Методическое руководство по технологии проведения

Методическое руководство по технологии проведения и методике интерпретация гидродинамических исследований скважин

Методическое руководство по технологии проведения и методике интерпретация гидродинамических исследований скважин

В настоящее время промысловые и геофизические службы все шире включают в комплексы скважинных исследований различные гидродинамические измерения в процессе испытаний продуктивных пластов. Это оправдано, так как гидродинамические методы исследований пластов и скважин совместно с промысловыми данными потенциально способны информационно обсепечить процесс контроля за энергетическим состоянием основных объектов эксплуатации. Информативность таких работ возрастает при выполнении одновременного контроля за поведением системы «скважина-пласт» промысловыми (эхолокация уровней и др.) или промыслово-геофизическими методами (включая определение параметров «притока-состава», оценка текущего насыщения пластов, технического состояния скважин и т.п.). Направление гидронимаических исследований (ГДИ)в России и за рубежом постоянно совершенствуется в методическом и технологическом плане, а также модернизируется соответствующее программное обеспечение.

В настоящем методическом руководстве освещены современные возможности гидродинамических исследований скважи, проанализирована существующая в РФ практика выполнения таких исследований, даны предложения по совршенствованию гидродинамических исследований скважин.

Кроме того, руководство содержиты общее описание основных методик и технологий ведения обработки рельтатов гидродинамических исследований скважин. В плане интерпретации ниже рассмотрены как стандартные, так и более совершенные приемы, внедренные на территории РЫ в послдение годы специалистам ВНИИнефти, ВННИГаза, РГУ невти и газ им.. И.М.Губкина, ряда зарубежных компаний. Все описанные и рукомендуемые к использованию технологии гидродинамических исследований скважин успешно апробированы на многочисленных нефтяных и нефтегазовых месторождениях. <…>

ТематикаГорючие полезные ископаемые, Методика ГРР

Скачать

Все права на материалы принадлежат исключительно их авторам или законным правообладателям. Все материалы предоставляются исключительно для ознакомления. Подробнее об авторских правах читайте здесь!

Внимание! Если Вы хотите поделиться с кем-то материалом c этой страницы, используйте вот эту ссылку:
https://www.geokniga.org/books/2726
Прямые ссылки на файлы работать не будут!

Аватар пользователя TATAP56

TATAP56
211
14

Июн 15
#1

На данный момент из официальных утвержденных РД существует только данный документ.

Более современными и подробными являются внутренние МР ОАО «ЛУКОЙЛ» «по планированию, проведению, приемке и контролю качества полняемых работ, интерпретации, документированию и формированию баз данных и использованию результатов трассерных исследований», разработанный совместно с ООО «ЛУКОЙЛ-инжиниринг». Его можно найти, насколько я помню, в тендерной документации на проведение ТИ в ДО Лукойла.

Также достаточно подробно и доступно все описано в кандидатской диссертации Д.А. Чернокожева (руководитель — д.т.н.,Хозяинов М.С., один из авторов РД по трассерам).Ее можно найти в свободном доступе.

Также есть обзорная презентация по возможности ТИ, сделанная на основе вышеназванных работ. http://www.petroleumengineers.ru/sites/default/files/u4395/trassernye_issledovaniya_2.pdf

з.ы. не смог залить РД на сервер, скинь почту в ЛС.

Аватар пользователя Georg

Georg
5
14

Июн 15
#2

TATAP56 пишет:

На данный момент из официальных утвержденных РД существует только данный документ.

Более современными и подробными являются внутренние МР ОАО «ЛУКОЙЛ» «по планированию, проведению, приемке и контролю качества полняемых работ, интерпретации, документированию и формированию баз данных и использованию результатов трассерных исследований», разработанный совместно с ООО «ЛУКОЙЛ-инжиниринг». Его можно найти, насколько я помню, в тендерной документации на проведение ТИ в ДО Лукойла.

Также достаточно подробно и доступно все описано в кандидатской диссертации Д.А. Чернокожева (руководитель — д.т.н.,Хозяинов М.С., один из авторов РД по трассерам).Ее можно найти в свободном доступе.

Также есть обзорная презентация по возможности ТИ, сделанная на основе вышеназванных работ. http://www.petroleumengineers.ru/sites/default/files/u4395/trassernye_issledovaniya_2.pdf

з.ы. не смог залить РД на сервер, скинь почту в ЛС.

Добрый день! 

Благодарю за информацию.

моя почта _georg_@list.ru спасибо.

Аватар пользователя TATAP56

TATAP56
211
14

Июн 15
#3

TATAP56 пишет:

На данный момент из официальных утвержденных РД существует только данный документ.

Более современными и подробными являются внутренние МР ОАО «ЛУКОЙЛ» «по планированию, проведению, приемке и контролю качества полняемых работ, интерпретации, документированию и формированию баз данных и использованию результатов трассерных исследований», разработанный совместно с ООО «ЛУКОЙЛ-инжиниринг». Его можно найти, насколько я помню, в тендерной документации на проведение ТИ в ДО Лукойла.

Также достаточно подробно и доступно все описано в кандидатской диссертации Д.А. Чернокожева (руководитель — д.т.н.,Хозяинов М.С., один из авторов РД по трассерам).Ее можно найти в свободном доступе.

