(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ)
1. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — организации), проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В целях создания условий для проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями:
1) Общественная палата Российской Федерации по обращениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, не позднее чем в месячный срок со дня получения указанных обращений формирует из числа представителей общероссийских общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общероссийских общественных объединений инвалидов общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам и утверждает составы указанных советов. Общественная палата Российской Федерации информирует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, о составах созданных при этих органах общественных советов по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации по обращению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок со дня получения указанного обращения формируют из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов общественные советы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации, а также муниципальными образовательными организациями, за исключением муниципальных образовательных организаций, в отношении которых независимая оценка проводится общественными советами, созданными при органах местного самоуправления, и иными организациями, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и утверждают их состав. Общественные палаты субъектов Российской Федерации информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, о составе созданных при этих органах общественных советов по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований по обращению органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов вправе формировать из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов общественные советы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, осуществляемой муниципальными образовательными организациями, и утверждать их состав. Общественные палаты (советы) муниципальных образований информируют органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов о составе созданных при этих органах общественных советов по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Состав общественного совета по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями (далее — общественный совет по независимой оценке качества) утверждается сроком на три года. При формировании общественного совета по независимой оценке качества на новый срок осуществляется изменение не менее трети его состава. В состав общественного совета по независимой оценке качества не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, представители общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, руководители (их заместители) и работники организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере. При этом общественный совет по независимой оценке качества может привлекать к своей работе представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки. Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета по независимой оценке качества осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности соответствующего общественного совета по независимой оценке качества подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте соответственно федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, органа местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа. Положение об общественном совете по независимой оценке качества утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, при которых создан указанный общественный совет.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями не проводится в отношении образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, а также в отношении федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 1 статьи 81 настоящего Федерального закона.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, с предварительным обсуждением в общественном совете по независимой оценке качества. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, с предварительным обсуждением в общественном совете по независимой оценке качества. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, с предварительным обсуждением в общественном совете по независимой оценке качества.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Общественные советы по независимой оценке качества:
(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится независимая оценка, предусмотренная настоящей статьей;
2) принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями (далее — оператор);
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) утратил силу. — Федеральный закон от 05.12.2017 N 392-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) проводят независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями с учетом информации, представленной оператором;
(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, а также предложения об улучшении их деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, а также при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Утратил силу. — Федеральный закон от 05.12.2017 N 392-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Информация о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями размещается соответственно:
(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет»;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».
11. Состав информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, включая единые требования к такой информации, и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления обеспечивают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями.
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Контроль за соблюдением процедур проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Руководители государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных организаций в показатели эффективности работы руководителей включаются результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки.
(часть 14 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
15. Результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями учитываются при оценке эффективности деятельности руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов.
(часть 15 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2017 в трудовые отношения вводится независимая оценка квалификации (оценка квалификации, НОК). Вступают в силу сразу три закона, формирующие систему НОК, устанавливающие процедуру ее проведения и регулирующие отношения работника, проходящего НОК, и работодателя.
Оценка поможет определить, соответствует ли квалификация соискателя[1] профстандарту или иным требованиям, установленным федеральными законами и иными российскими НПА.
Эта процедура проводится центром оценки квалификаций (центр оценки, ЦОК) в соответствии с Законом об оценке квалификации[2].
Участники системы НОК.
Закон об оценке квалификации устанавливает правовые и организационные основы, порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности ее участников.
Как следует из ст. 3 Закона об оценке квалификации, система НОК включает в себя следующих участников:
- Национальный совет[3] – координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профсоюзов и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере НОК;
- Национальное агентство развития квалификаций[4] – базовый центр профподготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров осуществляет организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку участников системы (автономная НКО, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти);
- советы по профессиональным квалификациям – органы управления, полномочные организовывать проведение НОК по определенному виду профессиональной деятельности (например, Совет по профессиональным квалификациям в области фармации, Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении, – на момент написания статьи (декабрь 2016 года) было создано 28 советов[5]);
- центры оценки квалификаций (ЦОК) – юридические лица, проводящие независимую оценку[6], которые создаются по решению Национального совета. Каждый ЦОК имеет свой перечень квалификаций, по которым проводит экзамены. Устанавливает этот перечень совет по профессиональным квалификациям (п. 1 ст. 8 Закона об оценке квалификации);
- работодатели;
- соискатели – работники или претендующие на осуществление определенного вида трудовой деятельности лица (например, претенденты на вакансию), обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки для подтверждения своей квалификации;
- уполномоченный орган исполнительной власти – Минтруд, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (после одобрения Национальным советом утверждает примерное положение о совете, требования к ЦОК, форму бланка свидетельства о квалификации, положения об апелляционной комиссии, о проведении профэкзамена, о разработке оценочных средств для проведения экзаменов и т. д.).
