Медитация практическое руководство или

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Алан Уоллес: МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Алан Уоллес МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

  • Название:

    МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

  • Автор:

  • Издательство:

    Прайм-ЕВРОЗНАК

  • Жанр:

  • Год:

    2007

  • Город:

    Москва

  • Язык:

    Русский

  • ISBN:

    ISBN978-5-93878-483-3

  • Рейтинг книги:

    3 / 5

  • Избранное:

    Добавить книгу в избранное

  • Ваша оценка:

    • 60
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Это практическое руководство для обязательного чтения и изучения любым читателем, стремящимся к реализации своих способностей и раскрытию личности, воплощению подлинной судьбы с помощью нетрадиционных, но необычайно эффективных методов. Практику буддистской медитации излагает Алан Уоллес — современный западный гуру, личный ученик далай-ламы, Геше Рабтена, Гьятрула Рпнпоче, постигавшим мудрость в Тибете, Бирме, Таиланде и Шри-Ланке и уже более 35 лет преподающий теорию и практику буддизма но всему миру. Предисловие к книге написано Его Святейшеством далай-ламой.

Алан Уоллес: другие книги автора

Кто написал МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Уважаемые правообладатели!

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Благодарности

Эта книга основана на цикле лекций, прочитанных мной в Санта-Барбаре в период с осени 2000-го по весну 2001 года. Эти лекции были записаны на магнитофон, а затем расшифрованы несколькими добровольцами из числа моих учеников, которым я глубоко признателен. Черновики были затем отредактированы Брайаном Ходелом, после чего я внес в них многочисленные изменения, которые он еще раз отшлифовал. Работать с Брайаном было одно удовольствие, и я благодарю его за неослабевающий энтузиазм и профессионализм. Затем рукопись была отправлена моему литературному агенту Патрисии ван дер Лейн, которая, проявив огромное терпение, помогла мне написать резюме книги, после чего предложила рукопись издательству «John Wiley & Sons», где, благодаря доброжелательному интересу со стороны главного редактора Томаса Миллера, книга была принята к публикации. Я получил большое удовольствие от работы с редактором издательства Терин Джонсон, которая подготовила рукопись к печати и дала множество полезных советов. Я благодарен всем, кто внес вклад в эту книгу, особенно моим многочисленным наставникам, включая Его Святейшество далай-ламу, Геше Рабтена и Гьятрула Ринпоче, без которых мое просветление и эта книга, ставшая его результатом, были бы невозможны. Наконец, я хочу поблагодарить за любовь и поддержку свою жену Уэсну А. Уоллес и падчерицу Сару, которые вносят в мою жизнь так много радости.

Предисловие

Медитация — это инструмент, или метод, позволяющий формировать или трансформировать сознание. Скромный опыт медитации в качестве простого буддийского монаха показывает мне, что, несмотря на обилие и усложнение обязанностей и проблем, мое сознание пребывает в покое и равновесии. Благодаря этому я становлюсь счастливее. Когда я сталкиваюсь с проблемами, мой душевный покой в целом не нарушается, и это, несомненно, — результат медитации.

Медитация важна в качестве средства трансформации сознания. Нет необходимости рассматривать ее как нечто религиозное. Я бы отнес медитацию к базовым позитивным качествам человека, подобно состраданию и способности прощать. Рождаясь на свет, мы полностью лишены идеологии, но не лишены потребности в любви. Сострадание, привязанность и прощение, дух гармонии и чувство братства — всему этому нас учат религиозные традиции. Однако это не означает, что если вы признаете ценность сострадания или прощения, то должны принимать религию в целом. То же самое относится к медитации; мы можем использовать ее как средство упрочения базовых позитивных человеческих качеств.

Вообще говоря, наше восприятие обычно привязано к физическому, чувственному опыту и ментальным понятиям. Во время медитации мы учимся направлять свое сознание внутрь, не позволяя ему следовать за объектами внешнего мира, однако не отключаем сознание настолько, чтобы оно притупилось. Чтобы суметь сохранять естественное состояние сознания, следует полностью сохранять состояние бодрствования и бдительности. Это состояние сознания, в котором на восприятие не влияют воспоминания и мысли о прошлом, а также мысли о будущем, ожидания, страхи и надежды. Наше сознание остается в естественном и нейтральном состоянии.

Когда сознание оторвано от внешних объектов, нам очень трудно признать его своим. Возникает некая отрешенность, некая пустота. Однако, медленно продвигаясь вперед и привыкая к этому состоянию, мы начинаем замечать скрытый свет, сияние. Именно в этот момент мы начинаем постигать естественное состояние сознания.

Буддийская традиция медитации включает множество различных приемов и методик. Очень важно разбираться в том, как их применять, а для этого необходим гармоничный подход, сочетающий изучение с приемами созерцания и медитации. В противном случае излишняя увлеченность интеллектуальной составляющей медитации отвлечет от практики. С другой стороны, слишком сильный крен в сторону практики лишает медитацию смысла, поскольку осмысленная медитация возможна лишь при понимании того, что делаешь, при владении теоретической базой.

В этой книге Алан Уоллес описывает ряд приемов медитации, начиная с простейшего наблюдения за дыханием и заканчивая сложными методами дзогчен, полными тонкостей и нюансов. Опираясь на продолжительный опыт изучения и занятий медитацией, автор показал эти приемы в их связи с универсальными качествами человеческого ума, избавленными от национально-культурных наслоений, ассоциирующихся с тем или иным приемом. На мой взгляд, это совершенно правильный подход. Ведь когда Будда и другие великие учителя прошлого давали наставления в первый раз, они делали это не для того, чтобы из них извлекли пользу только представители какой-то определенной нации или страны, а чтобы мир и счастье обрели все разумные существа. Я, со своей стороны, молюсь о том, чтобы каждый воплощающий на практике эти наставления и советы обрел спокойствие и просветление.

