Эффект: это – секретная крийя Кундалини йоги, которая называется «Гиан Судха Симран Крийя». В идеале, человек который ее делает, будет обладать силой над жизнью и смертью – не только своими, но и всех живых существ. Это упражнение может быть болезненным. Чем больше боли вы испытываете, тем сильнее вы должны толкать. Эффект будет только тогда, когда боли больше не будет. Учитесь противостоять своей боли, беде, неудобству – и преодолевайте их. Подарите себе силу с помощью этого упражнения.
Постоянно контролируйте положение трех пальцев рук – они должны быть широко разведены и напряжены все время.
Поза: сядьте в простую позу со скрещенными ногами. Соедините большие и указательные пальцы в Гьян мудру, а остальные растопырьте как можно сильнее и держите их прямыми. Руки согните таким образом, чтобы локти находились по сторонам грудной клетки и были плотно прижатыми к бокам. Кисти рук поместите перед плечами, ладони обращены вперед. Отклоните предплечья на 45 градусов вперед от вертикали. Это – исходное положение.
Теперь на каждое «Хар» двигайте предплечьями назад и вверх примерно на 30 см так, чтобы кисти останавливались на уровне ушей. У вас должен получиться резкий толчок тела. Ладони продолжают смотреть вперед. Затем быстро примите исходное положение.
Продолжайте в быстром ритме, пальцы все время расставлены и напряжены. Движение такое мощное, что вы почувствуете, как ваши ягодицы немного отрываются от пола на каждый взмах руками.
Глаза: не указано
Музыка: Har Tantriс_Simran Kaur. Просто слушайте ритм, не подпевайте.
Время: 11 минут
Этот материал опубликован для ознакомления. Практикуйте под руководством преподавателя Кундалини йоги, прежде чем начать самостоятельные занятия, т.к. неверное выполнение может нанести вред вашему здоровью!
С краткой памяткой для начинающих можно ознакомиться на странице «Кундалини йога»
Обрести связь с собой, услышать голос внутреннего руководства, почувствовать себя частью бесконечной вселенной.
1 — 30 апреля
«Если вы поймете, что вы — десять тел, и вы осознаете эти десять тел, и вы держите их в равновесии, то вся Вселенная будет в равновесии с вами.»
~ Йоги Бхаджан
Your browser does not support the video tag.
Сат нам, друзья! Меня зовут Александр Сидельников и я приглашаю вас в новое путешествие за своей внутренней силой, радостью и эффективностью.
На новом потоке практик мы будем изучать и настраивать свою тонкую анатомию, известную в традиции Кундалини йоги, как «Система Десяти тел.»
КУНДАЛИНИ: ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБИНЫ ДУШИ
Цель этого курса — без компромиссов и лишних слов дать вам трансформирующий внутренний опыт вашей Души. Опыт расширения и плотной теплой силы, пульсирующей внутри грудной клетки. Опыт тишины уходящей за горизонты и измерения. Опыт тихой радости смирения, идущий из ощущения связи со всем, что есть. Опыт расслабления в потоке созидания, текущем через вас изобилием из бесконечности в этот мир.
ЛИЧНАЯ ПРАКТИКА
Основная программа состоит из записанных классов и лекций, которые открываются по расписанию в течении месяца. Практический класс обычно занимает 60 — 80 минут. В неделю открывается 2 класса. Главное регулярность. Вы выбираете свой ритм. Можно делать один класс один раз, либо повторять каждую практику для закрепления опыта
ОНЛАЙН ВСТРЕЧИ
Один раз неделю мы встречаемся для утренней онлайн практики. Учитель держит для вас пространство, создает канал, через который вы получаете более глубокий внутренний опыт. Это создает общее поле, позволяет вам ощутить поддержку сангата и учителя. Можно задавать вопросы и делиться ощущениями.
ЗАКРЫТЫЙ ЧАТ
В закрытом чате мы делимся своими переживаниями и историями. Эффективная практика проводит нас через процесс внутренней трансформации. Важно, чтобы, была возможность задать вопрос, поделиться происходящим, ощутить поддержку или поделиться своими осознаниями и достижениями.
В большей степени мы ассоциируем себя с физическим телом и умом. На самом деле мы гораздо более многогранны. Мы состоим из десяти тел. Одно физическое, три ментальных и шесть энергетических.
ПРОГРАММА КУРСА
1. Сила Сияющей Души (апрель ’23)
2. Негативный ум: От сомнений к уверенности (май)
3. Позитивный ум: Видеть возможности (июнь)
4. Медитативный ум: Интуиция и спокойствие (июль)
5 Физическое тело: Сиять изнутри (август)
6 Нимб: Сила Сияющего Ума (сентябрь)
7. Аура: Защита и притягательность (октябрь)
8. Прана: Вибрировать жизненной силой (ноябрь)
9. Тонкое тело: Чувствовать тонко (декабрь)
10. Сияющее тело: Королевское достоинство (январь ’24)
Десять тел — это различные грани и способности нашей психики. У каждого из тел есть дар, проявляющийся, когда тело сильное, и определенные слабости, когда тело находится в дисбалансе.
Наша способность быть здоровыми, счастливыми и максимально эффективными определяется балансом всех Десяти тел.
тема апреля:
Сила Сияющей Души
Первое тело — это тело Души. Она соединяет нас с внутренней бесконечностью. Когда тело Души сильное, мы живем из сердца. Наша креативность раскрывается чистым и естественным образом. Глубоко соединяясь с телом Души мы начинаем жить из пространства великого сострадания и творчества. Связь со своей бесконечностью позволяет нам расслабиться в потоке Вселенной и использовать ее энергию в своей повседневной жизни.
Сильное тело Души позволяет нам жить через сердце, рационально используя голову. Мы слышим голос внутреннего руководства и мы наполнены энергией для движения к цели своей души. Мы расслаблены во внутреннем опыте связи с Космосом и это позволяет творческому потоку Вселенной с легкостью протекать через наши мысли и действия.
Более широкий угол зрения и опыт внутренней глубины позволяет нам понимать причины и следствия происходящих явлений, делая нас более сострадательными и смиренными.
Думать вместо того, чтобы житьЕсли мы не чувствуем связи с душой, то начинаем слишком много думать. Мы «думаем» жизнь, вместо того, чтобы ее жить. Мы много сомневаемся, чувствуем замкнутость, ограниченность, опасность. Выстраиваем стену между собой и миром, еще больше убегая от себя. Нам сложно понять, для чего мы здесь и в чем наша истинная цель. А движение в направлении желаний души увязают в бесконечных «А что если?», «А вдруг?». Мы лишены поддержки и заботы Вселенной, Бога, Высшего сознания, центрального космического ритма.
Ключевые вопросы:
Является ли моя жизнь творческим потоком к цели моей Души?
Живу ли я из сердца?
Сильное тело Души:
- Жизнь из сердца, а не из головы
- Интуиция, легкость, радость
- Творчество в чистом виде
- Ощущение поддержки Вселенной
- Следование своему предназначению
Слабое тело Души:
- Излишняя интеллектуализация
- Жизнь в сомнениях
- Ощущение замкнутости и ограниченности
- Сложно осознать истинную цель и двигаться к ней
- Нет поддержки творческого потока Вселенной
В течении месяца для вас откроются следующие классы:
1. Сияние души — онлайн класс
Открываем новый большой курс онлайн встречей-знакомством и глубокой практикой. Обсудим основы системы 10 тел и пройдем в пространство покоя своей Души через практику йоги, мантры и медитации.
Первое тело связано с первой чакрой, вместилищем энергии Кундалини, находящейся в основании позвоночника. Поддержание потока энергии из первой чакры помогает установить и ощутить поток души.
Открыть свой сердечный центр — означает открыться своей бесконечности. Когда этот центр закрыт, то грудная клетка разбалансирована. Из-за этого диафрагма работает неверно. Так мы теряем одну треть жизненной силы.
Первый шаг к счастью — обязательство. Эта священная практика называется «Руководство Души». Благословите себя. Начните возвышать себя. Пройдите через иллюзию слабости, чтобы обрести истинную силу Духа.
5. Бесконечная сила внутри
Душа — приходит из Бесконечности и в нее возвращается. Сонастраиваясь с вибрациями своей вечной основы мы подключаемся к потоку энергии космоса. Интегрируя этот заряд, мы можем применять его в своей повседневной жизни.
Сила океана в его глубине. Сияние души исходит из глубин внутреннего покоя. Там мы встречаемся со своим источником. Ощутите и утвердите красоту и глубину своей души.
Мы бесконечны по своей природе. Возвращаясь к этому опыту внутри мы обретаем спокойствие, уверенность, вдохновение и руководство. Творчество Вселенной естественным образом течет через наши мысли и действия.
