Лидерство как высший стиль руководства

Лидерство
– это управленческие взаимоотношения
между руководителем и

последователями,
основанные на эффективном для данной
ситуации сочетании

различных
источников власти и направленные на
побуждение людей к достижению

общих
целей.Обязательное условие лидерства
— обладание властью в конкретных
формальных

или
неформальных организациях самых разных
уровней и масштаба от государства

и
даже группы государств до правительственных
учреждений, местного

самоуправления
или народных и общественных групп и
движений. Формализованная

власть
лидера закрепляется законом. Но во всех
случаях лидер имеет социальную

и
психологическую, эмоциональную опору
в обществе или в коллективах людей,

которые
за ним следуют.Выделяют формальное и
неформальное лидерство. В первом случае
влияние наподчиненных оказывается с
позиций занимаемой должности. Процесс
влияния на

людей
через личные способности, умения и
другие ресурсы получил название

неформального
лидерства.Считается, что идеальным для
лидерства является сочетание двух основ
власти:личностной и организационной.Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационнойэффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие

определенного
набора качеств, приписываемых тем, кто
успешно оказывает

влияние
или воздействует на других, с другой,
лидерство — это процесс

преимущественно
не силового воздействия в направлении
достижения группой или

организацией
своих целей. Лидерство представляет
собой специфический тип

управленческого
взаимодействия, основанный на наиболее
эффективном сочетании

различных
источников власти и направленный на
побуждение людей к достижению

общих
целей.Лидерство как тип отношений
управления отлично от собственно
управления и

строится
больше на отношении типа «лидер —
последователь», чем «начальник —

подчиненный».
Не любой менеджер использует лидерство
в своем поведении.

Продуктивный
менеджер не обязательно является
эффективным лидером, и

наоборот.
Успех в управлении не компенсирует
плохого лидерства.Подходы к изучению
лидерства различаются комбинацией трех
основных переменных, привлекающих
внимание исследователей по сей день:
лидерскиекачества, лидерское поведение
и ситуация, в которой действует лидер.
Важную

роль
при этом играют характеристики и
поведение последователей. Каждый из

подходов
предлагает свое решение проблемы
эффективного лидерства.

Ранние
традиционные концепции предлагали
определять эффективное лидерство на

основе
либо качеств лидера, либо образцов его
поведения. Ситуационность в

этих
случаях во внимание не принималась. Эти
концепций в конечном счете

утонули
в бесконечном множестве выявленных
качеств и образцов поведения, так

и
не создав завершенной теории.

Подходы
основанные на ситуационности лидерства,
предлагали объяснять

эффективность
лидерства через различные ситуационные
переменные, т.е. через

влияние
внешних факторов, не принимая при этом
во внимание лидера как

личность.
Новые концепции попытались объединить
преимущества и достижения как

традиционного,
так и ситуационных подходов. В своих
выводах эти концепции

основываются
на анализе лидерского характера и его
взаимосвязи с имеющейся

ситуации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое лидерство?

Лидерство — это способность человека или группы людей влиять на последователей или членов организации, общества или команды и направлять их. Лидерство часто связывают с должностью, старшинством или рангом человека в иерархии. Однако это атрибут, которым может обладать или достичь каждый, даже тот, кто не занимает руководящую должность. Это развиваемый навык, который со временем можно усовершенствовать.

Лидеры встречаются и требуются в большинстве аспектов жизни общества, включая бизнес, политику, религию, социальные и общественные организации. Лидеров считают людьми, которые принимают обоснованные и порой непростые решения. Они формулируют четкое видение, устанавливают достижимые цели и предоставляют последователям знания и инструменты, необходимые для достижения этих целей.

Эффективный лидер обладает следующими характеристиками: уверенность в себе, сильные коммуникативные и управленческие навыки, творческое и инновационное мышление, настойчивость, готовность идти на риск, открытость к изменениям, уравновешенность и способность реагировать на кризис.

В бизнесе люди, проявляющие лидерские качества могут занять руководящие должности или должности уровня C такие как исполнительный директор (CEO), главный информационный директор (CIO) и президент. Среди людей, проявивших лидерские качества в технологической отрасли, — основатель Apple Стив Джобс, основатель Microsoft Билл Гейтс и генеральный директор Amazon Джефф Безос.

Кто есть кто в руководстве компании и чем они занимаются.

Почему лидерство важно?

Лидерство играет центральную роль в успехе и направлении бизнеса. Организации зависят от успешных лидеров, способных донести до них миссию, видение и цели, объединить членов команды вокруг этих целей и затем достичь их. Эти способности особенно важны в кризисные времена.

Для успеха и развития бизнеса часто требуется принятие жестких решений. Бизнес часто зависит от лидеров с высокой компетентностью и эмоциональным интеллектом для принятия сложных решений и решения проблем. Такой уровень доверия и успеха часто приводит к созданию позитивной, продуктивной рабочей среды, способствующей командной работе, благополучию сотрудников и сильной рабочей культуре, привлекательной для лучших талантов.

Сильное лидерство имеет решающее значение для конкурентоспособности организации, поскольку оно способствует изменениям и инновациям. Лучшие лидеры следят за изменениями в отрасли, продвигают новые идеи внутри компании и привлекают инновационных мыслителей.

Теория лидерства

Как люди становятся лидерами и что делает их великими лидерами, было предметом изучения на протяжении веков. В 19 веке доминировала теория Великого человека, которая подчеркивала, что лидерство — это уникальный, природный навык и что великие лидеры рождаются для этой задачи.

