Методическое руководство по истории казахстана 5 класс

Рассказы по
истории Казахстана.

5 класс.

Дидактический
материал.

Раздел№1 «Мир истории».

П1-12.

Задания к разобранному на уроках и дома
материалу по учебнику «Рассказы по истории Казахстана» авторы: Ж.О.Артыкбаев,
А.А.Сабданбекова, Е.А.Абиль.

Вопросы для фронтального опроса: после
изучения п1-5

1.     Что в переводе с древнегреческого значит слово «история»?

2.     Кого называют историками?

3.     Кто такие летописцы?

4.     Кого считают родоначальником письменной истории?

5.     Назовите автора труда «История».

6.     Кого называют «отцом истории» на Востоке?

7.     Зачем человеку необходимо изучать историю?

8.     На какие периоды делится история Казахстана?

9.     Как называется история Казахстана 5-15вв?

10. Какие века принято относить к Новейшей истории Казахстана?

11. На какие виды делятся исторические источники?

12.  Что относится к письменным историческим источникам?

13. Что такое  «Законы Хаммурапи»? Почему они относятся к письменным
историческим источникам?

14. Что такое письмо?

15. Какое письмо появилось 5тысяч лет назад?

16. Кто придумал первый алфавит? Чем он отличался от современного?

17. Как называлась письменность древних тюрков?

18. Какой алфавит используется на территории Казахстана с 10 века?

19. Кто первыми изобрели бумагу?

20. Какой материал для письма использовали люди в древности?

21. Чем прославился Иоганн Гуттенберг?

22. Какая наука изучает прошлое человека по вещественным источникам?

23. Чем занимается наука этнография?

24. Какие выдающиеся ученые Казахстана оставили ценные труды по этнографии?

25. Что такое краеведение?

26. С какого века начала складываться наука «краеведение»?

27. Какой указ издал Петр1 13 февраля 1713 года?

28. В чем разница между краеведением и историей?

29. Что такое ономастика?

30. Зачем нужны архивы? 

Вопросы для
письменного опроса:

Вариант№1
вопрос-рассуждение

Ответь на вопрос:

Чем история
отличается от рассказа, легенды, сказки?

Вариант№2 вопрос-рассуждение

Ответь на вопрос:

Чем историк
отличается от краеведа?

Вариант№3вопрос-рассуждение

Ответь на вопрос:

Если бы не было
археологии, какой бы была история?

Вариант№3
вопрос-рассуждение

Почему Герадота
называют «отец истории»?

 Задания для закрепления «линии времени»,
понятий историческое     время, пространство. П 1,6,7

1.Работа с «линией времени».

Учитель называет
век, ученик определят исторический период.

5век- средние века

16век- новое время

20век- новейшее
время

5 век до.н.э-
древний мир.

2.Для закрепления понятия «век» учитель называет года и просит определить
век:

1012г,1718г,1812г,712г,1412г,1176г,535г,1910,2001г,926г.

3.по вариантам выполняется письменная работа:

Напиши 5 дат
11века,

               5
дат 15 века,

               5
дат 18 века,

               5
дат 13 века.

Определи по «линии
времени» исторический период.

4.Прочитай исторический факт, запомни его и ответь на вопросы:

·       
«История города Семея начинается с 1718г, когда
была заложена Семипалатинская крепость на берегу реки Иртыш»

а какой это век?

б какая часть
истории по линии времени?

·       
«Одним из первых казахских ученых считают
Ч.Валиханова. Он был известным путешественников. Знаменитое свое путешествие в
Кашгарию он совершил в 1858-1859 годах»

а какой это век?

б какая часть
истории по линии времени?

·       
«И.Тайманов жил в Букеевской Орде. Был старшиной
племени Бериш. Вместе со своим другом М.Утемисовым организовал восстание в
1836-1838гг».

а какой это век?

б какая часть
истории по линии времени?

По теме
«Исторические карты» проводится работа с текстом п.8.

Учитель просит
учащихся прочитать текст п.8. и ответить на вопросы, которые заранее
подготовлены и лежат на столах.

Вопросы для
самостоятельного изучения темы «Исторические карты»:

1.     Как переводится слово «карта»?

2.     Какие бывают карты?

3.     Что такое «историческая карта»?

4.     Где составлены первые карты?

5.     Что изобразили Герадот и Птолемей на своих картах?

6.     Почему в 16-17вв в Италии и Голландии открыты предприятия по
изготовлению карт?

7.     У каких древних и средневековых историков можно найти сведения о
Казахстане?

8.     Какую карту, когда составил аль-Идриси?

9.     Что такое «Чертежная книга Сибири»?

10. Кто такой И.Г.Ренат?

По п.9-12. Учащиеся пишут рассказ на тему:
«Мой Казахстан».

                   Выполняют тестовые
задания.

Тесты: один из
вариантов

1.Казахстан называют:

а «сердце Азии»

б «сердце Евразии»

с «сердце Европы»

2.Казхастан занимает по территории:

а 10 место в мире

б 12 место в мире

с 9 место в мире

3.Рельеф Казахстана повышается:

а с запада на восток

б с запада на юг

с с юга на восток.

4.10% всей территории в Казахстане занимают:

а озера

б леса

с горы

5.Население Казахстана резко увеличивается во
второй половине:

а 17 века

б 18века

с 19века

6.В современном мире насчитывается более 3000
этносов, в Казахстане проживает:

а 100

б130

с150

7.Один из древнейших городов Казахстана:

а Туркестан

бАктау

сАлматы.

8.На месте этого города в 19 веке было
заложено укрепление Верное:

а Актау

б Атырау

с Алматы.

9.Казахстан разделен на области их:

а15

б16

с14

10.В 1937году в Казахстан с Дальнего Востока
переселены –

а немцы

б корейцы

с китайцы.

Ответы: 1-б  ,2-с  ,3-а , 4- с, 5-с
,6-б,7-а,8-с,9-с,10-б.

Раздел№2 «Путешествие в историю»

Задания к п.13. «Кто создал человека?»

1.Ответь на
вопрос:

— что такое тотемизм?

— что такое тенгрианство?

-что изменилось в учении о человеке в 18-19вв?

— кто такие К.Линней и Ч.Дарвин?

— чем отличались первые люди от обезьян?

2.Заполни таблицу,
пользуясь п.13 стр.46-48.

 «Этапы становления человека».

Тип человека:

Характеристика  древнейшего человека:

1.

гоминид

2.

австралопитек

3.

питекантроп    

4.

синантроп

5.

неандерталец

6.

кроманьонец

3.Составь рассказ
«Древний человек в Казахстане», пользуясь п.13. стр.49.

