Мини руководство по разрешению конфликта 7 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №153»

630084, г. Новосибирск, ул. Республиканская,15/1

тел/факс 265 68 54; e-mail: sch_153_nsk@nios.ru

Конфликт и пути его разрешения

(классный час для учащихся 7 класса)

Разработала:

Соловьёва Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №153,

педагогический стаж 19 лет,

высшая квалификационная категория

Новосибирск,

2014

Цель: формирование правильного представления о конфликте и умений решать конфликтные ситуации.

Задачи:

  1. развитие эмпатии, наблюдательности;
  2. воспитание культуры общения;
  3. формирование умений выходить из конфликтных ситуаций на гуманной основе; предвидеть и предупреждать возникновение конфликтных ситуаций.

Оборудование: иллюстрации с путями преодоления конфликтных ситуаций, карточки с названиями путей, темой, эпиграфом.

Литература:

  1. Лукашонок О.Н. Конфликтологический этюд для учителя. — Издательство «Российское педагогическое агенство», 1998. – 80 с.
  2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 192 с.
  3. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.
  4. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. – 160 с.
  5. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 296 с.
  6. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 186 с.
  7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.

                                                       «Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать».

                                                                                                         Г.Тейлор

1. Орг.момент

— За окном весна радует нас солнечными лучами, но, надеюсь, они не отвлекут нас отрешения задач, которые стоят сегодня перед нами на уроке.

2. Объявление темы и цели

— Тема нашего классного часа «Конфликт и пути его преодоления», сегодня мы поговорим о том, что такое конфликт и проанализируем, насколько каждый из вас практически готов к встрече с конфликтными ситуациями.

— Что такое конфликт? Это столкновение противоположных интересов, взглядов, это всякого рода противоречие между субъектами. Я предлагаю вам закончить одну из фраз: «Я боюсь конфликта, потому что…» или «Я не боюсь конфликта, потому что…». В конце урока мы снова вернемся к этим фразам и посмотрим, изменилось ли ваше мнение.

— Из чего состоит конфликт? Для этого разыграем ситуацию: два человека идут по лесной тропинке и одновременно замечают на равном расстоянии от каждого из них белый гриб… Два человека выходят за дверь, а другая пара проигрывает эпизод, один из вариантов оказывается моделью конфликта: два субъекта, интерес субъекта, объект интереса, столкновение, противоречие. Знание модели дает возможность производить анализ конфликтной ситуации, и к этой ситуации мы с вами еще вернемся.

— Другая ситуация: разговаривают две ученицы:

— Дай мне, пожалуйста, книгу.

— Отстань от меня, у меня голова болит…

— Почему ты так со мной разговариваешь?

— А что я такого сказала?

— Является ли данная ситуация конфликтом и чем она отличается от предыдущей? Здесь нет объекта столкновения. Это «пустой» конфликт, который вызван дурным состоянием одного из субъектов.

— Следующая ситуация  связана с нашей профессией: учитель предлагает подготовить сообщение, двое учеников изъявляют желание и не могут договориться, кому выполнять задание.

— Прежде чем вы дадите совет учителю, давайте посмотрим какие существуют пути решения конфликтных ситуаций:

1. Юмор позволяет возвыситься над ситуацией, снять психологическое напряжение.

2. «Психологическое поглаживание» вселяет уверенность в противника, что уважение к нему сохранено.

3. Компромисс – оба партнера идут на уступки.

4. Анализ ситуации – «Давай поговорим…»

5. Третейский суд – обращение к третьему лицу, которому доверяют, с просьбой принять решение.

6. Ультиматум – используется в старших классах, это предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

Разрыв связи и уничтожение неприемлемы для педагога в силу специфики его профессиональной деятельности.

— Что нужно сделать учителю? Можно использовать компромисс.

— Конфликтные ситуации вызывают неприятные чувства. Возможно ли положительное влияние конфликта на человека? Троим студентам предлагается сесть на два стула, и после этого задается вопрос: «Что чувствуют сидящие и тот, кто стоит?»

