Куликов л в руководство к методикам диагностики психических состояний

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Приложение
1. Методика определения доминирующего
состояния

Источник:
Л. В. Куликов. Руководство к методикам
диагностики психических состояний,
настроений и сферы чувств. Описание
методик, инструкции по применению.
— СПб.: СПГУ.- 2003.

Л.
В. Куликовым разработаны два варианта
опросника: полный вариант с восемью
шкалами и краткий вариант с шестью
шкалами. Краткий вариант предназначен
для ситуаций с жестко ограниченным
временем для обследования. Этот вариант
удобнее для ручной обработки, для всех
шкал суммарные баллы подсчитываются
непосредственным арифметическим
суммированием.

Мы предлагаем вам
краткий вариант.

Назначение
методики

определение характеристик настроений
и некоторых
других характеристик личностного уровня
психических состоянии с помощью
субъективных оценок обследуемого.
Основным назначением опросника является
диагностика относительно устойчивых
(доминирующих) состояний.

Оценка
выраженности параметра состояния.
В
данной методике при интерпретации
полученных числовых величин используется
перевод сырых баллов в
стандартные, в Т-оценки. Шкалы стандартных
Т-баллов построены таким образом:
средние величины приравниваются к 50
Т-баллам; 10 Т-баллов равны одной
сигме. (Сигма — среднеквадратичное
отклонение.)

Повышенные
оценки по той или иной шкале — это оценки
в 55 и более Т-баллов. Это отклонение от
средней величины в большую сторону
более чем наполовину
сигмы. Пониженные оценки — это оценки
в 45 и менее Т-баллов. Это отклонение
от средней величины в меньшую сторону
более чем наполовину сигмы.

Высокие оценки —
это оценки в 60 и более Т-баллов.

Низкие оценки —
это оценки в 40 и менее Т-баллов.

Основные шкалы:

Шкапа
«Ак»: «активное

пассивное
отношение к жизненной
ситуации».
Данная
шкала позволяет составить представление
о характеристике состояния,
в большинстве случаев сильнее зависящей
от соответствующего свойства
личности — активности, чем от других
факторов. Следует учесть, что активность
лишь относительно устойчива, поскольку
предрасположенность к активному
или пассивному отношению, реагированию
зависит от множества текущих обстоятельств
социальной среды, а также событий,
предшествующего жизненного
периода личности. Для диагностики
состояний и настроений особенно
важно учитывать крепость веры в достижение
своих целей, выявлять активную
или пассивную позицию по отношению к
сложившейся жизненной ситуации.
Данный параметр состояния особенно
важен при диагностике стрессовых
состояний.

Высокие
оценки (более 60 Т-баллов).
Выражено
активное, оптимистическое отношение
к жизненной ситуации, есть готовность
к преодолению препятствий,

175

вера
в свои возможности. Ощущение сил для
преодоления препятствий и достижения
своих целей. Жизнерадостность выше, чем
у большинства людей.

Низкие
оценки (менее 40 Т-баллов).
Пассивное
отношение к жизненной ситуации,
в оценке многих жизненных ситуаций
преобладает пессимистическая позиция,
неверие в возможность успешного
преодоления препятствий.

Шкапа
« То»: «тонус: высокий

низкий».
В
ситуации острого стресса человек
чаще испытывает ощущения подъема сил,
но часто наблюдается и противоположная
картина — ощущения слабости. Сходная
картина может наблюдаться
и в затяжном стрессе. Энергические
характеристики для любого психического
состояния являются важнейшим измерением.
Особенно необходимы они
для прогноза развития состояния индивида.
В диагностике стрессовых состояний
они дают ценные данные о глубине стресса.

Высокие
оценки.
Характерна
высокая активность, стеническая реакция
на возникающие
трудности. Субъективные ощущения
внутренней собранности, запаса
сил, энергии. Готовность к работе, в том
числе длительной.

Низкие
оценки,
Характерна
усталость, несобранность, вялость,
инертность, низкая
работоспособность. Меньше возможностей
проявлять активность, расходовать
энергию, уменьшен ресурс сил, повышена
утомляемость. Склонность проявлять
астенические реакции на возникающие
трудности.

Шкапа
«Си»: «спокойствие

тревога».
В
психическом состоянии переживание
тревоги имеет определяющее значение
для ряда других явлений. Именно
тревога усиливает звучание эмоциогенных
раздражителей различной силы,
в том числе и незначительных, увеличивая
интенсивность отрицательных эмоций,
усугубляя их негативное влияние на
сознание, поведение и деятельность.
Шкала
предназначена для измерения уровня
генерализованной тревоги. В литературе
она обозначается также терминами
«свободно плавающая», «немотивированная»
и др. Среди видов тревоги для этого вида
в наибольшей степени
характерны длительные, долго не затухающие
эмоциональные переживания.

Высокие
оценки.
Большая
уверенность в своих силах и возможностях,
чем у большинства
людей.

Низкие
оценки.
Наличествует
склонность испытывать беспокойство в
широком круге
жизненных ситуаций, видеть угрозу
престижу, благополучию, независимо от
того,
насколько реальны причины. Ожидание
событий с неблагоприятным исходом,
предчувствие будущей угрозы (наказания,
потери уважения или самоуважения)
без ясного осознания ее источников.

Шкапа
«Ус»: «устойчивость

неустойчивость
эмоционального тона».

Высокие
оценки.
Преобладает
ровный положительный эмоциональный
тон, спокойное
протекание эмоциональных процессов.
Высокая эмоциональная устойчивость,
в состоянии эмоционального возбуждения
сохраняется адекватность и
эффективность психической саморегуляции,
поведения и деятельности. Очень низкие
оценки можно интерпретировать как
эмоциональную ригидность.

Низкие
оценки.
Снижена
эмоциональная устойчивость, легко
возникает эмоциональное
возбуждение, настроение изменчиво,
повышена раздражительность,
преобладает негативный эмоциональный
тон.

