Методическое руководство по созданию спасательных служб

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. N 7383


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 23 декабря 2005 г. N 999

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СОЗДАНИЯ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

(в ред. Приказов МЧС РФ от 22.08.2011 N 456, от 30.06.2014 N 331, от 08.10.2019 N 570, от 23.12.2022 N 1307)

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований.

Министр
С.К.ШОЙГУ

Приложение
к Приказу МЧС России
от 23.12.2005 N 999

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

(в ред. Приказов МЧС РФ от 22.08.2011 N 456, от 30.06.2014 N 331, от 08.10.2019 N 570, от 23.12.2022 N 1307)

1. Настоящий Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее — Порядок) определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований. (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

2. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

3. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2022, N 29, ст. 5315), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2022, N 29, ст. 5315) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. (в ред. Приказа МЧС РФ от 23.12.2022 N 1307)

4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. (в ред. Приказа МЧС РФ от 08.10.2019 N 570)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (в ред. Приказов МЧС РФ от 30.06.2014 N 331, от 08.10.2019 N 570)

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

5. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; (в ред. Приказа МЧС РФ от 23.12.2022 N 1307)

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

6. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

7. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2022, N 29, ст. 5315). (в ред. Приказов МЧС РФ от 30.06.2014 N 331, от 08.10.2019 N 570, от 23.12.2022 N 1307)

8. Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2015, N 27, ст. 3962), в отношении бюджетных, казенных, автономных организаций, находящихся в их ведении, вправе: (в ред. Приказов МЧС РФ от 22.08.2011 N 456, от 23.12.2022 N 1307)

определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

Абзац 6 — Исключен. (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2019, N 18, ст. 2208), на соответствующих территориях вправе: (в ред. Приказов МЧС РФ от 08.10.2019 N 570, от 23.12.2022 N 1307)

определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет;

организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

Абзац 6 — Исключен. (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

10. Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;

поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

11. При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

12. МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

13. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются: (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

по подчиненности: территориальные и организаций; (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты. (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ. (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время — 6 часов, военное время — 3 часов. (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

14. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется из числа работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). (в ред. Приказа МЧС РФ от 23.12.2022 N 1307)

Абзац 2 — Исключен. (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

15. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях. (в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

16. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

17. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2019, N 18, ст. 2208). (в ред. Приказа МЧС РФ от 23.12.2022 N 1307)

18. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования. (в ред. Приказа МЧС РФ от 23.12.2022 N 1307)

19. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:

обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ, в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 2, ст. 280; 2018, N 19, ст. 2741); (в ред. Приказов МЧС РФ от 30.06.2014 N 331, от 23.12.2022 N 1307)

обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;

участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

20. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.

21. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).

Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.

Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах — командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.

Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации.

На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.

Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям.

Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.

22. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа МЧС РФ от 23.12.2022 N 1307)

Приложение N 1
к Порядку, утвержденному
Приказом МЧС России
от 23.12.2005 N 999

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОЗДАВАЕМЫХ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

(в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

I. Примерный перечень создаваемых территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований

Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований Численность личного состава, чел.
Аварийно-спасательный отряд 140 — 160
Аварийно-спасательная команда 70 — 139
Аварийно-спасательная группа 30 — 69
Аварийно-спасательное звено до 9
Аварийно-спасательный отряд радиационной, химической защиты 140 — 160
Аварийно-спасательная команда радиационной, химической защиты 70 — 139
Аварийно-спасательная команда механизации работ 70 — 139
Аварийно-спасательная группа радиационной, химической защиты 30 — 69
Аварийно-спасательное звено радиационной, химической защиты до 9
Аварийно-спасательная группа инженерной разведки до 9
Аварийно-спасательная группа радиационной, химической разведки до 9
Аварийно-спасательное звено речной (морской) разведки до 9
Аварийно-спасательное звено разведки на автомобильном транспорте до 9
Пост радиационного и химического наблюдения (подвижный) до 3

II. Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований организаций

Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований Численность личного состава, чел.
Аварийно-спасательный отряд 140 — 160
Аварийно-спасательная команда 70 — 139
Аварийно-спасательная группа 30 — 69
Аварийно-спасательное звено до 9
Аварийно-спасательный отряд радиационной, химической и биологической защиты 140 — 160
Аварийно-спасательная команда радиационной, химической и биологической защиты 70 — 139
Пожарно-спасательная команда 70 — 139
Вспомогательная горноспасательная команда <*> 3 — 300
Аварийно-спасательная команда механизации работ 70 — 139
Аварийно-спасательная группа радиационной, химической и биологической защиты 30 — 69
Пожарно-спасательная группа 10 — 69
Аварийно-спасательное звено радиационной, химической и биологической защиты до 9
Пожарно-спасательное звено до 9
Аварийно-спасательное звено инженерной разведки до 9
Аварийно-спасательное звено радиационной, химической и биологической разведки до 9
Аварийно-спасательное звено речной (морской) разведки до 9
Аварийно-спасательное звено разведки на средствах железнодорожного транспорта до 9
Аварийно-спасательное звено разведки на автомобильном транспорте до 9
Пост радиационного и химического наблюдения (подвижный) до 3

<*> Устанавливается в соответствии с Порядком создания вспомогательных горноспасательных команд, утвержденным приказом МЧС России от 29 ноября 2013 г. N 765 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 г., регистрационный N 30896).

Приложение N 2
к Порядку, утвержденному
Приказом МЧС России
от 23.12.2005 N 999

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОСНАЩЕНИЯ (ТАБЕЛИЗАЦИИ) НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕХНИКОЙ, ОБОРУДОВАНИЕМ, СНАРЯЖЕНИЕМ, ИНСТРУМЕНТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ

(в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014 N 331)

1. Средства индивидуальной защиты

N п/п Наименование имущества Единица измерения Норма отпуска Кому положено Примечание
1. Противогаз фильтрующий (в т.ч. с защитой от аварийно химически опасных веществ) компл. 1 на чел. На штатную численность создаваемых формирований Для подгонки по размерам создается 5% запас противогазов
2. Респиратор фильтрующий шт. 1 на чел. На штатную численность создаваемых формирований
3. Противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде компл. 1 на чел. На штатную численность газодымозащитников
4. Средство индивидуальной защиты кожи изолирующего типа герметичное компл. 1 на чел. На штатную численность формирований радиационной химической защиты
5. Средство индивидуальной защиты кожи фильтрующего типа компл. 1 на чел. На штатную численность формирований радиационной и химической защиты
6. Костюм защитный облегченный компл. 1 на чел. На штатную численность создаваемых формирований, за исключением формирований радиационной и химической защиты
7. Мешок прорезиненный для зараженной одежды шт. 1 На 20 защитных костюмов
8. Самоспасатель фильтрующий компл. 1 На 30% штатной численности создаваемых формирований
9. Респиратор газодымозащитный шт. 1 на чел. На штатную численность пожарно- спасательных формирований

2. Медицинское имущество

N п/п Наименование имущества Единица измерения Норма отпуска Кому положено Примечание
1. Индивидуальный противохимический пакет шт. 1 на чел. На штатную численность создаваемых формирований
2. Комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты компл. 1 на чел. На штатную численность создаваемых формирований
3. Комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом шт. 1 на чел. На штатную численность создаваемых формирований
4. Носилки мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные) шт. 10 Каждому отряду
5 Каждой команде
3 Каждой группе
2 Каждому звену
5. Санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи компл. 1 На 5 % штатной численности всех формирования
6. Набор перевязочных средств противоожоговый компл. 1 На 20 % штатной численности всех формирований

Примечание: Комплекты индивидуальные медицинской гражданской защиты и санитарные сумки с укладкой для оказания первой помощи пополняются медицинскими средствами по мере их использования или при истечении сроков их годности.

