Куда может пожаловаться учитель на руководство

Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

Главная картинка статьи Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

Источник фото stockking/freepik

«Я не пойду в школу, меня учительница обидела»; «Наш учитель все время хамит и обзывается, прямо на уроке»; «Наша учительница сегодня сказала, что я хоть и «очкарик», а совсем не умный. И все дети начали смеяться»… Дикие истории? Такого не может быть? Ребенок все выдумывает? Учитель не может так себя вести?

Оказывается, может. И такие случаи совсем не редки, особенно в последнее время. Можно не обращать внимания и думать, что это такой педагогический метод. А может быть педагог нарушает правила обучения?

Педагог не имеет права оскорблять ученика

Начнем с базового принципа педагогики: оскорблять детей ни в коем случае нельзя. И это не только нравственная, но и законодательная норма. 

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности  педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться, и в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения. 

А, может, оскорбления и не было? Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства. 

В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала. Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился. Инцидент исчерпан.

Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить. И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.

Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам. 

учитель оскорбила

Источник фото stockking/freepik

Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?

В первую очередь специалисты советуют выяснить, является ли такое поведение нормой для учителя. Допускает ли он оскорбления в адрес других учеников или «повезло» только вашему? 

Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с  других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес. 

Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным. 

Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору. 

Те, кто уверен, что «профилактическая» беседа может решить проблему, упирают на здравый смысл учителя. Видя, что родители в курсе того, что происходит в школе с ребенком, он будет осторожней в выражениях. Кроме того, нельзя исключать возможность, что он прекрасно относится к ребенку/детям, и просто не понимает, что своими неловкими фразами оскорбляет их. Ваше замечание поможет ему скорректировать поведение.

Сторонники жестких мер уверены: хамство педагога не пройдет после разговора с родителями, а, может и усилится. Такие люди не должны работать с детьми, их нужно «воспитывать», а лучше сразу увольнять. 

Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах. Если имело место недоразумение, ваша агрессивность будет совершенно неуместна. А если вы имеете дело с профессиональным хамом – не стоит играть на его поле. 

Думается, с учителем пообщаться все же стоит. В любом случае полезно будет услышать и его позицию – хотя бы для того, чтобы подготовить контраргументы. Для беседы на другом, более высоком уровне. 

Встреча с директором

Многие родители, стронувшись с издевательством над их ребенком в школе, вообще не хотят связываться с этим учебным заведением, а сразу ищут правды на самом высоком уровне: «это корпоративная этика», «все будут друг друга покрывать», «справедливости не добьешься». Это неправильно. Если вы хотите пожаловаться на учителя, первая инстанция – обращение к директору. И вот здесь уже мало просто «прийти поговорить»: жалобу на неправомерное поведение педагога нужно подать в письменном виде.

В произвольной форме. Просто опишите, какие поступки педагога вам кажутся недопустимыми. Очень хорошо, если у вас будет доказательство — например, запись на телефон.   

Еще лучше, если ваша жалоба будет поддержана другими родителями.   

Жалоба на учителя составляется в свободной форме в письменном виде. Естественно, в заявлении необходимо указать ваши контактные данные, информация о ребенке и данные учителя, на которого вы жалуетесь.  Обращение должно обязательно содержать требование провести проверку всех обстоятельств и принять необходимые меры.  Оно должно быть составлено в двух экземплярах и официально зарегистрировано у секретаря учебного заведения. 

На рассмотрение директору дается 30 дней со дня подачи заявления (обязательно обратите внимание: на заявлении должны быть проставлены дата и регистрационный номер). Один экземпляр остается у вас. 

На такое письмо вам обязательно ответят. Причем 30 дней –это официальный срок ответа на подобные заявления. Вы вправе потребовать разбирательства в более короткий срок – 15 и даже 10 дней. Но это должно быть отражено в заявлении.  

Бланк жалобы на неправомерное поведение учителя директору (скачать)

Жалоба директору

Источник фото Racool_studio/freepik

Вышестоящие инстанции

Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка. Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации). 

Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.

Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей  жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.

В Москву, в Москву…

Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.

После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России. 

Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой  сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган. 

Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.

Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2. Электронное письмо можно отправить по адресу: info@edu.gov.ru

Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений –
открытая приемная.

Обращение в суд

Бывают случаи, когда традиционная родительская страшилка «я буду обращаться в суд» действительно имеет смысл. Это ситуация, когда в отношении ребенка применено психологическое или физическое насилие.

В таком случае можно вообще не тратить время на административные органы, а сразу обращаться в правоохранительные: полицию, прокуратуру. Также можно обратиться в суд. 

Но тут нужно понимать, что обращение в суд целесообразно, когда имеет место вред, который можно оценить с материальной точки зрения. В этом случае вы можете рассчитывать на компенсацию имущественного и морального вреда, выраженного в денежном эквиваленте.

Вопрос – ответ

Имеет ли право учитель кричать на ученика?

Учителям нельзя повышать голос или кричать на детей во время занятий. Это можно трактовать как нарушение статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, где прямо прописано, что педагогические работники должны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Что делать, если учитель занижает оценки ребенку?

Если педагог относится предвзято к ученикам, а никакие разговоры не помогают, то первым делом нужно написать жалобу директору и поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании. Критерии оценивания знаний определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), на этот нормативный документ следует ссылаться при предвзятости учителя

Как составить жалобу на учителя?

Жалоба на имя директора пишется в произвольной форме. Необходимо заполнить «шапку»: от кого (Ф.И.О.), кому (Ф.И.О., должность), указать адрес и контакты заявителя, написать слово «Заявление» по центру листа. Далее следует изложить суть конфликта, обозначив участников. Старайтесь писать максимально коротко и по существу. Также необходимо указать, какой выход из ситуации вы видите как родитель (увольнение педагога, выговор и т.д.). В конце документа обязательно проставьте дату, фамилию и имя заявителя и поставьте подпись

Школа является местом, которое непосредственно влияет на формирование ребенка, ведь в ней он проводит значительное количество времени. Поэтому отношение всех сотрудников учебного заведения к детям имеет очень важное значение.

Содержание

  • 1 Основания для написания жалобы на директора
  • 2 Куда пожаловаться на директора школы
    • 2.1 В Департамент образования
    • 2.2 В Рособрнадзор
    • 2.3 В Минобрнауки
    • 2.4 В Роспотребнадзор
    • 2.5 В прокуратуру
    • 2.6 В суд
    • 2.7 Омбудсмену
  • 3 Составление жалобы на директора
    • 3.1 Образцы жалоб
    • 3.2 Жалоба от учителей. Образец
    • 3.3 Жалоба от родителей. Образец
    • 3.4 Жалоба на школу. Образец
  • 4 Возможно ли анонимно
  • 5 Последствия жалобы
  • 6 Опыт из жизни
  • 7 Заключение
  • 8 Задать вопрос юристу бесплатно

Если к работникам школы есть какие-либо претензии, не стоит об этом молчать. Необходимо действовать. Особенно если были замечены нарушения со стороны руководителя учреждения. Разберем подробнее, когда и куда жаловаться на директора школы.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Основания для написания жалобы на директора

Стать основанием для оформления заявления от родителей могут различные причины, нарушающие права школьников:

  • ребенку отказали в приеме на учебу;
  • несправедливое отношение к школьнику (умышленное занижение показателей успеваемости, игнорирование либо подавление его инициативы в учебе);
  • халатное или грубое отношение к ученику;
  • применение мер физического воздействия;
  • обучение детей не по утвержденной школьной программе, игнорирование тех или иных особенностей учебного процесса;
  • регулярные и неоправданные денежные сборы;
  • домогательство;
  • травматизм школьника;
  • непрофессионализм директора (вызывающий внешний вид, использование ненормативной лексики);
  • оскорбление чести и достоинства ребенка;
  • принуждение к труду и участию в различных мероприятиях, что не имеют никакого отношения к учебному процессу;
  • принуждение к членству детей в каких-либо организациях без их согласия.