Задания к п.14. «Каменный век»

1.Объясни слова:

 — палеолит

 — мезолит

 — неолит

2.Составь рассказ: «Первые орудия труда
человека».

3.Выяви по тексту параграфа 14:

а как менялись орудия труда в каменном веке

б как менялась от этого жизнь человека?

Заполни таблицу:

Период:

 Тип человека:

 Орудия труда:  

Деятельность:

палеолит

мезолит

неолит

П.15. «Эпоха бронзы и ее особенности»

Закончи фразу:

1.     В нач.2 тыс. до н.э. каменные орудия труда постепенно вытесняться …

2.     Период, когда люди начали использовать медь, получил название …

3.     Медь очень … металл, поэтому он был не пригоден для изготовления орудий
труда.

4.     Бронза- это сплав … и … .

5.     2-1 тыс. до н.э. называют эпохой …

6.     Огромную роль в жизни людей играло … .

7.     Именно оно повысило роль … в обществе.

8.     Матриархат  стал постепенно заменяться … .

9.     Третья особенность эпохи бронзы – это развитие … .

10. Люди использовали для обработки земли мотыгу, поэтому … получило
название … .

П.16-19 «Саки»

Составь рассказ по плану:

1.Когда, где жили сакские племена?

2.Как назывались племена и племенные союзы
саков?

3.Что писали греческие путешественники  и
историки о саках?

4. Каким было хозяйство у саков?

5.Что находят археологи в сакских курганах?

6.На какие социальные группы делились саки?

Заполни таблицу: «Войны саков за
независимость». П17-18.

Нашествие Кира.

Первый поход Дария.

Второй поход Дария.

Приведи в соответствие:

1.     530г. до.н.э. –         1. поход А.Македонского в сакские земли

2.     570-520гг. до.н.э.-  2.годы жизни царицы Томирис.

3.     519-518гг.до.н.э.-   3. поход Кира.

4.     5-4вв.до.н.э.-          4.походы Дария в сакские земли

5.     1969г.-                    5.обнаружен «Золотой человек»

6.     30-е гг.4в.до.н.э.-   6.раннежелезный век

Ответы: 1-3, 2-2,
3-4, 4-6, 5-5, 6-1.

П20-21. «Гунны»

1.Составить словарь
терминов.

— гунны

-шаньюй

-юечжи

-Хань

-дань

-эфталиты

2. Составь рассказ:

«Моде – первый
правитель  государства гуннов».

3.Ответь на вопрос:

— Кто такой Едиль?

— Какие походы
совершили гунны под руководством Аттилы?

— Почему его походы
называют Великим переселением народов?

Тестовый контроль по истории Древнего
Казахстана.

Вариант№1

1.Когда на территории Казахстана появились
первые люди
?

а1 млн. лет назад

б2 млн. лет назад

с 2,5 млн. лет
назад.

2.Какого типа были первые древние люди на
территории Казахстана?

асинантропы

бнеандертальцы

скроманьонцы.

3.Кто такой Х.Алпыспаев?

а путешественник

б археолог

с писатель.

4.Мезолит – это

а древнекаменный век

б среднекаменный век

с меднокаменный век.

5.Самое главное изобретение человека в эпоху
мезолита

а лук и стрелы

б чоппер

с куйме

6.Бронза – это

а сплав железа и
меди

б меди и олова

с золота и меди

7.Население Казахстана в эпоху бронзы
называли
:

а культура «мык»

б андроновцы

с сакские племена

8.Люди в эпоху бронзы жили в

а куйме

б юртах

с земленках

9.Саков скифами называл-

а Фукидид

б Аристей

с Герадот

10.Сакский период – это

а «железный век»

б «поздний железный
век»

с «ранний железный
век»

11.Население саков делилось на

а 4 группы

б 3 группы

с 2 группы

12.Цари саков
могли быть только из

а войнов

б жрецов

с общинников

13.Царица Томирис одержала победу над

а А.Македонским

б Киром

с Дарием

14.Центральная Азия — с 3в. до н.э.  до
середины 4в. н.э. была заселена –

а гуннами

б саками

с андроновцами

15.За необъятную власть он получил титул «Сын
неба»-

а Аттила

б Чжи Чжи

с Моде

16.В жизни гуннов
важное место занимала хорошо организованная –

а конница

б пехота

с армия

17. Во время больших сражений гунны
использовали стрелы
с

а шарикообразным
наконечником

б со специальными
свистульками

с с огнем

Вариант№2

1.Какое государство Европы разгромил Аттила?

а Францию

б Римскую империю

с Византию

2.Какая наука помогает истории получать
информацию
о древности?

а археология

б этнография

с ономастика

 3.4 век нашей эры по линии времени – это

а новое время

б средние века

с древний мир.

 4.Кого называют
«отцом истории»?

АГерадота

БФукидида

СПтолемея.

 5.В 1 тыс.
до н.э. на территории Казахстана живут
:

Агунны

Бсаки

Сандроновцы.

6.Антропологический облик саков

Анегроидный

Бмонголоидный

Севропеоидный

7.Кого победили саки в 530г. до н.э.

АДария

БМакедонского

СКира

8.Что такое куйме?

Ажилище гуннов

Бжилище саков

Сжилище персов.

9.Кто носил одежду белого цвета у саков?

Аземледельцы

Бцари

Сжрецы.

10.Кто объединил разрозненные племена гуннов?

ААттила

БМоде

СЧжи-Чжи.

11.Только из них
выбирали царей у саков-

Абогатых общинников

Бвойнов

Сжрецов

12.В 1969 году в Иссыкском кургане нашли-

А «золотую чашу»

Б «золотого
человека»

С «золотое оружие»

13.Саки- тиграхауды:

А готовили напиток

Б жили за морем

С носили
остроконечные головные уборы

14.Кто такой Ширак?

А пастух

Б воин

С земледелец

15.С кем сражались саки в 519-518гг до н.э.?

А Киром

Б Между собой

С Дарием.

16.Сакское
общество покланялось:

Абогам

Бидолам

Сдухам.

17.В кого
превращали гунны пленных войнов?

Арабов

Бкрестьян

Свойнов.