Следующие теории лидерства, выдвинутые в 20 веке, являются одними из многих:

  • Теория черт возникла в середине 20-го века, и в ее основе лежит идея о том, что некоторые люди рождаются с определенными чертами характера, которые делают их отличными лидерами, такими как целостность и уверенность в себе.
  • Ситуационное лидерство это когда стиль лидерства корректируется в зависимости от готовности или уровня навыков последователей в данной ситуации.
  • Теория контингентов утверждает, что эффективное лидерство зависит от наличия нужного лидера в нужной ситуации.
  • Транзакционное лидерство это подход, при котором лидеры вознаграждают или наказывают последователей для достижения результатов.
  • Трансформационное лидерство это когда лидеры обращаются к ценностям и эмоциям последователей, чтобы изменить их мышление и подход к работе или жизни.
  • Бихевиористская теория предполагает, что навыки человека лидерства развиваются и тренируются как продукт его окружения.
  • Поведенческая теория это когда лидер моделирует определенное поведение, подавая хороший пример для подражания другим.
  • Функциональная теория это лидерство, основанное на совокупности поведения людей и групповой динамике, а не на отдельных личностях.
  • Теория пути к цели это когда лидеры устанавливают цели и сглаживают путь к этим целям для мотивации и стимулирования производительности.

Лидерство в сравнении с менеджментом

Термины «лидерство» и «управление» используются как взаимозаменяемые, но это не одно и то же понятие. Лидерские роли подразумевают создание и формулирование видения, а также вдохновление других людей на работу над этим видением. Но лидеры могут не обладать навыками и не заниматься повседневным управлением работой, необходимой для воплощения этого видения в реальность.

Управление (менеджмент) — это надзор за тактическими шагами, необходимыми для выполнения работы и достижения целей. Хорошие менеджеры умеют формулировать шаги, необходимые для выполнения задач, и отчитываться перед людьми за выполнение порученной работы. Лидеры могут быть хорошими менеджерами, а хорошие менеджеры могут быть хорошими лидерами. Очень часто менеджеров ставят на должности, где они должны проявлять лидерские качества, например, мотивировать и направлять сотрудников на достижение целей. Аналогичным образом, лидеры часто должны брать на себя управленческие задачи, такие как обеспечение подотчетности сотрудников в отношении целей и видения организации.

Некоторые специфические различия между лидерами и менеджерами включают следующее:

Лидеры Менеджеры

Установите долгосрочное видение, цели и задачи

Достижение видения, целей и задач организации

Мотивировать и приводить сотрудников в соответствие с целями

Назначайте задачи сотрудникам и привлекайте их к ответственности

Задавайте долгосрочные аналитические вопросы, такие как «что» и «почему»

.

Задавайте вопросы о процессе, направленные на достижение краткосрочных целей, такие как «как» и «когда»

Могут иметь любую должность, хотя часто входят в группу руководителей высшего звена; их должности и обязанности не всегда являются исполнительными

Имеют конкретные названия должностей и фиксированные обязанности

Что делает человека хорошим лидером?

Несколько признаков отделяют хорошее руководство от великого, включая следующие:

  • Сильное, реалистичное видение.
  • Четкое и эффективное общение.
  • Адаптивность, гибкость и креативность.
  • Честность.
  • Терпение.
  • Устойчивость.
  • Эмоциональный интеллект и эмпатия.
  • Интегрированность.
  • Сотрудничество.
  • Пассионарность.
  • Справедливость.
  • Культурная осведомленность.
  • Интеллект и опыт.
  • Принятие стратегических и дальновидных решений.
  • Убеждать, мотивировать, расширять возможности и вдохновлять.

Великие лидеры вдохновляют людей, мотивируя их делать все необходимое для достижения целей лидера и организации. Бывший президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр сформулировал эту идею, сказав: «Лидерство — это искусство заставить другого человека сделать то, что вы хотите, потому что он хочет это сделать».

Стили руководства

Следующие стили руководства являются одними из многих, часто встречающихся в бизнесе и других организациях:

  • Аффилиативные лидеры способствуют позитивной групповой динамике.
  • Авторитетные лидеры дают четкие указания и требуют их выполнения.
  • Автократические лидеры сохраняют полный контроль и полномочия по принятию решений.
  • Харизматические лидеры используют общительные и обаятельные черты характера, чтобы убедить последователей.
  • Лидеры коучинга обучают и мотивируют других людей на достижение целей.
  • Принудительные лидеры заставляют людей следовать инструкциям, хотят они этого или нет.
  • Командование и контроль, также называемые бюрократическими, лидеры устанавливают строгие правила и нормы.
  • Демократические лидеры сосредоточены на компромиссе и групповом консенсусе; они включают других в процесс принятия решений.
  • Инновационные лидеры способствуют развитию креативности и адаптивности.
  • Лидеры, придерживающиеся принципа «руки врозь».
  • Лидеры-скороспелки используют эмоциональный стиль руководства, чтобы побудить сотрудников к высокому темпу достижения целей.
  • Транзакционные лидеры используют систему поощрений и наказаний.
  • Лидеры-слуги сосредотачиваются на служении нуждам группы и общему благу.
  • Ситуационные лидеры адаптируют свой стиль к различным ситуациям и людям.
  • Стратегические лидеры целенаправленно используют различные стили управления для разработки адаптивных стратегий.
  • Трансформационные лидеры мотивируют других на профессиональный и личный рост.

Как стать лучшим лидером

За последние несколько лет рабочее место претерпело значительные изменения: увеличилось количество удаленной работы, и все большее значение придается таким аспектам работы с сотрудниками, как разнообразие, справедливость и инклюзивность. Существует несколько лидерских качеств, которые можно усовершенствовать, чтобы помочь людям стать лучшими лидерами:

Улучшите самоанализ. Великие лидеры знают свои сильные и слабые стороны и влияние на людей, которыми они руководят. Они подают хороший пример и моделируют правильное поведение. Один из способов повысить уровень самосознания — получить обратную связь от этих людей.

Отточите навыки общения. Лидеры должны быть эффективными и четкими в своем общении; они также должны быть хорошими слушателями. Общение должно быть основано на открытости, честности и прозрачности. Это предполагает постановку четких целей и ожиданий и регулярную обратную связь с сотрудниками.

Общайтесь с членами команды. Общение создает доверие, понимание и связи, которые имеют решающее значение для успешного руководства. Лучшие лидеры должны узнать личности и возможности членов своей команды.

