Кто осуществляет руководство исо в период между сессиями генеральной ассамблеи

ИСО – это некоммерческая, негосударственная организация, членами которой являются представители национальных органов по стандартизации из 168 стран.

Генеральная ассамблея и Совет занимаются определением стратегических целей ИСО. Ежедневная деятельность, направленная на реализацию поставленных целей, находится в ведении Центрального секретариата (Женева, Швейцария). Центральный секретариат находится под руководством Генерального секретаря.

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея является высшим органом организации. В этом ежегодном заседании принимают участие члены организации и высшие должностные лица.

Совет ИСО

Совет ИСО берет на себя решение большинства вопросов, связанных с управлением. Заседания Совета проводятся дважды в год. В состав Совета входят 20 представителей из стран комитетов – членов ИСО председателей таких комитетов как CASCO, COPOLCO и DEVCO. При Совете существует ряд органов, обеспечивающих руководство и управление по конкретным вопросам.

  • Президентский комитет  консультирует Совет ИСО и контролирует исполнение принятых им и Генеральной ассамблеей решений;
  • CASCO – Комитет по оценке соответствия;
  • COPOLCO – Комитет ИСО по потребительской политике;
  • DEVCO – Комитет ИСО по вопросам развивающихся стран.
  • Council Standing Committees – Постоянные комитеты по финансовым вопросам и стратегической политике
  • Ad hoc Advisory Committees – Специальные консультативные группы

Членство в Совете открыто для всех комитетов-членов ИСО и в нем происходит ротация для того, чтобы представительство стран – членов сообщества было полным.

Техническое руководящее бюро (TMB)

Техническое руководящее бюро отвечает за общее руководство структурой технических комитетов, которые занимаются разработкой стандартов, и любые стратегические консультативные органы, созданные по техническим вопросам.

Организационная структура управления ИСО

Организационная структура управления ИСО

Члены ИСО

ИСО является глобальной сетью национальных органов по стандартизации, которые представляют Международную организацию по стандартизации в своей стране.

Существуют три категории членства. Они различаются уровнем доступа к электронным ресурсам ИСО и степенью влияния на систему ИСО. Это помогает учитывать различные потребности и возможности каждого члена.

Узнайте больше о членстве в ИСО.

Контакты

Если у Вас есть вопросы о членах ИСО или членстве, пожалуйста, свяжитесь с Памелой Тариф).

Партнеры

ИСО работает в тесном сотрудничестве с двумя другими международными организациями по разработке стандартов, Международной электротехнической комиссией (IEC) и Международным союзом электросвязи (ITU). В 2001 г. ИСО, IEC и ITU создали Всемирный союз по стандартизации (ВСС) в целях укрепления системы стандартов этих трех организаций. Кроме того ВСС также способствует принятию и применению стандартов, основанных на международном согласии, во всем мире.

Кроме того, ИСО взаимодействует со Всемирной торговой организацией (ВТО), которая высоко ценит вклад международных стандартов в устранение технических барьеров в торговле.

ИСО работает с партнерами из Организации Объединенных Наций (ООН). Например, ИСО сотрудничает со специализированными учреждениями ООН, которые занимаются техническим согласованием или оказывают техническую поддержку, а также с Экономическим и Социальным советом ООН (ECOSOS).

В общей сложности, ИСО сотрудничает с более чем 700 международными, региональными и национальными организациями. Эти организации принимают участие в процессе разработки стандартов, а также обмениваются опытом и лучшими практиками.

Как финансируется ИСО?

Члены ИСО платят взносы, которые покрывают эксплуатационные расходы Центрального секретариата. Взнос оплачивается каждым членом организации и рассчитывается исходя из валового национального дохода страны и данных о внешнеторговой статистике. Другим источником дохода Центрального секретариата является продажа стандартов.

Однако расходы на осуществление деятельности Центрального секретариата ИСО составляют лишь  около одной пятой части от расходов на функционирование всей системы ИСО. Другие расходы связаны со специальными проектами по разработке стандартов и с технической работой. Эти расходы оплачиваются членами комитета и предприятиями, которые направляют своих специалистов для участия в этой работе и оплачивают их командировочные расходы.

Введение

Международная
организация по стандартизации была
создана на заседании Комитета ООН по
координации стандартов ООН. В том же
году на заседании Генеральной ассамблеи
был принят устав ИСО, который определил
статус организации, ее структуру, функции
основных органов и методы работы.

Целью
ИСО является содействие развитию
стандартизации в мировом масштабе для
облегчения международного товарообмена
и взаимопомощи, а также для расширения
сотрудничества в области интеллектуальной,
научной, технической и экономической
деятельности.

В
ИСО установлены два вида членства —
комитеты-члены и члены-корреспонденты.

Комитетами-членами
являются национальные органы по
стандартизации, наиболее представительные
в области стандартизации. Для этого
вида членства установлена шкала ежегодных
взносов в бюджет ИСО, которая составляется
в зависимости от удельного веса каждой
отдельной страны в мировой торговле и
в производстве промышленной продукции.

Члены-корреспонденты
в счет уплаты незначительного взноса
в бюджет ИСО имеет право получения
комплекта всех издаваемых международных
стандартов, а также других информационных
изданий. Членами-корреспондентами
являются национальные органы, занимающиеся
стандартизацией, где нет комитетов-членов.
На заседания технических комитетов их
представители направляются только в
качестве наблюдателей.

К
руководящим органам ИСО относятся
Генеральная ассамблея, являющаяся
высшим органом, Совет, Исполнительное
бюро, техническое бюро, технические
комитеты совета, Центральный секретариат
(рис. 1).

Должностными
лицами ИСО являются президент,
вице-президент, казначей и генеральный
секретарь.

Генеральная
ассамблея — высший руководящий орган
ИСО, состоит из представителей всех
национальных организаций комитетов-членов
и решает все основные вопросы деятельности
ИСО, собирается один раз в три года. В
ходе проведения Генеральных ассамблей
организуется обсуждение важнейших
проблем и тенденций в международной
стандартизации с участием ведущих
специалистов промышленности.

В
период между сессиями Генеральной
ассамблеи руководство ИСО осуществляет
Совет, во главе которого стоит президент.
Совет состоит из 18 комитетов-членов,
избираемых генеральной ассамблеей
сроком на три года. Совет собирается на
свои заседания не реже одного раза в
год и решает все вопросы деятельности
ИСО, в частности, вопросы структуры
технических органов, публикации
международных стандартов, назначает
членов органов Совета, а также председателей
технических комитетов и др.

