«Спектакли как дети». Интервью с худруком Московского театра кукол Борисом Голдовским
Фото М. Денисова. Mos.ru
Московский театр кукол — один из самых популярных в столице. Зрители — не только дети, но и взрослые, — уходят с улыбкой и всегда возвращаются. Секрет прост: спектакль обязательно должен проникать глубоко в душу, считает художественный руководитель Борис Голдовский. На днях он получил премию Москвы за большой вклад в развитие и популяризацию искусства кукольного театра и многолетнюю научную и педагогическую деятельность. О своем пути он рассказал в интервью mos.ru.
— Борис Павлович, как вы поняли, что хотите связать жизнь с театром?
— Я всегда хотел работать в этой сфере, но никогда не думал, что буду работать именно с куклами. Я родился в Москве, с детства посещал театры. После школы я очень хотел поступить на актерский факультет, подавал документы во все театральные училища. Но не получилось — и я пошел работать осветителем в Театр имени Моссовета. Это было золотое время: там работали Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Юрий Завадский, ставили великие спектакли. Через несколько лет меня забрали в армию.
— Но и там не забывали про театр.
— Да. Я отслужил три года в Кронштадте, на крейсере «Киров». Когда меня время от времени отпускали на берег, ходил в Дом офицеров, в народный театр — играть. А когда вернулся в Москву, поступать было поздно — прошли все сроки. Но я узнал, что актеров обучают еще и в студии Московского театра кукол. Так я попал сюда.
Я работал в этом театре осветителем и учился: сценическая речь, танец, кукловождение, вокал. Окончив студию, поступил на театроведческий в ГИТИС — попал к замечательному Павлу Маркову, первому завлиту Московского художественного театра. К тому времени я уже интересовался куклами, писал о них для студенческих изданий. Однажды ко мне подошел Павел Александрович и сказал: «Знаешь, Борь, а займись ты куклами. Ниша почти свободная, ты там можешь делать все что хочешь».
— Что было потом?
— После института пошел работать в Московский областной театр кукол на Таганке, пробыл там 15 лет в качестве заведующего литературной частью. Сотрудничал с очень интересными людьми. Как-то прочел книжку «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского, позвонил ему, предложил написать пьесу. Также начал сотрудничать с Григорием Остером, Феликсом Кривиным, Сергеем Козловым и другими писателями. А потом неожиданно позвонил Сергей Образцов с предложением возглавить литературную часть Государственного академического центрального театра кукол.
«Никто не знал одного и того же Образцова»
— Вы были с ним знакомы до его звонка?
— Нет, но мы виделись — на каких-то совещаниях, торжествах. Он читал тексты, которые я писал на тему кукол в журналы и газеты. Честно говоря, я не хотел к нему идти. Прежде всего, в театральном мире у меня уже было свое имя, меня знали. Я понимал, что перестану быть Борисом Голдовским, а стану завлитом театра Образцова. Он звонил мне несколько раз, и в итоге я сдался. Образцов был гением: создал великие спектакли, роскошную библиотеку, рукописные фонды, музей; сумел организовать работу порядка 400 человек. Музей, кстати, был огромным, но ни разу не выезжал на выставки за рубеж или по России. Я начал работать над этим; добился, чтобы у музея были запасники; организовал отдел, который выпускал книги о куклах. Сам тоже их писал — сейчас у меня насчитывается больше 30 книг. Сергей Владимирович, конечно, это все поддерживал.
— Каким он был человеком?
— Чрезвычайно интересным. Я даже написал о нем книгу «Сергей Образцов: документальный роман», она вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Интересно, что никто не знал одного и того же Образцова. Вы можете спросить десятки человек, которые были с ним знакомы: один вам скажет, что он был потрясающим голубятником, другой — что он знал все о животных, третий — что он был прекрасным художником. Четвертый решит, что у него был отвратительный характер и никакого режиссерского таланта; пятый докажет, что он, наоборот, был гением; шестой назовет его тираном, а седьмой — душевным человеком. Я тоже застал «своего» Образцова. Помню, захожу к нему в кабинет и вижу, что большой бюст Ленина, который стоял там на самом видном месте, поставлен носом в угол. Спрашиваю, почему, а он отвечает: «Ленин обещал, что будет коммунизм. А сейчас посмотрите, что на улицах творится. Пусть стоит в углу». Был 1990 год, время не самое приятное.
— А каким оно было для театра кукол? В 1989 году вы как раз участвовали в создании Московского театра детской книги «Волшебная лампа».
— Для нас это было волшебное время — именно потому, что можно было создавать новые театры. Известный режиссер театра кукол Владимир Штейн и художник Марина Грибанова, его жена, решили сделать свой театр. Володя попросил, чтобы я у него поработал завлитом, я согласился — сотрудничал и с ними, и с Образцовым. Вместе мы организовали и большой международный фестиваль «У волшебной лампы».
«От кукол никуда не деться»
— Почему вы вернулись в Московский театр кукол?
— В 1992 году, когда Сергея Владимировича не стало, его театр переживал не самые легкие времена. Я стал заместителем директора по творческой части. Работы была интересная, и ее было много. Кроме выпуска новых спектаклей, нужно было создать Мемориальный музей-квартиру С.В. Образцова, Международный фестиваль театров кукол имени С.В. Образцова «Образцовфест», установить памятник Сергею Владимировичу на Садовом кольце и многое другое… Все получалось. Но моим рабочим местом в театре был кабинет, где когда-то работал Образцов. И я часто думал, что приходят-то не ко мне, а к его старому креслу… А мне всегда хотелось, чтобы все-таки ко мне приходили. В общем, понял, что дальше так не хочу. Я проработал в театре Образцова больше двадцати лет, очень его люблю, но решил все же уйти.
Я ушел в марте 2012-го — лет мне было уже много, хотел заниматься чем-то спокойным, писать книжки. Я даже уехал на Кипр, чтобы там обосноваться. А потом обратил внимание, что кипрская деревня, где я жил, называется Куклия. Посмеялся: судьба! А через полтора года раздался звонок: звонил один из прежних директоров театра Образцова, которого назначили директором Московского театра кукол. Он просил моей помощи по творческой части — репертуар театра находился в плачевном состоянии. Я, человек несколько сентиментальный, вспомнил, что в этом театре начинал свою «кукольную биографию» и согласился.
— Первое, что вы сделали, — привели в порядок репертуар. Как он создается?
