Критерии эффективности руководства разделяются на

Чтобы судить,
насколько эффективен тот или иной
руководитель, нужны, конечно, какие-то
критерии, позволяющие такую оценку
произвести. Подлинным критерием оценки
деятельности руководителя служит
конечный результат труда всего коллектива,
в котором органически соединены
результаты труда и руководителя, и
исполнителей. Результаты труда с
экономической точки зрения проявляются
как прибыль предприятия, качество и
количество продукции, экономичность
(себестоимость), новшество продукции.
Но помимо указанных критериев,
эффективность деятельности руководителя
оценивается через
психологические критерии:

1) удовлетворенность членов коллектива
различными аспектами членства в нем
(например, удовлетворенность отношениями
с коллегами, с руководителем, условиями
труда, заработной платой и т. д.), что
проявляется в благоприятном либо
неблагоприятном психологическом климате
коллектива, в степени стабильности либо
«текучести» кадров; 2) мотивация членов
коллектива (желание людей трудиться и
сохранять членство в коллективе); 3)
авторитет руководителя в коллективе;
4) самооценка коллектива своей сплоченности,
своей успешности функционирования.

Критерии эффективности
руководства представлены на рис. 3.7.

Рис. 3.7. Критерии
эффективности

Основным в
экономической теории и хозяйственной
практике является принцип соответствия
затрат и результатов. Затраты определяются
по отношению к экономическим результатам.
Результаты характеризуются объемом
выпуска продукции, добавленной стоимостью,
прибылью и другими показателями.
Отношение «результаты—затраты» в общем
случае называется эффективностью. Д.
Скотт Синк приводит такой набор критериев
результативности:

действенность
определяется как степень достижения
целей системы. Для производственных
систем это означает прежде всего оценку
качества продукции и выполнения плана
поставок по количеству и срокам. Иначе
говоря, речь идет об ответах на вопросы:
что, сколько, когда?

экономичность
понимается как соотношение необходимого
и фактического расхода ресурсов;

качество
— это соответствие характеристик
продукции стандартам и требованиям
потребителей;

прибыльность
— соответствие между доходами и
суммарными издержками. Это соотношение
может быть выражено различными
показателями, в том числе рентабельностью;

внедрение
новшеств в современных условиях является
важнейшей характеристикой производственных
систем, определяющей перспективы на
развитие.

Продуктивность
системы в общем случае определяется

где Р — продуктивность;
О — объем продукции (услуг) за определенный
период времени в натуральных, стоимостных
или иных измерителях; J
— затраты ресурсов, соответствующие
данному объему продукции.

Продуктивность
труда может рассчитываться на единицу
рабочего времени или на одного работающего.
Объем продукции и затраты труда могут
быть выражены в абсолютных и относительных
показателях.

Для повышения
эффективности руководства, чтобы
предприятие «процветало», руководителю
необходимо осуществлять ряд мер,
использовать ряд принципов.

В производственной
сфере:

выпуск продукции, пользующейся спросом;
— передовое современное оборудование,
современные технологии для обеспечения
высокого качества и производительности;
— снижение себестоимости; — автоматизация
производства; — квалифицированные
кадры; — контроль качества сырья и
комплектующих узлов от поставщиков; —
разумная финансовая политика.

В организационной
сфере:

ясная организационная структура,
адекватная особенностям предприятия;
— централизация в системе управления,
принцип единоначалия; — компетентные
заместители, разумное делегирование
полномочий; — наличие службы маркетинга
(анализ спроса продукции, сбыт, реклама);
— разумное и гибкое планирование
(стратегический план, бизнес-план,
текущие планы); — перспективные разработки
(патентно-поисковая служба,
научно-исследовательские разработки
новой продукции, новых технологий); —
четкая регламентация прав, обязанностей,
полномочий, ответственности сотрудников;
— четкое разделение труда; — воспитание
резерва управленческих кадров; —
распределение работ с индивидуальным
учетом интересов, способностей,
компетентности, совместимости людей;
— обучение, повышение квалификации
кадров; — четкая информационная система
и связь, компьютеризация базы управленческих
данных; — продуманная система контроля
результатов деятельности (упреждающий
и текущий контроль); — научно обоснованные
нормативы трудоемкости выполнения
работ; — коллегиальная форма принятия
управленческих решений; — поощрение
инициативы низовых работников; — строгая
трудовая и производственная дисциплина,
основанная на соглашении между фирмой
и ее работниками; — эффективное и гибкое
стимулирование работников: а) справедливое
материальное вознаграждение по
результатам труда (зарплата, дивиденды
по акциям в зависимости от прибыли
предприятия, премии за высокие результаты
труда); б) социальные льготы (жилье,
медицинское обслуживание, детсады,
спорт и культурный отдых, санатории,
льготные кредиты и т. п.); в) обеспечение
хороших условий и организации труда;
г) моральное поощрение: признание
ценности, деловой значимости сотрудника
(устная похвала, публичное чествование,
в печати, кино, Доска почета); д) признание
личностной значимости сотрудника —
уважительное, тактичное, справедливое
отношение к подчиненным; е) возможность
личностного роста, продвижение в карьере
для сотрудников; ж) принятие правила,
нормы деятельности (согласованные с
подчиненными), известные правила
поощрения и наказания; з) требовательность
к дисциплине и качеству труда; и)
обоснованность, справедливость наказания;
к) конструктивность в разрешении
конфликтных проблем; л) предоставление
интересной работы сотрудникам с учетом
их интересов и склонностей; м) ситуация
соревнования, конкуренции; — создание
благоприятного психологического климата
в коллективе; — индивидуальный подход
к подчиненным, ситуативный гибкий стиль
руководства в зависимости от уровня
развития подчиненных и коллектива.

