Купить эмоциональный интеллект ребенка практическое руководство для родителей

О книге
Эта книга — руководство для родителей, которые хотят стать ближе своим детям и помочь им научиться регулировать свои эмоции.

Опытный специалист по семейной психологии Джон Готтман наглядно показывает, что те стереотипы поведения, которые мы привыкли считать «правильным», не способствуют становлению эмоционального интеллекта ребенка. В книге есть все необходимое чтобы диагностировать свой тип поведения, и найти стратегии поведения, которые лучше всего подойдут вашей семье, а также поможет:

проявлять больше внимания к эмоциям ребенка;
использовать проявление эмоций как возможность для обучения и сближения с ребенком;
проявлять эмпатию и лучше понимать настроение ребенка;
обсуждать эмоции на языке, понятном ребенку;
помогать ребенку справляться с тяжелыми ситуациями и проблемами.
Для кого эта книга
Это книга для родителей, педагогов, учителей.

Об авторе
Джон Готтман — профессор психологии в Вашингтонском университете,…

Информация от издательства

Издано с разрешения John Gottman, Ph.D. and Joan DeClaire, c/o Brockman, Inc.

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© John Gottman, 1997

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Посвящается работе и памяти доктора Хаима Гинотта

Предисловие

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА, а соответственно, и их родители. За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к их родителям. Родители должны узнать о более эффективных способах обучения своих детей основам эмоциональной и социальной жизни. И данное практическое руководство призвано помочь им в этом.

Возможно, эмоциональное воспитание никогда еще не было столь необходимым. Давайте посмотрим на статистику. За последние несколько десятилетий число убийств среди подростков увеличилось в четыре раза, количество самоубийств – в три раза, удвоилось количество изнасилований. За этими цифрами стоит общее эмоциональное нездоровье общества. Изучение общенациональной случайной выборки из более чем двух тысяч американских детей, по оценке их родителей и учителей сначала в середине 1970-х, а затем в конце 1980-х, продемонстрировало долгосрочную тенденцию к снижению основных эмоциональных и социальных навыков. За это время показатели снизились более чем по сорока пунктам. В среднем дети стали более нервными и раздражительными, более угрюмыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными.

Это снижение является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Новые экономические реалии вынуждают родителей работать больше, чем предыдущие поколения, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми, нежели с ними проводили их собственные родители. Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители маленьких детей боятся позволить им играть на улицах, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.

Но в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми.

Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию, а те, кто в ранние годы не научился контролировать свои порывы, имеют большой шанс забеременеть в подростковом возрасте. Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни.

Учитывая новые условия, родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контроль над импульсами и эмпатия. В своей книге Джон Готтман предлагает научно обоснованный и в высшей степени практичный способ, позволяющий родителям дать своим детям необходимый набор инструментов для дальнейшей жизни.

Дэниел Гоулман, автор книг

«Эмоциональный интеллект» и «Эмоциональный интеллект в бизнесе»[1]

Введение

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАТЬ ОТЦОМ, я почти двадцать лет занимался возрастной психологией и изучал эмоциональную жизнь детей. Но лишь в 1990 году, когда родилась наша дочь Мория, я начал по-настоящему понимать отношения между родителями и детьми.

Как и многие родители, я не мог представить себе той силы чувств, которые буду испытывать к своему ребенку. Я понятия не имел, как буду взволнован, когда она впервые улыбнется, научится говорить и читать книгу. Не представлял себе, сколько терпения и внимания она будет требовать у меня каждую минуту и насколько сильно я буду хотеть удовлетворять ее потребность во внимании. С другой стороны, меня удивили те чувства огорчения, разочарования и уязвимости, которые я начал испытывать с рождением дочери. Я огорчался, когда не мог с ней общаться. Испытывал разочарование, когда она плохо себя вела. Чувствовал себя уязвимым, когда осознавал, насколько опасным может быть мир. Для меня потеря дочери означала бы, что я потерял все.

Осознание собственных эмоций помогло мне сделать ряд открытий в своей профессиональной деятельности. Как еврей, чьи родители сумели сбежать из Австрии, чтобы не стать жертвами холокоста, я был близок к теоретикам, которые отвергали авторитаризм как способ воспитания морально здоровых детей. Я считал, что семья должна быть демократичной и что дети и родители должны выступать в качестве разумных и равных партнеров, а годы моих исследований динамики семейной жизни показали, что наибольшее влияние на благополучие детей в долгосрочной перспективе оказывают эмоциональные взаимодействия между родителями и детьми.

Удивительно, но большая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций. Они опираются на теории воспитания, где большее внимание уделяется проступкам и игнорируются чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.

В ходе своих исследований я обнаружил, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям (своим и своих детей) любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален. Этот недостаток можно устранить путем приобретения базовых навыков эмоционального воспитания.

Я подробно изучал семьи с помощью тщательно спланированных лабораторных экспериментов и наблюдал за дальнейшим развитием детей. После десяти лет исследований обнаружил группу родителей, дети которых развивались лучше других. Оказалось, что когда эти дети испытывали сильные эмоции, их родители делали пять очень простых вещей, которые я и назвал «эмоциональным воспитанием».

Вырастая, дети, с которыми родители занимались эмоциональным воспитанием, становились теми, кого Дэниел Гоулман называет «эмоционально развитыми» людьми. Они умели лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивали, когда были расстроены, их сердечные сокращения раньше приходили в норму. Благодаря более высокой эффективности физиологических реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болели инфекционными заболеваниями. У них была выражена способность к более высокой концентрации. У них лучше складывались отношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях в подростковом возрасте, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием (например, когда их дразнят). Они лучше понимали людей, у них было больше друзей, они лучше учились в школе. Иными словами, у них развивался своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект. Эта книга расскажет вам о пяти шагах, которые помогут вам развить эмоциональный интеллект вашего ребенка.

