Кто разрабатывает инструкции по технике безопасности в школе для учащихся

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»
Наумчик И. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кто именно — инженер (специалист) по охране труда или руководители соответствующих структурных подразделений — должны разрабатывать инструкции по охране труда для работников? Ответ на этот вопрос содержится в представленной публикации.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

Согласно п. 1, 2, 3 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом РФ 13.05.2004, инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом положений ст. 212 ТК РФ исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии — межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Работодатель при этом обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Коллективным договором (соглашением) может быть предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с представительным органом работников (п. 4 Методических рекомендаций по разработке инструкций).

В соответствии с разделом III Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (далее — Рекомендации), к функциям службы охраны труда в том числе относятся:

— составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

— оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.

Из Рекомендаций следует, что служба охраны труда, в частности инженер по охране труда, не разрабатывает и не пересматривает инструкции по охране труда, а лишь оказывает методическую помощь руководителям подразделений, которые, в свою очередь, и разрабатывают соответствующие инструкции.

Кроме того, в приложении 1 Методических рекомендаций по разработке инструкций в примечании указано, что на оборотной стороне инструкции по охране труда рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц (смотрите также приложение N 8 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80).

Соответственно, можно сделать вывод, что руководитель (специалист) службы охраны труда визирует инструкцию по охране труда, но не разрабатывает ее.

Отметим, что в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.05.2013 N 205 должность «инженер по охране труда» исключена из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее — Справочник). С 1 июля 2013 года (п. 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 559н) применяется раздел Справочника «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», в котором предусмотрены должности «руководитель службы охраны труда» и «специалист по охране труда».

При этом согласно этому документу «руководитель службы охраны труда» и «специалист по охране труда» лишь оказывают методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда; иными словами, должностные обязанности этих специалистов также не включают в себя обязанности именно по разработке инструкций по охране труда.

Нормативно-правовой акт, возлагающий обязанности по разработке инструкции по охране труда на конкретное лицо (работника по конкретной должности), нами не обнаружен. В то же время нормативно-правовые акты, устанавливающие отраслевые правила по охране труда, предусматривают, что инструкции по охране труда для работников должны разрабатываться руководителями соответствующих структурных подразделений организации при участии (методическая и организационная помощь и содействие) службы охраны труда организации и утверждаться приказом работодателя по согласованию с профсоюзным органом либо иным уполномоченным работниками представительным органом. Смотрите, например, п. 4.4 постановления Госстроя РФ от 08.01.2003 N 2 «О Своде правил «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда»; п. 3.12 приказа Минздрава РФ от 29.04.1997 N 126 «Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения РФ»; п. 1.1.5 постановления Минтруда РФ от 16.08.2002 N 61 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства»; п.п. 1.17, 1.5.1 и 1.5.2 Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98 (утв. постановлением Минтруда РФ от 20.03.1998 N 16) и др.

Из перечисленных документов можно сделать вывод, что трудовая функция инженера (специалиста) по охране труда не предусматривает исполнения такой трудовой обязанности как разработка инструкций по охране труда работников.

Полагаем, что обязанности по разработке инструкций по охране труда целесообразно возложить на руководителей подразделений организаций, поскольку именно эти специалисты лучше всех владеют информацией о фактических условиях труда конкретных работников и несут персональную ответственность за состояние охраны труда в своем структурном подразделении.

Однако обращаем Ваше внимание на то, что такая позиция является нашим экспертным мнением. К сожалению, нам не удалось обнаружить какой-либо судебной практики или разъяснений компетентных органов по рассматриваемому вопросу.

Точка зрения редакции

Это была аргументированная правовая оценка, основанная на действующих нормативно-правовых актах. Реально по жизни инструкции по охране труда писали и пишут инженеры (специалисты) по охране труда. Заставить делать это руководителей структурных подразделений крайне трудно, а сами инструкции в этом случае будут, скорее всего, более низкого качества при всей методической и консультативной поддержке со стороны службы по охране труда. Фактически Вы как специалист по охране труда потратите гораздо больше времени на общение и консультирование руководителя структурного подразделения, чем на самостоятельную подготовку проекта инструкции, который Вы просто согласуете с этим руководителем, а при необходимости внесете необходимые изменения.

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 10/2015

Другие статьи по теме

Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда с руководителями, работниками, обучающимися муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Симферопольская академическая гимназия»

1 Общие положения 
1.1. Настоящее Положение определяет виды, содержание и порядок проведения инструктажей руководителей, педагогических и технических работников, обучающихся школы.
1.2. Со всеми педагогическими и техническими работниками школы, поступившими на работу, в соответствии с законодательством, требованиями ГОСТ 120.004-90 проводится инструктаж но охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности.
1.3. Изучение вопросов безопасности труда организуется и проводится на всех стадиях образования в школе целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
1.4. Обучающимся школы прививают основополагающие знания и умения но вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности». Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) но правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:
— учебные занятия;
— трудовая и профессиональная подготовка;
— занятия общественно-полезным трудом;
— экскурсии, походы;
— спортивные занятия, соревнования;
— кружковые занятия и другая внешкольная и внеклассная деятельность.
1.5. По характеру и времени проведения инструктажей различают вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

