Лицо осуществляющее руководство тушением лесного пожара в наземной зоне

Руководство тушением лесных пожаров

Обязанности руководителя тушения лесного пожара

Руководитель должен обладать следующими качествами:

  • знать поведение пожара и иметь опыт организации тушения;
  • знать тактику и технику тушения и применяемое противопожарное оснащение;
  • владеть приемами борьбы с огнем;
  • уметь руководить людьми, обеспечить их безопасность;
  • знать местность и хорошо ориентироваться в лесу и по карте.

Основные обязанности руководителя

Руководитель команды, бригады, группы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение работ на закрепленном участке или за тушение пожара. В последнем случае руководитель команды (группы, бригады) одновременно является и руководителем тушения пожара.

В обязанности руководителя входит:

  • точное понимание поставленной задачи и требований по ее выполнению;
  • проверка наличия у членов группы спецодежды, санпакетов, средств тушения и другого оснащения до их направления к месту пожара;
  • разумное распределение загрузок всех членов команды с исключением ненужных работ;
  • обеспечение оснащения работающих необходимыми в данных условиях средствами тушения;
  • инструктаж всех членов команды и привлеченных на тушение о порядке пользования и ухода за индивидуальными средствами пожаротушения;
  • ведение списка работающих и учет их рабочего времени;
  • обеспечение контроля за ходом работ;
  • обеспечение безопасности работ на тушении, при перевозках, переходах, соблюдение предосторожностей при курении и т.д;
  • установление порядка (графика) отдыха, питания, другого обслуживания работающих;
  • обеспечение связи между работающими на участке работ;
  • обеспечение передачи регулярной информации о пожаре и ходе его тушения;

Руководитель команды обязан:

  • перед началом работ разъяснить характер работ, подлежащих выполнению; длительность выполнения работ приступившей сменой; схему подчиненности с указанием лиц, отдающих распоряжения;
  • организовать эффективную работу по выполнению задачи;
  • распределить конкретные индивидуальные задания руководителям групп и членам команды в пределах установленного участка заградительной полосы;
  • проинструктировать не имеющих опыта членов команды об эффективных и безопасных способах выполнения задания;
  • организовать оказание первой медицинской помощи лицам, получившим незначительные травмы (ожоги, царапины и т.п.);
  • позаботиться о подготовке пожарного оборудования и средств пожаротушения, получении питания, таборного имущества, средств связи, транспорта и т.д.;
  • инструктировать работающих об их действиях при перевозках на машинах, вертолетах и при тушении с воздуха;
  • проверять ход выполнения задания на месте работ;
  • докладывать руководителю о ходе тушения, состоянии участка пожара, любых изменениях обстановки, всех нарушениях, происшедших по вине членов команды, и необходимых мерах по их устранению;
  • обратить особое внимание на работу новых членов команды, работы группы ночью, на крутых склонах, при непредвиденном поведении пожара;
  • отвечать за выполнение предусмотренного вида и объема работ, безопасность и поведение команды на работе, отдыхе и практически постоянно находиться с командой.

Руководство тушением лесных пожаров, не локализованных в первоначальный период тушения и распространившихся на значительную (более 20 га) площадь.

Руководитель такого уровня должен иметь соответствующую подготовку.

До прибытия на пожар руководитель должен ознакомиться со всей имеющейся информацией о пожаре:

  • с прогнозом погоды на ближайшие дни; об имеющихся на пожаре силах и средствах пожаротушения;
  • с картографическими и таксационными материалами района пожара.

По прибытию к месту работ руководитель должен:

  • сформировать группу управления тушением пожара (локальный штаб пожаротушения);
  • совершить облет (если имеется такая возможность) пожара с целью выяснения общей обстановки;
  • по результатам аэровизуальной разведки, информации прибывших ранее на пожар должностных лиц, изучения картографических и таксационных материалов района пожара выработать план тушения;
  • если данных для принятия решения недостаточно, организовать наземную разведку по всему периметру (или наиболее опасной части) пожара;
  • до окончания разведки и принятия решения о плане тушения имеющиеся на пожаре силы и средства активно использовать для задержки распространения пожара на наиболее опасных его направлениях вблизи места нахождения этих сил и средств;
  • получив необходимую информацию о пожаре и выработав план его тушения, организовать расстановку имеющихся сил и средств пожаротушения согласно этому плану;
  • определить потребность в дополнительных силах и средствах пожаротушения и в случае необходимости запросить дополнительные ресурсы;
  • определить места высадки людей и размещения лагерей и организовать их подготовку;
  • обеспечить встречу прибывающих на пожар лесопожарных подразделений и постановку им тактических задач;
  • организовать устойчивую оперативную связь с отрядами, командами, авиаотделением, оперативным районным штабом или комиссией по чрезвычайным ситуациям;
  • контролировать ход работ по тушению, обращая особое внимание на эффективность тушения огня на стыках участков структурных подразделений и опасных направлениях;
  • обеспечить своевременность учета выполненных работ;
  • следить за соблюдением дисциплины и порядка в местах проведения работ и отдыха;
  • принимать меры по обеспечению безопасности всего персонала, занятого на пожаре, и соблюдению им правил техники безопасности, при необходимости организовать пункт медицинской помощи;
  • предусмотреть пути выхода людей с пожара в полевой лагерь и создания нормальных условий отдыха;
  • непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и оперативно принимать соответствующие решения;
  • информировать штаб пожаротушения о месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях;
  • запрашивать необходимые дополнительные силы и средства пожаротушения;
  • использовать все местные средства связи для оперативного решения вопросов, связанных с тушением пожара.

Для своевременного предотвращения опасных ситуаций руководитель тушения обязан:

  • иметь информацию о метеорологических условиях и прогнозе пожарной опасности (краткосрочном, суточном);
  • предвидеть поведение пожара в любой момент;
  • обоснованно предпринимать действия, исходя из текущего и ожидаемого поведения пожара;
  • обеспечить наблюдение за развитием пожара при наличии опасности для работающих;
  • быть бдительным, сохранять спокойствие, принимать решения и осуществлять решительные действия;
  • поддерживать оперативную связь между всеми руководителями участков, команд, бригад, групп;
  • отдавать четкие указания и быть уверенным, что они поняты;
  • осуществлять постоянный контроль за работой штаба пожаротушения.

Анализ состояния пожара для разработки плана его тушения

Анализ состояния пожара для разработки плана тушения должен содержать следующую информацию:

  • характеристика пожара: вид пожара (низовой, верховой, подземный); величина площади в гектарах; конфигурация пройденной огнем площади (округлая, эллиптическая, неправильная); расположение (низина, равнина, холмистость, склоны);
  • особенности лесного массива: преобладающая порода, состав, возраст, полнота: наличие подроста; распределение покрытых и не покрытых лесом земель; вид горючих материалов (легковоспламеняющиеся, медленно горимые, сдерживающие горение); состояние влажности горючих материалов (класс ПО);
  • топография: топография местности и наличие картографических материалов; экспозиция склонов, на которых действует пожар; их крутизна;
  • водные источники и возможность их использования для самолетов и танкеров, вертолетов с ВСУ; мотопомп; ручных огнетушителей;
  • структура почв: песок, суглинок, скелетные почвы;
  • метеоусловия: ветер (сила и направление); влажность (точка росы), температура;
  • подход к пожару: вертолет, самолет, машина, катер и т.д.;
  • угроза пожара: жизни людей, материальным и другим ценностям;
  • естественные и искусственные преграды, реки, ручьи, тропы, дороги, разрывы и др.;
  • наличие сил и средств пожаротушения и резерв: количество, состав, принадлежность, дислокация (расстановка).

Введение режима чрезвычайной ситуации

При планировании мероприятий по охране лесов от пожаров необходимо учитывать возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов, в том числе при чрезвычайной ситуации (ЧС), приведены в приложении.

Данные о введении режима ЧС вследствие лесных пожаров приведены в табл. 1.

Таблица 1. Режимы чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров

Режимы ЧС в лесах

Показатели лесопожарной обстановки для введения ЧС

Кто вводит ЧС

Муниципального характера

Не локазизованы крупные лесные пожары или лесной пожар действует более двух суток

Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС

Регионального характера

Зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет

Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС

Межрегионального характера

Зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС

Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

Федерального характера

Зона ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС

Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

При введении режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшего вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии в планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием.

Приложение

Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов от пожаров

Периоды

Основные решаемые задачи

До пожароопасного сезона

Организация нормативно-правового обеспечения охраны лесов от пожаров (разработка плана мероприятий по организации работы по охране лесов, заключение с Рослесхозом соглашения по вопросам охраны лесов, соглашения по межведомственному взаимодействию с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России, утверждение планов тушения лесных пожаров и сводного плана тушения лесных пожаров, порядка ограничения доступа граждан в леса при высокой пожарной опасности).

