Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С ОВЗ

Каргина Н.И., учитель – дефектолог

МАДОУ – Д/с № 11,

первая квалификационная категория

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления и восприятия — ёмкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяжённость объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.

Наиболее сложными для детей являются задания, связанные с моделированием пространственных отношений по инструкции  педагога.

Технология моделирования – наглядно-практический прием, включающий  в себя создание моделей и их использование с целью формирования пространственных представлений у дошкольников. Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность. Модели следует рассматривать и как дидактическое средство, причем достаточно эффективное.

Моделирование как метод обучения позволяет:

 — выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

 — улучшить понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления.

 — повышать наблюдательность ребенка,  дать ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Моделирование  требует специального обучения. Выделяется несколько этапов:

  1. Ориентировка по плану (комнаты, улицы).

Например, в игре «Автомобили»  по сигналу педагога дети начинают

двигаться в различных направлениях, изображая автомобили

и периодически изменяя направление движения и скорость.  Можно предложить детям «поставить свой автомобиль на автостоянку»,  пользуясь схемой маршрута.

2) Описание схемы маршрута с использованием пространственной терминологии.

Ребенку предлагается рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т.д.), используя при этом пространственную терминологию. В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и т.д.

 3) Моделирование пространственных отношений на плоскости.

Педагог или ребенок управляет моделью самолета на фланелеграфе, меняя направление движения. Дети объясняют изменение маршрута полета.

 4) Ориентировка по схеме пространства (комнаты, парка, стадиона).

Детям предлагается найти спрятанную в комнате игрушку, используя для этого рисунок — схему.

 Можно предложить одному из детей спрятать игрушку и составить рисуноксхему комнаты с указанием места, где она нaxoдится, а затем остальным участникам  найти игрушку.

5) Определение направления и eгo изменение по инструкции.

По устной или письменной инструкции педагогa дети находят спрятанное в «тайнике» «важное донесение»

6)  Ориентировка по плану, соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.

Педагог предлагает детям помочь куклу расставить мебель, используя план комнаты. Детям демонстрируется план и выясняется, какую мебель обозначают условные контуры.

В качестве основных методических приемов моделирования рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры, при этом необходимо развивать умение устанавливать отношение обозначаемое — обозначающее и обогащение опыта замещения объектов. Ведущая роль на этом этапе принадлежит взрослому: он демонстрирует способы замещения.

Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.

Занимательные игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с ОВЗ  позволят детям в совместной деятельности с взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственных представлений. Данные игры и игровые упражнения  направлены на формирование пространственной ориентировки, графических навыков у дошкольников и предупреждение школьных трудностей. Игровые упражнения разработаны с учетом принципа постепенного усложнения и могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

«Найди игрушку»

Цель: упражнять в действенном различении и обозначении словом основных пространственных направлений: вперед – назад, направо – налево, местоположения предметов в пространстве с помощью предлогов в, над, под.

Оборудование: игрушки.

Описание игры: логопед в отсутствии ребенка прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка. Затем объясняет ребенку задание: «Найди спрятанные игрушки. Вперед пойдешь – куклу найдешь, направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – лошадку найдешь». Ребенок выполняет задание. Отыскав все игрушки, он проговаривает, что и где нашел. Сначала детям предлагается выбор из двух, трех направлений, позднее – из четырех.

«Магазин»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, сверху, снизу и предлоги: над, под; называть местоположение предмета.

Оборудование: полки с игрушками (вариант: плакаты с изображением игрушек на двух-трех полках) .

Описание игры: Логопед знакомит детей с правилами игры «Магазин» Чтобы получить покупку, необходимо называть точное месторасположение товара. Например: «Я хочу купить предмет, который находится на нижней полке, слева от мячика». Сначала ребенок выступает в роли продавца, а логопед в роли покупателя, потом роли меняются.

«Засели домик»

Цель: учить различать предлоги над, под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование: плакат с домиком, фигурки зверей.

Описание игры: Логопед предлагает ребенку заселить домик жильцами. Ребенок располагает фигурки зверей в окошках домика, на свой выбор. Затем объясняет, кто над кем, кто под кем поселился, называет соседей каждого жильца справа и слева.

«Ферма»

Цель: учить отражать пространственные отношения между предметами; закреплять лексическую тему «домашние животные и птицы».

Оборудование: плакат «Домашние животные и птицы».

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям посетить ферму, на которой живут домашние животные и птицы, и вспомнить, как они называются, как выглядят, как кричат, чем питаются, какую пользу приносят людям, назвать их детенышей. А затем определить месторасположения каждого животного по отношению к остальным, и друг к другу, используя слова: выше, ниже, правее, левее, рядом, между.

«Часики»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: выше, ниже, между, правее, левее, ближе, дальше; предлоги: над, под.

Оборудование: настенное пособие «Часики» с изображением фигурок животных напротив цифр.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы, например: кто находится между птичкой и лягушкой? правее, чем рыбка? ниже, чем жираф? кто находится дальше от зайчика, сова или кошка? кто находится над бабочкой? какие животные находятся между цифрами 4 и 8? Назови всех животных правее цифры 1, левее цифры 6, выше цифры 5, ниже цифры 11. Вариант усложнения игрового задания: дети придумывают аналогичные задания друг для друга.

«Зашифрованные послания»

Цель: учить читать графические схемы с предлогами, используя эти предлоги в речи при составлении словосочетаний и предложений.

