Методика руководства ручным трудом детей дошкольного возраста

Автор: Исаченко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт: Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Методика и требования к организации ручного труда в детском саду»

Раздел: дошкольное образование

Методика и требования к организации ручного труда в детском саду

Важное

значение

трудовому

воспитанию

придавал

К.Д.

Ушинский

«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в

человеке жажду серьёзного труда…».

Основная задача

по

ручному

труду

научить

детей

с

удовольствием

мастерить,

работать

с

любым

подручным

материалом,

фантазировать

и

делать

своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат

работы.

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя

мастером,

художником,

творцом,

формирует

желание

и

стремление

мастерить

своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Одно

из

наиболее

важных

условий

успешного

развития

детского

художественного творчества, а ручной труд является таковым, — это разнообразие и

вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,

красивые

и

разнообразные

материалы,

интересные

для

детей

неповторяющиеся

задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не

допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз

воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли

применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые

решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные

эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на

принципах построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и

использовать

соответствующие методы

и

приемы

обучения в

зависимости

от

поставленных задач:

— Объяснительно – иллюстративный,

— Репродуктивный,

— Проблемного изложения,

— Частично поисковый,

— Рефлексивные приёмы и методы,

— Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной

литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение,

описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной

деятельности и деятельности товарищей.

Большое

место

отводится наглядности

(показ

педагога,

пример), то

есть

реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе

занятий

наглядность

используется

в

одних

случаях

для

того,

чтобы

направить

усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В

конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития

образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются

на

занятиях

и практические

методы (самостоятельное

и

совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в

присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать

вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с

материалами

необходимы

показ

и

объяснение

воспитателя,

определенные

практические

действия

детей

под

контролем

взрослого,

наблюдающего

за

правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её

части:

в

процессе

постановки

и

мотивации

задачи,

в

исполнительской

части

деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,

сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,

основы конструкции);

Анализ

серии

образцов,

выполненных

одним

способом

(вычленить

обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить

действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

Анализ

поделки

(дать

заранее

установку

на

самоконтроль

выполнения

контрольных действий, взаимоконтроль).

НОД с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или

какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,

проводятся беседы.

2.

Рассказ,

который

сопровождается

показом

материала.

Дети

исследуют

форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4.

Объяснение

приёмов

создания.

Важно

побудить

детей

к

высказыванию

предложений

о

последовательности

выполнения

задания,

отметить

особенности

работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Выставка работ.

9. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в

разных возрастных группах:

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала

и

работе

с

ним,

помочь

обрести

уверенность

в

собственных

силах,

получить

удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми

пространственных

отношений

между

предметами

и

некоторых

физических

закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные

практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги:

сгибать

прямоугольный

лист

бумаги

пополам,

совмещая

стороны

и

углы,

приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из

природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает

использовать

для

закрепления

частей

клей,

пластилин;

применять

в

поделках

катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой:

сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети

обучаются

созданию

из

бумаги

объемных

фигур:

делить

квадратный

лист

на

несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается

обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки,

ягоды)

и

других

материалов

(катушки,

проволока

в

цветной

обмотке,

пустые

коробки),

прочно

соединяя

части.

Формируются

умения

самостоятельно

делать

игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского

сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для

занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная

к

школе

группа.

Здесь

уже

можно

разделить

работу

воспитателя на несколько видов:

Работа

с

бумагой

и

картоном

продолжать

обучение

складывать

бумагу

прямоугольной

формы,

квадратной,

круглой

формы

в

разных

направлениях;

использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона;

создавать

игрушки-забавы;

создание

предметов

из

полосок

цветной

бумаги,

подбирать

цвета

и

их

оттенки

при

изготовлении

игрушек,

сувениров,

деталей

костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец;

создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа

с

тканью

обучать

вдевать

нитку

в

иголку,

завязывать

узелок,

пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»;

обучать

делать

аппликацию,

используя

кусочки

ткани

разнообразной

фактуры,

наносить

контур

с

помощью

мелка

и

вырезать

в

соответствии

с

задуманным

сюжетом.

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из

желудей,

шишек,

косточек

и

др.,

передавать

выразительность

образа,

создавать

общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного

возраста:

— Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно-развивающая среда;

— Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

— Наличие образцов изделий и поделок;

— Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах;

— Создание музея детских поделок, альбомов, книг;

— Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности

с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду

необходимо провести определенную предварительную работу:

— Создание выставок;

— Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.);

— Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.);

— Экспериментирование;

— Просматривание диафильмов;

— Чтение литературы;

— Рассматривание картин;

— Экскурсии;

— Коллажи;

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и

художественным трудом в ДОУ:

— Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев,

кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена

овощей и цветов)

— Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки,

трубочки, фантики и т. д.)

— Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) —

Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т . д.

— Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Условия успешной организации ручного труда:

насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского

художественного творчества предметно — развивающая среда

свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

создание

эмоционально-положительной

творческой

атмосферы

в

процессе

совместной педагогической деятельности с детьми

использование созданных детьми продуктов художественного творчества для

оформления

дошкольного

учреждения,

подготовки

атрибутов

спектаклей,

организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и

мини-библиотеки детских рукописных книг;

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с

детьми

провоцировать

родителей

на

оценивание

результатов

художественного

творчества детей.

Теория

и

практика

современного

нетрадиционного

детского

ручного

художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной

и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития

детей.

Требования к организации ручного труда в детском саду

Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех

конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических

(сгибание

бумаги,

соломки,

перевязывание,

плетение,

склеивание)

навыков,

которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые

способы

соединения

деталей,

находят

новое

композиционное

решение,

воспитатель поддерживает их и помогают достичь результата;

Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить

конкретное практическое применение;

В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой

детям работы;

В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;

Используемые

воспитателем

педагогические

приемы

помогают

детям

осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;

При

выполнении

детьми

работы

следует

предусмотреть

место

и

роль

воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а

также

их

самостоятельности

в

организации,

планировании

и

осуществлении

трудового процесса.

Трудовое

воспитание

формирует

у

дошкольников

нравственные

чувства:

доброжелательность,

сочувствие,

совесть,

гордыню,

стыд

и

т.

д.,

а

также

моральные

черты

личности:

бережливость,

трудолюбие,

правдивость,

сознательность.

Большое

место

в

трудовом

воспитании

имеет

моральная

сторона

труда

дошкольника: значимость его труда, бережное отношение к результатам труда,

орудиям,

материалам,

заботливое

отношение

к

природе.

В

художественной

литературе дети знакомятся с трудом взрослых, с красотой родной природы, с

сезонными

изменениями

в

природе.

Ознакомление

детей

с

трудом

взрослых

осуществляется в разных формах: не только нужны наблюдения за трудом или

чтение

рассказов

о

труде,

но

и

организация

совместной

деятельности

со

взрослыми. Детям импонирует роль помощника взрослого, но основной смысл

такой организации – непосредственное общение с тружеником, во время которого

ребенок «заражается» трудовым энтузиазмом, подражает действиям взрослых.

Эффективность воспитания положительного отношения к труду зависит от

проявления интереса к деятельности.

Это является одним из условий, обеспечивающим включение детей в труд,

успешное выполнение заданий педагога.

На

характер

деятельности

детей,

их

инициативу,

активность,

творчество

влияют познавательная направленность интереса, его эмоциональная окраска.

Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу

положительных

взаимоотношений

между

детьми,

особенно

выполнение

коллективных

работ.

У

дошкольников

формируются

навыки

взаимопомощи,

способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой

деятельности.

Накапливается

положительный

опыт

участия

в

коллективной

трудовой деятельности.

Навыки ручного труда формируются у детей как на занятиях, так и вне

занятий, во время самостоятельной деятельности.

Целью

обучения

детей

художественному

труду

являются

изготовления

предметов, имеющих значение для самого ребенка, его сверстников, близких

людей.

Например,

дети

на

занятиях

делают

игрушку

домик.

Они

впервые

приобретают определенные умения, получают новые знания. Педагог предлагает

сделать домики и подарить их малышам. Все его приемы направлены не на

поддержания

данного

общественного

мотива,

а

на

реализацию

главной

цели

занятия – сформировать навыки изготовления поделки.

На

занятии

и

вне

занятий

педагог

формирует

общие

способы

создания

поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу

«научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть

обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные

части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Это

необходимо при выполнении поделок из бумаги, соломки, засушенных растений.

Усвоив

последовательность

рассматривания

образцов,

дети

могут

придерживаться

выработанного

умения,

особенно

если

педагог

на

занятии

подчеркивает значимость анализа (рассматривание) «научитесь рассматривать и

тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку (картинку), которую вы захотите

сделать в уголке труда».

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель

раскрывает «ближайшие перспективы» — практическое применение полученных

знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или

образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после

занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда.

Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный труд, подводя итоги

задания, подчеркивая значимость ручного труда, и вызывает к нему интерес.

Оценка

детской

деятельности

осуществляется

с

позиции

успешности

решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует

научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно

поставленной

задачи.