Читать дальше

Похожие книги на «МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

Обсуждение, отзывы о книге «МЕДИТАЦИЯ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Благодарности

Эта книга основана на цикле лекций, прочитанных мной в Санта-Барбаре в период с осени 2000-го по весну 2001 года. Эти лекции были записаны на магнитофон, а затем расшифрованы несколькими добровольцами из числа моих учеников, которым я глубоко признателен. Черновики были затем отредактированы Брайаном Ходелом, после чего я внес в них многочисленные изменения, которые он еще раз отшлифовал. Работать с Брайаном было одно удовольствие, и я благодарю его за неослабевающий энтузиазм и профессионализм. Затем рукопись была отправлена моему литературному агенту Патрисии ван дер Лейн, которая, проявив огромное терпение, помогла мне написать резюме книги, после чего предложила рукопись издательству «John Wiley & Sons», где, благодаря доброжелательному интересу со стороны главного редактора Томаса Миллера, книга была принята к публикации. Я получил большое удовольствие от работы с редактором издательства Терин Джонсон, которая подготовила рукопись к печати и дала множество полезных советов. Я благодарен всем, кто внес вклад в эту книгу, особенно моим многочисленным наставникам, включая Его Святейшество далай-ламу, Геше Рабтена и Гьятрула Ринпоче, без которых мое просветление и эта книга, ставшая его результатом, были бы невозможны. Наконец, я хочу поблагодарить за любовь и поддержку свою жену Уэсну А. Уоллес и падчерицу Сару, которые вносят в мою жизнь так много радости.

Предисловие

Медитация — это инструмент, или метод, позволяющий формировать или трансформировать сознание. Скромный опыт медитации в качестве простого буддийского монаха показывает мне, что, несмотря на обилие и усложнение обязанностей и проблем, мое сознание пребывает в покое и равновесии. Благодаря этому я становлюсь счастливее. Когда я сталкиваюсь с проблемами, мой душевный покой в целом не нарушается, и это, несомненно, — результат медитации.

Медитация важна в качестве средства трансформации сознания. Нет необходимости рассматривать ее как нечто религиозное. Я бы отнес медитацию к базовым позитивным качествам человека, подобно состраданию и способности прощать. Рождаясь на свет, мы полностью лишены идеологии, но не лишены потребности в любви. Сострадание, привязанность и прощение, дух гармонии и чувство братства — всему этому нас учат религиозные традиции. Однако это не означает, что если вы признаете ценность сострадания или прощения, то должны принимать религию в целом. То же самое относится к медитации; мы можем использовать ее как средство упрочения базовых позитивных человеческих качеств.

Вообще говоря, наше восприятие обычно привязано к физическому, чувственному опыту и ментальным понятиям. Во время медитации мы учимся направлять свое сознание внутрь, не позволяя ему следовать за объектами внешнего мира, однако не отключаем сознание настолько, чтобы оно притупилось. Чтобы суметь сохранять естественное состояние сознания, следует полностью сохранять состояние бодрствования и бдительности. Это состояние сознания, в котором на восприятие не влияют воспоминания и мысли о прошлом, а также мысли о будущем, ожидания, страхи и надежды. Наше сознание остается в естественном и нейтральном состоянии.

Когда сознание оторвано от внешних объектов, нам очень трудно признать его своим. Возникает некая отрешенность, некая пустота. Однако, медленно продвигаясь вперед и привыкая к этому состоянию, мы начинаем замечать скрытый свет, сияние. Именно в этот момент мы начинаем постигать естественное состояние сознания.

Буддийская традиция медитации включает множество различных приемов и методик. Очень важно разбираться в том, как их применять, а для этого необходим гармоничный подход, сочетающий изучение с приемами созерцания и медитации. В противном случае излишняя увлеченность интеллектуальной составляющей медитации отвлечет от практики. С другой стороны, слишком сильный крен в сторону практики лишает медитацию смысла, поскольку осмысленная медитация возможна лишь при понимании того, что делаешь, при владении теоретической базой.

В этой книге Алан Уоллес описывает ряд приемов медитации, начиная с простейшего наблюдения за дыханием и заканчивая сложными методами дзогчен, полными тонкостей и нюансов. Опираясь на продолжительный опыт изучения и занятий медитацией, автор показал эти приемы в их связи с универсальными качествами человеческого ума, избавленными от национально-культурных наслоений, ассоциирующихся с тем или иным приемом. На мой взгляд, это совершенно правильный подход. Ведь когда Будда и другие великие учителя прошлого давали наставления в первый раз, они делали это не для того, чтобы из них извлекли пользу только представители какой-то определенной нации или страны, а чтобы мир и счастье обрели все разумные существа. Я, со своей стороны, молюсь о том, чтобы каждый воплощающий на практике эти наставления и советы обрел спокойствие и просветление.

Далай-лама, 29 сентября 2003 года

Введение

В течение 34 лет я изучал и практиковал буддизм, обучаясь в разное время у 60 учителей с Востока и Запада. Большинство моих духовных наставников были тибетцами, но среди них были также мастера медитации, подготовленные в традициях Бирмы, Таиланда и Шри-Ланки. Среди множества изученных мной медитативных практик самыми плодотворными мне представляются следующие пять:

•   медитативный покой;

•   четыре вида осознанности, то есть наблюдения (за телом, чувствами, сознанием и ментальными объектами);

•   четыре неизмеримых качества (сострадание, доброта любви, эмпатическая радость и невозмутимость);

•   йога сновидений;

•   дзогчен, великое совершенство.

На мой взгляд, это величайшие достижения буддийской медитативной традиции, поскольку они указывают прямой путь, ведущий к постижению нашей глубочайшей природы и потенциальных возможностей сознания. Эти медитации представляют собой основные буддийские методики развития внимания, развития наблюдательности, раскрытия сердца, исследования природы бодрствующего состояния и его связи со сном и, наконец, изучения природы самого осознания (которое в буддизме также называют «осознанностью»). Каждое упражнение позволяет нам сделать еще один шаг на пути к просветлению, однако, чтобы заняться ими, нет надобности исповедовать какую-либо конкретную религию. Вы сами заметите, как упражнения устраняют неприятные мысли и вызывают у вас чувство благополучия и удовлетворения.

Я не упрощал эти медитации, не стремился сделать их более доступными для массового читателя, но одновременно старался очистить их от культурных особенностей традиционной восточной среды, внутри которой они долгое время существовали. При всем восхищении восточными культурами, я родился и живу в условиях западной цивилизации, и для меня принципиально важно, что медитация настолько же плодотворна для современного человека, насколько была плодотворна столетия назад для китайцев или индийцев. Несмотря на свое древнее и экзотическое для нас происхождение, упражнения по медитации универсальны, поскольку отвечают на универсальные вопросы, которыми человек задавался вчера и задается сегодня. Более того, в наши дни эти основополагающие вопросы стали актуальнее, чем когда-либо.