Оборудование: карточки с предлогами, картинки с изображениями предметов и животных; карточки на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям «прочитать» послание. Показывает карточки, например, рыбка – схема предлога в – аквариум; зайчик – схема предлога под – елочка. Дети составляют словосочетания: «рыбка в аквариуме», «зайчик под елочкой» и т. д. Можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичное послание, выбрав картинки и схемы предлогов. Усложнение задания: логопед показывает детям карточки: птичка – схема предлога из – гнездо; кошка – схема предлога из-под – диван.                             Дети составляют предложения: «Птичка вылетела из гнезда», «Кошка вылезла из-под дивана» и т. д.

«Веселая линеечка»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, между, за, перед; учить ориентироваться в линейной последовательности числового ряда, определять каким по счету является предмет по отношению к заданному; закреплять знание числового ряда от 1 до 9; учить употреблять в речи порядковые числительные.

Оборудование: линейка с цифрами от 1 до 9; пластиковые буквы в количестве 9 штук (можно использовать различные варианты дидактического материала, например, маленькие игрушки, фигурки животных и т. п.)

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям варианты заданий: найди букву, которая находится справа от буквы И, слева от буквы Ш; перечисли все буквы правее буквы Л, левее буквы О? ; какая буква в ряду самая правая? самая левая? какой по счету стоит буква А? найди букву, которая стоит пятой по счету от буквы У; посчитай, сколько букв стоит правее буквы Ж; перечисли все буквы слева направо, справа налево; назови все буквы, стоящие между цифрами 1 и 5; назови все буквы, стояще правее цифры 7. Вариант усложнения игрового упражнения: дети сами придумывают аналогичные задания друг для друга.

Моделирование сказочных историй

«Лесная школа» (Л.С. Горбачева)

 Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

«Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне.» Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса.» 

Список литературы

Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-7 лет. М., Творческий центр Сфера, 2004. – 80 с.

Задания

1. «Твой путь домой»

Цель: описание схемы маршрута с использованием пространственной                          терминологии.                                                                                                                                                Содержание: ребенку предлагается рассказать, как он идет домой из детского сада, используя при этом  пространственную терминологию.                                                                                                             В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и т.д.

2.  «Фигуры Высшего пилотажа»

Цель: моделирование пространственных отношений на плоскости.

Оборудование: фланелеграф, модель самолета.                                                                                 Содержание: моделью самолета педагог выполняет на фланелеграфе  разные фигуры, меняя направление движения. Дети объясняют изменение маршрута, используя пространственную терминологию.                                                                                                                                             Ребенок представляет себя в роли летчика, который ведет самолет, используя для этого схему маршрута полета.

                

3. «Следопыты»                                                                                                                                                     Цель: развитие навыков ориентировки по схеме пространства (комнаты, парка, стадиона). Оборудование: рисунок схема определенного пространства (комнаты, улицы).                                       Содержание: детям предлагается найти спрятанную в комнате игрушку, используя для этого рисунок схему.                                                                                                                                           Можно предложить одному из детей спрятать игрушку и состaвить рисунок схему комнаты с указанием места, где она нaxoдится, а затем остальным участникам  найти игрушку.

                

        

                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

4. «Разведчики»

Цель: определение направления и его изменение по инструкции.                                                    Оборудование: лист бумаги с «донесением».                                                                      Содержание: по устной или письменной инструкции педагoгa дети находят спрятанное в «тайнике» «важное донeceние».

Пример инструкции:            (Донесение)

1. Встаньте у сцены, повернувшись к ней спиной.                                                                           2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.                                                                                                       З. Повернитесь налево, еще раз налево.                                                                                                              4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди  на уровне твоих глаз. Что вы видите необычного?

5. «Расставим мебель в комнате»    (2 человека)

Цель: учить понимать пространственные предлоги и наречия: рядом, около, далеко, близко; ориентироваться  в микропространстве.                                                                                     Оборудование: лист бумаги, предметные картинки с изображением мебели.              Инструкция:                                                                                                                                                           1. Поставь стол в середине комнаты. Стулья — около стола. Диван — у стены, напротив двери. Одно кресло — слева от дивана, другое — справа. Шкаф слева от двери. Пианино поставь напротив дивана, справа от двери.                                                                                                       2. Что изменилось?  Второй ребенок переставляет предметы мебели, а первый должен  узнать и рассказать, что изменилось.

6. «Расставь мебель в кукольной комнате»  

Цель: развитие навыков ориентировки по плану;  соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.                                                                                                  Оборудование: набор кукольной мебели, рисунок  план комнаты.                                                 Содержание: для куклы Кати купили новую мебель. Помоги  ей расставить эту мебель, используя план комнаты. Демонстрируется план и выясняется, какую мебель обозначают условные контуры. Затем дети расставляют мебель по плану комнаты, объясняя при этом свои действия.

 7. «Гдe что лежит»

Цель: формирование понимания пространственных отношений между предметами; использование в речи пространственной терминологии.                                                              Оборудование: различные предметы.                                                                                                Содержание: педагог раскладывает предметы на столе, под столом, около стола и т.д. и предлагает ребенку скaзать, где находится каждый предмет.                                                             Можно попросить ребенка самому расположить предметы по инструкции педагога, объясняя при этом свои действия.                                                                                                                                   Задание можно усложнить, предложив ребенку, используя схему с изображением геометрических фигyр, расставить на столе предметы, соответствующие им по форме, по ходу выполнения объясняя свои действия.

8. «Расставь мебель в Машиной комнате так же, как в комнате Гномика».

Кукла Маша была в гостях у Гномика и видела, какая мебель стояла в комнате и как она была расставлена. Давайте посмотрим на рисунок комнаты Гномика. Где стоит стол? А где стоит стул? Что стоит рядом со столом? И т. д. Нарисуй схему комнаты (по памяти).