Мой акцент на эмоциональной связи между родителем и ребенком основывается на результатах продолжительных исследований. Насколько мне известно, это были первые исследования, подтвердившие идеи одного из самых блестящих детских клиницистов и психологов – доктора Хаима Гинотта. Свои идеи он изложил в трех книгах, написанных в 1960-х. Гинотт понимал важность общения с детьми в моменты, когда они испытывают сильные эмоции, и установил основные принципы, позволяющие делать это наиболее эффективно.

Эмоциональное воспитание – это последовательность действий, которая помогает создавать эмоциональные связи. Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, печаль и страх, они создают взаимное доверие и привязанность. И хотя родителям, практикующим эмоциональное воспитание, не чуждо устанавливать некоторые запреты, причиной этого выступает не непослушание детей. Уступчивость, послушание и ответственность рождаются из чувства любви и связи, которую дети ощущают со своими семьями. То есть основой приверженности ценностям семьи и воспитания нравственных людей являются эмоциональные взаимодействия между членами семьи. Дети ведут себя в соответствии с семейными стандартами, потому что они сердцем чувствуют, что от них ожидается хорошее поведение и что правильные поступки являются свойством принадлежащих к семейному клану.

В отличие от других теорий воспитания, которые предлагают смесь из стратегий сдерживания плохого поведения детей, пять шагов эмоционального воспитания обеспечивают основу для поддержания близких отношений со своими детьми на всех этапах их развития.

Новым в этой книге является научно обоснованный вывод, что эмоциональные взаимодействия между родителем и ребенком играют главную роль. Теперь мы точно знаем, что, когда мамы и папы используют эмоциональное воспитание, они вносят неоценимый вклад в успех и счастье своих детей.

Предлагаемый мною подход к воспитанию через работу с детскими эмоциями может помочь современным родителям, сталкивающимся с проблемами, которые невозможно было представить в 1960-х годах. С увеличением числа разводов и ростом насилия среди молодежи воспитание эмоционально здоровых детей приобретает еще большее значение. Предложенный метод позволяет защитить детей от рисков, вызванных супружескими конфликтами и разводами. Кроме того, я рассказываю о том, как эмоционально связанные отцы, состоящие в браке или разведенные, влияют на благополучие своих детей.

Ключ к успешному воспитанию детей стоит искать не в сложных теориях, семейных правилах или запутанных формулах поведения, а в глубочайшем чувстве любви и привязанности к своему ребенку, которое проявляется через сопереживание и понимание. Хорошее воспитание начинается в вашем сердце и продолжается в те моменты, когда ваши дети переживают сильные эмоции: расстраиваются, злятся или испытывают страх. Оно заключается в оказании поддержки тогда, когда это действительно важно. Эта книга укажет вам правильный путь.

Глава 1. Эмоциональный интеллект. Ключ к воспитанию эмоционально развитого ребенка

* * *

ДИАНА УЖЕ ОПАЗДЫВАЕТ НА РАБОТУ, потому что не может уговорить своего трехлетнего сына Джошуа надеть куртку, чтобы отвести его в детский сад. После торопливого завтрака и перепалки из-за ботинок, которые он наденет, Джошуа напряжен. Его совершенно не волнует, что менее чем через час мама должна присутствовать на важной встрече. Он говорит, что хочет остаться дома и играть. Когда Диана объясняет ему, что это невозможно, ребенок падает на пол. Он расстроен, сердится и начинает плакать.

За пять минут до приезда няни семилетняя Эмили в слезах обращается к родителям. «Это несправедливо, что вы оставляете меня с незнакомым человеком», – рыдает она. «Но Эмили, – объясняет ей папа, – няня – хорошая знакомая твоей мамы. Кроме того, мы купили билеты на этот концерт уже несколько недель назад». «А я все равно не хочу, чтобы вы уезжали», – плачет девочка.

Четырнадцатилетний Мэтт говорит маме, что его выгнали из школьного ансамбля, потому что в автобусе кто-то курил анашу, и учитель подумал, что это он. «Клянусь Богом, это был не я», – говорит Мэтт. Но оценки мальчика ухудшились, и вдобавок у него появилась новая компания. «Я тебе не верю, Мэтт, – говорит мать. – И пока ты не исправишь оценки, я не разрешаю тебе никуда ходить». Не говоря ни слова, Мэтт в ярости выскакивает за дверь.

Три семьи. Три конфликта. Эти дети разного возраста, они находятся на разных стадиях развития, но тем не менее их родители столкнулись с одной и той же проблемой – как справиться с детьми, когда они охвачены эмоциями. Как и большинство родителей, они хотят относиться к своим детям справедливо, с терпением и уважением. Они знают, что мир ставит перед детьми множество задач, и хотят быть рядом, чтобы объяснить и поддержать. Они хотят научить своих детей эффективно решать проблемы и построить с ними крепкие и здоровые отношения. Они хотят относиться к ним правильно, но у них нет для этого средств.

Хорошее воспитание требует чего-то большего, чем простое интеллектуальное руководство. Оно затрагивает личностные черты, что не учитывают большинство рекомендаций, которые получали родители в течение последних тридцати лет. Хорошее воспитание включает в себя воздействие на эмоции.

За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей, которые получают большую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, это качество означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлетами и падениями в своей жизни.