Специальный класс из Тайланда
4 утренние онлайн практики в zoom
В течении месяца мы будем встречаться в zoom для совместной практики и синхронизации. На этих эфирах можно поделиться опытом, задать вопросы и получить ответы.
Эти классы для вас, если вы хотите:
- пробудить в себе вибрирующую жизненную силу
- обрести связь с душой, ощутить вкус внутреннего голоса
- пробудить творческий поток
- ощутить связь с миром и поддержку Вселенной
- обрести силу следовать зову сердца
- принимать решения из сердца, а не из головы
- смотретьна жизнь с более высокой перспективы (с пониманием и состраданием)
Отзывы участников предыдущих курсов
-
Мне очень-очень понравилась логика и структура курса. То есть каждый класс вел, открывал новые двери в нужный момент! Саша, спасибо за такой курс! Такого должно быть очень много! И еще мне очень понравился завершающий класс и мантра — действительно то, как ты говорил, что надо это пережить, почувствовать — это ощущение мощного обновления!
Мирослава Журомская
-
Учитель. Прими мою сердечную благодарность за этот Опыт. Прохождение этого курса мне дало очень много! Я в полном восторге от эффективности, глубины твоих классов! Для меня большое счастье встретить Тебя на своём жизненном Пути. У тебя мощное поле и Энергия. Благодарю Учитель. Благодарю группу. Сат Нам 🌹
Ольга Charan Kamal Kaur
-
Каждое занятие на курсе по-своему прекрасно. Кундалини-йога — это про практику, только занимаясь можно понять как это работает, почувствовать, встретиться с собой. Бросить себе вызов — это то, что нам нужно, ведь только так выходя за рамки мы расширяемся и открываем для себя новые горизонты и возможности. Благодарю за великолепный опыт и самоотдачу, профессионализм. Сат нам!
Ева Суркова
-
Александр, благодарю за курс. За то, что делитесь практикой, за подачу материала. Каждое слово буквально впитывала! Ощущения невозможно передать словами! Это можно только почувствовать! И это не краткосрочные эмоции, не сорванные Цветы, а мощное дерево постоянно меняющееся и подпитывающееся!Большая Благодарность! Сат Нам!
Ксения
Пример классов, по которым вы будете заниматься
Your browser does not support the video tag.
Your browser does not support the video tag.
Готовы начать свое путешествие? Выбирайте свой вариант участия и входите в поток.
Стоимость и варианты участия
Войти в поток КУНДАЛИНИ можно с 28 марта
Старт нового цикла практик — 1 апреля
Базовый доступ
Общая группа
5555 ₽
— Доступ к текущему циклу классов
— закрытый чат
— 4 онлайн класса в zoom
Вы получаете доступ к программе практик с 1 по 30 апреля
записаться можно с 28.03
оплатить и участвовать
Работа с запросом
Личная работа
15555 ₽
Доступ к текущему циклу классов
— закрытый чат
— 4 онлайн класса в zoom
— личная консультация (1,5 часа)
— поддержка на протяжении курса
уточнить наличие мест
Личная работа
один на один
55551 ₽
Доступ к текущему циклу классов
— закрытый чат
— 4 онлайн класса в zoom
— личная консультация (1,5 часа)
— 3 личных онлайн класса под запрос
— индивидуальное сопровождение
уточнить наличие мест
Любое движение, выполняемое во время практики кундалини-йоги, можно назвать крийей.
Классическая кундалини-йога включает в себя выполнение крий, дыхательные техники (пранаямы), чтения мантр и медитации. В конце обязательно выполняется Шавасана.
В Кундалини-йоге,
получившей известность на Западе благодаря Йоги Бхаджаном в 70-х годах, крийи
имеют особые инструкции и практикуются для достижения конкретных результатов.
При усердной практике крийи кундалини разблокируют и активируют чакры, которые непосредственно или косвенно трансформируют тело и ум практикующего. Также крийи могут быть нацелены на внутренние органы: печень, позвоночник, желудок, кишечник, глаза и т. д.
Сегодня крийи практикуются так же, как Йоги Бхаджан учил своих последователей. В начале занятия кундалини-йогой поется открывающая мантра, затем следует разминка, выполнение крийи и завершающая медитация в конце.
Вы часто можете видеть практикующих кундалини-йогу в белых одеждах с белым тюрбаном. Хотя носить во время практики белое не обязательно, предполагается, что белый цвет отражает или блокирует негативную энергию и укрепляет ауру.
Белый также является символом мира, за счет чего
способствует умиротворению разума при выполнении крий.
Практикуя крийи кундалини-йоги, можно
пробудить дремлющую энергию кундалини, лежащую в основании позвоночника в корневой чакре. В
пробужденном состоянии энергия проходит через позвоночник к макушке головы,
активируя семь чакр, что помогает в повышении самосознания и поощряет свободный
поток энергии праны.
В следующем разделе мы упомянули 10 наиболее распространенных упражений. При выполнении важно сосредоточиться на своем дыхании, взгляде и издаваемых звуках, поскольку именно они помогают разблокировать энергию и усилить концентрацию.
Эти упражнения обычно входят в состав различных крий. Медитация сат нам крийя может использоваться отдельно.
1. Дыхание огня
Дыхание огня — упражнение, лежащее в основе практики кундалини-йоги.
Данная крийя представляет собой особую технику дыхания, вырабатывающую внутреннее тепло. Тепло, которое, в свою очередь, способствует детоксикации и заряжает энергией разум и тело. Для выполнения практики дыхания огня нужно спокойно вдыхать и энергично выдыхать, не делая пауз. Темп дыхания и продолжительность практики выполняющий выбирает на свое усмотрение.
Таким образом, крийя «Дыхание огня» стимулирует чакру солнечного сплетения, являющуюся местом силы воли, решимости и личной внутренней силы.
Обычно, эту дыхательную крийю выполняют в начале занятий кундалини-йогой для внутреннего разогрева.
Следуйте приведенным ниже шагам, чтобы выполнить крийю «Дыхание огня» правильно:
- Примите одну из поз: простую позу (Сукхасана), лотоса или молнии. Спина обязательно должна быть прямой;
- Положите ладони на колени либо в Гьян Мудре, либо ладонями вверх;
- Втяните живот и вдохните через нос. Вы должны почувствовать, как живот и диафрагма расширяются;
- Без паузы резко выдохните. Ваш живот и диафрагма должны вернуться к позвоночнику;
- Следите за тем, чтобы продолжительность вдоха и выдоха была одинаковой. Установите ритм и повторяйте процесс не менее 30 секунд;
- Постепенно увеличивайте лимит времени до 5-10 минут.
Как только вы закончите практиковать «Дыхание огня», вернитесь к обычному дыханию.
2. Сат Крийя
Сат Крийя — одна из основных крий кундалини-йоги. Согласно Йоги Бхаджану, ежедневная практика Сат Крийи в течение 3 минут даст вам пользу, сравнимую с одним полноценным занятием йогой.
Крийю назвали Сат Крийя, так как в этой крийе вы повторяете мантру Сат Нам синхронно с движением дыхания. Sat (произносится как «сат») означает «истина», «честный», «правильный», а «nam» (произносится как «наам») означает «имя». Повторение Сат Нам означает, что вы взываете к божественному и приходите к соглашению с истиной внутри себя.
Сат крийя работает непосредственно на пробуждение
кундалини шакти, мягко массирует внутренние органы и регулирует кровяное
давление, тем самым укрепляя сердце. Крийя способствует пробуждению
сексуальной энергии, а также глубокому расслаблению.
При выполнении данной крийи три нижние чакры, корневая
чакра, чакра солнечного сплетения и сакральная чакра стимулируются
одновременно, что помогает успокоить ум и улучшить концентрацию.
Следуйте приведенным ниже инструкциям, чтобы выполнить
Сат Крийю:
- Сядьте в Ваджрасану, Сукхасану или позу Скалы (Тадасана). Ваша спина должна быть прямой, колени сведены вместе, а верхняя часть стоп должна быть на земле.
- Вытяните обе руки над головой и соедините ладони. Плечи должны касаться ушей, а локти не должны сгибаться.
- Сцепите все пальцы, кроме указательных пальцев обеих рук. В идеале женщины должны скрестить левый большой палец над правым, а мужчины скрестить правый большой палец над левым. Такое положение рук называется кали мудра.
- Начните повторять Сат Нам в одном ритме 8 раз за 10 секунд.
- На вдохе втяните пупок внутрь и вверх к позвоночнику, повторяйте Сат. На выдохе повторяйте Нам и расслабляйте живот.
- Вам не нужно задействовать какие-либо пояса или бандхи в качестве корня, замки диафрагмы автоматически включаются, когда вы дышите. Во время пения позвоночник должен оставаться прямым.
- Сосредоточьте взгляд на середине бровей с закрытыми глазами.
Если вы новичок, выполняйте сат крийю не менее трех минут. Постепенно увеличивайте время до 31 минуты.