Также есть обзорная презентация по возможности ТИ, сделанная на основе вышеназванных работ. http://www.petroleumengineers.ru/sites/default/files/u4395/trassernye_issledovaniya_2.pdf

з.ы. не смог залить РД на сервер, скинь почту в ЛС.

https://yadi.sk/d/43Wj7xhkhHmm3 выложил РД на Я.Диск

Аватар пользователя Georg

Georg
5
14

Июн 15
#4

Вот у нас и неметился клуб любителей трассеров) Пока-что из 3х участников. 

КТо какие трассеры качал и как определял количество в лабораториях?

Аватар пользователя TATAP56

TATAP56
211
14

Июн 15
#5

пользовали флуорисцентные, ионные и «органические».

Флуорисцентные и ионные определяли по стандартной методике на флуориметре. органические на хроматографе.

после использования склоняюсь все-таки к флуорисцентным, как к наиболее точным, т.к. хорошо растворимы в воде, требуются в малых количествах (в отличии от ионных, которые некоторые заказчики хотят, чтоб закачивали тоннами), не абсорбируются в пласте в больших количествах и легко определимы. а органические в большом количестве растворяются в нефти.

один минус — тех, кто закачивал трассер, можно месяц по красному лицу и рукам опознать. причем не спасает совершенно ничего — ни ОЗК, ни противогаз, ни предварительное размешивание.

Аватар пользователя TATAP56

TATAP56
211
14

Июн 15
#6

кстати, трассеры уже обсуждались на форуме пару раз.

мнение в основном у всех отрицательное (в основном со стороны заказчиков), т.к. в них практически никто не разбирается до конца, а те результаты, которые получают, являются очень часто некондиционными и не сходятся с данными разработки.

уже перейдя из исполнителей ТИ в другую компанию и на другое направление, как-то попросили посмотреть результаты ТИ на карбонатном коллекторе в НАО. по отчету через основную трещину (по объему полученного на выходе трассера), длинной 15 км и диаметром в десятые доли нанометра, трассер со скоростью, близкой к скорости звука в вакууме, прелетел через все месторождение. естественно, никто из принимающих работу этого не заметил, потому что не вдавался в подробности. а роза-диаграммы практически сходились с данными разработки)

Аватар пользователя Трифонов

Трифонов
5
7

Июн 15
#7

Вопрос. Есть у кого опыт работы по трассерным исследованиям при ГРП в горизонтальной части ствола? Есть необходимость в объяснении методики оценки процесса фильтрации (и есть ли она?) по объёму породы учитывая только воду в которой растворён индикатор, нефтерастворимые не использовали. 

Аватар пользователя Georg

Georg
5
14

Июн 15
#8

Действительно было такое, что  после приготовления на устье трассерного раствора флуоресцеина, дорогу от скважины и саму скважину было видно из космоса. (ветер разнес флуоресцеин по снегу) ну и куртку пришлось выкинуть.

С интерпретацией действительно могут случаться чудеса, но опыта для объективного суждения мало…

Аватар пользователя Yotoloz

Yotoloz
4
7

Июл 15
#9

Аватар пользователя adisson

adisson
44
13

Всем доброго времени суток, у кого есть опыт работы с органическими индикаторами? Какие присутствуют положительные и отрицательные моменты при их использовании, кроме того что оборудование для их определения в смеси стоит кучу денег.

Аватар пользователя TATAP56

TATAP56
211
14

adisson пишет:

Всем доброго времени суток, у кого есть опыт работы с органическими индикаторами? Какие присутствуют положительные и отрицательные моменты при их использовании, кроме того что оборудование для их определения в смеси стоит кучу денег.

плюс у них один — можно проводить исследования в районе действия более 10 нагнетательных скважин при совместном использовании с традиционными индикаторами.

минусов же куча:

1. они дорогие, что значительно увеличивает себестоимость работ. и их непросто найти.

2. они растворимы в нефти, значит точность исследований будет низка. тем более растворимы в агрессивной среде, которой является пласт (высокие давления и температура увеличат степень растворимости индикатора вплоть до 100%)

3. при определении концентрации органического трассера компоненты нефти, которые в своем составе очень разнообразны, могут служить помехами, также ухудшая конечный результат.

4. технологии их применения и определения значительно сложнее, по сравнению с «традиционными» трассерами.

5. ну и они токсичны для операторов, проводящих закачку и работающих с высококонцентрированными растворами данных трассеров.

исходя из п.2 и п.5 они не подходят для применения согласно РД.

p.s. название «органические» некорректно применять к таким видам трассеров, корректнее кислотные или спиртовые. т.к. флуоресцентные трассеры по своей химической природе также являются органическими веществами.

Аватар пользователя adisson

adisson
44
13

Большое спасибо за подробный ответ, еще вопрос: «традиционные» трассеры я так понимаю — это флуоресцеины и ионные трассеры? По точности определения индикатора в смеси и предпочтительности какие лучше использовать на месторождениях, если нужно происследовать 5 и более скважин?

Аватар пользователя TATAP56

TATAP56
211
14

adisson пишет:

Большое спасибо за подробный ответ, еще вопрос: «традиционные» трассеры я так понимаю — это флуоресцеины и ионные трассеры? По точности определения индикатора в смеси и предпочтительности какие лучше использовать на месторождениях, если нужно происследовать 5 и более скважин?

во-первых, это зависит от пластовых условий, которые есть на конкретном м/р и от того, какие трассеры и как давно использовались ранее на этом м/р.

во-вторых, в зависимости от поставленной задачи.