Перед тем как пожаловаться, следует убедиться в правдивости ситуации, когда директор не справляется со своими обязанностями, или допускает другие правонарушения в школе. Чтобы выдвинуть столь серьезные обвинения, нужны весомые доказательства. Не нужно игнорировать тот факт, что не только дети, но и учителя могут пострадать от школьных разбирательств. Прежде чем инициировать разбирательство, нужно быть уверенным в своей позиции и уметь ее доказать.

Куда пожаловаться на директора школы

Определяя, как пожаловаться на руководителя школы, возникает вопрос, куда же сдать написанный документ, чтобы его рассмотрела надлежащая инстанция. Таких существует несколько, исходя из сути выдвигаемых обвинений.

В Департамент образования

Данный орган обеспечивает нужное функционирование учебных заведений, контролирует их работу. Оформлять жалобу в Департамент образования стоит, когда наблюдаются, к примеру, бездействия школьной администрации. Для грамотного составления бумаги нужно указать в ней следующие данные:

  • реквизиты школы, данные директора, на которого подается жалоба;
  • сведения об обратившемся лице (документ не следует подавать анонимно);
  • изложение сути претензий, подтверждение ее доказательствами;
  • выдвигаемые требования;
  • дата обращения и подпись заявителя.

На сайте региональных отделений предусмотрена электронная приемная, позволяющая подать жалобу непосредственно через интернет.

В Рособрнадзор

Составить письменное обращение в Рособрнадзор возможно в случае выявления нарушений не только со стороны сотрудников школы, но и со стороны работников региональных или районных управлений. Данный орган пресекает нарушения в области образования. Чтобы отправить жалобу, можно воспользоваться электронной приемной, либо же прибегнуть к услугам почты.

На официальном сайте все можно заполнить по специальной форме, где нужно указать такие ведомости:

  • ФИО заявителя;
  • адрес;
  • электронную почту;
  • суть жалобы.

К электронному обращению при возможности лучше приложить скан-копии имеющихся доказательств.

Кроме того изложить свои требования можно и в устной форме, заранее записавшись на прием к начальнику нужного структурного подразделения.

В Минобрнауки

Министерство образования и науки – это уже орган федерального значения. Именно он разрабатывает различные нормативы и программы обучения, оценивает качество работы образовательных учреждений, контролирует соблюдение прав участников процесса образования.

В целом требования к документу аналогичны предыдущим. Важно обращаться в вежливой форме и не направлять повторно на рассмотрение жалобу, что уже подавалась ранее.

Обратиться в Министерство можно одним из следующих способов:

  • по почте обычной;
  • лично посетив учреждение;
  • электронным обращением через портал.

В Роспотребнадзор

В Роспотребнадзор обращаться следует, когда наблюдается нарушение санитарных норм. Для этого можно подать документы в федеральную службу, которая находится в Москве или в ее региональные отделения (все адреса и контактные данные можно найти на официальном сайте госучреждения).

В прокуратуру

Подавать жалобу на директора школы в прокуратуру необходимо, когда выявляются грубые нарушения прав учащихся. Сюда относят, к примеру, физическое насилие, прессинг психологического характера, вымогательство денег и другое. При таких обстоятельствах в обращении необходимо указать:

  • реквизиты, куда обращаются;
  • контактная информация о заявителе;
  • название документа;
  • суть заявления — обстоятельства происшествия с подтверждающими фактами;
  • требования;
  • дата и подпись.

Срок рассмотрения такой жалобы составит 30 дней, не считая случаев, когда правоохранительному органу не потребуется дополнительное время для полного выяснения обстоятельств.

В суд

При подаче документов в прокуратуру, прокурор вправе привлечь виновника к административной ответственности или перенаправить дело для рассмотрения в суд. Также пожаловаться в судебную инстанцию может и сам заявитель, если обращение в другие учреждения не дало ожидаемого эффекта.

В исковом заявлении следует указать, куда лицо обращалось в попытках разрешить сложившуюся ситуацию, а также почему это не помогло. В суде, помимо всего прочего, можно потребовать компенсацию за нанесенный ребенку моральный вред.

Омбудсмену

Если все средства установить справедливость утеряны, можно подать жалобу на директора школы Уполномоченному по правам человека. К ходатайству следуют приложить копии решений, полученных от других инстанций. Подробно с деятельностью омбудсмена можно ознакомиться на его официальном ресурсе.

Составление жалобы на директора

Независимо от того, куда вы решили обратиться, чтобы решить проблемы, документ важно грамотно составить. Единого формата, в котором он должен быть выполнен, не установлено. Главное, чтобы бумага содержала все необходимые сведения, была максимально краткой и содержательной.

С наглядными примерами, как написать жалобу на директора, можно ознакомиться ниже.

Образцы жалоб

Подать жалобу на директора могут не только родители ребенка, но и сам учебный персонал. Кроме того, претензия может быть и на школу, а не исключительно на одно должностное лицо. Ниже представлены примеры заявлений.

Жалоба от учителей. Образец

Жалобу на директора школы от учителей часто можно получить в случае нарушения трудового законодательства. Однако иногда добросовестные педагоги пишут подобные обращения, если они стали свидетелем нарушения руководителем тех или иных норм (грубое обращение с учениками, нарушение учебного процесса, случаи коррупции и т.д.). В некоторых обстоятельствах это может быть единственный способ прекратить происходящее.

Как свидетельствует практика, персонал редко решается пожаловаться на своего руководителя, опасаясь испортить с ним отношения в дальнейшем. Очень выручить в данном случае коллективное обращение, если претензии к работе директора есть ни у одного сотрудника.

Ознакомьтесь, как выглядит образец жалобы от учителей.

куда жаловаться на директора школы Скачать образец жалобы от коллектива учителей на директора школы (.doc)

Жалоба от родителей. Образец

Законными представителями учеников, которые не достигли совершеннолетия, являются их родители. Именно с их стороны наиболее часто оспариваются действия директора. Перед тем как приняться за составление бумаги, можно поговорить с другими родителями. Если они тоже сталкивались с подобными нарушениями, и разделяют вашу точку зрения по конкретному поводу, есть смысл написать коллективную жалобу. Как показывает практика, такая мера более эффективна, чем единичное обращение.

Обратите внимание, как можно написать жалобу от родителей на администрацию по образцу.

жалоба на директора школы Скачать образец жалобы на директора школы от родителей (.doc)

Жалоба на школу. Образец

Если выдвигают претензии не директору учебного заведения, то встречаются случаи подачи жалобы на школу. Как правило, в таком случае родители недовольны действиями учителя (или нескольких учителе), реже завуча. При этом для начала отнести подобный документ имеет смысл директору, возможно, он сможет уладить конфликт, так как в противном случае это негативно скажется на имидже заведения.

Узнайте, как можно составить жалобу на школу.

жалоба в департамент образования на директора школы Скачать образец жалобы на школу (.doc)

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Возможно ли анонимно

Одним из обязательных требований к составлению документа является указание данных отправителя. Они нужны для того? чтобы можно было связаться с заявителем для выяснения всех подробностей по делу. В противном случае любой может безосновательно оклеветать педагогического работника, не неся за это никакой ответственности. Поэтому подавать жалобу анонимно нельзя.

