Мануал затяжки болтов приора 16 клапанов

13.2 3. Моменты затяжки резьбовых соединений

Деталь

Резьба

Момент затяжки, Н·м (кгс·м)

Двигатель

Болты крепления головки блока цилиндров

М12х1,25

1-й прием: 20,0 (2,0)
2-й прием: 71,0–87,0 (7,1–8,7)
3-й прием: довернуть на 90°
4-й прием: снова довернуть на 90°

Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора

М8

21,0–26,0 (2,1–2,6)

Гайка крепления натяжного ролика

М10х1,25

34,0–42,0 (3,4–4,2)

Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного
вала

М8

18,7–23,0 (1,87–2,30)

Болт крепления шкива распределительного вала

М10

68,0–85,0 (6,8–8,5)

Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов

М6

6,8–8,4 (0,68–0,84)

Гайки шпилек крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения

М8

16,0–23,0 (1,6–2,3)

Болт крепления крышек коренных подшипников

М10х1,25

69,0–84,0 (6,9–8,4)

Болт крепления масляного картера

М6

5,0–8,0 (0,5–0,8)

Гайки болта крышки шатуна

М9х1,0

44,0–54,0 (4,4–5,4)

Болт крепления маховика

М10х1,25

62,0–87,0 (6,2–8,9)

Болт крепления насоса охлаждающей жидкости

М6

78,0–80,0 (0,78–0,80)

Болт крепления шкива коленчатого вала

М12х1,25

99,0–110,0 (9,90–11,0)

Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости

М6

4,1–5,1 (0,41–0,51)

Гайка крепления приемной трубы глушителя

М8х1,25

21,0–26,0 (2,1–2,6)

Гайка крепления фланца дополнительного глушителя

М8х1,25

16,0–23,0 (1,6–2,3)

Гайка болта крепления передней подвески двигателя

М10

42,0–51,0 (4,2–5,1)

Гайка болта крепления левой подвески двигателя

М10

42,0–51,0 (4,2–5,1)

Гайка болта крепления кронштейна левой подвески к двигателю

М10

32,0–51,0 (3,2–5,1)

Гайка болта крепления задней подвески двигателя

М10

28,0–34,0 (2,8–3,4)

Гайка болта крепления кронштейна задней подвески к двигателю

М12

62,0–98,0 (6,2–9,8)

Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника

М6

8,0–10,0 (0,8–1,0)

Болт крепления маслоприемника к насосу

М6

7,0–8,0 (0,7–0,8)

Болт крепления масляного насоса

М6

8,5–10,0 (0,85–1,0)

Болт крепления корпуса масляного насоса

М6

7,2–9,2 (0,72–0,92)

Пробка редукционного клапана масляного насоса

М16х1,5

46,0–73,0 (4,6–7,3)

Штуцер масляного фильтра

М20х1,5

38,0–87,0 (3,8–8,7)

Датчик контрольной лампы давления масла

М14х1,5

24,0–27,0 (2,4–2,7)

Гайки крепления карбюратора

М8

13,0–16,0 (1,3–1,6)

Гайка крепления крышки головки блока цилиндров

М6

2,0–4,7 (0,2–0,47)

Сцепление

Гайка крепления картера сцепления к блоку двигателя

М12х1,25

55,0–88,0 (5,5–8,8)

Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя

М12х1,25

55,0–88,0 (5,5–8,8)

Болт крепления фланца направляющей втулки муфты подшипника
выключения сцепления

М6

5,0–6,5 (0,5–0,65)

Болт крепления кожуха сцепления к маховику

М8

19,0–31,0 (1,9–3,1)

Гайка крепления картера сцепления к коробке передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления

М6

4,9–7,8 (0,49–0,78)

Коробка передач

Конический винт крепления шарнира тяги привода

М8

16,6–20,0 (1,66–2,0)

Болт крепления механизма выбора передач

М6

5,1–8,2 (0,51–0,82)

Болт крепления корпуса рычага переключения передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Гайка крепления хомута тяги привода

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Гайка заднего конца первичного и вторичного валов

М20х1,5

123,0–149,0 (12,3–14,9)

Выключатель света фонарей заднего хода

М14х1,5

29,0–45,0 (2,9–4,5)

Болт крепления вилок к штоку

М6

12,0–19,0 (1,2–1,9)

Болт крепления крышки фиксаторов

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Болт крепления ведомой шестерни дифференциала

М10х1,25

65,0–83,0 (6,5–8,3)

Гайка крепления корпуса привода спидометра

М6

4,5–7,2 (0,45–0,72)

Гайка крепления оси рычага выбора передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Пробка фиксатора вилки включения заднего хода

М16х1,5

28,0–45,0 (2,8–4,5)

Конический винт крепления рычага штока выбора передач

М8

28,0–35,0 (2,8–3,5)

Болт крепления картеров сцепления и коробки передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Пробки заливного и сливного отверстий

М22х1,5

29,0–46,0 (2,9–4,6)

Передняя подвеска

Гайка крепления верхней опоры телескопической стойки к кузову

М8

20,0–24,0 (2,0–2,4)

Гайка крепления шарового пальца к рычагу

М12х1,25

80,0–96,0 (8,0–9,6)

Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки
к поворотному кулаку

М12х1,25 

79,0–96,0 (7,9–9,6)

Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку

М12х1,25

79,0–96,0 (7,9–9,6)

Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову

М12х1,25

79,0–96,0 (7,9–9,6)

Гайка крепления растяжки

М16х1,25

160,0–180,0 (16,0–18,0)

Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к
рычагу

М10х1,25

43,0–53,0 (4,3–5,3)

Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову

М8

13,0–16,0 (1,3–1,6)

Болт крепления кронштейна растяжки к кузову

М10х1,25

43,0–53,0 (4,3–5,3)

Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре

М14х1,5

67,0–82,0 (6,7–8,2)

Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку

М10х1,25

50,0–63,0 (5,0–6,3)

Гайка крепления ступиц передних колес

М20х1,5

225,0–250,0 (22,5–25,0)

Болт крепления колеса

М12х1,25

65,0–95,0 (6,5–9,5)

Задняя подвеска

Гайка нижнего крепления амортизатора

М12х1,25

68,0–84,0 (6,8–8,4)

Гайка крепления рычага задней подвески

М12х1,25

68,0–84,0 (6,8–8,4)

Гайка крепления кронштейнов рычагов подвески

М10х1,25

28,0–34,0 (2,8–3,4)

Гайка верхнего крепления амортизатора

М10х1,25

51,0–63,0 (5,1–6,3)

Гайка подшипников ступиц задних колес

М20х1,5

190,0–225,0 (19,0–22,5)

Тормоза

Болт крепления цилиндра тормоза к суппорту

М12х1,25

117,0–150,0 (11,7–15,0)

Болт крепления направляющего пальца к цилиндру

М8

31,0–38,0 (3,1–3,8)

Болт крепления тормозной скобы к поворотному кулаку

М10х1,25

29,0–36,0 (2,9–3,6)

Болт крепления заднего тормозного щита к балке

М10х1,25

35,0–43,0 (3,5–4,3)

Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к усилителю
кронштейна

М8

10,0–16,0 (1,0–1,6)

Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю

М10

27,0–32,0 (2,7–3,2)

Гайка крепления вакуумного усилителя к усилителю кронштейна

М10

27,0–32,0 (2,7–3,2)

Штуцеры соединений тормозных трубопроводов

М10

15,0–18,0 (1,5–1,8)

Наконечник гибкого шланга переднего тормоза

М10х1,25

30,0–33,0 (3,0–3,3)

Рулевое управление

Гайка крепления картера рулевого механизма

М8

15,0–19,0 (1,5–1,9)

Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления

М8

15,0–19,0 (1,5–1,9)

Болт крепления кронштейна вала рулевого управления

М6

Завернуть до отрыва головки

Болт крепления вала рулевого управления к шестерне

М8

23,0–27,0 (2,3–2,7)

Гайка крепления рулевого колеса

М16х1,5

32,0–51,0 (3,2–5,1)

Контргайка рулевой тяги

М18х1,5

123,0–150,0 (12,3–15,0)

Гайка крепления шарового пальца тяги

М12х1,25

28,0–33,0 (2,8–3,3)

Болт крепления рулевой тяги к рейке

М10х1,0

70,0–86,0 (7,0–8,6)

Гайка подшипника шестерни рулевого механизма

М38х1,5

46,0–55,0 (4,6–5,5)

Электрооборудование

Свеча зажигания

М14х1,25

31,0–39,0 (3,1–3,9)

Гайка болта крепления генератора

М12х1,25

59,0–73,0 (5,9–7,3)

Гайка шпильки крепления генератора

М10х1,25

28,6–46,0 (2,86–4,6)

Здесь также нужно знать, что последовательность затягивания на 16 кл и 8 кл агрегатах отличается, поэтому нужно быть внимательным. Момент на 16 и 8 клапанном силовом агрегате одинаков и проходит в четыре круга.

Затяжка болтов необходима в первую очередь после того, как вы демонтировали ГБЦ и устанавливаете ее снова. Также затягивание может помочь в некоторых случаях, если в течение эксплуатации она ослабла и есть необходимость ее провести. В некоторых случаях, например, когда начала немного пропускать прокладка это может помочь.

Регулировка момента затягивания — несложный процесс, и ознакомившись с материалом и видео в этой статье, вы справитесь с ним сами. Достаточно раз провести затягивание и далее вы сами сможете выполнять ее и еще при этом сможете помочь свои друзьям в случае необходимости. Важно придерживаться схемы для автомобилей с 19-ти клапанным мотором и соблюдать момент.

Не пользуйтесь инструментом сомнительного качества и производства. В особенности это касается динамометрического ключа.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете гарантировать наилучшую затяжку и надежное герметичное соединение.

Поставьте ГБЦ на блок, предварительно удостоверившись, что колен и распредвалы выставлены в положение верхней мертвой точки (ВМТ).

Правильное закручивание

Непосредственно сам процесс затягивания происходит в 4-е круга:

  • 1-й круг — момент 20 Н·м (2 кгс/м);
  • 2-й круг — момент 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
  • 3-й круг — доворот болты на 90 градусов;
  • 4-й круг — еще один поворот на 90 градусов.

Как видите, все просто если остались вопросы, то посмотрите видео. По времени эта работа не занимает больше двадцати минут, но позволяет сэкономить приличную сумму, которую возьмут с вас на станции технического обслуживания.

Видео «Как правильно затянуть болты ГБЦ»

В этом видео мастер с большим опытом показывает и подробно описывает, как правильно проводится закручивание болтов ГБЦ. На автомобиле Лада приора с 16-ти кл агрегатом работы выполняются по такой же схеме.

Многие владельцы Лада Приора в процессе обслуживания и ремонта автомобиля проводят самостоятельную замену прокладки головки блока или притирку клапанов. В ходе выполнения таких работ важно соблюдать последовательность и момент затяжки ГБЦ на Приоре.

В каких случаях нужна затяжка блока?

Видео «Установка и затяжка головки блока на Приора»

В каких случаях нужна затяжка блока?

В процессе эксплуатации любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2170 Приора, на головку двигателя оказывается долговременное циклическое воздействие газов, находящихся в цилиндрах мотора. На старых силовых агрегатах затяжка винтов ГБЦ могла ослабевать от таких нагрузок и ее периодически требовалось доводить до нормального уровня. Сегодня на всех моторах ВАЗ Приора применяются болты из специальной стали, которые затягиваются один раз на весь срок своей службы.

При появлении утечки охлаждающей жидкости и масла дополнительно подтягивать и протягивать эти болты не имеет смысла, поскольку это не улучшит герметичность стыка. Единственным правильным способом борьбы с течью является снятие головки, проверка ровности сопрягаемых поверхностей и замена прокладки. После выполнения любых ремонтных работ, связанных со снятием головки с двигателя, требуется ее обтяжка с соблюдением всех необходимых условий.

На видео от автора Alex ZW показан процесс установки головки блока на 8 клапанный мотор.

Нюансы работы

На автомобилях Лада Приора в разное время устанавливались двигатели с рабочим объемом 1,6 и 1,8 литра и различным числом клапанов в головках — V8 (или 8V) и V16 (или 16V). Тип головки агрегата определяет размер болтов, порядок их установки и момент затяжки ГБЦ на Приоре.

Если на машине стоит 8 клапанный двигатель, то на нем могут применяться разные по размеру крепежные болты головки:

  • на старых моторах 21114 используются винты М12*1,25 с шестигранной головкой;
  • на более современных 21116, которые вышли в производство приблизительно с середины 2011 года, установлены элементы М10*1,25 с головкой под «звездочку».

При установке снятой головки необходимо использовать новые винты, поскольку старые будут растянуты и иметь внутренние повреждения.

Также на моторах используются разные по конструкции прокладки — комбинированная на старом агрегате и полностью железная на новом. Процедура затяжки болтов для двигателей с металлической и комбинированной прокладкой абсолютно идентична.

Основными нюансами при выполнении работ является проверка длины крепежных элементов, соблюдение последовательности закручивания винтов и контроль усилия при затяжке. Нарушение этих условий приводит к повреждениям деталей и необходимости выполнения дополнительных ремонтных работ. Сама процедура не является сложной и может быть сделана самостоятельно в любом удобном месте — в гараже или на открытой стоянке, за исключением случая монтажа головки на двигатель, которую желательно устанавливать в закрытом помещении.

Важно помнить, что затягивание болтов «на глазок» без динамометрического ключа недопустимо, поскольку не будет обеспечено равномерное прилегание сопрягаемых поверхностей головки и блока.

Инструменты и материалы

Перед началом проведения процедуры затяжки следует подготовить все необходимое для выполнения:

  • ключ со встроенным динамометром до 100 H⋅м;
  • набор головок и обычных ключей;
  • ключ Тогх Е14;
  • штангенциркуль для замера остаточной длины болтов;
  • пластина с размеченной шкалой до 180 градусов;
  • новые болты.