2 Вводный инструктаж 
2.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводится:
— со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности;
— с временными работниками и совместителями;
— со студентами, прибывшими на практику;
— с обучающимися школы перед началом занятий по правилам безопасного поведения в школе 2 раза в год ( в начале І и ІІ полугодия), помещениях, кабинетах, перед выполнением лабораторных и практических работ в учебных кабинетах физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего груда, в учебных мастерских и спортзале.
2.2. Вводный инструктаж работников проводит директор школы.
2.3. Вводный инструктаж вновь принятых работников проводится по утвержденной директором школы и на заседании профсоюзного комитета программе вводного инструктажа. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.
2.4. В образовательном учреждении разрабатываются несколько программ вводного инструктажа:
— программа вводного инструктажа для работников образовательного учреждения;
— программа вводного инструктажа для обучающихся;
— программа вводного инструктажа для обучающихся в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, в учебных мастерских и спортзале.
2.5. С обучающимися вводный инструктаж проводят:
— классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, тренеры, каждый со своим классом, группой;
— учителя физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, трудового обучения, физкультуры, ОБЖ.
2.6. Вводный инструктаж должен проводиться в специально оборудованном для этих целей помещении или в кабинете по охране труда, где должны быть учебно-методические пособия, правила охраны труда при выполнении различных видов работ, плакаты по безопасности работы, образцы средств защиты и др.
2.7. О проведении вводного инструктажа с работниками делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
2.8. Проведение вводного инструктажа с обучающимися регистрируют в журнале инструктажа обучающихся по охране труда с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3 Первичный инструктаж на рабочем месте
3.1. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводится:

— со всеми вновь принятыми в школу работниками;
— с работниками, выполняющими новую для них работу;
— с временными работниками и совместителями;
— со студентами, прибывшими на производственное обучение или практику; —
с обучающимися перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских;
— при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях;
— с обучающимися при работе в кабинетах физики, химии, информатики, биологии, обслуживающего труда, в спортзалах и мастерских;
— при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий по семи рекомендуемым направлениям: пожарная безопасность; электробезопасность; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; безопасность на воде, на льду; меры безопасности при проведении спортивных соревнований, экскурсий, походов, на спортплощадке; профилактика негативных криминогенных ситуаций; правила безопасного обращения со взрывоопасными предметами, веществами, при проведении летней оздоровительной работы и трудовой практики.
3.2. Первичный инструктаж на рабочем месте с педагогическими работниками проводит директор школы или один из его заместителей, на кого приказом по школе возложено проведение первичного инструктажа.
3.3. Первичный инструктаж на рабочем месте с техническим и обслуживающим персоналом проводит заместитель директора по АХЧ или иное лицо, на которое приказом по образовательному учреждению возложено проведение первичного инструктажа.
3.4. Противопожарный инструктаж с работниками проводится лицом, ответственным за его проведение.
3.5. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися проводят:
— классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, тренеры, каждый со своим классом, группой;
— учителя физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, трудового обучения, физкультуры, ОБЖ, каждый по своему предмету.
3.6. Первичный инструктаж на рабочем месте с педагогическими работниками образовательного учреждения проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной директором школы и на заседании профсоюзного комитета, и по их должностным обязанностям по охране труда.
3.7. Первичный инструктаж на рабочем месте с техническим и обслуживающим персоналом образовательного учреждения проводится по инструкциям по охране труда на рабочем месте, разработанным для каждой профессии и утвержденным директором школы и на заседании профсоюзного комитета.
3.8. Противопожарный инструктаж проводится отдельно со всеми работниками по инструкции «О мерах пожарной безопасности», утвержденной директором школы и на заседании профсоюзного комитета, в сроки проведения инструктажа на рабочем месте.
3.9. Первичный инструктаж на рабочем месте с обучающимися проводится по инструкциям по охране труда на рабочем месте для соответствующих кабинетов, спортзала, мастерских и по инструкциям по семи рекомендуемым направлениям, утвержденным директором школы и на заседании профсоюзного комитета.
3.10. Номенклатура должностей и профессий, для которых должны разрабатываться свои инструкции по охране пруда для проведения первичного инструктажа на рабочем месте, определяется приказом директора школы.
3.11. Первичный инструктаж па рабочем месте и противопожарный инструктаж с работниками регистрируются в журналах установленной формы с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. В данном журнале оформляется допуск к работе с подписью лица, непосредственно отвечающего за работу инструктируемого.
3.12. Первичный инструктаж па рабочем месте с обучающимися регистрируется в том же журнале, что и вводный инструктаж, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
4.  Повторный инструктаж на рабочем месте 
4.1. Повторный инструктаж на рабочем месте с работниками проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, инструкции о мерах пожарной безопасности.
4.2. Для педагогических работников, технического и обслуживающего персонала повторный инструктаж на рабочем месте и противопожарный инструктаж проводятся один раз в год не позднее месяца с начала учебного года.
4.3. С обучающимися повторный инструктаж на рабочем месте проводится не реже двух раз в год по инструкциям по охране труда на рабочем месте, инструкциям при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий по семи рекомендуемым направлениям.
4.4. Повторный инструктаж на рабочем месте регистрируется в тех же журналах, что и первичный инструктаж.

