Содержание
- Как установить крепления на беговые лыжи: инструкции и видео
- Как установить NIS крепления
- Как установить крепления Turnamic на платформу IFP
- Крепления Prolink Shift на платформу PSP
- Как установить крепления на шурупы SNS, NNN и Prolink
- Как установить крепления шурупами на платформы NIS и IFP
- Схемы инструкции по установке креплений Salomon и Atomic
- Как установить платформу NIS на шурупах
- Найди свой спорт
- Виды лыжных креплений
- Инструкция по установке
- Центр тяжести
- Разметка
- Сверление отверстий
- Сборка
- Как установить крепление на лыжи горных модификаций?
- Рекомендации
Как установить крепления на беговые лыжи: инструкции и видео
Автор: Дима Михалев · Опубликовано 14.10.2020 · Обновлено 18.01.2021
Установка креплений на лыжи становится проще по мере развития технологий. Fischer, Rossignol, Madshus, Peltonen уже давно перешли на системы креплений без шурупов, а Salomon и Atomic выпускают лыжи с уже просверленными отверстиями. Тем не менее, лыжи, которые нужно сверлить, все еще остаются в продаже. Независимо от системы, важно знать, как правильно устанавливать крепления и как совместить крепления и лыжи разных систем — об этом пойдет речь в нашей статье.
Ключевые моменты установки креплений — соответствие продольной оси лыжи и поперечной линии баланса. На лыжах без платформы ее можно найти, положив лыжу на ребро линейки или ножа. На платформах NIS и IFP положение баланса обозначается цифрой 0, а цифрами −1, +1, −2 обозначается смещение крепления с шагом 0,5 см вперед или назад от точки баланса. Смещение креплений вперед дает больше устойчивости в коньковом ходе и улучшает держание в классическом. Смещение назад улучшает скольжение, но ухудшает держание и стабильность в прокате. В этом и заключается преимущество лыж с платформой — возможность передвигать крепления и находить оптимальное для себя положение.
Как установить NIS крепления
Видеоинструкция от компании Madshus
Как установить крепления Turnamic на платформу IFP
Платформой IFP для креплений Turnamic комплектуются лыжи Fischer и Rossignol. Подробнее об этой системе читайте в статье Крепления Turnamic и платформа IFP.
Крепления Prolink Shift на платформу PSP
Система подвижных креплений Prolink Shift от Atomic и Salomon. Устанавливаются на специальную платформу PSP, где уже встроен подпятник. Крепления состоят только из головной части. Платформа устанавливается на классические лыжи с камусом.
Как установить крепления на шурупы SNS, NNN и Prolink
Инструкция подходит для всех креплений на шурупах.
Для установки креплений понадобятся:
- Шуруповерт
- Сверло 3,6 мм или специальное сверло для установки креплений с ограничителем глубины
- Линейка и карандаш
- Столярный клей (ПВА)
- Отвертка PH3 или PZ3
- Кондуктор или шаблон для установки креплений — не обязательно, но с ним удобнее. Для SNS и Prolink (Salomon, Atomic) и NNN (Rottefella) идут разные кондукторы!
Инструкция по установке креплений:
- Найдите линию баланса лыжи. Для этого можно поставить лыжу на линейку. Salomon рекомендует смещать линию баланса на 1 см назад для установки креплений, потому проводите линию с учетом рекомендации. Часто на лыжах из одной пары линия баланса расходится на 3-5 мм, поэтому нужно найти средний баланс. Для этого найдите баланс каждой лыжи, положите лыжи рядом параллельно друг другу и проведите общую линию баланса в среднем положении между балансами лыж.
- Если есть специальный кондуктор для установки креплений, устанавливайте его на лыжи, чтобы линии баланса совпадали и сверлите нужные отверстия. Если кондуктора нет, приложите собранное и закрытое крепление к лыже, разметьте точки сверления. Линия на лыжах должна совпадать с местом крепления оси ботинка. Внимание! Отверстия сверлятся на глубину 15 мм, в детских лыжах — на 9 мм. На сверле без ограничителя поставьте метку, чтобы не просверлить лыжу насквозь.
- После сверления очистите отверстия от пыли, капните в каждое по капле столярного клея (ПВА) и прикручивайте крепления. Столярный клей заполнит микротрещины от вкручивания шурупов и защитит от влаги. Закручивайте шурупы на низких оборотах шуруповерта и дотягивайте рукой, чтобы не прокрутить шурупы в лыже.
Видео установки креплений SNS Pilot
Установка креплений Prolink на лыжи Atomic и Salomon
Как установить крепления шурупами на платформы NIS и IFP
Для установки креплений шурупами на платформы NIS и IFP существуют специальные пластины, выравнивающие платформу.
Адаптер для NIS платформы ставится после разметки и сверления. Отверстия подходят под крепления SNS.
Адаптер для платформы NIS
Адаптер IFP устанавливается до сверления лыжи.
Адаптер для платформы IFP
Схемы инструкции по установке креплений Salomon и Atomic
Установка креплений SNS Pilot Equipe
Первый шаг — отломить лишнюю длину подпятника, если маленький размер ноги. Мы рекомендуем оставить пятку на лыжах, в будущем она может пригодиться.
Затем крепление прикручивается 4 шурупами, вставляется подпятник, и только тогда прикручивается последний шуруп.
Установка креплений SNS Pilot
Установка креплений SNS Pilot Sport и Combi
Установка SNS Pilot Sport и Combi
Установка SNS Propulse и Prolink
Монтаж креплений Propulse и Prolink одинаковый.
Установка SNS Propulse и Prolink
Видео замены креплений Propulse на Prolink
Установка креплений SNS Profil Equipe и Profil Auto
Установка креплений SNS Profil Equipe
Установка креплений SNS Profil Auto
Как установить платформу NIS на шурупах
Принцип установки платформы на шурупах аналогичен установке креплений — разметка, сверление, столярный клей, установка. На видео показано, как поменять крепления SNS на платформу NIS старого образца с герметизацией лишних отверстий.
Теперь для удобства перехода с SNS на NIS в продаже есть специальная платформа, под которую не нужно пересверливать отверстия.
Платформа NIS под отверстия SNS
Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью — пишите в комментариях.
Источник
Найди свой спорт
Лыжные крепления — важнейшие элементы экипировки спортсмена, от которых будет зависеть его безопасность. Очень важно правильно их установить. Это можно сделать либо своими руками, либо в мастерской. В данной статье дана информация об основных типах, приведены инструкции как снять крепления с лыж, как поставить крепления на лыжи самостоятельно.
Виды лыжных креплений
По конструкции и назначению различают 4 разновидности:
- Мягкие.
- Жёсткие.
- Полужёсткие.
- Горные.
Мягкое (простое) — это петля из кожи или ткани, в которую помещается нога в обыкновенной обуви — сапоге или валенке. Иногда для более надежной фиксации используют дополнительный ремень, который обхватывает пятку. Такие петли обычно ставят на лыжи для ребенка либо на охотничьи.
Полужесткое состоит из металлических щечек, стропы, удерживающей ботинок сверху и ремня, обхватывающего пятку. Прежде они были частью зимней экипировки военнослужащих. В настоящее время их часто устанавливают на детских моделях.
Полужесткие бывают трех видов: тросиковые, пружинные, с качающимися щечками. Третий вид наиболее удобен. В отличие от первых двух, они не портят обувь, надежны, их легко застегивать и расстегивать. Хорошо подходят для длительных туристских походов. Не требуют специальной обуви, при этом фиксируют ботинок гораздо жестче простых.
Наиболее популярны жесткие. Различают три системы такого типа:
- Nordic Norm 75 (NN 75).
- Salomon Nordic System (SNS).
- New Nordic Norm (NNN).