Динамометрический ключ — важный инструмент для самостоятельного ремонта

Пошаговая инструкция

Последовательность выполнения операции на 8 клапанном двигателе:

  1. Протереть поверхности ГБЦ и осушить отверстия под болты в блоке мотора.
  2. Установить прокладку на блок, выставить ее по направляющим.
  3. Смонтировать сверху головку и вставить 10 крепежных болтов М10 или М12. Если владелец решил сэкономить и оставить старые винты, то они должны иметь длину не более 135,5 мм.
  4. Затянуть элементы по схеме. Сила затяжки должна составлять не выше 20 H⋅м.
  5. Затем нужно повторно протянуть болты. Усилие второй затяжки должно быть в пределах от 70 до 85 H⋅м.
  6. Далее нужно затягивать винты с доворотом на 90 градусов в той же последовательности. Угол доворота можно контролировать по специальному приспособлению, представляющему собой пластину с приделанной шкалой от 0 до 180 градусов.
  7. В соответствии с регламентом, нужно довернуть болты еще раз на 90 градусов.
  8. Крепление 8 клапанной головки к блоку закончено.
  9. После сборки мотора необходимо проверить качество работы, запустив и прогрев двигатель. Надежно затянутый стык головки и блока не должен пропускать рабочих жидкостей из картера силового агрегата.

Самодельное приспособление для контроля угла доворота

В случае установки на машине более мощного и современного мотора на шестнадцать клапанов, например, модели ВАЗ 21126 или сокращенно 126 процедура протягивания болтов имеет свои особенности.

Для того чтобы правильно выполнить затяжку винтов ГБЦ на таких агрегатах нужно:

  1. Убрать замасливание с сопрягаемых поверхностей и проверить отсутствие жидкости в отверстиях болтов.
  2. Осуществить установку прокладки, отцентрировать ее и уложить сверху головку.
  3. Вставить в направляющие отверстия 10 крепежных винтов М10*1,25, предварительно смазав резьбу моторным маслом. Если решено использовать старые болты, что допустимо для 16 клапанных головок, то их остаточная длина не должна превышать 98 мм.
  4. Выполнить предварительную протяжку по схеме с моментом 12-20 H⋅м.
  5. Увеличить степень затяжки до 26-34 H⋅м и повторно пройти все болты в такой же последовательности.
  6. Затем необходимо довернуть винты на 90 градусов, при этом усилие составит около 50 H⋅м.
  7. Повторить затяжку на 90 градусов еще раз, момент на ключе будет примерно 80 H⋅м. Некоторые инструкции рекомендуют выдерживать между доворотами до 20 минут, но на практике не выявлено никаких преимуществ такой схемы.
  8. После сборки силового агрегата следует проверить качество выполненной работы.

Процедура протяжки головки на двигателях 1,8 литра, которые представляют собой моторы 1,6 л с увеличенным цилиндром, полностью идентична описанной выше.

Если в процессе выполнения работы к болтам приложен правильный момент усилия, соответствующий конструкторским расчетам, то прокладка будет равномерно и плотно прижата по стыку, обеспечивая надежное и герметичное соединение. Важно отметить, что если требуется снимать головку блока с двигателя, то ослабление винтов также производится по установленной регламентом схеме. Хаотичное откручивание элементов приведет к деформации головки и появлению невидимых микротрещин.

Фотогалерея

На фото ниже показан порядок отворачивания болтов и их затяжки, который необходимо учитывать при ремонте головки блока цилиндров на ВАЗ 2170 Приора.

Видео «Установка и затяжка головки блока на Приора»

Сборка верхней части 16 клапанного двигателя представлена на видео от канала Expert R.

Столкнулся с такой проблемой:
Поменял поршневую на автрамат безвтык. Дизеление ушло. Но на горячем двигателе появился стучек, который напрямую зависит от прогрева. Ощущение такое что уводит блок и вылазиет зазор поршень-цилиндр (при установке сделал 3 сотки). Итак суть вопроса есть два метода затяжки с которыми я столкнулся в литературе,
1-й — моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2-й — моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
3-й — доверните болты на 90°;
4-й — окончательно доверните болты на 90°.
или
Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в три приема – сначала моментом 20 Н·м (2 кгс·м) затем доворачиваем болты на 90° и потом еще раз доворачиваем болты на 90°.
сам тянул по первому. Вопрос правильно ли? Если есть ссылки на источнкии поделитесь плиз.

Комментарии 51

В официальной ВАЗовской технологической инструкции по ремонту двигателей ТИ 3100. 25100.40157 на странице 49 написано, что болты на двигателях 2112, 21124, 21126 и 11194 надо затягивать в 4 приема:
1. Затяжка моментом 12…20 Нхм;
2. Затяжка моментом 26…34 Нхм;
3. Доворот на 90 градусов;
4. Доворот на 90 градусов.

здесь различия в приведенных моторах прокладка, для металла один способ, для паранита другой. осталось узнать какой из примеров для чего.

Для указанных моторов никаких различий нет, вне зависимости от прокладки. Различие есть для моторов «классического» семейства: если усадочная прокладка, то применяются болты 2101 и затяжка в 2 приема, если безусадочная, то болты 21213 и затяжка в 4 приема. Для 16-клапанных моторов применяются только безусадочные прокладки и момент затяжки для них одинаков — в 4 приема, как указано в моем комментарии.

тогда в чем разница?две книги — разные способы. еще есть подозрения на липового автора, хотя как можно пустить в тираж с заведомо не верной информацией. может быть такое, например для 8кл и 16?вобщем загадка.

Какие две книги? Я руководствуюсь официальной ВАЗовской технологической инструкцией. Болты для 8 и 16 клапанных двигателей разные: М12х1,25 — для 8-клапанных. М10х1,25 — для 16 клапанных. Длина болтов также разная. Возможно, что и материал отличается. Также нагрузка на стык у 8 и 16 -клапанников разная. Что же касается классических моторов, то болты и и их момент затяжки зависит от того, какая прокладка применяется — усадочная, или безусадочная. К мануалам от различных издательств, а также советом по затяжке от доморощенных мастеров, которые говорят, что «руками чувствуют, что потянулись» (на самом деле руками можно почувствовать только бабью жопу или собственный писюн и все в этом роде) надо относиться с осторожностью, последних я бы вообще не слушал. В мануалах по десяткам и Приорам от «За рулем» я, например видел рекомендации по затяжке болтов ГБЦ в виде 20Нхм+90 град+90 град, что неверно — такое соединение будет в скором времени ослаблено.

извееняюсь за глупый вопрос, ссылочкой на оф руководство не поделитесь?на запрос в поиске 10 страниц сомнительных сайтов, ни одной ссылки на официальный источник.

Ссылочки нет, но сама технологическая инструкция есть. Пиши почту в личку — пришлю.

Какие две книги? Я руководствуюсь официальной ВАЗовской технологической инструкцией. Болты для 8 и 16 клапанных двигателей разные: М12х1,25 — для 8-клапанных. М10х1,25 — для 16 клапанных. Длина болтов также разная. Возможно, что и материал отличается. Также нагрузка на стык у 8 и 16 -клапанников разная. Что же касается классических моторов, то болты и и их момент затяжки зависит от того, какая прокладка применяется — усадочная, или безусадочная. К мануалам от различных издательств, а также советом по затяжке от доморощенных мастеров, которые говорят, что «руками чувствуют, что потянулись» (на самом деле руками можно почувствовать только бабью жопу или собственный писюн и все в этом роде) надо относиться с осторожностью, последних я бы вообще не слушал. В мануалах по десяткам и Приорам от «За рулем» я, например видел рекомендации по затяжке болтов ГБЦ в виде 20Нхм+90 град+90 град, что неверно — такое соединение будет в скором времени ослаблено.

Как и еще один метод 30-60 -90 и это не идеальная талия это моменты в ньютонах )))

Первым способом. Сначала 2кг — куришь. Потом 7 кг (болт при этой нагрузке начинает крутится без увеличения усилия. А потом 2 раза по 90 градусов. С перекуром, чтобы прокладка равномерно осела.

Второй вопрос. Читал много литературы про затяжку болтов. если со схемой затяжки все ясно, она везде одинаковая, то про усилия все пишут по-разному. В букваре пишут про 4 кг +90 +90 и т.д. Короче, я пользуюсь следующей формулой, болты диаметром М10 по идее должны выдерживать усилие 10 кг, болты М12 — 12 кг и т.д. Если это, конечно, не паленые болты. Так вот я затягиваю в начале 4 кг, потом 6-7, потом 8-9. Все это делаю с перерывом 20, потом 30 минут… До 10 наши болты тянуть не решаюсь… Почему не использую схему рекомендуемую в букваре? Потому, что там предлагается после затяжки с усилием в 4 кг (по-момему), просто пару раз довернуть их по 90*. Если следовать этому совету, то получится мы затянем болты с разным усилием, а наша задача затянуть их с одинаковым, равномерным усилием…
Всем Доброго времени суток и С наступившим Новым Годом.)))

Источник

Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений Лада Приора (ВАЗ-2170)

Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ДВИГАТЕЛЬ
Болт/винт крепления левой/правой опоры силового агрегата к кронштейну кузова 21–26
Гайка болта крепления левой/правой опоры силового агрегата к кронштейну коробки передач/блоку цилиндров 34–52
Болт крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру коробки передач 34–52
Болт крепления кронштейна правой опоры силового агрегата к блоку цилиндров 21–26
Болт крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора и передней опоры силового агрегата 42–52
Гайка крепления к головке блока цилиндров кронштейна задней опоры силового агрегата 21–26
Гайка болта крепления передней/задней опоры силового агрегата к кронштейну блока цилиндров/головки блока цилиндров 42–52
Болт крепления передней/задней опоры силового агрегата к поперечине передней подвески/кронштейну кузова 42–52
Болт крепления крышки головки блока цилиндров 7–9
Болт крепления корпуса подшипников распределительного вала 7–9
Болт крепления верхней/нижней передней крышки привода ГРМ 6–8
Болт крепления натяжного/опорного ролика ремня привода ГРМ 34–41
Болт крепления шкива распределительного вала 70–83
Болт крепления задней крышки привода ГРМ 6–8
Винт крепления головки блока цилиндров см. главу«Двигатель»
Болт крепления шкива коленчатого вала 105–110
Болт крепления маховика 75–85
Болт крепления крышки коренного подшипника 68–84
Винт крепления крышки шатуна см. главу«Двигатель»
Болт крепления поддона картера 6–8
Болт крепления масляного насоса 9–10
Болт крепления маслоприемника 7–10
Болт/гайка крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров 20–24
Винт крепления топливной рампы 6–8
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 15–20
Гайка крепления дроссельного узла к впускному трубопроводу 15–20
Гайка крепления корпуса термостата к головке блока цилиндров 14–21
Винт крепления крышки термостата 9–11
Гайка крепления радиатора системы охлаждения 6–8
Болт/гайка крепления кожуха электровентилятора системы охлаждения 6–8
Винт крепления насоса охлаждающей жидкости 7–9
Болт крепления трубы насоса охлаждающей жидкости 6–8
Гайка крепления катколлектора к головке блока цилиндров 21–25
Гайка крепления фланца трубы дополнительного глушителя к фланцу катколлектора 21–25
Болт крепления датчика положения распределительного вала 6–8
Датчик температуры охлаждающей жидкости 10–15
Болт крепления датчика детонации 20–25
Болт крепления датчика массового расхода воздуха 4–6
Датчик концентрации кислорода 30–40
Болт крепления катушки зажигания 7–9
Датчик аварийного давления масла 10–15
Свеча зажигания 31–39
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
СЦЕПЛЕНИЕ
Гайка/болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров 65–87
Болт крепления направляющей втулки подшипника выключения сцепления 6–8
Болт крепления кожуха сцепления к маховику 19–30
Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления 6–8
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Конический винт крепления шарнира штока переключателя передач 16–20
Болт крепления механизма переключения передач 8–10
Гайка стяжного хомута тяги управления/ реактивной тяги 16–25
Гайка заднего конца первичного/вторичного вала 120–149
Выключатель света заднего хода 28–45
Стопорный болт крепления вилки к штоку 11–18
Болт крепления ведомой шестерни дифференциала 63–82
Гайка/болт крепления картера сцепления к коробке передач 16–25
Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач 16–25
Пробка фиксатора штока вилки включения передачи 28–45
Конический винт крепления переключателя передач к штоку 28–35
Пробка сливного отверстия 28–45
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА
Болт крепления поперечины к лонжерону 43–53
Гайка крепления верхней опоры амортизаторной стойки к кузову 20–24
Гайка болта крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку 78–96
Гайка крепления штока амортизатора к верхней опоре 67–82
Гайка крепления пальца шаровой опоры к рычагу 67–82
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку 50–60
Гайка болта крепления рычага подвески к кузову 78–96
Гайка крепления растяжки 160–176
Гайка болта крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу 43–52
Гайка крепления кронштейна подушки штанги стабилизатора поперечной устойчивости к кузову 13–16
Гайка подшипника ступицы колеса 225–247
Болт крепления колеса 80–90
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА
Гайка болта крепления нижнего конца амортизатора 67–82
Гайка верхнего крепления амортизатора 50–62
Гайка болта крепления рычага задней подвески к кронштейну 67–82
Гайка крепления кронштейна рычага подвески 28–34
Винт крепления цапфы ступицы к балке 34–43
Гайка подшипника ступицы колеса 186–225
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Гайка крепления рулевого колеса 31–51
Гайка крепления картера рулевого механизма 15–18
Гайка крепления кронштейна рулевой колонки 15–18
Болт крепления внутреннего наконечника рулевой тяги к рейке 70–86
Стяжной болт клеммного соединения наружного/внутреннего наконечника и регулировочной тяги 19–30
Гайка крепления шарового пальца наружного наконечника рулевой тяги 27–32
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Болт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку 30–37
Винт крепления цилиндра тормозного механизма переднего колеса к суппорту 96–118
Болт крепления направляющего пальца к цилиндру 31–38
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю 27–32
Гайка крепления вакуумного усилителя к кронштейну педали тормоза 27–32
Гайка крепления кронштейна педали тормоза к кузову 27–32
Штуцер тормозной трубки 15–18
Наконечник гибкого шланга переднего тормозного механизма 29–33
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Болт/гайка крепления генератора 15–24
Гайка крепления стартера 21–32

Другие материалы раздела

ДТП в России

  • Embedded thumbnail for ДТП в Омске

    03.23.21

  • Embedded thumbnail for ДТП с переворотом в центре Волгограда

    07.30.19

  • Embedded thumbnail for Упоротое быдло (c)

    07.30.19

  • Embedded thumbnail for Фургон не проскочил

    07.30.19

  • Embedded thumbnail for Жесткое ДТП под Киевом

    07.29.19

  • Embedded thumbnail for ДТП с участием скорой в Туле

    07.29.19

Собрал ниже информацию по затяжки ГБЦ к блоку, постели и крышки распредвалов.

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров ГБЦ

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров ГБЦ «Приоры»

При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности начиная с цифры 10, равномерно.

Перед установкой головки блока цилиндров удаляем нагар с поверхностей камер сгорания и очищаем привалочные поверхности головки и блока цилиндров от загрязнений и масла. Удаляем из резьбовых отверстий (под винты крепления головки) блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость.

Установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности.

Новую прокладку головки блока цилиндров и саму головку устанавливаем по двум центрирующим втулкам. Перед вворачиванием винтов крепления головки блока цилиндров окунаем винты в моторное масло и даем ему стечь.

Необходимые инструменты

  • набор ключей;
  • динамометрический ключ (покупать не нужно, лучше одолжить на день-два);

    Динамометрический ключ

    Динамометрический ключ

  • вороток;
  • штенгель циркуль;

    Штенгель циркуль

    Штенгель циркуль

  • торцовые головки.

Схема

Схема, по которой проходит затяжка на 16 клапанном моторе отличается от схемы для 8-ми поэтому мы представим и одну и вторую, чтобы вы могли их сравнить.

Схема для 16-ти клапанных

Схема для 16-ти клапанных

Схема для 8-и клапанных

Схема для 8-и клапанных

Только не перепутайте когда будете устанавливать. В любом случае перед началом работ сверьтесь с инструкцией, идущей вместе с авто. Затягивание с разным моментом на 16 клапанном агрегате происходит в 2 круга с разным моментом, а потом еще 2 круга с поворотом на 90 градусов. Сложно ничего нет, а значит справиться можно своими силами.

Порядок затягивания винтов головки блока цилиндров

Устанавливаем винты крепления головки блока цилиндров, наживляем их и затягиваем в три приема по схеме (для металлических прокладок ГБЦ):

– первый прием — затягиваем винты моментом 20–25 Н·м (2,0–2,5 кгс·м);
– добавочный прием 34 Н·м (советуют так делать) у себя пропустил этот пункт
– второй прием — доворот винтов на 90°;
– ждем 20 минут, третий прием — доворот винтов на 90°.
– проверил окончательно 85 Н•м

Для паронитовых:

1 – моментом 20 Н•м (2 кгс);
2 – моментом 69,4–85,7 Н•м (7,1–8,7 кгс);
3 – довернуть на 90°;
4 – снова довернуть на 90°.

Винты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины стандартная длина винтов – 93 мм, но не более 95 мм (без учета высоты головки винта). Если длина больше, заменяем винты новыми.

При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности, равномерно.

Плита распредвалов.

Не наносите на привалочные плоскости корпуса подшипников много герметика. При затягивании болтов крепления герметик, выдавленный во внутренние полости двигателя, может засорить масляные каналы.

На привалочную поверхность корпуса подшипников валов, сопрягающуюся с головкой блока цилиндров, наносим фланцевый герметик типа Локтайт № 574 жгутиком толщиной около 2 мм.

Последовательность затяжки распредвалов для 16 клапанных двигателей. При снятии откручиваем строго в обратной последовательности.

При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности, равномерно.

Окончательно затягиваем болты крепления корпуса подшипников попарно, моментом 8,0—10,0 Нм (0,8—1,0 кгсм) в последовательности, указанной на фото выше.

Ветошью удаляем излишки герметика, выдавленные из зазора между головкой блока цилиндров и крышкой корпуса подшипников.

Запрессовываем сальники распределительных валов.

Запрессовываем две заглушки в головку блока циллиндров.

Крышка ГБЦ и порядок затяжки её болтов

Рекомендуемый момент затяжки ГБЦ винтов – всего 3-4 Н*м. Не удивляйтесь: своё дело сделает герметик. Надо только дать ему высохнуть после установки крышки на место.

Откручивать винты можно в любом порядке. Их количество равно 15 или 14. При монтаже лучше соблюдать последовательность.

Как  протягивают ребята из интернета

В букваре пишут про 4 кг +90 +90 и т.д. Короче, я пользуюсь следующей формулой, болты диаметром М10 по идее должны выдерживать усилие 10 кг, болты М12 — 12 кг и т.д. Если это, конечно, не паленые болты. Так вот я затягиваю в начале 4 кг, потом 6-7, потом 8-9. Все это делаю с перерывом 20, потом 30 минут… До 10 наши болты тянуть не решаюсь… Почему не использую схему рекомендуемую в букваре? Потому, что там предлагается после затяжки с усилием в 4 кг (по-момему), просто пару раз довернуть их по 90*. Если следовать этому совету, то получится мы затянем болты с разным усилием, а наша задача затянуть их с одинаковым, равномерным усилием…


Я руководствуюсь официальной ВАЗовской технологической инструкцией. Болты для 8 и 16 клапанных двигателей разные: М12х1,25 — для 8-клапанных. М10х1,25 — для 16 клапанных. Длина болтов также разная. Возможно, что и материал отличается. Также нагрузка на стык у 8 и 16 -клапанников разная. Что же касается классических моторов, то болты и и их моментов затяжки головки блока цилиндров (гбц) зависит от того, какая прокладка применяется — усадочная, или безусадочная. К мануалам от различных издательств, а также советом по затяжке от доморощенных мастеров, которые говорят, что «руками чувствуют, что потянулись» (на самом деле руками можно почувствовать только бабью жопу или собственный писюн и все в этом роде) надо относиться с осторожностью, последних я бы вообще не слушал. В мануалах по десяткам и Приорам от «За рулем» я, например видел рекомендации по затяжке болтов ГБЦ в виде 20Нхм+90 град+90 град, что неверно — такое соединение будет в скором времени ослаблено.


Поменял поршневую на автрамат безвтык. Дизеление ушло. Но на горячем двигателе появился стучек, который напрямую зависит от прогрева. Ощущение такое что уводит блок и вылазиет зазор поршень-цилиндр (при установке сделал 3 сотки).

Итак суть вопроса есть два метода затяжки с которыми я столкнулся в литературе:

1-й — моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2-й — моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
3-й — доверните болты на 90°;
4-й — окончательно доверните болты на 90°.

Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в три приема – сначала моментом 20 Н·м (2 кгс·м) затем доворачиваем болты на 90° и потом еще раз доворачиваем болты на 90°.

Особенности затяжки креплений

С этой работой сможет справиться даже не профессионал. Важно соблюдать два правила – момент затяжки и последовательность работы с крепежами. Момент затяжки на двигателях с 8 и 16 клапанами не имеет отличий, тогда как последовательность отличается. Обратите внимание на приведенные схемы, на них цифрами указана очередность затягивания болтов.

Уделить внимание блоку цилиндров необходимо:

  • если в процессе эксплуатации от вибрации болты расшатались (неисправность обнаруживается по пропусканию прокладки);
  • после демонтажа ГБЦ и установки;
  • если заменена железная прокладка;
  • во время тюнинга блока цилиндров.

Перед работой возьмите инструкцию от вашей «Приоры», чтобы разобраться в том, какой двигатель установлен на автомобиле.

Момент затяжки резьбовых соединений (таблица)

Деталь Резьба Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
Двигатель
Болт крепления головки цилиндров М12х1,25 Болты крепления ГБЦ необходимо затягивать в четыре приема: 1 – моментом 20 Н·м (2 кгс); 2 – моментом 69,4–85,7 (7,1–8,7 кгс); 3 – довернуть на 90°; 4 – снова довернуть на 90°.
Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора М8 20,87–25,77 (2,13–2,63)
Гайка крепления натяжного ролика М10×1,25 33,23–41,16 (3,4–4,2)
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,38–22,64 (1,87–2,31)
Болт крепления шкива распределительного вала М10 67,42–83,3 (6,88–8,5)
Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов М6 6,66–8,23 (0,68–0,84)
Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 15,97–22,64 (1,63–2,31)
Болт крепления крышек коренных подшипников М10х1,25 68,31–84,38 (6,97–8,61)
Болт крепления масляного картера М6 5,15–8,23 (0,52–0,84)
Гайка болта крышки шатуна М9х1 43,32–53,51 (4,42–5,46)
Болт крепления маховика М10х1,25 60,96–87,42 (6,22–8,92)
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М6 7,64–8,01 (0,78–0,82)
Болт крепления шкива коленчатого вала M12х1,25 97,9–108,78 (9,9–11,1)
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости М6 4,17–5,15 (0,425–0,525)
Гайка крепления приемной трубы глушителя М8×1,25 20,87–25,77 (2,13–2,63)
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя М8×1,25 15,97–22,64 (1,63–2,31)
Гайка крепления троса сцепления к кронштейну двигателя М12х1 14,7–19,6 (1,5–2,0)
Болт крепления кронштейна передней опоры подвески двигателя М10х1,25 32,2–51,9 (3,3–5,5)
Гайка болта крепления передней опоры подвески двигателя М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)
Гайка болта крепления левой опоры подвески силового агрегата М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)
Гайка крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата М10 31,85–51,45 (3,25–5,25)
Болт крепления задней опоры подвески силового агрегата М10х1,25 27,44–34 (2,8–3,47)
Гайка болта крепления кронштейна задней опоры подвески силового агрегата М12 60,7–98 (6,2–10)
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)
Болт крепления маслоприемника к насосу М6 6,86–8,23 (0,7–0,84)
Болт крепления масляного насоса М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)
Болт крепления корпуса масляного насоса М6 7,2–9,2 (0,735–0,94)
Пробка редукционного клапана масляного насоса М16х1,5 45,5–73,5 (4,64–7,5)
Штуцер масляного фильтра М20×1,5 37,48–87,47 (3,8–8,9)
Датчик контрольной лампы давления масла М14х1,5 24–27 (2,45–2,75)
Гайка крепления карбюратора М8 12,8–15,9 (1,3–1,6)
Гайка крепления крышки головки цилиндров М6 1,96–4,6 (0,2–0,47)

Инструмент для замеров

Несмотря на то, что выполнение работ по правилам затяжки требует специального подхода, однако большого количества времени подобная процедура не займёт.

Единственное, что потребуется для выполнения подобных работ – это динамометрический ключ.

Такой ключ используют для производства замера момента затяжки.

Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений

Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ДВИГАТЕЛЬ
Болт/винт крепления левой/правой опоры силового агрегата к кронштейну кузова 21–26
Гайка болта крепления левой/правой опоры силового агрегата к кронштейну коробки передач/блоку цилиндров 34–52
Болт крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру коробки передач 34–52
Болт крепления кронштейна правой опоры силового агрегата к блоку цилиндров 21–26
Болт крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора и передней опоры силового агрегата 42–52
Гайка крепления к головке блока цилиндров кронштейна задней опоры силового агрегата 21–26
Гайка болта крепления передней/задней опоры силового агрегата к кронштейну блока цилиндров/головки блока цилиндров 42–52
Болт крепления передней/задней опоры силового агрегата к поперечине передней подвески/кронштейну кузова 42–52
Болт крепления крышки головки блока цилиндров 7–9
Болт крепления корпуса подшипников распределительного вала 7–9
Болт крепления верхней/нижней передней крышки привода ГРМ 6–8
Болт крепления натяжного/опорного ролика ремня привода ГРМ 34–41
Болт крепления шкива распределительного вала 70–83
Болт крепления задней крышки привода ГРМ 6–8
Винт крепления головки блока цилиндров см. главу «Двигатель»
Болт крепления шкива коленчатого вала 105–110
Болт крепления маховика 75–85
Болт крепления крышки коренного подшипника 68–84
Винт крепления крышки шатуна см. главу «Двигатель»
Болт крепления поддона картера 6–8
Болт крепления масляного насоса 9–10
Болт крепления маслоприемника 7–10
Болт/гайка крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров 20–24
Винт крепления топливной рампы 6–8
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 15–20
Гайка крепления дроссельного узла к впускному трубопроводу 15–20
Гайка крепления корпуса термостата к головке блока цилиндров 14–21
Винт крепления крышки термостата 9–11
Гайка крепления радиатора системы охлаждения 6–8
Болт/гайка крепления кожуха электровентилятора системы охлаждения 6–8
Винт крепления насоса охлаждающей жидкости 7–9
Болт крепления трубы насоса охлаждающей жидкости 6–8
Гайка крепления катколлектора к головке блока цилиндров 21–25
Гайка крепления фланца трубы дополнительного глушителя к фланцу катколлектора 21–25
Болт крепления датчика положения распределительного вала 6–8
Датчик температуры охлаждающей жидкости 10–15
Болт крепления датчика детонации 20–25
Болт крепления датчика массового расхода воздуха 4–6
Датчик концентрации кислорода 30–40
Болт крепления катушки зажигания 7–9
Датчик аварийного давления масла 10–15
Свеча зажигания 31–39
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
СЦЕПЛЕНИЕ
Гайка/болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров 65–87
Болт крепления направляющей втулки подшипника выключения сцепления 6–8
Болт крепления кожуха сцепления к маховику 19–30
Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления 6–8
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Конический винт крепления шарнира штока переключателя передач 16–20
Болт крепления механизма переключения передач 8–10
Гайка стяжного хомута тяги управления/ реактивной тяги 16–25
Гайка заднего конца первичного/вторичного вала 120–149
Выключатель света заднего хода 28–45
Стопорный болт крепления вилки к штоку 11–18
Болт крепления ведомой шестерни дифференциала 63–82
Гайка/болт крепления картера сцепления к коробке передач 16–25
Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач 16–25
Пробка фиксатора штока вилки включения передачи 28–45
Конический винт крепления переключателя передач к штоку 28–35
Пробка сливного отверстия 28–45
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА
Болт крепления поперечины к лонжерону 43–53
Гайка крепления верхней опоры амортизаторной стойки к кузову 20–24
Гайка болта крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку 78–96
Гайка крепления штока амортизатора к верхней опоре 67–82
Гайка крепления пальца шаровой опоры к рычагу 67–82
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку 50–60
Гайка болта крепления рычага подвески к кузову 78–96
Гайка крепления растяжки 160–176
Гайка болта крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу 43–52
Гайка крепления кронштейна подушки штанги стабилизатора поперечной устойчивости к кузову 13–16
Гайка подшипника ступицы колеса 225–247
Болт крепления колеса 80–90
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА
Гайка болта крепления нижнего конца амортизатора 67–82
Гайка верхнего крепления амортизатора 50–62
Гайка болта крепления рычага задней подвески к кронштейну 67–82
Гайка крепления кронштейна рычага подвески 28–34
Винт крепления цапфы ступицы к балке 34–43
Гайка подшипника ступицы колеса 186–225
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Гайка крепления рулевого колеса 31–51
Гайка крепления картера рулевого механизма 15–18
Гайка крепления кронштейна рулевой колонки 15–18
Болт крепления внутреннего наконечника рулевой тяги к рейке 70–86
Стяжной болт клеммного соединения наружного/внутреннего наконечника и регулировочной тяги 19–30
Гайка крепления шарового пальца наружного наконечника рулевой тяги 27–32
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Болт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку 30–37
Винт крепления цилиндра тормозного механизма переднего колеса к суппорту 96–118
Болт крепления направляющего пальца к цилиндру 31–38
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю 27–32
Гайка крепления вакуумного усилителя к кронштейну педали тормоза 27–32
Гайка крепления кронштейна педали тормоза к кузову 27–32
Штуцер тормозной трубки 15–18
Наконечник гибкого шланга переднего тормозного механизма 29–33
Наименование узла, детали Момент затяжки, Н·м
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Болт/гайка крепления генератора 15–24
Гайка крепления стартера 21–32

Усилие затяжки ГБЦ Лада Приора 8кл и 16 кл

Содержание

  • 1 Вступление
  • 2 Особенности работы с ГБЦ
    • 2.1 Проверка болтов ГБЦ
    • 2.2 Подготовка к затяжке
    • 2.3 Последовательность затяжки ГБЦ
  • 3 Моменты затяжки ГБЦ

Вступление

Головка блока цилиндров (ГБЦ) – это один из самых важных элементов в двигателе автомобиля. Именно ГБЦ служит для распределения топливовоздушной смеси по камере сгорания. Между блоком и ГБЦ устанавливается прокладка, которая выполняется из металла либо паранита, и требует особого трепета при установке в виде затяжки.

При установке ГБЦ следует правильно затягивать болты с нужным моментом и в определенном порядке. Если не соблюсти какой-то из параметров, то вся проделанная работа может быть напрасной.

В данной статье рассказывается о порядке затяжки болтов ГБЦ, а так же моменте с которым нужно производить протяжку головки блока цилиндров на автомобиле Лада Приора.

Особенности работы с ГБЦ

После того как с двигателем будут произведены необходимые работы необходимо производить установку головки блока цилиндров. Между ГБЦ и блоком устанавливается прокладка и производится затяжка ГБЦ, но не все так просто. Для того чтобы правильно и без последствий протянуть головку необходимо проверить крепежные болты, соблюсти последовательность затяжки и протягивать ее с помощью динамометрического ключа. Начинать необходимо с проверки крепежных болтов.

Для установки ГБЦ понадобится:

  • Штангель циркуль (линейка) – для замера длины болтов;
  • Динамометрический ключ;
  • Головки TORX E;
  • Удлинитель ¼.

Проверка болтов ГБЦ

Новый болт головки цилиндров на двигателях 21126 имеет длину 98мм, соответственно старый болт, который будет использоваться должен иметь ту же длину. Если болт вытянулся до 100мм, то повторное использование такого болта не допускается. Растянутый болт может недожать прокладку или вовсе обломиться при затяжке.

Так же следует проверить целостность резьбы на болте, если она повреждена, болт необходимо заменить на новый.

Подготовка к затяжке

Обязательным условием перед установкой ГБЦ является подготовка блока цилиндров. Подготовка подразумевает под собой очищение резьбовых отверстий. В момент снятия ГБЦ в резьбовые отверстия попадает масло либо антифриз, который при затяжке может не позволить полностью затянуть болт. Именно остатки этих жидкостей необходимо очистить перед установкой ГБЦ.

Последовательность затяжки ГБЦ

Затягивать головку блока цилиндров необходимо в строгой последовательности. Если не соблюсти эту последовательность возможна деформация прокладки, а так же самой ГБЦ. Последовательность болтов показана на картинке ниже.

Последовательность затяжки ГБЦ 21126

Болты затягиваются от центра и крест-накрест. Это позволяет равномерно перенести давление на прокладку и саму головку.

Моменты затяжки ГБЦ

Затягивать ГБЦ необходимо в три захода. Затяжка болтов головки на 16-ти клапанном моторе отличается от 8-ми клапанного мотора. В 16-ти клапанном моторе применяются болты меньшего диаметра, поэтому момент затяжки на них меньше чем на болтах от 8-ми клапанного мотора.

Следует отметить, что АвтоВАЗ дает одни и те же моменты затяжки как для 8-ми клапанных моторов, так и для 16-ти клапанных, но как показывает практика болты меньшего диаметра применяемый в 16-ти клапанных двигателя не держат тот момент, который рекомендует мануал АвтоВАЗа.

Момент затяжки ГБЦ для 16-ти клапанного двигателя ВАЗ 2170:

  • 1-й прием: Затяжка с усилием 20 Н*м;
  • 2-й прием: Доворот на 90°;
  • 3-й прием: Доворот на 90° завершающий.

При такой схеме затяжки ГБЦ, болты не «плывут», не растягиваются, не ломаются, а самое главное обеспечивают плотное прилегание прокладки к блоку и головке, что исключает риск пробоя прокладки.

Момент затяжки ГБЦ для 8-ми клапанного двигателя ВАЗ 2170:

  • 1-й прием: Затяжка с усилием 20 Н*м;
  • 2-й прием: Затяжка с усилием 60 Н*м;
  • 3-й прием: Доворот на 90°;
  • 4-й прием: Доворот на 90° завершающий.

Следует отметить что такой момент характерен только для 8-ми клапанных ГБЦ, так как болты крепления головки в таких ДВС имеют больший диаметр и, следовательно, держат больший момент затяжки.

С какими усилиями необходимо затягивать ответственные резьбовые соединения в конструкции двигателя на Приоре

Очень важно при проведении ремонта двигателя использовать такой инструмент, как динамометрический ключ. С его помощью осуществляется соответствующая затяжка резьбовых соединений, что исключает вероятность как срыва резьбы (слизывания граней при прикладывании больших физических усилий) или самопроизвольное ослабление креплений, что случается посредством недостаточной затяжки.

С каким моментом затягивать резьбовые элементы двигателя на Приоре

Ниже представлен перечень основных резьбовых элементов, а также значения усилий, до которых необходимо выполнять затяжку. Значения указаны в Hм:

  1. Болт/винт крепления левой/правой опоры силового агрегата к кронштейну кузова – 21–26.
  2. Гайка болта крепления левой/правой опоры силового агрегата к кронштейну коробки передач/блоку цилиндров – 34–52.
  3. Болт крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру коробки передач – 34–52.
  4. Болт крепления кронштейна правой опоры силового агрегата к блоку цилиндров – 21–26.
  5. Болт крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора и передней опоры силового агрегата – 42–52.
  6. Гайка крепления к головке блока цилиндров кронштейна задней опоры силового агрегата – 21–26.
  7. Гайка болта крепления передней/задней опоры силового агрегата к кронштейну блока цилиндров/головки блока цилиндров – 42–52.
  8. Болт крепления передней/задней опоры силового агрегата к поперечине передней подвески/кронштейну кузова – 42–52.
  9. Болт крепления крышки головки блока цилиндров – 7–9.
  10. Болт крепления корпуса подшипников распределительного вала – 7–9.
  11. Болт крепления верхней/нижней передней крышки привода ГРМ – 6–8.
  12. Болт крепления натяжного/опорного ролика ремня привода ГРМ – 34–41.
  13. Болт крепления шкива распределительного вала – 70–83.
  14. Болт крепления задней крышки привода ГРМ – 6–8.
  15. Болт крепления шкива коленчатого вала – 105–110.
  16. Болт крепления маховика – 75–85.
  17. Болт крепления крышки коренного подшипника – 68–84.
  18. Болт крепления поддона картера – 6–8.
  19. Болт крепления масляного насоса – 9–10.
  20. Болт крепления маслоприемника – 7–10.
  21. Болт/гайка крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров – 20–24.
  22. Винт крепления топливной рампы – 6–8.
  23. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости – 15–20.
  24. Гайка крепления дроссельного узла к впускному трубопроводу – 15–20.
  25. Гайка крепления корпуса термостата к головке блока цилиндров – 14–21.
  26. Винт крепления крышки термостата – 9–11.
  27. Гайка крепления радиатора системы охлаждения – 6–8.
  28. Болт/гайка крепления кожуха электровентилятора системы охлаждения — 6–8.
  29. Винт крепления насоса охлаждающей жидкости – 7–9.
  30. Болт крепления трубы насоса охлаждающей жидкости – 6–8.
  31. Гайка крепления катколлектора к головке блока цилиндров – 21–25.
  32. Гайка крепления фланца трубы дополнительного глушителя к фланцу катколлектора – 21–25.
  33. Болт крепления датчика положения распределительного вала–  6–8.
  34. Датчик температуры охлаждающей жидкости – 10–15.
  35. Болт крепления датчика детонации – 20–25.
  36. Болт крепления датчика массового расхода воздуха – 4–6.
  37. Датчик концентрации кислорода – 30–40.
  38. Болт крепления катушки зажигания – 7–9.
  39. Датчик аварийного давления масла – 10–15.
  40. Свеча зажигания – 31–39.

Домашние мастера редко пользуются такой информацией, и выполняют затяжку резьбовых соединений без применения динамометрических ключей. В итоге это становится причиной разных проблем, которые в том числе способствуют сокращению ресурса, как отдельных частей, так и его двигателя в целом.

Собрал ниже информацию по затяжки ГБЦ к блоку, постели и крышки распредвалов.

Фото в бортжурнале LADA Гранта

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров ГБЦ

При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности начиная с цифры 10, равномерно.
Перед установкой головки блока цилиндров удаляем нагар с поверхностей камер сгорания и очищаем привалочные поверхности головки и блока цилиндров от загрязнений и масла. Удаляем из резьбовых отверстий (под винты крепления головки) блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость.
Установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности.
Новую прокладку головки блока цилиндров и саму головку устанавливаем по двум центрирующим втулкам. Перед вворачиванием винтов крепления головки блока цилиндров окунаем винты в моторное масло и даем ему стечь.
Порядок затягивания винтов головки блока цилиндров
Устанавливаем винты крепления головки блока цилиндров, наживляем их и затягиваем в три приема по схеме (для металлических прокладок ГБЦ):
– первый прием — затягиваем винты моментом 20–25 Н·м (2,0–2,5 кгс·м);
– добавочный прием 34 Н·м (советуют так делать) у себя пропустил этот пункт
– второй прием — доворот винтов на 90°;
– ждем 20 минут, третий прием — доворот винтов на 90°.

проверил окончательно 85 Н•м
Для паронитовых:
1 – моментом 20 Н•м (2 кгс);
2 – моментом 69,4–85,7 Н•м (7,1–8,7 кгс);
3 – довернуть на 90°;
4 – снова довернуть на 90°.

Винты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины стандартная длина винтов – 93 мм, но не более 95 мм (без учета высоты головки винта). Если длина больше, заменяем винты новыми.
При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности, равномерно.

Плита распредвалов.
Не наносите на привалочные плоскости корпуса подшипников много герметика. При затягивании болтов крепления герметик, выдавленный во внутренние полости двигателя, может засорить масляные каналы.
На привалочную поверхность корпуса подшипников валов, сопрягающуюся с головкой блока цилиндров, наносим фланцевый герметик типа Локтайт № 574 жгутиком толщиной около 2 мм.

Фото в бортжурнале LADA Гранта

Последовательность затяжки распредвалов для 16 клапанных двигателей. При снятии откручиваем строго в обратной последовательности.

При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности, равномерно.
Окончательно затягиваем болты крепления корпуса подшипников попарно, моментом 8,0—10,0 Нм (0,8—1,0 кгсм) в последовательности, указанной на фото выше.
Ветошью удаляем излишки герметика, выдавленные из зазора между головкой блока цилиндров и крышкой корпуса подшипников.
Запрессовываем сальники распределительных валов.
Запрессовываем две заглушки в головку блока циллиндров.
Крышка ГБЦ и порядок затяжки её болтов
Рекомендуемый момент затяжки винтов – всего 3-4 Н*м. Не удивляйтесь: своё дело сделает герметик. Надо только дать ему высохнуть после установки крышки на место.
Откручивать винты можно в любом порядке. Их количество равно 15 или 14. При монтаже лучше соблюдать последовательность.
Последние записи взяты с источника: carfrance.ru/poryadok-i-m…z-2112-s-16-yu-klapanami/

Фото в бортжурнале LADA Гранта

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по заполнению журнала контроля работы стерилизаторов воздушного парового автоклава
  • Немисумед обезболивающие инструкция цена таблетки нимесулид
  • Альфапирокс кожный антисептик инструкция по применению
  • Вибромассажер clear fit family 135 t инструкция
  • Руководство по квасу