Ответы:

Вариант№1

1.   
а

2.   
а

3.   
б

4.   
б

5.   
а

6.   
б

7.   
а

8.   
с

9.   
с

10.                     
с

11.                     
б

12.                     
а

13.                     
б

14.                     
а

15.                     
с

16.                     
а

17.                     
б

Вариант№2

1.   
б

2.   
а

3.   
с

4.   
а

5.   
б

6.   
с

7.   
с

8.   
б

9.   
с

10.         
б

11.         
б

12.         
б

13.         
с

14.         
а

15.         
с

16.         
с

17.         
а

  • +7 775 007 29 00

  • info@mektep.kz

Вход
Регистрация

Mektepportal.kz

Категория

Искать:

  • Рус

  • Қаз (Қаз)

Вход

Регистрация

  • Главная
  • Учебники
  • История Казахстана 5. Методическое руководство

История Казахстана 5. Методическое руководство

aimanatahmetkhan

Последнее обновление 07.10.2022

Содержание

1 Задание


Методическое руководство

Жобалық сабақ

Безымянный-1

Бесплатно



Класс

Средний



Тем

1 тема

Добавить в пожелания

Категории

  • 1 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • 11 сынып
  • 5 класс
  • 5 сынып
  • 7 класс
  • 7 сынып

Авторское право © 2020. Все права защищены.

Методические рекомендации по суммативному оцениванию

История Казахстана

5 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 5 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «История Казахстана» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана.

 Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.

 Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

 При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Жизнь древних людей на территории Казахстана»

Тема

Жизнь древнейших людей

Древние наскальные рисунки Казахстана

Стоянки эпохи камня на территории Казахстана

Цель обучения

5.1.2.1 Демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме

5.2.1.1 Описывать верования первобытных людей

5.2.2.1 Описывать археологические памятники

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Составляет рассказ о жизни и занятиях первобытных людей
  • Соотносит термины верования первобытных людей с определениями и рисунками отражающими первобытные религиозные верования
  • Сравнивает археологические памятники

Время выполнения:

20 минут

Задания

1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ о жизни первобытных людей.

2. Соотнесите термины с их определениями и иллюстрациями.

Термин

Определение

Иллюстрация

  • Фетишизм

А) вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с животными.

А

  • Тотемизм

В) обряды, связанные с верой в способность человека воздействовать на людей, животных, растения.

В

  • Магия

С) религиозное поклонение неодушевлённым материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

С

Ответы: 1 — 2 — 3 —

3. Заполните сравнительную таблицу, запишите особенности археологических памятников палеолита Бориказган и Батпак (географическое расположение, хронология, артефакты). Сделайте вывод по результатам сравнения памятников.

Критерии

оценивания

№ задания

Балл

Составляет рассказ о жизни и занятиях первобытных людей

1

определяет что такое «человеческое стадо»;

говорит о том, что мужчины занимались охотой, а женщины собирательством;

определяет разделении (каким образом) на роды и племена;

называет и различает орудия труда древних людей: дубинка;

называет и различает орудия труда древних людей: палка-копалка;

называет и различает орудия труда древних людей: чоппер;

называет и различает орудия труда древних людей: чоплинг;

называет жилище первобытного человека –пещеру;

Соотносит формы верований первобытных людей с определениями и рисунками

2

определяет значения термина фетишизм;

определяет значения термина тотемизм;

определяет значения термина магия

Сравнивает археологические

памятники Казахстана

3

описывает особенности расположения памятников;

указывает хронологию памятников;

описывает особенности найденных артефактов;

делает выводы по результатам сравнения памятников.

Всего баллов

15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел

«Жизнь древних людей на территории Казахстана»

ФИО обучающегося ______________________________________________

Критерии оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Средний

Высокий

Составляет рассказ о жизни и занятиях первобытных людей

Затрудняется составлять рассказ о жизни древнего человека, а так же в описании занятия древнего человека

Допускает ошибку при составлении рассказа о жизни древнего человека, а так же при описании одного из основных занятий древнего человека

Составляет содержательный рассказ, а так же верно описывает основных занятия древнего человека

Соотносит термины про верования первобытных людей с определениями и рисунками

Затрудняется при соотнесении терминов c их определениями и рисунков

Допускает ошибки при соотнесении отдельных терминов с их определениями и рисункам

Соотносит все термины с определениями, а так же

соотносит рисунки с терминами

Сравнивает археологические памятники

Затрудняется при описании особенностей расположения памятников и найденных артефактов

Допускает ошибки при описании некоторых особенностей расположения памятников и найденных артефактов

Описывает особенности расположения памятников и найденных артефактов

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Жизнь древних кочевников»

Тема

Освоение железа на территории Казахстана

Возникновение кочевого скотоводства

Материальная культура древних кочевников

Цель обучения

5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства

5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия

5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Называет первые металлы и характеризует методы обработки металлов в период железного века.
  • Определяет основные факторы формирования кочевого скотоводства
  • Определяет особенности прикладного искусства древних кочевников

Время выполнения

20 минут

Задания

  • Ответьте на вопросы.

Какие металлы были открыты первыми?

Как их обрабатывали?

Какую пользу принесло людям освоение металлов?

Как повлияло развитие металлургии на сферы хозяйства древних людей?(не менее 3-х примеров )

2. Используя текст и рисунок, определите 3 фактора формирования кочевого скотоводства в Казахстане.

 Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Особенности природы Казахстана таковы, что большая его часть непригодна для выращивания винограда, хлопка, риса или зерна.

 В этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования –кочевому скотоводствуТак как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.

3. В таблице даны некоторые виды прикладного искусства древних племен. Опишите каждый вид прикладного искусства и нарисуйте изделие данного искусства.

Виды прикладного искусства

Описание

Рисунок соответствующего изделия

Войлочное производство

Ювелирное искусство

Деревообделочное искусство

Критерии оценивания

№ задания

Балл

Называет первые металлы и характеризует методы обработки металлов в период железного века.

1

называет первые металлы;

характеризует метод обработки металлов;

пишет пользу освоение металлов;

приводит 1-й пример влияния металлургии на сферы хозяйства древних людей;

приводит 2-пример влияния металлургии на сферы хозяйства древних людей;

приводит 3 -пример влияния металлургии на сферы хозяйства древних людей;

Определяет основные факторы формирования кочевого скотоводства

2

определяет географический фактор;

определяет климатический фактор;

определяет экономический фактор;

Определяет особенности прикладного искусства древних кочевников

3

описывает войлочное производство;

рисует соответствующее изделие из войлока;

описывает ювелирное искусство;

рисует соответствующее изделие;

описывает деревообделочное искусство;

рисует соответствующее изделие

Всего баллов

15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

за раздел «Жизнь древних кочевников»

ФИО обучающегося ________________________________________________

Критерии оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Средний

Высокий

Называет первые металлы и характеризует методы обработки металлов в период железного века

Затрудняется назвать первые металлы в жизни человека и характеризовать методы обработки металлов в период железного века

Допускает ошибки при названии первых металлов в жизни человека и характеризовании методов обработки металлов в период железного века

Называет первые металлы и характеризует методы обработки металлов в период железного века

