Методика руководства сюжетно ролевыми играми детей раннего возраста

Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Сюжетно-ролевая игра в раннем возрасте

Определение 1

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид детской игры в дошкольный период. Она характеризуется эмоциональной насыщенностью, увлеченностью, самостоятельностью, активностью, творчеством детей. Основная ее особенность – наличие в ней воображаемых ситуаций.

Дети в 1,5-3 года способны овладеть азами сюжетной игры – условными игровыми действиями, которые замещают реальные действия с реальными вещами.

Условное действие всегда состоит из двух планов:

  • того, что делает ребенок фактически;
  • то, что это действие обозначает, его смысл.

Одно и то же смысловое содержание можно реализовать в разных условных действиях.

Если ребенок играет один, ему достаточно подразумевать смысл осуществляемого действия. Если же ребенок играет с кем-то, напарнику тоже необходимо понимать суть осуществляемого действия. Для этого ребенок должен назвать и пояснить само игровое действие или условное назначение предмета.

Задачей педагога является формирование у ребенка умения разворачивать условные действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами, связывая два-три игровых действия в единую смысловую цепочку, словесно их обозначать, продолжать действия, начатые взрослым или сверстником.

Нужно учить детей парному взаимодействию с одним предметом: катать мячик друг другу, тележку, вместе собирать одну пирамидку, строить башню из кубиков и пр. Такая работа обеспечивает большую самостоятельность детей, ориентацию на ровесников, заложение основ совместной сюжетной игры в будущем.

Первоначально должна быть решена задача формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого педагоги разворачивают сюжетную игру на виду у детей, одушевляет кукол и другие персонажи, приписывая им желания, понятные для детей.

Детям нужно видеть, что воспитателю искренне интересно играть, он проявляет эмоциональное отношение к куклам – помогает им, радуется или расстраивается за них. Такая игра выступает важным условием втягивания детей в условную ситуацию. Эмоциональная окраска действий взрослого и его позиция играющего сразу привлекают внимание детей. Обычно они наблюдают за игрой воспитателя, могут подходить к нему, отвлекаться от своих игрушек, следить за его действиями издалека.

«Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста» 👇

Игра, начатая воспитателем, может продолжаться вовлечением в нее какого-то конкретного ребенка, расположенного в настоящее время к общению со взрослым.

В этот период ребенок должен быть обеспечен возможностью разворачивать игровые действия с куклами в самостоятельной деятельности. Для этого можно посадить несколько игрушечных персонажей за столы, поставить перед ними тарелки, разложить приборы или подготовить игрушечные кроватки и стульчики и пр. Воспитатель пользуется простыми и понятными для детей ситуациями: кукла хочет поесть, хочет спать и пр. При этом он ограничивается включением в игру новых 2-3 действий в одной и той же сюжетной линии.

На данном этапе детям могут предлагать игровые предметы, которые имитируют реальные, что помогает детям в понимании смысла игровой ситуации, включении в нее. Условность также может быть подчеркнута тем, что взрослые в своей комментирующей речи вводят в игровую деятельность воображаемые элементы: кормит игрушки кашей, которой нет на самом детей, моет стол водой, которая течет из крана игрушечной кухни, приписывает кукле с неизменным выражением лица, проявление различных эмоций.

Постепенно дети осваивают действия с сюжетными игрушками, а педагог переходит к играм, состоящим уже не из одной, а из двух взаимосвязанных сюжетных ситуаций: кукла варит кашу на игрушечной плите и кормит ею медвежонка. Сюжеты с двумя связанными между собой ситуациями дают воспитателю возможность вовлечь ребенка в игру таким образом, чтобы его игровые действия не просто повторяли, но и продолжали по смыслу действия взрослого партнера по игре.

После того, как дети научаются развертыванию игры с сюжетными игрушками, дополняют игру взрослого партнера собственными действиями, воспитатель начинает реализовывать следующую задачу – формировать игровое действие с предметом-заместителем. В это время воспитатель вместе с сюжетными игрушками – подобиями реальных вещей пользуются в совместной игре с детьми предметами-заместителями (палочками вместо ложек, кубиками вместо мыла и пр.). Необходимость самостоятельного использования предмета-заместителя формируется у детей только тогда, когда он уже включается в условную игровую ситуацию, стремится ее продолжать и не видит подходящей по сюжету игрушки.

