Методика руководства наблюдением в средней группе

Методика руководства наблюдениям детей среднего дошкольного возраста

Возможности детей
среднего дошкольного возраста позволяют
усложнить содержание наблюдений. Дети
учатся рассматривать не только животных,
но и растения, причем можно предложить
как один, так и два объекта одновременно.
Теперь во время наблюдения каждый
ребенок или группа 2-3 ребенка получают
объект для индивидуального рассматривания.
Это так называемое наблюдение с
раздаточным материалом.

Объем представлений,
которые формируются в ходе наблюдения,
значительно расширяется. Дети продолжают
знакомиться с особенностями внешнего
вида некоторых растений и животных,
выделяют составные части, характерные
признаки каждого из них, узнают о
некоторых приспособлениях животных и
растений к окружающей среде. Наблюдая
за животными, дети узнают, как они
питаются, передвигаются, где обитают.

Более широко
проводятся наблюдения за растениями.
Рассматривание растений можно организовать
во время труда

Например: рассмотреть
семена во время посева.

В середине года
начинают наблюдать за растениями с
познавательной целью (на занятиях).

Например:
«Рассматривание бальзамина и алоэ».

На первом этапе
в начале наблюдения педагогом ставится
познавательная задача наблюдения,
которая нередко связана с практической
деятельностью

Например: «Рассмотрим
рыбку и будем рисовать ее».

На втором этапе
педагог использует различные приемы,
помогающие сосредоточить внимание на
особенностях внешнего вида, жизненных
проявлений, установить необходимые
связи и отношения:

  • Широко используются
    вопросы к
    детям, которые теперь не обязательно
    связаны с действиями животного во время
    кормления, игры. Дети в состоянии слышать
    вопросы и отвечать на них, отвлекаясь
    от проявлений животного. Кроме вопросов,
    направленных на уточнение знаний

    об основных особенностях: Кто это? Что
    это? Какого цвета? Какой формы?, следует
    задавать поисковые вопросы, направленные
    на установление детьми элементарных
    связей и отношений между объектами.

Например: «Почему
рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи
– быстро?

«Почему хомячок
так ловко лазает по лесенке?»

  • Особое внимание
    следует уделять формированию у детей
    умения рассказывать о результатах
    наблюдения. С этой целью педагог
    продумывает приемы
    активизации речи детей
    :

— задает один и тот
же вопрос в разных вариантах разным
детям

— предлагает
проговаривать хором трудные, новые
слова

— предлагает выбрать
наиболее точное обозначение признака
из 2-3 предложенных педагогом и т.д.

  • Используется
    прием
    сравнения

    по признакам отличия и сходства

  • Используется
    прием
    актуализации личного опыта ребенка
    .

Например, рассматривая
котенка, педагог предлагает вспомнить
какого цвета котенок, который живет у
них дома, у соседей, у бабушки, как он
любит играть, что он любит есть.

Этот прием
способствует возникновению интереса
к наблюдению, желание поделиться
пережитыми впечатлениями, формированию
обобщенных представлений о животных.

  • Рекомендуется
    использовать загадки, потешки, стихи,
    связанные с содержанием занятия.
    Воспитатель может предложить детям
    вспомнить известные им стихи и прочитать.

  • В ходе наблюдения
    педагог может предложить детям выполнить
    несложные трудовые действия.

Например:
покормить рыбку, помыть кормушку, поилку
и т.д.

На третьем этапе
в конце наблюдения с помощью вопросов
следует выяснить как дети усвоили
представления о наблюдаемом объекте,
знания о способах ухода за ним и т.д.
Вопросы следует формулировать так,
чтобы они были интересны детям и вели
к обобщению полученных знаний

Например: «Расскажи,
как будем ухаживать за кроликом»

«Как вы узнаете
снегиря, если увидите его на улице».

Результатом
наблюдения может стать продуктивная
деятельность детей: рисунок, уход за
объектом в уголке природы.

г) психологические
особенности наблюдений и методика
руководства ими с детьми старшего
дошкольного возраста (6 лет).

1. Старшие дошкольники
осознают цель наблюдения, которую перед
ними ставит взрослый, творчески подходят
к ее выполнению, а получив план наблюдения
точно его выполняют.

2. На специальных
занятиях дети четко придерживаются
плана наблюдения предложенного педагогом.

3. Дети в этом
возрасте могут подытожить свои наблюдения.

4. Старшие дошкольники
не только замечают характерные свойства,
воспринимаемых предметов, но и свойства
общие для всей группы предметов.

5. Они способны
делать элементарные обобщения на основе
наблюдения и привлечения знаний,
полученных прежде.

Например, видя
рыбу, они называют ее рыбкой, ищут и
находят общее для рыб: она плавает в
воде, у нее сть хвост, плавники, чешуя.

6. Наблюдая, дети
прибегают к сравнениям, находят сходства
и различия между предметами.

7. Обнаруживается
стремление точно определить словом
качества воспринимаемых предметов

Например: «Листья
зеленые, нет светло-зеленые»

    1. Старшие дошкольники
      могут рассказать о результатах своих
      наблюдений, но и с какой целью они
      наблюдали.

Например: «Я точно
не знала, есть ли у них носик. Я смотрела,
смотрела, наблюдала, где у них носик…
И уш у них нет»

9. У старших
дошкольников не всегда есть слова для
обозначения всего того, что они видят.

Например, большинство
детей обращают внимание на жабры, но,
не зная этого слова, характеризуют через
описания его действия: «Вот тут еще
открывается»

10. Свое незнание
они часто аргументируют тем, что не
видели тот или иной предмет, или плохо
смотрели.

11. Специально
организованные наблюдения и самостоятельные
индивидуальные наблюдения старших
дошкольников могут быть эмоциональными.
Эмоции у детей могут вызвать новые
предметы природы для наблюдения и
особенно успех в познавательной
деятельности. Дети радуются тому, что
узнали что-то новое.