Последствия жалобы

Причин обращения с жалобой на руководство школы может быть много. В зависимости от серьёзности проступка, могут наступать следующие последствия:

  • определят меры по урегулированию конфликта и обяжут их исполнить;
  • потребуют пересмотреть учредительные документы;
  • у частной организации могут забрать лицензию;
  • назначат меры дисциплинарного, административного или уголовного наказания;
  • потребуют компенсировать нанесённый ущерб.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Опыт из жизни

Практика свидетельствует о том, что большинство директоров пытаются уладить конфликт до того, как его рассмотрение выйдет за пределы стен учебного заведения. Подобные скандалы негативно в дальнейшем сказываются на репутации школы. Кроме того, если нарушения со стороны персонала действительно имело место, редко педагоги остаются ненаказанными. Важно хорошо разобраться в ситуации, чтобы из-за вас не пострадал невиновный человек.

Заключение

Основания для обжалования действий или бездействий директора школы бывают разные. Да и инстанций, куда можно обратиться с таким документом, тоже немало. Для начала следует попробовать решить вопрос с сотрудниками учебного заведения. Как показывает опыт, большинство спорных моментов можно уладить на начальном этапе. Однако иногда случаются ситуации, когда есть смысл составить жалобу, последствия подачи которой не заставят себя долго ждать.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Кому жаловаться на директора школы — в местный департамент образования, Рособрнадзор, Минобрнауки, Роспотребнадзор, прокуратуру. Адресат письменного заявления зависит от того, в чем именно провинился руководитель образовательной организации.

Причины жалобы на директора

Главный закон, в котором отображаются взаимоотношения родителей, учеников, учителей и директора — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В нем указано, что каждому участнику образовательного процесса гарантируются права на законодательном уровне.

Какие бывают причины жалоб на директора:

  • к ученику относятся предвзято, занижают показатели успеваемости, а директор игнорирует эту проблему;
  • игнорирование директором обращений от учителей, учеников или родителей любого характера;
  • школьнику отказали в приеме на обучение, хотя в школе есть свободные места;
  • травматизм школьника по причине несоблюдения в школе мер безопасности;
  • непрофессионализм директора;
  • принуждение учеников к труду и участию в различных мероприятиях, которые не связаны с образовательным процессом;
  • принуждение детей к вступлению в какие-либо организации без согласия их родителей;
  • сбор денег с родителей на нужды школы;
  • учителя вправе пожаловаться на директора школы, если он нарушает трудовое законодательство или если они стали свидетелями противоправных действий директора по отношению к ученикам, родителям, учебному процессу.

Прежде чем выяснять, куда писать жалобу на школу и директора, советуем убедиться в том, что:

  • проблема реально существует;
  • мирно ее решать директор не собирается;
  • у вас есть доказательства проблемы (документы, свидетели).

Куда жаловаться

На противоправные действия или бездействие директора жалуются в ряд государственных организаций. Куда жаловаться на непрофессионализм директора, нарушение учебного процесса, на бездействие директора:

  • в департамент образования;
  • в Рособрнадзор;
  • в Минобрнауки;
  • в Роспотребнадзор.

Куда жаловаться, если есть нарушения по отношению к ребенку, некорректные действия, унижающие человеческое достоинство, физическое или психологическое насилие, вымогательство денег:

  • в прокуратуру;
  • в суд.

В департамент образования

Департамент образования — это та организация, кому подчиняются школы напрямую. Сюда стоит обратиться, если директор не реагирует на заявления и жалобы от родителей или учителей.

Как правильно составить жалобу:

  • указать, кому она адресована (полное название учреждения посмотрите на официальном сайте местного министерства образования);
  • указать, от кого жалоба;
  • адрес;
  • контактный телефон;
  • адрес электронной почты для связи.

К жалобе рекомендуем приложить письменный ответ администрации школы. Если есть другие доказательства, которые придадут вес вашему обращению (например, результаты беседы пострадавших с психологом), приложите их.

Прежде чем подавать жалобу, побеседуйте с другими родителями. Если вы не единственный, кто недоволен работой директора, кооперируйтесь и пишите коллективную жалобу.

Примерный образец коллективной жалобы от родителей:

Кому:________________________

_____________________________

(название департамента образования)

адрес:_______________________

от заявителей:

1.____________________________

(Ф.И.О., адрес, номер телефона)

____________________________

2.____________________________

(Ф.И.О., адрес, номер телефона)

____________________________

3.____________________________

(Ф.И.О., адрес, номер телефона)

____________________________

Номер телефона представителя заявителей:

тел.:_______________________

адрес электронной почты: _______________________

Жалоба

Мы, вышеуказанные заявители, являемся родителями (указать фамилию, имя, отчество каждого ребенка)__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

Наши дети учатся в ____ классе _______ средней образовательной школы №______ г.___________.

Описать проблему детально. Указать, что направляли жалобу на имя директора. Если есть письменный ответ директора, приложить его. Если письменного ответа и реакции от директора так и не последовало, указать это.

На основании вышеизложенного, руководствуясь законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, просим:

  1. Провести проверку законности действий учителя (Ф.И.О.).
  2. Привлечь к установленной законом ответственности, том числе к дисциплинарной ответственности учителя (Ф.И.О.).
  3. Провести проверку законности действий и бездействия директора школы (Ф.И.О.).
  4. Привлечь к установленной законом ответственности, в том числе к дисциплинарной, директора школы (Ф.И.О.).

число, подписи заявителей с расшифровкой.

Если директор нарушает условия труда учителей, неправильно выстраивает учебный процесс, ведет себя непрофессионально по отношению к педагогическим работникам, они вправе написать на него жалобу в вышестоящие органы.

Так выглядит примерный образец жалобы на директора школы от учителей в местный департамент образования:

В департамент образования

и науки города Москвы

от коллектива педагогов МОУ СОШ № 1

Жалоба

Мы, педагогический коллектив МОУ СОШ № 1, просим привлечь к дисциплинарной ответственности директора Бездушного А.А. и рассмотреть правомерность его нахождения на должности директора за нарушение морально-этических норм, за создание негативного психологического климата в коллективе, за психологическое давление на педагогов.

20, 21 и 22 марта 2020года Бездушный А.А. совместно с Петровой В.В. и Сидоровой А.В. организовал травлю педагогов, которые поддерживают Тихую Л.К., с которой у директора Бездушного А.А. давний конфликт. Учителей три дня подряд вызывали в кабинет директора и заставляли подписывать бумаги против Тихой Л.К., применяя психологическое давление.

В адрес учителей Смелой Н.Н., Коваленко А.П. и Верхорубовой В.Г. звучали оскорбления и угрозы увеличить учебную нагрузку сверх нормы без увеличения заработной платы.

27 ноября 2020 г.

Педагогический коллектив МОУ СОШ № 1:

___________/___________

___________/___________

___________/___________

___________/___________

___________/___________

___________/___________

___________/___________

Комитет по образованию Петербурга, к примеру, выделил горячую линию, куда жаловаться на школу в СПб: (812) 315-94-72. Для помощи в решении психологических конфликтов выделили линию (812) 234-63-65, где специалисты дают разъяснения, помогают составлять жалобы.

В Минобрнауки

Минобрнауки контролирует все учебные заведения России. Это федеральный уровень власти, сюда обращаются, если нарушена оценка качества знаний, внедрения методик обучения.