3. Средства радиационной, химической разведки и контроля

N п/п Наименование имущества Единица измерения Норма отпуска Кому положено Примечание
1. Дозиметр-радиометр , и излучения (носимый) с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч и плотности потока -излучения от 0,01 до 1500 и -излучения от 0,1 до 1500 компл. 1 Каждому формированию радиационной и химической защиты
2. Дозиметр излучения (персональный) с диапазоном измерений мощности дозы излучения от 0,1 мкЗв/ч до 3 мЗв/ч и дозы от 1,0 мкЗв до 100 Зв шт. 1 на чел. На штатную численность создаваемых формирований радиационной и химической защиты
3. Дозиметр гамма-излучения с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч и выносным блоком детектирования (бортовой или стационарный) компл. 1 На пункт управления (подвижный, стационарный) и транспортные средства формирований радиационной и химической защиты
4. Электронный дозиметр с диапазоном измерения эквивалента дозы излучения от 0,10 мкЗв до 15 Зв (со связью с ПЭВМ) шт. 1 на чел. Руководящему составу создаваемых формирований
5. Комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством компл. 1 на группу, звено, пост На штатную численность создаваемых формирований за исключением руководящего состава
6. Комплект дозиметров радиофотолюминесцентных (индивидуальных) с измерительным устройством и устройством для отжига компл. 1 на отряд, команду На штатную численность создаваемых формирований за исключением руководящего состава
7. Метеорологический комплект с электронным термометром компл. 1 Каждому создаваемому формированию
8. Комплект носимых знаков ограждения компл. 2 Каждому создаваемому формированию разведки
9. Газосигнализатор автоматический — для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении компл. 1 Каждому создаваемому формированию разведки
10. Многокомпонентный газоанализатор — для измерения и анализа концентрации (от 1 ПДК в рабочей зоне) в воздухе и автоматической сигнализации об их обнаружении компл. 1 Каждому химику-разведчику создаваемых формирований
11. Комплект отбора проб компл. 1 Каждому химику-разведчику создаваемых формирований
12. Войсковой прибор химической разведки с комплектом индикаторных трубок компл. 1 Каждому химику-разведчику создаваемых формирований
13. Экспресс лаборатория — для определения индикаторными средствами загрязненности воздуха, воды, почвы и продуктов питания компл. 1 Каждому создаваемому формированию разведки

Примечания:

1. Источники питания приобретаются на приборы по истечению их срока годности или при их использовании.

2. Индикаторные средства для приборов химической разведки и газового контроля пополняются по истечению их срока годности или при их использовании.

4. Средства специальной обработки

N п/п Наименование имущества Единица измерения Норма отпуска Кому положено Примечание
1. Комплект специальной обработки транспорта компл. 1 На 1 единицу автотракторной техники
2. Комплект специальной обработки автомобильной техники компл. 1 На 1 единицу автомобильной техники
3. Комплект санитарной обработки компл. 1 На звено

5. Инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент

N п/п Наименование имущества Единица измерения Норма отпуска Кому положено Примечание
1. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование компл. На 10% личного состава Каждому формированию
2. Пояс спасательный с карабином шт. 1 Каждому спасателю всех формирований
3. Приборы газопламенной резки с резаками, напорными рукавами, редукторами и газовыми баллонами (керосинорезы, газосварочные аппараты и др.) компл. 3 Каждому отряду
2 Каждой команде
1 Каждой группе
1 Каждому звену
4. Комплект шанцевого инструмента (лопата штыковая и совковая, лом, кувалда, кирка-мотыга, топор плотничный, пила поперечная) компл. 1 На каждый автомобиль (легковой, грузовой, специальный) всех формирований
1 На каждую специальную технику (экскаватор, бульдозер, автокран, трактор, компрессорную и электрическую станции, сварочный аппарат и полевую кухню (котел)) всех формирований
5. Грузоподъемные средства (лебедка, тали, домкраты и др.) компл. 4 Каждому отряду
3 Каждой команде
2 Каждой группе
1 Каждому звену
6. Трос разный пог. метр 75 — 100 На каждую лебедку, таль
7. Канат пеньковый пог. метр 75 Каждому формированию
8. Блоки разные компл. 1 На каждую лебедку, таль
9. Фонарь карманный электрический шт. 1 на чел. Всему личному составу формирований, непосредственно принимающему участие в проведении спасательных работ
10. Защитные очки шт. 1 на чел. Всему личному составу формирований, непосредственно принимающему участие в проведении спасательных работ
11. Моторная пила шт. 1 Каждому отряду
1 Каждой команде
1 Каждой группе
1 Каждому звену
12. Мотобетонолом шт. 1 На каждые 10 человек всех формирований
13. Ножницы для резки проволоки шт. 2 На каждые 10 человек всех формирований
14. Осветительная установка шт. 1 На каждые 15 человек всех формирований
15. Бинокль шт. 1 Каждому формированию разведки
16. Компас шт. 1 Каждому формированию
17. Надувная лодка с мотором шт. 1-2 Каждому формированию, проводящему аварийно- спасательные работы на водах
18. Пневмокаркасный модуль компл. 1 На пункт управления проведением аварийно- спасательных работ

