Морозовская проективные карты в работе психолога полное руководство

  • Главная
  • Интернет-магазин

  • Проективные карты в работе психолога: полное руководство
  • Проективные карты в работе психолога: полное руководство

Проективные карты в работе психолога: полное руководство

Год издания: 2013
Издательство: Институт Проективных Карт
Тип обложки:

Мягкая

Размер: 0x0 x0 мм
Вес: 190 г
Количество страниц: 128

280 P

  • Описание

Проективные (метафорические ассоциативные) карты — это настоящее чудо, сказка в коробочке, которую вы можете подержать в руках и ощутить на себе ее волшебство. Это ненаписанная книга, которая никогда не заканчивается, всякий раз рассказывает разные истории, которую можно бесконечное количество раз заново создавать в компании близких людей или наедине с собой. Помимо этого, проективные карты — новаторский и чрезвычайно эффективный инструмент практической психологии и психотерапии, также успешно применяемый в работе ведущих тренингов, коучей и преподавателей. Эта книга — первое руководство по применению проективных карт трех издательств, вышедшее в СНГ.

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Ева Морозовская
Мир проективных карт. Обзор колод, упражнения, тренинги

© Издательство «Генезис», 2014

* * *

От издательства

Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов, для которых карты – почти универсальный рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают разобраться в себе, узнать что-то новое и неожиданное. Появляются все новые колоды метафорических карт, однако книг, посвященных работе с ними, по-прежнему очень мало.

В 2013 году издательство выпустило в свет книгу Г. Кац и Е. Мухаматулиной «Метафорические карты. Руководство для психологов», она вызвала огромный интерес. Именно поэтому мы решили предложить нашим читателям еще одну книгу на эту тему. Автор книги – Ева Морозовская, руководитель Института Проективных Карт (Украина) – уже много лет использует карты в психологической работе и прекрасно ориентируется в мире карт и методах работы с ними. Она щедро делится с читателями своими знаниями, дает обзор наиболее популярных колод, представляет техники индивидуальной и групповой работы, тематические тренинги, приводит конкретные случаи из практики консультирования.

Ранее материалы, собранные в этой книге, публиковались в Одессе (Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство. – Одесса: Институт Проективных Карт, 2012. Морозовская Е. Готовые программы тренингов с использованием проективных карт. – Одесса: Институт Проективных Карт, 2013).

Предисловие

Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими, появились как самостоятельный жанр в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии и в таком качестве начали победное шествие по планете. За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них.

Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН».

Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской, чьему перу принадлежит данная книга.

Книга расскажет вам о различных колодах проективных карт, основных принципах работы с проективными картами, способах применения карт при различных запросах в консультировании, психотерапии, коучинге и тренинге.

Желаем вам увлекательного путешествия в мир проективных карт и надеемся, что в вашем лице проективные карты приобретут еще одного верного поклонника.

Проективные карты. Новый инструмент практического психолога

«О!» – так называется самая первая колода проективных карт, увидевшая свет. Всякий, кто ощутил на себе мощь ее воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения! Именно это помогло авторам выбрать название для нового инструмента практической психологии, впоследствии ставшего самостоятельным жанром под названием «проективные карты».

Что такое проективные карты?

На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле это инструмент арт-терапии, применяемый психологами различных терапевтических школ в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого возраста, любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Этот инструмент используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

Какими они бывают?

Карты могут содержать только изображение либо изображение с надписью – словом или фразой. Иногда надпись располагается на лицевой стороне карт, иногда на оборотной. Часто колода содержит два набора карт: один с картинками, другой с надписями. Надпись без изображения – совсем редкий вариант, но есть и такие.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, предметы, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Проективные карты создает психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: «Дуэт» Ицика Шмулевича[1]1

  Ицик Шмулевич не только автор, но и издатель проективных карт (издательство «Мир карт Ицика»).

[Закрыть]

предназначен для работы с парами, «Аниби» – для работы с детьми и с внутренним ребенком, «Ключевая фигура» Тамар Стон и «В ритме сердца» д-ра Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, карты «Самокоучинг» Инбаль Айзенберг и «Points of You», «Картинка, слово и вопрос» Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга, и т. д.