Я озаглавил эту книгу «Истинное счастье» потому, что медитации, описанные в ней, предлагают путь к внутреннему удовлетворению и процветанию, к счастью, достигаемому не через внешнее завоевание природы или приобретение богатства и славы, а через преодоление внутренних барьеров и выявление естественных ресурсов, присущих нашему сердцу и уму.

По мере ознакомления с этими приемами исследования и тренировки сознания вы будете погружаться во все более глубокие состояния восприятия, дающие доступ к внутренним ресурсам сознания. В активной повседневной жизни наши мысли легко рассеиваются, а наше внимание то притупляется, то чрезмерно возбуждается. В первых трех главах представлены приемы, позволяющие преодолеть эти состояния за счет развития медитативного покоя, или самадхи. Упражнения помогают сфокусировать сознание посредством достижения внутреннего спокойствия, равновесия и ясности. Этот процесс тонкой настройки нашего внимания помогает обрести состояние, которое на санскрите называется сук- хой, то есть истинным счастьем. Такое состояние возникает только при здоровом, уравновешенном сознании.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

OSHO. Blue Meditation Book

Ранее книга была опубликована под названием «Медитация – первая и последняя свобода» (Meditation: The First and Last Freedom).

OSHO и видение OSHO является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation. Подпись OSHO является зарегистрированной дизайнерской торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation.

OSHO Active Meditations, OSHO Dynamic Meditation, OSHO Kundalini Meditation, OSHO Nataraj Meditation, OSHO Nadabrama Meditation, OSHO Devavani Meditation, OSHO Gibberish Meditation, OSHO Gourishankar Meditation, OSHO Heart Meditation, OSHO Mahamudra Meditation, OSHO Mandala Meditation, OSHO Golden Light Meditation, OSHO Darkness Meditation, OSHO No-Dimensions Meditation, OSHO Prayer Meditation, OSHO Whirling Meditation, OSHO Chakra Breathing Meditation, OSHO Chakra Sounds Meditation, OSHO Vipassana Meditation, OSHO Laughter Meditation, OSHO Evening Meeting Meditation, OSHO Meditative Therapies, OSHO Mystic Rose, OSHO Born Again, OSHO No-Mind, OSHO Reminder Yourself of the Forgotten language of Talking to Your BodyMind, OSHO Talks, OSHO International Meditation Resort и OSHO Multiversity и другие торговые марки используются с разрешения владельца Osho International Foundation www.osho.com/trademarks.

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Switzerland, www.osho.com.

На любые фотографии, изображения Ошо или иллюстративный материал, принадлежащий OIF и переданный вам OIF, должно быть получено письменное согласие от Osho International Foundation.

***

Ответственность за последствия для здоровья

Ни один из методов, о которых идет речь в этой книге, не предназначен для того, чтобы заменить помощь врача, терапевта или психиатра. Иными словами, книга не служит альтернативой профессиональной медицинской помощи. Книга также не предназначена для постановки диагноза или решения проблем медицинского или психологического характера, с которыми вы, возможно, столкнулись. Некоторые медитации предполагают интенсивную физическую нагрузку – если у вас есть причины для беспокойства по поводу влияния подобной нагрузки на ваше здоровье, перед выполнением проконсультируйтесь со специалистом.

Введение

Все знают это чувство: вы приходите домой и понимаете, что не помните, как шли. Вы отлично проделали обратный путь, на автопилоте, охваченные чем-то наподобие сна или транса. Вы словно перенеслись в воображаемый фильм, разворачивающийся где-то в другом месте.

Согласно одному исследованию, мы, люди, проводим примерно половину времени своего бодрствования там, где нас нет. Другой вывод этого исследования еще более удивительный: мы постоянно утверждаем, что чувствуем себя более счастливыми, когда присутствуем здесь и сейчас, чем когда отсутствуем. И при этом неважно, насколько активно наш ум твердит, что та задача, над которой мы работаем, нам не нравится.

Половина времени бодрствования? Да это же полжизни! Представьте себе, что вы приходите к врачу и он говорит вам, что ваше нынешнее состояние сократит вашу жизнь вдвое. Вы будете переживать, что употребляете слишком много соли?

Как часто окружающие напоминают нам о чем-то: прийти на какую-то встречу, или на мероприятие, или не пропустить тот или иной фильм, книгу. Так продолжается бесконечно: напоминания прийти в школу, на работу, в церковь, на свадьбу друга… Однако же никто не напоминает нам прийти в собственную жизнь.

Ничего страшного не случилось бы, не явись вы на свадьбу знакомого, но в собственную жизнь? Да еще и чувствуя себя при этом менее счастливым? Это совершенно нелепая ситуация для нашего такого разумного в остальном вида. Вероятно, вас не удивит, что планета Земля находится в таком плачевном состоянии, ведь мы – семь миллиардов человек – непрерывно бегаем туда-сюда, половину времени бодрствования находясь в режиме автопилота.

Неужели кто-то из нас сомневается в том, что дела идут лучше, когда мы присутствуем в настоящем моменте? Боремся ли мы за возврат налогов или гуляем с лучшим другом – присутствовать все-таки лучше!

Вас, должно быть, терзает вопрос, почему так происходит. Такое ощущение, будто мы работаем с оборудованием и программным обеспечением, которые созданы для одного мира, а сами пытаемся жить в другом. Может быть, в этом все и дело? Мы просто появились на свет спустя примерно несколько миллионов лет после того, как наши предки спустились с деревьев. Забудьте о соли в своем рационе – в то время счастьем человека было просто не попасть в рацион какого-нибудь зверя! И почти постоянно приходилось охотиться, чтобы вкусно поесть. Теперь же нам осталась единственная разновидность охоты – поиски кредитки.

Итак, мы – семь миллиардов – часть времени ходим как лунатики и портим жизнь себе, друг другу и планете. И оттого, что пребываем в полусне, мы даже не замечаем происходящего. Где уж тут осознать, что мы даже не получаем удовольствия от такого времяпрепровождения!

Рано или поздно кто-то должен был это заметить. И когда люди задумались об этом, они обнаружили, что суть присутствия и бодрствования – это суть медитации.

