пытались создать нечто подобное своими силами. Некогда Бог заключил договор с Моисеем и дал им инструкцию — Тору, как жить на Земле без проблем. Задачей евреев было, испробовав на себе прелести договора, поделиться и с другими народами. Но иудеи переработали Тору в Талмуд, после чего она потеряла свою ценность, перестав быть религиозной книгой, призванной подготовить к вечности, это всего лишь практическое руководство по удобному или комфортному бытию в нынешнем мире. Талмуд учит еврея уберечься от ассимиляции. Поэтому большинство людей среди разных народов живут без религии вообще! И только мусульманам Аллах даровал Писание-руководство, несущее одновременно указание о материальном и о духовном мирах. Бог возложил на Себя сохранность этого Писания. И все мусульмане с рождения четко ориентированы на него. Сегодня же наша задача – научиться жить по Корану.

— Но может ли Учение Корана служить основой светской жизни?

— Да. И это возможно благодаря его научности. Сегодня уже известно, что многие великие научные открытия один к одному были предсказаны в Коране задолго до их свершения наукой. Так, в строках Корана: «Превращаешь Ты ночь в день и превращаешь Ты день в ночь» (3:27), оказывается, изначально таилось величайшее научное предсказание. Термин «превращение» толкуется как «при вращении». Это говорит о том, что переход ночи в день и дня в ночь связан с процессом вращения. И мысль эта высказана в Коране почти за тысячу лет до того, как стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Не так давно канадский ученый, лауреат Нобелевской премии в области медицины Кейт Мур, написавший впоследствии учебник «Эмбриология человека с исламскими добавками», сказал, что получил бы свою премию на двадцать лет раньше, если бы знал Коран.

Такие факты и делают Коран научно достоверным, потому он и служит нам руководством к бытию. И нельзя Учение Корана однозначно связывать с религией. Религия — это вероисповедание и Богопочитание, то есть прославление Аллаха за Его помощь нам. Учение же — это величайший научный труд, из которого предстоит черпать истинные знания всем: ученым, врачам, психологам, целителям, верующим и неверующим, в том числе и священнослужителям.

— Такой пример о толковании коранического термина «превращение» поразителен! Это какой-то метод познания Корана?

— Да, это именно метод. И называется он тафсир. Обычно под тафсиром (толкованием) Корана подразумевают то, что понял чтец из Писания. Но понять его можно по-разному. Между тем тафсир дает точные знания. Потому он служит ключом к Корану. «Тафсир» по-другому — это «толкование слова». Поясню: значение каждого слова Корана скрыто, а раскрывается оно с помощью составляющих его слов. Например: суд — суть дел; суета — суть ята (бессмыслица); простить — просто забыть и т.д. Интересно, что метод тафсира предлагает сам Коран.
Таким образом, используя второе значение слов, удалось раскрыть тайный смысл Писания, который содержал строго научные данные. Заметьте, как ясно и подробно все сказано: “Превращаешь Ты ночь в день и превращаешь Ты день в ночь”, то есть обратный процесс перехода дня в ночь также идет путем вращения. А это чисто научная подача информации, требующая величайшей точности.

Но и это не все. Оглянитесь вокруг, и вы поймете, что все основано на вращении. Например: Земля вращается вокруг Солнца; обращается кровь в организме; вращаются электроны вокруг ядра атома; вращаются колеса и винты у машин; происходит круговорот воды и воздуха в природе; растения поворачиваются вслед за Солнцем. А как мы говорим о нашей жизни: крутился (в бизнесе), вращался в кругах высшего света, развращение нравов и др.
Теперь уже ясно, что духовный термин «превращение» является вполне научным термином. Он предполагает свой метод – «метод вращения», который используется везде. Например, в экономике как оборот капитала. Или при развлечениях, где многие игры основаны на вращении: рулетка, хоровод. Кино есть результат вращения пленки перед проектором. В спорте состязания идут по кругу на стадионе. В медицине гипноз часто достигается путем вращения блестящего предмета перед глазами. А равно и в других сферах жизни. Так, одним глаголом Коран отразил основной принцип действия незримых сил Вселенной.