Постепенно

усложняя

содержание

занятий,

активизируя

детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной

деятельности.

Применяя

в

ручном

труде

полученные

знания

и

умения,

дети

осознают их значение в практической деятельности.

Важно

позаботиться

о

том,

чтобы

в

уголке

труда

были

необходимые

материалы

для

поделок

(солома,

засушенные

растения,

разные

виды

нитей,

веревок, шпагатов, сутажа, бумага, картон, клей, кисти). Их нужно заготовить в

большом количестве.

В

основу

работы

воспитателя

должен

быть

положен

ряд

методических

условий:

Содержательная

связь

истории

декоративно-прикладного

искусства

с

художественно-творческой

деятельностью

и

выходом

на

многовариантность

исполнения творческих заданий;

«Эмоциональная

методика»

подачи

духовно-эстетического

содержания

в

работе

с

детьми,

способствующая

развитию

увлеченности

и

познавательного

интереса;

Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности;

Широкое

использование

различных

методов

в

подаче

историко-

социологических сведений о местных художественных промыслах;

Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с

различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном

отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а

также в развитии художественного вкуса;

Работа с родителями предполагает: папки — раскладушки, информационные

стенды,

индивидуальные

консультации,

мастер

классы,

анкетирование,

родительские встречи, семинары — практикумы.

Литература

1.

Лыкова

И.А.

Художественный

труд

в

детском

саду:

Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

2.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М:

2003, — 344с.

3.

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М:

Мозайка-Синтез, 2007.

Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте

        Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.

        Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

        Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду.         Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

  • Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.
  • Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.
  • Труд в природе (или сельскохозяйственный труд) направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

        К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.

  • Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д.

        К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда — во всех возрастных группах.

        В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями — укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.

        Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.

        Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей:

  • Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы.
  • Во-вторых, по степени самостоятельности — формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

        Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, — его обязательность. Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).

        Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом — коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.

        Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства — по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.

 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

        Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.

        Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

        Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

        К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

        Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

        Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

        Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

        Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совместный, коллективный труд.

        Поручения — это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности (кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); по содержанию (соответствуют видам труда).

        Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

        В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Продолжительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

        Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

        Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

        Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде — единая.

        Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд — общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный — в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

        Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоционально-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудование; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

        Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

        Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

         Вывод:  Труд для дошкольника — полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Ручной и
художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение

2.     Характеристика и
значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

3.     Методика
организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных
группах

4.     Заключение

Список литературы

Введение

Труд — это целесообразная
деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов
природы для удовлетворения своих потребностей. 

Важное значение трудовому
воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум,
вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду
придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего
развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников
уделялось большое внимание:

— считалось важным и
обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду,
ручной труд с различными материалами.

— были определены ведущие
задачи — научиться трудиться с радостью;  приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются
систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г.
Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

Их исследования дали ответ
на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его
роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Отсутствие в
воспитательном процессе  трудовой составляющей может привести к задержке в
развитии личности.

Характеристика и значение ручного и художественного труда для
становления личности дошкольников

Ручной труд детей
представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением
простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в
известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей
трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на
отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный
характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый
из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии
последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и
корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством
воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в
повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских
интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных
заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои
интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи,
ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения
коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать
предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать
последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный
изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко
раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие
способности.

Художественный труд есть
труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и
художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего
быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной,
художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых
предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него
представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой
деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям
знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть
особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности
ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной 
группах основную роль играет ручной труд с элементами  творчества.
Проявление творчества  дошкольников определяется характером выполнения
предлагаемых  им мыслительных заданий. Важно чтобы  дети могли 
высвободить свою  творческую энергию. В смысле практической значимости
основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому
человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к
усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать
работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности  
бисероплетение — это вид рукоделия, с помощью которого  можно решать
следующие  задачи:

·     
    прививать  интерес к культуре своей Родины, к
истокам народного творчества, воспитывать  эстетическое отношение к
действительности, трудолюбие,  аккуратность, усидчивость, терпение, умение
довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного
отношения к используемым материалам, прививать  основы культуры труда.

·         
развивать  моторные навыки, образное  мышление, внимание, фантазию,
творческие способности, формировать  эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у
детей  развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия,
творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность
пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов.
Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук,
что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий
художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все
психические процессы, развиваются творческие способности и
положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение
занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и
особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская:
«Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и
осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных
реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по
художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных
операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при
обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете,
цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление
различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в
них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по
художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и
их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок
уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их
маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей
и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного
качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к
красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок
начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом
в разных возрастных группах

Младшие группы.
Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь
обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата
своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений
между предметами и некоторых физических закономерностей,  познанию свойств
материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с
материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже
проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист
бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали.
Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев,
шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей
клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины,
пластиковые бутылочки и пр.