если стоит задача происследовать 5 и более скв как один объект (имеются общие реагирующие скважины), то придется использовать и флуоресцентные, и ионные, т.к. флуоресцентных всего 6-8 и некоторые из них имеют один и тот же спектр свечения (определяются одинаково). Ионные все подряд тоже использовать не получится, например могут возникнуть проблемы в определении карбамида и тиокарбамида в смеси.

Если же это 5 отдельных блоков не взаимодействующих между собой, то, на мой взгляд, лучше флуоресцентные, т.к. с ними легче работать и требуется их меньшее количество. Но у них есть свои минусы, о которых я вроде уже говорил.

Аватар пользователя adisson

adisson
44
13

Если пройтись по флуоресцеинам, какие предпочтительней использовать при исследованиях, чтобы их спектры не накладывались?

1. Уранин

2. Эозин

3. Родамин

4. Амино-Г кислота

… что еще можно использовать?

Аватар пользователя TATAP56

TATAP56
211
14

adisson пишет:

Если пройтись по флуоресцеинам, какие предпочтительней использовать при исследованиях, чтобы их спектры не накладывались?

1. Уранин

2. Эозин

3. Родамин

4. Амино-Г кислота

… что еще можно использовать?

рекомендую посоветоваться с лабораториями, проводящими анализ :) я уже не помню, какие несовместимы, т.к. уже более 2 лет ТИ не занимаюсь.

Аватар пользователя ayav

ayav
7
12

adisson пишет:

Если пройтись по флуоресцеинам, какие предпочтительней использовать при исследованиях, чтобы их спектры не накладывались?

1. Уранин

2. Эозин

3. Родамин

4. Амино-Г кислота

… что еще можно использовать?

Поищите в интернете статьи про флуорисцентные трассеры по тегам НПП Сирена-2, Н.М. Трунов. Это мелкодисперсные трассеры на основе флуорисцентных пигментов. Имеет высокую чувствительность опредения и незначительное количество при приведении исследования гидродинамической зависимости при ППД — до 1,5 кг на одну нагнетательную скважину (один цвет), в то время как обычного флуоресцеина требуется минимум 50 кг на скважину.

Аватар пользователя sniper

sniper
362
13

TATAP56 пишет:

https://yadi.sk/d/43Wj7xhkhHmm3 выложил РД на Я.Диск

Спасибо. А можно еще раз перезалить? :-)))

Аватар пользователя TATAP56

TATAP56
211
14

sniper пишет:

TATAP56 пишет:

https://yadi.sk/d/43Wj7xhkhHmm3 выложил РД на Я.Диск

Спасибо. А можно еще раз перезалить? :-)))

так все работает. файл скачивается

Аватар пользователя ayav

ayav
7
12

залил Методическое руководство Лукойла, оно на базе РД 39-014-7428-235-89 

Аватар пользователя sniper

sniper
362
13

TATAP56 пишет:

sniper пишет:

TATAP56 пишет:

https://yadi.sk/d/43Wj7xhkhHmm3 выложил РД на Я.Диск

Спасибо. А можно еще раз перезалить? :-)))

так все работает. файл скачивается

Похоже забанен ресурс нашими it :(((

Аватар пользователя sniper

sniper
362
13

ayav пишет:

залил Методическое руководство Лукойла, оно на базе РД 39-014-7428-235-89 

Спсибо, хотя это-то у нас есть (было бы удивительно, если не было там упоминания о семействе Мониторингов :-))) )

Но нужно аутентичное РД

Аватар пользователя ayav

ayav
7
12

Вот ссылочки на РД и книгу Соколовского, а также РД в процессе распознования — Раздел 8 не готов, но может пригодится кому.

https://www.dropbox.com/s/si2towefr9k3keb/02.%20%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%AD.%D0%92.%20%D0%A0%D0%94%2039-014-7428-235-89%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%98%D0%98%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D1%85%20%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2.pdf?dl=0

https://www.dropbox.com/s/188w1sbam2w63vw/02.%20%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%AD.%D0%92.%20%D0%A0%D0%94%2039-014-7428-235-89%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%98%D0%98%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D1%85%20%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2.docx?dl=0

https://www.dropbox.com/s/2zuzjpi64xb28jy/sokolovskii_e_v_solovev_g_b_trenchikov_yu_i_indikatornye_met.djvu?dl=0

Аватар пользователя iAlina

iAlina
13
7

Могу это РД выслать на почту, напишите Ваш адрес

Е.А. Ладонникова – руководитель РМО учителей биологии, учитель биологии и географии

МКОУ «Кондровская средняя общеобразовательная школа № 4»

Технология проведения мастер-класса

1слайд. Приветствие. Вступление. Обоснование необходимости презентации теории.

  1. Заявленная тема: «Организация и проведение мастер-классов». Следовательно, необходимо владеть теорией, технологией проведения.

  2. Каждый из нас посещал мастер-классы и не всегда эти мастер-классы соответствовали форме, либо всё сводилось к представлению опыта работы, либо это — знакомство с приёмами и методами, либо просто открытый урок или занятие.

  3. Чтобы осознать особенности проведения и главную цель различных форм мастер-классов.

2 слайд.

Эпиграфы:

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер

«Обучать – значит вдвойне учиться» Жозеф Жубер

«Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него» К.Д.Ушинский

«Учитель живет до тех пор, пока учиться; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» К.Д. Ушинский.

3 слайд.

Что такое мастер-класс? Мастер-класс — (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

4 слайд.

Мы рассмотрим мастер-класс с 2 позиций:

  1. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта

  2. Мастер-класс как форма проведения занятия (урока) во внеурочной работе с учащимися.