12. Дети могут
рассматривать объект не изолированно,
а в системе его связей с окружающим:
место и среда обитания, приспособление
к окружающей среде.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.2 «Методика руководства наблюдениями за живым объектом в разных возрастных группах», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Результат изучения темы: раскрывает объем знаний о животных в разных возрастных группах; подготовку педагога к проведению наблюдения; описывает экологический подход к содержанию и организации наблюдения в с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном окружении; указывает структуру наблюдения за живым объектом, раскрывает методику проведений наблюдения в разных возрастных группах.

Ключевые вопросы: Объём знаний о животных в разных возрастных группах; подготовка к проведению наблюдения; методика руководство наблюдениями в разных возрастных группах.

3.2 МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ЖИВЫМ ОБЪЕКТОМ (животным) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Содержание:

  1. Объём знаний о животных в разных возрастных группах.

  2. Структура наблюдения за живым объектом.

  3. Методика руководства наблюдением за живыми объектами в разных возрастных группах.

1. Объём знаний о животных в разных возрастных группах.

Особенности наблюдения:

  1. Его можно организовать в обстановке, натуральной для животного, где животное ведёт себя свободно.

  2. Оно позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного – длительное обучение;

  3. Содействует непосредственным контактам с животными.

Содержание объёма знаний детей разных возрастных групп о животных представлен в учебной программе дошкольного образования (2019 г.), образовательная область «Ребенок и природа», подраздел

Знания, которые даются дошкольникам о животных, можно разделить на 2 группы:

Знания о разнообразных представителях фауны (расширяют кругозор, содействуют интеллектуальному развитию)

Знания можно объединять в 3 группы:

— внешний вид, жизненные проявления (часть тела, выдаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения);

— среда обитания, характер приспособления к условиям жизни (окраска, особенности построек и поведение, формы охраны, сезонный уклад жизни);

— польза, которую приносят животные.

Знания о возможных формах взаимодействия человека и животных (уход за животными, способ помощи и охраны). Эти знания определяют правила поведения в природе, нормы морального отношения к природе.

  1. СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВЫМ ОБЪЕКТАМ (ЖИВОТНЫМ).

Руководство наблюдением состоит из 4 моментов:

  1. Подготовка воспитателя к проведению наблюдения.

  2. Подготовка детей к наблюдению.

  3. Проведение самостоятельного наблюдения (руководство деятельностью детей в ходе наблюдения).

  4. Закрепление полученных знаний в ходе наблюдения.

  1. Подготовка воспитателя к проведению наблюдения

А) выбор объекта наблюдения — зависит от требований ученой программы дошкольного образования данной возрастной группы; наличия и особенностей объекта;

Обязательные условия: наблюдение не должно наносить вред живому существу. Животное должно адаптироваться на новом месте, для этого необходимо накануне наблюдения внести животное в группу, но только после ухода детей. Утром, в день наблюдения животное не кормят.

Б) выбор места наблюдения — желательно заранее найти место в природе или по возможности создать в группе типичные для животного условия проживания;

В) формулировка цели наблюдения — воспитатель выделяет воспитательные, образовательные, развивающие задачи, намечает словарную работу;

Г) организация наблюдения — форма и способ организации. Выбор способа организации зависит от особенностей живого объекта (размер, характер передвижения, возможность или невозможность контакта).

Требования к рассадке детей:

  • Чтоб всем было хорошо видно (соответствует расстояние и размещение, свет на объект падает с боку детей);

  • Чтоб дети и объект были в безопасности (педагог должен помнить, что у детей младшего дошкольного возраста на первых порах отношений с животным наблюдается реакция хватания и сжимания, но бывают и неожиданные моменты в поведении животных).

  1. Подготовка детей к наблюдению

Подготовка детей к наблюдению происходит с целью:

А) выяснить имеющиеся знания детей об объекте (за 2-3 дня до наблюдения проводится предварительная беседа);

Б) вызвать интерес ожидания будущего наблюдения (во вторую половину дня предварительного наблюдения или утром в день наблюдения). Используют приёмы: младшая группа (рассмотреть игрушечное животное или рисунок; внести в группу клетку и спросить «Чей это домик?»; прочитать стихотворение, спеть песенку, провести игру.) Старшая группа: показать предметы ухаживания за животным и спросить для чего это нужно; совместно с детьми рассмотреть клетку для животного; дать детям задание принести и подготовить корм для животного, а потом спросить «Какое животное это любит?»; чтение художественных произведений; небольшой рассказ о животном, диафильм.

В) по необходимости напомнить детям правила поведения на месте наблюдении.

3. Проведение наблюдения за живым объектом.

Структура наблюдения:

  1. Вступительная часть (начало наблюдения)

Цель: сконцентрировать внимание детей на объекте, заинтересовать, создать необходимую эмоциональную атмосферу. Наблюдения должны начинаться разнообразно: (сюрпризный момент; простое, но эмоциональное сообщение о госте; создание проблемных ситуаций, решение умственных задач (прослушивание на магнитофоне записи голоса животных, издаваемых звуков); — показ предметов ухода и спросить «Для ухода за кем это нужно?»

II. Основная часть (обследуется объект)

Цель: удовлетворить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первичное отношение к объекту.

Мл. гр. = 8-10 мин.

Ср. гр. = 10-15 мин.

Ст. гр. = 15 мин. и больше.

Успех наблюдения зависит от поведения животного, детей и от умения воспитателя ориентироваться в неожиданных обстоятельствах.

Основная часть включает в себя:

2.1.Свободное рассматривание объекта детьми (1-2 мин.). Восприятие объекта целиком.

Цель: утолить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первоначальные представления об объекте.

Детям разрешается обмениваться мыслями, но тихо, чтоб не напугать животное. Если не дать детям свободно рассмотреть объект, они не будут слышать вопросы воспитателя.

2.2.Обследование объекта

Цель: изучение объекта (выделение особых частей, свойств), формирование представлений.

Младшая группа – представления о внешнем виде (основные части тела, окраска, размер, покров); представления о жизненных проявлениях (движения, питание, звуки; старшая группа – среда проживания и характер приспособления к условиям жизни; рост и развитие животных; правила ухода за животными; польза, которую приносят животные.