Сат крийю кундалини-йоги не следует путать с шат-крийями хатха-йоги. В кундалини-йоге сат крийя — это пение, синхронизированное с дыхательным движением, тогда как в хатха-йоге шат-крийя («шат» означает «шесть») называется набором из 6 йогических крий, используемых для внутреннего очищения.
По истечении трех минут глубоко вдохните и напрягите мышцы ягодиц, пропустите энергию мимо лопаток до макушки и кончиков пальцев. Задержите дыхание на несколько секунд, сосредоточившись на коронной чакре, а затем полностью выдохните.
Как только вы закончите Сат Крийю, следует приступить к длительной глубокой релаксации. Лягте в шавасану и расслабьтесь. Время релаксации зависит от времени затраченного на практику — обычно это 10%. То есть если вы занимались 30 минут, то на расслабление вам потребуется не менее 3-х минут.
3. Искоренение эго
Как видно из названия, кундалини крийя «Искоренитель Эго» практикуется для раскрытия сердца, устраняет избыточное чувство самости и успокаивает ум.
Крийю Искоренителя Эго выполняют, разводя руки вверх и в стороны, затем в этом положении рук выполняется Дыхание Огня. Это очень популярная крийя среди практикующих кундалини-йогу.
Практика искоренения эго откроет сердце и сбалансирует два полушария мозга, очистит и укрепит легкие и позвоночник.
Более того, крийя также сбалансирует чакры, обеспечивая более плавный поток энергии праны, и будет способствовать ясности ума, осознанности, бдительности и спокойствию.
Следуйте приведенным ниже шагам, чтобы выполнить эту крийю:
- Сядьте в Простую позу (Сукхасану).
- Вытяните руки над головой под углом 60 градусов. Согните пальцы так, чтобы кончики пальцев касались основания пальцев. Держите большой палец вытянутым и направленным к небу.
- Закройте глаза и сосредоточьтесь на чакре третьего глаза.
- Начните Дыхание Огня и продолжайте в течение 1-3 минут.
- В конце крийи соедините кончики больших пальцев на вдохе и примените корневой замок на выдохе. Сделайте еще один вдох и расслабьте тело на выдохе.
4. Прогибания позвоночника
Эта крийя похожа на позу кошки-коровы в хатха-йоге. Единственная разница заключается в том, что вы будете практиковать растяжку позвоночника в сидячем положении. С помощью крийи сгибания позвоночника вы можете уменьшить зажатость и скованность.
Выполнение растяжки позвоночника обеспечит физически непрерывный поток спинномозговой жидкости от головного мозга к позвоночнику. Духовно все чакры будут стимулироваться и способствовать свободному течению праны.
- Сядьте в Простую позу (Сукхасану) с закрытыми глазами.
- Держите обе голени или колени.
- Вдохните, согните позвоночник вперед и раскройте грудную клетку. Выдохните и прогните позвоночник назад.
- Во время практики плечи не должны касаться ушей и расслабляться. Также не забывайте держать голову прямо.
Повторяйте упражнение в течение 3 минут.
5. Скручивание позвоночника
Упражнение на скручивание эффективно расслабляет
позвоночник, особенно нижний и средний отделы, позволяя устранить любое
напряжение. Практика действует как на сам позвоночник, так и на мышцы спины,
укрепляет легкие и очищает ауру.
- Сядьте в Простую позу (Сукхасану).
- Положите руки на плечи, четыре пальца расположите спереди, а большой сзади. Ваши плечи должны быть параллельны земле, а локти должны быть на одной линии с плечами.
- Поворачивайтесь вправо на вдохе, а затем влево на выдохе. Во время скручивания голова и позвоночник остаются прямыми. Повторяйте Сат на вдохе и Нам на выдохе.
- Не будьте зажатыми, позвольте вашей спине и голове легко вращаться по течению.
Повторяйте упражнение 1-3 минуты.
6. Поза натяжения
Поза натяжения — довольно сложное упражнение, часто вызывающее проблемы у практикующих. Однако если вы осознаете свое дыхание и можете сосредоточиться на черпании силы из пупочного центра, вы легко сможете освоить и эту позу.
Поза натяжения работает на всем теле — перезагружает нервную систему, укрепляет органы брюшной полости, очищает кровь. Поза растяжения также фокусируется на чакре третьего глаза, которая успокаивает разум и повышает самооценку.
Женщины могут извлечь особую пользу из этой позы, так как
она укрепляет репродуктивные органы.
Если вы новичок, не заставляйте свое тело удерживать позу
в течение 3 минут. Если вы не можете удерживать позу более 10 секунд
подряд, можно выйти из нее и на несколько секунд расслабиться, а после
расслабления начать снова. Вы можете постепенно увеличивать время, чередуя
удержание позы и расслабление.
Как выполнить Позу Натяжения:
- Лягте на спину.
- Вытяните заднюю часть шеи и поднимите голову и верхнюю часть груди вместе. Втяните подбородок, чтобы голова оставалась прямой и вытянутой.
- Поднимите голень примерно на 15 сантиметров, удерживая нижнюю часть спины на земле. Зафиксируйте взгляд на кончиках пальцев ног.
- Держите руку вытянутой перед собой ладонями вниз, но не касаясь тела. Вы также можете разместить руки рядом с собой ладонями внутрь, не касаясь земли или вашего тела.
- Если вы чувствуете какой-либо дискомфорт в нижней части спины, положите руки под ягодицы для поддержки или слегка упритесь пяткой в пол.
- Практикуйте Дыхание Огня в этой позе.
7. Растяжение жизненного нерва
Растяжка жизненного нерва в Кундалини-йоге аналогична сидячему наклону вперед (Пашчимоттанасана) в хатха-йоге. Это упражнение укрепит ноги, таз, а также стимулирует седалищные нервы. Сгиб вперед также способствует удлинению и укреплению позвоночника.
- Сядьте, вытянув ноги перед собой.
- Возьмитесь за большие пальцы ног. Оберните указательный и средний пальцы вокруг пальца ноги и надавите на ноготь большого пальца подушечками пальцев руки.
- При вытянутом позвоночнике задействуйте пупок и наклонитесь вперед на выдохе. На следующем вдохе оттолкнитесь силой ног и пупка, голова поднимается последней.
- Продолжайте это упражнение в течение 1-3 минут, глубоко дыша.
8. Поза кобры
Практика этой позы похожа на хатха-йогу, но немного отличается намерением при выполнении. В Кундалини-йоге поза кобры практикуется для балансировки апаны. Это увеличивает поток энергии праны, благодаря чему энергия циркулирует к высшим центрам.
- Лягте на живот и положите предплечья рядом с ребрами. Держите ноги вместе.
- Поднимите руки ниже плеч и растопырьте пальцы, чтобы создать надежную опору и равномерно распределить вес.
- Вдохните и поднимите голову, грудь и позвоночник вверх, удерживая таз и ноги на коврике. Держите плечи подальше от ушей, а лопатки прижмите к спине.
- Оставайтесь в этой позе 1-3 минуты, практикуя Дыхание Огня.
- На следующем вдохе максимально вытяните позвоночник. Задержите дыхание на следующем выдохе и примените корневой замок. Вдохните и выдохните, медленно опускаясь, чтобы полностью лечь на коврик.
9. Поза лучника
С физической точки зрения поза лучника укрепит квадрицепсы, ноги, колени, плечи и руки. С духовной точки зрения поза будет стимулировать чакру третьего глаза и способствовать ощущению бесстрашия, силы воли и решимости.
- Начните со стояния в Тадасане (позе Горы).
- Шагните левой ногой назад на около 1 метра. Поставьте левую пятку на пол и поверните пальцы ног под углом 45 градусов. Ваша левая нога должна быть прямой.
- Согните правое колено так, чтобы бедра были параллельны полу, а колено было на одной линии с лодыжкой. Убедитесь, что пятка правой ноги находится на одной линии со сводом левой ноги.
- Согните пальцы обеих рук в кулак, кроме большого. Поместите руки перед собой таким образом.
- Отведите левую руку назад так, чтобы кулак оказался возле левого плеча, как будто вы вытягиваете стрелу из лука. Ваша правая рука должна быть параллельна земле, а оба плеча должны быть на одной линии.
- Сфокусируйте взгляд на кончике большого пальца правой руки.
Выполняйте эту позу по 3 минуты на каждую ногу.
10. Глубокое расслабление
Подобно тому, как мы заканчиваем сеанс хатха-йоги Шавасаной (позой трупа), техника глубокого расслабления в Кундалини-йоге является аналогичной.
Правильное завершение сеанса практики позволит прочувствовать изменения от использования крий и насладиться ими, а также позволит телу расслабиться.
Вам просто нужно лечь на спину, руки расположить вдоль
тела ладонями вверх. Закройте глаза и расслабьтесь на 11-15 минут.
