Мероприятия правительства рф под руководством гайдара

В ноябре 1991 года, после августовского путча и незадолго до окончательного распада Совесткого Союза, первый президент России Борис Ельцин искал человека, который сможет, в составе правительства страны, провести радикальные экономические реформы, покончив с плановой экономикой. Этим человеком оказался экономист Егор Гайдар. В год 25-летия начала работы правительства Ельцина-Гайдара «Лента.ру» вспоминает, как страну переводили на рельсы рыночной экономики.

Предпосылки реформ

К концу 1991 года в СССР сложилась безвыходная ситуация. Страна, только что пережившая попытку августовского государственного переворота (ГКЧП), была готова распасться на союзные республики. Причиной тому в немалой степени была экономическая ситуация, сложившаяся в Советском Союзе к началу 1990-х годов.

Низкие цены на нефть и изжившая себя плановая экономическая система, ориентированная на оборонный комплекс, поспособствовали тому, что к этому времени государство стало фактически банкротом. Зерно и другие товары первой необходимости частично закупалось за границей, существовал ужасный дефицит товаров народного потребления. Золотовалютный резерв практически иссяк, рубль был ничем не обеспечен. И если в крупных городах кризис не так сильно ощущался, то в глубинке складывалась катастрофическая ситуация.

Необходимость полномасштабных экономических реформ, а не постепенных мягких преобразований в то время была очевидна. Разные коллективы экономистов создавали свое видение будущей России. Наиболее известной из нереализованных программ является «500 дней» Григория Явлинского и Станислава Шаталина, основной особенностью которой была постепенная приватизация жилья и мелких предприятий, плюс осторожное акционирование крупных. Все это должно было происходить в рамках единой страны — СССР.

Но ГКЧП фактически поставил крест на новом союзном договоре между советскими республиками. Последний гвоздь в гроб Советского Союза был вбит 8 декабря 1991 года, когда главы России, Белоруссии и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В этой ситуации первый президент Российской Федерации Борис Ельцин сделал ставку на радикальную программу реформ экономиста Егора Гайдара. Гайдар, занимая должность Первого заместителя Председателя Правительства РФ, и занялся ее реализацией, начиная с января 1992 года.

Либерализация цен

В конце 1991 года желающих возглавить правительство России было немного, и поэтому Борис Ельцин решил сам встать во главе кабинета министров. Он понимал, что шансов на то, что население страны воспримет реформы положительно, практически нет, и, как авторитетная фигура, решил взять на себя груз ответственности. Несмотря на то, что народ адекватно оценивал сложившуюся в экономике страны ситуацию, подавляющее большинство было против либерализации цен, да и вообще всего, что могло ударить и так почти пустому карману.

Днем начала реализации программы Гайдара можно считать 2 января 1992 года, когда были отпущены цены (на все, кроме некоторые жизненно важные категории продуктов и услуг) и временно отменены пошлины на импорт, — Россия шагнула в рыночную экономику. Понятно, что шаг не пришелся на твердую поверхность — забрызгало всех. Только за один месяц цены в среднем поднялись в 3,5 раза. Но, благодаря этому и отмене пошлин, прилавки магазинов стали наполняться продуктами, пусть и очень малая часть населения могла их себе позволить.

Большая барахолка

Следующая веха — указ о свободе торговли, принятый в конце января. Страна превратилась в одну большую барахолку. Все торговали буквально всем, устанавливая цены на товар по собственному усмотрению.

Фиксированные цены на социально значимые категории продуктов (хлеб, молоко и другие) продержались недолго — их отпустили в мае 1992 года. Колхозы не хотели отпускать зерно за копейки — если все зарабатывают деньги, то почему нельзя им?

Внешних источников зерна не было, золотовалютные резервы были проедены еще до краха СССР, и закупать его было не на что. Помощь Запада запаздывала — только в июне 1992 года МВФ наконец-то выделил мизерный кредит России.

В стране набирала обороты инфляция. Происходило это не столько потому, что государство начало печатать деньги, а по причине того, что бывшие союзные республики, в то время находившиеся в общем рублевом пространстве, стремились выпустить как можно больше советских рублей, которые стекались в Россию.

Чем платить

Промышленность в этих условиях практически умирала. Качество советских товаров оставляло желать лучшего, и их мало кто покупал, но зарплату сотрудникам все равно надо было платить. Тогда правительство приняло решение о выделении кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств. У людей появились деньги, которые они смогли тратить, и это тоже подхлестнуло рост цен. Впрочем, альтернативой было оставить людей вообще без возможности что-либо приобрести (зато цены бы не взлетели так сильно).

Интересно, что Гознак в то время не знал, кому он подчиняется: Гайдару, главе Верховного Совета Хасбулатову, или вообще советскому Министерству финансов, которое прекратило своей существование, но по закону имел в подчинении это ведомство. Хасбулатов вызвал Леонида Алексеева, руководителя Гознака, и устроил ему выволочку за то, что, мол, он печатает бумажки, из-за чего в стране инфляция. Из-за этого заказ правительства на выпуск денег крупного номинала для кредитования предприятий не был выполнен в срок, и многие их сотрудники остались без зарплаты.

Разумеется, население страны никак не могло быть довольно таким ходом дел. Однако самого худшего не произошло: массовый голод не наступил, электричество зимой отключать не пришлось, и к весне ситуация в экономике худо-бедно стабилизировалась.

Враг всех

Но этих трех месяцев вполне хватило парламентариям Верховного Совета и вице-президенту России Александру Руцкому, чтобы по их прошествии заявлять о необходимости отставке правительства и совершении коренного поворота в экономическом курсе страны. Рецепт процветания был прост: снизить налоги и цены, а зарплаты повысить — пункты, фактически, взаимоисключающие.

