Мануал по затяжке болтов

Момент затяжки – это усилие, которое прикладывается к резьбовому соединению при его завинчивании. Если закрутить крепеж с меньшим усилием, чем это необходимо, то, под воздействием вибраций, резьбовое соединение может раскрутиться, не обеспечивая нужную герметичность между скрепляемыми деталями, что может привести к тяжелым последствиям. Наоборот, если приложить к метизу большее усилие, чем требуется, произойдет разрушение резьбового соединения или скрепляемых деталей, например, может произойти срыв резьбы или появление трещин в деталях.

Для каждого размера и класса прочности резьбового соединения указаны определенные моменты затяжки. Все значения занесены в специальную таблицу усилий для затяжки динамометрическим ключом. Обычно, класс прочности болта указывается на его головке.

Классы прочности для метрических болтов

Класс прочности указывается цифрами на головке.

Классы прочности для дюймовых болтов

Информация о прочности выполнена в виде насечек на головке.

Резьбовые соединения затягивают стрелочным, предельным или цифровым динамометрическим ключом.

Таблица усилий затяжки метрических болтов

Усилие указано в Ньютон-метрах.

таблица усилий затяжки болтов динамометрическим ключом

Таблица усилий затяжки дюймовых болтов

SAE
класс болтов

1 или 2

5

6 или 7

8

Размер

Усилие

Усилие

Усилие

Усилие

(дюймы)-(резьба)
1/4 — 20
      — 28

Ft-Lb
5
6

Кг/м
0.6915
0.8298

Н/м
6.7791
8.1349

Ft-Lb
8
10

Кг/м
1.1064
1.3830

Н/м
10.8465
13.5582

Ft-Lb
10

Кг/м
1.3630

Н/м
13.5582

Ft-Lb
12
14

Кг/м
1.6596
1.9362

Н/м
16.2698
18.9815

 

5/16 — 18
      -24

11
13

1.5213
1.7979

14.9140
17.6256

17
19

2.3511
2.6277

23.0489
25.7605

19

2.6277

25.7605

24
27

3.3192
3.7341

32.5396
36.6071

 

3/8 — 16
      — 24

18
20

2.4894
2.7660

24.4047
27.1164

31
35

4.2873
4.8405

42.0304
47.4536

34

4.7022

46.0978

44
49

6.0852
6.7767

59.6560
66.4351

 

7/16 — 14
      — 20

28
30

3.8132
4.1490

37.9629
40.6745

49
55

6.7767
7.6065

66.4351
74.5700

55

7.6065

74.5700

70
78

9.6810
10.7874

94.9073
105.7538

 

1/2 — 13
      — 20

39
41

5.3937
5.6703

52.8769
55.5885

75
85

10.3785
11.7555

101.6863
115.2445

85

11.7555

115.2445

105
120

14.5215
16.5860

142.3609
162.6960

 

9/16 — 12
      — 18

51
55

7.0533
7.6065

69.1467
74.5700

110
120

15.2130
16.5960

149.1380
162.6960

120

16.5960

162.6960

155
170

21.4365
23.5110

210.1490
230.4860

 

5/8 — 11
      — 18

83
95

11.4789
13.1386

112.5329
128.8027

150
170

20.7450
23.5110

203.3700
230.4860

167

23.0961

226.4186

210
240

29.0430
33.1920

284.7180
325.3920

 

3/4 — 10
      — 16

105
115

14.5215
15.9045

142.3609
155.9170

270
295

37.3410
40.7985

366.0660
399.9610

280

38.7240

379.6240

375
420

51.8625
58.0860

508.4250
568.4360

 

7/8 — 9
      — 14

160
175

22.1280
24.2025

216.9280
237.2650

395
435

54.6285
60.1605

535.5410
589.7730

440

60.8520

596.5520

605
675

83.6715
93.3525

820.2590
915.1650

 

1 — 8
    — 14

236
250

32.5005
34.5750

318.6130
338.9500

590
660

81.5970
91.2780

799.9220
849.8280

660

91.2780

894.8280

910
990

125.8530
136.9170

1233.7780
1342.2420


Для закручивания резьбовых соединений в соответствии с данными таблиц необходимо использовать специальный инструмент — динамометрический ключ.

Ниже представлены популярные модели ключей, диапазоны которых перекрывают большинство значений определенных моментов затяжки. Максимальную точность передачи крутящего момента обеспечивают электронные динамометрические ключи.


Таблицы моментов затяжки колес

Примерные значения для легковых автомобилей

таблица затяжка динамометрическим ключом

Для легковых автомобилей используют ключи с присоединительным квадратом 1/2. Самыми популярными ключами являются модели с затяжкой до 200-210 Нм, например, ключи с диапазоном 28-210 или 42-210. Ниже представлены варианты подобных ключей.



Примерные значения для грузовых автомобилей и автобусов

усилия затяжки динамометрическим ключом для грузовых автомобилей

Для коммерческого транспорта используют ключи с присоединительным квадратом 1/2, 3/4 и даже 1 дюйм. Ниже представлены варианты ключей для автобусов, коммерческих и грузовых автомобилей.



Порядок затяжки

Компания AIST располагает широким ассортиментом профессиональных ключей для выполнения различных работ с резьбовыми соединениями. У нас всегда возможно подобрать необходимый динамометрический ключ для автомобиля, как для легкового, так и для грузового транспортного средства.

