Методы партийного руководства литературой

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (Б)

О ПОЛИТИКЕ ПАРТИИ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

18 июня 1925 г.

1. Подъем материального благосостояния масс за последнее время, в связи с переворотом в умах, произведенным революцией, усилением массовой активности, гигантским расширением кругозора и т. д., создает громадный рост культурных запросов и потребностей. Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции, которая составляет предпосылку дальнейшего движения к коммунистическому обществу.

2. Частью этого массового культурного роста является рост новой литературы — пролетарской и крестьянской в первую очередь, начиная от ее зародышевых, но в то же время небывало широких по своему охвату форм (рабкоры, селькоры, стенгазеты и проч.) и кончая идеологически осознанной литературно-художественной продукцией.

3. С другой стороны, сложность хозяйственного процесса, одновременный рост противоречивых и даже прямо друг другу враждебных хозяйственных форм, вызываемый этим развитием процесс нарождения и укрепления новой буржуазии; неизбежная, хотя на первых порах не всегда осознанная, тяга к ней части старой и новой интеллигенции; химическое выделение из общественных глубин новых и новых идеологических агентов этой буржуазии, — все это должно неизбежно сказываться и на литературной поверхности общественной жизни.

4. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет, и не может быть нейтрального искусства, хотя формы классовой значимости искусства вообще, и литературы в частности, бесконечно более разнообразны, чем, например, формы классовой значимости политики…

6. Пролетариат должен, сохраняя, укрепляя и все расширяя свое руководство, занимать соответствующую позицию и на целом ряде новых участков идеологического фронта. Процесс проникновения диалектического материализма в совершенно новые области (биологию, психологию, естественные науки вообще) уже начался. Завоевание позиций в области художественной литературы точно так же рано или поздно должно стать фактом.

7. Нужно помнить, однако, что эта задача — бесконечно более сложная, чем другие задачи, решающиеся пролетариатом, ибо уже в пределах капиталистического общества рабочий класс мог подготовлять себя к победоносной революции, построить себе кадры бойцов и руководителей и выработать себе великолепное идеологическое оружие политической борьбы. Но он не мог разработать ни вопросов естественнонаучных, ни технических, а равно он, класс культурно придавленный, не мог выработать своей художественной литературы, своей особой художественной формы, своего стиля. Если в руках у пролетариата уже теперь есть безошибочные критерии общественно-политического содержания любого литературного произведения, то у него еще нет таких же определенных ответов на все вопросы относительно художественной формы.

8. Вышесказанным должна определяться политика руководящей партии пролетариата в области художественной литературы. Сюда, в первую очередь, относятся следующие вопросы: соотношение между пролетарскими писателями, крестьянскими писателями и так называемыми «попутчиками» и другими; политика партии по отношению к самим пролетарским писателям; вопросы критики; вопросы о стиле и форме художественных произведений и методах выработки новых художественных форм; наконец, вопросы организационного характера.

9. Соотношение между различными группировками писателей по их социально-классовому или социально-групповому содержанию определяется нашей общей политикой. Однако нужно иметь здесь в виду, что руководство в области литературы принадлежит рабочему классу в целом, со всеми его материальными и идеологическими ресурсами. Гегемонии пролетарских писателей еще нет, и партия должна помочь этим писателям заработать себе историческое право на эту гегемонию. Крестьянские писатели должны встречать дружеский прием и пользоваться нашей безусловной поддержкой. Задача состоит в том, чтобы переводить их растущие кадры на рельсы пролетарской идеологии, отнюдь, однако, не вытравляя из их творчества крестьянских литературно-художественных образов, которые и являются необходимой предпосылкой для влияния на крестьянство.

10. По отношению к «попутчикам» необходимо иметь в виду: 1) их дифференцированность; 2) значение многих из них как квалифицированных «специалистов» литературной техники; 3) наличность колебаний среди этого слоя писателей. Общей директивой должна здесь быть директива тактичного и бережного отношения к ним, т. е. такого подхода, который обеспечивал бы все условия для возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической идеологии. Отсеивая антипролетарские и антиреволюционные элементы (теперь крайне незначительные), борясь с формирующейся идеологией новой буржуазии среди части «попутчиков» сменовеховского толка, партия должна терпимо относиться к промежуточным идеологическим формам, терпеливо помогая эти неизбежно многочисленные формы изживать в процессе все более тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма.

11. По отношению к пролетарским писателям партия должна занять такую позицию: всячески помогая их росту и всемерно их поддерживая, партия должна предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди них как самого губительного явления. Партия именно потому, что она видит в них будущих идейных руководителей советской литературы, должна всячески бороться против легкомысленного и пренебрежительного отношения к старому культурному наследству, а равно и к специалистам художественного слова. Против капитулянтства, с одной стороны, и против комчванства, с другой — таков должен быть лозунг партии. Партия должна также бороться против попыток чисто оранжерейной «пролетарской» литературы; широкий охват явлений во всей их сложности; не замыкаться в рамках одного завода; быть литературой не цеха, а борющегося великого класса, ведущего за собой миллионы крестьян, — таковы должны быть рамки содержания пролетарской литературы…

13. Распознавая безошибочно общественно-классовое содержание литературных течений, партия в целом отнюдь не может связать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы. Руководя литературой в целом, партия так же мало может поддерживать какую-либо одну фракцию литературы (классифицируя эти фракции по различию взглядов на форму и стиль), как мало она может решать резолюциями вопросы о форме семьи, хотя, в общем она, несомненно, руководит и должна руководить строительством нового быта. Стиль, соответствующий эпохе, будет создан, но он будет создан другими методами, и решение этого вопроса еще не наметилось. Всякие попытки связать партию в этом направлении в данную фазу культурного развития страны должны быть отвергнуты.

14. Поэтому партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казенно-бюрократическим псевдорешением. Точно так же недопустима декретом или партийным постановлением легализованная монополия на литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации. Поддерживая материально и морально пролетарскую и пролетарско-крестьянскую литературу, помогая «попутчикам» и т. д., партия не может предоставить монополии какой-либо из групп, даже самой пролетарской по своему идейному содержанию: это значило бы загубить пролетарскую литературу, прежде всего.

15. Партия должна всемерно искоренять попытки самодельного и некомпетентного административного вмешательства в литературные дела; партия должна озаботиться тщательным подбором лиц в тех учреждениях, которые ведают делами печати, чтобы обеспечить действительно правильное, полезное и тактичное руководство нашей литературой.

16. Партия должна указать всем работникам художественной литературы на необходимость правильного разграничения функций между критиками и писателями-художниками. Для последних необходимо перенести центр тяжести своей работы в литературную продукцию в собственном смысле этого слова, используя при этом гигантский материал современности. Необходимо обратить усиленное внимание и на развитие национальной литературы в многочисленных республиках и областях нашего Союза.

Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, выработать соответствующую форму, понятную миллионам. Только тогда советская литература и ее будущий пролетарский авангард смогут выполнить свою культурно-историческую миссию, когда они разрешат эту великую задачу.

Ленинский принцип «партийности литературы».

Теоретические
основы новой, социалистической литературы
разработаны В.И. Лениным в статье
«Партийная организация и партийная
литература». В ней Ленин обосновал
принцип партийности литературы.

Основную сущность
партийности в политической и идеологической
жизни Ленин отчетливо сформулировал
еще 90-е годы. Он писал: «…материализм
включает в себя, так сказать, партийность,
обязывая при всякой оценке события
прямо, и открыто становиться на точку
зрения определенной общественной
группы».

