Космодром восточный его руководство

Космодром «Восточный» — первый российский гражданский космодром. Расположен в Амурской области, вблизи города Циолковский. Возведен с целью обеспечения независимого доступа в космос, гарантированного выполнения международных и коммерческих космических программ, сокращения затрат на космодром Байконур и улучшения социально-экономической обстановки в Амурской области. Преимущества космодрома: начальный участок траектории полета ракеты-носителя не проходит над густонаселенными районами России и над территориями иностранных государств. Районы падения отделяющихся частей ракет-носителей находятся в малонаселенных районах территории России. Общая площадь космодрома составляет около 700 км2.

Руководство Космодрома «Восточный»

Бобков Роман Валерьевич
Директор филиала ФГУП «ЦЭНКИ» — КЦ «ВОСТОЧНЫЙ»

Огренич Виктор Алексеевич
Заместитель директора филиала по обеспечению НКИ

Климов Дмитрий Владимирович
Первый заместитель директора филиала по наземной космической инфраструктуре и испытаниям

Попов Олег Викторович
Заместитель директора филиала — главный инженер

Шабалдин Алексей Петрович
Заместитель директора филиала по безопасности

Тюхаев Алексей Леонидович
Заместитель директора филиала по капитальному строительству


13 февраля 2020 года в Амурской области на космодроме Восточный начала функционировать Метрологическая база. В частности, создана Метрологическая служба, укомплектован штат необходимых специалистов, установлено оборудование, а также построен комплекс зданий: трехэтажный корпус, гараж на пять спецавтомобилей и склад. Наличие базы позволит сократить расходы и сроки на поверку приборов, исключить затраты на логистику и командировочные расходы, а также исключит риски поломок средств измерений при их транспортировке.

27 января 2020 года Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин с рабочим визитом посетил космодром Восточный. Он осмотрел площадку строительства стартового комплекса для ракет «Ангара», строящийся командный пункт, проконтролировал графики возведения объектов инфраструктуры объекта и поставки оборудования. Кроме того, Рогозин провел совещание с подрядными организациями, обсудив график строительства и другие вопросы.

25 декабря 2019 года специалисты ЦЭНКИ и подрядных организаций завершили монтаж крупногабаритных емкостей для хранения кислорода и азота на стартовом комплексе для ракет-носителей семейства «Ангара» космодрома Восточный. На площадку транспортировано и установлено 9 уникальных емкостей объемом 250 м3, весом 92 т каждая и длиной 36 метров. Резервуары входят в состав системы заправки жидким кислородом и системы обеспечения азотом.

15 декабря 2019 года на стартовом комплексе для ракет-носителей «Ангара» космодрома Восточный начался монтаж уникального технологического оборудования. Емкости для хранения азота и кислорода, весом 93 тонны и длиной 36 метров, транспортированы с площадки хранения Промышленной строительно-эксплуатационной базы на строительную площадку, специалисты ЦЭНКИ и подрядных организаций приступили к их установке.

26 февраля 2018 года Дальневосточный окружной военный суд признал фигурантов дела о хищениях при строительстве космодрома «Восточный» виновными и приговорил их к срокам лишения свободы. Приговор зачитали обвиняемым по делу о злоупотреблении при использовании авансов по 11 контрактам на цели. Это повлекло за собой ущерб в размере 5,2 миллиарда рублей. Бывшего главу «Дальспецстроя» Юрия Хризмана осудили на 12 лет лишения свободы. Его сына Михаила, на 5,5 лет колонии. Экс-спикер Хабаровской думы Виктор Чудов получил 6 лет колонии. Главного бухгалтера предприятия Владимира Ашихмина приговорили к 7 годам колонии.

1 февраля 2018 года С космодрома «Восточный» успешно стартовала космическая ракета в составе ракеты-носителя «Союз-2.1а», разгонного блока «Фрегат», аппаратов дистанционного зондирования Земли «Канопус-В» №3 и 4, а также девяти американских и германских малых аппаратов попутной нагрузки. Это был третий пуск с первого российского гражданского космодрома «Восточный». 

1 июля 2012 года начались работы по строительству стартового комплекса на космодроме Восточный. Также стартовало возведение объектов энергообеспечения, транспортной и строительной инфраструктуры.

28 августа 2010 года состоялась торжественная церемония открытия памятного знака о начале работ по строительству космодрома «Восточный». В мероприятии принял участие Председатель правительства России Владимир Путин.

11 июля 2008 года проект космодрома был одобрен коллегией Федерального космического агентства.