*Значения таблиц моментов затяжки носят информационный характер, без ссылки на какой-либо ГОСТ.

Полезные статьи:

  • Виды динамометрических ключей
  • Как пользоваться динамометрическим ключом
  • Как выбрать динамометрический ключ

Хотел написать только момент для динамометрического ключа, но без объяснения обозначения прочности болтов не получится. Тогда начну с прочности:
На крепеже указывают класс прочности — два числа разделённых точкой: 3.6, 4.6, 4.8, 5.6, 5.8, 6.8, 8.8, 9.8, 10.9, 12.9. Первое число обозначает предел прочности материала на разрыв, выраженный в тоннах на квадратный сантиметр сечения. На пример диаметр сечения резьбы болта М10 — 8.5мм (наружный диаметр резьбы 10мм вычитаем из него глубину резьбы 1.5мм, глубина резьбы соответствует шагу резьбы — теоретически), соответственно площадь 0.5675 см2,

S-площадь круга, π ≈ 3.14, r-радиус, D-диаметр

при маркировке 12.9 прочность на разрыв 0.5675*12=6.81 тонн. Цифра после точки это соотношение предела текучести к пределу прочности, выраженное в десятых долях, это соответствует максимальной рабочей нагрузке. Рекомендуемая нагрузка составляет 0.6-0.7 от предела текучести. Считаем дальше: (болт М10-12.9) предел текучести 6.81*0.9=6.129 т., а рекомендованная рабочая нагрузка не должна превышать 6.129*0.7=4.2903 т. То есть на этот болт можно повесить груз весом не более 4290кг. ;)))
Переходим к моменту затяжки резьбовых соединений: Есть универсальный метод для креплений общего назначения определяется по размеру ключа:

Момент затяжки в зависимости от класса прочности крепежа:

1кгс.м приблизительно равен 10Н.м. Точнее: 1 килограмм-сила-метр [кгс·м] = 9,80664999999931 ньютон-метр [Н·м], то есть для перевода КГс -> Нм надо КГс*9.814, для перевода Нм -> КГс надо Нм*0.1019 (исправлено, спасибо — serega-kadei)
При отсутствии динамометрического ключа, можно воспользоваться безменом, безмен закрепляем на конце ключа и тянем его строго перпендикулярно! Но для определения точного момента нам нужна следующая формула: А/В=С, где А-требуемый момент затяжки, В-длинна от центра резьбы до центра крепления безмена в метрах, С-показания безмена при котором будет обеспечен требуемый момент.

Полный размер

Плечо R это B из формулы, сила F это С из формулы.

Считаем для болта М10х1.5 12.9 7.9кгс.м, длина ключа от центра резьбы до крепления безмена 22см: 7.9/0.22=35.9(кг)-показания безмена.
Для примера фото от MadCat-OdessaUA

Это основные параметры при затяжке резьбовых соединений.
Отраслевой стандарт можно прочитать по ссылке — gostrf.com/normadata/1/4293834/4293834701.pdf
ОСТ 37.001.031-72 — www.gostrf.com/normativ/1/4293834/4293834703.htm
Скрин из ОСТ

Для справки про основной-крупный шаг резьб:
М6*(шаг) 1(мм), и далее по порядку
М8*1.25,
М10*1.5,
М12*1.75,
М14*2,
М16*2,
М18*2.5,
М20*2.5,
М22*2.5,
М24*3

Сейчас появилось очень много крепежа под «звезду» — Torx
T1: 2-3 Ncm
T2: 7-9 Ncm
T3: 14-18 Ncm
T4: 22-28 Ncm
T5: 43-51 Ncm
T6: 75-90 Ncm
T7: 1.4-1.7 Nm
T8: 2.2-2.6 Nm
T9: 2.8-3.4 Nm
T10: 3.7-4.5 Nm
T15: 6.4-7.7 Nm
T20: 10.5-12.7 Nm
T25: 15.9-19 Nm
T27: 22.5-26.9 Nm
T30: 31.1-37.4 Nm
T40: 54.1-65.1 Nm
T45: 86-103.2 Nm
T50: 132-158 Nm
T55: 218-256 Nm
T60: 379-445 Nm
T70: 630-700 Nm
T80: 943-1048 Nm
T90: 1334-1483 Nm
T100: 1843-2048 Nm

Сейчас почти у всех есть смартфоны и для них есть много программ где есть таблицы с рекомендуемыми значениями. На пример я использую программу MechTab в ней много нужных мне табличных данных, но если нужна только таблица по моменту затяжки лучше поискать другие программы.

Всем удачи!
Запись редактирую и дополняю.

Для тех кто не понимает резьбобразования: пара скринов из Mech Tab с размерами резьбы М 10х1.5

Выход из строя резьбовых соединений при чрезмерной затяжке может произойти из-за разрушения стержня болта или из-за срыва резьбы гайки и/или болта.

Болт или винт в сборе с гайкой соответствующего класса предназначены для создания соединений, которые можно затянуть до установленного значения пробной нагрузки болта без срыва резьбы. Пробная нагрузка обычно составляет 85-95% от предела текучести и определяется как максимальное растягивающее усилие, которое можно приложить к болту и которое не приведет к его пластической деформации.