Основные
цели и задачи

Международная
организация по стандартизации создана
в 1946 г. двадцатью пятью национальными
организациями по стандартизации.
Фактически работа ее началась с 1947 г.
СССР был одним из основателей организации,
постоянным членом руководящих органов,
дважды представитель Госстандарта
избирался председателем организации.
Россия стала членом ИСО как правопреемник
распавшегося государства.

При
создании организации и выборе ее названия
учитывалась необходимость того, чтобы
аббревиатура наименования звучала
одинаково на всех языках. Для этого было
решено использовать греческое слово
isos — равный, вот почему на всех языках
мира Международная организация по
стандартизации имеет краткое название
ISO (ИСО).

Сфера
деятельности ИСО касается стандартизации
во всех областях, кроме электротехники
и электроники, относящихся к компетенции
Международная электротехнической
комиссии (МЭК). Некоторые виды работ
выполняются совместными усилиями этих
организаций. Кроме стандартизации ИСО
занимается проблемами сертификации.

ИСО
определяет свои задачи следующим
образом: содействие развитию стандартизации
и смежных видов деятельности в мире с
целью обеспечения международного обмена
товарами и услугами, а также развития
сотрудничества в интеллектуальной,
научно-технической и экономической
областях.

Основные
объекты стандартизации и количество
стандартов (в % от общего числа)
характеризуют обширный диапазон
интересов организации.

Машиностроение
29%

Химия
13%

Неметаллические
материалы 12%

Руды
и металлы 9%

Информационная
техника 8%

Сельское
хозяйство 8%

Строительство
4%

Специальная
техника 3%

Охрана
здоровья и медицина 3%

Основополагающие
стандарты 3%

Окружающая
среда 3%

Упаковка
и транспортировка товаров 2 %

Остальные
стандарты относятся к здравоохранению
и медицине, охране окружающей среды,
другим техническим областям. Вопросы
информационной технологии, микропроцессорной
техники и т.п. — это объекты совместных
разработок ИСО/МЭК. В последние годы
ИСО уделяет много внимания стандартизации
систем обеспечения качества. Практическим
результатом усилий в этих направлениях
являются разработка и издание международных
стандартов.

При
их разработке ИСО учитывает ожидания
всех заинтересованных сторон —
производителей продукции (услуг),
потребителей, правительственных кругов,
научно-технических и общественных
организаций.

На
сегодняшний день в состав ИСО входят
120 стран своими национальными организациями
по стандартизации. Россию представляет
Госстандарт РФ в качестве комитета —
члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80
комитетов- членов. Кроме комитетов-членов
членство в ИСО может иметь статус членов-
корреспондентов, которыми являются
организации по стандартизации
развивающихся государств. Категория
член-абонент введена для развивающихся
стран. Комитеты-члены имеют право
принимать участие в работе любого
технического комитета ИСО, голосовать
по проектам стандартов, избираться в
состав Совета ИСО и быть представленными
на заседаниях Генеральной ассамблеи.
Члены-корреспонденты (их 25) не ведут
активной работы в ИСО, но имеют право
на получение информации о разрабатываемых
стандартах. Члены- абоненты уплачивают
льготные взносы, имеют возможность быть
в курсе международной стандартизации.

Сильные
национальные организации в странах-членах
ИСО являются опорой для ее функционирования.
Поэтому комитетами-членами признаются
только те организации, которые наилучшим
образом отражают положение своей страны
в области стандартизации и имеют
значительный опыт и компетентность,
что требуется для эффективной деятельности
по международной стандартизации.

Национальные
организации — это проводники всех
достижений ИСО в свои страны, а также
выразители национальной точки зрения
в соответствующих технических комитетах
организации.

2
Организационная структура

Организационно
в ИСО входят руководящие и рабочие
органы (рис. 1)

Руководящие
органы: Генеральная ассамблея (высший
орган), Совет,

Техническое
руководящее бюро. Рабочие органы —
технические Комитеты (ТК), подкомитеты,
технические консультативные группы
(ТКГ).

Генеральная
ассамблея — это собрание должностных
лиц и делегатов, назначенных
комитетами-членами. Каждый комитет-член
имеет право представить не более трех
делегатов, но их могут сопровождать
наблюдатели. Члены-корреспонденты и
члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет
руководит работой ИСО в перерывах между
сессиями Генеральной ассамблеи. Совет
имеет право, не созывая Генеральной
ассамблеи, направить в комитеты-члены
вопросы для консультации или поручить
комитетам-членам их решение. На заседаниях
Совета решения принимаются большинством
голосов присутствующих на заседании
комитетов-членов Совета. В период между
заседаниями и при необходимости Совет
может принимать решения путем переписки.

Совету
ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО
(техническое бюро), СТАКО (комитет по
изучению научных принципов стандартизации);
КАСКО (комитет по оценке соответствия);
ИНФКО (комитет по научно-технической
информации); ДЕВКО (комитет по оказанию
помощи развивающимся странам); КОПОЛКО
(комитет по защите интересов потребителей);
РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО
подготавливает предложения по планированию
работы ИСО, по организации и координации
технических сторон работы. В сферу
работы ПЛАКО входят рассмотрение
предложений по созданию и роспуску
технических комитетов, определение
области стандартизации, которой должны
заниматься комитеты.

СТАКО
обязан оказывать методическую и
информационную помощь Совету ИСО по
принципам и методике разработки
международных стандартов. Силами
комитета проводятся изучение
основополагающих принципов стандартизации
и подготовка рекомендаций по достижению
оптимальных результатов в данной
области. СТАКО занимается также
терминологией и организацией семинаров
по применению международных стандартов
для развития торговли.

КАСКО
занимается вопросами подтверждения
соответствия продукции, услуг процессов
и систем качества требованиям стандартов,
изучая практику этой деятельности и
анализируя информацию. Комитет
разрабатывает руководства по испытаниям
и оценке соответствия (сертификации)
продукции, услуг, систем качества,
подтверждению компетентности испытательных
лабораторий и органов по сертификации.
Важная область работы КАСКО — содействие
взаимному признанию и принятию
национальных и региональных систем
сертификации, а также использованию
международных стандартов в области
испытаний и подтверждения соответствия.
КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый
ряд руководств по различным аспектам
сертификации, которые широко используются
в странах-членах ИСО и МЭК: принципы,
изложенные в этих документах, учтены в
национальных системах сертификации, а
также служат основой для соглашений по
оценке соответствия взаимопоставляемой
продукции в торгово-экономических
связях стран разных регионов. КАСКО
также занимается вопросами создания
общих требований к аудиторам по
аккредитации испытательных лабораторий
и оценке качества работы аккредитующих
органов; взаимного признания сертификатов
соответствия продукции и систем качества
и др.

ДЕВКО
изучает запросы развивающихся стран в
области стандартизации и разрабатывает
рекомендации по содействию этим странам
в данной области.

Главные
функции ДЕВКО: организация обсуждения
в широких масштабах всех аспектов
стандартизации в развивающихся странах,
создание условий для обмена опытом с
развитыми странами; подготовка
специалистов по стандартизации на базе
различных обучающих центров в развитых
странах; содействие ознакомительным
поездкам специалистов организаций,
занимающихся стандартизацией в
развивающихся странах; подготовка
учебных пособий по стандартизации для
развивающихся стран; стимулирование
развития двустороннего сотрудничества
промышленно развитых и развивающихся
государств в области стандартизации и
метрологии. В этих направлениях ДЕВКО
сотрудничает с ООН. Одним из результатов
совместных усилий стало создание и
функционирование международных центров
обучения.

КОПОЛКО
изучает вопросы обеспечения интересов
потребителей и возможности содействия
этому через стандартизацию; обобщает
опыт участия потребителей в создании
стандартов и составляет программы по
обучению потребителей в области
стандартизации и доведению до них
необходимой информации о международных
стандартах. Этому способствует
периодическое издание Перечня
международных и национальных стандартов,
а также полезных для потребителей
руководств: «Сравнительные испытания
потребительских товаров», «Информация
о товарах для потребителей», «Разработка
стандартных методов измерения
эксплуатационных характеристик
потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО
участвовал в разработке руководства
ИСО/МЭК по подготовке стандартов
безопасности.

РЕМКО
оказывает методическую помощь ИСО путем
разработки соответствующих руководств
по вопросам, касающимся стандартных
образцов(эталонов). Так, подготовлен
справочник по стандартным образцам и
несколько руководств: «Ссылка на
стандартные образцы в международных
стандартах», «Аттестация стандартных
образцов. Общие и статистическое
принципы» и др. Кроме того, РЕМКО —
координатор деятельности ИСО по
стандартным образцам с международными
метрологическими организациями, в
частности, с МОЗМ — Международной
организацией законодательной метрологии.

Порядок
разработки международных стандартов

Непосредственную
работу по созданию международных
стандартов ведут технические комитеты
(ТК); подкомитеты (ПК, которые могут
учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по
конкретным направлениям деятельности.

По
данным на 1996 г. международная стандартизация
в рамках ИСО проводится 2832 рабочими
органами, в том числе 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ
и 36 целевыми группами.

Ведение
всех секретариатов ТК и ПК обеспечивают
35 комитетов-членов, в том числе за Россией
закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.

Кроме
ведения секретариатов заинтересованные
комитеты-члены могут быть активными
членами любого ТК или ПК; а также
наблюдателями. Для первого случая в ИСО
существует статус члена Р, а для второго
— статус члена О. Россия — активный член
— в 145 ТК, а наблюдатель в — 16 ТК[1].
Официальные языки ИСО — английский,
французский, русский. На русский язык
переведено около 70% всего массива
международных стандартов ИСО.

Схема
разработки международного стандарта
сводится к следующему: заинтересованная
сторона в лице комитета-члена, технического
комитета, комитета Генеральной ассамблеи
(либо организации, не являющейся членом
ИСО) направляет в ИСО заявку на разработку
стандарта. Генеральный секретарь по
согласованию с комитетами-членами
представляет предложение в Техническое
руководящее бюро о создании соответствующего
ТК. Последний будет создан при условиях:
если большинство комитетов-членов
голосуют «за» и не менее пяти из
них намерены стать членами Р в этом ТК,
а Техническое руководящее бюро убеждено
в международной значимости будущего
стандарта. Все вопросы в процессе работы
обычно решаются на основе консенсуса
комитетов-членов, активно участвующих
в деятельности ТК.

После
достижения консенсуса в отношении
проекта стандарта ТК передает его в
Центральный секретариат для регистрации
и рассылки всем комитетам- членам на
голосование. Если проект одобряется
75% голосовавших, он публикуется в качества
международного стандарта.

В
технической работе ИСО участвуют свыше
30 тыс. экспертов из разных стран мира.
ИСО пользуется мировым авторитетом как
честная и беспристрастная организация
и имеет высокий статус среди крупнейших
международных организаций.

Стандарты
ИСО — наиболее широко используемые во
всем мире, их более 15 тыс.[2], причем
ежегодно пересматривается и принимается
вновь 500-600 стандартов. Стандарты ИСО
представляют собой тщательно отработанный
вариант технических требований к
продукции (услугам), что значительно
облегчает обмен товарами, услугами и
идеями между всеми странами мира. Во
многом это объясняется ответственным
отношением технических комитетов к
достижению консенсуса по техническим
вопросам, за что несут личную ответственность
председатели ТК. Кроме принципа консенсуса
при голосовании по проекту международного
стандарта ИСО впредь намерена обеспечивать
еще и обязательную прозрачность правил
разработки стандартов, понятных для
всех заинтересованных сторон.

Весьма
широки деловые контакты ИСО: с ней
поддерживают связь около 500 международных
организаций, в том числе все
специализированные агентства ООН,
работающие в смежных направлениях.

ИСО
поддерживает постоянные рабочие
отношения с региональными организациями
по стандартизации. Практически члены
таких организаций одновременно являются
членами ИСО. Поэтому при разработке
региональных стандартов за основу
принимается стандарт ИСО нередко еще
на стадии проекта. Наиболее тесное
сотрудничество поддерживается между
ИСО и Европейским комитетом по
стандартизации (СЕН).

Крупнейший
партнер ИСО — Международная
электротехническая комиссия(МЭК)[3]. В
целом эти три организации охватывают
международной стандартизацией все
области техники. Кроме того, они стабильно
взаимодействуют в области информационных
технологий и телекоммуникации.