Утверждение с участием органов местного самоуправления порядка взаимодействия с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России.

Создание системы оперативного управления (специализированной диспетчерской службы) и информационного обмена.

Обеспечение финансирования работ по охране лесов от пожаров.

Выполнение необходимого объема подготовительных мероприятий ответственными исполнителями, проведение учений по региональному взаимодействию при тушении лесных пожаров.

Организация проверки готовности к пожароопасному сезону юридических и физических лиц, осуществляющих использование лесов, в т.ч. объектов нелесной инфраструктуры.

Проведение мероприятий по обеспечению защиты населенных пунктов и объектов экономики от лесных пожаров, особо охраняемых и иных территорий.

Организация проведения комплекса агитационно-профилактических и пропагандистских мер в области охраны лесов от пожаров.

Создание и подготовка профессиональных лесопожарных подразделений, их дооснащение в соответствии с нормативами

Организация возможности для привлечения дополнительных сил и средств, в том числе из других субъектов Российской Федерации

Определение уровней опасности, связанной с лесными пожарами, и принятие решений по ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров

Во время пожароопасного периода

Обеспечение заданного режима (регламента) работ ответственных служб.

Повышение эффективности обнаружения – сокращение времени с момента возникновения пожара до момента его обнаружения.

Повышение скорости реакции лесопожарных формирований – сокращение времени с момента поступления информации об обнаружении лесного пожара до момента начала его тушения.

Повышение эффективности тушения – сокращение площадей пожаров и снижение ресурсного и экологического ущерба.

Обеспечение стабильности финансирования работ по тушению лесных пожаров в периоды высокой и чрезвычайной горимости.

Усиление противопожарной пропаганды среди населения. Обеспечение оперативности принятия и реализации политических и административных решений в области борьбы с лесными пожарами органами государственной власти в субъекте Российской Федерации, особенно в периоды высокой и чрезвычайной горимости.

Обеспечение своевременности привлечения дополнительных сил и ресурсов тушения

Чрезвычайный период

Обеспечение подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, возникших вследствие лесных пожаров.

Принятие решения о проведения эвакуационных мероприятий в ЧС межмуниципального и регионального характера, связанных с лесными пожарами.

Организация оперативного запроса о необходимости межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения

Организация и проведение аварийно-спасательных мероприятий и других неотложных работ.

Интеграция оперативных штабов лесничеств и специализированных лесопожарных служб в работу комиссий ЧС и ПБ.

Принятия решения об отмене ЧС

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.

При тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений. Указанным федеральным органом исполнительной власти создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Порядок формирования таких штабов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указания федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров, выданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.

Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров.

Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.

Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара.

Лица, осуществлявшие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 606-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, осуществлявшие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения лесного пожара или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 29.12.2022 N 606-ФЗ)

Руководитель тушения крупных лесных пожаров.

Для тушения крупных
лесных пожаров сил и средств субъектов
и самих лесхозов, как правило, недостаточно,
в связи, с чем в помощь им привлекается
население, силы и средства
местных предприятий, организаций и
учреждений, а при необходимости — силы
ГПС МЧС России, невоенизированные и
специальные формирования и воинские
подразделения.

Комиссия
по чрезвычайным ситуациям возглавляется
,
как правило, одним из первых заместителей
руководителя исполнительной власти
административно-территориального
органа.

Его
первым заместителем

по вопросам организации борьбы с лесными
пожарами является руководитель органа
управления ФПС
МЧС России.

В
состав комиссии
по
чрезвычайным ситуациям, вызванным
лесными
пожарами, входят также руководители
авиалесоохраны, гражданской обороны,
внутренних дел, авиации, транспорта,
лесной промышленности и другие
руководители, ведущие работы в лесу или
участвующие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их последствий.

При комиссии
создается
оперативный штаб
.
Основные функции оперативного штаба
комиссии по ЧС заключаются в разработке
плана организации тушения,
назначении руководителя тушения,
привлечении дополнительных сил и средств
пожаротушения, координации работ и
контроле хода тушения.

Принятие
решений
,
на основе анализа обстановки, принадлежит
руководителю
тушения крупного лесного пожара.

Руководитель
тушения лесного пожара в районах наземной
охраны лесов назначается
директором лесхоза или замещающим его
лицом, а в районах авиационной
охраны — начальником авиаотделения.

При
объявлении лесного пожара чрезвычайной
ситуацией руководителем тушения крупного
пожара комиссией по ЧС назначается
руководитель органа управления ФПС МЧС
России.

Руководителю
тушения пожара подчиняются все силы
,
прибывшие на тушение пожара. Он несёт
персональную ответственность за
правильность проводимых мероприятий
по борьбе с пожаром, соблюдение правил
охраны труда и техники безопасности и
успешность ликвидации пожара.

Руководитель
тушения крупного лесного пожара до
прибытия на пожар должен ознакомиться
со всей имеющейся информацией о пожаре,
состоянием погоды и её прогнозе на
ближайшие дни, об имеющихся на пожаре
силах и средствах пожаротушения, с
картографическими и таксационными
материалами района пожара.


Руководитель
команд,

групп
бригад, мехотрядов,
техников, взрывников

Группа
разведки, наблюдения,
информации
и связи

По прибытию к
месту работ руководитель группировки
должен:

— совершить облёт
пожара с целью выяснения общей обстановки;

по
результатам аэровизуальной разведки,
информации прибывших ранее на пожар
должностных лиц, изучения картографических
и таксационных материалов района пожара
выработать предварительный план тушения;

— сформировать
группу управления тушением пожара,
назначать и смещать руководителей
оперативных подразделений (отрядов,
команд, бригад), задействованных на
тушении пожара;


если этих данных для принятия решения
недостаточно, организовать наземную
разведку по всему периметру (или наиболее
опасной части) пожара;

— до окончания
разведки и принятия решения о плане
тушения, имеющиеся на пожаре силы и
средства активно использовать для
задержки распространения пожара на
наиболее опасных его направлениях
вблизи места нахождения этих сил и
средств;

— получив необходимую
информацию о пожаре и выработав план
его тушения, организовать расстановку
имеющихся сил и средств пожаротушения
согласно этому плану;


определить потребность в силах и
средствах пожаротушения и, в случае
необходимости, запросить дополнительные
ресурсы;

— определить места
высадки людей и размещения лагерей и
организовать их подготовку;


обеспечить встречу прибывающих на пожар
лесопожарных подразделений
и постановку им тактических задач;


организовать устойчивую оперативную
связь с отрядами, командами, авиаотделением
и оперативным лесопожарным штабом
районной, субъектовой пожарной комиссии
или пунктом управления ФПС МЧС России;

— контролировать
ход работ по тушению, обращая особое
внимание на эффективность тушения огня
на стыках участков структурных
подразделений и опасных направлениях;

— обеспечить
своевременность учета выполненных
работ;

— следить за
соблюдением дисциплины и порядка в
местах проведения работ и отдыха;

— принимать меры
по обеспечению безопасности всего
персонала, занятого на пожаре, и соблюдению
им правил охраны труда и технически
безопасности, организовать пункт
медицинской помощи;

— предусмотреть
пути выхода людей с пожара в полевой
лагерь и создания нормальных условий
отдыха;

— непрерывно следить
за изменениями обстановки на пожаре и
оперативно принимать соответствующие
решения;

— информировать
оперативный лесопожарный штаб о месте
своего нахождения и сообщать ему о всех
принимаемых решениях;


запрашивать необходимые дополнительные
силы и средства пожаротушения;

— использовать все
местные средства связи для оперативного
решения вопросов связанных с тушением
пожара.


поставить перед комиссией по ЧС вопросы
обеспечения задействованных на
пожаре сил и средств продовольствием,
таборным имуществом, медицинской
помощью, средствами связи, ГСМ, а также
участия парашютистов и десантников-пожарных
в проведении работ по прокладке
заградительных полос при помощи
взрывчатых веществ и руководства
бригадами привлеченных рабочих, если
не хватает квалифицированных работников
наземной охраны.

На
каждом крупном пожаре
,
необходимо организовывать штаб
группировки
(под руководством опытного специалиста
— работника лесной охраны или ФПС) в
составе которого должны быть работники,
обеспечивающие:

наземную
разведку пожара,

связь с отдельными
отрядами и командами;

снабжение;

отдых;

поставку средств
пожаротушения, связи и транспорт; ГСМ,

а
также оказание первой доврачебной
помощи и эвакуацию пострадавших.

