В ходе прочтения данной статьи формируются следующие компетенции:
- знание методов управления и особенностей разных методов управления;
- умение выбирать методы управления исходя из управленческой ситуации;
- владение приемами выбора методов управления согласно проблемам предприятия.
Система методов
Методами управления принято называть совокупный объем приемов и способов оказания воздействия субъекта управления на управляемый объект для того, чтобы суметь достичь поставленных целей.
Само слово «метод» имеет греческое происхождение («methodos»), что при переводе обозначает «способ достижения какой-то цели». Методы управления осуществляют ключевое и главное содержание всей управленческой деятельности, т.е. менеджмента. Они являются самыми подвижными и активными составляющими всей управленческой системы, обладают альтернативным характером и направлены на осуществление целей и принципов управления.
Методы связывают с содержанием трудовой деятельности сотрудников аппарата управления и в общей сумме объединяются в довольно непростую систему.
Системой методов управления называют совокупность способов и приемов, посредством которых менеджеры в состоянии выполнять закрепленный за ними функционал.
Методы управления используются относительно трудовых коллективов в общем и целом, а также относительно отдельно взятых сотрудников. Количество методов управления и их комбинация безграничны, что обусловлено сложностью и большим числом решаемых задач при регулировании деятельности объектов управления.
На практике зачастую используются разные методы управления в совокупности, их сочетания и комбинации потому, что они способны органически дополнять друг друга. Методы управления должны перманентно пребывать в динамическом равновесии, исходя из актуальных условий деятельности организаций.
Виды методов
Согласно содержанию, методы управления принято подразделять на такие виды:
- организационно-административные, которые основаны на непосредственных директивных указаниях;
- хозяйственные, которые обусловлены экономическими отношениями;
- общественно-психологические, которые применяются для того, чтобы повысить социальную активность трудового коллектива.
Отличия между организационно-административными, хозяйственными и общественно-психологическими методами управления представлены в таблице ниже.
Таблица 1 — Различия организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления
Все методы управления оказывают воздействие, как правило, в комплексе, поэтому не стоит противопоставлять разные методы друг другу, разделяя их на главные и второстепенные. Более того, их стоит изучать в совокупности и взаимосвязи, так как их комплексное использование помогает оптимально и своевременно достичь поставленных организацией целей.
Организационно-административные методы управления
Посредством организационно-административных методов формируются нужные условия функционирования предприятия. Объективной базой применения данных методов управления являются организационные взаимоотношения, которые составляют звено всего механизма управления. В связи с тем, что данные методы осуществляют одну из самых важных функций управления – функцию организации, задачей организационно-административной деятельности является координация действий рабочего коллектива.
Сущность данных методов состоит в реализации управленцем практических мер, которые направлены на обеспечение согласованного поведения работников для достижения оптимального исхода.
Организационно-административные методы напрямую оказывают воздействие на управляемый объект с помощью приказов, распоряжений, оперативных указаний, которые отдаются вербально либо невербально, с помощью осуществления контроля за их выполнением, системы административных средств поддержания трудовой дисциплины и проч. Данные методы нужны для обеспечения организационной четкости и дисциплины труда, повышения эффективности функционирования всей системы посредством лучшей управленческой организации.
Организационно-административные методы, которые используются на уровне организации, помогают достичь целей предприятия посредством использования таких видов деятельности, как:
- формирование оптимальной структуры;
- рациональная организация и координация работы сотрудников;
- регламентирование компетентности и ответственности структурных единиц;
- назначение и ротация в должности;
- ликвидация дестабилизирующих факторов;
- распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномочиями;
- применение контроля, санкций и проч.
Главным отличием организационно-административных методов от других методов является четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых квалифицируется в качестве прямого нарушения исполнительской дисциплины и становится причиной последующих определенных взысканий.
Директивные команды являются обязательными для выполнения, причем в обозначенные временной период, даже если это является невыгодным для исполнителя. По факту, организационно-административные методы управления являются методами принуждения, то есть осуществляется подчинение одной воли другой.
