Культура в период руководства брежнева

Аргументы в подтверждение:

— В музыке стал широко популярен новый
стиль «рок» (группы «Аквариум» и «Машина времени»).
Появилось новое направление в литературе — «деревенская проза», в которой
поднимались острые социальные проблемы. Книги писателей-«деревенщиков» официально
издавались большими тиражами. Возникновение и развитие новых стилей и направлений
– один из признаков культурного прогресса и культурной свободы.

— В годы «застоя» развивался жанр авторской
песни. Например, всеобщую популярность приобрело творчество В. Высоцкого, который,
несмотря на острое содержание некоторых произведений, не был отлучён от сцены, и
даже получил возможность выезжать за границу. Авторская песня слабо контролировалась
властями и допускала больше творческой свободы, чем «официальная» эстрада времен
Сталина и Хрущева.

*- В эпоху «застоя» работал Театр
на Таганке, в котором режиссёр Юрий Любимов использовал авангардные приёмы и ставил
пьесы с острым политическим и социальным подтекстом. Несмотря на многочисленные
критические отзывы и обвинения в «диссидентстве», в течение всего периода правления
Брежнева театр так и не был разгромлен, а Любимов оставался режиссёром. Это говорит
о либеральном отношении к инакомыслию в творчестве.

Аргументы в опровержение:

— В конце 60-х гг. усилились атаки на
журнал «Новый мир», который публиковал литературные произведения на острые социальные
и политические темы. Его главный редактор Твардовский был вынужден уйти в отставку.
Политика запретов и разгрома творческих коллективов противоречит принципам культурной
свободы.

— В изобразительном искусстве власти
продолжали пресекать попытки отойти от канонов социалистического реализма. В
1974 г. группа московских художников-нонконформистов решила про вести выставку своих
картин под открытым небом, которая, была разогнана с применением бульдозеров. Уничтожение
художественных произведений – крайнее проявление духовной несвободы.

— В период правления Брежнева за своё
творчество были лишены гражданства и высланы из страны такие видные авторы, как
Солженицын и Бродский. Этот случай доказывает, что в годы «застоя» к «неудобным» творцам по-прежнему применялись репрессивные меры, что в корне противоречит принципам
культурной свободы.

Источник: НезЛО Антона Чубукова

Особенности духовной жизни общества

Требование к деятелям культуры со стороны руководства страны отказаться от крайностей – «очернительства», с одной стороны, и «лакировки действительности», с другой

Основным художественным методом оставался социалистический реализм с его социалистической идейностью произведений и партийностью. На деле – восхваление существующего строя и замалчивание его недостатков.

Ужесточение цензуры после чехословацких событий 1968 г. («пражской весны»), усиление административного контроля в сфере культуры

Введение практики «госзаказов» на создание книг, спектаклей, фильмов

Высылка многих деятелей культуры из страны либо эмиграция (писатели А.И. Солженицын, В.Е. Максимов, В.П. Некрасов, поэт И.А. Бродский, кинорежиссёр А.А. Тарковский, театральный режиссёр Ю.П. Любимов, скульптор Э. Неизвестный и др.)

  • Возникновение в середине 1960-х годов диссидентского движения, одной из задач которого стала защита прав и свобод граждан (А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын, Ю.Ф. Орлов, Н.Е. Горбаневская, С.А. Ковалёв и др.)
  • Возникновение в 1968 г. самиздата – нелегальной бесцензурной печати, выпуск информационного бюллетеня правозащитного движения – «Хроники текущих событий».
  • Феноменом музыкальной культуры данного периода стала «магнитофонная революция» — широкое распространение записей бардов (Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, Ю.Ч. Кима, А.А. Галича и др.)
  • Увлечение молодёжи рок-музыкой, появление многочисленных рок-групп, несмотря на подозрительное отношение к данной музыке властей.
  • С трудом, но пробивали себе путь художники- нонконформисты. Несмотря на то, что выставка картин под открытым небом в 1974 году была разогнана с применением бульдозеров («бульдозерная выставка»), международный скандал вокруг выставки привёл к тому, что власти разрешили художникам демонстрировать свои произведения в небольших залах на окраинах.
  • Резкое ужесточение мер по отношению к инакомыслию. Арест писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля в 1965 году за публикацию за границей произведений, порочащих государственный строй. Демонстрацию в их защиту 5 декабря 1965 ряд исследователей считает началом правозащитного движения в ССССР.
  • 1960-начало 1980-х гг. ознаменовались рядом достижений в области науки и техники, хотя большинство открытий и изобретений находило применение в областях, связанных с военным производством и освоением космоса.
  • Техническое перевооружение других отраслей экономик шло крайне медленно, с конца 1970-х годов наметилось техническое отставание СССР от других передовых стран.