В каждой организации
должно быть определено, каким количеством
подчиненных может управлять руководитель?
Число подчиненных в западных фирмах
колеблется от четырех до восьми на
высших уровнях управления и от 8 до 15, а
иногда и больше — на более низких
уровнях.

Французский
специалист В. А. Грайкунас, работы
которого получили широкое признание в
США, предложил методику расчета
диапазонного управления, основанную
на критериях и показателях, характеризующих
те или иные формы связи между руководителем
и подчиненными.

На базе анализа
прямых единичных, прямых групповых и
перекрестных должностных связей
Грайкунас в целях выявления численного
количества всех возможных должностных
связей, требующих внимания управляющего,
разработал следующую формулу. Число
всех видов связей равно:

где n
— число подчиненных; Kв
— количество взаимосвязей.

Эта формула уязвима,
так как в единицу времени все связи
осуществиться не могут.

В среднем,
руководитель управляет 7 сотрудниками,
это тогда, когда подчиненные выполняют
сложные разноименные функции. При
упрощении функции это число на 2—3
человека может быть увеличено. В случае
же, если подчиненные выполняют простые
одноименные функции, число подчиненных
может возрасти и до 25.

С чем сталкивается
менеджер, приняв на себя функции
управляющего? Прежде всего с возможностью
принимать и реализовывать свои решения,
отдавая распоряжения, приказы, указания
и т. д. Для этого он должен вступить в
руководство, представляющее собой
совокупность мер, с помощью которых
руководитель или менеджер побуждает
подчиненных к действиям, направленным
на достижение стоящих перед организацией
целей. Тем самым руководитель приводит
в соответствие цели своих подчиненных
с общефирменными. Чем полнее соответствуют
цели, интересы каждого сотрудника общим
целям, чем больше сотрудники знают о
них, о характере своей работы, работе
окружающих, тем лучше они трудятся,
проявляют больше ответственности за
общее дело, у них меньше недоразумений
и конфликтов с руководством, а значит,
выше показатели эффективности труда.

К правилам
эффективного руководства, проверенным
практическим опытом за рубежом и в нашей
стране, можно отнести следующие:

— передача
(делегирование) соответствующим
структурам полномочий и ответственности
за результаты использования предоставленной
власти;

— планирование
основных направлений работы с людьми;

— неуклонное
стремление к достижению цели;

— четкость и
ясность отдаваемых распоряжений;

— соотнесение
возможностей исполнителей со сложностью
поставленных задач;

— формирование
деловой и доброжелательной атмосферы
во всех подразделениях фирмы;

— поощрение за
лучшие показатели в работе и исключение
карательных мер и санкций;

— гласность и
открытость в работе (разумеется, при
сохранении коммерческой тайны и других
секретов фирмы);

— строгий контроль
за психическим и психологическим
состоянием сотрудников;

— материальная и
моральная поддержка сотрудников в
необходимых случаях;

— регулярные
беседы руководителей с подчиненными и
т. д.

Соседние файлы в папке управление персоналом

  • #
  • #

    11.02.20152.67 Mб19Лекциии Управл. персоналом Световец М.С..docx

  • #
  • #
  • #

01.01.70

Компетенции руководителя: критерии эффективности

Возможность карьерного роста для многих специалистов является стимулом к повышению их профессиональной эффективности. Также доказано, что наличие в компании примеров движения по карьерной лестнице благотворно влияет на лояльность персонала и корпоративную культуру компании. Однако существует аспект, который зачастую останавливает руководителей от использования внутреннего кадрового резерва. Дело в том, что сотрудник, претендующий на позицию руководителя, может обладать знаниями, но не обладать характеристиками, необходимыми для успешной деятельности в новой роли.