5 слайд.

Из педагогической литературы я подобрала несколько определений мастер-класса.

Общее:

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

6 слайд.

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Марк Максимович Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

7 слайд.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:

  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях.

8 слайд.

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;

  • Профессиональные способности;

  • Педагогическую технику;

  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

9 слайд.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

10 слайд.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество.

11 слайд.

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  1. Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

  2. Мастерство убеждения;

  3. Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

  4. Мастерство владения педагогической техникой.

12 слайд.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

13 слайд.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.

ЗАДАЧИ:- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

-совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

— оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

14 слайд.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

15 слайд.- 1 подход (Русских Галина Анатольевна)

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем

  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)

  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

  • Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

16 слайд.

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия

  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

  • Краткая характеристика результативности используемой технологии

  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

17 слайд. 2 подход (Педагогические мастерские)

Примерный алгоритм проведения мастер-класса состоит из следующих компонентов: выделение проблемы – панель — объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

18 слайд.

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д.

Панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами.

19 слайд.

Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

20 слайд.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

  1. Индукция. Проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое — вопросное состояние субъекта (участника). Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

  2. Самоконструкция это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

  3. Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса — групповая работа.

  4. Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

  5. Афиширование представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

  6. Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия
    слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии.
    Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником.

  7. Рефлексия последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

22 слайд. Особенности мастер-класса(со слайда)

23 слайд.

Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат овладения участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Итог мастер-класса – создание «продукта» деятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №1»

Инструкция

 по проведению мастер – класса

Новокузнецк

2012г

Инструкция по проведению мастер – класса, автор-составитель Мельникова Н.П., педагог дополнительного образования подросткового клуба «Эдельвейс», структурного подразделения МБОУ ДОД «ДДТ №1»

Инструкция по проведению мастер-класса носит практический характер и предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей, учителей.

© «Дом детского творчества №1», 2012 г.

теме в поисковую систему и почитайте, какие вопросы чаще всего задают люди на форумах и сайтах. Учитывая потребности людей, вы получите большую аудиторию.

  • Основываясь на собранных сведениях, составьте структуру вашего занятия. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы.
  • Подготовьте наглядный материал. Это могут быть готовые образцы работ и иллюстрации, а также книги и пособия, которые могут понадобиться новичкам. Подумайте, стоит ли брать с собой на занятие расходные материалы для забывчивых участников  или стоит предупредить, чтобы материалы ученики принесли с     собой.
  • Напишите примерный текст, который вы будете произносить. Безусловно, зазубривать его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед друзьями можно – это позволит вам чувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в структуре и содержании выступления. Главные тезисы запишите на листочек и возьмите с собой на мастер-класс.    

4

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3.  Урок (занятие) или имитационная игра со      слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с (воспитанниками)

 4.  Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.

1

 Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
  1. Рефлексия
  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  • Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
  • Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • Показ отдельных методов работы
  • Показ инновационных моментов деятельности

          Формы:

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое).

2

       Инструкция по проведению мастер — класса

  • Выберите тему мастер-класса. Постарайтесь сформулировать ее так, чтобы не учить людей изобретать велосипед. Даже если ваш мастер-класс будет рассчитан на новичков в какой-то сфере и будет содержать азы по выбранной теме, попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
  • Не беритесь за ту область знаний, в которой вы не чувствуете себя уверенно. Прежде чем о чем-то рассказать людям, самостоятельно разберитесь в вопросе. Только после того, как вы овладеете (пусть не в совершенстве, но хотя бы уверенно) каким-либо мастерством, стоит обращаться к аудитории.
  • Выбрав тему, соберите максимум информации по ней. Даже если вы уже много лет делаете глиняные игрушки и уверены, что можете научить этому и без книжек, поинтересуйтесь теоретической стороной вопроса. Вполне вероятно, что вы узнаете что-то новое и не попадете впросак, не зная, что ответить на неожиданный вопрос участника мастер – класса.
  • Подведите итоги собственной практики в выбранной сфере. Подумайте, что является главным в этом деле, о чем вы сами хотели бы узнать тогда, когда только начинали им заниматься, какая информация помогла бы в самом начале пути.
  • Узнайте, в каких знаниях нуждается ваша потенциальная аудитория. Введите запрос по вашей

 3

Автор: Казьмина Валентина Федосовна, учитель физики высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:

«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ

    1. «За» и «против» нетрадиционного урока

    2. Признаки нетрадиционного урока

    3. Принципы нетрадиционного урока

    4. Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков

    5. Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательного интереса

  2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ

    1. Обычные и необычные уроки

    2. Классификация нестандартных уроков (типы уроков)

    3. Группы уроков

    4. Классификация уроков на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения

    5. Уроки с измененными способами организации

    6. Уроки с игровой состязательной основой

    7. Контроль разного уровня усвоения учебного материала на нетрадиционных уроках

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Современный урок – это урок демократичный. Он проводится не для учеников, а вместе с учениками. Среди детей нет глупых, бывают просто те, которых уже заинтересовали и те, которых еще не успели заинтересовать. Учитель должен понимать и представлять свою роль в жизни государства, школы, в жизни своих учеников, систематизировать знания, умения, изучать новые технологии, которые ему помогут сделать процесс обучения интересным, эффективным, демократичным. Нужно отбросить словесное обучение и перейти к обучению делом.

«Цель школы – приобщать к жизни, понимать ее, найти в ней свое место» — писала София Руссова.