9.  «Составь план комнаты»

У зайчика в домике уютно и тепло, в комнате красивая мебель. Рассмотрите  макет комнаты и составьте  на индивидуальных  листах схему комнаты с помощью геометрических фигур.

C:UsersНатальяDesktopsolar-system-coloringpage.gif

10. «Где мой домик?»

Цель: Упражнять в ориентировке с помощью зрения и слуха. Учить понимать простейшую схему пространства.                                                                                                                        Оборудование: «письмо» — схема-путь к конюшне, на которой обозначены ориентиры (дерево, цветок, конура, конюшня) карточки на каждого ребенка с дорожками и ориентирами среди которых 1 — 2 лишние; простые карандаши.                                                                           Содержание:  Помоги лошади найти дорогу домой. Прочитай «письмо» — рассмотри схему пути до конюшни и проведи карандашом дорожку к конюшне на своей карточке. Что сначала встретится на твоем пути, что потом?                                                                                                    «Письмо» — Дорогой друг! Помоги мне добраться до моей конюшни. Я знаю, что по дороге домой, с левой стороны мы увидим светофор,  а с правой большое дерево. Нам нужно дойти до красивой клумбы. Вот мы около дома. За моей конюшней находится большой стадион!

C:UsersНатальяDesktop1378_1.jpg

C:UsersНатальяDesktopstar-stable-coloring-pages-911423.gifC:UsersНатальяDesktopstable_colouring_page_horses_460_0.jpg

C:UsersНатальяDesktopQuel-type-de-fleurs-sont-adaptes-pour-des-lits-de-fleurs1112232542141.jpg

C:UsersНатальяDesktopi (3).jpgC:UsersНатальяDesktopi (2).jpgC:UsersНатальяDesktopinformation_items_1503.jpgC:UsersНатальяDesktop1681_1.jpgC:UsersНатальяDesktopPlants-21.gif

        C:UsersНатальяDesktopi (2).jpg

11. «Какой план комнаты соответствует рисунку? Расскажи»

Цель: Совершенствовать умение детей работать со схемами, правильно читать их, рассказывать о местоположении предметов мебели с использованием в речи пространственных терминов (около, на, между, справа, слева, напротив и т. п.).          Оборудование: Детям предложены рисунок комнаты, в которой расположена мебель, и три карточки со схематичным изображением этой комнаты, из которых только одна схема правильная.                                                                                                                                           Содержание: Дети анализируют взаимоположение предметов мебели в комнате, расположение окна, двери, используя при этом пространственные термины: у стены справа, прямо посередине, в правом дальнем углу, рядом и т. п. Затем педагог предлагает выбрать схему комнаты, на которой все предметы расположены в соответствии с рисунком. Дети объясняют, в чем несоответствия в расположении предметов на двух других схемах.

Индивидуальное коррекционное занятие

«Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога»

Разработано учителем Асеевой И. Ю.

ОКОУ «Курская школа»

Цель:

-закрепление полученных знаний по ориентировке в пространстве;

-совершенствование навыков свободно и уверенно ориентироваться на рабочем месте;

-развитие умения ориентироваться в микропространстве.

Оборудование: — набор геометрических фигур;

— сборный макет «Домик бабушки и дедушки»;

— иллюстрации к сказке «Колобок»;

— разрезная картинка «Одуванчик»;

— макет «Берёза и птички»;

— схемы-иллюстрации «Человечки»;

— иллюстрации «Цветы»

Ход занятия

Обращение к ученику:

Здравствуй, Стёпа!

Ты готов к проведению занятия?

1. Проводится разминка для пальчиков.

Кончиком каждого пальца на руке дотронутся до острия карандаша и его противоположного конца (пальцы «здороваются» с карандашом).

2. Задания на ориентировку в частях тела:

— Покажи правую руку, левую руку.

— Покажи правую ногу, левую ногу.

— Где правое ухо, левое ухо.

— Возьми правой рукой за левое ухо, левой рукой за правое ухо

3. Составление фигур по нарисованной инструкции «Человечки».

Ребёнок составляет стилизованные фигуры из полосок бумаги в соответствии с заданием.

4. Работа на плоскости стола «Расставь фигуры по заданию».

На столе лежат геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты, ромбы). Учитель проговаривает задания:

— положи один треугольник в правый верхний угол стола,

— положи два квадрата в левый нижний угол стола,

— положи 3 круга в правый нижний угол стола,

— положи 2 ромба в левый верхний угол стола.

А что положим в центр стола? – правильно, это Колобок.

5. А кто испёк Колобок? – Бабушка и дедушка. (демонстрация иллюстрации)

А где живут бабушка и дедушка?

— Стёпа идёт к доске для выполнения задания «Построй домик из данных деталей»

Задание «Построй домик». (составление макета домика с забором и деревом).

— построение дома

— справа от дома – ёлочка

— слева от дома – забор

— от дома вниз идёт дорожка

— над домом – солнышко

(Стёпа садится на место)

6. Ученик отвечает на вопросы учителя:

— Какой сегодня день недели?

— Если сегодня вторник, какой день будет завтра?

— После какого дня бывает вторник?

— Какое время года идёт сейчас?

— Что весной расцветает?

7. Составление разрезной картинки «Одуванчик» с опорой на иллюстрацию.

— Ученик собирает разрезную иллюстрацию.

8. Работа с макетом «Берёза и птички» (на доске)

— Как называется это дерево?

— Что появляется на деревьях весной? (листочки)

— Давай расставим листочки на ветках (на верхней ветке, на ветках, повёрнутых направо, потом на ветках, повёрнутых налево)

— Прилетели птички. Справа на ветку посади птиц, смотрящих направо. Слева посади птиц, смотрящих налево.