Определяет основные факторы формирования кочевого скотоводства

Затрудняется при определении основных факторов формирования кочевого скотоводства

Допускает ошибки при определении основных факторов формирования кочевого скотоводства

Определяет основные факторы формирования кочевого скотоводства

Определяет особенности прикладного искусства древних кочевников

Затрудняется описать виды прикладного искусства и приводить примеры

Допускает ошибки при описании видов прикладного искусства

Описывает виды прикладного искусства и приводит примеры

Cуммативное оценивание за раздел «Саки»

Тема

Исторические сведения о саках

Археологическая находка «Золотой человек»

Цель обучения

5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте

5.3.1.2 Объяснять формирования древних государственных объединений

5.2.3.1 Знать археологические открытия казахстанских ученых

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Отмечает на контурной карте расселение сакских племен
  • Определяет предпосылки формирования древних государственных объединений
  • Описывает археологические открытия казахстанских ученых

Время выполнения

20 минут

Задания

1. Отметьте на контурной карте территории расселения сакских племен (не менее 3-х).

2. Назовите предпосылки формирования древних государственных объединений в Казахстане

П Предпосылки формирования древних государственных объединений в Казахстане

1

2

3

3. Заполните таблицу по исследованию археологических памятников сакских племен

Наименование памятника

Местонахождение

Особенности

Археолог

1.

2.

Выводы

Критерии оценивания

№ задания

Балл

Отмечает на контурной карте расселение сакских племен

1

отмечает территорию расселения массагетов;

отмечает территорию исседонов;

отмечает территорию аргипеев.

Определяет предпосылки формирования древних государственных объединений

2

описывает формировании системы правления;

описывает размещение племен по территориальному признаку;

описывает развитие социального неравенства;

Описывает археологические открытия казахстанских ученых

3

указывает археологических памятников саков;

указывает археологических памятников саков;

указывает местонахождения. ;

указывает местонахождения. ;

определяет особенности найденных артефактов в указанных памятниках ;

определяет особенности найденных артефактов в указанных памятниках ;

называет археологов-ученных изучавших памятники;

называет археологов-ученных изучавших памятники;

делает выводы

Всего баллов

15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Саки»

ФИО обучающегося ________________________________________________

Уровень учебных достижений

Критерии оценивания

Низкий

Средний

Высокий

Отмечает на контурной карте расселение сакских племен

Затрудняется отмечать территории сакских племен

Допускает ошибки при определении территории сакских племен

Отмечает территории расселение сакских племен

Определяет предпосылки формирования древних государственных объединений

Затрудняется при определении предпосылок формирования древних государственных объединений

Допускает ошибки при определении предпосылок формирования древних государственных объединений

Определяет предпосылки формирования древних государственных объединений

Описывает археологические открытия казахстанских ученых

Затрудняется при описании особенностей археологических открытия казахстанских ученых

Допускает ошибки при описании особенностей археологических открытия казахстанских ученых

Описывает археологические открытия казахстанских ученых

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки»

Тема

Царские курганы Шиликты и Бесшатыр

Берельские курганы

Подвиг Ширака

Цель обучения

5.2.2.1 Описывать археологические памятники

5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен

5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Критерии оценивания

.

Обучающийся

  • Сравнивает археологические памятники
  • Определяет мировоззрение древних племен
  • Объясняет важность борьбы сакских племен за независимость на международной арене

Время выполнения

20 минут

Задание

  • Заполните таблицу: ответив на следующие вопросы

Вопросы

Шиликты

Бесшатыр

К какому периоду относятся курганы?

В каком регионе они находятся?

Какое племя возводило данный курган?

Кто из ученных их исследовал?

Каковы их особенности, что означают находки, найденные в курганах?

2. Приведите в соответствие термины и их определения.

A

Тотемизм

1. Поклонение неодушевленным предметам таким как камни, амулеты, вода, небо.

В

Культ предков

2. Поклонение животным и растениям, преобладание мнение о том, что люди и животные имеют одинаковое происхождение.

C

Фетишизм

3.Вид религиозного поверья, согласно которому люди считали, что душа умершего продолжает жить

D

Анимизм

4.Поклонение духам умерших предков

Ответы:

3. Опишите подвиг Ширака. Каково значение борьбы сакских племен за независимость?

Критерии оценивания

Задание

Балл

Сравнивает археологические памятники

1

определяет период, к которому относятся курганы Шиликти;

определяет период, к которому относятся курганы Бесшатыр;

называет имена археологов исследовавших курганы Бесшатыр;

называет имена археологов исследовавших курганы Шиликти;

определяет регионы в которых находятся курганы Шиликти;

определяет регионы в которых находятся курганы Бесшатыр;

называет племена, относяшиеся к курганам Шиликти;

называет племена, относяшиеся к курганам Бесшатыр;

Определяет мировоззрение древних племен

2

соотносит термины и верования древних племен.

соотносит термины и верования древних племен.

соотносит термины и верования древних племен.

соотносит термины и верования древних племен.

Объясняет важность борьбы сакских и сарматских племен за независимость на международной арене

3

описывает героический подвиг Ширака;

раскрывает значение борьбы сакских племен за независимость;

делает вывод.

Итого

15

Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного оценивания за раздел «Саки»

Ф.И.О обучающегося ________________________________________________

Критерии оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Сравнивает археологические памятники

Затрудняется сравнить курганы и определять их особенности

Допускает ошибки в сравнении археологических памятников

Сравнивает археологические памятники

Соотносит понятия, раскрывающих мировоззрение сакских племен с их значением

Затрудняется в соотнесении понятий, раскрывающих мировоззрение сакских племен с их значениями.

Допускает ошибки в соотнесении понятий, раскрывающих мировоззрение сакских племен с их значениями

Соотносит понятия, раскрывающих мировоззрение сакских племен с их значениями

Объясняет важность борьбы сакских и сарматских племен за независимость на международном арене

Затрудняется объяснить важность борьбы сакских и сарматских племен за независимость на международном арене

Допускает ошибки при объяснении важности борьбы сакских и сарматских племен за независимость на международном арене

Объясняет важность борьбы сакских и сарматских племен за независимость на международном арене

Задания по суммативному оцениванию за раздел «Усуни и кангюи»

Тема

Письменные источники об усунях

Развитие городской культуры кангюев

Материальная и духовная культура усуней и кангюев

Цель обучения

5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами

5.4.2.3 Объяснять возникновение Великого Шелкового пути

5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Объясняет взаимоотношения усуней с соседними странами
  • Объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути
  • Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен

Время выполнения

20 минут

1. Используя карту, объясните с какими государствами граничит государственное объединение усуней? Как сложились отношения усуней с соседними государствами? Ваши выводы.