6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ № 1473с «О космодроме «Восточный». Глава государства лично принимал участие в выборе места будущего строительства, изначально планировалось возвести космическую площадку на берегу Тихого океана неподалеку от Владивостока. Однако из-за проблем с погодой на побережье было принято решение перенести строительство вглубь континента.

Инфраструктура Космодрома «Восточный»

Стартовые комплексы:
— стартовый комплекс «1С» для ракет «Союз-2» легкого и среднего классов
— стартовый комплекс «1А» для ракет «Ангара»
— стартовый комплекс для РН среднего класса «Союз-5» и сверхтяжелой ракеты

Комплекс средств измерений, сбора и обработки информации, КСИСО

Монтажно-испытательные корпуса для испытаний и подготовки к запуску автоматических КА и пилотируемых космических кораблей

Комплекс эксплуатации районов падения отделившихся частей ракет-носителей
— материально-технические склады
— убежища для персонала и техники
— посадочно-вертолетная площадка
— места стоянки для вертолетов
— зона авиатопливообеспечения
— разгрузочного терминала

Объекты для предполетной и предстартовой подготовки космонавтов

Кислородно-азотный и водородный заводы

Современный измерительный комплекс, в том числе морской

Аэродромный комплекс для приема всех типов самолетов

Наземный измерительный пункт на острове Сахалин в городе Поронайск

Внутрикосмодромные автодороги, железные дороги

Объекты инженерного обеспечения:
— миникотельные
— водозаборные и очистные сооружения
— объекты МЧС России

Различные складские, перегрузочные и ремонтные объекты

Город для проживания эксплуатационного персонала космодрома с необходимыми медицинскими, социально-бытовыми, торговыми, культурно-развлекательными и спортивными объектами

Директором космического центра «Восточный», уже занимавший эту должность с 2017 по 2019 год, сообщается на сайте центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в «Роскосмос»). На должности главы космодрома Байконур его сменил Сергей Мочалов.

«Директором филиала АО «ЦЭНКИ» — Космический центр «Восточный» назначен Валинур Агишев, ранее занимавший должность директора филиала АО «ЦЭНКИ» — Космический центр «Южный» (космодром Байконур). В свою очередь, директором филиала АО «ЦЭНКИ» — Космический центр «Южный» назначен Сергей Мочалов. Ранее он занимал пост директора по сопровождению работ на космодроме Восточный АО «ЦЭНКИ»»,— говорится в сообщения.

Валинур Агишев родился 9 января 1964 года, он более 20 лет прослужил в вооруженных силах на космодроме Байконур. С 2019 года возглавлял Байконур.

Сергей Мочалов родился 13 сентября 1965 года, занимал руководящие должности на Байконуе, с 2018 года работал в должности директора по сопровождению работ на космодроме Восточный.

Рогозин уволил руководителя дирекции космодрома «Восточный»


Рогозин уволил главу дирекции космодрома «Восточный» и объявил выговоры руководителям обслуживающей космодром структуры. Ранее директора космического центра «Восточный» арестовали по делу о подстрекательстве. По версии следствия, он уговорил инспектора составить фальшивые заключения, чтобы отчитаться перед руководством, взамен пообещав ему и его супруге трудоустройство с зарплатой в 500 000 рублей в месяц

Руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин уволил главу дирекции космодрома «Восточный» Евгения Рогозу, сообщается на сайте госкорпорации. Кроме того, он объявил выговоры генеральному директору обслуживающего космодром Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Андрею Охлопкову и главному инженеру центра Владимиру Жуку.

В субботу «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в Следственном комитете сообщил, что директор космического центра «Восточный» (филиала ЦЭНКИ) Роман Бобков был вызван для дачи показаний по уголовному делу главного инспектора 119-го отдела государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны Дмитрия Фоминцева. После допроса Бобкова задержали, суд арестовал его на два месяца, отметила газета.

Фоминцев поддался уговорам Бобкова и намеренно закрывал глаза на нарушения норм и регламентов, составляя фальшивые заключения на построенные сооружения, а также акты проверок, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на данные следствия. За фиктивную документацию Бобков якобы обещал Фоминцеву и его супруге трудоустройство в космический центр «Восточный» на должности с зарплатой в 500 000 рублей в месяц. По предварительным данным, ущерб от недоделанных сооружений составил порядка 500 млн рублей. Свою вину в подстрекательстве Фоминцева Бобков не признал.

«Это их война, а не наша»: Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска

Задержание Бобкова «никак не повлияет на график строительства космодрома», сообщила ТАСС пресс-служба «Роскосмоса». Она подчеркнула, что «стройка идет по графику».