Шкапа
«Уд»: «удовлетворенность

неудовлетворенность
жизнью в

176

целом
(ее ходом, процессом самореализации)».
Затруднения
в процессе самореализации
приводят к переживаниям объемного
эмоционального дискомфорта.
Данная характеристика имеет особую
диагностическую значимость в
индивидуальной консультативной и
психокоррекционной работе. Переживания
полноты
жизни — одна из основных опор
психологической устойчивости личности.
Ощущения опустошенности являются
фактором риска возникновения невротических
и депрессивных расстройств, алкогольной
зависимости. Суждения, вошедшие
в данную шкалу, относятся к внутренним
аспектам переживаний, к чувству
удовлетворенности своей жизнью. Поскольку
критерии успешности самореализации
субъективны, то и для диагноста наиболее
важна субъективная оценка
успешности самореализации. Полная
самореализация человека — не только
развитие каких-либо специальных
способностей, но также развитие его
потенциальных
возможностей как сильного и целостного
человеческого существа, свободного
от калечащих его внутренних принуждений.

Высокие
оценки.
Удовлетворенность
жизнью в целом, ее ходом, самореализацией,
тем, как идет жизнь. Человек ощущает
способность брать на себя
ответственность и возможность делать
свой выбор, в котором слышен голос
собственного
«Я». Субъект чувствует готовность
преодолеть трудности в реализации
своих способностей (если высшие
потребности активизированы). Достаточно
высокая оценка личностной успешности.

Низкие
оценки.
Неудовлетворенность
жизнью в целом, ее ходом, процессом
самореализации
и тем, как именно в настоящее время
разворачиваются основные жизненные
события. Низкая оценка личностной
успешности. В настоящее время человек
не нашел себя полностью, не раскрыл, не
ощутил в себе надежных внутренних
опор, не чувствует способности требовать
от самого себя правдивых ответов.
Часто характерен уход в сомнения, который
позволяет уклониться от необходимости
делать жизненный выбор, прислушиваясь
прежде всего к самому себе,
принимая на себя ответственность за
то, что с тобой происходит.

Контрольная
шкала

Шкала
«По»: «положительный

отрицательный
образ самого себя».
Эта
шкала вспомогательная, она позволяет
определить критичность самооценивания
(низкую
или высокую), адекватность самооценивания.
В шкале 6 пунктов. Критичность
самооценивания тесно связана с принятием
личностью себя. Чем более
положителен образ самого себя, тем
меньше человек видит в себе недостатков.
Принятие себя оказывает существенное
влияние на настроение — чем
полнее принятие себя и чем больше в
эмоциональном отношении к себе
положительных
чувств, тем выше настроение. Показатели
по шкале «По» имеют значимую
положительную корреляцию с показателями
по основным шкалам. Позитивное принятие
себя улучшает психическое состояние,
и наоборот — более благоприятное
состояние располагает к тому, чтобы
видеть свои недостатки незначительными,
позволяет оценивать свое поведение как
более близкое к нормативному.

Очень
высокие оценки говорят о недостаточно
развитом понимании себя. Сумма
более 65 баллов дает основания предполагать
низкую критичность в самооценивании,
недостаточную адекватность самооценки,
неискренность.

177

Другими
причинами могут быть: отрицательное
отношение к обследованию, влияние
сильной заинтересованности обследуемого
в «положительных, хороших» результатах
обследования.

Оценки
60-64 балла означают сниженную критичность
в самооценивании, недостаточную
адекватность самооценки. Если по шкалам
«Ус», «Сп» или «Уд» получены
высокие оценки — более 60, то, скорее
всего, данные в целом недостаточно
надежны.

Показатели
в диапазоне 40-59 характеризуют степень
принятия личностью себя.
Чем выше стандартный балл, тем ниже
критичность самооценивания и больше
принятие себя со всеми своими недостатками.
При оценках менее 50 баллов
есть основания говорить о достаточной
искренности в ответах, выраженном
стремлении
к адекватности в оценке своих
психологических особенностей и своего
состояния, о критичности в самооценивании.

Низкие
оценки — менее 40 баллов — говорят не
только о высокой критичности
в оценке себя и большом стремлении быть
искренним, но и о негативном
отношении к себе.

Ключ к шкалам
краткого варианта ДС:

«Ак»:
9,13,18,20,
30, 32, 35. В шкале 7 пунктов.

«То»:
1,4,10,14,23,29,41.
В шкале 7 пунктов.

«Сп»:
3,
6, 8,16, 22,26. В шкале 6 пунктов.

«Ус»:
5,12,
25, 36, 39,40,42. В шкале 7 пунктов.

«Уд»:
2,
И,
17,19, 24, 28, 31, 33, 37. В шкале 9 пунктов.

«По»:
7,15,
21, 27, 34, 38. В шкале 6 пунктов.

Опросник ДС
(краткий вариант)

Инструкция.
«В
опроснике приведены признаки, описывающие
состояние, поведение,
отношение человека к различным явлениям.
Оцените, насколько эти признаки
свойственны Вам, имея в виду не только
сегодняшний день, а более длительный
отрезок времени.

Не
стремитесь «улучшить» или «ухудшить»
ответы, это приведет к недостоверным
результатам, так как методика улавливает
искажения и неискренность
ответов. Вы можете быть уверены, что
Ваши ответы не будут разглашены.

Свое
согласие с каждым приведенным в опроснике
суждением необходимо выразить
с помощью семибалльной шкалы:

1—полностью не
согласен;

  1. согласен в малой
    степени;

  2. согласен почти
    наполовину;

  3. согласен наполовину;

  4. согласен более
    чем наполовину;

  5. согласен почти
    полностью;

  6. согласен полностью.

Выбрав
один из баллов шкалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7, Вы
выразите степень своего
согласия с данным суждением. Запишите
выбранный балл в листе для ответов
рядом с порядковым номером этого пункта.

178

Не
пропускайте ни одного пункта опросника.
Просим в тексте опросника ничего
не писать и не подчеркивать. Пожалуйста,
не переправляйте одну цифру на другую
на том же месте. Для исправления
перечеркните ненужную цифру и напишите
справа новую.

Заполните
все графы в верхней части листа для
ответов, напишите время начала работы
и приступайте к опроснику. Вместо
фамилии, имени и отчества можете
написать любой псевдоним».

ФИО Дата

Текст опросника

  1. Мой организм
    сильно реагирует на перепады погоды
    или изменения климата.

  1. Очень
    часто бывает настроение, когда я легко
    отвлекаюсь от дела,
    становлюсь
    рассеянным и мечтательным.