Другой пример. Вот что говорит Коран о происхождении Вселенной: «И размышляют они о сотворении Небес и Земли: «Господь наш! Сотворил Ты это не с пуста». (3:191). «Не с пуста» — значит, «не из пустоты». Сегодня известно, что материи во Вселенной мало, основная же ее часть состоит из волновой составляющей. И то, что в нашем сознании представлялось «пустым пространством», на самом деле заполнено волновой составляющей. Значит, и сама материя образовалась из волн.

Недавно был фильм, где ученые разбирали происхождение слов. Например, слово «пес», по их мнению, пошло от слов «пасти стадо». То есть наука сегодня потихоньку берет метод тафсира на вооружение. Но в Коране-то он был предложен почти полторы тысячи лет назад и оказался верным! И открылся Коран сегодня татарам. Мы бы не хотели защищать эту мысль, но и не будем от нее отказываться.

— Значит, чтение Корана нам дает знания. Что же требуется для того, чтобы получать эти знания?

— Надо просто работать с Кораном. Сегодня человек приобретает Коран, полистает и ставит его на полку. Теперь принято Коран вставлять в дорогие переплеты, украшать его драгоценными камнями и золотом. Делается это с одобрения наших муфтиев. Поэтому и народ, и его имамы называются носителями Корана.

Но теперь мы получили простой метод, позволяющий каждому из нас пользоваться Писанием как инструкцией к незримой части мира. Ведь сказано в Коране: …кто в незримое уверил».
Коран сразу говорит о двух мирах – духовном и материальном. Ибо он рассказывает о невидимых процессах видимого мира. В том же аяте «Превращаешь Ты ночь в день…» речь идет о вращении Земли вокруг своей оси перед Солнцем. И хотя мы не можем увидеть само вращение, но Коран нам говорит о нем. Такого рода знания дают человеку возможность быть царем природы, научиться управлять ею, то есть стать халифом — наместником Аллаха на Земле. Поэтому пророк Мухаммад и сказал: «Приобретайте знания от колыбели до могилы». Ибо, стремясь к знаниям, вы всегда достигнете большего. С ними возможности человека безграничны. А изучение Корана — и есть прямой путь для их добычи.

Сегодня человечество стоит на грани веков. Закончилось познание материи, и начинается познание духовного мира. Началась гонка за знаниями о мире первопричин. Первый, кто овладеет этими знаниями, тот будет владеть миром. Для этого и надо работать с Писанием. Познание духовного мира происходит через Коран — инструкцию о невидимом мире. Когда люди применяют его на практике, тогда спадает завеса материального мира, и они говорят с Богом.

— Но может ли любой человек научиться разговаривать с Богом?

— Конечно, ведь Коран — это прямая речь Аллаха. И работа с ним – это и есть разговор с Богом. И только от Аллаха можно узнать истину. Все остальное — фальсификация. Разберитесь, что нужно вам от Аллаха и что нужно Аллаху от вас. Тогда вы научитесь получать ответы на свои вопросы от Него. Иначе вы будете слепоглухонемым, духовным мертвецом.

Обращение к невидимому, но живому Аллаху помогает нам абстрагироваться и учит мыслить. Мы начинаем видеть первопричину событий, соединять факты в их последовательности, делать глубокие обобщения. Тогда и начинает работать метод тафсира, а нам открывается суть Корана.

Без обращения к Богу наше мышление остается поверхностным и чересчур конкретным. Обращение же к Аллаху помогает ставить и решать задачи, достигать цели.
В Коране ясно сказано, что первый человек Адам потому и стал разумным, что обратился к Аллаху. Это значит, что возможности нашего разума зависят от наших взаимоотношений с Богом. А история совершенствования человека связана с развитием его религиозного сознания.

— Что помогает нам получить эти знания из Корана?