Nordic 75 — конструкция, представляющая собой рантовую систему с подпружиненной дужкой и замковым механизмом. Ботинок имеет на подошве 3 или 4 отверстия, которыми он устанавливается на выступающие стержни. Затем кант ботинка прижимается металлической дужкой. NN 75 обычно устанавливается на деревянные беговые лыжи.
Так как такая конструкция совсем не фиксирует каблук, ее нельзя использовать для хода коньком.
NNN и SNS — самые распространенные конструкции, предназначенные для пластиковых беговых моделей и лыжероллеров. Они имеют различные модели и модификации, разработанные для любого уровня — от любителей до спортсменов мирового класса. Установка лыжных креплений SNS и NNN самостоятельно не займет много времени. Разница между этими видами заключается в количестве продольных направляющих для фиксации ботинка.
Обе системы могут быть трех видов:
New Nordic Norm была разработана фирмой Roteffella. Благодаря тому, что передняя скоба сдвинута назад, такая конструкция больше подходит для конькового хода
Устройство представляет собой пластину с двойным профилем, удерживающим подошву. Фиксация осуществляется с помощью поперечного стержня. Ботинок упирается в резиновый упор. Жесткость упора определяет жесткость всей конструкции. Упоры окрашены в различные цвета (белый, зеленый, черный, красный), которые определяют степень жесткости.
Существует несколько модернизаций NNN. Одной из них является NIS (Nordic Integrated System). Она отличается легкостью установки и возможностью сдвигать ботинок вдоль продольной оси.
Salomon Nordic System была разработана компанией Salomon. Это устройство имеет только одну направляющую. В передней части расположен резиновый упор, жесткость которого также может варьироваться. Существует две основных типа:
- SNS Profil
Этот тип является универсальным. Его можно использовать как для конькового, так и для классического хода. - SNS Pilot
Обычно используют для бега коньком.
Горнолыжные отличаются от других видов тем, что полностью фиксируют обувь, а также способны отстегиваться при падении спортсмена.
Существует 4 основных вида:
- Alpain.
Подходят для катания на подготовленных трассах. - Рамные.
Передняя часть соединена с задней с помощью рамы. Позволяют полностью закрепить стопу на спуске и отстегнуть пятку для подъема в гору. - Пиновые.
Фиксация ботинка происходит посредством 4 штырьков — пинов. - Телемарк.
Рамные и пиновые подходят как для катания по подготовленным трассам, так и для фрирайда.
Инструкция по установке
Для монтажа будут нужны следующие инструменты и материалы: маркер, шуруповерт, сверла, линейка, клей, шило.
Центр тяжести
Монтаж всех конструкций начинается с определения линии баланса. Передний край обуви должен находиться на ней. Иногда центр тяжести уже отмечен производителем, но лучше определить его самостоятельно. Чтобы его найти, нужно положить лыжу на узкий предмет и смещать ее, пока она не займет положение равновесия. Линию баланса следует отметить. Эта черта будет осью скобы для устройств типа NNN и SNS. Для NN 75 она будет определять места установки шурупов.
Разметка
Разметку можно выполнять с помощью специального кондуктора, а при его отсутствии — с помощью бумажного шаблона.
Обязательно нужно проверить правильность разметки, измерив расстояния между отметками. В системах NNN крепеж располагается ближе к переднему концу относительно линии баланса, а в системах SNS непосредственно на линии.
Сверление отверстий
Рекомендуется следовать приложенной к комплекту инструкции, чтобы определить требуемые диаметр и глубину отверстий. Для систем SNS и NNN отверстия обычно сверлятся на 10 мм. Из готовых отверстий нужно удалить пыль, затем залить их клеем. Это обеспечит более надежную фиксацию шурупов.
Сборка
После этого устройство следует приложить к размеченным отверстиям, и начать равномерно закручивать шурупы. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не сместить его относительно продольной оси. Для NN 75 перед прикручиванием рекомендуется проверить точность центровки. Выходить на трассу можно уже через 12 часов, когда высохнет клей.
Если на новое оборудование нужно установить старый крепеж, несложно будет снять его. Начинать разборку следует с задней части. Сначала нужно аккуратно убрать заглушку с шурупа и выкрутить его. Затем снять планку, выкрутить находящиеся под ней два болта. Последний болт также находится под заглушкой.
Как установить крепление на лыжи горных модификаций?
Установка креплений на такие лыжи практически не отличается от установки на беговые. Эта работа выполняется в несколько несложных этапов.
Сначала находится центр тяжести как описано выше. Затем необходимо уложить крепеж так, чтобы его передний край точно соответствовал линии баланса, поместить ботинок в зажим и выровнять его. После этого следует аккуратно наметить отверстия карандашом или шилом, просверлить их. Затем прикрепить переднюю часть шурупами. Задняя часть устанавливается в среднее положение, и намечаются отверстия. Просверливаются отверстия, задняя часть фиксируется шурупами. Установка заканчивается настройкой.
В последнее время некоторые модели выпускаются с заранее установленными платформами, на которые легко установить защелки без фиксации саморезами. Это дает возможность переустановки под другой размер обуви, а также возможность смещения вдоль продольной оси.
Рекомендации
Выбор креплений зависит от стиля катания, а также от степени подготовленности лыжника. Рекомендуется покупать изделия проверенных известных фирм, таких как Salomon, Fisher, Atomic. Продукция этих производителей отличается надежностью и высоким качеством.
Источник
На сегодняшний день есть 2 популярных типа крепления это SNS и NNN. Отличие SNS и NNN в количестве выступов для фиксации ботинка.В SNS один центральный,а в NNN 2 небольших по краям.
Имеются коньковые лыжи Valso и крепления TISA типа NNN.
Первое, что делаем при установке креплений это находим центр тяжести каждой лыжи. Я сделал это при помощи уголка.
Лыжи должны балансировать.Чертим на каждой лыже линию центра тяжести.
Прижимаем края лыж к ровной поверхности.И чертим среднюю линию между центрами тяжести на каждой лыже.
Это я делаю для того, чтобы крепления стояли симметрично. Эта линия должна проходить по месту соединения лыжного ботинка и крепления.
Прикладываем крепление ориентируясь на линию.
Ставим точки в дырках для саморезов. Меряем их симметричность относительно краев.
Сверлим дырки маленьким сверлом. Диаметр сверла должен быть меньше диаметра болта.
Заливаем в проделанные отверстия клей.
Прикладываем крепление.
Закручиваем болты.
Вот что получилось.
По размеру ботинка надо установить подпятники. У подпятника в данном креплении 2 точки фиксации, поскольку он не является продолжением крепления, а идет как отдельный элемент. В других креплениях подпятник выдвигается из крепления на нужную длину и закручивается на один саморез.
Вымеряем и сверлим 2 дырки. В одну вставляем штырек подпятника, а во вторую закручиваем саморез. Таким образом он зафиксирован.
На сегодняшний день, как правило, для беговых лыж всех категорий используются две конкурирующие системы креплений — SNS (разработчиком является компания SALOMON) и NNN (разработчик — ROTTEFELLA), а так же их модификации.
Методики установки креплений различных конструкций на лыжи могут значительно различаться, но при установки любых видов креплений неизменными остаются требования: обеспечить управление лыжей и маневренность движения, обеспечить надежность соединения лыжного ботинка и лыжи, сохранить прочность лыжи в месте установки крепления.
Необходимо так же учитывать, что рабочие свойства лыжи зависят от положения установленного крепления и от качества и надежности установки крепления на лыжу.
Установка креплений на беговые лыжи
Обе указанные выше системы имеют широкие линейки различных моделей креплений нацеленных на самые разнообразные группы пользователей — от лыжных гонщиков олимпийского уровня, до детей, любителей прогулок и лыжных туристов.
В зависимости от назначения крепления различаются весом, прочностью, жесткостью фиксации ботинка. Но для всех видов креплений неизменными остаются требования — обеспечение:
- необходимой надежности фиксации ботинка и лыжи,
- маневренности и управления лыжей,
- сохранение прочности и надежности лыжи.