Поощряйте рост. Лучшие лидеры поощряют личный и профессиональный рост свой, своих коллег, своих сотрудников или последователей. Поощрение роста укрепляет связи и доверие между лидерами и членами команды, а также увеличивает то, чего может достичь команда.

Будьте открыты для перемен. Перемены неизбежны в бизнесе; быть открытым для них и поощрять новые идеи и взгляды членов команды может помочь лидерам стать более эффективными.

Развивайте позитивное отношение. Отвечать на негативные ситуации и проблемы позитивными подходами и поощрением — отличный способ моделирования и улучшения навыков решения проблем.

Ищите возможности для роста. Великие лидеры ищут возможности для постоянного совершенствования и обучения. Это может включать в себя посещение конференций, поиск наставника и чтение книг о лидерстве.

Восемь подходов к тому, как стать эффективным лидером.

Обучение и развитие лидерских качеств

Многие люди по природе обладают некоторыми лидерскими качествами, но большинство людей должны развивать многие из характеристик, связанных с лидерством. Ниже перечислены некоторые из доступных программ обучения и развития лидерских качеств:

  • Группа » Ариэль».
  • Программа развития Центра творческого лидерства.
  • Программа высшего образования Колумбийской школы бизнеса.
  • Дейл Карнеги.
  • Глобальные знания.
  • Программы высшего образования Гарвардской школы бизнеса.
  • ИНСАД.
  • Компании Кена Бланшара.
  • Лидерство Максвелла.
  • Инструменты разума.
  • MIT OpenCourseWare.
  • Программа обучения руководителей в Школе менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института.
  • OpenLearn.
  • Skillsoft.
  • Стэнфордская высшая школа лидерства в бизнесе.

Лидерство в гибридных и удаленных средах

По данным Бюро переписи населения, число удаленных работников утроится в период с 2019 по 2021 год. Этот переход к гибридной и удаленной среде сделал еще более важными такие лидерские качества, как гибкость, адаптивность, коммуникабельность и эмпатия.

Поскольку все больше сотрудников работают дома, важно сосредоточиться на благополучии и вовлеченности сотрудников. Руководители должны развивать культуру, которая включает в себя виртуальные программы по формированию культуры, такие как книжные клубы, городские встречи, программы наставничества и другие мероприятия.

Лидеры также должны адаптировать свои навыки общения к гибридным и удаленным средам. Это включает в себя виртуальные контрольные встречи, командные собрания и семинары для обеспечения четкого понимания целей и проектов. Кроме того, руководители должны быть уверены в продуктивности своих сотрудников в удаленной или гибридной среде и требовать от сотрудников подотчетности, не нарушая этого доверия.

По данным Kelly Services, управлять людьми нравится 51% российских работников — они мечтают построить карьеру руководителя. Разбираемся, что значит быть эффективным лидером и какие качества ему нужны

Что такое лидерство

Лидерство — это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.

«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — Рональд Рейган.

Настоящие лидеры в истории — это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди — визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска. Но чтобы стать лидером, необязательно запускать ракеты в космос, можно быть лидером и в небольшой зоне ответственности: рабочей команде, сообществе соседей или объединении по интересам.

Разница между лидером и управленцем

Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.

В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.

Менеджер:

  • следит, чтобы подчиненные работали;
  • фокусируется на рациональности и контроле;
  • стремится сохранять корпоративные структуры и работать в их рамках;
  • является обычным звеном в управленческой иерархии;
  • заботится о благополучии сотрудников.

Лидер:

  • вдохновляет последователей;
  • привык рисковать ради внедрения инноваций;
  • не заботится о сохранении существующих структур, если этого требует цель;
  • может проявлять независимость;
  • ставит ценность результата выше личных проблем команды и своих собственных.

Фото:Unsplash

Как появилось лидерство

Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.

Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.

На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.

Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.

Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
 

Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
 

Какие качества присущи лидерам

Если обобщить выводы работ Тимоти Джаджа и соавторов 2002 года, Брайана Хоффмана и соавторов 2011 года, Дэвида МакКлеланда и Ричарда Бояциса 1982 года и Бернарда Басса 1990 года, получится список качеств и навыков, свойственных эффективным лидерам.

  • Экстраверсия — общительность и активность, такие люди испытывают положительные эмоции от работы и общения с другими.
  • Сознательность — надежность, добросовестность и серьезное отношение к обязательствам.
  • Открытость творчеству и нестандартным, инновационным подходам.
  • Порядочность желание оставаться честным, нетерпение лжи, приверженность сильным моральным и этическим ценностям.
  • Харизматичность — способность формулировать убедительное видение будущего и формировать у окружающих образ сильного высокоэффективного человека.
  • Развитый интеллект в широком смысле: эмпатичность, критическое мышление, умение выстраивать логику, понимать, обучаться, рассуждать и планировать.
  • Креативность — навык творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся компетенций и устоявшихся взглядов.
  • Замотивированность — стойкое желание добиваться результатов.
  • Потребность во власти — получение удовольствия от управления людьми и процессами.
  • Коммуникабельность — навыки эффективного письменного и устного межличностного общения.
  • Кризис-менеджмент — умение решать непредвиденные проблемы.
  • Навык принятия решений — способность принимать ответственность и выбирать наиболее оптимальные пути развития.
  • Техническая осведомленность — знание методов, процессов и оборудования.
  • Управленческие навыки, включающие координацию работы, организацию и контроль выполнения задач.

Типы и стили лидерства

Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.

Поведенческое лидерство

Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.

  1. Авторитарное руководство. Лидер единолично принимает решения и жестко контролирует выполнение задач, не заботясь о состоянии команды. Такой стиль помогает сделать много работы в сжатые сроки, но негативно сказывается на мотивации, дружелюбии, ментальном благополучии и инициативности в группе.
  2. Демократическое руководство. Команда разрабатывает решения совместно с управленцем, ответственность и власть распределяются между всеми. Задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном лидерстве, но группа проявляет большую оригинальность и креативность, а взаимоотношения становятся теплее.
  3. Либеральное руководство. Лидер практически не участвует в работе команды — она сама принимает решения и организует процессы. Скорость и качество выполнения задач значительно снижаются, сравнительно с демократическим и авторитарным стилями.