Гайдар и его команда отреагировали на такие заявления быстро — немедленным заявлением об отставке кабинета министров из-за невозможности взять на себя популистские обязательства, навязываемые Верховным Советом. Но это не удовлетворило депутатов — казалось бы, все так хотели, чтобы правительство ушло, но, видимо, брать реальную ответственность за происходящее в стране никто больше не хотел. В тот же день Верховный Совет одобрил проводимые реформы.

Впрочем, лоббисты иного экономического курса — в основном, бывшая советская номенклатура — начали сразу после Съезда давить на Ельцина, убеждая создать в правительстве блок в противовес гайдаровскому. Президент не стал этого делать и продолжал поддерживать преобразования, проводимые командой Гайдара, из-за чего эти люди начали распускать слухи о том, что Ельцин пляшет под дудку Запада, и конечный итог реформ — отдать страну на растерзание представителям иностранного капитала. Именно здесь и стоит искать истоки попытки захвата власти консервативными группами в октябре 1993 года.

Приватизируй это

Третий этап реформ — официальное начало приватизации, хотя неофициально она и так шла в стране еще с 1986 года — полная власть на предприятиях была отдана в руки директоров, развивалась так называемая кооперация (по сути — частный бизнес). В 1992 году Анатолий Чубайс объявил об издании приватизационных чеков — сертификату, который давал каждому гражданину право на часть государственной собственности.

На предприятиях ваучеры меняли на акции — всего трудовым коллективам было решено передавать 51 процент акций каждого завода или фабрики, чтобы трудящиеся стали их совладельцами. Но в реальности приватизационные чеки у финансово неграмотного населения скупали за бесценок все те же директора.

Ваучеры скупали у народа и инвестиционные фонды, которые, по идее, должны были их выгодно вложить и выплачивать дивиденды своим клиентам. Свежо предание — конечно же, приватизационные чеки продавались этими фондами заинтересованным в приобретении государственной недвижимости личностям.

Итоги

История правительства Гайдара-Ельцина закончилась в декабре 1992 года. Верховный Совет не утвердил его на посту премьер-министра страны. Говорят, что дело не столько в непопулярных реформах, а в том, что все его противники перед голосованием ходили к нему и требовали ввести в правительство своих людей, предлагали деньги. По этой версии отказ Гайдара играть по их правилам и привел к его отставке.

Оценки проведенных его правительством преобразований резко разнятся. Кто-то говорит, что альтернативы гайдаровским реформам не было. Другие утверждают, что именно он развалил великую страну или просто действовали слишком резко, в спешке. Тот же Григорий Явлинский, один из авторов «500 дней» впоследствии утверждал, что России вовсе не грозил голод — теневая экономика отлично работала, и катастрофы бы не произошло, если бы преобразования производились мерно, чинно, постепенно.

Есть и другая точка зрения. Сторонники политики Егора Гайдара уверены, что нужно учитывать не только экономическую, но и политическую ситуацию в стране: полный развал институтов, волнения граждан, неразбериха и анархия. Именно это, а не только угроза голода, по их мнению, представляло основную угрозу — постепенные реформы просто никто не стал бы терпеть. Так это, или нет, можно гадать вечно, но Егор Гайдар сделал свое дело и ушел. На его месте мог быть кто-то другой, с другими взглядами на проблему, но оказался именно он.

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической. Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.

По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году — до 39 дней.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кг (с костями), масло животное — 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета — начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов   реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Дополнительные источники:

Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.

Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. — М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

Егор Гайдар стал членом Правительства 6 ноября 1991 года. Именно эту дату можно считать точкой отсчета экономических реформ в России. Власть поставила перед собой задачу в как можно более быстрый срок избавить страну от коммунистического прошлого. Сделать это без радикальных перемен в экономике, много лет существовавшей в виде планового хозяйства, было нельзя.

Реформы Гайдара послужили рычагом, создавшим в России свободный рынок. Правительство того периода провело либерализацию розничных цен, реорганизовало налоговую систему, создало новую систему внешней торговли. Все эти резкие перемены были скоро были названы «шоковой терапией».

Либерализация цен

28 октября 1991 года, за несколько дней до назначения Егора Гайдара заместителем Председателя Правительства по вопросам экономической политики, президент России Борис Ельцин выступил с программной речью на Съезде народных депутатов РСФСР. Глава государства объявил о необходимости либерализации цен. Именно она была важнейшим признаком классической рыночной экономики. Инициатива президента была принята делегатами съезда практически единогласно.

Начало экономической реформы Гайдара должно было осуществиться в как можно более сжатые сроки. Планировалось, что о либерализации будет объявлено уже 1 декабря. Этому воспротивились союзные республики, которые все еще имели с Россией единую рублевую зону. Реформы Гайдара запомнились соотечественникам по фамилии этого экономиста не просто так. Хотя новые законопроекты перед парламентом защищал Борис Ельцин, пользовавшийся своими президентскими полномочиями, разработка всех проектов лежала на плечах Егора Тимуровича и его команды.

Фактическое начало экономической реформы Гайдара наступило 2 января 1992 года, когда был принят указ президента «О мерах по либерализации цен». Перемены дали о себе знать мгновенно. Государство прекратило регулировать 80 % оптовых цен и 90 % розничных. Федеральная власть временно сохранила за собой контроль только над социально значимыми потребительскими товарами: молоком, хлебом и т. д. Эта оговорка была принята не зря. Экономическая реформа Гайдара осуществлялась в условиях общественной турбулентности, когда население осталось с пустыми руками после кризиса плановой системы и краха советского строя.

реформы гайдара

Программа Гайдара

Готовя свою программу, правительство исходило из той точки зрения, что у России нет никакого «особенного пути», и ей необходимо перенять все основные черты западных рыночных экономик. До конца 1991 года еще было непонятно, какую повестку изберет российская власть. Свои проекты предлагали разные политики и экономисты: Явлинский, Шаталин, Сабуров, Абалкин и т. д.