Старшая группа.
Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в
разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из
бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей,
сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек,
сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов
(катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части.
Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр;
сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо
привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной
деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе
группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и
картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы,
квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре
бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание
предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при
изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам;
формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных
игрушек в технике оригами.

Работа с тканью – обучать
вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить
простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя
кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать
в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным
материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и
др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для
самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

·        насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для
детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

·        свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с
ними;

·        наличие образцов изделий и поделок;

·        использование созданных детьми продуктов художественного
творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов
спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

·        создание музея детских поделок, альбомов, книг;

·        непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой
деятельности с детьми.

Для успешного обучение
дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную
предварительную работу:

·        создание выставок

·        создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

·        создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий
и др.)

·        экспериментирование

·        просматривание диафильмов

·        чтение литературы

·        рассматривание картин

·        экскурсии

·        коллажи

Материалы и инструменты,
необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

·        природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных
деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки,
крупы, семена овощей и цветов)

·        бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски,
крышки, трубочки, фантики и т. д.)

·        бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон,
фольга)

·        ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т .
д.

·        ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Заключение

Ручной и художественный
труд — по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение
эстетических потребностей человека.

В его содержание входит
изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает
мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению
доводить начатое до конца.

Результатами своего труда
дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в
дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки
и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять
выставки и т. п.

Отдельные элементы
ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

При этом участие
взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании
поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к
такому интересному труду очень полезно.

Малыш видит, как в руках
воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик — в голову
смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к
собственной деятельности.

Список литературы

1.     Бондаренко
Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: — Метода; 2014 г.,
208 стр.

2.     Буре Р.
Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений: — Мозаика-Синтез; 2011 г.

3.     Дмитриев
Ю.А.  Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного
возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

4.     Карпюк
Г.А., Шабалин Е. С.  Воспитателям об организации взаимодействия с
родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и
практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

5.     Куцакова
Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические
рекомендации. Для детей 2-7 лет: — Сфера, 2011г.

6.     Сайгушева
Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

7.     Сайгушева
Л.И.  Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного
возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

8.     Семенова
Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе
трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011
г., с. 70-75    

9.     Хлыбова
Г.В.  Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов
конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Ручной труд в детском саду — это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.  

В ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей. Труд включён в социально-коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста назван ряд видов деятельности, таких как самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, включая бумагу, природный и иной материал.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является, то что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой,  древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т. д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, кухонное полотенце для бабушки, корзинку-игольницу для мамы.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, — это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно.

На сегодняшней нашей встрече мы хотим поделиться опытом организации ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду.

Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду:

  • научить детей с удовольствием мастерить;
  • работать с любым подручным материалом;
  • фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

  • от простого к сложному;
  • принцип систематичности;
  • принцип тематических циклов;
  • индивидуального подхода;
  • принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемного изложения;
  • частично поисковый;
  • рефлексивные приёмы и методы;
  • игровой.

Объяснительно-иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится  наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других — на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

  • обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
  • анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
  • анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
  • анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
  • анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу: научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку.

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа:

  • умение определять в предмете его основные части;
  • устанавливать их пространственное расположение;
  • выделять детали.

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии,  восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» — практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Л. В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» — по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности — сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т. д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немаловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Содержание художественного труда дошкольников составляют:

  • работа с тканью, нитками:  декоративная аппликация, коллажи из ткани, бисера, бус,  плетение, ткачество,  изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;
  • работа с природным материалом:  изготовление мелких и крупных скульптур — анималистика,  изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,  плетение из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов, оформление живого уголка;
  • работа с бумагой, картоном:  аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, открыток; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров;
  • работа с глиной, тестом, гипсом:  создание декоративных украшений, создание панно для оформления интерьера, изготовление мелких скульптур, игрушек, сувениров, кукольной посуды;
  • работа с бросовым и искусственным материалом:  вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

Вместо традиционных занятий предлагается форма  творческих проектов, для которых характерно следующее:

  • выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;
  • расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);
  • вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
  • обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
  • презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных), в этом процессе  принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности: организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т. д., открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.