Назначено новое руководство космодромов Байконур и Восточный

Новым главой космодрома Восточный назначен бывший руководитель космодрома Байконур Валинур Агишев, а Байконур возглавит ранее занимавший пост директора по сопровождению работ на Восточном Сергей Мочалов, сообщила пресс-служба Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ).

Назначено новое руководство космодромов Байконур и Восточный

  • © ЦЭНКИ

«Генеральный директор АО «ЦЭНКИ» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») Руслан Мухамеджанов подписал приказ о плановых назначениях на космодромах Байконур и Восточный», — следует из пресс-релиза.

Ранее стало известно, что замгендиректора «Роскосмоса» по строительству (в том числе космодрома Восточный) освободили от занимаемой должности.

В октябре 2020 года стало известно, что глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин уволил генерального директора ФКУ «Дирекция космодрома Восточный» Евгения Рогозу.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

Новости о хищениях на строительстве космодрома «Восточный» несколько лет не сходят со страниц СМИ — возбуждаются новые дела, выносятся громкие приговоры, высшее руководство страны произносит обличительные речи. Срыв сроков стройки века стал причиной расформирования «Спецстроя России» — огромной организации при Минобороны. Между тем, у непосредственного участника создания нового космодрома — несколько иная точка зрения на события. Он уверен, что главной причиной проблем на «Восточном» стало не тотальное воровство, а ошибки правительства при планировании строительства и в его ходе. В каких условиях строили космодром, с какими сложностями приходилось сталкиваться подрядчикам и как показал себя в этой ситуации глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин — в интервью бывшего сотрудника «Спецстроя».

Космический масштаб

«На «Спецстрой России» была возложена большая задача — быть единственным исполнителем по строительству объектов космодрома «Восточный». Естественно, все стояло на жестком контроле. Были четкие указания президента: в декабре 2015 года с нового космодрома должен был состояться первый пуск ракеты-носителя «Союз-2.1».

Фактическое начало реализации проекта — это 2011 год, когда между «Роскосмосом» как заказчиком и подведомственными предприятиями «Спецстроя России» были заключены госконтракты. «Спецстрой» тогда возглавлял Григорий Михайлович Нагинский, в июле 2013 года его сменил Александр Иванович Волосов.

Я пришел в «Спецстрой России» в октябре 2013 года. Стройка космодрома уже велась силами двух подведомственных предприятий — это ФГУПы «Дальспецстрой» и «Спецстройтехнологии». Люди были на разрыв — нужно было всему миру показать, что Россия может строить не только военные объекты, но еще и гражданские, космические.

На реализации у «Спецстроя» в то время находилось около тысячи объектов, но при этом из 45 тысяч человек, которыми располагало предприятие, около 7 тысяч было постоянно задействовано на строительстве космодрома «Восточный». Только вдумайтесь в эту цифру!

Нетвердые цены

Крупная стройка не бывает без крупных проблем. Ошибки и недочеты допускались с самого начала строительства — на стадии разработки проектной, рабочей и сметной документации.

Единственным исполнителем по проектированию космодрома «Восточный» был определен проектный институт ОАО «Ипромашпром». Однако, графики разработки и выдачи документации регулярно срывались. Это докладывалось на каждом совещании, проводимом правительством, «Роскосмосом» и т.д.

Все госконтракты были заключены в период с 2011 по 2012 год, при этом проектно-сметной документации на выполнение строительно-монтажных работ, прошедшей государственную экспертизу, еще не было. В результате контракты заключались на основе приблизительных расчетов, а потом приходилось заключать дополнительные соглашения, в которых определялась твердая цена.

В 2013 году из 19 контрактов твердая цена была лишь в трех или пяти, и то не по основным комплексам, а по инфраструктурным объектам, таким как автомобильные, железные дороги и станции. В среднем, отставание от графиков выдачи рабочей и сметной документации документации по объектам космодрома составило более 776 дней.

Девять тысяч недочетов

Впрочем, и когда документация уже была готова, мы столкнулись с огромным количеством недочетов и необходимостью вносить изменения. К декабрю 2016 года в рабочую документацию было внесено 5 тыс. 902 изменения, плюс в сметную документацию 3 тыс. 359 изменений, то есть всего — 9 тыс. 261. По подсчетам моих коллег, которые продолжили работать на космодроме после расформирования «Спецстроя», на конец 2019 года было зафиксировано 9 тыс. 732 изменения. То есть основное количество правок пришлось именно на период до 2016 года.

Я считаю, что именно постоянная доработка проектной, рабочей и сметной документации и срыв утвержденных сроков ее выдачи в работу предприятиям «Спецстроя» стали основными проблемами при строительстве космодрома. Девять тысяч — это огромное количество изменений! Все они влияли на порядок и сроки расчетов с субподрядными организациями.

