Куда пожаловаться сотруднику полиции на свое руководство

Министерство внутренних дел Российской Федерации
— разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
— нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
— обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
— управление органами внутренних дел Российской Федерации;
— обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Подразделения центрального аппарата МВД России:

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции
Борьба с преступлениями экономической и коррупционной направленности, фальшивомонетничеством, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а также с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности

Главное управление уголовного розыска
Оперативно-розыскная деятельность в полном объеме, в том числе организация раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, а также в среде несовершеннолетних; преступлений против собственности, вызвавших широкий общественный резонанс (серийные кражи, преступные посягательства на автотранспорт, хищение культурных ценностей, разбои и грабежи); организация и осуществление розыска лиц (скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, пропавших без вести, в случае признания лица безвестно отсутствующими).

Главное управление по противодействию экстремизму
Противодействие экстремистской деятельности и терроризму, координация взаимодействия Министерства с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере.

Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ
Обеспечение правопорядка на улицах и в иных общественных местах; при проведении публичных и массовых мероприятий; в жилом секторе на объектах социального назначения; обеспечение эффективности охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, а также изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения, а также контроль и надзор в данной сфере.

Организационно-аналитический департамент
Комплексный анализ и планирование деятельности Министерства, определение общей стратегии в сфере борьбы с преступностью.

Главное управление на транспорте
Обеспечение безопасности населения на транспорте (железнодорожном, водном и воздушном), организация противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта.

Договорно-правовой департамент
Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, проведение правовой и антикоррупционной экспертиз проектов нормативных правовых актов и иных документов, подготавливаемых в системе МВД России, координация международного сотрудничества, официальное разъяснение отдельных положений нормативных правовых актов МВД России.

Главное управление собственной безопасности
Обеспечение собственной безопасности, противодействие коррупции в системе МВД России, государственная защита сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.

Следственный департамент
Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, контроль за законностью решений и действий следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

Главное управление по работе с личным составом
Профессиональная подготовка кадров МВД России, подготовка кадров для правоохранительных органов зарубежных стран, организация мобилизационной подготовки, мобилизации и гражданской обороны в системе МВД России.

Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий
Бюджетное планирование и финансовое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, внутренних войск, государственных целевых программ; организация оплаты труда, социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, пенсионного обеспечения граждан — бывших сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых законом возложено на МВД России.

Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению
Организация размещения заказов для нужд МВД России, обеспечения материально-техническими средствами органов, организаций и подразделений системы МВД России, а также внутренних войск МВД России; организация работы по обеспечению жилыми помещениями сотрудников (пенсионеров) органов, организаций и подразделений системы МВД России; планирование и организация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов системы МВД России. Организация лечебно-профилактической деятельности, санаторно-курортного лечения, оздоровительных и реабилитационных мероприятий в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Главное управление оперативного реагирования
Координация деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России по своевременному реагированию на осложнения оперативной обстановки; взаимодействие с дежурными службами других федеральных органов исполнительной власти; организация оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки при чрезвычайных обстоятельствах и в условиях правовых режимов чрезвычайного и военного положений.

ФКУ «Главный информационно-аналитический центр»
Ведение баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации. Формирование архивных фондов, учет, хранение, экспертиза научной и практической ценности, научно-техническая обработка архивных документов центрального аппарата МВД (МООП) СССР, МВД (МООП) РСФСР, МВД СССР, МВД России и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ФБГУ «Экспертно-криминалистический центр»
Осуществление экспертно-криминалистической деятельности, в том числе производство повторных судебных экспертиз по уголовным делам, требующих применения уникальной аппаратуры или новых экспертных методик; оснащение экспертно-криминалистических подразделений современными техническими средствами, используемыми при осуществлении экспертно-криминалистической деятельности. Выполнение научных исследований по разработке новых экспертных методик.