В
случае увеличения объёма работ, вызванного
сложностью тушения или размерами пожара,
при наращивании сил необходимо
руководствоваться тем,
что
число тушильщиков в бригадах и отрядах
не должно увеличиваться. Увеличивать
можно только число бригад и отрядов.

Такое ограничение связано с тем, что
бригадир может контролировать работу
определённого числа тушильщиков так
же, как руководитель отряда или зоны
тушения может руководить определенным
числом подчинённых.

Для организации
работ по тушению крупного пожара за
руководителем группировки ФПС, при
необходимости, закрепляется вертолёт,
из числа дополнительно привлечённых
на тушение.

Руководитель
тушения направления (сектора) пожара
(руководитель
отряда) должен:

осуществлять
руководство подчиненными ему
подразделениями (ко­мандами, бригадами);

организовать
наземную разведку с целью точного
определения ме­стоположения пожара,
его характера, изучения местности и её
транспортной доступности;

организовать
подготовку вертолётных площадок, если
планом тушения пожара предусматривается
выделение отряду дополнительных сил и
средств, доставляемых вертолётами;

встретить
лесопожарные подразделения (отряды,
команды, бригады), определить
им участки работы и поставить задачу
по локализации и тушению;

совместно с
руководителем прибывшего лесопожарного
подразделения провести расстановку
сил и средств по местам работы;

контролировать
ход работ подчинённых подразделений и
при необходимости вносить коррективы
и постановку задач;

определять
систему связи между подразделениями и
соседними отрядами
для обеспечения их взаимодействия;

систематически
информировать руководителя тушения
пожара о пожарной
обстановке в секторе пожара, о выполнении
поставленных задач и о работе
подчиненных ему подразделений;

обеспечивать учёт
выполненных работ;

следить за
соблюдением дисциплины и порядка в
местах проведения работ и отдыха
подразделений отряда;

принимать меры по
обеспечению безопасности всего персонала
подчиненных подразделений, соблюдения
ими правил безопасности;

непрерывно следить
за изменениями обстановки на пожаре и
принимать соответствующие решения;

заботиться
о своевременном снабжении подразделений
продовольствием, горюче-смазочными
материалами, об оказании медицинской
помощи.

Руководитель
участка (лесопожарной команды, бригады)
должен

организовать
наземную разведку с целью получения
достоверной информации о пожаре и
местности, необходимой для выполнения
поставленных перед командой задач;

объяснять бригадирам
цель работы и поставить задачу, которая
должна быть выполнена бригадами,
разъяснить замысел руководителя тушения
пожара по тушению пожара;

наметить места
создания опорных и заградительных полос
и провести расстановку бригад по местам
работ;

информировать и
указать пути отступления бригад в
критических ситуациях;

при использовании
привлеченной с предприятий и организаций
техники инструктировать механизаторов
по эффективному использованию данной
техники при тушении пожара;

организовать связь
и обеспечить учет выполненных работ;

обеспечить
координацию работ с соседними командами
и механизированным отрядом;

лично
участвовать в тушении пожара, не допуская
при этом невыполнения
обязанностей по организации тушения;

следить за
соблюдением дисциплины и порядка в
местах проведения работ и отдыха бригад;

принимать меры по
обеспечению безопасности личного
состава бригад и соблюдению ими правил
охраны труда и техники безопасности;

обеспечить снабжение
бригад продовольствием, горюче-смазочными
материалами, своевременным оказанием
первой медицинской помощи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Начиная с 1 марта 2023 года вступают в силу новые Правила тушения лесных пожаров. В новой редакции нормативного акта введены ряд существенных изменений. В частности, установлены критерии привлечения к тушению сил РСЧС (единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации).

Решение о привлечении сил РСЧС муниципального уровня может быть принято при соблюдении не менее двух условий:

  • площадь лесного пожара — 25 га и более в районе применения наземных сил и средств, 200 га и более в районе применения авиационных сил и средств;
  • лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или объекта экономики, особо охраняемой природной территории (далее — ООПТ);
  • количество задействованных сил и средств лесопожарных формирований составляет более 50 % от данных плана тушения лесных пожаров на территории лесничеств;
  • на территории муниципального района действует 5 класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

Решение о привлечении сил РСЧС регионального уровня может быть принято при соблюдении не менее двух условий:

  • площадь лесного пожара — 25 га и более в районе применения наземных сил и средств, 200 га и более в районе применения авиационных сил и средств;
  • лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или объекта экономики, ООПТ;
  • количество задействованных сил и средств лесопожарных формирований составляет более 50 % от данных сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
  • на территории двух или более муниципальных районов действует 5 класс пожарной опасности, в зависимости от условий погоды.