— Я должен видеть, что предлагаемый к постановкам литературный материал метафоричен и актуален. И если это талантливый рассказ, повесть, пьеса, на тему которых можно пофантазировать, если вижу, что режиссер влюблен в этот материал, то понимаю, что нужно переносить это на сцену.
— Какой из спектаклей нового сезона вы сами особенно ждете?
— Жду все. Это как дети — нельзя выбрать. Жду «Минотавра» Фридриха Дюрренматта, потому что его оформил новый художник Елисей Шепелев в сотрудничестве с талантливым режиссером Натальей Пахомовой. Спектакль обещает быть мощным, сильным. Жду и «Сказки братьев Гримм», составленный из знаменитых произведений. Жду «Достоевский фест», который пройдет с 24 сентября по 2 октября. Участвовать будут театры кукол со всей России. Покажем такие постановки, как «Преступление и наказание», «Бобок», «Крокодил», «Кроткая», «Белые ночи» и многое другое.
«Ко всем куклам отношусь одинаково»
— Расскажите, пожалуйста, о жизни кукол в вашем театре. Как они сюда попадают?
— У нас есть собственные мастерские по изготовлению кукол и марионеток. Режиссер с художником продумывают будущий спектакль, мы вместе прикидываем, как и что будет, затем художник предлагает эскизы. Если это подходит, сразу приступают к изготовлению. Потока нет, каждая кукла индивидуальна.
— Может ли одна кукла исполнять несколько ролей?
— Нет, у каждой только одна роль. Другое дело, когда для спектакля могут быть задействованы несколько копий одной куклы: первая бегает, вторая летает, третья нагибается, четвертая еще что-то делает. После того как спектакль уходит из репертуара, они отправляются в наш музей.
— У Сергея Образцова была кукла-символ — Тяпа…
— Да. Помню, что он называл ее «самым старым ребенком в мире». Сергей Владимирович однажды сказал: «Странная вещь! Знаешь, я вот с этим Тяпой работаю уже 60 лет, а его белый халат до сих пор чистый. Я его везде беру с собой: разные города, концерты, люди, которые его трогают, — а халатик-то по-прежнему белоснежный. Чудеса!»
— А у вас есть любимая кукла?
— Любимой нет, я ко всем отношусь одинаково. У меня даже дома нет кукол. Но я их очень люблю, через них я лучше понимаю людей. Обратите внимание: куклы, сделанные в разные годы или даже века, отличаются от современных не нарядами, а выражением лиц, взглядом. Это своеобразный портал, через который мы можем представить, какими тогда были люди. Через кукол мне любопытно смотреть на прошлое.
— Сотрудники театров кукол обычно против определения «кукольный театр». Но вы используете его в названии своей книги «Записки кукольного завлита». Ирония?
— Наверное, да. Действительно, многие не любят выражение «кукольный театр» — под этим будто подразумевается что-то ненастоящее, хотя для того, чтобы поставить спектакль, нам требуется даже больше сил, чем в обычном драматическом театре.
— Борис Павлович, есть ли проекты, которыми вы занимаетесь сегодня, кроме театра?
— Да. Сейчас я сотрудничаю с Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина. Мне отвели одно из зданий, чтобы я создал там Музей театров для детей и юношества и театров кукол. Концепция уже готова, теперь дело за дизайнерами и режиссером. Думаю, что через год-полтора мы уже сможем позвать первых гостей.
— Что из того, что вы сделали за все время работы в театре кукол, вам особенно близко? Что было самым важным?
— Не могу выделить что-то одно. Но ключевой стала встреча с Сергеем Владимировичем. Было важно познакомиться с ним и понять, чем и как живет театр. Еще я понял, что, оказывается, дело не в самом театре. Дело в том, что мы работаем, чтобы изменить мир к лучшему — пусть даже с помощью кукол.
В этом
году Московский театр кукол отмечает юбилей – 85 лет. Это значительный срок
даже по меркам театра драматического. А уж для театра кукол – и вовсе целая
эпоха. Созданный в 1929 году как «Театр детской книги при Госиздате»,
он стал первым государственным кукольным театром в Москве. С тех пор он
придерживается сложившихся традиций, где основой репертуара стала детская
литература. «Чиполлино» и «Золушка», «Детская
королева» и «Аленький цветочек» – это такие базовые спектакли,
которые радуют юных зрителей во все времена. А на сегодняшний день театр открыт
новым формам. Приглашает к сотрудничеству лучших российских и зарубежных
кукольников, проводит мастер-классы и раз в год собирает коллег со всего света
на Московский международный фестиваль театров кукол.
Борис
Голдовский: Я абсолютно уверен, что эта жизнь продолжится.
Мне просто хочется, чтобы Московский театр кукол в этом здании, которое
возникло в середине XIX века, еще
100, 200, 300 лет сюда ходили и видели прекрасные кукольные спектакли, а потом
приводили своих детей и говорили: вы знаете, я сюда ходил, когда был маленький.
Это, наверное, самый лучший подарок для всех.
Борис
Павлович Голдовский, художественный руководитель Московского театра кукол,
доктор искусствоведения, российский историк театра, театральный критик,
драматург, сценарист. В прошлом руководитель литературного отдела знаменитого
Театра кукол имени Образцова. Основатель и исполнительный директор
Международного кукольного фестиваля имени Сергея Владимировича Образцова. Автор
многочисленных трудов по истории кукольного искусства.
Борис
Голдовский: Вот это наш театр. И он самый старый
профессиональный театр кукол в Москве. Это не значит, что в Москве раньше не
было профессиональных театров кукол. Они были. Но государственных не было. И в
1929 году такой замечательный человек Виктор Александрович Швембергер, режиссер,
драматург, актер, ученик Евгения Вахтангова, приехал в Москву из Чернигова.
Конечно же, ему захотелось, чтоб в Москве был государственный профессиональный
театр кукол.
И должен сказать, что он этого добился. Он придумал такое название — «Театр
детской книги», то есть театр, который бы пропагандировал чтение. Время еще
было такое, время пропаганды.
После того, как Виктор Александрович перестал руководить этим театром,
сюда пришел в качестве режиссера другой замечательный режиссер – Виктор
Алексеевич Громов. Он воспитал здесь потрясающую плеяду актеров. Вообще чем
всегда славился Московский театр кукол, где-то начиная с 1930-х годов и позже?