Значение крутящего момента для конкретного размера болта зависит от:

  1. Материала и класса прочности болта.
  2. Материала соединяемых деталей (сталь, цветной металл или пластик).
  3. Наличия или отсутствия антикоррозийного покрытия у винта.
  4. Является ли крепеж сухим или в смазке.
  5. Длины резьбы.

Таблицы ниже даны только для ознакомления, так как приведенные в них значения являются приблизительными. Из-за множества факторов, влияющих на соотношение крутящего момента и натяжения, единственный способ определить правильный крутящий момент — это провести эксперименты в реальных условиях соединения и сборки.

Таблица 1. Моменты затяжки – винт (болт) без покрытия (черный), коэффициент трения 0,14.

Крупная резьба

Диаметр резьбы Класс прочности
5.6
8.8

10.9

12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М3 0.6 0.44 1.37 1.01 1.92 1.42 2.3 1.7
М4 1.37 1.01 3.1 2.29 4.4 3.05 5.25 3.87
М5 2.7 1.99 6.15 4.54 8.65 6.38 10.4 7.6
М6 4.6 3.3 10.5 7.7 15 11 18 13
М7 7.6 5.6 17.5 12.9 25 18.4 29 21.3
М8 11 8.1 26 19 36 26 43 31
М10 22 16 51 37 72 53 87 64
М12 39 28 89 65 125 92 150 110
М14 62 45 141 103 198 146 240 117
М16 95 70 215 158 305 224 365 269
М18 130 95 295 217 420 309 500 368
М20 184 135 420 309 590 435 710 523
М22 250 184 570 420 800 590 960 708
М24 315 232 725 534 1020 752 1220 899
М27 470 346 1070 789 1510 1113 1810 1334
М30 635 468 1450 1069 2050 1511 2450 1806
М33 865 637 1970 1452 2770 2042 3330 2455
М36 1111 819 2530 1865 3560 2625 4280 3156
М39 1440 1062 3290 2426 4620 3407 5550 7093

Мелкая резьба

Диаметр резьбы Класс прочности

8.8

10.9

12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М8х1 27 19 38 28 45 33
М10х1,25 52 38 73 53 88 64
М12х1,25 95 70 135 99 160 118
М14х1,5 150 110 210 154 250 184
М16х1,5 225 165 315 232 380 280
М18х1,5 325 239 460 339 550 405
М20х1,5 460 339 640 472 770 567
М22х1,5 610 449 860 634 1050 774
М24х2 780 575 1100 811 1300 958

Таблица 2. Моменты затяжки –  винт электролитически оцинкованный, коэффициент трения 0,125.

Крупная резьба

Диаметр резьбы Класс прочности
5.6
8.8

10.9

12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М3 0.56 0.41 1.28 0.94 1.8 1.33 2.15 1.59
М4 1.28 0.94 2.9 2.14 4.1 3.02 4.95 3.65
М5 2.5 1.84 5.75 4.24 8.1 5.97 9.7 7.15
М6 4.3 3.1 9.9 7.3 14 10.3 16.5 12.1
М7 7.7 5.2 16.5 12.1 23 16.9 27 19.9
М8 10.5 7.7 24 17.7 34 25 40 29
М10 21 15 48 35 67 49 81 59
М12 36 26 83 61 117 86.2 140 103
М14 58 42 132 97 185 136 220 162
М16 88 64 200 147 285 210 340 250
М18 121 89 275 202 390 287 470 346
М20 171 126 390 287 550 405 660 486
М22 230 169 530 390 745 549 890 656
М24 295 217 675 497 960 708 1140 840
М27 435 320 995 733 1400 1032 1680 1239
М30 590 435 1350 995 1900 1401 2280 1681
М33 800 590 1830 1349 2580 1902 3090 2278
М36 1030 759 2360 1740 3310 2441 3980 2935
М39 1340 988 3050 2249 4290 3163 5150 3798

Мелкая резьба

Диаметр резьбы Класс прочности

8.8

10.9

12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М8х1 25 18 35 25 42 30
М10х1,25 49 36 68 50 82 60
М12х1,25 88 64 125 92 150 110
М14х1,5 140 103 195 143 235 173
М16х1,5 210 154 295 217 350 258
М18х1,5 305 224 425 313 510 376
М20х1,5 425 313 600 442 720 531
М22х1,5 570 420 800 590 960 708
М24х2 720 531 1000 737 1200 885

Почему важен момент затяжки болта?

Даже опытные мастера иногда затягивают болты с чрезмерным или недостаточным усилием. Честно говоря, значения крутящего момента редко можно найти в технической информации о продукте. А ведь именно недостаточная или чрезмерная затяжка болтового соединения является частой причиной выхода крепежа из строя. Оптимальный момент затяжки жизненно важен для обеспечения безопасного и надлежащего функционирования винта.

Затягивание болта - чертеж, схема

Что происходит при затягивании болта?

Прилагаемый к гайке крутящий момент, заставляет ее скользить вверх по наклонной плоскости резьбы. При этом уменьшается расстояние между опорными поверхностями болта и гайки. Этот размер представляет собой длину захвата болтового соединения.

При дальнейшей затяжке на болт действует  нагрузка на растяжение. Его материал, чаще всего сталь, сопротивляется этому этому растяжению и создает усилие зажима на скрепляемых компонентах. Точно так же материалы подложки сопротивляются сжатию, чтобы сбалансировать давление зажима. Создаваемое напряжение называется предварительным натягом крепежа.