Первые в СНГ колоды проективных карт выпущены в Украине Институтом Проективных Карт (Institute of Metaphoric Associative Cards). Это – карты для работы с детьми и подростками «Ёжкины сказки» и портретные карты «Семейный альбом», коучинговые колоды «42», «Герои и Злодеи», «Быть. Действовать. Обладать» и «Be. Do. Have», карты «Хасидская мудрость», «Темная сторона», «Маленькие радости», «Жизнь как чудо».

Методологически проективные карты относятся к экспрессивной терапии, как подклассу креативной терапии, в свою очередь являющейся классом арт-терапии.

Проективные карты как инструмент проективной психодиагностики

Прообразом проективных карт в сфере психодиагностики можно считать тест Роршаха, тест Сонди и ТАТ. Мы можем применять большинство колод в качестве наборов стимульного материала для проек тивной диагностики, используя известные нам из Тематического апперцептивного теста и его многочисленных вариаций принципы. Для проведения теста следует отобрать несколько карт, тематика изображений которых схожа с изучаемой темой. Карты предлагаются клиенту по одной с просьбой составить по карте рассказ, включающий в себя ответы на следующие вопросы:

– Кто они – действующие лица, изображенные на картинке?

– Что происходит?

– Что привело к этой ситуации, что было прежде?

– Что будет дальше, чем все закончится?

– Что чувствуют действующие лица?

– О чем думают действующие лица?

Напомним базовые допущения, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что, завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, клиент проявляет свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие допущения связаны с определением диагностически информативных фрагментов сочиненной по карте истории.

• При сочинении историй и сказок работает феномен идентификации: рассказчик подсознательно идентифицирует себя с героем. При этом желания, конфликты, мотивы и ценности героя могут отражать желания, конфликты, мотивы и ценности рассказчика.

• Желания, конфликты, мотивы героя могут присутствовать в символическом виде.

• Не все истории обладают одинаковой диагностической ценностью: в одних содержится много важного диагностического материала, в других он может почти отсутствовать.

• Темы, явно не вытекающие из стимульного материала, обычно обладают большей диагностической значимостью, чем очевидно связанные с ним.

• Если какая-то тема повторяется снова и снова, проходит «красной нитью», она скорее всего отражает конфликты и импульсы рассказчика.

• Рассказы могут отражать как устойчивые диспозиции и конфликты, так и текущие, связанные с актуальной ситуацией.

• В рассказах могут быть представлены темы и сюжеты, отражающие происшедшее не с рассказчиком, а с кем-то другим, либо известные ему из литературы или кино. Однако сам выбор такого развития сюжета позволяет нам сделать вывод об актуальности данной темы для рассказчика.

• Вместе с личными установками и ценностями в рассказах часто обнаруживаются социальные установки и ценности.

• Диспозиции и конфликты, которые мы обнаружим в рассказе, могут быть не осознаны рассказчиком и не проявляться в его поведении.

Проективные карты как коррекционный инструмент

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова. Если в колоде есть карты двух видов: только с изображениями и только со словами, интерпретируется случайное столкновение двух карт как дополняющих друг друга и освещающих одну и ту же тему с разных сторон.

Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию человеческого мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Как получить ответы на свои вопросы при помощи проективных карт?

Для начала клиент выбирает вопрос, который его волнует, тему, в отношении которой хотелось бы обрести ясность (назовем ее проблемой, чтобы отличать от вопросительных сентенций, о которых далее пойдет речь). Для поиска решения проблемы клиенту будут задаваться вопросы в соответствии со схемой выбранной техники. Для поиска ответа на каждый вопрос и продвижения с этапа на этап вытаскивается одна или несколько карт. Есть два способа вытаскивать карту: «вслепую» – карты лежат кверху рубашкой, и «в открытую» – карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это «сознательное» мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить еще несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному, инициировав трансдеривационный поиск ответа на свой вопрос. Нет правильного или неправильного способа вытаскивать карты, отличие же заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности перед лицом незнакомого. Выбор же вслепую – это всегда вызов творческим способностям, и именно этот способ вытаскивания карт порождает подлинно ошеломляющие открытия.

