Кто осуществляет руководство всероссийской службой медицины катастроф

Особенности организации и функционирования Всероссийской службы медицины катастроф

Особенности организации и функционирования Всероссийской службы медицины катастроф

Медицинскую помощь по срочности принятия мер принято разделять на плановую, неотложную и экстренную. В частности, для оказания экстренной медицинской помощи отдельным гражданам создана и функционирует система скорой медицинской помощи. Если же медицинская помощь в экстренном порядке нужна одновременно большому количеству людей в связи с чрезвычайной ситуацией, то для этих целей организована Всероссийская служба медицины катастроф. Далее мы рассмотрим правовые основы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф.

1. Место службы медицины катастроф в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций

Согласно ч.2 ст.41 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющей службы медицины катастроф федеральных органов исполнительной власти, силы и средства различных органов власти, местного самоуправления и организаций.

Таким образом, Всероссийская служба медицины катастроф, с одной стороны, функционально входит в более крупную систему — Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а с другой стороны сама представляет собой сложно организованную систему, объединяющую службы, силы и средства для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.

Согласно ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794.

Согласно перечню, Минздравом России создается две функциональные подсистемы единой системы:

  • Всероссийская служба медицины катастроф
  • Резерв медицинских ресурсов.

2. Структура Всероссийской службы медицины катастроф

Положение о Всероссийской службе медицины катастроф утверждено постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 734.

Руководство Всероссийской службой медицины катастроф осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации. Организационно-методическое руководство деятельностью службы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации (п.7 Положения).

Согласно п.5 Положения о ВСМК Всероссийская служба медицины катастроф функционально объединяет:

  • службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;
  • силы и средства МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.

На основании п.6 Положения о ВСМК задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Минздрава России, службы медицины катастроф Минобороны России, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Отметим, что Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждено приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380. При этом, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в декабре 2021 года опубликован проект приказа Минздрава России «Об утверждении Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации». Как указано в паспорте проекта, он разработан в целях приведения Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Подчеркнем, что на данный момент необходимо руководствоваться приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380, однако, необходимо также учитывать, что содержащиеся в нем положения были разработаны более двадцати лет назад и на данный момент не в полной мере соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Федеральный уровень

  1. Координационный орган — Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  2. Постоянно действующий орган управления – Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  3. Орган повседневного управления — федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И.Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  4. Силы и средства Минздрава России, ФМБА, Минобороны России, МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.

В 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1671 реализация функций органа повседневного управления Всероссийской службы медицины катастроф на федеральном уровне и головного учреждения Службы медицины катастроф Минздрава России была возложена на федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 г. № 1133 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения „Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова“ Министерства здравоохранения Российской Федерации» создано обособленное структурное подразделение (филиал) — Федеральный центр медицины катастроф (ФЦМК ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России).

Федеральный центр медицины катастроф на базе Пироговского Центра обеспечивает координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы, разработку научно-методических принципов деятельности Службы, подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы, разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

Межрегиональный уровень (в пределах территории федерального округа):

  1. Органы повседневного управления — межрегиональные центры медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве — Национальным медико-хирургическим Центром имени Н.И.Пирогова;
  2. Силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций, расположенные на территориях соответствующих федеральных округов.

Региональный уровень (в пределах территории субъекта Российской Федерации):

  1. Координационные органы — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  2. Постоянно действующие органы управления — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
  3. Органы повседневного управления — территориальные центры медицины катастроф;
  4. Силы и средства органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также расположенные на их территориях силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Муниципальный уровень (в пределах территории муниципального образования):

  1. Координационные органы — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
  2. Постоянно действующие органы управления — органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере охраны здоровья граждан;
  3. Органы повседневного управления — дежурно-диспетчерские службы органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере охраны здоровья граждан;
  4. Силы и средства соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенные на территориях соответствующих муниципальных образований силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектовый уровень:

  1. Координационный орган — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;
  2. Постоянно действующий орган управления — структурное подразделение организации, в том числе должностные лица организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;
  3. Орган повседневного управления — дежурно-диспетчерская служба организации;
  4. Силы и средства организации, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

На основании п.9 Положения о ВСМК на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении чрезвычайных ситуаций поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на руководителей соответствующих организаций.

