Методы осуществления функций государства руководство

Методы
осуществления функций государства

— это способы воздействия государства
на субъектов обществен­ной жизни в
процессе осуществления его деятельности.
Чаще
всего говорят о двух основных методах:
убеждения и принуждения.

1.
Метод убеждения

состоит в создании у населения, отде­льных
социальных групп уверенности в том, что
деятельность государства имеет
общезначимый характер, совпадает с
интере­сами и целями субъектов
общественной жизни. Метод
убеждения
 —
такие специфические средства, посредством
которых властвующий субъект воздействует
на общественное или индивидуальное
сознание, способствует его формированию
(обоснование, объяснение, обсуждение,
демонстрация определенного примера и
др.).

Этот
метод используется для убеждения граждан
в справедливости требований государства,
выраженных в законах, и добровольного
их выполнения. Для достижения этой цели
государство должно вести открытый
диалог с обществом, разъясняя какие
задачи и проблемы стоят перед ним, и
какими путями предполагается их решить;
разъясняя необходимость принятия тех
или иных законов, и обеспечивая возможность
участия граждан в обсуждении и реальном
влиянии на их принятие.

Формы
убеждения

могут быть различными: · реклама,
агитация, пропаганда; личный пример; ·
награды; · экономические и налоговые
льготы;

материальное
поощрение; · смягчение наказания и
освобождение от юридической ответственности
и др. Этот
перечень не является исчерпывающим,
государство вправе использовать любые
меры убеждения как закрепленные, так и
не закрепленные нормативно.

2.
Метод принуждения

состоит в воздействии на управ­ляемых
с помощью силового давления, например,
в процессе применения мер юридической
ответственности к лицам, совер­шившим
правонарушения. Метод
принуждения
 —
использование в пределах правовых
предписаний средств государственного
воздействия в отношении физических лиц
и организаций, допустивших нарушения
требований законности.

Метод заключается
в привлечении к юридической ответственности
при нарушении норм права. Здесь необходимо
отметить, что юридическая ответственность,
как метод принуждения, наступает только
в рамках, предусмотренных законом. Это
значит, что государство, принуждая
исполнять законодательно закрепленные
нормы, само должно руководствоваться
законом — именно этот принцип лежит в
основе идеи правового государства;

К
методам принуждения можно от­нести
методы насилия и подавления.

Насилие
характеризуется непосредственным
психическим или физическим воздействием
на управляемых с целью принудить их к
определённому вари­анту поведения.

Подавление
состоит в лишении управляемых возможности
противодействовать субъектам управления
(на­пример, лишение определённых групп
населения права изби­рать и быть
избранными).

Принципы
государственного принуждения заключаются
в следующем:


Принуждение должно осуществлялся в
условиях государственной монополии на
принуждение. Запрещены месть, самосуд,
самоуправная реализация и защита
частными лицами своих прав, свобод,
интересов. Исключение составляет
правовой институт необходимой обороны,
когда государство делегирует гражданам
властные полномочия по защите своей
жизни, здоровья, имущества, нематериальных
благ.


При осуществлении принуждения должен
соблюдаться принцип равенства всех и
каждого перед законом и судом. Государство
гарантирует равный правовой статус
субъектов права и запрет дискриминации.
Меры принуждения применяются к человеку
независимо от его гражданства, места
жительства, социального, имущественного
и должностного положения, расовой и
национальной принадлежности, пола,
возраста, образования, языка, отношения
к религии, политических и иных убеждений.


При осуществлении принуждения должен
соблюдаться принцип презумпции
невиновности. Лицо считается невиновным
в совершении правонарушения, пока его
виновность не будет доказана в
установленном законом порядке. Никто
не обязан доказывать свою невиновность,
свидетельствовать против себя и своих
близких. Бремя доказывания обстоятельств,
свидетельствующих о факте правонарушения
и виновности лица, возлагается на
государство.


При применении мер принуждения должны
соблюдаться принципы гуманизма, запрета
жестокого обращения, пыток, телесных
наказаний, минимизации вреда, причиняемого
лицу принудительными мерами.
Правоохранительные органы не должны
обращаться с человеком, унижая его
достоинство как личности. Запрещается
принимать на вооружение огнестрельное
оружие и боеприпасы к нему, которые
наносят чрезмерно тяжелые ранения или
служат источником неоправданного риска.
Наказание должно преследовать не только
карательные, но и воспитательные цели.


