Мануал в музыке это кратко

Мануал

Мануал

        (от лат. manualis — ручной) — клавиатура для рук (в отличие от клавиатуры для ног — педали) в многоклавиатурных инструментах (орган, клавесин, фисгармония, электронные инструменты). Число М. в оргбнах 1-7 (7 М. имеет орган в соборе г. Атлантик-Сити, в США), в клавесинах — до 3, в фисгармониях — не более 2. М. расположены друг над другом террасообразно. Каждому придано определённое число регистров — отсюда разл. сила и тембровая окраска М. Объём клавиатуры — до 5 октав (С — с4). Реальный звуковой объём органного М. (благодаря регистрам удвоений) — до 8 октав. В органах нем. типа наиболее сильный — нижний 1-й или 2-й М. (хауптверк — Hauptwerk); менее сильный — 2-й или 3-й (оберверк — Oberwerk); тихий — 3-й или 4-й (позитив, швелльверк — Positiv, Schwellwerk). Во франц. органах самый тихий М. — средний (позитив — positiv), самый мощный — нижний (Грандорг — grand orgue), самый выразительный — верхний (ресъ — Rйcit). Все М. вместе или 2-3 М. могут быть соединены при помощи особого механизма — копуляций (включается посредством кнопки или рукоятки). При этом органист, играя на одном М., заставляет звучать трубы регистров присоединённых М. На клавесине также возможно копулирование (соединение) М.

Литература: Adelung W., Einfьhrung in den Orgelbau, Lpz., 1955; Ройзман Л. И., Советская органная культура и ее своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969.

Л. И. Ройзман.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор.
.
1973—1982.

Синонимы:

Смотреть что такое «Мануал» в других словарях:

  • МАНУАЛ — (лат.). Клавиатура в органе, на которой играют руками, в отличие от клавиатуры педальной, на которой действуют ногами; манул в органе несколько. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАНУАЛ ит., от mano,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мануал — Мануал: Руководство пользователя Мануал (орган) клавиатура органа Manual в скейтбординге, езда на двух парных колёсах скейта, не касаясь земли остальными …   Википедия

  • мануал — сущ., кол во синонимов: 4 • букварь (14) • клавиатура (3) • ман (3) • …   Словарь синонимов

  • мануал — мануалка руководство пользователя Люди, очень прошу, если есть у кого нибудь, вышлите мне на мыло мануал по использованию этой проги. Syn: ман …   Словарь компьютерного сленга

  • мануал — [29/0] от англ. manual – «руководство» руководство пользователя по использованию какой либо программы или ресурса. Прочитай мануал, и поймешь как пользоваться этой прогой. Компьютерный сленг …   Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

  • мануал — (manuale; лат. mamialis ручной) сборник прописей лекарственных форм, фармацевтических (галеновых) препаратов и других технических продуктов и материалов, используемых в медицинской практике, но не вошедших в фармакопею …   Большой медицинский словарь

  • Мануал — клавиатура органа, на которой играют руками; она называется так в отличие от клавиатуры для ног (pedale). M. в органе бывает несколько (см. Орган) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • мануал — I м. Ручная клавиатура органа, фисгармонии, клавесина. II м. Специалист в области мануальной терапии метода лечения какого либо заболевания руками: массажем, вправлением позвонков или суставов и т.п.; мануальный терапевт, мануолог. Толковый… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • мануал — ману ал, а …   Русский орфографический словарь

  • мануал — (2 м); мн. мануа/лы, Р. мануа/лов …   Орфографический словарь русского языка