Рассмотрим выбранную карту лучше.

• Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова ее точка зрения на проблему?

• Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? В какой области вашей жизни происходит это взаимодействие? Если на картинке присутствует животное, кого или что (черту характера, стиль поведения и т. д.) оно символизирует?

• Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведет? Что происходит за границами видимого на картинке?

• Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? С каким состоянием души ассоциируются эти предметы и вещи?

• Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

Следующим упражнением с выпавшей картой будет «изменение масштаба». Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг нее цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Если на карте есть слова, они могут ассоциироваться с темой несколькими способами: либо напрямую (например, когда при изучении темы развода выпадает слово «конфликт», связь видится прямой и буквальной), либо косвенно (например, когда при изучении той же темы выпадает карта со словом «достаток», встречаются интерпретации как по типу «причина развода – отсутствие достатка в семье», так и по типу «с меня достаточно»), либо по антониму (например, выпадает карта «общность», «общение», «близость» – это как раз то, чего не хватает партнерам в распадающемся браке, это неудовлетворенные потребности, и недостаток этого в браке может как раз указывать на причины, приведшие к ситуации развода).

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Достоинства проективных карт как инструмента практической работы психолога

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся: – чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

– создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

– возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

– развитие творческих способностей;

– стимулирование развития мышления, навыков кооперации и ведения дискуссий (в групповой работе);

– легкость освоения методики психологом – не требуется длительное обучение, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

– гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации, широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества;

– привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции. Особое влияние оказывает то, что работа с проективными картами проходит в форме игры – взрослым людям редко выпадает случай поиграть, и для них очень привлекательна такая возможность.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт

Этап 1. «Привет!» Знакомимся с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог вытаскивает карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Научив таким образом клиента формулировать проекции, психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты. Для закрепления этого этапа можно повторить процедуру, проиллюстрировав картой ситуацию данной консультационной встречи и попросив клиента сделать то же самое.

Этап 2. «В чем проблема?» Просим клиента в открытую выбрать 1–3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он ее видит, и прокомментировать свой выбор.

Этап 3. «Чего вы хотите добиться?» Просим выбрать 1–3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающим желаемый исход. «Мостик» можно выстраивать, подбирая карты как в открытую, так и вслепую. Желательно интерпретировать каждую карту, составляющую «мостик», однако иногда можно обойтись и без интерпретации, бывает достаточно решения проблемы на символическом уровне.

Этап 4. «Что еще можно сделать по этому поводу?» Просим клиента вслепую вытянуть 3–5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы. Возможно, это что-то, что раньше никогда не приходило ему в голову, или что-то, на что он прежде не обращал внимания. Дайте клиенту достаточно времени для осмысления вытащенных карт.

Этап 5. «Будете ли вы делать это?» Просим вслепую вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы. После осмысления этих карт просим вытащить еще две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим вытащить еще одну карту – возможно, из портретных колод «Семейный альбом», «Миби», «Персона» или из колоды «Ёжкины сказки», составленной из портретов разных сказочных существ – она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

Проективные карты в педагогике

Использование карт на уроках вносит разнообразие в процесс обучения. Можно попросить учеников вытащить карты из колоды – этот прием можно использовать для выбора темы следующего урока, тем для самостоятельной работы и домашних заданий. В массовой школе карты применяют на занятиях, относящихся в большей степени к искусствам, чем наукам: уроках музыки, литературы, иностранного языка, рисования. Учащиеся сочиняют стихи, истории и сказки, индивидуально или в маленьких группах, придумывают новые поговорки, составляют описания карты на изучаемом иностранном языке и при этом выучивают новые для себя слова. Рисуют картины и лепят фигурки, связанные с картой, которая им досталась. Делают театральные постановки по придуманному ими рассказу вокруг одной или нескольких карт. Слушают, обсуждают музыкальные произведения, ассоциирующиеся с выбранными картами. Сочиняют мелодии, которые могли бы напевать герои, изображенные на карте. Вариантов использования проективных карт в учебном процессе много, выбор (или изобретение) способа зависит от конкретных задач, от предпочтений ведущего и от специфики класса.