В итоге «победила» все-таки программа Гайдара. Она была не только экономической. Реформы должны были посредством строительства рыночных отношений сформировать в стране новую национальную государственность, место которой пустовало после крушения коммунизма. Свои идеи Егор Гайдар изложил в документах “Ближайшие экономические перспективы России” и “Стратегия России в переходный период”. Согласно этим проектам, реформы проводились на основе принципов приватизации, либерализации и финансовой стабилизации.

Команда Гайдара определила три основные проблемы, которые молодое государство унаследовало от Советского Союза. Это были инфляционный, платежный и системный кризисы. Последний из них заключался в том, что органы государственной власти утратили собственную способность регулировать поток ресурсов.

Планировалось в первую очередь реструктурировать и существенно повысить общий уровень, как это в Польше в свое время сделало правительство Раковского. Гайдар считал, что в таком случае в стране на первых порах около полугода будет сохраняться инфляция. Однако от этого проекта пришлось отказаться. Подсчеты показали власти, что еще полгода кризиса страна просто не выдержит. Поэтому было решено начинать радикальную либерализацию сразу же. Время показало, что ни тот, ни другой путь не сулили экономике ничего хорошего.

начало экономической реформы гайдара

Коллапс экономики

Либерализация цен привела к множеству негативных последствий, которые были неизбежны при таком форсированном темпе перемен в экономике. Новый порядок на рынке шел в разрез с монетарной политикой – уже летом 1992 года отечественные предприятия лишились оборотных средств. Весной Центробанк стал выдавать большое количество кредитов промышленности, аграриям, бывшим советским республикам и т. д. Делалось это для того, чтобы покрыть дефицит бюджета. Однако вместе с тем произошел колоссальный скачок инфляции. За 1992 год она достигла уровня в 2 500 %.

Коллапс произошел по нескольким причинам. В первую очередь катастрофа разразилась из-за того, что до либерализации цен не была проведена замена денег, которая избавила бы страну от устаревших советских рублей. Новая валюта появилась только в 1993 году, когда экономическая реформа Гайдара уже была закончена, а сам он ушел из Правительства.

Гиперинфляция оставила без средств к существованию значительную часть населения России. В середине 90-х доля малообеспеченных граждан составляла 45 %. Обесценились советские вклады населения в Сбербанке, потерявшие свою покупательскую способность. Правительство винило в произошедшем кризисе Верховный Совет, который вынуждал его проводить дополнительную эмиссию валюты.

Выпуск дополнительной денежной массы стал практиковаться еще в последние советские годы, когда государство с ее помощью финансировало внутренние расходы. Когда начались реформы Гайдара, эта система окончательно разрушилась. Бывшие республики СССР расплачивались с российскими предприятиями теми же рублями, что только еще больше нагнетало кризис. Летом 1992 года в качестве контрмеры были созданы специальные безналичные корреспондентские счета, с помощью которых стали вестись расчеты с остальными странами СНГ.

реформы е т гайдара

Парламент против Правительства

Экономические радикальные реформы Гайдара с самого начала подвергались жесткой критике народных депутатов. Как известно, 6 апреля они открыли свой VI съезд. К этому времени власть получила достаточно сплоченную оппозицию, основу которой составляли аграрные и промышленные лоббисты, недовольные сокращением государственного финансирования.

На одном из своих заседаний съезд принял постановление, в котором были сформулированы основные претензии к политике Правительства. Реформы Е. Т. Гайдара были названы причиной целого ряда экономических проблем: падения уровня жизни населения, разрушения прежних хозяйственных связей, производственного спада, нехватки денег и т. д. В целом отмечалась неспособность Правительства держать ситуацию в стране под контролем. Депутаты считали, что реформы Гайдара проводились без оглядки на мнение общества и владельцев предприятий. В постановлении делегаты съезда предлагали президенту изменить экономический курс с учетом всех их предложений и оговорок.

В ответ на атаку депутатов Правительство вместе с Гайдаром передало Борису Ельцину заявление о своей отставке. В прилагаемом отчете министры раскритиковали предложения съезда, отмечая, что если власть пойдет этим курсом, то государственные издержки вырастут до отметки выше триллиона рублей, а инфляция достигнет порога в 400 % в месяц.

Отставка не была принята, но Ельцин все-таки пошел на уступки депутатам. Он ввел в Правительство новых людей – так называемых «красных директоров», лоббировавших интересы собственников крупных предприятий, получивших свои должности в советские годы. В этой когорте были Владимир Шумейко, Георгий Хижу и Владимир Черномырдин.

Затем последовали попытки стабилизировать финансовую ситуацию. Для этого Правительство сократило государственные расходы, а также ввело новые налоги. В мае 1992 года инфляция несколько снизилась. Было выполнено еще одно требование Верховного Совета – значительно смягчилась денежная политика. Также Правительство выделило 600 миллиардов рублей на выплату задолженностей перед шахтерами и другими бастующими рабочими крупных предприятий

В июле произошли перестановки в руководстве Центрального банка. Новый глава Виктор Геращенко, уже занимавший эту должность в Советском Союзе, выступал против реформы Е. Гайдара, предполагавшей сокращение расходов. Во второй половине 1992 года объем кредитования ЦБ вырос уже в 3 раза. К октябрю дефицит бюджета сократился на 4 % ВВП по сравнению с августовскими показателями.