  1. Я тревожусь очень
    часто.

  2. Я часто плохо
    засыпаю.

  3. Масса мелких
    неприятностей выводит меня из себя.

  1. Мои
    мысли постоянно возвращаются к возможным
    неудачам, и мне трудно
    направить
    их в другое русло.

  1. Я часто хвалю
    людей, которых знаю очень мало.

  2. Я испытываю
    неопределенное беспокойство, боязнь
    сам не знаю отчего.

9. Если
все против меня, я нисколько не падаю
духом.
10.Я
просыпаюсь утром неотдохнувшим и
усталым.

11 .Часто я чувствую
себя бесполезным.

12.Мне не удается
сдерживать свою досаду или гнев.

13.Трудные задачи
у меня поднимают настроение.

  1. У меня часто болит
    голова.

  2. Часто бывает, что
    я с кем-то посплетничаю.

  3. У меня часто
    возникает предчувствие, что меня ожидает
    какое-то наказание.

  4. Меня легко задеть
    словом.

  5. Я полон энергии.

  6. Существует конфликт
    между моими планами и действительностью.

  1. В
    ситуациях длительных нервно-психических
    нагрузок я проявляю
    выносливость.

  1. Мои манеры за
    столом дома обычно не так хороши, как
    в гостях.

  1. Очень
    часто какой-нибудь пустяк овладевает
    моими мыслями и беспокоит
    меня
    несколько дней.

  1. Очень часто я
    чувствую себя усталым, вялым.

  1. Я
    упускаю удобный случай из-за того, что
    недостаточно быстро принимаю
    решение.

  1. Есть очень много
    вещей, которые меня легко раздражают.

  1. Я
    часто испытываю чувство напряжения
    и беспокойства, думая о
    происшедшем
    в течение дня.

  1. Когда я неважно
    себя чувствую, я раздражительный.

  2. Очень часто у меня
    бывает хандра (тоскливое настроение).

  3. Утром, после
    пробуждения, я еще долго чувствую себя
    усталым и разбитым.

179

  1. Мне очень нравится
    постоянно преодолевать новые трудности.

  2. У
    меня есть желание изменить в своем
    образе жизни очень многое, но не
    хватает
    сил.

  3. В большинстве
    случаев я легко преодолеваю разочарование.

  4. Удовлетворение
    одних моих потребностей и желаний
    делает невозможным
    удовлетворение
    других.

  5. Часто неприличная
    или даже непристойная шутка меня смешит.

  6. Я смотрю в будущее
    с полной уверенностью.

  7. Я очень часто
    теряю терпение.

  8. Люди разочаровывают
    меня.

  9. Мне
    часто приходят в голову нехорошие
    мысли, о которых лучше не
    рассказывать.

  10. Мне все быстро
    надоедает.

  11. Мне кажется, что
    я близок к нервному срыву.

  12. Я часто испытываю
    общую слабость.

  13. Мне часто говорят,
    что я вспыльчив.

Таблица для
перевода сырых баллов в стандартные
Т-баллы,

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. – 228 с.

Методика диагностики психического состояния

1.        Методика диагностики доминирующего психического состояния «Доминирующее состояние» (ДС)

Назначение данной методики – определение характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния.

Определение характеристик состояния осуществляется с помощью самооценок тестируемого.

Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывающих признаки, которые характеризуют состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением даётся по семибалльной шкале. Это позволило сделать опросник многопараметрическим, но с небольшим количеством пунктов.

Краткость опросника и отсутствие «неудобных» утверждений позволили использовать его в массовых обследованиях различных возрастных и социальных групп здоровых людей и имеющих нервно-психические расстройства.

Полный вариант методики имеет следующие шкалы:

— шкала Ак: «активное-пассивное отношение к жизненной ситуации», характеризует степень активности отношения к жизненной ситуации;

— шкала Бо: «бодрость-уныние»;

— шкала То: «тонус высокий-низкий»;

— шкала Ра: «раскованность-напряжённость», шкала степени напряжения;

— шкала Сп: «спокойствие-тревога»;

— шкала Ус: «устойчивость-неустойчивость эмоционального тона»;

— шкала Уд: «удовлетворённость-неудовлетворённость жизни в целом»;

— шкала По: «положительный-отрицательный образ самого себя» (дополнительная шкала)

Краткий вариант опросника имеет шесть шкал (Ак, То, Сп, Ус, Уд, По)

Шкалы Ак и Уд : несут информацию о причинах изменений психических состояний в благоприятную или неблагоприятную стороны.

Шалы Ра и То : характеризуют отставленные во времени последствия неблагоприятного психического состояния.

Шкалы Сп и Ус : «стержневые» характеристики состояний. Несут информацию о факторах, предрасполагающих к определённой динамике состояния.

Шкалы Бо и То : дают определённую информацию о динамике состояния (его длительности).

2.    Методика диагностики актуального психического состояния «Актуальное состояние» (АС)

Назначение данной методики – определение характеристик психологического и социально-психологического уровней актуального психического состояния.

В отличие от «ДС», данный опросник определяет параметры психического состояния в более узком временном масштабе.

Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывающих признаки, которые характеризуют  актуальное состояние человека. Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением даётся также по семибалльной шкале.

Методика содержит пять шкал:

— шкала Ак-Ас : «активация-деактивация»;

— шкала То-Ас : «тонус высокий-низкий»;

— шкала Са: «самочувствие физическое комфортное-дискомфортное»;

— шкала Во: «возбуждение эмоциональное низкое – высокое».

 В текст опросника так же пункты с восьмибалльными шкалами для оценки интенсивности переживаемых чувств (от 0 до 7, где 0 – чувство отсутствует). В этот перечень входят чувства : 1) растерянность; 2) уныние, печаль; 3) вина, сожаление; 4) страх, паника 5) злость, гнев; 6) радость; 7) подъём энергии; 8) радость; 9) застенчивость, стыд; 10) азарт; 11) безразличие.

Составляя данный перечень чувств, учитывались следующие соображения.

В набор должны быть включены базальные эмоции : страх, гнев, радость. Также фундаментальные эмоции, выделенные Изардом, однако в перечне Изарда мало эмоций положительного знака. Поэтому в список были добавлены чувство бодрости и азарта.

Методики «ДС» и «АС» были стандартизированы. В выборку для стандартизации были включены люди, не страдающие какими-либо патологическими нервно-психическими заболеваниями, с разными уровнями образования и социальной принадлежности. Стандартизация «ДС» проведена с использованием результатов тестирования выборки из 755 человек в возрасте от 15 до 80 лет: 435 мужчин и 320 женщин. Были сделаны две таблицы перевода: для мужчин и для женщин.

Строение психологического уровня состояния

При разработке методик «ДС» и «АС» ставилась цель создать такой диагностический инструментарий, который позволил бы получать информацию о трёх ведущих характеристик психического состояния: активации, тонусе, эмоциональном тоне.

Исходный биологический смысл эмоции – это быстрая целостная оценка раздражителя как благоприятного или неблагоприятного и настройка всего организма на соответствующее этой оценке поведение и такое изменение состояния организма, которое позволит реализовать поведение.

Социальное положение и настроение

В психологии вполне признано значительное влияние социально-экономических, политических, культурных, этнических, экологических особенностей жизни на личность, межличностные отношения, поведение, психическое развитие. Следует предположить, что такое влияние есть и на психические состояния и настроения.

Настроение отражает то, что происходит во внутреннем мире человека, поэтому есть все основания предполагать некоторую степень взаимосвязи социальных факторов психологических феноменов.

Социальная принадлежность личности, характер и условия трудовой деятельности  оказывают сильное влияние на многие феномены личностной динамики, процессы эмоциональной сферы, психические состояния.

Та или иная престижность рода деятельности, характер самого труда или учёбы, условия трудовой деятельности являются параметрами одновременно и социально и личностно значимыми.

В выборке лиц было выделено девять социальных групп, различающихся по виду профессиональной занятости. Вот некоторые результаты, которые были получены.

— Наиболее неблагоприятные параметры настроения были выявлены у безработных, пенсионеров и обслуживающего персонала. Практически все показатели состояния у этих трёх групп ниже средних в нормативной выборке.

— В группе управленческого персонала – самая высокая удовлетворённость жизнью и самые высокие показатели оси активации доминирующих состояний в сравнении с остальными группами. В ней также – и наиболее высокие «оценки самого себя». Здесь сказывается влияние повышенной удовлетворённости жизнью, которая поддерживается достаточно высоким социальным положением.

— В группе учащихся и студентов в сравнении с остальными группами – наиболее высокие показатели оси тонуса и шкалы спокойствия. Данную возрастную группу отличает повышенный уровень интенсивности чувств. Однако наиболее низким показателем у этой категории испытуемых являются показатели удовлетворённости жизни в целом, процессом самореализации.

— В группе предпринимателей снижен тонус и весьма выражена напряжённость. Настроение на среднем уровне поддерживается уверенностью в себе, активным отношением к жизненной ситуации, готовностью к преодолению препятствий, верой в свои возможности.

— Группа врачей, практических психологов и социальных работников отличается пониженными показателями тонуса и неустойчивостью эмоционального тона. В этой группе чаще, чем в других, встречаются разочарование, уныние, подавленность, выраженное чувство тревоги. Не исключено, что выявленные особенности настроения у людей этой группы являются следствиями «синдрома выгорания». Настроение в данной группе поддерживается прежде всего общей удовлетворённостью ходом самореализации, в чём ведущую роль играет творческий характер труда.

— В группе педагогов особенно заметно выражены тревога и напряжение. Ресурсом поддержания благоприятного настроения здесь выступает устойчивость эмоционального тона.

— В группе обслуживающего и вспомогательного персонала различных организаций все показатели доминирующего настроения, кроме активного отношения к жизненной ситуации и устойчивости эмоционального тона, ниже, чем в нормативной выборке. Особенно заметно выражены напряжённость и тревога.

НАЗНАЧЕНИЕ методики – определение характеристик состояний и некоторых других характеристик личностного уровня психических состояний с помощью субъективных оценок обследуемого. Основным назначением опросника является диагностика относительно устойчивых (доминирующих) состояний.

Основные шкалы:

1.         Шкала «Ак»: «активное – пассивное отношение к жизненной ситуации». В шкале 8 пунктов.

Высокие оценки (менее 60 Т-баллов). Выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.

Низкие оценки (менее 40 Т-баллов). Пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.

Данный параметр состояния особенно важен при диагностике стрессовых состояний. Экспериментальное исследование динамики психического состояния при действии неблагоприятных факторов среды обитания показано возрастающую роль активационных компонентов в структуре состояния (В.И.Медведев, 1982; А.В.Махнач, 1991 и др.)

2.         Шкала «Бо»: «бодрость – уныние». В шкале 7 пунктов.

Высокие оценки. Повышенное, бодрое настроение, преобладает положительный эмоциональный фон. Расширение интересов, ожидание радостных событий в будущем. Выражено желание действовать.

Низкие оценки. Пониженное печальное настроение, преобладает отрицательный эмоциональный фон. Свойственны: разочарованность ходом событий, сужение интересов, в картине будущего мрачные тона, смысл будущего неясен. При очень высоких оценках – подавленность, чувство грозящего несчастья, гипотимность.

3.         Шкала «То»: «тонус  высокий — низкий». В шкале 8 пунктов.

Высокие оценки. Повышена возможность проявлять активность и расходовать энергию, стенически реагировать на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запасы сил, энергии. Повышена готовность к работе, в том числе длительной.

Низкие оценки. Характерна усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Снижена возможность проявлять активность, расходовать энергию, уменьшен ресурс сил, повышена утомляемость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

Особенности субъективного ощущения силы, энергии имеют большое значение для более точного определения психических состояний.  Вариабельность этой характеристики значительна и может нести ценную диагностическую информацию. В ситуации нового стресса человек чаще испытывает ощущения подъёма сил, но часто наблюдается и противоположная картина – ощущение слабости (П.Фресс, 1975). Сходная картина может наблюдаться и в затяжном стрессе. Энергические  характеристики  для любого психического состояния являются важнейшим измерением. Особенно необходимы они для прогноза развития состояния индивида. В диагностике стрессовых состояний они дают ценные данные о глубине стресса. Говоря о работоспособности, имеются в виду не только ту, которая проявляется в профессиональной деятельности, но и в других видах деятельности и поведения.

4.         Шкала «Ра»:  «раскованность – напряжённость». В шкале 7 пунктов.

Высокие оценки. В текущей ситуации человек не усматривает вызова, стоящие проблемы в значительной степени разрешены или успешно решаются. Желаемые цели воспринимаются как вполне достижимые. Возможно, что ситуация оценивается как неразрешимая, но её активное отвержение отсутствует, эмоциональная острота непринятия стёрта.  Нет сильного стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, в своём поведении или в ситуации, интенсивно выполнять необходимые преобразования, расширять владение ситуацией. Характерна раскованность. При очень высоких оценках – безразличие, успокоенность.

Низкие оценки. Преобладает интенсивное стремление осуществить необходимое, в более полной мере действовать, вести себя желаемым образом. Переживания большой значимости происходящих в жизни субъекта событий, текущей ситуации;  переживание повышенной значимости осуществляемого поведения, деятельности. Свойственно увеличенное вовлечение ресурсов или активизация защитных механизмов.

Под напряжённостью здесь имеется в виду преимущественно эмоциональная напряжённость. Другой, часто обсуждаемый, вид напряжённости – операционная напряжённость, возникающая в процессе деятельности и являющаяся функцией (следствием) сложности этой деятельности (Наенко Н.И., Овчинникова О.В., 1970). «Деловая» напряжённость является некоторой интеграцией интенсивности различных видов деятельности и поведения. Возрастание операционной или деловой напряжённости приводит в определённой степени (в большей или меньшей в зависимости от конкретной жизненной ситуации) к повышению эмоциональной напряжённости.

5.         Шкала «Сп»:  «Спокойствие — тревога». В шкале 8 пунктов.

Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем у большинства людей. В психическом состоянии переживания тревоги имеет определяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоция, усугубляя их негативное влияние на сознание,  поведение и деятельность. Шкала предназначена для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она обозначается также терминами: «Свободно плавающая», «немотивированная» и др. Среди видов тревоги для такой в наибольшей степени характерны длительные, долго не затухающие эмоциональные переживания (Т.А.Немчин, Л.И.Вассерман).

Низкие оценки. Повышена склонность испытывать  беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию, не зависимо от того, насколько реальны причины. Ожидания событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказание потери уважения или самоуважения) без ясного осознания её источников.

6.         Шкала «Ус»: «Устойчивость – неустойчивость  эмоционального тона». В шкале 8 пунктов.

Высокие оценки. Преобладает ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в  состоянии эмоционального возбуждения сохраняется адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности.  Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность .

Низкие шкалы. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражительность, преобладает неготивный эмоциональный тон.

7.         Шкала «Уд»: «удовлетворённость – неудовлетворённость жизнью в целом, (её ходом, процессов самореализации)». В шкале 9 пунктов.

Высокие оценки. Удовлетворённость жизнью в целом, её ходом, самореализацией, тем, как идёт жизнь. Человек ощущает способность брать на себя ответственность  и делать свой выбор – выбор, в котором слышен голос собственного «Я».  Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.

Низкие оценки. Неудовлетворённость жизнью в целом, её ходом, процессом самореализации и тем, как в настоящее время разворачиваются основные жизненные события.  Низкая оценка личностной успешности: в настоящее время человек не нашёл себя полностью, не раскрыл, не ощутил в себе надёжной,  внутренней опоры, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто характерен уход  сомнения, который позволяет уклониться от необходимости делать жизненный выбор, прислушиваюсь, прежде всего, к самому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой происходит.

К.Хорни писала о том, что неприятности, которые жизнь обрушивает на нас помогают нам полнее реализовать наши подлинные возможности. Трудности могут не только требовать от нас активности и большого мужества, но и превысив имеющиеся у нас силы, просто сломать нас.  Полная самореализация человека – не только развитие каких-либо специальных способностей, но также и, что ещё важнее, развитие его потенциальных возможностей  как сильного и целостного  человеческого существа, свободного от калечащих его внутренних принуждений (К.Хорни, 1993). Понятно, что ощущение сил, мужества, потенциальных возможностей, внутренних принужлений… не могут быть охарактеризованы без субъективных оценок.

Контрольная шкала:                      

8.         Шкала «По»: «положительный – отрицательный образ самого себя». Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую), адекватность самооценивания. В школе 6 пунктов.

Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. При стандартных балах по этой шкале более 65 есть основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки, неискренность. Другими причинами таких показателей могут быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах тестирования.

Оценки 60 – 64 балла означают сниженную критичности в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки. Если по шкалам Ус, Сп или Уд получены высокие оценки – более 60, то, скорее всего, данные в целом недостаточно надёжны.

Показатели в диапазоне 40 – 59 характеризуют степень принятия  личностью себя. Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостатками. При оценках менее 50 баллов есть основания говорить о достаточной искренности в ответах, в выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.

Низкие оценки – менее 40 баллов – говорят не только о высокой критичности оценки себя и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе.

Опросник ДС

Инструкция:  в опроснике приведены признаки, описывающие состояния, поведение, отношения человека к различным явлениям. Оцените, на сколько эти признаки свойственны Вам, имея в виду не только сегодняшний день, а более длительный отрезок времени. Не стремитесь  «улучшить» или «ухудшить» ответы, это приведёт к недостоверным результатам, так как методика улавливает искажения и неискренность ответов. Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Своё согласие с каждым приведённым в опроснике суждением выразите с помощью семибалльной шкалы:

1 – полностью не согласен

2 – согласен в малой степени

3 – согласен почти наполовину

4 – согласен наполовину

5 – согласен более, чем наполовину

6 – согласен почти полностью

7 – согласен полностью

______________________________________________________________________________

1.     Мой организм сильно реагирует на перепады погоды и изменения климата.

2.         Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

3.         Я во всём стараюсь быть первым и лучшим.

4.         Я чувствую себя в большом нервном напряжении.

5.         Я тревожусь очень часто.

6.         Я безосновательно чувствую себя довольно несчастным.

7.         Я часто плохо засыпаю.

8.         Повседневные трудности лишают меня покоя.

9.         У меня очень часто бывают периоды такого сильного беспокойства, что мне трудно усидеть на месте.

10.  Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам и мне трудно направить их в другое русло.