— Вера. Ведь Автор Корана жив, поэтому нам надо обращаться к нему за толкованием его смысла. Аллах сказал: “Просите Меня, Я отвечу!” (40:60), значит, нужно просить Его. При этом хотя вы и не увидите Аллаха, делайте и поступайте так, словно вы видите Его. Это поможет вам прозреть духовно и сконцентрироваться на цели. Ежеминутно помните, что Аллах жив! Вера — священное чувство, она формирует личность, укрепляет характер, утверждает человека. Совершение намаза, когда мы становится на колени перед невидимым Богом, есть признание невидимого Бога, общение с Ним. В этот момент мы и получаем от Аллаха знания, а с ними попадаем в Рай.

Ведь Коран нам дан, чтобы не ошибаться. Ибо истина, заложенная в нем, независимо от того, знаем мы ее или нет, влияет на события. Если бы каждый следовал ему, то в мире не было бы войн, болезней, несчастий. Оттого святая задача каждого человека — воплощать в быту все сказанное в Коране. А сильный ум, ставящий целью практическое применение Корана — это лучший ум на земле!

Истина — это то, что произойдет. Просто следуйте ей, и все постепенно придет к вам законно. Все приходит к терпеливым — тернии преодолевающим. Так учил Посланник Аллаха — Мухаммад. Так мы и должны поступать.

— Что вы особенно хотите подчеркнуть из того, что сказано в Коране для людей?

— Прежде всего то, что в Коране речь идет о духовном мире человека, где описаны его таланты. Описаны цель и задачи его жизненного пути — его божественное предназначение, складывающееся из этих талантов. Выходя на свое предназначение, человек реализует возможности своего интеллекта полно, и тогда он может стать гением. И если разум обычного человека используется всего на 10 — 20%, то благодаря работе его талантов можно раскрыть и остальные 80%.

Работая с Кораном, мы и выходим на свое жизненное предназначение, поскольку он делает нас творческими людьми. Любой же, кто занимается своим делом, приобретает дар предвидения и пророчества через свое предназначение, то есть становится пророком в своей области. А кто знает будущее, тому оно и принадлежит.

Отходя от Корана, человек утрачивает творческое начало. Тогда Аллах превращает его в духовную обезьяну. Он живет на малую толику своих интеллектуальных возможностей. И его работа становится пародией на его дело (обезьянничанием). Например, иной занимается политикой, не имея вовсе к этому таланта, а имея талант, скажем, художника. Тогда его политика становится политиканством: грязными интригами, склочничеством и разного рода вымогательствами и шантажом.

Важно и то, что предназначение есть не только у отдельных людей, но и у целых народов. Например, предназначение татар – «пробить окно» в духовный мир. Этим «окном» и является Коран. Нужно довести его до каждого. Это и значит каждого научить говорить с Богом. Потому мы обновляем понимание религии, веры, Учения Аллаха. Ведь иначе человеческая жадность, глупость, подлость, похоть и трусость разрушат мир. Чтобы этого не случилось, каждый из нас должен стать проводником Корана. Татары для этого подходят идеально: это оседлый народ, нация ремесленников, создателей цивилизации, которые имеют сильный духовный потенциал к освоению Корана, накопленный веками работы разума. Сегодня мы нашли ключ к пониманию речи Бога – метод тафсира (толкование слова) через обращение к Аллаху – Автору Писания.

Используя тафсир в области своего предназначения, каждый может повысить уровень своего ремесла до творчества. Тогда он и станет проводником идей Аллаха. Не в Аравии, не в Египте и не в Турции — землях исконных хранителей веры, а в России, нам — татарам открылась Священная Книга Аллаха. Не случайно великий ученый-теолог конца XVIII века Сеид Джамаледдин Асабади (Афгани), посетивший Россию в 1888 — 1889 годах, при слове «татары» добавлял: «Рахимухум Аллах», что значит «Да смилостивится к ним Аллах». Эту фразу в мире ислама обычно добавляют при упоминании великих ученых. Этим Сеид Джамаледдин – суфий (мистик ислама), основатель джадидизма (течения по преображению ислама), обладавший даром предвидения и пророчества, предрек миссию татар в этом мире – быть проводниками Корана, культиваторами плодов учения Аллаха.