ФКУ НПО «Спецтехника и Связь»
Учреждение обеспечивает выполнение указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, заявок министерств и ведомств на создание специальных технических средств, принимает участие в реализации крупных федеральных программ

Департамент информационных технологий, связи и защиты информации
ДИТСиЗИ МВД России является обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, автоматизированных информационных систем, систем и средств связи, межведомственного информационного взаимодействия, реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задачи осуществления полномочий, возложенных на МВД России, внутренних войск МВД России. Уважаемые граждане, обращаем Ваше внимание, что в компетенцию ДИТСиЗИ МВД России не входят вопросы борьбы с преступностью в информационной сфере, мошенничеством, незаконным оборотом наркотиков, оружия и иными преступлениями, а также информируем, что Департамент не осуществляет оперативно-разыскные мероприятия.

Управление «К» МВД России
Пресечение фактов создания, использования и распространения вредоносного программного обеспечения. Пресечение неправомерного доступа к компьютерной информации. Пресечение распространения в информационных и телекоммуникационных сетях объектов авторского права, связанного с преодолением их средств защиты от незаконного тиражирования. Противодействие незаконному обороту специальных технических средств. Противодействие хищениям, совершенным с использованием поддельных платежных карт, а также путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации. Борьба с изготовлением и распространением в телекоммуникационных сетях порнографических материалов с участием несовершеннолетних.

Главное управление по вопросам миграции

Управление по организации дознания
осуществляет ведомственный контроль за деятельностью дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации; обеспечивает эффективность деятельности подразделений дознания в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, относящихся к подследственности дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. Оценка действий и решений иных сотрудников органа дознания (в том числе участковых уполномоченных полиции, оперуполномоченных УР и ЭБиПК, инспекторов по делам несовершеннолетних) в компетенцию УОД МВД России не входит.

Главное управление по контролю за оборотом наркотиков
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 для направления сведений об интернет-ресурсах, располагающих, по Вашему мнению, информацией о наркотических средствах и психотропных веществах, а также иной запрещенной информацией, необходимо воспользоваться электронной формой приема обращений, расположенной на официальном сайте Роскомнадзора по адресу: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/.

Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Осуществление оперативно-розыскной деятельности в полном объеме, в том числе организация оперативно-профилактических операций, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе совершенных организованными группами, преступными сообществами, носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Участие в мониторинге наркоситуации в Российской Федерации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Выдача в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений МВД России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Организационное обеспечение деятельности Государственного антинаркотического комитета.

Управление международного сотрудничества МВД России

Национальное центральное бюро Интерпола МВД России
Национальное центральное бюро Интерпола МВД России является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации
Информационное сопровождение деятельности МВД России, реализация информационной политики ведомства, обеспечение деятельности Общественного совета при МВД России, обеспечение функционирования официального сайта МВД России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Телефон горячей линии МВД создан с целью предотвращения нарушений прав граждан со стороны сотрудников органов внутренних дел, а также для фиксации информации, когда сотрудников органов склоняют к правонарушениям или коррупционным действиям в процессе исполнения ими служебных обязанностей.

Телефон горячей линии МВД

Что можно выяснить по телефону МВД?

В каком случае поддержка не сможет помочь?

Компетентность операторов

Телефон горячей линии МВД

Единый номер горячей линии МВД 8-800-222-74-47.

Также в  систему горячей линии входит множество телефонов доверия территориальных органов МВД. Для поиска номера телефона подразделения МВД в регионе, необходимо пройти по ссылке https://xn--b1aew.xn--p1ai/contacts/sites.

Бесплатная горячая линия

Звонки по телефону 8-800-222-74-47 бесплатные, линия работает круглосуточно.

Звонки на стационарные телефоны региональных органов с городского телефона бесплатны, с мобильных устройств оплачиваются в соответствии с тарифами вашего оператора мобильной связи.

Горячая линия ГУ МВД

В Главном управлении МВД России также как и в других подразделениях МВД функционирует телефон доверия.