6. Средства связи

N п/п Наименование имущества Единица измерения Норма отпуска Кому положено Примечание
1. Радиостанция KB стационарная компл. 1 На пункт управления проведением аварийно- спасательных работ
2. Радиостанция УКВ стационарная компл. 2 На пункт управления проведением аварийно- спасательных работ
3. Радиостанция УКВ автомобильная компл. 1 На каждый автомобиль всех формирований
4. Радиостанция УКВ носимая компл. 2 Каждому структурному подразделению формирований
1 Каждому спасателю всех формирований
5. Телефонный аппарат АТС шт. 5 — 10 На пункт управления проведением аварийно- спасательных работ Приписываются из имеющихся в наличии
6. Телефонный кабель полевой км. 10 На пункт управления проведением аварийно- спасательных работ территориальных формирований
5 На пункт управления проведением аварийно- спасательных работ формирований организаций
7. Радиовещательный транзисторный приемник компл. 1 На пункт управления проведением аварийно- спасательных работ
8. Телефонный аппарат полевой шт. 10 На пункт управления проведением аварийно- спасательных работ
9. Электромегафон шт. 1 Каждому формированию
10. Коммутатор полевой телефонный компл. 1 На пункт управления проведением аварийно- спасательных работ

7. Пожарное имущество

N п/п Наименование имущества Единица измерения Норма отпуска Кому положено Примечание
1. Комплект для резки электропроводов (в комплект входят ножницы для резки электропроводов, резиновые сапоги или галоши, перчатки резиновые) компл. 1 Каждой сводной команде
1 Каждой спасательной команде (группе)
2. Пояс пожарный спасательный с карабином шт. 10 Каждой сводной команде
1 Каждой сводной группе
1 Каждой спасательной команде (группе)
3. Лестница-штурмовка шт. 1 Каждой сводной команде (группе)
1 Каждой спасательной команде (группе)
4. Боевая одежда пожарного, в том числе шлем, перчатки и сапоги резиновые пожарного компл. 1 На 10% личного состава каждого формирования
5. Газодымосос компл. 1 Каждому пожарно-спасательному звену
6. Лампа бензиновая водопроводно- канализационная компл. 1 Каждому пожарно-спасательному звену

8. Вещевое имущество

N п/п Наименование имущества Единица измерения Норма отпуска Кому положено Примечание
1. Шлем защитный брезентовый шт. 1 на чел. Всему личному составу формирований, непосредственно принимающему участие в проведении АСДНР
2. Шлем защитный пластмассовый шт. 1 на чел. Всему личному составу формирований, непосредственно принимающему участие в проведении АСДНР
3. Подшлемник шерстяной шт. 1 на чел. Всему личному составу формирований, непосредственно принимающему участие в проведении спасательных работ
4. Рукавицы брезентовые пара 1 на чел. Всему личному составу формирований, непосредственно принимающему участие в проведении АСДНР
5. Сапоги или ботинки с высокими берцами пара 1 на чел. На штатную численность личного состава формирований
6. Форменная одежда (зимняя, летняя) компл. 1 на чел. На штатную численность личного состава формирований
7. Сигнальная одежда (жилет со светоотражающими нашивками) шт. 1 на чел. На штатную численность личного состава формирований
8. Свитер шт. 1 на чел. На штатную численность личного состава формирований
9. Теплое нижнее белье компл. 1 на чел. На штатную численность личного состава формирований
10. Фонарь налобный шт. 1 на чел. На штатную численность личного состава формирований
11. Рюкзак 60 л шт. 1 на чел. На штатную численность личного состава формирований
12. Очки защитные шт. 1 на чел. На штатную численность личного состава формирований
13. Карабин компл. из 5 шт. 1 на чел. Для личного состава формирований, выполняющих высотные работы
14. Обвязка специзделие шт. 1 на чел. Для личного состава формирований, выполняющих высотные работы
15. Веревка спасательная шт. 1 на чел. Для личного состава формирований, выполняющих высотные работы
16. Спусковое устройство шт. 1 на чел. Для личного состава формирований, выполняющих высотные работы
17. Зажим шт. 1 на чел. Для личного состава формирований, выполняющих высотные работы
18. Зажим страховочный шт. 1 на чел. Для личного состава формирований, выполняющих высотные работы
19. Усы самостраховки шт. 1 на чел. Для личного состава формирований, выполняющих высотные работы
20. Педаль рука-нога шт. 1 на чел. Для личного состава формирований, выполняющих высотные работы