экономическая реформа гайдара

Начало приватизации

В июне 1992 года Егор Гайдар стал председателем Правительства. Тем же летом в России началась приватизация. Реформаторы хотели осуществить ее как можно быстрее. В Правительстве считали, что России необходимо появление класса собственников, который стал бы опорой и поддержкой экономической политики государства. Приватизация предприятий проходила в условиях, когда заводы и фабрики фактически обанкротились. Предприятия продавались за бесценок. Покупки приняли лавинообразный характер. Из-за многочисленных дырок в законодательстве сделки совершались с нарушениями и злоупотреблениями.

Когда реформы Е. Т. Гайдара уже закончились, в середине 90-х в России прошли залоговые аукционы, на которых самые крупные и важные предприятия страны перешли в руки новых собственников по многократно заниженным ценам. В результате этих сделок появился новый класс олигархов, что привело к еще большей социальной пропасти между богатыми и бедными.

Сторонники реформы правительства Гайдара и приватизации считали, что необходимо как можно быстрее отказаться от старой советской системы народного хозяйства с чрезмерной монополизацией и централизацией. Форсированные темпы продаж привели к многочисленным перегибам и ошибкам. Согласно социологическим опросам, около 80 % населения России считает результаты приватизации нелегитимными.

Ваучеры

Для массовой приватизации был введен ваучер – приватизационный чек, который предназначался для обмена на активы в государственных предприятиях. Его передавали в частные руки. Планировалось, что с помощью этого инструмента муниципальные предприятия перейдут в частную собственность.

Всего было напечатано около 146 миллионов ваучеров. Граждане, получившие чек, могли использовать бумагу для подписки на акции целого предприятия или для участия в аукционе. Также бумагу можно было продать. Жители страны не могли участвовать в приватизации напрямую. Им нужно было акционировать свои предприятия или передать ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). Всего было создано более 600 таких организаций.

Практика показала, что приватизационные чеки на деле стали объектами спекуляции. Многие владельцы этих бумаг продавали их коммерсантам с сомнительной репутацией или инвестировали в ЧИФы, надеясь получить значительные дивиденды. В результате такой практики реальная стоимость бумаг быстро падала. В таких условиях население стало стремиться поскорее избавиться от ваучеров. В основном они оседали в руках теневых торговцев, спекулянтов, чиновников и администрации самих предприятий.

Из-за своей поспешности приватизация (название экономической реформы Гайдара) проходила в условиях либерализации цен, когда стоимость ваучерного фонда стала в десятки раз меньше реальной стоимости предприятий. Согласно подсчетам, спекулянты смогли купить 500 крупнейших фабрик и заводов за 7 миллиардов долларов. Однако на самом деле они оценивались в 200 миллиардов долларов. Это был так называемый «дикий капитализм», который позволил 10 % населения установить контроль над национальным достоянием. Основной доход приносил экспорт газа, нефти и цветных металлов. Предприятия с новыми хозяевами не только не возвращали прибыль российской экономике. Они не шли даже на погашение стремительно возрастающего внешнего долга государства.

реформы правительства гайдара

Аграрная политика

В 1992 году начало реформ Гайдара ознаменовалось еще и переменами в деревне. Важную роль в аграрной экономике стали играть новые формы хозяйств. Появились закрытые и открытые акционерные общества, кооперативы, а также товарищества с ограниченной ответственностью. Всего они составляли около 2/3 аграрного сектора экономики. Кризис сильно ударил по всем этим новым хозяйствам. Не хватало сельхозтехники, автомашин, минеральных удобрений и т. д.

Правительство приняло программу по ликвидации пережитков советской системы – совхозов и колхозов. В марте 1992 года в России было примерно 60 тысяч индивидуальных хозяйств фермерского типа. К осени их количество увеличилось в пять раз. Однако из-за недостатка техники они все равно не смогли обеспечить страну достаточным количеством урожая. Регресс привел к тому, что к середине 90-х производство упало на 70 % по сравнению с последним советским сезоном. Фермер не смог накормить Россию, а все из-за значительного повышения цен на реагенты, технику и т. д.

Оборонно-промышленный комплекс

В 1992 году государство резко сократило закупки вооружения. В советскую эпоху ВПК стал слишком раздутым. На него тратилась львиная доля бюджета. В условиях экономического кризиса государство просто не смогло обеспечить работой большую часть предприятий, что привело к их банкротству и продаже в третьи руки.

Особенно острой стала проблема с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). Порядок финансирования этого комплекса был разрушен, из-за чего высококвалифицированные коллективы распались и остались без работы. Именно тогда началась так называемая «утечка мозгов» — эмиграция ученых, инженеров, конструкторов и т. д. Они массово уезжали в западные страны в поисках лучшей доли, пока их предприятия простаивали без дела.

Правительство, реформируя ОПК, допустило несколько серьезных ошибок: не стало приступать к реструктуризации или переводу в резерв заводов. Некоторые специалисты отмечают, что власть поступила неправильно, когда сняла ограничение на импорт потребительских товаров, что оставило предприятия без ниши на рынке.

экономическая реформа правительства е гайдара

Отставка Гайдара

В декабре 1992 года Егор Гайдар подал в отставку с должности председателя Правительства. Его уход стал компромиссом в отношениях Верховного Совета и президента России. Предполагалось, что договоренность позволит безболезненно провести референдум о новой конституции. Однако в 1993 году депутаты отказались выполнять свои обязательства, что привело к конфликту Правительства и президента. Он закончился октябрьскими событиями, когда Москва пережила несколько дней уличных боев.

В ту кризисную осень Гайдар еще раз вернулся в Правительство и стал там первым заместителем председателя, а также министром экономики. Окончательно высшие руководящие посты он покинул 20 января 1994 года. К этому времени все основные экономические реформы Е. Гайдара уже были проведены, и страна жила в новой экономической действительности.