Интерес возникает тогда, когда человек трудится сам, то есть происходит

Индивидуальная,

Напряженная,

Творческая,

Ежедневная

Работа.

Естественно

С юмором.

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является использование нетрадиционных форм обучения. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы должны развивать в учащихся новое мышление, новый подход к жизни.

Нетрадиционные уроки развивают мышление и творческие способности учащихся.

«Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность иногда не осознанная нами».- Г. Иванов.

Конечно, что-то дается ребенку от природы, что – то от воспитания. Зато мы можем развивать способности ученика, которые у него уже есть. А начинается все из заинтересованности ученика (слово «заинтересованность» может быть воспринято с немного другим оттенком: родители пообещали купить компьютер – вот ученик и заинтересовался). А чтобы пробудить интерес ученика, лучшего способа нет, как использование нестандартных форм проведения урока. Это:

— делает процесс обучения привлекательным и интересным;

— учит использовать знания в практической деятельности;

— развивает аналитическое, логическое мышление;

— способствует творческому росту учителя;

— содействует активности ученика.

Применение нестандартных уроков в качестве повторения и обобщения

материала обеспечивает не только экономию времени, но и успех обучения, привлечение все большего числа учащихся. На таких уроках усвоение знаний

происходит интенсивнее, повышается активность учеников, учебный материал обрабатывается быстрее и преимущественно на уроках, а объем домашнего задания уменьшается.

Можно использовать для этого современную педагогическую литературу, где рекомендуются возможные темы нетрадиционных уроков, а также предлагается множество готовых уроков. Например, Недбаевская Л. С., Сушенко С. С. «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики. Нестандартные уроки физики», С. Боровик «Методика проведения нестандартных уроков физики», Ланина «Нестандартные формы организации уроков физики», в книге М. Браверманна «Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей» использованы материалы из опыта работы учителей.

Данные авторы в своих трудах подчеркивают высокую эффективность нестандартных уроков, их способность активизировать познавательную деятельность учащихся, а также приводят различные классификации уроков и методику их проведения.

В своей работе я постараюсь показать все «за» и «против» нетрадиционного урока, целесообразность его применения, результативность, влияние данной формы проведения урока на повышение познавательного интереса учащихся и развитие их творческих способностей.

Нетрадиционные уроки рассчитаны на активную деятельность учеников, являются основой усвоения знаний.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ

1.1. «За» и «против» нетрадиционного урока

Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков – огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям, ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие – либо научные основания.

Такой «выбор» приводит к существенным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса:

  • стихийность и бессистемность использования. Исключение составляют лишь уроки лекционно-семинарской системы, пришедшие из практики высшей школы и поэтому сравнительно полно обоснованные. Но эта система применяется главным образом в старших классах и не включает ряда новых форм уроков;

  • отсутствие прогноза положительных изменений – роста качества знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся. Не все учителя могут определить главную идею урока, его развивающие возможности;

  • преобладание репродуктивных технологий обучения. Обращается внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его содержание. Это сказывается на количестве и содержании выводов и умозаключений, итоговых форм деятельности;

  • перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим. Особенно это относится к интегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам уроков. Отступают этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не

имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако, их образовательная и развивающая нагрузка незначительна.

  • Непривычные формы используются немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары, решение, кроссвордов и др.) Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.

1.2. Признаки нетрадиционного урока

Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.

Организация и выполнение творческих заданий.

Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его

проведения.

Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для под-

готовки урока.

Обязательное планирование урока заранее.

Четко определять 3 дидактические задачи.

Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые

Комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых:

а) авторские (человек, группа людей);

б) авторизованные (Шаталов, Пастухов);

в) новаторские (исследователи, экспериментаторы);

г) традиционные (делай как я);

д) использовать нетрадиционные уроки.

1.3. Принципы нетрадиционного урока

Особенно «недостойными» учительского внимания оказываются принципы. Эта категория, по светлой памяти вузовской педагогической подготовки, воспринимается учителями как нечто абстрактное, к практической деятельности отношения не имеющее.

Вместе с тем, если рассматривать принципы как руководство к совершенно конкретной деятельности, обнаруживается, что их бесполезность- это плод нашего ленивого воображения. Свидетельством тому все тот же опыт учителей-новаторов, которые для обобщения своей деятельности, для более понятного ее представления прибегали к помощи принципов педагогики сотрудничества.

В общем виде это принципы: отношения взаимопонимания с учениками; учения без принуждения; трудной цели; принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи; принц оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствующей формы, интеллектуального фона класса и личностного подхода.

Несколько иначе представляют творческие принципы крымские педагоги:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа

эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

  1. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

«Скрытая» (педагогически целесообразная), дифференциация учащихся

по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

  1. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

  2. Как первая, так и вторая группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения.

1.4. Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков

Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление

вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д.

2. СОБСТВЕННО УРОК (выделяется 3 основные этапы):

Первый этап.

Он является предпосылкой формирования и развития

мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап.

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных

«нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап.

Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предыдущих этапов.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения — эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

    1. Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательного интереса

С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.

Если иметь ввиду, что развитие – это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) – такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.

Если предпочитаете быстрый вариант – тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают учащиеся на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть абсолютно разными.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и итоги урока. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.