8 (495) 694-92-29

По этому телефону граждане могут сообщить о противоправных действиях сотрудников внутренних дел. Информация принимается круглосуточно. Обращение записывается техническими средствами, регистрируется и передается на рассмотрение соответствующим службам. Звонки на линию не анонимные. Гражданам при обращении необходимо указать сведения о себе ФИО, адрес проживания и телефон для контактов.

Что можно выяснить по телефону МВД?

Телефон горячей линии не предполагает предоставления какой-либо справочной информации, а существует для того, чтобы граждане могли препятствовать правонарушениям и преступлениям, которые совершаются при содействии работников МВД. С этой целью вы можете сообщить о фактах, которые стали вам известны для их проверки и предотвращения.

В каком случае поддержка не сможет помочь?

Телефон поддержки не поможет, если цель звонка – жалобы, замечания и предложения, не содержащие информации о правонарушении. Такие жалобы принимаются в письменном виде или на личном приеме в органах внутренних дел или в вышестоящих организациях, органах прокуратуры, органах государственной власти.

Другие способы связи

Можно оставить сообщение, позвонив на телефон службы «02». Оперативный дежурный должен представиться, выслушать абонента, записать его данные, сообщить порядок предоставления информации, зафиксировать обращение и передать по подследственности.

Электронная почта

Выделенного адреса электронной почты для направления обращений не предусмотрено. Вместо этого каждый гражданин может воспользоваться сервисом «Онлайн приемная» и отправить обращение путем заполнения специальной формы.

Обращение на сайте

Для перехода в Онлайн приемную необходимо на главной странице сайта выбрать пункт меню (расположено в правой стороне экрана) «Прием обращений» и заполнить открывшуюся форму. Перед тем, как откроется форма, вам будет предложено ознакомиться с порядком подачи обращений, разъяснены ваши права и обязанности. Чтобы продвинуться дальше, необходимо согласиться с прочитанным.

Компетентность операторов

Любое обращение, отправленное по телефону горячей линии, подлежит рассмотрению. Это предусмотрено инструкциями. Результат рассмотрения дела сообщается заявителю.

Административный порядок обжалования

Административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) МВД России, его территориальных органов и их должностных лиц

На основании положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1), право на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Статья 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет право гражданина, считающего, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.

Внесудебный (административный) порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции регламентируется:

— Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Основания для обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции определены в части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Такими основаниями являются:

— нарушение прав и свобод гражданина;

— создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;

— незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы содержатся в статье 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

— жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме;

— жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта государственного органа, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

1) наименование органа либо должностного лица органа, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа либо должностного лица органа.

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, либо должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в орган, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:

— удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах.

— отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении.

Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право обращаться в вышестоящий орган, должностному лицу в соответствии с их полномочиями для подачи заявления, жалобы и иных обращений.

Срок разрешения жалобы гражданина в вышестоящий орган, должностному лицу:

— на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления;

— на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на процессуальные действия и решений суда и должностных лиц, осуществляющих

уголовное судопроизводство.

Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право обращаться в вышестоящий орган, должностному лицу в соответствии с их полномочиями для подачи жалобы.

Срок разрешения жалобы гражданина в вышестоящий орган, должностному лицу прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривает норму, при которой каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

30.12.2020

Жалоба на действия сотрудника полиции может быть направлена как его руководителю, руководителю подразделения (отдела, отделения и т.п.), так и начальнику полиции, а равно начальнику органа внутренних дел, в котором сотрудник полиции служит. Жалоба может быть направлена также начальнику вышестоящего органа внутренних дел.

Обжалование действий (решений) сотрудника полиции прокурору предполагает направление жалобы надзирающему прокурору, то есть, как правило (если речь не идет о полиции специализированных органов внутренних дел), прокурору того же административно-территориального образования либо вышестоящему прокурору.

 Обжалование действий (решений, бездействия) сотрудника полиции в суд осуществляется в порядке уголовного или гражданского процесса. Порядок обращения в суд с жалобой на действия (решения) дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания), а также судебный порядок рассмотрения жалоб в уголовном процессе урегулирован ст. 125 УПК РФ.