«Семья является тем местом, где мы впервые начинаем изучать эмоции», – пишет Дэниел Гоулман, психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект»[2], в которой подробно описываются научные исследования, позволившие нам глубже проникнуть в эту область знания. «В семье мы впервые узнаем, какие чувства должны испытывать по отношению к себе, как нам думать об этих чувствах, как мы можем на них реагировать и как понимать и выражать свои надежды и страхи. Это эмоциональное образование включает не только то, что родители говорят и как они себя ведут непосредственно с детьми, но и способы, которые помогают им справиться с собственными чувствами, обмен эмоциями, который происходит между мужем и женой. Некоторые родители являются одаренными эмоциональными учителями, другие – отвратительными».

Чем отличается поведение этих родителей? Поскольку я психолог-исследователь, изучающий взаимодействия между родителями и детьми, то большую часть последних двадцати лет я провел в поисках ответа на этот вопрос. Работая с исследовательскими группами из Иллинойского и Вашингтонского университетов, я провел два углубленных исследования 119 семей, наблюдая, как родители и дети реагируют друг на друга в эмоционально напряженных ситуациях[3]. Мы наблюдали за этими детьми с четырех лет до подросткового возраста. Кроме того, мы ведем наблюдение за 130 парами молодоженов, поскольку они станут родителями маленьких детей. Наши исследования включают продолжительные беседы с родителями, обсуждение их браков, их реакции на эмоциональные переживания своих детей и их осведомленность о роли эмоций в жизни. Мы оценивали физиологические реакции детей во время стрессовых взаимодействий «родитель-ребенок». Мы внимательно наблюдали и анализировали эмоциональные реакции родителей на гнев и печаль своих детей[4]. Затем повторно связывались с этими семьями, чтобы узнать, как развиваются их дети, – об их здоровье, успеваемости, эмоциональном развитии и социальных отношениях.

Наши результаты рассказывают простую, но увлекательную историю. Мы обнаружили, что большинство родителей относятся к одной из двух категорий: тех, кто учит детей управлять своими чувствами, и тех, кто этого не делает.

Родителей, которые учат управлять эмоциями, я называю «эмоциональными воспитателями». Подобно спортивным тренерам, они учат своих детей умению справляться со взлетами и падениями. Эти родители разрешают детям выражать свои отрицательные эмоции. Они принимают их как факт жизни и используют эмоциональные моменты, чтобы научить детей важным жизненным урокам и построить с ними более близкие отношения.

«Когда Дженнифер грустно, я считаю это очень важным временем для того, чтобы создать между нами связь, – говорит Мария, мать пятилетней девочки, участницы одного из наших исследований. – Я говорю, что хочу с ней поговорить и узнать, что она чувствует».

Как и многие другие родители, практикующие эмоциональное воспитание, Дэн, папа Дженнифер, расценивает состояние грусти и гнева своей дочери как время, когда она нуждается в нем больше всего. «Именно в такие моменты я больше всего ощущаю себя отцом, – говорит Дэн. – Я должен быть рядом с ней… Должен сказать ей, что все в порядке. Что она переживет и эту проблему, как и множество других».

Родителей, подобных Марии и Дэну, можно описать как «теплых» и «позитивных», но для развития эмоционального интеллекта отдельно взятых тепла и позитивного отношения недостаточно. На самом деле большая часть родителей относится к своим детям с любовью и вниманием, но далеко не все умеют эффективно справляться с их отрицательными эмоциями. Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа:

1. Отвергающие – это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.

2. Неодобряющие – это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.

3. Невмешивающиеся – они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.

Чтобы показать вам, насколько по-разному реагируют на чувства своих детей эмоциональные воспитатели и три вышеописанных типа, давайте представим Диану, чей малыш не хочет идти в детский сад, в каждой из этих трех ролей.

Если бы Диана была родителем отвергающего типа, то могла бы сказать Джошуа, что нежелание идти в детский сад является глупым; что нет никаких причин грустить из-за того, что он уходит из дома. Затем она могла бы попытаться отвлечь его от грустных мыслей, возможно, подкупив печеньем или рассказом об интересных мероприятиях, которые запланированы воспитателем.

Если она принадлежала бы к неодобряющему типу, то могла бы отругать Джошуа за отказ сотрудничать, сказать, что устала от его своевольного поведения, и пригрозить отшлепать.

Будучи приверженцем невмешательства, она могла бы принять расстройство и гнев Джошуа, посочувствовать ему, сказать, что для него естественно желание остаться дома, но не знала бы, что делать дальше. Не имея возможности оставить его дома и не желая ругать, шлепать или подкупать, возможно, в конце концов, она пошла бы на сделку: я поиграю с тобой десять минут, а после этого мы выйдем из дома без слез. И это могло бы тянуться до завтрашнего утра.

А как поступил бы эмоциональный воспитатель? Начать как невмешивающийся родитель с сопереживания, дав Джошуа понять, что понимает его печаль, а затем пойти дальше и показать, как он может справиться с неприятными эмоциями. Возможно, их разговор звучал бы приблизительно так:

Диана: Надевай куртку, Джошуа. Пора идти.

Джошуа: Нет! Я не хочу идти в детский сад.

Диана: Не хочешь идти? Почему?

Джошуа: Потому что я хочу остаться здесь, с тобой.

Диана: Хочешь остаться?

Джошуа: Да, я хочу остаться дома.

Диана: Черт, кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда по утрам мне тоже хочется, чтобы мы с тобой забрались в кресло и вместе посмотрели книжки, а не бросались к двери. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду точно в 9:00, и я не могу нарушить обещание.

Джошуа (начиная плакать): Почему не можешь? Это несправедливо. Я не хочу идти.

Диана: Иди сюда, Джош. (Сажает его на колени.) Прости, дорогой, но мы не можем остаться дома. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным?

Джошуа (кивает): Да.

Диана: И тебе грустно?

Джошуа: Да.