При применении мер принуждения должны
соблюдаться принципы индивидуализации,
соразмерности и однократности наказаний.
Меры принуждения должны применяться с
учетом личности виновного, его семейного
положения, формы вины, смягчающих и
отягчающих обстоятельств, причин и
условий, способствовавших совершению
правонарушения. Размер санкции должен
соответствовать причиненному вреду,
то есть наказание должно быть соразмерно
содеянному и налагаться с учетом
причиненного вреда. Таким образом, мера
ответственности должна быть адекватна
правонарушению. Никто не может быть
привлечен повторно к ответственности
за совершение одного и того же
правонарушения.

3.
Наряду
с этими методами выделяют
метод
стимулиро­вания

— это побуждение участников общественных
отношений к поведению в определённом
государством направлении путём
материального и морального поощрения.
К материальным (эко­номическим) методам
стимулирования относятся: дотации,
ин­вестиции, беспроцентные и иные
льготные кредиты, налоговые льготы и
т.п. К методам морального стимулирования
относятся: государственные награды,
почётные звания и т.п.

Поощрение
как метод государственного управления
— это такой способ воздействия, который
не подчиняет, а направляет волю лица на
совершение определенных действий,
полезных с точки зрения субъекта
управления. Воздействие с помощью
поощрения направлено на возбуждение у
гражданина интереса в совершении
каких-либо конкретных поступков и
получении материального или морального
одобрения, в то время как убеждение —
это способ формирования у соответствующих
лиц определенного сознания, привычки
добровольного выполнения управленческой
команды.

4.
Всё
более широко используется
договорной
метод
,
со­стоящий в использовании государством
на договорных возмез­дных началах
различных субъектов общественной жизни
для решения государственных задач.

5.
Метод рекомендательный
 —
разъяснительные и иные средства,
ориентирующие лиц (индивидов, организаций)
на конкретный вариант поведения или
действий, желательных с точки зрения
государства;

6.
 метод информационного влияния на
общество
 —
оповещение населения о принятых
нормативных правовых актах, государственных
решениях и т.д.

7.
 метод нормативно-правового
регулирования
.
Используя этот метод, государство
закрепляет конкретные права и обязанности
участников общественных отношений в
законодательных актах.

8.
 метод надзора и контроля за
соблюдением правовых норм
,
установленных стандартов и принятых в
данном государстве. Осуществляют такой
контроль специальные государственные
структуры, такие как прокуратура,
налоговая инспекция, Счетная палата, а
также охотнадзор, гостехинспекция и
пр. И снова следует отметить, что
деятельность этих структур также строго
регламентирована Законом, что должно
способствовать исключению произвола
в их действиях.

Существуют
и иная классификация методов деятельности
государства, методов осуществления
функций государства. Можно выделить
:


централизованный
метод

(означает, что государство устанавливает
единые правила для всей своей территории,
не допускает самостоятельности субъектов
государства; этот метод обычно связан
с жестко централизованным правовым
регулированием, когда все сферы
охватываются регулированием сверху;
это метод единого, единообразного
осуществления власти, жесткой властной
деятельности);


децентрализованный
метод

(осуществление власти происходит на
основе признания идей самоуправления,
определенной самостоятельности субъектов
государства; государство не вмешивается
во все сферы общественной жизни, не все
сферы регулируются сверху, централизованно;
остается большой простор для деятельности
субъектов государства, которые могут
принимать решения с учетом специфики
того или иного региона, в зависимости
от чего методы осуществления функций
государства могут разниться в зависимости
географических, социальных, национальных,
экономических факторов, составляющих
специфику регионов);


рекомендательный
метод

(в его основе лежит идея о том, что любую
деятельность лучше выполняют профессионалы,
а не дилетанты; государство — организация,
специально созданная для управления,
она осуществляет его профессионально,
из чего делается вывод, что государство
лучше справится с функцией управления,
чем структуры, работающие не на
профессиональной основе; поэтому
государство вправе разрабатывать
рекомендации, выполнение которых
позволит добиться каких-либо социально
значимых целей.

Так,
государство может разрабатывать
примерные планы развития той или иной
области государства или отрасли
экономики, типовые уставы, положения,
правила, использование которых позволит
эффективнее выполнять государственно
значимую деятельность. Особенность
рекомендаций государства — они не
обязательны для исполнения, но обязательны
для ознакомления субъектами, которым
они адресованы);


поощрительный
метод

(государство создает условия, при которых
субъекты заинтересованы в осуществлении
деятельности, которая выгодна государству,
составляет его функции. Например, в
целях выполнения социальной функции
государство устанавливает налоговые
льготы для предприятий, берущих на
работу инвалидов).

Соседние файлы в папке тгп

  • #
  • #
  • #

Формы осуществления функций государства

Функции государства — это носящие объективный, системный и взаимообсловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.

