Метод организации активного поиска решения выдвинутых в обучении задач под руководством педагога это

Тесты по «Педагогическим технологиям» (решенные)

Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию «педагогическая технология».
Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, принципов, целей, содержания, форм, методов и средств обучения.
*Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
Последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач, как планомерное решение и воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения? Из приведённых примеров выберите правильный.
К.Д.Ушинский.
А.С.Макаренко.
*Я.А.Коменский.
И.Песталоцци.
Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству?
*Совершенное владение педагогической техникой.
Совершенное знание своего предмета.
Совершенное владение педагогическими методами.
Все ответы верны.
Что означает термин «технология?
«технос» — прогресс.
«техне» — искусство, «логос» — учение.
«техникос» — высокая техника.
«технология» — образование.
Из предложенных вариантов ответов найдите определение педагогической техники.
*Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом.
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
Что такое технологическая карта?
Единый процесс разработки определённой продукции.
*Технический документ, отображающий последовательность технологических операций производства определённой продукции.
Показатель процесса выполнения работы производителя.
Порядок реализации технологических операций.
Что такое тестирование?
*Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики педагогического процесса.
Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников.
Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в этом ряду изучаемых объектов.
Что такое педагогические инновации?
Это все изменения, направленные на изменения педагогической системы.
Это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности.
Это новшества, мобилизирующие внутренние ресурсы педагогической системы и приводящие к повышению результата.
*Все ответы верны.
Педагогические инновации охватывают следующие главные направления:
Оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическую педагогику, организацию и управление.
Новые педагогические технологии.
*Все ответы верны.
Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
Значительные инвестиции.
Полная перестройка педагогической системы.
*Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения.
Согласие учителей и родителей.
Что такое стимулирование учения?
Требование хорошо учиться.
*«Подталкивание» школьников к успешному учению.
Преодоление лени.
Борьба с плохими привычками, мешающими учиться.
Определите виды обучения.
*Объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное.
Урок, внеклассное занятие, экскурсия, лабораторное занятие.
Начальное, общее, средне-специальное, высшее.
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Из приведённых примеров найдите правильный ответ: инновации – это…
Внесение новшеств на урок.
*Нововведение, изменение внутри системы.
Проведение урока нетрадиционным методом.
Все ответы верны.
Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
Обучение, воспитание, развитие.
Преподавание, учение, деятельность.
*Вызова, осмысления, размышления.
Определение, активизация, закрепление.
Как считает И.Г.Агапов, «критическое мышление» – это…
*педагогическая технология, ориентированная на развитие у учащихся навыков работы с текстом, на овладение всеми видами звучащей и письменной речи, на взаимодействие со сверстниками по поводу данного текста.
сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации.
умственная деятельность, при которой особое внимание уделяется анализу, сравнению, толкованию, применению, инновациям, решению проблемы или оценке хода мысли.
Критическое суждение человека относительно условий и результатов опыта способно направить желание и интересы личности по правильному пути.
Что означает «Синквейн»?
Концептуальная таблица.
*Пятистрочный стих.
Пучок, связка.
Мозговой штурм.
Дайте определение методу критического мышления «Кластер».
*Пучок, связка.
Свёртывание информации.
Двучастный дневник.
Обучение сообща.
Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению.
Словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные.
*Продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща.
Лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща.
Убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты.
Технология программированного обучения начала активно внедрятся в образовательную практику. Из приведённых вариантов укажите, когда это произошло?
С середины 70-х годов ХХ столетия.
С середины 90-х годов ХХ столетия.
*С середины 60-х годов ХХ столетия.
С середины 80-х годов ХХ столетия.
Продвинутая лекция, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща – это…
*Методы критического мышления.
Методы обучения.
Методы воспитания.
Все ответы верны.
К какому обучению относятся три фазы: вызов, осмысление, размышление?
К обучению на уроке.
*К обучению критическому мышлению.
К обучению самостоятельности.
К обучению ведения дискуссии.
Дайте другое название понятию «Пятистрочный стих».
Кластер.
Мозговой штурм.
*Синквейн.
Инсерт.
Что означает «Пучок, связка»?
*Кластер.
Мозговой штурм.
Синквейн.
Инсерт.
В каких годах, и в каких странах начали заниматься проблемами педагогических технологий специализированные учреждения?
К началу 60-х годов в США и Японии.
*К началу 70-х годов в США и Японии.
К началу 90-х годов в Японии и Германии.
К началу 80-х годов в США и Германии.
Назовите основные типы уроков.
Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа.
Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
*Комбинированные, изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний, умений, практического применения знаний, умений.
Индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, иллюстрации учебного материала, компьютерные уроки, контроля и коррекции.
Дайте определение понятию «нестандартный урок».
*Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Организация обучения, при которой учитель ведёт занятия по твёрдому расписанию с применением современных методик.
Нововведение.
Инновации.
Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых – это…
Преподавание.
Учение.
Образование.
*Обучение.
По какому признаку можно определить тип и структуру урока?
По дидактическим целям.
По расположению элементов урока.
*По количеству времени, отводимого на достижение главной цели.
По количеству структурных частей.
Что такое учение?
Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
*Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.
Предметная поддержка учебного процесса – это…
*Средство обучения.
Форма обучения.
Метод обучения.
Приём обучения.
Выберите методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.
Педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
Беседа, лекции, диспуты, метод примера.
*Соревнование, поощрение, наказание.
Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, учебные требования, поощрение и порицание.
Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления – это…
*Образование.
Учение.
Преподавание.
Формирование.
Предметная поддержка учебного процесса – это…
*Средство обучения.
Форма обучения.
Метод обучения.
Приём обучения.
Что означает с латинского слово «стандарт»?
Основа, первоначало.
*Образец, норма, мерило.
Путь, способ.
Оболочка, содержание.
По характеру познавательной деятельности учащихся выделяют следующие методы. Из приведённых ответов найдите правильный.
Традиционный, продуктивный, репродуктивный, дедуктивный, программированный, компьютерный.
Объяснения нового материала, повторения, закрепления, комбинированный, контроля.
*Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские.
Словесные, наглядные, практические, логические.
К какому понятию относится это определение? Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
*Дидактическая игра.
Мозговая атака.
Обучение сообща.
Дискуссия.
Найдите правильное определение понятию «мозговая атака».
Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
*Активизация мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы.
Создание в аудитории атмосферы принятия решения по конкретной проблемной ситуации.
Все ответы верны.
Из приведённых вариантов ответов определите принципы педагогических технологий.
*Научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Что такое объяснительно-иллюстративный подход к обучению?
*Это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
Методы формирования сознания и опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля за поведением и деятельностью учащихся.
К какому понятию относится поисковый (исследовательский) подход к обучению?
Это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
*Метод организации активного поиска решения выдвинутых в обучении задач под руководством педагога.
Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.
Найдите правильное определение понятию педагогическая технология.
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
*Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.
Педагогическая таксономия позволяет:
*Классифицировать учебные цели по категориям.
Выделить опорные понятия темы.
Формировать содержание учебной цели.
Гарантировать достижения учебной цели
Преимущества педагогической технологии:
Выработка учебных целей.
*Гарантированное достижение запланированных результатов обучения.
Описание учебного процесса.
Использование эффективных методов обучения.
Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие основные принципы:
*Гуманизм, сотрудничество, свободное воспитание.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
К специфическим принципам дистанционного обучения можно отнести:
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
*Интерактивности, стартовых знаний, индивидуализации, идентификации, регламентности обучения, педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий, обеспечения открытости и гибкости обучения.
Что отражает принцип интерактивности дистанционного обучения?
*Закономерность дистанционных контактов не только слушателей с преподавателями, но и слушателей между собой.
Необходимость предварительной подготовки слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
Составление индивидуальных планов обучения, в том числе и выполнения недостающих начальных знаний и умений.
Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, использованием различных технических средств.
Что означает принцип стартовых знаний дистанционного обучения?
Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
*Дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
Создание и организация системы дистанционного обучения, необходимость оценить целесообразность применения существующих информационных технологий.
Чем характеризуется принцип индивидуализации дистанционного обучения?
*В реальном учебном процессе проводится входной и текущий контроль. На основании их результатов составляются индивидуальные планы обучения, в том числе и выполнения недостающих начальных знаний и умений.
Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
В чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения?
Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
*В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.
Чем характеризуется принцип регламентности дистанционного обучения?
Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
*Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.
Что означает принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий?
*При проектировании, создании и организации системы дистанционного обучения необходимо оценить целесообразность применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
В чём выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения?
Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
*Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.
Что является самым элементарным в проектировании дидактики?
Учебник.
Учебная программа.
Государственный образовательный стандарт.
*Конспект урока.
Что называется обучением?
*Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых.
Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний.
Что называется педагогическим процессом?
*Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
Это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания, развития, формирования, преподавания и учения.
Процесс активной деятельности личности.
Необходимо ли планировать проведение специальных «мотивационных» моментов на уроке?
Не обязательно.
Нет.
*Да.
Смотря по обстоятельствам.
Что такое цель (учебная, образовательная)?
Это то, к чему стремится обучаемый, будущее, на которое направлены его усилия.
*То, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Назовите основные типы уроков.
Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа.
Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
*Комбинированные, изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний, умений, практического применения знаний, умений.
Индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, иллюстрации учебного материала, компьютерные уроки, контроля и коррекции.
Определите основные признаки урока.
*Уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющий примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту.
Урок характеризуется такими признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием.
Для урока характерно постоянное время работы – 45 минут.
Урок определяется следующими чертами: руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний.
Укажите виды образования.
*Дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское, повышение квалификации, внешкольное.
Начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское.
Дошкольные учреждения, начальная школа, средне образовательная школа, средне специальные лицеи и профессиональные колледжи, высшие учебные заведения.
Что такое организация процесса обучения?
Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний.
*Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели.
Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Кому из великих педагогов относиться это высказывание? «Наше педагогическое производства никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди».
А. Дистервег.
К.Д.Ушинский.
*А.С.Макаренко
Я.А.Коменский.
Технология модульного обучения разрабатывается на основе принятых принципов:
*Деятельности, паритетности, технологичности, системного квантования, мотивации, модульности, проблемности, когнитивной визуальности.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
В чём заключается принцип деятельности модульного обучения?
*Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.
В чём заключается принцип мотивации модульного обучения?
Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
*Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.
Дайте определение принципу проблемности модульного обучения.
Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
*Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.
Из приведённых вариантов найдите принцип технологичности модульного обучения.
Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
*Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.
Дайте определение понятию технология воспитания.
*Направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов.
Отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей.
Наука, изучающая особенности воспитательной работы с детьми.

Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей
педагогических технологий являются
методы обучения
— способы упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и учащихся.
(См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     В
педагогической литературе нет единого
мнения относительно роли и определения
понятия «метод обучения». Так, Ю.К.
Бабанский считает, что «методом
обучения называют способ упорядоченной
взаимосвязанной деятельности преподавателя
и обучаемых, направленной на решение
задач образования». Т.А. Ильина понимает
под методом обучения «способ организации
познавательной деятельности учащихся».
(См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     В
истории дидактики сложились различные
классификации методов обучения, наиболее
распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности
    преподавателя и учащихся:

    • лекция;

    • беседа;

    • рассказ;

    • инструктаж;

    • демонстрация;

    • упражнения;

    • решение задач;

    • работа с книгой; (См.
      дополнительный иллюстративный
      материал.)

  • по источнику получения знаний:

    • словесные;

    • наглядные:

      • демонстрация плакатов, схем, таблиц,
        диаграмм, моделей;

      • использование технических средств;

      • просмотр кино- и телепрограмм;

    • практические:

      • практические задания;

      • тренинги;

      • деловые игры;

      • анализ и решение конфликтных ситуаций
        и т.д.; (См.
        дополнительный иллюстративный
        материал.)

  • по степени активности познавательной
    деятельности учащихся:

    • объяснительный;

    • иллюстративный;

    • проблемный;

    • частичнопоисковый;

    • исследовательский; (См.
      дополнительный иллюстративный
      материал.)

  • по логичности подхода:

    • индуктивный;

    • дедуктивный;

    • аналитический;

    • синтетический. (См.
      дополнительный иллюстративный
      материал.) (См.
      дополнительный иллюстративный
      материал.)