Игра-придумывание

Позже воспитатель продолжает проводить с детьми совместную деятельность, представленную игрой-придумыванием, предлагая теперь придумывать не сказки, которые уже выполнили свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности, а настоящие истории. Придумывание историй может быть осуществлено в более многочисленных группах – 4-5 человек. Воспитатель, после обсуждения с детьми начального эпизода истории – выбора героя, ситуации, в которую он попал, цели, которую он преследует, либо, предлагает его сам, уменьшая постепенно свой вклад в игру. На данном этапе не так важно контролировать соблюдение очередности рассказчиков: каждый ребенок готов уступить свой ход, если у партнеров нет интересных предложений.

Иными словами, характер игры-придумывания воспитателя с детьми в процессе педагогической деятельности изменяется в следующей последовательности:

  • совместно вспомнить и пересказать известную сказку;
  • частично преобразовать известную сказку;
  • придумать новую сказку, соединив сказочные и реалистичные элементы;
  • развернуть новый сюжет с разноконтекстными ролями;
  • придумать новую историю на основании реалистичного события.

После игры-придумывания со взрослыми, у детей может возникнуть желание ее самостоятельного продолжения. Иногда они стремятся развернуть игровой сюжет дальше в речевом плане, но чаще всего сюжет, который был придуман совместно с воспитателем, выступает в качестве толчка для игры с распределением ролей и развертыванием действий с игрушками. Педагог должен поощрять намерения, возникающие у самих детей, но не навязывать им необходимость разыграть придуманный сюжет.

При переходе к самостоятельной игре, дети базируются на придуманных событиях, выбирают определенный вариант, предлагают ряд новых коллизий, включают новые роли, то есть продолжается развитие творческой совместной работы.

Вся работа, направленная на формирование совместного сюжетосложения, может быть начата с детьми в старшей группе детского сада и продолжена в подготовительной группе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№42»

Консультация для
педагогов

«Методика
организации сюжетно-ролевой игры в группах младшего дошкольного возраста»

Подготовила:
Архиреева А.В.

Ярославль, 2022

Цель: повышение
компетентности педагогов в вопросах организации сюжетно-ролевой игры в группах
младшего дошкольного возраста.

Задачи:

— Актуализировать
теоретические знания педагогов о сюжетно-ролевой игре дошкольников.

— подробно рассмотреть
методику организации сюжетно-ролевой игры дошкольников 2-3 и 3-4 лет.

2 слайд. Игра — ведущий
вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на
то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в
дошкольном лишённые возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию,
при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны
к неврозам и агрессии.

Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства,
необходимо удовлетворить его потребность в игре.
 Одной из главных
задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и
совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в
примерных общеобразовательных программах, в нашей программе «От рождения до
школы» игре ребёнка в каждом возрасте посвящена отдельная глава (стр.253). Это
свидетельствует о признании важности игры современными учёными-педагогами и
исследователями детства.

3       
слайд. Сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию
ребёнка и подразделяются на:

        
Игры на бытовые сюжеты: в
«дом», «семью», «праздник», «дни рождения»

        
Игры на производственные и
общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека,
почта)

        
Игры на героико-патриотические
темы (герои войны, космические полеты)

     
Игры на темы литературных произведений,
кино-, телепередач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)

4 слайд. Принципы организации сюжетно — ролевой игры в детском саду:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего
дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом,
так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее
построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного
детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать
ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла
партнерам – взрослому и сверстнику.

5 слайд. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие компоненты: сюжет, содержание и роль.

        
Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий,
взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые
действия (крутить руль, готовить обед и т.д.) – одно из основных средств
реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны
. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад),
производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу,
магазин и т.д.), общественные (игры в библиотеку, школу и т.д.).

        
Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и
характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности

         
Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой
игры
.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя
с каким–либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о
данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком
из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

6 слайд. Методы
руководства игрой

        
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение
игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

        
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое
участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу
игры, предложение новой темы игры и др.) Воспитатель оказывает влияние и на
выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя
их нравственным содержанием.

        
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических
воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей,
исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития
интеллекта ребенка.