Для поколения эпохи постмодерна осознать это было вполне естественно. Современных людей больше интересует качество жизни, нежели количество барахла в ней. Они более открыты проявлениям женского начала, более терпимы, считают старые патриархальные ценности примитивными. Они уже менее заинтересованы во внешнем авторитете, будь то постулаты религии или науки, но смотрят внутрь себя, чтобы понять, что правильно для них. Они хотят подстроить жизнь под себя, это не массово выведенные овцы, ищущие пастуха. Для этих людей сама по себе жизнь – искусство, а не средство для достижения непонятно чего.

Потом на эффект медитации обратили внимание ученые. Во всех лучших высших учебных заведениях США есть группы исследователей, которые приходят к выводам, что медитирующие люди медленнее стареют, испытывают меньше стресса, они здоровее, внимательнее относятся к окружающим, из них получаются лучшие лидеры, они более творческие, более эффективные в работе… Плюс к этому ученые обнаружили, что мозг – это пластичный орган. Он как компьютер, который меняется в зависимости от того, как вы его используете. Все зависит от вас!

Потом медитацией заинтересовались те, кто платит по счетам. Так вы говорите: «более эффективны в работе»? Если вы платите кому-то за работу, а он полдня пребывает где-то в мечтах, – на это надо обратить внимание. А как обстоят дела с моей собственной эффективностью? Не будет ли разумным на самом деле присутствовать во всем, что я пытаюсь делать? Кажется, вы еще упоминали стресс и здоровье? Две трети визитов к врачу – это жалобы, связанные со стрессом. Плюс к этому – пропущенные рабочие дни. И уже набегает кругленькая сумма на триста миллиардов долларов! Не говоря уже о страданиях. Или, иначе говоря: будет ли заинтересованный, полный энтузиазма, здоровый работник полезен и самому себе, и компании, и обществу в целом? Неудивительно, что компании повсеместно движутся в этом направлении: уже сейчас четверть компаний в США предлагают ту или иную программу по уменьшению стресса. Они начинают понимать, что предприятие буксует, если не идут дела у его сотрудников. Точка.

Итак, направлена ли ваша забота на самих себя, на ваших соседей или окружающий мир, медитация будет отправной точкой. Дайте ей хотя бы один шанс!

Но прежде чем вы броситесь заниматься медитацией, нужно принять во внимание пару важных моментов. Современные люди не такие, как те, для которых в прошлом работал метод «просто сидения». Мы находимся в совершенно ином положении. Мы живем в сверхсложном, запутанном мире взаимодействия мыслей и эмоций – это другая планета в сравнении с простой деревенской жизнью ранних медитирующих. Мы слишком загружены эмоционально. Неудивительно, что ведущие преподаватели осознанной медитации замечают, что просто сидение для многих не работает. И ни для кого не может работать на сто процентов. Проще говоря, вы не способны расслабиться, если сидите на вулкане.

Вот почему в этой книге вы найдете разнообразные активные медитации, которые дают возможность по-настоящему расслабиться, выпустить пар. А потом вы сядете неподвижно и почувствуете разницу.

И, наконец, вы заметите, что у Ошо много медитаций, связанных с телом и движением и часто включающих в себя танец. Все мы сегодня на словах соглашаемся с тем, что ум и тело – одной природы. Но глубоко внутри обычно подразумеваем, что на самом-то деле всем заправляет ум, а тело просто не стоит игнорировать. Между тем, как свидетельствуют последние научные изыскания, не тело служит вместилищем ума – чтобы он мог делать все эти прекрасные вещи: мыслить, мечтать и пребывать где угодно, только не в настоящем, – но, возможно, наоборот. Теперь утверждается, что функция ума – обеспечить максимально разумное движение тела. Ум – слуга тела.

А значит, вместо того чтобы бороться с умом – просто потому, что он никак не хочет меняться и стремится сохранить прежние привычки, – начните с тела. Вы ведь знаете, как, читая язык тела, бывает просто понять, счастлив человек или подавлен. Так вот, точно так же, когда изменится тело, изменится и ум. Управлять телом гораздо легче, чем умом! И вдобавок гораздо веселее.

Вот что говорит об этом Ошо: «Медитация стала чем-то совершенно необходимым, единственной надеждой человечества на спасение, чтобы Земля продолжала жить. Медитация просто означает способность вовлекаться и вместе с тем оставаться беспристрастным. Это кажется парадоксальным – все великие истины парадоксальны. Вы должны пережить этот парадокс на собственном опыте, это единственный способ его понять. Вы можете что-то делать с радостью, оставаясь при этом свидетелем своего действия, того, что вы – не тот, кто делает.

Попробуйте это в мелочах, и вы поймете. Завтра, отправляясь на утреннюю прогулку, насладитесь прогулкой – птицами на деревьях, лучами солнца, облаками и ветерком. Наслаждайтесь, но не забывайте, что вы – зеркало, в вас отражаются облака, деревья, птицы и люди.

Это самовспоминание Будда называет саммасати, правильное осознавание. Кришнамурти называет его осознанностью без выбора, Упанишады называют это свидетельствованием, Гурджиев называет это самовспоминанием. Но все они говорят об одном и том же. Однако это не значит, что вы должны стать безразличными – если вы станете безразличными, то потеряете возможность вспоминать себя.

Ешьте, ощущайте вкус пищи, но не забывайте, что вы – наблюдатель. Сначала это будет для вас несколько трудно, потому что вы никогда не делали эти две вещи одновременно. Сначала, я знаю, если вы начнете наблюдать, вам захочется перестать есть, или же если вы начнете есть, то забудете о наблюдении.

Наше сознание работает в одном направлении – прямо сейчас – оно движется только по направлению к цели. Но оно может стать двунаправленным – оно может есть и при этом наблюдать. Вы способны оставаться неподвижными в своем центре и видеть шторм вокруг себя, стать центром циклона. И это величайшее чудо, которое может случиться с человеком, потому что оно приносит свободу, освобождение, истину, божественность, блаженство, благословение».

Джон Эндрюс, доктор медицины, член Королевской академии терапевтов

Предисловие к новому изданию

Мы рады представить вам это новое переработанное издание книги «Медитация: первая и последняя свобода».

