Кто осуществлял руководство гражданской обороны в ссср

Цикл статей к 90-летию Гражданской обороны России: Основоположник гражданской обороны СССР Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, начальник гражданской обороны СССР (13.07.1961-19.07.1972 гг.)

Фото из архива Краснодарской краевой пожарно-технической выставки

В 60-е годы ХХ века стало очевидно, что без целенаправленных крупномасштабных мер по защите тыла нельзя говорить о готовности государства к отражению возможной агрессии вероятного противника. Процесс преобразования и усиления МПВО начавшийся в 1955 г. продолжался до июля 1961 г., когда местная противовоздушная оборона была преобразована в гражданскую оборону СССР.

Руководство системой гражданской обороны страны было поручено одному из самых авторитетных военачальников того времени – главнокомандующему сухопутными войсками маршалу СССР Василию Ивановичу Чуйкову. Вслед за ним в гражданскую оборону пришли опытные военачальники из прежней системы МВД и Минобороны, что обеспечило преемственность в руководстве и приток новых управленческих идей. Все мероприятия гражданской обороны, носившие общегосударственный и общенародный характер, планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина. Система защитных мер должна была обеспечить защиту населения и территорий страны от всех возможных поражающих факторов оружия массового поражения.

В этот период серьезно расширился круг решаемых проблем в части создания условий, обеспечивающих работу промышленности в военное время. Увеличился объем задач и сократилось время на ликвидацию последствий нападения противника по оказанию помощи сотням тысяч человек в условиях серьезных массовых разрушений.

При личном участии В.И. Чуйкова был разработан ряд основополагающих директивных и нормативно-правовых документов. Маршал определил основные направления своей деятельности: инициировать рост понимания резко возросших роли и важности ГО в ракетно-ядерной войне, как в центре, так и на местах; организационное и кадровое укрепление, совершенствование всей системы ГО; организация обучения населения, начиная с младших школьников; расширение пропаганды знаний в области гражданской обороны; развертывание работ по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства; совершенствование материально-технической базы гражданской обороны.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 г. № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения» был закреплен дифференцированный комплексный подход к защите населения. Он предполагал строительство убежищ для 15 млн. человек — наибольшего количества работников предприятий для продолжения их деятельности в военное время. Остальное население должно было эвакуироваться в загородную зону, где строились противорадиационные укрытия.

В.И. Чуйков считал увеличение проводимых учений главным способом привлечения внимания в гражданской обороне. Он лично принимал в них участие и докладывал итоги и предложения на основе результатов председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину. Нередко эти доклады становились основой для принятия правительственных решений. Так, в 1967г. Совет Министров СССР принял постановление об использовании горных выработок для нужд народного хозяйства и обороны страны. Этому решению предшествовали, проведенные в 1965-1967 гг., учения и тренировки на российских, украинских и эстонских шахтах.

По результатам тренировок и учений, на которых отрабатывались вопросы защиты водоисточников, продовольствия, фуража, на основании докладных записок В.И. Чуйкова было принято Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по защите водоисточников и водопроводных сооружений от средств массового поражения».

Важным слагаемым авторитета системы В.И. Чуйков считал проведение Всесоюзных совещаний по гражданской обороне. В период 1961-1970 гг. было проведено три Всесоюзных совещания, на которых руководитель гражданской обороны СССР всегда подчеркивал, что решением вопросов защиты населения и территорий должны заниматься все ведомства и министерства всех республик, областей, городов, районов и объектов народного хозяйства.

В 1964г. В.И. Чуйков пришел к идее разделения страны на оперативные зоны гражданской обороны. Но созданные зональные органы управления были ограничены в своих полномочиях, поскольку не были привязаны к структуре государственных органов власти и управления. Поэтому в начале 1970-х гг. оперативные зоны гражданской обороны были упразднены.

Всеобщее обучение населения в области ГО В.И. Чуйков считал одной из первостепенных задач. В 1967 г. вопросы подготовки населения, осуществляемые ранее ДОСААФ, были переданы в компетенцию системы гражданской обороны. В стране действовало 1175 курсов гражданской обороны, в том числе Высшие центральные офицерские курсы ГО СССР, 15 республиканских, 149 региональных, 412 городских и 593 районных, на которых ежегодно проходили обучение более 2 млн. человек. Необходимый минимум знаний в области гражданской обороны был включен в программу уроков по начальной военной подготовке для учащихся общеобразовательных школ. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29 апреля 1968 г. №289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» была введена 35-часовая программа изучения курса гражданской обороны в школах, средних специальных учебных заведениях и учебных заведениях системы профессионально-технического образования.