МАНУАЛ

        (от лат. manualis — ручной) — клавиатура для рук (в отличие от клавиатуры для ног — педали) в многоклавиатурных инструментах (орган, клавесин, фисгармония, электронные инструменты). Число М. в оргбнах 1-7 (7 М. имеет орган в соборе г. Атлантик-Сити, в США), в клавесинах — до 3, в фисгармониях — не более 2. М. расположены друг над другом террасообразно. Каждому придано определённое число регистров — отсюда разл. сила и тембровая окраска М. Объём клавиатуры — до 5 октав (С — с4). Реальный звуковой объём органного М. (благодаря регистрам удвоений) — до 8 октав. В органах нем. типа наиболее сильный — нижний 1-й или 2-й М. (хауптверк — Hauptwerk); менее сильный — 2-й или 3-й (оберверк — Oberwerk); тихий — 3-й или 4-й (позитив, швелльверк — Positiv, Schwellwerk). Во франц. органах самый тихий М. — средний (позитив — positiv), самый мощный — нижний (Грандорг — grand orgue), самый выразительный — верхний (ресъ — Rйcit). Все М. вместе или 2-3 М. могут быть соединены при помощи особого механизма — копуляций (включается посредством кнопки или рукоятки). При этом органист, играя на одном М., заставляет звучать трубы регистров присоединённых М. На клавесине также возможно копулирование (соединение) М.
Литература: Adelung W., Einfьhrung in den Orgelbau, Lpz., 1955; Ройзман Л. И., Советская органная культура и ее своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969.
Л. И. Ройзман.

Синонимы:

букварь, клавиатура, ман, руководство

МАНФРЕДИНИ В. →← МАНСУРЯН Т. Е.

Смотреть что такое МАНУАЛ в других словарях:

МАНУАЛ

клавиатура органа, на которой играют руками; она называется так в отличие от клавиатуры для ног (pedale). M. в органе бывает несколько (см. Орган).

МАНУАЛ

мануал
сущ., кол-во синонимов: 4
• букварь (14)
• клавиатура (3)
• ман (3)
• руководство (51)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство… смотреть

МАНУАЛ

Мануал — клавиатура органа, на которой играют руками; она называется так в отличие от клавиатуры для ног (pedale). M. в органе бывает несколько (см. Орган).<br><br><br>… смотреть

МАНУАЛ

МАНУАЛ(лат.). Клавиатура в органе, на которой играют руками, в отличие от клавиатуры педальной, на которой действуют ногами; манул в органе несколько.С… смотреть

МАНУАЛ

1) Орфографическая запись слова: мануал2) Ударение в слове: ману`ал3) Деление слова на слоги (перенос слова): мануал4) Фонетическая транскрипция слова … смотреть

МАНУАЛ

МАНУА́Л, а, ч., МАНУА́ЛЬ, і, ж., муз.Клавіатура для рук у музичних інструментах (орга́на, фісгармонії, клавесина).Кількість мануалей варіюється залежно… смотреть

МАНУАЛ

(від лат. manualis — ручний) — клавіатура для рук в багатоклавіатурних музичних інструментах (органі, фісгармонії, електрооргані тощо), на відміну від клавіатури для ніг — педалі. На органі є 7 М., клавесині — до 3, фісгармонії — не більше 2 і т.д. М. розташовані терасою, одна над другою, відрізняючись за кількістю клавіш, висотою і тембром регістрів, силою і тембровим забарвленням звучання, що забезпечує великий звуковисотний діапазон (у органа до 8 октав)…. смотреть

МАНУАЛ

корень — МАНУ; суффикс — АЛ; нулевое окончание;Основа слова: МАНУАЛВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ — МАНУ; ∧ — АЛ; ⏰Слово Мануал с… смотреть

МАНУАЛ

-у, ч. 1) В музичних інструментах (орган, фісгармонія, клавесин) – клавіатура для рук. 2) В клавішних електроінструментах – клавіатура або її секції д… смотреть

МАНУАЛ

(manuale; лат. manualis ручной)сборник прописей лекарственных форм, фармацевтических (галеновых) препаратов и других технических продуктов и материалов… смотреть

МАНУАЛ

(2 м); мн. мануа/лы, Р. мануа/ловСинонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство

МАНУАЛ

-у, ч. 1》 В музичних інструментах (орган, фісгармонія, клавесин) – клавіатура для рук.2》 В клавішних електроінструментах – клавіатура або її секції д… смотреть

МАНУАЛ

мануал (manuale; лат. mamialis ручной) — сборник прописей лекарственных форм, фармацевтических (галеновых) препаратов и других технических продуктов и материалов, используемых в медицинской практике, но не вошедших в фармакопею. <br><br><br>… смотреть

МАНУАЛ

(manuale; лат. mamialis ручной) сборник прописей лекарственных форм, фармацевтических (галеновых) препаратов и других технических продуктов и материалов, используемых в медицинской практике, но не вошедших в фармакопею…. смотреть

МАНУАЛ

м муз.Manual nСинонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство

МАНУАЛ

Ударение в слове: ману`алУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: ману`ал

МАНУАЛ

мануа́лСинонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство

МАНУАЛ

ману’ал, -аСинонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство

МАНУАЛ

мануал м муз. Manual n 1aСинонимы:
букварь, клавиатура, ман, руководство

МАНУАЛ

мануал [< лат.manualisручной] — ручная клавиатура органа (также фисгармонии, клавесина; ср. педаль).

МАНУАЛ

Начальная форма — Мануал, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

МАНУАЛ

Манул Мануал Мана Ман Аул Аман Алу Алма Алан Улан Лама Лана Луна Наум Мауна Мул Нал

МАНУАЛ

мануа́л
іменник чоловічого роду
клавіатура органа

МАНУАЛ

— руководство пользователя софта или железа .

From Wikipedia, the free encyclopedia

An electronic organ with three manuals. The two lower manuals are each five octaves in range, while the uppermost manual spans two octaves.

A manual is a musical keyboard designed to be played with the hands, on an instrument such as a pipe organ, harpsichord, clavichord, electronic organ, melodica, or synthesizer. The term «manual» is used with regard to any hand keyboard on these instruments to distinguish it from the pedalboard, which is a keyboard that the organist plays with their feet. It is proper to use «manual» rather than «keyboard», then, when referring to the hand keyboards on any instrument that has a pedalboard.

Music written to be played only on the manuals (instead of using the pedals) can be designated by manualiter (first attested in 1511, but particularly common in the 17th and 18th centuries).[1]

Overview[edit]

Organs and synthesizers can, and usually do, have more than one manual; most home instruments have two manuals, while most larger organs have two or three. Elaborate pipe organs and theater organs can have four or more manuals. The manuals are set into the organ console (or «keydesk»).

The layout of a manual is roughly the same as a piano keyboard, with long, usually ivory or light-colored keys for the natural notes of the Western musical scale, and shorter, usually ebony or dark-colored keys for the five sharps and flats. A typical, full-size organ manual consists of five octaves, or 61 keys. Piano keyboards, by contrast, normally have 88 keys; some electric pianos and digital pianos have fewer keys, such as 61 or 73 keys. Some smaller electronic organs may have manuals of four octaves or less (25, 49, 44, or even 37 keys). Changes in registration through use of drawknobs, stop tabs, or other mechanisms to control organ stops allow such instruments to achieve an aggregate range well in excess of pianos and other keyboard instruments even with manuals of shorter pitch range and smaller size.

The organ console in St. Mary Redcliffe church in Bristol, England, with four manuals.