Вывод
Сегодня мы рассмотрели лишь несколько из множества крий кундалини-йоги, которым обучал Йоги Бхаджан. Стимулируя и активируя потоки энергии чакры и праны, вы позволяете энергии Кундалини подняться и двигаться вверх. Сочетая дыхание, взгляд и звук, вы также активируете третий глаз и коронную чакру, чтобы соединиться с божественным сознанием, что является конечной целью любой формы йоги.
В Кундалини-йоге существует представление об определенных этапах развития. В начале путешествия карта или описание пути дает представление о трудностях и препятствиях, которые могут встретиться впереди. Лучшие из этих карт покажут, когда и как готовить себя к различным этапам путешествия.
Опытный путешественник знает, что все эти карты, какими бы подробными и точными они ни были, совсем не то же самое, что и территория которую они описывают. Насыщенные чувственные, эстетические, личные и социальные измерения реального опыта не могут быть в полной мере отражены в символическом описании или в двух или даже трех мерной схеме. Только опыт может дать вам представление о реальности. Карта- это лишь поверхность, никакое описание не может вместить в себя всего разнообразия возможных путей личностного роста. Даже карта психологической, эмоциональной или духовной территории — всего лишь абстракция. Изучение, обсуждение достоинств или недостатков такой карты неспособно изменить человека. Только реальный опыт и преодоление препятствий на пути открывает возможности для трансформации и творчества. И все же карта, описание пути служит существенным звеном, открывающим дверь к более глубокому знанию и опыту. Для того чтобы провести ум через различные стадии обучения к мастерству, необходимо знание и особые навыки. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах, которые предстоит пройти от состояния начинающего к уровню Мастера.
Многие великие люди достигали Мастерства в искусстве совершенствования своего «я» и оставили нам множество карт, техник, писаний и инструкций, чтобы помочь нам завершить путешествие и избежать возможных ошибок и опасностей. Общей чертой этих описаний служит разделение пути духовного роста на этапы. Необходимо пройти через все стадии последовательно.
Поскольку карта, которая нам нужна, описывает приобретение и интеграцию опыта, мы можем построить ее на основании изучения путей развития в любой области знаний. Все описания пути у разных народов, культур, древние и современные будут обладать одинаковой структурой стадий развития и шагов. Мастера боевых искусств, музыки, науки или духа, все они должны были достичь мастерства в совершенствовании своей природы. Однако для духовных дисциплин объектом исследования и служит именно эта природа.
Существует пять универсальных стадий в процессе обучения и развития. В духовном измерении эти стадии были записаны сикхскими Гуру, в последствии эта схема была разработана Йоги Бхаджаном. Это сарам пад, карам пад, шакти пад, сахедж пад и сат пад (слово «пад» означает «ступень» или «шаг»). Если рассмотреть эти ступени в терминах описывающих личность практикующего, это будут ступени начинающего, ученика, практика, эксперта и, наконец, мастера. Природа опыта, а также учения и задачи полезные для учеников, находящихся на разных стадиях развития — различаются друг от друга.
САРАМ ПАД: СТАДИЯ НАЧИНАЮЩЕГО
Первым этапом на пути является состояние начинающего. Вы впервые сталкиваетесь с объектом исследования или задачей. На этом этапе у вас нет никакого опыта, или он невелик. Нет воспоминаний о прошлых неудачах или успехах. Вы могли слышать или читать что-то об этом, но вы никогда раньше не встречались с подобной ситуацией.
Есть три типа мотивации, приводящей человека к шагу сарам пад: необходимость, возможность и призвание. Когда наша жизнь наполнена проблемами, болью, разочарованиями и неудачами, мы начинаем искать какой-то новый путь. Мы решаем рискнуть и начать что-то новое, потому, что у нас другого выхода. Все старые способы кажутся недостаточными, нам нужно что-то другое. Затем находится человек, который знакомит вас с новым методом, или вы можете прочитать о нем в книге, или вы внезапно сами видите новый выход из ситуации.
Другая мотивация возникает из возможности. Вы узнаете о своем друге или коллеге, который получает большое удовольствие от какой-то незнакомой вам деятельности или занятий. Вы хотите узнать как можно достичь такого же приятного состояния. Вы получаете примеры упражнений, видов пищи или способов мышления и находите их приятными. Затем вы, стремясь увеличить наслаждение, начинаете искать что-то подобное. В поисках большего удовлетворения и наслаждения, вы становитесь начинающим на том или ином пути.
Третий вид мотивации основан на интуиции и исходит из творческой сущности человека. Это происходит независимо от наслаждения или боли, богатства или бедности, почета или презрения. Это происходит, когда вы чувствуете «зов». Это не просто желание, которое исходит из некой части вашей личности, которую вы до сих пор игнорировали. Зов приходит из полноты вашей личности. Когда вы действуете под влиянием такого зова, вы чувствуете, что выполняете свое предназначение. Вы делаете выбор и ваша воля при этом свободна, но чувствуете, что никогда не выбрали бы чего-то другого. Это — ощущение творческого проявления чего-то, что может быть связано с истинным «я» и истинной целью. Это действие из любви, а не из страха или страсти. Вы двигаетесь вперед независимо от того, встречались ли вы уже с чем-то похожим или нет.
Независимо от мотивации, которая приводит человека к первому этапу, все начинающие находятся в одинаковой ситуации с одними и теми же задачами и проблемами. Начинающий не знает, на что обращать внимание.
Первые инструкции для начинающего основаны на вещах, которые находятся на поверхности и легко усваиваются. Это позволяет концентрировать внимание и продолжать процесс. Задача для новичка — это понимать правила и следовать. У него еще нет полного восприятия цели, которую нужно достичь, ведь для этого необходим личный опыт. Личные качества, которые следует развивать начинающему — это дисциплина, послушание и мотивация.
Ученики, которые легко находят сходные черты, следуют правилам и стараются подчинить им свое поведение, легко продвигаются на этой стадии развития. Полные энтузиазма, следующие правилам, те, кто не задает преждевременных вопросов о более продвинутых стадиях, которые еще сложны для их понимания, — такие люди считаются превосходными начинающими учениками.
На духовном пути правила помогают понять различие между эго и истинным «я». Так ученик развивает в себе привычки, которые выбирают волю «я».
КАРАМ ПАД: СТАДИЯ ПОДМАСТЕРЬЯ
Вторая стадия развития — это состояние ученика или подмастерья. На этом этапе на первый план выходят действия, практика во множестве конкретных ситуаций. Слово «карам» означает «действие», «достижение цели». Ученик должен достигать своих целей в разных обстоятельствах. Он сталкивается с исключениями и тонкостями, которые не могли быть учтены в формулах, пригодных для первой стадии. Поэтому на этом этапе необходима постоянная обратная связь между учениками и более подготовленным учителем, а также внутри группы учеников, выполняющих сходные задачи.
Основными задачами карам пада являются обогащение чувственного опыта в различных ситуациях, новое определение природы стоящих перед учеником задач и ожиданий относительно них, а также развитие способности концентрироваться в сложных ситуациях.
Расширение опыта дает множество новых впечатлений. Обогащение чувственного восприятия служит центральной темой этой стадии. Большую помощь в прохождении этого шага могут оказать техники, развивающие открытость чувственного восприятия.
Обычно человек предпочитает использовать какую-либо одну систему восприятия (например, зрительную). Это зависит от привычек, тренировки и темперамента человека. Однако ему может понадобиться расширить приток информации засчет других систем восприятия. Развитие подобной гибкости в восприятии является существенным для прохождения этого этапа обучения.
Другим важным навыком, приобретаемым на этой стадии, является способность концентрировать внимание на фоне растущего притока информации. Этому служит получение опыта в разнообразных ситуациях. Способность замечать сходства, не упуская из виду исключения из обычных правил, — такой стиль мышления позволяет легко продвигаться на этом этапе обучения. Следует научиться в каждой новой ситуации видеть отличия от исходных правил и формулировки задачи и концентрировать внимание на том, чему можно научиться в этой ситуации.
Хороший ученик должен развить на этой стадии то, что Йоги Бхаджан назвал «подсознательной внимательностью к небольшим отличиям настоящей ситуации ото всех предыдущих». Эта дополнительная энергия внимания позволяет ученику усилить концентрацию и ускорить обучение. Со временем накопление подобного опыта позволяет ему справляться со все более сложными ситуациями и разнообразными задачами.
В йоге ученик успешно продвигается на этой стадии, если его практика регулярна. Йогическая садхана, упражнения и медитации должны выполняться день за днем, независимо от колебаний настроения, меняющейся жизненной ситуации. Это развивает способность видеть перспективу на фоне меняющихся обстоятельств. На этом этапе ученик развивает в себе выносливость и гибкость.
Для подготовки к следующему этапу обучения опыт, полученный на этой стадии должен быть как можно более разнообразным.