— Над берёзой поставь солнышко.

— Под берёзой выросли цветы.

Стёпа , у тебя получился весенний пейзаж!! Молодец!

(Стёпа садится на место)

9. А теперь отдохнём и разомнёмся. Поворачивай руки так, как у человечка на картинке.

Ученику демонстрируются иллюстрации с динамическими позами человечка. Стёпа смотрит и повторяет движения. Таким образом, ученик выполняет физразминку.

10. Подведение итогов занятия.

Спасибо! Занятие закончилось.

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение

детский сад «Аленький цветочек»

муниципального образования город Ноябрьск

Восприятие
пространственных отношений

Подготовила:

учитель-дефектолог

Утеева
Айгуль Серикпаевна

Восприятие
пространственных отношений

      Восприятие
и осознание пространственных отношений — необходимое условие
адаптации организма к среде существования. Пространственные характеристики есть
не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами
и явлениями. При этом различаются следующие параметры: величина предметов
и их изображений (схем), форма, протяженность, расположение предметов
относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга, объемность.
      Пространственная ориентировка — это
особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного,
слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Определение
правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития
аналитико-синтетического мышления.
      В процессе специально организованной
планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у детей
формируются следующие умения:
      —ориентироваться в схеме собственного тела;
      —определять расположения предметов в
ближнем и дальнем пространстве;
      —моделировать пространственное расположение
предметов;
      —ориентироваться на поле листа бумаги;
      —двигаться в заданном направлении
и изменять его.
      Программные требования образовательных
учреждений предусматривают обязательное использование терминологии,
обозначающей пространственные отношения.
      Решение задач формирования пространственной
ориентировки начинается с ориентировки ребенка в схеме собственного тела
первоначально по вертикальной оси. Ребенок, рассматривая в зеркале свое
отражение, отвечает на вопросы: что находится в верхней части лица?
в нижней части лица?
Также анализируется расположение всех основных
составляющих тела (головы, шеи, плеч, туловища, рук, ног) и отдельных его
частей: рук (ладоней, пальцев), ног (коленей, стоп) и т. д.
      Ориентировка в пространстве первоначально
осуществляется по расположению окружающих предметов относительно самого
ребенка. При этом важно сформировать у детей четкое различение право-
и левосторонней организации среды. На коррекционных занятиях
педагог-психолог объясняет: «У человека две руки, и каждая из них имеет
свое название. Для того чтобы их не перепутать, каждой руке дали имя —
Правая и Левая. Руки только две, а как много они умеют! Что умеют делать
ваши руки?»

      Далее используются задания на
дифференциацию правой и левой руки:
      — Покажите, какой рукой вы рисуете,
пишете, едите; в какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку. Как называется
эта рука? (Следует показать.) Наденьте на правую (левую) руку браслет; заложите
за голову сначала правую руку, а затем левую
и т. д.
      Для закрепления проводится дидактическая
игра «Найди пару». Ученикам, например, предлагается найти пару одинаковых
варежек для правой и левой руки.

      Благодаря многократным действиям правой (у
левшей — левой) руки у ребенка вырабатываются зрительно-двигательные
связи, обеспечивающие выделение данной руки как ведущей. От этого в дальнейшем
и зависит умение разграничивать правую и левую стороны окружающего
пространства.
      Ориентируясь в пространстве, ребенок
сначала усваивает дифференциацию отношений предметов и их частей по
вертикали (на, над, под, вверху, внизу и т. д.). На следующем
этапе анализируются отношения горизонтального пространства — позиции
близости: близко, ближе, далеко, дальше. Практика показывает, что
ориентировка в ближнем пространстве у детей с интеллектуальной недостаточностью
формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем пространстве.
Определение удаленности предметов по отношению к самому ребенку целесообразно
проводить в процессе измерения расстояния до нужного объекта веревочкой,
палочкой, шагами (а потом и метром). Такая практическая деятельность дает
в дальнейшем ребенку возможность самостоятельно определять, что находится от
него дальше, а что — ближе.
      Изучение горизонтального расположения
предметов начинается с положений «рядом», «около», и лишь в процессе
специального обучения постепенно появляются восприятие и словесное
обозначение таких отношений, как «за» (позади, сзади), «перед» (впереди,
спереди
), а затем делается упор на право- и левостороннюю ориентировку
(справа, слева).
      Опираясь на уже сформированные умения,
педагог-психолог предлагает детям задания:
      — поднять правую руку вверх,
опустить, повернуться направо;
      —поднять левую руку вверх, опустить,
повернуться налево;
      —вытянуть руки вперед, сделать шаг вперед;
      —спрятать руки назад, за спину, сделать шаг
назад
и т. д.
      Обучая движению в заданном направлении, для
повышения мотивации следует создавать игровые ситуации. Например, предложить в
занимательной форме найти спрятанные игрушки:
      Вперед пойдешь — куклу найдешь.
      Назад пойдешь — медвежонка найдешь.
      Вправо пойдешь — мяч найдешь.
      Влево пойдешь — машину найдешь.
      Куда ты хочешь пойти?
      Что ты хочешь найти?