Творческие способности учащихся могут развиваться только в процессе творческой деятельности. Поскольку мышление — это творческий и продуктивный процесс, благодаря которому появляются новые знания, раскрывается неизвестное, то обучение нужно организовать таким образом, чтобы ученик открывал на уроке субъективно новое для себя, хотя для человечества эта научная информация может быть уже известна. В этом случае и приходит нам на помощь «его величество» нестандартный урок.

I. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ.

2.1. Обычные и необычные уроки

Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок — творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых: урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок – подарок от Хотабыча.

Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов.

Уроки с игровой состязательной основой: урок-игра, урок- «домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа: «Следствие ведут знатоки», урок – деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование и т.д.

Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок -общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.

2.2. Классификация нестандартных уроков (типы уроков)

Классификаций обычных методов и уроков – великое множество. Но это – известные, традиционные классификации. Что касается не совсем обычных – то попытки классификации имеются, но при этом используется традиционная типология урока, дополненная их нестандартными формами. Типология — это распределение по типам, т.е. по различным образцам чего-либо, а не по основаниям.

В учебном пособии И. П. Подласого «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки -деловые игры, уроки-игры, уроки -ролевые игры, уроки-игры «Поле чудес» и т. д. Они отнесены к разным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа, во всяком случае близки к друг другу. При этом нетрадиционность этих уроков весьма сомнительна, т. к. урок-игра известен очень давно.

«Классическая» типология по основным дидактическим целям исходит не только из планируемых результатов обучения, но и стадий процесса учебного познания (усвоение нового материала – формирование новых знаний и умений, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов).

Разработка теории проблемного обучения привела к делению уроков на проблемные и не проблемные. В такой классификации зафиксирован характер познавательной деятельности учащихся. В то же время эта классификация относится преимущественно к урокам изучения нового материала.

В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки-исследования. Так, на интегрированных уроках учащиеся могут усваивать новые знания по разным учебным предметам, их нередко ведут два-три учителя. Однако, если они проводятся на известном учащимся материале, то это скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения. То же можно сказать и об уроках-путешествиях, экспедициях.

Если они заканчиваются описанием территории или компонентов ее природы, то это — уроки получения новых знаний, а если учитель распределяет роли учащихся, учит описывать явления природы, то это скорее всего уроки формирования новых знаний и умений. Возможно включение подобных уроков и в группу комбинированных.

Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки-экспедиции, исследования).

Активно разрабатываются классификации нетрадиционных уроков по отдельным предметам.

Н. В. Короткова предлагает новую классификацию форм учебных занятий, в основе которой – различные виды учебной деятельности:

игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);

игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);

игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъективно-объективных отношений).

На основе дискуссионной деятельности:

— семинары (индивидуальная работа);

— структурированные дискуссии (групповая работа);

— проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).

На основе исследовательской деятельности:

— практические занятия (коллективная деятельность класса);

— проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

— исследовательские уроки (индивидуальная работа).

Методике проведения нетрадиционных уроков по физике посвящена замечательная книга «Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей», в основе, которой – общие идеи, разработки систем уроков, описания уроков новых типов, отдельных творческих приемов обучения и организации работы учащихся на уроке.

По мнению авторов, которое мы разделяем, возникновение этих уроков совпало с возникновением новых детских потребностей, создало необходимый дидактический фон для их проявления.

Стремление к гласности выразилось в уроках типа: «Общественный смотр знаний» и «Пресс-конференция»; тяга к размышлениям, дискуссиям и спорам, в ходе которых только и может быть доказана правота какой-либо точки зрения,- в уроках-диспутах; потребность в инициативе, творчески мыслящих людях и условиях для их проявления – в уроках, строящихся на детской инициативе, в уроках изобретательства и сочинительства, творческих выставках и отчетах.

Четкое осознание важности делового партнерства, творческого содружества и умения их вести, к которому мы еще слабо приучены,- в уроках с использованием групповых форм работы; потребность уважать дело, уметь его квалифицированно выполнить и судить о человеке по его конкретным свершениям (а не только по словам) – в организации уроков — ролевых игр.

Поворот общества к человеку – его внутреннему миру, стремлениям, потребностям – в уроках-консультациях и уроках с дидактическими играми, столь хорошо согласующимися с особенностями натуры подростка, а также в использовании на уроках разнообразных приемов, расширении и укреплении человеческих контактов – в тех видах организации учебных работ на уроке, где широко используется взаимопомощь учащихся (уроки взаимообучения новому материалу в микрогруппах-«экипажах», деятельность на уроке «скорой помощи», учеников-консультантов и референтов).

2.3. Группы уроков

Педагоги выделяют следующие группы уроков:

  1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок. Построенный на инициативе учащихся, урок – общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров.

  2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок — ролевая игра, урок – пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок – театрализованное представление.

  3. Уроки творчества: урок-сочинение, урок –выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок – осмотр самодеятельной выставки.

  4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.

Мы считаем, что уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.

2.4. Классификация уроков на основании не совсем обычных и совсем

необычных методов и форм их проведения

К не совсем обычным относим:

  • уроки с измененными способами организации: урок-лекция, урок- парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча;

  • уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок- сочинение, урок изобретательства, урок – творческий отчет, комплексно- творческий отчет, урок выставка, урок изобретательства, урок- «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об ученых: урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок – подарок от Хоттабыча;

  • уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:

экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов;

  • уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: «Придумай проект», урок – «домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа: «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок : «Что? Где? Когда?», урок эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование: урок-журнал, урок-викторина, урок-футбольный матч, урок-тест, урок-игра для родителей, урок-ролевая игра: «Семья обсуждает свои планы», урок-дидактическая игра, урок-кроссворд, игра-обобщение, урок-«счастливый промысел», урок-игра «Восхождение»;

  • уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-обобщенный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.