Система НОК |
Национальный совет |
---|---|
Национальное агентство развития квалификаций |
|
Советы по профессиональным квалификациям |
|
Центры оценки квалификаций |
|
Работодатели |
|
Соискатели |
|
Минтруд |
Информирование и консультирование участников НОК/
Информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения осуществляет Национальное агентство развития квалификаций (nark.ru) – это одна из его функций (п. 5 ст. 6 Закона об оценке квалификации).
Для информационного обеспечения НОК указанное агентство должно вести реестр сведений о проведении НОК (далее – реестр), включающий в себя:
- информацию о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций по вопросам, касающимся развития квалификаций;
- сведения о советах по профессиональным квалификациям и ЦОК;
- сведения о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена;
- сведения о выданных свидетельствах о квалификации;
- перечень официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и ЦОК;
- иные сведения, перечень которых устанавливается Минтрудом.
Сведения из реестра являются открытыми, если они не содержат персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру бесплатный (п. 3 ст. 10 Закона об оценке квалификации).
Национальное агентство развития квалификаций, советы по профквалификациям и центры оценки тоже должны иметь общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности.
На сайтах центров оценки квалификаций и советов по профессиональным квалификациям в реестре будут размещаться следующие сведения и документы, особенно важные для работодателей и соискателей:
- наименования квалификаций и требования к квалификациям, на соответствие которым проводится НОК;
- сроки действия свидетельств о квалификации по указанным квалификациям;
- перечень документов, необходимых для прохождения экзамена;
- комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств[7] для проведения НОК;
- адреса (почтовые, электронные, официальных сайтов) центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям;
- адреса мест проведения экзаменов;
- образец заявления соискателя о проведении экзамена;
- правила проведения экзамена.
На момент написания статьи на сайте Национального агентства по развитию квалификаций ссылки на реестр не было. На сайте Национального совета при Президенте РФ по профквалификациям (nspkrf.ru) – тоже.
Стимулирование развития системы НОК/
Чтобы стимулировать работодателей, направляющих сотрудников на оценку квалификации, с 2017 года начали действовать изменения, внесенные в ТК РФ и НК РФ.
Так, ст. 196 ТК РФ дополнена[8] положением, в силу которого работодатель устанавливает необходимость направления работников на прохождение НОК, условия и порядок направления определяются коллективным или трудовым договором, соглашениями.
В связи с введением системы НОК работодатель должен внести изменения в коллективный договор, соглашения, трудовые договоры, утвердить или скорректировать ЛНА, устанавливающий перечень профессий и специальностей для направления работников на прохождение оценки.
Направляя работника на прохождение оценки, работодатель должен оплатить экзамен и предоставить соискателю гарантии, установленные трудовым законодательством, коллективным, трудовым договором, соглашениями, ЛНА (например, сохранение рабочего места или оплата командировочных расходов).
В свою очередь, ст. 197 ТК РФ закрепляет за работником право на прохождение независимой оценки квалификации, которое реализуется путем заключения договора между ним и работодателем.
В соответствии с корректировками ст. 196 и 197 ТК РФ работодателю необходимо внести изменения в коллективный договор, соглашения, трудовые договоры – нужно прописать условия и порядок направления работников (с их письменного согласия) на прохождение НОК. Надо также утвердить ЛНА, устанавливающий перечень профессий и специальностей для направления работников на прохождение оценки, при этом учесть мнение профсоюза, или адаптировать существующий документ, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профобразования работников.
Работнику, направляемому работодателем, предоставляются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 187 ТК РФ) и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным или трудовым договором, соглашениями, ЛНА.