5.  Внеплановый инструктаж 
5.1. Внеплановый инструктаж проводится:
— при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
— в связи с изменившимися условиями труда;
— при нарушении работающими и обучающимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
— по требованию органов надзора;
— при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней.
5.2. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников одной профессии, с группой обучающихся но одному вопросу.
5.3. Объем и содержание инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
5.4. Внеплановый инструктаж регистрируется в журналах инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего и указанием причины проведения внепланового инструктажа.

6.  Целевой инструктаж
6.1. Целевой инструктаж проводится с работниками и обучающимися перед выполнением ими разовых поручений, не связанных с их служебными обязанностями или учебными программами.
6.2. Разовые поручения оформляются приказом директора школы. Исполнители обеспечиваются при этом спецодеждой и иными средствами защиты и необходимым для выполнения работы инструментом, инвентарем.
6.3. Запрещается давать разовые поручения по выполнению опасных и вредных работ, требующих специальной подготовки, навыков по выполнению данного вида работы, специальных приспособлений и т. д.
6.4. Регистрация целевого инструктажа ГОСТом 120.004-90 в журнале регистрации инструктажей не предусмотрена, однако устно инструктаж проводить необходимо.

7. Общие требования 
7.1. Дата регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте в специальном журнале с обучающимися по химии, физике, биологии, трудовому обучению, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности должна совпадать с записью о проведении данных инструктажей в классном журнале,
7.2. Вводный инструктаж с обучающимися, инструктаж по охране труда при организации общественно-полезного труда и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий по семи рекомендуемым направлениям проводится классным руководителем, воспитателем, педагогом дополнительного образования, тренером со своим классом, группой и регистрируется в специальном журнале установленной формы отдельно для каждого класса, группы.
7.3. Все журналы регистрации инструктажей:
— вводного по охране труда с работниками;
— по охране труда на рабочем месте с педагогическими работниками и специалистами;
— по охране труда на рабочем месте с техническим и обслуживающим персоналом;
— по охране труда с обучающимися (вводного, на рабочем месте и при проведении внешкольных, внеклассных мероприятий) — должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью с указанием количества листов и с подписью директора школы.
7.4. Все инструкции по охране труда для работников, разработанные согласно номенклатуре должностей и профессий в соответствии с приказом директора школы, утверждаются директором школы и на заседании профсоюзного комитета с указанием номера протокола.
7.5. Все инструкции по охране труда в образовательном учреждении регистрируются в журнале учета инструкций по охране труда и выдаются работникам учреждения с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.

Положение
о порядке проведения инструктажей с обучающимися

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке проведения инструктажей с обучающимися школы разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года, ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введенного в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст; с учетом Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2021 г № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» и других нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны и безопасности труда.
1.2. Данное Положение определяет виды, содержание и порядок проведения инструктажей с обучающимися школы по правилам безопасности и безопасного поведения, а также порядок оформления записей о регистрации инструктажей учащихся, проводимых с целью формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
1.3. Согласно требованиям пункта 1 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение требованиям охраны труда.
1.4. Проведение инструктажей с обучающимися относится к профилактическим мероприятиям, направленным на предотвращение случаев детского травматизма в общеобразовательной организации, снижение их последствий и является процессом получения знаний, умений и навыков.
1.5. Изучение вопросов безопасности труда организуется и проводится на всех стадиях образования в общеобразовательной организации с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной гигиены, безопасности и безопасности окружающих.

2. Организация, виды и формы проведения инструктажей с обучающимися

2.1. Обучающихся знакомят с правилами безопасного поведения и действий, в том числе при выполнении простейших трудовых операций, в процессе образовательной деятельности (занятий) педагогические работники.
2.2. Детям прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин, в том числе по программе «Основы безопасности жизнедеятельности».
2.3. Кроме того, обучение учащихся вопросам безопасности труда проводится в виде инструктажей перед началом всех видов учебной деятельности: при трудовой подготовке в учебных мастерских, организации общественно полезного труда, при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.
2.4. Учащиеся при прохождении трудовой подготовки в школьных мастерских изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным приемам безопасного труда перед допуском их к практической работе.
2.5. Обучение детей правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведения различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также в виде специальных занятий при потребности практической деятельности обучающихся в особых знаниях и навыках по безопасности труда.
2.6. Инструктажи по безопасности с обучающимися проводятся в обязательном порядке в начале учебного года, перед началом летних каникул.
2.7. Предусматриваются следующие виды инструктажа с обучающимися:

  • вводный инструктаж;
  • инструктаж на рабочем месте;
  • целевой инструктаж.

2.8. На рабочем месте проводятся следующие виды инструктажа:

  • первичный инструктаж;
  • повторный инструктаж;
  • внеплановый инструктаж.