А то, что Казань сегодня избрана в числе одной из трех столиц России, говорит о персте Божьем, указующем на татар. 1100 лет только официального принятия булгарами религии Аллаха сделали свое дело и привело это народ к Себе. Коран не случайно стал открываться именно здесь. Ведь в современном исламе, где еще выражено противостояние ортодоксов науке, Россия служит местом, где оно более всего слабо. И мы имеем все шансы победить слепой фанатизм и обрести торжество разума в религии. Ибо основой государства сегодня является народ, выросший в период социализма, который хотя и не был воспитан в религии, но возвращается к ней в новом качестве и смотрит на нее глазами разума. А татары – это основные проводники ислама в России. И интеллект татар – это интеллект ученых, поэтому мы и должны заниматься Кораном как наукой.

— Что вы пожелаете нашим читателям?

— Объединяйтесь, Аллах велел объединяться. Сила — в единстве. В нем залог успеха и процветания. Коран приводит много примеров народов, погибших в рассеянии, поскольку они отошли от Бога и утеряли Его руководство. Наше руководство — это Коран, он содержит четкую программу спасения и развития. Именно в нем заключается предпосылка развития высшей формы сообщества людей, их культуры, поскольку он служит великим генератором творческой мысли. Он исключительная причина способности создавать и совершенствовать собственную культуру. Потому объединиться нужно и можно только через Учение Аллаха, через Его идею о Божественном предназначении татар. Все остальное разделяет нас. Тогда и наступает ад, или жизнь без Бога.

С 1997 года издаю свою частную газету «Тайны здоровья» (выходит только в РБ). Благодаря духовным темам, тираж ее доходил до 99000 экз. (сейчас 16). Второй год издаю научно-популярный вестник «Азбука Корана». Тираж пока 4000 экз., идет по России. Пишу так подробно, потому что духовная тема благодатна, по нему голод.

Это – один из важнейших разделов религиозного знания, позволяющий укрепить веру, сделать ее сильной и непоколебимой, потому что Аллах ниспослал рабам Свое ясное писание как верное руководство, милость, свет, сияние, радостную весть и напоминание для тех, кто помнит его.

Всевышний Аллах сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали и которое подтверждает то, что было до него» (сура 6 «Скот», аят 92);

«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, – быть может, вы будете помилованы» (сура 6 «Скот», аят 155);

«Мы преподнесли им Писание, которое разъяснили на основании знания, как верное руководство и милость для верующих людей» (сура 7 «Ограды», аят 52);

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (сура 16 «Пчелы», аят 89);

«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (сура 38 «Сад», аят 29);

«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда» (сура 17 «Ночной перенос», аят 9);

«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам он не прибавляет ничего, кроме убытка» (сура 17 «Ночной перенос», аят 82);

«Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» (сура 50 «Каф», аят 37).

Эти прекрасные аяты указывают на превосходство Священного Корана, писания Господа миров. Аллах сделал его благословенным писанием, верным руководством для творений, исцелением от различных недугов, в особенности, от болезней души, всевозможных сомнений и страстей. Он сделал его благой вестью и милостью для миров, напоминанием для тех, кто прислушивается к наставлениям. Он указал в нем путь к тому, что лучше, и разъяснил в нем знамения и угрозы, чтобы творения устрашились или чтобы это стало для них назиданием.

