Ликвидация ано пошаговая инструкция в 2022 году

Ликвидация Автономной некоммерческой организации: этапы и особенности

Ликвидация АНО представляет собой процесс, который длится не один месяц в силу особенностей составления и требований Минюста. Существует список действий, который необходимо произвести заранее и подготовиться к процессу ликвидации, которая на 1-2 месяца дольше, чем в обычной коммерческой организации. В данной статье практикующий юрист последовательно ответит на главные вопросы в формате пошаговой инструкции, которая окажется полезной даже знающему человеку:

  • Особенности и сроки ликвидации АНО
  • Кто принимает решение о гос. регистрации ликвидации АНО?
  • Кто может быть Ликвидатором АНО?
  • Этапы процесса ликвидации АНО
  • Документы для ликвидации НКО
  • Особенность закрытия АНО с нулевой деятельностью
  • Закрытие АНО онлайн

Для начала стоит отметить, что именно предстоит ликвидировать.

  • Автономная некоммерческая организация (АНО) — это не имеющая членства некоммерческая организация, оказывающая в первую очередь услуги как на платной, так и на бесплатной основе. АНО создается в сферах культуры, искусства, здравоохранения, науки, спорта и многих других.

АНО может быть ликвидирована согласно порядкам, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Особенности и сроки ликвидации Автономной некоммерческой организации

Главная особенность АНО образуется в связи с закрепленной в ст. 10 ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях» нормой права. В ней говорится, что все имущество, переданное ее учредителями, является собственностью АНО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество. Это значит, что в случае, если организации было передано в собственность имущество, то после ликвидации учредители не смогут вернуть себе его. Данное имущество направляется на погашение обязательств (кредитов), имеющихся у ликвидируемой АНО или, если такие обязательства отсутствуют, на достижение целей организации, которые закреплены в ее учредительных документах (уставе). При этом необходимо отметить, что АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам АНО.

К особенностям ликвидации АНО также можно отнести сроки ликвидации, которые разительно отличаются от сроков ликвидации коммерческих организаций. Среднестатистический срок ликвидации АНО составляет от 6 месяцев. При этом регистрация каждого этапа ликвидации занимает в среднем по 1,5 месяца.

В отличие от Фонда, добровольная ликвидация АНО происходит через обращение в территориальный орган министерства юстиции Российской Федерации в том субъекте, где АНО зарегистрировано и ведет свою деятельность.

Принятие решения о государственной регистрации ликвидации АНО

Ликвидацию АНО можно разделить на принудительную и на добровольную. Принудительная ликвидация АНО может произойти по постановлению суда: такое постановление суд может вынести, если Автономная некоммерческая организация осуществляла деятельность, не соответствующую ее уставным целям или, не исполнила требования надзорных или правоохранительных органов об устранении допущенных правонарушений. В случае, когда Автономной некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений о необходимости устранить допущенные правонарушения, компетентные органы в праве обратиться в суд, с требованием о принудительной ликвидации АНО.

Решение о начале добровольной ликвидации Автономной некоммерческой организации принимает высший орган управления организации. Таким органом может являться ее учредитель или высший коллегиальный орган управления организацией в зависимости от структуры органов управления. От того, как составлялись документы при государственной регистрации АНО, будет зависеть, К чьей компетенции отнесено принятие решений о ликвидации организации, о назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационного баланса. Чтобы понять, кто принимает решение о ликвидации у Вас, необходимо ознакомится с уставом АНО в части исключительной компетенции высшего органа управления организацией.

Высший орган управления организацией или суд назначают ликвидатора (ликвидационную комиссию) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом №7 «О некоммерческих организациях» порядок и сроки ликвидации организации.

Ликвидатор Автономной некоммерческой организации

Ликвидатор АНО назначается высшим органом управления АНО, данные о ликвидаторе вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. После этого руководитель АНО вправе покинуть свою должность, ведь он освобождается от всех возложенных на него в связи с занимаемой должностью обязательств. С момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами организации.

Клиенты часто задают нам вопросы о том, кто может быть ликвидатором, необходимо ли для этого иметь какое-то специальное образование? Может ли быть ликвидатором сам руководитель организации? Или это должно быть обязательно третье лицо? Вправе ли учредитель выступать ликвидатором АНО? Может ли ликвидатор получать заработную плату?