Образец бланка жалобы в Министерство образования и науки РФ:

В Минобрнауки РФ

от Ивановой Валентины Ивановны,

проживающей по адресу:

г. Санкт-Петербург, ул. Зимняя, 1, кв. 2,

тел.: +7(123)000-11-22

e-mail: ivanova@mail.ru

Жалоба

В нашей школе в сентябре, октябре и ноябре классные руководители по указанию директора проводили сбор денежных средств на новое программное обеспечение для школы. Но нам не предоставили никаких отчетов о том, какое конкретно программное обеспечение, какая его точная стоимость, у кого его приобретают. У меня есть подозрение, что деньги направляются не по назначению. Я отказалась сдавать деньги в ноябре, после чего директор попросила передать мне через нашего классного преподавателя, что я поступаю плохо, препятствуя обучению своего ребенка.

На основании вышеизложенного прошу:

  1. Провести проверку школы МОУ СОШ № 1 г. Москвы.
  2. Выяснить, куда расходуются деньги родителей.
  3. Рассмотреть заявление в установленные сроки.
  4. Предоставить мне ответ в письменной форме.

20.03.2020

________/Иванова В.И.

В Роспотребнадзор

В Роспотребнадзор пишут жалобу, если школа не следит за соблюдением санитарных и гигиенических норм .Адрес, куда жаловаться на директора школы в Москве (если отправлять жалобу в Роспотребнадзор по почте): 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7.

Где посмотреть адреса и телефоны региональных отделений Роспотребнадзора (удобное разделение по регионам и городам): https://rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php

Бланк заявления:

Руководителю Управления Федеральной службы по

надзору в сфере защиты прав потребителей и

благополучия человека по____________обл.

от_______________________________,

(Ф.И.О. полностью)

проживающего(-ей) по адресу____________

_____________________________________

тел.:__________________________________

Жалоба

Мой ребенок,_______________________________________________, обучается в _______________, расположенной по адресу______________________________________________________________.

При обучении допускаются следующие нарушения:________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________.

С учетом вышеизложенного прошу Вас провести проверку и привлечь к предусмотренной законом ответственности виновных лиц.

Ответ на заявление прошу направить мне в письменном виде по адресу:_____________________

____________________________________________________________________________________.

«___»________20__г.

________/_____________

подпись/расшифровка подписи

В прокуратуру

В прокуратуру подается жалоба на директора школы от родителей, если они столкнулись с грубым нарушением прав школьника. Прокуратура после получения заявления обязана провести проверку и привлечь директора к административной ответственности или перенаправить дело в суд.

В прокуратуру

г._________________________

от_________________________,

(Ф.И.О. полностью)

проживающего(-ей) по адресу:

___________________________

тел.:________________________

Жалоба

Я,_____________________________________________________________,

(Ф.И.О. полностью)

прошу принять меры по факту имевшего место в школе_________________________________

нарушения закона, выражавшегося в _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

Прошу провести проверку по моей жалобе и привлечь виновных к ответственности, предусмотренной законом РФ.

«___»________20__г.

________/_____________

подпись/расшифровка подписи

Есть ли смысл в анонимной жалобе

Государственные структуры не обязаны рассматривать анонимные жалобы. Нет смысла искать, куда пожаловаться на директора школы анонимно, если есть серьезные правонарушения с его стороны. Даже если такое заявление рассмотрят, родители не смогут отследить ни этапы его рассмотрения (неизвестно, кому и куда направлять ответ), ни результаты проверки, если ее все-таки проведут. Вариант анонимной жалобы — оставить ее на сайте отзывов о школе.

Многие считают, что у меня скандальный характер. Я не согласна и называю это борьбой за справедливость.

У меня две дочери. За шесть лет учебы в школе у них крали вещи, учителя необоснованно занижали оценки, а агрессивный одноклассник плевал в лицо.

Я много раз писала жалобы в администрацию школы и комитет по образованию, вызывала полицию и инспектора по делам несовершеннолетних, а еще дважды обращалась в прокуратуру. До суда дело пока не доходило, но если понадобится, то пойду и туда. Так я защищаю права своих детей.

Расскажу, в какие ситуации я вмешивалась, куда писала жалобы и как на это реагировало руководство школы.

Какие права есть у детей и родителей в школе

Хотя право на бесплатное школьное образование самое известное, это не единственное, что гарантирует закон школьникам и их родителям. Чтобы было проще отстоять свои права, нужно о них знать. Перечислю основное, чего могут потребовать родители в школе.

Ознакомиться с лицензией, уставом, приказами и положениями школы. Если возникает спорный вопрос, можно попросить руководство школы показать документ, который его регулирует. Я делала так не раз: запрашивала планы уроков, критерии оценки домашних работ по некоторым предметам и документы, подтверждающие квалификацию педагогов.

Узнать, как учат детей. Каждый учитель разрабатывает учебные программы по своему предмету. Родители могут с ними ознакомиться. Я делала такие запросы в администрацию школы, и мне присылали программы на электронную почту — просто и быстро. Еще рабочие программы можно найти на сайте школы, но иногда их забывают обновлять.

Проверять оценки и успеваемость. Если по поводу оценок есть сомнения, можно попросить школу провести повторную аттестацию с независимой комиссией. Я так делала, расскажу об этом дальше в статье.

Не платить за то, что должно быть бесплатным. Родителей часто заставляют сдавать деньги на учебники, ремонт школы или подарки учителям. Но это незаконно: обучение в школе бесплатное, а сдавать на что-то деньги родители могут только добровольно. Это касается в том числе рабочих тетрадей к учебникам: школа должна покупать их за свой счет, но родителям об этом не всегда сообщают.

Наша школа всячески дистанцируется от сборов в родительском чате. А во время собраний классный руководитель предлагает докупить дополнительные учебники только по желанию.

Защищать интересы детей. Несовершеннолетние дети не могут самостоятельно защитить себя. Поэтому писать заявление на обидчиков или разбираться по поводу заниженных оценок должны родители.

Права школьников прописаны в законе «Об образовании», а еще они регулируются Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка. Прав много, я перечислю основные:

  1. Вместе с родителями выбирать школу, форму обучения и язык.
  2. Учиться по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому, если есть медицинские показания к этому.
  3. Свободно выражать свои взгляды и убеждения.
  4. Развивать творческие способности и интересы.
  5. Отказаться от навязанных кружков и факультативов.
  6. Требовать возмещения вреда. Если одноклассник разбил телефон ребенка на перемене, за это тоже отвечает школа.

Самое, на мой взгляд, важное право для ребенка в школе — на уважение человеческого достоинства, охрану жизни и здоровья, защиту от физического и психического насилия, оскорбления личности. Если это право нарушают, то добиться справедливости сложнее всего, потому что границы психологического насилия очень размыты: для одних плевок в лицо — это недопустимо, для других — ничего страшного. У нас был такой случай, о нем я тоже расскажу в статье.

Что делать, если в школе нарушают права ребенка

Из своего опыта я знаю, что родители часто не хотят ввязываться в конфликты, даже если их ребенка обижают одноклассники, а учителя занижают оценки. Я не поддерживаю эту позицию и считаю, что школа может быть очень жестоким местом.

Вот что могут сделать родители, чтобы защитить ребенка:

  1. направить руководству школы обращение с просьбой не просто разобраться в ситуации, но и применить к учителям дисциплинарные взыскания, например объявить выговор;
  2. обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, если в школе она есть;
  3. использовать другие способы защиты прав и законных интересов. Например, обратиться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызвать инспектора по делам несовершеннолетних и при необходимости подключить к решению проблемы школьного психолога.