2. Объясните, как возник Великий Шелковый путь? Каковы были его основные направления? Какова роль Шелкового пути в средневековом обществе?

3. Заполните таблицу. Определите значение прикладного искусства уйсунов и кангюев. Напишите сходства и различия по каждому виду прикладного искусства древних племен.

Металлообработка, изделия из металла

Обработка шерсти, ткачество

Ювелирное искусство

Усуни

Кангюи

Сходства

Критерии оценивания

Задание

Балл

Объясняет взаимоотношения усуней с соседними странами

1

называет соседние государства;

объясняет отношения усуней и кангюев;

объясняет отношения усуней с соседним государством Китаем;

Объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути

2

объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути;

описывает основные направления Великого Шелкового пути на территории Казахстана;

объясняет роль Великого Шелкового пути для средневекового общества.

Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен

3

различает особенности изделий из металла усуней

различает особенности изделий из металла кангюев;

различает особенности изделий из шерсти усуней

различает особенности изделий из шерсти и кангюев;

различает особенности изделий ювелирного искусства усуней.

различает особенности изделий ювелирного искусства кангюев;

определяет 1-ое сходство в прикладном искусстве древних племен;

определяет 2-ое сходство в прикладном искусстве древних племен;

делает выводы.

Итого

15

Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного оценивания за раздел «Усуни и кангюи»

ФИО обучающегося ________________________________________________

Критерии оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Объясняет взаимоотношения усуней с соседними странами

Затрудняется объяснить взаиоотношения усуней с соседними странами

Допускает ошибки при объяснении отношений уйсуней с соседними государствами

Объясняет взаиоотношения усуней с соседними странами

Объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути

Затрудняется объяснить причин возникновения Великого Шелкового пути

Допускает ошибки при описании возникновения Великого Шелкового пути

Объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути.

Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен

Затрудняется сравнить особенности прикладного искусства древних племен

Допускает ошибки при сравнении особенностей прикладного искусства древних племен

Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 4-ЧЕТВЕРТИ

Суммативное оценивание за раздел «Гунны»

Тема

Объединение гуннских племен

Взаимоотношения гуннов с соседними государствами Переселение гуннов на Запад

Аттила и его завоевательные походы

Цель обучения

5.3.1.2 Объяснять формирование древних государственных объединений

5.1.1.3 Показывать на исторической карте направления переселения гуннов

5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет отношения гуннов с соседними странами
  • Отмечает на карте направления миграции и расселения гуннов
  • Определяет предпосылки образования древних государственных объединений

Время выполнения

20 минут

Задания

  • В приведенной ниже таблице отметьте свой вариант ответа «+» напротив каждого утверждения.

Утверждения

Верно

Неверно

1

Чжи-Чжи, нацеленный на объединение гуннов, объединившись с канглы, переселился на территорию Южно-Восточного Казахстана

2

В 36 г. до н.э. борьба между Чжи-Чжи и китайскими войсками продлилась 2 года на территории Таласа

3

При защите своего города Чжи-Чжи использовал воинов армии римского полководца Марка Краса

4

В 5 в. н.э. правитель гуннов Ругила завоевывает земли Дуная и основывает «Западно-гуннскую империю» на территории современной Венгрии

5

В 433 г. н.э. после смерти гуннского правителя Ругилы управление государством переходит к его внуку Атилле

6

В 451 г. н.э. на территории Галлии в городе Орлеан между гуннами и римлянами произошла Каталаунская битва, которая продлилась больше суток

  • Отметьте на карте 1) направления миграции гуннов; 2) территорию расселения гуннов на территории Казахстана.

3. Используя ключевые слова, составьте рассказ о государственном устройстве гуннов.

(Гунны, конец ІІІ в. до н.э., Модэ шаньюй, «шаньюй», левый и правый крылья, два «мудрых князя», «темники», 24 темника, вожди племен и родовые старейшины, наследственная система власти, сбор податей, от Байкала до Тибета)

Критерии оценивания

Задание

Балл

Определяет отношения гуннов с

соседними странами

1

определяет верное/неверное утверждение;

определяет верное/неверное утверждение;

определяет верное/неверное утверждение;

определяет верное/неверное утверждение;

определяет верное/неверное утверждение;

определяет верное/неверное утверждение;

Отмечает на карте направления миграции и расселения гуннов

2

отмечает на карте направление 1-ой волны миграции гуннов;

отмечает на карте направления 2-ой волны миграции гуннов;

отмечает на карте территорию расселения гуннов на территории Казахстана.

Определяет предпосылки образования древних государственных

объединений

3

составляет небольшой рассказ;

использует ключевые слова;

определяет государственное устройство гуннов;

определяет общественное устройство гуннов;

определяет предпосылки образования государственного объединения гуннов;

делает выводы

Итого

15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

за раздел «Гунны»

Ф.И.О. обучающийся ________________________________________________

Критерии оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Определяет отношения гуннов с

соседними странами

Затрудняется в определении отношений гуннов с соседними странами

Допускает ошибки в определении отношений гуннов

с соседними странами

Определяет отношения гуннов с соседними странами

Отмечает на карте направления миграции и расселения гуннов

Затрудняется отметить на карте расселение и направления миграции гуннов

Допускает ошибки при определении миграции и расселения гуннов

Отмечает на карте расселение и направления миграции гуннов

Определяет предпосылки образования древних государственных

объединений

Затрудняется в описании предпосылок образования древних государственных обединений

Допускает ошибки при определении причин появления древних государственных объединений

Определяет предпосылки

образования древних государственных объединений.

Cуммативное оценивание за раздел «Сарматы»

Тема

Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов

Политическая история сарматов

Цель обучения

5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте

5.2.2.1 Описывать археологические памятники

5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Отмечает на карте расположение племенных союзов на карте
  • Сравнивает археологические памятники саков и сарматов
  • Определяет произведений прикладного искусства древных племен

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Время выполнения

20 минут

Задание

1. Отметьте на контурной карте территорию расселения сарматов. Укажите места расселения сарматов.

2. Заполните теблицу, сравнив археологические памятники саков и сарматов.

Памятники саков

Памятники сарматов

Территория

Хронология

Археологические находки

3. Ответьте на вопросы.