9. Автомобильная и специальная техника

N п/п Наименование имущества Единица измерения Норма отпуска Кому положено Примечание
1. Транспорт пассажирский шт. На 100% личного состава Каждому территориальному формированию
2. Специальная техника шт. С учетом специфики деятельности Каждому формированию

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Предлагаемый материал рекомендуется к использованию при разработке методических рекомендаций по созданию, задачам и функциям спасательных служб муниципальных образований и организаций.

В соответствии с главой 5 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Статья 15 «Силы гражданской обороны» Федерального закона «О гражданской обороне» дает определение, это — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны…, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Пункт 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне» однозначно закрепляет наличие в составе сил гражданской обороны спасательных служб. Статьей закона разъясняется, что аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, созданные (подготовленные) в мирное время для ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются для решения задач гражданской обороны. Таким образом, в соответствии с главой 5 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне», одной из составляющих сил гражданской обороны на военное время являются спасательные службы.

Спасательные службы – это нештатные организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурные подразделения, обладающие сходным профилем деятельности и способные, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида работ, специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное время, так и в военное время.

Спасательные службы создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств службы, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Общими задачами спасательных служб являются:

— планирование и контроль за выполнением специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы;

— контроль за созданием и подготовкой в организациях, входящих в состав спасательной службы НАСФ;

— подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

— управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими спасательными службами, спасательными воинскими формированиями МЧС России, привлекаемыми для выполнения задач в интересах гражданской обороны на соответствующей территории с органами военного командования;

— руководство рассредоточением сил и средств спасательной службы, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы;

— ведение учета сил и средств, входящих в состав спасательных служб и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

— участие в поддержании в готовности пунктов управления;

— планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Возможный перечень спасательных служб, их функции и база создания

Перечень спасательных служб (по предназначению) в зависимости от возможности их создания, оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами при планировании мероприятий гражданской обороны на военное время для конкретной территории и местных условий может быть следующим:

— автотранспортная спасательная служба (автодорожная);

— инженерная спасательная служба;

— коммунально-техническая спасательная служба;

— медицинская спасательная служба;

— противопожарная спасательная служба;

— спасательная служба водоснабжения;

— спасательная служба газоснабжения;

— спасательная служба защиты сельскохозяйственных животных и растений;

— спасательная служба защиты культурных ценностей;

— спасательная служба материально-технического снабжения;

— спасательная служба оповещения и связи;

— спасательная служба охраны общественного порядка;

— спасательная служба ритуальных услуг;

— спасательная служба санитарной обработки людей и обеззараживания одежды;

— спасательная служба светомаскировки и других видов маскировки;

— спасательная служба снабжения ГСМ;

— спасательная служба торговли и питания;

— спасательная служба убежищ и укрытий;

— спасательная служба энергетики (энергоснабжения);

— техническая спасательная служба.

Спасательные службы создаются – в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях.

Спасательные службы организаций создаются распоряжениями (приказами) руководителей гражданской обороны организаций.

Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут начальники спасательных служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти силы.

Начальники спасательных служб, начальники штабов спасательных служб назначаются приказами соответствующих руководителей гражданской обороны.

Состав штабов спасательных служб и НАСФ (формирований служб гражданской обороны) определяется приказами начальников спасательных служб.

Задачи, организация и деятельность спасательных служб определяются положениями, которые разрабатываются и утверждаются соответствующими начальниками спасательных служб, согласовываются с органом соответствующего уровня, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

В целях организации управления и координации действий сил и средств целесообразно спасательные службы создавать под руководством профильных министерств и ведомств субъектов РФ и муниципальных образований.