Я пробовала все эти способы, кроме обращения в комиссию по урегулированию споров. В нашей школе она вроде бы есть — на сайт выложены документы, регулирующие работу комиссии. Но по факту они давно устарели. Например, там числятся учителя, которые уже уволились.

Мои дочери учатся в шестом классе в самой обычной школе в Санкт-Петербурге. Специально мы ее не выбирали — пошли в ту, что ближе к дому. Любви не случилось. Детям не нравится школа, а из-за конфликтов с классным руководителем им даже пришлось перейти в другой класс. У меня тоже есть претензии: учителя пропускают ошибки в работах учеников, требуют, чтобы в конце учебного года родители убирались в классах, а еще покупали принтеры и бумагу.

У нас с детьми хорошие отношения, поэтому они рассказывают мне, как прошел их день, жалуются, если в школе их обижают, и показывают, что пишут в школьных чатах одноклассники.

Часто я предпочитаю не вмешиваться и просто плыву по течению, потому что разборки отнимают много сил и времени. Но бывали ситуации, пропустить которые я не могла. Расскажу о них подробнее.

Ситуация 1

Учителя вели себя непрофессионально

Первая классная руководительница. Когда девочки пошли в первый класс, у нас было несколько стычек с классным руководителем. Ее сын учился в параллельном классе, но на продленку приходил в наш. В такие моменты классная превращалась из педагога в мать и подолгу делала домашние задания только со своим сыном. Другим ученикам она уделяла гораздо меньше времени и внимания.

На праздники мальчик тоже ходил не со своим классом, а с нашим. Это стало так привычно, что однажды классная велела родительскому комитету купить подарок и ему — на деньги, которые родители нашего класса сдавали для своих детей. Все решили, что «это тоже ребенок», и возражать не стали. Мальчик так и ходил к нам весь первый класс.

Еще классная руководительница передразнивала учеников, которые неправильно произносили слова. Например, рассказывала на собрании, как одна из учениц часто просится в «туилет», и требовала, чтобы родители «провели воспитательную работу». Остальные молчали: боялись, что классная начнет обижать и их детей тоже.

В начале первой четверти она отказалась помогать моей дочери искать потерянные вещи, потому что торопилась домой. После окончания учебного года учительница уехала в Москву, и мне частично стали понятны мотивы ее отношения к работе: она не собиралась тут задерживаться. Было неприятно осознавать, что для наших семилетних детей это был важный этап в жизни, а для учителя — только перевалочный пункт.

Вторая классная руководительница. Следующим классным руководителем у нас стала женщина средних лет и старой закалки. Когда кто-то из ребят громко смеялся или бегал, она ставила нарушителя перед классом, отчитывала и говорила, что этот ученик виноват в том, что весь класс не пойдет на прогулку или перемену.

Восьмилетние дети ее боялись. Дочери порой звонили мне в слезах. Однажды я попросила учителя не применять гестаповские методы воспитания в начальной школе и быть помягче. Реакция была резкой: она заявила, что вообще не будет работать с нашим классом. Ситуацию разрулил завуч — предложил мне перевести дочерей в параллельный класс к молодой классной руководительнице. Я согласилась.

Это были первые годы в школе: у меня не было опыта общения с учителями, я не умела отстаивать права своих детей. Но больше всего боялась, что если кому-то пожалуюсь, то учитель начнет хуже относиться к моим дочерям. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что учителя начальной школы активно этим пользуются. А еще тем, что маленькие дети не могут постоять за себя, а значит, их легко обидеть.

Будь у меня второй шанс, я бы действовала решительнее. Обязательно сделала бы первой учительнице замечание — и про передразнивание, и про постоянное присутствие ее ребенка в нашем классе. Возможно, даже не согласилась бы переводить своих детей в другой класс. А еще в письменной форме сообщила бы завучу, что учительница вымогает подарки для своего ребенка и ведет себя непрофессионально по отношению к детям.

Скорее всего, никто из родителей меня бы не поддержал. Но, по крайней мере, я была бы уверена, что поступила правильно.

Ситуация 2

У ребенка в школе пропадали вещи

В первом классе у дочерей в гардеробе были индивидуальные шкафчики, которые закрывались на ключ. Замки были хлипкими, к тому же дети часто забывали их закрывать. Поэтому неудивительно, что однажды у дочери пропали личные вещи: рейтузы, папка для рисования и что-то по мелочи.

Подобные шкафчики были у дочерей в начальной школе. Источник: evorastroi.ru

Я попросила классного руководителя поискать все это вместе с ребенком, но она отказалась, потому что ее рабочий день заканчивался. Тогда я написала в полицию заявление о краже. Через несколько часов вещи нашлись. Завуч сказала, что шутники закинули их за шкафчик, а я поступила неадекватно и полицию вызывать не стоило. Потом приходил участковый и брал объяснения у меня и сотрудников школы. После этого меня впервые вызвали к завучу.

На таких встречах администрация школы, как правило, занимает оборонительную позицию: виноват или ребенок, или родители, которые плохо его воспитывают. Со мной разговаривали два завуча и представительница администрации школы. Суть беседы сводилась к тому, что надо быть терпеливее, детей много и учительница не успевает за всеми смотреть.

Со своей стороны я пыталась объяснить, что администрации придется со мной считаться: я не собираюсь менять школу и буду защищать своих детей. В итоге завучи дали мне свои мобильные телефоны для оперативного решения будущих проблем, и мы разошлись.

Второй раз школьная пропажа была крупнее — исчез телефон. В четвертом классе дочь дала его поиграть однокласснице и забыла забрать, когда уходила домой. Та просто оставила его на столе перед вахтой — там часто лежат потерянные вещи типа варежек.

Так как стол стоит даже не внутри школы, а между входными дверями, я решила, что искать телефон бессмысленно — скорее всего, кто-то его уже унес. Но на всякий случай попросила классную руководительницу поспрашивать у детей, вдруг кто-то видел.

Классная вместе с завучем просмотрели записи с видеокамер, и через неделю телефон нам вернули. Правда, отказались рассказывать, у кого он был все это время. Смартфон был целым и рабочим. Из него даже не вынули сим-карту, которую я сразу заблокировала.

Еще у детей в классе воровали карманные деньги, ручки, карандаши и даже еду из портфелей. Родители обсуждали это в общем чате, но дальше разговоров дело не шло.

Ситуация 3

Детям необоснованно занижали оценки

Я считаю, что оценивать можно только точные предметы, например математику. Если мои дети получают тройку по истории или биологии, чаще всего я думаю, что они что-то недоучили или не до конца сделали домашнее задание. Как можно оценивать ИЗО, музыку или технологию, не понимаю совсем. Поэтому оба моих обращения по поводу оценок были связаны с технологией — в мое время этот предмет называли «труд».

Учительница дала задание оформить тетрадь. Она не уточнила, что нужно применять разноцветные лоскутки и пуговицы: в электронном дневнике было указано просто «оформить первую страницу тетради» без дополнительных требований. Поэтому мои дочери сделали это в соответствии со своими представлениями о красоте.

В тот период дочкам нравились покемоны, поэтому тетрадь украшена соответствующе

В результате обе получили двойки. Это был пятый класс, начало сентября — желание учиться еще на максимуме. Дочери очень расстроились и не могли понять, почему учительница не оценила их красивые тетради, над которыми они трудились целый час. Были и другие девочки, которые оформили тетради на свой вкус, — им тоже поставили двойки.

Я решила уточнить критерии оценки этого домашнего задания и через электронную приемную на сайте школы обратилась к школьному руководству. Меня интересовало, на каком основании учитель ставит двойки за творчество и фантазию детей.

Я была очень зла, но старалась сохранять спокойный тон письма

Результат был уже через несколько дней: двойки из электронного дневника пропали, а по телефону завуч объяснила мне, что так учитель настраивает детей на серьезное отношение к предмету. Комиссию не собирали, а письменные критерии оценки по творческим предметам и планы уроков мне предложили изучить в школе, в кабинете технологии. Для меня было важно, что вопрос с оценками решился, поэтому в школу я в итоге не пошла.

Никто не стал относиться к моим детям хуже из-за того, что я решила разобраться с заниженными оценками. Скорее наоборот, учительница стала более внимательной и перестала ставить оценки в воспитательно-поучительных целях.

Из-за оценок я спорила еще не раз. Например, в шестом классе у дочери снова возникли проблемы с технологией — я была не согласна с двумя оценками. По моему запросу ей продлили аттестацию за вторую четверть на две недели — школа может так сделать.

Сейчас я общаюсь со школой только официально и требую от них письменного ответа на все обращения. Администрация тоже научилась работать со мной — их ответы стали четкими, быстрыми и по делу

Ситуация 4

Школа нарушала права ребенка

В шестом классе я попросила классного руководителя пересадить одну из моих дочерей: сосед по парте показывал ей порнографические ролики и обзывал. Она обещала все решить. Но мест не хватало, поэтому дочь кочевала по классу и занимала места болеющих.

Спустя время я вновь пришла к учительнице. Тогда классная добавила третью парту в первом ряду, перегородив ею проход. По нормативам так делать нельзя.

В третий раз я обратилась уже к завучу и попросила проверить рассадку в классе. После этого третью парту убрали, за дочерью закрепили нормальное место, а список рассадки детей повесили около доски.

Это не наш класс, но похожий: кабинеты в старшей школе стандартны

Но спустя некоторое время одноклассница принесла справку, в которой говорилось, что по медицинским показаниям ей нужно сидеть именно на месте моей дочери. Классная опять начала пересаживать Ксению с места на место. Тогда я обратилась в школу через электронную приемную на сайте. На этот раз потребовала официального ответа.

Ответ пришел через две недели — у дочери снова появилось свое место. Казалось бы, вопрос простой, но решать его пришлось официально в течение полутора месяцев.

Я все еще учусь писать жалобы без эмоций. В этом обращении я еще попросила заменить испорченную мебель — на это, кстати, тоже отреагировали
Это официальный ответ на мое обращение. Наша школа любит делать из жертвы нарушителя, поэтому дочь попутно обвинили в том, что она пересаживалась сама

Ситуация 5

Дети подвергались буллингу

Буллинг, или травля, может проявляться физически, когда ребенка бьют, толкают, портят вещи. Или психологически, когда обзывают или унижают. Сейчас подростки рисуют всякие фотожабы, снимают видео и рассылают все это в общие чаты.

Школа не любит признавать буллинг, чаще всего такие ситуации будут называть конфликтными и обвинять не только зачинщиков, но и жертву. Иногда дети не признаются в том, что их обижают в школе, потому что не хотят, чтобы их считали предателями и обижали еще больше.

Мои самые длительные и тяжелые разборки со школой случились из-за агрессивного поведения одноклассника дочерей. Он был крупным мальчиком, сильно матерился, толкался, ломал чужие вещи, хамил классному руководителю, бил других детей — в общем, вел себя отвратительно. Периодически родители в чате поднимали тему его поведения, но дальше разговоров дело не заходило.

Однажды этот мальчик начал терроризировать моих дочерей: сначала он поджидал их около школы и закидывал снегом, потом начал толкать и бить ногами, а закончилось все плевками в лицо. Причем плевал в лицо он не только моим дочерям, но и другим девочкам. Однако никто из родителей, кроме меня, не придал этому особого значения.

По моему опыту мамы и папы боятся письменно оформлять какие бы то ни было претензии и не готовы вмешиваться, даже если на словах поддерживают общую жалобу.

Входных дверей в нашу школу несколько, а вот выход только один. Поэтому если после уроков ребенка поджидает одноклассник, намеревающийся закидать снежками, то миновать угрозу не получится
О том, что атмосфера в классе была не слишком здоровой, говорит даже классный чат дочерей

Сначала я пыталась обсудить поведение мальчика с его мамой по телефону, но та ответила, что не видит проблемы. После этого я письменно обратилась в администрацию школы. Меня вызывали на беседу с завучем, социальным педагогом и папой мальчика. Школа даже создала независимую комиссию для расследования нашего случая. В итоге нарушителя, а заодно и моих детей поставили на внутришкольный контроль, а с классом начал работать школьный психолог.

Так я узнала, что на внутришкольный контроль ставят не только неблагополучных детей. Школа самостоятельно определяет правила такого контроля и прописывает их в положении. Насколько я понимаю, при дальнейших разборках это характеризовало бы моих детей как задир и нарушителей, но если дети ведут себя адекватно и семья благополучная, то постановка на внутришкольный учет ни на что не влияет. Хотя, конечно, звучит обидно, особенно если дети выступают в роли пострадавших.

Руководство школы очень хотело, чтобы я прекратила эти разборки, поэтому всячески пыталось на меня повлиять, в том числе путем постановки дочерей на контроль. На моих детей тоже давили: их вызывали в кабинет завуча и обвиняли в сквернословии, пока я не запретила делать это без моего присутствия.

После второго плевка дочерям в лицо я поняла, что школа не может или не хочет решить этот вопрос. Тогда обратилась в отделение полиции, а также написала жалобы на бездействие школы в комитет по образованию и прокуратуру. Еще вызвала инспектора по делам несовершеннолетних: он может поставить ребенка на учет и регулярно проверять его поведение. В нашем случае я не ждала особой помощи — скорее хотела, чтобы хулигана, его родителей и заодно школу просто припугнули.

Администрация школы обязана вызвать инспектора по первому требованию родителей, но, как правило, не спешит это делать. В нашем случае завуч убеждала меня, что дело не стоит внимания инспектора, мол, «это же не наркотики».

Мне не хотелось тратить время, поэтому я сама вызвала инспектора через электронную приемную на сайте полиции. Кратко описала ситуацию и потребовала, чтобы инспектор пришел в школу. Мне ничего не ответили, но со школой связались и назначили время встречи.

Во второй докладной записке я по пунктам перечисляю, что уже сделала для решения вопроса, — это добавляет моему обращению вес

Все разговоры — личные и телефонные — я записывала на диктофон. Докладные оформляла входящими номерами, чтобы заставить школу шевелиться и отвечать. Когда у обращения есть входящий номер, администрация школы не сможет его «потерять» — она будет обязана ответить в течение 30 дней. Если номера нет, всегда можно сказать, что и обращения не было.

В какой-то момент я предложила социальному педагогу водить агрессивного ученика за руку и постоянно корректировать его поведение. Но администрация школы сказала, что это невозможно: социальный педагог один, а учеников в начальной школе 800. Мама неуправляемого ученика несколько раз присутствовала в школе на уроках. Но результаты были кратковременными: мальчик пару дней вел себя нормально, а потом все начиналось сначала.