Формы осуществления функций государства:

1) правовые:

    • правотворческая;
    • правоисполнительная;
    • правоохранительная.

2) организационные (некоторые ученые):

    • статистика,
    • бухгалтерский учет,
    • деятельность счетных комиссий,
    • организация заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Правотворческая (правоустановительная) форма — властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

Правоисполнительная форма — организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

Правоохранительная форма — привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осущесвления функций.


Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства (способы воздействия на поведение людей) достаточно многообразны.

В соответствии с одной из классификаций методов осуществления функций государства выделяют:

    1. централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
    2. децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
    3. рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство — организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей; особенность рекомендаций государства — они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);
    4. поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Понятие безопасности является достаточно актуальным в современном мире, поскольку это социально-правовое явление призвано обеспечивать устойчивость социальных отношений, их нормальное функционирование, а также защищённость от постоянно возникающих в жизни человека угроз (такие как биологические-заболевания, природные катаклизмы и катастрофы техногенного характера, информационные – хакерские атаки и правовые и тд.). Там, где личность находится в безопасности, там в безопасности общество и государство. Только на ее основе можно успешно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства.[1]Так как большинство стран, в том числе и Россия, являются социальными, демократическими и правовыми государствами, то основной их задачей является защита и гарантия прав, свобод и законных интересов граждан. Данный принцип находит своё отражение в большинстве Конституций государств и различных международных нормативно-правовых актах. Поэтому юридическая безопасность как один из видов безопасности является неотчуждаемым элементом социального, правого и демократического государства. Поскольку она противостоит тем угрозам, которые возникают в ключевых областях жизнедеятельности общества, то есть предотвращает и отражает опасности, которые вызываются юридическими воздействиями[2].

       В контексте юридической безопасности основными и превалирующими формами осуществления функций государства являются правовые. Такие как: правотворческая, которая выражается в подготовке и непосредственном издании нормативно-правовых актов в государстве[3]; правоприменительная, которая связана с реализацией законным путём издания актов применения права; правоохранительная – направленная на защиту прав и свобод граждан, предупреждение правонарушений и привлечение к ответственности виновных[4]. В каждой из этих форм наблюдается неразрывная связь с юридической безопасностью, а именно: любая правовая форма деятельности органов государства, посредством которого реализуются его функции, и собственно сама юридическая безопасность нацелена на минимизацию негативной составляющей правовой сферы[5], модернизацию федерального и регионального законодательства, а также укрепление единства и целостности правового пространства. В качестве аргумента к вышеприведенному тезису, можно привести пример, в котором рассматривается экологическая функция государства. Изначально, законодательному государственному органу необходимо принять соответствующую нормативно-правовую базу. В данном случае это будет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды». После этого необходимо создать соответствующие органы государства и обеспечить их стабильную работу и нормальное функционирование. Например, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Все эти меры направлены на обеспечение экологической безопасности страны, укрепление единства правового пространства в сфере экологии, что является общей целью как правовых форм осуществления функций государства, так и юридической безопасности в целом.

В современном обществе правовые формы осуществления функций государства как деятельность по обеспечению юридической безопасности выступают в качестве объективной необходимости, имеющей как общесоциальную ценность, так и непосредственно юридическую значимость. Помимо правовых форм теории государства и права известны организационные формы осуществления функций государства[6] (организационно-регламентационные, направленные на обеспечение функционирования органов государства (например, подготовка проектов документов, организация выборов, планирование, координация действий, контролем и т.п.); организационно-хозяйственные, целью которых является материальное обеспечение выполнения государственных функций (например, бухучет, статистика, снабжение, кредитование, дотации и т.д.); организационно-идеологические, которые соответственно направлены на идеологическое обеспечение выполнений функций государства, например, разъяснение законодательства). С одной стороны, организационные формы представляют деятельность государства, не влекущую за собой юридический последствий, то есть менее тесно взаимосвязаны с юридической безопасностью, чем правовые формы осуществления функций государства. С другой стороны, в целях деятельности организационных форм прослеживается связь с сущностью юридической безопасности, в том числе, несмотря на именно организационный характер этих форм, деятельность каждой из них связана с правом, поскольку право — это не только инструмент, с помощью которого реализуется и поддерживается юридическая безопасность, но право еще и выступает в качестве её объекта.

