Кто осуществляет руководство работой по охране труда в структурных подразделениях организации

1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

2. Служба охраны труда организации (далее — Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

3. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

Расскажем, кому и как поручить обязанности по охране труда и как правильно оформить документы. В статье вы найдете образец приказа и пример расчета по службе охраны труда

Кто отвечает за охрану труда, если в организации меньше 50 сотрудников

Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ст. 223 ТК РФ).

Функции по охране труда могут выполнять:

  • руководитель организации лично;
  • уполномоченный работник, например, кадровик или бухгалтер;
  • организация или специалист на договоре ГПХ, которые оказывают услуги в области охраны труда.

Как поручить функции по охране труда ответственному сотруднику

Функции по охране труда может выполнять любой сотрудник организации, например, кадровик или бухгалтер. Если в штатном расписании нет должности специалиста по охране труда, поручить эту работу сотруднику можно только в порядке совмещения должностей. Несмотря на то что такая форма дополнительной работы подразумевает наличие вакантной должности, этот случай является исключением.

Если уполномоченный сотрудник будет проводить в организации вводный инструктаж по охране труда, обучите его по соответствующим новым курсам:

  • Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда. Программа А
  • Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных или опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков, 16 ак. часов. Программа Б
  • Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим

Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет профильного образования в этой сфере, во избежание дополнительных вопросов от инспекции по труду, рекомендуем ему пройти профессиональную переподготовку в этой области.

Закрепить  дополнительную нагрузку можно двумя способами:

  1. Оформите как совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда наряду со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ). Если понимаете, что один сотрудник не справится, обязанности по охране труда можете распределить между несколькими сотрудниками, у которых есть необходимый уровень подготовки.

Заключите дополнительное соглашение к трудовому договору. Укажите в нем объем поручаемой работы, срок, в течение которого сотрудник будет ее выполнять, и размер доплаты. Ни минимальный, ни максимальный размер доплаты закон не определяет, поэтому устанавливайте его по соглашению с сотрудником и с учетом содержания, характера и объема дополнительных обязанностей (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

На основании допсоглашения издайте приказ о совмещении должностей. Ознакомьте с ним сотрудника под подпись. В табеле отдельный учет дополнительной работы не ведите.

Сотрудник может в любой момент досрочно отказаться от совмещения, а организация — досрочно отменить поручение о дополнительной нагрузке. Срок предупреждения в письменной форме — три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

В конце статьи скачайте приказ о совмещении должностей. В методических пособиях к курсу «Управление персоналом. Кадровое делопроизводство и охрана труда» вы получите дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей, трудовой договор о работе по совместительству, приказ о приеме на работу по совместительству и другие образцы документов.2. Оформите как совместительство, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда в свободное от основной работы время.

Заключите трудовой договор о работе по внутреннему совместительству. По соглашению с сотрудником можете установить срок трудового договора (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Однако в этом случае вы потеряете возможность расторгнуть договор по ст. 288 ТК РФ, если позже решите принять на это место отдельного специалиста.

Пропишите в трудовом договоре должностные обязанности либо сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по охране труда. Укажите зарплату совместителя. Обычно ее размер не превышает 50% оклада без учета стимулирующих и компенсационных выплат, так как работать в таком режиме можно не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и заведите личную карточку Т-2, если вы продолжаете вести эти документы. Внесите запись в трудовую книжку, если попросит сотрудник (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.05.2021 № 320).

В табеле ведите учет отдельно по основной работе и по совместительству.

Как привлечь стороннего специалиста или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, работодатель может привлечь по гражданско-правовому договору индивидуального предпринимателя или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда.

Они должны быть аккредитованы на оказание соответствующих услуг согласно Правил аккредитации организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334. Это служит гарантией надлежащего ведения охраны труда в организации.

Сведения об организациях, оказывающих услуги по охране труда, содержатся в Реестре аккредитованных организаций, который размещен на официальном сайте Минтруда России.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше 50 сотрудников

Как организовать службу по охране труда

Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ст. 223 ТК РФ). 

Под производственной деятельностью понимают превращение ресурсов в готовую продукцию, что включает в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственной считается деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание услуг. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37. Этот документ не является нормативно-правовым актом, а носит рекомендательный характер.

Служба охраны труда организуется как самостоятельное структурное подразделение организации, состоящее из штата специалистов во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Его можно составить в свободной форме.

Работодатель определяет структуру службы охраны труда и ее численность. Это будет зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.

К функциям службы охраны труда относят:

  • организацию работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, коллективного договора, отраслевых и межотраслевых соглашений, локальных нормативных актов работодателя;
  • профилактическую работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятия по улучшению условий труда;
  • информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений работодателя;
  • изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий.

В конце статьи вы найдете пример расчета количества специалистов по охране труда

В конце статьи есть шпаргалка

Нормативная численность специалистов по охране труда зависит, в том числе от среднесписочной численности работников у работодателя и количества самостоятельных производственных структурных подразделений.