7
слайд
.
Сюжетно-ролевые игры в младшем возрасте способствуют:

  • Развитию интеллекта. Игра требует не
    только создавать сюжетный замысел, но и следовать ему, подбирая
    соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики,
    памяти, внимания.
  • Активизации речи. Ребёнок не может
    играть, не общаясь со сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в
    том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её
    развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые
    диалоги с товарищами. Играя в режиссёрскую игру с куклой или другим
    персонажем, ребёнок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени
    и от имени игрушки.
  • Социализации. Дети младшего
    дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что им наиболее близко и
    знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о
    социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры
    «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить
    представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью
    научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых,
    воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки
    получают представление о том, как вести себя в различных жизненных
    ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.
  • Развитию творчества, воображения,
    умения импровизировать. Соединить в игре события реальной жизни и
    творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни.
    Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы
    стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много
    гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в
    роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени:
    летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение
    не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности,
    но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.

8 слайд. Третий год жизни дошкольника характеризуется
как период развития  сюжетно — отобразительной игры, которая
предшествует становлению сюжетно- ролевой игры.

В начале года в игре ребенок увлечен действиями с игрушкой;

Появляются простые сюжеты из 2-3
взаимосвязанных действий (уже не круговые);

Роли пока нет (ребенок не осознает ее);

Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в
рамках определенной роли
: мамы, шофера, доктора.

В начале года ребенок в игре называет себя своим именем,

Идет активная подготовка
к принятию роли
: с 2.5 лет начинает активно развиваться самосознание
ребенка, развивается воображение. Малыш начинает
понимать, что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять
какую- либо роль.

Сверстник в игре малозначим (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает
чаще ради своих интересов — завладеть игрушкой.

Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную
линию
. Поначалу цепочки игровых действий осуществляются
довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках
появляется определенная логика, затем цепочки становятся более
продолжительными, обогащается содержание игры.

9 слайд. Основные задачи
педагога заключаются
:

— В развитии целенаправленной
игровой деятельности, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые
действия.

— Помогать детям усваивать назначения предметов и овладевать
действиями с ними;

— Готовить детей к принятию роли;

— Формировать умение детей играть рядом, а затем и вместе.

— Поддерживать интерес к игре;

— Создать условия использования предметов-заместителей.

10 слайд. В начале года игры детей
не продолжительны (5-6 мин.), но постепенно, при условии
правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование
игровых умений, игры становятся более длительными (10-15 мин.)

11 слайд. К основным этапам организации игрового
процесса относят такие:

Разработка плана
игры
(этап выбора игры — обозначение сюжета, ролей, характера
взаимодействия персонажей) с учётом интересов детей, их уровня развития и
степени освоения ими различных игровых действий. На этом этапе воспитатель
должен продумать и описать содержание, задачи и цели, спланировать возможные
направления развития сюжета, обозначить правила игры.

Подготовка
оборудования и инструментария
(этап оснащения, когда создаётся все игровая
атрибутика). Для детей младшего дошкольного возраста нужно подобрать игрушки и
замещающие предметы, которые используются во всех базовых игровых сценариях.
Использование заместителей сопровождается словом, пояснением;

Оборудование
предметно-игровой среды
в соответствии с возрастными особенностями и
выбранной темой игры. Следует обратить особое внимание на то, что игрушки
должны находиться в свободном доступе в поле зрения ребёнка. Для этого игровую
среду организуют таким образом, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до любой
игрушки и использовать её в ходе сюжетно-ролевой игры. Это стимулирует игровой
процесс и естественный интерес ребёнка к игре, создаёт предпосылки для
импровизации.

Начало
игры.
На этом этапе воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию.
Можно провести предварительную беседу, чтобы подготовить детей к предстоящей
игре: обговорить тему, ознакомить детей с планом игры, обсудить правила и
распределить роли. Для этого сначала используют различные дидактические игры и
упражнения, чтение художественных произведений, описывающих воображаемую
ситуацию или игровой замысел. При распределении ролей между детьми обязательно
должны учитываться желания каждого ребёнка.

Сохранение
игровой ситуации,
подразумевающее прямое или косвенное руководство игровой
деятельностью с использованием ролевого взаимодействия взрослого с ребёнком,
ребёнка с игрушками и, наконец, ребёнка с ребёнком. Воспитатель следит за
развитием сюжета и мягко направляет детей с помощью напоминания, указания,
совета, положительной оценки и прямого взаимодействия.