Тот, кто читает писание Аллаха, задумывается над его аятами и размышляет над ними, находит в нем знания, укрепляющие и усиливающие его веру. Причина же этого в том, что Коран – это Речь Властелина, Которому принадлежит власть, Которому надлежит хвала целиком, Который управляет всем сущим. От Него все исходит, и к Нему же все возвращается. Он поднялся на Трон, и от Него не скроется ничто из того, что происходит в разных уголках Его Царства. Ему известно о том, что кроется в сердцах Его рабов, обо всем, что они скрывают или обнародуют. Он один управляет Царством. Он слышит и видит, одаряет и лишает, вознаграждает и наказывает, оказывает почтение и унижает, создает и наделяет уделом, дарует жизнь и умерщвляет, предопределяет и управляет, принимает решения и выносит приговоры. Он указывает Своим рабам на то, что обеспечивает их счастье и преуспеяние, призывает их совершать добрые дела, вдохновляет их на них и предостерегает их от всего, что может привести их к погибели. Он помогает им познать Его посредством Его имен и качеств и возлюбить Его за многочисленные милости и блага. Он напоминает им о той милости, которую Он оказывает им, и велит им совершать поступки, которые позволят им до конца наслаждаться ею. А еще Он предостерегает их от наказания и напоминает им о тех почестях, которых они будут удостоены, если будут повиноваться Ему, и о том наказании, на которое они будут обречены, если станут ослушаться Его. Он рассказывает о том, как Он поступает со Своими угодниками, и том, что Он делает со Своими врагами. Он рассказывает об участи тех и других, восхваляет угодников за их праведные деяния и прекрасные черты и порицает Своих врагов за их скверные поступки и мерзкие качества. Он приводит притчи и всевозможные доводы и доказательства. Он опровергает сомнительные доводы Своих врагов самым прекрасным образом, подтверждает правдивость тех, кто говорит правду, и изобличает во лжи лжецов. Он изрекает истину и указывает путь, зовет к Обители мира и благополучия, рассказывает о ее качествах, прелестях и благах. А еще Он предостерегает от Обители погибели и предупреждает о тех мучениях, отвратительных и мучительных видах наказания, которые приготовлены в ней. Он напоминает Своим рабам о том, что они испытывают в Нем всестороннюю нужду, и что они не могут обойтись без Него даже мгновение ока, и что Он не нуждается ни в них самих, ни во всех остальных существах. Он самодостаточен и не нуждается в ком бы то ни было, тогда как все остальные существа нуждаются в Нем. Все благо, которое они приобретают, пусть даже маленькую крупицу его, они приобретают только благодаря Его милости и щедрости, и любое зло, которое их постигает, пусть даже маленькая крупица его, постигает их по Его мудрости и справедливости. Когда Он порицает своих возлюбленных рабов, то делает это утонченно, снисходительно. А наряду с этим Он прощает им ошибки и упущения, находит для них оправдания, исправляет их недостатки, защищает их от обвинений, оказывает им поддержку, отстаивает их интересы, оберегает их от любых бед и печалей и исполняет данное им обещание. Он покровительствует им, и нет у них другого покровителя, кроме Него. Он – истинный Покровитель и Помощник в борьбе с врагами. Как же прекрасен такой Покровитель, как же прекрасен такой Помощник!

Сердце раба не перестает приобретать знания, которые укрепляют и усиливают его веру, пока он размышляет над писанием Аллаха. И как может быть иначе, если из Корана он узнает о Великом, Милосердном, Щедром, Прекрасном Властелине? Как он может после этого не возлюбить Его, не искать близости к Нему, не пытаться снискать Его любовь? Как он может не возлюбить Его сильнее всего на свете и не отдавать предпочтение Его довольству перед довольством всех остальных существ? Как он может не поминать Его день и ночь, если любовь к Нему становится его питанием, источником его силы, его лекарством, потеряв которое он придет в упадок, погибнет и не сумеет воспользоваться своей жизни (Ибн аль-Каййим. Фаваид. С. 58-60).

Аль-Аджурри, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Тот, кто задумается над Словом Аллаха, непременно познает Великого и Могучего Господа, познает величие Его власти и могущества, осознает безграничность милости, которую Он оказал правоверным, и поймет, что он обязан поклоняться Ему. И тогда он обязуется выполнять свой долг и станет остерегаться всего, от чего его предостерег Великодушный Покровитель, и устремится ко всему, на что Он вдохновил его. И если человек испытывает эти ощущения, когда он читает Коран или слушает его чтение, то Коран станет для него исцелением. Он разбогатеет без богатства, и обретет могущество без влиятельной родни, и не будет чувствовать себя одиноким рядом с тем, чего чуждаются многие другие. Начиная читать суру, он не будет думать о том, когда он дойдет до ее конца, а будет размышлять о том, когда он извлечет урок из прочитанного, когда осмыслит речь Аллаха, когда воздержится от греха, когда помянет наставление. Чтение Корана – это форма поклонения, и ее нельзя совершать, оставаясь беспечным, а помогает в этом только Аллах» (Аль-Аджурри. Ахлак хамала аль-Куран. С. 10).