2.3 Трудовая деятельность

Цель: сформировать умения и навыки по ухаживанию за живыми объектами.

Младшая группа – элементарные трудовые поручения (покормить, попоить)

Старшая группа – уход за животным (ряд трудовых операций в определённой последовательности); моделирование природных условий существования (обустройство садка для насекомых, террариума для ползунов, аквариума для земноводных).

III. Заключительная часть.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сделать выводы, подвести итоги.

Младшая и средняя группа — на уровне представлений.

Старшая группа — на уровне рассуждений и понятий.

Приёмы: Младшая группа – вызвать интерес к объекту обратно (спеть песенку, провести подвижную игру, прочитать стихотворение).

Старшая группа – рассказ о том, как дежурные должны ухаживать за животным; обобщающий рассказ воспитателя; установка на дальнейшее наблюдение за объектом; сочинить загадку по описанию объекта; дидактические игры на классификацию (морские и речные рыбы)

3. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЕМ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей.

Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен. В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки, например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д. Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?» С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения за животными в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим на котика, а потом нарисуем его по контуру»

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дети начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных к окружающей среде.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее».

В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь необязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. Воспитанники средней группы в состоянии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредственный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? И т. д.- следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства. В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам. Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий. Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дети вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы «признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие).

Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается (с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы. Некоторые совсем несложные, например когда ребенок… должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки? Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

СТАРШАЯ ГРУППА (6-7 ЛЕТ)

Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятие: «животные Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний детей.

Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Заканчивается наблюдение обобщением.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1.Раскройте объем знаний о животных у детей разных возрастных групп.

2.Раскройте особенности наблюдения.

3. Раскройте подготовку педагога к проведению наблюдения.

4. Опишите экологический подход к содержанию и организации наблюдения с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном окружении.

5. Укажите структуру наблюдения за живым объектом.

6. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в младшем дошкольном возрасте.

7. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в среднем дошкольном возрасте.

8. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в старшем дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с

  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.

  4. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. — М., Просвещение, 1990.

Приложение 1

ЖИВОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТЫ

НАБЛЮДЕНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Объекты наблюдения

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Звери

— домашние

— дикие

Кошка, собака, корова, свинья и их детёныши.

Лиса, заяц, медведь и их детёныши.

+ конь, овца и их детёныши.

+белка, ёжик и их детёныши

+ щенки 2 пород

+животные других климатических зон: верблюд, олень

Птицы

Цыплёнок и птица уголка природы (канарейка)

3-4 вида птиц (воробей, ворона, голубь)

4-5 зимующих птиц (воробей, ворона) и 3-4 перелётных птицы (аист, ласточка, трясогузка) и водоплавающие птицы (утки, гуси).

Ползучие животные

черепаха степная, болотная, ящерица

Земноводные

Лягушка, жаба

Жаба

Жаба и лягушка

Насекомые

Мотыли и жуки

+ комары и стрекозы

+ кузнечики и муравьи

Рыбы

Золотой и серебряный карась, золотая рыбка

+меченосец, телескоп, сомик, гуппи, верховка.

+гуппи, сколярия, вьюн

Организация дня

Наблюдения в средней группе — интересная познавательная деятельность

10.01.20181124.9k

Наблюдения позволяют дошкольнику самостоятельно добывать новые знания об объектах окружающего мира

Чтобы у дошкольника развивался интерес к познанию окружающего мира, он должен не воспринимать готовую информацию, а самостоятельно искать и открывать новые знания. Именно к таким видам деятельности относится наблюдение, которое успешно практикуется в ДОУ. Каждый ребёнок по природе своей — пытливый исследователь, и ему очень нравится рассматривать объекты живого мира в их естественной среде, а также созданные человеком конструкции. Ведь ни одна картинка или видеоматериал не заменит непосредственного рассматривания дерева, рыбки, попугайчика, машины, которая разгружает продукты возле кухни детского сада. Процесс наблюдения затрагивает мыслительную и эмоциональную сферы, которые активно развиваются у воспитанников средней группы.

Теоретические аспекты проведения наблюдений в средней группе ДОУ

Наблюдение — это целенаправленное восприятие дошкольниками объектов и явлений окружающей среды, специально организованное педагогом. Данный процесс довольно сложен, поскольку задействует одновременно чувственное восприятие, мыслительные процессы (умение анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи) и речь ребёнка. Кроме того, для успешной работы имеют значение уже имеющиеся у малыша знания и опыт.

Такая деятельность становится важной составляющей для формирования экологической культуры дошкольника, поскольку нацелена на следующие результаты:

  • У ребят появляется желание больше общаться с природой, отражая при этом свои впечатления в продуктивной деятельности и различных играх.
  • Закладывается правильное понимание сущности природных явлений, бережное отношение к растениям и животным.
  • Дети приобретают практические знания об охране природы.

Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир посредством образов и эмоций, поэтому грамотно организованное наблюдение является источником разнообразных и запоминающихся впечатлений воспитанников.

Задачи

В среднем дошкольном звене наблюдения решают следующие задачи:

  • Углубление знаний о сезонных изменениях в природе: малыши учатся замечать и называть такие явления, как ветер, листопад, снегопад и пр., выделять признаки конкретного времени года, сравнивать пейзажи в различные сезоны (осенний и зимний, зимний и весенний и т. д.).
  • Формирование умения устанавливать элементарные связи между явлениями природы (к примеру, похолодало — исчезли насекомые, отцвели растения, подморозило — вода превратилась в лёд).
  • Расширение представлений о многообразии растений и животных, птиц и насекомых, их состоянии и поведении в разные времена года.
  • Углубление знаний о свойствах объектов неживой природы (например, воды и песка, камней и глины и т. д.).
  • Развитие представлений о работах, проводимых на участке детского сада (труд дворника в разные сезоны), на цветнике, огороде (посадка семян, уход за растениями, сбор урожая).
  • Уточнение представлений об объектах социального мира (как одеты прохожие в определённый сезон, рассматривание транспорта, пешеходного перехода, работы светофора и т. д.).