С целью подготовки офицерских кадров в 1967г. в г. Балашиха Московской области было сформировано Московское военное училище Гражданской обороны СССР, аналогов которому в мире не было.

В январе 1970 г. В.И. Чуйковым была утверждена программа подготовки писателей и журналистов по гражданской обороне на учебных сборах при республиканских (областных) курсах ГО. Результатом 11 дневных курсов стало регулярное появление в печати произведений, повествующих о людях, буднях и делах гражданской обороны.

Опираясь на разработки научно-технического совета при начальнике ГО СССР, ведомство активно пропагандировало знания в области гражданской обороны в СМИ, издавало памятки, справочники и брошюры.

В результате работы маршала В.И. Чуйкова удалось не только надежно укрепить фундамент системы гражданской обороны, но и наметить основные ориентиры ее дальнейшего развития. ГО СССР стала хорошо организованной общегосударственной системой оборонных мероприятий носивших всенародный характер.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

— защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

— координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

— создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

— повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

— специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

— обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

— эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

— организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

— обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

— Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

— В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

— В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

— Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

— В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

  • Ссылка

  • Отправить почтой

  • Версия для печати

  • Код для блога

  • Экспорт

Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Открыть

2017 год объявлен Годом гражданской обороны, которая отмечает свое 85-летие. История МПВО-ГО-МЧС России богата событиями и фактами, а историю делают люди своими делами и поступками.

12 февраля родился основоположник Гражданской обороны СССР, легендарный советский военачальник дважды Герой Советского Союза маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, давший мощный импульс развитию системы на последующие годы.

Василий Иванович Чуйков родился в многодетной православной крестьянской семье.

Окончил четыре класса церковно-приходской школы (1907—1911). В 1912 году был вынужден прервать учебу по причине трудного материального положения семьи и уехать в столицу – город Петербург – на заработки, где работал в Целебеевых банях и в меблированных комнатах, а затем в шорной мастерской.

В октябре 1917 года Василий поступает юнгой в учебно-минный отряд в Кронштадте, а в апреле 1918 года становится курсантом 1-х Московских военно-инструкторских курсов.

В дальнейшем Чуйков В.И. назначался начальниками различных подразделений советской армии.

В сентябре 1942 года генерал-лейтенант Чуйков вступил в командование 62-й армией, которая прославилась героической шестимесячной обороной Сталинграда.

27 октября 1943 года командарму Чуйкову было присвоено очередное воинское звание «генерал-полковник». Во главе прославленной 8-й гвардейской армии трехзвездный генерал воевал до последнего дня войны.

После войны генерал-полковник Чуйков продолжал командовать 8-й гвардейской армией, дислоцированной в Восточной Германии. С мая 1953 года – командующий войсками Киевского военного округа.

11 марта 1955 года генералу армии Василию Ивановичу Чуйкову присваивается воинское звание «маршал Советского Союза». В 1960 году он назначается главкомом Сухопутных войск – заместителем министра обороны СССР.

В 1960 году все штабы и войска МПВО были переданы в Министерство обороны без указания обязанностей и ответственности этого министерства за состояние гражданской обороны. Общее руководство Гражданской обороной страны возлагалось на Совет Министров СССР.

Маршал Чуйков довольно быстро определил основные, приоритетные направления своей деятельности. К их числу относились: рост понимания резко возросших роли и важности ГО в ракетно-ядерной войне, причем не на словах, а на деле, как в центре, так и на местах; организационное и кадровое укрепление, совершенствование всей системы управления ГО; организация обучения всего населения страны, начиная со школьников младших классов, способам зашиты от оружия массового поражения; расширение и углубление пропаганды знаний по ГО; разработка и развитие теории гражданской обороны; развертывание работ по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства; совершенствование материально-технической базы ГО.

Первые годы становления гражданской обороны характеризовались активным поиском рациональных форм и эффективных способов ведения государственной политики в области защиты населения и территорий от оружия массового поражения.

Необходимый минимум знаний по гражданской обороне стал планово доводиться до учащихся на уроках по начальной военной подготовке в общеобразовательных учреждениях.

Важной задачей Василий Иванович считал профильную подготовку офицерских кадров для частей и учреждений гражданской обороны. В городе Балашихе Московской области по инициативе маршала Чуйкова на базе 147-го отдельного механизированного полка ГО и центральных курсов частей ГО было сформировано Московское военное училище Гражданской обороны СССР.