On smaller electronic organs and synthesizers, the manuals may span fewer octaves, and they may also be offset, with the lower one an octave to the left of the upper one. This arrangement encourages the organist to play the melody line on the upper manual while playing the harmony line, chords or bassline on the lower manual.
On pipe organs each manual plays a specific subset of the organ’s stops, and electric organs (e.g., Hammond organ) can emulate this style of play. Hammond organs differ from pipe organs in that pipe organs can only pull a stop out (that is, turn on a stop) or push it in (turning off this stop); in contrast, Hammond organs typically have drawbars, so that the player can control how much of each «pipe rank» (e.g., 16′, 8′, 4′, 2′, etc.) they wish to use. Synthesizers can program separate manuals to emulate sounds of various orchestral sections or instruments, using imitative digital sounds or sampling of real instruments, or using entirely synthesized sounds. On digital synthesizer instruments a performer can produce the sounds of an entire orchestra through the use of all available manuals in conjunction with the pedalboard and the various registration controls.

Organ manuals vs. piano keyboards[edit]

Despite the superficial resemblance to piano keyboards, organ manuals require a very different style of playing. Organ keys often require less force to depress than piano keys, however, the keys on mechanical instruments can be very heavy (St Sulpice Paris, St Ouen Rouen, St Etienne Caen, etc.). When depressed, an organ key continues to sound its note at the same volume until the organist releases the key, unlike a piano key, whose note gradually fades away as the string vibrations fade away. On the other hand, while the pianist may allow the piano notes to continue to sound for a few moments after lifting their hands from the keys by depressing the sustain pedal, most organs have no corresponding control; the note invariably ceases when the organist releases the key. The exception is some modern electronic instruments and relatively contemporary upgrades to theatre pipe organ consoles, which may have a knee lever which sustains the previous chords or notes. The knee lever enables an organist to hold a chord or note during a fermata or cadence, thus freeing their hands to turn a page in the sheet music, change stops, conduct a choir or orchestra, or shift hands to another manual.

Another difference is that of dynamic control. Unlike the case of piano keys, the force with which the organist depresses the key has no relation to the note’s resonance; instead, the organist controls the volume through use of the expression pedals. While the piano note, then, can only decay, the organ note may increase in volume or undergo other dynamic changes. Some modern electronic instruments allow for volume to vary with the force applied to the key and permit the organist to sustain the note and alter both its attack and decay in a variety of ways. For example, Hammond organs often have an expression pedal, which enables the performer to increase or decrease the volume of a note, chord, or passage. All of these variables mean that both the technique of organ playing and the resulting music are quite different from those of the piano. Nevertheless, the trained pianist may play a basic organ repertoire with little difficulty, although more advanced organ music will require specialized training and practice, as the musician has to learn to play on multiple manuals, set stops and other controls while performing, and play the pedal keyboard with the feet.

Electromechanical organs[edit]

One of the key types of electromechanical organs, the Hammond B-3, has two manuals. Each manual has drawbars which are used to control the registration for each manuals.

Types of manuals and related controls[edit]

Different manuals on pipe organs are usually used to play stops from a variety of divisions, which group together a series of different tones. Divisions are usually standardised within pipe organs belonging to certain regions; in the English school of organ building, common divisions include the Great, Swell, Choir, Solo and Echo, while French organs commonly include Grand Orgue, Positif, Récit and Echo. German organ divisions include the Hauptwerk, Rückpositiv, Brustwerk and Oberwerk, while in Dutch, common divisions are Hoofdwerk, Rugwerk, Borstwerk and Bovenwerk. Finally, theatre organs are usually composed of Great, Accompaniment, Solo, Bombarde and Orchestral divisions. Organ builders choose different divisions to accommodate the type of music played, the space in which the organ is installed, as well as the desired character and tone of the instrument.

Various other controls, such as stops, pistons, and registration presets are usually located adjacent to the manuals to allow the organist ready access to them while playing. This further increases the instrument’s versatility, as a piston or other preset function can cause multiple stops to be pulled out or pushed in automatically. This is of particular benefit in pieces where a number of stops have to be pulled out or pushed in between sections. Devices known as couplers are sometimes available to link the manuals, so that the stops (and pipes) normally played on one can be played from another.

Gallery[edit]

  • A 1970s-era Fairlight synthesizer with two manuals.

    A 1970s-era Fairlight synthesizer with two manuals.