Практически все современные системы лыжных креплений для беговых и прогулочных лыж обеспечивают сочленение ботинка и крепление с помощью скобы в подошве ботинка, которая захватывается креплением. Для традиционных видов креплений всех систем — и Salomon SNS и Rottefella NNN стандартом считается установка крепления таким образом, чтобы ось крепления скобы ботинка совпадала с осью центра тяжести лыжи.
Фирмы производители лыж стремятся обеспечить оптимальные свойства лыж именно для случая установки крепления по центру тяжести. При этом обеспечивается максимальная прочность лыжи, оптимальная «работа» — соотношение жесткости и эластичности лыжи, наилучшая балансировка и управляемость лыжи. К сожалению, при потоковом производстве лыж, особенно при использовании натуральных материалов, достичь абсолютной идентичности лыж практически невозможно. Поэтому большим шагом стало создание системы NIS, которая не только значительно облегчает процесс установки крепления на лыжу, но и позволяет найти оптимальное положение крепления на лыже.
Как правило, современные лыжи в зоне установки креплений имеют специальную платформу, обеспечивающую необходимую прочность и надежность фиксации крепления на лыже. Но неумелыми действиями при установке креплений можно нарушить внутреннюю структуру лыжи, что приведет к снижению ее прочности и к печальным поломкам.
Для установки крепления на лыжу желательно пользоваться специальным инструментом, который обеспечивает удобство и надежность работы.
Для установки креплений потребуются:
- кондуктор или шаблон для разметки отверстий на лыже;
- линейка,
- сверло (диаметром 3,6мм или 3,4мм),
- дрель,
- карандаш или маркер для разметки,
- клей,
- отвертка
- пара лыж и пара креплений.
Разметка
С помощью линейки находим центр тяжести лыжи и помечаем его маркером.
Для разметки отверстий лучше всего воспользоваться специальным «кондуктором», который позволяет точно позиционировать положение сверла.
Устанавливаем кондуктор, который соответствует типу крепления — Salomon SNS или Rottefella NNN, таким образом что бы совпали размеченный центр тяжести на лыже и соответствующая метка — SKI BALANCE на кондукторе.
Если такого кондуктора нет, то можно воспользоваться бумажным шаблоном. Как правило, крепления комплектуются таким бумажным шаблоном.
Если же нет и бумажного шаблона, то можно просто приложить к лыже устанавливаемое крепление таким образом, что бы совпала разметка центра тяжести на лыже и ось фиксации скобы ботинка. Отверстия, указанные на шаблоне помечаются карандашом или небольшим нажатием шила через отверстия крепления. Но этот способ разметки отличается очень низкой точностью, поэтому мы крайне не рекомендуем так делать. При этом необходимо учитывать, что современные крепления имеют смещающиеся детали и разметка отверстий под шурупы, фиксирующие платформу, должна производиться при закрытом и собранном креплении, иначе Вы получите смещение отверстий на 1-2 см.
При установке обязательно используйте шаблон или кондуктор соответствующий типу креплений. Обратите внимание — на снимке хорошо видно что для креплений системы Rottefella NNN все отверстия крепления сверлятся впереди оси центра тяжести, а на креплениях системы Salomon SNS — ось центра тяжести проходит под креплением.
Сверление отверстий
Для сверления отверстий желательно использовать дрель с регулировкой оборотов и специальные сверла, которые обеспечивают необходимый диаметр и глубину отверстия.
При использовании специализированного оборудования:
специальное сверло имеет расширение, которое обеспечит центровку сверла в отверстии кондуктора и остановку сверла на необходимой глубине. Сверление производится с легким нажатием на средних оборотах.
При сверлении стандартными сверлами, для установки креплений Rottefella используется сверло 3,4мм, для установки креплений Salomon сверло 3,6мм. Глубина сверления — 10мм.
Установка крепления
Перед установкой крепления отверстия необходимо залить клеем для установки креплений, клей заливает трещины оставшиеся после вкручивания шурупа и обеспечивает гидроизоляцию и дополнительную прочность. Если отверстию не обеспечена гидроизоляция, то при использовании лыж вода будет проникать в полость лыжи и приводить к гниению внутренних структур лыжи и поломкам, это особенно характерно для лыж с сотовой структурой и изготовленных с использованием натуральных материалов.
В сервисных центрах используются специальные фирменные клеи Salomon и Rottefella. Возможно использования клея ПВА, он обеспечивает необходимую герметичность и дополнительную прочность.
Использование эпоксидных смол крайне не желательно, т.к. растворители смолы могут повредить элементы конструкции лыжи, особенно лыжи с пенопластовыми сердечниками.
Крепление к лыже приворачивается с полной фиксацией, люфты совершенно не допустимы.
После установки необходимо дать высохнуть клею в течении 10-12 часов.
Установка креплений на лыжу с предустановленной платформой NIS
Использование креплений системы Rottefella NIS значительно облегчает процесс установки креплений, а так же позволяет производить регулировку положения крепления на лыже относительно центра тяжести.
Для использования креплений NIS нужны специальные лыжи с соответствующей платформой. На сегодняшний день таки лыжи выпускаются фирмами Madshus и Rossignol.
Для установки крепления на лыжу крепление заводится по направляющим до «щелчка».
Так же по направляющим устанавливается подпятник. Подпятник фиксируется в нужном положении с помощью специального ключа, который прилагается к каждой паре креплений.
Для более дешевых моделей креплений установка подпятника не требует специальных приспособлений.
Система NIS позволяет найти оптимальное положение крепления на лыже для каждой пары лыж, с учетом текущего состояния трасс и погодных условий. Регулировка положения крепления может производится перед каждой тренировкой или даже во время тренировки. Регулировка осуществляется тем же специальным ключом — крепление смещается на заданное число «щелчков» и фиксируется в новом положении.
Скорость и простота установки креплений таким образом выходят на новый уровень. Помимо этого, можно менять крепления без какого-либо ущерба для лыж.
В магазинах Спортивная Линия работают специалисты, которые на специальном оборудовании помогут Вам быстро и качественно установить крепления. При покупке лыж и креплений в наших магазинах установка креплений производится бесплатно.
Крепления для беговых лыж.
В современном мире существуют два стандарта креплений для лыж, созданных конкурирующими фирмами: SNS от SALOMON и NNN от ROTTEFELLA. Есть еще российский вариант прогулочных креплений 75 мм. Все остальные обозначения – это лишь модификации данных типов. При установке креплений на лыжи к ним предъявляются четыре главных требования:
1)хорошая управляемость и маневренность;
2)надёжное соединение двух составляющих – обуви и лыжи;
3)сохранение прочности в месте инсталляции крепления;
4)Минимальный возможный вес;
Нужно обязательно уточнить, что характеристики лыжи напрямую зависят не только от правильности установления крепления, но и от его положения.
И SNS и NNN имеют огромный ассортимент моделей креплений, которые направлены на самые разные уровни спортивной подготовки лыжников. В зависимости от предназначения крепления могут отличаться прочностью, весом и жесткостью фиксации обуви.
Все современные модели соединяют ботинок и крепление с помощью специальной скобы, которая находится в подошве обуви и которая зажимается креплением. Для всех стандартов беговых креплений правилом является обязательное совмещение оси крепления и оси центра тяжести лыжи. Именно поэтому все производители лыж ориентируются на данное правило и делают свою продукцию с тем, чтобы при совмещении осей она показывала наилучшие характеристики. В таком случае прочность всей конструкции будет максимальная. Немаловажным фактором будет золотая середина в отношении жесткости и эластичности, а также хорошая управляемость.
Современное конвейерное производство лыж не всегда позволяет достигнуть полной идентичности продукта, особенно в случае, когда лыжи делаются из природного материала. В этом контексте особенно важно выглядит создание стандарта NIS, который значительно упрощает процесс крепления и уменьшает риск неправильной установки.