Для учета расходов на оплату НОК Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ внес изменения в несколько глав НК РФ. Работодатель, являющийся налоговым агентом, в силу новой редакции ст. 264 НК РФ получает право исключать из базы для обложения налогом на прибыль оплаченную стоимость прохождения сотрудником НОК при условии, что оценка осуществлялось на основании договора оказания услуг в отношении работника, заключившего трудовой договор.
В НК РФ согласно его ст. 217 включен еще один вид доходов физлиц, не подлежащий обложению НДФЛ, – сумма платы за прохождение независимой оценки квалификации.
Согласно дополнениям, внесенным в ст. 217 НК РФ, суммы платы за прохождение НОК соискателями не подлежат налогообложению.
При определении размера налоговой базы налогоплательщику предоставляется право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за прохождение НОК, – в размере фактически произведенных указанных расходов (на основании дополнений, внесенных в ст. 219 НК РФ).
Процедура проведения НОК.
Порядок проведения НОК[9] установлен Правительством РФ. НОК проводится в форме профессионального экзамена центром оценки (п. 1 ст. 4 Закона об оценке квалификации, п. 3 Порядка проведения НОК).
Оценка квалификации платная, она проходит на основании заключенного договора о возмездном оказании услуг (п. 6 Порядка проведения НОК). При этом в договоре должны быть прописаны случаи и условия повторного назначения проведения экзамена, если соискатель не сможет явиться на первоначально запланированный тест (п. 13 Порядка проведения НОК).
Закон об оценке квалификации формирует систему независимой оценки квалификаций, Порядок проведения НОК регулирует процедуру проведения самой оценки.
Инициатором проведения профессионального экзамена (НОК) может быть и соискатель, и работодатель. В первом случае оценка проводится за счет средств соискателя, во втором – за счет средств работодателя (п. 2 ст. 4 Закона об оценке квалификации, ст. 187 ТК РФ).
Соискатель должен направить в центр оценки заявление (лично, через законного представителя или в форме электронного документа). В заявлении указывается квалификация, по которой будет проходить профессиональный экзамен, дается согласие на обработку персональных данных (п. 3 ст. 4 Закона об оценке квалификации, п. 7 Порядка проведения НОК). К заявлению прилагаются копия паспорта или другого удостоверения личности, а также документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре. Если комплект документов неполный, центр оценки обязан проинформировать об этом соискателя.
После приема и регистрации документов ЦОК определяет и согласовывает с соискателем или работодателем (в зависимости от того, с кем заключен договор) дату, место и время проведения экзамена, информирует о соответствующих процедурах. Делается это в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов (п. 4 Порядка проведения НОК).
Соискатель допускается к прохождению экзамена на основании документа, удостоверяющего личность, а не копии такого документа. На испытании могут присутствовать представители Минтруда, совета по профессиональным квалификациям (п. 10, 12 Порядка проведения НОК).
Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. ЦОК не позднее 7 календарных дней после завершения экзамена направляет протокол, копии комплекта документов соискателя и иные необходимые материалы в совет по профессиональным квалификациям. Совет по профессиональным квалификациям в течение максимум 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена изучает присланные результаты и принимает решение о выдаче соискателю центром оценки свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена, а также направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выдаваемых документах для внесения в реестр сведений о проведении НОК (п. 15, 16 Порядка проведения НОК).
Если НОК прошла успешно, соискатель получает свидетельство о квалификации. При неудовлетворительной оценке – заключение о прохождении профессионального экзамена с соответствующими рекомендациями.
Если НОК прошла успешно, соискателю выдается свидетельство о квалификации. В случае получения неудовлетворительной оценки – заключение о прохождении профэкзамена с соответствующими рекомендациями. Итоговые документы выдаются в 30-дневный срок, а сведения о них вносятся в реестр[10] (п. 4 ст. 4, ст. 5 Закона об оценке квалификации, п. 17 Порядка проведения НОК).
В случае, когда договор предусматривает информирование о результатах экзамена работодателя, оплачивающего оценку, ЦОК направляет клиенту в электронном виде копию свидетельства о квалификации (при выдаче указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профэкзамена соискателем (при выдаче указанного заключения).
