Мхат по руководством дорониной

О театре

Московский художественный академический театр им. М. Горького — драматический театр с богатой историей и традицией.

Решение о создании Московского художественного театра было принято Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко 22 июня 1897 года на встрече в ресторане «Славянский базар».

Подробнее

С чего начинался театр

Царь Федор Иоаннович

Царь Федор Иоаннович

Премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» в постановке К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в здании театра «Эрмитаж» открылся Художественно-общедоступный театр. Ошеломительный успех спектакля ознаменовал приход принципиально новой театральной реальности.

1898

Чайка

Чайка

17 декабря состоялась премьера пьесы «Чайка». Именно эту дату Вл. И. Немирович-Данченко считал днем рождения Московского Художественного театра. МХТ первым смог найти подход к драматургии А. Чехова, а чайка стала символом театра.

1898

На дне

На дне

Первые пьесы М. Горький писал специально для МХТ. Спектакль «На дне» 1902 г. обозначил обращение театра к социально-политической тематике. К. Станиславский с актерами посещал Хитров рынок, погружаясь в жизнь обитателей ночлежки. Постановка имела грандиозный успех.

1902

Бранд

Бранд

Скандинавская «новая драма» занимала важнейшее место в репертуаре МХТ. Пьесу «Бранд» Вл. И. Немирович-Данченко считал самой революционной для своего времени. Спектакль возник под впечатлением разгона Думы и крестьянских волнений на юге России. Одна из самых ярких постановок по пьесам Г. Ибсена.

1906

Горе от ума

Горе от ума

«Горе от ума» стал самым сенсационным спектаклем сезона для двух столиц. В постановке использовалась доцензурная версия текста под редакцией Ю. Озаровского. МХТ стремился отойти от клише и показать реальную жизнь Москвы времен А. Грибоедова. Чацкий в спектакле был представлен пылким юношей, а не обличителем пороков.

1906

Синяя птица

Синяя птица

Легендарный спектакль К. Станиславского, единственный, сохранившийся до наших дней. Пьеса М. Метерлинка современниками воспринималась как манифест символизма. Новаторская режиссура впечатляла публику парадом аттракционов, сочетала в себе юмор и трогательный лиризм. Спектакль оказал значительное влияние на русский и мировой театр.

1908

Дни Турбиных

Дни Турбиных

Спектакль стал дебютом М. Булгакова в качестве драматурга и положил начало длительному сотрудничеству писателя с МХАТ. Несмотря на преследования со стороны цензуры и нападки критиков, постановка стала одной из самых популярных в театре. Среди поклонников «Дней Турбиных» был И. Сталин, посмотревший спектакль 15 раз.

1926

Горячее сердце

Горячее сердце

Постановка продемонстрировала новый подход к классической драматургии А. Островского. Сатирически-обличительный спектакль говорил о социальных проблемах текущего дня. Самая остро-гротесковая постановка К. Станиславского, переосмыслившего свои подходы к театру после длительных зарубежных гастролей.

1926

Бронепоезд 14-69

Бронепоезд 14-69

Постановка спектакля по популярной повести Вс. Иванова была приурочена к 10-летию Октябрьской революции. В «Бронепоезде 14-69» Художественный театр открыл для себя новый жанр — героическую драму. После триумфального успеха спектакля МХАТ подтвердил свою репутацию главного драматического театра страны.

1927

Анна Каренина

Анна Каренина

Спектакль «Анна Каренина» в постановке Вл. И. Немировича-Данченко — один из долгожителей мхатовской сцены. Премьера прошла с триумфом, вместе со зрителями актерам аплодировали руководители СССР. Гастроли 1937 г. во Франции прошли с аншлагом, несмотря на «мертвый сезон». В 1953 г. на основе постановки был снят фильм-спектакль, сам по себе ставший событием.

1937

Три сестры

Три сестры

Вместе с этим спектаклем в МХАТ вернулась чеховская драматургия. Постановка Вл. И. Немировича-Данченко признается лучшим спектаклем советского периода МХАТ. Она произвела сильнейшее впечатление на предвоенного зрителя, под ее влиянием жили и творили лучшие советские режиссеры «оттепели». Во время гастролей 1958 г. в Великобритании спектакль был восторженно принят публикой и критиками.

1940

Русские люди

Русские люди

В Великую Отечественную войну МХАТ был един со своим народом. Многие из актеров и служащих театра пали смертью храбрых. Оставшиеся в театре служили на культурном фронте. «Русские люди» К. Симонова — первая советская пьеса, героем которой стал рядовой солдат. А спектакль в МХАТ — самая глубокая и значительная из постановок по этому тексту.

1942

Три толстяка

Три толстяка

В 1930 г. Вл. И. Немирович-Данченко уже обращался к сказке Ю. Олеши «Три толстяка» — эта постановка должна была сменить «Синюю птицу» — но по ряду причин не задержалась в репертуаре. В 1961 г. спектакль поставили в новой сценической версии по новой инсценировке. «Три толстяка» В. Богомолова и М. Горюнова стали одним из самых популярных спектаклей в истории МХАТ и были сыграны 761 раз.

1961

Дульсинея Тобосская

Дульсинея Тобосская

Первый спектакль О. Ефремова в качестве художественного руководителя МХАТ. Здесь он выступил в качестве режиссера и актера. Знаменитый кинодуэт О. Ефремова и Т. Дорониной впервые обрел свое место на сцене. Единственный совместный спектакль двух выдающихся артистов.

1971

Сталевары

Сталевары

Производственный по теме, эпический по форме, этот спектакль занимает особое место в истории МХАТ. Пьеса была написана по инициативе О. Ефремова. В процессе работы над спектаклем авторы плотно общались работниками завода «Серп и молот». Революционная сценография И. Сумбаташвили воссоздала на подмостках театра реальный мартеновский цех.

1972

Соло для часов с боем

Соло для часов с боем

В этом спектакле О. Ефремов собрал на сцене легендарных «стариков» МХАТ — М. Яншина, О. Андровскую, М. Прудкина, В. Станицына, А. Грибова. Для некоторых из них спектакль стал последней премьерой в жизни. С этой постановки началась карьера знаменитого режиссера А. Васильева, работавшего в театре режиссером-стажером.

1973

Иванов

Иванов

Иванов — первая роль И. Смоктуновского в Художественном театре и одна из самых значимых в его карьере. О. Ефремов предложил зрителю новое прочтение чеховского текста. Спектакль об утрате смысла жизни оказался крайне созвучным настроениям эпохи «позднего застоя».

1976

Тартюф

Тартюф

Самый «вахтанговский» спектакль великого режиссера А. Эфроса: смешной, легкий, умный. На протяжении 1980-х гг. шел с неизменным аншлагом. Выдающаяся работа художника сцены Д. Крымова, звездный ансамбль актеров.

1981

Скамейка

Скамейка

Одна из самых громких премьер 1980-х гг. Пьеса долгое время была под запретом, добиться ее постановки удалось Т. Дорониной. Сценический дуэт Т. Дорониной и О. Табакова производил огромное впечатление на зрителя. Автор пьесы А. Гельман стал знаковым драматургом МХАТ времен О. Ефремова.

1984

Старая актриса на роль жены Достоевского

Старая актриса на роль жены Достоевского

Роль Т. Дорониной в этом спектакле, где ее постоянным партнером выступал артист А. Ливанов, считается одной из лучших в репертуаре актрисы.

1988

Прощание с Матерой

Прощание с Матерой

«Прощание с Матерой» — этапная постановка МХАТ им. М. Горького, в которой совпали художественные принципы, общественная позиция и мироощущение автора и театра. События 1960-х гг., описанные в повести Распутина, перекликались с современностью: разоренный в 1987 г. МХАТ едва не «ушел под воду», как остров Матера.

1988

Лес

Лес

Спектакли по пьесам великого русского драматурга в постановке Т. Дорониной, в декорациях В. Серебровского, с музыкальным оформлением В. Соколова стали визитной карточкой МХАТ им. М. Горького рубежа веков.

1993

Ее друзья

Ее друзья

В. Розов написал пьесу «Ее друзья» в 1949 г. Почти через полвека пьесу поставил на сцене МХАТ им. М. Горького знаменитый кинорежиссер В. Усков, не изменив в ней ни слова. Режиссеру и актерам удалось создать живой, эмоциональный и правдивый портрет молодого послевоенного поколения.

1997

Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита

Т. Доронина как художественный руководитель театра активно поддерживала традицию булгаковских спектаклей в МХАТ им. М. Горького. Большая сцена МХАТ оказалась идеальным полигоном для экспериментальных постановок В. Беляковича. «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова — самый зрелищный и самый амбициозный спектакль известного режиссера.

2009

Пигмалион

Пигмалион

Спектакли по классическим европейским пьесам в МХАТ «доронинского периода» можно назвать торжеством сценографии и костюма. «Пигмалион» в постановке Т. Дорониной — это красочное, захватывающее зрелище, насыщенное юмором и неподдельными эмоциями.

2016

Отцы и дети

Отцы и дети

Главная тема романа — конфликт мировоззрений двух поколений — остается неизменно актуальной и в наши дни. Режиссеру и актерам спектакля удалось воплотить на сцене подлинный дух классической русской литературы, а художнику — воссоздать очарование провинциальных усадеб позапрошлого века.

2018

Последний срок

Последний срок

В 1977 году В. Распутин написал инсценировку своей повести специально для МХАТ. 8 мая 2019 года «Последний срок» вернулся на сцену МХАТ им. М. Горького в новой постановке С. Пускепалиса. Спектакль переносит зрителя в советскую деревню к умирающей старухе и заставляет вспомнить о своих корнях, о долге перед родителями и горькой женской судьбе.

2019

Леди Гамильтон

Леди Гамильтон

Спектакль по пьесе Т. Реттигена «Он завещал ее нации» утвердил на сцене МХАТ имперский стиль. На фоне грядущего Трафальгарского сражения разворачивается любовная драма национального героя Великобритании адмирала Нельсона и леди Гамильтон. Одна из величайших историй любви двух выдающихся личностей, бросающих вызов общественному мнению.

2019

Синяя птица

Синяя птица

В 2019 году состоялась реконструкция единственной постановки К. Станиславского, дожившей до наших дней. Была проведена тщательная работа по восстановлению декораций, костюмов, текстов и утраченных смыслов. Сегодняшний маленький зритель продолжает удивляться чудесам «Синей птицы», как это было и сто лет назад.

2019

Снежная королева

Снежная королева

Старая сказка, рассказанная языком песен, трюков и мультимедийных технологий. Калейдоскоп чудес, ярких красок, современных ритмов, юмора и отваги влюбил в себя юного зрителя. На сцену вернулся перевод, не прошедший правку советской цензурой, и вновь зазвучали христианские мотивы, заложенные автором.

2019

Три сестры

Три сестры

В 2020 году исполнилось 160 лет со дня рождения Антона Чехова, 120 лет — пьесе «Три сестры» и 80 лет знаменитой мхатовской постановке В. Немировича-Данченко. К этой дате МХАТ реконструировал один из самых знаковых спектаклей своего репертуара. Исследовательская работа была проведена совместно с театроведом Светланой Новиковой, художниками МХТ им. А. Чехова, Музеем МХАТ.

2020

Холодное сердце

Холодное сердце

Из всех немецких сказочников Вильгельм Гауф считается самым детским. Но «Холодное сердце» — это не только увлекательная история, это серьезный разговор о смысле жизни, о любви и милосердии. Новая версия старого спектакля показана в 2020 году. Сегодня спектакль можно поздравить с новым рождением. Рукотворное волшебство декораций украшено видеоартом, а сценическое действие наполнено новой музыкой.

2020

Нюрнбергский вальс

Нюрнбергский вальс

Спектакль «большого стиля»: в декорациях, которые воспроизводят интерьеры знаменитого «зала 600» Дворца правосудия в Нюрнберге, зрители, как очевидцы Нюрнбергского процесса, станут свидетелями исторического трибунала и трагической любовной истории русской аристократки-эмигрантки и советского разведчика.

2020

Лес

Лес

Новая постановка МХАТ отличается от привычного и классического Островского: стык авангарда, классического театра, буффонады, минимализма и многослойности — петербургский режиссер Виктор Крамер сочетал несочетаемое с помощью иронии и юмора.

2021

Бессмертные строки

Бессмертные строки

Стихи о войне — это всегда от сердца, потому что память Великой отечественной — это генная память, и Победа над нацизмом — это победа на все времена.

2021

Пиноккио

Пиноккио

Зритель оказывается в атмосфере венецианского карнавала и русского средневекового площадного театра, где актеры обращаются напрямую к зрителю. Действие спектакля разворачиваются в огромной декорации в виде старинной шарманки, которая превращается то в коморку папы Карло, то в повозку Карабаса-Барабаса, то в таинственный лес, то в подводное царство и, наконец, в волшебный Театр!

2021

Женщины Есенина

Женщины Есенина

Известно, что в жизни Сергея Есенина было несколько больших романов, отразившихся в его поэзии. Почти все они заканчивались трагически. Он посвящал своим возлюбленным стихи, ставшие классикой русской поэзии, но не умел сохранить чувство к женщине надолго. МХАТ им. М. Горького рассказывает зрителям о поэте, обратившись к его личной жизни, к судьбам женщин, которые оставили след в его творчестве.

2021

Жди меня

Жди меня

«Жди меня» — спектакль-сенсация от режиссера постановки «Женщины Есенина» Галины Полищук. «Жди меня» — пронзительный, предельно честный, временами жесткий до боли спектакль по мотивам рассказа «Нежданно-негаданно» Валентина Распутина.

2022

Золушка

Золушка

Режиссер Вячеслав Стародубцев решил поделиться с ребятами тем, что любит сам. Не нарушая сюжета любимой сказки, он наполнил ее грезами своего детства. С помощью новейших технологий добрая Фея откроет перед Золушкой космический мир зазеркалья, где дерзкая пацанка и замарашка превратится в прекрасную трепетную девушку и наденет лучший в мире наряд. Старомодную карету сменит агрегат покруче. А в невероятном королевском дворце Золушку будет преследовать необычный персонаж — Убегающее время.

2022

«Уберут всё, поскольку это всё ставилось при Боякове», — уверена бывшая заведующая литературной частью МХАТ имени Горького Мария Ватутина. «Известия» выслушали позицию нового гендиректора Владимира Кехмана. Теперь пришел черед высказаться другой стороне мхатовского конфликта. Мария Ватутина попала в список сотрудников, которых уволило пришедшее в конце октября руководство. О том, что стало тому причиной и какие творческие планы у театра, бывшая завлит рассказала «Известиям».

«Избавить МХАТ от мракобесия»

— Скажите, почему вы решили уйти из МХАТа?

— Я ушла, потому что мне предложили написать заявление об увольнении. Я сказала: «Нужно вам придумать обоснование». И тогда мне предложили по соглашению сторон.

— «Соглашение сторон» означает финансовую компенсацию?

— Да, по соглашению сторон — это компенсация. Потому что я сама не понимаю, почему я должна была уходить. Причин по работе нет, и никаких других тоже нет. Таким образом, мне нужна была компенсация. Ну как при сокращении. По сути, это замена сокращения, поскольку мою должность нельзя сократить.

Театр

Гендиректор МХАТ имени Горького Владимир Кехман

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— На ваше место уже нашли человека?

— Вы знаете, я не уверена в этом. Мы не общаемся с Владимиром Абрамовичем [Кехманом]. Когда заместитель директора по общим вопросам и отдел кадров мне предлагали уволиться, они сказали, что придет завлит, который был при Дорониной. Это Ореханова Галина Александровна.

— Ей много лет.

— Приезжала на собрание 9 ноября на инвалидной коляске. Это была вторая встреча труппы с Кехманом. Может быть, в театре будет потом не она, а ее представители. От имени Татьяны Васильевны [Дорониной] тоже действует представитель. Передают ее пожелания.

— То есть ее на ту встречу пригласили?

— Да.

— А вы на тот момент знали, что вам предложат уйти?

— Я не знала. Хотя, конечно, понимала, что меня отсюда будут увольнять. И, надо сказать, я заранее собрала вещи.

— Много таких, кто понял, что их будут увольнять, и их уволили?

— Да, конечно. Потому что была заявлена политика вернуть не только Доронину, но и репертуар. И избавить МХАТ от всего этого якобы, мракобесия, которое ставил Эдуард. В том числе от его ближайших сотрудников.

Театр

Бывший худрук МХАТ имени Горького Эдуард Бояков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— То есть это сотрудники администрации? Или и артисты тоже?

— Нет, артистов пока не трогают.

— Значит, дирекция?

— Да. Ну это весь огромный творческий департамент. Потому что очень много служб, репетиционная часть, проект «Открытая сцена». Не знаю, закрывается ли гастрольный отдел, но гастролей не будет.

— Почему?

— По-моему, гастролей не было при Дорониной. В общем-то, возвращается всё, что было при Татьяне Васильевне. Сегодня даже ходят батюшки по театру с песнопениями и изгоняют бесов.

«Захару Прилепину не позавидуешь»

— А какой ремонт собрался делать Владимир Кехман, ведь театр уже отремонтировали?

На первом собрании я спрашивала его о ремонте. Он ответил, что будет меняться оборудование сцены. И еще ему не нравятся кресла. Кресла мы меняли, но обтягивали просто другим материалом. В общем, кресла нормальные. Сколько раз люди были на спектаклях, и их устраивало. Но для него это не тот уровень.

— Захар Прилепин остается в театре?

Остается. Как минимум, чтобы выпустить премьеру по своей книге «Женщины Есенина». Это год мощной работы. Во всяком случае, премьера назначена на начало декабря. Потом посмотрим. У него незавидное сейчас положение, прямо скажу.

— Он же был помощник худрука, а худрука сейчас нет.

Он был не помощник, а заместитель художественного руководителя по литературной части. Худрука нет — может, и должности такой не будет. Сейчас всё переименовывают. Поэтому отправляют людей в Питер, в Михайловский театр, чтобы там перенимали опыт.

Театр

Заместитель худрука МХАТ имени Горького Захар Прилепин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Какой, например?

— Например, там вместо главного инженера — служба аутсорсинга. Приходят и сотрудников гоняют.

— Что еще решил поменять новый гендиректор?

У меня одна формулировка: Дорониной вернут МХАТ на прежнем месте в прежнем виде. Будет весь ее репертуар, будут ее артисты. Они и были в театре, не выходили из штата. Вернулась доронинская система.

— Все спектакли, которые в течение последних трех лет ставились, снимут?

— Ну потихоньку все. Во-первых, те спектакли, которые были на Малой сцене: «У премьер-министра мало друзей», «Слово о полку Игореве», «Мифический муж и его собака», «На стриме» исчезнут. Если только их не переведут через какое-то время на третью сцену. Если получится по декорациям, хотя туда всё равно невозможно поставить их.

На Большой сцене уберут «Красный Моцарт», «Некурортный роман», «Нюрнбергский вальс», «Пиноккио», «Розовое платье». «Лавр», наверное, в декабре еще будет, потом уже нет. «Чудесный грузин» — само собой. А дальше не знаю. Может, «Вишневый сад» тоже уберут. Поскольку это всё ставилось при Боякове.

Проще вернуть другие спектакли. Если они смогут их вернуть. Потому что половина актеров умерли или уже в возрасте. Декорации надо найти, понять, где они.

— Говорят, хотят вернуть «Так победим!». Это спектакль, в котором Ленина играл Александр Калягин.

— Да. Может быть, в связи с тем что главным персонажем является Ленин. Может быть, это Захар даже предложил. Во всяком случае, эта пьеса затребована в литчасти.

— А какие еще затребовали пьесы?

— «Вассу Железнову», «Таланты и поклонники». И обидно еще, конечно, то, что много премьер было задумано и репетировалось. «Скупой» с Леонидом Якубовичем, «Обручение» с Евдокией Германовой — режиссера этой постановки Ренату Сотириади тоже уволили. Планировался спектакль Андрея Кончаловского «На дне». Шемякин прилетел для работы над «Песочным человеком». Подобрали артистов. Музыку для спектакля начал писать Максим Фадеев. Прекрасные были эскизы.

Театр

Сцена из спектакля «Лавр»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— И их тоже не будет?

— Нет, конечно. Ни «Хлорофилии», ни «Братьев Карамазовых». Будут «Сказки в шатре» Алисы Гребенщиковой.

— А Кончаловский чем не угодил?

— Не знаю. Кстати, еще «Сцены из супружеской жизни», наверное, тоже снимут. Это же было сделано при Боякове.

— Но ведь всё это время Министерство культуры финансировало и поддерживало театр?

— Были потрачены бюджетные деньги, из наших налогов. Часть, конечно — это привлеченное финансирование, частное. Но ведь люди работали, создавая и отдавая нам свою прибыль на создание спектаклей. Это всё работало, чтобы люди шли в театр. И они потянулись сюда. Скандировали, аплодировали прекрасным спектаклям. Три года над этим работал огромный коллектив.

Есть еще вопрос нравственный. Да, действительно, при приходе Эдуарда многие спектакли из репертуара Татьяны Дорониной были сняты. Но ведь Эдуард приходил сюда с определенной целью, я так думаю. Когда его назначали, очевидно, цель была одна: чтобы в театр пошли люди. Чтобы он был не гробом на Тверском бульваре, мимо которого люди крестясь проходят, а чтобы это было живое место, современное. И это было сделано, здесь обижаться не на что. Прежние спектакли надо было бы очень долго восстанавливать, осовременивать, репетировать заново. А вскоре начался ковид: локдаун, 25% зала, потом 50%. Естественно, Эдуард сделал единственно верное, причем пророческое решение — он поставил 17 премьер в тот год. И театр в ковид имел прибыль. Все задолженности перед бюджетом, перед госзаказом были покрыты.

Угрюмый МХАТ превратился в живой организм. У нас был создан прекрасный коллектив. Здесь не было никаких сплетен, никаких раздраев. Мы работали как отлаженный механизм.

— Было много тех, кто критиковал деятельность театра и лично Боякова. Скандалы возникали постоянно.

— Вы знаете, я сейчас прихожу к выводу, что это, конечно, была организованная кампания, кровавая борьба за место в этих стенах.

Театр

Почетный президент МХАТ имени Горького Татьяна Доронина

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Думаете, у защитников Татьяны Васильевны оказались более сильные ресурсы?

Когда приходят к человеку, имеющему власть, и говорят, что там унижают, оскорбляют, отгоняют от ролей актеров, идут спектакли ниже пояса, губится русский традиционный театрХотя три года наш манифест был о том, что у нас русский драматический национальный психологический театр. Единственный островок, где не глумятся над драматургией. Но это был язык. В общем, это была неправильно поданная информация. Наверху послушали одну сторону.

— Как вам кажется, Татьяна Васильевна все-таки приедет в театр, как надеется новая дирекция?

— Да, я думаю, что она приедет. Единственное, что, конечно, она не будет работать здесь каждый день. Но, может быть, она согласится быть художественным руководителем. Каждый день увольняется по несколько человек: пишут заявления, но на самом деле это увольняет администрация. Когда настолько вычищается всё, что было создано за три года, значит, дан карт-бланш. А он дан, чтобы вернуть МХАТ Дорониной. Как вернуть? Чтобы она его получила в таком виде, в каком он был три года назад.

«Бузова ни при чем»

— Те люди, которые были на договорах как приглашенные артисты, — с ними тоже расстанутся?

Спектакли пока и идут, так что контракты действуют с артистами. А дальше будет их перезаключение, думаю. Это вновь прибывшие звезды труппы Алика Смехова, Ирина Линд, Алиса Гребенщикова и другие. Спектакли отменяются, а кто-то из актеров только в них и были заняты. Значит, им играть будет нечего. Надеюсь, им найдут роли в старых спектаклях. А то может получиться, что, как бы в отместку за тех пятерых актеров, которых Эдуард не выпускал на сцену, и с этими так же поступят.

Театр

Певица Ольга Бузова в спектакле «Чудесный грузин»

Фото: mxat-teatr.ru

— Вам не кажется, что вся эта история началась со скандала с Ольгой Бузовой?

— Давайте вот с какой стороны посмотрим. Есть художественный руководитель театра, которому, дан карт-бланш некоей художественной политики. Он принимает решение, то или иное. И получается, что сейчас государство вынудило уволиться художественного руководителя за его творческое решение.

Бузова играла 15 минут в театре. Играла нормально, все смеялись. Она не главную роль исполняла. Это было художественное решение. И если режиссер Рената Сотириади сочла возможным пригласить Олю Бузову, значит, она ей нужна. Кстати, актрису можно было заменить с легкостью. А не снимать спектакль. Конечно, причина не в ней.

Кроме того, я вижу здесь еще один аспект. Понимаете, мы объявляем на всю страну человека, гражданина России, неприличным. Вам не кажется, что это травма? И дай Бог всё это пережить Ольге.

— Ее попрекают тем, что не имела права стоять на святой сцене МХАТа.

— Она в правах ограничена?

— У нее нет диплома театральной актрисы…

— Ну много у кого нет. Потом, почему не обращают внимания на другие спектакли других театрах, которые вообще ниже пояса? Нет, это, конечно, лишь повод, чтобы зацепиться.

Театр

Бывшая заведующая литературной частью МХАТ имени Горького Мария Ватутина

Фото: mxat-teatr.ru

— У вас есть какие-то предложения? Куда вы пойдете?

— Сейчас ведутся переговоры. Надеюсь, место я себе найду. Но ужасно неприятный осадок от того, что обесценена трехлетняя работа коллектива, который дневал и ночевал в театре. Потому что были кризисные моменты, когда по несколько премьер подряд, когда надо срочно готовить буклет, похожий на исследовательскую книгу, по «Лавру». И все — дизайнеры, информационщики, пиар — вкалывали. А получается, что это ушло в вечность. Это были одноразовые шприцы. Исполнительные органы приняли решение в угоду одной личности.

— Вы имеете в виду Татьяну Васильевну.

— Да. Решение, совершенно необоснованное в отношении других людей. И знают ли принимающие решение, что здесь сейчас творится?

Справка «Известий»

Мария Ватутина — поэт, литератор. Родилась в Москве 4 мая 1968 года. В 1995 году окончила Московский юридический институт. В 2000-м получила диплом Литературного института. С 1997 года член Союза писателей. Публиковалась в различных изданиях: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Современная поэзия». Автор поэтических сборников. Лауреат литературных наград: «Бунинская премия», «Волошинская премия», «Antologia», «Красная площадь» и др. С 2020 по 2021 год — завлит МХАТ имени Горького.

Скрытая часть

МХАТ имени Дорониной

МХАТ имени Дорониной

Когда К С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко создавали МХАТ, они определили его принципы: «Во-первых, стремление к тому, чтобы небогатый класс людей, и особенно класс бедной интеллигенции, мог иметь за небольшую цену удобные места в театре; во-вторых, задача художественная — она заключается в попытке внести в русское сценическое искусство новую струю, стремление вывести его из рамок рутины и шаблона; в-третьих, дать возможность развиваться молодым силам, получившим специальное театральное образование».

Эти принципы ученица мхатовской школы, мхатовская актриса, ставшая художественным руководителем МХАТ имени Горького Татьяна Доронина сделала своими. И неустанно осуществляла и осуществляет их всей своей деятельностью при строительстве нового МХАТа, который теперь все, и друзья и недруги, зовут по имени его художественного руководителя — доронинским. Театр этот, как уже сказано, со времени его возникновения сильно невзлюбила «либерально-демократическая» критика, не жалея сарказма, злобной, издевательской насмешки в рецензиях на его постановки. «Посещение доронинского МХАТа в театральной среде с некоторых пор считается симптомом профессионального мазохизма. Большинство критиков столь легкой добычей, каковой является практически любой режиссерский опус Татьяны Дорониной, брезгует. Почему-то считается, что написать о спектакле МХАТа имени Горького — все равно что подойти к убогому и пнуть его ногой». Такие слова без тени смущения написал в «Коммерсанте» в 2002 году один из постоянных обличителей Дорониной критик Роман Должанский.

К. С. Станиславский (справа) и В. И. Немирович-Данченко определили принципы МХАТа: «Во-первых, стремление к тому, чтобы небогатый класс людей, и особенно класс бедной интеллигенции, мог иметь за небольшую цену удобные места в театре; во-вторых, задача художественная — она заключается в попытке внести в русское сценическое искусство новую струю, стремление вывести его из рамок рутины и шаблона; в-третьих, дать возможность развиваться молодым силам, получившим специальное театральное образование».

К счастью, зрители МХАТа имени Горького то ли «Коммерсанта» не читают, то ли имеют свое, отличное от него мнение по поводу и Татьяны Дорониной, и театра. Потому что на самом деле театра более демократического в истинном значении этого слова, в отличие от того симулякра, который используют современные политики в своих небескорыстных целях, в Москве, кажется, нет. Цены на билеты в нем доступны даже пенсионерам — самой ущемленной и нищей категории населения современной России. Но билеты доступны и студентам, и небогатой интеллигенции, которая и составляет здесь основную часть публики. Достаточно много и вполне солидных людей, достигших, судя по их виду, определенных высот в сегодняшней жизни. Словом, публика разная и разнообразная, и все же особенная — преданная своему театру. Многие ходят сюда постоянно, встречаются даже такие, которые больше ни в какие театры не ходят. «А зачем? — удивился моему вопросу один пожилой человек. — Мне и этого хватает. Это лучший театр, у него самая большая посещаемость». Актерам тут по-прежнему дарят цветы, благодарят за спектакль долгими овациями, стоя. А если уж в спектакле участвует сама Доронина, градус восхищения повышается в несколько раз, как и количество букетов.

«Пытаются охаивать МХАТ имени Горького, — заметил по этому поводу Роберт Тахненко. — Пишут, что постановки «серые»… Чепуха все это. На деле театр — самый посещаемый зрителями. Люди идут в этот театр, потому что режиссура отвечает их потребностям. Почему никто не задумывается, что достоинство художественного чутья Тани в том, что она сумела в неустойчивое время сохранить преемственность реалистического отражения жизни в театре? Ведь это академический театр, и поэтому он представляет всю страну, а не экспериментальный карманный театр одного человека». Однако сегодня отношение к театру у разных режиссеров и художественных руководителей разное. Олег Табаков, например, в одном из своих интервью как-то сказал, что театр — не только храм, но и предприятие, в смысле «коммерческое предприятие», и рассказал, как пытается сделать это предприятие рентабельным. Методы разные — от приглашения в труппу узнаваемых, «звездных» лиц, модных и известных режиссеров до «смелых» экспериментов с матом, «обнаженкой» и прочими «современными» веяниями. Не случайно в 2004 году от этой буквы «А» в названии театра, обозначающей «академизм», МХАТ им. Чехова избавился, став просто МХТ. Как написала однажды в журнале «Москва» критик Капитолина Кокшенева, анализируя работу обоих театров, «Оба МХАТа традиция жгла: но один из них («доронинский») это горение, этот жар традиции воспринимал как «тепло очага», как единственность выбора: «если этот очаг потухнет, то больше нигде не согреться». Другой — «ефремовско-табаковский» — был, очевидно, мучим этим жжением, желал высвобождения, всю страсть свою бросив на завоевание современности».

Табаков достиг своей цели, его методы действительно сработали, оказались созвучны нашему, далеко не однозначному времени, и в театр пошли спонсоры — богатые люди. Как он рассказал журналистам «Российской газеты», «…За всю историю независимой России внебюджетных денег МХАТ собрал где-то тысяч 200 долларов. А нынешний бизнес неожиданно таким доверием одарил меня, что принес 700 тысяч за один прошлый год… Еще один добрый человек сделал щедрый подарок. Мне уже миллионов 15 рублей подарил».

Это интервью было дано в 2001 году. С тех пор различие между двумя театрами превратилось, кажется, в пропасть: МХТ имени Чехова стал своим для богатых людей, для нынешней так называемой «элиты», МХАТ имени Горького — для публики, которая когда-то называлась «разночинной». Впрочем, как уже говорилось вначале, круг этой публики со временем становится все шире — «авангардные» постановки уже приелись, кажется, почти всем.

«Свой зритель, подготовленный зритель (а у нас в театре есть и такой) на самом-то деле очень большая ценность, — говорит об этой публике сама Доронина. — С таким зрителем во время спектакля происходит чудо полноценного общения, чудо сопереживания зала актеру. Да, это роскошь, когда зал и театр живут одними ценностями, когда для взаимного понимания не требуется дополнительных разъяснений и усилий. Наши зрители — это довольно демократическая публика, нормальные люди. Мы не ставим спектаклей для публики буржуазной, сытой и самодовольной (когда-то ее называли «публика первого абонемента»). Мы не считаем, что театр должен развлекать и быть местом для комфортного пищеварения после сытного обеда в ресторане. Мы стараемся жить всерьез, что не исключает ни чувства юмора, ни иронических интонаций, ни веселого смеха, если они уместны».

Иначе говоря, МХАТ имени Горького и в наше время по-прежнему стараются сохранить храмом — храмом искусства. В нем, как уже говорилось, особая атмосфера: уважительное отношение к зрителям и благоговейное отношение зрителей к артистам, особенно к главной артистке, его художественному руководителю и приме Татьяне Дорониной. В нем чистота — от фойе и туалетов до зрительного зала. На спектаклях здесь тишина, часто абсолютная, прерываемая только аплодисментами.

Опять же, кто-то из критиков, не любящих этот театр и Доронину, написал, что, придя во МХАТ им. Горького, человек словно переносится в какие-то другие, доисторические времена. Да, переносится, да, в другие и даже доисторические, если вести счет истории от перестроечных лет. Ощущение именно такое: ты попал в то время, когда поход в театр был праздником. Некоторые такое ощущение еще помнят, и оно им нравится. Но нравится эта атмосфера и многим современным театралам. Нравятся декорации необыкновенной красоты, созданные талантом В. Г. Серебровского, народного художника России, нравится прекрасное музыкальное оформление спектаклей композитора В. С. Соколова, нравится, наконец, высокий уровень игры артистов. Хотя лица в основном не звездные, не примелькавшиеся, не знакомые зрителям по телевизионному экрану. Но не телевизионный же экран, увлеченно считающий свои странные рейтинги и прибыли от рекламы товаров сомнительного качества и полезности, делать мерилом величины таланта и профессионализма театральных артистов?

А это уже театр Татьяны Дорониной — МХАТ имени Горького. В спектакле «Три сестры».

Стоит отметить и то, что в театре много артистической талантливой молодежи, и она занята в спектаклях. Пополняется труппа в основном выпускниками Щепкинского училища. Это один из ведущих ныне актеров МХАТа Михаил Кабанов, актер большого диапазона и таланта. Это и Оксана Соломяная, которая совершенно чудесно сыграла роль Нелли в «Униженных и оскорбленных» и в «Вассе Железновой» одну из дочерей Вассы. Выпускниками Щепкинского училища являются также талантливейшие Максим Дахненко, Андрей Чубченко, Елена Катышева. Как считает Татьяна Васильевна, в училище имени Щепкина преподаватели (например, Виктор Коршунов, Юрий Соломин) умеют отобрать абитуриентов, к которым применимы понятия «личность», «индивидуальность». Потому что артист не должен быть похож ни на кого.

Конечно, прекрасные профессиональные качества встречаются и у выпускников других театральных школ. Например, ГИТИС закончили в свое время такие «звезды» МХАТ имени Горького, как Валентин Клементьев, Сергей Габриэлян, Татьяна Шалковская…

Политика художественного руководителя театра, которая старается свое видение театра, его роли в жизни общества, отношение к нему передать тем, кто приходит на смену старшему поколению, выражается словами, помещенными на главной странице театрального сайта: «Предназначение драматического театра всегда определялось словом «духовность». Мы пытаемся передать молодым актерам, которых приняли в свою труппу, то лучшее, чему научили нас наши великие учителя. Традиции русского театра — реализм, правда и «слово» во славу человека. Духовное совершенствование, стремление возвернуть то, что названо «совестью», ибо именно совесть является мерилом человеческой порядочности, доброты и самоотверженности…» Эти слова Дорониной определяют творческое кредо МХАТ им. Горького.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Студия МХАТ

Студия МХАТ
Соня Зайкова, Нора и Рая Максимовы, Нина Палладина, Галя Товстых, Соня Барто, Таня Доронина, Нонна Бодрова, Леон Кукулян, Владимир Поболь, Михаил Козаков, Борис Никифоров, Ванадий Орлов, Юра Горохов, Марк Ковалев, Анатолий (???) Остроухов, Виктор Сергачев и я. Вот

Студия МХАТ

Студия МХАТ

1-й курс Студии МХАТ. Валяют дурака (справа налево) – Володя Любимов, Миша Козаков, Володя Поболь и я – в наивной вере в легкое и прекрасное актерское будущее.

Поручик Кригер – мое первое и последнее появление на МХАТовской сцене. Красив, подлец! Спектакль

Первый муж Татьяны ДОРОНИНОЙ (Олег БАСИЛАШВИЛИ)

Первый муж Татьяны ДОРОНИНОЙ
(Олег БАСИЛАШВИЛИ)
О. Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец Валерьян Ношреванович долгие годы проработал директором Московского политехникума, мать Ирина Сергеевна Ильинская — доктор филологических

Глава четвёртая «Имени завода имени Степана Разина»

Глава четвёртая
«Имени завода имени Степана Разина»

«Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!»
А. Северный, февраль 1975 г.
К началу 70-х годов идея записать «блатные» песни в сопровождении оркестра носилась в воздухе. Чёрный рынок был просто завален

Москва, МХАТ, 1954 год

Москва, МХАТ, 1954 год
– Ольга Леонардовна, позвольте я вас провожу. – Алла Тарасова мягко взяла под руку Книппер-Чехову и неспешно повела ее в ложу. Следом семенили директор театра и стайка администраторов. – Сегодня в честь вашего юбилея, как уславливались, даем «Три

МХАТ

МХАТ
С 76-го до 83-го года я оставался в «Современнике» на так называемых «разовых» ролях, а затем перешел во МХАТ к Ефремову. Случилось это после определенной акции театра по отношению ко мне. Акция эта была очень простой, и я бы сказал даже, банальной. «Современник»

Раневская покинула Театр имени Моссовета на восемь лет – с 1955 по 1963 год она работала в Театре имени А. С. Пушкина.

Раневская покинула Театр имени Моссовета на восемь лет – с 1955 по 1963 год она работала в Театре имени А. С. Пушкина.
Почему она решила уйти? Дело конечно было в ее сложных отношениях с Завадским и его примой Верой Марецкой. Раневская была слишком популярна – «Шторм» показал,

«О чем думает Фурцева? «Современник» Ефремов уже развалил, теперь будет доразваливать МХАТ»

«О чем думает Фурцева? «Современник» Ефремов уже развалил, теперь будет доразваливать МХАТ»
Конечно, МХАТ имени Горького всегда занимал особое положение. Никакому другому театру не уделялось столько внимания со стороны министерства и отдела культуры ЦК. Такое

МХАТ СССР им. Горького

МХАТ СССР им. Горького
Вот уже пошло второе столетие, как К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко был создан МХАТ. Здесь с 1920-х годов блистали М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов,

И снова МХАТ

И снова МХАТ
Когда она уходила из МХАТа, Ефремов ей сказал: «Через шесть лет вернешься». В 1983 году Татьяна Доронина возвращается во МХАТ имени М. Горького, ее вводят в спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского.Но почему, почему она ушла от

«МХАТ Горького закрыть. Немедленно!»

«МХАТ Горького закрыть. Немедленно!»
Ну, а господа критики из либерального стана после постановки на сцене МХАТа имени Горького «Комедиантов господина…» почему-то промолчали. То ли не нашли, что сказать по поводу успешного спектакля, опровергающего их заявления о

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ СТУДИИ МХАТ

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ СТУДИИ МХАТ
Увидеться с Константином Сергеевичем той же осенью мне пришлось по совсем особому поводу.Структура управления театрами и студиями так сложилась в те годы, что существовать под скромной маркой «Мансуровская студия Е. Вахтангова» становилось

Истории и легенды о Школе-студии МХАТ, записанные со слов П. Н. Фоменко

Истории и легенды о Школе-студии МХАТ, записанные со слов П. Н. Фоменко
Истории о студенческих годах, проведенных Петром Наумовичем в Школе-студии МХАТ, – редкий в наши дни пример мифотворчества. То недолгое время, которое Петр Фоменко проучился там, вскоре прервалось:

Театр: Камерный, МХАТ, Вахтанговский, «Современник»

Театр: Камерный, МХАТ, Вахтанговский, «Современник»
К этому времени относится и мое увлечение театром, особенно Камерным театром. «Антигона», «Негр», «Машиналь», «День и ночь», «Жирофле-Жирофля», «Адриенна Лекуврер» — все эти спектакли по-разному глубоко волновали меня.

Фурцева, Ефремов и МХАТ

Фурцева, Ефремов и МХАТ
Конечно, МХАТ имени Горького всегда занимал особое положение. Никакому другому театру не уделялось столько внимания со стороны министерства и отдела культуры ЦК. Такое пристальное внимание объяснялось тем, что во всем мире систему Станиславского

84. МХАТ

84. МХАТ
Яшчэ калі я жыў у Горадні, неяк прыехаў туды Андрэй Макаёнак, які быў дэпутатам Вярхоўнага Савету па Гарадзенскай акрузе, меў з намі спатканьне. Мы з Карпюком і Данутай вадзілі яго ў рэстаран, заходзілі да яго ў гатэль. Тады ён у мяне запытаў: «Слухай, чаму ты не

Город ,

07 ноя 2021, 05:39 

0 

Кехман сообщил о «стратегии» по возвращению Дорониной во МХАТ

По мнению нового гендиректора театра, «практически все» отказались от Дорониной и предали ее. «Главный посыл один у нас — вернуть Татьяну Васильевну в театр», — сообщил Кехман

Владимир Кехман


Владимир Кехман

Новый генеральный директор Московского художественного академического театра (МХАТ) им. Горького Владимир Кехман в интервью «Известиям» сообщил, что у него есть «стратегия» по возвращению экс-худрука Татьяны Дорониной в театр.

Кехман рассказал, что после назначения встречался с творческой частью коллектива, потом с административной и художественно-производственной. Отвечая на вопрос, какой посыл он пытался донести на этих встречах, Кехман сказал: «Главный посыл один у нас — вернуть Татьяну Васильевну в театр».

«И я хотел, чтобы они просто увидели меня и услышали, что я говорю. У меня лично нет другой цели пока, все остальное — это работа, которая и так будет происходить. Либо Татьяна Васильевна мне сама позвонит, либо разрешит ей позвонить, либо она просто приедет в театр. Это стратегия», — продолжил гендиректор, уточнив, что пока лично не общался с Дорониной.

По мнению Кехмана, объявивший об уходе из театра художественный руководитель Эдуард Бояков, а также «практически все, кто были либо ее учениками, либо близкими людьми», поступили несправедливо по отношению к Дорониной. «От нее отказались, предали ее», — считает он.

«Ситуация для меня крайне сложная: я не являюсь источником этого конфликта, но мне нужно этот конфликт закрыть, чтобы он никогда больше не возникал. Сейчас необходимо успокоить коллектив, наладить творческую работу и вернуть атмосферу, которая, мне кажется, была при Татьяне Васильевне», — заключил Кехман.

Владимир Кехман был назначен генеральным директором МХАТ им. Горького 27 октября. В Минкультуры заявили, что он, опираясь на свой опыт, сможет помочь театру в «кризисной ситуации». Практически сразу после назначения Кехман распорядился отменить запланированный на 2 ноября спектакль «Чудесный грузин», одну из ролей в котором исполняет певица и телеведущая Ольга Бузова.

Через несколько дней после назначения Кехмана художественный руководитель театра Эдуард Бояков сообщил об уходе с должности. «Я уволился. Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал, несмотря на то, что у меня пятилетний контракт», — рассказал он.

По словам Боякова, он не стал «устраивать оппозицию или фронду» в ситуации, когда руководство не хочет с ним работать. «[Это] не в моих правилах. Озвученная Кехманом причина — мое отношение к Дорониной. Ни эти, ни другие аспекты моей коммуникации с Кехманом я комментировать не буду. Не вижу смысла, тема закрыта», — добавил Бояков.

В июне народная артистка СССР и бывший худрук МХАТ им. Горького Татьяна Доронина обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой помочь сохранить театр. В своем письме главе государства Доронина, которая до 2018 года возглавляла художественный коллектив театра, а сейчас занимает специально созданный для нее пост президента МХАТа, попросила уволить Боякова. «Очень хочется верить, что вы меня услышите: срочно надо изгнать торгашей из нашего театра. Если нынешний непрофессиональный и бездарный худрук останется в театре в качестве руководителя — от нашего горьковского МХАТа не останется даже и воспоминаний», — написала актриса.

Доронина утверждала, что из театра «выгнаны» актеры, бывшие основой репертуара. Сам же репертуар «почти уничтожен», как и декорации к спектаклям, добавляла она. В качестве примеров актриса привела снятые с репертуара пьесы Островского, Полякова, «испорченные» произведения Булгакова. Доронина отмечала, что если в театре не сменить руководство, то «все поглотит хулиганский извращенный пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган».

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Автор:

12 ноября 2021 09:59

Татьяна Доронина руководила МХАТ 31 год, а после вернулась в качестве президента. Биография и личная жизнь актрисы. Какие фильмы её прославили? Скандалы в МХАТ и слухи о смерти Дорониной.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»; РИА Новости/Алексей Куденко

Татьяна Васильевна Доронина — советская и российская актриса театра и кино, худрук МХАТ имени Горького. Народная артистка СССР, член Союза писателей России. Известна благодаря картинам «Три тополя на Плющихе» и «Мачеха».

Детство в военные годы

Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде, но её семья родом из городка Данилов Ярославской области. Отец Василий Иванович — из староверов, мать Анна Ивановна — из крестьян, дед по материнской линии был старостой при деревенской церкви.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Родители Дорониной. Кадр из программы «Мой герой»

Родители Татьяны переехали в Ленинград незадолго до её рождения. Они жили бедно, ютились в коммуналке, в которой проживали ещё пять семей. Общались отец и мать Дорониной исключительно на «вы».

«Я ни разу не была свидетельницей какой-либо ссоры родительской. У них не было», — упомянула актриса в программе «Мой герой».

У Татьяны есть старшая сестра Галина. Поначалу их мать занималась воспитанием дочерей и домашним хозяйством, а отец работал шеф-поваром в санатории шесть дней в неделю. В свой единственный выходной он приобщал дочерей к классической литературе, часто читал им книги.

С началом Великой Отечественной войны Василия Ивановича призвали на фронт, и мать ждала его. Сама Татьяна писала отцу письма, посылала стихотворения собственного сочинения.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Татьяна Доронина в детстве. Фото: соцсети

Анну Ивановну с детьми эвакуировали в родной Данилов под Ярославлем, где женщина работала на комбинате — шила солдатские шинели. После войны семья вернулась в Ленинград. Отец Дорониной вернулся с фронта с инвалидностью, но это не помешало ему счастливо прожить с супругой 60 лет.

Татьяна во время учёбы в школе увлекалась чтением, художественной гимнастикой, пением и принимала активное участие в самодеятельности. Родители замечали в ней артистичность и во всём её поддерживали.

Для занятий в театральном кружке требовались нарядные платья. Так как семья жила небогато, мать приспособилась шить наряды из марли.

Ещё не успев окончить восемь классов, Татьяна отправилась сдавать вступительные экзамены в школу-студию МХАТ. Она успешно прошла три тура, но затем у неё потребовали аттестат об окончании школы, а его у девушки не было. Тогда Дорониной пришлось продолжить учёбу, и уже после выпускного она снова попытала счастья. Она сдала экзамены сразу в нескольких театральных вузах, но остановила свой выбор на МХАТ.

Карьера в театре

В 1956 году Татьяна окончила курс Павла Массальского. Её сокурсниками были Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и Олег Басилашвили. Сначала актрису распределили в Сталинградский областной драматический театр имени М. Горького, но уже к концу года она перевелась в ленинградский «Ленком».

В 1959 году Доронину переманили в Большой драматический театр. После того, как она блестяще сыграла Надю Монахову в спектакле «Варвара», её сделали ведущей актрисой театра.

БДТ Доронина посвятила семь лет своей жизни, а в 1966 году перебралась в Москву. Здесь она была принята в труппу МХАТ имени М. Горького.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Бенефис Татьяны Дорониной»

И снова в 1972 году Татьяна решила сменить место работы и ушла в театр имени Маяковского. Прослужив в нём 11 лет, она поддалась на уговоры Олега Ефремова и вернулась в МХАТ.

В 1987 году актриса стала художественным руководителем и директором театра и возглавляла его до 4 декабря 2018 года. После этого она получила должность президента МХАТ, которую для неё создало Министерство культуры РФ.

Не только Нюра из «Три тополя не Плющихе». Фильмы с Дорониной

Несмотря на то, что Татьяна посвятила свою жизнь театру, она успела сняться в 27 картинах. Впервые она появилась в драме «Первый эшелон», рассказывающей историю группы энтузиастов из молодёжи, приехавших покорять казахскую целину. В ней 22-летняя Доронина сыграла Зою.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Первый эшелон»

Спустя три года актриса исполнила роль деревенской девушки Христи в фильме «Шли солдаты…», посвящённой 1917 году и Первой мировой войне. В молодёжной картине «Горизонт» она снова стала деревенской девушкой — на этот раз Клавой.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Шли солдаты…»

В 1963 году в социальной драме «Непридуманная история» Дорониной довелось на экране примерить другой образ — разведённой женщины Клавы Байдаковой, у которой начались серьёзные разногласия с мужем и она решила начать новую жизнь вдали от него.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Непридуманная история»

Затем последовала череда телеспектаклей: «Очарованный странник», «Человек из Стратфорда», «Обещание счастья».

В социальной драме «Рабочий посёлок» она воплотила Полину, вдову, которая снова собралась замуж. Главную роль в картине блестяще сыграл Олег Борисов.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Рабочий посёлок»

В мелодраме «Старшая сестра» Доронина исполнила главную роль Нади Рязаевой, старшей из двух сестёр, которая когда-то отказалась от мечты стать актрисой, но судьба дала ей новый шанс.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Старшая сестра»

В 1967 году Татьяна снялась в картине «Три тополя на Плющихе», которая до сих пор с ней стойко ассоциируется. Её героиня Нюра приехала из деревни в Москву и столкнулась с совсем другой жизнью, которая вызывает у неё смешанные чувства. В фильме Доронина исполнила песню «Нежность», что сделало её настоящим хитом.

Если в более ранних картинах зрители видели актрису с тёмными волосами, то теперь она перекрасилась в блонд, которому осталась верна и впоследствии.

В 1970 году Доронина сыграла певицу Надежду Казакову в фильме «Чудный характер», а в мелодраме «Мачеха» (1973) — женщину, которой пришлось находить общий язык с осиротевшей дочерью мужа от первого брака.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

В 1974 году в телеспектакле «Бесприданница» Татьяна исполнила главную роль. Ровно 10 лет спустя этот же образ примерит на себя Лариса Гузеева в картине «Жестокий романс».

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Бесприданница»

В мелодраме «Ольга Сергеевна» Дорониной досталась главная роль женщины-океанолога.

В 1980 году вышел «Бенефис Татьяны Дорониной», в котором были показаны фрагменты спектаклей театра имени Маяковского.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Бенефис Татьяны Дорониной»

В молодёжном фильме «Валентин и Валентина», рассказывающем об отношениях студентов, Доронина сыграла мать главной героини. После этого вышел фильм-спектакль «БДТ тридцать лет спустя», в который вошли сценки из спектаклей Большого драматического театра.

Последнее появление Татьяны Васильевны в кино было в телеспектакле «Живи и помни» (роль Настёны).

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма-спектакля «Живи и помни»

В 1981 и 1982 годах Доронина принимала участие в съёмках «Голубого огонька». Она исполняла хиты «Никогда я не был на Босфоре» и «Я тебя никогда не забуду».

Также с актрисой вышло 15 документальных фильмов, где она выступала главной героиней или экспертом.

В 1964 году Доронина получила звание «Заслуженный артист РСФСР», через пять лет — «Народный артист РСФСР», а в 1981 году — «Народный артист СССР».

Пять браков и отсутствие детей

Татьяна Доронина была замужем пять раз. Первым супругом актрисы стал Олег Басилашвили, с которым она вместе училась в школе-студии МХАТ. Они зарегистрировали отношения в 1955 году, без белого платья и обручальных колец. Работу в театре Татьяна Васильевна начала уже будучи замужней женщиной.

Поначалу пара жила в съёмной комнате, но позже БДТ выделил им квартиру. Брак продлился восемь лет, после которых Доронина подала на развод.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из программы «Линия жизни/Телеканал Культура»

«Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнёта. Я благодарен супруге, что она была инициатором развода», — признался Басилашвили в одном из интервью.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Анатолий Юфит. Фото: ptj.spb.ru

Сразу после развода актриса снова вышла замуж, за театроведа и критика Анатолия Юфита. Но с ним она прожила только три года, так как увлеклась писателем и телеведущим Эдвардом Радзинским. С ним Доронина прожила пять лет.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из видео: YouTube/Эдвард Радзинский

В четвёртый раз актриса отправилась в ЗАГС с народным артистом РФ Борисом Химичевым. Свадьба была скромной, а медовый месяц супруги провели на Рижском взморье. Позже актёр вспоминал, что для Дорониной театр всегда был на первом месте. Детей она не хотела и часто пропадала на репетициях. В результате через девять лет брака они приняли решение расстаться.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из фильма «Дом с лилиями»

В пятый раз артистка вышла замуж за работника ЦК ВЛКСМ и Главного управления нефтепромышленности Роберта Тохненко. Она познакомилась с ним в садоводческом обществе, где присмотрела дачу, — Роберт возглавлял товарищество. Их союз продлился лишь три года, и снова причиной разрыва стало то, что для Татьяны Васильевны карьера была на первом месте.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Роберт Тохненко. Фото: fb.ru

Детей у Дорониной нет. По признанию бывших мужей, она никогда их не хотела, а судьба не дала ей возможность стать матерью. В своей автобиографии «Дневник актрисы», вышедшей в 1998 году, она призналась, что бесплодие было расплатой за аборт, который она сделала в первом браке.

«Я совершила первый страшный грех, который не прощается», — писала Татьяна Васильевна.

Слухи о смерти и скандалы в театре

В 1987 году МХАТ разделился на два театра: МХТ имени Чехова, которым руководил Олег Ефремов, и МХАТ имени Горького, худруком которого и стала Татьяна Доронина. Раскол произошёл из-за того, что оба по-разному видели дальнейшую судьбу театра. Ефремов постоянно экспериментировал с составом труппы и собирался проводить реформы, а Доронина была против перемен. Между актёрами, которые раньше часто снимались вместе, произошёл конфликт. Некоторые современники предположили, что у них был роман, а разлад привёл к расколу театра. Но Татьяна Васильевна отрицала, что у неё были отношения с Олегом Николаевичем.

«Надо сказать, что он просто не мог играть любовь с актрисой, с которой у него ничего не было. И я не удивился, когда Олег признался мне, что у них с Татьяной завязались отношения», — поделился с журналом «7 дней» Евгений Новиков.

Коллеги рассказывали, что во время раскола театра несколько дней проходили собрания, на которых велись жаркие споры, в результате которых с Ефремовым ушли около 40 человек, но большая часть осталась и выбрала Доронину своим руководителем. С тех пор актёры практически не общались друг с другом.

МХТ имени Чехова разместился в здании в Камергерском переулке, а МХАТ имени Горького — на Тверском бульваре.

Большинство актёров приняли сторону Дорониной в конфликте, но были и те, кто негативно относился к её руководству. Например, у неё был конфликт с Георгием Бурковым. Со слов его дочери Марии, когда у него были проблемы с сердцем и он сделал операцию, Татьяна Васильевна сразу заменила его другим актёром и оскорбительно высказалась о работе Буркова.

Недавно Мария рассказала об этой истории в соцсетях, после чего на неё обрушились сторонники Дорониной. Сейчас дочь Буркова признаётся, что боится санкций со стороны руководства МХАТ.

Татьяна Доронина: биография, личная жизнь и скандал во МХАТе

Кадр из программы «Мой герой»

После ухода с должности худрука МХАТ имени Горького в декабре 2018 года Татьяна Доронина пропала из поля зрения коллег и зрителей. В этот период в Сети появились слухи о том, что актрисы нет в живых.

В 2019 году близкая подруга Дорониной Лидия Матасова сообщила прессе, что артистка тяжело переживает уход из театра и практически в отчаянии. Актёры обратились к Владимиру Путину с требованием вернуть Татьяне Васильевне полномочия влиять на репертуар.

Весной 2021 года Доронину вернули в МХАТ. После проверки театра Министерством культуры было принято решение создать должность президента, которую и заняла Татьяна Васильевна.

Всё это происходило на фоне жалоб артистки в администрацию президента РФ. Она написала Владимиру Путину открытое письмо, в котором есть следующие строчки: «Если нынешний непрофессиональный и бездарный худрук останется в Театре в качестве руководителя — от нашего горьковского МХАТа не останется даже и воспоминаний».

В начале лета худрук МХАТ Эдуард Бояков ввёл в репертуар спектакль «Чудесный грузин», на главную роль в котором взял певицу и телеведущую Ольгу Бузову. Этот факт вызвал у Дорониной негативную реакцию. Со слов её подруги, она обозвала бывшую ведущую «Дома-2» нецензурными словами.

В конце октября должность генерального директора МХАТ занял бизнесмен Владимир Кехман, после этого Бояков покинул театр.

Ссылки по теме:

Министерство культуры России внесло изменения в устав МХАТа им. М. Горького. Отныне руководство театром будут совместно осуществлять его директор Олег Михайлов и президент Татьяна Доронина.

До этих изменений вся полнота власти во МХАТе находилась в руках художественного руководителя-директора. Эту должность занимал продюсер Эдуард Бояков. Он стал худруком в конце 2018 года, тогда же народная артистка СССР Татьяна Доронина, руководившая театром — также единолично — более тридцати лет, получила пост президента МХАТа и была, таким образом, отправлена в почетную отставку. Предполагалось, что она наряду с новым худруком будет принимать участие в управлении театром и выработке художественной программы.

Однако на деле получилось иначе — фактически Татьяна Доронина оказалась отрезана от жизни театра.

Это стало возможным еще и потому, что полномочия президента МХАТа им. М. Горького, как это обычно в таких случаях и происходит, не были документально зафиксированы.

Эдуард Бояков и его заместитель, писатель Захар Прилепин, объявили свою программу «патриотической», новый руководитель всячески подчеркивал свою преданность государственной культурной политике и близость к определенным властным кругам. Многие спектакли доронинского периода были сняты с репертуара, а часть труппы, не принявшая приход господина Боякова и методы его работы, в 2019 году неоднократно публично протестовала против нового руководства. Однако никакого влияния на ход событий эти протесты не имели. МХАТ начал выпускать премьеры, самой громкой из которых стал «Лавр» по роману Евгения Водолазкина в постановке Эдуарда Боякова (декабрь 2020 года).

Еще в марте 2020 года Татьяна Доронина пожаловалась на ситуацию президенту Владимиру Путину во время церемонии награждения (госпожа Доронина получила орден «За заслуги перед Отечеством» I степени). После церемонии актриса удостоилась личной аудиенции у главы государства. Затем, уже в декабре прошлого года, Министерство культуры опубликовало результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности театра, в ходе которой были обнаружены серьезные нарушения. Дело было передано в Генпрокуратуру. Вследствие этого — официально связь событий не была подтверждена, но у наблюдателей на сей счет не было сомнений — свой пост была вынуждена оставить исполнительный директор театра Татьяна Ярошевская, ранее приглашенная Эдуардом Бояковым.

Теперь, согласно уставу, власть во МХАТе имени Горького будет принадлежать двум людям — директору и президенту театра.

В переводе на язык реальности это означает, что нынешний художественный руководитель театра Эдуард Бояков будет заключать контракт не напрямую с учредителем театра, а лишь с назначенным Министерством культуры директором. Конечно, это означает его административное понижение и известное поражение в правах. Впрочем, новейшая история знает случаи, когда людям, формально не являющимся руководителями, принадлежит вся власть — как, например, Владимиру Кехману в Михайловском и Новосибирском оперном театрах.

Сейчас во МХАТе имени Горького обязанности директора временно исполняет заведующий труппой Олег Михайлов. Сделанные в уставе изменения означают, что он станет руководить театром вместе с Татьяной Дорониной. Однако трудно ожидать, что 87-летняя народная артистка СССР сможет в полном объеме вернуть себе власть. Теперь ключевой фигурой в МХАТе имени Горького станет директор, и окончательно расстановка сил станет понятна, когда в это кресло Минкульт посадит не временного, а постоянного исполнителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал тойота селика т23
  • Капли от клещей для собак рольф 3д инструкция
  • Флуимуцил солютаб инструкция по применению таблетки
  • Система руководства гражданской обороны
  • Новелла руководство по апокалипсис