Зачастую лыжи в зоне инсталляции креплений имеют платформу, которая добавляет прочности лыже и обеспечивает хорошую фиксацию крепления. Однако неопытные лыжники при установке крепления часто сдвигают данную платформу. Это может привести к серьёзным повреждениям лыжи и чревато травмами. Поэтому установку крепления на лыжу стоит проводить с помощью специального инструмента, который позволит избежать ошибок.
Для инсталляции креплений вам минимум понадобятся:
- бумажный шаблон для нанесения разметки; В идеальном варианте специальный кондуктор.
- линейка;
- сверло с нужным диаметром (3,4 – 3,6 мм); В идеальном варианте особое сверло с упором для удаления заусенец. (Если заусенцы не убраны, то есть вероятность перекоса крепления при установке)
- клей гибкий влагостойкий.
- отвёртка;
- дрель;
- лыжи и крепления.
Процесс разметки.
С помощью линейки определяем центр тяжести лыжи и отмечаем это место. Для нанесения разметки лучше всего пользоваться так называемым «кондуктором». С его помощью можно точно определить положение сверла. Но если у вас под рукой не оказалось этого полезного устройства – не расстраивайтесь – некоторые крепления содержат бумажный шаблон, который также можно использовать для разметки. Выход есть даже в той ситуации, когда шаблона нет. В таком случае можно правильно наложить крепление (совпадение центра тяжести лыжи и оси фиксации обуви) и сделать нужную разметку.
Однако мы настоятельно не рекомендуем выполнять разметку без шаблона новичкам – это чревато неточностью со всеми вытекающими негативными последствиями. Также не стоит забывать о том, что некоторые детали крепления могут смещаться и поэтому разметка под фиксаторы платформы обязательно должна производиться при закрытом креплении. В противном случае смещение может составлять несколько сантиметров.
Профессиональный кондуктор-шаблон для установки креплений.
Не забывайте, что у каждого стандарта (NNN и SNS) есть свой шаблон и кондуктор, которые серьёзно отличаются друг от друга.
Процесс сверления.
Для такой тонкой работы желательно иметь не простую дрель, а с управлением оборотами, а также свёрла, которые чётко подойдут под диаметр и глубину итогового отверстия. В специализированных мастерских используется оборудование, которое позволяет центровать сверло и останавливать его строго на нужной глубине.
Обычно для установки креплений SNS используют сверло 3,6 мм, для NNN – 3,4 мм. Глубина отверстия – 10 мм.
Профессиональное сверло для установки беговых креплений. Сверлит определенный диаметр на определенную глубину и срезает заусенцы. При сверлении через кондуктор достигается абсолютная вертикальность сверления. |
Обычное сверло с упором из изоленты. Такое сверло не срезает заусенцы. Сверление даже через кондуктор не позволяет четко центрировать сверло — есть вероятность колебания и, как следствие, увеличение диаметра сверлильного отверстия. |
Кроме того специальное сверло срезает заусенцы, которые остаются на лакокрасочном покрытии лыжи. В случае если вы используете обычное сверло и не убираете заусенцы, то при установке крепления может произойти перекос и крепление не будет правильно застегиваться.
Инсталляция крепления.
Перед инсталляцией крепления необходимо залить все отверстия специальным клеем, который покроет все трещины, оставшиеся после вкручивания шурупа. Таким образом, это будет дополнительная гидроизоляция и долговечность (в противном случае влага, которая будет туда попадать, начнёт вызывать процессы гниения изнутри).
В профессиональных центрах мастера используют специализированный клей от фирм Salomon и Rottefella. Но в принципе, возможно даже использование обыкновенного ПВА – он также может обеспечить герметичность конструкции. А вот эпоксидными смолами пользоваться нельзя. Они могут повредить важные конструкционные элементы лыжи. Крепление фиксируется полностью – нельзя оставлять какие-либо люфты. После инсталляции клей должен сохнуть около 9-12 часов.
Инсталляция креплений на платформу NIS.
Для упрощения установки креплений, компания ROTTEFELLA создала специальную платформу, которая также допускает регулировку расположения крепления в зависимости от центра тяжести. Сейчас лыжи с такими платформами выпускают производители Rossignol и Madshus.
Нужно завести крепление по специальным направляющим до щелчка, который говорит о том, что оно стало на место. Точно по такому же принципу нужно установить и подпятник. Но для этого понадобится специальный ключ, который идёт в комплекте.
Платформа NIS позволяет варьировать место крепления не только в зависимости от типа лыж, но и в зависимости от погодных условий и от состояния трассы. Изменить положение можно с помощью специального ключа, сместив его на несколько «щелчков» в нужном направлении и зафиксировав.
Надежность, легкость и быстрота установки – вот три главных преимущества, которые даёт лыжнику эта платформа для креплений.
Установка креплений на лыжи становится проще по мере развития технологий. Fischer, Rossignol, Madshus, Peltonen уже давно перешли на системы креплений без шурупов, а Salomon и Atomic выпускают лыжи с уже просверленными отверстиями. Тем не менее, лыжи, которые нужно сверлить, все еще остаются в продаже. Независимо от системы, важно знать, как правильно устанавливать крепления и как совместить крепления и лыжи разных систем — об этом пойдет речь в нашей статье.
- Как установить NIS крепления
- Установка креплений Turnamic на платформу IFP
- Крепления Prolink Shift на платформу PSP
- Как установить крепления на шурупы SNS, NNN и Prolink
- Как установить крепления шурупами на платформы NIS и IFP
- Схемы инструкции по установке креплений Salomon и Atomic
- Как установить платформу NIS на шурупах
Ключевые моменты установки креплений — соответствие продольной оси лыжи и поперечной линии баланса. На лыжах без платформы ее можно найти, положив лыжу на ребро линейки или ножа. На платформах NIS и IFP положение баланса обозначается цифрой 0, а цифрами −1, +1, −2 обозначается смещение крепления с шагом 0,5 см вперед или назад от точки баланса. Смещение креплений вперед дает больше устойчивости в коньковом ходе и улучшает держание в классическом. Смещение назад улучшает скольжение, но ухудшает держание и стабильность в прокате. В этом и заключается преимущество лыж с платформой — возможность передвигать крепления и находить оптимальное для себя положение.
Как установить NIS крепления
Видеоинструкция от компании Madshus
Как установить крепления Turnamic на платформу IFP
Платформой IFP для креплений Turnamic комплектуются лыжи Fischer и Rossignol. Подробнее об этой системе читайте в статье Крепления Turnamic и платформа IFP.
Крепления Prolink Shift на платформу PSP
Система подвижных креплений Prolink Shift от Atomic и Salomon. Устанавливаются на специальную платформу PSP, где уже встроен подпятник. Крепления состоят только из головной части. Платформа устанавливается на классические лыжи с камусом.
Как установить крепления на шурупы SNS, NNN и Prolink
Инструкция подходит для всех креплений на шурупах.
Для установки креплений понадобятся:
- Шуруповерт
- Сверло 3,6 мм или специальное сверло для установки креплений с ограничителем глубины
- Линейка и карандаш
- Столярный клей (ПВА)
- Отвертка PH3 или PZ3
- Кондуктор или шаблон для установки креплений — не обязательно, но с ним удобнее. Для SNS и Prolink (Salomon, Atomic) и NNN (Rottefella) идут разные кондукторы!
Инструкция по установке креплений:
- Найдите линию баланса лыжи. Для этого можно поставить лыжу на линейку. Salomon рекомендует смещать линию баланса на 1 см назад для установки креплений, потому проводите линию с учетом рекомендации. Часто на лыжах из одной пары линия баланса расходится на 3-5 мм, поэтому нужно найти средний баланс. Для этого найдите баланс каждой лыжи, положите лыжи рядом параллельно друг другу и проведите общую линию баланса в среднем положении между балансами лыж.
- Если есть специальный кондуктор для установки креплений, устанавливайте его на лыжи, чтобы линии баланса совпадали и сверлите нужные отверстия. Если кондуктора нет, приложите собранное и закрытое крепление к лыже, разметьте точки сверления. Линия на лыжах должна совпадать с местом крепления оси ботинка. Внимание! Отверстия сверлятся на глубину 15 мм, в детских лыжах — на 9 мм. На сверле без ограничителя поставьте метку, чтобы не просверлить лыжу насквозь.
- После сверления очистите отверстия от пыли, капните в каждое по капле столярного клея (ПВА) и прикручивайте крепления. Столярный клей заполнит микротрещины от вкручивания шурупов и защитит от влаги. Закручивайте шурупы на низких оборотах шуруповерта и дотягивайте рукой, чтобы не прокрутить шурупы в лыже.
Видео установки креплений SNS Pilot
Установка креплений Prolink на лыжи Atomic и Salomon
Как установить крепления шурупами на платформы NIS и IFP
Для установки креплений шурупами на платформы NIS и IFP существуют специальные пластины, выравнивающие платформу.
Адаптер для NIS платформы ставится после разметки и сверления. Отверстия подходят под крепления SNS.
Адаптер для платформы NIS
Адаптер IFP устанавливается до сверления лыжи.
Адаптер для платформы IFP
Схемы инструкции по установке креплений Salomon и Atomic
Установка креплений SNS Pilot Equipe
Первый шаг — отломить лишнюю длину подпятника, если маленький размер ноги. Мы рекомендуем оставить пятку на лыжах, в будущем она может пригодиться.
Затем крепление прикручивается 4 шурупами, вставляется подпятник, и только тогда прикручивается последний шуруп.
Установка креплений SNS Pilot
Установка креплений SNS Pilot Sport и Combi
Установка SNS Pilot Sport и Combi
Установка SNS Propulse и Prolink
Монтаж креплений Propulse и Prolink одинаковый.
Установка SNS Propulse и Prolink
Видео замены креплений Propulse на Prolink
Установка креплений SNS Profil Equipe и Profil Auto
Установка креплений SNS Profil Equipe
Установка креплений SNS Profil Auto
Как установить платформу NIS на шурупах
Принцип установки платформы на шурупах аналогичен установке креплений — разметка, сверление, столярный клей, установка. На видео показано, как поменять крепления SNS на платформу NIS старого образца с герметизацией лишних отверстий.
Теперь для удобства перехода с SNS на NIS в продаже есть специальная платформа, под которую не нужно пересверливать отверстия.
Платформа NIS под отверстия SNS
Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью — пишите в комментариях.
Подписывайтесь на нас в Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Вконтакте и Facebook
Народная мудрость: «Семь раз отмерь – один раз отрежь»
1. Крепления SNS и NNN тоже можно использовать для нахождения центра тяжести. Используем плоскую, как линейка, сторону и кладем торцевой стороной на пол. Перпендикулярно сверху устанавливаем лыжу как весы, передвигая продольно, добиваемся равновесия. При утяжеленном креплении измеряют, приложив крепление к лыже, при этом добиваясь, чтобы ось центра тяжести проходила сквозь фиксирующего паза ботинка, перемещая вдоль лыжу и само крепление.
2. Найдя центр тяжести, отмечаем на торцах лыж перпендикулярные вертикальные линии с обеих сторон от крепления к верхней стороне лыжи и соединяем их. Это можно сделать с помощью угольника, хотя погрешность в пределах двух миллиметров допустима для такой длины лыж. После этого такую же процедуру проделываем со второй лыжей.
3. Никакой разницы между ботинками нового образца с креплением непосредственно у переднего среза и былого образца, где крепление находится на выступе – у обоих ось центра тяжести находится у переднего среза ботинка. Получается, что у старых ботинок выступ выходит за ось центра тяжести. Так же не имеет значения планируемый стиль бега. Главное, чтобы в подвешенном состоянии лыжа не перевешивала ни спереди, ни сзади. Исключение составляют лишь лыжники с опытом, которые для»увеличения скорости» немного смещают их назад от оси центра тяжести. Но для применения этого на практике нужен опыт.
4. Современные лыжные крепления типа SNS и NNN имеют поперечный паз для фиксации металлического стержня ботинка в передней его части. Этот паз необходимо совместить с прочерченной осью центра тяжести. Непосредственно под пазом в центре находится продольный паз. В него затем вставляется средний элемент крепления. Нижняя донная его часть совпадает с центром стержня, ее и совмещаем с нашей отмеченной линией на верхней стороне лыжи.
5. Предварительно необходимо вывинтить все три до конца не завинченных из крепления винта. Если автоматически защелкивающиеся SNS Profile Auto закрыты, и не подобраться к третьему винту, то надо нажать на скобу (защелка сместится внутрь), после чего надо вставить толстую отвертку или другой подходящий инструмент, чтобы не дать фиксатору вернуться. Затем откидываем скобу для получения доступа к шурупу. Аналогичная процедура проводится для снятия крепления с лыж.
6. Далее следует примерка к лыжам по меткам и разметка при помощи шила будущих отверстий по центру. Убрав крепления, необходимо сверить среднюю метку строго посередине с помощью штангенциркуля или рулетки. Два задних отверстия должны быть одинаково удаленные от краев. Для коррекции, делаем шилом новые метки глубже.
7. Перед сверлением советуем подстраховаться и проверить глубину входа шурупа, дабы не пробить лыжу насквозь. Вычитаем высоту крепления и остаток примеряем к лыже. Если лыжа тонкая и длина штатных винтов избыточна, то надо заменить их на шурупы необходимой длины.
8. На сверле отметьте глубину планируемого отверстия намоткой изоляционной ленты, если нет линейки на дрели. Сверло должно быть диаметром от 3,6 до 4 мм в зависимости от толщины винтов. Затем аккуратно просверливаем шесть отверстий на всей паре лыж. Почему аккуратно, потому что сегодня лыжи имеют стеклопластиковое сотовое наполнение под несколькими миллиметрами деревянной вставки для креплений. Поэтому сверло, несмотря на ограничители из изоляционной ленты или линейки, под давлением может легко проскочить насквозь. Не стоит давить во время сверления на дрель. Лыжи предварительно нужно прижать ногой или зафиксировать струбциной во избежание пружинящего фактора. Необходимо сверлить строго вертикально, без перекосов, не раскачивая дрель, добиваясь четкой формы отверстий.
9. Просверлив по три отверстия у каждой лыжи, снимаем пластиковые скобы, отстегивающие лыжи, крепим к ним крепления винтами, предварительно наживив не более чем наполовину, так выравнивать будет проще. Затем с помощью
шуруповерта затягиваем на небольшое усилие, есть все-таки определенный риск их сорвать. Проверяем плотность соединения. Ничего не должно болтаться.
Примечание: Не используйте клей, так как он подходит только к деревянным лыжам, причем, масса из них негативно влияет на современные внутренности. Толстый шести миллиметровый винт плотно закрывает отверстие, и предотвращает попадание влаги. А канты шурупов успевают стереться раньше, чем что-то может сгнить внутри лыжи.
10. Снятую скобу устанавливаем на место, воткнув нижний конец в петлю, затем нажав скобу вниз с усилием до характерного щелчка. Аккуратно! Не прищемите пальцы. Далее, собираем элементы крепления, вынимая предварительно шурупы – в среднем элементе два, а в последнем один. Устанавливаем встык элементы, закрывая предыдущие шурупы. Отмечаем аналогично шилом отверстия, убираем элементы, сверлим, прикручиваем шурупы, устанавливая элементы крепления встык до упора. После привинчивания последнего «подпятника», отверстие закрывается заглушкой.
Успехов Вам на лыжне!