Теперь рассмотрим взаимосвязь и согласованность методов осуществления функций государства и юридической безопасности. Известно, что под первым понятием подразумеваются способы воздействия государства на субъекты в процессе решения стоящих перед ним задач[7]. Каждое государство в той или иной степени использует оба метода осуществления его функций: убеждение и принуждение. Первый метод базируется на диспозитивных началах, потому что он основывается на добровольном исполнении предписаний субъектами права. Именно они, их юридическая безопасность должны составлять главный смысл правого развития государства и занимать центральную позицию в правовой организации общества. Но не всегда метод убеждения позволяет в полной мере обеспечивать юридическую безопасность. Для аргументирования данного тезиса будет уместным вспомнить Чеченские войны в 1990-е годы. Российская армия начала боевые действия против сепаратистов 11 декабря 1994 года. Нельзя говорить о введении войск на территорию республики, поскольку ее самопровозглашение никем не было признано, и официально она оставалась территорией Российской федерации. 31 августа 1996 года первая чеченская война закончилась подписанием Хасавюртовского соглашения. Но окончание конфликта не принесло мира и спокойствия. На территории России происходили теракты, убийства, что привело ко второму этапу военного противостояния. Буквально через пару лет начинает Вторая Чеченская Война, которая длилась вплоть до апреля 1999 года. Фактически она велась активно вооруженными силами России до 2000 года.  Потом, по мере установления контроля над республикой, дальнейшим уничтожением банд — формирований стали заниматься местные власти. То есть, можно сделать вывод о том, что использование государством только метода убеждения в данной ситуации совсем неуместно, это может привести к необратимым ужасным последствиям, можно сказать, что в случае с Чеченскими войнами государство было вынуждено для минимизации опасных последствий использовать другой метод, известный юридической науке – принуждение. Его сущностью является императив, когда решение провозглашается вопреки воле управляемых, в случае неисполнения ими добровольно предписаний государства. В таких ситуациях государством устанавливаются различные санкции, проводится профилактика и пресечение правонарушений. С помощью этого также возможно достижение состояния правовой защищённости, жизненно важных сфер общественных отношений, то есть реализация и поддержание юридической безопасности, что наблюдается и при использовании метода убеждения в осуществлении функций государства. При этом необходимо отметить, что используя любой из этих методов государство не может и недолжно применять единственный, поскольку основываясь лишь на убеждении, государство в определённый момент и конкретных сложившихся ситуациях (как в выше рассмотренном примером с Чечнёй) может прийти к тому, что оно не сможет реализовывать в полной мере функции, обусловленные его сущностью, а значит и достижение юридической безопасности станет невозможным; и наоборот, используя только принуждение как способ воздействия при решении задач, может произойти ситуация нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, а это противоречит Конституции РФ, так как в ст.2 гарантируется признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а значит, создаёт препятствие поддержанию юридической безопасностью, которая, в том числе, направлена и на защиту конституционного строя. Такое государство может стать «полицейским», где грубо нарушаются права и свободы человека и гражданина, что не соответствует любому понятию о юридической безопасности.

Проанализировав формы и методы осуществления функций государства в контексте юридической безопасности, можно сделать вывод о том, что это очень тесно взаимосвязанные, взаимозависимые понятия, поскольку и то, и другое связано общими целями (минимизация негативных правовых явлений в обществе, обеспечение целостности правового пространства на всей территории страны и т.д.). В результате, «трещина» в одном означает «крах» другого. Реализация и поддержание юридической безопасности немыслимы без использования правовых и организационных форм осуществления функций государства (в их целях деятельности  прослеживается связь с сущностью юридической безопасности, в том числе, деятельность каждой из них связана с правом, поскольку, как было указано выше, право — это не только инструмент, с помощью которого реализуется и поддерживается юридическая безопасность, но еще и её объект), а также в равной степени использования методов убеждения и принуждения любое государство в современных условиях обязано использовать эти методы в совокупности, в противном случае оно либо не сможет выполнять свои функции в полном объеме и поддерживать юридическую безопасность в целом, либо перейдет в ранг «полицейского государства»). Таким образом, формы и методы осуществления функций государства и юридическая безопасность в равной мере важны для понимания их сущности. Это корреляционные, смежные понятия, оказывающие непосредственное влияние друг на друга.

Научный руководитель – Шеяфетдинова Н.А.

Библиографический список:

Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. – 304 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – 512 с.

Новикова А.С. О формах реализации функций государства. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. — № 113. – С. 70-79.

Пономарев Н.Н. Безопасность как социально-юридический феномен. // Общество и право. – 2011. — № 4 (36) . – с. 77-82.

Пушкарев Е.А. Нравственные основы юридической безопасности человека в России. // Теория и практика общественного развития. – 2006. — № 5. – Т.2. – С.25-26.

Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – 559 с.

Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь. // Журнал российского права. – 2005. — № 11 (107). – С. 101-108.

Шеяфетдинова Н.А. Идеологическая функция государства в современных условиях. // Право и образование. — № 11. – 2014 г. – с. 74-77.