Вывод.

В развитии отечественной культуры 1960-х- начала 80- гг. выделяется два направления: официально-охранительное и демократическое, готовившее предпосылки для духовного обновления общества.

ДАТЫ И СОБЫТИЯ.

1964

Ю. Любимов основывает Московский театр драмы и комедии на Таганке.

— «Солнце инков» Э. Денисова.

1965

М. Шолохову присуждена Нобелевская премия по литературе.

Фильмы: «Война и мир» (С. Бондарчук, 1965–1967); «Огненные кони» (С. Параджанов); «Первый учитель» (А. Михалков-Кончаловский).

1966

— «Колымские рассказы» В. Шаламова (в «самиздате»), «Феникс 66» Ю. Галанскова (в «самиздате»); роман А. Кузнецова «Бабий яр».

1967

— «Мои показания» А. Марченко (в «самиздате»).

— Фильм А. Тарковского «Андрей Рублев», который выйдет на экраны лишь в

1968.

— Начало издания «Хроники текущих событий».

-Ю. Озеров начал снимать киноэпопею «Освобождение» (1967–1971).

— 8-12 января. Процесс над четырьмя диссидентами (Ю. Галансковым, А. Добровольским, В. Дашковой и А. Гинзбургом).

— 30 апреля. Первый номер подпольной, «самиздатской» «Хроники текущих событий», предающей гласности нарушения прав человека.

— Июнь. В «самиздате» выходят «Размышления о прогрессе, сосуществовании и интеллектуальной свободе» А. Сахарова.

-За рубежом опубликованы романы А. Солженицына «В круге первом» и «Раковый корпус».

1969

ПЕРВЫЙ международный конкурс артистов балета в Москве.

— Эмигрирует писатель А. Кузнецов. Эссе А. Амальрика «Доживет ли Советский Союз до 1984 года?» (в «самиздате»).

— Фильмы: «Саят-Нова» С. Параджанова, «Дворянское гнездо» А. Михалкова-Кончаловского.

— Ноябрь – исключение из союза писателей СССР Солженицына.

— Создание инициативной группы защиты прав человека в СССР.

1970

— В. Ерофеев заканчивает книгу «Москва-Петушки», которая широко распространится в «самиздате».

— На Западе опубликованы мемуары Н. Хрущева. Фильм О. Иоселиани «Жил певчий дрозд».

— Февраль. А Твардовский вынужден уйти с поста главного редактора журнала «Новый мир».

— 8 октября. А. Солженицыну присуждена Нобелевская премия по литературе.

Создание Комитета прав человека в СССР, один из инициаторов – А.Д. Сахаров.

1971

-В. Осипов издает подпольный журнал националистического направления «Вече».

-На Западе выходят «Август 1914» A. Солженицына и «Семь дней творения» В. Максимова.

Фильм Г. Козинцева «Король Лир».

1972

-В заключении умирает поэт Ю. Галансков, эмигрирует поэт И. Бродский.

— 25 января. ЦК заявляет о необходимости вести идеологическую войну с нонконформистскими явлениями.

1972-1974 гг.- усиление репрессий против правозащитного движения.

1973

-На Западе выходит первый том книги «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына.

— Эмигрируют писатели А. Синявский и Ж. Медведев.

1974

— Фильм В. Шукшина «Калина красная».

— Эмигрируют писатели В. Некрасов и B. Максимов и поэт, автор песен A. Галич.

— «Бульдозерная» выставка художников нонконформистов.