  • Черта отличия захоронения племени роксоланов от сарматов.
  • Какое искусство было широко развито у сарматов?
  • Традиция захоронения потомков одного рода, фамильные кладбища у казахов сохранились до наших дней. Во что верили сарматы?
  • В савроматском обществе положение мужчин и женщин было…
  • Сарматы в основном изготавливали ювелирные изделия из …
  • Посуда при раскопках найдена только из…

Критерии оценивания

Задание

Балл

Отмечает на карте расположение племенных союзов на карте

1

отмечает на карте расположение сарматских племен;

отмечает на карте расположение сарматских племен;

отмечает на карте расположение сарматских племен;

Сравнивает археологические памятники саков и сарматов

2

описывает хронологию памятников саков;

описывает хронологию памятников сарматов;

описывает место расположения памятников саков;

описывает место расположения памятников сарматов;

сравнивает найденные находки саков;

сравнивает найденные находки сарматов;

Определяет произведений прикладного искусства древних племен

3

определяет черты отличия захоранения;

определяет искусство сарматов;

определяет веру сарматов;

определяет сарматское общество;

Определяет ювилирные изделья сарматов;

Определяет посуду сарматов;

Итого

15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Сарматы»

Ф.И.О обучающийся ________________________________________________

Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Отмечает на карте расположение племенных союзов на карте

Затрудняется отмечать на карте расселение сарматских племен.

Допускает ошибки при нанесении на карту расположение сарматских племен

Отмечает на карте расположение племенных союзов на карте

Сравнивает археологические памятники

Затрудняется сравнивать археологические памятники

Допускает ошибки при сравнении археологических памятников

Сравнивает археологические памятники

Определяет произведений прикладного искусства древних племен

Затрудняется в определении произведений прикладного искусства древних племен

Допускает ошибки при определении произведений прикладного искусства древних племен

Определяет произведения прикладного искусства древних племен

Суммативное оценивание за раздел «Обзор древней истории Казахстана»

Тема

Антропологический облик людей древнего Казахстана

Путешествие в древний Казахстан

Цель обучения

5.1.1.2 Определять антропологический облик людей древнего Казахстана

5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия

5.4.1.1 Описывать занятия древнего человека

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Применение

Критерии оценивания

Обучающийся

  • Определяет облик древнего человека
  • Объясняет причины формирования кочевого скотоводства
  • Описывает основные занятия древних людей

Время выполнения

20 минут

Задание

1.Заполните таблицу.

Племена

Антопологический облик

1

Саки

2

Гунны

3

Усуни

4

Канглы

5

Сарматы

Вывод:

2. Укажите не менее 3х причин возникновения кочевого скотоводства.

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Опираясь на собственные знания и на рисунки, опишите основные занятия древних людей Казахстана. Опишите образ жизни и занятия древних людей. Составьте -небольшой рассказ на тему «Как менялась жизнь древних людей с течением времени?». (70-80 слов)

Критерии оценивания

Задание

Балл

Определяет облик древнего человека

1

описывает внешний облик и определяет к какой расе относитсятся древние племена — саки;

описывает внешний облик и определяет к какой расе относитсятся древние племена — гунны;

описывает внешний облик и определяет к какой расе относитсятся древние племена — уйсуне;

описывает внешний облик и определяет к какой расе относитсятся древние племена — кангюи;

описывает внешний облик и определяет к какой расе относитсятся древние племена — сарматы ;

делает вывод;

Объясняет причины формирования кочевого скотоводства

2

указывает на изменение климата, повлиявшего на развитие кочевого скотоводства;

указывает на использовние лошадей как средство передвижения;

указывает на увелечение поголовья скота;

Описывает основные занятия древних людей

3

описывает занятия древних людей;

описывает образ жизни древних людей;

использует рисунки при своем описании;

объясняет изменения в занятиях древних людей с течением времени;

приводит примеры;

делает обоснованный вывод.

Итого

15

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

за раздел «Обзор древней истории Казахстана»

Ф.И.О обучающийся ________________________________________________

Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Определяет облик древнего человека

Затрудняется различать облик древнего человека

Допускает ошибки при различии облика древнего человека

Различает облик древнего человека

Объясняет причины формирования кочевого скотоводства

Затрудняется объяснять причины формирования кочевого скотоводства

Допускает ошибки при объяснении причины формирования кочевого скотоводства

Объясняет причины формирования кочевого скотоводства

Описывает основные занятия древних людей

Затрудняется в описании основных занятии древних людей

Допускает ошибки при описании основных заниятии древних людей

Описывает основные занятия древних людей

Құрметті оқырман! Файлдарды күтпестен жүктеу үшін біздің сайтта тіркелуге кеңес береміз! Тіркелгеннен кейін сіз біздің сайттан файлдарды жүктеп қана қоймай, сайтқа ақпарат қоса аласыз! Сайтқа қосылыңыз, өкінбейсіз!
Тіркелу

История Казахстана 5 класс (рус. яз.)

Данное учебно-методическое руководство соответствует программе обновленного содержания
на уроках по истории Казахстана в темах проводимых по технологии управления качеством обучения «Биоинформатика и синергетика» — автор, профессор Вассерман Ф. Я. Применение учебно-методического руководства направлено на рост психического и когнитивного развития учащихся, качество усвоения предметных знаний, умений и базовых функциональных навыков.
Для получения высокого качества, данное учебно-методическое руководство рекомендуется применять при работе на уроках по технологическим картам, технологии БиС.
Технологические карты по технологии БиС, (нормативное средство совместной деятельности учителя и учащихся) включают в себя поурочное планирование, все типы педагогических занятий необходимых
в учебном процессе: цели, задачи урока, нормы качества и пошаговый план работы учителя на уроке.
Учебные темы в учебно-методическом руководстве разработаны для применения в технологических картах: Устный урок – 1 и Устный урок – 2.
Применение данного учебно-методического руководства отвечает требованиям обновленного содержания образования и включено в программу 72 часовых курсов повышения квалификации учителей
(приказ МОН РК №558 от 14. 09. 2016 г. прил 33, размещен на портале edu.kz).
В разделе «Опорные слова» указаны основные опорные слова и термины учебного содержания темы, которые должны быть усвоены учащимися.
В разделе «Перекрёстный опрос» приведены вопросы по пройденной теме, для проверки понимания содержания темы, значения опорных слов и терминов (в отдельных вопросах в скобках приведены подсказки).
В разделе «Критический опрос» приведены вопросы и тезисы по этой теме для проверки качества усвоения учебного материала учащимися. Содержание их в большинстве пунктов, имеют ошибочные, неверные толкования. Ученик должен обнаружить эти ошибки, указать на них и исправить их. При этом учитель способствует формулированию учащимся аргументированных ответов, с опорой на полученные (или имеющиеся) у него знания. Особое внимание уделяется развитию навыков аналитических ответов и развитию ораторских способностей.
В качестве подсказки, ошибочные вопросы и тезисы отмечены знаком (–),
вопросы и тезисы с правильным содержанием отмечены знаком (+).
Примечание: тезис — это положение, требующее своего доказательства или опровержения

Рассказы по истории Казахстана.