В январе 1962 года Василий Иванович принимает решение об издании журнала «Гражданская оборона СССР».

Гражданская оборона, созданная под руководством дважды Героя Советского Союза маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова, была и остается одной из лучших систем в мире. Это признавали все наши вероятные противники.

Заслуги легендарного советского полководца по достоинству отмечены Советским государством. Дважды Герой Советского Союза маршал Советского Союза В.И.Чуйков был награжден девятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, четырьмя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова I степени, орденом Красной Звезды, Почетным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР, 16 медалями СССР, именными золотыми часами и оружием. Помимо советских наград он был отмечен многими орденами и медалями иностранных государств.

Именем маршала Чуйкова названы улицы в Москве и других городах. Памятники и бюсты маршала установлены в Московской области и Волгограде. Его имя носят образовательные учреждения.

Скончался Василий Иванович 18 марта 1982 года. Согласно завещанию «похоронить вместе с солдатами, погибшими в битве за Сталинград, на Мамаевом кургане», дважды Герой Советского Союза маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков предан земле на волжских берегах на главной высоте России рядом с прахом многих и многих тысяч своих гвардейцев – героев Сталинградской битвы.

  • Ссылка

  • Отправить почтой

  • Версия для печати

  • Код для блога

  • Экспорт

Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Открыть

Иностранная интервенция

В Союзе ССР и Российской Федерации

Основная статья: Гражданская оборона в России

Система гражданской обороны в Союзе ССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодёжи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России).

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике].

В России 4 октября отмечается День войск гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооружёнными Силами Российской Федерации и другими войсковыми формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, войсковых частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные войсковые формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные войсковые формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Основы деятельности

Цели и задачи

Участники

Функции гражданского права (понятие и виды)

Наука гражданского права

Права населения при защите от ЧС и в области ГО

ОписаниеПравить

«Гражданская Республика» – военизированная организация, которая старается вернуть прежний мир, каким он был до зомби-апокалипсису. В организацию входят бывшие военные, правительственные чиновники и другие влиятельные люди. Группа обладает несколькими вертолетами, которые используются в качестве транспорта для сбора новых выживших и поиска припасов. Все члены организации вооружены качественным набором огнестрельного вооружения и оснащены хорошим обмундированием, в частности броня, которая защищает их от укусов зомби. Броня, униформа и шлем Гражданской республики полностью черного цвета. Имеют в своем штате ученых, которые трудятся и работают над вакциной от зомби-вируса, а также хорошо оборудованную лабораторию для изучения этого самого вируса. Возможно являются одним из самых развитых сообществ в постапокалиптической мире, за счет наличия у них хорошей брони, вооружения, вертолетов, военных грузовиков и хорошо укрепленных баз. Также известно, что организация наладила свою промышленность, культуру, электричество, у них имеются медикаменты, культура и даже экономика вкупе с валютой. В армии «Гражданской Республики» существует деление на воинские звания и младшие по званию подчиняются командирам. Через некоторое время после начала эпидемии организация вышла на контакт с  одной из групп выживших, которая заключила с группой сделку: люди с ее стороны в обмен на ресурсы и их стороны. Неизвестно, сколько людей было обменяно или для чего они нужны «Гражданской республике», но имеет место система “оценки” претендентов на обмен: “А” (уже укушенный человек, такие люди забираются для экспериментов с вакциной) и “Б” (сильный человек, таких людей забирают в войска организации). Известно, что Гражданская республика имеет “отряды зачистки”, предназначенные для тотального уничтожения определенных целей в виде зомби или других выживших. Неизвестна причина по которой они уничтожают людей. Такие отряды высаживаются с вертолета и зачищают все живое, что попадется им на глаза. Также для того, чтобы не привлекать зомби выстрелами – на оружии у членов организации установлены специальные устройства, которые рассеивают звук во все стороны, не давая зомби и другим выжившим определить с какой стороны идут звуки выстрелов. В ближнем бою орудуют штык-ножом, дабы не тратить патроны. Способны противостоять даже наиболее развитым и организованным сообществам, не говоря уже о менее крупных и опасных группировках. За счет своих вертолетов могут неожиданно для всех выбросить ударные отряды и зачистить целые поселения и деревушки с любыми лагерями. Пожалуй «Гражданская республика» – одна из немногих организаций, которая способна вести открытую войну с другими же такими же фракциями в постапокалипсисе, что уже делает её одной из самых мощных, развитых и организованных сообществ в принципе.