В своей статье
Ленин подчеркнул, что «литературное
дело должно стать частью обще-пролетарского
дела», обосновал необходимость широкого
влияния партии на литературу, руководства
ею: «литературное дело должно стать
составной частью организованной,
планомерной, объединенной
социал-демократической партийной
работы».

Отвечая буржуазным
литераторам, нападавшим на принцип
партийности литературы, Ленин так
исчерпывающе разъяснил позицию партий:
«…литературное дело всего менее
поддается механическому равнению,
нивелированию, господству большинства
над меньшинством».

Принцип партийности
не связывает писателя, не отнимает у
него свободы творчества, не требует от
него отказа от творческой индивидуальности.
Писатель осознает свою принадлежность
к самому передовому, революционному
классу современности, который заинтересован
в глубочайшем и равносторонне правдивом
изображении жизни. Активно выражая свою
классовую точку зрения, он дает анализ
борьбы и конфликтов в современном
обществе, стремится понять и исследовать
сложные социальные проблемы, ведет
борьбу с идеалистическими, реакционными
взглядами.

Принцип
коммунистической партийности литературы
тесно связан с осознанием новой роли
народа в современную эпоху, с новым
пониманием народности литературы. Идеи
социализма овладели массами, все более
широкие слои трудящихся активно и
сознательно участвовали в революционной
борьбе, народ становился подлинным
творцом истории, решающей силой
социального прогресса страны. Быть для
писателя в эту эпоху народным, означало
не только правдиво рассказывать о
народе, его нуждах, разделять его
нравственные идеалы, черпать в нем веру
в будущее, в торжество человечности,
выражать ему свое сочувствие и становится
на его сторону, но и отчетливо видеть и
понимать происшедшее в сознании народа
перемены, рост его политической
активности, новую роль трудящихся в
жизни страны, в освободительном движении.

Классовая борьба
пролетариата, социалистическое движение
масс, деятельность РСДРП, теоретическое
обоснование Лениным принципа партийности
определили становление пролетарской,
социалистической литературы в России.

-6-

Партия большевиков
активно помогали формированию литературы
нового типа, влияя на творчество передовых
писателей. После победы Октября ленинский
принцип партийности получил дальнейшее
развитие в партийных документах по
вопросам литературы и искусства, в том
числе в решениях 26 съезда КПСС, обобщивших
многолетний опыт партийного руководства
литературой и давших глубоко научный
анализ советской литературы на современном
этапе.

Кроме социалистической
и теоретической, имелась еще одна весьма
существенная предпосылка возникновения
реализма нового типа. Такой предпосылкой
явились богатейшие художественные
традиции реализма, опыт классической
русской и мировой литературы. На них
опиралась, их продолжала и развивала
пролетарская, социалистическая
литература.

Понятие «реализм»
связано с понятием «реальность».
Творчество писателей-реалистов обращено
к действительности, общественной жизни,
конфликтам времени, социальной психологии,
к повседневному быту людей, духовному
миру личности. Реализм отображает
действительность преимущественно в
«формах самой жизни», соблюдая, как
правило, в своих образах и картинах
жизненное правдоподобие.

Но принцип реализма
не сводится к безумному «списыванию с
натуры», к смешиванию случайного и
характерного, незначительного и
существенного. Реалист стремится
показать «типические характеры в
типических обстоятельствах», вскрыть
социальную обусловленность поведения
личности, распознать социальные и
психологические пружины события, выявить
закономерные тенденции общественного
развития.

Реалист стремится
«анализировать изображаемые факты,
раскрывать их причины и их неизбежные
результаты, их постепенное развитие и
упадок.

Художник-реалист,
подобно ученому, исследует действительность,
анализирует и обобщает явления, вместе
с тем он выносит приговор, свое суждение
о их.

Дар творческой
фантазии писателя-реалиста, соответствующий
дару научной интуиции и абстрагирования
у ученого, позволяет ему сопоставить и
группировать единичные факты в вымышленных
ситуациях и характерах, составлять свои
прогнозы на будущее и погружается в
исчезнувшие эпохи, проникать в тайные,
непознанные области психологии,
внутренней жизни людей, т.е. достигать
глубинного постижения реальности,
широких обобщений. Порой художественный
вымысел – это особенно заметно в
произведениях сатирических, в научной
фантастике, в поэзии – приобретает
черты художественной условности. Иногда
писатель прибегает к средствам гротеска,
деформации, художественного преувеличения,
стремясь к тому, чтобы все эти картины
и образы обладали внутренней правдивостью,
помогали читателю вникнуть в те или
другие стороны действительности и
постигнуть сущность явлений.

Реализм 19 века
явился наиболее совершенным методом
национального самопознания и вместе с
тем оказался действенным оружием
искусства в борьбе за исторически
прогрессивное развитие общества.

-7-

В реалистической
литературе 19 века нашла многообразное
выражение русская демократическая и
ранняя социалистическая идеология.

Пролетарская
литература вместе с литературой
критического реализма 20 века развивала
передовые идейные тенденции русской и
мировой литературы.

Воспринимая и
развивая традиции реализма, новая
литература вместе с тем в той или иной
мере использовала также опыт и достижения
других художественных методов и традиций
прошлого, например народного творчества,
древнего эпоса, литературы возрождения,
романтизма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 24.04.2023

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИДЕОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА В СССР 1920–1930-Е ГГ.*

Дается обзор на историю огосударствления литературы в 1920–1930-е гг. Анализируются документы, принятые партией в области литературы. Рассматриваются особенности литературного

процесса в указанный период, а также предпринимаются попытки выделить этапы государственной политики в литературной сфере.

Ключевые слова: литература, идеология, партия, социалистический реализм, литературный процесс.

Культура как сфера жизни общества характеризуется зависимостью от политической системы. Так же и литература 20–30-х гг. XX в. развивалась непосредственно под влиянием партийных уста- новок. 1920–1930-е годы были особым периодом в истории русской литературы, поскольку именно в эти годы литературной сфере отводилась как никогда ранее, настолько значимая роль. Они стали вре- менем становления советской литературы, которая после Октябрьской революции наполнила себя но- выми идеалами и сюжетами [4].

Обозначенный период характеризовался переходом от литературных дискуссий к тоталитар- ному искусству под влиянием идеологических и политических рекомендаций. Литературный фронт был приоритетным направлением идеологической пропаганды и инструментом выполнения государ- ственного заказа, одним из самых влиятельных каналов распространения информации. Литература стала играть решающую роль в плане воспитания социума, и главное назначение новой литературы со- стояло в общественной пользе [2, с. 9]. В этой связи изучение одного из самых драматичных периодов русской литературы, когда власть оказывала сокрушительное влияние на творчество и жизни многих советских поэтов и писателей, приобретает особую актуальность.

На основе анализа исторических источников мы сделали попытку определить взгляды партии большевиков по отношению к роли и месту литературы в советском обществе, выделить основные эта- пы государственной политики в литературной сфере.

Факт их существования и функционирования говорит о том, что в данный период литературный про- цесс развивался очень динамично [2, с. 10]. Литературное творчество 1920-х годов сохраняло свое мно- гообразие. Писатель В.Т. Шаламов вспоминал, что это было время литературных сражений [3, с. 240]. На совещании в ЦК РКП(б) в мае 1924 г. Н.И. Бухарин говорил: «Мы должны, во что бы то ни ста-

Еще от 6 июня 1922 г. декретом СНК при Наркомпросе было учреждено Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит). Этот орган был обязан выдавать разрешение на издание произведений (наделялся правом предварительной цензуры) и составлять списки произведений, запре- щенных к продаже и распространению [3, с. 234].