  • A three manual digital synthesizer organ.

    A three manual digital synthesizer organ.

  • An Oberheim Dual Manual synthesizer.

    An Oberheim Dual Manual synthesizer.

References[edit]

  1. ^ Williams, Peter (2001). «Manualiter». In Sadie, Stanley; Tyrrell, John (eds.). The New Grove Dictionary of Music and Musicians (2nd ed.). London: Macmillan. ISBN 978-1-56159-239-5.

Музыкальная клавиатура, играемая руками

A manual — это музыкальная клавиатура предназначен для игры руками, на инструменте, например, органе, клавесине, клавикорде, электронный орган, мелодика или синтезатор. Термин «ручная» используется по отношению к любой ручной клавиатуре этих инструментов, чтобы отличать ее от педалборда, который представляет собой клавиатуру, на которой органист играет ногами. Тогда, имея в виду ручные клавиатуры на любом инструменте, имеющем педалборд, уместно использовать «ручную», а не «клавиатуру».

Электронный орган с тремя руководствами. Два нижних руководства имеют диапазон по пять октав каждое; самая верхняя инструкция охватывает две октавы.

Музыка, написанная для воспроизведения только по руководствам (вместо использования педалей), может быть обозначена manualiter (впервые засвидетельствовано в 1511 году, но особенно распространено в 17-м и 18 века).

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Руководства для органа по сравнению с клавиатурой фортепиано
  • 3 Электромеханические органы
  • 4 Типы руководств и соответствующих элементов управления
  • 5 Ссылки

Обзор

Органы и синтезаторы могут иметь и обычно имеют более одного руководства; у большинства домашних инструментов есть два руководства, в то время как у большинства больших органов есть два или три. Сложные органы трубы и органы могут иметь четыре или более руководств. Инструкции устанавливаются на органную консоль (или «клавишную панель»).

Раскладка руководства примерно такая же, как у фортепиано клавиатуры, с длинными клавишами цвета слоновой кости или светлого цвета для естественных нот западной музыкальной гаммы и более короткие, обычно клавиши черного или темного цвета для пяти острых и плоских. Типичное полноразмерное руководство для органа состоит из пяти октав или 61 клавиши. Клавиатуры пианино, напротив, обычно имеют 88 клавиш; Некоторые электрические пианино и цифровые пианино имеют меньшее количество клавиш, например 61 или 73 клавиши. Некоторые электронные органы меньшего размера могут иметь руководства на четыре октавы или меньше (25, 49, 44 или даже 37 клавиш). Изменения в регистрации за счет использования ручек, стопорных язычков или других механизмов для управления упорами органа позволяют таким инструментам достичь совокупного диапазона, намного превышающего диапазон пианино и других клавишных инструментов, даже с руководствами с более коротким диапазоном высоты тона и меньшим размер.

Органная консоль в церкви Святой Марии Редклифф в Бристоле, Англия, с четырьмя руководствами.

На небольших электронных органах и синтезаторах руководства могут охватывать меньшее количество октав, и они также могут быть смещены, с нижним на октаву левее верхнего. Такая аранжировка побуждает органиста играть линию мелодии в верхнем руководстве, одновременно играя линию гармонии, аккорды или басовую линию в нижнем руководстве.

На органной трубе каждое руководство воспроизводит определенный набор упоров органа, а электрические органы (например, орган Хаммонда ) и электронные органы могут имитировать этот стиль игры.. Органы Хаммонда отличаются от трубочных органов тем, что трубочные органы могут только вытягивать стопор (то есть включать стопор) или толкать его (выключение этого стопора); Напротив, у органов Hammond обычно есть тяги, так что игрок может контролировать, какую часть каждого «ранга» (например, 16 ‘, 8’, 4 ‘, 2’ и т. д.) он хочет использовать. Синтезаторы могут программировать отдельные руководства для имитации звуков различных оркестровых секций или инструментов, используя имитационные цифровые звуки или сэмплы реальных инструментов, или используя полностью синтезированные звуки. На инструментах цифрового синтезатора исполнитель может воспроизводить звуки всего оркестра с помощью всех доступных руководств в сочетании с педалбордом и различными элементами управления регистрацией.

Руководства для органа по сравнению с клавишными для фортепиано

Несмотря на внешнее сходство с клавишными для фортепиано, для руководств для органа требуется совсем другой стиль игры. Клавиши органа часто требуют меньшего усилия для нажатия, чем клавиши фортепиано. Нажатая на клавишу органа, она продолжает звучать с той же громкостью, пока органист не отпустит клавишу, в отличие от клавиши фортепиано, нота которой постепенно затухает по мере затухания колебаний струны. С другой стороны, в то время как пианист может позволить нотам фортепиано продолжать звучать в течение нескольких секунд после того, как он убрал руки с клавиш, нажав на педаль сустейна, большинство органов не имеют соответствующего контроля; нота неизменно прекращается, когда органист отпускает клавишу. Исключение составляют некоторые современные электронные инструменты и относительно современные усовершенствования театральных трубных органных консолей, которые могут иметь коленный рычаг, поддерживающий предыдущие аккорды или ноты. Коленный рычаг позволяет органисту удерживать аккорд или ноту во время ферматы или каденции, таким образом освобождая руки, чтобы перевернуть страницу в нотах, остановить смену, дирижировать хором или оркестром, или переключиться на другое руководство.

Еще одно отличие — это динамическое управление. В отличие от клавиш фортепиано, сила, с которой органист нажимает на клавишу, не имеет отношения к резонансу ноты; вместо этого органист регулирует громкость с помощью педалей экспрессии . В то время как нота фортепиано может только затухать, нота органа может увеличиваться в объеме или претерпевать другие динамические изменения. Некоторые современные электронные инструменты позволяют изменять громкость в зависимости от силы, приложенной к клавише, и позволяют органисту поддерживать ноту и изменять ее атаку и затухание различными способами. Например, органы Hammond часто имеют педаль экспрессии, которая позволяет исполнителю увеличивать или уменьшать громкость ноты, аккорда или пассажа. Все эти переменные означают, что как техника игры на органе, так и получаемая музыка сильно отличаются от фортепианной. Тем не менее, обученный пианист может без труда сыграть основной репертуар органа, хотя более продвинутая органная музыка потребует специального обучения и практики, поскольку музыкант должен научиться играть по нескольким руководствам, устанавливать остановки и другие элементы управления во время выступления и играть на педаль клавиатуры с ножками.

Электромеханические органы

Один из основных типов электромеханических органов, Hammond B-3, имеет два руководства. В каждом руководстве есть панели управления, которые используются для управления регистрацией каждого руководства.

A Hammond B-3 имеет два руководства.

Типы руководств и соответствующие элементы управления

Распространенные названия руководств по трубным органам включают Great, Choir, Swell, Solo и Echo в Английский ; Grand Orgue, Positif, Récit и Echo на французском ; Hauptwerk, Rückpositiv, Brustwerk и Oberwerk на немецком ; и Hoofdwerk, Rugwerk, Borstwerk и Bovenwerk на голландском. Органы театра используют номенклатуру Великого, Аккомпанемента, Соло, Бомбарды и Оркестра.

Различные другие элементы управления, такие как упоры, поршни и предустановки регистрации, обычно расположены рядом с руководствами, чтобы дать возможность органисту получить доступ к ним во время игры. Это еще больше увеличивает универсальность инструмента, так как поршень или другая предустановленная функция может вызывать автоматическое выдвижение или нажатие нескольких упоров. Это особенно полезно в деталях, где необходимо выдвигать или вставлять несколько упоров между секциями. Иногда для связывания руководств доступны устройства, известные как соединители, так что стопы (и трубы), обычно воспроизводимые на одном, можно воспроизводить с другого.