Таким образом, Всероссийская служба медицины катастроф представлена на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Структура Всероссийской службы медицины катастроф строится по принципам, общим для единой системы предупреждения ЧС, и включает координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства.

3. Задачи и полномочия Всероссийской службы медицины катастроф

В соответствии с ч.3 ст.41 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Всероссийская служба медицины катастроф осуществляет решение задач по быстрому реагированию, мобилизации материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме, ликвидации эпидемических очагов, а также по созданию резерва материальных запасов и обучению оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.

Задачи Всероссийской службы медицины катастроф (п.3 Положения о ВСМК):

  • быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;
  • ликвидация эпидемических очагов;
  • создание резерва материальных запасов;
  • обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.

Полномочия Всероссийской службы медицины катастроф (п.4 Положения о ВСМК):

  • организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;
  • сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
  • информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
  • обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;
  • организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

Задачи службы медицины катастроф Минздрава России конкретизированы в приказе Минздрава России от 27.10.2000 № 380:

  • разработка научно-методических принципов деятельности службы;
  • организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
  • координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);
  • участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;
  • выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;
  • прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;
  • разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
  • разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;
  • совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
  • создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;
  • разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;
  • разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;
  • международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Стоит отметить, что в проекте нового Положения о службе медицины катастроф Минздрава России задачи службы изложены несколько иначе. В частности, появятся новые задачи, к которым относится:

  • мониторинг и оценка готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях;
  • информационно-телекоммуникационное обеспечение функционирования ВСМК и Службы, участие в создании и развитии информационной среды ВСМК и Службы, обеспечение Службы современными средствами связи и оповещения, аппаратно-программными комплексами;
  • организация функционирования и развитие системы дистанционного взаимодействия с целью оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (обеспечение проведения экстренных, неотложных и плановых телемедицинских консультаций), мониторинга состояния пострадавших, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • координация и обеспечение постоянной готовности и эффективной работы Службы в различных режимах функционирования;
  • участие в обеспечении санитарно-эпидемического благополучия при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждении возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;
  • участие в организации и оказании всех видов медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях своевременно и в полном объеме;
  • участие в сохранении здоровья личного состава ВСМК и Службы в период ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мониторинга состояния здоровья пострадавших при чрезвычайных ситуациях, оценка качества медицинской помощи в догоспитальном и госпитальном периодах и медицинской эвакуации;
  • обеспечение создания, хранения, использования и восполнения резервов медицинских ресурсов Минздрава России соответствующего уровня для выполнения мероприятий, проводимых ВСМК и Службой, по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, с учетом рисков их возникновения, в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме.

Помимо новых задач, планируется исключение части уже существующих, например:

  • выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий
  • участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, мы видим, что при совершенствовании правового регулирования в части определения задач Всероссийской службы медицины катастроф законодатель:

  1. Конкретизирует задачи на уровне подсистем, входящих в единую систему, поэтому задачи ведомственной службы медицины катастроф определены более детально по отношению к задачам всероссийской системы;
  2. Реагирует на актуальные тенденции в сфере развития технологий – применение телемедицинских и иных информационных технологий, повышенное внимание к рискам массовых инфекционных заболеваний, внедрение систем постоянного мониторинга взамен периодического контроля.

4. Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф

В соответствии с ч.6 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно ч.6 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Согласно п.4.2 Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 380, в зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия:

В режиме повседневной деятельности:

  • текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;
  • участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных ЧС в плане предупреждения или уменьшения их медико-санитарных последствий;
  • создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности к работе в ЧС;
  • планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи;
  • планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
  • организация и обеспечение экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
  • организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
  • проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;
  • поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
  • создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;
  • разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;
  • создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;
  • участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС;
  • обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В режиме повышенной готовности:

  • оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;
  • усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;
  • анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы Службы;
  • уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
  • организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;
  • создание и направление при необходимости оперативных групп центра медицины катастрофы (органа управления здравоохранением) в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;
  • участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
  • организация внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф;
  • уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.

В режиме чрезвычайной ситуации:

  • оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;
  • активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;
  • выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранением), формирований и учреждений Службы;
  • создание системы связи Службы, ее координация с системой связи РСЧС;
  • участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;
  • организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;
  • организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
  • организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);
  • организация и осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;
  • организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;
  • обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового, материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;
  • ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (п.13 Положения о ВСМК).