Приёмы работы

У детей пятого года жизни уже есть определённые представления о природе, они способны к детальному восприятию объектов. Тем не менее наблюдение обязательно должен координировать педагог: задавать вопросы, составить примерный план, указывать на признаки сходства и отличия ряда объектов (например, разных деревьев или птиц). В результате у малышей возникает целостный образ, они способны словесно описать растение, животное, природное явление.

Дети и воспитатель рассматривают берёзу

В средней группе педагог обязательно координирует процесс наблюдения

Наблюдение усложняется за счёт увеличения количества одновременно рассматриваемых объектов (вместо одного два). Кроме того, каждому ребёнку либо группе дошкольников (из 2–3 человек) могут выдаваться объекты для индивидуальной работы (к примеру, листочки, веточки или шишки).

В ходе такой деятельности педагог не должен забывать про природоохранные требования (использовать только упавшие листочки и веточки, не срывать их с дерева), чтобы малыши учились бережно относиться к растениям и животным.

Детям 4–5 лет проще воспринимать объект природы, если связать его с практической деятельностью. Педагог ставит задачу — сообщает, что в их группе появился аквариум с рыбками, и ребята должны научиться ухаживать за ними (в ходе наблюдения дошкольники начинают осваивать простые трудовые действия: дать рыбкам или птичке корм, вымыть поилку). Другой пример — нужно внимательно рассмотреть эту рыбку, чтобы потом её нарисовать.

Мальчик и девочка ухаживают за рыбками в аквариуме

Наблюдение будет более эффективным, если связать его с практической трудовой деятельностью

Рассматривание каждого объекта воспитатель сопровождает многочисленными вопросами. Они направлены не только на уточнение внешнего вида объекта (например, какого цвета шерсть у хомячка, какова форма его туловища), но и на нахождение причинно-следственных связей (почему эта рыбка плавает так быстро, что помогает хомячку так ловко лазить по лесенке).

Рассматривание некоторых объектов хорошо сопровождать загадками, чтением коротких стихотворений, потешек соответствующей тематики. Так, к наблюдению за птицами на участке подойдут такие варианты:

  • Галка скачет по дорожке.
    Галка — тоненькие ножки,
    Чёрная головка,
    Серый плащ-обновка. (А. Соколик).
  • Сорокабелобока
    Жила неподалёку,
    Трещала, как трещотка,
    Хвостом по околотку,
    Летала недалёко —
    Не низко, не высоко.
    Все новости сызнова —
    Вызнала, вызнала!
    Хвостом завертела
    И в лес улетела —
    Фрррр! (Т. Второва).
  • Воробей нахохлился,
    Скок-поскок…
    — Намочился в лужице
    Поясок.
    Поясок из пёрышек,
    Чик-чирик…
    Но купаться в лужице
    Я привык. (А. Алфёрова).
  • Синичка, синичка,
    Весёлая птичка.
    Летает ловко,
    Щебечет плутовка.
    Птичка — синичка
    Ростом невеличка,
    Наша синичка —
    Воробью сестричка. (Е. Володина).

В ходе наблюдений следует опираться на личный опыт дошкольников. Так, рассматривая котёнка, хомячка, рыбок, педагог просит малышей рассказать, какие домашние питомцы есть в их семье, какого они цвета, какой корм любят, как можно поиграть с домашним животным. Аналогично, любуясь цветником на территории детского сада, воспитатель просит ребят вспомнить, где ещё они видели красивые клумбы, просит описать их.

Данный приём способствует социализации детей, воспитывает стремление эмоционально делиться с другими своими впечатлениями, а также позволяет сформировать обобщённые представления об объектах.

В конце наблюдения воспитатель подводит итог, выясняет, как ребята усвоили новые знания (с помощью вопросов). Например, «Теперь мы знаем, как нужно ухаживать за хомячком — давайте вспомним это вместе», «Вы сможете определить снегиря, если заметите его на прогулке с родителями?».

В среднем дошкольном звене проводится больше наблюдений за растительным миром: дети рассматривают семена накануне их посадки, сравнивают разные виды деревьев (к примеру, берёзу и рябину), дерево и кустарник, комнатные цветы (герань и бегонию). Здесь полезно использовать вспомогательные схемы, гербарии, рисунки.

Схема сравнения деревьев, кустарников и трав

В процессе наблюдения целесообразно использовать схемы и рисунки

Ещё один приём работы, который можно использовать при работе с малышами пятого года жизни, — простые игры-поручения вроде «Найдите такой же» или «Кто заметит?».

Дошкольники, сидя за партами, рисуют котёнка

Если на прогулке малыши наблюдали за кошкой, то полученные знания и впечатления можно закрепить в процессе рисования

Виды наблюдений в средней группе

Наблюдения в детском саду можно классифицировать по многим параметрам.

Дети наблюдают за растениями на прогулке и в экологическом уголке группы

Прежде всего, наблюдения классифицируются по месту их проведения — в группе или за её пределами

Таблица: классификация наблюдений

Критерий Виды наблюдений
Место проведения
  • На прогулке (участок ДОУ);
  • на экскурсии (в парк, лес, на поле, луг, к перекрёстку, пешеходному переходу и пр.);
  • в экологическом уголке в группе;
  • в процессе занятия (экология, ПДД, коммуникативное).
Продолжительности
  • Кратковременные (иногда длятся всего пару минут, например, рассматривание птиц на кормушке или таяние снежинки на ладошке);
  • длительные, или циклические (могут растягиваться даже на несколько месяцев):
    • поведение рыбок в аквариуме,
    • рост и изменение одуванчиков на участке,
    • набухание почек на деревьях,
    • постепенное изменение окраски листвы осенью.
Количество воспитанников
  • Индивидуальные;
  • групповые (до 10 человек);
  • фронтальные (вся группа).
Стадии усвоения знаний
  • Первичные;
  • повторные;
  • сравнительные;
  • обобщающие.
Решаемые познавательные задачам
  • Распознающие (создают представления о многоообразии объектов, их свойствах);
  • воссоздающие (воспроизведение целостной картины по конкретным признакам).
Наблюдаемые объектам
  • За объектами неживой природы (камни, снег, сосульки, лужи, облака и пр.);
  • за живыми существами;
  • за транспортом (на территории ДОУ либо за его пределами: машина, привозящая продукты, пожарная и др.);
  • за трудом взрослых (дворником, убирающий территорию ДОУ, педагогами и старшими дошкольниками, работающими на огороде).
Причина проведения
  • Запланированные;
  • организованные по просьбе детей, случайные.