В то же время, формам данного подчинения должен быть присущ наиболее благожелательный характер, способствующий прогрессу в трудовом коллективе и не вызывающий нежелательных эмоций, таких как унижение, неловкость, досада, раздражение, а иногда и стресс, что станет исключающим фактором во всяком взаимопонимании между управляющей и управляемой системами.
Организационно-административные методы подразделяются на два больших блока: методы организационного воздействия и методы административного воздействия (табл. 2).
Таблица 2 — Организационно-административные методы управления
К методам организационного воздействия принято относить: организационное нормирование и планирование, организационный инструктаж, организационное распорядительство, контроль.
Для организационного нормирования применимы:
- технические стандарты, нормали, технические условия;
- организационно-структурные нормативы (организационные структуры, типовые схемы управления и проч.);
- оперативно-календарные нормативы, которые регламентируют протекание производственных процессов;
- административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила найма и проч.).
Организационное планирование осуществляется посредством оперативно-производственного планирования, что говорит о близкой связи организационно-административных методов управления с хозяйственными.
Организационное планирование включает в себя четыре ключевых элемента:
- задание, которое определяет совокупный объем работы;
- качественные показатели (структура производства, качество услуг);
- лимитирующие показатели ресурсов (обеспечение производства);
- план организационно-технических действий.
Организационный инструктаж подразумевает инструктирование специалистов и сотрудников в системе управления для того, чтобы оказать им содействие в ходе устранения трудностей, появляющихся в ходе осуществления управленческих решений.
Организационное распорядительство есть своевременная выдача распоряжений главным, дополнительным и обслуживающим структурным единицам организации.
Организационный контроль – это программа исполнения решений и распоряжений разных органов управления данной организации, а также вышестоящих подразделений.
Методы административного воздействия
Важно понимать, что методы организационного воздействия не должны стагнировать и пребывать неизменными на протяжении долгого периода, ведь они нуждаются в регулярном пересмотре и корректировке.
Методы административного воздействия – это действие, которое осуществляется посредством приказов, распоряжений, директив, указаний, резолюций, которые будут описаны более подробно ниже.
Приказ есть письменное или устное распоряжение руководящего менеджера, направленное на разрешение конкретной задачи и предписывающее: что, когда, кому стоит сделать. При этом, как правило, конкретно изложена ответственность исполнителя.
Приказу стоит быть должным образом оформленным и находиться в соответствии с нормами административного права, ведь в ином случае, он не будет являться правомерным в юридическом отношении.
Распоряжение – это управленческая команда главного менеджера, которая направлена на разрешение частных вопросов. Зачастую, распоряжение применяется с целью конкретизации задач в пределах отдельно взятых структурных единиц организации.
Директивой принято называть решение о целях перспективного развития объекта управления. Директивы обычно устанавливают общую цель, которая связана с политикой и миссией организации. Они, как правило, рассчитаны на продолжительный промежуток времени и нуждаются в качественных изменениях рабочих приемов.
Указания – постоянное распорядительное воздействие менеджера для разъяснения конкретных заданий, а резолюцией называют распоряжение руководителя, которое зафиксировано на самом документе.
Методам административного воздействия стоит быть реализованными в ясной и краткой форме, принимая во внимание существующие этические нормы. Можно сказать, что административные методы управления базируются на взаимоотношениях единоначалия, дисциплины и ответственности.
Главным недостатком административных методов управления можно назвать то, что они направляют исполнителей на достижение конкретных результатов, а не на их прирост, то есть занимаются поощрением исполнительности, а не инициативы.
Высококвалифицированный социально развитый человек — менее подходящий объект административного (особенно бюрократического) управления. Это является одной из причин того, что методы директивного управления становятся менее эффективными.
В то же время ослабление внешней регламентации и контроля трудовой и экономической деятельности провоцирует усиление элементов стихийности в развитии экономики. Становится нужной замысловатая и разветвленная система хозяйственных стимулов и санкций. Между тем сформировать, реализовать в жизни и освоить систему экономического управления хозяйством гораздо сложнее, нежели осуществлять управление посредством директив и приказов.
Таким образом, задача заключается в том, чтобы отыскать рациональное соотношение административных и хозяйственных методов управления для тех или иных конкретно представленных условий.
