Кто контролирует выполнение требований инструкций для работников предприятий

Состав работ:

а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:

беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;

предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении N 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;

привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;

запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;

запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;

в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;

д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;

е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;

ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:

приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;

направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая нормативная численность работников

по контролю за соблюдением законодательных и иных

нормативных правовых актов по охране труда

у работодателя и в его структурных подразделениях

N п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда

до 100

101 — 350

351 — 500

501 — 1000

1001 — 3500

3501 и свыше

Рекомендуемая нормативная численность, человек

1

до 500

0,06

0,07

0,08

2

501 — 750

0,07

0,08

0,09

3

751 — 1000

0,08

0,09

0,10

4

1001 — 1500

0,10

0,12

0,14

0,17

5

1501 — 3000

0,14

0,17

0,20

0,24

0,28

6

3001 — 5000

0,20

0,24

0,29

0,35

0,42

0,48

7

5001 — 7500

0,28

0,32

0,38

0,45

0,56

0,70

8

7501 — 10000

0,35

0,41

0,48

0,57

0,68

0,82

9

10001 — 20000

0,65

0,72

0,79

0,93

1,07

1,23

10

20001 и свыше

0,80

0,87

0,94

1,01

1,11

1,26

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

!

I.

Важно!  В случае если у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников  превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением:

  • должна быть создана  служба охраны труда или,
  • введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Их квалификация должна соответствовать требованиям профстандарта  «Специалист в области  охраны труда».

Нарушение требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ может послужить основанием для привлечения работодателя  к административной ответственности, предусмотренной ч.1  ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если численность работников  не превышает 50 человек,  работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Важно! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять:

  • ­работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),
  • ­руководитель организации, 
  • ­другой уполномоченный работодателем работник,
  • ­специалист или организация, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 

При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. 

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

!

II.

Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

Согласно рекомендациям службу охраны труда  (далее – Служба) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • ­организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • ­контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • ­организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • ­информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • ­изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37).

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. 

Они осуществляют контроль за:

  • ­соблюдением сторонами трудового договора требований законодательства об охране труда, локальных нормативных правовых актов работодателя;
  • ­обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • ­выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • ­наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • ­проведением специальной оценки условий труда;
  • ­своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • ­состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств и систем;
  • ­своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охран ы труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • ­организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • ­своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • ­санитарно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.

Важно! Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) может быть предусмотрен  кабинет по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Важно! Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации.

Комментарий к статье 146
1. Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по охране труда осуществляется специально уполномоченными государственными органами, не зависящими в своей деятельности от руководителей организаций и их вышестоящих инстанций.
Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов (участков), а также на бригадиров.
2. Работник обязан:
— соблюдать требования охраны труда;
— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.
Положение о Федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:
— беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно — правовых форм;
— запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
— предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
— отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
— запрещать использование и производство не имеющих сертификата соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.
Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с Федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

В соответствии с требованием статьи 217 Трудового кодекса РФ в организации любой сферы деятельности в обязательном порядке должен быть работник, ответственный за охрану труда.

Содержание статьи:

  • 1 Обязательно ли назначать ответственного за охрану труда?
  • 2 Требования к квалификации специалиста по охране труда
  • 3 Регламентирующие документы
  • 4 Должностные обязанности ответственного по охране труда

Обязательно ли назначать ответственного за охрану труда?

В организациях с численностью работников до 50 человек, как правило, ответственным за охрану труда назначается работодатель, либо другой уполномоченный руководителем организации работник.

Ответственный за охрану труда в организации выполняет назначенный приказом работник. Для выполнения своих обязанностей данному работнику не нужно иметь специальное образование по охране труда (высшее образование или профессиональную переподготовку). Но ответственный в обязательном порядке должен пройти обучение по охране труда в Учебном центре по 40-часовой программе. По итогам пройденного обучения ответственному выдается удостоверение сроком на 3 года. Через 3 года работнику нужно будет пройти повторное обучение по охране труда.

Следует различать ответственного за охрану труда в целом по организации и ответственного за охрану труда на рабочих местах и безопасное производство работ.

Очень часто руководители организаций путают эти понятия.

Специалист по охране труда контролирует и поддерживает состояние условий охраны труда на требуемом законодательством уровне в целом по организации.