2.9. Формы и методы проведения инструктажей с обучающимися определяются настоящим Положением о проведении инструктажей с обучающимися. Как правило, это доступная и ясная для понимания форма подачи информации, форма беседы с демонстрацией наглядного материала.
2.10. Инструктажи на рабочем месте обучающихся завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.
2.11. Обучающиеся, показавшие неудовлетворительные знания требований безопасности на рабочем месте, к самостоятельной работе, лабораторным или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
2.12. Объем и содержание, сроки проведения инструктажей по безопасности с обучающимися определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость их проведения.
2.13. Инструкции, памятки для проведения инструктажей по безопасности обучающихся утверждаются приказом директора общеобразовательной организации и согласовываются специалистом по охране труда.

3. Вводный инструктаж

3.1. Вводный инструктаж с обучающимися школы проводят классные руководители, учителя-предметники, проводящие занятия в специализированных кабинетах физики, химии, информатики, биологии, технологии (учебной мастерской), учителя физической культуры, безопасности жизнедеятельности, каждый со своим классом на уроке.
3.2. В вводный инструктаж включается также информация о безопасных методах и приемах выполнения работ на рабочем месте, при наличии такой опасности.
3.3. Проведение вводного инструктажа фиксируют в журнале регистрации вводного инструктажа обучающихся с обязательной подписью инструктируемого (по достижении 14 лет) и инструктирующего лица.
3.4. При проведении вводного инструктажа с обучающимися по физике, химии, информатике, биологии, технологии, физической культуре дата регистрации инструктажа в специальном журнале должна совпадать с записью о проведении данного инструктажа в классном журнале.

4. Первичный инструктаж

4.1. Первичный инструктаж с обучающимися общеобразовательной организации проводят учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
4.2. Первичный инструктаж на рабочем месте должен учитывать возможные воздействующие на обучающихся вредные и (или) опасные факторы, источники опасности.
4.3. Первичный инструктаж проводится для всех учащихся до начала самостоятельной работы (лабораторной работы, практической работы).
4.4. Первичный инструктаж с обучающимися при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий проводится по следующим направлениям:

  • пожарная безопасность;
  • электробезопасность;
  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  • безопасность на воде, на льду;
  • меры безопасности при проведении спортивных соревнований, экскурсий, походов, на спортплощадке, спортивном зале;
  • профилактика негативных криминогенных ситуаций;
  • правила безопасного обращения с взрывоопасными предметами, веществами;
  • при проведении летней оздоровительной работы.

4.5. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится в объеме мероприятий и требований безопасности, содержащихся в инструкциях по правилам безопасности, разрабатываемых для обучающихся в школе.
4.6. Проведение первичного инструктажа фиксируют в журнале регистрации инструктажа обучающихся на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого (по достижении 14 лет) и инструктирующего лица.
4.7. При проведении первичного инструктажа на рабочем месте с обучающимися по физике, химии, информатике, биологии, технологии, физической культуре дата регистрации инструктажа в специальном журнале должна совпадать с записью о проведении данного инструктажа в классном журнале.

5. Повторный инструктаж

5.1. Повторный инструктаж обучающихся проводится не реже одного раза в 6 месяцев.
5.2. Повторный инструктаж на рабочем месте проводится учителя-предметники, классными руководителями.
5.3. Повторный инструктаж на рабочем месте должен учитывать возможные воздействующие на учащихся вредные и (или) опасные факторы, источники опасности.
5.4. Повторный инструктаж на рабочем месте проводится в объеме мероприятий и требований безопасности, содержащихся в инструкциях по правилам безопасности, разрабатываемых для обучающихся общеобразовательной организации.
5.5. Повторный инструктаж на рабочем месте регистрируется в тех же журналах, что и первичный инструктаж.
5.6. При проведении повторного инструктажа на рабочем месте с обучающимися по физике, химии, информатике, биологии, технологии, физической культуре дата регистрации инструктажа в специальном журнале должна совпадать с записью о проведении данного инструктажа в классном журнале.

6. Внеплановый инструктаж

6.1. Внеплановый инструктаж проводится на рабочем месте учителями-предметниками, классными руководителями.
6.2. Внеплановый инструктаж проводится с классом обучающихся по одному вопросу.
6.3. Данный инструктаж должен учитывать возможные воздействующие на учащихся вредные и (или) опасные факторы, источники опасности.
6.4. Внеплановый инструктаж проводится для обучающихся школы в случаях, обусловленных:

  • изменениями в эксплуатации учебного оборудования, использовании материалов, влияющими на безопасность труда;
  • изменениями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны и безопасности труда;
  • введением новых или изменениями локальных нормативных актов школы (инструкций по правилам безопасности), затрагивающих требования правил безопасности и безопасного поведения в общеобразовательной организации;
  • выявлением дополнительных к имеющимся на рабочем месте учащихся факторов и источников опасности, представляющих угрозу жизни и здоровью обучающихся общеобразовательной организации;
  • требованиями должностных лиц органов контроля и надзора при установлении нарушений требований безопасности образовательного процесса;
  • нарушением обучающимися требований безопасности, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению.