Родители одноклассников меня не поддерживали. Большинство считало, что в плевках в лицо нет ничего особенного, поэтому никто не вмешивался. Меня даже осуждали за то, что из-за моих жалоб наказали нашего классного руководителя — ей объявили выговор.

Все решилось само собой: школы перешли на дистанционное обучение. А после четвертого класса мальчика перевели в другую школу. После того как он проучился с моими дочками 2,5 года, я наконец вздохнула с облегчением. Сейчас дети в классе живут достаточно мирно.

Оценивая эту ситуацию сегодня, я понимаю, что у школы мало возможностей решить такую проблему. Без согласия родителей перевести ученика в другую школу или класс невозможно. Даже беседа с инспектором — суровой женщиной в форме — никак не пугает современных детей.

Позже директор сетовала, что не может ощутимо влиять и на работу учителей. Она вправе объявить выговор или отправить на курсы повышения квалификации. Санкции посерьезнее, например лишить премии или уменьшить зарплату, директору недоступны.

Что делать родителям, если ребенка буллят в школе: советы психолога

Никита Карпов

клинический психолог

Буллинг негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и его самооценке, повышает риск депрессивных и тревожных расстройств, может отрицательно отразиться на успеваемости.

Если ребенка буллят в младшей школе, то родителям всегда надо действовать: идти к учителю, директору, администрации, в следственный комитет и так далее. В крайнем случае менять школу. В подавляющем большинстве случаев младшеклассник сам с травлей не справится.

С ребенком подросткового возраста нужно действовать аккуратнее — важно согласовать действия с ним, чтобы не испортить отношения. Подросток уже имеет право сам принимать решения, у него есть собственные мотивы и желания.

Например, может быть так, что одни ребята буллят, но в этом же классе учится кто-то, в кого подросток влюблен, и он не хочет в другую школу даже под страхом смерти. В таких случаях для отношений с ребенком может быть опасно устраивать разборки и забирать его из школы. Надо искать варианты, как поддержать его и помочь.

Во-первых, надо поддержать подростка эмоционально: выслушать, пожалеть, разделить с ним его чувства и переживания. Также обсудить с ним ситуацию, поискать варианты, что он может сделать, как себе помочь. Возможно, найти тренинг по уверенному поведению или посмотреть вместе фильм про буллинг. Например, недавно вышел «Я встретил тех, кто меня травил».

В любом случае родителям важно обозначить, что они готовы помочь и включиться в ситуацию по полной программе, а также убедиться, что подросток попросит помощи, когда она понадобится. Возможно, стоит вместе с ним обсудить критерии, когда родителям уже точно пора подключаться.

Хотя, конечно, многое зависит от стадии буллинга. Так, если ребенок уже в депрессивно-тревожном состоянии, ему нужна более активная помощь. Подростка нужно изъять из ситуации, дойти с ним до психотерапевта или психиатра, чтобы помочь справиться с этим состоянием. Потом, когда ребенок будет в порядке, стоит обсудить с ним, что он хочет делать дальше: бороться, если у него есть ресурс, или просто сменить школу и забыть как страшный сон.

Ситуация 6

Учителя пренебрежительно относились к обучению ребенка с инвалидностью

По состоянию здоровья одна из моих дочерей учится дома. У нее есть инвалидность, и по закону школа должна организовать надомное обучение: утвердить индивидуальный учебный план и поручить учителям дистанционно заниматься с ней один на один.

Отменить уроки нельзя — можно только перенести. Согласно нормативным документам если учитель заболел, то в течение трех дней ему обязаны найти замену.

Так выглядит индивидуальный учебный план дочери на текущий учебный год
Это полный перечень нормативных документов, которые регулируют обучение дома

Подозреваю, что у нашей школы на надомном обучении всего один ребенок — мой. Поэтому учителя не могли грамотно встроить уроки Алины в свой рабочий график: в первой четверти они постоянно опаздывали, переносили занятия, часть уроков не проводили вовсе.

Какое-то время я пыталась мирно решить этот вопрос через классного руководителя и завуча. Но ситуация не менялась. Последней каплей стала тройка по технологии, которую учительница поставила Алине за плохо переписанное задание из тетради сестры. За полгода учительница ни разу не разговаривала с Алиной, ничему ее не обучала, не обсуждала домашние задания. И в итоге поставила «удовлетворительно» за чертежи выкроек и шитье на машинке, которое дочь осваивала самостоятельно. С такой несправедливостью я смириться не смогла.

Я написала жалобу о нарушении прав на образование ребенка с инвалидностью в школу, прокуратуру и комитет по образованию. Это очень серьезное обвинение — за ложные жалобы родителя могут даже привлечь к административной ответственности. Поэтому меня вызвали лично и в прокуратуру, и в комитет. Я представила доказательства своих слов: скрины опозданий, переписку, свои просьбы, оценки в тетради.

В переписке учительница пыталась переложить на мои плечи проблему с поиском удобного времени для проведения урока. Но к тому моменту я уже научилась правильно отвечать

Школа отреагировала оперативно. Все занятия Алины, вплоть до физкультуры, ИЗО и музыки, сейчас проводятся в срок, никто не опаздывает, электронный дневник учителя заполняют хорошо. Именно этого я и добивалась.

Но, насколько я знаю, прокуратура еще не закрыла наше дело окончательно, да и комитет по образованию до сих пор разбирается.

Это первый лист из ответа прокуратуры. Надзорники посчитали мою жалобу обоснованной, нашли нарушения и заставили администрацию района решать этот вопрос

Кому и в каком порядке жаловаться

Благодаря пережитому у меня накопился большой опыт общения с руководством школы: я знаю, чего требовать, как это делать и в какие вышестоящие инстанции идти, если проблема не решается. Поделюсь своим алгоритмом действий.

По закону жалобу можно направить хоть сразу президенту. Обращение там зарегистрируют, но все равно перенаправят для рассмотрения в самый низ бюрократической иерархии. Поэтому в решении вопросов со школой я придерживаюсь следующего порядка.

Первая ступень — классный руководитель. Он общается с детьми, родителями и руководством школы и на деле может многое. Например, привлечь школьного психолога и пообщаться с родителями, если причина обращения — агрессивное поведение ученика, собрать конфликтную комиссию.

Вторая ступень — администрация школы. Она возьмется за дело, если учитель не смог не захотел помочь. Обычно от лица школы выступает завуч.

Ситуацию должны взять на контроль и предложить способы решения конфликта. Если предложенное не устраивает, нужно настаивать на своих вариантах развития событий.

На этом этапе можно предупредить завуча и классного руководителя, что если ничего не изменится, то вы готовы идти дальше. Школа очень не любит внимание со стороны вышестоящих органов, поэтому есть шанс, что решение проблемы начнут искать активнее.

Третья ступень — надзорные ведомства: комитет по образованию, полиция, прокуратура — в зависимости от ситуации. Например, если речь о пропавшей вещи, нужно писать заявление в полицию, а если ребенку занижают оценки — в комитет по образованию. Можно писать сразу в два ведомства. Когда права на обучение моего ребенка с инвалидностью нарушили, я писала и в комитет по образованию, и в прокуратуру.

Надзорные ведомства могут вызвать вас и попросить разъяснить ситуацию. Нужно быть готовым подтвердить свои слова доказательствами: документами, скринами переписок, записями разговоров. Остановить или замять обращение на этом этапе не получится.

Я сознательно не включила в этот список родителей одноклассников. По моему опыту, даже если причина конфликта в конкретном ребенке, общаться с его мамой и папой бессмысленно. Скорее всего, разговор будет на повышенных тонах и ни к чему не приведет. Отчитывать чужих детей нельзя. Правильнее воздействовать на нарушителя через учителей и надзорников.