Международные
стандарты ИСО не имеют статуса обязательных
для всех стран-участниц. Любая страна
мира вправе применять или не применять
их.

Решение
вопроса о применении международного
стандарта ИСО связано в основном со
степенью участия страны в международном
разделении труда и состоянием ее внешней
торговли. Стандарт ИСО в случае его
использования вводится в национальную
систему стандартизации в тех формах,
которые описаны выше, а также может
применяться в двух- и многосторонних
торговых отношениях. В российской
системе стандартизации нашли применение
около половины международных стандартов
ИСО.

Разработка
проекта стандарта в технических органах
ИСО всегда связана с необходимостью
преодоления определенного давления
представителей отдельных стран (нередко
это крупнейшие производители и экспортеры
товаров) по техническим требованиям и
нормам, которые должны включаться в
содержание будущего международного
стандарта. Высшим достижением для
национального комитета-члена является
принятие национального стандарта в
качестве международного. Однако следует
учесть, что при планировании работ в
ИСО для включения в программу стандартизации
учитываются следующие критерии: влияние
стандарта та расширение международной
торговли, обеспечение безопасности
людей, защита окружающей среды. На основе
этих положений должно быть представлено
веское обоснование предложения.

По
своему содержанию стандарты ИСО
отличаются тем, что лишь около 20% из них
включают требования к конкретной
продукции. Основная же масса нормативных
документов касается требований
безопасности, взаимозаменяемости,
технической совместимости, методов
испытаний продукции, а также других
общих и методических вопросов. Таким
образом, использование большинства
международных стандартов ИСО предполагает,
что конкретные технические требования
к товару устанавливаются в договорных
отношениях.

Перспективные
задачи ИСО

ИСО
определила свои задачи до конца столетия,
и на начало нового тысячелетия, выделив
наиболее актуальные стратегические
направления работ:


установление более тесных связей
деятельности организации с рынком, что
прежде всего должно отражаться на выборе
приоритетных разработок;


снижение общих и временных затрат в
результате повышения эффективности
работы административного аппарата,
лучшего использования человеческих
ресурсов, оптимизации рабочего процесса,
развития информационных технологий и
телекоммуникаций;


оказание эффективного содействия
Всемирной торговой организации путем
внедрения программы, ориентированной
на постепенную переработку технических
условий на поставку товаров в стандарты
ИСО;


стимулирование «самоподдерживающих»
элементов указанной выше программы:
поощрение создания новых стандартов
для промышленности, развитие взаимоотношений
с ВТО на условиях оказания необходимой
технической помощи. В частности,
предполагается всячески способствовать
включению требований к поставляемой
продукции со стороны государств в
международные стандарты ИСО, что должно
положительно сказаться на признании
оценки соответствия;


забота о повышении качества деятельности
по национальной стандартизации в
развивающихся странах, где главное
внимание уделяется выравниванию уровней
стандартизации.

В
дальнейшем ИСО планирует расширить
сферу предоставляемых технических
услуг. Ею определены три приоритетные
возможности: содействие принятию широко
используемых промышленных стандартов,
разработанных за рамками ИСО, в качестве
международных нормативных документов;
выявление первоочередных потребностей
в стандартизации, касающейся специальных
областей; повышение гибкости планирования
работ по созданию стандартов в ответ
на изменяющиеся условия рынка и
государств.

Кроме
того, довольно быстро растущей областью
международной стандартизации по прежнему
остаются услуги, где все шире будут
применяться стандарты серии 9000.

Правительства
ряда крупных стран передают ответственность
за разработку и внедрение стандартов,
применяемых для правительственных
закупок (особенно оборонными ведомствами),
в частный сектор. В этой связи ИСО изучает
возможности международной стандартизации
в неправительственном секторе. В
перспективе будет возрастать значение
сотрудничества ИСО, МЭК и которое
дополняет деятельность этих организаций
и способствует осуществлению эффективных
программ стандартизации в области
информационных технологий и
телекоммуникаций. Потребители
рассматривают это сотрудничество как
позитивное, способствующее эффективной
работе трех главных организаций по
международной стандартизации и в
следующем столетии.

Организационная
структура ИСО

Организационно
в ИСО входят руководящие и рабочие
органы Руководящие органы: Генеральная
ассамблея (высший орган), Совет, Техническое
руководящее бюро. Рабочие органы —
технические Комитеты (ТК), подкомитеты,
технические консультативные группы
(ТКГ).

Генеральная
ассамблея – это собрание должностных
лиц и делегатов, назначенных
комитетами-членами. Каждый комитет-член
имеет право представить не более трех
делегатов, но их могут сопровождать
наблюдатели. Члены-корреспонденты и
члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет
руководит работой ИСО в перерывах между
сессиями Генеральной ассамблеи. Совет
имеет право, не созывая Генеральной
ассамблеи, направить в комитеты-члены
вопросы для консультации или поручить
комитетам-членам их решение. На заседаниях
Совета решения принимаются большинством
голосов присутствующих на заседании
комитетов-членов Совета. В период между
заседаниями и при необходимости Совет
может принимать решения путем переписки.

Совету
ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО
(техническое бюро), СТАКО (комитет по
изучению научных принципов стандартизации);
КАСКО (комитет по оценке соответствия);
ИНФКО (комитет по научно-технической
информации); ДЕВКО (комитет по оказанию
помощи развивающимся странам); КОПОЛКО
(комитет по защите интересов потребителей);
РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО
подготавливает предложения по планированию
работы ИСО, по организации и координации
технических сторон работы. В сферу
работы ПЛАКО входят рассмотрение
предложений по созданию и роспуску
технических комитетов, определение
области стандартизации, которой должны
заниматься комитеты.

СТАКО
обязан оказывать методическую и
информационную помощь Совету ИСО по
принципам и методике разработки
международных стандартов. Силами
комитета проводятся изучение
основополагающих принципов стандартизации
и подготовка рекомендаций по достижению
оптимальных результатов в данной
области. СТАКО занимается также
терминологией и организацией семинаров
по применению международных стандартов
для развития торговли.