Ответственный за охрану труда на рабочих местах и безопасное производство работ – это, как правило, непосредственный руководитель работ на предприятии или в его подразделениях. Данный работник несет ответственность за состояние и условия охраны труда конкретно на рабочих местах и при выполнении определенных работ (работы на высоте, погрузочно-разгрузочные работы, пожароопасные работы и т.д.).

Если численность работников в организации превышает 50 человек, работодатель обязан принять в штат организации специалиста по охране труда.

В данном случае отсутствие в штате организации специалиста по охране труда будет приравнено государственной инспекцией по труду к нарушению п. 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО! Статья 5.27.1. КоАП РФ
Пункт 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Необязательно устраивать специалиста по охране труда на полную ставку, если численность организации небольшая — 50-70 человек.

В этом случае достаточно будет нанять специалиста например на 0,5 ставки . Но при этом следует учитывать специфику деятельности организации и наличие работ повышенной опасности. Работодатель сам определяет структуру службы охраны труда, кол-во специалистов и их «загруженность» (Письмо Минтруда от 26.10.19г. № 15-2/В-2363 «О создании службы охраны труда»). Также следует помнить, что законодательство допускает использование услуг специалистов от организаций, предоставляющих услуги в области охраны труда. Отношения сторон в этом случае регулируются гражданско-правовым договором.

Специалист по охране труда – это работник, который осуществляет контроль за соблюдением норм и правил охраны труда в организации и обеспечивает полноценное функционирование системы управления охраной труда.

Требования к квалификации специалиста по охране труда

В ст. 217 Трудового кодекса РФ указано, что специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку (т.е. соответствующее образование) или опыт работы в этой области.

С 01.09.2021 до 01.09.2027 г. действует новый профстандарт специалиста по охране труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».

В данном профессиональном стандарте четко указаны требования к образованию специалиста по охране труда. Специалистом по охране труда может быть работник, имеющий высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность», либо имеющий любое другое высшее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда, или имеющий среднее образование и прошедший профессиональную переподготовку в области охраны труда.

Регламентирующие документы

После принятия в штат организации специалиста по охране труда должен быть издан приказ о назначении ответственного лица за организацию работ по охране труда.

Приказ о назначении ответственного за охрану труда

Скачать пример документа

Следующим важным документом в работе специалиста по охране труда является должностная инструкция. Должностную инструкцию для данной профессии следует разрабатывать с учетом требований Профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».

Данные документы являются основополагающими, и в случае проверки или несчастного случая инспектор может запросить эти документы для определения ответственности специалиста и вмененных ему функций и обязанностей.

Должностные обязанности ответственного по охране труда

К должностным обязанностям специалиста по охране труда относят:

  • контроль соблюдения требований охраны труда в организации;
  • проведение вводного инструктажа по охране труда, в ходе которого специалист рассказывает трудоустраивающимся лицам (либо посетителям организации) об организации и состоянии условий охраны труда в ней;
  • оказание методической помощи руководителю организации и руководителям подразделений по вопросам связанным с охраной труда;
  • информирование работников о состоянии условий охраны труда на рабочих местах;
  • выявление потребности работников в обучении по охране труда;
  • организацию обучения по охране труда;
  • организацию проведения медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
  • организацию проведения специальной оценки условий труда в организации;
  • организация и проведение оценки профессионального риска работников;
  • организация и проведение производственного контроля;
  • проведение анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • составление и предоставление отчетов по охране труда по установленной форме.

Специалист по охране труда контролирует:

  • соблюдение требований нормативно-правовых актов по охране труда;
  • состояние безопасных условий труда на рабочих местах;
  • наличие у работников необходимых средств индивидуальной защиты и смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • своевременное проведение медицинских осмотров;
  • выдачу лечебно-профилактического питания;
  • своевременное проведение инструктажей по охране труда.

Специалист по охране труда осуществляет регулярный контроль соблюдения вышеуказанных требований в ходе плановых и внеплановых проверок. По результатам проведенной проверки специалист составляет предписание.

В предписании специалиста по охране труда указываются все выявленные в ходе проверки нарушения, сроки устранения нарушений и ответственные лица.

Предписание специалиста по охране труда

Скачать шаблон предписания по охране труда

Также специалист по охране труда может принимать участие в работе следующих комиссий:

  • комиссия по специальной оценке условий труда;
  • комиссия (комитет) по охране труда;
  • комиссия по проверке знаний требований охраны труда;
  • комиссия по расследованию несчастных случаев на производстве.