О чем эта книга

Книга «Медитация: первая и последняя свобода» – это практическое руководство по медитации, позволяющее получить представление о медитациях Ошо. В ней собраны идеи, которыми делился Ошо в своих многочисленных беседах о процессе погружения в медитацию и ее углублении. Среди описанных в этой книге техник есть такие, для которых требуется специально выделять время, есть также и те, которые дают возможность интегрировать медитацию в ваши повседневные дела.

Когда завершилась работа над первым изданием, Ошо согласился с тем, что эта книга станет основным руководством по медитации. В ней представлены разнообразные медитационные техники, и над некоторыми из них Ошо работал вплоть до последнего дня своего пребывания на этой планете. Эта книга стала одной из самых популярных книг Ошо и была переведена более чем на тридцать языков.

Чем отличается новое издание

В этой книге вы найдете новые, не вошедшие в предыдущее издание медитации. Некоторые из них были разработаны уже после выхода в свет первого издания. Среди них особо значима медитация Ошо «Вечерняя встреча» – в Международном медитационном курорте Ошо она сейчас считается ключевым событием дня. Ошо рекомендовал эту медитацию всем, кого интересуют его методы.

Первое издание включало в себя множество медитаций из «Книги тайн», в которой Ошо описал, сделав доступными для современного человека, сто двенадцать древних методов медитации из «Вигьян Бхайрав Тантры». Теперь, когда «Книга тайн», переведенная на разные языки, обрела всемирную популярность, мы, готовя новое издание книги «Медитация: первая и последняя свобода», сократили ее, исключив некоторые из тех медитаций. Это позволило нам добавить новые медитации Ошо из других источников.

В последние несколько лет Международный фонд Ошо занимался глобальным проектом, цель которого – возвращение к оригинальным источникам. Шло сопоставление аудиозаписей бесед с Ошо и прежних редакций книг. В результате удалось исправить и доработать цитируемый текст, кроме того, стали доступны ранее неопубликованные фрагменты, и описание некоторых медитаций было дополнено, в первую очередь за счет бесед, переведенных с хинди.

Мы учли пожелания и вопросы от тех, кто медитирует по методам Ошо и распространяет его методы в мире. Также проанализировали запросы на сайте www.osho.com. В результате мы доработали главы «Отпускание, смерть и умирание», добавили новую главу «Дети и медитация» и раздел об использовании специальной музыки в различных медитационных техниках. Проблемы, обусловленные современным образом жизни, заставили нас добавить в книгу медитационную технику, которую можно применять во время еды, расширить раздел о физическом труде и спортивных упражнениях, включить новую главу «Работа с чувствами».

Другие изменения связаны с тем, что мы решили больше акцентировать внимание на уникальном вкладе Ошо в дело медитации. Он не только создал активные медитации и техники медитационной терапии. Он утвердил смех и празднование в качестве важных духовных инструментов медитации.

Цитаты Ошо и редакторский текст

Фрагменты текста, напечатанные обычным шрифтом, являются прямыми цитатами Ошо. Инструкции к медитациям и любые редакторские примечания выделены другим шрифтом – хотя и эти тексты включают в себя максимально возможное количество высказываний самого Ошо. В редких случаях его слова в инструкциях взяты в кавычки.

Как пользоваться книгой

В книге две основные части. Первая часть – о медитации, во второй описаны сами техники медитации. Вы можете читать обе части в любой последовательности – листайте вперед и назад, как вам захочется.

Знакомясь с книгой, по несколько дней экспериментируйте с теми медитациями, которые вас привлекут.

Ошо говорил: «Нам нужны методы, приносящие быстрые результаты. Если человек может обязать себя делать что-то в течение семи дней, к концу этого периода он должен начать ощущать, что с ним что-то произошло. В семидневный срок он должен стать другим человеком… Поэтому я говорю: практикуйте сегодня и сразу же чувствуйте результат».

Ощутив, что нашли свой метод, продолжайте практиковать, пока не почувствуете, что завершили работу над ним. Дальше вас ждет следующий метод, подходящий для продолжения вашего путешествия.

Что бы вы ни выбрали – а в этой книге столько возможностей для экспериментов, помните: Ошо неизменно напоминает об осознанности, о свидетельствовании.

Часть I
О медитации

Глава 1
Что такое медитация?

Наблюдение – это медитация. Что именно вы наблюдаете, неважно. Можно наблюдать деревья, можно – реку, облака, играющих рядом детей. Наблюдение – медитация. Что наблюдаете, не имеет значения; суть не в объекте. Находиться в состоянии внимательности, осознанности и бдительности – именно это и есть медитация.

Помните одно: медитация означает осознанность. Что бы вы ни делали в осознанности, это медитация. Вопрос не в самом действии, но во вносимом вами в это действие качестве. Ходьба может быть медитацией, если вы ходите бдительно. Сидение может быть медитацией, если вы сидите бдительно. Слушание птиц может быть медитацией, если вы слушаете в состоянии осознанности. Просто слушание внутреннего шума собственного ума может быть медитацией, если вы остаетесь бдительным и наблюдающим. Вся суть в том, чтобы не жить как во сне. Тогда все, что бы вы ни делали, будет медитацией.

Когда вы вообще ничего не делаете – телесно или ментально, на любом уровне, – когда вся активность прекратилась и вы просто есть, просто существуете, – именно это и есть медитация. Нельзя ее делать, нельзя ее практиковать: ее нужно только понять.

Каждый раз, когда вы можете найти время, чтобы просто быть, отбросьте всякое делание. Мышление, концентрация, созерцание – тоже делание. Если хотя бы мгновение вы ничего не делаете и просто остаетесь в своем центре, в полном расслаблении – это и есть медитация. И как только вы приобретаете это умение, вы можете оставаться в этом состоянии сколько угодно долго; в конце концов вы сможете оставаться в нем двадцать четыре часа в сутки.

Осознав, как ваша сущность может оставаться безмятежной, постепенно вы можете начать что-то делать, бдительно наблюдая за тем, чтобы сущность не была потревожена. Это вторая часть медитации – во-первых, научиться просто быть, затем – научиться поддерживать в себе центрированность в небольших действиях: моя пол, принимая душ. После этого можно делать и что-то сложное.

Например, я с вами говорю, но медитацию во мне это не нарушает. Я могу продолжать говорить, но у меня в центре царит штиль без малейшей ряби; центр остается в молчании, в полном молчании.