1975

— На Западе опубликован роман B. Войновича «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина».

Фильмы: «Премия» С. Микаэляна, «Агония» Э. Климова.

— 17 октября. Присуждение Нобелевской премии по экономике Л. Канторовичу.

— Нобелевская премия мира за правозащитную деятельность присуждена А.Д. Сахарову.

1976

— Большой успех романа В. Распутина «Прощание с Матёрой».

— На Западе опубликованы «Дом на набережной» Ю. Трифонова и «Зияющие высоты» А. Зиновьева.

— Фильм «Прошу слова» Г. Панфилова.

— Эмигрируют историк А. Амальрик и математик Л. Плющ.

— Выдворен из страны скульптор Э. Неизвестный.

1977

Фильм А. Германа «Двадцать дней без войны».

1978

— Вынужденный отъезд в эмиграцию А. Зиновьева, философа, писателя .

— На Западе опубликован «Пушкинский дом» А. Битова.

1979

— Фильм А. Михалкова-Кончаловского «Сибириада».

— Была предпринята попытка издания без цензуры литературного альманаха «Метрополь» (авторы: В.П. Аксёнов, А.Г. Битов, В.В. Ерофеев, Ф.А. Искандер, В.С. Высоцкий, И.Л. Лиснянская, С.И. Липкин и др.). Но власти не разрешили данное издание, что свидетельствовало о невозможности свободного развития литературы в СССР.

1980

Фильмы: «Сталкер» А. Тарковского; «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Н. Михалкова.

— На Западе выходит роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

— Декабрь. Вынуждены покинуть страну писатели В. Войнович, В. Аксенов и Л. Копелев.

Высылка А.Д. Сахарова в Горький.

1982

— 30 июля. Постановление ЦК партии «О литературно-художественных журналах и их задачах в социалистическом строительстве».

  1. Советская культура при Брежневе

Реабилитация сталинизма. Тема преступлений
эпохи «большого террора» с конца 1960-х
гг. фактически оказалась под запретом.
В 70-е гг. стал формироваться образ
талантливого полководца И.В. Сталина,
одержавшего победу в ВОВ. С конца 60-х
гг. начинается и постепенно набирает
размах кампания по возвеличиванию
Брежнева. В 1973 году было принято
специальное постановление о мерах по
«повышению авторитета» главы партии.

Большое распространение получили новые
СМИ и способы ее передачи: радио и
телевидение, аудио- и видеокассеты –
все это способствовало доступу широких
слоев советского общества к западной
массовой культуре, позволяло понять,
насколько СССР оторван от достижений
западной цивилизации. Становилось ясно,
что «самый передовой строй» фактически
отстает от стандартов жизни «загнивающего»
капитализма. Единственным ответом
советских идеологов была критика
«буржуазных концепций».

Несмотря на отчаянные попытки советского
руководства догнать и перегнать Запад
в области развития науки и культуры,
материальных средств на это явно не
хватало. Неуклонно снижались расходы
на науку и просвещение. Действовал все
тот же принцип остаточного финансирования
культурного строительства. В кино,
театре и литературе внедрялся регулируемый
тематический репертуар.

В СССР наблюдалось разграничение
официальной и подпольной культуры.
Определенная часть интеллигенции
вынуждена была уехать из СССР (А.
Тарковский, А. Галич, Ю. Любимов, Э.
Неизвестный, М. Ростропович, В. Некрасов
и др.). Таким образом, в СССР и за рубежом
в конце 60-х — начале 70-х гг. сложилась
духовная оппозиция.

Наряду с наметившимся противостоянием
интеллигенции и власти в советском
обществе в конце 60-х гг. заметно усилилось
диссидентское движение. Среди известных
диссидентов были А. Сахаров, В. Буковский,
А. Марченко, В. Красин, Ж. Медведев, Л.
Убожко и др.

Пересмотр школьных программ и попытка
внедрить новейшие методы обучения. На
первом этапе (с 1971 года) курс начальной
школы был сокращен до 3 лет. В 1983-1984 годах
предпринимается попытка комплексной
реформы школы.