Подробнее про другие комиссии читайте в нашей статье .

Совместно с руководителями подразделений специалист по охране труда участвует в разработке планов и программ по улучшению условий труда и минимизации профессиональных рисков.

Таким образом, деятельность специалиста по охране труда направлена на:

  • предупреждение несчастных случаев и травматизма в организации;
  • контроль за соблюдением правовых требований охраны труда;
  • своевременное выявление опасных условий труда;
  • профилактику развития профессиональных заболеваний у работников;
  • информирование работников организации по вопросам охраны труда с учетом специфики отрасли;
  • разработку, ведение и актуализацию документации по охране труда.

В своей работе специалист по охране труда руководствуется технологической документацией, государственными нормативными правовыми актами по охране труда, национальными и межгосударственными стандартами в сфере охраны труда, отраслевыми и межотраслевыми стандартами.

Приказ Министерства

Новости трудового законодательства. Май 2020 года

  Приказ Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н «О внесении изменений в приложения N 1, 2 и 3 к приказу […]

Бесплатная подписка на онлайн-журнал по охране труда

Бесплатная подписка на онлайн-журнал по охране труда

Подпишитесь на одну из лучших рассылок в РФ по охране труда от компании «Внедрении систем и развитие» и вы получите: […]

Вопрос-ответ

Вопрос-ответ №6. Всё о смывающих и обезвреживающих средствах индивидуальной защиты

Согласно Части первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, […]

Работодатель разрабатывает инструкции по охране труда (ИОТ) по требованиям ст. 214 ТК РФ. От этой обязанности освобождены только работодатели-физические лица без статуса ИП. Микропредприятия и некоммерческие организации также издают ИОТ, если не включили их положения в трудовой договор с работником. 

Роструд на сайте «Онлайнинспекция.рф» разъяснил, что освобождение от разработки локальных нормативных актов по ст. 309.2 ТК РФ не распространяется на выполнение требований охраны труда.

Инструкция по охране труда — локальный нормативный акт, содержащий требования по безопасному выполнению работ для сотрудника. Роструд считает, что ИОТ должна быть на каждую должность в штатном расписании, даже если компания не занимается производством, а оказывает юридические или финансовые услуги.

Это не означает, что для каждого сотрудника следует выпустить персональный документ, например «Инструкция по охране труда слесаря Иванова И.И.». Локальные нормативные акты имеют обезличенный характер и действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места их выполняемой работы (ст. 13 ТК РФ).

Инструкции по охране труда бывают трех видов (п. 18 Основных требований по Приказу Минтруда России № 772н):

  1. По должности или профессии. Работодатель разрабатывает локальный акт по позициям в штатном расписании. Если работники выполняют похожие трудовые функции, а на их рабочих местах имеются схожие опасности и условия труда, то можно издать один документ для аналогичных должностей. Например, ИОТ юрисконсульта может распространяться на юрисконсульта, главного юрисконсульта и начальника юридического отдела, которые работают в одном кабинете и делают примерно одинаковую работу.

  2. По виду выполняемых работ. В этом случае составляют инструкцию с требованиями безопасности при выполнении конкретной деятельности, например, ИОТ при работе с копировально-множительной техникой. Один локальный акт может распространяться на сотрудников разных должностей и профессий, если они выполняют указанные работы.

  3. По направлению трудовой деятельности. Работодатель разрабатывает документ для аналогичных условий труда и опасностей, которая может распространяться на сотрудников разных должностей и профессий. Например, ИОТ для работников столовой или ИОТ офисного работника административного здания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 7.

Работодатель самостоятельно определяет перечень инструкций, которые ему нужны (п. 4 Основных требований № 772н). Он также имеет право выпустить временные ИОТ для новых производств, чтобы обеспечить безопасность работ. Инструкции будут действовать до приемки объектов в эксплуатацию (п. 27 Основных требований № 772н). 

ИОТ не разрабатываются для лиц, которые не заключили с работодателем трудовой договор: членов Совета директоров, самого ИП-работодателя, исполнителей по договорам ГПХ (ст. 11 ТК РФ).

Сотрудники «на удаленке» трудятся вне территории работодателя. Для них охрана труда имеет свои особенности. Работодатель обязан ознакомить дистанционных работников с требованиями безопасности при работе с оборудованием или средствами, которые он сам им выдал или рекомендовал (ст. 312.7 ТК РФ). Например, компания предоставила удаленному бухгалтеру ноутбук для выполнения трудовой функции.