Дело в том, что сметные нормативы не отражали реальную стоимость работ. Подрядчики несли сверхнормативные затраты, а заказчик не мог принять выполненные работы, поскольку они не соответствовали рабочей и сметной документации. И до тех пор, пока в нее не вносились изменения, все взаиморасчеты буксовали.

Как итог — проблемы с выплатами зарплат рабочим и забастовки. Люди уезжали с вахты и назад уже не возвращались. Найти замену было сложно, и субподрядчики срывали сроки выполнения работ.

Проблемы были и с закупкой оборудования, поскольку в сметах не был предусмотрен двукратный скачок доллара, а импортное оборудование имело длительный срок изготовления и находилось в серьезной зависимости от курсов валют. А после крымских событий в условиях санкций вызывало серьезные затруднения согласование замены оборудования на аналоги российского производства.

Суровая стройка

Нужно еще сказать, что зона, в которой строился космодром, а это Амурская область, создавала дополнительные сложности. Люди жили в общежитиях и вахтовых городках, состоящих из вагончиков и модульных зданий. В таких условиях строителей можно приравнивать к героям. В октябре там уже заморозки, в ноябре земля промерзает и раньше мая не отходит. Июнь — еще не лето, а июль — уже не лето.

Особенности климатического района строительства учитывались при разработке проекта, но реальность вносила свои корректировки. Так, производство земляных работ предусматривалось на весенне-летний период, а разрешительная документация выдавалась только осенью. Естественно, сроки никто не двигал. Это требовало существенных дополнительных затрат на прогрев грунта и выполнение других мероприятий, а также на дополнительную оплату труда рабочих.

Таким образом, реальные затраты порой в два-три раза превышали сумму контракта, а добиться компенсаций было крайне сложно. Очень много предприятий, которые зашли на стройку, обанкротились. Среди них даже такие гиганты как «Тихоокеанская мостостроительная компания».

При таких обстоятельствах на космодром были готовы приглашать всех желающих. Для соблюдения графиков выполнения работ предпринимались беспрецедентные меры. Подрядчиков не выбирали, а уговаривали. На стройку даже привлекались студенческие отряды — на Восточном работало от 500 до 1000 студентов. Также для привлечения рабочей силы проводились организованные Минтруда Амурской области ярмарки вакансий.

Не надо забывать, что в период создания космодрома велась параллельная глобальнейшая стройка на олимпийских объектах, подготовка к Универсиаде в Казани, разворачивались работы на стадионах к кубку Конфедераций-2017 и Чемпионату мира в России-2018. Однако, компании, которые, к примеру, освобождались при подготовке к Олимпийским играм в Сочи, на Дальний Восток затащить было тяжело. Привлекать приходилось даже подрядчиков из стран СНГ.

При всех усилиях в установленные сроки мы не укладывались. Работы по возведению стартового комплекса начались в июле 2012 года. К сентябрю 2013-го отставание от графика строительства отдельных объектов было небольшим — около двух месяцев. Потом, с учетом существенных убытков предприятий, а также сложностей при закупке материалов, оборудования и проблем с финансированием отставание достигло до 18 месяцев.

Восточная вертикаль

Надо напомнить, что за время строительства космодрома несколько сменилось руководство «Роскосмоса». До апреля 2011 года директором был Анатолий Перминов. Сменил его Владимир Поповкин. В октября 2013 года главой стал Олег Остапенко, в марте 2014-го поставили Игоря Комарова, а в мае 2018 года руководить госкорпорацией начал нынешний директор — Дмитрий Рогозин.

Впрочем, Рогозин еще будучи заместителем председателя правительства России очень плотно контролировал создание космодрома. Он возглавлял так называемую «Комиссию по вопросам строительства», которая была создана указом президента в сентябре 2014 года с учетом многочисленных проблем на стройке. В состав комиссии вошли практически все министерства и ведомства Российской Федерации. Комиссия проводила совещания ежеквартально, а ближе к пуску — практически ежемесячно, с выездом на космодром.

Я могу сказать, что благодаря работе этой комиссии, многие вопросы, действительно, начали решаться быстрее. Рогозин задачи ставил жестко, а всю информацию получал от первоисточников — он плотно общался с руководителем «Спецстроя» Александром Волосовым и ответственным представителем «Спецстроя» на космодроме Александром Мордовцом.

Чуть позже — в феврале 2015 года — свой координационный орган появился и в нашем «Спецстрое». Это был оперативный штаб, в состав которого вошли представители подведомственных предприятий «Спецстроя» и «Роскосмоса». Председателем был назначен Мордовец. Такая организация работы позволила наладить взаимодействие всех участников строительства.