Соискатель или работодатель вправе опротестовать итоги прохождения профэкзамена, подав жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям. Сделать это можно в течение 30 календарных дней с даты получения информации о результатах оценки (п. 6 ст. 4 Закона об оценке квалификации).
Лицам, сдающим профэкзамены, следует обратить внимание, что при прекращения полномочий ЦОК в период сдачи совет по профессиональным квалификациям обязан в силу п. 5 ст. 8 Закона об оценке квалификации обеспечить завершение незаконченных процедур НОК.
* * *
Итак, прохождение НОК добровольно. Инициировать независимую оценку квалификации может и работник, и работодатель. Процедура платная, но она попадает под налоговые льготы.
Работодатель должен подготовится к введению НОК, внеся соответствующие изменения в коллективный и трудовой договоры, иные ЛНА.
Система оценки квалификации начала действовать с 01.01.2017.
[1] Работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
[2] Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
[3] Полномочия национального совета определены Указом Президента РФ от 16.04.2014 № 249.
[4] Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р «О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров».
[5] Реестр советов по профквалификациям, наделенных полномочиями Национальным советом, находится на сайте Минтруда (profstandart.rosmintrud.ru): «Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» / «Главная страница» / «Общий информационный блок» / «Национальный реестр профессиональных стандартов», – а также на сайте Национального совета при Президенте РФ по профквалификациям (nspkrf.ru) («Советы по профессиональным квалификациям» / «Контактная информация») – там более полный список.
[6] Например, Автономная НКО «Агентство развития квалификаций Удмуртии», оценивающее профквалификации каменщиков, согласно информации, размещенной на сайте Федерального реестра независимой оценки и сертификации квалификаций (fedregister.firo.ru).
[7] Комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена.
[8] Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».
[9] Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204.
[10] Реестр сведений о проведении НОК – информационный ресурс для обеспечения проведения НОК. Сведения в реестр вносит национальное агентство развития квалификаций.
Д. Ю. Панина
эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации» №1, январь,2017
Независимая оценка квалификации (НОК)
Независимая оценка квалификации (НОК) для строителей, проектировщиков, изыскателей с 1 сентября 2022 года
С 1 сентября 2022 года изменяются требования для работников строительной отрасли, включенных или претендующих на включение в национальные реестры специалистов НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Они обязаны подтвердить свою профессиональную квалификацию путем прохождения независимой оценки квалификации (НОК). Соответствующие изменения внесены в ч. 10 ст. 55.5-1 ГрК РФ законом № 447-ФЗ от 30.12.2021 года.
Из внесенных изменений вытекает два важных следствия:
- для включения специалиста в национальные реестры требуется свидетельство о квалификации, выданное центром оценки (ЦОК);
- работники, сведения о которых уже включены в реестры, обязаны получить свидетельство о прохождении НОК до окончания срока действия имеющегося свидетельства о повышении квалификации.
НОК вводится вместо ранее действующего требования о прохождении курсов повышения квалификации и проводится 1 раз в пять лет. При наступлении в 2022 году срока прохождения НОК для лица, претендующего на статус специалиста по организации строительства (инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования) период прохождения такой оценки продлевается на 12 месяцев.
Не предоставление свидетельства НОК до истечения срока действия ранее полученного свидетельства о повышении квалификации является основанием для исключения специалиста из национального реестра.
Что такое НОК и кто ее проводит
Независимая оценка квалификации — это процедура , проводящаяся на основании федерального закона № 238-ФЗ от 03.07.2016 года в целях подтверждения квалификации специалиста положениям профессионального стандарта или требованиям, установленным федеральными законами и отраслевыми стандартами.
Квалификационная оценка проводится Центром оценки квалификации (ЦОК) — это юридическое лицо, осуществляющее деятельность на основании возложенных на него полномочий.
Специалист может самостоятельно обратиться в ЦОК, чтобы иметь на руках документ, позволяющий подать заявку на включение в НОСТРОЙ и НОПРИЗ, для подтверждения своей квалификации при трудоустройстве. Также работодатель может направить своих работников для проведения независимой оценки квалификации в Центр оценки, что избавляет его от необходимости проводить проверку знаний и аттестацию непосредственно в организации.