Похожие слова

ГражданскиГражданскоеГражданский искГражданское делоГражданский бракГражданская казньГражданская войнаГражданский шрифтГражданское правоГражданское времяГражданский кодексГражданская авиацияГражданский процессГражданская оборонаГражданское обществоГражданский ответчикГражданское состояниеГражданская война в сшаГражданская война в испанииГражданская ответственностьГражданский кодекс российскойГражданское процессуальное правоГражданский процессуальный кодексГражданская война и военная интервенцияГражданский кодекс российской федерации

Гражданские организации ГО

Основные определения (понятия) в гражданском праве

Гражданская оборона: структура

Гражданская оборона в РФ выстроена по четкому территориально-производственному принципу. При этом учитываются особенности административного деления страны, конкретных регионов, населенных пунктов, учреждений, предприятий и организаций. Система гражданской обороны вводится во всех ведомствах, а также на каждом конкретном объекте, имеющем народнохозяйственное значение.

Руководит всей системой мер в масштабах средств и сил гражданской обороны правительство страны. В субъектах федерации и городах за эти вопросы отвечают лица, руководящие органами исполнительной власти.

В министерствах, других ведомствах, государственных учреждениях, вузах, на предприятиях (вне зависимости от формы их собственности) гражданской обороной (ГО) ведают их руководители, которые по своей должности становятся начальниками гражданской обороны.

Непосредственное управление системой ГО в России закреплено за МЧС страны. Это министерство может в пределах своих прав и полномочий вырабатывать решения, обязательные для выполнения другими органами власти и самоуправления на местах.

При решении вопросов, стоящих перед гражданской обороной, приходится решать и специальные задачи. С этой целью на каждом уровне управления создаются эвакуационные комиссии, а также комиссии, отвечающие за устойчивую и бесперебойную работу объектов экономики.

На местах деятельность локальных органов гражданской обороны координируют региональные центры ГОЧС. Они считаются полномочными представителями МЧС в конкретном регионе.

Как организуется гражданская оборона до наступления ЧС

Очевидно, что эффективная защита населения страны при любой чрезвычайной ситуации возможна только в случае заблаговременной подготовки сил и средств. Поэтому все мероприятия, необходимые к проведению при ЧС, должны быть спланированы и организованы заранее.

Гражданская оборона (т.е. оборона (защита) граждан) – это одна из главных функций государства.

Управление ГО осуществляется на нескольких уровнях:

  1. на федеральном уровне – Национальным центром управления в кризисных ситуациях;
  2. на региональном уровне – территориальными центрами управления в кризисных ситуациях, подконтрольные Национальному центру.

При этом государственная и исполнительная власть, а также организации и граждане имеют определенные обязанности в рамках ГО:

  1. Президент РФ:

    1. определяет направления гос.политики в рамках ГО,
    2. утверждает план ГО,
    3. вводит в действие план ГО при наступлении ЧС в стране или ее отдельных регионах,
    4. утверждает состав, структуру (это что такое?) и штат спасательных воинских и гражданских формирований;
  2. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти:

    1. руководят ведением ГО,
    2. формируют законодательную базу ГО,
    3. дифференцируют регионы (это как?) страны по группам ГО в зависимости от численности населения и наличия там предприятий, важных для экономики и обороноспособности государства,
    4. определяют порядок эвакуации населения и мат.ценностей,
    5. определяют порядок формирования материально-технической базы для выполнения мероприятий в рамках ГО (строительство защитных сооружений, убежищ, накопление и хранение средств индивидуальной защиты, мед.оборудования, лекарств, продовольствия),
    6. устанавливают приведение сил ГО в готовность и в повышенную готовность;
  3. власти субъектов РФ:

    1. организуют и выполняют мероприятия по ГО, в том числе – осуществляют подготовку населения своего субъекта,
    2. поддерживают в постоянной готовности систему оповещения и материально-техническую базу ГО, дислоцированную на территории своего субъекта РФ,
    3. планируют мероприятия по эвакуации населения и мат.ценностей,
    4. формируют планы по поддержанию функционирования значимых организаций и предприятий при возникновении ЧС,
    5. создают и осуществляют хранение материальных средств и продовольствия на случай ЧС,
    6. обеспечивают оповещение населения о потенциальной и наступившей ЧС;
  4. органы местного самоуправления:

    1. проводят мероприятия по ГО, в том числе – подготовку населения, в рамках своего муниципального образования (это что?),
    2. поддерживают в работоспособном состоянии системы оповещения населения и проводят оповещение в случае необходимости,
    3. выполняют мероприятия по подготовке населения и мат. ценностей к эвакуации при возникновении ЧС,
    4. подготавливают предприятия к работе в условиях ЧС,
    5. создают и обеспечивают хранение запасов продуктов, средств индивидуальной защиты, мед.принадлежностей и медикаментов;
  5. организации:

    1. проводят внутренние мероприятия по ГО, в том числе – по подготовке своих сотрудников,
    2. подготавливают свое предприятие к функционированию в условиях ЧС,
    3. создают и содержат материальные и продуктовые запасы на случай ЧС,
    4. организации, отнесенные к опасным производствам, создают свои нештатные аварийно-спасательные формирования, а также поддерживают в готовности средства локального оповещения о ЧС;
  6. граждане:

    1. проходят подготовку по ГО,
    2. участвуют в мероприятиях по ГО.

Неисполнение обязанностей по осуществлению мероприятий гражданской обороны карается в соответствии с российским законодательством.

Становление и развитие

О том, почему история развития гражданской обороны в России началась с осуществления действий противовоздушной направленности и о том, как зарождались основы грамотного поведения человека в экстраординарных ситуациях, следует знать каждому, кто живет в XXI веке. Ведь это век подвержен экологическим, техногенным, межнациональным, межэтническим и другим потенциальным опасностям.

Человечество воюет на протяжении всей своей сознательной истории существования. По подсчету историков только за последние пять с половиной тысячелетий прошло около 15 тысяч войн. За этот же период – всего 292 года были для планеты кратковременными периодами относительно мирной жизни.

Эволюция и технический прогресс, помимо объективной пользы, подвергают гражданское население еще и опасности. Статистика погибших на протяжении XX века гражданских лиц свидетельствует, что если в Первую Мировую их процент равнялся пяти, то во время Второй Мировой цифра выросла в десять раз, а во время военных действий во Вьетнаме дошла до 90%.

Почему общегосударственные функции стали общегражданскими?

Войска в противогазах

Государство во все времена принимало на себя обязанности осуществлять оборонные действия в случае угроз со стороны иностранных захватчиков. По мере совершенствования и роста разнообразия видов оружия, а также – стратегических и тактических технологий, возникла необходимость привлечения гражданского населения к участию в оборонительных мероприятиях. И, если в Древнем Риме император Август набирал свою гвардию из профессиональных воинов, не доверяя местному населению, которое считал «развращенным» культурой, то XX век внес свои коррективы в данный вопрос.

В Великобритании времен Первой Мировой войны уже применялось понятие «гражданская оборона», потому что усилий воинских подразделений было явно недостаточно.

Развитие авиации поставило Советское государство перед необходимостью деятельности специальных точек, в которых граждане снабжались инструкциями о том, что делать, чтобы не отравиться ядовитыми газами, было организовано обеспечение противогазовой жидкостью и защитными масками. Предпосылки для дальнейшего формирования и развития будущих пунктов ГО были заложены в 1915 году в дореволюционном Петрограде, а продолжены в 1918-ом.

Не только Петроград стал форпостом деятельности оборонных мероприятий, в которых принимало участие мирное население. Одесским военным округом были предприняты важные шаги. С появлением аэростатов во многих местах были сформированы пункты службы воздушного наблюдения, позволяющие информировать граждан о приближающейся опасности и необходимости принятия мер.

Молодая ГО СССР решает самые насущные задачи!

После выхода «Положения» от 1932 года история развития гражданской обороны в России в мировом сообществе стала набирать обороты.

Уже тогда задачами данного вида деятельности становились следующие мероприятия:

  • организация обучения населения действиям во время бомбежек (тушение пожаров, укрытие в убежищах, оказание первой медицинской помощи);
  • подготовка запасов топлива для детских учреждений;
  • изучение возможностей эвакуации нетрудоспособных граждан;
  • организация восстановительной деятельности коммунальных служб, разборка завалов;
  • освоение основ дегазации;
  • захоронение тел.

Многие функции добавились с началом II Мировой войны. В ее начале более 200 законодательных актов, направленных на совершенствование структуры МПВО утвердили правительство совместно с Госкомобороны. Например, изданное в начале июля 1941 года Постановление призывающее к всеобщей обязательной подготовке населения в области местной противовоздушной обороны. Этот документ стал важным шагом становления и развития гражданской обороны в нашей стране.

Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО

Защита гражданских прав

Невоенизированные формирования

Ключевые сражения и наиболее важные события

Этапы Гражданской войны

Условно ход военных действий историки делят на 3 этапа:

  1. Октябрь 1917-ноябрь 1918
  2. Ноябрь 1918-апрель 1920
  3. Апрель 1920-Октябрь 1922

Если говорить кратко, то для первого периода характерно постепенное формирование противостоящих сил. При этом в процесс постоянно вмешивались государства из следующих военно-политических блоков:

  • Четверной союз;
  • Антанта.

На второй этап приходятся самые главные столкновения противоборствующих сторон. К концу этого периода советская власть установилась практически на всей территории страны.

В третий этап включена советско-польская война и окончательный слом белогвардейского сопротивления.

События 1917-1918 годов

К началу весны 1918 года советская власть установилась практически на всей территории уже бывшей Российской империи. Но не все регионы готовы были принять новый порядок. Наиболее сильное сопротивление большевикам оказали:

  • Дон;
  • Кубань;
  • Южный Урал.

Казачьи атаманы готовились дать отпор молодой КА и начали собирать Добровольческую армию. Но уставший народ не слишком охотно поддержал идею втягиваться в кровопролитную войну. Это привело к тому, что войска атаманов Дутова, Корнилова и Каледина оказались разбиты красноармейцами.

К 8 февраля 1918 КА сумела занять Киев и установить свою власть на территории, свободной от немецких захватчиков. Большевики сумели удержать в своих руках страну и на этом этапе считали данный казакам отпор большой победой.

Параллельно в Петрограде разворачивались не менее важные события. Заседание Учредительного собрания 5 января 1918 преподнесло большевикам неприятный сюрприз – большинство мандатов было получено эсерами. После объединения с другими депутатами они отказались признать новую власть и потребовали создания другого правительства.

Последующие расстрелы, разгон Учредительного собрания и унизительный Брестский мир оттолкнули от большевиков внушительный пласт населения страны. С конца марта 1918 возобновились антисоветские выступления на Дону и в других регионах, продолжающиеся до осени 1918.

Опасаясь восстановления царского режима, 17 июля 1918 года большевики расстреляли семью Николая II. Это событие стало началом красного террора, во время которого массовые расстрелы по социальному происхождению стали привычной нормой.

События 1918-1920 годов

В ноябре 1918 года большевики поставили перед собой 2 главные задачи:

  • уничтожение адмирала Колчака;
  • распространение власти Советов на Белоруссию, Прибалтику, Украину и другие регионы.

Красная Армия, сменившая статус добровольческой на регулярную, к 1919 году стала более боеспособной. Это позволило одержать ряд безоговорочных побед на всех направлениях:

  • поражение Деникина 4 апреля 1920 на Южном фронте;
  • арест и казнь Колчака в феврале 1920;
  • выдача отрядов Юденича с территории признанной большевиками независимой Эстонии.

Второй этап Гражданской войны закончился подавлением практически всех очагов сопротивления и закреплением советской власти на территориях, ставших в дальнейшем республиками страны Советов.

События 1920-1922 годов

С апреля 1920 поляки начали наступательную операцию, постепенно захватывая:

  • Вильнюс;
  • Минск;
  • Украину.

За 2 месяца войны под властью поляков оказались внушительные территории. Направленные к границе с Польшей красноармейские подразделения были разгромлены. Основной причиной провала считают самонадеянность командования. Результатом этой ошибки стало заключение в мае мирного договора с потерей западных частей Украины и Беларуси.

Одновременно на юге активизировались белогвардейцы, попавшие под командование барона Врангеля. С апреля 1920 года им удалось закрепиться в Крыму, но уже в октябре КА нанесла решительный удар и окончательно установила свою власть над этой территорией.

До конца 1922 в стране периодически вспыхивали бунты против коммунистов:

  • 1921 – крестьянские восстания;
  • 1 марта 1921 – волнения в Кронштадте;
  • ноябрь-декабрь 1922 – вспышки на Дальнем Востоке и Закавказье.

Все бунты были жестоко подавлены, и советская власть установила контроль над всеми территориями бывшей Российской империи.

Структура

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения. 

Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:

• наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра­ниц Российской Федерации;

• сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

• наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;

• возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

• возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;

• существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:

• усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, в том числе в связи с наличи­ем больших запасов химического оружия и подлежащих утили­зации ядерных энергетических установок.