Основным документом, регулирующим деятельность Службы медицины катастроф Минздрава РФ, является План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается территориальными центрами медицины катастроф или организациями, на которые возложены функции ТЦМК, согласовывается с членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации и утверждается ее председателем.

План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод службы в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

На основании плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, применительно к конкретному мероприятию с массовым участием людей, проводимому на территории определенного субъекта Российской Федерации, при необходимости разрабатывается план лечебно-эвакуационных мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

Таким образом, порядок организации деятельности Всероссийской службы медицины катастроф и основные проводимые ею мероприятия зависят от введенного режима функционирования. Законодательством установлено три основных режима функционирования: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации. В режиме повседневной деятельности упор делается на планирование, обучение, мониторинг и проверки готовности к действиям в других режимах. В режиме повышенной готовности осуществляется усиление дежурств, мероприятия по оповещению, уточнение планов, проверка готовности и создание оперативных групп. В режиме ЧС вводится в действие план медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, оказание медицинской помощи пострадавшим и личному составу, медицинская эвакуация, мероприятия по медицинскому снабжению. Работа Всероссийской службы медицины катастроф при любом режиме функционирования осуществляется в соответствии с планами, в том числе, в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и планом лечебно-эвакуационных мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

Всероссийская
служба медицины катастроф является
функциональной подсистемой единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

1. быстрое
реагирование, мобилизация
материально-технических средств и
личного состава при ЧС в целях спасения
жизни и сохранения здоровья наибольшего
числа людей путём оказания им всех видов
мед. помощи своевременно и в полном
объёме

2. ликвидация
эпидемических очагов

3. создание резерва
материальных запасов

4. обучению оказанию
мед. помощи гражданам, в том числе мед.
эвакуации, при ЧС

Полномочия:

1. организация
ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС, организация и оказание мед. помощи
+ мед. эвакуация

2. сбор, обработка
и предоставление информации
медико-санитарного характера в области
защиты населения и территорий от ЧС

3. прогнозирование
и оценка медико-санитарных последствий
от ЧС

4. информирование
населения о медико-санитарной обстановке
в зоне ЧС и принимаемых мерах

5. обеспечение
реализации мероприятий, направленных
на спасение жизни и сохранения здоровья
людей, при ЧС

6.организация
системы дистанционных консилиумов
врачей с использованием телемедицинских
технологий. в том числе для оказания
мед. помощи при ЧС

7. организация
взаимодействия с экстренными оперативными
службами по привлечению сил и средств
ВСМК для оказания мед. помощи при ЧС

8. организация
обеспечения связи и информационного
взаимодействия органов управления и
сил ВСМК в повседневной деятельности
и при ЧС

Объединяет:

А. службу мед.
катастроф Министерства здравоохранения
РФ

Б. службу мед.
катастроф Министерства обороны РФ

В. сила и средства
Министерства РФ по делам гражданской
обороны, ЧС и ликвидации последствий
стихийных бедствий, Министерство
внутренних дел РФ, Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, иных федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти РФ, органов
местного самоуправления, Российской
академии мед. наук и других организаций,
в полномочия которых входят решения
вопросов в области защиты населения и
территорий от ЧС, ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС и
решение проблем медицины катастроф

Руководство ВСМК
осуществляет Министр здравоохранения
РФ. Организационно-методическое
руководство деятельностью ВСМК
осуществляет Министерство здравоохранения
РФ

Органы управления
ВСМК

А) на федеральном
уровне

Координационным
органом — комиссией по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности Министерства здравоохранения
РФ;

постоянно действующим
органом управления соответствующим
подразделением Министерства здравоохранения
РФ (Отдел организации всмк и скорой мед.
помощи Департамента организации
экстренной мед. помощи и экстренной
деятельности) ;

органом повседневного
управления – федеральным государственным
бюджетным учреждением Всероссийский
центр медицины катастроф «Защита»
Министерства здравоохранения Российской
Федерации (далее Всероссийский центр
медицины катастроф «Защита»)

Б) на межрегиональном
уровне (в пределах территории федерального
округа):