Решение о привлечении сил РСЧС межрегионального и федерального уровней может быть принято при соблюдении не менее трех условий:

  • площадь лесного пожара — 25 га и более в районе применения наземных сил и средств, 200 га и более в районе применения авиационных сил и средств;
  • количество или площадь действующих лесных пожаров превышает средний 5-летний показатель в 2 и более раза;
  • количество задействованных сил и средств лесопожарных формирований составляет более 80 % от данных сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
  • лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или объекта экономики, ООПТ;
  • пожар действует на границе двух субъектов Российской Федерации.

Также в новые Правила включены ряд серьезных ограничений по выделению зон контроля лесных пожаров (в которых при соблюдении ряда условий, решением региональной комиссии по ЧС и пожарной безопасности КЧСиПБ, тушение могут не проводится). Ключевым можно считать необходимость согласование таких территорий с Рослесхозом.

Полностью запрещено включать в состав зон контроля особо охраняемые природные территории, а также участки, предоставленных в пользование (или запланированные в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации) для:

  • заготовка древесины;
  • осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
  • осуществление рекреационной деятельности;
  • создание лесных плантаций и их эксплуатация;
  • осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;
  • строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
  • создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

При выделении зон контроля необходимо исключать примыкание к следующим объектам:

  • земли обороны и безопасности, расположенные в пограничной зоне, установленной вдоль государственной границы Российской Федерации;
  • леса, уровень охраны которых предусматривает преимущественное применение наземных сил и средств пожаротушения;
  • населенные пункты и объекты экономики;
  • объекты транспортной инфраструктуры, по которым осуществляются регулярные пассажирские перевозки, объекты трубопроводного транспорта.

Понятие «примыкания» в приказе не оговорено.

К сожалению, указанные выше ограничения отличаются от проекта методических указаний по выделению зон контроля, предложенного ранее Центром лесной пирологии. Принятая сейчас редакция потребуется существенное увеличение финансирования.

Одним из спорных нововведений так же является необходимость возобновления тушения в зоне контроля только на основании решения КЧСиПБ. В качестве критерия возобновления указано вхождение пожара в пятикилометровую зону. Вместе с тем, обращаем внимание, что законодательно не запрещено непосредственно на этапе принятия комиссией решения о нецелесообразности тушения сразу в Протоколе КЧСиПБ прописывать условия, в которых такое тушения будет немедленно возобновлено. И в качестве условий могут быть не только 5 км, но и другие критерии.

Новые Правила тушения немного расширяют полномочия руководителя тушения лесных пожаров. В частности, ему дается право объявлять наличие угрозы населённому пункту или объекту инфраструктуры. Кроме того, он может принимать решение о проведении мероприятий по удержанию воды в осушительных каналах путем создания временных некапитальных перемычек (плотин), препятствующих стоку воды, с целью подтопления очагов горения, повышения уровня грунтовой воды на горящем участке и на примыкающих к нему территориях.

В Правила тушения также внесены ряд пояснений по заполнению акта о лесном пожаре. В частности, туда должны вносится затраты на выполнение работ, связанных с тушением лесного пожара (в том числе доставка людей, сил и средств пожаротушения к месту тушения пожара и обратно, объемы трудозатрат работников и специалистов лесопожарных формирований и привлеченных лиц, объемы применение пожарной и специализированной автотракторной, наземной, водной и авиационной техники, оборудования, затраты связанные с расходованием специальных средств, материалов, по обеспечению питанием и питьевой водой, привлечение услуг сторонних организаций для проведения и обеспечения работ по тушению, поиск и эвакуация лиц, пострадавших от пожара).

Из небольших изменений, но возможно имеющих серьезные последствие, необходимость использовать при тушении лесных пожаров растворы огнетушащих и огнезадерживающих веществ, обладающие экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей, пребывающих в пределах границ территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара.

В России уже существует добровольная система экологической сертификации. Указанные нововведения делают её в части противопожарных средств обязательной.

В связи с требованиями, предусмотренными «регуляторной гильотиной» (правовыми механизмами, направленными в том числе на повышение качества нормативного регулирования), данные Правила тушения лесных пожаров будут действовать до 01.03.2029.