Таким образом, медитация не против действия. Не нужно бежать от жизни. Медитация просто учит новому образу жизни: вы становитесь центром циклона.

Жизнь продолжается, и продолжается на самом деле более интенсивно – с большей радостью, с большей ясностью, с большим видением, с большим творчеством – но все же вы отстранены, вы лишь наблюдатель на холмах, просто видящий все происходящее вокруг вас.

Вы – не делающий, вы – наблюдатель.

Именно в этом весь секрет медитации – стать наблюдателем.

На каком-то уровне продолжается действие, нет никакой проблемы: можно рубить дрова, носить воду из колодца. Вы можете делать большое или малое; не разрешается только одно: нельзя терять центрированность.

Эта осознанность, это наблюдение должны оставаться абсолютно безоблачными, ничем не тревожимыми.

В иудаизме есть бунтарская школа – хасидизм. Ее основатель, Баал Шем, был редким человеком. Среди ночи возвращался с реки – он часто ходил туда, потому что у реки ночью было абсолютно тихо и спокойно. И он просто садился и сидел на берегу, ничего не делая, просто наблюдая свое «Я», наблюдая наблюдателя. Однажды вечером, возвращаясь, он шел мимо одного богатого дома, и у дверей стоял сторож.

Сторожу было любопытно – ведь этот человек возвращался в одно и то же время каждый вечер. Сторож вышел и обратился к нему:

– Извини, если я тебя побеспокою, но я больше не могу сдерживать любопытства. Днем и ночью я о тебе думаю. Чем ты занимаешься? Почему ты ходишь к реке? Много раз я за тобой следил, но ничего не обнаружил: ты просто садишься и сидишь много часов подряд, а среди ночи идешь обратно.

Баал Шем ответил:

– Я знаю, что ты много раз за мной следил, потому что ночью очень тихо, и мне были слышны твои шаги. И я знаю, что каждый день ты прячешься за воротами. Но ты не одинок в своем любопытстве: мне тоже любопытно знать о тебе. Чем ты занимаешься?

– Чем я занимаюсь? – переспросил тот. – Просто наблюдаю.

Баал Шем сказал:

– Боже мой, ты дал мне ключевое слово. И я делаю то же самое!

Сторож удивился:

– Но я не понимаю. Чтобы наблюдать, нужен какой-то дом, какой-то дворец. Что ты наблюдаешь там, сидя на песке?

Баал Шем ответил:

– Разница невелика: ты наблюдаешь за тем, чтобы кто-то не вошел во дворец снаружи; я просто наблюдаю наблюдателя. Кто этот наблюдатель? Это труд всей моей жизни: я наблюдаю себя.

Сторож сказал:

– Но это странная работа. Кто тебе за нее заплатит?

– Это такое блаженство, такая радость, такое безмерное благословение, что само по себе служит платой, – ответил Баал Шем. – Одно лишь мгновение – и никакие сокровища с ним не сравнятся.

– Странно, – сказал сторож. – Я наблюдал всю жизнь. Я никогда не сталкивался с таким прекрасным опытом. Завтра вечером я пойду с тобой. Научи меня. Потому что я умею наблюдать – кажется, нужно только другое направление; ты наблюдаешь в каком-то другом направлении.

Нужен лишь один шаг, и он связан с направлением, измерением. Можно или оставаться сфокусированным на внешнем, или закрыть глаза на внешнее и позволить сознанию сосредоточиться на внутреннем – и вы познаете, потому что вы есть познающий, вы есть осознанность. Вы никогда ее не теряли. Просто тысяча и одна вещь опутывает вашу осознанность. Отзовите осознанность извне, пусть она просто остается внутри вас – и вот вы пришли домой.

Ум – это тень существования, как будто вы смотрите в зеркало и начинаете думать: «Я внутри зеркала». Вы не внутри зеркала, зеркало лишь отражает то, что находится перед ним. Ум – это зеркало, прекрасное зеркало, очень полезное, но с ним легко попасть в ловушку, потому что вы не знаете, кто вы, и все, что вам известно о себе, известно благодаря уму. Вы знаете свое лицо только благодаря зеркалу – зеркало становится очень важной вещью. Но все, что познается благодаря уму, – отражение, не реальность. Реальное необходимо познать без помощи ума, ум придется отложить в сторону. Должна произойти непосредственная встреча с самим собой, в отсутствие ума. Вот и все, в этом и состоит вся наука медитации: как отложить ум в сторону, несколько мгновений побыть в состоянии без ума.

Сначала это будут очень короткие мгновения, всего лишь капельки отсутствия ума, но при этом они будут необычайно сияющими, необычайно трансформирующими. Если хотя бы несколько капель отсутствия ума проникнут в ваше существо, это будет означать, что вы вкусили что-то от реальности. И этот вкус останется у вас на языке навсегда, его невозможно забыть.

Только ощутив этот вкус, вы можете увидеть, что ум всего лишь отражает вещи, потому что теперь вам есть с чем сравнивать. Без этого опыта сравнение невозможно. С чем сравнивать? Все, что вы знаете, – это то, что говорит вам ум, это все идет из ума. Необходимо познать что-то такое, что не исходит от ума, и тогда вы увидите, что ум блекнет. Тогда вы знаете, что реальность совершенно иная, абсолютно иная.

Вот почему это необходимо сделать, и это по силам сделать. Без ума можно обойтись, можно отложить его в сторону. Он работает – его можно отправить отдохнуть. Это как ходьба: когда вам нужно идти, вы идете, когда не нужно, даете ногам отдохнуть. Работа ума более тонкая, чем ходьба, но нет никакой необходимости в том, чтобы она продолжалась двадцать четыре часа в сутки. Когда он нужен, используйте его – это биокомпьютер, очень полезный в работе. Но когда в нем нет нужды, отложите его в сторону, скажите ему притормозить, пойти поспать и набраться сил.

Сначала он не будет слушаться, потому что на протяжении стольких жизней вы слушали его. Слуга стал хозяином, а хозяин вел себя как слуга. Поэтому прямо сейчас он не станет слушать, если вы скажете: «Стоп!» Но если вы продолжите попытки, мало-помалу хозяин возьмет руководство в свои руки, а слуга начнет вести себя соответственно. Ум прекрасен в качестве слуги, но очень опасен в качестве хозяина. Когда хозяин вы, а ум следует за вами как слуга, это прекрасный инструмент, великолепный механизм для работы. Он может помогать во многих делах, но только как слуга.