№ п/п

Среднесписочная численность работников

Количество самостоятельных производственных
структурных подразделений у работодателя

   

до 5

6-10

11-20

21-50

51-125

    Рекомендуемая нормативная численность, человек

1

до 500

0,34

0,39

0,45

0,51

 

2

501-750

0,38

0,45

0,52

0,61

 

3

751-1000

0,42

0,48

0,56

0,68

 

4

1001-1500

0,5

0,57

0,66

0,82

1,12

5

1501-3000

0,65

0,82

0,89

1,1

1,37

6

3001-5000

 

1,07

1,28

1,53

1,82

7

5001-7500

   

1,54

1,97

2,83

8

7501-10000

   

1,82

2,39

3,46

9

10001-20000

   

2,06

3,04

4,49

10

20001 и свыше

   

2,53

3,61

4,64

Как рассчитать численность сотрудников службы охраны труда

Тамара Богданова

Комментирует Тамара Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда

«Алгоритм расчета выглядит так:

Шаг 1. Соберите статистическую информацию о штатной и фактической численности работников, организационных, технических и иных условиях, характеризующих факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ, а также установите содержание работ по трудовым функциям, выполняемым работниками службы охраны труда.

Шаг 2. Рассчитайте рекомендуемую нормативную численность по следующей формуле:

Чсот = Нуп + (ƩНч + Нком) х Криск х Кнев х Куд

где:

Чсот — численность сотрудников службы охраны труда у работодателя, чел;

Нуп — норма управляемости, чел;

ƩНч — суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, указанных в пп 30.1-30.8, в том числе участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, чел;

Нком — рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках, чел.;

Криск — коэффициент уровня риска работодателя;

Кнев — коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и пр.;

Куд — коэффициент удаленности.

При расчете коэффициента уровня риска учитывайте трудозатраты на сопровождение проверок специалистом по охране труда и фондом рабочего времени работника.

Категория уровня риска организации

Частота плановых проверок

Криск

Категория высокого риска

1 раз в 2 года

1,05

Категория значительного риска

1 раз в 3 года

1,03

Категория среднего риска

1 раз в 5 лет

1,02

Категория умеренного риска

1 раз в 6 лет

1,01

Категория низкого риска

Плановые проверки не проводятся

1,0

В конечном итоге рассчитайте нормативную численность работников службы охраны труда у работодателя.

Если в организации нет специалиста по охране труда, то можно попасть на штраф 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Найдите другой способ, как обеспечить безопасные условия и охрану труда сотрудников.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец приказа и допсоглашения к трудовому договору о совмещении должностей
    458.9 КБ

  • Пример расчета численности в службе охраны труда
    440 КБ

Скачать

Распределение и коррекция обязанностей при функционировании системы управления охраной труда

29.09.2020 14:27:00

В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно указанному требованию федерального закона СУОТ должна разрабатываться с учетом рекомендаций Типового положения о системе управления охраной труда///дународных стандартов и Руководства по системам управления МОТ ILO-OSH 2001 г. …

Распределение и коррекция обязанностей при функционировании системы управления охраной труда

В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно указанному требованию федерального закона СУОТ должна разрабатываться с учетом рекомендаций Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н [1], а также с учетом требований Российских и международных стандартов [2, 5] и Руководства по системам управления МОТ ILO-OSH 2001 г. [4].

 

 

 

Центральным вопросом при создании и обеспечении функционирования СУОТ по мнению многих специалистов по охране труда является распределение обязанностей, установление полномочий и ответственности назначенных лиц, которым отводится та или иная роль в области охраны труда.  Принято считать, что, если определены обязанности и полномочия для установленных функций по охране труда, то тем самым уже определена эффективная система управления. Однако при внимательном рассмотрении становится очевидным, что путем перечисления обязанностей в лучшем случае определяется лишь область деятельности, в границах которой должен работать соответствующий работник (руководитель).

Основные направления, принципы и механизмы и его взаимодействия при работе в этом случае остаются неопределенными. Безусловно четкие обязанности работников способствуют хорошей организации работы. Однако, ограничившись только определением обязанностей скорее всего не удастся обеспечить эффективное функционирование СУОТ.  С другой стороны, без определения обязанностей говорить о создании СУОТ также не приходится. Поскольку, если распределение обязанностей не произведено, то ответственность нераздельно лежит на уполномоченном представителе работодателя 

 руководителе организации, и совершенно непонятно, кто и что еще кроме него должен делать. Здесь под ответственностью понимается личная ответственность, которая относится к лицу, которое будет привлечено к ответу, если что-то не сделано, или сделано не так, или не работает, или не достигаются поставленные цели.


 

В соответствии с существующими определениями обязанность в общем случае 

 это безусловные для выполнения действия, в соответствии с принятыми требованиями или внутренними побуждениями. С юридической точки зрения обязанность  это предусмотренная законом мера должного поведения гражданина (субъекта права), требующая от него совершения предписанных законом действий. В отличие от долга, обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в ней содержатся требования, относящиеся ко множеству людей, а с другой — более конкретный характер, так как оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать).