Как раз своими актерами. Вот как написано в документах, кукольникам очень не
нравится, и мне очень не нравится (кто это придумал, не могу понять) «артист-кукловод».
Это, на мой взгляд, очень неправильное и даже глупое название. Никакой он не
кукловод. Потому что он артист театра кукол.
Сейчас время, когда актер-кукольник должен быть хорошим драматическим
актером, должен блистательно водить куклу, безусловно. Причем, водить куклу в
разных системах. Как минимум должен владеть элементарным набором. Хорошо, чтобы
он умел, конечно, жонглировать. Хорошо бы, чтобы он владел акробатикой. Поэтому
сейчас в институтах, в театральных училищах воспитывают актеров именно вот
таких. Тех актеров, которые востребованы.
Московский театр кукол работал всегда для детей. Для детей лучше всего
– это классическая литературная сказка. Спросите у ребенка, что бы он хотел
посмотреть в кукольном театре. И он вам ответит, что он хотел бы посмотреть «Буратино»,
«Чиполлино», «Сказку об Аленушке и Иванушке» – им все
нравится. Почти все. И для того, чтобы понять, что извини, ты еще не мастер, нужно
поработать и для более взрослых и, извините, более требовательных зрителей. Поэтому для самого театра очень
полезно, чтобы там время от времени возникали спектакли, скажем, для
подростков, для юношества и для взрослых зрителей. Просто потому что
речь идет о мастерстве, об уровне мастерства. И тогда в этом случае и детские
спектакли… То, что называется «планка» детских спектаклей не падает.
Если лет 30 назад детей младше 5 и 6 лет в кукольный театр даже и не
пускали, в театр не пускали, и на билетах было написано, что нельзя, то сейчас,
если вы входите в наш театр, первый же зал, который есть – это зал «Театр
на ладошке», это 1+. Это спектакли для детей. Он только-только пытается
встать на ноги. Где-то от 1 до 3 лет. Дети сейчас взрослее. Они, наверное,
больше… Не могу сказать, что они больше умеют. У них немножко другой опыт.
У нас замечательные спектакли. Было бы странно, если бы я говорил иначе,
но они действительно замечательные. И режиссеры работают прекрасные. Наш театр
тоже достаточно много ездит, и на гастроли по России. Относительно недавно
вернулись из Якутии. Были еще во многих городах. Собираемся поехать сейчас на
Дальний Восток. Относительно недавно наш Петрушка и исполнитель главной роли,
будучи в Хорватии, получил гран-при как лучший актер. Алексей Шило, очень
хороший артист.
Мир кукол очень большой, огромный мир кукол. Куклы бывают очень разные,
систем их множество. За тысячелетия придумано бесчисленное количество. Но есть
какие-то основные системы: тростевые куклы, марионетки, перчаточные, теневые, планшетные
– много систем. Я бы очень хотел, чтобы наш актер, замечательный актер Алексей
Шило, он расскажет о системах кукол и покажет какие-то основные системы.
Алексей
Шило: Начнем с тростевой куколки. Тростевая – потому что у нее есть трости.
Это кукла верховая, то есть она работает над ширмой. Мы откроем нашим зрителям
секрет: у тростевых куколок есть такой механизм, за эту ручку актер держит
куколку, а с помощью этой машинки, если мы двигаем ее вверх, то голова куклы
смотрит вверх, вниз – соответственно, вниз. Вверх, а вот вниз. А вот так мы
можем смотреть вправо или влево. Приятно было познакомиться. Это тростевая
кукла.
Кстати, очень интересная система, называется тантамареска. Почему
тантамареска? Когда вы приезжаете на курорт, то на набережной могли видеть
такие стенды с русалкой, с Нептуном и «Привет, Сочи-2015!» с прорезью
в этом стенде, то этот стенд и называется тантамареска. То есть мы из стенда
вырезаем, делаем объемными, надеваем недостающие элементы. Поэтому добрый
доктор Айболит под деревом сидит. «Приходи ко мне лечиться и корова, и
волчица, и жучок, и червячок, и медведица». Я думаю, он всех излечит,
исцелит, добрый доктор Айболит. Тантамареска.
Петрушка у нас пришел, кстати говоря, из Италии. Я бы назвал даже его
отца – это Пульчинелла, который ходил вот так по городам и столицам и однажды
забрел в настоящую заграницу, то есть, к нам. Вот, наши коллеги увидели и, не
спросясь, сделали своего Петрушку. Петрушки, да и все европейские петрушечные
персонажи говорят через пищик вот таким высоким-высоким пронзительным голосом,
который слышно за несколько кварталов. И, услышав его, люди сбегались и
смотрели представление Петрушки. То есть, у нас Петрушка.
И есть перчаточная кукла, потому что она похожа на перчаточку. Она так
называется.
Планшетная кукла. Вот утка из спектакля «Гадкий утенок». Вы
знаете, когда я детям рассказываю: а знаете, почему эта кукла называется
планшетная? 90% детей говорят: потому что она управляется с помощью планшета.
Это нормально. Планшет – это просто поверхность, на которой играет эта кукла. Более
открытый прием, когда видно и куклу, и актера.
Есть система, которая называется паркетная. Эта кукла ходит по паркету.
Старость – не радость. Забыл, я напомню, что он из сказки «12 месяцев».
Он тот учитель, который знает, откуда и куда летит ласточка весной.
Интересная схема, которая похожа на тантамареску. И название у нее тоже
очень похоже. Только она называется антамареска. И которая надевается на
голову. «С праздником, что ли. Приходите».
Борис
Голдовский: Куклы – это же наше с вами отражение. Во все
времена так было. И даже по их технологическим системам, если подумаете,
вдумаетесь, смотрите, начало XX века,
такое своеобразное дореволюционное время. Время, когда все чего-то ожидали, ожидали
какого-то события. Как бы кукольник охарактеризовал это время? Да как они его
сами характеризовали. Это было время марионетки – куклы на нитях.
Потом после революции 1917 года марионетка, технологическая система,
как будто бы почти совсем исчезла. Какая стала главная технологическая система
куклы? Петрушка. Вот такой, знаете, брутальный земной персонаж, достаточно
простой в управлении. Время 1920-1930-х годов — это время Петрушки, время
агитационного театра. Потом 1940-е годы – война. И после войны, когда
захотелось чего-то… Когда возникло время, когда людям хотелось какой-то
романтики, какой-то волшебной истории, другой пластики, другого жеста. И
появилась такая называемая тростевая кукла. Кукла, которую мы знаем по
волшебной лампе Аладдина, да даже по «Необыкновенному концерту»,
кукла вот с таким жестом.