Первый шаг в осознанности – научиться наблюдать тело. Мало-помалу человек становится бдительным в каждом жесте, в каждом движении. И по мере того как вы становитесь осознанными, начинают случаться чудеса: многое из того, что вы делали раньше, просто исчезает; тело становится более расслабленным, более гармоничным. В теле воцаряется глубокий покой, пульсирует тонкая музыка.

Тогда начните осознавать мысли – то, что вы научились делать с телом, нужно делать с мыслями. Они тоньше тела, конечно, и к тому же опаснее. И когда вы начнете осознавать мысли, то удивитесь тому, что внутри вас происходит. Если вы запишете все происходящее в какое-то одно мгновение, то очень удивитесь. Вы не поверите, что все это происходит у вас внутри.

Записывайте мысли в течение десяти минут. Закройте двери и окна, запритесь на замок, чтобы никто не вошел и вы могли быть предельно честными. Потом можете бросить записи в огонь, чтобы никто, кроме вас самих, об этом не узнал! И будьте по-настоящему честными, продолжайте писать все, что происходит в уме. Не интерпретируйте, не меняйте, не редактируйте. Просто вылейте на бумагу всю голую правду, в точности как есть.

Через десять минут прочтите – вы увидите безумный ум! Из-за нашей неосознанности все это безумие постоянно движется, как подводное течение. Оно воздействует на все, что мы делаем, и на все, чего не делаем; оно воздействует на все что угодно. А полная совокупность всего этого и есть ваша жизнь! Итак, этот сумасшедший должен быть изменен. И чудо осознанности состоит в том, что вам не нужно делать ничего, кроме как просто стать осознанным.

Само наблюдение этого безумия меняет его. Мало-помалу сумасшедший исчезает, понемногу мысли начинают собираться в определенные образцы; нет больше хаоса мыслей, ему на смену приходит, скорее, космос. И тогда снова воцаряется глубокий покой. И когда тело и ум в покое, вы видите, что они сонастроены друг с другом, что между ними есть мост. Теперь они не движутся в разные стороны, не скачут на разных лошадях. Впервые возникает согласие, и это согласие безмерно помогает в работе над третьим шагом – то есть над тем, чтобы осознавать чувства, эмоции, настроения.

Это самый тонкий слой и самый трудный, но если вы научитесь осознавать мысли, останется сделать всего один шаг. Нужно еще немного углубить осознанность, и вы начнете, как зеркало, отражать свои настроения, эмоции, чувства. Как только вы начнете осознавать тело, ум и эмоции, они все сольются в одно. И когда все эти три слоя становятся единым целым, действующим в полном согласии, созвучным – и вы чувствуете музыку всех трех, ставших оркестром, – тогда случается четвертое – то, чего вы не можете сделать. Четвертое случается само собой. Это дар целого, это награда тем, кто сделал первые три шага.

Четвертое – это предельная осознанность, которая пробуждает человека. Человек осознает собственную осознанность – это четвертое. Так возникает будда, пробужденный. И только в этом пробуждении человек познает, что такое блаженство. Тело знает только удовольствие, ум знает только счастье, сердце знает только радость, четвертое знает блаженство. Блаженство есть цель саньясы, цель исканий, и осознанность – путь к нему.

Медитация – это выход за пределы времени. Время есть ум. Ум состоит из прошлого и будущего, ему не знакомо переживание настоящего. Считается, что у времени три грани: прошлое, настоящее и будущее. Я не согласен, мой собственный опыт говорит о совершенно ином: время состоит только из двух граней: прошлого и будущего. Настоящее не является частью времени, настоящее – это часть вечности. Это нечто совершенно иное. Прошлое и будущее находятся в горизонтали, а настоящее – в вертикали.

Ум живет в горизонтали, а медитация – явление вертикальное. Когда вы выпадаете из прошлого и из будущего, вы внезапно попадаете в настоящее, а оно находится за пределами времени. Это начало божественности, истины, начало того, что есть.

Вся наука медитации состоит в том, чтобы помочь вам избавиться от прошлого и будущего, и, по сути, это не такая уж и сложная задача, потому что прошлого уже нет, а будущего еще нет. Вы просто избавляетесь от чего-то, чего еще нет, это не так уж и трудно. Как и избавиться от чего-то, чего уже нет. Вы оказываетесь в том, что есть, всегда есть. Поэтому медитировать – это просто, необходимо только правильное понимание.

Но в мире делают столько глупостей, называя это медитацией, что возникает сильное замешательство: «Что же такое медитация?» Люди повторяют мантры, совершают ритуалы, обряды поклонения, преклоняются перед статуями – чего только не делают! Тибетские буддисты целый день заняты: ложатся на землю и бьют земные поклоны. И чем больше вы это делаете, тем более медитативными становитесь. Некоторые проделывают это тысячу раз в день, две тысячи, три тысячи раз в день – чем больше, тем лучше. Только подумайте: человек занимается такой глупостью – весь день бьет земные поклоны – конечно, он лишится ума… Но это не медитация. Это падение ниже ума, а не подъем выше ума. Человек превратится в идиота, но не станет буддой. Он может стать очень выносливым, потому что это хорошее упражнение, если непрерывно делать его целый день. Он сможет наслаждаться хорошим здоровьем, но будет сильно заблуждаться, если решит, что знает, что такое медитация.

Еще есть люди, постоянно повторяющие мантры, – они становятся механичными, продолжают повторять и одновременно думать. Ум может делать множество вещей, нужно лишь обучиться этой хитрости. Можете попробовать – повторяйте: «Рама, Рама, Рама, Рама…», а через несколько дней начните считать: «Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре, Рама, Рама. Раз, два, три, четыре, Рама…» – и это начнет происходить одновременно. Вы будете делать и то и другое вместе. «Рама, Рама и раз, два, три, четыре», потом мимо пройдет женщина, вы посмотрите на нее и собьетесь, это тоже проникнет в вашу голову, и вы начнете сопротивляться, ощущая, что «это нехорошо».