Проективные карты в коучинге

Проективные карты применяются на всех этапах коучинга. Они используются для диагностики уровня удовлетворенности клиента жизнью, жизненного баланса и гармонии, самореализации, выявления ценностей, видения, постановки целей в соответствии с ценностями клиента и его жизненным планом, помощи клиенту в преодолении «внутреннего саботажа» («укрощения Гремлинов» в лексике практиков коактивного коучинга), для усиления мотивации, улучшения умения опираться на себя, развития волевых качеств. Кроме того, при помощи карт осуществляется коррекция эмоциональных состояний, мешающих самореализации клиента, поиск успешных стратегий действия, нахождение выхода из сложных и неоднозначных ситуаций, встречающихся в процессе развития и изменения.

Проективные карты в тренинге

Вы можете включать упражнения с проективными картами во все структурные элементы социально-психологического или бизнес-тренинга: их можно проводить на этапе знакомства, в качестве «ледоколов», для выработки и иллюстраций правил группы, выявления ожиданий участников, их представления о себе, статусе и роли в группе, для обучающих игр, демонстраций, мозгового штурма, поиска креативных решений, сбора обратной связи и завершения тренинга. В социально-психологическом тренинге можно использовать ряд упражнений с портретными или повествовательными колодами («Ёжкины сказки», «42», «Хасидская мудрость») для развития навыков, относящихся к эмоциональному интеллекту.

В групповой работе следует придерживаться определенного этикета. На игры с картами распространяются все обычные правила группы, например – говорить по одному, не перебивать рассказчика. Кроме того, есть еще пара правил:

• «Хозяин карты – хозяин рассказа». Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и, упаси Боже, не оспаривают слова хозяина карты. • «Истина в глазах смотрящего». Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.

Описание книги

Проективные (метафорические ассоциативные) карты — это настоящее чудо, сказка в коробочке, которую вы можете подержать в руках и ощутить на себе ее волшебство. Это ненаписанная книга, которая никогда не заканчивается, всякий раз рассказывает разные истории, которую можно бесконечное количество раз заново создавать в компании близких людей или наедине с собой. Помимо этого, проективные карты — новаторский и чрезвычайно эффективный инструмент практической психологии и психотерапии, также успешно п…

Проективные (метафорические ассоциативные) карты — это настоящее чудо, сказка в коробочке, которую вы можете подержать в руках и ощутить на себе ее волшебство. Это ненаписанная книга, которая никогда не заканчивается, всякий раз рассказывает разные истории, которую можно бесконечное количество раз заново создавать в компании близких людей или наедине с собой. Помимо этого, проективные карты — новаторский и чрезвычайно эффективный инструмент практической психологии и психотерапии, также успешно применяемый в работе ведущих тренингов, коучей и преподавателей. Эта книга — первое руководство по применению проективных карт, вышедшее в СНГ. Книга «Проективные карты в работе психолога: полное руководство» автора Ева Морозовская оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

Ева Морозовская: психолог во втором поколении, коуч, писатель, мастер-тренер. Член Украинского Союза Психотерапевтов, Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Тель-Авивского клуба литераторов, Союза Писателей Израиля. Создательница 20-30 (о том, почему такой разброс цифр, читайте в интервью чуть позже) колод ассоциативных карт, представитель израильской школы терапевтических карт в Украине. Автор более чем сотни опубликованных статей по психологии, а также нескольких сборников рассказов, книг «Житейская психология», «Психологический практикум для будущих мам», «Быть. Действовать. Обладать. Коучинг: книга для вашего развития при помощи инсайтов» (в соавторстве), «Проективные карты в работе психолога: полное руководство», «Готовые программы тренингов с использованием проективных карт», «Мир проективных карт», сборника «Визит в Зазеркалье». Выпускница трех университетов: Одесский Национальный Университет (1999), Московский Психологический Университет (2003), Тель-Авивский Университет (2008).

Ева Морозовская автор МАК «Быть.Действовать.Обладать.», МАК «В контакте», МАК «Греческие мифы», МАК «Давным-давно», МАК «Дома и мосты», МАК «Жизнь как чудо»(без надписей), МАК «Ёжкины сказки», МАК «Маски», МАК «Семейный альбом», МАК «Семейная история», МАК «Сны о будущем», МАК «Темная сторона», МАК «Травма», МАК «Фейсбук», МАК «Хасидская мудрость».