Метод
(от
греч. methodos
— путь исследования, теория, учение)
в общем смысле означает путь к цели,
способ достижения
какой-либо цели, решения конкретной
задачи.
У
Метод
— это совокупность приемов или операции
практического
или теоретического освоения (познания)
действительности.
В
теории управления сложились два подхода
к трактовке методов
руководства. Первый
подход основан
на отождествлении
методов руководства и методов управления.
Они рассмат-
97
риваются
как способы организующего воздействия
субъектов управления
(неопределенный круг управляющих систем)
на объекты
управления, на процесс служебной
деятельности, силы
и средства. Второй
подход рассматривает
методы руководства в качестве способов
воздействия конкретной управляющей
системы (руководителя любого уровня)
на отдельных подчиненных или коллективы
в целом в процессе управления. Отличие
этих подходов связано с различными
взглядами на оценку
их функционального предназначения.
Так
как руководство является составной
частью управления,
встречающееся в литературе отождествление
методов управления
с методами руководства следует признать
не совсем верным.
Система
методов управления (управляющего
воздействия) наряду
с методами руководства включает в себя
и так называемые
способы осуществления процесса управления
или, точнее,
функциональные методы управления, к
которым относятся
методы анализа и оценки обстановки,
планирования служебной
деятельности и т.д. Другими словами,
методами руководства
могут пользоваться не все участники
управленческого процесса,
а лишь руководители, т.е. для применения
многих методов
руководства необходимы соответствующие
полномочия,
которыми наделены только руководители
(например, отдание приказов, указаний,
распоряжений и пр.).
В
числе основных методов руководства
выделяют методы
убеждения
и
методы
принуждения, которые
реализуются целым рядом производных
от них частных методов руководства.
В
экономической литературе можно встретить
и деление методов руководства на методы
стимулирования и распорядительства.
При этом методы
стимулирования по
воздействию на субъект управления могут
быть прямыми и косвенными:
-
прямое
стимулирование: поощрение,
наказание, крити
ка, аттестация; -
косвенное
стимулирование: личный
пример руководите
ля, информирование
подразделения (сотрудника) о положении
дел,
создание ориентирующих ситуаций.
Различие
между этими методами заключается в
наличии или
отсутствии ясно выраженной оценки
действий подчиненного
(подразделения, сотрудника).
7 С. Н Князев
98
Методы
распорядительства (организационно-распорядительного
воздействия) базируются на использовании
«обязы-вания»,
т.е. разрешения или запрета на определенные
действия
или нормы поведения субъекта. Эти методы
представляют собой инструмент, посредством
которого развивается и конкретизируется,
облекается в определенную форму
управленческое
воздействие субъекта. Они достаточно
широко используются в организаторской
деятельности руководителя на всех
уровнях
управления и реализуются в форме приказа,
указания,
установки, предписания, распоряжения.
Успех использования
этих методов определяется тем, что
применяемое воздействие
должно:
-
быть
правомочным, предельно ясно и четко
сформулиро
ванным; -
не
подавлять активности подчиненных, не
сковывать их
мелочной
опекой; -
учитывать
предел загрузки сотрудника, не
допуская
избыточности
адресуемых ему поручений, а также
уровень его
компетентности; -
не
оставлять сомнений в правильности
отдаваемого рас
поряжения; -
не
противоречить ранее данным по тому же
вопросу ука
заниям
или распоряжениям вышестоящих субъектов
управле
ния
(если они не противоречат закону); -
подвергаться
своевременной корректировке, если
отдан
ные
ранее распоряжения оказались ошибочными
или не совсем
удачными.
В этой же группе
можно рассматривать и делегирование
руководителем своих полномочий
подчиненному.
В
любом случае указанные методы дают
ощутимый результат
только при соблюдении общих для них
требований:
-
объективности (с
точки зрения объекта управления); -
научной
обоснованности; -
конкретности (для
объекта управления); -
системности;
-
соответствия
правовым и морально-нравственным
нор
мам (с учетом моральных норм
объекта управления); -
воспитательной
направленности.
99
У
Таким
образом, сущность любого метода
управления
составляет характер воздействия руководи
теля на подчиненных или интеграционное
образование,
обусловленное диалектическим,
взаимодействием,
конкретных целей руководства и
используемых
для их достижения средств.