Ситуационное лидерство

Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.

  1. Указывающий стиль. Лидер не консультируется с командой и все решает самостоятельно. Он действует как диктатор, сохраняющий всю полноту власти в своих руках.
  2. Наставнический стиль. Руководитель в значительной степени сам определяет задачи и функции, но не приказывает, а убеждает и мотивирует. Он продает свои идеи команде и больше похож на спортивного тренера.
  3. Поддерживающий стиль. Лидер подключается к генерации идей и решений, но предоставляет группе ощутимую независимость. Он выступает как равный другим член команды.
  4. Делегирующий стиль. Руководитель формирует видение будущего, а конкретные решения и реализацию выбранного пути оставляет за командой. Его роль — стратегическая.

Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников

Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников

Эмоциональное лидерство

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.

  1. Визионер. Подходит, когда компании нужны новые направления роста и видение будущего. Такой лидер определяет цели и предоставляет команде возможность самой найти лучший путь к ним. Основная эмоция, которую он вызывает, — вдохновение.
  2. Коуч. Полезен для подтягивания отстающих сотрудников. Он помогает советом и поддерживает, увязывает личные цели подчиненных с бизнесом. Последние ощущают заботу о себе и рост мотивации.
  3. Аффилативный лидер. Незаменим, если команде не хватает гармонии: часто возникают конфликты и люди не доверяют друг другу. Он решает спорные ситуации, сглаживает углы и укрепляет группу. Это заряжает сотрудников оптимизмом и дарит им чувство сплоченности.
  4. Демократ. Нужен командам, в которых много высококвалифицированных специалистов. Он прислушивается к ним и принимает совместные решения, основанные на плюрализме мнений. Сотрудники ощущают свою значимость и профессионализм.
  5. Ведущий. Пригодится, когда нужны быстрые результаты. Лидер задает высокую планку эффективности и сам активно вовлекается в процессы. При этом стиль может негативно влиять на сотрудников, вызывая у них выгорание и истощение.
  6. Командующий. Необходим во времена кризисов и сложных ситуаций. Он может принимать непопулярные решения ради спасения бизнеса и давать безапелляционные приказы. Подчиненные при этом испытывают подавленность.

Как стать лидером

Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.

Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.

Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.

Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.

Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.

Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.

01.01.70

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Стили лидерства и руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Авторитарный стиль управления.Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический стиль управления.Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управленияхарактеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидераотличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства

Высокие навыки руководства

  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

Автор: Владимир Гаджиевич Алиев

Источник: http://www.elitarium.ru/2006/12/18/liderstvo_i_rukovodstvo.html

Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Задать вопрос автору статьи

Значение лидерства и личности лидера

Определение 1

Лидер – личность, которая способна объединить и повести за собой людей для достижения какой-либо цели.

Понятие лидерства неразделимо с необходимостью достижения какой-либо цели. Лидер должен не только стремиться достичь цели самостоятельно, но и объединять вокруг себя людей, последователей, разделяющих его взгляды и путь достижения цели.

Значение лидера и феномена лидерства в целом заключается именно в его роли в процессе достижения цели. Лидер должен объединять людей, обеспечивать взаимодействие между ними для того, чтобы достичь цели наиболее эффективным образом. Таким образом, лидерство можно назвать способом систематизации группы людей, действующих в интересах достижения общей цели.

Феномен лидерства всегда связан с силой его влияния, которая зависит от личностных характеристик лидера, а также от условий его деятельности – характеристик его подчиненных (или последователей) и ситуации, в которой они находятся. Личностные характеристики лидера могут способствовать усилению его власти, но не являются единственным решающим фактором.

Лидер является отражением своих последователей.

Замечание 1

Лидер всегда зависит от внешних обстоятельств – лидер может вести своих последователей туда, куда они согласны за ним идти.

Типы лидеров

  • Лидер-организатор – активный, оптимистичный и убедительный лидер, который воспринимает желания и потребности коллектива как свои собственные, именно лидеры-организаторы чаще всего возникают в неформальных группах людей;
  • Лидер-творец – инноватор, способный решить самые сложные задачи, привлекая людей к их обсуждению с помощью интереса;
  • Лидер-борец – уверенный в себе, не склонный к уступкам и обдумыванию человек, который действует решительно и твердо отстаивает свою точку зрения, его непримиримость в зависимости от ситуации может стать и плюсом, и минусом;
  • Лидер-дипломат – политик, мастер интриг, разбирающийся во всех тонкостях ситуации, знающий скрытые детали социального взаимодействия, что позволяет ему манипулировать подчиненными в своих интересах;
  • Лидер-утешитель – обеспечивает подчиненным поддержку, доброжелательное отношение, сопереживает проблемам других людей и относится к ним уважительно.

«Стиль руководства в теории лидерства и типы лидеров» 👇

Стили руководства в теории лидерства

Замечание 2

Атмосфера в коллективе, его работоспособность и взаимоотношения с руководителем в значительной степени зависят от выбранного им лидерского стиля.

  • Авторитарный стиль руководства (директивный, диктаторский)

    Руководители, использующие такой стиль, принимают все решения в процессе работы единолично и жестко контролируют их выполнение. Контроль над подчиненными осуществляется с применением угрозы наказания и серьезных штрафных санкций. Диктаторское руководство предполагает отсутствие у руководителя интереса к личности его подчиненных, к их моральному состоянию и атмосфере в коллективе.

    Применение такого стиля позволяет обеспечить относительно высокое качество труда и высокий уровень производительности, однако одновременно подавляется инициативность сотрудников, они становятся пассивными и неудовлетворенными условиями своего труда, что впоследствии может привести к повышению уровня стресса в коллективе и застою.