За короткий период своего правления
Андропов укрепил позиции официальной
идеологии государства. Оппозиция и
диссидентское движение, ранее
представленные многочисленными
деятелями, были разгромлены КГБ и
фактически прекратили существование
как массовое явление.

В условиях научно-технического прогресса
в СССР особое значение придавалось на4

родному образованию и всей системе
подготовки квалифицированных кадров.
В 19704х годах был осуществлен переход ко
всеобщему среднему образованию, каждый
год в стране открывалось до десятка
новых вузов, численность обучающихся
в них к 1977 г. достигла почти 5 млн человек.
В 1979 г. высшее и среднее (полное и неполное)
образование имело 80,5% занятого населения,
в 1989 г. — 92,1%.

К началу 19804х годов около 40% городских
жителей имели вузовские дипломы.
Государственные ассигнования на науку
увеличивались от десятилетия к
десятилетию. В 1940 г. они составляли 300
млн рублей, в 1950 г.1 млрд, в 1960 г. — 3,9, в
1970 г. — 11,7, в 1980 г. — 24 млрд рублей. Это

позволяло расширять сеть научных
учреждений. В 1985 г. в СССР было 2607 НИИ и
1 млн 491 тыс. научных работников. На
финансирование науки выделялось 5%
национального дохода.

Советские ученые занимали передовые
позиции по многим направлениям математики,
физики, естествознания. СССР произвел
множество запусков пилотируемых
космических кораблей. 18 марта 1965 г.
космонавт А. А. Леонов осуществил первый
выход человека в открытый космос во
время полета на космическом корабле
«Восход42».

Со второй половины 1960-х годов значительно
усиливается идеологический контроль
за СМИ, учреждениями культуры. Основанием
для этого стало постановление ЦК КПСС
«О повышении ответственности руководителей
органов печати, радио, телевидения,
кинематографии, учреждений культуры и
искусства за идейно4политический уровень
публикуемых материалов и репертуара»
(январь 1969 г.). Цензура нередко запрещала
выпуск художественных и публицистических
произведений, кинофильмов, организацию
художественных выставок. Приоритет
отдавался произведениям на
историко4революционные, военно-патриотические
и производственные темы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Период правления генсека охватывает середину 1960-х — начало 80-х гг. Кратко эпоху можно характеризовать как не простую и противоречивую. КПСС навязывала свою идеологию,установив контроль в области культуры, общественных и исторических наук. В театрах невозможно было совершать постановки без цензуры специальных комиссий. В кинематографе действовала система государственных заказов.

Попытки реанимация сталинизма

Возрождение прежних тенденций управления получают твердый отпор от передовой прослойки — молодых журналистов, ученых, партийных сотрудников — А. Е. Бовина, Г. Х. Шахназарова, Г. А. Арбатова, Ф. М. Бурлацкого, Е. А. Амбарцумова, И. В. Бестужева-Лады, О. Р. Лациса и других. Пресса критикует сталинский режим.

На имя генерального секретаря направляется послание с подписями: академиков П. Л. Капицы, М. А. Леонтовича, И. Е. Тамма, А. Д. Сахарова, писателей К. И. Чуковского, К. Г. Паустовского, выдающихся представителей искусства М. М. Плисецкой, И. М. Смоктуновского. Но постепенно тема преступлений вождя исчерпывает себя, уступая место эре неосталинизма.

Возрождение «железного занавеса»

Люди лишаются возможности читать определенные зарубежные произведения и смотреть фильмы некоторых режиссеров. Словно предупреждение для творческих личностей — открытые слушания в суде в 1966 г. по делам писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, публиковавшихся за пределами Отечества. Им вменяется статья 70, запрещающая «агитацию для подрыва власти».

Культура

Оставляя казенный догматизм, в литературе, кино и театре культивируются личная жизнь, быт и повседневность. На экране и сцене лидируют герои А. П. Чехова, ищущие нравственной опоры при явной без духовности. Персонажи пьес и фильмов А. Н. Островского – выстраивающие карьеру, движимые жаждой наживы, не гнушающиеся взяток и сплошь обюрокраченные личности.

Специфическая особенность того времени — «магнитофонная революция». Население слушало записи В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича. Кассеты воспроизводили голоса обличающих власть сатириков. Диссиденты в лице творческой интеллигенции радикально выражали недовольство существующим положением вещей. Наиболее активно выражающие позицию, отличную от навязываемой номенклатурной, отправлялись в тюрьму или покидали родину.

Яркое доказательство – добровольный и принудительный уезд: режиссера театра на Таганке Ю. П. Любимова, кинорежиссера А. А. Тарковского, художников — М. М. Шемякина, Э. И. Неизвестного, поэта И. А. Бродского, писателей — А. И. Солженицына, В. Н. Войновича, В. П. Аксенова, музыкантов — В. Н. Ростроповича, Г. П. Вишневской, артистов балета — Р. Х. Нуриева, М. В. Барышникова и других. Эти граждане, несомненно, были опасны для административно-бюрократического аппарата.

Ограничение художественного творчества вынуждала авторов искать «лазейки» и приспосабливаться. Окружающая действительность, насильно насаждаемые взгляды калечили души, заставляли идти на компромиссы с совестью. Утрачивалась вера в свои силы.

Несмотря на цензуру со стороны партии, духовная жизнь общества в 1960-1980-х гг. отличается насыщенностью по сравнению с другими этапами истории. СССР превращается в самую читающую страну мира из-за финансирования государством издательств и киностудий. Книги, журналы, билеты в кино, музеи, театры и картинные галереи каждому доступны по цене.

Итоги

В годы «застоя» возрастают: коррупция, воровство, бесхозяйственность и преступность. Политические решения не соответствуют реальному состоянию дел, что не может не отразиться на всеобщей атмосфере. Провозглашаемые идеалы не воодушевляют, лишают подлинных ценностей и ориентиров. В СССР произошел разрыв между «социальным заказом» и общественными запросами рядового населения, интересами в области культуры. Ужесточается идеологическая пропаганда.

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

Тайные публикации, демонстрации протеста, бегства из страны, разгромы редакций и другие события позднего этапа существования СССР, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

1960

30 мая

Умер Борис Пастернак. Последние два года жизни поэт подвергался травле
из-за публикации в Италии романа «Доктор Живаго», официально признанного клеветой на советский строй, а также из-за присуждения ему Нобелевской премии по литературе. Сообщение о смерти Пастернака появилось только в «Литературной газете» и газете «Литература и жизнь», но, несмотря на это, на похороны поэта в Переделкине приезжают около 500 человек.

Похороны Бориса Пастернака. Фотография Игоря Тареева © Блог Энгелины Тареевой

1960

Май

Святослав Рихтер впервые совершает гастрольные поездки на Запад. Сначала он выступает в Финляндии, а потом дает 33 концерта в США. Прежде невыездной пианист получает всеобщее признание, а следом и премию «Грэмми» (первую для советских музыкантов) за «лучшее исполнение Второго фортепианного концерта Брамса».

Святослав Рихтер © Из собрания МАММ

1960

Декабрь

В декабрьском номере журнала «Юность» вышла статья «Шестидесятники»,
в которой 25-летний критик Станислав Рассадин давал характеристику новому поколению советских людей. Молодежь не терпит пустых слов, пропагандистских уловок, она верит в «воспитание правдой». Коммунизм для нее — «это прежде всего невиданный расцвет души». Название статьи вскоре стало нарицательным.

1961

16 июня

После гастролей в Париже танцовщик Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова Рудольф Нуреев попросил убежища во Франции. Никакие протесты советских властей не помогли. Уже через две недели беглец танцевал
в «Спящей красавице», поставленной труппой маркиза де Куэваса, с которой он заключил, по сообщениям газет, баснословный контракт.

Рудольф Нуреев. Фотография Алана Уоррена. 1973 год © Wikimedia Commons

1962

Ноябрь

В № 11 журнала «Новый мир» за 1962 год появляется первое произведение «лагерной прозы» — рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о рядовом советском заключенном Иване Шухове. Публикацию пробил главный редактор журнала Александр Твардовский, добившийся разрешения лично у Хрущева. Рассказ хвалит критика, его перепечатывают
в СССР, позволяют переводить и издавать на Западе, а автора даже выдвигают на Ленинскую премию. Однако после отставки Хрущева отношение
к Солженицыну и его рассказу начинает стремительно меняться.