Подразделения «Спецстроя» выверяли до болта, что в определенную минуту необходимо поставить на объект. Тотальный контроль параллельно осуществляли силовые структуры — МВД, ФСБ, Генеральная и военные прокуратуры. Кстати, силовики присутствовали и на конкурсных процедурах по определению исполнителей работ.

Дела под гребенку

Когда в ноябре 2015 года президенту доложили, что пуска ракеты в декабре не будет, были названы именно те проблемные вопросы, которые я вам сейчас озвучил — изменения проекта, санкционные мероприятия, погодные условия и другое. Было принято правильное решение. Президент поручил — выверить четкие даты, исключить штурмовщину, привлечь нужных специалистов, средства, ужесточить контроль и не позднее апреля 2016 года осуществить пуск.

Но при этом глава государства еще поручил разобраться и наказать виновных в срыве программы по космодрому. Из СМИ всем известно, что многие руководители «Спецстроя» были уличены в хищениях. Но я считаю, что многие просто попали, что называется, «под общую гребенку».

Была поставлена задача — оперативно обеспечить необходимое количество людей на объекте. Процентов пятьдесят заказов размещались срочно под единственного поставщика, со ссылкой «в целях обороны». Положение о закупках позволяло так поступать. Но даже проведение процедур под единственного поставщика занимало до двух месяцев, а упущенные сроки строительства требовали незамедлительного выполнения работ. Так что на самом деле многие организации приступали к выполнению строительно-монтажных работ до заключения договора подряда на свои собственные средства.

Авансы зачастую приходилось платить на свой страх и риск, чтобы стройка не прекращалась. А к чему это приводило? Выиграла, к примеру, организация, зашла на объект, получила аванс, отработала год, выполнила 50% и обанкротилась. При этом на ней остался висеть неотработанный аванс, и контракты большие, — на сотни миллионов рублей. А следователи потом заявляют — авансирование было превышением полномочий и человек шел под статью. Большая часть руководителей предприятий и главков «Спецстроя» сейчас — фигуранты уголовных дел. Все они — военные строители, офицеры с опытом работы, который позволил подготовить инфраструктуру космодрома и обеспечить пуск ракеты.

Системный подход

Я уверен, что проблемы, возникшие при строительстве космодрома «Восточный» носят системный характер и касаются всех строек Минобороны. Надо больше внимания уделять правильному оформлению техзадания, проектированию, а главное — изменить законодательство, исходя из реалий по созданию спецобъектов.

Проблемы с проектно-сметной документацией привели к срыву сроков строительства и удорожанию стоимости объекта. Вследствие этого в ноябре 2016 года было принято решение об упразднении «Спецстроя России». «Спецстрой» был расформирован как федеральный орган исполнительной власти, но не как вся структура. Он влился в ряды Минобороны — все 45 тысяч сотрудников в 18 главках от Калининграда до Камчатки. Соответственно, все наши контракты тоже были переданы в ведение Минобороны.

Решение принято, и обсуждать его я не собираюсь. Но меня до сих пор мучает вопрос, почему при тотальном контроле, координации хода строительства на высшем уровне и регулярных проверках предприятий «Спецстроя», которые проводили Счетная палата, прокуратура и Росфинмониторинг, в итоге нас вдруг решили упразднить. Ведь в ходе проверок мы отвечали на все вопросы и каких-то глобальных замечаний не было.

Буквально накануне расформирования нас проверяло Контрольное управление аппарата президента — всю производственную и финансово-экономическую деятельность за последние пять лет, с 2011 по 2016 годы. Мы сформировали ответы на все вопросы Контрольного управления. К тому же «Спецстрой России» собрал полный пакет документов, который трактовал, какие изменения необходимо внести на законодательном уровне, чтобы обеспечить особый порядок при строительстве спецобъектов, базовых военных городков, наземного базирования и т.п.

Сейчас в ведомстве Сергея Шойгу создают публично-правовую компанию военно-строительного комплекса на основе наших предприятий. На пост ее главы прочат замминистра Тимура Иванова. Однако, те системные пробелы в законодательстве, которые касаются строительства спецобъектов и были выявлены на примере космодрома «Восточный», до сих пор не устранены».

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях на строительстве объектов Минобороны — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Швейная машинка zimber zm 10920 инструкция
  • Руководство к домашнему кинотеатру самсунг
  • Бизнес на госзакупках с нуля пошаговая инструкция
  • Реле перепада давления др дд 02 инструкция
  • Кто из участников ноку разрабатывает инструкции по ее проведению