Методика руководства подвижными играми по возрастам

Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах

          Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

         Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. 

Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ): 

        В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.

Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Выбор игры

  • Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
  • Принимается во внимание  место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
  • Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
  • Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру

Собрать детей на игру можно разными приемами:

  • В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  •  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре

       Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

 План объяснения игры

  • название игры ,
  • цель игры ,
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры,
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация играющих, объяснение игры

  • Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Выбор водящих

    Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

    Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих (коллективное желание детей,  обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр

      Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

     Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

      Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею

         Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).

Воспитатель:

  • подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
  • делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
  • следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
  • регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..

        Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры

      Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.

Подведение итогов п/игры

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

фон чистый.png

Методика проведения подвижных игр в
разных возрастных группах

Подготовила:

воспитатель-методист

Дегтярёва Ю.В.

Методика
проведения подвижных игр в раннем возрасте

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

С детьми первого года жизни проводятся
игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали»,
«Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость,
удовольствие.

На втором году жизни используются
бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч»,
«Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до
погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля
бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети
выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но
постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.
В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений
увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры
для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются
домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей младшего
возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши
изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот
и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается
(до 3-4).

Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси
(«Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил,
усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень
просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они
связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к
действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой —
возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать
в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто
раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная
ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего
коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся
соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу
не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры
детей младшего возраста часто сопровождаются словами
стихами, песнями, речитативом,
которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и
как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм
и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся
текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором
(«Мы — веселые ребята» и др.)

Текст задает ритм движению. Окончание текста
служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с
тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.

Методика проведения подвижных игр

в младших, средних группах ДОУ

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе
воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются
остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку
(зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

Создание интереса к
игре.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к
игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения,
испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню
на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в
игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В
частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят:
«Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит воспитатель. — Сегодня мы будем
играть в игру «Перелет птиц». Детям младшей группы можно показать флажок,
зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Хороший результат дает и короткий рассказ,
прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация
играющих, объяснение игры.
Объясняя игру важно
правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит
так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснения делаются,
как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и
перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах
педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до
начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать
подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а
потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном
проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать
их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким,
точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя,
особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе
игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его
выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как
прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит
от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей:
застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но
подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные
роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти
роли.

В играх с детьми младшего возраста
воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в
игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой,
поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и
ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть
использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе
заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и
размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а
потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо
группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть
элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).

Разметить площадку для игры можно заранее
либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты
раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и
дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и
руководство ею.
Игровой деятельностью детей руководит
воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и
возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей,
тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует
наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой.

Методика проведения подвижных игр в старших, подготовительных
группах ДОУ

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок,
договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу
ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей
группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям
собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям,
предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее
(отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому
что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к
игре
. Прежде всего, нужно
создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко
будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например,
прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы,
игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем
вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня
рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит
воспитатель. — Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц».

Организация
играющих, объяснение игры
. Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать
около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом
к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в
круг).

Проведение игры и
руководство ею.

В средней и старшей группах воспитатель
вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он
участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).
Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее
эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры:
удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах
цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими:
сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания, как в ходе
игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако
не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений:
замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе
игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение,
поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у
детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее
выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно
проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что
читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не
допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной
ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и
нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого
ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку,
которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении
игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают
нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на
пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения
движений.

Игры большой подвижности повторяются 3-4
раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время
паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая
продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших
группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. В
младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо
другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах
подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял
ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал
товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам.
Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро
поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно
проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий
раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо
привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает
более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Использованная литература:

  1. Литвинова М.Ф., Подвижные игры и
    упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для
    работников дошкольных образовательных учреждений — М.: Линка — Пресс,
    2005.
  2. Прищепа С.С., Физическое развитие и
    здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ
    Сфера, 2009
  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического
    воспитания и  развития дошкольников./ М.: 2001

Методика
проведения подвижных игр описана Аркиным,
Гориневским, Метловой, Осокиной,
Тимофеевой и др. 

Основные задачи
подвижных игр:

  • укреплять здоровье
    играющих;

  • способствовать
    их правильному физическому развитию;

  • содействовать
    овладению жизненно необходимыми
    двигательными навыками, умениями и
    совершенствованию в них;

  • воспитывать
    необходимые морально-волевые и физические
    качества;

  • прививать
    организаторские навыки и привычку
    систематически самостоятельно заниматься
    играми.

Методика
ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:

  • Название игры.

  • Программные задачи
    (закреплять, совершенствовать, управлять).

  • Цель игры (воспитание
    общей выносливости, силы воли; ловкости,
    дружелюбия, ориентировка в пространстве
    и т. д.).

  • Оборудование
    (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.)

  • Сюжет игры (младший
    и средний возраст), содержание игры
    (старший дошкольный возраст).

  • Правила игры
    (знание правил игры, начинаем игру после
    сигнала).

  • Ход
    игры (выбор водящего, считалка, речевка,
    сигнал)

  • Руководство игрой
    (отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем
    гиперактивных детей, стимулируем к
    действиям медлительных детей).

  • Варианты игры
    (усложнения).

  • Анализ проведенной
    игры (подводить итоги игры нужно только
    на положительных эмоциях, похвалить
    лучших, успокоить проигравших, обнадежить,
    что в следующий раз все получится)

Роль
подвижных игр в системе физического и
спортивного воспитания огромна. Подвижная
игра, как и любая другая сопровождает
человека все его детские годы, подвижные
игры не только укрепляют здоровье и
развивают организм, но они также являются
средством культурно — нравственного
воспитания и приобщения человека к
обществу.