Здесь
выражается противоречие между потребностью
и разумной
достаточностью мер воздействия на
подчиненных. Понимание
и правильная реализация этого противоречия
формирует
эффективный стиль управленческой
деятельности и работы
руководителя.
Данные
методы на практике чаще всего применяются
комплексно,
образуя достаточно устойчивые группы,
в числе которых
выделяются следующие.
Методы
централизованного планового руководства.
Начиная
от современных концептуальных разработок
стратегических интересов и до их
реального воплощения в жизнь прослеживается
стремление четко определить цели и
задачи организации
на каждом этапе проведения экономических
и политических
реформ в Беларуси. В последнее время
централизации
управления придается серьезное значение
исходя из особенностей
реформирования системы всех органов
госуправления.
Методы
установления нормативных показателей.
Эти
методы позволяют не только регулировать
и организовывать
процесс государственного управления,
но также справедливо
оценивать вклад каждого сотрудника и
подразделения в достижение
конечного результата.
Методы
коллегиальной выработки основополагающих
решений и персональной ответственности
руководителей
за их реализацию. К
ним относятся методы, развивающие
творчество и привлекающие интеллектуальный
потенциал
сотрудников к заинтересованному участию
в решении
поставленных перед коллективом задач.
Эти методы развивают
стремление к профессиональному росту
сотрудников. f{<
Методы
оптимального соответствия организаци-Фнноы
структуры
решаемым задачам. Реформы
и динамика
преобразований в обществе постоянно
отражаются на построении
структуры любой организации. При этом
основная
100
сложность
заключается в правильной оценке и
прогнозе изменений,
чтобы сохранить в арсенале сил и средств
все самое ценное,
накопленное годами работы. Данные методы
определяют
возможности для своевременного изменения
организационно-штатной
структуры организации и заложены в
принципах
построения системы управления.
Методы
волевого воздействия субъекта управления
на объекты. Разум,
энергия и заинтересованность руководителей
и руководимых в решении общих задач
формируют отношения
подчиненности. Они создают основу для
участия всех
членов коллектива в созидательной
работе. Не насилие, а воздействие
на сознание подчиненных определяет
пределы применения
методов волевого руководства.
Методы
личного примера руководителя в
организации
работы и достижении конечного результата.
Только
личное участие в выполнении наиболее
сложных мероприятий позволяет
руководителю вести за собой весь
коллектив, от формального лидерства
переходить к неформальному.
Такое участие регулируется личным
опытом и оценкой ситуации
каждым руководителем. Необходимость и
пределы допустимого участия
определяются важностью задач, обстановкой
в коллективе, уровнем подготовки
исполнителей и многими другими
параметрами. Но руководитель должен не
подменять исполнителя, а вести его
за собой и учить в ходе совместной
работы.
Организационные
методы. Это
— набор приемов и способов
практической реализации планов и
плановых решений.
Его чаще определяют особенности личности
управляющего
и управляемых, их знания и практический
опыт, а также соответствующая
оценка ситуации. Организация собственного
рабочего времени, а затем и работы всего
коллектива требует умения
и воли субъекта управления. Именно
поэтому организационные
методы тесно связаны с индивидуальным
стилем работы
любого руководителя, но они изменяются
в зависимости
от уровня управленческой деятельности.
Правовые
методы опираются
на Конституцию РБ и законы,
подзаконные нормативные акты, уточняющие
и регламентирующие деятельность
подразделений министерств (ведомств)
по решению поставленных перед ними
задач.
_ 101
Методы
стимулирования широко
известны, весьма разнообразны
и учитывают практически все
социально-психологические
аспекты управления. Не только поощрение
и наказание формируют
мотивацию подчиненного к действию.
Известно, что
духовная и материальная сфера жизни
человека тесно соприкасаются.
Необходимо, чтобы идеалы и ценностная
ориентация
в обществе и отдельно взятом коллективе
совпадали. Кроме
того, должны учитываться устремления
личности к реализации
заложенных в нее природой и воспитанием
возможностей,
а также к материальной обеспеченности.