Конструктивные соединения, относящиеся к категории ответственных, требуют затяжки до определенного крутящего момента для обеспечения правильного предварительного натяга.

  • Правильно затянутый болт немного растягивается, но не выходит за область своей упругой деформации. Находясь под постоянным напряжением, он сохраняет усилие затяжки и проявляет устойчивость к усталостному разрушению.
  • Чрезмерно затянутый болт растягивается за границы упругого удлинения, что приводит к его необратимой пластической деформации и последующему разрушению.
  • Недостаточно затянутый болт допускает незначительный зазор между соединяемыми заготовками, который будет увеличиваться после постоянной динамической нагрузки или других рабочих нагрузок. Зазор в соединении означает отсутствие предварительного натяжения, что неизбежно приведет к разрушению соединения.

Таким образом, момент затяжки — это оптимальный крутящий момент, приложенный к гайке, чтобы болт мог надежно удерживать нагрузку, не деформируясь и не ломаясь. Единица измерения в системе СИ: Н·м (Ньютон-метр).

Момент силы предварительной затяжки резьбового соединения является расчетным значением и составляет 75-80% от величины пробной нагрузки. Последняя же служит в качестве контрольного показателя, который винт должен выдержать в ходе испытаний. Если вы превысите значение пробной нагрузки при затягивании, вы рискуете вывести из строя крепежный элемент.

Еще одно преимущество предварительного натяга

При первом взгляде на болтовой узел создается впечатление, что резьбовой крепеж сам несет все нагрузки, действующие извне в процессе эксплуатации. Но это не так. Когда к предварительно нагруженному соединению, прикладывается внешняя нагрузка, болт воспринимает неполное ее действие, а обычно только небольшую ее часть. Когда же рабочая нагрузка прикладывается к крепежному узлу, который не был предварительно нагружен, вся величина нагрузки ложится только на болт, что повышает вероятность его отказа.

Но это правило работает только в том случае, когда дополнительные внешние нагрузки не превышают предварительную нагрузку болтов, в противном случае нагрузка на резьбовой крепеж возрастает.

Роль сил трения и смазки в соединении

Для определения затягивающего усилия используются несколько специальных методов расчета, учитывающих не только класс прочности и диаметр резьбы винта, но и влияние гальванических покрытий, специальных смазочных материалов или эффект твердых и гладких сопрягаемых поверхностей и т. д.

Следует иметь в виду, что табличные данные являются грубым расчетом, не учитывающим сколько в реальных условиях сборки будет потеряно крутящего момента из-за трения.

При сухой сборке и грубых поверхностях приблизительно 90% приложенного крутящего момента приходится на преодоление сил трения: 50% на опорную поверхность гайки и 40 % между сопрягаемыми витками резьбы. Таким образом, для создания напряжения используется всего порядка 10% усилия затяжки.

Сила трения от смазки в болтовом соединении - диаграмма, схема

Но выход найден! — Уменьшить трение за счет смазки. При смазанной резьбе потребуется на 15-25% меньший крутящий момент для достижения того же напряжения, кроме того, это снизит вероятность поломки крепежного изделия во время установки и продлит срок его службы. Производители смазочных материалов обычно указывают значение коэффициента трения крепежа, который обеспечивает смазка.

Также можно использовать болты с заданным коэффициентом трения, например, с цинковым покрытием, которое снижает сопротивление при завинчивании.

Инструмент для установки с регулируемым моментом затяжки

Приложение точного момента затяжки к крепежным деталям достигается с помощью динамометрического ключа. При затягивании он показывает прилагаемое усилие в аналоговом или цифровом формате. Однако все динамометрические инструменты имеют определенную погрешность, которую необходимо учитывать для определения подходящего момента затяжки. 

Как правило, о точности динамометрического ключа можно узнать у производителя или продавца. 

Заключение

Хотя предварительная нагрузка является главным приоритетом в болтовом соединении, существует множество внешних факторов, влияющих на возможность достижения или сохранения усилия затяжки, таких как рабочие температуры, коррозионные среды, нагрузки на сдвиг, вибрация. Поэтому для обеспечения длительной гарантии надежности разъемного сопряжения важно контролировать и поддерживать предварительный натяг на уровне в процессе эксплуатации и при ремонтных работах.

Полезные советы


Обновлено: 28.11.2022 16:57:00

Специалист в области крепежных и такелажных изделий. Более 10 лет работы в сфере строительства, ремонта и оборудования.
«Мы стараемся донести до Вас только актуальную и достоверную информацию, будем рады Вашему отзыву относительно данной статьи»

Автор статьи

Специалист в области крепежных и такелажных изделий. Более 10 лет работы в сфере строительства, ремонта и оборудования.
«Мы стараемся донести до Вас только актуальную и достоверную информацию, будем рады Вашему отзыву относительно данной статьи»

Автор статьи

Поставить оценку

Нажмите, чтобы поставить
оценку

На любом производстве или сборочной линии, а также в профессиональном автосервисе протяжка динамометрическим ключом болтов и гаек обеспечивает надежное соединение деталей.

Разновидности таких инструментов используются в промышленности и строительстве: для обтяжки фланцев, барабанов или болтовых соединений при сооружении металлических конструкций. Широко применяются в автомастерских для закручивания двигателей, КПП, элементов подвески, колесных дисков.