Синтезатор 1970-х годов Fairlight с двумя руководствами. Цифровой синтезаторный орган с тремя ручными ручками. Синтезатор Oberheim Dual Manual.

Ссылки

Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного.

Содержание статьи

  • Пульт
    • Мануал
    • Педали
    • Регистры
    • Трубы
    • Трактура духового органа

Пульт

Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.

Строение инструмента орган

Органный пульт

Итак, к игровым устройствам относятся мануалы и педали.

К тембровым — переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.

Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.

Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.

Копула органа

Пример копулы органа

Но обо всем по порядку:

  • Копула. Механизм, который может регистры одного мануала переносить на другой мануал, или педальную клавиатуру. Это актуально, когда надо перенести регистры звучания более слабых мануалов к более сильным, или вывести регистры звучания на основной мануал. Включаются копулы специальными ножными рычагами с фиксаторами или же при помощи специальных кнопок.
  • Швеллер. Это устройство, при помощи которого можно регулировать громкость каждого отдельно взятого мануала. При этом регулируются створки жалюзи в ящике, через который проходят трубы именно этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций. Подобное устройство доступно лишь в электрических органах, то есть в органах с электрической трактурой. Здесь бы сделать предположение, что орган с электрической трактурой чем-то родственен допотопным синтезаторам, но духовой орган сам по себе слишком неоднозначный инструмент, чтобы можно было с легкостью допустить подобную оплошность.
  • Готовые регистровые комбинации. В отличие от банка памяти регистровых комбинаций, которые отдаленно напоминают пресеты современных цифровых процессоров обработки звука, готовые регистровые комбинации относятся к органам с пневматической регистровой трактурой. Но суть одна и та же: они дают возможность задействовать готовые настройки.
  • Тутти. А вот это устройство включает мануалы и все регистры. Вот такой вот выключатель.

мануал органа

Мануал

Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами — педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.

Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.

В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.

  • Oberwerk – чуть потише. Его трубы расположены под трубами главного мануала.
  • Rückpositiv  — совершенно уникальная клавиатура. Она управляет теми трубами, которые расположены отдельно от всех остальных. Так, например, если органист сидит к инструменту лицом, то они будут располагаться сзади.
  • Hinterwerk – этот мануал управляет трубами, которые расположены в задней части органа.
  • Brustwerk. А вот трубы этого мануала расположены либо прямо над самим пультом, либо с обеих сторон.
  • Solowerk. Как можно судить из самого названия, трубы этого мануала оснащаются большим количеством сольных регистров.

Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.

В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.

Педали

Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.

Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали,  есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.

Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.

Регистры

Регистры — это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.

Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.

Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.

Есть как лабиальные, так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.

А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.

Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр. Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется. Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.

Трубы

Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, — это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.

Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.

Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем  добиваются изменения высоты звука.

А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.

Кроме того, некоторые трубы могут быть чисто декоративными. В таком случае они называются «слепыми». Они не звучат, а имеют исключительно эстетическое значение.

Трактура духового органа

Трактура духового органа

Трактура духового органа

Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа трактура играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.

Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура,  которая позволяет включать и выключать целые регистры.

Микстура — это группа регистров, которые задействованы в данный момент. Игровая трактура задействует не те трубы, которые задействованы при помощи регистровой трактуры, если можно так выразиться, конечно.

Именно с регистровой трактурой работает память органа, когда включаются или выключаются целые группы регистров. Чем-то это напоминает современные синтезаторы. Это могут быть как фиксированные комбинации регистров, так и свободные, то есть выбираемые музыкантом в произвольном порядке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оск инфотранс официальный сайт руководство
  • Нет руководства по эксплуатации на кран
  • Иммуноглобулин внутривенный инструкция по применению цена
  • Spidem trevi digital plus инструкция на русском
  • Должностная инструкция сестринское дело в педиатрии