      Следующий этап работы — формирование
квазипространственных представлений (определение месторасположения предметов
относительно друг друга: на столе, под столом, в шкафу, около окна, за дверью
и т. д.) и их вербализация в виде ответов на отдельные вопросы,
отчетов о совершенных действиях, планировании предстоящей практической
деятельности.
      Навыки пространственной ориентировки
позволяют определить местоположение человека в трехмерном пространстве на
основе выбранной им системы отсчета (точкой отсчета может быть собственное тело
или любой предмет из окружающей обстановки). Огромное значение в ориентировке
имеют пространственные представления, благодаря которым ребенок может выбрать
нужное направление и сохранять его при движении к цели.
      Значительная часть занятий должна быть
посвящена обучению моделирования пространственных отношений по инструкции
педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу ребенка.
      На последующих занятиях дети индивидуально
«меблируют» кукольные комнаты, самостоятельно составляют рассказ — отчет о
проделанной работе. Более трудным для них является задание расставить мебель
(или ее заменяющие) на плане комнаты. Осуществление подобных видов деятельности
и словесный отчет о них свидетельствуют об успешном овладении учащимися
пространственных отношений.
      Особое место в обучении детей занимает
формирование умения ориентироваться в пространстве листа и на поверхности
парты. В первую очередь детям даются понятия о разных сторонах, углах
и частях листа, идет обучение ориентировке на плоскости листа.
В процессе коррекционных занятий эти умения закрепляются при выполнении
различных заданий (например, расположение фишек, геометрических фигур на
листе бумаги по инструкции педагога, перемещение их в пространстве листа или
парты)
. Дети должны усвоить следующее: лист бумаги (любого размера
и даже по-разному расположенный) — это определенное ограниченное
пространство, имеющее свои параметры: верх и низ, середину и стороны,
центр и углы; на нем можно отразить реальные пространственные отношения
между предметами.
      Приведем примеры заданий по ориентировке на
листе бумаги: рассмотреть рисунки художника и ответить на вопросы:
Какие игрушки нарисованы слева? Что нарисовано в центре?
И т. д.;
дидактические игры «Расположи верно», «Раскладывание геометрических фигур»,
«Нарисуй, как я скажу»
и т. д.
      Умения пространственного анализа следует
совершенствовать в процессе изобразительной деятельности. Рисование по
инструкции педагога
, содержащей словесные обозначения пространственных
соотношений (посередине листа нарисуй домик, слева от домика растет ель
и т. д.), — сложный вид деятельности для ребенка с
интеллектуальной недостаточностью. Поэтому к нему надо готовить детей
постепенно, используя такие виды работы, как графический диктант,
дорисовывание симметричных контурных изображений предметов (как правой, так
и левой половины изображения), рисование по образцу с использованием
опорных точек
и др.
      Формирование пространственных ориентировок
проводится поэтапно на основе:
      — действий по подражанию взрослому (ребенок
действует с объектами, полностью копируя действия с предметами
и предоставляя отчет о проделанном);
      — действий по готовому образцу (самостоятельный
анализ ребенком образца (ситуации) с точки зрения пространственных соотношений
предметов и их частей с последующим выполнением задания; при этом
усложнение идет от повторения знакомых ситуаций, с которыми дети уже
встречались на предыдущих этапах работы, к идентичным незнакомым и далее
к созданию вариативных, новых ситуаций);
      — действий по инструкции взрослого,
которые организуются лишь тогда, когда ребенок приобрел собственный
практический опыт и закрепил его в слове в процессе планирования,
выполнения деятельности и предоставления отчета о сделанном;
      — самостоятельного планирования и моделирования
пространственных отношений различных предметов и объектов;
      — вербализации деятельности.
      Условием полноценного овладения ребенком
пространственными ориентировками является постепенное усложнение материала: от
заданий на ориентировку на собственном теле и в окружающем пространстве по
различным заданным параметрам; самостоятельного определения пространственных
отношений между объектами, моделирования их взаимоотношений до полного
словесного отчета о выполнении заданий с использованием терминов, обозначающих
пространственные отношения.

Дидактические
игры и упражнения
на развитие ориентировки в пространстве

      «Какая
рука?»

      На картинке нужно определить, в какой руке
девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит
девочка и т. д.
      «Покажи правильно»
      Педагог на кукле показывает разные части
тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога,
правая рука, левая щека и т. д.).
      «Незаконченные изображения»
      Детям предлагают карточки с недорисованными
изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки —
левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать,
используя пространственную терминологию.
      «Твой путь в школу»
      Ребенку предлагают рассказать, как он идет
в школу (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог
уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади
и др.
      «Автомобили»
      По сигналу педагога дети двигаются в
различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения
и скорость.
      Варианты:
      — каждый ребенок проводит свой автомобиль
до автостоянки, пользуясь схемой маршрута.
      «Выполни задание»
      Ребенку предлагают различные задания на
ориентировку в пространстве комнаты и на улице.
      Варианты:
      — определить местоположение отдельных
предметов мебели;
      — определить местоположение других детей
относительно себя;
      — определить местоположение других детей
относительно себя при повороте на 180 градусов;
      — определить местоположение предметов
относительно друг друга;
      — расположить предметы в пространстве по
инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).
      «Что дальше, что ближе к нам в комнате?»
      Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют
с помощью условных мерок (или метра) правильность ответа.
      «Назови самые высокие и самые
низкие предметы в комнате»