Какие занятия могут включать в себя наблюдения

Наблюдения часто органично включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности. Чаще всего наблюдения являются частью экологического занятия.

Так, рассказывая ребятам об устройстве аквариума, нет ничего лучше, чем непосредственно рассмотреть его вместе с рыбками. Дети своими глазами увидят морские камушки на дне рыбьего «домика» (овальные и гладкие), изящные водоросли. Воспитатель при этом подчёркивает, что вода в аквариуме чистая и прозрачная, поскольку в грязной и несвежей рыбки погибнут. Малыши узнают, что для хорошего самочувствия рыбы ей нужно тепло и свет, водоросли и правильный корм. В процессе такого наблюдения дошкольники даже могут сами покормить обитательниц аквариума, что, конечно же, вызовет у них восторг и надолго отложится в памяти.

Ребята лучше усвоят строение рыбы, если увидят её вживую: блестящую чешую, плавники, извивающийся хвостик, жабры. А воспитатель расскажет, какую роль выполняет каждая часть тела.

Дошкольники рассматривают аквариум

Экологическое занятие на тему «Аквариум» лучше всего провести в форме наблюдения

Аналогично можно провести занятие по экологии на тему «Комнатные цветы». Наглядно рассматривая растения, имея возможность потрогать листочки руками, понюхать цветы, дети усвоят знания гораздо лучше, чем при использовании картинок и плакатов.

Наблюдения органично вписываются в занятия по изучению ПДД. Так, педагог наглядно продемонстрирует разницу между улицей и проезжей частью, а рассматривание настоящего светофора не сравнится даже с самой реалистичной его моделью. Ребята легко усвоят разницу между легковым и грузовым автомобилем, если рассмотрят их прямо возле детского сада. А если малышам удастся понаблюдать за работой регулировщика с чёрно-белым жезлом в руках, то они будут просто в восторге.

Воспитатель показывает дошкольникам светофор на улице

Наблюдение за работой настоящего светофора полезно для усвоения правил дорожного движения

Оказывается, метод наблюдения можно успешно применять и на занятиях по развитию речи. В этом случае педагог делает акцент не на познавательных результатах рассматривания объекта, а на формировании у дошкольников умения рассказывать о том, что они узнали, пополнении их словарного запаса.

Например, при рассматривании котёнка в активный словарь детей вводятся такие слова, как пушистый, игривый, ласковый, лакает и пр. Воспитатель просит придумать животному имя, просит малышей назвать как можно больше вариантов. Для развития детской речи следует задавать один и тот же вопрос по-разному (как мы назовём котёнка — какую кличку ему придумаем), проговаривать хором труднопроизносимые слова, для ответа на вопрос предлагать малышам несколько вариантов (тело котёнка покрыто перьями, шерстью или же чешуёй, шёрстка у него мягенькая или жёсткая, она гладкая либо пушистая, котёнок — это птица, животное или насекомое). Уточняя знания дошкольников о функции, которую выполняет каждая часть тела животного, педагог не только акцентирует внимание на правильном ответе, но и учит ребят отвечать не односложно, а полными предложениями (например, лапы котёнку нужны для того, чтобы передвигаться).

Организация наблюдений в средней группе детского сада

В среднем дошкольном звене уже можно практиковать циклические наблюдения за жизнью растений и животных. В процессе наблюдений воспитанники средней группы получают больший объём информации. Так, кроме сведений о внешнем облике живых существ, они узнают их способ передвижения, место обитания, предпочитаемую пищу. Это подводит ребят к пониманию связи между спецификой строения растений и животных и их приспособленностью к окружающей среде.

При организации наблюдения важно, чтобы объект был доступен для восприятия каждому ребёнку, участвующему в процессе. Воспитатель заранее продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны размещаться, чтобы получить необходимую информацию об объекте.

Педагог должен словесно озвучивать всё, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребёнка формируется полноценное знание.

Что касается продолжительности наблюдения в средней группе, то оно не должно занимать более 10 минут. Структура процесса организованного наблюдения такова:

  1. Вначале воспитатель собирает детей и привлекает их внимание («Сейчас вы увидите что-то интересное» или «Вы любите животных?»), можно привлекать игровых персонажей (старичок-лесовичок хочет показать малышам деревья), загадки-описания. Здесь важно не переусердствовать: сильные эмоции способны помешать мыслительным процессам.
  2. Основная часть — это непосредственное рассматривание объекта, в ходе которого педагог задаёт вопросы (не нужно их наслаивать друг на друга). Ведь дети должны подумать и сосредоточиться.
  3. Завершают наблюдение итоговые вопросы. Если ребята рассматривали какие-то объекты на прогулке, перед дневным сном им можно почитать сказку на подходящую тему, а вечером предложить создать рисунок, где они выразят свои впечатления.

Картотека наблюдений

Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. При работе с детьми пятого года жизни будут актуальны следующие темы:

  • Наблюдения, затрагивающие природные явления и сезонные изменения в природе:
    • погода;
    • листопад;
    • осенний дождь;
    • лужи на участке;
    • ветер;
    • небо;
    • облака;
    • снегопад;
    • снежинки;
    • лёд;
    • сосульки;
    • капель;
    • камни;
    • почва;
    • солнце.