Лыжные крепления: основные виды
Крепеж выполняют на самих лыжах или отдельной платформе. Некоторые изготовители могут устанавливать и делать на ней отверстия самостоятельно. Тогда придется приобретать крепления определенного изготовителя. На ровную, без углублений платформу можно установить любые крепежные установки.
Внимание! Среди разнообразия зимнего инвентаря наиболее популярными считаются обычные беговые лыжи.
Крепления для беговых лыж
Существует три системы крепежей:
- Nordic (рантовые) устарелая разновидность, которая постепенно выходит из использования. Отличается невысокой стоимостью;
- NNN (с рельсами) располагают одной линией крепления;
- SNS (c желобом) обладает двумя полосами для соединения.
Последние две системы делятся на такие виды:
- автоматические приспособление защелкивается самостоятельно;
- механические застегивать нужно руками;
- классические − имеют мягкую резинку;
- коньковые резинка сделана из жесткого материала, или имеется еще одна точка фиксации обуви.
Крепления для горных лыж
Встречаются такие варианты:
- установки, которые застегиваются ручным способом. Отличаются достаточно высокой ценой;
- автомат;
- полуавтомат.
Два последних вида может заклинить после попадания и последующего замерзания в них воды. Иногда возникают трудности с их открытием, если инвентарь не имеет твердой опоры (в глубоком снегу).
Крепления для туристских лыж
Существуют такие разновидности:
- мягкие − для туризма подходят мало;
- жесткие наличие специальных ботинок;
- полужесткие − надежные и комфортные.
Детские лыжи имеют самые простые крепежи, которые состоят из нескольких толстых тканевых полосок, фиксирующих ногу, и на них можно ездить даже в валенках.
Системы от Salomon и Rotofella
Данные системы креплений имеют разное количество продольных составляющих, функционал и показатели стабилизации ботинка, а также представлены в различных модификациях. Они отлично подходят для беговых лыж – наиболее распространенных в лыжном спорте.
- Система Rotofella
NNN появилась несколько позже, чем NN 75mm. Крепление и стабилизация ботинок здесь осуществляется, благодаря двум продольным направляющим. Функционал этих креплений не уступает NN. - В системе SNS Salomon
используется всего одно шарнирное крепление. Из-за особенностей подошвы ботинок, предназначенных под такие крепления, спортсмен может контролировать лыжу, выполняя любой ход. Это наиболее современный вариант лыжных креплений.
Между данными системами нет каких-то значительных недостатков или преимуществ. Они удобнее, практичнее и современнее своих предшественников, поэтому стоят немного дороже.
Из чего состоит крепление
Горнолыжный крепеж располагается двумя разрозненными частями и пластиной в области носка, которая снижает трение лыжной обуви. Передний отрезок гарантирует отсоединение сбоку, а задний охват обеспечивает верхнее открепление. Размеры обеих звеньев равны у всех разновидностей. Современные крепежные соединения производят из очень прочных материалов (титановые, стальные, пластиковые). Основными элементами считаются:
- платформа;
- пятка и головка крепления;
- скистоп.
Беговые разновидности состоят из таких элементов:
- NNN − отличается прикрепленной к спортивному инвентарю пластиной, которая имеет две долевые направляющие, фиксирующие ботинок от поперечного смещения. На подошве обуви располагается пара продольных углублений для направляющих крепежа. Спереди ботинка встроен поперечный защелкивающийся стержень.
- SNS предусматривает фиксацию обуви при помощи одной долевой направляющей. Передняя часть полуботинка крепится резиновым упором.
Туристические лыжные крепежные приспособления содержат штыри и дужку, которая зажимает обувной рант.
Коньковые и классические крепления
Крепления делятся на коньковые и классические. На креплениях для коньковых лыж флексор (резинка) более жесткий, а на SNS Pilot есть вторая точка фиксации ботинка. Крепления для классических лыж имеют более мягкий флексор. В любительских комбинированных креплениях стоит универсальный флексор, который подойдет только для катания классикой и прогулок.
В коньковом ходе лыжа будет болтаться на мягком флексоре в фазе проноса. В классике наоборот нужен флексор помягче, чтобы не мешал работе стопы и отталкиванию. Обязательно обратите внимание при покупке, для какого стиля предназначены крепления.
Как не ошибиться при выборе
Правильно выбранный крепеж хорошо облегает лыжную обувь, но может мгновенно открепиться в критический момент. К примеру, в период внезапного падения при резком повороте. При огромных нагрузках установка должна задерживать ногу в одном положении, а не моментально отстегиваться.
Подбор правильной крепежной системы должен начинаться с выбора ботинок. Приобретя обувь нужного размера, которая соответствует всем необходимым характеристикам, следует выбирать крепления именно к этой обувной паре и имеющимся лыжам.
SNS или NNN: какая система лучше?
Маркетинг и война патентов вынуждают лыжников идти на компромиссы. В этой войне не стали огораживаться только Salomon и Atomic – выпустили ботинки с разными подошвами под разные крепления. В статье , мы писали, что лучше выбирать крепления под ботинки, а не наоборот. Нельзя сказать, лучше NNN или SNS – обе надежные и качественные. Единственное, что может остановить от покупки ботинок SNS – они постепенно теряют популярность, в продаже их становится все меньше. К тому же многие не хотят сверлить свои новые лыжи, если их можно не сверлить.
Порядок установки
Чтобы разобраться, как правильно установить подобранное крепление на лыжи, следует сразу после их покупки начать с изучения инструкции. Необходимо точно придерживаться предписанных пунктов, в которых предусмотрена специфика сборки лыжного крепежа с учетом его разновидности.
Определение центра тяжести
Определение этого параметра понадобится для нормального передвижения, чтобы лыжа не оказывала «перевес» с одной или другой стороны. Найти центр тяжести достаточно просто. Здесь инвентарь нужно установить на ребро перпендикулярно расположенной линейки и передвигать по ее поверхности до тех пор, пока лыжа уравновесится как весы, остановятся горизонтально полу. Канцелярская принадлежность в этом случае укажет правильное положение, и эту координату требуется обозначить маркером. В современных образцах спортивного снаряжения ось центра тяжести соответствует черте крепежа скобки для ботинка. Поэтому переднюю область крепления следует приложить к лыже и выделить другим цветом ее правильное расположение.
Разметка
Следующий этап заключается в маркировке отверстий. Хорошим вариантом станет использование кондуктора, с помощью которого можно отыскать точное расположение крепежных компонентов. Если этого предмета не найдется, то используют шаблон, сделанный из бумаги. Его можно отыскать в интернете, но в основном он входит в набор крепления. В случае отсутствия бумажного лекала лыжу размечают при помощи шила, прикладывая смонтированный крепеж так, чтобы координата центра тяжести сходилась с линией фиксирования обуви. Поставить метки маркером через дырки в креплениях.
Сверление отверстий
В начале сверления углублений желательно сопоставить промежуток между отверстиями, находящимися на крепеже с интервалом между отметинами, поставленными в процессе разметки. Как правило, в инструкции написано, как глубоко прикручивать шурупы, и какой длины сверло нужно применить. Если подходящий по длине инструмент отсутствует, то можно использовать любое сверло, предварительно обмотав его вверху изолентой, оставив выступающими нужные миллиметры. Затем работающей на малой скорости дрелью в местах разметки следует высверлить дырки.
Сборка
Завершающий этап заключается в следующем:
- Для обеспечения надежной фиксации и устранения трещин, возникших во время сверления трещин, сделанные углубления следует очистить от пыли и залить клеящим средством (прилагается в комплекте или ПВА).
- На полученные отверстия нужно наложить крепления и основательно закрепить шурупы. Вначале следует их слегка закрутить, чтобы удостовериться в ровной установке, а затем до конца, чтобы было надежно.
- Лыжи оставить сохнуть (10-12 ч.).
Хранить готовые лыжи в домашней обстановке можно на балконе или стене, установив специальную подставку при помощи кронштейнов.
Процесс разметки.
С помощью линейки определяем центр тяжести лыжи и отмечаем это место. Для нанесения разметки лучше всего пользоваться так называемым «кондуктором». С его помощью можно точно определить положение сверла. Но если у вас под рукой не оказалось этого полезного устройства – не расстраивайтесь – крепления содержат бумажный шаблон, который также можно использовать для разметки. Выход есть даже в той ситуации, когда шаблона нет. В таком случае можно правильно наложить крепление (совпадение центра тяжести лыжи и оси фиксации обуви) и сделать нужную разметку.
Однако мы настоятельно не рекомендуем выполнять разметку без шаблона новичкам – это чревато неточностью со всеми вытекающими негативными последствиями. Также не стоит забывать о том, что некоторые детали крепления могут смещаться и поэтому разметка под фиксаторы платформы обязательно должна производиться при закрытом креплении. В противном случае смещение может составлять несколько сантиметров.
Профессиональный кондуктор-шаблон для установки креплений.
Не забывайте, что у каждого стандарта (NNN и SNS) есть свой шаблон и кондуктор, которые серьёзно отличаются друг от друга.
Как снять крепления с лыж
Начинать снимать крепежи (на примере SNS) нужно с задней части установки. При помощи отвертки следует аккуратно выкрутить заглушку, шуруповертом вытащить шурупы, после чего снять планки. Чтобы вытянуть шуруп под передней крышкой, необходимо большой отверткой нажать на фиксатор и приподнять его. После снятия крышки вынуть последние болты, и крепеж легко снимется.
Установка креплений на лыжи самостоятельно процесс выполнимый. Для этого потребуется изучить прилагаемую инструкцию, иметь в наличии необходимые инструменты и, самое основное, быть уверенным, что все получится.
Инсталляция креплений на платформу NIS.
Для упрощения установки креплений, компания ROTTEFELLA создала специальную платформу, которая также допускает регулировку расположения крепления в зависимости от центра тяжести. Сейчас лыжи с такими платформами выпускают производители Rossignol и Madshus.
Нужно завести крепление по специальным направляющим до щелчка, который говорит о том, что оно стало на место. Точно по такому же принципу нужно установить и подпятник. Но для этого понадобится специальный ключ, который идёт в комплекте.
Платформа NIS позволяет варьировать место крепления не только в зависимости от типа лыж, но и в зависимости от погодных условий и от состояния трассы. Изменить положение можно с помощью специального ключа, сместив его на несколько «щелчков» в нужном направлении и зафиксировав.
Надежность, легкость и быстрота установки – вот три главных преимущества, которые даёт лыжнику эта платформа для креплений.
Установка креплений на лыжи, купленные у нас, производится на профессиональном оборудовании бесплатно!
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Установка креплений на лыжи становится проще по мере развития технологий. Fischer, Rossignol, Madshus, Peltonen уже давно перешли на системы креплений без шурупов, а Salomon и Atomic выпускают лыжи с уже просверленными отверстиями. Тем не менее, лыжи, которые нужно сверлить, все еще остаются в продаже. Независимо от системы, важно знать, как правильно устанавливать крепления и как совместить крепления и лыжи разных систем — об этом пойдет речь в нашей статье.
- Как установить NIS крепления
- Установка креплений Turnamic на платформу IFP
- Крепления Prolink Shift на платформу PSP
- Как установить крепления на шурупы SNS, NNN и Prolink
- Как установить крепления шурупами на платформы NIS и IFP
- Схемы инструкции по установке креплений Salomon и Atomic
- Как установить платформу NIS на шурупах
Ключевые моменты установки креплений — соответствие продольной оси лыжи и поперечной линии баланса. На лыжах без платформы ее можно найти, положив лыжу на ребро линейки или ножа. На платформах NIS и IFP положение баланса обозначается цифрой 0, а цифрами −1, +1, −2 обозначается смещение крепления с шагом 0,5 см вперед или назад от точки баланса. Смещение креплений вперед дает больше устойчивости в коньковом ходе и улучшает держание в классическом. Смещение назад улучшает скольжение, но ухудшает держание и стабильность в прокате. В этом и заключается преимущество лыж с платформой — возможность передвигать крепления и находить оптимальное для себя положение.
Как установить NIS крепления
Видеоинструкция от компании Madshus
Как установить крепления Turnamic на платформу IFP
Платформой IFP для креплений Turnamic комплектуются лыжи Fischer и Rossignol. Подробнее об этой системе читайте в статье Крепления Turnamic и платформа IFP.
Крепления Prolink Shift на платформу PSP
Система подвижных креплений Prolink Shift от Atomic и Salomon. Устанавливаются на специальную платформу PSP, где уже встроен подпятник. Крепления состоят только из головной части. Платформа устанавливается на классические лыжи с камусом.
Как установить крепления на шурупы SNS, NNN и Prolink
Инструкция подходит для всех креплений на шурупах.
Для установки креплений понадобятся:
- Шуруповерт
- Сверло 3,6 мм или специальное сверло для установки креплений с ограничителем глубины
- Линейка и карандаш
- Столярный клей (ПВА)
- Отвертка PH3 или PZ3
- Кондуктор или шаблон для установки креплений — не обязательно, но с ним удобнее. Для SNS и Prolink (Salomon, Atomic) и NNN (Rottefella) идут разные кондукторы!
Инструкция по установке креплений:
- Найдите линию баланса лыжи. Для этого можно поставить лыжу на линейку. Salomon рекомендует смещать линию баланса на 1 см назад для установки креплений, потому проводите линию с учетом рекомендации. Часто на лыжах из одной пары линия баланса расходится на 3-5 мм, поэтому нужно найти средний баланс. Для этого найдите баланс каждой лыжи, положите лыжи рядом параллельно друг другу и проведите общую линию баланса в среднем положении между балансами лыж.
- Если есть специальный кондуктор для установки креплений, устанавливайте его на лыжи, чтобы линии баланса совпадали и сверлите нужные отверстия. Если кондуктора нет, приложите собранное и закрытое крепление к лыже, разметьте точки сверления. Линия на лыжах должна совпадать с местом крепления оси ботинка. Внимание! Отверстия сверлятся на глубину 15 мм, в детских лыжах — на 9 мм. На сверле без ограничителя поставьте метку, чтобы не просверлить лыжу насквозь.
- После сверления очистите отверстия от пыли, капните в каждое по капле столярного клея (ПВА) и прикручивайте крепления. Столярный клей заполнит микротрещины от вкручивания шурупов и защитит от влаги. Закручивайте шурупы на низких оборотах шуруповерта и дотягивайте рукой, чтобы не прокрутить шурупы в лыже.
Видео установки креплений SNS Pilot
Установка креплений Prolink на лыжи Atomic и Salomon
Как установить крепления шурупами на платформы NIS и IFP
Для установки креплений шурупами на платформы NIS и IFP существуют специальные пластины, выравнивающие платформу.
Адаптер для NIS платформы ставится после разметки и сверления. Отверстия подходят под крепления SNS.
Адаптер для платформы NIS
Адаптер IFP устанавливается до сверления лыжи.
Адаптер для платформы IFP
Схемы инструкции по установке креплений Salomon и Atomic
Установка креплений SNS Pilot Equipe
Первый шаг — отломить лишнюю длину подпятника, если маленький размер ноги. Мы рекомендуем оставить пятку на лыжах, в будущем она может пригодиться.
Затем крепление прикручивается 4 шурупами, вставляется подпятник, и только тогда прикручивается последний шуруп.
Установка креплений SNS Pilot
Установка креплений SNS Pilot Sport и Combi
Установка SNS Pilot Sport и Combi
Установка SNS Propulse и Prolink
Монтаж креплений Propulse и Prolink одинаковый.