Положительные итоги реформ

Еще в декабре 1992 года, накануне первой отставки, он подвел итоги своей работы. Глава Правительства на VII съезде народных депутатов подчеркнул главные успехи власти. Была реорганизована налоговая система, началась приватизация и аграрная реформа (реорганизация совхозов и колхозов), реструктуризирован ТЭК, созданы нефтяные компании, сократились расходы на закупку боеприпасов и военной техники.

Министр экономики и коллега Гайдара Андрей Нечаев называл и другие важнейшие шаги Правительства в кризисный период. Помимо уже вышеописанной либерализации цен, государство разрешило свободную торговлю, урегулировало внешние долги с помощью открытия кредитных линий на Западе. Реформа Гайдара 1992 года позволила сократить дефицит бюджета. Важные налоговые нововведения заключались в появлении налогов на нефтяную добычу. Осталась в прошлом плановая система экономики. Государство стало прибегать к госзаказам. В области инвестиций ключевым стали взаимоотношения власти и частных предпринимателей. По-новому была выстроена торговля с бывшими союзными республиками – она перешла на мировые цены и рыночные основы.

Е. Т. Гайдар, экономические реформы которого привели к перестройке всех финансовых отношений, выступал за установление коммерческих принципов в экспорте вооружений для армии. Важным нововведением стало принятие закона о банкротстве. С появлением рыночной экономики были созданы и первые инвестиционные компании, а также биржи, которых не могло быть в СССР.

радикальные реформы гайдара

«Шоковая терапия»

После распада Советского Союза Россия оказалась на перепутье, которого еще не было в истории человечества. Огромному государству с 70-летней жизнью при коммунизме и плановой экономикой за плечами нужно было перейти к цивилизованной рыночной модели. В 1991-1992 гг. еще ни одна страна в мире не проводила над собой такого вынужденного эксперимента. За два года до России подобные преобразования начались в Польше и Чехословакии, однако они еще не дали зримого результата и существовали только в виде набросков.

Суть реформ Гайдара сводилась к тому, что Правительству пришлось буквально вслепую, на свой страх и риск, оперировать больную экономику своей страны. Правда, кое-что все-таки было перенято у бывших товарищей по социалистическому лагерю. Например, в России были созданы временные рабочие места по аналогии с Указом о свободе торговли в Польше. Эти меры позволили наполнить уличные прилавки. Правда, и эти перемены имели свои издержки. Такая торговля приобрела странные формы – новые киоски возникали хаотично и без какого-либо регулирования.

Экономическая реформа правительства Е. Гайдара (переход от социалистической экономики к рыночной) началась слишком запоздало. Фактически время было упущено еще в конце 80-х, когда появились первые серьезные признаки кризиса. Советская сырьевая экономика пережила агонию из-за падения цен на нефть, что привело к очередям в магазинах и карточной системе еще до того, как началась реформа Гайдара. Название «шоковая терапия» было дано переменам заслуженно – систему приходилось менять в авральных условиях.

Из-за включения Егора Гайдара ноября 1991 г. в состав Правительства, именно с этой датой связывают начало преобразований в экономическом секторе страны. Задача власти была ясна – как можно скорое освобождение от коммунистического гнета. Данные цели предполагали существенные изменения в плановом хозяйствовании страны.

Произведенное Гайдаром реформирование послужило толчком к созданию свободного рынка. Резкие перемены, заключавшиеся в либерализации розничных цен, переустройстве деятельности налоговой службы и создании рычагов внешней торговли именуют «шоковой терапией».

Либерализация цен

Назначению Е. Гайдара заместителем Председателя Правительства в сфере экономики предшествовала речь президента Бориса Ельцина на Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Было объявлено о необходимости введения одной из ключевых составляющих рыночных отношений.

декабря состоялось публичное провозглашение курса на либерализацию, реализуемую в кратчайшие сроки. Союзные республики выступили против предстоящих планов, все еще поддерживающих с РФ единую систему денежных расчетов в рублях. Новые законопроекты озвучивались главой государства, но их составлением занимался Егор Тимурович с собственной командой.

Указом от января1992 г. «О мерах по либерализации цен» провозглашен курс на перемены, мгновенно заявивший о себе. Отменено регулирование 80% оптовой стоимости товаров и 90% расценок в розницу. Властью контролируются лишь самые необходимые продукты: молоко, хлебобулочная продукция и некоторые другие. В обществе действует принцип турбулентности, под воздействием которого в результате краха плановой системы и советской формы правления население пребывает в нищенском состоянии.

Программа

При подготовке основных концепций правительство ориентируется на основополагающие принципы управления рынка западными державами. До окончательного решения рассматривались варианты, предложенные ведущими специалистами того времени — Явлинским, Шаталиным, Сабуровым, Абалкиным.

Концепция Гайдара одерживает верх. Наряду с преобразованиями в экономике возникает потребность в обновлении национальной государственности, пустовавшей после исчезновения коммунистического порядка. Основные направления помещены в документах:

o «Ближайшие экономические перспективы России».
o «Стратегия России в переходный период».

Сформулированными кризисными моментами являются: инфляция, платежи и выстроенная система, в результате которой государственные инстанции оказываются не в состоянии управлять ресурсами. Требуется реструктурирование в совокупности с повышением общего уровня по примеру Польши в правительстве Раковского.

Предполагаемый полугодовой срок инфляции был не под силу для страны, поэтому проект не был признан. В результате намечается мгновенная радикальная либерализация. По прошествии времени оба пути оказываются ошибочными, не сулящие позитивных сдвигов.

Развал экономики

Либерализация вызвала многочисленные негативные последствия. Причинами являлись резкие перемены. Монетарная политика в 1992 г. отнимает у предприятий оборотные средства. Для погашения дефицита бюджета Центробанком выдавалось множество кредитов производству, фермерам на селе и бывшим советским республикам. Инфляция в данный период достигает 2500 %.