  • Назначить ликвидатором АНО можно любого дееспособного гражданина, достигшего 18 летнего возраста. Для исполнения полномочий ликвидатор, не требуется специального образования.

Учредитель или руководитель организации, так же может стать ликвидатором АНО, не существует законодательных ограничений, которые накладывали бы запрет, на выполнения ими такой обязанности.

Чаще всего в роли ликвидатор, выступает именно руководитель АНО, так как ему лучше всего знакома текущая деятельность организации и нет необходимости вводить третьего человека в дела организации, в случае ее добровольной ликвидации. При этом ликвидатор вправе получать денежное вознаграждение (заработную плату) за свою работу. Или исполнять обязанности ликвидатора безвозмездно, на добровольных началах, аналогично руководителю некоммерческой организации.

  • Если ликвидации происходит по принуждению через суд, то в этом случае ликвидатор также обязан выступать в суде от имени Автономной некоммерческой организации.

Функции ликвидатора, так же может взять на себя не один человек, а сразу несколько, в таком случае, речь будет идти не о ликвидаторе, а о ликвидационной комиссии. Ликвидационная комиссия формируется из количества минимум двух членов. Управление ликвидацией и всеми текущими делами АНО в таком случае происходит коллегиально, ликвидационной комиссией.

Этапы процесса ликвидации АНО

Принятое решение в течение трех дней после оформления письменного решения/протокола направляется в территориальный орган Министерства юстиции по тому субъекту, где зарегистрирована Автономная некоммерческая организация. Решение должно обязательно освещать следующие вопросы:

  1. Принятие решения о начале ликвидации Автономной некоммерческой организации;
  2. Назначение Ликвидатора АНО;
  3. Назначение лица ответственного за проведение всех необходимых действий, связанных с государственной регистрацией принятия решения о ликвидации АНО.

Ответственным за проведение всех необходимых действий, которые связаны с государственной регистрацией решения о начале ликвидации АНО, всегда назначается ликвидатор.

  • 1. Первый этап ликвидации АНО. Вместе с решением о начале ликвидации необходимо направить в Минюст заполненную форму Р15016 — в двух экземплярах. При этом один экземпляр должен быть нотариально заверенным. Для заверения формы Р15016 к нотариусу направляется назначенный ликвидатор АНО. Оформленное решение/протокол также направляется в Минюст в количестве двух экземпляров.

После получения Минюстом направленных документов специалист проводит правовую экспертизу документов, направляет их в налоговую для внесения данных в ЕГРЮЛ о начале ликвидации, назначении ликвидатора. После успешной регистрации этих данных в выписке из ЕГРЮЛ (в графе, где ранее были руководителе АНО) будут отображены данные о ликвидаторе, что будет означать, что начата процедура ликвидации данной организации. Данные являются публичными. Регистрация данного этапа как правило занимает 1,5 месяца, а по окончании срока ликвидатор получает в Минюсте лист записи.

  • 2. Второй этап ликвидации заключается в том, что ликвидатор размещает в Вестнике (орган печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц) публикацию о ликвидации АНО, а также указывает порядок и сроки предъявления требований кредиторами АНО. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения о ликвидации АНО в Вестнике.

Помимо Вестника ликвидатор также подает сообщение о ликвидации АНО в единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс). Содержание публикации аналогично содержанию публикации информации в Вестнике:

  • Порядок и сроки предъявления требований к АНО ее кредиторами;
  • Контактная информация.

На данном этапе ликвидатор принимает все возможные меры по выявлению кредиторов АНО и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации АНО.

  • 3. Третий этап ликвидации начинается по истечении крайнего срока (2 месяца) со дня публикации сообщения о факте ликвидации.

Ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ), в котором содержатся следующие сведения:

  • Состав имущества ликвидируемой АНО;
  • Перечень предъявленных кредиторам требований;
  • Результаты их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается высшим органом управления организации (в случае добровольной ликвидации организации) или судом (в случае принудительной ликвидации АНО).

Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемой АНО производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации и в соответствии с утвержденным промежуточным ликвидационным балансом АНО. Выплаты кредиторам первой и второй очереди совершаются со дня утверждения ПЛБ. Погашение требований кредиторов третьей и четвертой очереди — по истечении одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Высший орган управления АНО обязан утвердить ПЛБ в письменной форме, то есть составить письменное решение/протокол. Также в решении/протоколе указывается лицо, назначенное ответственным за государственную регистрацию промежуточного ликвидационного баланса в Минюсте. Ответственным как правило назначается ликвидатор, так как именно он несет бремя управления делами организации на момент ее ликвидации.

Оформленное решение или протокол направляется в Минюст в двух экземплярах вместе с утвержденным ПЛБ и заполненной, нотариально заверенной формой Р15016. После государственной регистрации ПЛБ в министерстве юстиции, в выписке из ЕГРЮЛ ликвидируемой АНО появляются сведения о принятом ПЛБ, на этом третий этап ликвидации считается завершенным. Срок проведения данного этапа также составляет около полутора месяцев.

  • 4. Четвертый и заключительный этап ликвидации АНО и государственной регистрации ликвидационного баланса (ЛБ). После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор АНО составляет ликвидационный баланс, который утверждается высшим органом управления организации (в случае добровольной ликвидации организации) или судом (в случае принудительной ликвидации АНО).

Аналогично с предыдущим этапом, утверждение ЛБ оформляется в письменном виде путем составления решения/протокола.

Перечень документов, предоставляемых на заключительном этапе гос. регистрации ликвидации АНО содержится в ст. 21 Федерального закона №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно данной норме права, для завершения ликвидации в территориальный орган Минюста необходимо предоставить следующие документы:

  1. Заявление по форме Р15016 — в двух экземплярах (одно нотариально заверенное и одно простое;
  2. Оформленное решение/протокол — в двух экземплярах;
  3. Подтверждение оплаты госпошлины за гос. регистрацию ликвидации организации — в размере 800 рублей;
  4. Документ, подтверждающий отсутствие задолженности по сдаче отчетности в ПФР. Необходимо отметить, что в случае, если Вы не предоставите этот документ в Минюст, то специалист может самостоятельно запросить его (сведенья о нем) у ПФР в рамках межведомственного запроса.

После получения Минюстом всех вышеуказанных документов и регистрации данных в Минюсте и налоговой ликвидация АНО будет считается завершенной, и ликвидируемая АНО прекратившей свое существование вместе с внесением об этом записи в ЕГРЮЛ. А оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество АНО направится на цели, предусмотренные в Уставе организации или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей — обратится в доход государства. После завершения ликвидации ликвидатор получает в Минюсте долгожданный лист записи.

Закрытие Автономной некоммерческой организации с нулевой деятельностью

Нулевая деятельность в АНО — это деятельность, когда у организации нет движений денежных средств по расчетным счетам либо любых иных имущественных поступлений или расходов. В таком случае ликвидацию можно провести в более сжатые сроки, объединив третий и четвертые этапы. Другими словами, между подачей в Минюст промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не нужно выжидать полтора месяца и ждать пока Минюст зарегистрирует ПЛБ, прежде чем подать ЛБ. Их можно подать одновременно. Это обусловлено тем, что балансы будут абсолютно идентичны, оба они будут нулевыми.

Закрытие Автономной некоммерческой организации онлайн

К счастью, сейчас уже существует возможность проведения процедуры закрытия АНО в удаленном режиме, по средствам электронно-цифровой подписи, через портал Госуслуги. Через портал возможно провести все этапы ликвидации кроме начального. Самый первый этап, когда принимается решение о ликвидации АНО и назначается ликвидатор, возможно провести только в натуральном формате, заверив форму Р15016 у нотариуса и отправив все документы в бумажном виде в министерство юстиции.

  • Это связанно с тем, что при подаче документов в электронном виде все документы подписываются

ЭЦП организации выпущенной на ликвидатора. А так как на первом этапе ликвидатор еще не внесен в ЕГРЮЛ, а происходит лишь процесс его назначения, нет технической возможности выпустить такую ЭЦП и соответственно подписать подаваемые цифровые документы.