Предполагается, что к этому времени в обязательном порядке потребуется провести анализ необходимости изменений и повторно пройти процедуру общественного обсуждения и согласования с заинтересованными сторонами.

Надеемся, что новые Правила тушения лесных пожаров повысят эффективность тушения лесных пожаров.

Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза, координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном районе, когда на их тушение привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляет соответствующий орган власти, лесхоз или специальная комиссия (штаб) по борьбе с лесными пожарами, а в субъектах Российской Федерации — комиссия по чрезвычайным ситуациям (ЧС).

Лесхозам и органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации необходимо вносить предложения соответствующим государственным органам власти об организации при указанных выше комиссиях по ЧС оперативных штабов для обеспечения руководства тушением пожаров, возглавляемых соответственно главными лесничими лесхозов и управлений, соответствующими заместителями министров или глав администраций.

Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны осуществляет работник лесхоза, или начальник пожарно-химической станции, или бригадир (если прибыла лишь одна бригада из состава команды станции).

Если на тушение пожара прибыла команда пожарно-химической станции II или III типа, руководство работами по тушению переходит к прибывшему начальнику этой станции.

Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лесничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.

В зонах авиационной охраны лесов и районах авиационной охраны лесов этой зоны руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осуществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.

В случаях невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделение обязано немедленно доложить об этом соответствующему лесхозу. Лесхоз незамедлительно принимает меры к тушению этого пожара и совместно с авиаотделением осуществляет руководство мероприятиями по ликвидации пожара.

Директор лесхоза (а при отсутствии директора — лицо, его замещающее) при получении сообщения о возникшем лесном пожаре немедленно устанавливает связь с находящимся на месте работником, руководящим тушением, выявляет достаточность принятых мер и, если пожар продолжает развиваться или принятые для его тушения меры недостаточны, организует отправку на пожар дополнительных сил и средств и при необходимости командирует для непосредственного руководства тушением пожара наиболее опытного инженерно-технического работника лесхоза.

Руководитель тушения пожара назначает помощников для разведки пожара, руководства отдельными командами, группами, осуществляющими работы на отдельных участках.

Прибывшие на пожар команды или отдельные бригады пожарно-химических станций или пожарные формирования лесхоза по возможности сохраняют свою организационную структуру. Привлеченные рабочие из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений также сохраняют свое деление команды и бригады, причем по указанию руководителя тушения пожара эти подразделения могут укрупняться или разделяться на более мелкие.

Каждой отдельной команде, бригаде привлеченных рабочих из населенных пунктов или команде, группе невоенизированных формирований гражданской обороны, либо воинскому подразделению, по прибытии их на место пожара, руководитель тушения ставит определенную задачу по локализации и тушению пожара и отводит часть кромки пожара. Начальники (командиры) всех названных выше подразделений обязаны поддерживать постоянную связь с руководителем тушения и выполнять его указания.

На отведенном участке команда, группа, бригада самостоятельно выполняют поставленные перед ними задачи, причем техническое руководство работами осуществляется прикрепленным к подразделению работником лесхоза.

Специально подготовленным и имеющим опыт в тушении лесных пожаров невоенизированным формированиям гражданской обороны руководителем лесхоза может быть поручено самостоятельное тушение отдельных пожаров.

Вся работа по тушению пожаров должна строиться на основе твердой дисциплины и единоначалия. Распоряжения вышестоящего руководителя являются обязательными для всех руководителей отрядов, команд, групп. При этом каждый работающий должен выполнять команды одного руководителя.

Руководитель тушения обязан обеспечить строгое выполнение всеми работающими на тушении пожара правил охраны труда и техники безопасности работ и несет за это ответственность.

Руководитель тушения пожара не должен сам оставлять место пожара до тех пор, пока пожар не будет потушен или надежно локализован. После того, как руководитель тушения пожара лично убедится в надежности его локализации и в ликвидации очагов горения на всей пройденной пожарами площади, (а при крупных пожарах на полосе шириной не менее 100 м по периферии пожарища), он может покинуть пожар, оставив на месте под руководством работника лесной охраны часть рабочих для окарауливания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство кураторство педагогическим работникам
  • Дона в таблетках инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Удкс 4615р руководство по эксплуатации
  • Смарт часы hw22 инструкция на русском языке
  • Atoll a 450m std compact инструкция