Диана: Мне тоже немного грустно. (Она позволяет ему некоторое время поплакать сидя на руках). Я знаю, что мы можем сделать. Давай думать о дне, когда нам не нужно будет идти ни на работу, ни в детский сад. Мы сможем провести вместе целый день. Можешь придумать что-нибудь особенное, что бы ты хотел сделать?

Джошуа: Есть блины и смотреть мультики?

Диана: Да, это было бы здорово. Что-нибудь еще?

Джошуа: А мы сможем взять мой грузовик в парк?

Диана: Наверное, да.

Джошуа: И мы сможем взять с собой Кайла?

Диана: Может быть. Мы должны спросить его маму. Но сейчас настало время идти на работу, хорошо?

Джошуа: Хорошо.

На первый взгляд, эмоциональный воспитатель может показаться отвергающим родителем, потому что он отвлекает Джошуа от мысли остаться дома. Но между ними есть существенная разница. Как эмоциональный воспитатель, Диана признала печаль сына, помогла ему назвать свою эмоцию, позволила ее прочувствовать и находилась рядом, пока он плакал. Она не пыталась отвлечь его внимание от своих чувств. Она не ругала его за печаль, как сделала бы неодобряющая мать. Она позволила ему понять, что уважает его чувства и думает, что его желание обоснованно.

В отличие от невмешивающейся матери эмоциональный воспитатель устанавливает границы капризов ребенка. Она потратила несколько дополнительных минут, чтобы справиться с чувствами Джошуа, но дала ему понять, что не собирается опаздывать на работу и нарушать свое обещание коллегам. Джошуа был разочарован, и Диана разделила с ним это ощущение. Тем самым она дала Джошуа возможность узнать, прочувствовать и принять эмоцию, а затем показала, что можно выйти за рамки своей печали, подождать и получить удовольствие на следующий день.

Этот ответ является частью процесса эмоционального воспитания, который я и мои коллеги вывели из наблюдений за успешными взаимодействиями родителей с детьми. Процесс, как правило, состоит из пяти этапов.

Родители:

1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;

2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;

3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;

4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;

5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Эмоциональный интеллект ребенка

Raising An Emotionally Intelligent Child

Практическое руководство для родителей

The Heart of Parenting





добавить в вишлист


удалить из вишлиста

Эмоциональный интеллект ребенка

Raising An Emotionally Intelligent Child





добавить в вишлист


удалить из вишлиста


Поможет воспитать эмоционально здорового ребенка


От одного из лучших семейных психологов


Входит в топ-10 книг по детской психологии на Amazon.com

Бумажная книга скоро появится

Комплект скоро появится

Рекомендованная цена





Мы напишем вам, когда книга выйдет в продажу, и дадим на нее скидку.

Мы напишем на {{ email }}, когда книга выйдет в продажу, и дадим на нее скидку.

Бумажная книга, 12+

отсутствует на складе

Добавить в вишлист
В вишлисте

{{ wishListProductCount || «» }}

Добавить в вишлист
В вишлисте

{{ wishListProductCount || «» }}

{{ profile.loyalty.points }}

фишек
накоплено

фишек дарим за регистрацию

Потратьте их на первую
покупку

Начислим до {{ bookData.types.paperbook.price.pointsPerPurchase }} фишек за покупку

Для кешбэка купите книги от {{ CONST.LOYALTY.AMOUNT_TO_JOIN }} 


Скидка %


по акции

ещё {{ action.days }}
.

закончится завтра.
закончится сегодня.

В наличии только {{ bookData.types.paperbook.stock }} шт.

{{ cart.total.count || » }}

{{ actionCart.shoppingList.total.count || » }}


в подарке
в подарке

на {{ actionCart.shoppingList.total.sale }} 

Оплата прошла

{{ profile.loyalty.points }}

фишек дарим за регистрацию
фишек
накоплено

Потратьте их на первую
покупку

Для кешбэка купите книги от {{ CONST.LOYALTY.AMOUNT_TO_JOIN }} 

Начислим до {{ bookData.types.ebook.price.pointsPerPurchase }} фишек за покупку

Ваши фишки

Получить до

{{ points.forAccrual }}

Не списывать

Списать

{{ points.maxToUse }}

из {{ profile.loyalty.points }}


Фишки — это ваши бонусы. Ими можно оплачивать книги, мерч и доставку
в магазине МИФа. Вы зарабатываете фишки, когда делаете заказы.

О программе лояльности


?


Скидка %


по акции

ещё {{ action.days }}
.

закончится завтра.
закончится сегодня.

Книгу нельзя подарить, если вы применили промокод со скидкой 100%. Используйте другой промокод )

В корзину

{{ ecart.total.count || 0 }}

В корзину

{{ ecart.total.count || 0 }}

В корзине

{{ ecart.total.count || 0 }}


Стоимость книги не может быть меньше 1 .

Книга доступна в

{{ format.caption }}

О форматах

с электронной книгой
оплачена

Доставим утром 14 февраля на почту

Подарить новую валентинку
или купить книгу себе

Подарок

с электронной книгой
оплачен и доставлен на почту

Подарить новый подарок
или купить книгу себе

Оплата прошла

{{ profile.loyalty.points }}

фишек
накоплено

Потратьте их на следующую покупку

Для кешбэка купите книги от {{ CONST.LOYALTY.AMOUNT_TO_JOIN }} 

{{ profile.loyalty.points }}

фишек дарим за регистрацию
фишек
накоплено

Потратьте их на первую
покупку

Для кешбэка купите книги от {{ CONST.LOYALTY.AMOUNT_TO_JOIN }} 

Начислим до {{ bookData.types.audiobook.price.pointsPerPurchase }} фишек за покупку

Ваши фишки

Получить до

{{ points.forAccrual }}

Не списывать

Списать

{{ points.maxToUse }}

из {{ profile.loyalty.points }}


Фишки — это ваши бонусы. Ими можно оплачивать книги, мерч и доставку
в магазине МИФа. Вы зарабатываете фишки, когда делаете заказы.