Поэтому опытный руководитель
умело использует любой повод и ситуацию
для стимулирования
добросовестной работы своих подчиненных.
Искусство
применения методов управления
подразумевает
постоянный поиск руководителем новых
возможностей и пристальное
внимание к отклонениям в функционировании
управляемого
объекта. Самой распространенной ошибкой
является
шаблонность и стереотипность методов
руководства, в результате
чего возникает так называемый эффект
накопления погрешностей,
или эффект привыкания. Длительное
использование
одного и того же метода, пусть даже
полезного первоначально, постепенно
ведет к тому, что управляемый объект
адаптируется
к нему и утрачивает нужную реакцию на
управляющее
воздействие. Поэтому только та система
управления является
эффективной, которая постоянно развивается
и совершенствуется
на основе использования накопленного
опыта.
Соседние файлы в папке 01.Учебники РБ
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- Основные цели, задачи и принципы методов управления персоналом
- Традиционные методы управления персоналом
- Административные
- Экономические
- Социально-психологические
- 4 современных метода управления персоналом
Что это? Методы управления персоналом позволяют создать систему мотивации сотрудников, повысить их работоспособность, стремление к совершенствованию. Грамотно настроенная система эффективно борется с текучкой кадров.
Какие бывают? Все методы управления персоналом делятся на три большие группы: административные, экономические и социально-психологические. Каждый из подходов применяется в зависимости от специфики бизнеса.
Основные цели, задачи и принципы методов управления персоналом
Система состоит из нескольких обязательных компонентов:
- Объект управления. Это сотрудники компании, как в целом, так и по отдельности.
- Субъект управления. Руководитель, который разрабатывает и внедряет решения, направленные на достижение производственных целей.
- Методы управления. Способы взаимодействия с коллективом, выбираемые менеджером или руководителем.
- Структура управления персоналом. Иерархия отношений между участниками процесса, которая обеспечивает наибольшую эффективность.
Система методов управления персоналом является основой для организации бесперебойной деятельности компании, поддержания ее конкурентоспособности, высокой производительности, коммерческой стабильности. Задача руководства – создать комплекс мер, благодаря которым сотрудники предприятия будут четко понимать, что и для чего они должны делать.
В результате развивается не только компания в целом, но и каждый член команды, совершенствуя свои профессиональные навыки и повышая уровень мастерства. Конечная цель при этом заключается в росте рентабельности, увеличении прибыли и выходе бизнеса на новый уровень доходности.
Структура методов управления персоналом включает массу способов воздействия на сотрудников, которые условно можно разбить на три группы:
- Экономические методы, целью применения которых является достижение запланированных объемов прибыли.
- Производственно-коммерческие, призванные поддерживать конкурентоспособность предприятия благодаря высокому качеству выпускаемого на рынок продукта и установлению адекватной цены.
- Социальные, необходимые для создания комфортных условий труда, включая достойный уровень оплаты и наличие дополнительных бонусов (медобслуживание, питание, организация отдыха и т. д.).
Успешное применение методов эффективного управления персоналом позволяет организации привлекать лояльных высококвалифицированных специалистов, которые заинтересованы не только в личном развитии и увеличении дохода, но и вносят осознанный вклад в общее дело, помогая компании достигать глобальных целей.
Каждая коммерческая организация подходит к выбору подходящих форм и методов управления персоналом, исходя из специфики своей деятельности, масштабов бизнеса и стоящих перед ней задач. Существует большое количество способов воздействия на сотрудников компании, которые можно разделить на основные и вспомогательные.
В первую группу входят базовые принципы:
- приоритет общих интересов, направленность действий каждого члены команды на достижение коллективных целей;
- разделение обязанностей, гарантирующее высокую производительность труда (каждый делает то, что умеет лучше других, не тратя время на ошибки и их исправление);
- соблюдение дисциплины (четкое следование установленному распорядку, инструкциям, правилам);
- авторитет руководителя, отсутствие противоречивых распоряжений от разных членов управленческой команды;
- выстроенная коммуникация между всеми уровнями персонала;
- система поощрения (уверенность сотрудников в том, что их усилия будут оценены по достоинству, в первую очередь в форме материального вознаграждения).