 
Как следует из определений, важным элементом обязанностей являются требования. Согласно ИСО 9000 [6] требование (requirement) 

 это документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения.
 

Требования связаны с предписываемым видом деятельности. На практике обязанности предусматривают самые различные действия в зависимости от сферы и организации деятельности, к которой они относятся, то есть обязанности зависят от структуры предприятия и организации деятельности.

В частности, к факторам, непосредственно оказывающим влияние на структуру организации, относятся компоненты самого механизма управления 

 цели, принципы, методы. К факторам, влияющим на структуру организации опосредовано, относятся кадры, техника, технология управления, организация труда. В порядке обеспечения содействия при создании организационной структуры управления охраны труда в 2000 г. были разработаны рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, в которых сформулированы основные функции службы охраны труда [7]. Указанное изложение конкретных функций безусловно оказало влияние на содержание основных документов СУОТ ряда организаций. Вместе с тем, функциональность, являясь одним из принципов системного подхода, предусматривает совместное рассмотрение структуры системы и функций и делает необходимым рассмотрение так же и других принципов (постоянного совершенствования, децентрализации и др.).

 
В обиходе обязанностью называют то, что необходимо делать в связи с тем, что это является частью работы, или службы и входит в круг предъявляемых профессиональных требований. Таким образом, по существу обязанность 

 это необходимость поступать в соответствии с определенным регламентом, причем регламент зависит от реализуемых функций и структуры организации.

 
Обязанности работодателя в соответствии со статьей 212 ТК РФ требуют от него совершения предписанных законом действий по обеспечению безопасности работников, что в целом согласуется с рекомендациями МОТ.  В частности, согласно Руководству МОТ ILO-OSH 2001 работодатель несет ответственность и должен иметь обязанности по организации охраны труда. При этом отмечается, что создание и обеспечение функционирования СУОТ является весьма полезным и признанным подходом к выполнению этих обязанностей [4]. Таким образом, в целом СУОТ может служить для работодателя эффективным инструментом в части выполнения его обязанностей по охране труда.

 
В рамках СУОТ работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию СУОТ. Рекомендуется определять структуру управления и процессы СУОТ таким образом, чтобы было обеспечено управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях управления организацией. Особо отмечается необходимость определения обязанностей, ответственности и полномочий лиц, которые должны выявлять и оценивать риски в области охраны труда.

В настоящее время кроме линейной управленческой функции, характерной для некоторых организаций, структуры управления на практике могут быть более сложными, чем линейная, например, когда применяется функциональная, линейно-функциональная или другие типы организационной структуры. Применительно к службе охраны труда нередко используется комбинированная линейно-функциональная структура управления. В этой связи при определении обязанностей по охране труда необходимо иметь в виду конкретный тип организационной структуры с тем, чтобы учитывать существующую вертикаль подчинения, различную для разных структур управления.

 
Высшее руководство организации должно обеспечить наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания в актуальном состоянии и улучшения функционирования СУОТ. При определении ресурсов, необходимых при внедрении и поддержании СУОТ в работоспособном состоянии высшее руководство по меньшей мере должно учитывать:


 финансовые, человеческие и другие ресурсы, используемые при ее функционировании;
 технологии, используемые в работе организации;
 инфраструктуру и оборудование;
 системы информирования;
 потребность в обучении и т.п.

 
Обязанности и полномочия всех лиц в рамках СУОТ должны быть документально оформлены. Например, обязанности руководителя службы охраны труда, руководителей структурных подразделений, руководителей аудиторской группы и группы (команды) по оценке рисков, других руководителей, а также работников, назначенных ответственными за отдельные процессы (процедуры), обязанности работников рабочих профессий.

 
Указанные обязанности рекомендуется документировать в форме отдельных документов (положений, например, положение о структурном подразделении и т.д.) или документировать их непосредственно в процедурах СУОТ (процессах) или других рабочих документах, подходящих для данной организации работ.

В соответствии с сложившейся практикой распределение обязанностей в области охраны труда закрепляется документально в локальных нормативных актах работодателя, в трудовых договорах, в форме приказов, либо записываются в должностной инструкции работника. Однако практика показывает, что записи о должностных обязанностях по охране труда в должностных инструкциях отражаются лишь в общем виде, и не отражают обязанности, исполняемые в рамках СУОТ. Поэтому на практике руководителю для контроля распределенных обязанностей, все чаще более оправдано применение автоматизированных систем (специализированных программных средств).

 
Таким образом, в целом можно констатировать, что для обеспечения результативной деятельности назначенных лиц необходимо не только сформировать конкретные обязанности, связанные с поручаемой им деятельностью, но и организовать работу и взаимодействие в рамках процессов (процедур), установленных в рамках СУОТ; необходим контроль исполнения обязанностей, анализ результативности исполнения обязанностей, а также коррекция по результатам анализа, или 

 пересмотр принятого распределения обязанностей в случае отрицательных результатов такого анализа. Для организации и проведения работы по распределению обязанностей может быть рекомендовано составление перечня обязанностей.