И поэтому Великодушный Аллах приказал Своим рабам размышлять над Кораном и вдохновил их на это. Пречистый Господь сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (сура 4 «Женщины», аят 82);

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (сура 47 «Мухаммад», аят 24).

Аллах поведал о том, что Коран ниспослан именно для того, чтобы над ним размышляли. Пречистый Господь сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (сура 38 «Сад», аят 29).

Он разъяснил, что заблудшие люди сбиваются с прямого пути и не придерживаются верного руководства именно потому, что они не желают размышлять над Кораном и надменно отказываются слушать его. Всевышний сказал: «Вам читали Мои аяты, но вы пятились от них, возгордившись ею (Каабой) и произнося скверные речи по ночам. Неужели они не задумываются над Словом? Или же к ним явилось то, что не приходило к их праотцам?» (сура 23 «Верующие», аяты 66-68).

Он также сообщил, что Коран укрепляет веру, когда верующие читают его аяты и размышляют над ними. Пречистый Аллах сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (сура 8 «Трофеи», аят 2).

Он сообщил и о том, что праведники из числа людей Писания, когда им читают коранические откровения, падают ниц, касаясь земли кончиками своих бород и рыдая, что приумножает их смирение, веру и покорность. Пречистый Аллах сказал: «Скажи: «Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками. Они говорят: «Хвала нашему Господу! Воистину, обещание нашего Господа непременно исполнится». Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение» (сура 17 «Ночной перенос», аяты 107-109).

Он также поведал о том, что если бы Священный Коран был ниспослан на гору, то она рассыпалась бы и превратилась в прах от страха перед Великим и Могучим Аллахом, и эта притча разъясняет людям величие этого Корана. Всевышний сказал: «Если бы Мы ниспослали этот Коран горе, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (сура 59 «Сбор», аят 21).

Он назвал его самым прекрасным повествованием и сделал его аяты повторяющимися, чтобы творения поняли его смысл. А еще Он поведал о том, что при его чтении по коже добродетельных праведников проходит дрожь, потому что они страшатся Господа своего. Всевышний сказал: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» (сура 39 «Толпы», аят 23).

Он упрекнул тех из правоверных, которые не испытывают смирения при чтении Корана, и предостерег их от уподобления неверующим, которые отличаются этим качеством. Пречистый Аллах сказал: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?» (сура 57 «Железо», аят 16).

Эти аяты ясно указывают на значимость Корана, на необходимость заботливого отношения к нему и на то, какое сильное воздействие он оказывает на сердца рабов, потому что это – величайший из факторов, усиливающих веру, в особенности, если его читают, задумываясь над его аятами, пытаясь понять их смысл и значение.

Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Одним словом, нет ничего более полезного для сердца, чем чтение Корана и размышление над ним, потому что он повествует обо всех этапах, через которые проходит человек, обо всех качествах, которыми обладает совершающий праведные деяния, обо всех ступенях, на которые восходит приобретающий знания. Именно Коран учит любви, желанию, страху, надежде, раскаянию, упованию, удовлетворенности, благодарности, терпению и другим качествам, благодаря которым душа обретает жизнь и совершенствуется. А наряду с этим Коран предостерегает от всех порочных качеств и деяний, которые разлагают и губят душу.

Если бы люди знали, какую пользу приносит чтение Корана и размышление над ним, то они посвятили бы этому занятию все свое время. И тогда, встретив аят, который необходим для исцеления их сердец, они повторяли бы его по сто раз или даже целую ночь. Воистину, прочесть всего один аят, поразмыслив над его смыслом, лучше, чем прочесть Коран целиком, не поразмыслив над ним вообще. Воистину, размышление над Кораном приносит душе гораздо больше пользы, способствует большему усилению веры и помогает лучше ощутить сладость Корана…» (Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-саада. С. 204).