Близко к этой классификации примыкает
классификация методов обучения,
составленная по критерию степени
самостоятельности и творчества в
деятельности обучаемых. Поскольку же
успех обучения в решающей степени
зависит от направленности и внутренней
активности обучаемых, от характера их
деятельности, то именно характер
деятельности, степень самостоятельности
и творчества и должны служить важным
критерием выбора метода. В этой
классификации предложено выделить пять
методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • репродуктивный метод;

  • метод проблемного изложения;

  • частичнопоисковый, или эвристический,
    метод;

  • исследовательский метод. (См.
    дополнительный иллюстративный материал.)

В каждом из последующих
методов степень активности и
самостоятельности в деятельности
обучаемых нарастает.
     Объяснительно-иллюстративный
метод обучения

метод, при котором учащиеся получают
знания на лекции, из учебной или
методической литературы, через экранное
пособие в «готовом» виде. Воспринимая
и осмысливая факты, оценки, выводы,
студенты остаются в рамках репродуктивного
(воспроизводящего) мышления. В вузе
данный метод находит самое широкое
применение для передачи большого массива
информации. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     Репродуктивный
метод обучения

метод, где применение изученного
осуществляется на основе образца или
правила. Здесь деятельность обучаемых
носит алгоритмический характер, т.е.
выполняется по инструкциям, предписаниям,
правилам в аналогичных, сходных с
показанным образцом ситуациях. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     Метод
проблемного изложения в обучении

— метод, при котором, используя самые
различные источники и средства, педагог,
прежде чем излагать материал, ставит
проблему, формулирует познавательную
задачу, а затем, раскрывая систему
доказательств, сравнивая точки зрения,
различные подходы, показывает способ
решения поставленной задачи. Студенты
как бы становятся свидетелями и
соучастниками научного поиска. И в
прошлом, и в настоящем такой подход
широко используется. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     Частичнопоисковый,
или эвристический,
метод обучения

заключается в организации активного
поиска решения выдвинутых в обучении
(или самостоятельно сформулированных)
познавательных задач либо под руководством
педагога, либо на основе эвристических
программ и указаний. Процесс мышления
приобретает продуктивный характер, но
при этом поэтапно направляется и
контролируется педагогом или самими
учащимися на основе работы над программами
(в том числе и компьютерными) и учебными
пособиями. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
     Исследовательский
метод обучения

метод, в котором после анализа материала,
постановки проблем и задач и краткого
устного или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают
литературу, источники, ведут наблюдения
и измерения и выполняют другие действия
поискового характера. Инициатива,
самостоятельность, творческий поиск
проявляются в исследовательской
деятельности наиболее полно. Методы
учебной работы непосредственно
перерастают в методы научного исследования.
(См.
дополнительный иллюстративный материал.)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методы обучения и их классификация

      В истории дидактики сложились различные классификации методов
обучения, наиболее распространенными из которых являются:

по внешним признакам деятельности преподавателя и
учащихся:

лекция;

беседа;

рассказ;

инструктаж;

демонстрация;

упражнения;

решение задач;

работа с книгой; 

по источнику получения знаний:

словесные;

наглядные:

демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

использование технических средств;

просмотр кино- и телепрограмм;

практические:

практические задания;

тренинги;

деловые игры;

анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

по степени активности познавательной деятельности
учащихся:

объяснительный;

иллюстративный;

проблемный;

частичнопоисковый;

исследовательский;

по логичности подхода:

индуктивный;

дедуктивный;

аналитический;

синтетический.

        Близко к этой классификации примыкает классификация методов
обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества
в деятельности обучаемых.
Поскольку же успех обучения в решающей
степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от
характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень
самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.
В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный метод;

метод проблемного изложения;

частичнопоисковый, или эвристический, метод;

исследовательский метод. 