Блиц-интервью, которое Ева дала специально для нашего проекта:

1. Расскажите о себе через метафору

Первая метафора, которая пришла мне в голову, раскрывает меня с личной стороны, а не с профессиональной. В 11 лет я пришла в экологически-туристический клуб, где у всех детей были прозвища, «лесные имена» — в основном, животные, хотя были там и Листик, и Кораблик. Эти животные стали нашими своеобразными тотемами. Моих друзей звали (самое интересное, что и до сих пор зовут) Аист, Волк, Еж, Черепаха, руководительницу Рысь. Я там стала Кошкой. И вот это тотемное животное, эта метафора, сопровождает меня всю жизнь с тех пор. Кошка животное небольшое, но отважное. Очень любит играть, всю жизнь, до старости. В одних ситуациях ласковее зверя не найдешь, в других ситуациях может быть агрессивной, например, если покушаться на ее территорию или детей. Ради своих детей способна на подвиги. Часто кошка принимает и чужих детей, иногда даже детенышей другого вида выкармливает и выращивает. Много спит. Охотится, добытчик по натуре. Домашняя кошка очень эмпатична, сочувствует людям и другим животным, лечит собой.
Выходит, все сказанное здесь о кошке — на самом деле, обо мне.

2. Как и когда Вы познакомились с МАК?

Я познакомилась с ассоциативными картами в 2007 году, когда изучала коучинг в Тель-Авивском университете. Первой колодой, которую я встретила, были Points of You. Эта колода оставила у меня двоякое впечатление: с одной стороны, гениальный инструмент для работы, структурная часть которой дала мне образец и задала высокий стандарт в создании первой собственной колоды. С другой стороны, мне жутко не понравились картинки, отобранные для этой колоды и сразу же возникло ощущение: «Я могу сделать это лучше». И вскоре я начала работать над своей первой колодой, «Быть. Действовать. Обладать.», взяв в качестве примера именно структуру, где к собственно изображениям каждой карты также добавлены слова и книга с историями. Буквально сразу после первой встречи с картами на примере израильской колоды Points of You, я познакомилась с немецкими колодами, их принесли ко мне на работу специалисты, которые проводили нам групповую динамику. Поскольку я уже была «разбалована» картами со словами, то оценила карты без слов, как менее богатые возможностями работы. Так что большинство своих карт я выпустила со словами. Опять же, поскольку в момент знакомства с ассоциативными картами я жила в Израиле, то большинство вскоре увиденных колод были израильскими, а израильские авторы чаще всего выпускают колоды со словами. Это, к сожалению, мешает появлению большинства израильских колод в профессиональном инструментарии русскоговорящих психологов, поскольку выпуск специального тиража карт с переводом слов на русский требует больших вложений. А ведь в Израиле столько прекрасных авторов и колод, неизвестных пока в СНГ!

3. Кто были Вашими учителями в МАК?

Я училась работать с картами, помимо преподавателей Тель-Авивского университета, у доктора Любови Мошинской, доктора Офры Аялон, автора популярных в России колод Ицика Шмулевича, и, конечно, у самого основателя направления — Морица Эгетмайера.

4. Вы, наверное, один из первых авторов МАК на постсоветском пространстве. Что Вас вдохновило на создание своих колод?  Есть ли у Вас какая то интересная история связанная с созданием колоды?