Этап
завершения игры,
который включает положительную оценку игровых действий
детей и анализ их взаимоотношений (возможны элементы аналитической беседы с
учётом эмоционального состояния детей и необходимости их переключения на
другие, более спокойные виды деятельности).

12 слайд.   Период
младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве
овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом,
нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвёртого года жизни переходят от
сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре
действия к умению брать на себя роль и следовать ей.
Для успешной
подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр с детьми четвёртого года жизни
педагогу необходимо знать, какие основные задачи выполняет этот вид
деятельности.

  • Помочь ребёнку перевести
    неосмысленные действия с игрушками
    ,
    предметами в имеющие смысл и результат, строить и развивать несложный
    сюжет. Например, заметив, что малыш неоднократно и заинтересованно
    «кормит» игрушечную собачку из мисочки, воспитатель говорит: «Какая у тебя
    замечательная собачка! Как её зовут? (Наделение именами всех участников сюжетной
    игры развивает речь, воображение, а также приближает игру к реальности,
    ведь в реальной жизни у всех живых существ, близких ребёнку, есть имена.
    Если малыш затрудняется с подбором имени питомцу, следует помочь ему в
    этом, чтобы не задерживать развитие игры). Давай назовём её Дружок.
    Дружок, наверное, хочет есть. Покормим его. Он поест и пойдёт гулять.
    Поведёшь его на прогулку?». Учить ребёнка переходу от действий с игрушкой
    к сюжетной игре нужно постепенно, лучше в индивидуальной форме,
    ориентируясь на желание самого малыша. Такая работа проводится в
    начале учебного года, после чего переходят к организации общих игр.
  • Стимулировать творчество детей
    при создании игровых ситуа
    ций, поощрять
    самостоятельность в игре, умение проявлять активность и инициативу,
    оставаясь в рамках выбранного сюжета, но не подменять игру выполнением
    «сценария» педагога. Главная руководящая и организующая роль в игре,
    конечно, принадлежит в этом возрасте воспитателю, но это не означает, что
    вся сюжетно-ролевая игра сводится к выполнению действий по его указанию:
    «Сегодня мы играем в поваров. Вы будете поварами, которые готовят еду.
    Давайте наденем фартучки и колпачки, возьмём посуду и приготовим обед». К
    сожалению, выполняя действия по такой словесной инструкции, дети будут не играть,
    а инсценировать игру. Чтобы игровой замысел, распределение и исполнение
    ролей исходили от самих малышей, им нужно давать больше свободы и
    инициативы, чаще обращаться к их небольшому, но уже существующему
    жизненному опыту: «Ребята, наши куклы проголодались, что же делать?
    (Ответы детей). Приготовить им обед? Верно, молодцы, у нас есть много
    посуды, есть плита, мы можем приготовить обед. Кто будет поварами? Что нам
    нужно сделать? (Надеть фартучки, закатать рукава). Что вы будете готовить?
    Какие продукты возьмёте? И т. д.» Чем чаще обращается педагог к детям
    в игре, спрашивает у них совета, помощи, тем скорее он сформирует у них
    умение строить игровые диалоги и самостоятельно определять круг игровых
    действий.
  • Учить использовать в игре
    предметы-заместители.
    Некоторые педагоги
    считают, что замещать следует незнакомые детям предметы по признаку общего
    сходства, а те, которые детям хорошо известны, давать в максимально приближенном
    к натуральному виду (игрушка). Однако такой подход не вполне логичен, ведь
    основное назначение любой деятельности ребёнка: познание, и в игре
    необходимо формировать правильное восприятие вещей, предметов. При
    замещении малознакомого предмета воспитатель называет его, следовательно,
    фиксирует в памяти малыша незнакомое слово, и заместитель может
    закрепиться как образ этого незнакомого предмета. Поэтому как раз
    малознакомые предметы нужно давать в максимально приближённом к настоящему
    виде, а замещать те, что хорошо известны. Например, дети и воспитатель
    играют в магазин, покупают и продают фрукты. Яблоки в этом случае можно
    заменить шариками красного и жёлтого цвета, а вот ананас или лимон лучше
    взять из набора пластиковых фруктов, поскольку эти тропические плоды мало
    знакомы большинству детей.
  • Формировать умение
    придерживаться выбранной роли
    , действовать
    согласно ей. Психика ребёнка четвёртого года жизни ещё неустойчива,
    произвольное внимание только начинает формироваться. Дети в процессе
    сюжетной игры могут даже забыть, каков изначально был сюжетный замысел и
    увлечься выполнением одного действия (например, вместо целенаправленной
    поездки мамы-девочки с куклой-ребёнком к врачу просто катать коляску по
    группе). Воспитатель должен быть готов к такому развитию событий и
    возвращать детей в рамки сюжета при помощи ненавязчивых напоминаний: «Где
    же мамы с больными детишками? Поликлиника скоро закроется». Если же дети
    продолжают отвлекаться, значит, игра им неинтересна или они устали. В
    таком случае вид деятельности меняют, а к сюжетно-ролевой игре
    возвращаются позже, обогатив её новыми игрушками, материалами,
    стихотворениями, загадками.
  • Способствовать установлению
    игрового взаимодействия
    , партнерских
    отношений между участниками игры, ролевому общению. Особое внимание
    следует уделять воспитанию доброжелательности, товарищества, умению уступать
    друг другу. Воспитание этих качеств поможет ребёнку не только в играх, но
    и в жизни в целом. Если один или несколько детей в игре проявляют
    агрессию, нежелание уступать, договариваться, произносят ролевые реплики с
    грубыми интонациями, то вполне вероятно, они копируют модель поведения,
    которую усвоили от взрослых. Требуют внимания и слишком робкие дети,
    которые стараются либо не принимать участия в игре, либо выполняют
    действия неохотно, молча наблюдают за остальными. Необходимо вести с
    такими ребятишками индивидуальную работу: беседы, чтение коррекционных
    сказок. Большую помощь может оказать и психолог.