      Дети и воспитатель на заснеженном участке

      Малыши обычно очень любят снег и с нетерпением ждут его появления

  • Наблюдение за растительным миром:
    • за цветником, берёзой, рябиной, елью, тополем, ивой;
    • сравнение двух деревьев по ряду признаков (к примеру, берёзы и рябины, живой и искусственной ели);
    • за кустарниками;
    • сопоставление дерева и кустарника;
    • за набухающими почками на деревьях;
    • за корой деревьев;
    • за травой.
  • Наблюдение за животными, птицами и насекомыми:
    • за воробьём, вороной, синицей, голубем, сорокой, снегирём;
    • за перелётными птицами;
    • за птичьими следами на снегу;
    • сравнение птиц по размеру, окраске, голосу, оперению;
    • за птицами на кормушке;
    • в группе за попугайчиком, рыбками а аквариуме.
    • за кошкой, собакой, хомяком;
    • за насекомыми.
  • Наблюдение за людьми и трудом человека:
    • за работой дворника в разное время года;
    • за осенними работами на огороде (труд сотрудников ДОУ, воспитанников старшего возраста);
    • за посадкой овощей на огороде ДОУ в конце весны;
    • за трудом шофёра (привозит продукты в детский сад);
    • за трудом почтальона (приносит в детский сад письма, газеты и журналы);
    • за прохожими (во что одеты, как идут);
    • за малышами, которые недавно пришли в детский сад (как они ведут себя, отчего некоторые плачут);
    • за строительством нового дома.
  • Наблюдения, связанные с автомобилями и ПДД:
    • за автомобилями на дороге (проезжей частью);
    • за пожарной машиной;
    • за снегоуборочной машиной;
    • за строительной техникой.

      Дети и воспитатель наблюдают за пешеходным переходом и проезжей частью

      В ходе наблюдения малыши запомнят, как выглядит знак пешеходного перехода и увидят, как останавливаются перед ним машины

Фотогалерея: наблюдения за растениями

Фотогалерея: наблюдения за животными

Фотогалерея: труд дворника в разное время года

Таблица: фрагменты конспектов наблюдений в средней группе

Автор и название Ход наблюдения
Матвеева Н.
«Наблюдение за берёзой»
В.: Ребята, мы сегодня пришли в гости к берёзке. Все её называют русской красавицей. Посмотрите, какая она красивая, стройная, прямая, поднимается высоко-высоко. Как будто хочет до неба дорасти. Попробуйте достать до макушки. Все дотянулись? Не можете? Вот какая берёзка высокая!

  • Белая берёза в золоте стоит
    И листвой зелёной тихо шелестит.

Послушайте, ребята, берёза нам что-то шепчет. Наверно, нам берёзка песенки поёт? Поёт она листочками. А почему? Дует ветерок, листья на ветру шелестят «поют». Слышите? Посмотрите, веточки наклонились и дрожат. Они играют с ветерком. Но вот ветер перестал, и все листочки успокоились.
Ребята, а когда ветер сильный, какую песню берёзка нам поёт? (Грустную, громкую).
А когда ветер слабый и светит солнце? (Тихую, спокойную, колыбельную).
Полюбуйтесь красотой кроны. Какой красивый сарафан у нашей царевны, с чёрными кармашками. А как по-другому мы называем сарафан берёзки? Какого цвета? Давайте потрогаем, погладим её.
Ребята, встаньте под деревом и посмотрите вверх. Что вы видите? А веток сколько? А кто скажет, на что похожи веточки? Веточки похожи на косички, они длинные, тонкие, как кудри.

  • По всем странам славится
    Стройная красавица:
    Белые одёжки,
    Золото — серёжки,
    С расплетённою косой
    Умывается росой.
    Ветер пряди шевелит,
    Заплетать их не велит.

Берёза особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Её называют берёзкой белоствольной. Берёзе посвящено много стихотворений, песен, сказок, хороводов.

  • Люблю берёзку русскую,
    То светлую, то грустную,
    В белом сарафанчике,
    С платочками в карманчиках.
    С красивыми застёжками,
    С зелёными серёжками.
    Люблю её, нарядную,
    Родную, ненаглядную. (А. Прокофьев).

Ребята, все мы с вами дружим, вы дружите друг с другом, птицы дружат с птицами, животные дружат с животными, а я дружу с вами. Посмотрите, нет ли у нас на участке деревьев-подружек? Правильно, вот эти две берёзки дружат. Они дружат, потому что растут рядом и в трудную минуту помогают друг другу. Когда им грустно, они шелестят листочками, «беседуют» и веселят друг друга. Давайте послушаем, о чём они говорят. Они всегда вместе и никогда не ссорятся. Они растут на нашем участке, и когда мы играем рядом с ними, им весело, а когда уходим в группу, им скучно, и они снова ждут нас. Давайте встанем в большой кружок и поводим хоровод вокруг наших подружек.

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/nablyudenie-za-berezoi.html
Колесова С.
«Наблюдения за работой дворника зимой»
Наблюдение: обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега.
Стихи по теме:

  • Снега прошли немалые,
    А всё идут, идут.
    Дворники усталые
    Метут, метут, метут.
    Гремят они лопатами
    Под тучами лохматыми,
    Метёлками шуршат.
    На улицах, на улках,
    В дворах и закоулках
    Управиться спешат. (Е. Благинина).

В.: Что делает наш дворник? (Чистит дорожки от снега). Что у него в руках? (Лопата).
Давайте внимательно понаблюдаем за работой дворника. (Дети наблюдают).
Чем ещё кроме лопаты пользуется дворник? (Метлой, совком). Чем отличается работа лопатой от работы метлой? (Лопатой убирают большой снег, метлой сметают лёгкий снежок). Давайте сами попробуем сделать себе веники для уборки снега и мусора. Они должны быть крепкими и аккуратными.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Веничек».
Собрать вместе с воспитателем из прутиков веники, связать их. Смести снежок с лавочек из домика.
В.: Смотрите, какая интересная машина помогает дворнику убирать снег! Это снегоуборочная машина. (Наблюдают за работой снегоуборочной машины).
Трудная работа у дворника? (Да). Давайте тоже возьмём лопаты и поможем дворнику убирать снег. Но сначала разомнём наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Снегопад».

  • Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кистью руки)
    Над деревьями кружит и над колокольней (Поднимают руки вверх).
    Каждый дом и каждый куст греют, одевают (Показывают крышу дома),
    Снеговая шубка и шапка снеговая (Показывают шубку и шапку).
    Белых хлопьев белый пух с неба валит валом (Показывают, как падает снег),
    Укрывая белый свет белым одеялом (Поглаживают одну ладонь другой).
    Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления)
    Сладко спали до весны дерева и травы (Показывают, как спят).
    Это сколько ж наметёт снега за ночь-то (Руки у щёк, покачивают головой)!
    Это как же полетят с горки саночки (Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке)!

В.: А теперь можно приступать к работе! (Дети трудятся лопатами).

  • Много снега, негде бегать,
    На дорожке тоже снег,
    Вот ребята вам лопаты,
    Поработаем для всех!

В.: Как вы думаете, работа дворника нужна людям? (Да). Почему? (Чтобы было чисто, красиво и безопасно вокруг).
Послушайте стихотворение про дворника:

  • Наш дворник с метлой и лопатой
    В мороз, листопад и пургу
    Сгребает, дорожки песком посыпает,
    Детей приучает к труду.

В.: Давайте поблагодарим дворника за его важный и нелёгкий труд. Скажем ему спасибо за то, что у нас чисто в детском саду.
А теперь я предлагаю вам поиграть.

  • Дидактическая игра «Чьи инструменты?» (Показ карточек с изображением инструментов).
  • Подвижные игры: «Мороз-Красный нос», «Медведь проснулся».

В.: Ребята, вам понравилось наблюдать за работой дворника? Это нужная профессия? Зачем нам нужны дворники? Почему на дорожках должно быть чисто?

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-progulke-nablyudenija-za-rabotoi-dvornika-zimoi.html

Что представляет собой цикл наблюдений

Некоторые наблюдения целесообразно выстраивать в форме циклов. Для этого выбираются объекты как на участке детского сада, так и в группе. Каждое наблюдение в рамках цикла преследует свои задачи, не похожие на другие, но при этом все они взаимосвязаны. В совокупности же данная работа нацелена на формирование у дошкольников целостного представления об определённом объекте: его строении, поведении (или состояниях), жизненных условиях.

Циклические наблюдения имеют следующие преимущества:

  • Весь объём знаний даётся дошкольнику порционно, за счёт чего они усваиваются более прочно.
  • Каждое последующее наблюдение открывает ребятам новые грани знакомого им природного объекта, при этом уточняя уже имеющиеся.
  • Многократное обращение к конкретному объекту порождает к нему устойчивый интерес. Поэтому дети часто самостоятельно проводят новые наблюдения (их не побуждает к этому педагог, что крайне важно).
  • Циклические наблюдения можно организовывать в режимные моменты, что позволяет сэкономить время для других занятий и сделать жизнь малышей в детском саду более интересной и разнообразной.

Педагог показывает воспитанникам хомячка

Наблюдение за любым животным в уголке природы можно построить в виде циклов

Что касается длительности цикла, то он может занимать от одного до нескольких месяцев. Это может быть периодическое рассматривание огорода на подоконнике: малыши совместно с воспитателем отмечают, как выросли растения, как изменился их внешний вид (акцентировать внимание на этом можно, к примеру, дважды в неделю, хотя дети наверняка будут подходить к огороду и чаще). Другой пример — это наблюдение за аквариумными рыбками (акцент делается на их росте и поведении).

Для всех животных в экологическом уголке в группе воспитатель составляет свой цикл наблюдений: ведь ребята должны хорошо знать своих маленьких соседей. Циклические наблюдения можно также посвятить и объектам растительного мира, например, какому-то дереву на участке (берёза, рябина, ель и пр.), а также комнатному растению.

Девочка расматривает ягоды рябины

Рябина — колоритное дерево, которое может стать объектом циклического наблюдения в средней группе

Таблица: цикл наблюдений за хомяком в уголке природы

Этап наблюдения Цель Ход наблюдения
Знакомство с хомяком Вызвать интерес к животному, стремление наблюдать за ним. Педагог показывает ребятам хомяка, все вместе придумывают ему имя, уточняют размеры животного, его окраску, фактуру шерсти. Сравнение хомяка с мышкой. Анализ поведения питомца: что он делает в клетке, боится ли людей, легко ли поймать зверька, хомяк спокойный или подвижный.
Новый дом для хомяка
  • Показать детям, что для жизни рядом с человеком хомяку нужны условия — просторная клетка.
  • Учить детей помогать взрослым в обустройстве домика для питомца.
Дети наблюдают, как педагог обустраивает «домик» для хомячка: делает подстилку из песка либо опилок, устанавливает лесенку, колесо для бега, место для туалета. Обсуждается назначение каждого атрибута. Ребята наблюдают, что зверёк будет делать с лесенкой и колесом.
Хорошо ли питомцу в его домике? Учить малышей замечать, как ощущает себя зверёк в новой для него обстановке (новая клетка), подводить их к выводам: как можно улучшить условия. Малыши при помощи воспитателя оценивают, как чувствует себя хомяк в своём жилище: не болеет ли он, выясняют, когда хомяк более активен — утром либо вечером.
Питание хомяка Выяснить вкусовые предпочтения животного. Хомячок проголодался. Ребята дают ему хлеб, овёс, морковку. Зверёк ест и делает запасы.
Как хомячок делает запасы Уточнить особенности строения мордочки хомяка. Воспитатель сообщает дошкольникам, что у зверька есть защёчные мешки (похожие на сумки), в которых он переносит еду. Когда он кладёт туда корм, то мордочка надувается, как шарик, а потом снова худеет. Вывод — хомяк запасливый. Кроме того, у него острые зубки: необходимо постоянно давать животному веточки, чтобы он затачивал зубы.
Чистоплотность хомяка Обратить внимание детей на то, как хомяк ухаживает за собой. Ребята наблюдают, как хомячок умывается после еды. Он также постоянно чистит свою шёрстку (поэтому она у него гладкая и блестящая), аккуратно пользуется туалетом. Вывод: зверька можно назвать чистоплотным.
Как хомячок отдыхает Понаблюдать за режимом дня животного. Воспитатель акцентирует внимание дошкольников на том, что хомячок днём в основном спит, а активность проявляет ближе к вечеру. Вывод: животное ведёт ночной образ жизни.
Сравнение хомяка и мышки Закрепить знания о внешнем виде хомячка. Педагог подытоживает знания дошкольников о внешнем облике хомяка: овальное упитанное туловище, почти отсутствует шея, маленькие ушки и глазки, подвижный носик с усами, коротенькие лапки с острыми коготками. Зверёк похож на мышку, однако, в отличие от неё, бесхвостый.
Особенности передвижения хомяка Уточнить способы передвижения животного. Хомячок может двигаться по-разному: ходить, бегать (в том числе внутри колеса), лазать по лесенке, спрыгивать с неё. Однако бегает зверёк не особо быстро, поскольку его лапки короткие. Молодой хомяк более подвижен, чем старый. Дети делают вывод, что их питомец ещё молодой. Воспитатель предлагает малышам составить рассказ о забавном поведении хомячка.
Когда хомяка трудно заметить Дать представление о маскировочной окраске животного. Педагог прикладывает к стенкам клетки бумагу разных цветов. Меньше всего хомяк заметен на коричневом фоне, поскольку он близок к его окраске (также он незаметен и на песке, насыпанном на дне клетки). Это способы маскировки животного.