 

При этом следует обратить внимание на обязанности, связанные с организацией и проведением наблюдения за состоянием здоровья работников, в рамках процедуры, рекомендованной в числе других в Типовом положении о СУОТ.

 
По сравнению с требованиями статей 212 и 213 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров, данной процедурой предусматривается назначение специалиста по охране труда, в обязанности которого входит проведение мониторинга результатов наблюдения за состоянием профессионального здоровья работников.

 
Проведение анализа организации работ по охране труда на предприятиях позволил выявить ряд проблем распределения обязанностей, которые можно сформулировать следующим образом:


 недостаточно оправданное определение полноты (объема) обязанностей, возлагаемых на работников при отсутствии критериев правильности выполнения действий, а также недостаточный учет в обязанностях имеющейся у работодателя организационной структуры управления;
 не учет способностей и возможностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей;
 недостаточно организованный контроль результативности исполнения работниками, возложенных на них обязанностей (отсутствует мониторинг результативности);
 недостаточное использование возможностей корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности исполнения, например, за счет обучения обязанностям по результатам оценки функционирования СУОТ и т.д.

 
Проблема определения необходимой полноты обязанностей, возлагаемых на работника, возникает в первую очередь вследствие определения обязанностей без учета целей планируемой деятельности при осуществлении процессов (процедур). Нечеткое определение круга обязанностей негативно сказывается на результатах деятельности. В таких случаях по результатам анализа деятельности необходимо корректировать полноту обязанностей, или изменять вид и организацию порученной деятельности.

 
Содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, должен определяться исходя из практического расчета, с тем чтобы объем не включал в себя чрезмерно большое число заданий и функций, поскольку чем больше обязанностей у работника, тем сложнее ему обеспечить их исполнение. Некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей серьезным образом сказывается на результативности функционирования СУОТ. Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени, которое требуется для выполнения работником своих обязанностей.

При определении объема и содержания обязанностей работников необходимо учитывать особенности вертикали подчинения (функциональное подчинение по охране труда и административное по роду основной деятельности). 

 
Анализ содержания обязанностей показывает, что некоторые руководители зачастую формулируют обязанности, например, не в соответствии с целями и определениями, а по существу в форме пожелания или лозунга. Соответственно, обязанности такого типа работнику не всегда удается выполнить. В этом случае контроль результативности и, соответственно, корректировка, и тем более необходимость замены работника другим более подходящим, едва ли возможны.

 
Отсутствие учитывания способностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей приводит к понижению чувства их ответственности за результаты работы. В противоположность этому, при учете способностей работника и правильно организованном его участии в работе дает возможность работнику проявить себя, что, в конечном итоге, ведет к формированию чувства ответственности за выполняемую деятельность.

 
В некоторых случаях при организации работ с высоким риском для окружающих к работникам, которым поручается такая работа, предъявляется повышенная ответственность. Тогда на первое место может выйти вопрос надежности. В таком случае будет оправдан подход, основанный на использовании дублирования, а также других мер контроля, включая технические средства, повышающих надежность выполнения обязанностей и обеспечивающих безопасность. Из зарубежного опыта известны примеры, когда функции безопасности встраивают непосредственно в конструкцию оборудования (системы интеллектуальных блокирующих устройств, допуск работника в рабочую зону по результатам оценки состояния работника и т.д.).

 
Для обеспечения улучшения исполнения работником порученных ему обязанностей рекомендуется предусматривать повышение квалификации на основе образования и (или) профессиональной подготовки. Исполнению работниками своих обязанностей необходимо обучать. Обучение обязанностям должно охватывать также обучение подрядчиков, временных работников, контролеров на входе в зону повышенной опасности и т.д.

 
Качество выполнения работником своих обязанностей может существенно повышаться в случае применения специализированных автоматизированных систем, которые обеспечивают и высокую производительность, и возможность проведения быстрого анализа для принятия или подготовки оптимальных управленческих решений. Опыт подтверждает, что в ряде случаев перед допуском к исполнению обязанностей необходим профотбор работников.     

 
Управление обязанностями предполагает сопоставление наблюдаемых результатов исполнения работниками, возложенных на них обязанностей и первоначально планируемых (ожидаемых) исходя из анализа целей процесса, или установленных требований. При отсутствии оценки результативности, или недостаточном контроле обязанностей, не представляется возможным осуществлять мониторинг результативности их исполнения, соответственно не возникает потребности в корректировке обязанностей и улучшении деятельности.

 
Проведение анализа результативности исполнения работником своих обязанностей на основе наблюдений и оценки соответствия фактических показателей деятельности требованиям позволяет выявлять несоответствия и определять направления улучшения деятельности за счет корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности их исполнения. Например, по результатам анализа функционирования СУОТ. Оценка соответствия может осуществляться в тех случаях, когда обязанности документированы и основаны на выполнении определенных требований.