    Применение авторитарного стиля управления оправданно лишь в условиях кризисной ситуации, что позволяет быстро адаптироваться и принять необходимые решения. Такой вид руководства в течение продолжительного времени приведет к снижению производительности и ухудшению психологического климата в коллективе.

  • Демократический стиль руководства (коллективный)

    В рамках этого стиля все решения в коллективе принимаются совместно, с учетом мнений сотрудников, а их выполнение контролируется не только руководителем, но и членами коллектива. Демократический стиль позволяет принимать во внимание личные качества и интересы сотрудников, их потребности и желания.

    В большинстве штатных ситуаций именно демократический стиль управления принято считать наиболее эффективным. Его применение обеспечивает высокую производительность труда вкупе с высокой степенью удовлетворенности сотрудников и благоприятной атмосферой в коллективе. Коллективное принятие решений уменьшает вероятность ошибок. Однако реализация демократического стиля управления требует от лидера особых знаний, качеств и навыков.

  • Либерально-анархический стиль руководства (нейтральный)

    Данный стиль предполагает полную свободу действий коллектива и полное отсутствие контроля за выполнением принятых решений. Такой стиль не стимулирует сотрудников к выполнению производственных задач, вследствие чего снижается качество результатов труда. Нейтральность руководителя часто приводит к конфликтам внутри коллектива, которые способствуют его расслоению и ухудшению внутренней атмосферы.

  • Непоследовательный стиль руководства (алогичный)

    Данный стиль представляет собой непредсказуемую смену различных стилей лидерства и необратимо ведет к низкому уровню результативности труда и возникновению конфликтов внутри коллектива.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Краткое содержание

То, что ваши личные качества и опыт влияют на ваш стиль лидерства, нормально. Хотя единственно правильного подхода к лидерству не существует, знать, какой у вас стиль лидерства, полезно для развития своих собственных навыков и расширения возможностей своей команды. В этой статье мы рассказываем об 11 различных стилях лидерства и их плюсах и минусах в разных ситуациях.

Что общего у операционного директора Facebook Шерил Сэндберг и главного исполнительного директора Lowe’s Марвина Эллисона? Оба они являются выдающимися лидерами. Один из них занимает не последнее место в технической отрасли, другой достигает новых высот в сфере розничной торговли. И тот и другой отличаются дальновидностью, глубоко понимают свою работу и достаточно харизматичны, чтобы завоевать доверие аудитории. 

Лидерство — это не универсальное качество. У каждого лидера есть своя индивидуальность и опыт, которые определяют его стиль. Этот стиль может эволюционировать с течением времени, поэтому тот лидер, которым вы являетесь сейчас, может отличаться от того лидера, которым вы хотите стать в будущем. 

Чтобы помочь вам разобраться, какой у вас сейчас стиль лидерства и как его использовать для повышения эффективности работы коллектива, рассмотрим 11 наиболее распространённых стилей и теорий лидерства. 

Воплощение стилей лидерства в действия

1. Авторитарный (автократический) стиль лидерства

Авторитарные лидеры, также называемые автократическими, характеризуются чётким командным подходом и контролем над коллегами. Процессы принятия решений централизованы, то есть самые важные решения принимает один человек. У авторитарного лидера есть чёткое видение общей картины, но остальные сотрудники участвуют в ней только для выполнения отдельных задач по мере необходимости. 

Теория лидерства Левина

Авторитарные лидеры могут хвалить или критиковать сотрудников, но при этом они чётко отделяют себя от коллектива. Хотя может показаться, что авторитарный лидер вызывает только неприязнь, как правило, это не так. Они редко бывают настроены враждебно. Наоборот, они обычно дружелюбны и иногда даже бесстрастны. 

Авторитарному лидеру характерны следующие высказывания:

  • Я знаком с ситуацией лучше, чем остальные.

  • При возникновении разногласий в компании я обычно прав.

  • При таком большом количестве голосов мы никогда не выполним работу. 

  • Я не приемлю противоположные мнения о проекте, за который я отвечаю.

Преимущества авторитарного лидерства:

  • Авторитарные лидеры способны выполнять проекты в сжатые сроки. 

  • Этот стиль полезен, когда нужны решительные действия.

  • Автократическое лидерство может быть успешным, когда лидер обладает наиболее полными знаниями относительно остальной части коллектива.

Недостатки авторитарного лидерства:

  • Данный стиль не способствует творчеству. 

  • Коллеги могут видеть таких лидеров в отрицательном свете из-за подавления инициативы и чрезмерного контроля.

  • Авторитарным лидерам сложно примерять на себя какой-либо другой стиль лидерства, и, как правило, они не готовы отступать от своего плана. 

2. Коллегиальный (демократический) стиль лидерства

Коллегиальные, или демократические, лидеры приветствуют все мнения и поощряют совместную работу. И хотя за ними может быть последнее слово, такие лидеры разделяют ответственность за принятие решений между всеми.  

Коллегиальные лидеры участвуют в работе коллектива. Они уделяют время и направляют свои усилия на профессиональный рост коллег, поскольку понимают, что это поможет в достижении конечной цели. Если вы чувствуете себя уверенно в условиях совместной работы, вероятно, вам подойдёт именно этот стиль лидерства.

Коллегиальному лидеру характерны следующие высказывания:

  • Если я буду полагаться на знания и опыт коллег, это поможет и мне выполнять свои обязанности. 

  • При возникновении разногласий в компании необходимо выслушать мнение всех участников и только потом принять решение. 

  • Чем больше людей работает над проектом, тем лучше будет результат. 

  • Я принимаю противоположные мнения, поскольку это помогает сделать конечный продукт лучше. 

Преимущества коллегиального лидерства:

  • Согласно исследованию Левина, это самый эффективный стиль лидерства. 

  • Коллегиальное лидерство способствует повышению качества работы. 

  • Оно поддерживает творческий настрой, а участники коллектива чувствуют себя причастными. 

  • Каждый понимает общую картину и заинтересован в достижении конечной цели. 