5 класс.

Дидактический материал.

Раздел№1 «Мир истории».

П1-12.

Задания к разобранному на уроках и дома материалу по учебнику «Рассказы по истории Казахстана» авторы: Ж.О.Артыкбаев, А.А.Сабданбекова, Е.А.Абиль.

Вопросы для фронтального опроса: после изучения п1-5

  1. Что в переводе с древнегреческого значит слово «история»?

  2. Кого называют историками?

  3. Кто такие летописцы?

  4. Кого считают родоначальником письменной истории?

  5. Назовите автора труда «История».

  6. Кого называют «отцом истории» на Востоке?

  7. Зачем человеку необходимо изучать историю?

  8. На какие периоды делится история Казахстана?

  9. Как называется история Казахстана 5-15вв?

  10. Какие века принято относить к Новейшей истории Казахстана?

  11. На какие виды делятся исторические источники?

  12. Что относится к письменным историческим источникам?

  13. Что такое «Законы Хаммурапи»? Почему они относятся к письменным историческим источникам?

  14. Что такое письмо?

  15. Какое письмо появилось 5тысяч лет назад?

  16. Кто придумал первый алфавит? Чем он отличался от современного?

  17. Как называлась письменность древних тюрков?

  18. Какой алфавит используется на территории Казахстана с 10 века?

  19. Кто первыми изобрели бумагу?

  20. Какой материал для письма использовали люди в древности?

  21. Чем прославился Иоганн Гуттенберг?

  22. Какая наука изучает прошлое человека по вещественным источникам?

  23. Чем занимается наука этнография?

  24. Какие выдающиеся ученые Казахстана оставили ценные труды по этнографии?

  25. Что такое краеведение?

  26. С какого века начала складываться наука «краеведение»?

  27. Какой указ издал Петр1 13 февраля 1713 года?

  28. В чем разница между краеведением и историей?

  29. Что такое ономастика?

  30. Зачем нужны архивы?

Вопросы для письменного опроса:

Вариант№1 вопрос-рассуждение

Ответь на вопрос:

Чем история отличается от рассказа, легенды, сказки?

Вариант№2 вопрос-рассуждение

Ответь на вопрос:

Чем историк отличается от краеведа?

Вариант№3вопрос-рассуждение

Ответь на вопрос:

Если бы не было археологии, какой бы была история?

Вариант№3 вопрос-рассуждение

Почему Герадота называют «отец истории»?

Задания для закрепления «линии времени», понятий историческое время, пространство. П 1,6,7

1.Работа с «линией времени».

Учитель называет век, ученик определят исторический период.

5век- средние века

16век- новое время

20век- новейшее время

5 век до.н.э- древний мир.

2.Для закрепления понятия «век» учитель называет года и просит определить век:

1012г,1718г,1812г,712г,1412г,1176г,535г,1910,2001г,926г.

3.по вариантам выполняется письменная работа:

Напиши 5 дат 11века,

5 дат 15 века,

5 дат 18 века,

5 дат 13 века.

Определи по «линии времени» исторический период.

4.Прочитай исторический факт, запомни его и ответь на вопросы:

  • «История города Семея начинается с 1718г, когда была заложена Семипалатинская крепость на берегу реки Иртыш»

а какой это век?

б какая часть истории по линии времени?

  • «Одним из первых казахских ученых считают Ч.Валиханова. Он был известным путешественников. Знаменитое свое путешествие в Кашгарию он совершил в 1858-1859 годах»

а какой это век?

б какая часть истории по линии времени?

  • «И.Тайманов жил в Букеевской Орде. Был старшиной племени Бериш. Вместе со своим другом М.Утемисовым организовал восстание в 1836-1838гг».

а какой это век?

б какая часть истории по линии времени?

По теме «Исторические карты» проводится работа с текстом п.8.

Учитель просит учащихся прочитать текст п.8. и ответить на вопросы, которые заранее подготовлены и лежат на столах.

Вопросы для самостоятельного изучения темы «Исторические карты»:

  1. Как переводится слово «карта»?

  2. Какие бывают карты?

  3. Что такое «историческая карта»?

  4. Где составлены первые карты?

  5. Что изобразили Герадот и Птолемей на своих картах?

  6. Почему в 16-17вв в Италии и Голландии открыты предприятия по изготовлению карт?

  7. У каких древних и средневековых историков можно найти сведения о Казахстане?

  8. Какую карту, когда составил аль-Идриси?

  9. Что такое «Чертежная книга Сибири»?

  10. Кто такой И.Г.Ренат?

По п.9-12. Учащиеся пишут рассказ на тему: «Мой Казахстан».

Выполняют тестовые задания.

Тесты: один из вариантов

1.Казахстан называют:

а «сердце Азии»

б «сердце Евразии»

с «сердце Европы»

2.Казхастан занимает по территории:

а 10 место в мире

б 12 место в мире

с 9 место в мире

3.Рельеф Казахстана повышается:

а с запада на восток

б с запада на юг

с с юга на восток.

4.10% всей территории в Казахстане занимают:

а озера

б леса

с горы

5.Население Казахстана резко увеличивается во второй половине:

а 17 века

б 18века

с 19века

6.В современном мире насчитывается более 3000 этносов, в Казахстане проживает:

а 100

б130

с150

7.Один из древнейших городов Казахстана:

а Туркестан

бАктау

сАлматы.

8.На месте этого города в 19 веке было заложено укрепление Верное:

а Актау

б Атырау

с Алматы.

9.Казахстан разделен на области их:

а15

б16

с14

10.В 1937году в Казахстан с Дальнего Востока переселены —

а немцы

б корейцы

с китайцы.

Ответы: 1-б ,2-с ,3-а , 4- с, 5-с ,6-б,7-а,8-с,9-с,10-б.

Раздел№2 «Путешествие в историю»

Задания к п.13. «Кто создал человека?»

1.Ответь на вопрос:

— что такое тотемизм?

— что такое тенгрианство?

-что изменилось в учении о человеке в 18-19вв?

— кто такие К.Линней и Ч.Дарвин?

— чем отличались первые люди от обезьян?

2.Заполни таблицу, пользуясь п.13 стр.46-48.

«Этапы становления человека».

Тип человека:

Характеристика древнейшего человека:

1.

гоминид

2.

австралопитек

3.

питекантроп

4.

синантроп

5.

неандерталец

6.

кроманьонец

3.Составь рассказ «Древний человек в Казахстане», пользуясь п.13. стр.49.

Задания к п.14. «Каменный век»

1.Объясни слова:

— палеолит

— мезолит

— неолит

2.Составь рассказ: «Первые орудия труда человека».