О программе лояльности


?


Скидка %


по акции

ещё {{ action.days }}
.

закончится завтра.
закончится сегодня.


Стоимость книги не может быть меньше 1 .

Книга доступна в

{{ format.caption }}

О форматах

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Книжная рассылка МИФа. За подписку — подарок: саммари «Самостоятельные дети»

Фотогалерея

Книга «Эмоциональный интеллект ребенка» -

Книга «Эмоциональный интеллект ребенка» -

О книге

Эта книга — руководство для родителей, которые хотят стать ближе своим детям и помочь им научиться регулировать свои эмоции.

Опытный специалист по семейной психологии Джон Готтман наглядно показывает, что те стереотипы поведения, которые мы привыкли считать «правильным», не способствуют становлению эмоционального интеллекта ребенка. В книге есть все необходимое чтобы диагностировать свой тип поведения, и найти стратегии поведения, которые лучше всего подойдут вашей семье, а также поможет:

  • проявлять больше внимания к эмоциям ребенка;
  • использовать проявление эмоций как возможность для обучения и сближения с ребенком;
  • проявлять эмпатию и лучше понимать настроение ребенка;
  • обсуждать эмоции на языке, понятном ребенку;
  • помогать ребенку справляться с тяжелыми ситуациями и проблемами.

Для кого эта книга

Это книга для родителей, педагогов, учителей.

Развернуть описание
Свернуть описание

Цитаты из книги

Секрет воспитания

Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален.

Три типа родителей

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа: отвергающие (это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей), неодобряющие (это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций), невмешивающиеся.

Эмоциональное воспитание

«Тебя бесит, что Дэнни забрал у тебя игру, — может сказать отец. — Меня бы это тоже взбесило. Но бить его неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?». Детям важно объяснить, что проблемой являются не их чувства, а их плохое поведение.

Три зоны поведения

Предлагаем родителям создать свою систему правил, состоящую из трех зон — зеленой, желтой и красной. Зеленая зона охватывает поведение, которое разрешено и желательно. Желтая зона — это поступки, которые в целом не разрешаются, но мы можем с ними смириться. Красная зона — это недопустимое поведение.

Конфликты в семье

Продолжайте оставаться в курсе повседневной жизни своих детей. Чтобы защитить детей от негативных последствий супружеских конфликтов, нужно оставаться для них эмоционально доступными. Это требует внимания к повседневным рутинным событиям, вызывающим в детях эмоциональный отклик.

Страх быть брошенным

Существует естественная причина, по которой дети этого возраста зачарованно слушают такие сказки, как «Белоснежка» или «Приключения Оливера Твиста». В этих историях проговаривается страх, общий для большинства детей дошкольного возраста, что однажды их могут бросить.

Об авторе

Джон Готтман — профессор психологии в Вашингтонском университете, известный во всем мире психолог, завое­вавший признание работами о стабильности в браке и вероят­ности разводов.

Джон Готтман вместе с Джули Шварц-Готтман основали Института Готтман и Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал множество значительных открытий в области семейных отношений. За свои исследования он был удостоен нескольких престиж­ных наград, в числе которых четыре награды Национального ин­ститута психического здоровья за научные исследования; награда «Выдающийся ученый» Американской ассоциации супружеской и семейной терапии; награда Американской академии семейной терапии за выдающийся вклад в исследование семейных систем; премия имени Берджесса, присвоенная Национальным советом семейных отношений за выдающуюся научную карьеру теоретика и практика.

Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов», составленный Psychotherapy Networker. Он автор 190 опубликованных научных статей, а также автор и соавтор со­рока книг.

Развернуть описание
Свернуть описание

Книги, которые могут вас заинтересовать

5 отзывов на книгу

Вы подписаны!

Рассылка о похожих книгах

Блогерам и активным читателям

Хотите написать о книге «Эмоциональный интеллект ребенка» — используйте любую информацию и изображения с этой страницы.

Если аудитория вашего блога более 20 000 человек, получите одну из 30 бесплатных копий книги на рецензию.

Напишите нам, почему тема книги может быть интересна вашим читателям.

Нас интересует только ваше честное мнение о книге.

Развернуть описание
Свернуть описание

Эмоциональный интеллект ребенка

Эмоциональный интеллект ребенка

Эмоциональный интеллект ребенка

Бумажная книга скоро появится

Комплект скоро появится

Рекомендованная цена





Мы напишем вам, когда книга выйдет в продажу, и дадим на нее скидку.

Мы напишем на {{ email }}, когда книга выйдет в продажу, и дадим на нее скидку.

Бумажная книга, 12+

отсутствует на складе

Добавить в вишлист
В вишлисте

{{ wishListProductCount || «» }}

Добавить в вишлист
В вишлисте

{{ wishListProductCount || «» }}

{{ profile.loyalty.points }}

фишек
накоплено

фишек дарим за регистрацию

Потратьте их на первую
покупку

Начислим до {{ bookData.types.paperbook.price.pointsPerPurchase }} фишек за покупку

Для кешбэка купите книги от {{ CONST.LOYALTY.AMOUNT_TO_JOIN }} 


Скидка %


по акции

ещё {{ action.days }}
.

закончится завтра.
закончится сегодня.

В наличии только {{ bookData.types.paperbook.stock }} шт.

{{ cart.total.count || » }}

{{ actionCart.shoppingList.total.count || » }}


в подарке
в подарке

на {{ actionCart.shoppingList.total.sale }} 

Оплата прошла

{{ profile.loyalty.points }}

фишек дарим за регистрацию
фишек
накоплено

Потратьте их на первую
покупку

Для кешбэка купите книги от {{ CONST.LOYALTY.AMOUNT_TO_JOIN }} 

Начислим до {{ bookData.types.ebook.price.pointsPerPurchase }} фишек за покупку

Ваши фишки

Получить до

{{ points.forAccrual }}

Не списывать

Списать

{{ points.maxToUse }}

из {{ profile.loyalty.points }}


Фишки — это ваши бонусы. Ими можно оплачивать книги, мерч и доставку
в магазине МИФа. Вы зарабатываете фишки, когда делаете заказы.

О программе лояльности


?


Скидка %


по акции

ещё {{ action.days }}
.

закончится завтра.
закончится сегодня.

Книгу нельзя подарить, если вы применили промокод со скидкой 100%. Используйте другой промокод )

В корзину

{{ ecart.total.count || 0 }}

В корзину

{{ ecart.total.count || 0 }}

В корзине

{{ ecart.total.count || 0 }}


Стоимость книги не может быть меньше 1 .

Книга доступна в

{{ format.caption }}

О форматах

с электронной книгой
оплачена

Доставим утром 14 февраля на почту

Подарить новую валентинку
или купить книгу себе

Подарок

с электронной книгой
оплачен и доставлен на почту

Подарить новый подарок
или купить книгу себе

Оплата прошла

{{ profile.loyalty.points }}

фишек
накоплено

Потратьте их на следующую покупку

Для кешбэка купите книги от {{ CONST.LOYALTY.AMOUNT_TO_JOIN }} 

{{ profile.loyalty.points }}

фишек дарим за регистрацию
фишек
накоплено

Потратьте их на первую
покупку

Для кешбэка купите книги от {{ CONST.LOYALTY.AMOUNT_TO_JOIN }} 

Начислим до {{ bookData.types.audiobook.price.pointsPerPurchase }} фишек за покупку

Ваши фишки

Получить до

{{ points.forAccrual }}

Не списывать

Списать

{{ points.maxToUse }}

из {{ profile.loyalty.points }}


Фишки — это ваши бонусы. Ими можно оплачивать книги, мерч и доставку
в магазине МИФа. Вы зарабатываете фишки, когда делаете заказы.

О программе лояльности


?


Скидка %


по акции

ещё {{ action.days }}
.

закончится завтра.
закончится сегодня.


Стоимость книги не может быть меньше 1 .

Книга доступна в

{{ format.caption }}

О форматах

Над книгой работали

Шеф-редактор
Варвара Алехина
Ответственный редактор
Татьяна Рапопорт, Мария Замятина
Литературный редактор
Сергей Захаров
Арт-директор
Елизавета Краснова
Обложка
Мария Коняева
Верстка
Надежда Кудрякова
Корректоры
Алла Турчанинова, Юлия Майская, Дарья Балтрушайтис
Перевод с английского
Галина Федотова

Выходные данные

Дата выхода первого издания
1 декабря 2014

ISBN 978-5-00195-177-3

Объем 296 стр.

Формат 60×90/16 мм
Твердый переплет

Количество переизданий
Восьмое издание, доптираж

Вес 420 г

Эта книга — руководство для родителей, которые хотят стать ближе своим детям и помочь им научиться регулировать свои эмоции.

Опытный специалист по семейной психологии Джон Готтман наглядно показывает, что те стереотипы поведения, которые мы привыкли считать «правильным», не способствуют становлению эмоционального интеллекта ребенка. В книге есть все необходимое чтобы диагностировать свой тип поведения, и найти стратегии поведения, которые лучше всего подойдут вашей семье, а также поможет:

• проявлять больше внимания к эмоциям ребенка;

• использовать проявление эмоций как возможность для обучения и сближения с ребенком;

• проявлять эмпатию и лучше понимать настроение ребенка;

• обсуждать эмоции на языке, понятном ребенку;

• помогать ребенку справляться с тяжелыми ситуациями и проблемами.

Для кого эта книга

Это книга для родителей, педагогов, учителей.

Цитаты из книги

Секрет воспитания

Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален.

Три типа родителей

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа: отвергающие (это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей), неодобряющие (это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций), невмешивающиеся.

Эмоциональное воспитание

«Тебя бесит, что Дэнни забрал у тебя игру, — может сказать отец. — Меня бы это тоже взбесило. Но бить его неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?». Детям важно объяснить, что проблемой являются не их чувства, а их плохое поведение.

Три зоны поведения

Предлагаем родителям создать свою систему правил, состоящую из трех зон — зеленой, желтой и красной. Зеленая зона охватывает поведение, которое разрешено и желательно. Желтая зона — это поступки, которые в целом не разрешаются, но мы можем с ними смириться. Красная зона — это недопустимое поведение.

Конфликты в семье

Продолжайте оставаться в курсе повседневной жизни своих детей. Чтобы защитить детей от негативных последствий супружеских конфликтов, нужно оставаться для них эмоционально доступными. Это требует внимания к повседневным рутинным событиям, вызывающим в детях эмоциональный отклик.

Страх быть брошенным

Существует естественная причина, по которой дети этого возраста зачарованно слушают такие сказки, как «Белоснежка» или «Приключения Оливера Твиста». В этих историях проговаривается страх, общий для большинства детей дошкольного возраста, что однажды их могут бросить.

image
  1. Главная
  2. Детская психология
  3. ⭐️Джон Готтман
  4. 📚«Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей»

Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Отсканируйте код для установки мобильного приложения MyBook

Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

246 печатных страниц

2018 год

16+

Эта книга недоступна.