Но после того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидаторе, Вы можете получить ЭЦП на ликвидатора и подать все необходимые сообщения о ликвидации в Вестник и Федресурс электронно по средствам ЭЦП. А затем и документы по ликвидации (протокол/решение, ПЛБ, ЛБ, форма Р15016) таким же способом с использованием ЭЦП через портал Госуслуги. При этом Вам не придется нотариально заверять на каждом этапе форму Р15016: при подаче документов в электронном виде через личный кабинет организации на Госуслугах нотариальное заверение формы не требуется, также как не требуется оплачивать госпошлину за регистрацию ликвидации в размере 800 рублей.

Данный способ сэкономит Вам не только средства, но и время. Специалисты нашей организации уже несколько лет успешно практикуют ликвидацию некоммерческих организаций в режиме онлайн. Если Вам интересен вопрос ликвидации АНО, либо иных форм некоммерческих организаций, Вы всегда можете обратиться к нашим специалистам за консультацией и проведением ликвидации Вашей организации под ключ, в максимально сжатые сроки.

Наши юристы подготовят все необходимые для успешной ликвидации юридические документы и освободят Вас от обязанности самим полностью разбираться в процессе и тонкостях ликвидации АНО. А наши бухгалтеры помогут Вам со сдачей отчетности в плоть до закрытия АНО и подготовке промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса.

Важно помнить, что сдавать всю законодательно установленную отчетность необходимо вплоть до завершения процесса ликвидации НКО, а не только до момента приятия решения о прекращении деятельности АНО и начала проведения процесса ликвидации.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

  • Ликвидация НКО 2023
  • Ликвидация фонда

3.Что нужно сделать на втором этапе ликвидации некоммерческой организации?

На втором этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна разместить в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о том, что НКО приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.

Сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности («Федресурс»).

Затем ликвидационная комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и уведомить кредиторов о ликвидации в письменной форме.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой НКО, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации. 

На этом этапе в Минюст необходимо подать: 

  • уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15016 — в 2 экземплярах, один из которых должен быть нотариально удостоверен.

На основании промежуточного баланса ликвидационная комиссия должна произвести расчеты с кредиторами из имеющихся у организации денежных средств. Если у НКО (за исключением частных учреждений) недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов.

Остатки имущества НКО направляются на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительность. Если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с ее учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства. 

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если законами, другими правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения не предусмотрено иное.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если федеральными законами или учредительными документами партнерства не установлено иное.

Остатки имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляются на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительность. Если использование имущества партнерства в соответствии с его учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.

При недостаточности имущества для расчета с кредиторами или наличии признаков несостоятельности (банкротства) ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) обычная процедура ликвидации прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов, и начинаются процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве). 

Ликвидация некоммерческой организации: пошаговая инструкция

В большинстве случаев ликвидация НКО происходит так же, как у коммерческих организаций. Но есть некоторые нюансы, связанные с тем, что не все НКО можно ликвидировать добровольно. Расскажем о процессе ликвидации НКО.

Ликвидация некоммерческой организации: пошаговая инструкция

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Добровольная ликвидация некоммерческой организации. Нюансы

Следует убедиться в том, что ликвидация НКО в добровольном порядке невозможна в принципе. Например, фонд может быть ликвидирован только по решению суда, самоликвидация недопустима. Еще нюанс: при ликвидации НКО, на которые распространяется закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – закон о НКО), документы на ликвидацию подаются в Минюст (его орган).

Ликвидация НКО 2022

Ликвидация некоммерческой организации содержит следующие этапы:

  1. Принятие решения о добровольной ликвидации.
  2. Отправка уведомления в надлежащий орган и Федресурс.
  3. Уведомление кредиторов НКО – публикация в «Вестнике».
  4. Составление промежуточного ликвидационного баланса.
  5. Расчеты с кредиторами.
  6. Передача имущества.
  7. Формирование окончательного ликвидационного баланса.
  8. Регистрируется ликвидация НКО.

Первый шаг

Решение о добровольной ликвидации НКО принимают его члены (учредители) или же уполномоченный орган. Наряду с принципиальным решением о ликвидации решается вопрос о том, кто будет ликвидатором (или войдет в состав комиссии), а также о порядке и сроках ликвидации НКО. Как правило, выбор делают в пользу ликвидатора.