Данная резолюция была последним документом, предоставлявшим относительную независи- мость литературы.

прозаики: М. Горький, А. Серафимович, А. Фадеев, Д. Фурманов.

Характерной чертой обозначенного периода была первая эмиграция (по мнению Л.Г. Березо- вой и Н.П. Берляковой, пореволюционная эмиграция) поэтов и писателей за рубеж, которая пришлась на годы после революции и гражданской войны. Они стали эмигрантами вопреки своему желанию и составили за границей уникальное сообщество [3, c. 245]. Эмигрировали Г. Адамович, М. Алданов, К. Бальмонт, А. Белый, З. Гиппиус, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, Б. Поплавский, А. Ре- мизов, И. Северянин, И. Шмелев и мн. др. Бегство интеллигенции – наиболее очевидный результат катастрофы, имевший отдаленные последствия для литературы страны. Уехали носители альтерна- тивного мышления, остались деятели культуры, готовые к сотрудничеству с большевиками или под- чинению [7, с. 14].

ся единый Союз Советских писателей. Таким образом, Постановление прекратило соревнование литературных кружков и группировок и послужило основанием для создания новой организации в рамках государственного аппарата [1, с. 172–173].

1930-е годы были отмечены ужесточением цензуры. Главлит получил абсолютную свободу дейс- твий, которая определялась Правилами от 21 июля 1936 г., ими предусматривались многократные про- верки издаваемого текста, запрет на обозначение точками снятого материала. Отсутствие в этот пери- од иных издательств, кроме государственных, ставило писателя в абсолютную зависимость от диктата идеологии [6].

Навязанная властью политика централизации и унификации литературного процесса создавала серьезную преграду для независимого литературного творчества, в том числе для существования мно- гочисленных группировок и литературных объединений [2, с. 10].

Развитие литературного процесса в русле идеологизации и политизации в исследуемый период де- лится на два периода. 1920-е годы – этап политического плюрализма при диктатуре РКП(б) – ВКП(б), это период относительно независимой литературы, функционирования множества литературных круж- ков и группировок, которые начинают исчезатьк концу 20-х XX в. 1930-е годы – установление тота- литарных основ, которые сопровождались тотальным подчинением литературы под контроль пар- тии, созданием единого государственного механизма, репрессиями в отношении многих деятелей литературы.

2. Балашова Ю.Б., Цветова Н.С. Русская литература ХХ века: история, художественная идеология, поэтика. СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2016.

3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: в 2 ч. М.: Владос, 2002.

5. Егорова Л.П., Фокин А.А., Иванова И.Н. [и др.] История русской литературы ХХ века. Первая половина: в 2 кн. Кн. 1: Общие вопросы. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2014.

7. Мазур Л.Г. Раннесоветское общество как социальный проект, 1917– 1930-е гг.: моногр.: в 2 ч. Ч. 2: Советское обще- ство: культура, сознание, поведение. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (Б)

О ПОЛИТИКЕ ПАРТИИ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

18 июня 1925 г.

1. Подъем материального благосостояния масс за последнее время, в связи с переворотом в умах, произведенным революцией, усилением массовой активности, гигантским расширением кругозора , создает громадный рост культурных запросов и потребностей. Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции, которая составляет предпосылку дальнейшего движения к коммунистическому обществу.

2. Частью этого массового культурного роста является рост новой литературы — пролетарской и крестьянской в первую очередь, начиная от ее зародышевых, но в то же время небывало широких по своему охвату форм (рабкоры, селькоры, стенгазеты и проч.) и кончая идеологически осознанной литературно-художественной продукцией.

3. С другой стороны, сложность хозяйственного процесса, одновременный рост противоречивых и даже прямо друг другу враждебных хозяйственных форм, вызываемый этим развитием процесс нарождения и укрепления новой буржуазии; неизбежная, хотя на первых порах не всегда осознанная, тяга к ней части старой и новой интеллигенции; химическое выделение из общественных глубин новых и новых идеологических агентов этой буржуазии, — все это должно неизбежно сказываться и на литературной поверхности общественной жизни.

4. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет, и не может быть нейтрального искусства, хотя формы классовой значимости искусства вообще, и литературы в частности, бесконечно более разнообразны, чем, например, формы классовой значимости политики…

6. Пролетариат должен, сохраняя, укрепляя и все расширяя свое руководство, занимать соответствующую позицию и на целом ряде новых участков идеологического фронта. Процесс проникновения диалектического материализма в совершенно новые области (биологию, психологию, естественные науки вообще) уже начался. Завоевание позиций в области художественной литературы точно так же рано или поздно должно стать фактом.

9. Соотношение между различными группировками писателей по их социально-классовому или социально-групповому содержанию определяется нашей общей политикой. Однако нужно иметь здесь в виду, что руководство в области литературы принадлежит рабочему классу в целом, со всеми его материальными и идеологическими ресурсами. Гегемонии пролетарских писателей еще нет, и партия должна помочь этим писателям заработать себе историческое право на эту гегемонию. Крестьянские писатели должны встречать дружеский прием и пользоваться нашей безусловной поддержкой. Задача состоит в том, чтобы переводить их растущие кадры на рельсы пролетарской идеологии, отнюдь, однако, не вытравляя из их творчества крестьянских литературно-художественных образов, которые и являются необходимой предпосылкой для влияния на крестьянство.

13. Распознавая безошибочно общественно-классовое содержание литературных течений, партия в целом отнюдь не может связать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы. Руководя литературой в целом, партия так же мало может поддерживать какую-либо одну фракцию литературы (классифицируя эти фракции по различию взглядов на форму и стиль), как мало она может решать резолюциями вопросы о форме семьи, хотя, в общем она, несомненно, руководит и должна руководить строительством нового быта. Стиль, соответствующий эпохе, будет создан, но он будет создан другими методами, и решение этого вопроса еще не наметилось. Всякие попытки связать партию в этом направлении в данную фазу культурного развития страны должны быть отвергнуты.

15. Партия должна всемерно искоренять попытки самодельного и некомпетентного административного вмешательства в литературные дела; партия должна озаботиться тщательным подбором лиц в тех учреждениях, которые ведают делами печати, чтобы обеспечить действительно правильное, полезное и тактичное руководство нашей литературой.

16. Партия должна указать всем работникам художественной литературы на необходимость правильного разграничения функций между критиками и писателями-художниками. Для последних необходимо перенести центр тяжести своей работы в литературную продукцию в собственном смысле этого слова, используя при этом гигантский материал современности. Необходимо обратить усиленное внимание и на развитие национальной литературы в многочисленных республиках и областях нашего Союза.

Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, выработать соответствующую форму, понятную миллионам. Только тогда советская литература и ее будущий пролетарский авангард смогут выполнить свою культурно-историческую миссию, когда они разрешат эту великую задачу.

После 1917 года основными элементами перехода от “старого” нравственно-религиозного жизнеустроения к материалистическому мировоззрению становились “научное знание” и “новая книга”. Именно на книгу (а шире — на литературу) возлагалась главная идеологическая функция.