В настоящее время гражданская оборона представляет собой сис­тему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, ма­териальных и культурных ценностей на территории Российской Феде­рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система гражданской обороны

 Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. 

Система

Перелом в ходе гражданской войны 1919 года и его причины. Разгром армии Колчака

Итоги войны

Главным итогом войны стало установление советской власти на всей территории России. Была образована единая коммунистическая партия, новые органы власти, фактически установлен новый режим. Крестьяне и рабочие получили гражданские права, земля и предприятия были переданы в собственность государства.

Гражданская война в России – пятилетний период в истории страны, характеризующийся борьбой между представителями старого и нового порядка — белыми и красными. Первые желали восстановить царскую власть, вторые стремились к установлению справедливого режима для всех сословий, но прежде всего, для крестьян и рабочих.

Заключение

Выше были рассмотрены термин “гражданская оборона”, определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.

В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:

  1. Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
  2. Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
  3. Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

С появлением  ракет с ядерным зарядом изменились не только взгляды на формы вооруженной борьбы, но и на средства защиты и военнослужащих,  и мирного населения. Обеспечение защиты людских и материальных ресурсов страны вышло на новый стратегический уровень.

Реформирование системы МПВО, начавшееся в 1955 г., завершится в июле 1961 г. принятием Положения о Гражданской обороне СССР. Гражданская оборона (ГО) была определена как  «система общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу».

Документ определял  содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе ГО,  основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. Основным способом спасения людей при применении врагом оружия массового поражения предлагалось рассредоточение и эвакуация. При строительстве жилых домов в них обязательно устраивали подвалы. Для защиты  населения  от радиоактивных осадков в сельской местности  предполагалось использовать погреба и подземные хранилища. Большое значение придавалось накоплению средств индивидуальной защиты.

Руководил гражданской обороной страны Совет Министров СССР. Повседневным управлением выполнения мероприятий ГО занимались председатели Советов Министров республик и председатели исполкомов Советов депутатов трудящихся регионов, а на объектах народного хозяйства – их руководители.

На ГО были возложены задачи: всеобщего обучения населения способам защиты от оружия массового поражения; подготовки средств защиты населения; создания условий для стабильной работы  промышленности, транспорта, связи, энергетики в военное время; своевременного оповещения населения; обеспечения защиты животных, продовольствия и воды; организации и проведения неотложных аварийно-спасательных и восстановительных работ.

  Важным отличием новой системы являлось то, что мероприятия ГО были общегосударственными, планировались и реализовывались на всей территории страны. При этом  системе ГО необходимо было решить более широкий круг задач, связанных с созданием условий для работы промышленности в военное время и защиты населения и территорий.

Концепция войны с применением ядерного оружия подразумевала, что уничтожение 30% населения и 70% производственного потенциала противника станет «неприемлемым ущербом». Считалось, что такой результат могут дать около 400 ударов ядерными боеприпасами по территории СССР. Системе гражданской обороны совместно с системой ПВО страны предстояло противостоять этим ударам.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 г. № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения» был закреплен дифференцированный комплексный подход  к защите населения. Он предполагал строительство убежищ для 15 млн. человек  — наибольшего количества работников предприятий для продолжения их деятельности в военное время. Остальное население должно было эвакуироваться в загородную зону, где  строились противорадиационные укрытия.

Эвакуация всего населения из категорированных городов должна была проводиться за 12 часов. Для соблюдения норматива были разработаны специальные графики движения пригородных поездов на особый период, создавались автоколонны, сборные и приемные эвакопункты.  

Новые подходы к организации спасательных работ потребовали многократного увеличения сил. Было увеличено  количество воинских частей ГО и количество невоенизированных формирований, основными среди которых стали территориальные сводные спасательные отряды и объектовые отряды ГО.

 С 1960 г. обучение население проводилось 19-часовой программе, предполагавшей переход от теоретических занятий к практическому выполнению определенных нормативов. Были введены нормы «Готов к ПВО». Подготовка по гражданской обороне в школах, специальных учебных заведениях и ПТУ являлась обязательным элементом учебной программы, закрепленным законом СССР «О всеобщей воинской обязанности».  