6.5. Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводится в объеме мероприятий и требований безопасности, содержащихся в инструкциях по правилам безопасности, разрабатываемых для обучающихся общеобразовательной организации.
6.6. Внеплановый инструктаж с обучающимися проводится в сроки, указанные в приказе директора общеобразовательной организации.
6.7. Внеплановый инструктаж на рабочем месте регистрируется в тех же журналах, что и первичный инструктаж.

7. Целевой инструктаж

7.1. Целевой инструктаж по охране труда в общеобразовательной организации проводится классным руководителем, педагогическими работниками.
7.2. Целевой инструктаж проводится с обучающимися школы в следующих случаях:

  • перед выполнением учащимися разовых поручений, не связанных с их учебными программами, либо в целях ознакомления обучающихся с мерами безопасности в различных ситуациях, актуальных для определённого периода времени;
  • перед выполнением общественно-полезных работ, при выходе на экскурсию и в поход, выезде на экскурсию автобусом (железнодорожным транспортом), при организации массовых мероприятий с обучающимися;
  • в иных случаях, установленных директором общеобразовательной организации.

7.3. Запрещается давать разовые поручения обучающимся школы по выполнению опасных и вредных работ, требующих специальной подготовки, навыков по выполнению данного вида работы, специальных приспособлений и т. д.
7.4. Целевой инструктаж с детьми проводится в объеме требований безопасности труда и безопасного поведения, предъявляемых к запланированным работам (мероприятиям).
7.5. Целевой инструктаж на рабочем месте регистрируется в тех же журналах, что и первичный инструктаж.

8. Оформление записей о регистрации проведения инструктажей обучающихся

8.1. При регистрации проведения с обучающимися вводного инструктажа указывается следующая информация:

  • дата проведения вводного инструктажа;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) учащегося, прошедшего вводный инструктаж;
  • класс (группа) обучающегося, прошедшего вводный инструктаж;
  • число, месяц, год рождения обучающегося, прошедшего вводный инструктаж;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника, проводившего вводный инструктаж;
  • подпись работника, проводившего вводный инструктаж;
  • подпись обучающегося, прошедшего вводный инструктаж (с 14 лет).

8.2. Документирование проведенного вводного инструктажа осуществляется в табличной форме в журнале регистрации вводного инструктажа обучающихся.
8.3. При регистрации проведения инструктажа на рабочем месте (первичный, повторный и внеплановый), а также целевого инструктажа указывается следующая информация:

  • дата проведения инструктажа;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося общеобразовательной организации, прошедшего инструктаж;
  • класс (группа) обучающегося, прошедшего вводный инструктаж;
  • число, месяц, год рождения обучающегося, прошедшего инструктаж;
  • вид инструктажа;
  • причина проведения инструктажа (для внепланового или целевого инструктажа);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника, проводившего инструктаж;
  • наименование инструкции, в объеме требований которой проведен инструктаж;
  • подпись педагогического работника, проводившего инструктаж;
  • подпись обучающегося, прошедшего инструктаж (с 14 лет).

8.4. Документирование проведенного с обучающимися школы инструктажа на рабочем месте, а также целевого инструктажа осуществляется в табличной форме в специальном журнале регистрации инструктажей обучающихся на рабочем месте
8.5. Все журналы регистрации инструктажей обучающихся школы должны:

  • храниться у лиц, ответственных за их ведение;
  • предоставляться на проверку по требованию специалиста по охране труда.

8.6. Записи в журналах регистрации инструктажей должны производиться синей или черной пастой, без помарок и подчисток. В случае ошибочной записи надо ее зачеркнуть одной чертой с сохранением читаемости.
8.7. Записи в журналах регистрации инструктажей должны производиться в хронологической последовательности без пропусков строк, с обязательным заполнением всех граф для каждого инструктируемого обучающегося общеобразовательной организации.
8.8. Журналы инструктажей по безопасности с обучающимися должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью с указанием количества листов и заверены подписью директора общеобразовательной организации.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение о порядке проведения инструктажей с обучающимися является локальным нормативным актом общеобразовательной организации, согласовывается со специалистом по охране труда и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение о проведении инструктажей с обучающимися школы, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Перейти к разделу:
Положения для ДОУ

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Все мы знаем, что школа – храм науки, через который лежит путь к знаниям. Но постоянная активность детей чуть ли не ежедневно приводит к микротравмам (ссадинам и растяжениям), а учителя рискуют получить удар электрическим током при использовании неисправных электроприборов. И чтобы знания приобретались безопасно, давайте разберемся в правильном выстраивании техники безопасности в школе. 