 
Исходя из опыта широкого использования командной организации работ, автором [9] отмечено, что для командной работы полезно отсутствие четких разграничительных линий между отдельными видами работ, расширение и пересечение ответственности работников разных квалификаций и формирование общих интересов с работающими в смежных областях. Автором [9] отмечается также, что при распределении работ подобным образом, следует оценивать возможности работников с точки зрения круга работ, которые они на себя взяли, а не количества обязанностей, которыми их наделили.  

 
Общее распределение обязанностей руководителей и специалистов, а также работников рабочих профессий в целом для обеспечения функционирования СУОТ должно быть направлено на обеспечение линейной управляющей функции и соответствовать общей задаче управления с учетом основных принципов (обратная связь, непрерывное совершенствование и др.).

 
Обеспечение функционирования СУОТ должно достигаться на основе установленной структуры, учитывающей организационную структуру организации.

 
Структура СУОТ должна отражать общую взаимосвязь элементов системы, используемых для выработки политики в области охраны труда и постановки целей и достижения этих целей. Пример функциональной схемы СУОТ, основанной на управлении профессиональными рисками, приведен на рисунке 1. Согласно этой схеме функционирование СУОТ обеспечивается исходя из распределения обязанностей, ответственности и полномочий назначенных лиц, и установленной схемы взаимодействия.

 
Структура СУОТ, рисунок 1, включает следующие уровни управления:


 

а) высшее должностное лицо 

 руководитель организации (работодатель)  обеспечивает формирование политики в области охраны труда с учетом основных направлений государственной политики в области охраны труда и выделяет ресурсы;          

             
б) ответственный за функционирование СУОТ (далее 

 руководитель СУОТ)  наделяется работодателем полномочиями в части организации работ по охране труда, созданию и обеспечению функционирования СУОТ;

в) отдел охраны труда: начальник отдела охраны труда, включая рабочую группу отдела по СУОТ 

 организует методическую работу по разработке и внедрению СУОТ, обеспечивает контроль за выполнением требований по охране труда работников организации (включая работодателя);

г) структурные подразделения (цех, участок, отдел и т.д.): руководители структурных подразделений 

 обеспечивают практические работы по управлению рисками на основе определения приемлемости оцениваемых рисков и формирования мер контроля по поддержанию остаточных рисков на запланированном уровне; обеспечивают визуализацию рисков в подразделениях;

д) лица, назначенные ответственными за выполнение работ по охране труда в структурных подразделениях и лица, назначенные ответственными за выполнение работ в соответствии с установленными процессами (процедурами) СУОТ 

 обеспечивают планирование мероприятий в рамках процессов (процедур), формируют предложения по их реализации, осуществляют контроль выполнения, анализ результативности и корректировку, или пересмотр мероприятий;    

 
е) группы (команды) по идентификации опасностей и оценке рисков 

 обеспечивают регулярное проведение идентификации опасностей и оценку рисков, документируют результаты в установленной форме и предоставляют их руководителям структурных подразделений, участвуют в формировании планов управления рисками;

ж) аудиторская группа по проведению внутреннего аудита СУОТ 

 в соответствии с утвержденной программой проводит плановые и внеплановые проверки подразделений, сводный отчет по итогам года предоставляет Руководителю СУОТ для использования при анализе СУОТ высшим руководством;

з) работники и представители работников 

 привлекаются к работам по идентификации опасностей и оценке рисков на рабочих местах; делают предложения по улучшению условий труда и мерам контроля за поддержанием остаточных рисков на запланированном уровне и др.

 
Для обеспечения периодического анализа и оценки СУОТ руководителем организации может быть создан постоянно действующий Координационный совет по СУОТ в следующем составе (указан примерный состав):


 председатель Координационного совета   по СУОТ (руководитель организации);
 заместитель Председателя Координационного совета по СУОТ;
 члены Координационного совета;
 секретарь Координационного совета по СУОТ (начальник отдела ОТ).

 
Распределение обязанностей и состав Координационного совета по СУОТ может быть изменен приказом руководителя организации.

Функциональная структура СУОТ и распределенные обязанности должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.

 
Решение о необходимости корректирования структуры СУОТ и обязанностей принимает высшее руководство на основе периодической оценки и анализа СУОТ.

 
Для соблюдения требований статьи 212 ТК РФ в части выполнения обязанностей работодателя, а также для повышения результативности работ по охране труда, в рамках СУОТ во многих крупных и средних Компаниях разрабатываются отдельные регламенты или стандарты организации (СТО), определяющие обязанности по охране труда руководителей и специалистов. В них включаются обязанности по охране труда, которые должны выполнять все высшие руководители организации, руководители структурных подразделений (цех, служба, отдел, участок), руководитель службы охраны труда, а также работники рабочих профессий. Регламент содержит также требования и рекомендации по документированию.

 
Известны примеры, когда в крупных Компаниях разрабатывается единое Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда между руководителями и специалистами. Положение вводится общим приказом «О делегировании полномочий по охране труда», в котором официально утверждается распределение обязанностей и определяется ответственность должностных лиц.

 

Пример текста приказа:

 
1. Утвердить Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда на руководителей, специалистов и работников организации.
2. Общее руководство работами по охране труда оставляю за собой.