Русская интеллигенция в целом враждебно встретила Октябрьское восстание. В большинстве своем интеллигенция была и не за белых, хотя представители ее и последовали за белой армией сначала в районы, занятые ей, а затем в эмиграцию. Дж. Боффа пишет: “В массе своей интеллигенция была за Февраль, за демократию, за Учредительное собрание. Она чутко реагировала на призывы и колебания промежуточных партий, большевиков она рассматривала как узурпаторов” Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1. — М., 1994. — С.247. .

Художественная интеллигенция России в большинстве своем восприняла события 1917 года как начало новой эры не только в истории страны, но и в искусстве: “Ленин перевернул Россию вверх ногами — точно так же, как я поступаю в своих картинах”, — писал Марк Шагал Цит. по: Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 1984. — С. 16. .

Однако среди интеллигенции, в том числе и среди писателей, поэтов, драматургов, было немало тех, кто сразу встал на сторону большевиков. Среди этих представителей интеллигенции Октябрьская революция вызвала вдохновение и веру в реальное будущее, сняв социальные преграды к образованию, культуре, общественному самовыражению. Искусство наполнилось новыми идеалами и новыми сюжетами. Впервые в истории культуры труд предстал как форма служения народу, как труд созидательный. Революционная борьба, гражданская война, строительство новой экономики, перевоспитание человека (формирование нового типа личности) стали основными темами в искусстве.

В июле 1921 года в Праге вышел небольшой сборник — “Смена вех”. В сборнике признавался и даже превозносился глубоко русский характер новой революции, которая расценивалась как зверский и кровавый, но по-своему положительный период национальной истории. Идеи “сменовеховства” на протяжении многих лет питали процесс перехода на сторону советской власти и возвращения из эмиграции на родину. Идеи эти, рассматривающие русскую историю как извечную борьбу между тенденцией к анархии и принципом государственности, оказали влияние и на партию коммунистов, в том числе ее верхи: Сталин констатировал это на XII съезде РКП(б).

Среди работников культуры, особенно в группах авангардистов, звучали и голоса искренней поддержки революции, вплоть до вовсе сектантского “ухода в революцию” с ее обещаниями обновления образа жизни и всей цивилизации.

Однако “авангард” в искусстве и большевики в политике были временными союзниками: и те, и другие “взрывали” традицию, выступали за преобразование (одни — искусства, другие — общества); “авангард” выступал за приоритет культуры в жизни, а большевики — за приоритет политики. Большевики стремились опереться на массы, а “авангард” был “революционен” в философском смысле, но не в политическом, и авангардное искусство не было понятно трудящимся (нужен был “встречный труд зрителя” и подготовленность); это немаловажное обстоятельство толкнуло большевиков к союзу с “передвижниками”, поскольку реалистическое искусство могло выполнить пропагандистскую функцию. К тому же “левые” в искусстве совершили ошибку, переняв от итальянских футуристов идею борьбы за власть. Н. Лунин в 1918 г. заявил: “Мы, пожалуй, не отказались бы от того, чтобы нам позволили использовать государственную власть для проведения наших идей” Цит. по: Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. — М., 1984. — С. 24. . И группа критиков журнала “На литературном посту” стремилась к тому же: “Пролетарская литература успела уже достигнуть такого уровня развития, что за ней должна быть закреплено гегемония в организации литературного процесса”Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. — М., Л., 1925. — С.79. . Здесь вся полнота культуры подменялась одним из ее измерений — культурой политической, а, следовательно, и отождествлялась культура с идеологией.

Партия не отказывалась от защиты собственных идей в области литературы, но одновременно стремилась “всемерно искоренять попытки административного, произвольного и некомпетентного вмешательства”. Были отвергнуты честолюбивые попытки некоторых литераторов, вроде “рабочих поэтов” или “пролетарских писателей”, добиться своего рода монополии на выражение коммунистических идей в литературе. Права гражданства, напротив, получило творчество тех, кого, по удачному выражению Троцкого, стали называть “попутчиками”: тех, кто выражал в своем творчестве революционную действительность, но которые “не охватывали всей сути” революции и ощущали “чуждою…коммунистическую цель” Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1. — М., 1994. — С.250. .

В короткий срок в годы гражданской войны партия создала основу управления культурой. Организационное управление искусством разделили между собой Отдел агитации и пропаганды ЦК партии (Агитпроп), Главное управление политического просвещения (Главполитпросвет, который в 1921 г. получил право “накладывать политическое вето на всю текущую продукцию в области искусства и науки”) и Политическое управление Красной Армии (ПУР). Наркомпросу оставили академическую сферу: исследовательские институты, музеи, художественное образование и издательское дело в области искусства.

1.2. Политика партии в области искусства в годы НЭПа.

В 1922 году были предприняты весьма решительные шаги, которые круто меняли всю атмосферу общественной, духовной жизни в обществе. Основными вехами на этом пути стали следующие главные события:

— введение нэпа, в условиях которого резко сократилось финансирование культуры, а безработица среди творческой интеллигенции приняла огромные масштабы;

— создание политической цензуры в лице Главлита и Главреперткома;

— издание первого законодательного акта от 3 августа 1922 года об обществах и союзах, регламентировавшего все стороны их возникновения, формирования и деятельности, и определившего их место в политической системе общества;

— решения состоявшейся в августе 1922 года XII Всероссийской конференции РКП(б), определившие новый подход к вопросам о взаимоотношениях с интеллигенцией;

— вторая волна эмиграции как следствие этой политики: резкое возрастание потока добровольно отъезжающих и насильственно высылаемых из России представителей интеллигенции, в том числе поэтов, прозаиков, драматургов[6].

Новая экономическая политика, открывшая возможности для частного книгоиздания, вызвала необходимость создания специального государственного института цензуры, лишь формально находившегося в подчинении Наркомпроса, а на самом деле бывшего прямым проводником указаний аппарата ЦК. Это видно из указанных нами выше и цитируемых Г.В. Жирковым документов Политбюро[7]. Образование Главлита объяснялось тем, что в связи с переходом к нэпу и введением хозрасчета были ликвидированы местные отделения Госиздата. Местные политотделы вначале заменили губернскими Комиссиями Главполитпросвета (в них входили представители ГПП, ОГПУ и губкома), но они оказались малоэффективными, о чем и говорилось на созванном Агитпропом ЦК совещании “О борьбе с мелкобуржуазной идеологией в области литературно-издательской” (февраль 1922 г.), участники которого решили восстановить цензуру как государственный институт.

Постепенно вызревала позиция о необходимости классовой борьбы и в области искусства. Вся предшествующая культура была объявлена “буржуазной”, контрреволюционной, антинародной и тому подобное. Труды классиков марксизма в это время считаются вместилищем абсолютной истины, с которой должны согласовываться любые теоретические построения и направления в литературе. Произведения, выглядевшие несовместимыми с догмами марксизма, объявлялись буржуазными.

Не прошло и нескольких лет, как проблема внутренней свободы художника приобрела небывалую остроту. В 1924 году группа писателей обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой оградить их от давления извне. Подчеркивая, что пути их литературы “связаны с путями Советской, послеоктябрьской России”, они настаивали, что “литература должна быть отразителем той новой жизни, которая окружает нас, в которой мы живем и работаем, — а с другой стороны, созданием индивидуального писательского лица, по своему воспринимающего мир и по своему его отражающего. Мы полагаем, — писали они, — что талант писателя и его соответствие эпохе – две основные ценности писателя…”[8]. Под письмом стояли подписи Б. Пильняка и С. Клычкова, С. Есенина и О. Мандельштама, И. Бабеля и А. Толстого, М. Волошина и О. Форш, М. Зощенко и Вс. Иванова, А. Чапыгина и многих других. “Тон таких журналов, как “На посту”, и их критика, выдаваемые притом за мнение РКП в целом, — писали они, — подходят к нашей литературной работе заведомо предвзято и неверно. Мы считаем нужным заявить, что такое отношение к литературе не достойно ни литературы, ни революции и деморализует писательские и читательские массы”[9].