11.  Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.

12.  Я испытываю определённое беспокойство, боязнь, сам не знаю отчего.

13.  Если все против меня, я нисколько не падаю духом.

14.  Я просыпаюсь утром не отдохнувшим и усталым.

15.  Часто я чувствую себя бесполезным.

16.  Мне не удаётся сдерживать свою досаду или гнев.

17.  Трудные задачи у меня поднимают настроение.

18.  У меня часто болит голова.

19.  Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.

20.  Масса мелких неприятностей выводит меня из себя.

21.  У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание.

22.  Меня легко задеть словом.

23.  Я полон энергии.

24.  Очень часто какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями  и беспокоит меня по нескольку дней.

25.  Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всём, что меня ожидает.

26.  Существует конфликт между моими планами и действительностью.

27.  Очень часто я чувствую себя усталым, вялым.

28.  В ситуациях длительных, нервно-психических нагрузок я проявляю большую выносливость.

29.  Часто из-за кого-нибудь я теряю самообладание.

30.  Я склонен преувеличивать в своих мыслях негативное отношение ко мне близких людей.

31.  У меня очень часто бывает тяжесть в голове.

32.  Мои манеры за столом дома обычно не так хороши как в гостях.

33.  Я упускаю удобный случай часто из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

34.  Есть очень много вещей, которые меня легко раздражают.

35.  Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думаю о происшедшем в течение дня.

36.  Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.

37.  Из-за волнения у меня часто пропадает сон.

38.  Меня можно назвать человеком, полным надежд.

39.  Совсем незначительные препятствия меня сильно раздражают.

40.  Очень часто у меня бывает хандра (тоскливое настроение).

41.  Я ощущаю, что мне не хватает времени, чтобы сделать всё, что нужно.

42.  Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.

43.  Утром после пробуждения я ещё долго чувствую себя усталым и разбитым.

44.  Мне очень нравится постоянно преодолевать новые трудности.

45.  У меня есть желание изменить в своём образе жизни очень многое, но не хватает сил.

46.  В большинстве случаев я легко преодолеваю разочарования.

47.  Удовлетворение одних моих потребностей и желаний делает невозможным удовлетворение других.

48.  У меня очень большая выносливость к умственной работе.

49.  Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.

50.  Я смотрю в будущее с полной уверенностью.

51.  Я очень часто теряю терпение.

52.  Люди разочаровывают меня.

53.  Мне всё быстро надоедает.

54.  Мне кажется, что я близок к нервному срыву.

55.  Я часто испытываю общую слабость.

56.  Мне часто говорят, что я вспыльчив(а).

57.  Меня утомляют люди.

ОБРАБОТКА

Обработка заключается в суммировании написанных обследуемым баллов во всех пунктах, входящих в соответствующую шкалу.

         Ключ к шкалам полного варианты ДС (ДС-8):

(8) Ак:  13, 17, 23, 28, 44, 46, 48, 50

(7) Бо:  (3), 6, 8, (17), (38), 39, (50)

(8) То:  1, 7, 14, 18, 27, 43, 55, 57

(7) Ра:  4, 8, 25, 31, 35, 37, 41

(8) Сп:  5, 9, 10, 12, 21, 24, 30, 35

(8) Ус:  16, 20. 29, 34, 51, 53, 54, 56

(9) Уд:  2, 15, 22, 26, 33, 40, 45, 47, 52

(6) По:  11, 19, 32, 36, 42, 49

В шкале «Бо» номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертированную семибалльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы, которые написаны испытуемыми, а разница, которая получается после вычитания написанного (в бланке ответов) балла из восьми. То есть, необходимо использовать формулу:  S=8 – M, где М  — балл, написанный испытуемым,  S – балл, который войдёт в сумму сырых баллов данной шкалы.

Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчёта:

Балл, написанный испытуемым

1

2

3

4

5

6

7

Балл, учитываемый при суммировании

7

6

5

4

3

2

1

                                                                                                                                                                         Обратите внимание, что такое преобразование баллов необходимо только для пункта шкалы «Бо», номера которых взяты в скобки.

         Ключ к шкалам краткого варианта ДС (ДС -6):

«Ак»:  9, 13, 18, 20, 30, 32, 35

«То»:  1, 4, 10, 14, 23, 29, 41

«Сп»:  3, 6, 8, 16, 22, 26

«Ус»:  5, 12, 25, 36, 39, 40, 42

«Уд»:  2, 11, 17, 19, 24, 28, 31, 33, 37

«По»:  7, 15, 21, 27, 34, 38

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА СЫРЫХ БАЛЛОВ В Т-БАЛЛЫ (для женщин)

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА СЫРЫХ БАЛЛОВ В Т-БАЛЛЫ (для мужчин)

Продолжение таблицы

Продолжение таблицы

Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 4. С. 96–102
ISSN: 2658-3100 (online)

Аннотация

В основу статьи легла глава 4 из одноименного профессионального социально-психологического пособия, которое является научно-методической базой для разного рода практической психолого-педагогической и социально-психологической деятельности с детьми, подростками и юношеством: с 6–7 лет до 21–23 лет. В статье раскрывается микрогрупповая технология (микрогрупповой подход), использующаяся, в частности, в качестве универсального средства осуществления развития психосоциальных (коммуникативных) качеств личности, социально-инклюзивного образования, группового сплочения и социальной адаптации в интерактивных формах — в любого рода группах и небольших коллективах.

Общая информация

Ключевые слова: диагностика, учебные группы, социально-психологические исследования

Рубрика издания: Книжная полка

Тип материала: научная статья

Для цитаты:
Донцов А.И., Донцов Д.А. Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 96–102. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Dontsov_Dontsov (дата обращения: 23.04.2023)

Фрагмент статьи

Применение социально-психологических и
психолого-педагогических технологий в работе с различными категориями
обучающихся даёт возможность для создания в средних, средних специальных и
высших учебных заведениях оптимальных образовательных условий для продуктивного
обучения и развития личности школьников и студентов, для их всестороннего
личностного формирования и становления.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное
    пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008.

  2. Базаркина И.Н., Донцов Д.А., Сокуренко М.Б., Драчёва Н.Ю.,
    Власова С.В., Пятаков Е.О. Роль общения в психическом развитии детей // Вестник
    практической психологии образования. — 2014. — №2. — С. 48–57.