КАСКО
занимается вопросами подтверждения
соответствия продукции, услуг процессов
и систем качества требованиям стандартов,
изучая практику этой деятельности и
анализируя информацию. Комитет
разрабатывает руководства по испытаниям
и оценке соответствия (сертификации)
продукции, услуг, систем качества,
подтверждению компетентности испытательных
лабораторий и органов по сертификации.
Важная область работы КАСКО — содействие
взаимному признанию и принятию
национальных и региональных систем
сертификации, а также использованию
международных стандартов в области
испытаний и подтверждения соответствия.
КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый
ряд руководств по различным аспектам
сертификации, которые широко используются
в странах-членах ИСО и МЭК: принципы,
изложенные в этих документах, учтены в
национальных системах сертификации, а
также служат основой для соглашений по
оценке соответствия взаимопоставляемой
продукции в торгово-экономических
связях стран разных регионов. КАСКО
также занимается вопросами создания
общих требований к аудиторам по
аккредитации испытательных лабораторий
и оценке качества работы аккредитующих
органов; взаимного признания сертификатов
соответствия продукции и систем качества
и др.

ДЕВКО
изучает запросы развивающихся стран в
области стандартизации и разрабатывает
рекомендации по содействию этим странам
в данной области. Главные функции ДЕВКО:
организация обсуждения в широких
масштабах всех аспектов стандартизации
в развивающихся странах, создание
условий для обмена опытом с развитыми
странами; подготовка специалистов по
стандартизации на базе различных
обучающих центров в развитых странах;
содействие ознакомительным поездкам
специалистов организаций, занимающихся
стандартизацией в развивающихся странах;
подготовка учебных пособий по
стандартизации для развивающихся стран;
стимулирование развития двустороннего
сотрудничества промышленно развитых
и развивающихся государств в области
стандартизации и метрологии. В этих
направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН.
Одним из результатов совместных усилий
стало создание и функционирование
международных центров обучения.

КОПОЛКО
изучает вопросы обеспечения интересов
потребителей и возможности содействия
этому через стандартизацию; обобщает
опыт участия потребителей в создании
стандартов и составляет программы по
обучению потребителей в области
стандартизации и доведению до них
необходимой информации о международных
стандартах. Этому способствует
периодическое издание Перечня
меж­дународных и национальных
стандартов, а также полезных для
потребителей руководств: «Сравнительные
испытания потребительских товаров»,
«Информация о товарах для потребителей»,
«Разработка стандартных методов
измерения эксплуатационных характеристик
потребительских товаров» и др.

Запрос «ИСО» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Запрос «ISO» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Международная организация по стандартизации
ISO Logo (Red square).svg
Административный центр Женева, Швейцария
Тип организации организация по стандартизации, международная негосударственная организация
Официальные языки английский, французский и русский
Основание
Дата основания 23 февраля 1947
Сайт iso.org

Международная организация по стандартизации, ИСО (англ. International Organization for Standardization, ISO; фр. Organisation internationale de normalisation, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года[1]. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ίσος (исос) — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «ИСО».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Официальными языками являются: английский, французский и русский[2].

Члены ИСО

     Полноправные члены      Члены-корреспонденты      Члены-подписчики

Членами организации являются национальные органы по стандартизации, которые представляют интересы своей страны в ИСО, а также представляют ИСО в своей стране. В настоящее время в ИСО входят представители 120 стран[3]

Существует три категории членства. Они различаются уровнем доступа к электронным ресурсам ИСО и степенью влияния на содержание разрабатываемых документов. Это помогает учитывать различные потребности и возможности каждого национального органа по стандартизации. Таким образом, страны с ограниченными ресурсами или без достаточно развитой национальной системы стандартизации имеют возможность получать актуальную информацию в области международной стандартизации.

  • Полноправные члены влияют на содержание разрабатываемых стандартов ИСО и стратегию, посредством участия в голосовании и международных заседаниях. Полноправные члены имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.
  • Члены-корреспонденты наблюдают за разработкой стандартов ИСО и стратегией путём просмотра результатов голосования, так как не имеют права голосования, и посредством участия в международных заседаниях в качестве наблюдателя. Члены-корреспонденты имеют право продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.
  • Члены-подписчики получают актуальную информацию о работах проводимых в ИСО, но не могут принимать участие в работе. Члены-подписчики не имеют права продажи и принятия международных стандартов на национальном уровне.

Россию в ИСО представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве полноправного члена ИСО.

Организационная структура

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет ИСО, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ).[4]

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трёх делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-подписчики участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года прошла в Санкт-Петербурге.

Совет ИСО

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право не созывая Генеральной ассамблеи направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путём переписки.

Совет ИСО берёт на себя решение большинства вопросов, связанных с управлением. Заседания Совета проводятся дважды в год. В состав Совета входят 20 представителей из стран комитетов — членов ИСО председателей таких комитетов как CASCO, COPOLCO и DEVCO. При Совете существует ряд органов, обеспечивающих руководство и управление по конкретным вопросам.

  • Президентский комитет консультирует Совет ИСО и контролирует исполнение принятых им и Генеральной ассамблеей решений;
  • КАСКО (CASCO — Committee on conformity assessment) Комитет по оценке соответствия — занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем.
  • КОПОЛКО — Комитет ИСО по потребительской политике (COPOLCO — Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.
  • ДЕВКО — Комитет ИСО по вопросам развивающихся стран (DEVCO — Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.
  • Council Standing Committees — Постоянные комитеты по финансовым вопросам и стратегической политике
  • Ad hoc Advisory Committees — Специальные консультативные группы

Членство в Совете открыто для всех комитетов-членов ИСО и в нем происходит ротация для того, чтобы представительство стран — членов сообщества было полным.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

Техническое руководящее бюро (ТРБ)

Техническое руководящее бюро (ТРБ) отвечает за общее руководство структурой технических комитетов, которые занимаются разработкой стандартов, и любые стратегические консультативные органы, созданные по техническим вопросам.

Одним из технических комитетов под руководством ТРБ является РЕМКО (REMCO — Committee on reference materials), который оказывает методическую помощь ИСО путём разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки стандартов

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ИСО. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ИСО (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шести-стадийного процесса:

  • Стадия 1: Стадия предложения — Первый шаг в разработке международного стандарта — подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы. Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если, по крайней мере, пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.
  • Стадия 2: Подготовительная стадия — Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.
  • Стадия 3: Стадия комитета — Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ИСО. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).
  • Стадия 4: Стадия вопросов — Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.
  • Стадия 5: Стадия одобрения — Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».
  • Стадия 6: Стадия публикации — Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ИСО, который публикует данный международный стандарт.

Все международные стандарты рецензируются всеми членами ИСО, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК.

Таблица условных обозначений стадий даёт наглядное представление о стадиях разработки:

Стадия Подраздел стадии
90
Подразделы стадии принятия решения
00
Регистрация
20
Начало основной работы
60
Завершение основной работы
92
Повторение предыдущей фазы
93
Повторение текущей фазы
98
Прекращение
99
Продолжение
00
Предварительная стадия
00.00
Предложение нового проекта получено
00.20
Предложение нового проекта рецензируется
00.60
Завершение рецензирования
00.98
Предложение нового проекта отвергнуто
00.99
Одобрение голосования за предложение нового проекта
10
Стадия предложения
10.00
Предложение нового проекта зарегистрировано
10.20
Начато голосование за новый проект
10.60
Завершение голосования
10.92
Предложение возвращено подателю на уточнение формулировки
10.98
Новый проект отвергнут
10.99
Новый проект одобрен
20
Подготовительная стадия
20.00
Новый проект зарегистрирован в рабочей программе Технического комитета/Подкомитета
20.20
Начато изучение Рабочего черновика
20.60
Завершение периода подачи замечаний
20.98
Проект удалён
20.99
Рабочий черновик одобрен для регистрации в качестве Черновика комитета
30
Стадия комитета
30.00
Черновик комитета зарегистрирован
30.20
Начато изучение/голосование за Черновик комитета
30.60
Завершение периода голосования/подачи замечаний
30.92
Черновик комитета возвращён в рабочую группу
30.98
Проект удалён
30.99
Черновик комитета одобрен для регистрации в качестве Черновика международного стандарта
40
Стадия вопросов
40.00
Черновик международного стандарта зарегистрирован
40.20
Начато голосование за Черновик международного стандарта: 5 месяцев
40.60
Завершение голосования
40.92
Полный отчёт опубликован: Черновик международного стандарта возвращён в Технический комитет или Подкомитет
40.93
Полный отчёт опубликован: итоги нового голосования за Черновик международного стандарта
40.98
Проект удалён
40.99
Полный отчёт опубликован: Черновик международного стандарта одобрен для регистрации в качестве Окончательной редакции черновика международного стандарта
50
Стадия одобрения
50.00
ОЧМС зарегистрирован для официального одобрения
50.20
Начато голосование за Окончательную редакцию черновика международного стандарта: 2 месяца.
Окончательная редакция передана в секретариат
50.60
Завершение голосования.
Окончательная редакция возвращена в секретариат
50.92
Окончательная редакция черновика международного стандарта возвращёна в Технический комитет или Подкомитет
50.98
Проект удалён
50.99
Окончательная редакция одобрена для публикации
60
Стадия публикации
60.00
Международный стандарт готовится к публикации
60.60
Международный стандарт опубликован
90
Стадия пересмотра
90.20
Международный стандарт в стадии планового рецензирования
90.60
Завершение рецензирования
90.92
Международный стандарт требуется исправить
90.93
Международный стандарт подтверждён
90.99
Отзыв международного стандарта, предложенного Техническим комитетом или Подкомитетом
95
Стадия отзыва
95.20
Начато голосование за отзыв
95.60
Завершение голосования
95.92
Решено не отзывать международный стандарт
95.99
Отзыв международного стандарта

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ИСО в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ИСО, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий.

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ИСО/МЭК, Часть 1, Процедурные правила».

Сертификация на соответствие стандартам ИСО

ИСО является организацией, которая разрабатывает международные стандарты, однако она не осуществляет оценку соответствия и/или сертификацию на соответствие стандартам. В связи с этим, ИСО никогда не выпускает сертификаты и никакая компания не может быть сертифицирована ИСО.

Также ИСО не предусматривает права использовать собственный логотип ISO для декларации соответствия либо подтверждения того, что компании и/или ее продукты сертифицированы на соответствие стандартам ИСО. Нанесение логотипа ISO на продукцию, этикетки, упаковку и т.д. запрещено.

Сертификация осуществляется независимыми органами по сертификации, наиболее крупными и узнаваемыми (история каждого из них превышает 100 лет) являются органы т.н. большой семерки, включая: TÜV (Австрия и Германия), BSI (Великобритания), BVC (Франция), DNVGL (Норвегия), SGS (Швейцария), ABS (США), LRQA (Великобритания).

Критика ИСО

5 сентября 2007 года принятие варианта OOXML как стандарта ISO/IEC 29500 было временно отклонено по результатам голосования[5].

В марте 2008 года изменённая спецификация была принята как будущий стандарт ISO/IEC 29500. В частности, в Норвегии при этом были отмечены нарушения процесса стандартизации[6]. Позже оказалось, что файлы, сохраняемые Microsoft Office 2007, не проходят тестов на соответствие стандарту, что нарушает правила принятия стандарта через процедуру Fast-Tracking, требующие, чтобы существовали реализации стандарта[7].

В мае 2008 были поданы апелляции от ЮАР[8][9], Бразилии и Индии[10][11], Венесуэлы[12]. Также подана жалоба о нескольких нарушениях от Open Source Leverandørforeningen в Дании[13].

Публикация ISO/IEC DIS 29500 была отложена на период рассмотрения апелляций (30 дней)[14][15].

В июле руководители ISO и IEC порекомендовали Technical Management Board отклонить апелляции, указав в качестве причины то, что проект стандарта был принят голосованием в соответствии с директивами ISO/IEC JTC 1[16].

В августе ISO отклонила апелляции стран, выступающих против принятия OOXML как стандарта, так как они не смогли получить поддержку необходимого числа участников ISO для приостановления принятия стандарта[17].

В конце августа государственные IT‐организации Бразилии, ЮАР, Венесуэлы, Эквадора, Кубы и Парагвая опубликовали заявление о сомнениях в нейтральности ISO[18][19].

В Норвегии, где из 21 голоса «против» и двух голосов «за» получилось «за», 29 сентября 2008 года 13 членов технической комиссии в знак протеста вышли из состава Standard Norge[no][20][21][22].

По данным собрания ISO/IEC JTC1/SC34, подкомиссии ISO/IEC JTC1, в начале октября SC34 отправила OASIS неопубликованный запрос на передачу ей контроля над стандартом ISO/IEC 26300 (ODF), обосновывая это стремлением к лучшей совместимости между стандартами. В Groklaw также обратили внимание на то, что 9 из 20 присутствовавших на собрании в июле являлись сотрудниками или консультантами Microsoft, либо членами ECMA TC45. В результате появились подозрения в попытке захвата Microsoft контроля над ODF[23][24][25].