      Дети называют предметы, объясняя, где они
находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или
метра).
      «Что где находится?»
      Ребенку предлагается по картинке назвать
предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем
и т. д.
      «Откуда и чей голос?»
      Ребенку предлагают встать спиной к классу
и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от
него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.
      «Внимательно слушай и рисуй»
      Педагог называет геометрические фигуры с
указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной
инструкции.
      Например, вверху слева прямоугольник,
справа от него квадрат, в центре круг и т. д.
      Варианты:
      — разделить лист на четыре части путем
сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй
треугольник, в нижнем правом углу нарисуй…» И т. д.
      «Где что лежит?»
      Педагог располагает различные предметы на
столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку
ответить на вопросы, где какой предмет находится.
      Варианты:
      — предложить ребенку расположить предметы
по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом
объяснить свои действия;
      — по предложенной схеме с изображением
геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме
геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.
      «Фигуры высшего пилотажа»
      Педагог на фланелеграфе показывает моделью
самолета разные фигуры высшего пилотажа, меняя направление движения, а ученики
объясняют изменение маршрута, используя слова: вверх, вниз, направо, слева
направо и т. д.
      «Составление разрезных картинок» (предметных
и сюжетных по готовому образцу и без него)
      «Следопыт»
      По рисунку-схеме комнаты дети находят
спрятанную игрушку.
      Варианты:
      — дети по очереди сами прячут игрушку
и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится
игрушка;
      — по тем же правилам игра проводится на
улице, в парке, около школы.
      «Разведчики»
      По письменной инструкции дети находят
спрятанное в тайнике важное донесение.
      Пример инструкции:
      1. Встаньте у классной доски,
повернувшись к ней спиной.
      2. Сделайте 5 шагов вперед и 3
шага влево.
      3. Повернитесь налево.
      4. Внимательно осмотрите все, что
находится впереди на уровне ваших глаз.
      Что видите необычного? Ищите!
      «Самый внимательный»
      На доске лист ватмана с написанными на нем
рядами букв (6 рядов по 6 букв). Учащимся предлагают карточки с
заданиями: напиши в тетради все согласные буквы из второго горизонтального
ряда, напиши все гласные из третьего вертикального ряда и т. д.
      Графические диктанты.

Библиографическое описание:

Жуйкова, Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2408/ (дата обращения: 23.04.2023).

Проблемой
моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной
дидактической литературе распространено представление о моделировании
как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод
моделирование известно, очень давно.

В. А. Штофф
определяет модель как «средство отображения, воспроизведения
той или иной части действительности с целью ее более глубокого
познания от наблюдений и эксперимента к различным формам
теоретических обобщений» [1,
С.4].

В. В. Краевский
определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую
определенные стороны, связи, функции предмета исследования». То
есть, определение модели содержит четыре признака:

1) модель – мысленно
представленная или материально реализуемая система;

2) модель
отражает объект исследования;

3) модель
способна замещать объект;

4)
изучение модели дает новую информацию об объекте»
[2, С. 12]. Л. М.
Фридман отмечает, что «в науке модели используются для изучения
любых объектов (явлений, процессов), для решения самых разнообразных
научных задач и получения тем самым какой-то новой информации.
Поэтому модель определяется обычно как некий объект (система),
исследование которого служит средством для получения знаний о другом
объекте (оригинале).

Вопросы моделирования
рассмотрены в работах логико-философского плана с позиций
использования моделей для изучения тех или иных свойств оригинала,
или его преобразования, или замещения оригинала моделями в процессе
какой-либо деятельности (И.Б. Новиков, Н.А. Уемов, В.А. Штоф и др.).

С
психолого-дидактической точки зрения, под моделью понимают систему
объектов или знаков, воспроизводящую ряд существенных свойств
системы-оригинала на основе поэтапно организованной дедукции или
индукции, ведущей, возможно, к получению новой информации (П.Я.
Гальперин, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина и др.). Подчеркивается, что
наличие отношения гомоморфизма позволяет использовать модель в
качестве заместителя или представителя изучаемой учебной или
предметной области (С.И. Архангельский, В.В. Давыдов, Л.М. Фридман и
др.).

Математической моделью, с
формальной точки зрения, можно назвать любую совокупность элементов и
связывающих их операций (Л.Д. Кудрявцев, И.Б. Новик, Г.И. Рузавин,
В.А. Штоф и др.).

Поиск,
разработка и апробация материалов, оптимизирующих освоение ребенком
представлений о логико-математических зависимостях посредством
конструкторско-моделирующей деятельности, отличает педагогические
взгляды ряда хорошо известных педагогов прошлого и современности.
Речь идет о математических таблицах И.Г. Песталоцци, дарах Ф.
Фребеля, «золотых материалах» М. Монтессори, логических
блоках З. Дьенеша, палочках Х. Кюизенера, игровых материалах,
рассмотренных З.А. Михайловой, развивающих играх, разработанных и
адаптированных Б.П. Никитиным, кубиках и таблицах Н.А. Зайцева,
пособиях Н.В. Петкевич и других материалах.

Теоретико-множественный
анализ показывает, что большая часть из указанных материалов
представляет собой простейшие плоскостные и пространственные
математические абстракции – сенсорные эталоны формы или их
композиции, – характеристические свойства которых связаны с
разбиениями на части прямоугольника или прямоугольного
параллелепипеда, проведенные по определенным алгоритмам. Вовлечение
ребенка в открытие мира занимательной математики, скрываемого в
рассматриваемых материалах, происходит посредством авторских
дидактических игр, упражнений, попевок.

Указанная
педагогическая атрибутика визуализирует на итоговых моделях,
получаемых ребенком в результате анализа исходных схем: отношения
эквивалентности, порядка, взаимно однозначные соответствия между
единичными элементами материалов между собой или между элементами
материалов и внешним миром знакомых детям предметов. Таким образом,
речь идет о предметной области математического моделирования с
детьми. Эта область педагогического знания представляется актуальной
для обогащения действующих методик умственного воспитания,
математического развития ребенка в свете требований современных
программ для детского сада и преемственно связанных с ними программ
начальной школы. Применительно к возрастным особенностям детей 6-7
лет важно, что моделирование – это замещение одного объекта
(оригинала) другим (моделью) и фиксация и изучение свойств модели.
Замещение производится с целью упрощения, ускорения изучения свойств
оригинала. Оригинал и модель сходны по одним параметрам и различны по
другим.