 
3. Возложить на главного инженера (Ф.И.О.) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, включая непосредственное руководство и контроль за проведени­ем работ по охране труда.

 
4. Обязанности по координации действий структурных подразде­лений и должностных лиц по вопросам охраны труда возлагаются на службу охраны труда в лице инженера по охране труда (Ф.И.О.).

 
5. Возложить обязанности по руководству деятельности в области охраны труда в структурных подразделениях и службах на руководи­телей и специалистов:


 служба главного механика на главного механика (Ф.И.О.);
 энергетическая служба на энергетика (Ф.И.О.);
 транспортная служба на механика (Ф.И.О.);
 склады на кладовщиков (Ф.И.О.);
 гальванический участок на химика-технолога (Ф.И.О.);
 по цеху А и Б на мастеров (Ф.И.О.);
 по отделу материально-технического снабжения на начальника отдела ОМТС (Ф.И.О.);
 по цеху В, заготовительному участку на начальника цеха (Ф.И.О.) и мастеров (Ф.И.О.);
 по инструментальному участку на начальника технического отдела (ФИО);

 
6. В случае временного отсутствия руководителя структурного подразделения или службы (должностного лица) из числа указан­ных в п. 5 настоящего приказа (отпуск, болезнь, командировка, иные причины) его обязанности в части обеспечения безопасных условий и охраны труда в закрепленной зоне ответственности возлагать на лицо, исполняющее обязанности отсутствующего руководителя (должностного лица); в этом случае не позже, чем за 12 часов необходимо оформить соответствующий приказ.

 
7. При назначении лица для исполнения обязанностей временно отсут­ствующего руководителя (должностного лица) в части обеспечения безопасных условий и охраны труда должно быть обеспечено соответствие квалификации этого лица, возлагаемым на него обязанностям.

 
Обязанности по обеспечению соблюдения настоящего требова­ния возложить на ответственное лицо за состояние охраны труда, специалиста по охране труда (Ф.И.О.).

 
8. Инспектору отдела кадров (Ф.И.О.) при разработке должностных инструкций руководителей и специалистов организации включать в них обязанности по охране труда, установ­ленные настоящим приказом, ознакомить с приказом должностных лиц в части их касающейся под роспись.

 
9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

 
Генеральный директор (Ф.И.О.).
Дата.

 
В ряде крупных Компаний регламентирующие требования и работа по формированию документов, содержащих обязанности, производится в специализированных программных средствах и включена в общий документооборот. Это позволяет исключить формирование «пустых обязанностей», так как общий алгоритм основан на формуле:

Обязанность = [что конкретно делать] +
[в соответствии с каким документом или требованиями 
 каким образом]
+ [с какой целью].

 

Блок схема управления обязанностями приведена на рисунке 2.

 

 
Следует иметь в виду, что распределение обязанностей в рамках СУОТ в принципе должно охватывать все категории работников, а не только руководителей. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если обязанности по охране труда имеются у всего персонала организации [8]. Причем участие работников и, где есть, представители работников, является ключевым фактором успеха. Отмечается, что работники должны быть хорошо обучены и иметь полномочия для самостоятельного выхода из опасных ситуаций, по необходимости, без страха подвергнуться наказанию. 

 
Представляет интерес рассмотрение некоторых обязанностей работников рабочих профессий:

 
1) Работники при вовлечении их в предварительное обсуждение вопросов управления охраной труда обязаны свободно высказываться при выборе подходящих средств контроля за рисками, включая обсуждение выгодных или невыгодных последствий альтернативных вариантов контроля определенных видов опасностей, или предотвращения несоблюдения условий безопасности [2].

 
2) Работники обязаны насколько это возможно, проявлять заботу о безопасности и здоровье, как собственном, так и других людей, находящихся, либо выполняющих свои обязанности в непосредственной близости с ними, в соответствии с полученной подготовкой и инструкциями, предоставленными ему работодателем.  
С этой целью, работники в соответствии с полученной подготовкой и предоставленными им инструкциями, обязаны [10]:

 
3) Правильно использовать оборудование, станки, опасные вещества, транспортное оборудование и другие средства производства;

 
4) Правильно пользоваться предоставленными им СИЗ и возвращать их в положенное место;

 
5) Воздерживаться от самостоятельного отсоединения, изменения или удаления устройств защиты, установленных на оборудовании, аппаратах, станках и сооружениях, а также правильно использовать такие защитные устройства;

 
6) Немедленно информировать непосредственного руководителя и (или) работников, назначенных ответственными за обеспечение безопасности и здоровья о любой производственной ситуации, представляющей по их мнению серьезную и надвигающуюся угрозу для безопасности, и здоровья, а также о любых недостатках в работе устройств защиты и т.д.

 
7) Работники рабочих профессий обязаны в течение одного месяца после приема на работу пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;  в случае, если работник рабочей профессии принимается на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ должно сопровождаться стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проходить периодическое обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ); Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу [11].

 
Ниже рассматриваются примеры формулировок обязанностей, к которым даны краткие комментарии.