См. также

  • Перечень стандартов ISO
  • ГОСТ
  • Международная стандартизация
  • Всемирный день стандартов
  • Международная электротехническая комиссия (IEC)

Примечания

  1. The ISO Story — founding (англ.). ISO. Дата обращения: 13 декабря 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  2. Как пользоваться каталогом ИСО (недоступная ссылка). ISO (2010). Дата обращения: 13 ноября 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  3. ISO — ISO members. Дата обращения: 1 декабря 2009. Архивировано 3 мая 2012 года.
  4. Структура и руководящие органы. Дата обращения: 27 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  5. Vote closes on draft ISO/IEC DIS 29500 standard (англ.). ISO (4 сентября 2007). Дата обращения: 4 сентября 2007. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  6. Front-page: OOXML triggers demonstration in Norway: «Let’s throw OOXML out of ISO» (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 апреля 2008. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  7. Pamela Jones. Microsoft Office 2007 Fails OOXML Conformance Tests, Alex Brown Admits, Hopes For the Best (англ.). Groklaw (21 апреля 2008). Дата обращения: 22 апреля 2008. Архивировано 10 сентября 2008 года.
  8. David Meyer. OOXML ratification faces delay after objection (англ.) (недоступная ссылка). ZDNet.co.uk. CNET Networks, Inc. (27 мая 2008). Дата обращения: 31 мая 2008. Архивировано 31 мая 2008 года.
  9. M. Kuscus, CEO, South African Bureau of Standards (SABS). Appeal from the South African national body regarding the outcome of the fast-track processing of DIS 29500 Office open XML (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 мая 2008. Архивировано 8 декабря 2010 года.
  10. Индия и Бразилия подали апелляцию против OOXML. Фонд Шаттлворта разъясняет ситуацию. OpenNET (30 мая 2008). Дата обращения: 31 мая 2008. Архивировано 3 августа 2008 года.
  11. Peter Sayer. India and Brazil File Appeals Against OOXML Standardization (англ.). PC World Communications, Inc. (IDG) (30 мая 2008). Дата обращения: 31 мая 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  12. Peter Sayer. Venezuela joins line appealing OOXML standard approval (англ.). IDG News Service (3 июня 2008). Дата обращения: 3 июня 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  13. Pamela Jones. Now an OOXML Protest from Denmark’s OSL (англ.). Groklaw (31 мая 2008). Дата обращения: 2 июня 2008. Архивировано 5 мая 2010 года.
  14. Four national standards bodies appeal against approval of ISO/IEC DIS 29500 (англ.) (недоступная ссылка). ISO (6 июня 2008). Дата обращения: 13 июня 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  15. ISO заморозил принятие OOXML. The OpenNET Project (11 июня 2008). Дата обращения: 13 июня 2008. Архивировано 28 мая 2012 года.
  16. Pamela Jones. ISO to TMB: Here Are the Appeals Against OOXML; They Should Be Denied — Updated 2Xs — Responses. Groklaw (9 июля 2008). Дата обращения: 11 июля 2008. Архивировано 10 сентября 2008 года.
  17. http://www.infoworld.com/article/08/08/15/ISO_IEC_reject_appeals_approve_OOXML_spec-IDGNS_1.html Архивная копия от 18 августа 2008 на Wayback Machine ISO, IEC reject appeals, approve OOXML spec
  18. Stefan Krempl. Renewed protest against the ISO certification of Microsoft’s OOXML (англ.). Heise Media UK Ltd. (2 сентября 2008). Дата обращения: 5 сентября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  19. Georgina Prodhan; Sharon Lindores. Microsoft decision sparks dissent amid ISO members (англ.). Thomson Reuters (1 сентября 2008). Дата обращения: 5 сентября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  20. zoobab. Norwegians leave their Standards Body in protest (англ.) (недоступная ссылка). <NO>OOXML (2008). Дата обращения: 2 октября 2008. Архивировано 23 июня 2012 года.
  21. IT-bransjen rømmer fra Standard Norge (норв.) (недоступная ссылка) (29 сентября 2008). Дата обращения: 2 октября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  22. Skandaleprosess av Standard Norge | Åpne standarder, It-politikk, Office. Дата обращения: 26 февраля 2012. Архивировано 16 сентября 2008 года.
  23. The Microsoft-Stacked SC 34 Committee Makes a Move (англ.). Groklaw (2 октября 2008). Дата обращения: 4 октября 2008. Архивировано 5 мая 2010 года.
  24. djwm. Is Microsoft trying to take control of ODF? (англ.). Heise Media UK Ltd (2 октября 2008). Дата обращения: 4 октября 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  25. Maxim Chirkov. Microsoft может получить контроль над развитием стандарта ODF. OpenNET (2 октября 2008). Дата обращения: 4 октября 2008. Архивировано 3 октября 2008 года.

Ссылки

  • Официальный сайт ИСО (рус.)
  • Новости ИСО (рус.)

Шаблон:Стандартизация

Это статья о международной организации. См. также ISO (значения)

Эмблема ISO

Содержание

  • 1 Состав ISO
  • 2 Организационная структура
    • 2.1 Генеральная ассамблея
    • 2.2 Совет
      • 2.2.1 ПЛАКО
      • 2.2.2 ПРОФКО
      • 2.2.3 КАСКО
      • 2.2.4 ДЕВКО
      • 2.2.5 КОПОЛКО
      • 2.2.6 РЕМКО
  • 3 Порядок разработки стандартов
    • 3.1 Стадия 1: Стадия предложения
    • 3.2 Стадия 2: Подготовительная стадия
    • 3.3 Стадия 3: Стадия комитета
    • 3.4 Стадия 4: Стадия вопросов
    • 3.5 Стадия 5: Стадия одобрения
    • 3.6 Стадия 6: Стадия публикации
    • 3.7 Пересмотр стандартов
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ISO как правопреемник CCCР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ISO.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO.

Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ISO занимается проблемами сертификации.