1962

1 декабря

Хрущев посетил выставку в Манеже, организованную к 30-летию Московского отделения Союза художников (МОСХ). Увиденное привело его в ярость.
Не стесняясь в выражениях, он называет работы художников мазней, которая «не нужна советскому народу», кричит и потрясает кулаками. На следующий день газеты выходят с разгромными статьями, а из экспозиции исчезают работы авангардистов старшего поколения — Фалька, Татлина и Древина, а также вся целиком выставка работ молодых художников группы «Новая реальность» Элия Белютина, вызвавших негодование Хрущева.

1962

Декабрь

После выставки «30-летие МОСХ» состоялись две встречи руководства СССР
с интеллигенцией. На них Хрущев, сравнив художников со шпионами, а поэта Вознесенского — с предателем Пастернаком, указал строгие границы творческой свободы и заявил, что в искусстве «либерализму нет места».

1964

13 марта

Поэт Иосиф Бродский был приговорен к пяти годам — максимально возможному сроку — принудительного труда в отдаленной местности по статье за тунеядство. Он не состоял ни в одной профессиональной писательской организации, что по советским законам делало его безработным. В защиту поэта выступили многие деятели советской и мировой культуры. Спустя полтора года он был отпущен на свободу и по ходатайству Корнея Чуковского стал членом Ленинградского отделения Союза писателей СССР. Это, впрочем, не избавило его от преследования. В 1972 году он был вынужден эмигрировать.

Выездная виза Иосифа Бродского © Beinecke Rare Book & Manuscript Library

1964

23 апреля 

Спектаклем по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» началась новая эпоха в истории Московского театра драмы и комедии на Таганке. Пришедший на должность главного режиссера Юрий Любимов и его ученики, выпускники Щукинского театрального училища, быстро завоевали внимание зрителей смелыми новаторскими постановками. Театр приобрел репутацию самого радикального, даже скандального, и стал одним из символов эпохи. Постоянные напряженные отношения с властью закончились лишением гражданства и отставкой Любимова в 1984 году, но уже в 1988-м режиссер вернулся в СССР и вновь возглавил театр.

Сцена из спектакля «Добрый человек из Сезуана». Фотография Александра Стернина © taganka.theatre.ru

1965

15 октября

Нобелевскую премию по литературе получил Михаил Шолохов
с формулировкой «за художественную силу и полноту, с которой в своем эпическом произведении о Доне отобразил историческую фазу жизни русского народа». Последний том романа «Тихий Дон» вышел в 1940 году, а Шолохов попадал в список номинантов и раньше. Но, несмотря на стремление властей СССР повлиять на конечный выбор академиков, награда доставалась другим (так, в 1958-м премию присудили Пастернаку). Успех Шолохова преподносился в печати как символ мирового признания советской литературы.

1966

14 февраля

Был вынесен приговор писателям Андрею Синявскому и Юлию Даниэлю
за публикацию произведений на Западе, в которых они допустили клевету
на советский строй. Подсудимые своей вины не признали. Даниэль получил пять, а Синявский — семь лет заключения в колонии строгого режима.
5 декабря 1965 года в Москве на Пушкинской площади собрался митинг поддержки, участники которого требовали гласности суда над писателями.
А после вынесения приговора было обнародовано «Письмо 62 литераторов», просивших выпустить осужденных.

Андрей Синявский и Юлий Даниэль в зале суда © Wikimedia Commons

1966–1967

Ноябрь 1966 года — январь 1967 года

В трех номерах журнала «Москва» за 1966–1967 годы спустя почти 30 лет после написания выходит в свет роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Предисловие написал Константин Симонов, он же был инициатором этой публикации. 150 тысяч экземпляров журнала разошлись мгновенно, интерес читателей был подогрет слухами о гениальном романе. Текст копировали
на ротапринтах и перепечатывали на машинках. Вокруг героев и мест, описанных в романе, поклонники писателя создают настоящий культ.