       В каждом из последующих методов степень активности и
самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

      Объяснительно-иллюстративный метод обучения
метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или
методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.
Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках
репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое
широкое применение для передачи большого массива информации. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)

      Репродуктивный метод обучения — метод, где
применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь
деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по
инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным
образцом ситуациях. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Метод проблемного изложения в обучении — метод, при
котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем
излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем,
раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы,
показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся
свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой
подход широко используется. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Частичнопоисковый, или эвристический, метод
обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в
обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под
руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно
направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы
над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)

      Исследовательский метод обучения — метод, в котором после анализа материала,
постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и
измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива,
самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности
наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы
научного исследования.

Приемы и средства обучения

         В процессе обучения метод выступает как упорядоченный
способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению
определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Применение каждого метода
обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием
обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения,
а средствами
обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых
преподаватель осуществляет обучающее воздействие
(учебный процесс).

      К педагогическим средствам относятся:

учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактическая техника;

учебно-наглядные пособия;

технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

компьютерные классы;

организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные
билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Формы обучения

        Форма обучения (или педагогическая форма) — это устойчивая
завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его
компонентов.

        В педагогике все формы обучения по степени сложности
подразделяются на:

простые;    составные;     комплексные.

       Простые формы обучения построены на
минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме
(содержанию). К ним относятся:

беседа; экскурсия; викторина; зачет; экзамен; лекция; консультация;
диспут;

культпоход; «бой эрудитов»; шахматный турнир; концерт и т.п.

      Составные формы обучения строятся на развитии
простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:

урок;

конкурс профмастерства;

праздничный вечер;

трудовой десант;

конференция;

КВН.

Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж,
опрос, доклады и пр.

      Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная
подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:

дни открытых дверей;

дни, посвященные выбранной профессии;

дни защиты детей;

недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.

        На сегодняшний день основными формами педагогического общения в
континууме «педагог-ученик» являются:

монолог; диалог; дискуссия; полилог.

Монолог — форма высказывания без ориентации на собеседника.
Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в
некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении
воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом.
Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является
диалог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Диалог предполагает свободное владение речью,
чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от
уклончивых. В основе диалога — умение задавать вопрос себе и другим. Вместо
того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее
преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами,
посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует
желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и
углубление.

      В диалогических отношениях существуют две формы диалога:

внутренний;

внешний.

Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание
педагогом специальных условий.

      При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать
ситуационные задачи следующего характера:

выбор решения из альтернатив;

разрешение проблемных ситуаций;

поиск суждений относительно определенного факта или явления;

решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного
решения);

выдвижение гипотез и предположений.

        Для создания условий внешнего диалога проектируются:

вопросительный образ общения;

обмен мнениями, идеями, позициями;

дискуссии;

коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений,
доказательств;

полифункциональный анализ идей и гипотез;

творческие мастерские.

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого
из участников:

противоречивость;

возможность оценки;

вопросительность;

возможность выразить свою точку зрения.

      Проектирование диалогического общения предполагает установку на
открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции,
диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование
формы и внутреннего содержания общения.

      Дискуссией (лат. discusso — исследование,
рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются
выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного
мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается
эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или
иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Дискуссия в педагогическом процессе — это обмен мнениями по
вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и
с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой
дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном
положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в
качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке,
обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом
занятия, который определяется преподавателем.

      Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной
выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед
слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии — представить
возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным
вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к
какому-либо единообразию действий.

      В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не
считая председателя. Её вариант — диалог — включает только двух участников.
Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со
статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы
непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания.

      Полилог представляет собой обмен мнениями по
какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку
зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку
зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма
общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость
разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

Способы обучения

         Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ
обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. (См.
дополнительный иллюстративный материал.) К способам обучения можно отнести:

индивидуальное обучение;

индивидуально-групповой способ;

групповой способ;

коллективный способ.

        Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его
заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли
все задания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали
себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте.
Сегодня индивидуальный способ обучения используется для
«подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с
репетитором при подготовке к поступлению в вуз. (См. дополнительный
иллюстративный материал.)

      Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой
способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему
носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной
подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно
спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая
индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При
такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое
время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они
приобретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако подавляющая масса
детей оставалась необученной. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Уже к концу XVI — началу XVII века как индивидуальный, так и
индивидуально-групповой способ обучения не отвечали потребностям общества.
Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе
повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который
позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI веке была создана
концепция группового обучения детей, которая нашла применение в школах
Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Теоретическую разработку классно-урочной формы блестяще провел Ян
Амос Коменский (XVII век). Он же и широко популяризировал ее. В настоящее время
классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире, несмотря на
то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

      Для этой формы обучения характерны следующие элементы:

объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки
(распределение учащихся в классы по возрастам);

постоянный состав класса на весь период школьного обучения;

работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;

обязательность занятий для всех;

основной единицей занятий является урок;

наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул.

          Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма
обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:

ограниченное количество обучаемых;

ориентированность в основном на среднего ученика;

высокая трудность обучения для слабого;

торможение развития более сильного учащегося;

невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе
индивидуальных особенностей учащихся.

       В начале нашего столетия в России появился еще один способ
обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения.
Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе
обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого
организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили
название пар сменного состава. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их
другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали
новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты
обучения были поразительны — учащиеся за один год усваивали материал
трех-четырех лет обучения.

      Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна
современная школа, так как не было получено разрешения на эксперимент. Однако
отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных
учреждениях России.

Системы обучения

       В настоящее время формы организации группового обучения часто
называют системами обучения. Надо сказать, что такое название не совсем точное.
Дело в том, что понятие системы обучения намного шире и включает в себя все
элементы процесса обучения, находящиеся в отношениях и связях друг с другом.
Поэтому, если подходить строго, в систему должно входить содержание
образования, уровни подготовленности учащихся и учителей, методики обучения,
материальное обеспечение и другие элементы обучения. Однако в силу того, что
термин «система» широко используется педагогической литературой, мы
также будем его использовать.

       Таким образом, в настоящее время выделяют:

формы деятельности учащихся:

индивидуальная,

групповая,

коллективная (фронтальная);

индивидуализированные формы учебной деятельности:

консультация,

зачет,

экзамен;

формы взаимодействия:

субботник,

групповые соревнования,

смотры,

диспуты;

кооперативные формы, когда цель достигается путем распределения функций
между учащимися:

игры,

хозрасчетный кооперативный труд,

сборы и т.п.  

Существенной
составляющей педагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     В
педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности
учащихся».


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     В
истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности
    преподавателя и учащихся:
    • лекция;
    • беседа;
    • рассказ;
    • инструктаж;
    • демонстрация;
    • упражнения;
    • решение задач;
    • работа с книгой;


      (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация
        плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
      • использование
        технических средств;
      • просмотр кино- и
        телепрограмм;
    • практические:
      • практические
        задания;
      • тренинги;
      • деловые игры;
      • анализ и
        решение конфликтных ситуаций и т.д.;


        (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • по степени активности познавательной
    деятельности учащихся:
    • объяснительный;
    • иллюстративный;
    • проблемный;
    • частичнопоисковый;
    • исследовательский;


      (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • по логичности подхода:
    • индуктивный;
    • дедуктивный;
    • аналитический;
    • синтетический.


      (См. дополнительный иллюстративный материал.)


      (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Близко к
этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей
степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным
критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
    метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частичнопоисковый, или эвристический,
    метод;
  • исследовательский метод.


    (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В каждом из
последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
     Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через
экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое
широкое применение для передачи большого массива информации.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Репродуктивный
метод обучения
— метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по
инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Метод
проблемного изложения в обучении
— метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную
задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками
научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Частичнопоисковый,
или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под
руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или
самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Исследовательский метод обучения — метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются
в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.


(См. дополнительный иллюстративный материал.)


Источник: 

http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps13.html

Тестирование педагогов в рамках РМО по теме:

 «Педагогические технологи» .

Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию «педагогическая технология».
Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, принципов, целей, содержания, форм, методов и средств обучения.
Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
Последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач, как планомерное решение и воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения? Из приведённых примеров выберите правильный.
К.Д. Ушинский.
А.С. Макаренко.
Я.А. Каменский.
И. Песталоцци.
Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству?
Совершенное владение педагогической техникой.
Совершенное знание своего предмета.
Совершенное владение педагогическими методами.
Все ответы верны.
Что означает термин «технология?
«технос» — прогресс.
«техне» — искусство, «логос» — учение.
«техникос» — высокая техника.
«технология» — образование.
Из предложенных вариантов ответов найдите определение педагогической техники.
Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом.
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
Что такое технологическая карта?
Единый процесс разработки определённой продукции.
Технический документ, отображающий последовательность технологических операций производства определённой продукции.
Показатель процесса выполнения работы производителя.
Порядок реализации технологических операций.
Что такое тестирование?
Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики педагогического процесса.
Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников.
Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в этом ряду изучаемых объектов.
Что такое педагогические инновации?
Это все изменения, направленные на изменения педагогической системы.
Это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности.
Это новшества, мобилизирующие внутренние ресурсы педагогической системы и приводящие к повышению результата.
Все ответы верны.
Педагогические инновации охватывают следующие главные направления:
Оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическую педагогику, организацию и управление.
Новые педагогические технологии.
Все ответы верны.
Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
Значительные инвестиции.
Полная перестройка педагогической системы.
Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения.
Согласие педагогов и родителей.
Из приведённых примеров найдите правильный ответ: инновации – это…
Внесение новшеств.
Нововведение, изменение внутри системы.
Проведение занятий нетрадиционным методом.
Все ответы верны.
Что означает «Синквейн»?
Концептуальная таблица.
Пятистрочный стих.
Пучок, связка.
Мозговой штурм.
Предметная поддержка образовательного процесса – это…
Средство обучения.
Форма обучения.
Метод обучения.
Приём обучения.
Выберите методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.
Педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
Беседа, лекции, диспуты, метод примера.
Соревнование, поощрение, наказание.
Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, учебные требования, поощрение и порицание.
Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления – это…
Образование.
Учение.
Преподавание.
Формирование.
Что означает с латинского слово «стандарт»?
Основа, первоначало.
Образец, норма, мерило.
Путь, способ.
Оболочка, содержание.
Из приведённых вариантов ответов определите принципы педагогических технологий.
Научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Что такое объяснительно-иллюстративный подход к обучению?
Это метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
Методы формирования сознания и опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля за поведением и деятельностью учащихся.
К какому понятию относится поисковый (исследовательский) подход к обучению?
Это метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
Метод организации активного поиска решения выдвинутых в обучении задач под руководством педагога.
Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.
Найдите правильное определение понятию педагогическая технология.
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.
Преимущества педагогической технологии:
Выработка учебных целей.
Гарантированное достижение запланированных результатов обучения.
Описание учебного процесса.
Использование эффективных методов обучения.
Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие основные принципы:
Гуманизм, сотрудничество, свободное воспитание.
Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
планирования и контроля учебного графика.
Что называется педагогическим процессом?
Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
Это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания, развития, формирования, преподавания и учения.
Процесс активной деятельности личности.
Необходимо ли планировать проведение специальных «мотивационных» моментов на занятии?
Не обязательно.
Нет.
Да.
Смотря по обстоятельствам.
Что такое цель (учебная, образовательная)?
Это то, к чему стремится обучаемый, будущее, на которое направлены его усилия.
То, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Укажите виды образования.
Дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское, повышение квалификации, внешкольное.
Начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское.
Дошкольные учреждения, начальная школа, средне образовательная школа, средне специальные лицеи и профессиональные колледжи, высшие учебные заведения.
Что такое организация процесса обучения?
Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний.
Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели.
Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Кому из великих педагогов относиться это высказывание? «Наше педагогическое производства никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди».
К.Д.Ушинский.
А.С.Макаренко
Я.А.Коменский.
Дайте определение понятию технология воспитания.
Направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов.
Отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей.
Наука, изучающая особенности воспитательной работы с детьми. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ацикловир цена таблетки 500 мг инструкция
  • Кардиоактив таурин цена инструкция по применению таблетки взрослым
  • Инструкция к лампе с датчиком движения
  • Эксель для чайников как работать с таблицами пошаговая инструкция
  • Фазлодекс инструкция по применению цена отзывы аналоги уколы