Недостатки коллегиального лидерства:

  • Коллективы с коллегиальным лидером не столь продуктивны, как в случае с авторитарным стилем лидерства.

  • Чтобы совместная работа была эффективной, все участники коллектива должны быть вовлечены в процесс. 

Читать о секрете высокой динамики в работе коллектива

3. Либеральный (попустительский) стиль лидерства

Третий стиль по Левину — это либеральный, или попустительский, стиль лидерства. Либеральные лидеры крайне редко дают какие бы то ни было указания коллективу. Они предоставляют сотрудникам полную свободу в принятии решений.

Либеральные лидеры отстраняются от коллектива и предпочитают не участвовать в процессе контроля проекта. От них нечасто услышишь какие-либо комментарии. К моменту завершения проекта сотрудники могут даже и забыть, как выглядит такой лидер. 

Либеральному лидеру характерны следующие высказывания:

  • Коллектив способен сам решить, что для него лучше, но я ожидаю блестящего результата. 

  • При возникновении разногласий в компании другие могут принять решение и без меня. 

  • Я передаю все ресурсы в распоряжение коллектива. Поэтому я хочу, чтобы сотрудники сами проявляли инициативу и знали, что нужно делать.

  • Те, у кого другое мнение, могут использовать свои методы в индивидуальном порядке. 

Преимущества либерального лидерства:

  • Либеральный стиль может быть полезен, если все участники коллектива являются квалифицированными экспертами.

  • Этот стиль лидерства понравится тем, кому важна самостоятельность.

  • Если у коллектива та же цель, что и у лидера, её можно будет достичь. Для контроля хода работ можно использовать программное обеспечение для отслеживания целей.

Недостатки либерального лидерства:

  • Согласно исследованию Левина, коллективы с попустительским лидерством наименее продуктивны. 

  • В условиях либерального лидерства функции и обязанности сотрудников размыты.

  • При таком стиле участники коллектива могут начать винить друг друга, не принимая на себя никакой ответственности.

Познакомившись с тремя стилями лидерства по Левину, мы можем зайти с другой стороны и рассмотреть теорию эмоционального лидерства.  Данный подход помогает использовать эмоциональный интеллект, чтобы оценивать ситуацию и выбирать подходящий стиль лидерства.

4. Визионерское лидерство

Визионерское лидерство сопоставимо с авторитарным стилем лидерства по Левину. Лидеры-визионеры имеют чёткое видение на долгосрочную перспективу и умеют вдохновлять и мотивировать людей. 

Эмоциональная теория лидерства

Такой вид лидерства лучше всего подходит, когда в компании происходят большие изменения или возникает необходимость получать чёткие указания. В этих условиях люди ищут того, кому они могут доверять, чтобы проследовать за ним в неизвестное. 

Данный стиль может оказаться менее эффективным в случае, когда остальные участники коллектива являются экспертами с другими идеями и мнениями, отличающимися от позиций, которых придерживается лидер. Такие специалисты не захотят слепо следовать за лидером, с которым они не согласны.

Читать о том, как сформировать авторитет эксперта (и повысить свои лидерские качества)

Преимущества визионерского лидерства:

  • Участники организации получают необходимое вдохновение и понимают свои обязанности. 

  • Временные проблемы не удручают лидера, потому что он устремлён к конечной цели. 

  • Лидеры-визионеры умеют предусматривать запасные варианты решения проблем, связанных с внешними факторами, такими как политика или обстановка в мире.

Недостатки визионерского лидерства:

  • Отсутствует краткосрочное видение ситуации со стороны коллективов. 

  • Видение может быть утрачено, если оно слишком тесно связано с личностью руководителя. 

  • Лидеры-визионеры склонны отталкивать идеи других участников коллектива. 

Читать о том, чем группа отличается от команды

5. Коучинг

Лидер-коуч умеет выявлять сильные и слабые стороны других участников коллектива и способствует их развитию. Кроме того, такие лидеры умеют объединять навыки сотрудников с целями компании.

Данный стиль лидерства будет эффективен, если лидер отличается творческим характером, открыт для совместной работы и обеспечивает чёткую обратную связь с коллегами. Также важно, чтобы коуч знал, когда следует отступить и предоставить человеку свободу действий. 

Если вам приходилось иметь дело с плохим наставником, вы знаете, что коучинг подходит далеко не всем. Если с коучем не повезло, такое лидерство может превратиться в тотальный мелочный контроль. 

Преимущества коуч-лидерства:

  • Лидер-коуч может создавать мотивирующую атмосферу, в которой участники с удовольствием работают над проектом.

  • Чётко определённые ожидания способствуют развитию навыков у коллег.

  • Данный стиль лидерства даёт компаниям конкурентные преимущества, поскольку он обеспечивает условия для продуктивной работы квалифицированных специалистов, готовых обучать других.

Недостатки коуч-лидерства:

  • Коучинг требует терпения и времени.

  • Этот стиль эффективен, только если другие готовы его принять. 

  • Лидеры-наставники в значительной степени зависят от отношений, которые могут быть сложными, если нет сыгранности команды. 

Читать статью «Теория обстоятельств Фидлера: почему лидерство не единообразно»

6. Отеческий стиль лидерства

Отеческий стиль лидерства ориентирован на отношения. Главное для такого лидера — создать гармонию. Этот харизматичный лидер работает над созданием и развитием рабочих отношений, способствующих сплочению и позитивному настрою в коллективе. 

Лидер с отеческим стилем помогает при создании новой команды или в условиях кризиса, поскольку в обеих этих ситуациях требуется доверие. Однако этот стиль лидерства может вредить, когда лидер слишком увлечён поддержанием образа друга и в меньшей степени занимается повышением производительности и достижением целей компании. 

Преимущества отческого стиля лидерства:

  • Моральный дух команды поддерживается положительной и конструктивной обратной связью.

  • Межличностные конфликты быстро прекращаются. 

  • Участники коллектива чувствуют свою важность и меньше подвержены стрессу.