[1]См.: Пушкарев Е.А. Нравственные основы юридической безопасности человека в России. // Теория и практика общественного развития. – 2006. — № 5. – Т.2. – С.25.

[2] См.: Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь. // Журнал российского права. – 2005. — № 11 (107). – С.102.

[3]См.: Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – С.85.

[4]См.: Новикова А.С. О формах реализации функций государства. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. — № 113. – С. 6.

[5]См.: Фомин А.А. Указ. Соч. – С. 101.

[6]См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – С.63-63.

[7]См.: Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. —  С. 20. 

6.6

Формы и методы реализации функций государства

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В. М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права.

Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М. И. Байтин). Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные — чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров — специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т. е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения;

3) метод рекомендаций, т. е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т. д. Так, в части 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В юридической литературе разграничиваются контроль и надзор. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) контролю подлежат главным образом подчиненные (подведомственные) органы, в то время как надзор осуществляется при отсутствии такой подчиненности. Например, санэпиднадзор осуществляется за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил всеми организациями, учреждениями, предприятиями и их должностными лицами;

б) контролирующие органы вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную или управленческую деятельность контролируемых объектов. При осуществлении надзора такое вмешательство исключается;

в) контроль призван оценивать деятельность контролирующего объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности. При надзоре проверяется деятельность объекта исключительно с позиций законности;

г) органы контроля вправе привлекать к юридической ответственности правонарушителей, а органы надзора лишены полномочий непосредственно применять санкции за допущенные нарушения законности, но они могут возбудить производство по поводу административного правонарушения. В обеспечении законности и правопорядка, соблюдении прав и свобод личности большую роль играет прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права. Прокуратура ведет надзор от имени государства и подчинена только закону;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т. д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния можно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействуют на функционирование государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля
Важным условием создания эффективно функционирующей системы бюджетного контроля является разработка ее методологической составляющей, включающей в себя определение видов, форм и методов проведения контрольных мероприятий.Виды

§ 5.1. Понятие функций государства

§ 5.1. Понятие функций государства
Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция[166] в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности,

§ 5.2. Эволюция функций государства

§ 5.2. Эволюция функций государства
Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует

§ 5.3. Метод классификации функций государства

§ 5.3. Метод классификации функций государства
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики
Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления
Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

Тема 13.
Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

1.
Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления
Метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов,

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его

§ 2. Классификация и эволюция функций государства

§ 2. Классификация и эволюция функций государства
Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.Как уже

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются

6.1 Понятие функций государства. Факторы воздействия на них

6.1
Понятие функций государства. Факторы воздействия на них
Функции государства — это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное

6.2 Классификация функций государства

6.2
Классификация функций государства
Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного

6.6 Формы и методы реализации функций государства

6.6
Формы и методы реализации функций государства
Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4
Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства
Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

Методы реализации функций государства представляют собой приемы и способы, при помощи которых государственные органы осуществляют свои функции.

К основным методам реализации функций государства относят: методы убеждения и принуждения, а также методы рекомендации и поощрения.

Метод убеждения предполагает поощрение субъектов к определенной деятельности, которая исключает давление, соответствует их воле и обеспечивает свободу выбора.

Убеждение реализуется посредством следующих позитивных юридических средств: субъективные права, законные интересы, льготы и т.д.

Прежде всего, государство должно максимально задействовать методы убеждения и поощрения как главные инструменты реализации своих функций.

Убеждение подразумевает формирование заинтересованности, доказательство законности и целесообразности сознательного поведения в определенном направлении в пределах правового поля.

Метод принуждения предполагает понуждение человека к определенному поведению при помощи давления, вопреки его воле и с ограничением свободы выбора.

Принуждение реализуется при помощи следующих юридических средств: меры пресечения, наказания, приостановления и т.д.

Метод рекомендации предполагает ориентацию на конкретные направления деятельности, которые желательны для государства и общества.

Метод поощрения предполагает побуждение при помощи разработанной системы вознаграждений к совершению определенных действий, в реализации которых заинтересовано государство и общество.

Результативность и успешность достижения целей и задач государства предполагает использование всего комплекса форм реализации функций и инструментов.

Таким образом, формы реализации функций государства отличаются разнообразием и спецификой, однако эффективная работа государственных органов обычно подразумевает необходимость применения всего их набора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иллюстрированное издание руководство по ремонту
  • Дулоксента инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Инструкция kuwfi 4g lte роутер на русском скачать
  • Триметазидин инструкция по применению побочные эффекты
  • Снайперская винтовка из лего техник инструкция по сборке