Содержание статьи:

  • 1 Ведение документации по охране труда и технике безопасности в школе
  • 2 Ведение журналов по охране труда
    • 2.1 Журналы по охране труда и технике безопасности в школе
    • 2.2 Положения
  • 3 Инструкции по технике безопасности в школе
    • 3.1 Основные инструкции по охране труда для выполнения работ могут быть разработаны на основании:
    • 3.2 Инструкции по технике безопасности в школе должны содержать следующие разделы:
  • 4 Обязательные мероприятия по охране труда и технике безопасности в школе
    • 4.1 Специальная оценка условий труда
    • 4.2 Оценка профессиональных рисков
    • 4.3 Организация медицинских осмотров
  • 5 Создание уголка охраны труда и техники безопасности
  • 6 Стенд по технике безопасности в школе
    • 6.1 Примерный список документов для размещения на стенде по охране труда
  • 7 Плакаты по технике безопасности в школе
  • 8 Ответственность преподавателей и учеников
  • 9 Соблюдение техники безопасности в помещениях учебного учреждения
    • 9.1 Спортивные залы
    • 9.2 Слесарная мастерская
    • 9.3 Классы начальной школы
    • 9.4 Медицинский кабинет
    • 9.5 Лабораторные классы (химии и физики)
    • 9.6 Техника безопасности в общественных помещениях школы
  • 10 Выводы

Ведение документации по охране труда и технике безопасности в школе

Деятельность по охране труда и технике безопасности (далее – ОТ и ТБ) в школе имеет общую нормативно-правовую базу, как и для крупных промышленных предприятий, только размах этой деятельности ограничивается размерами учебного учреждения и разработкой усеченного объема документации.

Начать разработку документации необходимо с определения должностной ответственности за ведение работ по ОТ и ТБ с обязательным отражением аспектов прав и обязанностей в должностных инструкциях и трудовых договорах.

Далее необходимо распорядительными документами (как правило, приказами) по учреждению определить персональную ответственность по охране труда, кто отвечает за инструктажи, кто за ведение уголка по охране труда и т.д.

Например, издать такой перечень приказов:

  • Об утверждении перечня профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное получение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств
  • О назначении ответственного лица за охрану труда в учреждении
  • О назначении ответственного лица за организацию работ по охране труда
  • О назначении ответственного лица за осуществление контроля условий и охраны труда
  • О назначении ответственного лица за разработку инструкций по охране труда
  • О назначении ответственного лица за проведение вводного инструктажа
  • О проведении инструктажа на рабочем месте
  • О создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда
  • работников
  • О назначении ответственного лица за электрохозяйство учреждения
  • О назначении ответственного лица за хранение, своевременное осуществление химчистки, стирки,
  • ремонта, обезвреживания и обеспыливания специальной одежды и обуви
  • О назначении ответственного лица за состояние и исправность переносных
  • лестниц и лестниц-стремянок
  • О назначении лица, ответственного за техническую эксплуатацию зданий и сооружений
  • О назначении ответственного лица за организацию производства погрузочно-разгрузочных работ
  • О назначении ответственного лица за сохранность и исправность электроинструмента
  • О проведении обязательного периодического психиатрического освидетельствования работников
  • О назначении лиц, ответственных за организацию проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)

Ведение журналов по охране труда

Немаловажным критерием ведения работ является заполнение журналов по охране труда. Журнал вводного инструктажа подлежит заполнению при проведении вводных инструктажей при трудоустройстве новых преподавателей, работников рабочих профессий (электриков, сантехников, плотников и т.д.). Также необходимо раз в полгода проводить повторные инструктажи по охране труда, а первичные до начала выполнения трудовых обязанностей работником.

Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда в школе

Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда в школе (скачать образец)

Заполнение журналов по технике безопасности для учащихся необходимо перед выполнением ими тех действий, которые сопряжены с риском возникновения травмирования или отравления (при выполнении лабораторных работ по физике (химии), выполнении физических упражнений). Отразив в соответствующем журнале проведение инструктажей, преподаватель сможет доказать, что учащийся был осведомлен с возможными рисками и правилами безопасности (использования СИЗ).

Школьный журнал инструктажа обучающихся, воспитанников по технике безопасности на занятиях с по предмету повышенной опасности

Школьный журнал инструктажа обучающихся, воспитанников по технике безопасности на занятиях с по предмету повышенной опасности (скачать образец)

Также помимо журналов инструктажей необходимо завести журнал учета несчастных случаев, инструкций по охране труда. Журнал учета инструкций не является обязательным.

Журналы по охране труда и технике безопасности в школе

  • Журнал регистрации вводного инструктажа
  • Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте
  • Журнал регистрации целевого инструктажа
  • Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
  • Журнал регистрации несчастных случаев
  • Журнал осмотра и проверок технического состояния электроинструмента
  • Журнал учета и испытаний переносных лестниц и лестниц-стремянок
  • Журнал учета проведения занятий по охране труда
  • Расписание занятий по охране труда

Ответственному работнику за охрану труда стоит провести работу по разработке плана мероприятий по охране труда, плана выполнения работ по охране труда ответственным лицом за охрану труда, положения о комиссии по охране труда, положения о проверке знаний требований охраны труда, о расследовании несчастных случаев и т.д.

Положения

  • Положение о системе управления охраной труда
  • Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве
  • Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  • Положение об обеспечении работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами
  • Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда
  • Положение об уполномоченном лице по охране труда от трудового коллектива
  • Положение о комитете по охране труда
  • План мероприятий по улучшению условий охраны труда

План работы по охране труда и технике безопасности учебный год

План работы по охране труда и технике безопасности учебный год (скачать образец)

Инструкции по технике безопасности в школе

Устное зачитывание правил безопасности должно быть формализовано в виде инструкций по охране труда при выполнении тех или иных работ, памяток безопасности.