Большое внимание уделялось качеству подготовки кадров гражданской обороны. С февраля 1965 г.  школы гражданской обороны ДОСААФ были реорганизованы в курсы ГО и переданы в подчинение соответствующих органов гражданской обороны. На базе учебного батальона в г. Ногинске (Московская область) были созданы Центральные курсы частей гражданской обороны для переподготовки офицеров и сержантов. В целях пополнения офицерских кадров механизированных частей гражданской обороны в 1967 г. было открыто первое в стране Московское училище Гражданской обороны СССР.

В 1961–1972 гг. силам гражданской обороны не пришлось отражать атаки оружия массового поражения, но приходилось вести борьбу с последствиями землетрясений и наводнений, тушить пожары, спасать людей и материальные ценности при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

В начале 70-х гг. на вооружение стран Западной Европы поступили ракеты средней дальности, подлетное время которых (10–12 мин.)  создавало реальную угрозу внезапного ядерного нападения на территорию СССР. Гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия. В целом концепция гражданской обороны, выработанная в течение предыдущего периода, не менялась. Но в соответствии с Положением о Гражданской обороне СССР, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1976 г. служба становилась частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, что серьезно подняло уровень решаемых задач. На Гражданскую оборону СССР была возложена задача по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время. В целях организации и контроля выполнения мероприятий по повышению устойчивости в регионах, крупных городах и на объектах народного хозяйства были созданы комиссии по устойчивости.

В марте 1979 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об утверждении Общих требований по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время». Реализации этих требований получит широкое развитие в 80-х годах. Важная роль в организации и проведении мероприятий гражданской обороны отводилась службам ГО. Были созданы четыре общесоюзные службы ГО: медицинская, защиты животных и растений, охраны общественного порядка и противопожарная. На базе министерств, ведомств, управлений, организаций, объектов народного хозяйства создавались республиканские, региональные, городские, районные и объектовые службы ГО: связи и оповещения, инженерная, энергетики, техническая, убежищ и укрытий, торговли и питания, автотранспортная, светомаскировки и другие.

Основу войск ГО этого периода составляли отдельные механизированные полки и батальоны сокращенного состава, батальоны и отдельные роты спецзащиты и отдельные вертолетные отряды. В эти годы впервые стали проводиться учения по ГО в границах военных округов с привлечением военных, территориальных и отраслевых органов управления, войск и невоенизированных формирований ГО.

 В это же время крупные лесные пожары, наводнения, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость  решения силами ГО задач мирного времени. Подтверждением важности этой задачи стала ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и землетрясения в Армении (1988 г.), когда стало очевидно, что системы гражданской обороны не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач мирного времени.

30 июля 1987 г. было принято в Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны», возложивший на ГО СССР задачи по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации.

Для руководства и координации действий и усилий всех сил и средств при ликвидации последствий  на региональном и республиканском уровнях были созданы постоянные чрезвычайные комиссии (ПЧК). В регионах создавались мобильные отряды специальной защиты, мобильные соединения и части ГО постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях.

При обучении руководителей и должностных лиц серьезное внимание уделялось вопросу действий органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации.

Однако Спитакское землетрясение (1988 г.) показало, что кроме работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций  необходимо уделять внимание предупреждению возможных рисков – районированию, сейсмостойкому строительству, организации прогнозирования и т.д.

В результате круг задач поставленных перед системой ГО СССР был дополнен защитой населения и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Опыт ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций 1986–90 гг. показал необходимость предупредительных мер, направленных на обеспечение защиты населения и территорий и снижение возможных угроз при катастрофах и стихийных бедствиях.

Изменился подход к оповещению и информированию населения при чрезвычайных ситуациях. По сигналу «Внимание» жители соответствующих районов по телевизорам и радиоприемникам  получали информацию о чрезвычайной ситуации и рекомендации о своих действиях.

В наиболее опасных районах были развернуты несколько мобильных бригад гражданской обороны.

Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета Министров СССР от 30 ноября 1990 г. «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР», которое предусматривало включение подразделений аварийно-спасательных формирований СССР в состав системы сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Распад СССР в 1991 г. на несколько лет затормозил развитие гражданской обороны в России. Решением Государственного Совета СССР 14 ноября 1991 г. военные органы управления и войска ГО были переданы в ведение суверенных республик. На этом кончилась история Гражданской обороны СССР, ее правопреемницей стала Гражданская оборона Российской Федерации.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хлортиазид инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Wacom intuos s bluetooth инструкция на русском
  • Реле времени abb at3 r инструкция
  • Урсофальк суспензия инструкция для новорожденных по применению от желтушки дозировка
  • Как собрать кроватку с поперечным маятником инструкция по сборке