Ум способен выполнять сразу множество процессов, так что вы не избавитесь от него, просто повторяя мантры. Все, что нужно, – это глубоко понимать, быть осознанным, бдительным, не погружаться в воспоминания и не попадать в ловушки мыслей о будущем.

Мало-помалу вы остаетесь в настоящем. В тот момент, когда вы оказываетесь здесь и сейчас, вы нашли.

Велнес

Медитация: практическое руководство для новичков

10 мая, 2017

Медитация успокаивает нервы, позволяет сконцентрироваться, получить ответы на многие вопросы, расслабиться, взглянуть на мир другими глазами, познать себя и даже стать мудрее. Медитировать несложно, но сначала придется потрудиться.

Первая сложность, с которой сталкиваются начинающие, – неспособность отключить поток сознания. Чем больше мы стараемся не думать, тем больше мыслей возникает в голове. В итоге попытка расслабиться превращается в пытку. Не стоит себя ругать, справиться с мозгом действительно непросто.

Успокой ум – и вернешь себе здоровье, говорят йоги. Способность отпускать мысли и освобождать сознание приходит с опытом. Начнем!

Шаг первый: тестируем себя

Сядьте в любую удобную позу, позволяющую вашей спине оставаться прямой, необязательно в «Лотос», положите руки на колени, можно ладонями вверх. Закройте глаза, постарайтесь расслабиться.

Послушайте, как звучат ваши мысли. Чем чаще вы нервничаете и переживаете, чем больше эмоций храните в себе, тем больше мыслей будет возникать во время медитации. Побудьте в этом состоянии. Теперь вы знаете, с чем вам предстоит работать.

[cml_media_alt id='11224']shutterstock_414277981[/cml_media_alt]

Шаг второй: концентрируемся

Чаще всего медитировать советуют под музыку мантр или глядя на пламя свечи. Все это очень романтично и хорошо, если вам подходит. На Youtube есть множество мантр для медитаций, в магазинах полно свечей. Попробуйте и то и другое, если вам что-то придется по душе, поздравляем – вы нашли свой метод. Однако часто мантры могут отвлекать от процесса, и вместо того, чтобы медитировать, вы просто будете сидеть и слушать музыку, пока не уснете или не устанете. Пламя свечи молчит, но от ее мерцания могут заболеть глаза. Есть и универсальный способ.

Шаг третий: управляем мозгом

Главная цель медитации – расслабление. Но так получилось, что нашему мозгу обязательно нужно быть чем-то занятым. Он либо думает, либо спит, а медитация – пограничное состояние между бодрствованием и сном. Чтобы уловить тонкую грань, следует обмануть мозг.

Сместите внимание с мыслительного процесса на дыхательный. Попробуйте думать только о том, как вдыхаете и выдыхаете воздух, как он проникает в нос, наполняет легкие, как возвращается и выходит наружу. Сначала вы сможете пару минут думать о дыхании, затем достигните состояния, когда перестанете думать, даже о том, что думаете о дыхании. Но это не все. На протяжении пути вас все же будут преследовать мысли. Они очень настойчивы и неугомонны. Что делать?

[cml_media_alt id='11221']shutterstock_60693202[/cml_media_alt]

Шаг четвертый: останавливаем мысли

Единственный шанс на победу в этом случае – отказаться от сопротивления. Не задерживайте мысли, не анализируйте их, не боритесь с ними, пусть приходят, если им это  нужно, проплывают мимо и уходят. Если мысль точит вас, напрягите мозг и вновь верните его к концентрации на дыхании. Будьте готовы к тому, что сразу не получится, но практикуйте, и вы обязательно получите результаты.

Еще один способ предлагает немецкий философ Экхарт Толле. В своей книге «Сила настоящего» он приводит пример, позволяющий остановить мысли. Сделать это можно прямо сейчас. Просто спросите себя: «Какая мысль будет следующей в моей голове?» Теперь ощутите, что значит – находиться в состоянии без мыслей. Это продлится недолго, но даст возможность поймать момент.

Шаг пятый: смотрим в оба

Овладев искусством останавливать поток мыслей, вы постепенно научитесь пребывать в состоянии между сном и бодрствованием. Это и будет вашей медитацией. Во время процесса многие начинают видеть нечто особенное – картинки, цветные пятна, геометрические фигуры и так далее. Обращайте внимание на то, что видите, можете попросить помощи у мироздания, задать вопрос. Цвета и фигуры – это способ, которым наше подсознание общается с нами, и от вас зависит, насколько правильно вы его поймете.

[cml_media_alt id='11222']shutterstock_92347564[/cml_media_alt]

Шаг шестой: прикладная медитация

Мытье посуды, глажка белья, рисование, прогулка в парке… Если концентрировать внимание на дыхании, любое занятие можно превратить в медитацию. Индийский гуру йоги Аджит Гопинат особенно рекомендует использовать этот метод во время эмоциональных всплесков, когда нужно сделать сложный выбор, не получается принять ситуацию и так далее. Например, вы идете на работу или едете в транспорте, буквально на несколько минут переключите свое внимание на дыхание. Можно мысленно сказать себе: «Я вдыхаю, я выдыхаю, вдыхаю, выдыхаю…» Вы быстро успокоитесь, и мозг подскажет, как действовать.

Идеально для медитации творчество. Займитесь рисованием, не думайте над тем, что вы хотите изобразить, какими формами и цветами, просто рисуйте что-нибудь, вскоре ваш мозг отключится от повседневности, и вы углубитесь в процесс познания себя. Результат может быть неожиданным и интересным.

[cml_media_alt id='11225']shutterstock_502971898[/cml_media_alt]

P.S. С научной точки зрения

Врачи и ученые изучают влияние медитации на когнитивные и поведенческие функции человека. Так, американские нейрофизиологи во главе с Сарой Лазар нашли доказательство, что медитация замедляет процессы старения, активирует участки мозга, отвечающие за способность к обучению, и снижает активность в зонах, отвечающих за стресс и беспокойство. Постоянная практика делает человека более гармоничным и радостным, и это тоже научно доказано.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по хранению вещевого имущества на складах мо рф
  • Уфнс по костромской области руководство
  • Инструкция по применению жавель абсолют 300 таблетки инструкция по применению
  • Pregnenolone 50 mg для женщин инструкция по применению
  • Инструкция к стиральной машине whirlpool awoc 0614