13 слайд. Проведению
сюжетной игры предшествует тщательная подготовка. Воспитатель должен продумать
такие вопросы:

  • Место проведения. Обычно сюжетно-ролевые
    игры устраивают в помещении группы, в игровой зоне. Но летом их лучше
    проводить на свежем воздухе, поэтому игрушки и прочее оборудование выносят
    на участок, выбирая затенённое место, где ребятам не будут мешать те, кто
    занимается свободными или подвижными играми: павильон, беседку.

o  
Оборудование. Воспитатель готовит как игрушки и материалы, так и
элементы костюмов: шапочки и фартуки поваров, парикмахеров, каски строителей и
др., а также предметы-заместители.
Обратить особое внимание на доступность детям
игрушек и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его
игровой замысел.
Детей следует с младшего возраста учить бережно использовать
оборудование, не ломать игрушки, а после игр складывать всё на место.

  • Методы и приёмы привлечения интереса
    детей к игре. Это могут быть беседа, загадка, показ иллюстраций, создание
    проблемной ситуации.
  • Усложнение в игре. Повторяясь,
    сюжетно-ролевая игра должна обязательно содержать какое-либо усложнение,
    новшество, чтобы не только забавлять, но и развивать детей. Например,
    повторно играя в игру «Магазин», следует выбирать новые товары для
    продажи: овощи и фрукты, кукольную одежду и мебель, игрушечную бытовую
    технику, продукты, книги. Каждый раз планируя проведение сюжетной игры,
    воспитатель продумывает, чему новому научатся дети, какой игровой навык
    усовершенствуют.

14 слайд. Для того чтобы
дети увлеклись игрой и смогли воплотить игровой замысел, они должны накопить
жизненный опыт, который потом смогут перенести в игру. Для этого в детском саду
организуют:

·       
Наблюдения за трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника,
музыкального руководителя)

  • Чтение и разучивание художественных
    произведений.
    Разучив
    потешку, колыбельную, дети с удовольствием используют их в соответствующей
    игре.
  • Упражнения «Поделись игрушкой»,
    «Какая посуда столовая, а какая чайная?» и другие. Поскольку дети стали
    старше, короткие отобразительные игры раннего возраста типа «Одень куклу»,
    «Застели кукле постель», «Погрузи кубики в машину» сами по себе им
    неинтересны, легки и не содержат материала для развития. Но навыки,
    которые в них отрабатываются, полезны при проведении сюжетно-ролевых игр.
    Так, чтобы пойти с куклами на прогулку, их необходимо сначала одеть, а
    чтобы устроить день рождения игрушек, нужно знать, какую посуду поставить
    на стол и как его сервировать. Для игры «Строители» нужно уметь укладывать
    кубики в кузов машины и так далее.
  • Экскурсии в кабинет медсестры,
    прачечную, на кухню и т.д
  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций.