Причиной коллапса называется отсутствие замены денежной массы, избавившей бы страну от вышедших из употребления советских рублей. Новая валюта входит в оборот лишь в 1993 г. Число людей с низким уровнем дохода составляет 45%. Прежние вклады людей в Сбербанке обесценились.

Приватизация

Процесс предполагал возникновение класса собственников – надежной поддержки проводимого курса при тотально обанкротившихся заводах и фабриках при продаже их почти за бесценок. Из-за лавинообразного характера подобных действий сделкам сопутствовали серьезные злоупотребления.

В 90х гг. после прекращения реформ состоятся залоговые аукционы по переходу наиболее значимых предприятий к новым владельцам по чрезвычайно заниженной стоимости. Явление порождает класс олигархов, еще более расширивший дистанцию между разбогатевшей и обедневшей частью населения.

Причинами крайне негативных последствий считается желание стремительного отказа от советской системы хозяйствования с усиленной монополизацией и централизацией. Ускоренные темпы продаж приводят к непростительным ошибкам. Опросы социологов показывают признание приватизации 80% гражданами страны нелегитимной.

Система ваучеров

Приватизационный чек – неотъемлемая составляющая, предназначенный для обмена на активы на предприятиях. Переданный в частные руки, он открывал путь в частную собственность. Выпущено 146 млн ваучеров. Население напрямую не участвует в процессе, но может:

• Вложить бумагу в качестве акции в предприятие по месту занятости.

• Передать в чековый инвестиционный фонд. Число подобных организаций превышает 600.

В реальности они оказываются многочисленными объектами для спекуляции. Для получения прибыли владельцы отчуждали их нечестным коммерсантам или вкладывали в ЧИФы в надежде получения солидных дивидендов. При скором падении их стоимости люди начинают стремительно избавляться от ваучеров, оседающих у пребывающих в тени торговцев, чиновников и административного ресурса.

По подсчетам, по спекулятивным расценкам приобретено 500 крупнейших фабрик и заводов за 7 млрд долларов при действительной оценке в 200 млрд. «Дикий капитализм» разрешил 10% населения управлять национальным достоянием. Масса финансов поступает от экспорта природных ресурсов — газа, нефти и цветных металлов, но новые хозяева не торопятся возвращать прибыль, за счет чего сумма внешнего долга значительно увеличивается.

Аграрный сектор

В 1992 г. перемены проникают в деревню. Возникает другой вид хозяйствования — закрытые и открытые акционерные общества, кооперативы и товарищества, в общей массе занявшие 2/3 хозяйств, которых кризис затронул напрямую. Для работы не доставало сельскохозяйственной техники, машин и удобрений.

Повсеместно устранялись пережитки прежней системы в виде совхозов и колхозов. В 1992 г. в стране образовывается 60000 индивидуальных хозяйств фермеров. Нехватка оборудования намного снижает сбор урожая. В 90-х гг. производство уменьшается на 70%. Из-за повышенных расходов на реагенты и технику фермеры не в состоянии обеспечить страну необходимым количеством продовольствия.

Оборона и промышленность

В 1992 г. сокращается закупка вооружения ввиду чрезмерных растрат бюджета в СССР при ВПК. Из-за кризисной ситуации предприятия закрывались по причине банкротства и перепродавались. Происходящее коснулось исследовательских и конструкторских бюро.

Высококвалифицированные кадры теряют работу. Период ознаменуется интенсивной «утечкой мозгов» за границу — ученых, инженеров, программистов, конструкторов и других категорий специалистов. Просчеты заключались:

 В отсутствии реструктуризации.
 Перевода заводов в резерв.
 Снятия ограничения на ввоз товаров, отрицательно отразившегося на отечественных предприятиях.

Отставка

В декабре 1992 г. Егор Гайдар добровольно подает заявление об отставке, что становится причиной компромисса между Верховным Советом и президентом. В 1993 г. депутаты отказываются от собственных обязательств, что вызывает новый конфликт, переросший в уличные столкновения, названные октябрьскими событиями.

Возвратившись в Правительство, реформатор пребывает на посту министра экономики и покидает кресло лишь 20 января 1994 г. по окончательном завершении экономических преобразований. Наступает новая действительность.

Положительные моменты

До первой отставки Е. Гайдар пытается объективно оценить личную деятельность на посту. Позитивные сдвиги в экономике заключались в:

 Изменении системы налогообложения.
 Процессе приватизации.
 Преобразовании аграрного сектора.
 Реструктуризации ТЭК.
 Образовании компаний по добыче нефти.
 Уменьшении затрат на приобретение боевого оснащения и техники.

Заслуживают похвалы право на свободную торговлю, возврат долгов и снижение дефицита бюджета. Е. Т. Гайдар приветствовал коммерции в вывозе вооружений. Создаются инвестиционные компании и биржи, абсолютно нереальные в советскую эпоху.

«Шоковая терапия»

Из-за невиданной в мире смены режимов правительство России в чрезвычайно сложной обстановке занимается оздоровлением экономики. Некоторые нюансы пришлось перенять у партнеров по социалистическому лагерю. Временные места для работы создавались по аналогии с Указом о свободе торговли в Польше. Прилавки на улицах частично наполнялись, возникая хаотично и без должного управления.

Реформирование правительства Е. Гайдара совершается со значительным опозданием. Время упускается в 80-х гг. при начавшихся проявлениях кризиса. Основанная на сырьевых ресурсах экономика страны Советов переживает агонию из-за упадка стоимости нефти, приведшей к очередям в магазинах и карточной системе задолго до преобразований Гайдара. Название вполне оправданно ввиду происходивших изменений поистине в экстремальной обстановке.