Стоит помнить, что с начала 2021 года вступили в силу обновленные правила по охране труда, которые необходимо внедрить (актуализировать) в образовательном учреждении. Инструкции по охране труда и техники безопасности условно можно разделить на два блока:

  • ИОТ для учащихся*;
  • ИОТ для работников школы.

*Трудовой кодекс не регулирует деятельность учащихся, поэтому инструкции по технике безопасности для школьников следует выносить в отдельный перечень документов и разделять с другими документами по охране труда

Также ИОТы делятся на ИОТ для должностей (профессий, например, для электромонтера, для административного персонала, для работников столовой) и ИОТ по видам выполняемых работ (при проведении химических анализов, при работе на высоте, при использовании оргтехники и компьютеров).

Основные инструкции по охране труда для выполнения работ могут быть разработаны на основании:

  • Приказ Минтруда России от 15.12.2020 №903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
  • Приказ Минтруда России от 27.11.2020 №835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями».
  • Приказ Минтруда России от 16.11.2020 №782н«Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»;
  • ПриказМинистерстватруда и социальной защиты Российской Федерации от28.10.2020№753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».
  • Приказ от 27.11.2020 № 832н «Об утверждении Правил по охране труда при проведении полиграфических работ»
  • Приказ от 19.11.2020 № 815н «Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества»;
  • Приказ от 17.12.2020 № 924н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок»;
  • Приказ от 02.12.2020 № 849н «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении окрасочных работ»;
  • Приказ № 11.12.2020 № 883н «Об утверждении Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте»;
  • Постановление Главного санитарного врача от 02.12.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».

Инструкции по технике безопасности в школе должны содержать следующие разделы:

  • введение;
  • общие требования охраны труда;
  • требования охраны труда перед началом работы;
  • требования охраны труда во время работы;
  • требования охраны труда в аварийных ситуациях;
  • требования охраны труда по окончании работы.

На рабочих местах работников необходимо разместить ИОТ, а в лабораториях для удобства и понимания можно повесить в общедоступном месте памятки по безопасности.

На основании переработанных инструкций по охране труда необходимо провести проверку знаний, которая может быть осуществлена внутренней комиссией, которые сами прошли обучение в специализированных учебных центрах (письмо Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167).

Обязательные мероприятия по охране труда и технике безопасности в школе

Помимо разработки документации по охране труда, необходимо не забыть о проведении обязательных мероприятий по охране труда. Рассмотрим их подробнее.

Специальная оценка условий труда

Данную процедуру необходимо провести для всех рабочих мест в учреждении для установления условий труда работников. СОУТ позволяет определить опасные и вредные производственные факторы, которые воздействуют на работников, СИЗ, требуемые для выполнения работ, а также проведение дополнительных мероприятий по улучшению условий труда для снижения уровней воздействия ОВПФ, а также соблюдение параметров микроклимата и освещенности.

Оценка профессиональных рисков

Знание и осознание рисков позволяет как работодателю, так и работнику понять, в каком месте и на каком уровне находятся риски возникновения опасностей в организации. Для проведения оценки рисков необходимо:

  1. Назначить комиссию оценки рисков с включением необходимых специалистов.
  2. Внести изменения в положение о СОУТ с указанием всех процедур управления профессиональными рисками.
  3. Выбрать методику расчета рисков. Самый оптимальный и простой метод — матричный.
  4. Утвердить перечень рабочих мест.
  5. Идентифицировать опасности, находящиеся на рабочих местах или которые могут возникнуть.

Более детально про оценку рисков можно прочитать здесь.

Организация медицинских осмотров

Медосмотры для работников учебных заведений проводятся на основании п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н в том случае, если их работа направлена на воспитание и обучение детей. Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам. Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в соответствии с п.22 Порядка №29н, необходимо направить в Роспотребнадзор. Здесь более подробный порядок проведения медицинских осмотров.

Бланк журнала медицинских осмотров в школе

Скачать образец

Создание уголка охраны труда и техники безопасности

Для информирования работников школы и учащихся о знании требований охраны труда необходимо оборудовать специальный стенд, на котором в легкодоступной форме нужно разместить информацию о действующих нормативных актах (государственных и локальных), соблюдении требований для обеспечения безопасных условий труда, информацию о существующих рисках и опасностях, о необходимости использования СИЗ при проведении специальных видов работ, порядок действий при возникновении нештатных (чрезвычайных) ситуациях, по оказанию первой помощи, антитеррористической безопасности. Дополнительно можно оснастить специальный отсек для получения анонимной информации по обнаруженным нарушениям.

Уголок по охране труда и тенике безопасности в школе

Наиболее действенным способом понимания об опасностях будет организация выставки рисунков по безопасности.

Стенд по технике безопасности в школе

На стендах в структурных подразделениях рекомендуется разместить: инструкции по охране труда, памятки, основные законы по охране труда (Трудовой кодекс, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»; Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и другие).

Стенд по технике безопасности в школе

Примерный список документов для размещения на стенде по охране труда

  • трудовой кодекс в области охраны труда, постановления;
  • приказы, распоряжения, инструкции по охране труда;
  • оперативная информация;
  • информация по технике безопасности;
  • действия при чрезвычайных ситуациях.