Снова шло время. И вот Петрушки, марионетки, куклы-маски – все это
стало соединяться в одном спектакле. Вот такой винегрет. Это для меня такое
время оттепели. Потом это закончилось, и началось время планшетных кукол. Вот
эта кукла — планшетная. Она очень напоминает марионетку, но с оборванными
нитями. Такое время. А сейчас-то какое время, и вообще какое время будет тогда
применительно к куклам?
И знаете, что я ответил? Посмотрите вокруг себя, посмотрите на улицу,
зайдите в кино – что вы там увидите? Вы там увидите механическую куклу. Сейчас
ее называют роботом. У нас, у кукольников, это называется кукла-автомат. Такое
время автоматов. Потом это время тоже пройдет, и настанет время других кукол.
Какое время? Посмотрим.
Детский театр, мне кажется, начинается с родителей, потому что должно
быть у родителей что-то, чтобы подвигло их привести своего ребенка в театр. Потому
что я знаю таких детей, у которых родителям даже в голову не приходит привести
их в театр, хотя бы с малого возраста.
А потом уже, конечно, все зависит от театра. Потому что, если ребенок
зашел в театр, и он уже не хочет отсюда уходить, если ему не страшно, если ему
интересно, потому что настоящий театр вбирает в себя это. Это такой особенный
мир. А театр кукол – это вообще такой параллельный мир. Но самое главное, чтобы
в театре работали талантливые люди, которые действительно любят детей, и чтобы
в этом театре были талантливые спектакли.
Чем больше там будет работать талантливых людей во всем – талантливых
билетеров, талантливых актеров, талантливых художников, мастеров по
изготовлению кукол, талантливых уборщиц… И, когда концентрация таланта, что называется,
достигает определенного уровня, тогда возникает театр. Потому что, когда этого
нет, он остается просто культурно-развлекательным учреждением. А это еще не
театр.
Вы знаете, театр, который только развлекает – это зрелище. Это не
театр. Театр – это другое. Театр – это не только блеск огней и роскошь
декораций. Все-таки самое главное в театре кукол – это душа. Куклы помогают
расти душе человека. Вот это очень важно. Это такой действительно проводник в
другой мир.
Смотрите, куклы на витрине. Вы идете мимо витрины, смотрите в эту
витрину. А если там манекен, вот эта кукла хорошо одета, и вам это нравится, вы
себя представляете в этой одежде средь шумного бала случайно, да? Вот, хорошо
бы.
Либо кукла, скажем, в языческой религии. Потому что она тоже была
проводником куда-то в иные миры. Либо кукла в театре — когда хороший, настоящий
спектакль вы смотрите, вы оказываетесь в некоем другом мире. То есть, это такие
ворота, такие ворота в какой-то другой мир. Театр – это один из способов
передачи энергии. И если, допустим, драматический театр напоминает мне такой
большой теннис, где на сцене актер… Вот он подает мяч в зрительный зал. И, если
все хорошо, ему возвращается этот мяч, и идет такое чудное действо, которое и
называется театром. Это не только зрелище. Это как раз вот эти замечательные
эмоциональные волны, которые идут в зрительном зале. А кукольный театр – это то
же самое. Только это не большой теннис, а пинг-понг. Но способ передачи
энергии.
Мне очень хочется, я верю в это, что наш театр, который в Москве
известен давно, что сюда будут приходить все больше, больше и больше, и что он
займет свое место в театральной Москве, то место, которое он давно и по праву
заслуживает. Я думаю, что Московский театр кукол в этом смысле и театр, потому
что большинство людей, которые здесь работают, во-первых, его очень любят,
во-вторых, они люди профессиональные, и в-третьих — они не могут, не умеют
работать плохо. Поэтому я очень рад, что моя судьба сложилась так, что я сейчас
в Московском театре кукол. С этого театра я ведь когда-то начинал. В 1972 году
я сюда поступил учиться на артиста-кукольника.
И так сложилось, что больше, чем через 40 лет я сюда вернулся. Это
странно, но, видимо, по судьбе.
Труппа
-
Адиль-Искендер
заслуженный артист РФ
-
Андрей Абельцев
- Василий Аникеев
- Артур Арутюнов
-
Владимир Беркун
заслуженный артист РФ
- Юлия Бобровская
-
Халися Богданова
лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Роман Богомольный
заслуженный артист РФ
-
Людмила Бурмистрова
заслуженная артистка РФ
- Сергей Бусаров
-
Анатолий Вещиков
заслуженный артист РФ
-
Федор Виолин
народный артист РФ, народный артист Республики Северная Осетия-Алания
-
Мария Вольфсон
-
Виктор Воеводин
заслуженный работник культуры РФ
- Светлана Воронкова
-
Алия Гаттарова
- Донат Гильманшин
- Александр Городиский
- Вячеслав Глушков
-
Александра Горбунова
заслуженная артистка РФ
-
Константин Дубичев
заслуженный артист РФ
-
Марина Дунаева
- Михаил Евченко
- Александр Захарьев
- Эвелина Исламова
- Владислав Камышников
-
Роман Квашнин
- Елена Ковальчук
- Максим Кустов
-
Александр Кузьмин
- Екатерина Малетина
- Владислав Михайлов
- Яна Михайлова
-
Марина Москаленко
- Ирина Ланкина
-
Андрей Нечаев
заслуженный артист РФ, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Илья Обухов
- Ирина Осинцова
- Татьяна Писклова
- Анна Родоная
-
Татьяна Сергеева
заслуженная артистка РФ
-
Татьяна Сметанина
заслуженная артистка Республики Бурятия
- Янина Смоленская
- Анна Суворова
- Николай Сутормин
- Кирилл Сухановский
-
Любовь Тепер
заслуженная артистка РФ
- Ирина Федорова
- Екатерина Хворостенко
- Венчислав Хотяновский
-
Оксана Чабанюк
заслуженная артистка РФ
- Вера Черкинская
-
Дмитрий Чернов
заслуженный артист РФ, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
- София Элик
Дирекция
-
Елена Николаевна Булукова
Директор театра
-