ШАКТИ ПАД: СТАДИЯ ПРАКТИКА
Третья стадия развития, стадия, когда человек становится практиком, является критическим периодом во всем процессе обучения. Эта стадия наиболее трудна. Это время трансформации и выбора, от которого зависит сможет ли ученик продвигаться дальше по пути к мастерству, останется на уровне подмастерья или вообще покинет путь. На этом этапе происходит либо трансформация, либо остановка развития. В духовных дисциплинах шакти пад связывают с испытанием силы. К этому моменту ученик обладает большим опытом. Он знает смысл следования правилам, накопил запас сознательных и бессознательных способностей и привычек, и перед ним разворачиваются огромные возможности для выбора. Теперь практик должен выбрать цель, прояснить свою мотивацию и сознательно принять систему ценностей. Практику также нужно развить в себе способность делать выбор в соответствии с иерархией ценностей. Он должен уметь выделять приоритетные направления работы и решения и понимать, какие из них существенны для достижения цели, а какие — нет. Нужно научиться брать на себя ответственность за выбор пути, принимая все его качества.
На предыдущей стадии развития выбор конкретного маршрута осуществлялся руководителем, теперь вы сами должны выбрать свой путь. Вы понимаете, что в каждой конкретной ситуации существуют свои правила. На стадии практика вы должны сами сформулировать правила, согласно которым выбирается тот или иной набор правил в зависимости от ситуации. Эта стадия подобна подростковому периоду в развитии личности.
Начинающий во всех отношениях похож на новорожденного, подмастерье- на ребенка. Практик подобен подростку, который готов идти на риск и действовать по-новому. Это созидательное и опасное состояние. Также как и подросток хочет использовать силу выбора, принятия решения, не принимая в расчет опасностей, вытекающих из ответственности за последствия этого выбора, практик стремится принимать решения без принятия на себя каких-либо обязательств. Практик, овладевающий процессом принятия обязательств, учащийся преодолевать сомнения и различать истинные ценности, с успехом проходит через эту стадию развития.
Это проверка силы, которая происходит на стадии шакти пад. Мышление практика должно развиться таким образом, чтобы он мог воспринимать и оценивать все возможные варианты развития ситуации, исходя из всей доступной информации. Неверные действия, совершаемые из-за недостатка осознанности или узости взглядов, становятся фатальной ошибкой. Практик терпит поражение, если выбирает ценности или цели, которые кажутся ему наиболее привлекательными или интересными, вместо того, чтобы следовать тому, что послужило бы осуществлению задачи или цели, ради которых он начал весь процесс самосовершенствования.
Принятие таких решений — часто пугающий и болезненный процесс. Неопределенность последствий часто наполняет практика сомнениями. Это опасный и экзистенциальный момент.
Главным препятствием на этой стадии развития служит эго и привязанности.
Одной из основных задач этой стадии служит преодоление сомнений. Действие, за которым стояли бы все части вашей личности, вашего ума. Это требует принятия определенных обязательств. Это требует вовлеченности в смысле ощущения ответственности за свой выбор и все результаты этого выбора, какими бы они ни были. Успехи и неудачи приобретают новое значение и влекут за собой определенные последствия. Каждое действие, поскольку теперь оно на сто процентов ваше, приобретает гораздо большее значение.
В духовных дисциплинах эта стадия подобна прыжку в неизвестность, где единственной опорой служит вера. Это момент, когда вы выбираете свои желания и привязанности или же высшие ценности, принятые на пути или в учении которому вы следуете. До этого пункта ученик не сталкивается с проблемой выбора. Новичок следует правилам, подмастерье накапливает разнообразный опыт. Практик уже обладает практически всеми навыками, необходимыми для выполнения большинства задач в своей области. Теперь он должен выбрать, куда приложить свои умения и ради какой цели.
В учении йоги это время, когда многие ученики оставляют путь. Некоторые делают так потому, что чувствуют, что во всех их предыдущих усилиях они отвергали или недооценивали некоторые части своей личности. У других развивается «духовное эго», и они впадают в самообман, думая, что уже достигли цели, несмотря на то, что учителя и учение предостерегают от подобной ошибки. Другие отходят от пути постепенно, думая, что они являются исключением из общих правил и им не обязательно следовать установленной на пути дисциплине.
Ученики, развивающие в себе способность действовать с верой и как одно целое, успешно продвигаются на этой стадии. Легче всего преодолевают ее те, кто внимательно исследует направление своего развития, замечая все возможные отклонения от цели и корректируя свой курс. На этой стадии легко забыть о необходимости двигаться вперед, будучи очарованным удовлетворением, силой и умениями, добытыми на предыдущих стадиях. Если вы жертвуете всем этим ради пути и цели, к которой вы стремились в начале обучения, вы обретаете огромную силу и непоколебимую устремленность достичь этой цели.
САХАДЖ ПАД: СТАДИЯ ЭКСПЕРТА
Четвертая стадия пути, стадия эксперта, наполнена радостью. Опасности и искушения шакти пада пройдены. «Сахадж пад» означает состояние простоты и изящества. На этой стадии ученик располагает значительным опытом, сосредоточен на цели и каждое новое испытание служит его росту.
Происходит сдвиг от сосредоточенности лишь на самом себе к слиянию с целью. На этой стадии характерными будут два состояния: работы в полном соединении с целью или предметом и оценки своего исполнения. Ученик находится попеременно то в одном, то в другом из этих состояний. Здесь никогда не возникает вопросов, связанных с тем, что он делает или почему, ученика интересует лишь развитие структуры того, чем он занят.
Эксперт узнает личность и может действовать, опираясь на набор эвристических правил, являющих результатом его опыта. Решение принимается немедленно и основывается на осязаемом прямом восприятии ситуации как целого. На этой стадии ученику уже не нужно анализировать ситуацию, рассматривая последовательно ее разные компоненты. Эта способность называется интуицией.
Благодаря интуиции решение само внезапно вспыхивает в сознании. За этим следует сбор данных, поиск новых партнеров, и другие действия, направленные на воплощение видения в реальности.
Эксперт всегда внимателен к различиям в, казалось бы, сходных ситуациях. Он выделяет значимые элементы ситуации и сравнивает ее с тем, что ему известно из опыта, полученного в прошлом. Понимание принципиальной однотипности текущей задачи и уже встречавшихся в прошлом, позволяет быстро принимать правильное решение. Если все в порядке и не требуется никакого вмешательства, эксперт не станет ничего менять, следуя девизу: «Не чини то, что и так работает». Не стараясь «изобрести велосипед», он будет заниматься тем, что он уже хорошо знает.
На этой стадии ученику требуется терпение, он должен выработать в себе отношение к своему делу, как к служению. На этом этапе группа сподвижников, окружающих ученика становится гораздо меньше, чем на предыдущих. Эксперт учится от других экспертов и от мастеров своей традиции. Эксперт изучает также все записи и истории, оставленные мастерами прошлого, которые работали в других обстоятельствах и окружении.
Обучение на этой стадии состоит из четырех основных компонент: глубина осмысления, усложнение внутреннего процесса ассоциаций, обогащение интуитивного восприятия и способности видеть целое и передача своих навыков другим.
Глубина осмысления относится к тому, как целое, предстающее перед экспертом, оказывается связанным с его делами, ощущениями, воспоминаниями, в результате чего происходит идентификация этого целого.
Ученик йоги может выполнять ту или иную позу, которая выглядит и ощущается определенным образом. Поза может выполняться с полным осознанием тех внутренних изменений, которые она вызывает в сравнении с другими позами и в сравнении с выполнением той же позы, но в другом настроении. Продвинутый ученик может расширить свое восприятие до понимания смысла этой позы и ее связи с другими видами деятельности: медитацией, служением и пребыванием в покое. Эксперт оценивает также свое отношение к телу как к священному механизму.
Ученик Кундалини йоги может медитировать и оценивать свою медитацию как ученик, йогин, человек, внимательный к своему здоровью, член духовной общины, ответственный житель планеты Земля или как консультант, использующий эту технику.
Эта стадия обучения в одном отношении похожа на стадию «карам пад»: увеличивается открытость к новому восприятию. Разница в том, что здесь человек воспринимает целостно: весь проект, человека, как целое, всю расстановку фигур на шахматной доске, йогическую крию целиком, весь бизнес и персонал. Вместо того чтобы обращать свое внимание на мелкие детали, вы учитесь видеть и чувствовать всю картину целиком и различия между множеством таких картин, доступных с разных точек зрения, в одной и той же ситуации. Это открывает интуитивные ресурсы человека.
Эксперт учится, обучая других. Для того, чтобы достичь мастерства в чем-либо вы должны учить. На этой стадии вы должны делиться приобретенным вами опытом с другими. В бизнесе это означает руководство младшими или менее опытными сотрудниками. Это помогает ученику развивать отстраненное отношение к задаче или навыку. Это становится чем-то, что вы отдаете другому, как бы сажая семя и культивируя его дальнейшее развитие и рост. Это ведет к пробуждению внутреннего родителя и учителя.