Органами повседневного
управления- межрегиональными центрами
медицины катастроф, функции которых
осуществляют территориальные центры
медицины катастроф в гг. Екатеринбурге,
Санкт-Петербурге, Нальчике, Нижнем
Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону,
Хабаровске, а также в Москве – Всероссийским
центром медицины катастроф «Защита»)

В) на региональном
уровне (в пределах территории субъекта
РФ)

Координационными
органами – комиссиями по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности органов исполнительной
власти субъектов РФ;

постоянно
действующими органами управления –
органами исполнительной власти субъектов
РФ в сфере охраны здоровья граждан;

органами повседневного
управления –территориальными центрами
медицины катастроф

Г) на муниципальном
уровне (в пределах территории муниципального
образования)

Координационными
органами-комиссиями по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности органов местного
самоуправления;

Постоянно
действующими органами управления-органами
местного самоуправления, осуществляющими
управления в сфере охраны здоровья
граждан;

Органами повседневного
управления- дежурно-диспетчерскими
службами органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере
охраны здоровья граждан

2. Силы с средства ВСМК. Порядок
привлечения сил и средств при невозможности
решения задач собственными силами. ФБГУ
«ВЦМК» «Защита» Минздрава России,
руководитель, задачи, структурные
подразделения. Штаб ВСМК и ЦУКС, задачи.
Перспективы и направления развития
ЦУКС.

Силы и средства
ВСМК на федеральном, межрегиональном,
региональном, муниципальном и объектовом
уровнях представлены штатными и
межштатными формированиями (госпитали,
отряды, бригады, группы) МЗ РФ ( в том
числе ФМБА), МО РФ, МЧС РФ, МВД РФ,
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека, иных федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, РАМН
и других организаций, в полномочия
которых входит решение вопросов в
области защиты населения и территорий
от ЧС, ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС и решения проблем медицины
катастроф.

При недостаточности
сил и средств на муниципальном и(или)
региональном уровнях для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС на
соответствующей территории могут быть
привлечены силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ и
организаций, функционально объединённых
в ВСМК, по согласованию с соответствующими
органами исполнительной власти и
организациями.

По решению
руководителя ВСМК для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС с
учётом её масштаба, степени потенциальной
опасности, медико-санитарных последствий
могут привлекаться все находящиеся в
зоне ЧС силы и средства ВСМК независимо
от их уровня.

Федеральное
государственно бюджетное учреждение
Всероссийский центр медицины катастроф
«Защита» Министерства здравоохранения
РФ- головное учреждение по проблемам
медицины катастроф в России.

Руководитель
ВЦМК «Защита»

Директор ФГБУ ВЦМК
«Защита» Минздрава России- Гончаров
Сергей Фёдорович- главный внештатный
специалист по медицине катастроф
Минздрава России, действительный член
РАН, доктор мед. наук, профессор.
Заслуженный врач РФ, начальник штаба
ВСМК, главный редактор журнала «медицина
катастроф» и информационного сборника
«медицина катастроф, служба медицины
катастроф».

Задачи ВЦМК
«Защита»

1. организация и
оказание медицинской помощи поражённым
в ЧС, вызванных стихийными бедствиями,
авариями, катастрофами, террористическими
актами и другими ЧС

2. координация
взаимодействия органов управления, а
также использования сил и средств Службы
медицины катастроф Минздрава России

3. разработка
научно-методических принципов деятельности
Службы

4. повышение
квалификации и аттестации специалистов
Службы

5. разработка
предложений по подготовке населения и
оказанию помощи в ЧС

6. участие в
разработке предложений по государственной
политике на территории РФ в области
защиты жизни и сохранения здоровья
населения при ЧС, по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС, в выполнении программ по совершенствованию
деятельности Всероссийской службы
медицины катастроф

7. оперативное
руководство деятельностью Службы,
координация подготовки органов управления
здравоохранения, медицинских организаций
к действиям в условиях ЧС

8. разработка
методологии медицинской реабилитации,
экспертизы и профилактики основных
соматических и психических заболеваний
у лиц опасных профессий

Структурные
подразделения ВЦМК «Защита»
:

Штаб ВСМК в составе
которого создан ЦУКС; полевой
многопрофильный госпиталь; отделы
организации медицинской помощи при
радиационных и химических авариях;
центр медицинской эвакуации.