Юлия Викторовна Батырбекова
Заместитель директора по финансовым и общим вопросам
-
Илья Валериевич Морозов
Заместитель директора по правовому обеспечению
-
Наталия Евгеньевна Афанасьева
Советник директора
-
Дарья Фёдоровна Винникова
Главный бухгалтер
-
Юрий Николаевич Чеботарев
Начальник штаба ГОЧС и безопасности
Художественно-руководящий состав
-
Борис Константинов
Главный режиссёр
заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Виктор Антонов
Главный художник
лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Екатерина Образцова
Режиссёр-постановщик
заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания
-
Виктор Никоненко
Художник-постановщик
лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», заслуженный художник РФ
-
Нина Монова
Руководитель литературно-драматургической части
заслуженный работник культуры Российской Федерации
-
Евгений Ласточкин
Звукорежиссёр
-
Павел Бызов
Художник по свету
-
Николай Шамшин
Заведующий музыкальной частью
-
Елена Мерлина
Заведующая труппой
-
Ольга Жарченкова
Помощник режиссёра
-
Людмила Павлова
Помощник режиссёра
-
Екатерина Чевская
Репетитор по вокалу
-
Яана Вескивяли
Помощник режиссёра
Администрация
-
Лилия Воеводина
Заведующая службой зрительской части
-
Кристина Сеслова
Главный администратор
-
Ольга Фаизова
Заведующая службой продаж
-
Ольга Оломская
Начальник гастрольной службы
-
Наталья Суконкина
Начальник отдела программ и проектов
-
Татьяна Журавлёва
Начальник отдела кадров
Музей
-
Галина Широкова
Заместитель начальника музейного отдела
-
Гордий Салтыков
Главный хранитель
-
Маргарита Муравьева
Хранитель объемных фондов
-
Мария Ильина
Хранитель архивных фондов
-
Юлия Бурова
Ведущий специалист по организации и проведению экскурсий
Постановочная часть
-
Рушан Исмагилов
Заведующий художественно-постановочной частью
-
Марат Байрамов
Заместитель заведующего художественно-постановочной частью
-
Валентина Ишутина
Заведующая мастерскими
-
Светлана Бузина
Заведующая цехом звукооформления
-
Лейла Курихина
Заведующая реквизиторским цехом
-
Наталья Кулиш
Заведующая костюмерным цехом
-
Сергей Савельев
Художник-конструктор художественно-технологического бюро
-
Елена Прохорова
Заведующая электроосветительским цехом
-
Юлия Сухановская
Заведующая гримёрным цехом
Художественно-производственные мастерские
-
Александра Громова
Художник, художник-технолог
-
Наталья Розанова
заведующая пошивочным цехом
-
Николай Миненков
Заведующий столярным цехом
-
Михаил Телегин
Художник-технолог
-
Вера Чернецова
художник — изготовитель игровых кукол
заслуженный работник культуры РФ
-
Маргарита Леонова
художник-исполнитель
- Анна Лиханова
- Борис Прудников
- Вера Жукова
- Дарья Куренная
- Дарья Столярова
- Егор Тукмачев
- Надежда Балыбердина
- Елена Гречишникова-Зарина
- Надежда Козлова
- Ольга Асташина
- Ольга Афанасьева
- Ольга Казакова
- Светлана Каназирская
- Татьяна Рева
- Фаина Хлебникова
- Олег Ермаков
Команда Детской студии
-
Борис Константинов
Художественный руководитель
-
Ольга Лиштванова
Руководитель детской студии
-
Михаил Плутахин
Руководитель группы
-
Наталья Михайлова
Руководитель группы
- Вяра Сергачёва
-
Павел Бызов
Художник по свету
Приглашенные
-
Александр Александров
Композитор
-
Владимир Ананьев
Режиссер по пластике
-
Виктория Арутюнова
Актриса
-
Евгений Бачурин
Композитор
-
Александр Блок
Композитор
-
Ольга Боголюбова
Художник
-
Андрей Буданов
Автор музыкального оформления
-
Иван Герасимов
Актёр
-
Геннадий Гладков
Композитор
народный артист РФ
-
Борис Голдовский
Автор
заслуженный работник культуры Российской Федерации, доктор искусствоведения. Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства (2021)
-
Александра Дашевская
Художник
-
Елизавета Дворкина
Художник
заслуженный художник РФ
-
Вадим Дуленко
Режиссер, дизайнер видео
-
Максим Дунаевский
Композитор
народный артист РФ
-
Иван Дыма
Музыкант
лауреат международных конкурсов
-
Маргарита Журавская
лауреат международных конкурсов
-
Александр Журбин
Композитор
заслуженный деятель искусств РФ
-
Александр Зацепин
Композитор
народный артист РФ
-
Евгений Иванов
Автор музыкального оформления
-
Хироко Ивахара
Педагог
-
Федор Квашнин
Актёр
-
Алексей Козлов
Композитор
народный артист РФ
-
Лёша Кот
Хореограф
-
Наталия Корнилова
Художник по костюмам
-
Михаил Кривенко
Художник
-
Нина Литварь
Балетмейстер, профессор МГАХ
-
Андрей Лучин
Режиссёр
-
Юлия Михеева
Видеохудожник
-
Катя Миц
Композитор
-
Илария Никоненко
Художник по костюмам
-
Николай Орловский
Композитор
-
Валентина Останькович
Художник
лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Александра Павлова
Художник — постановщик
-
Александра Павлова
Художник
-
Маргарита Панакова
Художник
-
Зиновий Паперный
Автор
-
Наталья Петрова-Рудая
Балетмейстер
-
Виктор Платонов
Художник
заслуженный художник РФ, лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Владимир Плисс
Композитор
-
Сергей Плотов
Писатель, поэт
-
Анастасия Подпорина
Художник
-
Светлана Рыбина
Художник
-
Моника Санторо
Актриса
-
Сергей Скорнецкий
Художник по свету
-
Муза Соколова
Художник
-
Павел Суворов
Дизайнер видео
-
Юрий Титов
Актёр, режиссёр, сценарист, композитор
-
Александр Чевский
Композитор
заслуженный деятель искусств РФ
-
Денис Шадрин
Режиссёр, композитор
лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Андрей Шарнин
Артист цирка, клоун
заслуженный артист РФ
-
Ольга Шестерикова
Актриса
заслуженный работник культуры РФ
-
Алексей Шишов
Режиссёр
лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Евгения Шахотько
Художник
лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Сергей Ягодкин