Работа с родителями предполагает:

  • папки — раскладушки;
  • информационные стенды;
  • индивидуальные консультации;
  • мастер — классы;
  • анкетирование;
  • родительские встречи;
  • семинары — практикумы.

Условия успешной организации ручного труда:

  • насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно — развивающая среда;
  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
  • создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми;
  • провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

 Список литературы:

  1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, 344с.
  3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.

Автор: Виктория Прядкина 

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной  группах основную роль играет ручной труд с элементами  творчества. Проявление творчества  дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых  им мыслительных заданий. Важно чтобы  дети могли  высвободить свою  творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности   бисероплетение — это вид рукоделия, с помощью которого  можно решать следующие  задачи:

·          прививать  интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать  эстетическое отношение к действительности, трудолюбие,  аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать  основы культуры труда.

·          развивать  моторные навыки, образное  мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать  эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у детей  развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

УДК001Епураш Валентина Николаевна,воспитатель МБДОУ детский сад № 14,р.п.Мухен,Хабаровский крайvalya.epurash.64@mail.ru

Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда

Аннотация. В работе отраженыпроблемы трудового воспитания, стоящие передпедагогамидошкольных учреждений: каким трудовым навыкам надо обучать детей, какие давать задания на занятияхи в свободное время и как обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководствоею.Ключевые слова:ручной труд, организация педагогического процесса, дети дошкольного возраста.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальностьвыбранной темы характеризуется тем, что проблемы трудового воспитания неоднократно обсуждались в области на совещаниях педагогов дошкольных учреждений. Хотелось подчеркнуть, что в формировании целостной личности ребенка большое значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность. Необходимо созданиеблагоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду.Нельзя сказать, что воспитатели не стремятся разнообразить трудовую деятельность детей. Однако в трудовом воспитании не всегда есть система, последовательность в решении учебновоспитательных задач.Нужно отметить, что работа по ручному трудупроводитсяэпизодически. Нет четкого представления о том, каким трудовым навыкам надо обучать, какие задания необходимо давать детям на занятиях и что они могут делать в свободное время, как при этом обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководствоею.Хотелось бы заострить внимание на развитииручного труда детей дошкольного возраста с помощью природных материалов.Объект исследования‬ручной труд детей дошкольного возраста.Предмет исследования‬особенности организации педагогического процесса с развитием ручного труда детей дошкольного возраста.Цель исследования‬изучить влияние развития ручного труда на организацию педагогического процесса у детей дошкольного возраста.Для достижения целинеобходимо решить следующие задачи:1.Определить роль ручного труда в формировании личности ребенка.2.Выявить особенности влияния природных материалов на развитие детей дошкольного возраста.3.Определить процесс организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.4.На примерах показать, какразвивать ручной труд детей дошкольного возраста.5.Подчеркнуть роль совместнойработы воспитателя и детей в формировании ручного труда.Всестороннее развитие детей дошкольного возраста в процессеработы с природным материалом

Работа с природным материалом заключаетв себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношеУДК001ния к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской:забавой, заполнением свободного времени или интересным делом?Изготовление игрушек, поделок из природного материала ‬труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему ‬красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуютего. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии,в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсорики ‬согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитиюу детей внимания ‬повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.Труд по изготовлениюигрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера. Не такто просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какуюлибо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенноформируются такие качества,как настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца[1].В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте даютвозможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.Нужно отметить, что труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. При правильной организации воспитательнообразовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста[2].

УДК001Какорганизовать работу по труду у детей дошкольного возраста

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:1)от грамотного методического руководства со стороны воспитателя;2)уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.); 3)степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;4)развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремлённость, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.Важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого надо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также их дальнейшее расширение и изменение. Ребятам очень нравится разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, каждый хочет научиться делать такие игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и чтото новое,свое. Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ:«Уголок Самоделкина», «Умелые руки», «Природа и мы»…Важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого.Сначала воспитатель активно вмешивается в процесс распределения обязанностей между детьми, показывает, как это делается. Чтобы мнение взрослого не было навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделоки,как всем участникам коллективного труда, отвечать за какоенибудь конкретное дело[3].В дальнейшем детям предоставляется возможность самим распределять обязанности между участниками работы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки).Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, к реке, прогулки по участку).Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Впечатлениеоб увиденном на экскурсиизакрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала[4].Работу по изготовлению игрушек следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.Для создания поделок на начальном этапе рекомендуется использовать только растительный материал. Прежде чем дети приступят к работе, им предлагаютпроанализировать готовую поделку. Воспитатель объясняет, какэто делается. В ходе анализа рассматривают части, детали поделки, характерные особенности ее формы, цвета, размеров, использованный материал и возможности его замены другим.Игрушки легУДК001кой конструкции требуют небольшого количества материала, а для соединения деталей во время анализа и работы используют пластилин. Если детали соединяются с помощью веточек, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстия шилом. Для этого нужен свежий материал, тогда наколы делаются легко, без усилий. На данном этапе все действия с шилом делаетвоспитатель. Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки (стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котёнок, птицы), им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала[5].Дошкольниковпродолжают учить анализировать будущую игрушку по ее рисунку, а затем рисунок заменяют контурным изображением поделки, так называемой моделью. С помощью модели дети выявляютхарактерные признаки и части игрушки, которую им предстоит сделать.