Штаб Всероссийской
службы медицины катастроф

является исполнительным органом
управления Комиссии по предупреждению
и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
безопасности Минздрава России и
осуществляет организационно-техническое
обеспечение её работы.

Задачи Штаба
ВСМК:

1. планирование
медико-санитарного обеспечения населения
в ЧС

2. оперативно-тактическое
руководство(координация) деятельности
ВСМК при подготовке и в ходе ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС

3. обеспечение
готовности органов управления, системы
связи и оповещения, формирований и
учреждений ВСМК и действиям в ЧС

4. прогнозирование
и оценку медико-санитарных последствий
в ЧС

5. сбор, обработку,
обмен и предоставление информации
медико-санитарного характера в области
защиты населения и территорий в условиях
ЧС

6. разработку и
совершенствование единой системы
медико-санитарного обеспечения населения
в ЧС и мирное время и военное

7. информационное
взаимодействие с федеральными органами
исполнительной власти, НЦУКС МЧС России

8. развитие
автоматизированной геоинформационной
системы ВСМК, интегрированной с РСЧС

9. совершенствование
структуры и организационно-методическое
руководство гражданской обороной
здравоохранения

10. поддержание
непрерывного управления и взаимодействия
с органами управления, силами и средствами
Службы и ВСМК, совершенствование их
деятельности, мониторинг и ведение баз
данных

11. организацию и
поддержание постоянного взаимодействия
с министерствами и ведомствами,
участвующими в ликвидации последствий
ЧС

12. участие в
научно-исследовательской работе по
развитию и совершенствованию структуры
и деятельности ВСМК

13. международное
сотрудничество в области медицины
катастроф

Особое влияние в
Службе уделяется проведению
тактико-специальных и командно-штабных
учений, а также командно-штабным
тренировкам как одной из наиболее
эффективных форм оперативной подготовки,
обеспечивающей повышение готовности
органов управления здравоохранением,
медицинских формирований и организаций
к эффективным действиям в ЧС.

ЦУКС Штаба ВСМК

Центр управления
в кризисных ситуациях Штаба Всероссийской
службы медицины катастроф был создан
в 2009 г.

Цели создания ЦУКС
Штаба ВСМК:

1. повышение
эффективности управления силами и
средствами ВСМК

2. постоянное
взаимодействие с МЧС России и другими
ведомствами при угрозе ЧС и ликвидации
их последствий

3. сокращение
времени принятия согласованных решений
по оказанию помощи, пострадавшим в ЧС
и их эвакуации

Для обмена служебной
информацией используются защищённые
каналы связи. Плановые и экстренные
селекторные совещания с участием
оперативных служб МЧС и Минздрава России
позволяют за несколько минут визуально
оценить обстановку в районе ЧС, получить
актуальную информацию и согласовать
совместных действий.

ЦУКС Штаба ВСМК
обеспечивает функционирование
видеотерминальной сети Минздрава
России, объединяющей руководителей
медицинских организаций и органов
управления здравоохранением на территории
России и включающей свыше 1 тыс. абонентов.

Спутниковая сеть
связи с ТЦМК и мобильными пунктами
управления позволяет независимо от
масштаба ЧС, даже при повреждении
наземных линий связи в районе катастрофы,
сохранить управление медицинскими
силами и средствами. Эта сеть работает
автономно, мобильные комплексы управления,
связи и телемедицины позволяют передавать
информацию непосредственно с места ЧС.

Перспективы и
направления развития ЦУКС:

1. создание
объединённой с МЧС России защищённой
системы видеоконференцсвязи и передачи
данных, охватывающей учреждение Службы
медицины катастроф и органы управления
здравоохранения на всей территории
России

2. создание и
поддержание в актуальном состоянии баз
данных с геоинформационным отображением
по силам средствам ВСМК для оперативного
использования в РСЧС

3. оснащение
средствами видеоконференцсвязи,
телемедицины, высокоскоростными каналами
передачи данных и системами спутниковой
связи травмоцентров 1 уровня в субъектах
РФ и медицинских центров федерального
уровня для сокращения сроков оказания
специализированной помощи пострадавшим
в ЧС

Всероссийская служба медицины катастрофВсероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – это функциональная подсистема РСЧС, объединяющая органы управления, учреждения и формирования здравоохранения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов, предназначенных для медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных конфликтах. Организационно-методическое руководство и координацию деятельности ВСМК осуществляет Минздравсоцразвития России через штаб Всероссийской службы медицины катастроф, а также через межведомственные координационные и совещательные органы в установленном порядке. Руководителем ВСМК является Министр здравоохранения и социального развития РФ.