Образовательные
и воспитательные функции подвижной
игры могут быть успешно осуществлены
только при умелом руководстве ею, которое
предусматривает управление двигательным
и нравственным поведением детей.

В
процессе игры воспитатель должен следить
за правильностью выполнения движений,
соблюдением правил игры, нагрузкой и
взаимоотношениями детей.

Разрешение
конфликтов во взаимоотношениях между
детьми в младших группах легче
осуществляется через игровые образы.
В средней и старшей группах для этого
можно использовать разъяснение, удаление
из игры, извинение.

На
успешность действий в игре оказывает
влияние расположение играющих в самом
ее начале. Поэтому важно создать в начале
игры благоприятные условия для последующих
действий.

Приобретенные
умения дают
возможность ребятам достичь
успеха в игре. Удачные действия вызывают
у них радость, чувство удовлетворения
и уверенность в собственных
силах.
Ребята
начинают
работать
смелее и
решительнее. Такие действия играющих
предъявляют повышенные требования к
водящему. Поэтому дети даже с хорошо
развитыми двигательными способностями
при
выполнении роли водящего обязаны
содействовать
собранно, показывать
максимум
усилий для достижения своей
цели.

Развитие
самостоятельности и осознанности при
решении двигательных задач в подвижных
играх ведет к самостоятельному выбору
способа выполнения двигательного
действия с проверкой рациональности
его применения в игре.

В
несюжетных играх внимание переключается
на способ выполнения и результат, а сам
процесс выполнения подвергается только
частичному контролю.
Примером
таких игр являются: «Лови, бросай –
упасть не давай», «Школа мяча», «Мяч по
кругу», «Успей поймать», «Перебрось
через веревку», «Чье звено самое меткое»,
«Сбей кеглю».

Постепенность
в усложнении критерий
разрешает выработать
у детей точность и автоматизм метания,
добиться
действенного
использования
всевозможных
методик.

Довольно
принципиально,
чтобы дети, знакомясь с игрой, сразу
привыкали к четкому
выполнению
движений, включенных в нее. По
-другому они,
владея в достаточной степени основными
движениями, начинают действовать в игре
небрежно, что в силу частого повторения
приобретает большую устойчивость.

В
соответствии с требованиями «Программы
воспитания в детском саду» подвижные
игры постепенно усложняются, варьируются
с учетом возрастающей сознательности
детей, накопления ими двигательного
опыта, постепенной, целенаправленной
подготовки к школе.

Таким
образом, важно не только правильно
выбрать игру, но и провести ее так, чтобы
она дала наибольший эффект.

Ознакомление
детей с новой игрой, объяснение ее
содержания и правил требуют от воспитателя
тщательной подготовки. Содержание
некоторых игр необходимо раскрыть в
предварительной беседе. В результате
бесед, рассматривание картин выясняются
знания детей, уточняются их представления,
создается отношение к игровым образам.

Распределение
ролей в играх происходит по-разному.
Иногда воспитатель назначает водящего,
руководствуясь определенными
педагогическими задачами (поощрить
новенького ребенка, или, наоборот,
показать на примере активного, как важно
быть смелым, или отклонить просьбу
самоуверенного ребенка и поручить эту
роль робкому, застенчивому), или включается
сам в игру к общему удовольствию детей,
беря на себя роль водящего или рядового
участника.

В
ином
случае
педагог
пользуется считалками или предлагает
самим детям выбрать водящего и объяснить,
почему они именно данному ребенку
поручают роль.

В
процессе игры педагог
наблюдает за
движениями, действиями и взаимоотношениями
детей, выполнением ими правил, за дозой
нагрузки,
делает краткие указания.

Завершается
подвижная игра совместной
ходьбой постепенно снижающей физическую
нагрузку и приводящей пульс в норму.
Заместо
ходьбы
может быть проведена аналогичная по
значению малоподвижная игра («Найди и
промолчи», «Принеси, что тебе понравится»,
«Кого не стало», «Угадай по голосу» и
т.д.)

Не
следует подводить итоги игры сразу
после ее окончания; активная
двигательная
деятельность детей в игре без постепенного
перехода к отдыху не благоприятно
воздействует на работу сердца и всего
организма ребенка.

При
оценке игры воспитатель отмечает ее
положительные стороны, называет детей,
удачно выполнивших свои роли, проявивших
смелость, выдержку, товарищескую
взаимопомощь, и наоборот, порицает
нарушение правил, и связанные с этим
действия детей.

В
задачи педагога
при
руководстве играми входит наблюдение
за состоянием играющих и регулирование
нагрузки. Дозировать ее в играх
возможно,
воспользовавшись общепринятыми
способами:


увеличивать или уменьшать общее время
игры, а также изменять количество
повторений всей игры или отдельных ее
эпизодов;


регулировать длительность перерывов
в игре или проводить игры совсем без
перерывов;

-проводить
игру на большем или меньшем участке, с
большим или меньшим количеством
препятствий;


изменять сложность препятствий
преодолеваемых в игре;


удлинять или сокращать дистанции для
перебежек, проползания;


варьировать количество основных
движений.

Таким
образом, оздоровительное, воспитательное
и образовательное значение выше указанных
игр многообразно, но для реализации
этого необходимы творческое отношение
воспитателя и педагогическое мастерство.

Элементы
соревнования и творческие задания
способствуют выработке прочных,
осознанных, достаточно гибких двигательных
навыков, умения применять их в новых
условиях, самостоятельно придумывать
и проводить игры со сверстниками,
подводят к самостоятельной организации
досуга, что необходимо для подготовки
ребенка к школе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    10.11.2018143.87 Кб2БЖ.doc

  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Небулайзер для ингаляций and инструкция по использованию
  • Стопдиар инструкция для детей сироп инструкция по применению
  • Мануал для harley davidson на русском
  • Проспект руководство по эксплуатации
  • Моталка для пряжи инструкция по применению