 
В первом примере, обязанность сформулирована следующим образом:

«Руководитель отдела главного механика организует и обеспечивает внедрение достижений науки, техники и передового опыта, направленных на совершенствование механического оборудования, с целью повышения безопасности его эксплуатации.

 

Из формулировки следует, что исполнение данной обязанности возможно, если в организации существует разработанный и утвержденный порядок внедрения достижений науки, техники и передового опыта, в котором определяется, что понимается под достижениями науки, техники и передового опыта, и какие действия должны производиться при обеспечении их внедрения и реализации и т.д. Кроме того, вызывает сомнение, что руководитель отдела главного механика может обеспечить внедрение… (в конечном итоге решение принимает директор, средства выделяет директор).  По-видимому, руководитель отдела главного механика может принимать меры (осуществлять мероприятия) в соответствии, например, с установленным порядком (регламентом, утвержденным директором) …, т.е. организовать выполнение работ… 

 
Таким образом, приведенная формулировка обязанности не отвечает требованиям конкретности. Обязанностью в этой форме трудно управлять, поскольку отсутствует связь (ссылка) с источником требований. Цель – повышение безопасности (то, чего мы хотим достичь) не связана с действиями, которые необходимо выполнять в рамках данной обязанности (они понятны лишь интуитивно). Нет указаний на какие-либо показатели или требования, на основе которых можно оценить и (или) при необходимости скорректировать обязанности.

 
В качестве второго примера можно рассмотреть формулировку обязанностей руководителя структурного подразделения бухгалтерии.

«Руководитель структурного подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за соблюдением режима рабочего времени в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, дисциплины труда, отдыха, приема, перевода и увольнения работников, прохождением предварительного и периодического медицинского осмотра и проведением вводного инструктажа по охране труда, предоставлением компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях».  

 

Из данного примера следует, что, во-первых, руководителю подразделения бухгалтерии вменено большое количество «разноплановых» обязанностей. Во-вторых, не все обязанности он реально может выполнить. Например, контролировать прием, перевод и увольнение работников, прохождение предварительного и периодического медицинского осмотра, а также проведение вводного инструктажа по охране труда, предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

 
Скорее всего, это перечисление относится к обязанностям других руководителей. Например, контроль приема и увольнения работников чаще всего входит в обязанности руководителя кадровой службы. Проведение вводного инструктажа по охране труда – обязанности руководителя службы охраны труда. Предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, руководитель подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за предоставлением и контроль и учет за непосредственным предоставлением работнику. В-третьих, не определен документ (нет на него ссылки), регламентирующий деятельность подразделения, включая обязанности руководителя, что не позволяет осуществлять контроль и оценку результативности исполнения обязанностей.    

 
В третьем примере формулируются обязанности заместителя руководителя структурного подразделения по общим вопросам.

«Заместитель руководителя структурного подразделения по общим вопросам организует содержание в исправном состоянии всех видов транспорта, автомобильных и железнодорожных дорог, и сооружений на них, находящихся в ведении организации».

 
Из приведенной формулировки следует, что заместитель руководителя подразделения наделен разноплановыми обязанностями. Так, например, содержание всех видов транспорта даже в постановке «организация работ» представляет собой очень сложную техническую задачу и грандиозную по объему. Как известно, содержание даже небольшого количества транспортных средств предполагает выполнение большого количества организационных задач (хранение, техническое обслуживание и ремонт, заправку топливом, смазочными маслами и специальными жидкостями и т.д., а также ведение большого объема отчетной документации).

 
Задача осложняется также еще и тем, что «все виды транспорта» никак не определены. Различные виды транспорта требуют учитывать различную специфику, например, вид применяемого топлива, подъездные пути и др. С другой стороны, в обязанности включены работы, связанные с содержанием автомобильных и железнодорожных дорог и находящихся на них сооружений. Содержание указанных автомобильных и железнодорожных путей само по себе представляет отдельную и сложную задачу, которая соответствует по своему уровню сложности и ответственности руководителю очень крупного предприятия, а не заместителю руководителя структурного подразделения. Таким образом, механическое объединение очень разных по содержанию и объему обязанностей вряд ли может быть оправдано.       

 
В четвертом примере формулируются обязанности бригадира.

«Бригадир отстраняет от работы лиц в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения, сообщает об этом мастеру (вышестоящему руководителю)».

Из приведенной формулировки обязанностей следует, что указанные обязанности бригадира не обеспечены четким механизмом реализации этой обязанности при возникновении различных практических ситуаций. Не приведены ссылки на нормативные документы, содержащие требования к процедуре отстранения, что затрудняет контроль и оценку результативности исполнения данной обязанности.  

 
В пятом примере формулируются обязанности заместителя главного инженера по охране труда.

«Заместитель главного инженера по охране труда организует работу по идентификации опасностей, оценке рисков и разработке мер управления ими».

 

Из приведенной формулировки следует, что данная обязанность может быть реализована, если в организации существует документ, регламентирующий порядок проведения идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими. По-видимому, текст обязанности заместителя главного инженера целесообразно дополнить ссылкой на документы, в соответствии с которыми необходимо организовать работу, а также о необходимости предусмотреть назначение ответственных лиц с обязательным обучением их перед допуском к данной работе согласно процедурам идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими. 

      
                            
  

ВЫВОДЫ


1. Распределение и коррекция обязанностей являются необходимым условием результативного функционирования СУОТ и должны соответствовать целям, принятой структуре управления и организации работ в Компании.

 
2. Обязанности должны быть конкретными, с указанием четких границ деятельности и основываться, как правило, на разработанных в организации документах, содержащих соответствующие требования к действиям работников, безусловных для выполнения. Обязанности, сформированные без учета соответствующих требований («пустые обязанности») не приведут к достижению целей.

 
3. Распределенные обязанности, а также функциональная схема СУОТ, должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.

 
4. Для обеспечения эффективного исполнения обязанностей необходимо осуществлять мониторинг результатов оценки деятельности. На основе анализа результатов мониторинга корректировать обязанности или деятельность работника.

 
5. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если управление обязанностями производится с помощью специализированных программных средств, с включением документирования обязанностей в общий документооборот Компании.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 
1. При разработке и внедрении СУОТ рекомендуется сформировать соответствующий перечень обязанностей работников, анализируемый ответственным за внедрение СУОТ, назначенным руководителем Компании.

 
2. Для обеспечения результативного исполнения обязанностей рекомендуется планировать необходимые ресурсы, включая обучение обязанностям, наделение работника соответствующими полномочиями.

 
3. Для обеспечения результативности функционирования СУОТ содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, не должен вбирать в себя большое число разнонаправленных заданий и функций.  Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени, необходимого для выполнения работником своих обязанностей.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:


 

[1] Типовое положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н).

 
[2] ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.

 
[3] ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения. Risk management. Terms and definitions.

 
[4] Руководство по системам управления охраной труда. МОТСУОТ 2001 / ILO-OSH 2001. Guide on occupational safety and health management systems. Женева: Международное бюро труда, 2003.

 
[5] ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования.

 
[6] ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary.

 
[7] Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. № 14.

 
[8] ISO/DIS 45001:2016 Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда 

 Требования и рекомендации по применению.

 
[9] Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента. Под ред. Йосио Кондо. Пер. с англ. Е.П. Марковой /Научное редактирование В.А. Лапидус, М.Е. Серов. 

 Нижний Новгород, СМЦ «Приоритет», 2002.  206 с.

 
[10] Директива Совета от 12 июня 1989 г. «О введении мер, содействующих улучшениям в области безопасности и здоровья работников на работе (89/391/ЕСС). Совет Европейских Сообществ».

 
[11] Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.

Авторы публикации: 
Сергей Вихров,
Виктор Иванов
АО «Клинский институт охраны и условий труда»


 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК: 

По материалам публикации: 

Вихров С.В., Иванов В.В. «Распределение и коррекция обязанностей при функционировании СУОТ» // «Охрана труда и социальное страхование», № 4, 2017.

БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР

КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 

Отборная и актуальная информация на электронной почту

Все публикации

Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?

Какие требования предъявляются к работникам этой службы?

Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Структура и численность службы охраны труда

При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:

  • Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
  • Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).

На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).

Как оформить создание службы охраны труда?

Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.

В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).

Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?

Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):

  • учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
  • помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
  • проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
  • участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
  • согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
  • разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
  • участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
  • помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;
  • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
  • составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
  • разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
  • организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
  • составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
  • оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
  • обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
  • организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
  • организация совещаний по охране труда;
  • ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
  • доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
  • рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
  • осуществление контроля за:

– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

– расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;

– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

– проведением специальной оценки условий труда;

– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

– своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

  • анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.

На практике в структуру службы охраны труда входят:

  • руководитель службы охраны труда;
  • специалисты по охране труда.

На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5).

К сведению

С 1 июля 2016 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Квалификационные требования:

  • к должности «руководитель службы охраны труда»:

– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;

– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;

  • к должности «специалист по охране труда»:

– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;

– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;

– либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.

Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.

Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:

  • приема на работу (ст. 68 ТК РФ);
  • перевода на другую работу (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ);
  • поручения работникам дополнительной работы в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ) или по совместительству (ст. 60.1, 282 ТК РФ).

Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2015 № ПГ/32250-3-2).

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1, 2018.

Организация службы охраны труда на предприятии

Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
  • Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
  • Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
  • Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.
  • Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагается ряд функций, например:

  • Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
  • Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
  • Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.
  • Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
  • Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками.
  • Осуществление контроля за:
  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда и др.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий.

Структуру службы охраны труда и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Опубликовано:2015-08-13 14:24 |
Обновлено:2015-08-13 14:24

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Робот пылесос polaris since 1995 инструкция
  • Компливит кальций д3 инструкция при беременности
  • Часы янтарь ссср настенные с боем инструкция по применению
  • Отинум капли в ухо инструкция детям
  • Икеа тодален комод с 3 ящиками инструкция