Если же дистанционный работник использует собственное имущество, то ответственности за безопасность работ работодатель не несет и ИОТ для этого случая не разрабатывает. Но и здесь есть исключения.

Дистанционный работник может чередовать труд дома с работой в офисе. Если ему выделяется стационарное рабочее место у работодателя, то работника нужно ознакомить с правилами безопасной работы на нем.

Работодатель может сам распространить действие ИОТ на дистанционных сотрудников, указав это условие в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре (ст. 312.7 ТК РФ).

До 1 января 2021 года работодатели разрабатывали ИОТ на основании Типовых инструкций по охране труда. Но «регуляторная гильотина» отменила действие 178 таких документов (Приказ Минтруда России от 11.08.2020 № 495).

С 1 января 2023 года инструкции составляют на основании:

  • правил по охране труда работодателя, если они есть;
  • государственных нормативных требований, например, Приказа Минтруда России от 15.12.2020 № 903н;
  • анализа трудовой функции работников по профессии, должности, составу и виду работ;
  • результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР) на конкретных рабочих местах;
  • анализа требований профстандартов — в них указана трудовая функция и особые условия допуска к ней, если они есть;
  • определения безопасных методов и приемов выполнения отдельных работ;
  • анализа результатов расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, их типичных причин.

extern

Сдавайте ЕФС-1 через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Попробовать

 

Работодатель также учитывает в ИОТ требования безопасности из руководств по эксплуатации оборудования, ремонтной документации от завода-изготовителя применительно к должности или профессии сотрудника, виду работ (п. 19 Основных требований № 772н). 

Например, инструкция по эксплуатации к принтеру Canon i-SENSYS LBP312x содержит меры предосторожности:

  • не помещать на аппарат браслеты, металлические предметы, емкости с водой;
  • при подключении к принтеру других устройств предварительно выключить аппарат, отсоединить все шнуры и кабели, чтобы не вызвать пожар или удар электротоком при их повреждении;
  • не устанавливать оборудование в неустойчивых местах или местах с вибрацией и т.д.

Этот документ можно использовать для составления ИОТ для сотрудника, который использует такой принтер, или ИОТ при работе с офисной техникой.

В Приказе № 772н приведены обязательные разделы, которые должны быть в инструкции (п. 21-26 Основных требований № 772н). Рекомендуем также использовать при составлении документа правила делопроизводства и управления документацией, принятые в вашей организации, или правила Росархива (п. 3.1-3.14 приложения к Приказу от 11.04.2018 № 44).

Таблица. Примерная структура и содержание ИОТ

Название элемента инструкции

Краткое содержание

Титульный лист

Наименование организации

Гриф утверждения

Гриф согласования с профсоюзом (если он есть в компании)

Название и регистрационный номер инструкции

Город издания

Основные положения

Для кого разработана инструкция и в каких целях

Порядок изменения, пересмотра, отмены ИОТ

Нормативные ссылки

(можно оформить приложением)

Список документов, на основании которых составлена инструкция

Общие требования охраны труда

п. 22 Основных требований № 772н

Требования охраны труда перед началом работы

п. 23 Основных требований № 772н

Требования охраны труда во время работы

п. 24 Основных требований № 772н

Требования охраны труда в аварийной ситуации

п. 25 Основных требований № 772н

Требования охраны труда при окончании работ

п. 26 Основных требований № 772н

Приложения

Таблицы, списки. Например, перечень выдаваемых СИЗ

Лист согласования

Таблица для сбора подписей лиц, участвующих в согласовании

Лист ознакомления работников

Ф.И.О., должность, подпись, дата

Приведенная в таблице структура ИОТ — рекомендуемая. Обязательными являются только разделы из Основных требований № 772н. Разработчик может включать в документ дополнительные требования безопасности, если они не противоречат государственным нормативным требованиям (п. 2 Основных требований № 772н).

Повторим, что ИОТ — локальный нормативный акт. Локальный акт принимается с учетом мотивированного мнения профсоюза (ст. 372 ТК РФ, п. 3 Основных требований № 772н).

ИОТ утверждается руководителем компании или уполномоченным им лицом. На практике это обычно делегируется главному инженеру или заместителю директора, ответственному за охрану труда на предприятии.