3.Выяви по тексту параграфа 14:

а как менялись орудия труда в каменном веке

б как менялась от этого жизнь человека?

Заполни таблицу:

Период:

Тип человека:

Орудия труда:

Деятельность:

палеолит

мезолит

неолит

П.15. «Эпоха бронзы и ее особенности»

Закончи фразу:

  1. В нач.2 тыс. до н.э. каменные орудия труда постепенно вытесняться …

  2. Период, когда люди начали использовать медь, получил название …

  3. Медь очень … металл, поэтому он был не пригоден для изготовления орудий труда.

  4. Бронза- это сплав … и … .

  5. 2-1 тыс. до н.э. называют эпохой …

  6. Огромную роль в жизни людей играло … .

  7. Именно оно повысило роль … в обществе.

  8. Матриархат стал постепенно заменяться … .

  9. Третья особенность эпохи бронзы — это развитие … .

  10. Люди использовали для обработки земли мотыгу, поэтому … получило название … .

П.16-19 «Саки»

Составь рассказ по плану:

1.Когда, где жили сакские племена?

2.Как назывались племена и племенные союзы саков?

3.Что писали греческие путешественники и историки о саках?

4. Каким было хозяйство у саков?

5.Что находят археологи в сакских курганах?

6.На какие социальные группы делились саки?

Заполни таблицу: «Войны саков за независимость». П17-18.

Нашествие Кира.

Первый поход Дария.

Второй поход Дария.

Приведи в соответствие:

  1. 530г. до.н.э. — 1. поход А.Македонского в сакские земли

  2. 570-520гг. до.н.э.- 2.годы жизни царицы Томирис.

  3. 519-518гг.до.н.э.- 3. поход Кира.

  4. 5-4вв.до.н.э.- 4.походы Дария в сакские земли

  5. 1969г.- 5.обнаружен «Золотой человек»

  6. 30-е гг.4в.до.н.э.- 6.раннежелезный век

Ответы: 1-3, 2-2, 3-4, 4-6, 5-5, 6-1.

П20-21. «Гунны»

1.Составить словарь терминов.

— гунны

-шаньюй

-юечжи

-Хань

-дань

-эфталиты

2. Составь рассказ:

«Моде — первый правитель государства гуннов».

3.Ответь на вопрос:

— Кто такой Едиль?

— Какие походы совершили гунны под руководством Аттилы?

— Почему его походы называют Великим переселением народов?

Тестовый контроль по истории Древнего Казахстана.

Вариант№1

1.Когда на территории Казахстана появились первые люди?

а1 млн. лет назад

б2 млн. лет назад

с 2,5 млн. лет назад.

2.Какого типа были первые древние люди на территории Казахстана?

асинантропы

бнеандертальцы

скроманьонцы.

3.Кто такой Х.Алпыспаев?

а путешественник

б археолог

с писатель.

4.Мезолит — это

а древнекаменный век

б среднекаменный век

с меднокаменный век.

5.Самое главное изобретение человека в эпоху мезолита

а лук и стрелы

б чоппер

с куйме

6.Бронза — это

а сплав железа и меди

б меди и олова

с золота и меди

7.Население Казахстана в эпоху бронзы называли:

а культура «мык»

б андроновцы

с сакские племена

8.Люди в эпоху бронзы жили в

а куйме

б юртах

с земленках

9.Саков скифами называл-

а Фукидид

б Аристей

с Герадот

10.Сакский период — это

а «железный век»

б «поздний железный век»

с «ранний железный век»

11.Население саков делилось на

а 4 группы

б 3 группы

с 2 группы

12.Цари саков могли быть только из

а войнов

б жрецов

с общинников

13.Царица Томирис одержала победу над

а А.Македонским

б Киром

с Дарием

14.Центральная Азия — с 3в. до н.э. до середины 4в. н.э. была заселена —

а гуннами

б саками

с андроновцами

15.За необъятную власть он получил титул «Сын неба»-

а Аттила

б Чжи Чжи

с Моде

16.В жизни гуннов важное место занимала хорошо организованная —

а конница

б пехота

с армия

17. Во время больших сражений гунны использовали стрелы с

а шарикообразным наконечником

б со специальными свистульками

с с огнем

Вариант№2

1.Какое государство Европы разгромил Аттила?

а Францию

б Римскую империю

с Византию

2.Какая наука помогает истории получать информацию о древности?

а археология

б этнография

с ономастика

3.4 век нашей эры по линии времени — это

а новое время

б средние века

с древний мир.

4.Кого называют «отцом истории»?

АГерадота

БФукидида

СПтолемея.

5.В 1 тыс. до н.э. на территории Казахстана живут:

Агунны

Бсаки

Сандроновцы.

6.Антропологический облик саков

Анегроидный

Бмонголоидный

Севропеоидный

7.Кого победили саки в 530г. до н.э.

АДария

БМакедонского

СКира

8.Что такое куйме?

Ажилище гуннов

Бжилище саков

Сжилище персов.

9.Кто носил одежду белого цвета у саков?

Аземледельцы

Бцари

Сжрецы.

10.Кто объединил разрозненные племена гуннов?

ААттила

БМоде

СЧжи-Чжи.

11.Только из них выбирали царей у саков-

Абогатых общинников

Бвойнов

Сжрецов

12.В 1969 году в Иссыкском кургане нашли-

А «золотую чашу»

Б «золотого человека»

С «золотое оружие»

13.Саки- тиграхауды:

А готовили напиток

Б жили за морем

С носили остроконечные головные уборы

14.Кто такой Ширак?

А пастух

Б воин

С земледелец

15.С кем сражались саки в 519-518гг до н.э.?

А Киром

Б Между собой

С Дарием.

16.Сакское общество покланялось:

Абогам

Бидолам

Сдухам.

17.В кого превращали гунны пленных войнов?

Арабов

Бкрестьян

Свойнов.

Ответы:

Вариант№1

  1. а

  2. а

  3. б

  4. б

  5. а

  6. б

  7. а

  8. с

  9. с

  10. с

  11. б

  12. а

  13. б

  14. а

  15. с

  16. а

  17. б

Вариант№2

  1. б

  2. а

  3. с

  4. а

  5. б

  6. с

  7. с

  8. б

  9. с

  10. б

  11. б

  12. б

  13. с

  14. а

  15. с

  16. с

  17. а

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Холодильник индезит st 145 028 инструкция по применению
  • Гидроколлоидная повязка от пролежней инструкция по применению
  • Эргоферон детский сироп инструкция по применению
  • Значение слова для руководства
  • Аугментин инструкция по применению таблетки взрослым 875 от чего помогает