Поговорим о том, как правильно производить затяжку динамометрическим ключом в разных условиях.

Подробную статью о настройке, применении и обслуживании динамометрических ключей читайте здесь.

Важность контроля момента затяжки

Крутящий момент — это сила (или система сил), которая стремится вызвать вращение (в нашем случае — крепежного элемента) вокруг оси.

Цель резьбовой затяжки — соединить детали с натяжением, превышающим внешние силы, стремящиеся их разъединить. В этом случае болт остается под постоянным напряжением, но не подвергается разрушению.

Если затяжка слишком слабая, на болт действуют различные нагрузки (вибрации, температурная деформация и пр.), и он быстро выходит из строя.
Если момент превышен, это может привести к необратимой деформации крепежного элемента.

Наиболее практичным способом затянуть крепеж с требуемым моментом является изначальное выставление и последующий контроль момента затяжки. Лучше всего с данными задачами справляется именно динамометрический ключ.

Порядок действий при затяжке динамометрическим ключом

Надежная фиксация резьбового крепежа проходит в два этапа. Причем на первом этапе использовать «динамик» категорически не рекомендуется!

Этап 1. Предварительная затяжка

Выполняется ручным, пневматическим, ударным инструментом и т.п. Происходит посадка скрепляемых деталей на свои места, выбираются зазоры, устраняются перекосы, создается предварительный натяг крепежных элементов. Производится на величину 60-70% от рекомендуемого момента затяжки. Важно не превысить этого значения.

Этап 2. Затяжка до рекомендуемого момента

Выполняется только инструментом, позволяющим контролировать момент затяжки. Использовать динамометрический ключ предельного типа нужно в такой последовательности:

  1. Разблокировать фиксатор. Он расположен внизу рукоятки.
  2. Установить близкое значение на верхней шкале.
  3. Установить точное значение на нижней шкале.
  4. Заблокировать фиксатор.
  5. Затянуть соединение до щелчка (если ключ щелчковый) или до сигнала зуммера (если электронный).

Если ключ электронный, просто выставьте момент на табло, с учетом нужной системы измерений. На обоих этапах порядок затяжки должен быть таким, чтобы усилие добавлялось равномерно по всей поверхности крепления.

Как выбрать правильный момент затяжки болта

Проще всего — узнать нужный момент и условия затяжки в технической документации. Например, в руководстве по эксплуатации автомобиля практически всегда указаны рекомендуемые моменты для ответственных узлов.

Однако, далеко не всегда это бывает удобно. Если документация отсутствует, поиск информации для конкретной детали в конкретной модели займет слишком много времени. Мастер просто не будет тратить его и затянет крепеж «на глаз».

На самом деле, знать точные моменты желательно, но можно обойтись и без них. Поскольку к производству крепежа предъявляются жесткие требования и весь он стандартизирован, не особенно важно, будет им прикручено колесо на немецком или на отечественном авто. Но важно следующее:

Класс прочности

Все крепежные изделия подразделяются на классы прочности и имеют маркировку, зависящую от материала и характеристик резьбы.

В метрической системе она состоит из двух чисел, разделенных точкой:

Первое число, умноженное на 100, показывает предел прочности: усилие при котором крепеж начнет разрушаться. Оно измеряется в Ньютонах на квадратный миллиметр (Н/мм2).

Второе число, умноженное на 10 — процент от предела прочности болта. Это усилие, при котором начнется необратимая деформация материала.

Для примера возьмем болт с распространенным классом прочности 8.8:

  • При усилии в 800 Н/мм2 он лопнет.
  • При усилии свыше 640 Н/мм2 (80% от 800 Н/мм2) его резьбовая часть начнет необратимо растягиваться.

Приведем таблицу момента затяжки болтов динамометрическим ключом, ориентируясь на которую, вы сможете произвести контролируемую затяжку динамометрическим ключом даже высокопрочных болтов, ориентируясь как по размеру головки болта, так и по диаметру резьбы. Для чего это нужно? Например, для корректной затяжки болтов E-профиля или болтов с профилем типа «внутренний шестигранник». Измерив диаметр резьбовой части, вы легко подберете нужный момент.

Важно! Информация в таблице дана по затяжке болтов без смазки и без покрытия. О том как закрутить крепеж со смазкой или покрытием — читайте ниже.

Размер резьбы

Класс прочности

Размер под ключ (мм)