 

Узнать, почему

Джон Готтман – известный во всем мире психолог, завоевавший признание работами в области семейных отношений, рассказывает о пяти шагах эмоционального воспитания, которые помогут лучше понимать настроение ребенка и мотивы его поведения, позволят обсуждать эмоции на понятном ему языке и научить его справляться с негативными эмоциями, тяжелыми ситуациями и проблемами, а также заложат основу для поддержания близких отношений с ребенком на всех этапах его развития.

На русском языке публикуется впервые.

читайте онлайн полную версию книги «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» автора Джон Готтман на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» где угодно даже без интернета. 

Дата написания: 
1 января 1997
Объем: 
443294
Год издания: 
2018
Дата поступления: 
30 мая 2019
ISBN (EAN): 
9785001172048
Переводчик: 
Галина Федотова
Время на чтение: 
7 ч.

Во-первых, очень хорошо поданный материал, вам все разложат по полочкам и очень методично проведут по многим параметрам. Для родителей наверное это будет настоящий кладезь знаний, но знаете что? Все тесты и все рекомендации, можно и нужно применять в своей личной жизни, не только с детьми, но и всем вашим окружением ( конечно в рамках возможностей)

Во-вторых, тесты. Я провела их со всеми своими друзьями и близкими, узнав много нового о себе и в том числе о близких, какие-то реакции их поведения стали куда более понятными и менее хаотичными. Разбирая и обсуждая после результаты появилась возможность сблизиться с этими людьми ещё немного и это просто потрясающе! Попробуйте обязательно так со своими близкими друзьями или может быть партнёршей_ом
К каждому тесту есть пояснения и рекомендации, они все достойны внимания!

В-третьих место мужчины в семье, вот здесь у меня уже пошли сомнения. Вся книга хороша, весь материал супер, но вот раз те на и наш чудесный Джон, вроде бы столь умный дядька и прогрессивный человек начинает затирать за семейный очаг, за женщина у плиты, а мужчина на работе, а потом жаловаться, что современный мир нарушает эти устои! НО БУКВАЛЬНО следующие слова о том, что ох как жаль, что мужчина так много работает, что ему не хватает сил и времени быть полноценным участником семьи!

О милый Джон, определитесь, вы за или против феминизма, ведь именно он и даёт возможность распределить труд на оба пола более равномерно и тем самым дать мужчинам больше свободного времени, а женщинам рабочих мест, это если в грубых чертах.

Откуда-то пошли заверения, что у мужчины роль в семье и влияние куда сильнее и лучше, чем у женщины, он пишет, что конечно никого не унижает и у женщин своя роль и все же эти моменты не могут не расстраивать их не так уж и много, но мне было достаточно.

Жаль, что не было примеров с приёмными детьми, очень мало в психотерапии и психологии уделяют внимания подобной теме в книгах и чтобы найти такой материал, нужно постараться.
Так же, никаких примеров или разговоров про лгбт семьи и как это влияет на воспитание и самих детей, очень жаль, что в представлениях автора семья это столь ограниченное понятие.

В остальном, книга маст хэв, если вы хотите лучше узнать себя, принять эмоции и осознать, что гнев и грусть это нормально, а не слабость или потеря контроля над собой.

Что ещё бы хотелось добавить, так это новое отношение к эмоциям. Многие из нас, когда видят, что человек плачет или злится начинают сразу успокаивать и притормаживать, но ведь куда лучше дать прожить эти чувства, поговорить и прочтя книгу вы поймёте почему же так лучше делать, чем успокаивать✨

В отличие от книги Гоулмана «Эмоциональный интеллект», эта книга целиком посвящена психологии ребенка, его эмоциональному миру и умению с ним взаимодействовать. Это действительно практическое руководство, здесь содержится много полезных советов для родителей, есть примеры из жизни, диалоги, которые, возможно, помогут выстраивать отношения с детьми, рекомендации по поводу того, как взаимодействовать с детьми в разном возрасте. Также значительное место отводится отношениям родителей между собой и тому, как эти отношения, умение родителей решать конфликты влияют на ребенка и его становление. Отдельная глава отводится роли отца, как особо важной фигуры для ребенка (почему нет такой главы о роли матери, мне не совсем понятно, возможно потому, что женщины, как правило, более эмоционально открыты для своих детей (и не только для детей), а мальчикам внушают: «Никаких эмоций, ты же мужчина!»)

Я серьезно рекомендую ознакомиться с этой книгой родителям, всем, кто как-то связан с детьми, да и вообще всем, поскольку эту информацию можно применять в общении со взрослыми тоже.

Авторы выделяют 5 ступеней эмоционального воспитания:

1) – понять, какую эмоцию испытывает ребенок;
2) – считать эмоции возможностью для сближения и обучения;
3) – сочувственно выслушать и признать чувства ребенка;
4) – помочь ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;
5) – вместе с ребенком изучить стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

И приведу несколько цитат.

«Ключ к успешному воспитанию стоит искать не в сложных теориях, семейных правилах или запутанных формулах поведения, а в глубочайшем понимании и сопереживании своему ребенку. Сочувствуя своим детям и помогая им справляться с негативными эмоциями, вы формируете взаимное доверие и привязанность. И только их чувства любви и связи, которые дети ощущают со своими семьями, могут родиться уступчивость, послушание и ответственность».

«Лучшими инструментами для того, чтобы наши дети стали воспитанными и эмоционально здоровыми, являются доброта, тепло, оптимизм и терпение.»

«Любые чувства и желания ребенка являются приемлемыми, неприемлемой может быть только форма их выражения, поэтому родители должны устанавливать ограничения на поведение, а не на эмоции или желания.»