Самый простой способ решения проблемы, который используют в компаниях, – направление кандидата на дополнительное обучение. Предложения на рынке образования варьируются от однодневных семинаров и интенсивных курсов по переподготовке до получения степени MBA или повышение квалификации в престижных ВУЗах. Однако в большинстве случаев предлагаемая система образования носит традиционный характер и основывается на передаче знаний и умений в виде информации, с задачей их полного усвоения. Качественным критерием такого усвоения является максимально точное воспроизведение данной информации в устной или письменной форме. Подобный формат обучения имеет преимущества, одним из которых является фундаментальность получаемых знаний. И всё же такая система имеет существенный минус, на который уже в 70-е годы прошлого века указывали представители американских и европейских бизнес – школ. При данном обучении, полученные дипломы и аттестаты, не прогнозировали и не гарантировали профессионального успеха выпускникам, успешно завершившим данное обучение. Таким образом, получение профессионального диплома по управлению, не является для руководителя гарантированным основанием того, что специалист, прошедший переподготовку, станет хорошим управленцем.

Возникает вопрос: Почему дипломы не прогнозируют и не гарантируют профессиональную эффективность их обладателей, ведь они свидетельствуют об эффективном усвоении полученных знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сформулируем его немного по-другому: являются ли знания необходимым и достаточным основанием для профессиональной эффективности? Многолетний практический опыт и современные научные исследования в области менеджмента говорят о том, что успешность руководителя определяется целым комплексом характеристик, которыми он должен обладать помимо знаний. Это означает, что полученных знаний, соискателю руководящей должности, недостаточно.

Наиболее детальное и полное своё выражение этот подход получил в теории «компетенций», основоположником которой принято считать Дэвида К. МакКлелланда. В 1973 году он опубликовал свою работу «Testing for Competence Rather Than Intelligence» которую можно считать началом движения «компетенций». В статье рассматривались исследования, доказывавшие, что традиционные академические тесты способностей и тесты на знание предмета, равно как и школьные уровни и дипломы не прогнозировали эффективное выполнение работы. Эти выводы привели МакКлелланда к тому, что он стал искать методы определения переменных «компетенций», способных прогнозировать этот уровень. Первые апробации новых методов были проведены сотрудниками дипломатической информационной службы Государственного Департамента США и работниками социального обслуживания штата Массачусетс. К 1991 году метод оценки компетенций использовался уже более чем в 24 странах мира.

Сегодня существует несколько десятков определений термина «компетенция». Я предлагаю называть компетенцией любую измеряемую характеристику человека, которая позволяет ему быть эффективным в определённом виде деятельности. А набор необходимых компетенций формируют профессиональную компетентность.

Исходя из данного определения, понятно, что такими характеристиками являются не только управленческие знания, умения и навыки, чаще всего используемые в российской бизнес — практике при оценке и обучению управленческой компетентности. Ключевыми компетенциями, определяющими эффективность человека в качестве руководителя, выступают как раз не профессиональные, а личностные характеристики, связанные с его мотивацией, убеждениями и психофизиологическими особенностями.

Исследования американских специалистов в области менеджмента показали, что лучшие менеджеры, независимо от специфики деятельности и уровня управления имеют практически единый профиль компетенций. То есть они обладают одними и теми же характеристиками, которые, по сути, и являются причиной и основой их успешности. На первом месте указана способность воздействовать и оказывать влияние на людей. Лучшие менеджеры обладают общей способностью оказывать влияние на окружающих с целью повышения эффективности их деятельности и функционирования компании в целом. При этом, важной особенностью этого влияния является то, что они это делают не для личной выгоды и не любой ценой. Другой характеристикой этого воздействия является такое качество, как директивность руководителя, т.е. его настойчивость в достижении поставленных целей и задач, даже вопреки мнению окружающих его людей (поленезависимость?).

В русской ментальности директивность руководителя является одной из базовых и ожидаемых характеристик, и многие напрямую связывают эффективность «начальника» со степенью его директивности. Отсюда русская тоска по «твёрдой руке». Иван IV (Грозный) и Пётр I – наиболее жестокие и «кровавые» русские цари вошли в нашу историю под прозвищем «великих».

Ещё одной общей для успешных руководителей компетенцией является ориентация на достижения. Эта характеристика тесно связана со стремлением к повышению, как своей личной эффективности, так и эффективности подчинённых. Данная компетенция ярче всего выражается, как правило, на начальном этапе функционирования компании, когда её руководитель буквально заряжает энергией всех сотрудников. По сути, она подразумевает высокую мотивацию к качественному выполнению работы на протяжении всего «контура управления», состоящего из определения целей и задач, планирования и организации деятельности, а также контроля над этой деятельностью с последующим анализом её результатов. Таким образом, данная компетенция, как и предыдущая тесно связана со следующей компетенцией лучших руководителей, которая звучит, как командная работа и сотрудничество.