2.5. Уроки с измененными способами организации

УРОК – ЛЕКЦИЯ.

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Основные условия организации урока в форме лекции.

1.Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.

2.В случае использования укрупненной дидактической единицы.

3.Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.

4.Введение в тему.

5.Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

Методика проведения урока-лекции.

При подготовке к лекции в учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя.

Способы создания проблемной ситуации:

— постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах, полученных на основе наблюдений или в результате измерения;

— создание проблемы путем изложения теории возникновения и развития какого-нибудь понятия;

— постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений;

— возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.

Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения.

Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях.

Возможны различные варианты организации работы.

Для каждого учащегося могут быть подготовлены таблицы с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются в процессе слушания лекции.

В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовый материал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, а заполняют ту часть, которая является темой данного задания. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний и классификации понятий.

При изучении определенного материала активными методами познания становятся аналогии, сравнения, обобщения. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой его части выписать необходимые определения, теоремы и т.п., которые будут активно использоваться на уроке.

Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя.

В проблемно-развивающем обучении предлагается следующая типология лекций.

1. Проблемная лекция. В ней моделируется противоречия реальной жизни черезих представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

4. Лекция – пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

5. Лекция-консультация близка по типу к лекции – пресс-конференции. Различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».

7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

УРОК-ЛЕКЦИЯ «ПАРАДОКС».

Цель – повторение материала, развитие внимания и критического мышления.

Организация урока: строится на основном материале истории дисциплины.

1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.

2. Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания – составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.

3. Учащиеся фиксируют ошибки, «допущенные» учителем.

4. Делают записи в тетради в виде таблицы:

план лекции

ошибки

ответы на вопросы

5.Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.

6. Один из учеников называет допущенную ошибку, учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции.

7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно.

8. Обсуждение следующей неточности.

Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность «ошибки».

Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения.

Общеизвестны требования к лекции: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения.

Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.

ЛЕКЦИЯ-ОБЗОР.

Лекция-обзор практикуется перед изучением большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагается дополнительный материал – это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указываются названия лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, возможных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления. Сверх программных работ можно порекомендовать выполнение домашних экспериментов.

УРОК-ВДВОЕМ.

Данный урок проводится с гостем-специалистом в какой-то области.

Особенность данных уроков – тщательная подготовка. На занятии идет диалог учителя и специалиста. Иногда гость оценивает различные ситуации из жизни. Важна заключительная часть урока (примерно треть времени), когда ученикам предоставляется возможность задавать вопросы, свободное общение с гостем.

УРОК-ВСТРЕЧА.

Цель – «оживить» современную историю.

Приглашенные: те, кто побывал за рубежом или те, кто собирается.

Варианты проведения.

  1. Гость сам, предварительно приготовившись по специальному плану, разработанному совместно с учителем, рассказывает о своих впечатлениях, затем – ответы на вопросы учеников.

  2. Учитель представляет гостя, рассказывает о стране, в которой он побывал, а затем ученики задают ему вопросы.

2.6. Уроки с игровой состязательной основой

«Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли…» И. А. Сикорский.

«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»

Ш. А. Амонашвили.

К игровым формам урока относятся ролевые, имитационные, деловые и т. д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.

Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержании игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

Основные особенности учебных игр:

— моделирование определенных видов практической деятельности;

— моделирование условий, в которых протекает деятельность;

— наличие ролей, их распределение между участниками игры;

— различие ролевых целей участников игры;

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» ученика, его мышление.

Этапы игры включают:

  1. Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.

  2. Игру.

  3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.

Приведу некоторые примеры:

I. Уроки КВН

Идея: повторение тем и разделов.

Соревнования состоят из нескольких конкурсов – этапов:

  • разминки (ответы на вопросы команд);

  • проверки домашнего задания;

  • конкурса капитанов.

II. Уроки «мозговой атаки»

Идея: за минимальное время обрабатывается максимум идей. Используется метод «мозговой атаки». Для решения поставленной проблемы, предлагаются неординарные решения, выбор варианта.

III. Уроки – «посиделки»

Идея: прорабатываются темы заключительных уроков в произвольной форме. Возможны физические чтения по материалам прессы, формируется мировоззрение учащихся сквозь призму понимания предмета с позиций науки и пр.

IY. Уроки –эврика

Идея: урок – игра. Работают две команды – теоретики и предприниматели.

Y. Ролевая игра

Идея: например, производственное совещание по решению экономических или экологических проблем района, города, области, республики.

YI. Урок пресс –конференция

Идея: наиболее подготовленные учащиеся выступают в роли пресс – центра. Другие учащиеся – «журналисты», «ученые», «экспериментаторы». Пресс-центр отвечает на поставленные вопросы.

YII. Урок- аукцион

Идея: на уроке происходит «эмоциональное пробуждение разума».

Что продается? Предметы, сделанные учащимися. Кто покупатель? Тот, кто лучше отвечает на вопросы.

YIII. Урок «Деловая игра», например «Конструкторское бюро»

Идея: класс разбивается на группы конструкторов, инженеров. Назначаются руководители групп, ВТК. Заказчик- учитель использует дидактический материал по пройденной теме и инструкцию- алгоритм выполнения заказов. Прослушав инструктаж, конструкторское бюро приступает к работе.