3.6 4.6 5.6 5.8 6.8 8.8 9.8 10.9 12.9
Момент затяжки в Нм
M1.6 0.05 0.07 0.09 0.11 0.14 0.18 0.21 0.26 0.31 3.2
M2 0.11 0.14 0.18 0.24 0.28 0.38 0.42 0.53 0.63 4
M2.5 0.22 0.29 0.36 0.48 0.58 0.78 0.87 01.09 1.31 5
M3 0.38 0.51 0.63 0.84 01.01 1.35 1.52 1.9 2.27 5.5
M4 0.71 0.95 1.19 1.59 1.91 2.54 2.86 3.57 4.29 7
M5 1.71 2.28 2.85 3.8 4.56 06.09 6.85 8.56 10.3 8
M6 2.94 3.92 4.91 6.54 7.85 10.5 11.8 14.7 17.7 10
M8 7.11 9.48 11.9 15.8 19 25.3 28.4 35.5 42.7 13
M10 14.3 19.1 23.8 31.8 38.1 50.8 57.2 71.5 85.8 17
M12 24.4 32.6 40.7 54.3 65.1 86.9 97.9 122 147 19
M14 39 52 65 86.6 104 139 156 195 234 22
M16 59.9 79.9 99.8 133 160 213 240 299 359 24
M18 82.5 110 138 183 220 293 330 413 495 27
M20 117 156 195 260 312 416 468 585 702 30
M22 158 211 264 352 422 563 634 792 950 32
M24 202 270 337 449 539 719 809 1,011 1,213 36
M27 298 398 497 663 795 1,06 1,193 1,491 1,789 41
M30 405 540 675 900 1,08 1,44 1,62 2,025 2,43 46
M33 550 734 917 1,223 1,467 1,956 2,201 2,751 3,301 50
M36 708 944 1,18 1,573 1,888 2,517 2,832 3,54 4,248 55
M39 919 1,226 1,532 2,043 2,452 3,269 3,678 4,597 5,517 60
M42 1,139 1,518 1,898 2,53 3,036 4,049 4,555 5,693 6,832 65
M45 1,425 1,9 2,375 3,167 3,8 5,067 5,701 7,126 8,551 70
M48 1,716 2,288 2,86 3,813 4,576 6,101 6,864 8,58 10,296 75
M52 2,21 2,947 3,684 4,912 5,895 7,859 8,842 11,052 13,263 80
M56 2,737 3,65 4,562 6,083 7,3 9,733 10,95 13,687 16,425 85
M60 3,404 4,538 5,673 7,564 9,076 12,102 13,614 17,018 20,422 90
M64 4,1 5,466 6,833 9,11 10,932 14,576 16,398 20,498 24,597 95
M68 4,963 6,617 8,271 11,029 13,234 17,646 19,851 24,814 29,777 100

Дюймовые болты маркируются рисками на головке.

Как правило, момент затяжки у дюймовой резьбы измеряется не в привычных нам метрических Ньютонах на метр, а в «имперских» фунтах на фут. Однако, большинство ключей в нашей стране (за исключением электронных, где единицы измерения можно выбрать) измеряют именно в Нм. Для удобства приводим ниже таблицу моментов затяжки болтов динамометрическим ключом в пересчете Ft-Lb в близкие значения в Нм.

SAE
класс болтов
1 или 2 5 6 или 7 8
Размер Усилие
(дюймы) — (резьба) Ft-Lb Н/м Ft-Lb Н/м Ft-Lb Н/м Ft-Lb Н/м
1/4 — 20
— 28
5
6
7
8
8
10
11
13
10 14 12
14
16
19
5/16 — 18
— 24
11
13
15
18
17
19
23
26
19 26 24
27
33
37
3/8 — 16
— 24
18
20
24
27
31
35
42
47
34 46 44
49
60
66
7/16 — 14
— 20
28
30
39
40
49
55
66
75
55 75 70
78
95
105
1/2 — 13
— 20
39
41
53
55
75
85
102
115
85 115 105
120
142
163
9/16 — 12
— 18
51
55
69
75
110
120
149
163
120 163 155
170
210
230
5/8 — 11
— 18
83
95
112
129
150
170
203
230
167 226 210
240
285
325
3/4 — 10
— 16
105
115
142
155
270
295
366
400
280 380 375
420
508
568
7/8 — 9
— 14
160
175
217
237
395
435
535
590
440 597 605
675
820
915
1 — 8
— 14
236
250
319
339
590
660
800
850
660 895 910
990
1234
1342

Для прочих единиц измерения, которые могут встретиться в вашей практике, рекомендуем воспользоваться таблицей пересчета:

Конвертируемая
ед. изм.

Ед. изм. по СИ Ед. изм. имперские Ед. изм. метрические
кН·м Н·м унция·дюйм (ozf·in) фунт силы·дюйм (lbf·in) фунт силы·фут (lbf·f) кгс·см кгс·м
1 кН·м = 1 0.01 1.416 0.088 0.007 0.102 0.001
1 Н·м = 100 1 141.6 8.851 0.738 10.20 0.102
1 унция·дюйм (ozf·in) = 0.706 0.007 1 0.0625 0.005 0.072 0.0007
1 фунт силы·дюйм (lbf·in) = 11.3 0.113 16 1 0.083 1.152 0.0115
1 фунт силы·фут (lbf·f) = 135.6 1.356 192 12 1 13.83 0.138
1 кгс·см = 9.807 0.098 13.89 0.868 0.072 1 0.01
1 кгс·м = 980.7 9.807 1389 86.8 7.233 100 1

Наличие/отсутствие покрытия или смазки

Когда резьбовое соединение затягивается «насухую», натяжение приводит к трению как в месте прилегания головки болта к привалочной поверхности, так и в резьбовой части. Считается, что до 50% приложенного крутящего момента затрачивается на преодоление трения между головкой и примыкающей поверхностью, а еще 30-40% теряется на трение в резьбе. И всего 10% приложенного крутящего момента приводит к полезной работе по натяжению болта.

Если на болт нанесено специальное покрытие или смазка, усилие перераспределяется и болт легко перетянуть, превысив тем самым предел текучести. Однако, многие мастера, даже если в технической документации указано, что резьба в смазке не нуждается, все равно ее наносят, аргументируя тем, что так соединение потом проще раскручивается.