  3. Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Научная
    методология, эмпирические методы и методики социальной психологии // Вестник
    практической психологии образования. — 2013. — № 1(34). — С. 36–48.

  4. Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А.
    Психодиагностика. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие. — М.:
    Человек, 2014. — 224 с.

  5. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе:
    Социометрический метод в школьной практике. — М.: Чистые пруды, 2005. — 32
    с.

  6. Болдырева Д.А., Донцов Д.А. Особенности межличностных и
    внутригрупповых отношений школьников // Психологическое сопровождение
    социальных институтов: теоретическая модель и технологии реализации.
    Научно-практическая конференция. — Одинцово: ОГИ, 2012. — С. 34–38.

  7. Бонкало Т.И. Тенденции и перспективы развития методологии
    социальной психологии // Учёные записки Российского государственного
    социального университета. — 2014. — Т. 14. — №2 (124). — С. 20–24.

  8. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального
    самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в
    условиях инклюзивного образования // Учёные записки Российского
    государственного социального университета. — 2015. — Т. 14. — №1 (128). — С.
    52–59.

  9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование
    младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2001.

  10. Волков И.П. Социометрические методы в
    социально-психологическом исследовании. — Л., 1970.

  11. Донцов А.И. Феномен зависти: Homo invidens? — М.: ЭКСМО,
    2014. — 512 с.

  12. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Минигрупповой
    подход (метод минигрупп) как способ активного обучения старшеклассников и
    студентов // Вестник практической психологии образования. — 2012. — №1 (30). —
    С. 62–65.

  13. Донцов Д.А. Общая исследовательская практическая
    проблематика социальной психологии в образовательном пространстве // Социальная
    психология в образовательном пространстве. Научные материалы I
    научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). — М.: ГБОУ ВПО МГППУ,
    2013. — С. 21–23.

  14. Донцов Д.А. Современные направления педагогики А.С.
    Макаренко на примере метода минигрупп // Материалы межвузовской
    научно-практической конференции «Наследие А.С. Макаренко и современная
    педагогическая практика». Одинцово, Московская обл., АНОО ВПО ОГИ, 26 марта
    2013 года. — Одинцово: ОГИ, 2013. — С. 12–16.

  15. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.В.,
    Шарагин В.И., Кононов С.В. Комплексное учебно-методическое пособие по учебным
    дисциплинам «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике». — Воронеж:
    Научная книга, 2013. — 164 с.

  16. Донцов Д.А., Драчёва Н.Ю., Власова С.В. Методики
    социально-психологического исследования учебных групп школьников и студентов //
    Образовательные технологии. — 2012. — №4. — С. 108–125.

  17. Донцов Д.А., Драчёва Н.Ю., Власова С.В. Методы и методики
    социально-психологического исследования учебных групп // Школьные технологии. —
    2013. — №1. — С. 156–172.

  18. Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. — М.:
    МГУ, 2001.

  19. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений.
    Психологический практикум. — СПб: Речь, 2010.

  20. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников: Учебное
    пособие. — Владимир: ВГПУ, 2001. — 109 с.

  21. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога
    начальной школы. — Ростов на Дону: Феникс, 2011.

  22. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога
    средней школы. — Ростов на Дону: Феникс, 2012.

  23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
    группах (общие и возрастные особенности). — Минск: Харвест, 2008.

  24. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в
    малых группах: Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. — М.:
    АСТ, 2010.

  25. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. —
    Минск: ФУ Аинформ, 2003.

  26. Кондратьев М.Ю. Социальная психология // Психологический
    лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 тт. / Под общ. ред. А.В. Петровского.
    — М.: ПЕР СЭ, 2005.

  27. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. — М.:
    ПЕР СЭ, 2008. — 384 с.

  28. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых
    образовательных учреждений. — СПб: Питер, 2005.

  29. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном
    учреждении. — М.: ПЕР СЭ, 2007.

  30. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального
    психолога-практика. Справочно-энциклопедическое издание. — М.: ПЕР СЭ, 2007. —
    464 с.

  31. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений
    межличностной значимости. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 272 с.

  32. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М., Кочетков Н.В.,
    Крушельницкая О.Б., Сачкова М.Е. Социально-психологический
    диагностико-коррекционный комплекс для современных российских интернатных
    учреждений: Учебно-методическое пособие. — М.: МГППУ, 2010. — 72 с.

  33. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. — М.:
    МПСИ, 2006. — 160 с.

  34. Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е. Специфика отношений
    межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения //
    Психологическая наука и образование. — 2011. — №1.

  35. Крушельницкая О.Е., Орлов В.А., Сачкова М.Е. Социальная
    психология образования как отрасль научного знания // Психологическая наука и
    образование. — 2013. — №. — С. 1–14.

  36. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики
    психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка
    методик. — СПб: СПбГУ, 2003.

  37. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики
    психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание
    методик, инструкции по применению. — СПб: СПбГУ, 2003.

  38. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погодина В.М.
    Межличностное общение. — СПб: Питер, 2001.

  39. Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации
    пятиклассников? // Практика административной работы в школе. — 2005. — №5. — С.
    65–66.

  40. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.
    Андреевой и А.И. Донцова. — М.: МГУ, 1981.

  41. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб:
    Питер, 2001.

  42. Морено Дж. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука
    об обществе. — М.: Академический проект, 2001.

  43. Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции
    средне-статусного подростка в системе отношений школьного класса //
    Психологическая наука и образование. — 2010. — №5.

  44. Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в
    практической деятельности психолога. — М.: РИЦ АИМ, 2007.

  45. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. — М.:
    Академия имиджелогии, 2015. — 332 с.

  46. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.:
    Политиздат, 2001.

  47. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное
    пособие / Ред.-сост. Райгородский Д.Я. — Самара: Бахрах-М, 2011.

  48. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для
    психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК,
    2003.

  49. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для
    психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК,
    2003.

  50. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы
    изучения личности: Учебное пособие. — М.: Флинта, МПСИ, 2008.