Когда дети научатся мастерить простые игрушки из растительного материала, им можно предложить более сложные поделки: оленя, вертолёт, павлина, собачку…Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала примерно такова:1.Вступительная беседа воспитателя о материале (например,о ракушках), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет.2.Сообщение темы и показ образца игрушки.3.Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.4.Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.5.Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.6.Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.Хотелось бы на примере нескольких поделокпоказать, как практически можно использовать материал.БабочкаЦели:формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовленииигрушки учить соизмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализупроцесса работы.Материал:желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.Ход работы.На столе воспитателя расположены готовые игрушки ‬бабочки разных размеров и цветов. Взрослый вместе с детьми определяют, какиечасти и детали бабочки сделаны из определенного природного материала, обсуждают возможные варианты его замены.УДК001На следующем этапе детей продолжают учить анализировать последовательность изготовления игрушки: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможностьсделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).КотенокЦели: продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок, закреплять навыки работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.Ход работы.Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит готовую игрушку и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить ее. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои, а из острых чешуек еловой шишки ‬уши.Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.При изготовлении этой игрушки шило используют минимально. Свежие плоды шиповника мягкие, и их легко накладыватьна веточки или спички. Но если будут использоваться подсохшие плоды, то без шила не обойтись. Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает детям правилатехники безопасности: всеоперации с шилом производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.После анализа образца дети приступают к самостоятельному изготовлению игрушек, воспитатель контролирует работу каждого ребенка, помогает накладывать отверстия шилом.Готовые игрушки он выставляет на свой стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку. В конце занятия оставшийся природный материал и инструменты убирают на место. Все вместе отмечают тех детей, кто бережно и экономно использовал материал.Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в мастерскую детского сада, где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своимсолнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки.Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому.Наша задачав том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, но, однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать?Попытаться помочь УДК001оживить природу могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств ‬радость созидания, творчества.

Ссылки источники1.АнтоноваТ., Волкова Е., Мишина Н.Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание.‬1998. ‬№ 6. ‬С.66‬71.2.Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. ‬Л.,1990.3.Венгер Л.А. Как изменить готовность к школе // Дошкольное воспитание.‬1995.№ 8.‬С.66‬74.4.Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу.‬М., 1985.5.Козлова С.А.,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. ‬М., 2002.

ValentinaEpurash,Educational specialist offirst qualifying category,kindergarten №14, Muhen,Khabarovskvalya.epurash.64@mail.ruFeatures of pedagogical process organization for the development of manual laborAbstract.The paper reflects the problems of labor education, which teachers of preschool institutionsmeet: what the necessary life skills for childrenare; what tasks children should do iat kindergarten and at home; how to provide simultaneous control and management of children activities.Keywords:manual labor, organization of pedagogical process, preschool children.References1.Antonova,T., Volkova,E., Mishina,N. (1998) “Problemy i poisk sovremennyh form sotrudnichestva pedagogov detskogo sada s sem’ej rebenka”, Doshkol’noe vospitanie, № 6, pp. 66‬71(in Russian).2.Babaeva,T. I. (1990) Sovershenstvovanie podgotovki detej k shkole v detskom sadu, Leningrad (in Russian).3.Venger,L. A. (1995) “Kak izmenit’ gotovnost’ k shkole”, Doshkol’noe vospitanie,№ 8, pp. 66‬74(in Russian).4.Budnickaja,I. I.&Kataeva,A. A. (1985) Rebenok idet v shkolu, Moscow(in Russian).5.Kozlova,S. A.&Kulikova,T. A. (2002) Doshkol’naja pedagogika,Moscow(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аминалон инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Conel ur5i v2 инструкция на русском
  • Konica minolta bizhub 185 инструкция на русском
  • Тгдц 03 тонометр внутриглазного давления инструкция
  • Баклосан таблетки 25мг инструкция по применению взрослым от чего помогает