Таблица: циклические наблюдения за рябиной на участке ДОУ

Этап наблюдения Цель Ход наблюдения
Знакомство с рябиной Учиться узнавать рябину, отличать её от остальных деревьев. Загадка про рябину. Педагог предлагает по описанию в загадке найти это деревце на участке. Дети приходят к выводу, что рябина отличается от других деревьев круглыми ягодками красно-оранжевого цвета.
Рябина во время снегопада Учить видеть красоту дерева, покрытого снегом. Загадка про заснеженное дерево. Обсуждение того, как выглядит рябина: белая и пушистая от снега. Но её веточкам тяжело: ребята должны помочь ей — стряхнуть снег, и тогда веточки сразу поднимутся.
Ягоды рябины Сообщить детям, что ягодами рябины любят лакомиться птицы. Внимание дошкольников обращается на ягоды возле рябины на снегу. Оказывается, их очень любят есть птички, в особенности снегири. Но они выбирают только семена внутри и пьют сок, а мякоть выплёвывают. Вот поэтому снег и кажется красным.
Сравнение рябины с берёзой Учить находить черты сходства и различия рябины и другого дерева. Воспитатель с детьми последовательно выделяет черты отличия рябины и берёзы: разная окраска коры, форма листьев, наличие ягод (у берёзы семена в «серёжках»).
Составление сказки «Я — рябинка» Учить эмоционально выражать своё отношение к дереву посредством сказки. Во время прогулки воспитатель предлагает ребятам сочинить небольшую сказку о том, что чувствует рябинка, о чём она мечтает. Наводящие вопросы: хорошо ли ей живётся на участке, какое время года у неё любимое, что шепчут веточки, когда дети выходят на прогулку, как помочь рябинке чувствовать себя лучше, хорошо ли быть деревом.

Перспективное планирование наблюдений в средней группе

Перед началом нового учебного года воспитатель составляет перспективный план наблюдений на прогулках, где он прописывает тему и цели каждого наблюдения.

Таблица: пример перспективного планирования на прогулке

Автор Гапликова А., воспитатель МАДОУ Д/с №4 «Подснежник», г. Домодедово, Московская область.
Месяц Тема наблюдения Цели
Октябрь Наблюдение за берёзой
  • Продолжать знакомить с берёзой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
  • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Наблюдение за погодой
  • Обращать внимание на то, как изменилась природа;
  • учить сравнивать природные изменения;
  • развивать наблюдательность.
Наблюдение за состоянием погоды
  • Формировать представление о природном явлении — тумане;
  • учить наблюдению за сезонными явлениями;
  • подмечать особенности того или иного явления, делать выводы.
Наблюдение за перелётными птицами
  • Расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;
  • воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.
Наблюдение за осенними работами на огороде Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Наблюдение за воробьями
  • Расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;
  • развивать внимание и наблюдательность.
Наблюдение за рябиной
  • Познакомить с рябиной, показать её строение: ствол, ветви, листья, ягоды;
  • рассмотреть её яркий осенний наряд.
Наблюдение за птицами Учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
Наблюдение за сорокой
  • Формировать представления о внешнем виде сороки, её характерных признаках, повадках;
  • воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnoe-planirovanie-na-progulke-na-oktjabr.html

Примеры наблюдений в средней группе ДОУ

Наблюдения в детском саду всегда проходят живо и эмоционально.

Видео: наблюдение за снегом в ходе зимней прогулки в средней группе

Видео: наблюдение за живой щукой в группе

Видео: презентация весенней прогулки «Солнечный денёк»

Дети пятого года жизни — это маленькие «почемучки», которые уже имеют определённый опыт и стремятся узнать как можно больше об устройстве окружающего мира. Именно поэтому в среднем дошкольном возрасте особое значение приобретают наблюдения, проводимые в ДОУ. Такая деятельность организуется в группе, на прогулках и во время экскурсий. Задача педагога — подбирать интересные объекты, ставить перед малышами конкретные вопросы и стимулировать детское внимание игровыми приёмами.

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(8 голосов, среднее: 4.1 из 5)

Поделитесь с друзьями!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему «Особенности педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ «(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно — ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой …

руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

особенности сюжетно-ролевой игрывиды  сюжетно-ролевой игрыруководство игройтематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах…

Особенности педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является …

Консультация для педагогов на тему «Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах»

совместная деятельность педагога с детьми…

Руководство и управление играми с правилами в разных возрастных группах

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и…

Роль взрослого в организации игровой деятельности дошкольника. Особенности руководства играми в разных возрастных группах ДОУ.

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в пре…

Картотека наблюдений в разных возрастных группах

Картотека наблюдений в разных возрастных группах…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Борный спирт в ухо инструкция по применению детям
  • Часы amst как отключить сигнал ежечасный инструкция на русском
  • Смена руководства школы
  • Asus rog strix x99 gaming инструкция
  • Сейзар инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают