Мануал затяжки гбц приора 16 клапанов

Собрал ниже информацию по затяжки ГБЦ к блоку, постели и крышки распредвалов.

Фото в бортжурнале LADA Гранта

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров ГБЦ

При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности начиная с цифры 10, равномерно.
Перед установкой головки блока цилиндров удаляем нагар с поверхностей камер сгорания и очищаем привалочные поверхности головки и блока цилиндров от загрязнений и масла. Удаляем из резьбовых отверстий (под винты крепления головки) блока цилиндров масло и охлаждающую жидкость.
Установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности.
Новую прокладку головки блока цилиндров и саму головку устанавливаем по двум центрирующим втулкам. Перед вворачиванием винтов крепления головки блока цилиндров окунаем винты в моторное масло и даем ему стечь.
Порядок затягивания винтов головки блока цилиндров
Устанавливаем винты крепления головки блока цилиндров, наживляем их и затягиваем в три приема по схеме (для металлических прокладок ГБЦ):
– первый прием — затягиваем винты моментом 20–25 Н·м (2,0–2,5 кгс·м);
– добавочный прием 34 Н·м (советуют так делать) у себя пропустил этот пункт
– второй прием — доворот винтов на 90°;
– ждем 20 минут, третий прием — доворот винтов на 90°.

проверил окончательно 85 Н•м
Для паронитовых:
1 – моментом 20 Н•м (2 кгс);
2 – моментом 69,4–85,7 Н•м (7,1–8,7 кгс);
3 – довернуть на 90°;
4 – снова довернуть на 90°.

Винты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины стандартная длина винтов – 93 мм, но не более 95 мм (без учета высоты головки винта). Если длина больше, заменяем винты новыми.
При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности, равномерно.

Плита распредвалов.
Не наносите на привалочные плоскости корпуса подшипников много герметика. При затягивании болтов крепления герметик, выдавленный во внутренние полости двигателя, может засорить масляные каналы.
На привалочную поверхность корпуса подшипников валов, сопрягающуюся с головкой блока цилиндров, наносим фланцевый герметик типа Локтайт № 574 жгутиком толщиной около 2 мм.

Фото в бортжурнале LADA Гранта

Последовательность затяжки распредвалов для 16 клапанных двигателей. При снятии откручиваем строго в обратной последовательности.

При снятии, демонтаже откручиваем строго в обратной последовательности, равномерно.
Окончательно затягиваем болты крепления корпуса подшипников попарно, моментом 8,0—10,0 Нм (0,8—1,0 кгсм) в последовательности, указанной на фото выше.
Ветошью удаляем излишки герметика, выдавленные из зазора между головкой блока цилиндров и крышкой корпуса подшипников.
Запрессовываем сальники распределительных валов.
Запрессовываем две заглушки в головку блока циллиндров.
Крышка ГБЦ и порядок затяжки её болтов
Рекомендуемый момент затяжки винтов – всего 3-4 Н*м. Не удивляйтесь: своё дело сделает герметик. Надо только дать ему высохнуть после установки крышки на место.
Откручивать винты можно в любом порядке. Их количество равно 15 или 14. При монтаже лучше соблюдать последовательность.
Последние записи взяты с источника: carfrance.ru/poryadok-i-m…z-2112-s-16-yu-klapanami/

Фото в бортжурнале LADA Гранта

Усилие затяжки ГБЦ Лада Приора 8кл и 16 кл

Содержание

  • 1 Вступление
  • 2 Особенности работы с ГБЦ
    • 2.1 Проверка болтов ГБЦ
    • 2.2 Подготовка к затяжке
    • 2.3 Последовательность затяжки ГБЦ
  • 3 Моменты затяжки ГБЦ

Вступление

Головка блока цилиндров (ГБЦ) – это один из самых важных элементов в двигателе автомобиля. Именно ГБЦ служит для распределения топливовоздушной смеси по камере сгорания. Между блоком и ГБЦ устанавливается прокладка, которая выполняется из металла либо паранита, и требует особого трепета при установке в виде затяжки.

При установке ГБЦ следует правильно затягивать болты с нужным моментом и в определенном порядке. Если не соблюсти какой-то из параметров, то вся проделанная работа может быть напрасной.

В данной статье рассказывается о порядке затяжки болтов ГБЦ, а так же моменте с которым нужно производить протяжку головки блока цилиндров на автомобиле Лада Приора.

Особенности работы с ГБЦ

После того как с двигателем будут произведены необходимые работы необходимо производить установку головки блока цилиндров. Между ГБЦ и блоком устанавливается прокладка и производится затяжка ГБЦ, но не все так просто. Для того чтобы правильно и без последствий протянуть головку необходимо проверить крепежные болты, соблюсти последовательность затяжки и протягивать ее с помощью динамометрического ключа. Начинать необходимо с проверки крепежных болтов.

Для установки ГБЦ понадобится:

  • Штангель циркуль (линейка) – для замера длины болтов;
  • Динамометрический ключ;
  • Головки TORX E;
  • Удлинитель ¼.

Проверка болтов ГБЦ

Новый болт головки цилиндров на двигателях 21126 имеет длину 98мм, соответственно старый болт, который будет использоваться должен иметь ту же длину. Если болт вытянулся до 100мм, то повторное использование такого болта не допускается. Растянутый болт может недожать прокладку или вовсе обломиться при затяжке.

Так же следует проверить целостность резьбы на болте, если она повреждена, болт необходимо заменить на новый.

Подготовка к затяжке

Обязательным условием перед установкой ГБЦ является подготовка блока цилиндров. Подготовка подразумевает под собой очищение резьбовых отверстий. В момент снятия ГБЦ в резьбовые отверстия попадает масло либо антифриз, который при затяжке может не позволить полностью затянуть болт. Именно остатки этих жидкостей необходимо очистить перед установкой ГБЦ.

Последовательность затяжки ГБЦ

Затягивать головку блока цилиндров необходимо в строгой последовательности. Если не соблюсти эту последовательность возможна деформация прокладки, а так же самой ГБЦ. Последовательность болтов показана на картинке ниже.

Последовательность затяжки ГБЦ 21126

Болты затягиваются от центра и крест-накрест. Это позволяет равномерно перенести давление на прокладку и саму головку.

Моменты затяжки ГБЦ

Затягивать ГБЦ необходимо в три захода. Затяжка болтов головки на 16-ти клапанном моторе отличается от 8-ми клапанного мотора. В 16-ти клапанном моторе применяются болты меньшего диаметра, поэтому момент затяжки на них меньше чем на болтах от 8-ми клапанного мотора.

Следует отметить, что АвтоВАЗ дает одни и те же моменты затяжки как для 8-ми клапанных моторов, так и для 16-ти клапанных, но как показывает практика болты меньшего диаметра применяемый в 16-ти клапанных двигателя не держат тот момент, который рекомендует мануал АвтоВАЗа.

Момент затяжки ГБЦ для 16-ти клапанного двигателя ВАЗ 2170:

  • 1-й прием: Затяжка с усилием 20 Н*м;
  • 2-й прием: Доворот на 90°;
  • 3-й прием: Доворот на 90° завершающий.

При такой схеме затяжки ГБЦ, болты не «плывут», не растягиваются, не ломаются, а самое главное обеспечивают плотное прилегание прокладки к блоку и головке, что исключает риск пробоя прокладки.

Момент затяжки ГБЦ для 8-ми клапанного двигателя ВАЗ 2170:

  • 1-й прием: Затяжка с усилием 20 Н*м;
  • 2-й прием: Затяжка с усилием 60 Н*м;
  • 3-й прием: Доворот на 90°;
  • 4-й прием: Доворот на 90° завершающий.

Следует отметить что такой момент характерен только для 8-ми клапанных ГБЦ, так как болты крепления головки в таких ДВС имеют больший диаметр и, следовательно, держат больший момент затяжки.

На чтение 16 мин. Опубликовано 16.09.2021

Содержание

  1. Момент затяжки ГБЦ Лада Приора 8 и 16 клапанов своими руками
  2. Особенности затяжки креплений
  3. Как проводится работа
  4. Затяжка гбц приора 126 двигатель
  5. В каких случаях нужна затяжка блока?
  6. Регулировка момента затяжки болтов для 16 клапанного авто
  7. Необходимые инструменты
  8. Схема
  9. Этапы
  10. Видео «Как правильно затянуть болты ГБЦ»
  11. В каких случаях нужна затяжка блока?
  12. Нюансы работы
  13. Инструменты и материалы
  14. Пошаговая инструкция
  15. Фотогалерея
  16. Видео «Установка и затяжка головки блока на Приора»
  17. Комментарии 51

Момент затяжки ГБЦ Лада Приора 8 и 16 клапанов своими руками

Многие факторы ведут к прогоранию прокладки. Чаще всего причиной этому является перегрев двигателя или неисправности глушителя. Чтобы вам не приходилось снова разбирать этот узел, постарайтесь сразу же сделать всю работу правильно. Если не соблюдать момент затяжки болтов ГБЦ «Приоры», то есть риск сломать крепления. Это повлечет за собой дополнительные траты.

Особенности затяжки креплений

С этой работой сможет справиться даже не профессионал. Важно соблюдать два правила – момент затяжки и последовательность работы с крепежами. Момент затяжки на двигателях с 8 и 16 клапанами не имеет отличий, тогда как последовательность отличается. Обратите внимание на приведенные схемы, на них цифрами указана очередность затягивания болтов.

Уделить внимание блоку цилиндров необходимо:

  • если в процессе эксплуатации от вибрации болты расшатались (неисправность обнаруживается по пропусканию прокладки);
  • после демонтажа ГБЦ и установки;
  • если заменена железная прокладка;
  • во время тюнинга блока цилиндров.

Перед работой возьмите инструкцию от вашей «Приоры», чтобы разобраться в том, какой двигатель установлен на автомобиле.

Как проводится работа

Прежде всего приготовьте инструменты. Вам потребуется иметь:

  • динамометрический ключ;
  • набор ключей;
  • штангенциркуль;
  • вороток;
  • торцевые головки.

Каждый болт затягивается в 4 подхода: 2 круга с разным моментом и столько же с поворотом на 90 градусов. Есть несколько правил, которые нужно соблюдать, чтобы крепежи на головке блока цилиндров были затянуты успешно:

  1. Всегда заменяйте старые крепежи на новые. Дело в том, что крепежные элементы во время работы двигателя находятся в напряжении. Это приводит к их износу и поломке.
  2. Тщательно осмотрите постель ГБЦ и другие элементы. Изношенные или деформированные части лучше заменить. Небольшая поломка или трещина может привести к глобальным разрушениям.
  3. Прокладку в процессе любого ремонта стоит менять на новую.
  4. Затяните каждый в 4 подхода, соблюдая очередность. Не торопитесь с выполнением этой работы и постоянно сверяйтесь со схемой, чтобы не запутаться. Новичкам рекомендуем перед началом работ посмотреть инструкцию на видео. С ее помощью вы визуально сможете представить каждый шаг и точно не сделаете ошибку.
  5. Весь инструмент должен быть качественный, особенно динамометрический ключ. Лучше одолжите его на день, чем покупайте, стараясь сэкономить. Хороший ключ не может стоить копейки.

До начала работы выставите колена и распределительный вал в положение верхней мертвой точки. Поэтапно затягивание происходит следующим образом:

  • 1 круг с моментом 2 кгс/м (20 Н*м);
  • 2 круг с промежутком моментов от 7.1 кгс/м (69.4 Н*м) до 8.7 (85.7)
  • 3 круг – поворот на 90 градусов;
  • завершите работу еще одним поворотом на 90 градусов.

Соблюдайте описанные выше правила при сборке механизма, чтобы он прослужил вам как можно дольше. Сверяйтесь со схемой, чтобы провести работу правильно. Обратите внимание, что сначала каждый болт затягивается динамометрическим ключом с указанным моментом, а затем остальные круги также проходят по схеме.

Не торопитесь во время затягивания, делайте плавные движения. При чрезмерной затяжке крепеж просто ломается. Хорошо, если то произойдет во время работы. Если вы закрепите ГБЦ слишком крепко и не исправите ошибку, то в процессе работы болты могут лопнуть, что приведет к дорогостоящему ремонту того узла. При слабой затяжке прокладка начнет пропускать. Если вы не сразу это обнаружите, то поломка станет более чем серьезной.

Источник

Затяжка гбц приора 126 двигатель

Иногда случается так, что необходимо срочно заменить прокладку или поменять ГБЦ. Подобные работы на СТО стоят немало и чтобы сэкономить, можно попробовать самому. Работа эта несложная, но требует внимательности, главное, соблюдать последовательность и момент затяжки ГБЦ Приора 16 клапанов.

Здесь также нужно знать, что последовательность затягивания на 16 кл и 8 кл агрегатах отличается, поэтому нужно быть внимательным. Момент на 16 и 8 клапанном силовом агрегате одинаков и проходит в четыре круга.

В каких случаях нужна затяжка блока?

Затяжка болтов необходима в первую очередь после того, как вы демонтировали ГБЦ и устанавливаете ее снова. Также затягивание может помочь в некоторых случаях, если в течение эксплуатации она ослабла и есть необходимость ее провести. В некоторых случаях, например, когда начала немного пропускать прокладка это может помочь.

Регулировка момента затяжки болтов для 16 клапанного авто

Регулировка момента затягивания — несложный процесс, и ознакомившись с материалом и видео в этой статье, вы справитесь с ним сами. Достаточно раз провести затягивание и далее вы сами сможете выполнять ее и еще при этом сможете помочь свои друзьям в случае необходимости. Важно придерживаться схемы для автомобилей с 19-ти клапанным мотором и соблюдать момент.

Необходимые инструменты

Динамометрический ключ

  • вороток;
  • штенгель циркуль;

    Штенгель циркуль

    Схема

    Схема, по которой проходит затяжка на 16 клапанном моторе отличается от схемы для 8-ми поэтому мы представим и одну и вторую, чтобы вы могли их сравнить.

    Только не перепутайте когда будете устанавливать. В любом случае перед началом работ сверьтесь с инструкцией, идущей вместе с авто. Затягивание с разным моментом на 16 клапанном агрегате происходит в 2 круга с разным моментом, а потом еще 2 круга с поворотом на 90 градусов. Сложно ничего нет, а значит справиться можно своими силами.

    Этапы

    Для того чтобы самостоятельное затягивание болтов завершилась успешно и держалась длительное время следует соблюдать ряд нехитрых правил:

      Лучше использовать новые болты, так как во время эксплуатации они находятся под постоянным напряжением и со временем утрачивают свои свойства. Нет гарантии, что старый болт не выдержит напряжения и лопнет.

    Длина не должна быть более 9,5 см

  • Нежелательно повторно ставить прокладку, даже если она находится в сносном состоянии.
  • Строго соблюдайте вращающие моменты во время затяжки.
  • Очередность затягивания доворота болтов должна быть точно такая же, как на схеме для 16-ти клапанных силовых установок.
  • Перед установкой ГБЦ внимательно просмотрите все детали на наличие повреждений и деформаций. В случае обнаружения таковых не оставляйте их без внимания, а обязательно замените. Зачастую небольшие поломки приводят к большим повреждениям, а иногда даже к полному разрушению систем и механизмов.
  • Не пользуйтесь инструментом сомнительного качества и производства. В особенности это касается динамометрического ключа.

    Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете гарантировать наилучшую затяжку и надежное герметичное соединение.

    Поставьте ГБЦ на блок, предварительно удостоверившись, что колен и распредвалы выставлены в положение верхней мертвой точки (ВМТ).

    Правильное закручивание

    Непосредственно сам процесс затягивания происходит в 4-е круга:

    • 1-й круг — момент 20 Н·м (2 кгс/м);
    • 2-й круг — момент 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
    • 3-й круг — доворот болты на 90 градусов;
    • 4-й круг — еще один поворот на 90 градусов.

    Как видите, все просто если остались вопросы, то посмотрите видео. По времени эта работа не занимает больше двадцати минут, но позволяет сэкономить приличную сумму, которую возьмут с вас на станции технического обслуживания.

    Видео «Как правильно затянуть болты ГБЦ»

    В этом видео мастер с большим опытом показывает и подробно описывает, как правильно проводится закручивание болтов ГБЦ. На автомобиле Лада приора с 16-ти кл агрегатом работы выполняются по такой же схеме.

    Многие владельцы Лада Приора в процессе обслуживания и ремонта автомобиля проводят самостоятельную замену прокладки головки блока или притирку клапанов. В ходе выполнения таких работ важно соблюдать последовательность и момент затяжки ГБЦ на Приоре.

    В каких случаях нужна затяжка блока?

    Видео «Установка и затяжка головки блока на Приора»

    В каких случаях нужна затяжка блока?

    В процессе эксплуатации любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2170 Приора, на головку двигателя оказывается долговременное циклическое воздействие газов, находящихся в цилиндрах мотора. На старых силовых агрегатах затяжка винтов ГБЦ могла ослабевать от таких нагрузок и ее периодически требовалось доводить до нормального уровня. Сегодня на всех моторах ВАЗ Приора применяются болты из специальной стали, которые затягиваются один раз на весь срок своей службы.

    При появлении утечки охлаждающей жидкости и масла дополнительно подтягивать и протягивать эти болты не имеет смысла, поскольку это не улучшит герметичность стыка. Единственным правильным способом борьбы с течью является снятие головки, проверка ровности сопрягаемых поверхностей и замена прокладки. После выполнения любых ремонтных работ, связанных со снятием головки с двигателя, требуется ее обтяжка с соблюдением всех необходимых условий.

    На видео от автора Alex ZW показан процесс установки головки блока на 8 клапанный мотор.

    Нюансы работы

    На автомобилях Лада Приора в разное время устанавливались двигатели с рабочим объемом 1,6 и 1,8 литра и различным числом клапанов в головках — V8 (или 8V) и V16 (или 16V). Тип головки агрегата определяет размер болтов, порядок их установки и момент затяжки ГБЦ на Приоре.

    Если на машине стоит 8 клапанный двигатель, то на нем могут применяться разные по размеру крепежные болты головки:

    • на старых моторах 21114 используются винты М12*1,25 с шестигранной головкой;
    • на более современных 21116, которые вышли в производство приблизительно с середины 2011 года, установлены элементы М10*1,25 с головкой под «звездочку».

    При установке снятой головки необходимо использовать новые винты, поскольку старые будут растянуты и иметь внутренние повреждения.

    Также на моторах используются разные по конструкции прокладки — комбинированная на старом агрегате и полностью железная на новом. Процедура затяжки болтов для двигателей с металлической и комбинированной прокладкой абсолютно идентична.

    Основными нюансами при выполнении работ является проверка длины крепежных элементов, соблюдение последовательности закручивания винтов и контроль усилия при затяжке. Нарушение этих условий приводит к повреждениям деталей и необходимости выполнения дополнительных ремонтных работ. Сама процедура не является сложной и может быть сделана самостоятельно в любом удобном месте — в гараже или на открытой стоянке, за исключением случая монтажа головки на двигатель, которую желательно устанавливать в закрытом помещении.

    Важно помнить, что затягивание болтов «на глазок» без динамометрического ключа недопустимо, поскольку не будет обеспечено равномерное прилегание сопрягаемых поверхностей головки и блока.

    Инструменты и материалы

    Перед началом проведения процедуры затяжки следует подготовить все необходимое для выполнения:

    • ключ со встроенным динамометром до 100 H⋅м;
    • набор головок и обычных ключей;
    • ключ Тогх Е14;
    • штангенциркуль для замера остаточной длины болтов;
    • пластина с размеченной шкалой до 180 градусов;
    • новые болты.

    Динамометрический ключ — важный инструмент для самостоятельного ремонта

    Пошаговая инструкция

    Последовательность выполнения операции на 8 клапанном двигателе:

    1. Протереть поверхности ГБЦ и осушить отверстия под болты в блоке мотора.
    2. Установить прокладку на блок, выставить ее по направляющим.
    3. Смонтировать сверху головку и вставить 10 крепежных болтов М10 или М12. Если владелец решил сэкономить и оставить старые винты, то они должны иметь длину не более 135,5 мм.
    4. Затянуть элементы по схеме. Сила затяжки должна составлять не выше 20 H⋅м.
    5. Затем нужно повторно протянуть болты. Усилие второй затяжки должно быть в пределах от 70 до 85 H⋅м.
    6. Далее нужно затягивать винты с доворотом на 90 градусов в той же последовательности. Угол доворота можно контролировать по специальному приспособлению, представляющему собой пластину с приделанной шкалой от 0 до 180 градусов.
    7. В соответствии с регламентом, нужно довернуть болты еще раз на 90 градусов.
    8. Крепление 8 клапанной головки к блоку закончено.
    9. После сборки мотора необходимо проверить качество работы, запустив и прогрев двигатель. Надежно затянутый стык головки и блока не должен пропускать рабочих жидкостей из картера силового агрегата.

    Самодельное приспособление для контроля угла доворота

    В случае установки на машине более мощного и современного мотора на шестнадцать клапанов, например, модели ВАЗ 21126 или сокращенно 126 процедура протягивания болтов имеет свои особенности.

    Для того чтобы правильно выполнить затяжку винтов ГБЦ на таких агрегатах нужно:

    1. Убрать замасливание с сопрягаемых поверхностей и проверить отсутствие жидкости в отверстиях болтов.
    2. Осуществить установку прокладки, отцентрировать ее и уложить сверху головку.
    3. Вставить в направляющие отверстия 10 крепежных винтов М10*1,25, предварительно смазав резьбу моторным маслом. Если решено использовать старые болты, что допустимо для 16 клапанных головок, то их остаточная длина не должна превышать 98 мм.
    4. Выполнить предварительную протяжку по схеме с моментом 12-20 H⋅м.
    5. Увеличить степень затяжки до 26-34 H⋅м и повторно пройти все болты в такой же последовательности.
    6. Затем необходимо довернуть винты на 90 градусов, при этом усилие составит около 50 H⋅м.
    7. Повторить затяжку на 90 градусов еще раз, момент на ключе будет примерно 80 H⋅м. Некоторые инструкции рекомендуют выдерживать между доворотами до 20 минут, но на практике не выявлено никаких преимуществ такой схемы.
    8. После сборки силового агрегата следует проверить качество выполненной работы.

    Процедура протяжки головки на двигателях 1,8 литра, которые представляют собой моторы 1,6 л с увеличенным цилиндром, полностью идентична описанной выше.

    Если в процессе выполнения работы к болтам приложен правильный момент усилия, соответствующий конструкторским расчетам, то прокладка будет равномерно и плотно прижата по стыку, обеспечивая надежное и герметичное соединение. Важно отметить, что если требуется снимать головку блока с двигателя, то ослабление винтов также производится по установленной регламентом схеме. Хаотичное откручивание элементов приведет к деформации головки и появлению невидимых микротрещин.

    Фотогалерея

    На фото ниже показан порядок отворачивания болтов и их затяжки, который необходимо учитывать при ремонте головки блока цилиндров на ВАЗ 2170 Приора.

    Видео «Установка и затяжка головки блока на Приора»

    Сборка верхней части 16 клапанного двигателя представлена на видео от канала Expert R.

    Столкнулся с такой проблемой:
    Поменял поршневую на автрамат безвтык. Дизеление ушло. Но на горячем двигателе появился стучек, который напрямую зависит от прогрева. Ощущение такое что уводит блок и вылазиет зазор поршень-цилиндр (при установке сделал 3 сотки). Итак суть вопроса есть два метода затяжки с которыми я столкнулся в литературе,
    1-й — моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
    2-й — моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
    3-й — доверните болты на 90°;
    4-й — окончательно доверните болты на 90°.
    или
    Динамометрическим ключом затягиваем болты крепления головки в три приема – сначала моментом 20 Н·м (2 кгс·м) затем доворачиваем болты на 90° и потом еще раз доворачиваем болты на 90°.
    сам тянул по первому. Вопрос правильно ли? Если есть ссылки на источнкии поделитесь плиз.

    Комментарии 51

    В официальной ВАЗовской технологической инструкции по ремонту двигателей ТИ 3100. 25100.40157 на странице 49 написано, что болты на двигателях 2112, 21124, 21126 и 11194 надо затягивать в 4 приема:
    1. Затяжка моментом 12…20 Нхм;
    2. Затяжка моментом 26…34 Нхм;
    3. Доворот на 90 градусов;
    4. Доворот на 90 градусов.

    здесь различия в приведенных моторах прокладка, для металла один способ, для паранита другой. осталось узнать какой из примеров для чего.

    Для указанных моторов никаких различий нет, вне зависимости от прокладки. Различие есть для моторов «классического» семейства: если усадочная прокладка, то применяются болты 2101 и затяжка в 2 приема, если безусадочная, то болты 21213 и затяжка в 4 приема. Для 16-клапанных моторов применяются только безусадочные прокладки и момент затяжки для них одинаков — в 4 приема, как указано в моем комментарии.

    тогда в чем разница?две книги — разные способы. еще есть подозрения на липового автора, хотя как можно пустить в тираж с заведомо не верной информацией. может быть такое, например для 8кл и 16?вобщем загадка.

    Какие две книги? Я руководствуюсь официальной ВАЗовской технологической инструкцией. Болты для 8 и 16 клапанных двигателей разные: М12х1,25 — для 8-клапанных. М10х1,25 — для 16 клапанных. Длина болтов также разная. Возможно, что и материал отличается. Также нагрузка на стык у 8 и 16 -клапанников разная. Что же касается классических моторов, то болты и и их момент затяжки зависит от того, какая прокладка применяется — усадочная, или безусадочная. К мануалам от различных издательств, а также советом по затяжке от доморощенных мастеров, которые говорят, что «руками чувствуют, что потянулись» (на самом деле руками можно почувствовать только бабью жопу или собственный писюн и все в этом роде) надо относиться с осторожностью, последних я бы вообще не слушал. В мануалах по десяткам и Приорам от «За рулем» я, например видел рекомендации по затяжке болтов ГБЦ в виде 20Нхм+90 град+90 град, что неверно — такое соединение будет в скором времени ослаблено.

    извееняюсь за глупый вопрос, ссылочкой на оф руководство не поделитесь?на запрос в поиске 10 страниц сомнительных сайтов, ни одной ссылки на официальный источник.

    Ссылочки нет, но сама технологическая инструкция есть. Пиши почту в личку — пришлю.

    Какие две книги? Я руководствуюсь официальной ВАЗовской технологической инструкцией. Болты для 8 и 16 клапанных двигателей разные: М12х1,25 — для 8-клапанных. М10х1,25 — для 16 клапанных. Длина болтов также разная. Возможно, что и материал отличается. Также нагрузка на стык у 8 и 16 -клапанников разная. Что же касается классических моторов, то болты и и их момент затяжки зависит от того, какая прокладка применяется — усадочная, или безусадочная. К мануалам от различных издательств, а также советом по затяжке от доморощенных мастеров, которые говорят, что «руками чувствуют, что потянулись» (на самом деле руками можно почувствовать только бабью жопу или собственный писюн и все в этом роде) надо относиться с осторожностью, последних я бы вообще не слушал. В мануалах по десяткам и Приорам от «За рулем» я, например видел рекомендации по затяжке болтов ГБЦ в виде 20Нхм+90 град+90 град, что неверно — такое соединение будет в скором времени ослаблено.

    Как и еще один метод 30-60 -90 и это не идеальная талия это моменты в ньютонах )))

    Первым способом. Сначала 2кг — куришь. Потом 7 кг (болт при этой нагрузке начинает крутится без увеличения усилия. А потом 2 раза по 90 градусов. С перекуром, чтобы прокладка равномерно осела.

    Второй вопрос. Читал много литературы про затяжку болтов. если со схемой затяжки все ясно, она везде одинаковая, то про усилия все пишут по-разному. В букваре пишут про 4 кг +90 +90 и т.д. Короче, я пользуюсь следующей формулой, болты диаметром М10 по идее должны выдерживать усилие 10 кг, болты М12 — 12 кг и т.д. Если это, конечно, не паленые болты. Так вот я затягиваю в начале 4 кг, потом 6-7, потом 8-9. Все это делаю с перерывом 20, потом 30 минут… До 10 наши болты тянуть не решаюсь… Почему не использую схему рекомендуемую в букваре? Потому, что там предлагается после затяжки с усилием в 4 кг (по-момему), просто пару раз довернуть их по 90*. Если следовать этому совету, то получится мы затянем болты с разным усилием, а наша задача затянуть их с одинаковым, равномерным усилием…
    Всем Доброго времени суток и С наступившим Новым Годом.)))

    Источник

  • На чтение 8 мин Просмотров 1.6к. Опубликовано 01.10.2021 Обновлено 08.12.2021

    Содержание

    1. Какие двигатели устанавливали на Приоре
    2. Когда нужно производить обтяжку крепежа
    3. Почему подводит герметичное соединение ГБЦ с блоком цилиндров
    4. Инструменты для затяжки болтов ГБЦ
    5. Подготовительные процедуры
    6. Момент затяжки ГБЦ 8 клапанных ДВС ВАЗ 21114 и 21116
    7. Затяжка ГБЦ Приора 16 клапанных ДВС ВАЗ 21114 и 21116

    Момент затяжки ГБЦ Приора зависит от разновидности головки: с одним распределительным валом для восьмиклапанных моторов и двухвальной — для 16 клапанных.

    Какие двигатели устанавливали на Приоре

    Автомобиль Волжского автозавода «Лада Приора» производился с 2007 до 2018 г. Все модели моторов имели рабочий объем 1,6 л, и были оборудованы топливными системами распределенного впрыска. Они отличались по мощностным характеристикам:

    • 21114/21116 — 80/87 л. с. (8 клапанов);
    • 21126/21127 — 98/106 л. с. (16 клапанов).

    Моторы 1,8 л. устанавливаются только в качестве тюнинга.

    Применение большего количества клапанов, наряду с другими инновациями, позволило увеличить воздушный заряд и, соответственно ему, повысить подачу топлива — добиться большей мощности при сохранении объема.

    Двигатель ВАЗ 21126

    Форсирование моторов, увеличение их напряженности и кардинальное изменение конструкции головки не привело, однако, к принципиальным изменениям в процессе обтяжки головки блока цилиндров (ГБЦ). Но некоторые различия все же появились, и момент затяжки ГБЦ Приора, также как и схемы обжатия сопрягаемых поверхностей для 8- и 16-клапанных силовых агрегатов отличаются.

    Когда нужно производить обтяжку крепежа

    Узел нуждается в грамотной фиксации крепежа при его монтаже на блок. Это может быть замена прокладки головки блока, ремонт ГБЦ, либо самой силовой установки. Первое желание, которое возникает при обнаружении течи — подтянуть крепеж. В большинстве случаев это не помогает, а кроме того, непонятно какое создавать усилие. Дело в том, что конечный момент обжатия не регламентируется в привычном измерении (Н·м), а задается углом поворота инструмента.

    Поэтому, чтобы корректно довернуть крепеж, не снимая ГБЦ, его необходимо окончательно распустить, а потом повторить процедуру.

    Почему подводит герметичное соединение ГБЦ с блоком цилиндров

    В процессе эксплуатации эти детали двигателя подвергаются высоким переменным напряжениям — как механическим, так и температурным. Крепеж растягивается, прокладка уплотняется, головка блока деформируется: она выгибается «домиком» посередине.

    Замер плоскости ГБЦ

    Это происходит в результате длительной эксплуатации, но ускорить развитие ситуации могут различные факторы, среди которых лидирует перегрев (косвенно в нем можно обвинить термостаты ВАЗ). Другие причины нарушения герметичности связаны с повреждением блока и ГБЦ. Они потребуют уже ремонта или замены составляющих. Мы же рассматриваем установку исправной ГБЦ.

    Инструменты для затяжки болтов ГБЦ

    Перед началом работы необходимо подготовить:

    • набор головок;
    • набор ключей рожково-накидных;
    • отвертки;
    • плоскогубцы;
    • жесткую металлическую линейку (правило);
    • набор плоских щупов;
    • ключ динамометрический;
    • вороток;
    • удлинитель с усиленной головкой наружной 10 мм;
    • шестигранник 10 мм;
    • шпатель для очистки поверхностей;
    • кордщетку;
    • штангенциркуль;
    • слесарный коловорот
    • чистую ветошь.

    Самый главный инструмент в этом перечне — это динамометрический ключ, они бывают разные:

    • стрелочные;
    • со щелчком;
    • электронные.

    Последний очень точный, дорогой, требует элементов питания. В этих работах применять его нецелесообразно. Стрелочный, напротив, менее точный, считается любительским. За его дрожащей стрелкой надо внимательно следить, чтобы вовремя прекратить процесс. Есть у него и плюсы: он невероятно прост по конструкции, практически не может выйти из строя, а кроме того, показывает текущее значение момента. Это полезное свойство: например, если вы затягиваете крепеж, а показания момента падают, значит крепеж уже растянут и вот-вот лопнет, а может даже срывается резьба. Однако, такое случается крайне редко.

    Шкальный ключ

    Шкальный (стрелочный) ключ.

    Ключ со щелчком считается профессиональным. Он удобен в применении и точен. На шкале предварительно выставляют требуемую величину момента (можно пользоваться разными единицами измерения). При достижении заданного момента раздается щелчок — затяжка приостанавливается. Этот ключ обычно компактнее стрелочного в месте крепления инструмента и смотреть на него не нужно. Им проще работать в неудобных местах, при ограниченной видимости: он точно сработает в нужный момент.

    Динамометрический ключ — не слесарный инструмент, а измерительный. Как бы мощно он не выглядел, он не предназначен для постоянной работы в качестве трещотки, а еще хуже — для срыва прикипевших гаек.

    Некоторые механики утверждают, что динамометрический ключ им не нужен и они сами чувствуют металл. Доверять им не стоит. При большом опыте крутящий момент можно примерно определять на глаз при небольших усилиях. Чем больше возрастает нагрузка на инструмент, тем сильнее увеличивается погрешность, и на высоких значениях ничего понять нельзя. Но физическим чувством момента пренебрегать тоже не следует: «внутренний голос» должен забить тревогу, если ключ щелкнет очень рано — динамометры тоже ломаются.

    Подготовительные процедуры

    Для демонтажа головки крепеж ослабляется постепенно, в последовательности обратной схеме обжатия. Снятие нагрузки в произвольном порядке приводит к деформации детали и к появлению микротрещин.

    Перед началом работ отключите аккумуляторную батарею и удостоверьтесь в прямолинейности посадочной поверхности. Для этого приложите правило к поверхности и попробуйте подсунуть под него щуп заданной толщины: если он не проходит под линейкой, деталь можно считать ровной. В противном случае ей требуется механическая обработка.

    Есть и другой способ проверки плоскости:

    • На ровную доводочную плиту наносится абразивная паста, или порошок с маслом.
    • Затем деталь кладут на эту поверхность и перемещают по различным траекториям (вперед — назад, по кругу, восьмеркой). На ровной плоскости абразив распределится равномерно, в приподнятой области металл останется чистым.

    Головки обрабатываются фрезерованием или дальнейшей притиркой на доводочной плите. Последний метод очень трудоемкий и требует тщательной промывки, зато он позволяет снять металл по минимуму. Абразивная масса забирается во все возможные полости.

    Попадание абразива в мотор недопустимо — это губительно для двигателя.

    Далее подготовьте к установке блок цилиндров:

    • Посадочная плоскость должна быть очищена, обратите внимание на направляющие;
    • Никакие компоненты машины или посторонние предметы не должны мешать установке, упираться в выступающие части ГБЦ;
    • Отверстия под болты должны быть освобождены от попавших в них масла и охлаждающей жидкости. В противном случае, при затягивании болт крепления упрется в несжимаемую жидкость. Это создаст значительное сопротивление и динамометр сработает раньше, чем нужно. Возможно, что довернуть болт по углу поворота не получится;
    • Внутренние резьбы должны быть чистыми.

    Дефектация болтов:

    • Предельно допустимая длина болта крепления от нижнего конца до опорной торцевой поверхности — 135,5 мм. Растянутый свыше болт необходимо заменить. Опытные механики рекомендуют, чтобы крепеж был примерно одного качества: если половина болтов требуют замены, а половина на пределе, лучше поменять все.
    • Осмотрите резьбы на предмет дефектов.
    • Шестигранные углубления должны надежно удерживать инструмент.

    Извлечение дефектного болта из двигателя не самое приятное занятие.

    После этого резьбовая часть и шайбы смазываются тонким слоем масла. Осталось правильно поместить прокладку на направляющие и аккуратно поставить сверху головку.

    При работе схема затяжки ГБЦ лучше располагать непосредственно возле мотора и ориентировать соответствующим образом, чтобы не нарушить порядок затяжки болтов

    Момент затяжки ГБЦ 8 клапанных ДВС ВАЗ 21114 и 21116

    Болты на этих моторах разные: на 21114 — 12×1,25 под шестигранник, а на 21116 — 10×1,25 со звездочкой. На усилии затяжки это не отражается.

    Затяжка проводится только на холодном моторе.

    Быстрее и удобнее закручивать крепеж слесарным коловоротом. Кроме того, он не позволяет создать большое усилие и вы руками сразу почувствуете излишнее сопротивление в резьбе, если такое возникнет.

    Затяжка ГБЦ приора 8 клапанов

    Закрутите крепеж до касания в последовательности, изображенной на схеме, приведенной в инструкции к автомобилю. Если все в порядке, устанавливайте на динамометре нужное значение и затягивайте. Продолжайте соблюдать последовательность. Затягивая правой рукой, левой придерживайте головку ключа, чтобы инструмент испытывал только напряжение кручения — никаких перекосов. Тяните равномерно, без рывков, старайтесь оценивать равномерность усилия и угол поворота.

    Фиксация головок блоков переднеприводного семейства двигателей ВАЗ проводится в 4 этапа:

    1. 20 Н·м (2 кг.см).
    2. 69,4–85,7 Н·м. (7,1–8,7 кг.см).
    3. доворот на 90 градусов.
    4. доворот на 90 градусов.

    Два последних шага предполагают затягивание по углу поворота. Существуют специальные угломерные ключи. Применяют и пластину со шкалой 180 градусов. Также можно поставить соответствующие метки на головках болтов и неподвижных частях мотора, ориентируясь по граням. Этот метод определения усилия сжатия считается более точным: усилие пропорционально углу поворота, а вот момент затяжки ГБЦ Приора (как и других автомобилей) зависит еще и от сопротивления резьбы, которое может различаться, особенно на конечном этапе проведения ремонтных работ.

    Затяжка ГБЦ Приора 16 клапанных ДВС ВАЗ 21114 и 21116

    Схема и момент затяжки ГБЦ приора 16 клапанов не соответствует схеме для 8-клапанных двигателей. Этапы затяжки также отличаются:

    1. 12–20 Н·м (1,2-2 кг.см).
    2. 26–34 Н·м (2,6-3,4 кг.см).
    3. доворот на 90.
    4. доворот на 90.

    Многие опытные мастера, которые делятся своими наработками в сети, пропускают второй этап. Их мнения относительно затяжки ГБЦ 16 клапанных двигателей ВАЗ сильно разнятся. Поэтому будет нелишним напомнить, что руководящей документацией по ремонту является официальная вазовская технологическая инструкция по конкретной модификации автомобиля.

    Работу проводим при замене прокладки головки блока цилиндров, ремонте и замене головки блока, а также при демонтаже шатунно-поршневой группы двигателя. Сбрасываем давление в системе питания (см. «Замена топливного фильтра»). Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи. Снимаем воздушный фильтр (см. «Снятие воздушного фильтра»). Отсоединяем наконечник провода от датчика сигнализатора недостаточного давления масла (см. «Снятие датчика сигнализатора недостаточного давления масла»). Отсоединяем колодку жгута проводов форсунок от колодки жгута проводов системы управления двигателем (см. «Снятие топливной рампы и форсунок»). Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»). Снимаем заднюю опору силового агрегата (см. «Снятие опор силового агрегата»). Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. «Снятие распределительных валов и замена гидротолкателей клапанов»).

    Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления наконечника провода «массы» жгута проводов системы управления двигателем.

    Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления корпуса термостата к головке блока цилиндров.

    Вынимаем направляющую трубку указателя уровня масла из патрубка блока цилиндров.

    Ключом «на 17» отворачиваем штуцер трубки подвода топлива к рампе, удерживая наконечник топливного шланга ключом того же размера.

    Снимаем шланг с наконечника трубки. На наконечнике трубки установлено резиновое кольцо. Если кольцо повреждено — при сборке заменяем его новым. Ослабляем гайки крепления кронштейна подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости и снимаем кронштейн со шпильки головки блока цилиндров (см. «Снятие катколлектора»). Снимаем заднюю крышку ремня привода газораспределительного механизма (см. «Снятие насоса охлаждающей жидкости»). Головку блока цилиндров можно демонтировать в сборе с катколлектором или без него, отвернув гайки крепления катколлектора и сняв его со шпилек головки блока цилиндров. В процессе эксплуатации из-за высокой температуры в зоне катколлектора гайки его крепления к шпилькам головки блока цилиндров могут «прикипеть», и отвернуть их в моторном отсеке может быть затруднительно. Поэтому показываем метод снятия головки блока цилиндров в сборе с катколлектором. Отcоединяем трубу дополнительного глушителя от катколлектора (см. «Замена прокладки в соединении катколлектора и дополнительного глушителя»). Отворачиваем два болта крепления катколлектора к кронштейну блока цилиндров (см. «Снятие катколлектора»). Отсоединяем колодки жгутов проводов управляющего и диагностического датчиков концентрации кислорода от колодок жгутов проводов системы управления двигателем (см. «Снятие датчиков концентрации кислорода»). Шестигранником «на 10» отворачиваем десять винтов крепления головки к блоку цилиндров.

    Расположение винтов крепления головки блока цилиндров Вынимаем винты крепления головки с шайбами.

    Снимаем с помощником головку блока цилиндров.

    Снимаем прокладку головки блока цилиндров (А — центрирующие втулки).

    Порядок затягивания винтов головки блока цилиндров

    Устанавливаем винты крепления головки блока цилиндров, наживляем их и затягиваем в три приема по схеме: – первый прием — затягиваем винты моментом 20–25 Н·м (2,0–2,5 кгс·м); – второй прием — доворот винтов на 90°; – третий прием — доворот винтов на 90°. Винты крепления головки блока цилинд ров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 95 мм (без учета высоты головки винта). Если длина больше, заменяем винты новыми.

    Иногда случается так, что необходимо срочно заменить прокладку или поменять ГБЦ. Подобные работы на СТО стоят немало и чтобы сэкономить, можно попробовать самому. Работа эта несложная, но требует внимательности, главное, соблюдать последовательность и момент затяжки ГБЦ Приора 16 клапанов.

    Здесь также нужно знать, что последовательность затягивания на 16 кл и 8 кл агрегатах отличается, поэтому нужно быть внимательным. Момент на 16 и 8 клапанном силовом агрегате одинаков и проходит в четыре круга.

    Регулировка момента затяжки болтов для 16 клапанного авто

    Регулировка момента затягивания — несложный процесс, и ознакомившись с материалом и видео в этой статье, вы справитесь с ним сами. Достаточно раз провести затягивание и далее вы сами сможете выполнять ее и еще при этом сможете помочь свои друзьям в случае необходимости. Важно придерживаться схемы для автомобилей с 19-ти клапанным мотором и соблюдать момент.

    Необходимые инструменты

    • набор ключей;
    • динамометрический ключ (покупать не нужно, лучше одолжить на день-два);
      Динамометрический ключ
    • вороток;
    • штенгель циркуль;
      Штенгель циркуль
    • торцовые головки.

    Схема

    Схема, по которой проходит затяжка на 16 клапанном моторе отличается от схемы для 8-ми поэтому мы представим и одну и вторую, чтобы вы могли их сравнить.

    Схема для 16-ти клапанных Схема для 8-и клапанных

    Только не перепутайте когда будете устанавливать. В любом случае перед началом работ сверьтесь с инструкцией, идущей вместе с авто. Затягивание с разным моментом на 16 клапанном агрегате происходит в 2 круга с разным моментом, а потом еще 2 круга с поворотом на 90 градусов. Сложно ничего нет, а значит справиться можно своими силами.

    Этапы

    Для того чтобы самостоятельное затягивание болтов завершилась успешно и держалась длительное время следует соблюдать ряд нехитрых правил:

    1. Лучше использовать новые болты, так как во время эксплуатации они находятся под постоянным напряжением и со временем утрачивают свои свойства. Нет гарантии, что старый болт не выдержит напряжения и лопнет.
      Длина не должна быть более 9,5 см
    2. Нежелательно повторно ставить прокладку, даже если она находится в сносном состоянии.
    3. Строго соблюдайте вращающие моменты во время затяжки.
    4. Очередность затягивания доворота болтов должна быть точно такая же, как на схеме для 16-ти клапанных силовых установок.
    5. Перед установкой ГБЦ внимательно просмотрите все детали на наличие повреждений и деформаций. В случае обнаружения таковых не оставляйте их без внимания, а обязательно замените. Зачастую небольшие поломки приводят к большим повреждениям, а иногда даже к полному разрушению систем и механизмов.
    6. Не пользуйтесь инструментом сомнительного качества и производства. В особенности это касается динамометрического ключа.

    Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете гарантировать наилучшую затяжку и надежное герметичное соединение.

    Поставьте ГБЦ на блок, предварительно удостоверившись, что колен и распредвалы выставлены в положение верхней мертвой точки (ВМТ).

    Правильное закручивание

    Непосредственно сам процесс затягивания происходит в 4-е круга:

    • 1-й круг — момент 20 Н·м (2 кгс/м);
    • 2-й круг — момент 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
    • 3-й круг — доворот болты на 90 градусов;
    • 4-й круг — еще один поворот на 90 градусов.

    Как видите, все просто если остались вопросы, то посмотрите видео. По времени эта работа не занимает больше двадцати минут, но позволяет сэкономить приличную сумму, которую возьмут с вас на станции технического обслуживания.

    Затягиваем болты на двигателе правильно

    The following two tabs change content below.

    Об эксперте:

    Fan-avto

    Всю мою жизнь меня окружали автомобили! Сначала в деревне я уже в первом классе носился на тракторе по полям, потом была ЯВА, после копейка. Теперь я студент третьего курса «политеха» на автомобильном факультете. Подрабатываю автослесарем, помогаю ремонтировать автомобили всем своим знакомым.

    В приведённой ниже таблице мы обозначили моменты затяжки всех резьбовых соединений на двигателе ВАЗ-2112.

    Момент затяжки резьбовых соединений (таблица)

    Деталь Резьба Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
    Двигатель
    Болт крепления головки цилиндров М12х1,25 Болты крепления ГБЦ необходимо затягивать в четыре приема: 1 – моментом 20 Н·м (2 кгс); 2 – моментом 69,4–85,7 (7,1–8,7 кгс); 3 – довернуть на 90°; 4 – снова довернуть на 90°.
    Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора М8 20,87–25,77 (2,13–2,63)
    Гайка крепления натяжного ролика М10×1,25 33,23–41,16 (3,4–4,2)
    Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,38–22,64 (1,87–2,31)
    Болт крепления шкива распределительного вала М10 67,42–83,3 (6,88–8,5)
    Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов М6 6,66–8,23 (0,68–0,84)
    Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 15,97–22,64 (1,63–2,31)
    Болт крепления крышек коренных подшипников М10х1,25 68,31–84,38 (6,97–8,61)
    Болт крепления масляного картера М6 5,15–8,23 (0,52–0,84)
    Гайка болта крышки шатуна М9х1 43,32–53,51 (4,42–5,46)
    Болт крепления маховика М10х1,25 60,96–87,42 (6,22–8,92)
    Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М6 7,64–8,01 (0,78–0,82)
    Болт крепления шкива коленчатого вала M12х1,25 97,9–108,78 (9,9–11,1)
    Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости М6 4,17–5,15 (0,425–0,525)
    Гайка крепления приемной трубы глушителя М8×1,25 20,87–25,77 (2,13–2,63)
    Гайка крепления фланца дополнительного глушителя М8×1,25 15,97–22,64 (1,63–2,31)
    Гайка крепления троса сцепления к кронштейну двигателя М12х1 14,7–19,6 (1,5–2,0)
    Болт крепления кронштейна передней опоры подвески двигателя М10х1,25 32,2–51,9 (3,3–5,5)
    Гайка болта крепления передней опоры подвески двигателя М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)
    Гайка болта крепления левой опоры подвески силового агрегата М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)
    Гайка крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата М10 31,85–51,45 (3,25–5,25)
    Болт крепления задней опоры подвески силового агрегата М10х1,25 27,44–34 (2,8–3,47)
    Гайка болта крепления кронштейна задней опоры подвески силового агрегата М12 60,7–98 (6,2–10)
    Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)
    Болт крепления маслоприемника к насосу М6 6,86–8,23 (0,7–0,84)
    Болт крепления масляного насоса М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)
    Болт крепления корпуса масляного насоса М6 7,2–9,2 (0,735–0,94)
    Пробка редукционного клапана масляного насоса М16х1,5 45,5–73,5 (4,64–7,5)
    Штуцер масляного фильтра М20×1,5 37,48–87,47 (3,8–8,9)
    Датчик контрольной лампы давления масла М14х1,5 24–27 (2,45–2,75)
    Гайка крепления карбюратора М8 12,8–15,9 (1,3–1,6)
    Гайка крепления крышки головки цилиндров М6 1,96–4,6 (0,2–0,47)

    Инструмент для замеров

    Несмотря на то, что выполнение работ по правилам затяжки требует специального подхода, однако большого количества времени подобная процедура не займёт.

    Единственное, что потребуется для выполнения подобных работ – это динамометрический ключ.

    Такой ключ используют для производства замера момента затяжки.

    Многие владельцы Лада Приора с двигателем 21126 16 клапанов в процессе обслуживания и ремонта автомобиля проводят самостоятельную замену прокладки головки блока или притирку клапанов. В ходе выполнения таких работ важно соблюдать последовательность и момент затяжки ГБЦ на Приоре. В процессе эксплуатации любого автомобиля, в том числе и ВАЗ 2170 Приора, на головку двигателя оказывается долговременное циклическое воздействие газов, находящихся в цилиндрах мотора. На старых силовых агрегатах затяжка винтов ГБЦ могла ослабевать от таких нагрузок и ее периодически требовалось доводить до нормального уровня. Сегодня на всех моторах ВАЗ Приора применяются болты из специальной стали, которые затягиваются один раз на весь срок своей службы. При появлении утечки охлаждающей жидкости и масла дополнительно подтягивать и протягивать эти болты не имеет смысла, поскольку это не улучшит герметичность стыка. Единственным правильным способом борьбы с течью является снятие головки, проверка ровности сопрягаемых поверхностей и замена прокладки. После выполнения любых ремонтных работ, связанных со снятием головки с двигателя, требуется ее обтяжка с соблюдением всех необходимых условий. Здесь также нужно знать, что последовательность затягивания на 16 кл и 8 кл агрегатах отличается, поэтому нужно быть внимательным. Момент на 16 и 8 клапанном силовом агрегате одинаков и проходит в четыре круга.

    Инструменты и материалы

    Перед началом проведения процедуры затяжки следует подготовить все необходимое для выполнения: • ключ со встроенным динамометром до 100 H/?м; • набор головок и обычных ключей; • ключ Тогх Е14; • штангенциркуль для замера остаточной длины болтов; • пластина с размеченной шкалой до 180 градусов; • новые болты. Для того чтобы правильно выполнить затяжку винтов ГБЦ на ВАЗ 21126: 1. Убрать замасливание с сопрягаемых поверхностей и проверить отсутствие жидкости в отверстиях болтов. 2. Осуществить установку прокладки, отцентрировать ее и уложить сверху головку. 3. Вставить в направляющие отверстия 10 крепежных винтов М10*1,25, предварительно смазав резьбу моторным маслом. Если решено использовать старые болты, что допустимо для 16 клапанных головок, то их остаточная длина не должна превышать 98 мм. 4. Выполнить предварительную протяжку по схеме с моментом 12-20 H/м. 5. Увеличить степень затяжки до 26-34 H/м и повторно пройти все болты в такой же последовательности. 6. Затем необходимо довернуть винты на 90 градусов, при этом усилие составит около 50 H/м. 7. Повторить затяжку на 90 градусов еще раз, момент на ключе будет примерно 80 H/м. Некоторые инструкции рекомендуют выдерживать между доворотами до 20 минут, но на практике не выявлено никаких преимуществ такой схемы. 8. После сборки силового агрегата следует проверить качество выполненной работы. Процедура протяжки головки на двигателях 1,8 литра, которые представляют собой моторы 1,6 л с увеличенным цилиндром, полностью идентична описанной выше. Кратко 1-й — моментом 20 Н·м (2 кгс·м); 2-й — моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м); 3-й — доверните болты на 90°; 4-й — окончательно доверните болты на 90°.

    >

    Общие сведения по сборке

    Предупреждения перед сборкой

    Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров и схема нанесения герметика на корпус подшипников распределительных валов

    Схема привода распределительных валов 2112

    1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 – зубчатый ремень; 3 – шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 – натяжной ролик; 5 – шкив выпускного распределительного вала; 6 – задняя защитная крышка зубчатого ремня; 7 – шкив впускного распределительного вала; 8 – кольцо для датчика фаз; 9 – опорный ролик; А – метка ВМТ на зубчатом шкиве коленчатого вала; В – установочная метка на крышке масляного насоса; C и F– установочные метки на задней защитной крышке зубчатого ремня; D – установочная метка на шкиве выпускного распределительного вала; E – установочная метка на шкиве впускного распределительного вала.

    Схема нанесения герметика на верхнюю плоскость головки цилиндров

    Первым делом, установите на стенд чистый блок цилиндров и заверните в него шпильки(если некоторые отсутствуют). Снимите крышки коренных подшипников и запрессуйте в блок цилиндров оправкой 67.7853.9621 недостающие форсунки для охлаждения поршней.

    Установите в блок цилиндров коленчатый вал и шатунно-поршневую группу, прикрепите маховик к коленчатому валу, установите масляный насос и его маслоприемник, масляный картер с прокладкой и масляный фильтр, действуя, как описано в разделе двигателя 2110. Затем сборку двигателя проводите в следующем порядке.

    Вставьте в блок цилиндров две центрирующие втулки и установите по ним прокладку головки блока цилиндров.

    Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров.

    Установите по центрирующим втулкам головку блока. Затяните болты крепления головки цилиндров в определенной последовательности (рис. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров и схема нанесения герметика на корпус подшипников распределительных валов) и в три приема:

    – затяните болты моментом 20 Н·м (2 кгс·м);

    – доверните болты на 90°;

    – снова доверните все болты на 90°.

    Вставьте в гнездо блока цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой и закрепите его болтами. Установите и закрепите заднюю защитную крышку зубчатого ремня.

    Вложите сегментные шпонки в гнезда на передних концах коленчатого и распределительных валов и установите зубчатые шкивы. Заблокировав шкивы распределительных валов от проворачивания, закрепите их болтами с шайбами.

    Приспособлением 67.7811.9509 поверните распределительные валы до совмещения меток на шкивах с установочными метками на задней защитной крышке зубчатого ремня (рис. Схема привода распределительных валов).

    Доверните коленчатый вал в сторону меньшего угла поворота до совмещения установочной метки на шкиве с меткой на крышке масляного насоса. Поворачивать коленчатый вал можно ключом за болт, временно завернутый в передний конец коленчатого вала.

    Установите натяжной ролик и закрепите его в положении, соответствующем минимальному натяжению ремня. Установите и закрепите опорный ролик.

    Наденьте зубчатый ремень на шкивы распределительных валов и, натягивая обе ветви ремня, заведите левую ветвь за натяжной ролик и наденьте ее на шкив насоса охлаждающей жидкости, а правую ветвь заведите за опорный ролик. Наденьте ремень на шкив коленчатого вала и слегка натяните ремень натяжным роликом, поворачивая ролик против часовой стрелки. При установке ремня избегайте его резких перегибов.

    Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения и проверьте совпадение установочных меток (см. рис. Схема привода распределительных валов). Если метки не совпадают, то ослабьте натяжение ремня, снимите его со шкивов распределительных валов, поверните шкивы на необходимые углы, наденьте ремень, слегка натяните его натяжным роликом, снова проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте совпадение установочных меток.

    При совпадении меток отрегулируйте натяжение ремня, как описано далее.

    Установите датчик фаз, прикрепив его к головке блока цилиндров двумя болтами. Установите и закрепите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

    Нанесите на верхнюю плоскость корпуса подшипников распределительных валов герметик типа «Локтайт № 574» жгутиком диаметром 2 мм, как показано на рис. Схема нанесения герметика на верхнюю плоскость головки цилиндров. Установите на головку блока крышку в сборе с сепаратором, маслоотражателем сепаратора и отводящей трубкой и закрепите крышку болтами.

    Осторожно вставьте свечи зажигания в гнезда головки блока и затяните их ключом 67.7812.9553.

    Прикрепите к головке блока отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой и закрепите его двумя гайками. Установите прокладку и прикрепите к блоку цилиндров фланец подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Наденьте на патрубок и подводящую трубу шланги, идущие к термостату, установите термостат и закрепите шланги хомутами.