IX. Урок- конкурс

Идея: ученики участвуют в разных конкурсах знатоков.

X. Интегративный урок

Идея: междуцикловый урок нескольких предметов.

XI. Урок- диспут

Идея: класс разбивается на звенья разных профессий. Собирается материал по своему «профилю»; рассматривается проблема с точки зрения той специальности, для которой она актуальна.

XII. Бинарный урок

Идея: реализуются принципы связи теоретического обучения с практическим.

Реализуются принципы обучения:

  • профессиональная направленность;

  • политехнизм;

  • взаимосвязь теории с практикой;

  • единственный подход к рассмотрению проблем и требований к учащимся.

XIII. Урок блочно-модульного обучения

Идея: содержание тем и разделов программы «снижается» к необходимым временным интервалам, далее конструируется в отдельные блок-модули и подается учащимся с помощью специфических форм организации обучения. Осуществляется оптимизация содержания учебного материала:

  • актуализация;

  • межпредметная координация (содержание-экономии);

  • выделение главного, существенного.

На любом из этих уроков в центре внимания должен находиться человек. Физика, как средство воспитания личности, формирования чувства собственного достоинства учеников, побуждения их к познавательному действию. Разве это не современный предмет? Обучение должно идти от «ученика»: от его удивления- к интересу, от вопроса к размышлению и выводам, объясняющим окружающий мир.

2.7. Контроль разного уровня усвоения учебного материала на нетрадиционных уроках

На нетрадиционных уроках можно контролировать разный уровень усвоения учебного материала:

I уровень усвоения знаний происходит, как мышление типа «да- нет», «это- не то», без установления внутренних связей. Элементы игры с такими заданиями в каждом уроке присутствуют.

II уровень – учащийся должен знать суть понятия, его определение, связь с другими понятиями (например: указать последовательность происходящего явления). Логические цепочки в заданиях нетрадиционных уроков, для учеников этого уровня знаний. Они четко знают свой «старт и финиш». Для них существуют и «дозы помощи».

III уровень предусматривает умение анализировать понятия и связи между ними, применять их в нестандартных ситуациях в пределах учебного материала учебника. Выражение «задания для среднего ученика» как раз и относится к этому уровню. То есть, активные участники нетрадиционных уроков – это ученики с достаточным уровнем знаний, ведь на них в основном и рассчитаны задания.

IY уровень – ученики способны анализировать понятия и связи и применять их в нестандартных ситуациях, отступая от усвоений на уроке программы действий.

Дети, уровень знаний которых определяется как высокий – неординарные личности. Они отвлекаются, если им неинтересно, могут заниматься посторонними делами, а то и просто ничего не слышать, погрузившись в свои мысли. Поэтому их постоянно нужно встряхивать, ставя перед ними проблемы. Таких детей необходимо вовремя заметить, так как они не обязательно являются отличниками по гуманитарным предметам, скорее всего ими не являются. У них необычный тип мышления. Учителя называют их «почемучками». В моей практике было несколько много таких учеников

Именно нетрадиционный урок, в котором есть повышенной сложности задания, развивает таких учеников, способствует их творческому мышлению, формирует их как яркую, неординарную личность, которую с удовольствием захочет заполучить любой ВУЗ. Именно эти ученики и делают великие открытия.

Нетрадиционные уроки способствуют привитию интереса к предмету физики, активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, развивают самостоятельность в работе с различными источниками знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у школьников, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Несомненно, что учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. В противном случае мы вынуждены будем признать, что «вряд ли есть что-нибудь противнее, чем тот легкий шутовской оттенок, который стараются придать учению некоторые педагоги, стремящиеся позолотить ребенку горькую пилюлю науки» (К. Д. Ушинский).

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: использование нетрадиционных уроков дает надежный эффект. Это возможно в том случае, когда учитель правильно понимает занимательность как фактор, определяющим образом влияющий на психические процессы, когда, он ясно осознает цель использования занимательности в данный момент. Естественно, что для успешного усвоения знаний учащимися и развития их познавательных стремлений нетрадиционные элементы должны применятся на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами.

Активная познавательная деятельность учащихся на уроке не только делает учение интересным, но и развивает пытливость, трудолюбие, готовность трудиться.

Чтобы дети не потеряли интерес к предмету, я всегда учитываю возрастные особенности, думаю над тем, как разнообразить формы и методы учебных занятий. Развитие гибкости ума, гибкости мышления ребенка зависит от воображения, способности придумывать новые образы, необычные условия, предвидеть их последствия.

В результате многолетней практики я убедилась в эффективности проведения нетрадиционных уроков. Главным достоинством их является самостоятельная подготовка учащихся (под руководством учителя!), развитие мыслительных способностей и воображения. Я часто использую на уроках элементы игры (викторины, эстафеты, физическое лото, физическое домино, кубики, картинки и т.д.), а также иногда провожу полный урок нетрадиционно. Стараюсь, чтобы такие уроки были систематическими, чтобы действующие лица переходили из урока в урок. Это позволяет создать целостное представление о данной теме.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляет мысль. Однако, необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению в учащихся интереса к предмету.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Энроприм для птиц инструкция по применению отзывы
  • Ребагит инструкция по применению взрослым в таблетках 100мг
  • Мануал alfa romeo brera
  • Капли для глаз тобразон инструкция по применению взрослым
  • Yamaha digital piano p 45 инструкция