Замещение одного объекта
другим правомерно, если интересующие исследователя характеристики
оригинала и модели определяются однотипными подмножествами параметров
и связаны одинаковыми зависимостями с этими параметрами.

Как
известно, для составления математических моделей можно использовать
широкий спектр математических средств – алгебраическое,
дифференциальное, интегральное исчисления, теорию множеств, теорию
алгоритмов и т.д. В предметной области математического моделирования
с детьми 6-7 лет речь идет о предматематическом словаре, задаваемом
теорией множеств, и схемах моделей, детализированных простейшими
математическими абстракциями. В рамках широко известных классификаций
В.А. Штофа, Л.М. Фридмана, речь идет о смешанных статических
знаково-образных материальных моделях; согласно трактовкам Л.А.
Венгера, Б.А. Глинского, – о сочетании
структурно-функциональных и иконических моделей. Наиболее приемлема
классификация по характеру моделей, в терминах которой речь идет о
предметном моделировании (модель воспроизводит геометрические
характеристики объекта), и знаковом моделировании (моделями служат
знаковые образования – схемы, чертежи, графы, буквы, цифры).
Визуализация логико-математических свойств и зависимостей в школьном
и дошкольном образовании опирается на разнообразные модели предметных
областей. Под моделированием, в данном случае, понимают обобщенное
интеллектуальное умение детей заменять реальные объекты и отношения
моделями в виде изображений образами, знаками, фишками-эквивалентами
(А.В. Белошистая, И.Г. Обойщикова, Л.Г. Петерсон, А.А. Столяр, Т.В.
Тарунтаева, Е.Е. Шулешко и др.).

Моделирование – это
метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий
нас объект, а его заместитель (модель), способный замещать его в
определенном объективном соответствии с познаваемым объектом и дающий
при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте.
Моделирование как метод обучения имеет подвижную структуру, которая
изменяется в зависимости от области использования данного метода, от
цели его применения.
Исследования подтверждают, что применение моделирования как метода
обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения.

В дошкольном обучении
применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых
воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь
частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в
которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Старшим
дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых
существенные признаки и связи выражены с помощью
предметов-заместителей, графических знаков.

Другим
примером может служить обучение детей умению ориентироваться в
пространстве при помощи плана. Дети старшего дошкольного возраста
легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его,
чтобы найти спрятанный в комнате предмет. А весь план – это и
есть наглядная модель: отдельные предметы обозначены на нем при
помощи заместителей (геометрических фигур), а взаимное расположение
этих заместителей на листе бумаги повторяет расположение предметов в
реальном пространстве. [3, С. 4 – 5].

Использование
наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка,
владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования
(использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков
и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные
модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают
взрослые, заранее «видеть» возможные результаты
собственных действий. А это и является показателем высокого уровня
развития умственных способностей.

Г.А.
Репина классифицирует технологии математического моделирования с
дошкольниками следующим образом:

1. Плоскостное
моделирование на базе разрезания прямоугольника.

Теоретико-множественный
смысл плоскостного моделирования целого из частей на базе разрезания
прямоугольника может заключаться в нахождении:

— целого заданной
инвариантной формы как объединения различных серий классов его
разбиения – игры типа «Сложи квадрат»;

— целого дискретно
меняющейся формы как объединения константных классов разбиения
заданной исходной формы – игры типа «Танграм».

2. Пространственное
моделирование на составление
объемных фигур из кубиков.

«Уголки»,
«Куб-хамелеон»
(Обе игры
разработаны Ю. А. Аленковым). Цель. Развитие у детей пространственных
представлений, образного мышления, способности комбинировать,
конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.

3.
Пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного
параллелепипеда.

«Кирпичики».
Имеется
прямоугольный параллелепипед заданного объема. Простейшими объемными
фигурами, на которые можно его разбить с целью получения материалов
для моделирования, являются куб и прямоугольный параллелепипед.

Этот
игровой материал – один из лучших для пространственного
математического моделирования с детьми. Он представляет собой частный
случай разбиения прямоугольного параллелепипеда с пропорциями 1: 2: 4
на 8 равных единичных параллелепипедов тех же пропорций.

4.
Пространственное
моделирование на базе материалов, допускающих непрерывные деформации
(
«Узелки»,
«Лист Мебиуса»).

Одним из
игровых материалов, допускающих непрерывные деформации, являются
«Узелки»,
которые представляют собой рамку, состоящую из двух частей:
закрепленные узелки-образцы и шнурочки для самостоятельного
моделирования и конструирования узелков.

Игровая задача «Узелков»
— моделирование аналога заданной фигуры – узелка – по
образцу или памяти. Игра не предполагает возможности действий по
расчлененным схемам, тем самым предусматривает активное включение
мыслительных аналитико-синтетических способностей ребенка.

«Лист
Мебиуса». Примером топологического свойства является
односторонность листа Мебиуса. В 1861 году немецкий математик Август
Фердинад Мебиус предложил простой способ создания односторонней
поверхности. Нужно взять узкую полоску бумаги, перекрутить на
полоборота один край, затем склеить края. Получился геометрическая
фигура – лист Мебиуса.