Режиссёр
-
Альбина Шестакова
Композитор
заслуженный работник культуры РФ
-
Евгений Цыганов
Актёр
лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Росита Рауд (Эстония)
Художник
-
Алексей Франдетти
Режиссёр
лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Андрей Рубцов
Композитор
-
Виктор Плотников
Художник
-
Алёна Хованская
Педагог по вокалу
-
Ефим Шифрин
Актёр
лауреат премии «Золотой Остап»
- Наталия Шнайдер
- Игорь Щеулов
-
Юрий Матвеев и Артём Якушенко
Дуэт «Белый острог»
- ________________________
Оркестр
- Артём Архипов
-
Евгений Баскаков
заслуженный артист РФ
- Даниил Волков
-
Владимир Гончаров
народный артист РФ
- Арсений Гурьянов
- Мария Дегтярева
-
Владимир Жуков
Настройщик
- Александра Журавлёва
- Владимир Капитанов
- Филипп Карандеев
- Вячеслав Карасёв
- Алиса Мандрик
- Елена Пожидаева
- Ирина Попова
- Анатолий Силин
-
Михаил Фадеев
заслуженный артист РФ
- Вячеслав Чухнов
Корифеи
-
Юрий Саульский
Композитор
-
Александр Синецкий
Художник
-
Лев Солин
Композитор
-
Владимир Дудкин
заслуженный артист РФ
-
Роберт Ляпидевский
народный артист РФ
-
Сергей Алимов
Главный художник (1999-2019)
народный художник РФ
-
Наталья Александрова
Композитор
-
Валентин Андриевич
Художник
- Вера Анисимова
-
Никита Богословский
Композитор
народный артист СССР
-
Алексей Бонди
Артист, сценарист
заслуженный артист РСФСР
-
Екатерина Борисова
Автор
-
Владимир Гарбузов
Художник
заслуженный работник культуры РСФСР
-
Зиновий Гердт
Артист
народный артист СССР
-
Нина Гернет
Автор
-
Андрей Денников
Артист, режиссёр
заслуженный артист РФ
-
Борис Каушанский
Артист
заслуженный артист РСФСР
-
Владимир Кусов
Артист, режиссёр
народный артист РСФСР
-
Вера Конюхова
Художник
заслуженный работник культуры РСФСР
-
Вадим Кочетов
Композитор
-
Юрий Милютин
Композитор
народный артист РСФСР
-
Эмиль Мэй
Режиссёр
-
Сергей Образцов
Основатель
народный артист СССР
-
Владимир Попрыкин
Артист, режиссёр
заслуженный артист РСФСР
-
Евгения Рубановская
Актриса
заслуженная артистка РФ
-
Семён Самодур
Артист, режиссёр
народный артист РСФСР
-
Алексей Соколов
Артист
лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
-
Евгений Сперанский
Артист, режиссёр
народный артист РСФСР
-
Алина Спешнева
Главный художник (1970-1984)
-
Григорий Теплицкий
Композитор
-
Вера Терехова
Художник
заслуженный работник культуры РСФСР
-
Борис Тузлуков
Главный художник (1936-1970)
заслуженный деятель искусств РСФСР
-
Леонид Хаит
Режиссёр
-
Илья Шахов
Композитор
-
Пауль Шенхоф
Художник
заслуженный деятель искусств Латвийской ССР
-
Ленора Шпет
Заведующая литературной частью
-
Владимир Штейн
Режиссёр
заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан
-
Елена Гвоздева
Художник
-
Илья Шахов
Композитор
-
Исидор Шток
Автор
-
Николай Солнцев
Художник
- Александр Лигусов
- Борис Киркин
- Екатерина Бабаева
-
Ева Синельникова
заслуженная артистка РСФСР
-
Илья Ягодин
Композитор
-
Игорь Якушенко
Композитор
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества
Балтайского муниципального района Саратовской области»
Методические рекомендации для руководителя кружка «Кукольный театр»
Автор: Бабошина Т.А.,
методист МБОУ ДОД ДДТ
с. Балтай, 2013 г.
От желания стать кукловодом до воплощения этой мечты один шаг. И никогда не поздно его сделать. Если душа взрослого человека жаждет чуда, а восхищение ребенка театром искреннее, то хоть раз в жизни им стоит статус «зрителя» сменить на «начинающего актера». И уже в новом амплуа следует ощутить вкус жизни, научиться играть так, чтобы зритель смог услышать биение сердца на первый взгляд, казалось бы, безжизненной театральной куклы.
Такого высокого уровня мастерства может достичь каждый, невзирая на возраст, характер, жизненный опыт. Главное не бояться и довериться профессионалам, ведь кукольный театр – это мир магии, чудес, лицедейства, где легче всего научиться владеть собой, вести искренние беседы.
Под руководством преподавателя можно будет примерять на себя роль сказочных персонажей, вечно печальный образ Пьеро или взрывной характер Арлекина, чтобы познать свою духовную сущность, определить уровень своего театрального мастерства, признать, что собственное «Я» многолико и богато образами.
Посещая занятия объединения «Кукольный театр», вам предстоит познать основы мастерства по созданию кукол, решиться на созидание индивидуального персонажа, которого проще всего будет озвучить и презентовать зрителям. Вложить душу и сердце, воображение и креатив в эскиз театральной куклы – это первый шаг становления начинающего актера, жаждущего создать уникальный образ, с которым легче начинать выступления.
Умение владеть голосом – это важная составляющая таланта актера театра кукол, ведь играть, копировать, подражать, меняя тональности и высоту голоса приходиться на каждом спектакле. Всему этому можно научиться легко и в процессе увлекательной игры с педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ. Здесь артисты вовлекаются в воображаемые ролевые игры, где смекалка, сообразительность и образное мышление созидательны, продуктивны.
Радость, грусть, тоска, умиленье – все эти чувства нотками будут играть в голосе кукловода, ведь на занятиях в объединении «Кукольный театр» юный артист будет учиться становиться профессионалом, властителем своего голоса.
Последний этап перевоплощения – это умение на сцене жить одним дыханием и одним сердцем с куклой, что и сложно, и увлекательно одновременно. Такой долгий путь творческого становления легче пройти с командой единомышленников, которые и подскажут, и помогут, и откорректируют ваши действия.