Воспользуйтесь возможностью ликвидации НКО в удаленном формате с помощью сервиса Консалтинг онлайн. Ликвидация некоммерческой организации происходит в несколько этапов.

  1. Принимаем необходимый комплект документов.
  2. Составляем форму Р15016 и разрабатываем комплексное решение по ликвидации.
  3. Сопровождаем все этапы ликвидации.
  4. Регистрируем ликвидацию НКО.

Отправка уведомлений

Следующий шаг – это отправка уведомления о «ликвидационном» решении в надлежащий орган, в зависимости от того, распространяется или нет на ваше НКО закон о НКО:

  • распространяется – уведомляйте Минюст (его территориальный орган);
  • не распространяется – территориальный налоговый орган.

Уведомление подается по ф. № Р15016.

Обязательно отправляем уведомление о ликвидации НКО в Федресурс, в противном случае не избежать серьезных штрафов (до 50 тыс. руб.), а виновное лицо может быть подвергнуто дисквалификации.

Улаживаем финансовые вопросы

После составления промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) не забудьте уведомить свой орган ПФР и свою ИФНС о сотрудниках, в противном случае возрастает риск отказа в регистрации ликвидации.

Далее рассчитываемся с кредиторами. Это забота ликвидационной комиссии, которая должна погашать требования в соответствии с очередностью, обозначенной ГК:

  1. Требования частных лиц, которым НКО выплачивает компенсации за причинение вреда жизни или здоровью (повременные платежи подлежат капитализации).
  2. Требования по зарплате, выходным пособиям и т. п.
  3. Обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды.
  4. Прочие требования.

Важно: требования первых двух очередей удовлетворяются в соответствии с ПЛБ со дня утверждения такового, а третья и четвертая очереди удовлетворяются по истечении одного месяца со дня утверждения ПЛБ.

Не исключено, что выяснится недостаток денежных средств для погашения требований кредиторов. В таком случае ликвидационной комиссии остается лишь реализовать имущество НКО на публичных торгах – и погасить за счет выручки требования.

Если осталось имущество

Очень важный момент в процедуре ликвидации НКО: если после того, как все кредиторы получили удовлетворение, осталось имущество, то оно не распределяется между участниками (как в коммерческих обществах). Оно может быть направлено на цели, ради которых НКО было создано и (или) на благотворительность. Если же это невозможно, то все поступает в доход государства.

Ликвидация НКО: последние шаги

После составления и утверждения окончательного ликвидационного баланса осталось зарегистрировать ликвидацию НКО, после чего сам процесс считается завершенным, а НКО – прекратившей свое существование.

Ликвидация НКО 2022 – непростой процесс с массой тонкостей. Сервис Консалтинг онлайн для комплексного юридического сопровождения бизнеса поможет избежать не только отказов, но и массы иных проблем, в том числе субсидиарных претензий.

Получите бесплатную консультацию со специалистом по закрытию фирм!

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 19 не распространяется на религиозные организации, казенные учреждения, Госкомпанию «Автодор».

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

2. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

3. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Компания «Консалт-групп» предлагает свои услуги по сопровождению ликвидации автономной некоммерческой организации (АНО). Поможем разобраться во всех сложностях процедуры, подготовим необходимую документацию и зарегистрируем прекращение деятельности АНО в органе регистрации.

Что нужно знать о ликвидации АНО

Ликвидация АНО — процедура сложная, многоэтапная (причем все этапы нужно проходить в строго установленной последовательности) и затратная по времени (в среднем срок ликвидации АНО составляет 3–5 месяцев). Регулируется этот процесс не только ГК РФ, но и законом об НКО, а также ведомственными регламентами и приказами. Контролируется ликвидация одновременно двумя органами власти: Министерством юстиции и ФНС.

АНО создается для оказания услуг в различных сферах, но при этом является некоммерческой компанией (создается НЕ с целью извлечения прибыли). Из-за этого процедуру ликвидации такой НКО нередко сопровождают налоговые проверки.

Без юридической поддержки процесс закрытия АНО может сильно затянуться по времени и/или стать проблемным. Например, могут возникнуть споры с кредиторами, налоговой и другими контрольными органами. Или сотрудники Минюста вовсе откажут организации в прекращении деятельности из-за каких-либо нарушений в документах, процедуре или более существенных вопросах.