Как тянуть динамометрическим ключом такой крепеж? Для смазанной резьбы или болтов/гаек с покрытием в качестве приблизительного ориентира расчетный момент затяжки следует умножить на коэффициент из приведенной ниже таблицы:

Смазанный крепеж и крепеж с покрытием

Характристики болта
Без покрытия и смазки Оцинкованный Кадмированный Фосфатированный

Характеристики гайки

Без покрытия и смазки 1.00 1.00 0.80 0.90
Оцинкованная 1.15 1.20 1.35 1.15
Кадмированная 0.85 0.90 1.20 1.00
Фосфатированная со смазкой 0.70 0.65 0.70 0.75
Оцинкованная со смазкой 0.60 0.55 0.65 0.55

Как правильно затягивать динамометрическим ключом без ошибок?

  1. Если ключ просигнализировал о затяжке, но видимого доворота крепежа не было, значит болт или гайка перетянуты. Требуется ослабить соединение и затянуть заново.
  2. После работы обязательно сбросьте выставленные значения на «0». В противном случае, механизм, перманентно находящийся в натянутом состоянии, начнет выдавать некорректные значения.
  3. Не используйте инструмент в качестве основного при затяжке. Динамометрический ключ — это измерительный прибор, предназначенный для того, чтобы корректно завершить процесс, а не крутить «с нуля».
  4. Обеспечьте правильный хват в момент затяжки. Ключ следует держать только за рукоятку, не держась дополнительно за корпус, так как чаще всего рычажный механизм настроен именно на такой хват. По той же причине на ключ запрещено надевать удлинители, типа металлических труб.

Можно ли откручивать гайки динамометрическим ключом? Категорически нет! Это гарантированно приведет к неисправности измерительного механизма.

Не следует долго работать как на минимальных показателях, так и на пределе усилия ключа — это не отражается на точности измерений, но сокращает срок службы. Если диапазон вашего инструмента — 20-200 Нм, оптимальным рабочим значением будет 50-140 Нм.


Для понимания принципов затяжки ГБЦ и свечей зажигания рекомендуем эти статьи:

  • Затяжка ГБЦ динамометрическим ключом
  • Затягиваем свечи динамометрическим ключом

А советы по выбору динамометрического ключа из ассортимента ГАРВИН можно найти в этой статье.

Главная/Стандартные/Затяжка болтов динамометрическим ключом: таблицы, способы определения усилий

Содержание

  1. Что такое затяжное усилие и как его узнать?
  2. Маркировка и класс прочности деталей
  3. В чем измеряется затяжное усилие?
  4. Значения усилий затяжки для различных типов болтов (таблица)
  5. Значения усилий затяжки для ленточного хомута с червячным зажимом
  6. Определение момента затяжки

Чтобы увеличить прочность и срок эксплуатации резьбовых соединений, а также повысить их сопротивление различным внешним факторам необходимо правильно закрутить крепежные элементы, рассчитав усилие завинчивания. Каждое соединение имеет свою определенную степень затяжки в зависимости от посадочного места. Момент затяжки рассчитывается в зависимости от температурного режима,  свойства материала и нагрузки, которая будет оказываться на резьбовое соединение.

К примеру, под воздействием температурных показателей металл начинает расширяться, а под воздействием вибрации на элемент оказывается дополнительная нагрузка. Соответственно, для минимизации воздействующих факторов, болты необходимо закручивать с расчетом правильного усилия. Предлагаем ознакомиться с таблицей силы затяжки болтов, а также методами и инструментами выполнения работ.

Что такое затяжное усилие и как его узнать?

Моментом затяжки называют показатель усилия, который необходимо приложить для резьбовых соединений в процессе их завинчивания. Если крепеж был закручен с прикладыванием небольшого усилия, чем это было нужно, то при воздействии различных механических факторов резьбовое соединение может не выдержать, теряется герметичность скрепленных деталей, что влечет за собой тяжелые последствия. Так же и при чрезмерном усилии, резьбовое соединение или скрепляемые детали могут попросту разрушиться, что приведет к срыву резьбы или появлению трещин в конструкционных элементах.

Каждый размер и класс прочности резьбовых соединений имеет определенный момент затяжки при работе с динамометрическим ключом, который указывается в специальной таблице. При этом обозначение класса прочности изделия располагается на его головке.

Маркировка и класс прочности деталей

Цифровое обозначение параметра прочности метрического болта указано на головке, и представлено в виде двух цифр через точку, к примеру: 4.6, 5.8 и так далее.

  1. Цифра до точки обозначает номинальный размер прочности предельного разрыва, рассчитывается как 1/100, и ее измерение осуществляется в МПа. К примеру, если на изделии указана маркировка — 9.2, то значение первого числа будет составлять 9*100=900 МПа.
  2. Цифра после точки является предельной текучестью по отношению к прочности, после расчета число необходимо умножить на 10, как указано в примере: 1*8*10=80 МПа.

Обозначение класса прочности метрических болтов

Предельная текучесть представляет собой максимальную нагрузку на конструкцию болта. Элементы, которые выполняются из нержавеющих видов стали, имеют обозначение непосредственно самого вида стали (А2, А4), и только после этого указывается предельная прочность.

К примеру, А2-50. Значение в подобной маркировке обозначает 1/10 прочностного предела углеродистой стали. При этом, изделия, для изготовления которых используется углеродистая сталь, имеют класс прочности – 2.