Плакаты по технике безопасности в школе

Плакаты могут содержать схематическую информацию о том, как можно и как нельзя выполнять те или иные виды работ (на высоте, при выполнении физических упражнений). Главная цель плаката – донести опасность и подсказать, как избежать возникновение опасных ситуаций, а если они случились, то, как их преодолеть.

Плакаты по технике безопасности в школе

Плакаты по технике безопасности в школе

Плакаты по технике безопасности в школе

Ответственность преподавателей и учеников

Согласно закона «Об образовании» полную ответственность за ученика учитель несет только в школе — на уроке, на переменах, за двадцать минут до и после занятий.

Учебное учреждение на основании пункта 2 часть 6 статьи 28 закона от 29 декабря 2012 года №273обязано создавать безопасные условия обучения и воспитания учеников, присмотра и ухода за ними, обеспечивать жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения.

Согласно статье 28 закона «Об образовании в Российской Федерации», школа отвечает за выбор образовательной программы и её реализацию. Также в ней должны быть созданы «необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся».

Соблюдение техники безопасности в помещениях учебного учреждения

Чтобы понять какие требования безопасности необходимо соблюдать, достаточно проанализировать, что находится в помещениях, что используется, что может создать тот или иной риск при возникновении неисправностей. Рассмотрим на нескольких примерах, которые можно будет по аналогии сделать с теми местами, которые есть.

Спортивные залы

Все мы с вами знаем, что занятия спортом сопряжено с определенным риском получения травм при падениях (в т.ч.при падениях с высоты), при растяжениях мышечных тканей, ссадинах. Поэтому перед проведением занятий необходимо доносить информацию учащимся о возможных повреждениях при неправильном соблюдении физических упражнений. Не стоит забывать, что для оказания первой помощи в спортивном зале должна находиться аптечка, а на видном месте указан номер телефона медицинского кабинета (скорой помощи) (указать новые требования к аптечкам).

Слесарная мастерская

В тех учреждениях, где проходят «труды», мы должны осознавать, что здесь в первую очередь может применяться ручной инструмент, электрическое оборудование (станки по обработке дерева, металла, сверлильные станки, шуруповерты и т.д.). Основные опасные и вредные производственные факторы, которые могут быть, это повышенный уровень шума, вращающиеся части оборудования, образующиеся заусенцы, стружка. В данном случае помимо знаний об опасностях, необходимо применять СИЗ для защиты органов зрения, слуха и др. Если в слесарной мастерской или в спортивном зале потребуется замена ламп освещения, то необходимо учесть и риск поражения электрическим током, и, соответственно, о защите от него.

Классы начальной школы

Учащиеся младших классов, как правило, являются гиперактивными, а значит велик риск получения различных травм при качании на стуле, при подскальзывании на влажном покрытии полов, при ударении с мебелью класса во время игр на переменах. Периодическая разъяснительная работа в виде инструктажа о правилах поведения в помещениях, а также создание безопасной среды, помогут снизить вероятность возникновения травматизма.

Медицинский кабинет

Требования к организации медицинского кабинета изложены вСанПиН 2.4.2.2821-10. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать:

  • кабинет врача площадью не менее 14 м2;
  • кабинет стоматолога площадью 12 м2;
  • процедурный кабинет площадью 14 м2;
  • кабинет психолога площадью 10 м2.

При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел. Стоит учесть, что из-за специфики работы с учащимися, доступ к медицинским средствам должен быть строго ограничен, а во время проведения обработки помещений рециркуляторами открытого типа – кабинет должен быть закрыт. 

Лабораторные классы (химии и физики)

Перед каждым проведением практических уроков необходимо преподавателю рассказывать о правилах проведения лабораторных работ, например, о том, что запрещено прикасаться к открытым токоведущим частям и корпусам электрооборудования, кабелям, проводам;

оставлять без присмотра электрические и нагревательные приборы;

приступать к работе с неизвестными, непромаркированными веществами и деталями.

Техника безопасности в общественных помещениях школы

Помещения, предполагающие массовые скопления людей (залы, коридоры, тамбуры, столовые помещения) должны быть безопасными для свободного передвижения. На путях движения не должно быть торчащих предметов, о которые можно споткнуться, эвакуационные пути не должны быть загромождены и заставлены, коридоры должны хорошо освещаться, двери должны не должны заедать при открывании/закрывании.

Выводы

Как мы видим техника безопасности окружает нас повсюду. Даже в учебных заведениях существуют определенные риски, как для работников, так и для обучающихся. Поэтому своевременное выявление рисков и грамотно разработанные документы помогут наладить работу по обеспечению безопасных условий труда в любом образовательном учреждении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сигнализация с автозапуском starline инструкция по пользованию а93
  • Какие типы учреждений используют инструкцию 157н только бюджетные учреждения
  • Инструкция по установке по на ноутбук
  • Ибуклин таблетки взрослым при температуре способ применения дозировка инструкция
  • Стимбифид плюс цена инструкция по применению отзывы врачей аналоги взрослым