После утверждения ИОТ до сотрудников доводят ее требования:

  • проводят внеплановый инструктаж с проверкой знаний (п. 16 «в» Правил обучения охране труда по Постановлению Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464);
  • получают личную подпись работника в листе ознакомления (ст. 22 ТК РФ).

В последующем требования ИОТ напоминают сотрудникам раз в полгода в ходе повторных инструктажей по охране труда (п. 13 Правил № 2464).

При приеме на работу нового сотрудника ему разъясняют содержание инструкции при первичном инструктаже на рабочем месте. Если работник от него освобожден, то правила безопасности включают в программу вводного инструктажа. В любом случае ознакомить сотрудника с ИОТ нужно до допуска его к самостоятельной работе (п. 13 Правил № 2464).

extern

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

 

В Приказе 772н нет требования о ведении Журналов учета инструкций по охране труда и выдачи ИОТ. Напомним, что такая практика существовала по рекомендациям Минтруда от 13.05.2044. Работодатель сам решает, будет ли он применять ее дальше. Также руководитель самостоятельно определяет, сколько экземпляров ИОТ нужно предприятию, и где они будут храниться.

Мы рекомендуем следующую схему:

  • один оригинал ИОТ вместе с перечнем ИОТ хранится в службе охраны труда — так будет легче представить документы на проверку ГИТ;
  • второй экземпляр инструкции находится в подразделении по месту работы сотрудника для проведения инструктажей и оперативного ознакомления с изменениями документа;
  • работнику выдается копия ИОТ, которая должна быть на его рабочем месте.

Инструкции по охране труда хранятся постоянно (п. 8 Перечня типовых документов в редакции Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236). Это означает, что организация после минования надобности в ИОТ передает их в государственный или муниципальный архив. Если компания архивный фонд не комплектует, то инструкции хранятся у нее не меньше 10 лет.

Автор сталкивался с практикой, что организации используют ИОТ как должностные инструкции для рабочих. А у таких документов срок хранения не может быть менее 50 лет. Но ИОТ и должностная инструкция — два разных по назначению документа, поэтому лучше их не объединять.

Работодатель сам решает и закрепляет в локальных актах (правилах делопроизводства), в какой срок он будет актуализировать инструкции по охране труда. Например, планово пересматривать их можно раз в три года, как производственные инструкции по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Внеочередная актуализации ИОТ проводится (п. 30 Основных требований № 772н):

  • при изменении условий труда работника, например, при новой СОУТ изменен их класс;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследований несчастных случаев, профзаболеваний, аварий;
  • по требованию трудовой инспекции или надзорных органов в области охраны труда региона.

В компании могут происходить организационные изменения: например, в названиях должностей или отделов. Если условия труда для работника при этом остаются прежними, то пересматривать ИОТ не нужно. Достаточно внести в документ соответствующие изменения.

extern

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Попробовать

С 1 января 2023 года появился новый вид локального нормативного акта — Правила (стандарты) по охране труда работодателя. По содержанию это адаптированные под организацию государственные нормативные требования — например, ПОТЭЭ № 903н.

Отличия правил от ИОТ:

  • стандарт организации распространяется на всех или большинство работников, а инструкция содержит требования безопасности для отдельной должности, вида или направления деятельности;
  • ИОТ могут быть разработаны на основе правил;
  • стандарты по охране труда организации содержат контрольные и организационные меры по обеспечению безопасной работы, а инструкция — набор конкретных действий исполнителя.

По сути правила по охране труда — это документ верхнего уровня по отношению к ИОТ.

Инспектор ГИТ при проверке работодателя запросит ИОТ, чтобы убедиться в ознакомлении с ней работников. Также на основании инструкций по охране труда проводятся инструктажи на рабочем месте. ИОТ нужны при расследовании несчастных случаев и профзаболеваний.

Отсутствие инструкций по охране труда или их несвоевременный пересмотр относится к нарушениям государственных нормативных требований охраны труда. Работодателя привлекут к административной ответственности. Это предупреждение или штраф для ИП, должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей; для юрлиц — от 50 000 до 80 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Camelion bnd 50 sg65 подробная инструкция
  • Духовой шкаф leran eoe 6785 bst инструкция
  • Краска для волос nirvel инструкция по применению
  • Норваск инструкция по применению цена 10мг
  • Приборная панель хендай соната тагаз инструкция