В настоящем эксперте всегда присутствует качество сострадания. Он независим от возможностей личных потерь или выгод. Эксперт исполняет свою роль в игре мощно, со всем умением и с полной концентрацией на цели. Эксперт не знает ни страха, ни гнева. Это дает ему преимущество открытости всем эмоциям и ощущениям. Эксперт живет и действует больше для цели, чем для самого себя.
САТ ПАД: СТАДИЯ МАСТЕРА
Пятая и последняя стадия — стадия Мастера. Это редкое достижение, недоступное многим. В духовных дисциплинах оно называется Сат пад, состояние Истины или Реальности.
Мастер сосредоточен на реальности задачи и всей ситуации. Эго уже не является помехой. Мастер полностью сливается с действием.
Мастер йоги сливается с истинным «я» и переживает его присутствие во всем.
Мастерство — это полное присутствие, сфокусированное на контексте применения и воздействии своих сил и умений в ситуации.
Мастерство связано с качествами нейтральности. Мастер использует нейтральный ум. Его интуитивные способности не ограничиваются восприятием ситуации как целого, а позволяют ему полностью сливаться с ситуацией, задачей, объектом или личностью.
Йоги Бхаджан назвал эту способность всеохватывающим, сопоставляющим, понимающим, интуитивным сознанием.
Йогин, достигающий степени Мастера, чувствует, что все его действия исходят из Воли Бога или Дхармы. Исчезает различие между тем, что должно быть осуществлено по Воле Творца и выбором его собственной воли. Возникает переживание равенства и трансцендентности в Бесконечности Бытия. И это воплощается в каждом, даже самом незаметном действии, в каждом произнесенном слове.
Другой особенностью Мастера служит невероятно быстрая оценка ситуации и принятие решения. Мастер не тратит много времени на обдумывание задачи, но фокусирует свое внимание, когда действует и на самом действии. Мастер йоги может развлекаться в компании друзей и одновременно поднимать Кундалини. Новичку может показаться, что Мастер невнимателен или отвлекается, однако реальность в том, что если новичку для решения задачи необходимы все ресурсы его внимания, то Мастер способен сосредоточиться, принять решение и действовать быстрее, чем новичок сможет понять, в чем собственно его задача.
Особого внимания заслуживает стиль мышления Мастера. Мастер одинаково просто обходится как со сходствами, так и с различиями. В добавление к этому он видит идентичность и уникальность возникающие скорее из самой задачи, человека или ситуации, чем из сравнений и спекуляций. Действия Мастера вневременны и своевременны. Все действия совершаются в должное время, но независимо от личной истории Мастера.
Трансформация новичка в мастера сопровождается переходом от символов к метафорам, от абстрактных правил к конкретным специфическим действиям, от импульсивности к спонтанности и от рационализации к интуиции.
Есть несколько важных выводов из изложенной выше модели. Описанные стадии универсальны и могут применять практически в каждой ситуации, связанной с обучением.
Итак, выводы:
1). Обучение — не состояние, а процесс.
2). Для разных стадий необходимы разные учителя
3). При отсутствии понимания и роли этих пяти стадий ученик может совершить множество ошибок или будет продвигаться медленнее, чем это возможно.
Ошибки или ловушки на пути овладения мастерством:
1. Ученик действует так, как если бы был только один уровень. Это происходит из-за потребности в уверенности или просто по незнанию. Для такого ученика карта — это территория. Нет никаких альтернатив, мир существует в одной плоскости, спектр сужается до одного цвета. Ученик не старается научиться чему-то большему. Восприятие обедняется, отсутствует глубина и детализация в понимании стоящих перед ним задач. Если вы чувствуете, что достигли вершины и вам кажется, что вы все знаете, это — иллюзия! Пробудитесь!
2. Другая распространенная ошибка заключается в том, что ученик думает, что может перейти к более продвинутым стадиям просто потому, что видит и осознает их существование! Это похоже на то, как если бы подросток, понимая, что в будущем станет взрослым существом, хотел бы миновать подростковый период развития. Некоторым вещам нельзя научиться иначе, чем преодолев все препятствия трудности, характерные для данного периода обучения. Ученики, совершающие эту ошибку (обычно на стадии шакти пада), просто стараются имитировать состояние эксперта. Однако когда возникают реальные трудности, они отступают, обнаруживая свою некомпетентность. Лучшим противоядием от этого заблуждения служит концентрация на задачах того уровня, на котором вы находитесь. Пусть следующая стадия придет к вам сама, естественно возникая из того, что вы делаете.
3. Представим, что ученик становится экспертом или даже мастером в какой-то области. Затем ему кажется, что его квалификация распространяется не только на эту область, но и на все остальные. Это, возможно, самая распространенная ошибка. На новых, неисследованных пространствах вы такой же новичок, как и все остальные.
Эта ошибка возникает из заблуждения, что человек сам может определить, что достиг мастерства. Многие ученики в некоторый момент решают, что им больше не нужен учитель, что они сами стали совершенными мастерами. Их эго верит в то, что они могущественны и великолепны, но на самом деле это ловушка.
Урок, который мы можем извлечь из пятиуровневой модели, заключается в необходимости иметь учителя на каждой стадии. Главным инструментом самосовершенствования является обязательство достичь мастерства.
Ступень |
Тип учителя |
Обучающие техники |
1. |
Гуру: Инструктор, |
Простые ясные инструкции, использующие очевидные характеристики и абсолютные правила. Ударение на том, как присоединиться к процессу и избежать опасностей. |
2. |
Гуру: руководитель, |
Многочисленные задачи и разнообразные условия выполнения одних и тех же задач. Высокий уровень обратной связи, позволяющий добиться точности и усвоить критерии оценки. Основные навыки самосовершенствования. |
3. |
Сат Гуру: Учитель, дающий правила и способы их применения. Конфронтация |
Развитие системной осознанности, способности делать выбор и решать в реальных жизненных ситуациях. Группа обмена опытом, состоящая из учеников с разным уровнем подготовки. Изучение моделей обучения, модели скрытого знания. |
4. |
Сири Гуру: Руководитель, который учит с помощью указаний и демонстраций. |
Углубленное изучение техник самосовершенствования, разрешение проблемных ситуаций. Постановка задач, кажущихся парадоксальными без иерархии ценностей, которой должен обладать эксперт. Осознанное отношение к ценностям, владение различными моделями личности. |
5. |
Вахе Гуру: учит собственным примером. Творчески, спонтанно и интуитивно взаимодействует с каждым учеником-экспертом. |
Социальный контакт с учителем. Ответственность за выполнение задачи с обратной связью от группы руководителей. Модели: Личность, Мастерство и Мир, обязательство достичь мастерства. |
Таким образом, мы имеем пять стадий на пути к мудрости в учении кундалини-йоги. Это один из классических типов описания стадий развития духовности в соотнесении с преобразованием эго. Знакомство с этой схемой является прекрасной иллюстрацией к предыдущим главам, посвященным развитию духа и эго.
Мы видим, что стадии развития мудрости являются одновременно стадиями развития духовности и стадиями развития самости. Следующее высказывание Йоги Бхаджана характерно для понимания того, что такое эго в парадигме йоги: «В Кундалини йоге личность человека не более чем сосуд. Не следует отождествляться с ней». Смерть эго, понимаемого как состояние омрачения вследствие эгоцентризма, происходит на критической третьей стадии развития. Но эго, понимаемое как самость, продолжает свое развитие вместе с духом вплоть до стадии мастера. Следующее высказывание Йоги Бхаджана иллюстрирует это: «Когда вы следуете по Пути Души, то уменьшаете расстояние между вашим эго и внутренней божественностью, или космической искрой. По мере уменьшения этого расстояния вы начинаете осознавать космическую искру, которая существует в каждом человеке, в каждом творении вселенной. Таким образом, происходит слияние всех вещей, и проявляется истина. <…> Достигнув переживания единства, или слияния всех вещей, вы достигните предельного человеческого сознания. Это сознание естественным образом ведёт человека к достоинству, к силе, находящейся за пределами материальных желаний. Достоинство ведёт к божественности, а божественность даёт вам силу и сострадание к жертвенности и служению другим, что, в конечном итоге, рождает счастье и здоровье. <…> Есть только один путь — это путь души».
Из этого руководства для новичков вы узнаете из чего состоит типичное «занятие» Кундалини Йоги, как подготовиться и что нужно знать начинающим пред практикой.
Что такое Кундалини йога?
Кундалини Йога – это целостная дисциплина, которая была представлена Йоги Бхаджаном на Западе в 1969 году. Она известна своими повторяющимися паттернами движения, динамическим дыханием и активными медитациями. Занятия часто энергичны, при этом звук и мантра играют центральную роль в практике.