Вторая группа включает принципы, которые носят вспомогательный характер:
- эргономика (комфортное оборудование рабочих мест);
- равенство сотрудников (единый подход ко всем членам коллектива, создание одинаковых условия труда, недопустимость выделения отдельных работников);
- поддержание кадрового состава в стабильном состоянии (создание условий, при которых отсутствует «текучка»);
- внимание к инициативам сотрудников (руководством не игнорируются предложения и мнения членов коллектива);
- корпоративный дух (объединение сотрудников в единую команду на базе идей корпоративной культуры).
Традиционные методы управления персоналом
Административные
В государственных структурах и близких к ним коммерческих организациях распространен традиционный управленческий подход, основанный на внедрении четких регламентов и беспрекословном подчинении распоряжениям руководства.
Административные методы управления персоналом предполагают следование следующим принципам:
- Для каждой позиции в штатном расписании существуют должностные обязанности, выполнение которых строго контролируется. Все шаги сотрудника досконально расписаны, предусмотрен алгоритм действий для любой ситуации.
- Начальство общается с подчиненными через приказы и распоряжения, для составления которых также существует единый стандарт. В организации действует система документооборота, предусматривающая этапы доведения информации до лиц, которым она предназначена.
- Основными мотиваторами для персонала служат чувство долга и соблюдение трудовой дисциплины. За нарушения предусмотрены наказания (штрафы, выговоры, общественное порицание).
В основе такой системы управления лежит теория «Х и У» психолога Дугласа Макгрегора, согласно которой взаимоотношения между руководителем и подчиненными держатся на постоянном контроле и страхе наказания. Начальству отводится роль надсмотрщика, принуждающего ленивых работников к выполнению обязанностей.
В организациях, практикующих административный подход к управлению персоналом, действует строгая иерархия. Чем ниже в этой структуре находится сотрудник, тем меньше у него прав.
Преимущества этой системы:
- Легко выявить ответственного за допущенные ошибки.
- Подходит для предприятий и учреждений, где не приветствуются креативные решения, а нужно только четкое следование алгоритму.
- Нет необходимости долго искать выход из сложившейся ситуации, поскольку все возможные варианты прописаны в инструкциях.
- Для мотивации сотрудников не надо использовать психологические методы, достаточно поддерживать у них боязнь понести наказание.
Недостатком административной системы управления можно считать низкую заинтересованность сотрудников в достижении глобальных целей. В таких организациях не приживаются люди творческого склада и те, кто не может смириться с ролью винтика в большом механизме. Как следствие – текучка кадров и недостаточная эффективность труда в целом.
Экономические
При таком подходе в первую очередь опираются на материальные способы мотивации персонала. Сотруднику предлагается работать больше и лучше, чтобы получить закономерный результат в виде повышения дохода и получения других материальных благ. Экономические методы управления персоналом включают несколько широко используемых способов заинтересовать работника в качественном выполнении своих обязанностей:
- Заработная плата. Как правило, предполагается возможность увеличить доход за счет повышения производительности труда. Сдельная форма оплаты стимулирует добиваться лучших результатов, чем ежемесячный оклад.
- Стимулирующие выплаты. Сотрудники могут получать регулярные или разовые денежные поощрения за выполнение определенных условий, за соблюдение дисциплинарных требований, достижение целей и так далее.
- Материальная помощь. Компания финансово поддерживает работника в трудных жизненных ситуациях (несчастный случай, серьезное заболевание, радостное или трагическое событие в семье).
- Дополнительные бонусы. Эффективный способ повысить мотивацию персонала – предоставить ему привилегии в виде дополнительного медстрахования, оплаты посещения фитнес-центра, корпоративной сотовой связи, бесплатного питания, льготного кредита.
Одним из наиболее эффективных считается такой экономический метод управления персоналом, как зависимость дохода от личного вклада в достижение поставленных целей. Это может быть выплата процента от прибыли или передача сотруднику акций предприятия.
Социально-психологические
В этом случае упор делается на создание в коллективе комфортной психологической атмосферы, а также на возможность реализации личностного и профессионального потенциала сотрудников.