Мухаммад Рашид Рида писал: «Следует знать, что добиться набожности, совершенной веры и убежденности можно только благодаря частому чтению Корана, слушанию коранических аятов и размышлению над ними с намерением руководствоваться его наставлениями, выполнять его приказы и не нарушать его запреты. Истинная вера, сопряженная с покорностью Аллаху, увеличивается, усиливается и растет по мере того, как человек задумывается над Кораном. В зависимости от этого она приносит свои прекрасные плоды, которые проявляются в праведных деяниях, отказе от грехов и безнравственности. В то же время вера уменьшается и ослабевает по мере того, как человек перестает размышлять над Кораном. Воистину, большинство арабов уверовало только благодаря тому, что они услышали Коран и поняли его смысл. Они покорили страны, завоевали города, распространили свою цивилизацию и укрепили свою власть именно благодаря верному кораническому руководству. А упрямые неверующие вожди мекканцев, борясь с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и мешая ему призывать к Господу, в первую очередь мешали ему читать Коран. Всевышний сказал: «Неверующие сказали: «Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор (опровергайте его любым способом или шумите во время его чтения). Быть может, вы одержите верх» (сура 41 «Разъяснены», аят 26).

Именно потому, что мусульмане перестали размышлять над Кораном, читать его аяты и выполнять его предписания на практике, они еще в средние века начали ослабевать, пока, наконец, не потеряли большую часть своих владений» («Мухтасар Тафсир аль-Манар» 3/170).

Таким образом, Священный Коран – это один из важнейших факторов, укрепляющих веру и усиливающих ее во многих отношениях.

Ибн Саади писал: «Он усиливает веру во многих отношениях. Просто читая аяты Аллаха и узнавая из них правдивые повествования и прекрасные предписания, верующий уже извлекает для своей веры большую пользу. Что же говорить о том, кто размышляет над Кораном и постигает его смысл и тайны?» (Ибн Саади. Ат-Таудих ва-ль-байан ли-шаджара аль-иман. С. 27).

Однако следует знать, что чтение Корана способствует укреплению веры только тогда, когда человек заботится о постижении его смысла и выполнении его практических предписаний. Для этого недостаточно просто читать коранические откровения, не задумываясь над их значением. В противном случае, не было бы столько людей, читающих Коран, с которыми Священный Коран станет препираться в День воскресения.

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах возвышает посредством этого Писания одних людей и низвергает других» (Муслим 1/559).

В другом хадисе сообщается, что он также сказал: «…а Коран – это довод за или против тебя» (Муслим 1/203).

Коран становится доводом в твою пользу и укрепляет твою веру, если ты выполняешь его предписания. Но если ты пренебрегаешь ими и беспечно относишься к кораническим ограничениям, то он становится доводом против тебя и уменьшает твою веру.

Катада сказал: «Кто бы ни усаживался рядом с этим Кораном, он обязательно расстается с ним, либо что-либо приобретя, либо что-либо потеряв» (Ибн аль-Мубарак. Зухд. С. 272; аль-Аджурри. Ахлак хамала аль-Куран. С. 73).

Аль-Хасан аль-Басри, разъясняя суть размышления над Кораном, сказал: «…Клянусь Аллахом, этого не достичь тем, кто запоминает наизусть его буквы, но не выполняет его ограничения. Порой кто-либо из них говорит: «Я прочел Коран полностью и не упустил из него ни одной буквы!» Но, клянусь Аллахом, в действительности, он упустил его целиком, поскольку следов Корана не видно ни в его поведении, ни в его поступках. А другой говорит: «Поистине, я могу прочесть суру на одном дыхании». Клянусь Аллахом, это – не чтецы, не ученые, не мудрецы и не богобоязненные праведники. Когда чтецы становятся такими, Аллах создает среди людей много вот таких» (Абд ар-Раззак 3/363).