В Кундалини Йоге основное внимание уделяется движению и трансформации энергии. Многие люди описывают опыт как волнующий, эйфорический и мощный. Но лучший способ узнать, что такое кундалини йога – это попробовать самому! На этой странице мы рассмотрим основы практики и инструменты, необходимые для начала работы.
Подробнее о Кундалини Йоге
Элементы крийи: основа вашей практики
Существует много различных аспектов йогического образа жизни и мышления. Но когда люди говорят о «занятиях йогой», они обычно имеют в виду, выполнение определенного комплекса упражнений – крийи.
На санскрите слово крийя означает действие. В контексте Кундалини Йоги крийя относится к определенному набору упражнений, которые предназначены для достижения определенного эффекта в теле и сознании. Крийя Кундалини Йоги включает в себя определенную комбинацию физических поз (асан), положений рук (мудр), мантр и дыхательных паттернов (пранаям), которые влияют на поток и качество энергий в теле. Направление и перенаправление энергии является основным принципом Кундалини Йоги.
Разделяют крийи как комплексы упражнений и крийи как медитации. Обычно класс йоги начинается с открытия пространства, разминки (необязательно), основного комплекса, расслабления в позе лежа на спине (или ином способе расслабления, например, лежа на боку в комплексах для беременных) и медитации с последующим закрытием пространства.
Часто медитация может содержать в названии слово «крийя», что у начинающих практиков вызывает путаницу. Просто знайте, что и медитацию, и комплекс упражнений в Кундалини Йоге называют одним словом – крийя. Медитация – это тоже – комплекс упражнений. Медитации также можно практиковать отдельно от основного комплекса.
Шесть компонентов крийи
Существует шесть ключевых компонентов (строительных блоков), из которых складывается любая крийя в Кундалини Йоге.
Эти основные компоненты встречаются во всех йогических дисциплинах, но здесь мы рассмотрим их роли в контексте Кундалини Йоги.
- Дыхание
- Асана
- Мудра
- Дришти
- Бандха
- Мантра
Дыхание
Дыхание является наиболее фундаментальным аспектом любой практики йоги. Это первое и последнее, что мы делаем в жизни. В то же время оно задает ритм наших дней и питает нас кислородом и жизненной силой, называемой праной (также известной как Ци в китайской традиции). Существуют четыре основные части дыхания:
Это строительные блоки всего дыхания, независимо от того, осознаем мы их или нет. Практика пранаямы (дыхательной работы) включает в себя углубление нашего осознания и способности контролировать дыхание.
Дыхание является отправной точкой для практики йоги, потому что это основное средство, с помощью которого мы генерируем и организуем нашу биоэнергию, или прану. Осознанное дыхание позволяет нам двигаться и направлять поток энергии через тело.
Есть много дыхательных техник, с которыми вы столкнетесь в Кундалини йоге, но двумя наиболее фундаментальными являются:
- Длительное глубокое дыхание,
- Дыхание огня.
Готовы к практике? Узнайте больше о силе дыхания, нажав на кнопку ниже.
Узнайте больше о силе дыхания
Асана
Когда большинство людей думают о йоге, они думают об асанах, физических позах и упражнениях, благодаря которым йога стала известна на Западе.
Асана – санскритское слово, обозначающее позу. Хотя Асаны важны, но они – лишь один аспект йогического пути. Кундалини Йога фокусируется меньше на Асане, чем некоторые другие современные традиции, но это все еще фундаментальный аспект, который будет частью почти каждой крийи, которую вы практикуете.
Точно так же, как дыхание помогает культивировать и распределять прану по всему телу, Асана помогает направлять этот поток энергии. Основная роль Асаны в практике Кундалини Йоги заключается в очищении, укреплении, стабилизации и открытии тела для получения собственной жизненной энергии. Положение вашего тела частично определяет, как эти энергии могут циркулировать.
Одна вещь, которую следует отметить об Асане в Кундалини Йоге, заключается в том, что позы часто динамичны и находятся в движении (в отличие от статических и более длительных удержаний, практикуемых, например, в Инь или Хатха Йоге).
Узнайте больше об Асанах
Мудра
В то время как Асана диктует позу тела, Мудра определяет форму рук. В руках и пальцах есть тысячи нервных окончаний и меридианов, и положение ваших рук может оказывать такое же влияние на ваше сознание, как и то, что вы делаете с остальной частью вашего тела.
С помощью Мудр вы создаете нейронные цепи с помощью электрических энергий пальцев и рук. Положение рук посылает определенные сигналы в мозг, позволяя вам открывать и закрывать энергетические каналы по собственной воле, чтобы направить поток праны в тело.
Узнайте больше о Мудрах
Фокус глаз (дришти)
Мы узнали, что Асана – это поза для вашего тела, а Мудра – это поза для ваших рук. В Кундалини Йоге есть даже позы для глаз!
Основная концепция та же: направление и перенаправление энергии потока. Санскритское слово для фокусировки глаз – дришти, а практическое и философское учение заключается в том, что там, куда идет ваше внимание, течет ваша энергия.
Большинство крий Кундалини йоги требуют закрытых глаз, хотя некоторые указывают, что глаза остаются на 1/10 открытыми. В дополнение к этому есть четыре основные области, где глаза (и внимание) могут быть сосредоточены:
- Коронная чакра,
- Третий Глаз,
- Кончик носа,
- Подбородок.
Конечно, за исключением кончика носа, на самом деле невозможно смотреть ни на одну из этих точек. Идея состоит в том, чтобы направить свой взгляд, как если бы вы смотрели на эти точки изнутри. Это укрепляет затылочный нерв и мышцы глаз.
Следует отметить, что некоторые люди с трудом закрывают глаза или могут чувствовать себя небезопасно при этом. Если практика с закрытыми глазами вызывает у вас затруднения, держите глаза открытыми с мягким взглядом, не фокусируясь ни на чем конкретном.
Бандха (замок)
Другим ключевым аспектом Кундалини Йоги является практика Бандх, также известная как замки тела. Бандхи – это физические упражнения, которые включают сжатие определенных областей тела, чтобы блокировать поток энергии, что приводит к увеличению потока энергии в противоположном направлении. Бандхи работают, чтобы мягко высвободить больше пранической энергии для сознательного пробуждения.
Бандхи предназначены специально для работы на гранти, или психических узлах, которые препятствуют свободному течению энергии по первичным каналам. Хотя Бандхи можно практиковать самостоятельно, они чаще переплетаются с практикой крийи и медитации. Они часто используются в конце упражнения, чтобы консолидировать и максимизировать ваши усилия.
В Кундалини Йоге есть три фундаментальных замка тела:
- Горловой замок,
- Диафрагмальный замок,
- Корневой замок.
В дополнение к этому существует также великий замок, Махабханда, который включает в себя выполнение и поддержание всех трех замков одновременно.
Каждый замок тела включает в себя сокращение определенной области тела. Они обычно выполняются в течение короткого времени, сохраняя дыхание либо на вдохе, либо на выдохе, хотя некоторые крийи могут попросить вас слегка удерживать замок на протяжении всего упражнения. По мере углубления вашей практики замки часто выполняются автоматически.
Узнайте больше о Бандхах
Мантра
Мы обсудили дыхание, тело и биоэнергию, поскольку они связаны с практикой. Теперь мы подошли к последнему ингредиенту в базовом инструментарии Кундалини Йоги: звук.
Мантра – это набор определенных повторяющихся звуков. Звук – это вибрация. Звук любого рода активирует молекулы в воздухе вокруг него, а также молекулы того, с чем этот воздух взаимодействует. Повторяя определенные звуки, вы буквально настраиваете вибрацию как вашего окружения, так и себя.
Думайте об этом как о йоге на молекулярном уровне. Вы перемещаете свое тело через серию поз, используя Асану и Мудру, и вы перемещаете свои молекулы через серию частот, используя звук и мантру.
Поскольку йога возникла в Индии, большинство традиционных мантр на языках и диалектах коренных народов индийского субконтинента, на многих из которых (например, санскрит) больше не говорят. Кундалини Йога включает в себя мантры на санскрите, панджаби, персидском, английском и других языках.
Поскольку они основаны на частоте и звуковом токе, мантра будет оказывать влияние независимо от того, являетесь ли вы носителем этого языка или нет. Однако в случае мантр на знакомом вам языке вы также испытываете пользу от этого повторения через другую часть вашего мозга – часть, которая понимает и интерпретирует язык. Таким образом, повторяя позитивные мантры и аффирмации, вы также влияете на подсознательные шаблоны убеждений в вашем мозгу. (Для мантр, которые не на вашем родном языке, вы можете извлечь выгоду из этого эффекта, ознакомившись с переводом.)