По точному замечанию Г.А. Белой, “это письмо важно как свидетельство того, что уже к 1924 году в обществе сформировались два типа отношения к искусству, две его модели: оно трактовалось либо как придаток к идеологии, либо как особый, специфический, художественный способ познания жизни”[10].

Несомненно, что в условиях меняющейся социальной реальности времен нэпа у этих представлений об искусстве были неравные шансы. В абсолютизации классового подхода в художественной культуре в послереволюционный период преуспели две творческие организации — Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт возник накануне Октябрьской революции как культурно-просветительская и литературно-художественная организация и был распушен в 1920 г. Видными теоретиками ее были А.А. Богданов, А. Гастев, Е.Ф. Плетнев. Они утверждали, что после революции должна быть создана культура нового типа, пролетарская по своему классовому характеру, и что такая культура может быть создана представителями только рабочего класса. Пролеткультовцы, как называли тогда сторонников этого движения, отрицали все классическое культурное наследие за исключением тех художественных произведений, в которых была видна связь с национально-освободительным движением. Они считали, что “культура борющегося пролетариата есть культура резко обособленная, классовая”[11]. Такова была точка зрения литературных деятелей в журналах Пролеткульта “На посту”, “На литературном посту”, “Леф”, “Новый леф” и др.

В “Очерках по истории русской культуры” П.Н. Милюков писал, что тогда Пролеткульт хотел взять в свои руки бесконтрольно руководство всеми отраслями “пролетарского” искусства, — литературы, изобразительных искусств, музыки, театра, — так же как и вообще всей культурно-просветительной деятельностью, воспитанием комсомола и т.д.[12]. Для пролеткультовских поэтов и писателей характерна машинная эстетика: “люди-гвозди, люди-ножи”. Они воспевают завод, революцию и даже жестокость во имя революции.

Эстетическими принципами, соответствующими психологии рабочего класса, были объявлены “коллективно-трудовая” точка зрения на мир, идея “одухотворенного единства” с машиной (“машинизм”).

К этому же времени относится и созревание в среде футуристов и пролеткультовцев доктрины о новой социальной роли искусства. Пролетарский поэт А. Гастев ввел термин “социальная инженерия”, имея в виду, что средствами искусства можно перестроить не только социальную жизнь, но и психику человека. Всю область человеческих эмоций (по мысли Гастева) следовало подвергнуть математизации (“коэффициенты настроения”) и строгому контролю. Всю прежнюю эстетику предлагается отбросить, поскольку учение об искусстве должно состоять из методов эмоционально-организующего влияния на психику человека “в связи с задачами классовой борьбы”. Футурист С. Третьяков предлагал “работника искусства” превратить в “психо-инженера”, в “психо-конструктора”, наряду с человеком науки. Впоследствии И. Сталин почти буквально повторит эти слова, определяя суть писателя соцреализма: “Писатель — инженер человеческих душ”.

Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП(б) “О пролеткультах”, и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке.

Перекинуть “временный мост” между революцией и миром русской интеллигенции в 20-е годы удалось блестящему оратору и эрудированному интеллигенту А.В. Луначарскому, который стал первым советским наркомом просвещения и служил на этом министерском посту до 1929 года.

Литературоведческие дискуссии велись в основном на страницах периодических изданий и особенно журналов, ставших не только местом публикаций художественных произведений, но и своеобразными центрами обсуждений. На страницах журналов “Красная новь”, “Печать и революция”, “Книга и революция”, “Литературные записки”, “Начала”, “Мысль”, “Жизнь искусства” в эти годы публикуют свои статьи, заметки, рецензии А.Воронский, В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, Б. Арватов, П.Сакулин, В. Фриче, А. Луначарский. А Лежнев, В. Переверзев и многие другие теоретики 20-х годов.

В ходе дискуссий были обозначены основные характеристики “новой” прозы: сюжетоспособность и художественная незавершенность произведения; соотношение психологического и психопатологического в современной литературе; традиция модернизма в произведениях советской литературы; намечающаяся тематическая дифференциация прозы (“сатирическое”, “экзотическое”, “социальное”, “социально-бытовое”, “злободневное”); проблематика отщепенчества, ставшая художественным выражением отчуждения человека, прекращения его диалога с миром и разрыва с ним; тяготение малых прозаических форм к роману.

Так, например, “формалисты”, в их “науке о литературе” оказываются достаточно точными в определении основных тенденций, которые актуальны для литературы 20-х годов: осмысление эпохи, включенной в общее русло течения истории; “всплеск” исторического и биографического романа, “биографической хроники”, ставших художественной формой выражения этого осмысления; связанная с этим явно наметившаяся тенденция от малой к большой литературно-художественной форме; установка на биографичность; попытка создания фабулы и построения сюжета в повествовании романного типа; человеческая судьба, путь героя как главный и еще не решенный вопрос современного романа, в центр которого он должен быть поставлен автором.

Иную систему детерминации литературы прелагают представители формально-социологического и социологического методов. Прослеживая эволюцию так называемого “социалистического” романа, Б.Арватов проводит мысль об искусстве как “системе приемов, в изобразительно-выдуманных жанрах. восполняющей реально неорганизованные тенденции жизни”, системе, вопреки формальной школе, “целиком детерминированной общественной практикой”[13]. По мнению же представителей социологического метода, “новый” роман должен представлять собой изображение класса-гегемона как “органического единства разнообразных типов”. На их взгляд, необходима “замена интроспективного, пассивного, психологического описания активным отношением к миру, подлежащему изменению, и процессом изменения в этой активной борьбе человеческого материала, человеческого субстрата социалистического строительства”[14].

Таким образом, литературоведческие дискуссии 20-х годов охватили глубочайший пласт наиболее актуальных вопросов современной литературы — ее типологии, динамико-стилевых доминант, концептуально-проективных моделей нового человека, исторического и историософского комплекса идей “новой” прозы.

Отсюда актуальность образа трагического героя в русской прозе 20-х годов (“Жизнь Клима Самгина” М. Горького, “Хождение по мукам” А.Толстого, “Города и годы” К.Федина, “Белая гвардия” М.Булгакова, “Вор” Л. Леонова), которая во многом обусловлена особым состоянием окружающей реальности — атмосферой хаоса и ужаса перед близкой, неотвратимо надвигающейся катастрофой гражданской и первой мировой войн. Внутренняя “смятенность”, “спутанность”, катастрофичность сознания становятся основными характеристиками трагического героя романа 20-х годов.

В это время возникает множество различных литературных групп, возникающих на основе разных художественных пристрастий и идейного размежевания. Как отмечала Н.Дикушина, хотя руководство партии с самого начала пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана “методика” такого подчинения. Борьба партии за превращение искусства в инструмент политической системы еще не обрела свои четкие формы в 20-е годы. 18 июня 1925 года ЦК РКП(б) принимает резолюцию “О политике партии в области художественной литературы”[15]. В ней говорилось, что партия в целом не может связывать себя “приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы”. Естественно, что такое “попустительство” со стороны партии в сфере искусства не могло не сказаться на его содержании и направлениях.

Н.И. Бухарин, выступая на совещании “О политике партии в художественной литературе”, созванном ЦК РКП(б) в мае 1924 года говорил о необходимости перенести ленинскую идею “сотрудничества” с другими классами и на литературу. Впоследствии эта точка зрения была расценена Сталиным как классовое капитулянство Бухарина.

Однако, несмотря на художественные и идейные разногласия многие литературные группы 20-х годов исподволь подготавливали становление литературы “социалистического реализма” и диктат партии в литературе. Во многом это было обусловлено и тем, что свобода тут же ограничивалась: соревнование между литературными группами должно было проходить на основе пролетарской идеологии.

Так, члены Левого фронта искусства (группа ЛЕФ), куда входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак и др., выдвинули теорию “социального заказа”, идею “производственного” искусства. Эта группа афишировала себя как “гегемона” революционной литературы и нетерпимо относилась к другим группам. Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг; отрицали вымысел в литературе, противопоставляя ему литературу факта. Конструктивисты (К.Л.Зелинский, И.Л. Сельвинский, А.Н.Чичерин, В.А.Луговской, В.М.Инбер, Э.Г.Багрицкий и др.) в своих программных сборниках именовали себя выразителями “умонастроения нашей переходной эпохи”, сторонниками “техницизма”, игнорирующими национальную природу искусства, а свой метод определяли как “итог мирового масштаба”.

Из распущенного в 1920 году по указанию Ленина Пролеткульта вышла группа поэтов — В.Александровский, Г.Санников, М.Герасимов, В.Казин, С.Обрадович, С.Родов и др. и образовала свою группу “Кузница”. “Кузница” фактически стала органом независимого от Пролеткульта Всероссийского Союза пролетарских писателей. Этот Союз был учрежден на I Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920г.

В программе съезда читаем: “С переходом страны на мирное строительство, — Первый Всероссийский Съезд пролетарских писателей будет первым организационным начинанием писателей-рабочих.

Работающее в настоящее время организационное бюро по созыву съезда в составе: председателя бюро, тов. В. Кириллова, секретаря С. Обрадовича и членов тт. Самобытника, Герасимова, Сивачева, Волкова, Санникова, Казина и Александровского к предстоящему Съезду наметило следующие вопросы, разрешение которых имеет первостепенное значение:

1. Текущий момент и задачи пролетарской литературы.

2. Пролетарская литература и ее отношение к прошлым и современным течениям в искусстве.

3. Пути пролетарской литературы.

4. Отношение к Пролеткультам.

5. Издательское дело, и

6. Образование Союза пролетарских писателей”.

Начиная со второй половины 1921г., Союз получил название Всероссийская Ассоциация пролетарских писателей (ВАПП). Именно с творчеством входивших в пролетарские организации писателей связана та тенденция в литературе, которая получила потом определение литературы социалистического реализма.

“Кузнецы” вели, с одной стороны, ожесточенную полемику с напоставцами и РАПП, не приемля их командно-бюракратических методов руководства литературой, с другой – часто объединялись с ними в своем высокомерном отношении к писателям-“попутчикам”, в узкоклассовом понимании литературы и стремлении к созданию чисто пролетарского искусства путем “решительно преодоления классиков, революционной переоценки понятия реализм”[16].

Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), официально оформившаяся в январе 1925 года в рамках ВАПП. Активную роль в жизни РАПП играли А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Ставский и критики Л.Авербах, И.Гроссман-Рощин, А.Селивановский, В.Ермилов, Г.Лелевич.

В период до 1928 года РАПП остается лишь одной из многочисленных литературных групп, но уже в это время рапповцы выступают за партийное руководство литературой. В статье Г. Лелевича “Партийная политика в искусстве” читаем: “Совершенно верно, что партия не призвана командовать в области искусств. Разберемся, однако, в том, что подразумевается под ограждением, содействием и косвенным руководством. Партия может при помощи критических выступлений в органах печати популяризовать определенные литературные течения, писателей и произведения или, наоборот, бичевать либо замалчивать их. Партия может предоставлять в распоряжение тех или иных литературных течений и писателей свои (а равно находящиеся под влиянием партии) журналы и издательства. Наконец, партия может оказывать мощную материальную поддержку тем или иным литературным течениям и писателям, давая им таким путем возможность творить и распространять продукты своего творчества. Та или иная ориентация партии при разрешении всех этих практических вопросов в огромной степени определяет собой характер воздействия художественной литературы на пролетарского читателя, в первую очередь на пролетарский молодняк”[17].

Члены РАППа вопрос о партийной политике в искусстве рассматривают с точки зрения “служения делу пролетарской революции”. Они требуют “поставить в центре внимания (при помощи соответствующей линии партийно-советских редакций, издательств и критиков) тех писателей, которые организуют психику читателя в сторону коммунизма; использовать ближайших попутчиков, перетягивая их постепенно в ряды пролетарской литературы; неуклонно бороться (при помощи цензуры, а главным образом, тех же партийно-советских редакций, издательств и критиков) с реакционной и мнимо-попутнической литературой”[18].

РАПП унаследовала и даже усилила вульгарно-социологические нигилистические тенденции Пролеткульта. Она заявила о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о представителе партии в литературе и выступления против своей платформы рассматривала как выступление против партии.

К концу 20-х г.г. фактически исчезли все непролетарские писательские группы, а попытки реанимировать (1929) всероссийский Союз писателей, объединяющий “попутчиков”, или создать Федерацию — Федеральное объединение советских писателей (ФОСП), куда наряду с ВАПП и “Кузницей” вошли ВСП, ВОКП, “Перевал”, ЛЕФ, конструктивисты, эффекта не дали. Первый Всесоюзный съезд пролетарских писателей (1928) реорганизовал Всероссийскую ассоциацию. Пролетарские ассоциации всех национальных республик были объединены в ВОАПП и во главе этого Всесоюзного объединения стала РАПП. “Именно она была призвана объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения”[19].

Таким образом, 1920-е гг. — переходный период в истории русской литературы. Формула партийной политики в области культуры: культурный (в том числе эстетический, художественный, стилевой) плюрализм при политической диктатуре Коммунистической партии и советской власти.

Читайте также:

      

  • Методология социальных наук м вебера кратко
  •   

  • Хромосомный уровень организации кратко
  •   

  • Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития мотивации
  •   

  • Требования к оформлению в детском саду
  •   

  • Методика эстетического воспитания в начальной школе

1

В статье «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленин писал: «…Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела…» (Сочинения, т. 10, стр. 27). Одновременно Ленин подчеркивал, что литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отожествляема с другими частями партийного дела пролетариата, что «…в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (Там же, стр. 28).

В состоявшейся уже после победы Октября беседе с Кларой Цеткин, Н. К. Крупской и М. И. Ульяновой В. И. Ленин говорил: «Каждый художник, всякий, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего». Одновременно он указывал: «Но, понятно, мы – коммунисты. Мы не должны стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться, куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты» («Ленин о культуре и искусстве», М. 1956, стр. 519 – 520).

Многие годы отделяют эти высказывания, но в обоих случаях остается неизменной ленинская диалектика в понимании свободы творчества и партийного руководства искусством. С одной стороны, Ленин требует большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, говорит о том, что художник имеет право творить свободно, согласно своему идеалу; с другой стороны, он называет литературное дело частью партийного дела пролетариата, ставит вопрос о планомерном руководстве развитием искусства… Всякое искусственное умаление или выпячивание одной из этих взаимосвязанных частей понимания литературы и искусства, политики в области литературы и искусства, чревато ошибками – теоретическими и практическими.

Вопрос о диалектической связи свободы творчества и партийного руководства искусством приобретает сейчас особую остроту. И не только потому, что наши противники пытаются оболгать социалистический реализм, приписывая ему догматическое декретирование творчества, подавление индивидуальности художника. Острота эта определяется еще и тем, что после XX съезда КПСС активизировались споры о свободе творчества и руководстве искусством в самой советской литературе и критике.

Коммунистическая партия на XX съезде подвергла решительной критике недостатки и ошибки прошлого, порожденные антимарксистским культом личности. На съезде подчеркивалось, что культ личности принижал творческую активность масс, инициативу и самостоятельность в работе. Писатели и деятели искусства не были в этом смысле исключением: под влиянием культа личности нередко умалялась их самостоятельность в творческих исканиях и решениях. В искусстве и литературе получили известное распространение догмы, мешавшие правдивому изображению советской жизни, подрывавшие творческое соревнование различных художественных течений и индивидуальностей. Тенденции нивелирования творчества, механического равнения разных художников на одни и те же нормы и образцы подогревались и тем, что эстетические вкусы, симпатии и антипатии одного человека в ряде случаев становились руководящими идеями, отражались на премировании художественных произведений, на критериях критики и т. д.

Особенно болезненно отрицательное влияние культа личности сказалось на драматургии, которая чаще других видов литературы подвергалась тогда командованию, администрированию, влиянию произвольной проработочной критики.

Обстановка, порожденная культом личности, не на всех литераторов влияла одинаково. И было бы неправильно все ошибки и недостатки литературы прошлых лет относить за счет обстановки, забывая и об ответственности самого художника и об объективных трудностях становления новаторской литературы социализма.

В силу коренных объективных закономерностей развития советского общества культ личности не мог изменить природы и основного направления советской литературы, выражавшего великие идеи и политику партии, опыт революционной борьбы и творческой жизнедеятельности народа. В лучших произведениях советской литературы и искусства органически соединяются идейная целеустремленность и жизненная правдивость, воплощаются и развиваются плодотворные принципы социалистического реализма.

Успешное преодоление догматизма, фактов неправдивого освещения жизни и т. п. требует неустанной заботы о чистоте идейных основ советской литературы, активной и умелой борьбы против чуждых влияний.

Борьба эта ведется сейчас в сложных условиях. Социалистический реализм подвергается нападкам не только со стороны его врагов из лагеря империалистической реакции. Известно, что его толкуют вкривь и вкось и некоторые литераторы социалистических стран, подменяющие критику последствий культа личности в области искусства и литературы ревизией идейных основ социалистического реализма.

Считая себя защитниками свободы творчества, они трактуют эту свободу довольно-таки примитивно: что бы ни написал писатель посвободному движению души – все хорошо, главное – свободно писать, свободно печататься, а там пусть сам читатель разбирается, что к чему. Но ведь свобода творчества в ее «абсолютных» индивидуалистических формах открывает дорогу не только истинному искусству, но и мещанской пошлости, безыдейности, наконец, элементарной бездарности и безвкусице… В своих рассуждениях «пусть разбирается сам читатель» защитники «абсолютной свободы» вольно или невольно становятся на путь субъективистского замазывания реальных противоречий современности: делают вид, что все читатели в странах, строящих социализм, уже поднялись до такого уровня политической и эстетической воспитанности, что социалистическому писателю заботиться теперь о воспитании трудящихся вроде как бы и не надо… Практика показывает, что индивидуалистическое понимание свободы творчества оказывает влияние и на взгляды, настроения известной части советских литераторов. Это влияние проявляется, в частности, в таких выступлениях, как статья Б. Назарова и О. Гридневой, направленная в своей объективной тенденции на умаление роли и значения партийного руководства искусством и литературой. Признавая в общей форме его плодотворность, авторы статьи сопровождают это признание такой системой оговорок, что руководство в их трактовке становится очень похожим на невмешательство. А между тем ленинские нормы руководства литературой и искусством – это нормы руководства, а не «конвенция о невмешательстве»!

Непримиримость к чуждым идейным влияниям всегда была и остается одной из важнейших «ленинских норм». Сам Ленин, когда это диктовала революционная необходимость, не останавливался перед самыми решительными мерами в борьбе против пропаганды враждебной идеологии (вспомним хотя бы его выступление против меньшевистской газеты «Всегда вперед», закрытие московского «Листка объявлений», который нэпманы пытались превратить в свою политическую газету, и т. д.). Ленин остро критиковал всяческие извращения идейных принципов социалистической культуры в работе советских культурных организаций, – вспомним поучительную в этом смысле критику ошибок пролеткультовцев. Известно, как был беспощаден Ленин ко всякого рода пошлякам и халтурщикам в литературной работе (когда Госиздат, например, выпустил небрежно составленную брошюру о Коминтерне, он потребовал, чтобы виновных засадили в тюрьму и заставили делать вклейки с исправлениями).

Стремясь теснее связать литературное дело с общепролетарским делом партии, Ленин не боялся воплей о бюрократизации свободной идейной .борьбы, свободы литературного творчества: «По существу дела, – писал Ленин, – подобные вопли были бы только выражением буржуазно-интеллигентского индивидуализма» (т. 10, стр. 28).

Ясно, что ленинские нормы руководства литературой и искусством несовместимы с установкой на стихийность, с добреньким, всепрощающим либерализмом, с беспомощностью и невмешательством в литературные дела.

2

В своих суждениях о литературе Ленин всегда исходит из той непреложной научной истины, что в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, не может быть внеклассовой литературы, – такая литература возможна лишь в социалистическом бесклассовом обществе. Ни один живой человек, поскольку он человек общественный, не может не становиться на сторону того или иного класса или социальной группы. Это – объективная закономерность. И даже тогда, когда сам писатель не признает классовых различий и противоречий, не развился идейно до понимания интересов своего класса, открещивается от самого принципа классовости литературы, – он не становится выразителем «внесоциальных» интересов; сама проповедь «внеклассовости» литературы обычно является орудием определенной классовой идеологии.

Есть в этом смысле существенная разница между классовостью и партийностью литературы.

В некоторых теоретических и критических работах прошлых лет партийность рассматривалась как всеобщее объективное качество литературы, не связанное с субъективными стремлениями и взглядами писателя, а беспартийность – только как выражение лицемерного желания буржуазных идеологов скрыть свои истинные интересы и цели.

Различия между понятиями классовость и партийность не раскрыты и в таких новейших трудах по эстетике, как «Очерки марксистско-ленинской эстетики» и «Вопросы марксистско-ленинской эстетики».

Подобные взгляды являются отзвуком тех критических работ прошлых лет, в которых говорилось о партийности не только революционных демократов, но и Данте, Шекспира, Пушкина, декабристов. Авторы такого рода работ и суждений забывают, что партийность, как указывал Ленин, «…есть результат и политическое выражение высоко развитых классовых противоположностей…» (т. 11, стр. 60), «…есть спутник и результат высоко развитой классовой борьбы…» (т. 10, стр. 57), что партийность – идея социалистическая, связанная с пролетарским этапом освободительного движения, – «Строгую партийность всегда отстаивала и отстаивает только социал-демократия, партия сознательного пролетариата» (т. 10, стр. 62).

При отожествлении партийности с классовостью борьба против беспартийности фактически сводится только к «срыванию масок». А между тем исторический опыт классовой борьбы показывает, что беспартийность бывает не только маской. Ленин в 1905 году писал, например (см. т. 8, стр. 467 – 469), о беспартийной революционности, которая является неизбежным и необходимым явлением в эпоху буржуазно-демократической революции; он указывал, что самый характер происходившей в России революции неизбежно вел «…к росту и умножению самых разнообразных боевых элементов, выражающихинтересы самых различных слоев народа, готовых к решительной борьбе, страстно преданных делу свободы, готовых принести все жертвы этому делу, но не разбирающихся и неспособных разобраться в историческом значении происходящей революции, в классовом содержании ее» (т. 8, стр. 467).

Ленин неизменно подчеркивал различие между разными формами беспартийности: он разоблачал «беспартийность» идеологов буржуазии, которые использовали маскарад «беспартийности» потому, что боялись за свою партийность, боялись открытого провозглашения своих сокровенных целей и взглядов; и он постоянно нацеливал партию на завоевание промежуточных слоев, на то, чтобы поднимать их классовое сознание до высокой определенности, до пролетарского, социалистического понимания борьбы за свободу.

Ясно, что при всей специфике литературы нельзя ленинскую постановку вопроса о ее партийности понять вне общеполитического понимания партийности и беспартийности, которое содержится в работах Ленина.

Из ленинского анализа борьбы классов и партий в буржуазно-демократической и социалистической революциях, состава ее участников, их субъективных стремлений и объективной роли видно, что Ленин неизменно связывает партийность с политической определенностью, осознанностью классовых интересов и позиций. Партийность, по мысли Ленина, требует при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы. А такая прямота и открытость возможна только в условиях высокоразвитых классовых противоположностей и классового самосознания, и только для тех, кто дорос до ясного и отчетливого понимания своего классового положения и своих классовых интересов. Развивая идеи Маркса и Энгельса о классовости идеологии, Ленин внес немало нового в понимание общественных позиций литературы. Это новое связано с тем, что Ленин жил и работал в эпоху, когда пролетариат поднялся до организации своей партии, когда вопрос о месте литературы в общепролетарском деле, в практической борьбе за власть, за социализм стал вопросом повседневной работы революционеров, когда не мечтой, а реальным фактом стала литература социалистической революции.

Основоположники научного социализма работали в ту пору, когда не созрели еще исторические условия для широкого развития литературы, поднимающей знамя партийности. Правда, в начальных формах принцип партийности проявлялся в творчестве некоторых близких Марксу и Энгельсу поэтов. Но в основном в высказываниях о социальном воздействии литературы Маркс и Энгельс исходили из опыта критического реализма и еще более ранних направлений; они учитывали при этом как особенности современной им литературы, так и характер аудитории, к которой она обращалась.

Только в связи с конкретно-исторической обстановкой можно понять, например, мысль Энгельса о том, что «…в наших условиях роман обращается преимущественно к читателям из буржуазных, т. е. не принадлежащих прямо к нам, кругов, а поэтому социалистический тенденциозный роман целиком выполняет, на мой взгляд, свое назначение, правдиво изображая реальные отношения, разрывая господствующие условные иллюзии о природе этих отношений, расшатывая оптимизм буржуазного мира, вселяя сомнения по поводу неизменности основ существующего порядка, – хотя бы автор и не предлагал при этом никакого определенного решения и даже иной раз не становился явно на чью-либо сторону» («К. Маркс – Ф. Энгельс об искусстве», стр. 161 – 162).

Характерны оговорки, которыми сопровождает Энгельс свою мысль, – «в наших условиях», «иной раз»: ясно, что он не считал данную форму романа, данную позицию автора наиболее совершенными. Говоря о том, как он представляет себе будущее драмы, Энгельс писал Лассалю о полном слиянии большой идейной глубины, осознанного исторического смысла с шекспировской живостью и действенностью – надо ли доказывать, что эти слова об идеале имеют значение не только для драматической литературы…

В своих суждениях о классовости и партийности литературы Ленин не отступал от Энгельса, а шел дальше. Выдвинутый им принцип партийности требует, чтобы писатель прямо и открыто становился на сторону определенной общественной группы, определенной партии, чтобы революционизирующее влияние литературы входило и в субъективные намерения писателя, чтобы писатель своими произведениями не только расшатывал оптимизм буржуазного мира и разрушал его иллюзии, но и сознательно утверждал новые революционные идеалы и общественные отношения.

Из ленинской постановки вопроса о партийности вытекает вывод, что партийность не дается писателю автоматически в силу того простого факта, что он живет в обществе и зависим от него. Уже в самом начале своей знаменитой статьи «Партийная организация и партийная литература» Ленин говорит о том, что в ту пору, когда статья писалась, вся нелегальная печать была партийна, вся легальная печать – не партийна. В легальной печати «Неизбежны были уродливые союзы», ненормальные «сожительства», фальшивые прикрытия: с вынужденными недомолвками людей, желавших выразить партийные взгляды, смешивалось недомыслие или трусость мысли тех, кто не дорос до этих взглядов, кто не был, в сущности, человеком партии» (т. 10, стр. 26).

Ленин неизменно связывает партийность с желанием выразить партийные взгляды, с сознательными намерениями и стремлениями литератора.

Ленин писал свою статью «Партийная организация и партийная литература» в дни, когда революция уже смела многие полицейские барьеры на пути печати и литературы, когда перед литературойпрактически встал вопрос: куда она пойдет из плена крепостной цензуры – в плен буржуазно-торгашеских литературных отношений или к действительной свободе.

На пути этой свободы стояли не только полицейские ограничения. На волне революции социализм стал чем-то вроде «моды» среди интеллигенции. Социалистами объявляли себя даже некоторые мистики и символисты. Они пытались связать с социализмом свое декадентски-индивидуалистическое понимание свободы, превращая социализм в нечто туманное и расплывчатое, лишая его пролетарского смысла. Влияние буржуазно-мещанского индивидуализма захватило и некоторую часть литературных работников партии… Вот почему для Ленина приобретал такую остроту и важность вопрос о свободе литературы не в полицейском только смысле, а и в смысле свободы отбуржуазно-анархистского индивидуализма.

Выдвигая принцип партийности литературы, Ленин противопоставлял этот принцип широкому фронту его разнообразных противников – буржуазным нравам, предпринимательской, торгашеской печати, буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоне за наживой.

С тех пор как была написана статья Ленина, многое изменилось в условиях жизни и развития литературы в нашей стране. Нет у нас больше буржуазной печати с ее уродливыми нравами, уничтожены социальные корни, питавшие погоню за наживой, литературный карьеризм и индивидуализм. Но как пережиток прошлого некоторые из названных Лениным пороков живут и требуют бдительного к себе внимания, непримиримой борьбы.

В творчестве советских писателей органически соединены партийность и правдивость. Партийность – живая душа социалистического реализма. Партия жизненно заинтересована в правдивом изучении и освещении фактов, явлений и процессов реальной действительности.

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Voltstick ut15c инструкция на русском языке
  • Мануал на хонда джорно
  • Департамент образования классное руководство
  • Siemens euroset 5020 инструкция на русском как настроить
  • Теофиллин инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки взрослым