В Москве открылся очередной Гайдаровский форум, приуроченный к десятилетию со дня безвременной кончины экономиста. Сегодняшняя перспектива позволяет яснее видеть амбициозность гайдаровской программы и трудности, с которыми он столкнулся

16 декабря 2019 года исполнилось десять лет со дня преждевременной кончины Егора Тимуровича Гайдара, известного в мире экономиста, автора многих фундаментальных трудов, но в первую очередь — автора и реализатора программы рыночной трансформации российской экономики в начале 1990-х. Круглая годовщина смерти Егора Гайдара, а также 30-я годовщина начала трансформации в Центральной и восточной Европе — повод взглянуть еще раз на этот процесс с сегодняшней перспективы.

Опыт нашего региона показал, что результаты экономической трансформации в отдельных странах зависели от трех факторов: (а) характеристики стартовых условий; (б) качества и целостности программы реформ и (в) скорости и последовательности в ее внедрении в жизнь.

Во всех бывших социалистических странах стартовые условия для рыночных реформ были тяжелыми из-за глубокого кризиса предшествовавшей командной системы. Однако в России они оказались крайне драматичными. 60 лет плановой экономики в условиях полной автаркии (за начало этой модели я лично принимаю запуск сталинской коллективизации и форсированной индустриализации в конце 1920-х годов) привело к наращиванию структурных перекосов, в результате которых большинство предприятий оказалось неконкурентоспособными как на международным, так и внутренним рынке, а большая часть из них просто ненужными. Это особенно касалось многих предприятий военно-промышленного комплекса.

Картину дополнительно усложняла макроэкономическая несбалансированность — всеобщий товарный дефицит, резкое падение бюджетных доходов (в том числе в результате падения мировых цен на нефть во второй половине 1980-х и антиалкогольной кампании), быстрый рост расходов, потеря контроля за денежным обращением, наращивание денежной массы, кризис платежного баланса и дефолт по внешней задолженности.

В сложившейся ситуации невозможно было избежать глубокого падения ВВП и резкого роста цен после их либерализации. Однако реализация радикальной программы реформ могла бы ограничить масштаб и продолжительность этой коррекции. Эстонская экономика, стартовавшая в похожих на Россию условиях, испытала общий спад ВВП почти на 40% за период 1989-1994 гг., но с 1995 г. начала расти быстрыми темпами. В России дно спада было достигнуто лишь в 1998 году, с совокупной потерей ВВП 45%. Введение в июне 1992 года эстонской кроны, жестко привязанной к немецкой марке, быстро привело к стабилизации цен, тогда как Россия боролась с трехзначной инфляцией до 1995 года.

У России была целостная программа экономической трансформации, подготовлена осенью 1991 года командой под руководством Егора Гайдара. Однако политические условия реализации этой программы оказались в России намного более сложными, чем в странах Центральной Европы и Балтии. Окно политических возможностей для радикальных преобразований, открытое провалом путча ГКЧП в августе 1991 года и формированием правительства под руководством президента Бориса Ельцина, захлопнулось очень быстро, — практически уже весной 1992 года. До конца 1990-х в законодательной ветви власти доминировали популистские силы, тормозившие реформы и достижение бюджетного равновесия. Кроме того, действия Центрального банка России до осени 1994 года противоречили принципам денежной политики в рыночной системе.

Несмотря на все эти трудности, экономическому блоку правительства под руководством Егора Гайдара удалось в течение 13 месяцев (с ноября 1991 г. по декабрь 1992 г.) запустить основные реформы, которые привели к фундаментальному изменению экономической системы. Были либерализованы цены, зарплаты, валютный курс, внутренняя и внешняя торговля, запущена широкомасштабная программа приватизации, проведена налоговая реформа, сокращены государственные расходы, сделаны первые шаги по созданию базовых рыночных институтов, введению рыночного законодательства, конверсии оборонной промышленности на гражданские нужды, реформе социальной сферы и многим другим направлениям.

Ответ на вопрос, какими могли быть результаты российских реформ, если бы Егор Гайдар и его команда получили полноценную поддержку со стороны Съезда народных депутатов и больше времени для ее реализации, остается непростым. Выстраивание альтернативных исторических сценариев всегда кажется высокоспекулятивным занятием. Тем не менее, можно рискнуть предложить гипотезу, что при быстрейшей и более последовательной реализации программы Гайдара можно было бы избежать кризисов октября 1994 года («черный вторник») и августа 1998 года, перекосов, связанных с отсутствием полной стабилизации и либерализации экономики (в том числе возникновения группы олигархов), ограничить масштаб и продолжительность спада производства и связанные с ним социальные издержки.

  • «Давайте не будем рисовать икону «Егор Чудотворец»: Чубайс и Авен поспорили о Гайдаре

В 1992 году вывести из кризиса ослабленную Россию взялся молодой реформатор Егор Гайдар. Он предложил «шоковую терапию», о результатах которой спорят до сих пор. Эксперты уверены: в экономике Гайдар действовал по принципу «уничтожить до основания, а затем…». Так были ли достигнуты цели «шоковой терапии» и почему Россия оказалась на грани краха – спецпроект Царьграда.

«500 дней» до шока

После развала СССР власти новой России взяли курс на построение капитализма. Экономика страны к тому времени ослабла, и в качестве выхода из кризиса предлагалось множество вариантов. Наиболее известной программой считаются знаменитые «500 дней», подготовленные коллективом экономистов под руководством академика Станислава Шаталина.

Проект предлагался ещё руководству СССР в 1990-м и предполагал следующее: в течение первых 100 дней должны быть проведены приватизация жилья, земельных участков и мелких предприятий. Затем за 150 дней предстояло либерализовать цены. Третьим этапом была стабилизация рынка в течение 150 дней, а заключительным, четвёртым этапом стал бы переход к подъёму экономики.