1968

30 апреля

Выходит в свет первый номер самиздатского информационного бюллетеня «Хроника текущих событий». Это первое в СССР неподцензурное общественно-политическое и правозащитное периодическое издание. В нем публикуются сообщения о случаях нарушения прав человека в СССР, акциях протеста диссидентов. Распространяется бюллетень через знакомых; тем же способом, только в обратном направлении, предлагается передавать сведения, которые могут быть опубликованы. В эфире западных радиостанций, вещающих
на СССР, выпуски зачитывают целиком. Редакция анонимна, и все же ее состав часто меняется из-за арестов. «Хроника» просуществует 15 лет, в свет выйдет 63 номера.

1968

25 августа

В Москве состоялась акция протеста против вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Восемь человек — Константин Бабицкий, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов, Виктор Файнберг и Татьяна Баева — вышли на Красную площадь, сели у Лобного места и развернули плакаты «At’ žije svobodné a nezávislé Československo!» («Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!»), «Позор оккупантам!», «За вашу и нашу свободу!» и другие. Почти сразу их скрутили сотрудники КГБ. На суде двоих участников демонстрации признали невменяемыми и отправили на принудительное лечение, еще двое получили тюремные сроки, троих сослали. 21-летнюю Татьяну Баеву товарищи убедили признаться в том, что с ними она оказалась случайно, и ее отпустили.

1970

В 1970 году по инициативе МИД и КГБ руководство страны предоставляет возможность советским евреям выехать на историческую родину в Израиль. Открывшейся возможностью стремятся воспользоваться многие, нередко вызовы приходят от мифических родственников. Получить разрешение совсем не просто, иногда его ждут по несколько лет. Далеко не все выбирают своей конечной точкой Израиль: после распределительного пункта в Вене часть рассредоточивается по Европе, часть уезжает в США. За первые пять лет СССР покинут около 100 тысяч человек, среди них много деятелей науки и культуры. В самом разгаре третья волна русской эмиграции.

1970

Февраль

Меняется редакция главного литературного журнала страны — «Нового мира». Его либеральная общественно-политическая программа формировалась при Хрущеве. Она не вписывается в новую стратегию руководства СССР, преследующего всякое инакомыслие не только внутри своих границ, но и в странах-сателлитах. После серии разгромных статей руководство Союза писателей увольняет заведующих основными разделами, вынуждая главреда, всеми уважаемого поэта-фронтовика Александра Твардовского, написать заявление об уходе по собственному желанию.

1970

Октябрь

Нобелевская премия по литературе 1970 года присуждается Солженицыну
«за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Как и в случае с Пастернаком, в советской прессе организуется масштабная пропагандистская кампания против автора. Несмотря ни на что, Солженицын не отказывается от награды и решает ехать в Стокгольм на торжественную церемонию. Однако поняв, что обратно его не пустят, писатель отказывается от своих планов. Диплом и денежную премию ему удастся получить только в эмиграции, в декабре 1974 года.

1974

15 сентября

На пустыре в московском районе Беляево, на пересечении улиц Профсоюзной
и Островитянова, состоялась выставка работ художников-нонконформистов, получившая название «бульдозерной». Несмотря на то что организаторы (коллекционер Александр Глезер и художник Оскар Рабин) заранее уведомили власти о своих планах, акция закончилась, не успев толком начаться. Через полчаса собравшихся потеснили сотрудники милиции, одетые в форму рабочих-озеленителей. В ход пошла спецтехника — тракторы и поливальные машины. Выставку буквально смели. Жестокий разгон в дальнейшем объяснили возмущением рабочих, «которым хулиганствующие дилетанты мешали проводить воскресник».

«Бульдозерная выставка». Фотография Алексея Годунова. 1974 год © Алексей Годунов / Из собрания МАММ

1975

Октябрь

Нобелевскую премию мира за 1975 год получает Андрей Сахаров, автор советской водородной бомбы, академик, трижды Герой соцтруда, лауреат Сталинской и Ленинской премий. С конца 1960-х он активно занимается общественной деятельностью, становится одним из учредителей Комитета прав человека в СССР. В 1973 году в советской печати появляются коллективные письма ученых и писателей, осуждающих деятельность Сахарова. С этого момента он самый известный диссидент СССР. За премией ученого не выпустят, ее получит жена.