Системные занятия приобщают детей к искусству, прививают любовь к театру кукол. Поэтому посетив несколько занятий, вы полюбите мир театра необычного, где рождается сказка, где хранимые в «сундуках» куклы оживают сразу, как только попадают в руки талантливого актера.
Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.
Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в старшем возрасте.
В кукольном театре спектакли разыгрывают куклы. Ими управляют актеры-кукольники. Обыкновенно артистов, управляющих куклами, зритель не видит, — они бывают скрыты. Но есть и такие театры (в Японии), где кукловоды, одетые в черные халаты, появляются на сцене вместе со своими куклами, и зритель хотя и видит их, но соглашается не замечать их присутствия. Да и внимание его настолько поглощено самими куклами в ярких нарядных костюмах, что он через некоторое время действительно забывает о том, что куклы находятся в руках кукловодов и что каждой из них управляют три человека.
Большое искусство — заставить зрителя забыть о существовании артистов-кукловодов даже тогда, когда они видны, а ведь эта задача и является главной в мастерстве актера-кукольника любого кукольного театра.
В современных кукольных театрах артисты играют куклами самого различного устройства. Простейшими по устройству являются «петрушки» или, как их иногда называют, «пальцевые» или «перчаточные» куклы.
«Петрушки» имеют голову с отверстием внизу (в которое входит палец руки кукловода) и чехольчик с двумя рукавчиками. Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками. Конечно, это не единственный способ управления «петрушкой».
Можно голову куклы надеть на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец или просунуть в голову два пальца (указательный и средний), одну руку куклы надеть на большой палец, а другую — на безымянный и мизинец, сложенные вместе. В этом случае можно не только наклонять голову, но и поворачивать ее вправо и влево. Для этого достаточно пошевелить указательным и средним пальцами.
Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:
- Вдох и выдох через нос;
- Вдох через нос, выдох через рот;
- Вдох через рот, выдох через нос;
- Вдох и выдох через рот.
Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры.
Упражнения, помогающие устранить недостатки в работе языка
Упр.1. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд сочетание БЯ.
Упр.2. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за зубы и произнести сочетание АС.
Тренировка произношения гласных и согласных звуков.
Упр.3. Беззвучное произношение гласных на «теплом выдохе», зетем то же самое — вслух. «Теплый выдох» представляется, как постепенное выдыхание воздуха теплой струей. При этом он производится замедленно, как бы «растянутой» гласной. Поднеся ладонь ко рту, можно ощутить тепло. Вдох перед упражнением берется быстро коротко, носом. Вслух звуки произносятся слитно, на одном дыхании.
Актёрское мастерство.
Собачка.
- У крыльца лохматый пёс,
Лёг, уткнувши лапы в нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может, спит.
А попробуй сунься, вор-
Вмиг залает на весь двор.
Дети сидят за партами и имитируют пса, который уткнул нос в лапы. Он приоткрывает, то один, то другой глаз. Затем громко лает.
- Шла собачка через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собачка свалится.
Чтобы ей не утонуть.
Ты беги её тянуть!
Дети делятся на две половины. Ведущий ребёнок. У него в руках мягкая игрушка СОБАЧКА. Ребёнок — СОБАЧКА имитирует движение по узкому мостику.
Одна половина детей изображают перила моста(встают друг за другом по пути следования СОБАЧКИ и протягивают ей руки). СОБАЧКА проходит вперёд и берётся по очереди за каждую руку.
Вторая половина встают в затылок друг другу перед СОБАЧКОЙ и осторожно двигаются назад , имитируя проверку прочности моста.
- Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: « Не надо!
Я не готов пока!»
Вопрос к детям: «Почему герой стихотворения так считает? Что значит «быть готовым иметь домашнее животное»?
Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и тоже.
Задание: разбиться по парам и «поиграть с собачкой» Соответственно- 1- хозяин, 2-ой – щеночек.
Беседа о бездомных собаках и бездушных хозяевах.
Актёрское мастерство.
Котик.
- Мимика и жесты (за партами).
Задание: педагог читает русские народные потешки, а учащиеся сопровождают текст только мимикой и жестами.
Лели- Лели- Лели-
Висят в саду качели.
Пока ребята спят.
Качает кот ребят.
Пекла кошка пироги из гороховой муки.
Лист из печки вынула, на пол опрокинула.
Покатился колобок прямо к мышке под порог.
Мышка Прасковья пищит из подполья: (дети пищат «Пи-пи-пи»)
«Катись, колобок, на мышиный зубок!»
Мышка-то рада, а кошке – досада.
- Развитие речи.
Задание: повторить за педагогом скороговорку:
На картонке три картинки:
На одной картинке – кот,
На другой картинке – крынка,
А на третьей на картинке –
Чёрный кот из жёлтой крынки
Молоко лакает – пьёт.
- Зеркальное отражение (вышли к доске).
Задание: разбиться по парам и повторять движения за напарником.
У котёнка шёрстка гладкая,
И она, наверное , сладкая,
Потому что Васька рыжий
Часто- часто шёрстку лижет.
Дети в паре поменялись местами.
Ходит Васька серенький,
хвост пушистый, беленький,
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается,
Песенки поёт.
Дом неслышно обойдёт,
Притаится Васька-кот,
Серых мышек ждёт.
- Беседа .
— У кого дома есть кошка или кот?
— Как вы за ними ухаживаете?
— Их любимые повадки?
Актёрское мастерство.
Зайчик.
- Театр-экспромт.
Дети встают из — за парт. Задание:
сопровождать импровизациями стихотворение, которое читает педагог.
Скачет между травками быстроногий зайчик.
Смял своими лапками белый одуванчик.
Полетели высоко белые пушинки.
Скачет зайчик далеко по лесной тропинке.
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись!
Лапки кверху, лапки в бок! И на месте: скок да скок!
А теперь бежим вприпрыжку… ваши зайчики-зайчишки!
Замедляем, зайки, шаг. Поклонились деткам. Вот так!
- Развитие речи. Скороговорки для автоматизации звуков:
Свистящие с, з.
Задание: повторить за педагогом скороговорку:
Заморозила зима и заборы, и дома.
Заяц в поле зёрна ел, зуб у зайца заболел.
Заяц косой, сидит за осокой-травой,
Смотрит косой, как девушка с косой
Косит траву косой.
- ЖЕСТЫ. Задание: повторить за педагогом и запомнить.
ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».
УХОДИ. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».
СОГЛАСИЕ. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).
НЕСОГЛАСИЕ. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).