Кундалини Йога интегрирует мантры в практику, и вы часто будете видеть, как они используются как часть крийи. Мантру также можно практиковать самостоятельно, просто поя или повторяя ее в течение любого периода времени. Пение – отличный способ познакомиться с опытом различных мантр, прежде чем комбинировать их с другими элементами в полной крийе.
Узнайте больше о Мантрах
Что еще важно знать начинающему практику Кундалини Йоги? (Памятка новичка)
Нам осталось освятить еще несколько важных моментов, касательно практики Кундалини Йоги.
Учитель
Кундалини Йога – это практика, выполнять которую без учителя нельзя. Но учителю не обязательно присутствовать физически в месте с вами. Чтобы установить творческую связь с Духовным Мастером Кундалини Йоги — Йоги Бхаджаном и настроиться на его поток энергии в Кундалини Йоге используют Ади Мантру «Он(г) Намо Гуру Дэв Намо».
Настройка
Каждый раз, перед началом практики, будь то полноценный комплекс или короткая медитация необходимо настроиться на связь с Божественным Учителем и пропеть три раза Ади Мантру. Правильно пропевая слова мантры «Он(г) Намо Гуру Дэв Намо», вы преклоняетесь перед Высшей сущностью, источником руководства и устанавливаете защищенный канал связи с Учителем.
Как правильно петь Ади Мантру
- Сядьте в Простую Позу с прямой спиной.
- Соедините руки в центре груди в Молитвенную Мудру: пальцы выпрямлены, сложены вместе и смотрят вверх, фаланги больших пальцев прижаты к центру груди. Прикройте глаза.
- Глубоко вдохните.
- Сфокусируйтесь на Точке Третьего Глаза (точки межбровья). На выдохе пропойте мантру целиком.
Совет: Если вам не хватает дыхания, сделайте короткий подвдох после «Он(г) Намо» и пропойте мантру до конца. Старайтесь растягивать звуки как можно дольше. Слово «Дэв» нужно петь на малую терцию выше, чем остальные слова мантры. Мантра должна вибрировать внутри головы, чтобы создать небольшое давление в Точке третьего глаза.
- Пойте мантру минимум три раза перед практикой Кундалини Йоги.
Пример произношения Ади мантры
- Звук «О» в слове «Он(г)» долгий, как в английском слове «Go».
- Звук «нг» также долгий и создает определённую вибрацию в носовых пазухах и черепе. Во время произнесения «нг» прижимайте язык к верхнему нёбу.
- Первый слог в слове «Намо» короткий.
- Звук «о» тянется гораздо дольше, как в английском слове «go» («гоу» — «идти»).
- Первый слог в слове «Гуру» произносится кратко, как в английском слове «good» («гуд» — «хороший»).
- Второй слог произносится более длительно, как в английском слове «true» («тру» — «истинный»).
- Первый слог короткий, второй длинный.
- Слово «Дэв» произносится так же, как в английском языке «gave» («гейв», прош. от гл. «give» — «давать»).
Значение Ади-Мантры
«Он(г)» это бесконечная творческая энергия, проявленная в действии. Это вариант космического звука «Ом», который обозначает Бога в своём тотальном и непроявленном состоянии. Бога как Создателя называют «Онг».
«Намо» происходит от того же слова, что и санскритское «Намаете», означающее почтительное приветствие. «Намаете» — широко распространённое приветствие в Индии, при котором люди складывают ладони вместе на уровне груди или лба. Оно еще сопровождается поклоном.
Произнесенные вместе звуки «Он(г) Намо» можно перевести как «Я взываю к Бесконечному творческому Сознанию». Эти звуки помогают нашему сознанию раскрыться навстречу Вселенскому Сознанию, направляющему все действия.
«Гуру» — это источник знания, воплощение мудрости, которую мы ищем.
«Дэв» переводится как тонкий, эфирный, божественный или принадлежащий к царству Бога.
В конце мантры идет слово «Намо», которое снова подчёркивает наше почтение перед Божественной силой.
Вместе «Гуру Дэв Намо» трактуется как «Я взываю к Божественной мудрости», преклоняясь перед своим высшим «Я», чтобы оно вело нас к использованию знаний и энергии, данных Творцом. Если мы преклоняемся перед нашим высшим «Я», то можем осознать Божественный свет внутри нас, помогающий нам стать более мудрыми и осознанными. Всё, что нам нужно, — это быть готовыми принять радость бытия и взять на себя ответственность за единение с Высшим Сознанием.
Темп выполнения упражнений
Многие комплексы упражнений Кундалини Йоги состоят из ритмичных движений. Начинайте выполнять упражнения не торопясь, придерживаясь медленного и постоянного ритма. Увеличивая ритм выполнения упражнений будьте осторожны и делайте это постепенно. Практика показывает, что чем дольше вы практикуете какое-либо упражнение, тем быстрее у вас получается его выполнять. Убедитесь, что вы достаточно хорошо разогрели тело и ваш позвоночник достаточно гибок для выполнения упражнений в быстром ритме. Важно чувствовать своё тело и принять ответственность за своё здоровье на себя.
Завершение упражнений
По умолчанию, если в описании упражнения не сказано иное, то каждое упражнение завершают вдохом, небольшой задержкой дыхания, выдохом и расслаблением. На этапе задержки дыхания следует выполнять Мулабандху (Корневой Замок), сжимая мышцы вокруг сфинктера, половых органов и Пупочного Центра. Такое завершение упражнения усиливает его эффект и поднимает энергию к верхним энергетическим центрам. Не стоит задерживать дыхание до головокружения. Если вы почувствуете слабость или у вас закружится голова – сразу же выдохните и расслабьтесь.
Релаксация в перерывах между упражнениями
Очень важная часть каждого упражнения – это релаксация сразу после него. По умолчанию, если не сказано иначе в описании упражнения, время релаксации составляет 1-3 минуты в удобном, комфортном для вас положении, в Простой Позе или в позе лежа на спине. Чем меньше у вас опыта в практике Кундалини Йоги и чем более сложное упражнение вы практикуете, тем более продолжительными должны быть периоды релаксации между упражнениями. Большинство комплексов заканчиваются «глубокой релаксацией», длительность которой должна быть от 3 до 11 минут или даже дольше.
Музыка для занятий Кундалини Йогой
Так как в Кундалини Йоге очень важны взаимосвязь и единство упражнений, медитаций и ритма, на нашем сайте вы найдете много специальной музыки и записей мантр Кундалини Йоги, которую используют при выполнении крий и упражнений. Многие треки для практики были выбраны самим Йоги Бхаджаном и оказывают определенное воздействие. Если у вас нет возможности включить определенную запись, рекомендуемую к тому или иному упражнению, вы можете практиковать его и без записи или заменить эту запись другой медитативной музыкой.
Пальцы
В традиции Кундалини Йоги каждый палец на руке связан с энергией определённых планет. Когда вы складываете кисти и пальцы в определённую мудру, вы направляете эту энергию в тело, проецируете её из тела или комбинируете потоки энергий для достижения поставленной вами цели.
- Мизинец соответствует Меркурию – это канал коммуникации.
- Безымянный палец – палец Солнца, жизненной, физической энергии.
- Средний палец – Сатурн, канал эмоций.
- Указательный палец символизирует Юпитер и энергию мудрости.
- Большой палец – наше эго, самоидентификация.
Первый опыт в практике
Первые шаги в практике Кундалини Йоги рекомендуется делать под руководством опытного преподавателя. Если у вас нет возможности пройти их с живым учителем в вашем городе, рекомендуем заглянуть в раздел «Видео».
Важно для вашего здоровья!
Описания всех крий, медитаций, асан, бандх, пранаям, мантр, чакр, упражнений и других материалов на нашем сайте представлены в ознакомительных целях.
Никакая информация, расположенная на этом сайте, в том числе информация на этой странице не является лекарственным рецептом или медицинским советом и не заменяет медицинской консультации. Прежде чем совершать любые действия по изменению вашего образа жизни или рациона питания, проконсультируйтесь с врачом или лицензированным специалистом.
Помните, что первые шаги в практике Кундалини Йоги рекомендуется делать под руководством опытного преподавателя. Выполняя упражнения самостоятельно, вы принимаете на себя все риски, связанные с их выполнением.
Подбор практики Кундалини Йоги
Теперь, когда вы ознакомились с шестью компонентами крийи и памяткой для новичков Кундалини Йоги, пришло время объединить их в практическую сессию!
Для этого перейдите в один из разделов ниже и выберете подходящую практику:
Крийи
Здесь вы можете подобрать комплекс упражнений для достижения нужного вам эффекта от практики.
Выбрать крийю
Источники
- https://www.3ho.org/beginner-basics/
- «Кундалини Йога – Поток Бесконечной Силы. Простое руководство по йоге осознания, Кундалини Йоге Школы Йоги Бхаджана», изд.: Йога Экс-Пресс, 2010 г.