Порядок и сроки проведения оценки
- Соискатель обращается в ЦОК с заявлением и документами, подтверждающими практический опыт работы, профильное образование.
- Экспертная комиссия проводит 2-х ступенчатый экзамен, состоящий из теоретической и практической части.
- Результаты сдачи экзамена направляются в Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в течение 7 дней.
- После утверждения результатов СПК информация о специалисте размещается в Реестре сведений о проведении НОК (не позднее 14 дней после сдачи экзамена).
- Соискатель получает свидетельство о профессиональной квалификации в срок, не превышающий 30 дней с момента сдачи профессионального экзамена.
Соискатель свидетельства самостоятельно выбирает уровень квалификации, ориентируясь на профессиональные стандарты, необходимые для осуществления выбранного вида деятельности. Пакет документов собирается исходя из требований соответствующего уровня.
- Теоретическая часть экзамена проводится в форме тестирования на компьютере (допускается пересдача 1 раз). Положительным результатом считается 75 % правильных ответов. Занимаемое время — 1 час.
- Практическая часть экзамена проводится в письменной форме и предусматривает решение задачи. К этому этапу допускаются лица, успешно сдавшие тестирование. Длительность работы — 2 часа.
В соответствии с законом № 238-ФЗ образовательные организации не могут выполнять функции ЦОК. Они осуществляют подготовку специалиста на основание ФГОС и действующих профессиональных стандартов в соответствующей отрасли, и сотрудничают с ЦОК в рамках обмена опытом и использования материально-технической базы.
Что включают наши услуги
- Подготовка заявления в Центр оценки независимой квалификации с указанием выбранного соискателем уровня. От 3 до 6 уровня требуется правильно ответить на 30 вопросов из 40, для 7–8 уровня необходимо набрать не менее 32 баллов.
- Оформление необходимого согласия на использование персональных данных в открытых информационных реестрах.
- Проверка документов о трудовом стаже по специальности (занимаемые должности, соответствие организаций кодам деятельности по строительству, проектированию, изыскательским работам).
- Анализ документов об образовании на соответствие Перечню направлений подготовки, специальностей в области организации строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий (Приказ Минстроя № 672/пр от 06.11.2020).
- Формирование полного пакета документов для передачи в ЦОК (заявление, копия паспорта, документов о стаже и образовании, фото).
- Получение решения Центра оценки квалификации о принятии заявления и документов с указанием назначенной даты проведения экзамена.
- Предоставление соискателю возможности в течение 1 месяца проходить тестирование на тренировочной базе, соответствующего уровня профессиональной квалификации.
Верные уровни квалификации
- 3 уровень квалификации – не менее 30 баллов из 40 максимально возможных (всего 40 вопросов);
- 5 уровень квалификации — не менее 30 баллов из 40 максимально возможных (всего 40 вопросов);
- 6 уровень квалификации – не менее 30 баллов из 40 максимально возможных (всего 40 вопросов);
- 7 уровень квалификации – не менее 32 баллов из 40 максимально возможных (всего 40 вопросов);
- 8 уровень квалификации – не менее 32 баллов из 40 максимально возможных (всего 40 вопросов).
Стоимость услуг
Услуга | Стоимость |
за 1 специалиста (включая добавление в реестр (НОСТРОЙ или НОПРИЗ) | от 30 000 руб. |
Порядок предоставления услуги
- Специалист оплачивает представленный счет в соответствии с договором.
- Наша организация подготавливает полный пакет документов для ЦОК.
- По указанному электронному адресу высылается ссылка на бесплатное использование тестовой базы, действующая в течение месяца.
- По окончании подготовительного периода согласовывается дата и время прохождения экзамена.
- После успешной сдачи соискатель лично получает документ государственного образца о профессиональной квалификации в ЦОК.
Плата за прохождение НОК не облагается НДФЛ, поэтому плательщики налога с дохода вправе получить налоговый вычет, соответствующий сумме уплаченной за проведение независимой оценки квалификации. Расходы работодателя, направляющего в ЦОК своих работников, учитываются в составе затрат при исчислении налога на прибыль организации.
Генеральный директор
Руководитель отдела продаж / Главный юрист
Специалист по сертификации и стандартизации продукции
Эксперт по повышению квалификации и аттестации
Эксперт по лицензированию / Стаж работы 18 лет.