Обозначение прочности для дюймовых болтов отмечается насечками на его головке.

Обозначение класса прочности дюймовых болтов

В чем измеряется затяжное усилие?

Основная величина измерения усилия затяжки болтов – Паскаль (Па). Международная система «СИ» предполагает, что данной единицей измеряется как давление, так и механическое напряжение. Соответственно, Паскаль равен значению давления, которое вызывается силой равной одному Ньютону и равномерным образом распределяется на плоскости размером в 1 м2.

Чтобы понять как можно конвертировать одну единицу измерения в другую, посмотрим пример:

  • 1 Паскаль = 1 Нютону/м2;
  • 1 МПаскаль = 1 Ньютону/мм2;
  • 1 Ньютон/мм2 = 10 кгс/см2.

Значения усилий затяжки для различных типов болтов (таблица)

Для более удобного и точного восприятия представлена таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Резьба  Класс прочности, Нм Головка, мм
3.6 4.6 5.8 6.8 8.8 9.8 10.9 12.9
М5 1.71 2.28 3.8 4.56 6.09 6.85 8.56 10.3 8
М6 2.94 3.92 6.54 7.85 10.5 11.8 14.7 17.7 10
М8 7.11 9.48 15.8 19 25.3 28.4 35.5 42.7 13
М10 14.3 19.1 31.8 38.1 50.8 57.2 71.5 85.8 17
М12 24.4 32.6 54.3 65.1 86.9 97.7 122 147 19
М14 39 52 86.6 104 139 156 195 234 22
М16 59.9 79.9 133 160 213 240 299 359 24
М18 82.5 110 183 220 293 330 413 495 27
М20 117 156 260 312 416 468 585 702 30
М22 158 211 352 422 563 634 792 950 32
М24 202 270 449 539 719 809 1011 1213 36

Также представим таблицу момента затяжки для дюймовых видов резьб по стандарту, который применяется в Соединенных Штатах.

Дюймы Нм Фунт
1/4 12±3 9±2
5/16  25±6 18±4.5
3/8 47±9 35±7
7/16 70±15 50±11
1/2 105±20 75±15
9/16 160±30 120±20
5/8 215±40 160±30
3/4 370±50 275±37
7/8 620±80 460±60

Значения усилий затяжки для ленточного хомута с червячным зажимом

Ниже приведенная таблица содержит ряд данных про первоначальную установку ленточных хомутов на новом шланге, а также про повторную затяжку уже обжатых шлангов.

Размер хомута Нм Фунт/Дюйм
16мм — 0,625 дюйма 7,5±0,5 65±5
13,5мм — 0,531 дюйма 4,5±0,5 40±5
8мм — 0,312 дюйма 0,9±0,2 8±2
Усилие затяжки для повторных стяжек
16мм 4,5±0,5 40±5
13,5мм 3,0±0,5 25±5
8мм 0,7±0,2 6±2

Определение момента затяжки

Динамометрическим ключом

Подбор этого инструмента должен осуществляться так, чтобы затяжной момент на крепежном элементе был на 20-30% меньше, нежели значение максимального момента на используемом ключе. Если попытаться превысить допустимый лимит, то инструмент может легко сломаться.

Затяжное усилие и марка материала должны присутствовать на каждом изделии, способы расшифровки маркировки описаны выше.

Чтобы выполнить вторичную протяжку болтов, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Точно знать значение необходимого затяжного усилия.
  2. Выполняя контрольную проверку затяжки, необходимо выставлять усилие и проверять по кругу каждый крепежный элемент.
  3. Запрещается пользоваться динамометрическим ключом как обычным, его не стоит использовать для закрутки деталей, гаек и болтов, чтобы получить лишь примерное усилие. Его стоит использовать для выполнения контрольной протяжки.
  4. У динамометрического ключа должен быть запас для измерения момента усилия.

Без использования динамометрического ключа

Чтобы выполнить проверку нам понадобится наличие:

  • накидного или рожкового ключа;
  • пружинного кантера или весов, с пределом не менее 30 кг;
  • таблицы, которая содержит сведения об усилии затяжки болтов и гаек.

Момент затяжки является усилием, которое необходимо приложить на рычаг размером в 1 метр. К примеру, требуется выполнить затяжку гайки рассчитав для этого усилие в 2 кГс/м:

  1. Нам потребуется узнать какой длины ключ. Например, длина составляет 20 см или 0,2 метра.
  2. Разделить единицу на наше полученное значение: 1/0,2 = 5.
  3. Умножить полученный результат: 5*2кГс/м = 10 кг.

Далее на практическом опыте крепим к ключу крючок и присоединяем его к весам. Выполняем натяжку к нужному значению (которое мы получили в ходе расчетов) и начинаем постепенно закручивать/проверять. Применение такого кустарного метода все же лучше, нежели закручивать болты на «глаз». Погрешность будет присутствовать в любом случае, однако с увеличением усилия она будет уменьшаться. Все зависит от того, какого качества весы. Однако для проведения серьезных и профессиональных работ лучше обзавестись специальным динамометрическим ключом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к стиральной машинке electrolux timemanager
  • Вд 12нфп руководство по эксплуатации
  • Пассат б8 инструкция по эксплуатации скачать
  • Циклоферон инструкция по применению таблетки взрослым при простуде аналоги
  • Лазерный уровень hitman dlt 2 инструкция