Да помилует Аллах аль-Хасана! Интересно, чтобы он сказал, если бы увидел чтецов Корана в наше время, которые искушаются мелодичным чтением, четким произнесением и украшением звуков, пренебрегая кораническими ограничениями и совершенно упуская их из виду. Более того, люди, которые слушают их чтение Корана, обращают внимание только на произнесение звуков и мелодичное чтение нараспев, забывая о том, что они должны молча внимательно слушать Коран и размышлять над Словом Аллаха. Безусловно, мы не возражаем против чтения Корана в соответствии с установленными правилами, чтения его нараспев и красивой рецитации. Мы лишь возражаем против щепетильного отношения к произнесению звуков наряду с беспечным отношением к выполнению коранических приказов, ради которых, собственно говоря, и был ниспослан Коран. Ведь дело дошло до того, что среди множества таких чтецов порой нельзя найти даже одного набожного верующего, который соблюдал бы предписания Аллаха. Более того, мы не видим среди них даже такого, кто бы руководствовался заповедями Корана в своем поведении, в своих поступках.

Зато ты можешь увидеть, как чтец, знающий Коран наизусть и прекрасно выговаривающий все звуки, бреет бороду и носит одежду с длинным подолом. Более того, среди них есть и такие, которые небрежно относятся к групповым намазам или даже намазу вообще. Они совершают и многие другие предосудительные поступки. Один из них – упаси нас Аллах от подобного! – даже осмелился открыть чтением аятов из Священного Корана музыкальный вечер одной из распутных девиц, прочтя коранические аяты до того, как она приступила к исполнению своих песен. Воистину, Слово нашего Господа превыше того, чтобы его оскверняли такие люди! Мне же достаточно повторить сказанное аль-Хасаном, да смилостивится над ним Аллах: «Когда чтецы становятся такими, Аллах создает среди людей много вот таких».

Еще Ибн аль-Араби описывал чтецов своего времени как людей, которые специализируются на четком произношении коранических слов, пренебрегая при этом выполнением религиозных предписаний. Они превратили свое занятие в ремесло, тогда как Коран был ниспослан именно для того, чтобы люди выполняли его заповеди на практике. Он писал: «…Однако такое чтение превратилось в ремесло, над которым люди трепещут, за которое они борются, на которое они тратят целую жизнь, хотя в этом нет никакой необходимости. Такие люди читают Коран, словно поднимают бокал, чтобы произнести тост, и разрушают весь его смысл, подобно тому, как другие разбивают этот бокал. Порой они умирают, так и не усвоив ничего из его смысла» (из книги Абу Бакра ибн аль-Араби «Аль-Авасим мин аль-кавасим»).

Следовательно, мусульманину полагается прежде, чем приступить к чтению Корана, обучиться тому, как можно извлечь из этого пользу, чтобы результаты его усилий были полными. Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, говоря об этом, упомянул о важном правиле, которое гласит: «Если ты хочешь извлечь пользу из Корана, то перед тем, как прочесть или послушать его, соберись всей душой, насторожи свой слух и будь внимателен, как это полагается делать тому, к кому обращается Сам Пречистый Аллах» (Ибн аль-Каййим. Фаваид. С. 5).

Кто поступает в соответствии с этим правилом и руководствуется этим принципом, читая или слушая Коран, тот не только приобретет знания, но и станет праведным, а его вера от этого усилится настолько, что станет подобна непоколебимым горам. И мы просим Аллаха вдохновить нас на эти и на все остальные благие дела!

Кроме того, размышление над аятами Аллаха бывает двух видов. «Это – размышления с целью понять то, что имел в виду Господь, и размышления над тем, над чем рабам велено задумываться. В первом случае объектом размышлений являются доводы из Корана, а во втором – доводы, которые можно лицезреть. В первом случае ты размышляешь над аятами, которые ты слышишь, а во втором – над знамениями, которые ты видишь» (Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-саада. С. 204). Об этом писал Ибн аль-Каййим.

Все, о чем мы говорили раньше, относилось к размышлению над аятами Аллаха, которые можно услышать. Что же касается размышления над видимыми знамениями, то об этом, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим чуть позднее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Eufy robovac 25c инструкция на русском языке
  • Посудомоечная машина ханса инструкция по применению индикаторы ошибок
  • Honda fit shuttle руководство по ремонту
  • Гептрал капли инструкция по применению цена
  • Compact ultrasonic b well инструкция по применению