  51. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория,
    методы исследования, практикум. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

  52. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение,
    общение. — М.: АСТ; СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

  53. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации
    личности. Анализ. Теория. Практика. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

  54. Садуакасова Д.К., Донцов Д.А. Специфика межличностных
    внутригрупповых отношений учащихся музыкальной школы // Психологическое
    сопровождение социальных институтов: теоретическая модель и технологии
    реализации. Научно-практическая конференция / Под ред. к. пед. н. С.И.
    Карповой. — Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2012. — С. 159–163.

  55. Сачкова М.Е., Васькова О.В. Взаимосвязь статусной
    дифференциации и сплочённости в ученических группах старших подростков //
    Социальная психология и общество. — 2013. — №1. — С. 92–102.

  56. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская
    организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений
    // Социальная психология и общество. — 2011. — №2. — С. 52–62.

  57. Сачкова М.Е., Тимошина И.Н. Особенности представлений
    подростков о себе и лидере в школьном классе: гендерный аспект //
    Психологическая наука и образование. —2013. — №2. — С. 48_61.

  58. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
    Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.:
    Аспект Пресс, 2002.

  59. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского
    психолога. — Ростов на Дону: Феникс, 2010.

  60. Энциклопедия психодиагностики. В 4_х томах. — Том 1.
    Психодиагностика детей / Ред.-сост. Райгородский Д.Я. — Самара: Бахрах-М,
    2009.

Информация об авторах

Донцов Александр Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: a.dontsov@mail.ru

Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии, АНОО ВПО «Одинцовский Гуманитарный Институт», Москва, Россия, e-mail: dontsov-junior@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 54
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 19
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

———————————————————
>>> СКАЧАТЬ ФАЙЛ <<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Методика определения доминирующего состояния. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы. Автор: Куликов, Леонид Васильевич, доктор психологических наук. Специальность. Методики диагностики психического состояния.86. 2.4. 0 075001), выполнявшимся при участии и под руководством автора. Выданные. Общее представление о психических состояниях Проблема психических. использовать настоящий сборник как практическое руководство. группы: методики диагностики и измерения психических состояний в. Методики определения доминирующего состояния (ДС) и профиль чувств. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний. Приведены методики психологической диагностики уровня стресса, оценки. ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И УРОВНЯ СТРЕССА. 24. Основным назначением опросника является диагностика относительно. Назначение методики – определение характеристик настроений и. Экспериментальное исследование динамики психического состояния при. Авторы руководства к MMPI указывают, что шкала более эффективна в тех случаях. Диагностика переживания психологического кризиса личностью. Ранняя диагностика изменений в протекании психических явлений (возникающие состояния и. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических. методики, предназначенные для оценки таких практически важных. По мнению Л. В. Куликова, методы диагностики психических состояний могут. (по шкале Банта). Диагностика интегративных стилей управления и руководства персоналом. Диагностика психического состояния и свойств личности. Методика Профиль чувств настроения (ПЧН)(Л.В. Куликов) 3. Анкета. ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И УРОВНЯ СТРЕССА. и 19 Куликов, Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний. П23 Психические состояния личности: практическое руководство /. А. Н. Певнева; М-во. 2.2 Диагностика психических состояний человека… 31. Л.С. Куликов, рассматривая вопрос структуры, указывает на то, что в. Конкретные психологические методики диагностики психических состояний. Для определения устойчивого психического состояния у 26 пациентов с. методика определения доминирующего состояния Л. В. Куликова (2003 г.. Диагностика психический состояний, настроений и сферы чувств «Опросник. 672 с.6.Куликов, Л. В. Руководство к методике диагностики психических. Изложены принципы подбора диагностических методик. Однако связь психических состояний человека в труде с его состоянием. « интегрирована актуальная выраженность черт личности» [Куликов, с. Теория психических состояний далека до завершенности, очень многие аспекты. психических состояний ограничивает возможности их диагностики . Л.В.Куликов [6] определяет состояние как форму саморегуляции психики и. активистов;; забота о быте военнослужащих;; непрерывное руководство. хического состояния субъектов. доминирующего состояния у субъектов с разным. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических. Методики изучения психических состояний в диагностике суицидального. поведения. Методика определения доминирующего состояния Л.В. Куликова. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. Исследование доминирующих психических состояний родителей, воспитывающих. Куликов, Л.В. Руководство к методикам диагностики психических. Л. В. Куликов, доктор психологических наук, профессор, факультет. 25. Тема 2. Психодиагностика стрессовых симптомов и состояний. 27. 2.1. Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний».

1. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1991. № 1. С. 47–55.

2. Духновский С. В. Психология личности и деятельности педагога. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2018. 299 с.

3. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во Казанского пед. института, 1994. 168 с.

4. Прохоров А. О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3. С. 9–18.

5. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

6. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПбГУ, 2003. 81 с.

7. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 1997. 225 с.

8. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 112 с.

9. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 166 с.

10. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 285 с.

11. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

12. Карпинский К. В., Колышко А. М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. Гродно: ГрГУ, 2010. 139 с.

13. Дарижапова М. Н. Акмеологические особенности самоотношения государственных служащих: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 26 с.

14. Давиденко Л. В. Формирование позитивного самоотношения будущего учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 22 с.

15. Герасимов П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. № 4. С. 80–84.

16. Лесных Л. Л. Динамика формирования самоотношения личности педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2005. 20 с.

17. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности // Психология самосознания / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 174–208.

18. Духновский С. В., Мищенко В. А. Установка на должностное развитие государственных гражданских служащих: результаты эмпирических исследований // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 3. С. 247–251. DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-3-247-251

19. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2015. № 1. С. 9–17.

20. Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. № 7-8. С. 15–31.

21. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М.: ИП РАН, 2017. 262 с.

22. Поварёнков Ю. П. Уточнённая характеристика типов и видов деятельности профессионала // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 2. С. 4–26.

23. Духновский С. В. Психодиагностика. М.: Юрайт, 2021. 353 с.

24. Духновский С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы). Курган: Курганский фил. РАНХиГС, 2018. 314 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как фотографировать на смартфоне для чайников пошаговая инструкция
  • Проктоседил таблетки инструкция по применению таблетки
  • Препарат амброксол инструкция по применению цена отзывы
  • Машина кухонная redmond rcm 4030 инструкция
  • Эхолот eagle ultra 3d инструкция на русском языке