Побудительным мотивом к созданию службы явилось то, что в конце 90-х XX столетия на территории страны произошло несколько крупных чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами, что обусловило к началу 90-х гг. прошлого столетия необходимость развития в стране нового научного направления в отечественной медицине – медицины катастроф – и создания новой отрасли здравоохранения – службы медицины катастроф.

Постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 года № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» было положено начало создания службы экстренной медицинской помощи (ЭМП). Постановлением определялось:

  • Минздраву СССР организовать в 1990 шесть центров экстренной медицинской помощи (два – в Москве и в городах Новосибирске, Ташкенте, Хабаровске, Киеве), возложив на них подготовку службы к действиям в чрезвычайных ситуациях, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий;
  • создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и др. ресурсов;
  • Минобороны СССР сформировать в 1990 четыре многофункциональных отряда специального назначения;
  • организовать в союзных и автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;
  • осуществить в течение 1990–1991 годов на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

В развитие этого постановления приказом Минздрава СССР от 14.05.1990 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в чрезвычайных ситуациях и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в район чрезвычайных ситуаций. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и плановоконсультативной медицинской помощи (санитарной авиации). Министром здравоохранения СССР 8 февраля 1991 года было утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В Положении указывалось, что служба экстренной медицинской помощи создается по территориальному принципу. Главной задачей службы является оказание экстренной высококвалифицированной медицинской помощи населению в районах чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура и регламент функционирования вновь созданной службы не были оптимальны, что заставило искать пути ее совершенствования и обусловили необходимость принятия Минздравом России решения о создании иной структуры. В связи с этим служба экстренной медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» была преобразована во ВСМК. Этим же постановлением был определен комплекс мероприятий по реализации положений данного программного документа, в т.ч. и по созданию на базе Специализированного научно-практического центра экстренной медицинской помощи «Защита» Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»),

Дальнейшее развитие система спасения жизни, сохранения здоровья и защиты населения в чрезвычайных ситуациях получила после выхода в свет постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», которым было утверждено «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» и «Положение о межведомственных координационных комиссиях Всероссийской службы медицины катастроф».

ВСМК создана на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (см. табл.).

Всероссийская служба медицины катастроф

Федеральный уровень: Минздравсоцразвития России, Росздрав, ВЦМК «Защита» – штаб ВСМК ВЦМК и МОСН Минобороны России; Учреждения и формирования Минздравсоцразвития, Росздрава, Роспотребнадзора, МВД России, Минтранса России и других министерств и ведомств; Клинические и научные базы.
Межрегиональный уровень: РЦМК – филиалы ВЦМК «Защита» – 7:1. Северо-Западный;

2. Центральный;

3. Южный;

4. Приволжский;

5. Уральский;

6. Сибирский;

7. Дальневосточный.

Региональный уровень: ЛПУ и санитарная авиация субъектов РФ МОСН военных округов, формирования регионального подчинения МВД России, Минтранса России и др. ведомств ТЦМК-82.
Муниципальный уровень: Органы управления здравоохранением местной администрации, центры СМК, станции СМП, лечебные учреждения и формирования, в т.ч. ведомственные.
Объектовый уровень: Руководители здравоохранения объекта, медицинские силы и средства организации или объекта (поликлиника, медсанчасть, медпункт и т.п.).

На федеральном уровне в здравоохранении страны головным учреждением по проблемам медицины катастроф является ВЦМК «Защита» (см. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»).

К учреждениям здравоохранения ВСМК относятся учреждения здравоохранения, имеющие задание на выделение профильных и развертывание дополнительных больничных коек, и создающие медицинские формирования. К штатным и нештатным формированиям ВСМК относятся: полевые госпитали, мобильные медицинские отряды, специализированной медицинской помощи; экстренного реагирования, врачебно-сестринские бригады, бригады доврачебной помощи; санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки. Профиль, количество и сроки готовности медицинских учреждений, штатных и нештатных формирований, а также учреждения-формирователи, на базе которых они создаются, определяются органами исполнительной власти соответствующего уровня, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных действиях. Функционирование ВСМК осуществляется в трех режимах — повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные органы.