«Принимайте и подтверждайте эмоциональные переживания своего ребенка. Если у него возникают проблемы, сочувственно выслушивайте его, но не осуждайте. Будьте его союзником, когда он приходит к вам за помощью.»

«Супружеские конфликты снижают школьные успехи детей и повышают их восприимчивость к заболеваниям.»

«Что могут сделать родители, которые боятся потерять контроль, чтобы быть в состоянии решать эмоциональные проблемы со своими детьми? Во-первых, помнить, что если ребенок делает то, что сводит их с ума, то проявлять свой гнев — это нормально. Самое главное — выразить свои чувства таким способом, который не разрушит отношения с детьми. Поступая таким образом, вы продемонстрируете две очень важные вещи: 1) сильные чувства можно выражать и регулировать и 2) поведение ребенка действительно имеет для вас значение. Гнев можно выпустить наружу, но только при условии, что вы проявляете уважение. Лучше избегать сарказма, презрения и уничижительных комментариев, потому что они снижают самооценку детей. Вы должны сосредоточиться на действиях ребенка, а не на его характере. Ваши комментарии должны быть конкретными и объяснять ребенку, какое влияние оказывают на вас его действия.»

Те, кто увлекается книгами по психологии, те знают, что существует два довольно популярных автора пишущих на темы отношений (relationship) или можно более обще – психологии. И Дэниел Гоулман и Джон Готтман известны двумя своими книгами («7 принципов счастливого брака, или Эмоциональный интеллект в любви» или другое название «Карта любви» (The Seven Principles for Making Marriage Work) и «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ)). Поэтому было интересно, как это получится совместить этих двух авторов, ибо как ни крути, а темы «эмоциональный интеллект» и «семейные отношения» (построение крепкого семейного брака и его укрепление), всё же отличаются. Это как совместить в одном фильме Железного человека и Бэтмена. Чаще всего такие фильмы становятся не очень успешными. Можно сказать, что и в нашем случаи, получилось не очень удачно.
Возможно, эта книга предназначается только для тех, у кого уже есть грудные дети или кто вот-вот собирается обзавестись ими. Это один вариант, почему я оказался не в восторге от книги. Другой вариант, что книга просто не получилась.
Вот возьмём основную идею всей книги, а именно, создание или культивирование эмоционального интеллекта. Книга не предлагает чёткой и ясной теории. Более того, автор фактически похоронил эту идею под множеством ненужных примеров, историй и в целом, лишнего текста. Если мы выжмем всё это, то в итоге получим одно-два предложения: относитесь к детям как вы относитесь к взрослым, в плане попытки понять и осознать эмоции другого человека. Мы как бы работаем не только на рациональном уровне, но и на эмоциональном. Вот как-то так. Возможно, я не точен, ибо автор так и не предложил стройную теорию, ограничившись разнообразными историями и общими фразами. Но, как я понимаю, смысл такой. Что интересно, я сейчас вспоминаю, что точно такая же тактика используется и в отношении взрослых людей. Вроде это есть в книгах «Трудные разговоры» и/или «Ругаться нельзя мириться». В любом случаи, смысл в том, что это уже было и было по отношению к взрослым. Вот только в данном случаи меня беспокоит один вопрос: а ребёнок-то способен понять? Ведь если это годовалый или даже двухлетний, у них же мозг ещё находится в процессе развития, у них совершенно другое сознание (если куклу закрыть ширмой, то маленький ребёнок скажет, что кукла исчезла, а не что она находится за ширмой (если я не путаю эксперимент)). Другими словами, встаёт вопрос эффективности предлагаемого метода воспитания. Или мы можем даже сказать, что в книге слабо представлен критический взгляд на теорию. Нет, я не спорю в целом с новым предлагаемым методом (нечто похожее – отказ от наград и наказания – уже предлагался в книге «Наказание наградой» Альфи Кон). У меня вопрос к эффективности именно одной его части, той, что предлагается в книге. К примеру, если ребёнок (используя пример из книги) не успокоится и продолжит требовать своего жирафика (игрушка), о котором пишет автор? У автора получается, что ребёнок успокоится после «задушевного разговора», но где факты?
Далее. Примеры, что приводит автор, все они изображают родителей-экстравертов, а как быть с интровертами (это особенно видно с примером трёх отцов в конце книги)? Автор описывает их поведение так, что я не могу отделаться от мысли, что вижу какую-то фальшивую весёлость отца интересующегося делами сына. Такой стиль поведения определённо не для меня и не для других интровертов. Т.е. опять возвращаемся в начало, к теме, как вести себя. И плюс, поведение иллюстрированное примерами определённо подойдёт не всем, т.к. дети-интроверты могут воспротивиться этим задушевным разговорам с родителями.

Кто-то отталкивал своего ребенка и играл сам, являя собой уверенность в его некомпетентности.

угроза порки работает слишком хорошо в краткосрочной перспективе — она немедленно прекращает непозволительное поведение и не требует обсуждения, но она исключает возможность научить ребенка решать проблемы и контролировать себя.

момент, когда ребенок переживает сильные эмоции, взаимный обмен простыми наблюдениями работает лучше, чем «прощупывание». Вы спросите дочь: «Почему тебе грустно?», но она может ничего об этом не знать. Она еще ребенок, у нее нет за плечами многих лет самоанализа, поэтому и готового ответа у нее нет.

Автор книги

Переводчик

Другие книги переводчика

Подборки с этой книгой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Декарис от остриц инструкция по применению
  • Гсп руководство официальный сайт
  • Как оформить самозанятость в екатеринбурге через госуслуги пошаговая инструкция
  • Галоперидол в ампулах инструкция по применению внутривенно
  • Сигнум фунгицид инструкция по применению на томатах