  • Отеческий стиль лидерства создаёт тесные связи в коллективах, члены которых нацелены на то, чтобы помогать друг другу. 

Недостатки отческого стиля лидерства:

  • Некоторые сотрудники могут работать недостаточно эффективно, находясь вне поля зрения. Отсутствие чёткого определения обязанностей может привести к возникновению так называемой социальной лени. 

  • Лидеры с отеческим стилем неохотно озвучивают критику, что не помогает другим расти.

  • Цели организации часто забываются. 

  • Участники коллектива становятся эмоционально зависимыми от лидера. Если лидер перейдёт в другую команду или уйдёт из компании, остальная часть коллектива окажется потерянной.

Читать статью «Лидерство как служение: как вести команду, выполняя её потребности»

7. Демократический стиль лидерства

Демократический стиль лидерства — это та же концепция, что и коллегиальное лидерство по Левину. В коллективе поощряется активное участие и обмен идеями всех участников. Поэтому весь коллектив ощущает себя причастным, даже несмотря на тот факт, что голос лидера в конечном итоге является решающим. 

Демократический стиль лидерства эффективен в коллективах с высококвалифицированными участниками, которые способны вносить свой плодотворный вклад. При этом он в меньшей степени успешен в случае менее опытных сотрудников, обладающих не столь большим объёмом знаний в данной области. Кроме того, его не следует применять в ситуациях, требующих незамедлительных действий.

Преимущества демократического стиля лидерства:

  • Атмосфера сотрудничества способствует творчеству и инновациям.

  • Поддерживается высокий уровень вовлечённости и доверия среди сотрудников. 

  • Общие цели обеспечивают высокий уровень ответственности и продуктивности.

Недостатки демократического стиля лидерства:

  • Для совместной работы требуется больше времени.

  • Лидер может утратить доверие участников, если он принимает решения без их участия. 

  • Демократический стиль лидерства неэффективен, если участники коллектива не обладают необходимой квалификацией.

8. Эталонный стиль лидерства

Лидер с эталонным стилем задаёт пример высоких показателей, продуктивности и качества. Данный стиль лидерства предполагает, что участники коллектива должны идти по стопам своего лидера. Если участники не поспевают за лидером, он вмешается и выполнит задачу правильно. 

Лидер с эталонным стилем эффективен, когда он формулирует чёткие требования и мотивирует сотрудников соблюдать сроки. Такое лидерство неэффективно, когда коллектив перестаёт доверять лидеру, подвергается стрессу и перегрузке или теряет мотивацию. 

Преимущества эталонного стиля лидерства:

  • Лидеры с этим стилем способны достигать целей компании в установленные сроки. 

  • Эталонный стиль лидерства позволяет в полной мере использовать потенциал коллектива. 

  • Отчётность о ходе работ позволяет оперативно выявлять проблемы. 

Недостатки эталонного стиля лидерства:

  • При лидерстве с эталонным стилем сотрудники могут испытывать стресс и терять мотивацию, что вызывает снижение морального духа в коллективе. 

  • Сотрудники могут перестать доверять лидеру, если он будет следить за каждым их шагом и корректировать каждое их действие.

  • Излишнее внимание к результатам и срокам чревато снижением творческого потенциала. 

  • Недостаточная обратная связь. 

9. Директивный стиль лидерства

Директивный стиль лидерства аналогичен авторитарному, или принудительному, стилю. Лидер с таким стилем ставит перед командой чёткие цели и задачи, ожидая от сотрудников их строгого выполнения. Они вводят правила и процедуры для создания соответствующей структуры. 

Директивное лидерство обычно применяется в тех случаях, когда у сотрудников нет ни навыков, ни опыта. В такой ситуации сотрудникам необходима структура, позволяющая им выполнять задачи. Данный стиль лидерства также эффективен в экстренных ситуациях, когда нет времени на обсуждение. Если и использовать этот стиль лидерства, то делать это следует в сочетании с другими стилями. 

Преимущества директивного стиля:

  • Наличие чётко определённых ожиданий способствует повышению эффективности работы. 

  • Полезен в условиях кризиса, поскольку позволяет оперативно принимать решения.

  • Директивный стиль лидерства может быть эффективен в коллективах с низкоквалифицированными или неопытными сотрудниками.

  • Лидеры с директивным стилем могут быстро определять отставание у тех или иных сотрудников.

Недостатки директивного стиля:

  • Если лидер не обладает большим опытом, чем у коллектива, этот стиль лидерства не сработает. 

  • Совместная работа отсутствует, что сдерживает творческий потенциал.

  • Моральный дух команды может значительно снизиться, а сотрудники могут потерять интерес.

  • Работа коллектива в значительной степени зависит от лидера, из-за чего возникает «узкое место». 

  • Лидер с директивным стилем может легко превратиться в авторитарного лидера.

Теорию эмоционального лидерства можно легко реализовать в повседневной работе. Сначала определите тип коллектива, с которым вы работаете. Затем подумайте, какие стили лидерства лучше всего подходят для решения ваших задач. Далее попробуйте скорректировать свой стиль эмоционального лидерства с учётом возможных сценариев. После некоторой практики эта теория может изменить ваш подход к лидерству.

Читать о том, как эффективно управлять загрузкой своей группы

10. Трансформационное лидерство

Помимо теории лидерства Левина и теории эмоционального лидерства есть ещё два стиля лидерства, достойных вашего внимания: трансформационное и транзакционное лидерство. 

Оба этих стиля были описаны Бернардом М. Бассом, американским психологом, изучавшим лидерство и поведение в организациях. Даже если вы ещё ничего не слышали о них, наверняка вы уже видели их в действии. 

Трансформационное и транзакционное руководство

Самая популярная теория Бернарда М. Басса — это трансформационное лидерство, которое представляет собой сочетание четырёх лидерских качеств. Эта теория была сформулирована на основе концепции Джеймса МакГрегора Бёрнса 1978 года, в которой он утверждал, что лидеры и их последователи помогают друг другу повышать моральный дух и мотивацию. 