Задачи основных спасательных служб:

Спасательные службы оповещения и связи создаются на базе субъектовых, муниципальных, ведомственных организаций связи всех видов.

Основными задачами спасательных служб являются:

— обеспечение органов управления гражданской обороной связью в мирное и военное время;

— организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения;

— организация технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения;

— обеспечение связью НАСФ при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К НАСФ спасательной службы относятся команды, группы, звенья связи, предназначаемые для обеспечения руководителей гражданской обороны субъектов, муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов), организаций радиосвязью с территориальными НАСФ, а также для обеспечения связью руководителей гражданской обороны.

Инженерные спасательные службы создаются на базе строительных, строительно-монтажных, других родственных акционерных обществ и организаций.

Спасательные службы предназначены для организации и осуществления контроля за накоплением фонда защитных сооружений в мирное время, подготовки и организации действий инженерных формирований к проведению АСДНР, а также инженерного обеспечения действий сил гражданской обороны в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах ведения АСДНР.

К формированиям службы относятся команды, группы, звенья, предназначенные для ведения инженерной разведки, обеспечения ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, проведения АСДНР, строительства убежищ и укрытий, водоснабжения, восстановления и ремонта дорог, дорожных сооружений, взрывных работ.

Спасательная служба убежищ и укрытий создается на базе жилищных управлений (трестов), управляющих компаний по содержанию жилого фонда, других жилищно-эксплуатационных организаций, а также соответствующих подразделений этих организаций.

На спасательную службу возлагается:

учет фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО) независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности организации;

контроль за постоянной готовностью ЗС ГО к приему укрываемых;

контроль за правильным содержанием помещений, сохранностью защитных конструкций, устройств инженерно-технического оборудования, его эксплуатацией и использованием их для нужд мирного времени;

участие в приеме защитных сооружений, строительство которых закончено, создании и подготовке НАСФ по обслуживанию убежищ и укрытий (групп, звеньев).

Медицинские спасательные службы создаются на базе органов и учреждений здравоохранения, предназначаются для осуществления медицинских мероприятий гражданской обороны, организуют и осуществляют лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, оказание медицинской помощи пораженным и больным в  целях их быстрейшего излечения, возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

На базе медицинских учреждений для выполнения мероприятий формируются медицинские отряды, бригады, санитарные дружины, санитарные посты, эвакосанитарные подразделения и летучки.

Спасательные службы охраны общественного порядка создаются на базе органов внутренних дел для поддержания общественного порядка в городах, других населенных пунктах, очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, маршрутах их движения, на объектах работ в районах размещения, а также на пунктах сбора, маршрутах вывода рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил ГО в очаги поражения (заражения).

Для выполнения задач спасательными службами создаются команды, группы и звенья охраны общественного порядка.

Противопожарные спасательные службы создаются на базе органов федеральной противопожарной службы МЧС России, подразделений противопожарной службы субъектов РФ.

Основными задачами спасательной службы являются:

осуществление контроля за своевременным выполнением технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов, других населенных пунктов и организаций;

локализация и тушение пожаров при проведении АСДНР в очагах поражения, районах стихийных бедствий, а также при возникновении крупных аварий и катастроф.

В состав сил противопожарной спасательной службы включаются подразделения ППС субъектов РФ, муниципальной противопожарной охраны, противопожарные формирования организаций.

Автотранспортные (автодорожные) спасательные службы создаются на базе автотранспортных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Спасательная служба обеспечивает:

перевозку материалов для строительства защитных сооружений; рассредоточение и эвакуацию населения;

подвоз (вывоз) рабочих смен;

вывоз в загородную зону материальных и культурных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств, подвоз сил и средств для проведения АСДНР в очагах поражения, а также их эвакуации из районов ведения работ.

Автотранспортные службы для выполнения задач в мирное время планируют создание автомобильных колонн для перевозки населения, грузов, нештатных АСФ к очагам поражения, подвоза работающих смен.

Коммунально-технические спасательные службы создаются на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства (управлений по газификации, тепло-водоснабжению, водоотведению, специальной обработке).

Спасательные службы организуют и осуществляют мероприятия по повышению устойчивости работы городских, поселковых, объектовых сетей коммунального хозяйства, ликвидации аварий на этих сетях, производят дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию зараженных территорий, различных сооружений и транспортных средств.