Органы управления ВСМК создаются в мирное время по решению соответствующих органов исполнительной власти. Они образуют единую систему, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, обеспечивающую надлежащее решение вопросов предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий, террористических актов и военных действий. Финансирование ВСМК катастроф осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организацией с учетом федеральных, региональных целевых программ.

Опыт работы ВСМК по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций убедительно доказал необходимость такой службы в системе здравоохранения страны, ее эффективность в деле спасения жизни и сохранения здоровья пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах и в вооруженных конфликтах. Ее функционирование и практическая деятельность на протяжении многих лет позволяют утверждать, что служба медицины катастроф является общепризнанной на всех уровнях. Она стала надежным элементом системы безопасности страны.

Источники: Всероссийская служба медицины катастроф: создание, задачи, организация и режимы функционирования. Гончаров С.Ф. и др. —М., 2000; Всероссийская служба медицины катастроф – подсистема единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России. Безопасность России: Правовые, социально-экономические, научно-технические аспекты: Медицина катастроф и реабилитация. Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. —М., 1999. Гл. 1 С.

1. Всероссийская служба медицины катастроф (далее — Служба) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актами.

3. Служба осуществляет решение следующих задач:

а) быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;

б) ликвидация эпидемических очагов;

в) создание резерва материальных запасов;

г) обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.

4. Служба наделена следующими полномочиями:

а) организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;

б) сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

г) информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

д) обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;

е) организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

ж) организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

з) организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

5. Служба функционально объединяет:

а) службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;

б) службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;

в) силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.

6. Задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, рганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

7. Руководство Службой осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации.

Организационно-методическое руководство деятельностью Службы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации.

8. Служба в целях выполнения возложенных на нее задач представлена:

а) на федеральном уровне:

координационным органом — комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской Федерации;

постоянно действующим органом управления — соответствующим подразделением Министерства здравоохранения Российской Федерации;

органом повседневного управления — федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»);

силами и средствами Министерства здравоохранения Российской Федерации (в том числе Федерального медико-биологического агентства), Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;

б) на межрегиональном уровне (в пределах территории федерального округа):

органами повседневного управления — межрегиональными центрами медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве — Всероссийским центром медицины катастроф «Защита»;

силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта «а» настоящего пункта, расположенными на территориях соответствующих федеральных округов;

в) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации):

координационными органами — комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

постоянно действующими органами управления — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

органами повседневного управления — территориальными центрами медицины катастроф;

силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта «а» настоящего пункта;

г) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования):

координационными органами — комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

постоянно действующими органами управления — органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере охраны здоровья граждан;

органами повседневного управления — дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере охраны здоровья граждан;

силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта «а» настоящего пункта, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

д) на объектовом уровне:

координационным органом — комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;

постоянно действующим органом управления — структурным подразделением организации, в том числе должностными лицами организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;

органом повседневного управления — дежурно-диспетчерской службой организации;

силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

9. На федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении чрезвычайных ситуаций поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на руководителей соответствующих организаций.

10. При недостаточности сил и средств на муниципальном и (или) региональном уровнях для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации на соответствующей территории могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, функционально объединенных в Службу, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и организациями.

11. По решению руководителя Службы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности, медико-санитарных последствий могут привлекаться все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации силы и средства Службы независимо от их уровня.

Руководитель Службы вправе принимать решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях.

Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Службой в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

12. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» обеспечивает:

а) координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы;
б) разработку научно-методических принципов деятельности Службы;
в) подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
г) разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

13. Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе разрабатываемых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

14. Для соответствующих органов управления, сил и средств Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.

16. Финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых Службой, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций получателя бюджетных средств, на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в пределах средств иных указанных в подпункте «в» пункта 5 настоящего Положения организаций. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Геделикс капли цена инструкция по применению взрослым от кашля взрослым
  • Амлодипин инструкция по применению при каком давлении как принимать дозировка
  • Как узнать руководство компании
  • Уд3 103 пеленг руководство по эксплуатации
  • Лекарство насобек инструкция по применению цена