С этой целью применяются такие формы управления персоналом, как:
- Учет психологических характеристик при формировании трудового коллектива. Перед HR-специалистом и менеджером ставится задача подобрать сотрудников, которые будут прекрасно взаимодействовать между собой, дополняя друг друга и обеспечивая эффективное решение рабочих задач.
- Создание имиджа руководителя-друга в противовес административной системе, где начальник всегда ассоциируется с наказанием. Если члены команды не ощущают угрозы в виде беспричинных штрафов и выговоров, они с удовольствием выполняют свои обязанности, предлагают лучшие варианты достижения цели.
- Лояльность к компании прививается путем информирования сотрудников о стратегии развитии бизнеса. Когда учредители смогли «заразить» персонала своей идеей, убедили людей в ее жизнеспособности и показали, какие выгоды получит каждый в процессе реализации миссии компании, эффективность труда возрастает многократно.
- Привлечение сотрудников к управлению предприятием в той или иной форме также способствует повышению лояльности персонала. Работники более ответственно подходят к решению задач, имеющих к ним непосредственно отношение. Участие в голосовании и принятии важных управленческих решений позволяют ощутить себя частью команды и мотивируют не допускать халатности, ошибок, пренебрежительного отношения к имуществу компании.
- Проведение корпоративных мероприятий в форме тренингов, интеллектуальных викторин, выездов на природу способствует формированию сплоченного коллектива. Сотрудники лучше узнают друг друга, что помогает качественно решать рабочие задачи.
- Внимание со стороны руководителя к каждому работнику, погружение в его личные проблемы и готовность помочь положительно сказывается на настроении каждого члена команды.
- Разумное сочетание поощрений и наказаний, практикуемое в компаниях нового типа, позволяет не распускать сотрудников, но и не держать их в постоянном страхе. Серьезные промахи нельзя оставлять без адекватных штрафных санкций, но они должны быть скорее исключением, чем нормой. Для основной массы сотрудников достаточно доброжелательной атмосферы и возможности реализовать себя в профессиональном плане.
К сожалению, пока немногие российские организации понимают, как важно создать для своих работников комфортные психологические условия. Чаще всего приходится наблюдать использование методов управления персоналом, основанных на слепом подчинении руководству, доскональном выполнении должностных инструкций и чувстве долга. Однако такой подход постепенно уходит в прошлое.
Появляются новые компании нового типа, где главным считается не формальное соблюдение требований, а итоговый результат. Сотрудника не загоняют в строгие рамки инструкций и обязательств, ему ставят задачу в соответствии с его квалификацией и профессиональными навыками. В некоторых отраслях, например в IT и аналогичных, этот вариант организации рабочего процесса уже считается наиболее эффективным.
4 современных метода управления персоналом
Сегодня многие руководители напрямую связывают успешность компании с заинтересованностью каждого работника в результатах своего труда. Чтобы создать оптимальные условия для персонала, необходимо учитывать особенности личности каждого сотрудника, адекватно оценивать его способности, профессиональные навыки и потенциал.
Актуальные методы управления мотивацией персонала направлены на формирование осознанного отношения к труду. Чаще других современные менеджеры используют следующие способы:
- Гибкий график
Если специфика деятельности компании позволяет сотрудникам выполнять свои обязанности без строгой привязки ко времени, нет особого смысла требовать, чтобы они являлись в офис строго к определенному времени. Работоспособность будет выше, если человек выспался, решил личные проблемы и может спокойно заниматься текущими задачами.
- Удаленная работа
Пандемия показала, что во многих случаях производительность труда не зависит от того, где именно находится сотрудник, в офисе, дома или в поездке. Конечно, дистанционная работа требует от человека собранности, внутренней дисциплины и целеустремленности. Сегодня на удаленке успешно трудятся не только фрилансеры, но и штатные сотрудники многих компаний.
- Создание комфортных условий
На рабочем месте человек проводит большую часть дня, поэтому обеспечить его всем необходимым – прямая обязанность руководства. В современных компаниях под необходимым понимают не только стол, стул и компьютер. Для персонала организуют зоны отдыха, как активного, так и пассивного. Для работников организуют доставку обедов, предоставляют кофе, чай и продукты для перекусов.