В службе создаются аварийно-технические команды, группы, в том числе по электросетям, водопроводно-канализационным, тепловым сетям.

На службы так же могут возлагаться обязанности по срочному захоронению трупов в военное время, если не созданы спасательные службы ритуальных услуг.

Спасательные службы санитарной обработки людей и обеззараживания одежды создаются на базе организаций бытового обслуживания населения.

Основное их предназначение – организация и осуществление санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживание одежды и средств защиты.

В спасательной службе для выполнения задач создаются пункты санитарной обработки, станции по специальной обработке одежды, транспорта.

Спасательные службы торговли и питания (продовольственного и вещевого снабжения) создаются на базе организаций торговли, независимо от их форм собственности.

Спасательные службы разрабатывают и осуществляют мероприятия по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, организуют закладку запасов продовольствия в убежища и на пункты управления, обеспечивают питанием личный состав НАСФ, работающий в очагах поражения, а также пострадавших. Обеспечивают бельем, одеждой и обувью пострадавшее население и НАСФ.

В службе, в необходимом количестве, создаются подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения.

Спасательные службы снабжения горючим (горючими и смазочными материалами) создаются на базе органов по обеспечению нефтепродуктами, организаций по снабжению ГСМ независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Спасательные службы организуют обеспечение горючим и смазочными материалами автотранспорта и другой техники, привлекаемой к проведению мероприятий гражданской обороны, с использованием для этих целей стационарных и подвижных автозаправочных станций (АЗС и ПАЗС).

Спасательные службы защиты сельскохозяйственных животных и растений создаются на базе органов и организаций занимающихся сельскохозяйственным производством.

Спасательные службы призваны обеспечить устойчивую работу сельскохозяйственного производства в военное время путем проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов. Спасательные службы осуществляют ветеринарную и фитопатологическую разведку, ветеринарную обработку, лечение животных, обеззараживание посевов, пастбищ, продукции животноводства и растениеводства.

Спасательные службы материально-технического снабжения создаются на базе управлений снабжения и сбыта, других снабженческих организаций, владеющих материально-техническими средствами.

Спасательные службы организуют обеспечение материально-техническими и строительными материалами, необходимыми для выполнения мероприятий по защите населения и организаций, дегазирующими веществами, а также рабочим инвентарем и спецодеждой для НАСФ.

Технические спасательные службы создаются на базе организаций, осуществляющих техническое обслуживание и снабжение запасными частями, ремонтных организаций с целью поддержания техники, привлекаемой для нужд гражданской обороны в исправном состоянии.

Спасательные службы организуют ремонт техники, вышедшей из строя в ходе выполнения мероприятий гражданской обороны, эвакуируют поврежденную и неисправную технику с маршрутов и участков работ на сборные пункты поврежденных машин и на ремонтные предприятия, обеспечивают снабжение формирований спасательных служб запасными частями и ремонтными материалами.

Спасательные службы для выполнения задач формируют эвакуационные группы по ремонту автомобильной и ремонтной техники.

Спасательные службы энергетики (энергоснабжения) создаются на базе организаций энергетики и электрификации, генерирующих и энергосервисных компаний.

Спасательные службы обеспечивают устойчивую работу энергосетей, ликвидацию аварий на энергетических сооружениях и сетях, автономных источников энергии и обеспечение ею действий НАСФ при проведении АСДНР в очагах поражения, участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по светомаскировке организаций, городов и других населенных пунктов.

Спасательные службы ритуальных услуг организуется по территориальному принципу органами местного самоуправления на базе специализированных ритуальных организаций.

В муниципальном образовании спасательная служба по захоронению трупов создается по решению органов местного самоуправления, а формирования, в организациях – по решению руководителей этих организаций.

Создание и руководство спасательной службой по захоронению трупов возлагается на органы местного самоуправления и руководителей организаций.

Спасательная служба планирует и обеспечивает в военное время подготовку мест захоронений, транспортировку и доставку погибших (умерших) к местам погребений, проведение массовых захоронений в братских могилах, регистрацию и учет массовых погребений.

Спасательная служба создает и планирует подготовку похоронных команд (групп), звеньев доставки трупов, групп опознания и регистрации.