ISO определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Состав ISO

На сегодняшний день в состав ISO входят 161 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ISO. Всего в составе ISO более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ISO может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ISO, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ISO и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ISO, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура

Организационно в ISO входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет

Совет руководит работой ISO в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ISO подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO — Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

ПРОФКО

ПРОФКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. ПРОФКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО

КАСКО (CASCO — Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ISO и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO — Commitete on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО

КОПОЛКО (COPOLCO — Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО

РЕМКО (REMCO — Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ISO путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ISO по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки стандартов

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ISO. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ISO (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шестистадийного процесса:

  • Стадия 1: Стадия предложения
  • Стадия 2: Подготовительная стадия
  • Стадия 3: Стадия комитета
  • Стадия 4: Стадия вопросов
  • Стадия 5: Стадия одобрения
  • Стадия 6: Стадия публикации

Таблица условных обозначений стадий даёт наглядное представление о стадиях разработки:

СТАДИЯ ПОДРАЗДЕЛ СТАДИИ
    90
Подразделы стадии принятия решения
  00
Регистрация
20
Начало основной работы
60
Завершение основной работы
92
Повторение предыдущей фазы
93
Повторение текущей фазы
98
Прекращение
99
Продолжение
00
Предварительная стадия
00.00
Предложение нового проекта получено
00.20
Предложение нового проекта рецензируется
00.60
Завершение рецензирования
    00.98
Предложение нового проекта отвергнуто
00.99
Одобрение голосования за предложение нового проекта
10
Стадия предложения
10.00
Предложение нового проекта зарегистрировано
10.20
Начато голосование за новый проект
10.60
Завершение голосования
10.92
Предложение возвращено подателю на уточнение формулировки
  10.98
Новый проект отвергнут
10.99
Новый проект одобрен
20
Подготовительная стадия
20.00
Новый проект зарегистрирован в рабочей программе ТК/ПК
20.20
Начато изучение рабочего черновика (РЧ)
20.60
Завершение периода подачи замечаний
    20.98
Проект удалён
20.99
РЧ одобрен для регистрации в качестве ЧК (черновика комитета)
30
Стадия комитета
30.00
Черновик комитета (ЧК) зарегистрирован
30.20
Начато изучение/голосование за ЧК
30.60
Завершение периода голосования/подачи замечаний
30.92
ЧК возвращён в рабочую группу
  30.98
Проект удалён
30.99
ЧК одобрен для регистрации в качестве ЧМС (черновика международного стандарта)
40
Стадия вопросов
40.00
ЧМС зарегистрирован
40.20
Начато голосование за ЧМС: 5 месяцев
40.60
Завершение голосования
40.92
Полный отчёт опубликован: ЧМС возвращён в ТК или ПК
40.93
Полный отчёт опубликован: итоги нового голосования за ЧМС
40.98
Проект удалён
40.99
Полный отчёт опубликован: ЧМС одобрен для регистрации в качестве ОЧМС (окончательная редакция черновика международного стандарта)
50
Стадия одобрения
50.00
ОЧМС зарегистрирован для официального одобрения
50.20
Начато голосование за ОЧМС: 2 месяца.
Окончательная редакция передана в секретариат
50.60
Завершение голосования.
Окончательная редакция возвращена в секретариат
50.92
ОЧМС возвращён в ТК или ПК
  50.98
Проект удалён
50.99
ОЧМС одобрен для публикации
60
Стадия публикации
60.00
Международный стандарт готовится к публикации
  60.60
Международный стандарт опубликован
       
90
Стадия пересмотра
  90.20
Международный стандарт в стадии планового рецензирования
90.60
Завершение рецензирования
90.92
Международный стандарт требуется исправить
90.93
Международный стандарт подтверждён
  90.99
Отзыв международного стандарта, предложенного ТК или ПК
95
Стадия отзыва
  95.20
Начато голосование за отзыв
95.60
Завершение голосования
95.92
Решено не отзывать международный стандарт
    95.99
Отзыв международного стандарта

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ИСО в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ISO, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий:

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ISO/МЭК, Часть 1, Процедурные правила».

Стадия 1: Стадия предложения

Первый шаг в разработке международного стандарта — подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы.

Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если по крайней мере пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.

Стадия 2: Подготовительная стадия

Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.

Стадия 3: Стадия комитета

Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ISO. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета, до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).

Стадия 4: Стадия вопросов

Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.

Стадия 5: Стадия одобрения

Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».

Стадия 6: Стадия публикации

Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ISO, который публикует данный международный стандарт.

Пересмотр стандартов

Все международные стандарты рецензируются всеми членами ISO, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК.

См. также

  • Перечень стандартов ISO
  • Стандарты ISO
  • ГОСТ
  • Microsoft Office Open XML#ISO/IEC
  • Международная стандартизация

Ссылки

  • Официальный сайт ISO(англ.)
  • Список стандартов ISO(англ.)
  • ЮАР подает апелляцию на решение ISO в отношении формата Microsoft OOXML
  • Центр нормативно-технической документации — международные стандарты. ISO.

Wikimedia Foundation.
2010.

3. Международные организации по стандартизации

Головной международной организацией в области стандартизации является ИСО. Комитетами – членами ИСО являются национальные организации по стандартизации, которые изъявили согласие выполнять требования Устава и правил процедуры ИСО.

Высшим руководящим органом ИСО является Генеральная ассамблея, которая состоит из представителей всех национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов), и которая созывается не реже одного раза в три года.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство организацией осуществляет Совет, который рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается на заседания не реже одного раза в год.

Совету ИСО подчиняются 7 комитетов:

  •  СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации;
  •  ПЛАКО – техническое бюро, которое подготавливает предложения по планированию работы ИСО, а также по организации и координации технических сторон работы;
  • КАСКО – комитет по оценке соответствия, который изучает вопросы организации сертификации продукции на соответствие стандартам;
  • ИНФКО – комитет по научно-технической информации;
  • ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам;
  • КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей;
  •  РЕМКО – комитет по стандартным образцам (эталонам).

Вся работа ИСО по разработке и согласованию проектов международных стандартов осуществляется рабочими органами ИСО, техническими комитетами, подкомитетами и рабочими группами.

Порядок разработки международных стандартов, функции органон ИСО и их секретариатов определены «Директивами по технической работе ИСО», утвержденными Советом ИСО.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по телевизору самсунг смарт тв
  • Руководство отдела сбыта
  • Руководство пользователя minicam24
  • Интермой моющее средство инструкция по применению
  • Структура руководства зао