- Профессиональный рост за счет фирмы
В современных условиях регулярное обновление навыков и знаний приобретает особое значение, но не у каждого сотрудника хватает времени и средств на посещение обучающих курсов. Продвинутые руководители повышают профессиональный уровень своих работников, оплачивая их участие в вебинарах и тренингах.
На практике обычно используется сразу несколько методов и технологий управления персоналом. В зависимости от специфики организации один из способов взаимодействия с коллективом является основным, а другие вспомогательными. Оптимальный подход заключается в умелом сочетании административных, экономических и социально-психологических методов. Это позволяет компании грамотно мотивировать сотрудников, формировать у них лояльность и увеличивать прибыль предприятия.
Методы руководства
Метод руководства –
это совокупность приемов и действий, используемых руководителем для побуждения
подчиненного ему коллектива к достижению поставленных целей.
Традиционно выделяют три группы методов руководства[]:
1) административные (организационно-распорядительные) методы – это методы,
основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. Характерны тем,
что предполагают непосредственное воздействие на управляемый объект, выступают
в качестве директивы и имеют обязательную силу для исполнения.
К числу
организационных методов относят:
— организационное проектирование,
— регламентирование,
— нормирование.
При этом не
указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
При
распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются
конкретные исполнители и сроки выполнения.
Организационные
методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей
частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на
организационных.
Сущность
организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных
для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности
(положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения,
инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Организационное
нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе
деятельности фирмы.
Регламентирование
и нормирование являются базой организационного проектирования новых и
действующих фирм.
Распорядительные
методы реализуются в форме:
— приказа,
— постановления,
— распоряжения,
— инструктажа,
— команды,
— рекомендации.[]
Управление
производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются
организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе
производства.
2) экономические – связаны с использованием средств и
инструментов, стимулирующих экономическую заинтересованность управляемого
объекта в решении требуемых задач без административного воздействия.
Экономические методы формируют возможность соединения (пересечения)
разнонаправленных целей участников процесса производства: работодателей и
наемных работников в системе социального партнерства (технико-экономический
анализ, технико-экономическое обоснование, планирование, материальное
стимулирование, ценообразование, экономические нормы и нормативы);
К экономическим методам управления,
применяемым на уровне страны, относятся:
1) налоговая система страны
2) кредитно-финансовый
механизм.
К
экономическим методам, которые применяются на уровне организации, фирмы,
учреждения и т.п., относятся:
1) система заработной платы и других форм материального
поощрения работников;
2) система ответственности с соответствующим применением
вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;
3) система стимулирования инновационной деятельности,
направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и
повышение качества ее продукции.
3) социально-психологические методы — социальный анализ в коллективе
работников, социальное планирование, участие работников в управлении,
социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников
(формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное
стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности).
Поскольку участниками
процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их
соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами
управления.
К ним относятся:
— моральное поощрение,
— социальное планирование,
— убеждение,
— внушение,
— личный пример,
— регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
— создание и поддержание морального климата в коллективе.
Административные
методы отличаются прямым характером воздействия; они обязательны для
выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за
невыполнение распоряжений.
Экономическим и
социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия,
отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Они
допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и поведения, во
многом зависят от индивидуальных особенностей работников. Точно установить силу
и конечный эффект воздействия указанных методов довольно трудно.
Методы управленческого
воздействия классифицируют также по характеру воздействия на человека:
— методы стимулирования – связаны с удовлетворением потребностей
сотрудника;
— методы информирования – передача сотруднику сведений, которые позволят ему
самостоятельно строить свое организационное поведение;
— методы убеждения – непосредственное целенаправленное воздействие на
внутренний мир, систему ценностей человека;
— методы принуждения (административного) – основаны на угрозе или
применении санкций.
Все методы управленческого
воздействия органично связаны между собой и всегда используются в комплексе.
Выбирая методы для воздействия на сотрудников, руководитель должен решить
следующие задачи:
а) найти методы, которые имеют в данной ситуации наибольший потенциал
воздействия;
б) определить такое сочетание различных методов руководства, чтобы их
комбинация усиливала мотивацию подчиненных;
в) применить избранные методы с учетом индивидуальных особенностей
работника.