Движение по средней линии
поверхности фигуры из фиксированной точки приведет в исходную точку,
значит лист Мебиуса – односторонний. Если представить лист
Мебиуса сделанным из резины, то, как бы его не изгибали и не
растягивали, он останется односторонним, то есть односторонность
листа Мебиуса – топологическое свойство, оно сохраняется при
гомеоморфных отображениях.

5. Пространственное
моделирование на базе оригами.

Моделирование на материале
оригами – творческий процесс для педагога. Каждый раз
необходимо решать, каков будет игровой сюжет занятия, как вовлечь в
них детей, анализировать математический потенциал изделий, выбранных
для моделирования.

Важная особенность оригами,
способствовавшая его быстрому распространению – неограниченные
комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги.

Классическое оригами не
предусматривает использования разрезов и склеиваний при моделировании
изделий. Тем не менее, в работе с детьми, возможно, их минимальное
количество для изготовления интересных геометрических игрушек –
флексагонов – «гнущиеся многоугольники».

Флексагон – одна из
простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные
эталоны формы. При правильной сборке флексагон содержит скрытые
поверхности. В качестве видов флексагона можно назвать
гексагексафлексагон и тригексафлексагон.

Флексагоны
как средство математического моделирования имеют следующие
отличительные черты:

— экономичность: для
изготовления флексагонов нужны бумага, клей, ножницы и эталоны форм;

— доступность: при
минимальной помощи взрослого ребенок не только находит скрытые
поверхности флексагона, но и моделирует по готовой развертке, при
этом игровая и поисковая задачи доминируют, а усвоение и закрепление
программных умений и навыков по элементарной математике становятся
смотивированными и активными;

— многоплановый
развивающий характер: флексагоны способствуют развитию мелкой
моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения,
при специально продуманной раскраске активизируют формирование
представлений по всем разделам математики для дошкольников. [4].

Под
математическим моделированием с детьми 6-7 лет мы понимаем
организацию педагогом эвристически ориентированного процесса создания
ребенком моделей посредством простейших плоскостных и
пространственных математических абстракций (геометрических фигур и
схем). Модели задаются словесным описанием, черно-белой или цветной
схемой; схемы могут быть расчлененными (с изображением всех составных
частей модели), частично расчлененными (с изображением нескольких
составных частей модели) или нерасчлененными (контурными). Созданные
модели анализируются с логико-математической точки зрения на
доступном детям вербальном уровне, варьируются на творческом уровне.
В результате, при учете определенных принципов организации процесса
математического моделирования, может произойти активное развитие
представлений ребенка о логических операциях и развитие
пространственных представлений.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Развитие
    способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А.
    Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. — № 9. – С. 4

  2. Краевский
    В. В. Общие основы педагогики. / В. В. Краевский. – М.:
    Академия, 2003. – С.12

  3. Венгер
    Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному
    моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. –
    1982. — № 9. – С. 4-5

  4. Михайлова 3. А. Игровые
    занимательные задачи для дошкольников.
    / З. А. Михайлова. – М.:
    Просвещение, 1985.
    – 104 с.

Основные термины (генерируются автоматически): модель, математическое моделирование, прямоугольный параллелепипед, моделирование, пространственное моделирование, ребенок, метод обучения, предметная область, сенсорный эталон формы, топологическое свойство.

Конспект занятия по развитию моторики и сенсорных процессов
в 4 классе.

Тема: Моделирование расположения предметов в пространстве.

Цель: развитие пространственного восприятия.
Задачи:
-Обучение моделированию расположения предметов на плоскости;

— Обучение вербализации пространственных отношений;
— Коррекция и развитие пространственной ориентировки, устной речи, активного словаря;
— Воспитание положительного отношения к занятиям.
                                                                 Ход занятия
Вводная часть.
Приветствие.
1. Упражнение-настрой на занятие «Кулак, ребро, ладонь».

Положить на стол кулак, затем ребро ладони, ладонь. Упражнение выполняется в различном темпе, одной и двумя руками.

Графическое задание.
2. Графический диктант (Детям даётся задание по клеточкам начертить разные изображения предметов).

Основная часть.
3. Упражнение «Кто, где находится?»

Детям по очереди закрывают глаза. Другие ребята расставляются в разных уголках класса. Зовут того, у кого закрыты глаза. Ребёнок должен сказать, кто его зовёт и где он находится.
4. Упражнение «Внимательно слушай и рисуй»

Перед каждым ребенком чистый лист бумаги. Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места расположения на листе. Например, в верхнем левом углу нарисовать прямоугольник, справа от него — квадрат, в центре листа  – круг, в нижнем правом углу нарисовать треугольник, в нижнем левом углу – круг, в верхнем правом углу – квадрат, слева от него поставить крестик, ниже крестика написать заглавную букву А. Давайте сверимся!

5. Игра «Следопыты».

Детям предлагается найти в комнате (классе) спрятанную игрушку, используя для этого слова-помощники: близко, далеко, совсем близко.

6. Игра «Море волнуется»

Дети занимают всю территорию класса, под слова ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три! Морская фигура на месте замри!», занимают причудливые формы. Задача ведущего, по принятым обучающимися позам, отгадать задуманные действия фигур.
Заключительная часть.

  1. Упражнение на расслабление и снятие напряжения «Дерево».

    Дети под музыку вместе с педагогом показывают в движениях, как растет дерево.
Прощание.

Просмотр содержимого документа

«Тема занятия: Моделирование расположения предметов в пространстве.»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Луна 240 руководство
  • Полибром концентрат инструкция по применению в ветеринарии для птицы
  • Велсон инструкция по применению цена в москве
  • Скачать должностная инструкция бухгалтера по первичной документации
  • Кавинтон инструкция по применению уколы для кошек