Но последнему руководству Союза оказалось уже не до реформ, а новому правительству Бориса Ельцина хотелось быстрых перемен и несоветских методик.

Помогали Ельцину в построении капитализма американский советчик экономист Джеффри Сакс, а также единомышленник Ельцина заместитель президента по вопросам экономической политики (затем исполняющий обязанности премьера) Егор Гайдар.

Сегодня, анализируя их методы, одни эксперты говорят о катастрофе, другие полагают, что Гайдар спас русских от голода. Демократы оправдывают «шоковую терапию» тем, что к 1992-му запасов мяса и рыбы в розничной торговле оставалось на 10 дней, а запасы зерна по состоянию на январь оценивались всего в 3 млн тонн, при потребности в 5 млн тонн в месяц. Полки магазинов опустели, иссякли и валютные резервы, зерно покупалось за счёт внешних займов.

Фото: Виктор Чернов/RussianLook/Globallokpress

Сыграла ли в пользу перехода к «шоковой терапии» тяжёлая ситуация в стране, или это был пример Польши, в котором резкий переход к рыночной экономике сработал положительно, или убеждения Сакса и Гайдара… Неизвестно. Но Ельцин выбрал именно радикальные меры.

2 января 1992 года правительство объявило о прекращении регулирования цен и свободе торговли. Поначалу казалось, что риск оправдался – в магазины хлынули товары. Но это породило подозрения, что и дефицит был создан искусственно. Да и дальше «что-то пошло не так».

«Прихватизация» для олигархов

Как грибы после дождя вырастали стихийные рынки, которые в дальнейшем мутировали в огромных монстров наподобие «Черкизона» и контролировались китайцами или бандитами. Росла инфляция, всего через пару месяцев получившая приставку «гипер», цены единовременно взлетели на 345%, а розничный товарооборот за год упал вдвое, что свидетельствовало о резком снижении покупательной способности населения – у русских просто закончились деньги.

А власти продолжили повергать страну в шок. 11 июня была объявлена государственная приватизация, метко получившая в народе название «прихватизация». Чиновники дали добро на продажу малых предприятий в частные руки и трансформацию крупных в открытые акционерные общества. Одновременно с подачи «отца приватизации» Анатолия Чубайса вводились так называемые ваучеры.

Предполагалось, что за такие сертификаты, продаваемые по 25 рублей и номиналом в 10 тысяч, каждый гражданин сможет поучаствовать в приватизации. На самом же деле эти «бумажки» оценивались в копейки, и граждане начали активно их сбывать. Тут же нашлись спекулянты, которые, накопив несколько тысяч таких ваучеров успевали приобрести небольшое количество акций.

Однако практически все «жирные» куски госсобственности отошли приближённым к власти лицам посредством залоговых аукционов. Так в России и появились олигархи.

Фото: Антон Кавашкин/RussianLook/Globallookpress

Как отметил в беседе с Царьградом экономист  Михаил Хазин, с точки зрения социальной справедливости, вся приватизация была тотальным воровством – как по методу её проведения, так и по реализации.

Но с точки зрения Запада, любая приватизационная сделка априори законна. С моей точки зрения, все олигархи 90-х, которые получили свои капиталы в результате приватизации, нашими считаться не могут,

– подчеркнул он.

Методы команды Гайдара привели к тому, что предприятия остались без оборотных средств, что спровоцировало острый кризис взаимных неплатежей. Стремительно росли долги по зарплатам.

За преобразования русским пришлось дорого заплатить. По мнению академика РАН экономиста Руслана Гринберга, реформаторы совершенно не видели реальную ситуацию в стране, предпочитая действовать по принципу «до основанья, а затем…».

Так же как большевики в 1917 году внедряли доктрину, которая должна была привести всех к счастью через репрессии и голод. Тогда проповедовалось буйное равенство без свободы, а в 90-е – буйная свобода без всякого равенства,

– указал он.

Запад не помог

Сам один из главных советников правительства Ельцина-Гайдара – американец Сакс сетовал в своих мемуарах, что чиновники-экономисты были недостаточно вовлечены и квалифицированны, слушать его не хотели и предложения пропускали мимо ушей. Кроме того, приложили руку к катастрофе в русской экономике и «западные партнёры», указал он. Например, в случае с шоковой терапией в Польше США и МВФ реструктуризовали половину польского госдолга в 30 млрд долларов.

Также, в отличие от Москвы, Варшава получила все возможные уступки, преференции и кредиты на очень щедрых условиях. Всё это помогло обеспечить приток в страну частных инвестиций и заложить основу для будущего роста экономики.

В отношении России ничего подобного западные друзья не сделали, да и долги взыскали до копейки, грозя в случае просрочки перекрыть любую гуманитарную помощь.

По словам Сакса, Америке было совершенно наплевать на происходящее в «побеждённой и ослабленной России». Русским пришлось выживать, как и всегда, за счёт собственных усилий и скромных ресурсов.

В результате шоковой терапии экономика России оказалась в затяжном пике, выйти из которого смогла лишь в начале 2000-х. По словам академика Ренальда Симоняна, правительство Гайдара «простимулировало создание коррумпированного государства», а утверждения, что реформы спасли страну, – миф, создаваемый друзьями политика.

Лихие 1990-е

Крах СССР и утверждение новой государственности российские либералы называют эпохой демократии и свободы. При этом о разграблении и уничтожении страны говорить они не любят. Царьград решил напомнить о бесовщине 90-х на конкретных примерах в рамках еженедельного спецпроекта. 

Дзен

Телеграм

Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Автоматические коробки руководство по ремонту
  • Должностная инструкция санитарки палатной неврологического отделения
  • Redmi note 8 pro инструкция на русском языке по эксплуатации
  • Гадание на таро на отношения инструкция
  • Занусси фл 504 нн инструкция программы