Постановления дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания) об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные его решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, обжалуются в суд по месту производства предварительного расследования.

К иным решениям и действиям дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, как минимум следует относить задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, возбуждение уголовного дела.

В соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Исходя из этого жалоба лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, его защитника или законного представителя относительно законности и обоснованности задержания должна приниматься судом к производству и разрешаться по существу применительно к порядку и по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством.

Форма рассматриваемой жалобы в уголовном процессе законом не регламентирована. Поэтому нечеткость формулировок жалобы не может служить поводом для отказа в принятии ее судом к своему производству.

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через сотрудника полиции, уголовно-процессуальное действие (решение) которого обжалуется.

Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека, а также Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» значительно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц, государственных служащих. В настоящее время часть жалоб на действия сотрудников полиции подлежит рассмотрению в рамках гражданского процесса.

Из содержания ч. 1 ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» следует, что оспариваться могут не только действия сотрудников полиции, но и их решения.

Подача заявлений (жалоб) в суд в рамках гражданского судопроизводства осуществляется в соответствии с требованиями ст. ст. 254 — 256 ГПК РФ.

Если лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, узнало об этом и полагает, что его права и законные интересы ущемлены, то оно имеет право на оспаривание этих действий и судебную защиту и в порядке судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, может обращаться в суд в соответствии с установленной подсудностью, пользоваться услугами адвоката или иной квалифицированной юридической помощью.

Каждый гражданин по своему усмотрению решает, куда ему обратиться с жалобой (заявлением): либо непосредственно в суд, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, если считает, что нарушены его права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Обращение гражданина с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не лишает его права на обращение в суд с аналогичным заявлением, если вышестоящим в порядке подчиненности органом или должностным лицом в удовлетворении жалобы было отказано полностью либо частично или когда гражданин не получил ответа в течение месяца со дня подачи жалобы вышестоящему органу или должностному лицу, государственному служащему (ч. 2 ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Причем законодатель не запрещает направлять жалобу одновременно в несколько инстанций. Каждая из инстанций должна принять и рассмотреть жалобу в переделах своей компетенции.

Направленное в суд заявление, оспаривающее действия (решения) сотрудника полиции, оформляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, и оплачивается государственной пошлиной в установленном ст. 333.19 НК РФ размере.

С учетом требований ст. 131 ГПК РФ к форме и содержанию подаваемого искового заявления в заявлении, о котором здесь идет речь, в частности, должно быть указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.

К основаниям обжалования могут быть отнесены действия (бездействие) сотрудника полиции в результате которых:

– нарушены права, свободы и законные интересы;

– созданы препятствия осуществлению прав и свобод;

– незаконно на перечисленных выше субъектов, возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к какой-либо ответственности.

Жалоба на действия сотрудника полиции может быть направлена как его руководителю, руководителю подразделения (отдела, отделения и т.п.), так и начальнику полиции, а равно начальнику органа внутренних дел, в котором сотрудник полиции служит. Жалоба может быть направлена также начальнику вышестоящего органа внутренних дел.

При этом как альтернатива, возможно обжалование действий (бездействий) сотрудника полиции прокурору, это означает направление жалобы надзирающему прокурору, то есть, прокурору того же административно-территориального образования либо вышестоящему прокурору, за исключением обжалования действия (бездействия) сотрудника полиции специализированных органов внутренних дел.

Обжалование действий (решений, бездействия) сотрудника полиции в суд осуществляется в порядке уголовного – ст. 125 УПК РФ или гражданского процесса, регламентируемы ст. ст. 254 — 256 ГПК РФ.

То есть постановления дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания) об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные его решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, обжалуются в суд по месту производства предварительного расследования. К иным решениям и действиям дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, к примеру, сюда следует относить задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, возбуждение уголовного дела.

Форма рассматриваемой жалобы в уголовном процессе законом не регламентирована. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через сотрудника полиции, уголовно-процессуальное действие (решение) которого обжалуется.