    Наденьте на шпильки головки блока цилиндров прокладку, установите выпускной коллектор с защитным экраном и закрепите их гайками вместе с кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости.

    Нюансы работы

    На автомобилях Лада Приора в разное время устанавливались двигатели с рабочим объемом 1,6 и 1,8 литра и различным числом клапанов в головках — V8 (или 8V) и V16 (или 16V). Тип головки агрегата определяет размер болтов, порядок их установки и момент затяжки ГБЦ на Приоре.

    Если на машине стоит 8 клапанный двигатель, то на нем могут применяться разные по размеру крепежные болты головки:

    • на старых моторах 21114 используются винты М12*1,25 с шестигранной головкой;
    • на более современных 21116, которые вышли в производство приблизительно с середины 2011 года, установлены элементы М10*1,25 с головкой под «звездочку».

    При установке снятой головки необходимо использовать новые винты, поскольку старые будут растянуты и иметь внутренние повреждения.

    Также на моторах используются разные по конструкции прокладки — комбинированная на старом агрегате и полностью железная на новом. Процедура затяжки болтов для двигателей с металлической и комбинированной прокладкой абсолютно идентична.

    Основными нюансами при выполнении работ является проверка длины крепежных элементов, соблюдение последовательности закручивания винтов и контроль усилия при затяжке. Нарушение этих условий приводит к повреждениям деталей и необходимости выполнения дополнительных ремонтных работ. Сама процедура не является сложной и может быть сделана самостоятельно в любом удобном месте — в гараже или на открытой стоянке, за исключением случая монтажа головки на двигатель, которую желательно устанавливать в закрытом помещении.

    Важно помнить, что затягивание болтов «на глазок» без динамометрического ключа недопустимо, поскольку не будет обеспечено равномерное прилегание сопрягаемых поверхностей головки и блока.

    Перед началом проведения процедуры затяжки следует подготовить все необходимое для выполнения:

    • ключ со встроенным динамометром до 100 H⋅м;
    • набор головок и обычных ключей;
    • ключ Тогх Е14;
    • штангенциркуль для замера остаточной длины болтов;
    • пластина с размеченной шкалой до 180 градусов;
    • новые болты.

    Динамометрический ключ — важный инструмент для самостоятельного ремонта

    Пошаговая инструкция

    Последовательность выполнения операции на 8 клапанном двигателе:

    1. Протереть поверхности ГБЦ и осушить отверстия под болты в блоке мотора.
    2. Установить прокладку на блок, выставить ее по направляющим.
    3. Смонтировать сверху головку и вставить 10 крепежных болтов М10 или М12. Если владелец решил сэкономить и оставить старые винты, то они должны иметь длину не более 135,5 мм.
    4. Затянуть элементы по схеме. Сила затяжки должна составлять не выше 20 H⋅м.
    5. Затем нужно повторно протянуть болты. Усилие второй затяжки должно быть в пределах от 70 до 85 H⋅м.
    6. Далее нужно затягивать винты с доворотом на 90 градусов в той же последовательности. Угол доворота можно контролировать по специальному приспособлению, представляющему собой пластину с приделанной шкалой от 0 до 180 градусов.
    7. В соответствии с регламентом, нужно довернуть болты еще раз на 90 градусов.
    8. Крепление 8 клапанной головки к блоку закончено.
    9. После сборки мотора необходимо проверить качество работы, запустив и прогрев двигатель. Надежно затянутый стык головки и блока не должен пропускать рабочих жидкостей из картера силового агрегата.

    Самодельное приспособление для контроля угла доворота

    В случае установки на машине более мощного и современного мотора на шестнадцать клапанов, например, модели ВАЗ 21126 или сокращенно 126 процедура протягивания болтов имеет свои особенности.

    Для того чтобы правильно выполнить затяжку винтов ГБЦ на таких агрегатах нужно:

    1. Убрать замасливание с сопрягаемых поверхностей и проверить отсутствие жидкости в отверстиях болтов.
    2. Осуществить установку прокладки, отцентрировать ее и уложить сверху головку.
    3. Вставить в направляющие отверстия 10 крепежных винтов М10*1,25, предварительно смазав резьбу моторным маслом. Если решено использовать старые болты, что допустимо для 16 клапанных головок, то их остаточная длина не должна превышать 98 мм.
    4. Выполнить предварительную протяжку по схеме с моментом 12-20 H⋅м.
    5. Увеличить степень затяжки до 26-34 H⋅м и повторно пройти все болты в такой же последовательности.
    6. Затем необходимо довернуть винты на 90 градусов, при этом усилие составит около 50 H⋅м.
    7. Повторить затяжку на 90 градусов еще раз, момент на ключе будет примерно 80 H⋅м. Некоторые инструкции рекомендуют выдерживать между доворотами до 20 минут, но на практике не выявлено никаких преимуществ такой схемы.
    8. После сборки силового агрегата следует проверить качество выполненной работы.

    Процедура протяжки головки на двигателях 1,8 литра, которые представляют собой моторы 1,6 л с увеличенным цилиндром, полностью идентична описанной выше.

    Если в процессе выполнения работы к болтам приложен правильный момент усилия, соответствующий конструкторским расчетам, то прокладка будет равномерно и плотно прижата по стыку, обеспечивая надежное и герметичное соединение. Важно отметить, что если требуется снимать головку блока с двигателя, то ослабление винтов также производится по установленной регламентом схеме. Хаотичное откручивание элементов приведет к деформации головки и появлению невидимых микротрещин.

    Приложение к главе

    Справочные данные для обслуживания

    Углы установки управляемых колес (снаряженный автомобиль с полезной нагрузкой 320 кг (4 человека) в салоне и 40 кг в багажнике)
    Развал передних колес 0°±30′
    Схождение передних колес 0°00’±10′ (0±1 мм)
    Продольный наклон шкворня 1°30’±30′
    Углы установки управляемых колес (снаряженный автомобиль)
    Развал передних колес 0°-1°
    Схождение передних колес, мм 0,5±2,5
    Продольный наклон шкворня 1°-2°
    Шины и диски
    Размер шин 185/65R14 86Н
    Давление воздуха в шинах, МПа 0,20
    Минимальная высота протектора шин, мм 1,6
    Размер колесных дисков 51/2Jх14Н2
    Диаметр расположения отверстий под колесные болты, мм 98
    Диаметр центрального отверстия диска, мм 56

    Смазочные материалы и эксплуатационные жидкости

    Место заправки или смазывания Объем, л Наименование материалов
    Шарниры рулевых тяг и шаровые опоры передней подвески По необходимости Консистентная смазка «ШРБ-4»
    Подшипники передних колес По необходимости Консистентная смазка «Литол-24»

    Моменты затяжки резьбовых соединений

    Резьбовое соединение Н·м
    Болты крепления колес 65,2-92,6
    Гайка передней ступицы 225,6-247,2
    Гайка задней ступицы 186,3-225,6
    Гайка крепления шарового шарнира наконечника рулевой тяги к поворотному кулаку 66,6-82,3
    Болты крепления шаровой опоры к поворотному кулаку 49,0-61,7
    Гайка болта крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку 77,5-96,1
    Гайка крепления верхней опоры амортизаторной стойки к кузову 19,6-24,2
    Гайка крепления штока переднего амортизатора к верхней опоре 65,9-81,2
    Гайка крепления продольного рычага 160,0-176,4
    Гайка крепления поперечного рычага к кузову 77,5-96,1
    Болты крепления передней поперечной балки к кузову 42,1-51,9
    Гайки крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости к кузову 19,6-24,2
    Гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к поперечному рычагу 42,1-52,0
    Гайка нижнего крепления заднего амортизатора к продольному рычагу 66,6-82,3
    Гайка крепления штока заднего амортизатора к кузову 50,0-61,7
    Гайки крепления заднего продольного рычага к кронштейну 66,6-82,3
    Гайки крепления кронштейна заднего продольного рычага к кузову 27,4-34,0

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Guide to raising the sick villain руководство по поддержке беспомощного злодея с травмой
  • Эубикор инструкция по применению взрослым цена в таблетках
  • Pocketbook 301 инструкция по эксплуатации на русском скачать
  • Baxi eco nova 24f инструкция для специалиста
  • Кто осуществляет общее руководство вооруженных сил российской федерации