ПРОСЬБА. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.
ОТКАЗ. Рука вытянута вперед с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута «от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.
ПЛАЧ. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.
ЛАСКА. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.
КЛИЧ. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука».
ПРИВЕТСТВИЕ. Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону.
ПРОЩАНИЕ. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.
ПРИГЛАШЕНИЕ. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.
БЛАГОДАРНОСТЬ. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.
НЕГОДОВАНИЕ. Возмущение: «Да что же это такое!».
НЕ ЗНАЮ. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
- Сценические движения. Задание: показать жесты, сопровождающие текст.
Педагог одевает на руку перчаточную куклу-зайчика и вступает в диалог с группой.
ИДИ СЮДА, мой друг! У меня к тебе ПРОСЬБА. Покажи, как надо приветствовать друзей и знакомых? ПРИВЕТСТВИЕ. А благодарить? БЛАГОДАРНОСТЬ.
Давай пошлём КЛИЧ по всем странам: не отказывайтесь (ОТКАЗ ) от ЛАСКИ!
Вы согласны (СОГЛАСИЕ) со мной? Доброта нужна миру! Вы не знали (НЕ ЗНАЮ) об этом? Давайте плакать (ПЛАЧ) только от радости! Конечно, вы согласны (СОГЛАСИЕ) со мной?
АПЛОДИСМЕНТЫ ВСЕМ!
Список использованной литературы
1. Деммени Е. Школьный кукольный театр, «Детгиз», 1960 г.
2. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», №3, 2012 г.
3.. http://www.teatr-open.ru/ Курсы и занятия/kykolniy-teatr.html
Обратная связь
- +78352625695
- 428032, г.Чебоксары, Президентский бульвар,15
Ищите нас:
Страница YouTube открывается в новом окнеСтраница Email открывается в новом окнеСтраница Вконтакте открывается в новом окнеСтраница Одноклассники открывается в новом окнеСтраница Telegram открывается в новом окне
Новости
-
Постановку «Хранители» Чувашского театра кукол номинировали на соискание Государственной премии Чувашской Республики
24.04.2023 -
«Неделя чувашского языка» в Чувашском театре кукол
24.04.2023 -
В Чувашском театре кукол состоялся благотворительный показ спектакля
23.04.2023
Контакты учредителя
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Адрес: 428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 17
Режим работы: пн.-пт. 8.00-17.00; дежурный: пн.-пт. 7.00-19.00, сб. 8.00-14.00
Телефон организации (Приемная): (8352) 56-51-20
E-Mail: culture@cap.ru
Официальный сайт: https://culture.cap.ru
Государственные порталы
- Covid19
- Послание Президента России
- Послание Главы Чувашской Республики
- Минкультуры ЧР
- Минкультуры РФ
- Госуслуги
- ГТО
- Гранты России
- Народный контроль
- ГОСЗАКАЗ
- Наставничество
- Противодействие коррупции
Янко
Филипп Михайлович
Говорова Татьяна Александровна
Салманова Любовь Михайловна
Сковородин Сергей Николаевич
Журавлева Наталья Евгеньевна
Садовой Николай Николаевич
Туманян Анжелика Сергеевна
Административно-рекламный отдел
Телефон ☎ 34–57–70
Художественно-руководящий персонал
Гончаров Евгений Иванович
Труппа
СОТРУДНИКИ
Руководство
Людмила Викторовна Редько
Директор театра
БИОГРАФИЯ
Борис Павлович Голдовский
Художественный руководитель
БИОГРАФИЯ
Дирекция
Ирина Щекутьева
Андрей Кухарский
ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЯ
Наталья Пашинская
Наталия Юрзинова
Виктория Винницкая
Владимир Гогодзе
НАЧАЛЬНИК ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОТДЕЛА
Художественное руководство
Наталья Пахомова
Лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»
БИОГРАФИЯ
Ольга Минаичева
Заслуженная артистка Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Республики Тыва
БИОГРАФИЯ
Валерий Баджи
Почётный деятель искусств города Москвы
Галина Кузнецова
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА 1-ОЙ КАТЕГОРИИ
Заслуженная артистка Республики Татарстан
Иван Твердов
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА 1-ОЙ КАТЕГОРИИ
Марина Штейн
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА 1-ОЙ КАТЕГОРИИ
Елена Фомина
Анна Казарина
МЕНЕДЖЕР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Лариса Павлычева
РУКОВОДИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Гильда Казарцева
РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЧАСТИ
Ольга Вереникина
Заслуженная артистка Российской Федерации
Ирина Верле
Постановочная часть
Александр Антонов
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОСВЕТИТЕЛЬНЫМ ЦЕХОМ
Владимир Медвецкий
ЗАВЕДУЮЩИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОСТАНОВОЧНОЙ ЧАСТЬЮ
Вита Зикора
НАЧАЛЬНИК РЕКВИЗИТОРСКОГО ЦЕХА
Светлана Сибирцева
ЗАВЕДУЮЩАЯ КОСТЮМЕРНЫМ ЦЕХОМ
Максим Маслов
НАЧАЛЬНИК МАШИННО-ДЕКОРАЦИОННОГО ЦЕХА
Марина Сухова
Художественно-производственные мастерские
Оксана Вальгман
Заслуженный работник культуры Российской Федерации
Ольга Смелянец
Юлия Тимошенко
Эльза Летораль
Ксения Бормотова
Савва Комиссаров
Василий Романьков
Марат Тахаутдинов
Администрация
Юрий Макриди
Татьяна Сильянова
АДМИНИСТРАТОР, ЗАВЕДУЮЩАЯ БИЛЕТНЫМИ КАССАМИ
Светлана Антонова
Татьяна Демирова
Кирилл Редько
ВНИМАНИЕ! СПЕКТАКЛИ ПРОХОДЯТ ПО АДРЕСУ: Ярославль, ул.Свободы, 17 г, (В связи с проведением капитального ремонта в основном здании театра)
Обращаем Ваше внимание! Билет приобретается для каждого зрителя. По одному билету может пройти только один человек, независимо от возраста. Билет действителен только на указанное в нем число и время.
Для электронной покупки билетов пройдите по ссылке: Купить билеты онлайн https://quicktickets.ru/yaroslavl-teatr-kukol
ПАМЯТКА гражданам об их действиях при установлении уровней террористической опасности
© Ярославский государственный театр кукол