Как правильно написать жалобу

Установленных правил и форм для написания нет. Но есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Вот что нужно указать в жалобе:

  1. Наименование учреждения, в которое подаем жалобу, его адрес. Здесь же — данные отправителя: ФИО, контактный телефон, электронную почту и фактический адрес проживания.
  2. Причину обращения — ее нужно описывать без эмоций и по делу. В своих первых жалобах я часто отступала от этого правила: использовала много восклицательных и вопросительных знаков, пыталась взывать к совести и здравому смыслу. Постепенно поняла, что со школой это не пройдет: там работают закаленные люди, которые равнодушны к чужим чувствам.
  3. Ссылки на законодательство. Они необязательны, но от этого жалоба станет более убедительной. Скажу честно, я их не добавляла — на результат или скорость ответа это не влияло. Родители не обязаны знать все нормативные акты, по которым работает школа. Более того, в ответе администрация школы сама должна перечислить нужные документы. Еще можно указать перечень инстанций, в которые уже пришлось обращаться ранее, — тоже для веса.
  4. Результат, которого хотите добиться. Можно добавить свои предложения. Например, привлечь к решению проблемы школьного психолога или инспектора по делам несовершеннолетних, если речь о плохом поведении ученика.
  5. Доказательства, если они есть: скрины переписок, копии прежних обращений.
  6. Дату и, если речь идет о письменной жалобе, подпись.
Пример жалобы, в которой учтены рекомендации: ситуация объяснена, ссылка на законодательство добавлена, требования четкие, тон письма сдержанно-официальный

После этого нужно передать жалобу лично или через интернет. Почту в расчет уже не беру: это долго и бумаги могут потеряться.

На сайте нашей школы есть электронная приемная — через нее я обычно отправляю жалобы и обращения руководству школы. Это удобно: мгновенно приходит подтверждение и можно не переживать, что обращение затерялось или угодило в спам. В регионах на сайтах школ электронная приемная есть не всегда — в этом случае обращение можно направить на школьную электронную почту.

У руководства есть 30 дней, чтобы дать официальный ответ. Если этого не произошло, можно смело жаловаться в комитет по образованию. Меня школа ни разу не игнорировала. Зачастую отвечали гораздо раньше — в течение двух недель.

С жалобами в надзорные органы все то же самое: есть возможность подать обращения дистанционно — через электронную приемную на их официальных сайтах или отправить на электронную почту.

За годы общения с администрацией школы я усвоила одно главное правило: все серьезные вопросы нужно решать только письменно. Тратить время на разговоры — вживую и по телефону — зачастую бессмысленно. С бумагами надежнее. Если проблема повторится или решение не устроит, то на руках останется подтверждение того, что вы пытались что-то сделать. Это придает вес, когда приходится обращаться уже в вышестоящие инстанции.

Официального ответа или отказа тоже лучше требовать на бумаге. Руководство школ любит связываться с родителями по телефону и попытается решить вопрос устно, но я советую попросить письменного ответа. В нем должно быть указано, что именно учитель и руководство школы сделали для решения вашего вопроса. Отказать в письменном ответе школа не имеет права.

Как ко мне относятся другие родители и учителя

Репутация в родительском чате и администрации школы у меня не очень. То, что я называю борьбой за справедливость, многие считают скандальным характером. Меня это уже не задевает.

Раньше я очень эмоционально реагировала, когда детей обижали, — мне хотелось разнести школу. Сейчас дочери стали старше, а я — спокойнее и расчетливее. У меня есть мобильные телефоны завуча и директора, сегодня они готовы помочь мне с любыми вопросами. Но в школьной жизни я все равно участвую минимально — сдаю деньги на нужды класса, и на этом все.

Для меня гораздо важнее другое: дочери знают, что я всегда буду их защищать. А еще, что чужие родители не могут их отчитывать. И что школа — это не концлагерь и никто там не имеет права их обижать.

Я защищаю права своих детей, но при этом слежу, чтобы и их поведение не провоцировало конфликты. У нас есть правила: в школе нельзя никого бить, обзывать, портить чужие вещи и хамить учителям. Когда дочери рассказывают мне о плохом поведении одноклассников, я часто акцентирую на этом внимание и спрашиваю: «Надеюсь, вы этого не делали?» Например, не смеялись во время фильма о снятии блокады Ленинграда и не топтали чужие куртки в гардеробе. Я хочу, чтобы мои дочери уважительно относились к тем, кто их окружает, и выросли порядочными и справедливыми.

Да, школа не любит таких родителей, как я. Но в редкие моменты просветления ее руководство понимает: мои требования помогают им навести порядок и лучше организовать учебный процесс.

Памятка для родителей школьников

  1. У школьников и их родителей есть не только обязанности, но и права. Они прописаны в федеральном законе «Об образовании», Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.
  2. Если права ребенка нарушаются, то родители имеют право защищать их: обращаться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызывать инспектора по делам несовершеннолетних, подключать к решению проблемы школьного психолога. При необходимости идти в полицию, прокуратуру, суд.
  3. Не нужно прыгать через головы и сразу писать жалобу в высшую инстанцию. Правильнее попробовать решить вопрос с классным руководителем. Если результата нет, выходить на администрацию школы. Комитет по образованию, полиция, прокуратура — уже третья ступень.
  4. Эмоции и куча вопросительных и восклицательных знаков в жалобе — это лишнее. Нужно придерживаться официального стиля, четко формулировать, на что жалуетесь и какого результат ждете, — так быстрее получится что-то изменить.
  5. Чтобы отправить жалобу директору, необязательно идти в школу. Это можно сделать через электронную приемную на сайте школы или написать на школьную электронную почту.
  6. Все серьезные вопросы нужно решать письменно. Также требовать от школы официального письменного ответа или отказа: если проблема повторится или решение не устроит, на руках хотя бы будет подтверждение, что вы обращаетесь с жалобой не в первый раз.
  7. За ложные жалобы могут привлечь к административной ответственности. Поэтому если обращаетесь в полицию или прокуратуру, то лучше иметь при себе доказательства своих слов: скрины переписок, копии обращений, записи телефонных разговоров.
  8. Не нужно бояться, что после того, как вы напишете жалобу, к ребенку начнут придираться, занижать оценки и вообще не дадут спокойно учиться. Обычно все происходит с точностью до наоборот: учителя становятся внимательнее и стараются, чтобы проблема больше не повторилась.
  9. Защищать права своего ребенка сложно, это делают очень немногие: требуется много времени и сил. А еще есть риск прослыть скандальной мамочкой. Тут нужно решить, что для вас важнее: ребенок или репутация.
  10. Школа может быть очень жестоким и неприятным местом, поэтому обязанность родителя — всегда поддерживать и защищать своего ребенка.

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников

Родители отправляют детей в школу в первую очередь за знаниями и очень часто смиренно принимают все правила, которые им навязывают, и все претензии учителей. Правильно ли это? И законно ли то, что зачастую позволяют себе учителя в адрес подопечных?

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников

Кого могут взять на работу в школу?

Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?

Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?

Имеет ли учитель право забирать личные вещи учеников?

30 августа 2018

Комментарии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Yamaha rdx e700 инструкция на русском
  • Синекод сироп инструкция по применению для детей до 3 лет
  • Корневин инструкция по применению для рассады цена
  • Как привить розу на шиповник весной пошаговая инструкция
  • Metal gear rising руководство