Подача заявлений (жалоб) в суд в рамках гражданского судопроизводства осуществляется в соответствии с требованиями ст. ст. 254 — 256 ГПК РФ. Согласно которым, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст.ст. 24 — 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Направленное в суд заявление, оспаривающее действия (решения) сотрудника полиции, оформляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, и оплачивается государственной пошлиной в установленном ст. 333.19 НК РФ размере.

С учетом требований ст. 131 ГПК РФ к форме и содержанию подаваемого искового заявления в заявлении, о котором здесь идет речь, в частности, должно быть указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ. 

Нередко граждане сталкивались с незаконными действиями сотрудников полиции. К наиболее распространенным нарушениям можно отнести отказ в приеме заявлений, необоснованное принятие процессуальных решений.

В соответствии со статьей 53 Федерального закона «О полиции» действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Если в действиях сотрудников полиции усматриваются признаки преступления (например, злоупотребление должностными полномочиями), то гражданину необходимо обратиться с письменным заявлением в органы Следственного комитета. При этом заявление должно содержать указание на то, что заявитель предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По общим правилам жалоба подается в письменном виде за личной подписью заявителя или за подписью его законного представителя (родителей несовершеннолетних), либо представителя по доверенности. Жалоба должна содержать: наименование органа, куда она подается, или сведения о должностном лице (фамилия, имя, отчество, должность), сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, место жительства), сведения о сотрудниках полиции, допустивших противоправные действия.

В жалобе кратко излагается суть обращения, описываются действия сотрудников полиции, указывается, какие именно права, свободы и законные интересы гражданина эти действия или бездействие нарушили.

Действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, при проведении доследственной проверки или при производстве по уголовному делу, могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке только участником уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения  затрагивают их интересы.

Необходимо отметить, что сроки обжалования незаконных действий сотрудников полиции, в том числе и при вынесении незаконных процессуальных решений, действующим уголовно-процессуальным законодательством не установлены, либо представители заявителей в том числе адвокаты.

Вместе с тем, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст.30.3 КоАП РФ, может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Вступившие же в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы только в порядке надзора.

Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила

Порядок обжалования действий сотрудников полиции

Нередко граждане сталкивались с незаконными действиями сотрудников полиции. К наиболее распространенным нарушениям можно отнести отказ в приеме заявлений, необоснованное принятие процессуальных решений.

В соответствии со статьей 53 Федерального закона «О полиции» действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Если в действиях сотрудников полиции усматриваются признаки преступления (например, злоупотребление должностными полномочиями), то гражданину необходимо обратиться с письменным заявлением в органы Следственного комитета. При этом заявление должно содержать указание на то, что заявитель предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По общим правилам жалоба подается в письменном виде за личной подписью заявителя или за подписью его законного представителя (родителей несовершеннолетних), либо представителя по доверенности. Жалоба должна содержать: наименование органа, куда она подается, или сведения о должностном лице (фамилия, имя, отчество, должность), сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, место жительства), сведения о сотрудниках полиции, допустивших противоправные действия.

В жалобе кратко излагается суть обращения, описываются действия сотрудников полиции, указывается, какие именно права, свободы и законные интересы гражданина эти действия или бездействие нарушили.

Действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, при проведении доследственной проверки или при производстве по уголовному делу, могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке только участником уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения  затрагивают их интересы.

Необходимо отметить, что сроки обжалования незаконных действий сотрудников полиции, в том числе и при вынесении незаконных процессуальных решений, действующим уголовно-процессуальным законодательством не установлены, либо представители заявителей в том числе адвокаты.

Вместе с тем, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст.30.3 КоАП РФ, может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Вступившие же в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы только в порядке надзора.

Прокуратура Дзержинского района г.Нижнего Тагила

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Преднизолон 5 миллиграмм инструкция по применению
  • Руководство по капитальному ремонту высоковольтного выключателя
  • Массажная ванночка для ног vitek инструкция по применению
  • Инструкция к телефону texet tx d6605a
  • Tekna dpz 602 руководство по эксплуатации