Спасательные службы защиты культурных ценностей создаются на базе объектов культуры (музеи, библиотеки, театры).

Спасательная служба обеспечивает заблаговременную, тщательную подготовку культурных ценностей в загородную зону на охрану, организует накопление запасов тары, упаковочного материала, обеспечивает подготовку баз хранения в безопасных районах загородной зоны, осуществляет меры по повышению устойчивости зданий и сооружений объектов культуры.

Для выполнения задач создаются специализированные аварийно-спасательные формирования по группам квалификации культурных ценностей.

Планируются погрузочные команды, транспортные колонны (группы) и группы охраны (сопровождения).

В зависимости от местных условий, наличия базы и материально-технических возможностей по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на соответствующих территориях, по согласованию с организациями могут создаваться другие спасательные службы, как правило, в субъектах РФ создается 14-16 спасательных служб, в муниципальных образованиях 8-12 спасательных служб.

Ответственность за обеспечение готовности спасательных служб несут руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, на базе (на территории) которых они созданы.

Общее руководство спасательными службами осуществляют соответствующие руководители гражданской обороны, а непосредственное руководство – начальники этих спасательных служб.

Формирования, создаваемые в спасательных службах, подразделяются на территориальные и объектовые.

К территориальным формированиям спасательных служб относятся: медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований и спасательных служб, создаваемые в зависимости от местных условий.

Базой для создания территориальных формирований спасательных служб являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.

Объектовые формирования спасательных служб создаются в организациях, на базе которых создана спасательная служба.

Основными формированиями спасательных служб, создаваемыми организациями, являются: разведывательные (группы, звенья и посты радиационного и химического наблюдения), связи (группы, звенья), медицинские (санитарные дружины, санитарные посты), аварийно-технические команды, противопожарные (команды, отделения, звенья), охраны общественного порядка (команды, группы), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий.

Другие статьи по теме

для специалистов в области ГО и ЧС

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО)

Правовые основы создания НАСФ:

1. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 

2. В силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в т.ч. заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. 3. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. 

Организация деятельности НАСФ :

Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций

в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с Приказом МЧС России от 23.12.2005 №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2006 N 7383) и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России. Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;


укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;


осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;


осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;


осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;


поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

      Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации

.

       Приказ МЧС России от 27.10.2015 № 569 «Об утверждении нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»арегистрировано в Минюсте России 18.11.2015 N 39759).

Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:


— обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;

Правовые основы создания НФГО:

     В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

НФГО — формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой для жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правовые основы создания и деятельности НФГО составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» и иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального закона «О гражданской обороне» могут создавать, содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Типовой порядок создания НФГО определен приказом МЧС России от 18.12.2014 №701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (зарегистрирован в Минюсте России 16 февраля 2015 года, регистрационный № 36034).

Организация деятельности НФГО:

НФГО создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.


Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций в соответствии с утвержденным МЧС России
Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию и применению НФГО, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.


Оснащение НФГО осуществляется в соответствии с
Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными задачами НФГО являются:


поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведение работ не связанных с угрозой для жизни и здоровья;


контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведению не связанных с угрозой для жизни и здоровья;


обеспечение действий нештатных аварийно-спасательных формирований при выполнении мероприятий по гражданской обороне и проведении работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций не связанных с угрозой для жизни и здоровья;


обеспечение мероприятий по гражданской обороне не связанных с угрозой для жизни и здоровья.

Организации, создающие НФГО:


разрабатывают структуру и табели оснащения НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, планы действий нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;


укомплектовывают НФГО личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих подразделений;


осуществляют подготовку и руководство деятельностью НФГО;


осуществляют всестороннее обеспечение применения НФГО;


осуществляют планирование и применение НФГО;


поддерживают НФГО в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению. 


При создании НФГО учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10% от штатной численности работников организации.

«Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (утв. МЧС России 02.12.2021 МР-ВЯ-1)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Книга minecraft продвинутое руководство
  • Руководство по эксплуатации кроуна
  • Тимоген аналоги инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Как сделать пуфик из пластиковых бутылок пошаговая инструкция видео
  • Детралекс 1000 саше инструкция по применению при геморрое