— Вернемся к ситуации с грибом. Чем еще она могла закончиться? Делят гриб пополам, один отказывается от гриба или оставляют его белкам. Выходит, что учесть интересы другого, принять их – это путь к обогащению внутреннего мира человека. В житейской практике отмечается наличие бесконфликтных людей: они умеют предвидеть последствия и снимать его на первых порах.

— Разрешенное противоречие всегда приносит удовлетворение. А неразрешенное? Не этого ли мы боимся?

3. Решение ситуаций

Предлагаю вашему вниманию еще несколько ситуаций, в которых нужно проанализировать конфликтующие стороны и способ решения.

1. Недовольная отметкой за самостоятельную работу мама приходит в школу и «набрасывается» с претензиями на учителя. Но доброжелательное отношение, приветливая улыбка учителя постепенно снимают агрессию родительницы.

2. Ученик недоволен своей отметкой за работу и высказывает это вслух в грубой форме. Учитель отвечает: «Не знаю как у тебя, а у меня всегда так, кого больше люблю, к тому и придираюсь. С тобой именно так и получилось…».

3. Дети сообщили, что у них был праздничный вечер, они не успели выполнить учебное задание. Учитель, чтобы разрешить противоречие между педагогическим требованием и неумением детей справляться с осложнившимися обстоятельствами, предлагает объем следующей работы увеличить, приняв их объяснение.

— Сталкивались ли вы на практике с конфликтными ситуациями, как вышли из них и как поступили бы, если снова оказались в подобных условиях?

6. Проведение тестирования

7. Подведение итога

— Я предлагаю вам снова произнести одну из фраз. Изменилось ли ваше отношение к конфликтам. В повседневной жизни конфликт чаще всего представлен своей разрушительной стороной. Столкновений избегают, ценят именно бесконфликтное общение. Но социальная жизнь и даже отношения в паре настолько сложны, что просто не возможно жить среди людей, не попадая в ситуацию противоречия интересов. Следовательно, бесконфликтное общение – это такое общение, при котором конфликты просто подавляются, загоняются внутрь, а в результате они начинают исподволь подтачивать отношения. Поэтому педагогу необходимо научиться управлять конфликтами.

Однако конфликтные ситуации могут возникать и вне стен школы, когда учитель не может помочь ребенку в разрешении данной ситуации, поэтому необходимо учить школьников самих разрешать конфликт, с наименьшими для них потерями, т.е. подавать наглядный пример.

— Желаю вам приобрести уверенность перед конфликтными ситуациями и выносить из них только полезный опыт.

Тест «Конфликтность учителя»

Выберите один вариант решения каждой проблемной ситуации.

Ученик плохо посещает уроки

1. Связываюсь с классным руководителем или родителями, чтобы выяснить причину.

2. Изучаю мотивацию учения ребенка.

3. В серьезных случаях ставлю вопрос о пропусках на классном собрании.

Учение плохо учится

1. Сажаю на первую парту рядом с трудолюбивым школьником.

2. Стараюсь понять мир интересов ребенка.

3.Часто контролирую и требую того же от родителей.

Ученик задает каверзные вопросы

  1. «Ставлю его на место», чтобы другим было неповадно.
  2. Отвечаю на любой вопрос: если знаю – немедленно, если не знаю – на следующем уроке.
  3. Если вопросы далеки от изучаемой темы, не считаю нужным отвечать.

Ученик плохо ведет себя на уроке

  1. Сразу же пресекаю нарушение порядка: устное замечание, запись в дневнике и т.д.
  2. Переключаю внимание, с помощью вопросов и заданий вовлекаю в работу.
  3. Критически анализирую организацию урока, вношу необходимые коррективы.

Подсчитайте сумму баллов: нечетный номер варианта ответов – 10, четный – 20 баллов. Набравший 60 и более баллов склонны к ненасильственному преодолению межличностных противоречий, набравшие менее 60 – к обострению отношений с учащимися.

Тест «Конфликтность учителя»

Выберите один вариант решения каждой проблемной ситуации.

Ученик плохо посещает уроки

1. Связываюсь с классным руководителем или родителями, чтобы выяснить причину.

2. Изучаю мотивацию учения ребенка.

3. В серьезных случаях ставлю вопрос о пропусках на классном собрании.

Учение плохо учится

1. Сажаю на первую парту рядом с трудолюбивым школьником.

2. Стараюсь понять мир интересов ребенка.

3.Часто контролирую и требую того же от родителей.

Ученик задает каверзные вопросы

  1. «Ставлю его на место», чтобы другим было неповадно.
  2. Отвечаю на любой вопрос: если знаю – немедленно, если не знаю – на следующем уроке.
  3. Если вопросы далеки от изучаемой темы, не считаю нужным отвечать.

Ученик плохо ведет себя на уроке

  1. Сразу же пресекаю нарушение порядка: устное замечание, запись в дневнике и т.д.
  2. Переключаю внимание, с помощью вопросов и заданий вовлекаю в работу.
  3. Критически анализирую организацию урока, вношу необходимые коррективы.

Подсчитайте сумму баллов: нечетный номер варианта ответов – 10, четный – 20 баллов. Набравший 60 и более баллов склонны к ненасильственному преодолению межличностных противоречий, набравшие менее 60 – к обострению отношений с учащимися.

Ответ:

Я бы дала такие советы человеку, попавшему в конфликтную ситуацию:

В первую очередь, я бы попробовала объяснить, что конфликт является неизбежной частью отношений. Будь то на работе или дома, вы обязательно столкнетесь с ситуацией, в которой вы и другой человек (или лица) не согласитесь с вопросом, планом или проблемой, которую нужно решить.  

Объяснение:

Правило 1: Не кричи.  

Добавление эмоций омрачает ясность того, что на самом деле произошло. Крики удаляют оба субъекта от решения конфликта.  

Правило 2: Всегда начинайте и заканчивайте разговор, подтверждая, что вы заботитесь о другом человеке.  

В разгар спора вы никогда не можете недооценивать силу и важность напоминания другому человеку, что вы заботитесь о нем и верите в него.  

Правило 3: Будьте открыты к мысли, что вы допустили ошибку, даже если уверены, что не ошиблись.  

Люди редко расстраиваются без причины, поэтому есть большая вероятность, что в их словах есть хоть доля правды. И часто конфликты так и не приходят к концу из-за того, что один из людей просто не может поверить в то, что неправ.  

Правило 4: не говорите в общих чертах о поведении другого человека; говорите только с прямыми примерами и примерами действий.  

Не надо говорить “вот 10 лет назад ты сделал это и это”. Нужно разрешить этот конфликт, который возник именно по этой причине.  

Правило 5: Всегда старайтесь извиняться первыми, когда возникает какой-либо спор.  

Хотя идея ожидания того, чтобы другой человек сначала извинился, кажется оправдывающей, на самом деле это гарантированный признак того, что вы больше заботитесь о своей правоте, чем о примирении.

Правило 6: сосредоточьтесь на попытках понять, что правильно, а не кто прав.  

Размышляя о том, что произошло, постарайтесь вывести себя из ситуации и оценивать правильное и неправильное, основываясь исключительно на действиях, которые произошли, независимо от того, на чьей вы стороне. Относитесь к этому так, как будто вы судите чужую игру.

Классный час  «Как избежать конфликтов» в 7 классе

Форма проведения: игра с элементами тренинга.

Цель: формирование
умений и навыков более адекватно оценивать житейские ситуации. Правильно
выходить из конфликтов. Научить доброжелательному отношению к людям.

Оформление: На доске написаны стихи — рубаи Омара Хояма, древнего
философа и математика.

К лазурным солнечным лучам ведет
дорога всех,

Будь в жизни честен, смел и прям –
ждет тебя успех!

***

Надежду – солнечную нить – на
счастье люди ткут;

Сумеешь лучик сохранить – удачи
дни придут.

***

Люде подводит нрав дурной, а
добрым поведением

Того достигнешь, что иной не купит
и за деньги.

***

Добро безмерно, как вода
Бездонного колодца;

Будь добрым к людям, и всегда
добро к тебе вернётся.

***

Всё, что в душе твоей хранится и
доброго, и злого, —

Всё может ближнему отрыться
волшебной силой слова.

***

Любого встречного в пути в
знакомцы не бери,

С любым знакомым не сиди до
утренней зари…

***

Для бранных и гневливых фраз не
открывай уста;

Губам людей противна грязь,
полезна чистота.

Ход
занятия:

1.    
Приветствие.

Краткое
вступительное слово ведущего. Ознакомление с принципами работы в группе:

— быть интересными и активными;

— слышать и слушать друг друга;

— уважать мнение других товарищей.

Для
успешной работы нам с вами надо познакомиться, для этого мы выполним упражнение
«Меня зовут… Я люблю…»

ü Упражнение «Меня зовут… Я люблю…»

ü Упражнение «Не хочу хвастаться, но я …»

Все участники садятся в
круг, каждый по очереди называет свое имя и продолжает фразу, начинающуюся со
слов: «Не хочу хвастаться, но я … замечательный друг ».

2.    
Основная
часть. Теоретическая и практическая

 Конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия,
действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в
целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной
из сторон, низкая культура поведения и др.

ü Упражнение «Алфавит эмоций»

Задача – за несколько
минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции
на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных (устно или
на доске).

ü Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как,
наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек
зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового
штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций,
второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На
работу группам дается 10 минут.

ü Упражнение «Паутинка»

        Встаем в круг. У ведущего в руках катушка ниток, которую
он предлагает передавать тому, кому хочется. Нитка вытягивается от участника к
участнику и образует «паутину». Ведущий предлагает потянуть нить, объясняя тем
самым, что существует видимая и невидимая связь между людьми, что мы все
зависим друг от друга.

ü Упражнение «Выбери качество»

Я вам назову15 качеств, а вы попробуйте распределить их на + и —
из списка:

Общительный, завистливый, гордый, скрытный, застенчивый,
весельчак, угрюмый, простак, пижон, зануда, добряк, вспыльчивый, смелый,
хитрый.

  Определите настроение человека: грусть, веселье, злость, ехидство, печаль,
добродушие, озабоченность, усталость, задумчивость, хандра, уныние, хорошее
расположение духа, расстройство, миролюбие, активность.

ü Упражнение «Кулак»

Подростки
делятся на пары. Один из ребят сжимает правую руку в кулак. Задача второго –
разжать кулак партнера любыми средствами (за исключением болевых воздействий).
По истечении нескольких минут участники меняются ролями, независимо от того,
достигнут ли результат.

Жизнь
показывает, что варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от
просьб, подкупов, шантажа до соревнования.

В ходе
обсуждения формируются основные способы поведения в конфликте:


соперничество (стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб
другому);


компромисс (для того, чтобы принять решение, которое устроит обе стороны,
необходимо в чем-то уступить);


избегание (как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к
достижению собственных целей);


приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого);


сотрудничество (участники ситуации приходят к альтернативе, полностью
удовлетворяющей интересы обеих сторон).

Конструктивные стороны
конфликта:

·        
Конфликт вскрывает
«слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция
конфликта).

·        
Конфликт дает
возможность увидеть скрытые отношения.

·        
Конфликт дает
возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

·        
Конфликт – это
толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

·        
Необходимость
разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

·        
Конфликт
способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны
конфликта:

·        
Отрицательные
эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

·        
Нарушение
деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом
ухудшается социально-психологический климат.

·        
Ухудшение
качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

·        
Представление
о победителях или побежденных как о врагах.

·        
Временные
потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных
переживаний

Мозговой штурм «Как
можно погасить собственную агрессию»

Обобщить
способы, например:


побить подушку,

— порвать
или помять газету,


нарисовать свою злость в виде какого-нибудь чудовища и заштриховать его или
порвать,


а иногда просто посчитать до 10.

Тест «30 пословиц»

Инструкция к тесту: «Представьте
себе, что вы — экзаменатор, оцени­вающий предлагаемые ниже суждения так, что не
удовлетворяющие из них лично вас оцениваются еди­ницей или двойкой, а
совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.

Оценка 3 не должна
использоваться вовсе.

Оценивается каждое
суждение без особенно дол­гих раздумий, чтобы не затягивать процедуру
«экза­мена». За советами обращаться к вам не рекоменду­ется по вашему
положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив
номеров суждений в таблице, приведенной ниже».

После того как участники
оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем
как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с
тем, что по­лучилось в тесте, то лучше оставаться при своем мне­нии. Любой тест
работает с определенной долей ве­роятности, и всегда находятся люди, чьи
результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать
самим участникам.

Бланк теста «30
пословиц»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Тест «30 пословиц»

1.    
Худой мир
лучше доброй ссоры.

2.    
Если не можешь
заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.

3.    
Мягко стелет,
да жестко спать.

4.    
Рука руку
моет.

5.    
Ум хорошо, а
два лучше.

6.    
Из двоих
спорящих умнее тот, кто замолчит.

7.    
Кто сильнее,
тот и прав.

8.    
Не подмажешь —
не поедешь.

9.     С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем
все бают.

11.
Кто ударит и
убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12.
Слово «победа»
четко написано только на спинах врагов.

13.
Убивай врагов
своей добротой.

14.
Честная сделка
не вызывает ссоры.

15.
Ни у кого нет
полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16.
Дерись
подольше, да ума набирайся побольше.

17.
Сражение
выигрывает тот, кто верит в победу.

18.
Добро слово
победит.

19.
Ты — мне, я —
тебе.

20.
Только тот,
кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины,
которой обладает другой.

21.
Кто спорит —
ни гроша не стоит.

22.
Кто не
отступает — тот обращает в бегство.

23.
Ласковый
теленок двух маток сосет.

24.
Кто дарит —
друзей наживает.

25.
Вынеси заботы
на свет и держи с другими совет.

26.
Лучший способ
решить конфликт — избежать его.

27.
Семь раз
отмерь, один раз отрежь.

28.
Кротость
торжествует над злом.

29.
Лучше синица в
руках, чем журавль в небе.

30.
Чистосердечие,
честь и доверие сдвинут горы.

Интерпретация

1-й тип — «черепашка».
У людей такого
типа — большое желание спря­таться от проблем под «панцирь». Это представители
позитивного кон­серватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В
спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситу­ации
он может изменить вам.

2-й тип «акула». Для людей этого
типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь
мне ни к чему»). Ум­ный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо
лишь ог­раничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он мо­жет
добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива,
потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной
ситуации.

3-й тип «медвежонок». Люди этого
типа стараются сглаживать ост­рые углы, чтобы все в коллективе любили друг
друга. Зная заботы и ин­тересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы
в день рожде­ния, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они
могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них
наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип «лиса». Люди этого типа
всегда стремятся достигнуть ком­промисса. Они не просто хотят, чтобы всем было
хорошо, они становят­ся активными участниками любой деятельности. Но в
отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются прин­ципом
«Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не по­нимают, почему их не
ценят окружающие.

5-й тип «сова». Это честные и
открытые люди. Представители это­го типа никогда не будут изворачиваться,
уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной
цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

Техники, снижающие
напряжение:

1.    
Предоставление
партнеру возможности выговориться.

2.    
Вербализация
эмоционального состояния:

o    Своего;

o    Партнера.

3.    
Подчеркивание
общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)

4.    
Проявление
интереса к проблемам партнера.

5.    
Подчеркивание
значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

6.    
В случае вашей
неправоты – немедленное признание ее.

7.    
Предложение
конкретного выхода из сложившейся ситуации.

8.    
Обращение к
фактам.

9.    
Спокойный
уверенный темп речи.

10.
Поддержание
оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.

Техники, повышающие
напряжение:

1.    
Перебивание
партнера.

2.    
Игнорирование
эмоционального состояния:

o    Своего;

o    Партнера.

3.    
Подчеркивание
различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и
преувеличение своего.

4.    
Демонстрация
незаинтересованности в проблеме партнера.

5.    
Принижение
партнера, негативная оценка личности партнера.

6.    
Оттягивание
момента признания своей неправоты или отрицание ее.

7.    
Поиск
виноватых и обвинение партнера.

8.    
Переход на
«личности».

9.    
Резкое убыстрение
темпа речи.

10.
Избегание
пространственной близости и наклона тела.

Пословицы
и поговорки:

«Возле
людей живи да потирайся и ума набирайся».

«Всегда
и всюду будь лицом к люду» (то есть к народу).

«Держи
с народом связь – не ударишь лицом в грязь».

«Каков
характер, таковы и поступки».  «С виду тих, да характер лих». 

  «Слово
сказал, как узлом завязал».   «Характер определяет человека».

3.    
Физкультразминка.

Тест Томаса

 «Определение ведущего типа
поведения в конфликтных ситуациях»

Ход исследования:

Испытуемым предлагается выбрать в каждом вопросе теста тот вариант
поведения, который для него наиболее типичен при возникновении конфликтов с
другими людьми и рядом с номером вопроса поставить букву (А или Б),
соответствующую его варианту ответа.

1.
А) Иногда я предоставляю другому взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, стараюсь обратить внимание
на то, с чем мы оба согласны.

2.
А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б)
Пытаюсь уладить дело с учетом всех сторон.

3.
А) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б)
Стараюсь успокоить другого, главное сохранить наши отношения.

4.
А) Стараюсь найти компромиссное решение.

Б)
Иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого.

5. А) Регулируя спорную ситуацию, стараюсь найти поддержку
другого.

Б)
Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.
А) Пытаюсь избежать неприятностей для себя.

Б)
Стараюсь добиться своего.

7.
А) Стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить
его окончательно.

Б)
Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8.
А) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б)
Первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы
и спорные интересы.

9.
А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

Б)
Предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.
А) Твердо стремлюсь достичь своего.

Б)
Пытаюсь найти компромиссное решение.

11.
А) Первым делом стараюсь ясно определить в чем состоят все затронутые спорные
вопросы.

Б)
Стараюсь успокоить другого, главное сохранить наши отношения.

12.
А) Избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б)
Даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет
мне навстречу.

13.
А) Предлагаю среднюю позицию.

Б)
Настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.
А) Сообщаю свою точку зрения и спрашиваю о взглядах другого.

Б)
Пытаюсь показать логику и преимущества моих взглядов.

15.
А) Стараюсь успокоить другого, главное сохранить наши отношения.

Б)
Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.
А) Стараюсь не задеть чувств другого.

Б)
Пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.
А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б)
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.
А) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять
на своем.

Б)
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также
идет мне навстречу.

19.
А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и спорные вопросы.

Б)
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить
его окончательно.

20.
А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б)
Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.
А) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б)
Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.
А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и
точкой зрения другого человека.

Б)
Я отстаиваю свои желания.

23.
А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б)
Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за
решение спорного вопроса.

24.
А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу
его желаниям.

Б)
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.
А) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б)
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.
А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б)
Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.
А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б)
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.
А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б)
Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.
А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б)
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.
А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б)
Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим
заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о
выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в
конфликтных ситуациях.

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

А

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А

4.
Рефлексия:

— Что
запомнилось на занятии?

— Что
нового вы узнали?

— Что
было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали раньше?

5.
Итоговый вывод:

Сегодня мы с вами узнали,
что такое конфликт. Любой конфликт – это маленькая война, которая может идти
продолжительное время. А любая война только разрушает. Поэтому наша задача – не
провоцировать конфликт и уж тем более не «подогревать» его и «не подливать
масла в огонь». Но если уж конфликт вспыхнул, надо искать выход из него, ведь
после преодоления конфликта человек становится мудрее. Хочу завершить нашу
встречу двумя афоризмами. «Причина любой войны – в незнании ее результатов». И
вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее». Давайте чаще
вспоминать эти мудрые слова. Спасибо вам за работу!

Вопрос школьника по предмету Обществознание

Какие советы Вы готовы дать человеку, попавшему в конфликтную ситуацию? Придумайте мини руководство по разрешению конфликта.

Ответ учителя по предмету Обществознание

Ответ:

Я бы дала такие советы человеку, попавшему в конфликтную ситуацию:

В первую очередь, я бы попробовала объяснить, что конфликт является неизбежной частью отношений. Будь то на работе или дома, вы обязательно столкнетесь с ситуацией, в которой вы и другой человек (или лица) не согласитесь с вопросом, планом или проблемой, которую нужно решить.  

Объяснение:

Правило 1: Не кричи.  

Добавление эмоций омрачает ясность того, что на самом деле произошло. Крики удаляют оба субъекта от решения конфликта.  

Правило 2: Всегда начинайте и заканчивайте разговор, подтверждая, что вы заботитесь о другом человеке.  

В разгар спора вы никогда не можете недооценивать силу и важность напоминания другому человеку, что вы заботитесь о нем и верите в него.  

Правило 3: Будьте открыты к мысли, что вы допустили ошибку, даже если уверены, что не ошиблись.  

Люди редко расстраиваются без причины, поэтому есть большая вероятность, что в их словах есть хоть доля правды. И часто конфликты так и не приходят к концу из-за того, что один из людей просто не может поверить в то, что неправ.  

Правило 4: не говорите в общих чертах о поведении другого человека; говорите только с прямыми примерами и примерами действий.  

Не надо говорить “вот 10 лет назад ты сделал это и это”. Нужно разрешить этот конфликт, который возник именно по этой причине.  

Правило 5: Всегда старайтесь извиняться первыми, когда возникает какой-либо спор.  

Хотя идея ожидания того, чтобы другой человек сначала извинился, кажется оправдывающей, на самом деле это гарантированный признак того, что вы больше заботитесь о своей правоте, чем о примирении.

Правило 6: сосредоточьтесь на попытках понять, что правильно, а не кто прав.  

Размышляя о том, что произошло, постарайтесь вывести себя из ситуации и оценивать правильное и неправильное, основываясь исключительно на действиях, которые произошли, независимо от того, на чьей вы стороне. Относитесь к этому так, как будто вы судите чужую игру.

Я думаю номер 4 ,,,,,,,,

Скорее всего что то из 1 или 4

Идея не новая, ещё славянофилы-почвенники, находили большое сходство устройства крестьянской сельской общины.Мира, с мусульманской Уммой,патриархальным сообществом. Западное мировоззрение иссповедывало идеи гегемонии индивидуализзма, жесткой конкуренции и прриоритета писаного закона над традициями.

1 естествознание пример: новости науки
2 технознание пример:матемотическое и компютерное моделирование
3 обществознание пример социология, история и тд
4 человековедение пример география

В Российской Федерации существует экологического эако-
нодательства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Теория ситуационного лидерства стили руководства
  • Гинекохель инструкция по применению показания к применению взрослым
  • Как сделать папку передвижку своими руками пошаговая инструкция
  • Как правильно оформить изменения должностной инструкции
  • Анаприлин для детей инструкция по применению