Проводя все эти виды работ, воспитатель уже осуществляет
руководство сюжетно-ролевой игрой, хотя она ещё не началась. Но то, что будет
заложено в детях, потом отразится на ходе и качестве игры.

Когда игра начата, руководство ею должно
оставаться непрямым. Указывать, настойчиво рекомендовать что-либо нельзя, дети
могут потерять интерес к игре, поскольку в этом виде деятельности они
самовыражаются, проявляют себя, а не следуют чужим инструкциям. Руководить игрой воспитатель может, лишь став её
участником, взяв на себя какую-нибудь роль и выполняя игровые действия.
 Поэтому
очень ценными качествами педагога являются умение играть и строить игровые
диалоги.

Дети с удовольствием примут взрослого как партнёра,
который может научить их интересным способам игры, но только в том случае, если
воспитатель не будет смотреть на них свысока, выполняя действия формально, а на
самом деле станет играть, принимать участие в происходящем, сопереживать и
выражать неподдельные эмоции.

15 слайд. Цель
участия воспитателя в сюжетно-ролевой игре: научить детей младшего дошкольного
возраста принимать на себя игровую роль и строить игровые диалоги.
 Всё это он показывает на личном примере.

16слайд. Участие
педагога в ролевой игре проходит такие этапы:

  • Исполнение главной роли. Воспитатель
    организует игру и берёт на себя основную роль (доктор, продавец),
    предлагая детям исполнить зависимые роли: пациент, покупатель.
  • Участие на второстепенных ролях.
    Воспитатель организует игру или подключается к уже играющему ребёнку,
    предлагая себя в качестве партнёра со вспомогательной ролью. Например,
    если педагог видит мальчика, изображающего шофёра, то обращается к нему с
    предложением: «Ты будешь водителем, покатай меня на своей машине, отвези
    продукты в магазин, материалы на стройку, а я помогу тебе их погрузить».
  • «Замыкание» ролей, исполняемых
    детьми, в одной игре. К примеру, одна девочка играет с куклой, вторая с
    игрушечной посудой. Воспитатель говорит: «Оля, ты играешь со своей дочкой?
    Ты мама? А вот Ира готовит вкусный обед. Ира, ты хочешь пригласить в гости
    Олю и её дочку, угостить их обедом? (Дети с радостью примут такое развитие
    сюжета). У Иры тоже есть дочка, кукла Маша. Дочки Иры и Оли обязательно
    подружатся и будут вместе гулять». Когда игровая пара образуется, педагог
    может взять на себя эпизодическую роль (А я буду тётей, помогу помыть
    фрукты, накрою на стол) или остаться наблюдателем, к которому дети
    обратятся за помощью, если развитие сюжета остановится.

17 слайд. Детям
четвёртого года достаточно развивать сюжетно-ролевую игру в течение 30–40
минут, но иногда она может длиться минут 20, поскольку строгих временных рамок
игра, как и всякий творческий процесс, не имеет. Различают такие основные виды
сюжетно-ролевых игр дошкольников:

  • Игры-ситуации (воспроизводятся
    события из жизни).
  • Драматизации (по мотивам сказок,
    мультфильмов).
  • Строительные (совместное возведение и
    обыгрывание построек).

Сюжетно-ролевые игры
для младшего дошкольного возраста (четвёртый год жизни) в большинстве своём
имеют одну тему, отличаются простотой сюжета (без дополнительных линий) и
включают в себя одну основную и одну-две однотипные
зависимые роли, предполагающие взаимодействие в паре.

18 слайд. Сюжетно-ролевые
игры в детском саду превратятся в удовольствие и для ребятишек, и для педагога,
если воспитатель подойдёт к их подготовке и организации творчески, сумеет стать
малышам другом и партнёром по игре.  А красочные, разнообразные атрибуты и
материалы сделают процесс игры еще более увлекательным и насыщенным.

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Subaru outback 1998 руководство по
  • Виферон свечи инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Новое руководство по пользованию ком
  • Если работник в конфликте с руководством
  • Витрум плюс инструкция по применению для женщин после 50 лет