Командная работа и сотрудничество предполагает эффективное делегирование полномочий, включение других людей в достижение поставленных целей и организацию работы группы таким образом, чтобы сочетание этих усилий приводило к эффекту синергии. Данный эффект делает коллективные усилия в десятки раз более успешными, чем простое сложение результатов такого же количества отдельно работающих сотрудников. Кроме чисто административных навыков, руководитель должен обладать способностью повышать командный дух и моральное состояние группы, эффективно предотвращать и разрешать возможные в ней конфликты.

Вышеуказанные управленческие компетенции тесно взаимосвязаны между собой и в максимальной степени проявляются когда органично сочетаются в одном человеке. Это и называют кластером компетенций, который и формирует, как уже говорилось выше компетентность руководителя.

В кластер управленческих компетенций, помимо трёх названных, входят также такие компетенции, как уверенность в себе/инициатива и концептуально-аналитическое мышление. У лучших руководителей данная компетенция проявляется как в качестве общей уверенности в собственных способностях и суждениях, так и в получении удовольствия от трудных заданий. В бизнес практике довольно часто встречаются примеры, когда лучшие менеджеры несут личную ответственность за проблемы и неудачи, которые, по мнению наблюдателя, произошли не по их вине. В рабочих ситуациях, инициатива может проявляться в следующих формах: 1. Стремление к тому, чтобы использовать возможности, когда они появляются; 2. Способность быстро и эффективно разрешать критические ситуации; 3. Желание расширять границы своего формального авторитета.

Во многом именно благодаря проявленной инициативе большинство сегодняшних успешных бизнесменов смогли сформировать свой первоначальный капитал в условиях широких возможностей, появившихся во время и после перестройки. А способность быстро и эффективно разрешать критические ситуации помогла им выжить после «чёрного вторника» 11 октября 1994 года и дефолта 17 августа 1998 года.

Концептуально–аналитическое мышление. Последовательное и логическое мышление – важная характеристика лучших менеджеров. Иногда его называют стратегическим мышлением. Оно позволяет определять причинно-следственную взаимосвязь событий и явлений на оси прошлое-настоящее-будущее, выявлять существующие закономерности, препятствующие или способствующие достижению поставленных целей. При этом глубина и содержательность такого анализа у успешных руководителей настолько высоки, что выводы, к которым приходит руководитель нередко являются неочевидными для подчинённых.

Все выше перечисленные компетенции были выявлены в результате сравнения явно успешных и неуспешных руководителей. Таким образом, они являются фактическими критериями успешности руководителя и могут быть использованы при определении способности или неспособности специалиста выполнять данную роль. Это подтверждается и наработками нашей бизнес школы, которая уже много лет использует длительный позитивный опыт обучения вышеуказанным управленческим компетенциям.

Автор: Анатолий Толопило.

Дата публикации: 15.01.2010.

http://www.rhr.ru/index/rule/employees_certification/15400,0.html

Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.

В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.

1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением

Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.

Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.

Эффективный руководитель:

  • Не сопротивляется делегированию задач.
  • Не погружаются в работу, которую поручил другим.
  • Не отговаривает других от принятия решений.
  • Принимая участие в работе коллег, обязательно советуется с ними.
  • Не требует частых, чуть ли не ежедневных, отчетов о работе.
  • Не игнорирует опыт и знания коллег.
  • Правильно расставляет приоритеты в делах.
  • Умеет мотивировать команду.

2. Продуктивен и ориентирован на результат

Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.

Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.

Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.

Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.  

3. Отличается хорошими коммуникационными способностями

Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.

Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.

Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят. 

4. Отмечает потенциал других людей

В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.

Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.

Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.

5. Не игнорирует команду

Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.

Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом. 

Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.

6. Уверенно принимает решения

Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.

Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.

Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.

normativ

Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.

Узнать больше

7. Обладает позитивным мышлением

Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.

Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.

Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.

8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты

Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.

Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.

9. Демонстрирует ответственность

Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.

Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.

Ответственные люди:

  • извиняются за ошибки;
  • акцентируют внимание на работу своих сотрудников и не преувеличивают собственный вклад;
  • не боятся выражать сомнения в сложных обстоятельствах;
  • ценят время людей.

10. Проявляет эмпатию

Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.

Это образ мышления, который позволяет лидерам:

  • делать более точные бизнес-прогнозы;
  • совершенствовать стратегии работы;
  • повышать лояльность своих команд;
  • проявлять гибкость в тактике переговоров.

Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.

Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?

Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ecosys m2535dn инструкция по эксплуатации на русском
  • Как делать из лего самолет инструкция
  • Heitmann гель для стирки пуховиков инструкция
  • Руководство к своду знаний по управлению проектами руководство pmbok купить
  • Гс 10 руководство по эксплуатации горноспасатель