Установка SNS Propulse и Prolink
Видео замены креплений Propulse на Prolink
Установка креплений SNS Profil Equipe и Profil Auto
Установка креплений SNS Profil Equipe
Установка креплений SNS Profil Auto
Как установить платформу NIS на шурупах
Принцип установки платформы на шурупах аналогичен установке креплений — разметка, сверление, столярный клей, установка. На видео показано, как поменять крепления SNS на платформу NIS старого образца с герметизацией лишних отверстий.
Теперь для удобства перехода с SNS на NIS в продаже есть специальная платформа, под которую не нужно пересверливать отверстия.
Платформа NIS под отверстия SNS
Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью — пишите в комментариях.
Подписывайтесь на нас в Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Вконтакте и Facebook
полный список уже написанного:
О лыжах для чайников 1. Вступление.
О лыжах для чайников 2. Теоретическая часть.
О лыжах для чайников 3. Выбор лыж.
О лыжах для чайников 4. Общая информация о креплениях. NN75, SNS, NNN?
О лыжах для чайников 5. Выбор ботинок.
О лыжах для чайников 6. Одежда.
О лыжах для чайников 7. Особенности покупки лыжного БУ инвентаря.
О лыжах для чайников 8. Сравнительный тест лыж из разных весовых категорий.
После выбора лыж люди обычно начинают выбирать крепления. Это не правильно, нужно выбирать ботинки а уже под них крепления. Но раз уж мы идём по классическому пути, то немного проясним ситуацию.
Сейчас в магазинах обычно встречаются стандарты NN75 и NNN, и всё реже встречается SNS.
NN75 достаточно старый стандарт, сейчас актуален для прогулочных лыж в нижнем ценовом сегменте, стоит рассматривать только если совсем мало денег, и в принципе для прогулок он достаточен, но к сожалению контроль лыж с ними страдает.
ещё из минусов: эти крепления имеют ориентацию L и R, а маленькие отверстия под штыри на ботинках легко забиваются не только снегом но и песком.
Стандарт NNN разработанный rottefella отвоевал львиную долю рынка в маркетинговой войне благодаря некоторым уловкам.
крепления nnn, turnamic, prolink это всё один стандарт от разных производителей. Если мы говорим про nnn то не можем не затронуть nis и ifp
слева платформы с установленными креплениями, справа сами платформы IFP и NIS
Это специальные платформы приклеиваемые к лыже в заводских условиях для установки на них креплений без шурупов, используются как правило в верхних линейках лыж, но встречается и в среднем ценовом сегменте, ещё выпускаются отдельные платформы которые можно прикрутить к лыжам на шурупы. Крепления на них перемещаются в полозьях и защёлкиваются в нужном положении. Крепления nis не подходят к платформе ifp, и наоборот, крепления ifp не подходят к платформе nis!
Prolink разработан salomon-ом и выпускается под маркой salomon и atomic, прикручивается к лыже на шурупы:
Turnamic разработан фирмами Fischer и Rossignol для установки на ими же разработанную платформу IFP которая с 2017г приклеивается на лыжи этих фирм, разработали они это банально чтобы не платить роттофелле за использование nis.
Крепления nnn от rottefella выпускаются в версиях под шурупы, и для платформы NIS.
Что касается ботинок то все крепления NNN совместимы с ботинками NNN (кроме NNN BC они массивнее, имеют больший запас прочности и предназначены для бэккантри).
Cо стандартами SNS всё интереснее!
Начнём с того что первоначальный SNS не получил особого распространения
На сегодня лишь изредка встречается в объявлениях, упоминаю об этом только для того чтобы вы случайно не приобрели такие ботинки или крепления, шанс конечно один на миллион но вдруг именно вы попадётесь на них.
Революцию в своё время произвёл стандарт SNS Profil
По сути глобальных отличий от вышедшей следом NNN у него нет, абсолютно те же принципы работы. та же ось в носке ботинка и резиновый флексор, единственное явное отличие это одна широкая направляющая у саломона вместо двух узких у роттофеллы. Как минимум десятилетие sns занимал львиную долю рынка.
SNS Pilot появилась в 1998 году.
sns pilot с рычагом
Тут уже есть ощутимое отличие, теперь лыжа подтягивается к ботинку скобой за вторую ось, а не резиновым упругим элементом. Теоретически такая схема даёт большую торсионную жёсткость и лучший контроль. Что в общем то не редко это подтверждают люди пользовавшиеся этой системой. По мере эволюции саломон сместил ось на носке ботинка сначала на 10мм а потом до 17 мм назад. крепление осталось то же, изменилась лишь подошва.
Но SNS Pilot хорошо зарекомендовала себя в коньке, классические пилоты не пошли.
sns pilot classic с лентой вместо рычага
В итоге саломон вернулся к классической схеме с резиновым флексором на носке, и выпустил классические крепления Propulse.
От SNS Profil они отличались адаптированным под сдвинутую назад ось флексором, а так же направляющей лучше подходящей для подошвы SNS Pilot.
в связи с этой чехардой совместимость внутри стандартов SNS Profil, SNS Pilot и Propulse не полная
Ботинки с подошвой SNS Profil подходят только к креплениям SNS Profil
Ботинки с подошвой SNS Pilot без смещённой оси подходят к креплениям SNS Pilot и SNS Profil
Ботинки с подошвой SNS Pilot RS10 и RS17 (со смещённой осью) подходят к креплениям SNS Pilot, Propulse, а так же крепления SNS Profil при условии подрезки резинового флексора на одно деление(Официальная рекомендация!).
Стоит уточнить что на автоматические крепления SNS Profil подошва SNS Pilot не подходит, из за другой формы направляющей, хотя конечно можно и сколхозить и подпилить.
Ну и саломоновские крепления SNS X Adv для бэккантри стоят особняком.
Часто приходится слышать что SNS это прошлый век, они устарели и т.д. Но фактически стандарт по своим качествам не уступает стандарту NNN. Пока саломон изобретал новые крепления, роттофелла придумала как подсадить всех на свой стандарт. Но раз уж обыграла то многие продвинутые лыжники по тем или иным причинам переходят на стандарт nnn, а это значит что можно найти хороший вариант как на рынке бу так и новые в магазине.
Но всё же, первичны удобные хорошие ботинки, крепления покупаем после покупки ботинок! Исключение- когда среди друзей и знакомых все пользуются одним стандартом, тогда разумно остановиться на нём же.
Ещё добавлю про крепления SDS от adidas.
Полный размер
позаимствовал фото с авито
Можно сказать это было основным стандартом в лыжных гонках 80х годов, и потому в 90х им ещё долго пользовались любители. Что интересно и сейчас на авито можно найти новые ботинки и крепления. Рассматривать их конечно же не стоит, оставьте для эстетов собирающих ретро комплект. кто знает, может я возьму такое ретро)))
Со стандартами разобрались, что касается выбора бренда, а ведь от этого зависит цена. дешёвые крепления, разного рода шамовы эльвы и прочие(по 500-600р), очень часто грешат люфтами и низким качеством пластика. Как то смотрел такие крепления в магазине, пришлось перебрать несколько комплектов чтобы найти где скоба зажимается без зазоров. Может ботинок болтаться, пятка не попадать в пазы, платформа треснуть, достаточно скоро перестать фиксироваться ботинок. Так что если для себя то очень не советую их. Оставьте эти крепления пунктам проката.
Зачастую топовые крепления отличаются от пред- предпред- топовых незначительным облегчением и дизайном. Новички точно не заметят отличия, даже самые дешёвые брендовые крепления как правило качественны. Классические и коньковые крепления отличаются жёсткостью флексора, для классики мягче, чтобы не мешал толчку и работе стопы, но при этом возвращал ботинок. Для конька используют жёсткие флексоры, чтобы лыжа не болталась. Флексоры делятся по жёсткости, и их можно приобрести отдельно.