Потому настоятельно рекомендуем привлекать к такой сложнейшей процедуре, как ликвидация АНО, квалифицированных юристов.

Зачем закрывать АНО

Есть добровольная и принудительная процедура прекращения деятельности НКО. Первая осуществляется по воле учредителей, вторая — по иску контрольных органов или заинтересованных лиц. Также АНО может быть ликвидирована через процедуру несостоятельности в случаях, когда накопила много долгов и не может справиться со своей налоговой нагрузкой.

В этом материале мы говорим о добровольном прекращении деятельности АНО. Обычно учредители принимают такое решение, когда:

  • организация достигла целей, ради которых создавалась;

  • учредители поняли, что не могут достигнуть целей, ради которых регистрировали АНО;

  • АНО фактически не работает по каким-либо причинам, например, из-за отсутствия необходимой финансовой опоры и поддержки или потому, что учредителям стала не интересна такая деятельность.

Важно! Какой бы ни была причина прекращения деятельности НКО, учредители должны закрыть организацию через официальную процедуру ликвидации. Официально существующая, но фактически недействующая АНО все равно обязана сдавать отчетность в контролирующие органы и внебюджетные фонды.

Видео о ликвидации Некоммерческой Организации

Разбираем процесс закрытия АНО по шагам

Ранее мы упоминали, что процесс ликвидации включает в себя несколько последовательных действий. Предлагаем разобрать эти шаги по порядку.

  1. Оформление решения о ликвидации. АНО создается волей учредителей. Их же волей она и прекращает свою деятельность. Для этого члены организации должны принять решение о ликвидации и определить лицо или лиц, ответственных за эту процедуру: ликвидатора или ликвидационную комиссию (ЛК).

  2. Уведомление Минюста. В течение 3 дней после оформления решения о закрытии АНО ликвидаторы уведомляют об этом Министерство юстиции. Минюст передает эту информацию в ФНС.

  3. Уведомление кредиторов. Также в течение 3 дней нужно оповестить о решении ликвидировать АНО кредиторов. Для этого контрагентам рассылают письма и публикуют информацию в «Вестнике государственной регистрации».

  4. Сбор долгов от дебиторов и требований от кредиторов. Когда ЛК разместила в «Вестнике» необходимое уведомление, начинается отсчет 2-х месяцев, в течение которых кредиторы могут заявить свои притязания к АНО по неисполненным обязательствам. В это же время ликвидаторы занимаются определением дебиторской задолженности.

  5. Подготовка промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). По истечению 2-х месяцев, предназначенных для выявления кредиторской и дебиторской задолженностей, ликвидаторы составляют промежуточный финансовой отчет. В нем они фиксируют все обязательства перед контрагентами и сведения об имуществе АНО.

  6. Утверждение ПЛБ учредителями АНО.

  7. Уведомление Минюста об утверждении ПЛБ.

  8. Расчеты с контрагентами. Расчеты происходят в соответствии с промежуточным ЛБ и очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ. Если денег АНО недостаточно, то для погашения долгов продают ее имущество. Вещи, стоимость которых выше 100 000 руб., продаются на публичных торгах.

  9. Составление окончательного ЛБ. В этом финансовом отчете фиксируется окончательное имущественное положение АНО после выплаты долгов кредиторам.

  10. Утверждение ЛБ учредителями АНО.

  11. Обращение в Минюст с заявлением о регистрации прекращения деятельности АНО. Для ликвидации нужно заплатить пошлину 800 руб. и подать в орган заявление по форме Р15016, ЛБ, решение собрания об утверждении ЛБ.

Важно! На протяжении всей процедуры документы в Минюст подаются в двух экземплярах. Одну часть Минюст оставляет себе, другую передает в ФНС. Именно ФНС является органом регистрации юрлиц и вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации АНО.

Читайте также:

Все о добровольной ликвидации юрлица: пошагово

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Антенный анализатор nano vna инструкция на русском
  • Бициклол инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Эффективность принятого руководством торгового дома эней
  • Репейное масло с красным перцем инструкция по применению для волос
  • Составление инструкции по охране труда в холодном цехе