Лидеры с этим стилем пользуются доверием и уважением со стороны тех, кто готов последовать за ними. Четыре лидерских качества при трансформационном лидерстве — это индивидуальный подход, интеллектуальная стимуляция, вдохновляющее мотивирование и идейное влияние. Эти четыре качества определяют, насколько трансформационным является лидер. 

Преимущества трансформационного лидерства:

  • Лидеры с этим стилем применяют коучинг и практикуют поощрение, чтобы вдохновлять свою команду. 

  • Каждый сотрудник воспринимается индивидуально, и это позволяет эффективно использовать все их уникальные навыки. 

  • Сотрудники объединены общим делом, что обеспечивает их рост внутри компании.

  • Каждому сотруднику предоставляется свобода действий. 

Недостатки трансформационного лидерства:

  • Мелкие задачи легко забываются, что затрудняет воплощение концепции в жизнь.

  • Постоянное присутствие лидера может привести к перегрузке и выгоранию сотрудников. 

  • Цели лидера должны согласовываться с целями компании, иначе возможно возникновение рисков. 

  • Все сотрудники должны испытывать уважение к лидеру и соглашаться с его подходом. 

11. Транзакционное лидерство

Транзакционное лидерство было впервые сформулировано в концепцию социологом Максом Вебером. Затем её доработал Бернард М. Басс в противоположность трансформационному лидерству. 

Для мотивации сотрудников при транзакционном лидерстве используется принцип кнута и пряника. Такой лидер считает, что чётко выстроенная система управления повышает эффективность работы. При этом участники коллектива должны в точности следовать указаниям и находиться под пристальным контролем со стороны лидера. 

Преимущества транзакционного лидерства:

  • Транзакционное лидерство полезно в ситуациях, когда есть ясно обозначенная проблема. 

  • Данный стиль лидерства может быть полезен в условиях кризиса, когда каждый выполняет свои чётко определённые обязанности.

  • Сотрудники знают, что от них требуется.  

Недостатки транзакционного лидерства:

  • Транзакционный стиль лидерства сдерживает творческий потенциал сотрудников. 

  • Лидеры с транзакционным стилем не удовлетворяют эмоциональные потребности участников коллектива. 

  • Такие лидеры не поощряют индивидуальные инициативы. 

  • Данный стиль лидерства обычно неэффективен в долгосрочной перспективе, потому что он чрезмерно сосредоточен на краткосрочных целях. 

Читать 6 советов о построении крепкой организационной культуры от руководителей Asana

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство зачастую используются как взаимозаменяемые понятия. Однако они имеют разные значения.

Лидер опирается на своё видение, продвигая компанию вперёд и поддерживая при этом вдохновение в своей команде. Кроме того, они оказывают положительное влияние на социальном уровне и могут использовать его в интересах организации. С другой стороны, руководители могут выполнять в компании функцию операционного сопровождения проектов, используя особый стиль руководства. 

quotation mark

Руководство — это понятие операционного толка; оно касается определения и оценки приоритетов, принятия решений о найме и увольнении, решений о компенсации и т. д. Лидер — это скорее инструктор или даже духовный наставник. Он отвечает за сохранение энергии и вдохновения у сотрудников, помогает им расти, а также обеспечивает слаженность их действий. Лидер — это источник силы и стабильности в процессе изменений.”

—Дастин Московиц, соучредитель и генеральный директор Asana

Не обязательно быть руководителем, чтобы быть лидером. Лидером может быть человек в любой должности, а не только в высших эшелонах. Если, работая на любой должности, вы стремитесь развить в себе лидерские качества, вам будет полезно понимать преимущества и недостатки своего стиля лидерства, а также ознакомиться с другими видами лидерства, которые вам могут подойти. 

Затем мы рассмотрим различные теории и стили лидерства, чтобы вам было проще понять свой стиль. Возможно, вы даже захотите сменить стратегию.

Читать статью «Лидерство и руководство: в чём отличие?»

Какой у вас стиль лидерства?

Как вы видите, существует множество разных теорий и концепций лидерства. 

Теория Левина разделяет всех лидеров на три категории, самой эффективной из которых является коллегиальное лидерство. Теория эмоционального лидерства предусматривает шесть стилей лидерства, которые эффективный лидер применяет в тот или ной момент в зависимости от текущих обстоятельств. Басс предлагает нам два противоположных стиля: трансформационный и транзакционный. В первом случае мотивация обеспечивается вдохновением сотрудников, а во втором — методом кнута и пряника.  

Не существует единственно правильного стиля лидерства, но есть стиль, к которому вы склонны по природе. Какой стиль вам ближе всего? Что вам привычно? Взвесьте все преимущества и недостатки, чтобы стать лидером, который настраивает своих последователей на успех. Если с текущим стилем лидерства что-то не получается, попробуйте какой-нибудь другой подход. 

Читать 39 бизнес-цитат для воодушевления вашей команды

Вдохновляйте сотрудников с помощью эффективного стиля лидерства

Стиль лидерства — это классификация того, как навыки лидерства используются на практике. Как мы уже знаем, у лидеров есть множество сильных сторон. Они посвящают себя выполнению самых разных задач: от мотивации сотрудников и творческого мышления до устранения проблем и принятия рискованных решений. При этом не бывает двух абсолютно одинаковых лидеров: подход к одному и тому же набору задач у разных лидеров может существенно отличаться.

Задача лидеров — добиваться того, чтобы сотрудники выполняли цели организации. Программное обеспечение для управления работой поможет вам обеспечить согласованную работу команды, откуда бы вы ей ни руководили. 

Попробовать Asana для управления работой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смарт часы из китая инструкция по применению на русском
  • Амоксициллин для кошек дозировка инъекции инструкция по применению
  • Должностная инструкция педагога организатора в дши
  • Принтер canon pixma g2415 инструкция по применению
  • Вкт 7 руководство по эксплуатации скачать pdf