1975

В конце года создан Московский горком художников-графиков. В него вошли мастера советского андеграунда, которым был заказан путь в большой профессиональный союз. Получено согласие московской городской партийной организации. Власть стремилась впредь избегать скандалов наподобие «бульдозерной выставки». Существование неофициального искусства теперь признано официально, но развернуться ему не дали, поселив в подвале. Горком получил помещение на Малой Грузинской улице, 28, в кооперативном доме деятелей кино, где жил Высоцкий. С осени 1976 года там проходят выставки. Сообщения о них регулярно печатает западная пресса. В небольшом зале картины висят вплотную, а чтобы попасть внутрь, нередко нужно выстоять большую очередь. 

1976

18 декабря

В аэропорту Цюриха состоялся самый известный в истории СССР обмен политзаключенными. Из Москвы под охраной группы «Альфа» в наручниках был доставлен один из организаторов диссидентского движения Владимир Буковский, который провел в тюрьмах и лагерях в общей сложности 12 лет. Среди прочего ему вменялась передача на Запад материалов о советской карательной психиатрии, что было квалифицировано судом как «антисоветская агитация и пропаганда». В обратном направлении последовал генеральный секретарь Коммунистической партии Чили Луис Корвалан, арестованный после военного переворота Аугусто Пиночета 11 сентября 1973 года. Этим обменом советская власть фактически признала, что в стране есть политзаключенные.

1980

22 января

Физика Андрея Сахарова без суда высылают из Москвы в Горький. Сотрудники КГБ задержали его прямо на улице по дороге на работу. Причиной послужили выступления диссидента против ввода советских войск в Афганистан. 4 января газета The New York Times опубликовала его письмо, осуждающее политику властей СССР. 8 января Сахарова лишили всех званий и наград, но он вновь открыто выступил против вторжения в интервью телекомпании ABC. Советское руководство надеялось лишить Сахарова возможности общения
с западными журналистами: в те годы въезд в Горький для иностранцев был закрыт. Однако его статьи и заявления продолжают печататься как в самиздате, так и за границей, их тайно возит в Москву жена ссыльного Елена Боннэр.

Академик Андрей Сахаров. Фотография Валерия Генде-Роте. 1980-е годы © Из собрания МАММ

1980

8–16 марта

С 8 по 16 марта в Тбилиси проходит фестиваль эстрадной и популярной музыки «Весенние ритмы», организованный при участии Центрального комитета комсомола Грузии. За привычным названием скрывался первый
в СССР конкурс рок-музыкантов, фактически легализовавший этот музыкальный жанр и открывший его для массового слушателя. Победителями были признаны группы «Машина времени» и «Магнетик бэнд» из Эстонии.
А «Аквариум» стал виновником скандала: его выступление сочли непристойным. Жюри демонстративно покинуло зал, а группу сняли
с конкурса.

1980

25 июля

В своей московской квартире умер Владимир Высоцкий. Сообщение о смерти самого популярного в СССР актера и автора-исполнителя песен опубликовали только две газеты: в Москве проходили Олимпийские игры, почти на месяц столица стала закрытым городом, и массовые стихийные акции не должны были омрачать праздничную программу. И все-таки в день похорон 28 июля
на улицах и крышах домов вокруг Театра на Таганке собралось около 300 тысяч человек. Жена Высоцкого Марина Влади признавалась, что никогда раньше не видела таких похорон. На прощание отвели всего два часа. Как только гроб
с телом увезли на Ваганьковское кладбище, поливальные машины начали сметать горы цветов, оставшихся возле театра, а из окна второго этажа пытались вытащить портрет актера, установленный работниками Таганки.  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Геделикс капли инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Как пить циклоферон при простуде взрослым в таблетках инструкция
  • Фолиевая кислота цена в москве инструкция по применению
  • Обязанности стратегическое руководство
  • Руководство по яве 634