Я не один из первых авторов, я точно первый автор авторских карт в СНГ. Моя колода «Быть. Действовать. Обладать.» вышла в 2009 году в Одессе. Как я уже упоминала, ощущение одновременно, что колода, которую я держу в руках — это гениальный инструмент и одновременно, недовольство исполнением. В нашем детском туристическом клубе был ряд правил, например, «Критикуя — предлагай». Иначе говоря, не нравится — сделай лучше. Я этим принципом и руководствуюсь. Если чувствую, что могу лучше — стараюсь сделать. Но моя колода «Быть. Действовать. Обладать.» ни в коем случае не является попыткой сделать то же самое, что и «Points of You». Я сделала совершенно другую коучинговую колоду. Впрочем, моя колода прекрасно работает во всех направлениях психологии, поскольку человеческие ценности — это основа, и столкновения с этой основой, видимо, не избежать ни в каком направлении психотерапии, поскольку ценности отвечают на вопрос «Зачем?», а жизнь подтверждает правоту Ницше, сказавшего: «Если есть зачем жить, можно вынести любое «как».
Собственно говоря, я часто сравниваю карты с книгами. Вот, скажем, прочитала я прекрасную книгу и захотела написать свою. Потому что мне тоже есть, что сказать людям, и я хочу это сказать. Так и с колодой. Я увидела отличную форму — колоду — для заливки внутрь интересовавшего меня и окружающих содержимого — вопроса работы с ценностями. Дальнейшие свои колоды я создавала уже для реализации той или иной профессиональной потребности. Колоды «Фейсбук» и «Семейный альбом» появились аналогично первой колоде — для работы с отношениями и конфликтами все применяли «Персону» и «Персониту», некоторые расширяли свой ассортимент за счет голов из «Миби». Но в «Миби» мне не хватало счастливых, ресурсных, благополучных лиц, а в «Персоне» и «Персоните» мне не нравится изобразительный стиль художника, мне не близки эти изображения. Я создала две колоды лиц, которые приятны и близки мне самой — как с изобразительной точки зрения, так даже и с фактической, поскольку в колоду «Семейный Альбом» действительно вошли портреты близких и дорогих мне людей, и некоторых людей, которые оказали значительное влияние на моих родителей, а, значит, на жизнь моей семьи. Те, кого Воннегут называл бы моим «корассом», и те, кто вошел в мою семейную систему, согласно идеям Хеллингера, как оказавшие значительное благодеяние моим предкам. Затем появилась колода «Маленькие Радости». Она возникла, когда я работала в детской онкогематологии. Мы с моим маленьким подопечным стояли у окна и смотрели на цветущие тюльпаны. И я тогда подумала, какая жалость, что он не может выйти наружу, понюхать их. Но ведь мы можем наслаждаться их видом. Человеку свойственно (и даже тот же Ницше об этом писал) зацикливаться на переживаниях о том, чего у него нет, а не концентрироваться на том, что есть. Я захотела создать набор карточек, который обращал бы человека к тем совсем маленьким удовольствиям, которые в повседневной жизни мы склонны просто не замечать, не уделять им внимания, и, как следствие, не получать ресурса для повышения качества жизни и для противостояния большим жизненным проблемам. Казалось бы, несоизмеримые вещи: огромный, всепоглощающий РАК и какие-то там жалкие тюльпаны. Как можно радоваться тюльпанам, когда у тебя рак. А смысл как раз в том, чтобы жить с раком. Если получится — выжить. Если не получится, то жить столько, сколько отведено, радуясь этим самым тюльпанам, и звездам на небе по ночам, и вкусу банана в тот день, когда можешь съесть банан, и смешным видео вроде «Ворона катается на крышке» в смартфоне. Сначала я записывала идеи о том, какие радости доступны человеку, которому почти ничего нельзя, который тяжело болен и заперт в больнице. Потом я добавила какие-то карточки с более широкими возможностями, ведь колода не конкретно для онкобольных детей, а для всех (дальше я стала думать о взрослых в депрессии). Так в колоде появились карточки вроде «Вести машину на большой скорости» или «Услышать смех своего ребенка» — ведь и правда, не все водят машину и не у всех есть дети. Но и тюльпаны за окном есть тоже не всегда и не у всех. Так что набор радостей у каждого свой, доступность их разная, есть карточки с действиями, доступными всем, а есть какие-то более уникальные. И, конечно, мы не забываем, что у карточек со словами есть и обратная сторона, картинки :)))
Был у меня мальчик восьми лет. После очень тяжелой операции перестал интересоваться чем-либо, прекратил разговаривать, прекратил есть. В терминах Хеллингера это называется «движение в смерть», а в народе про таких говорят «не жилец» или «сдался, прекратил бороться». Я к нему пришла со своими «Маленькими Радостями» и мне удалось его разговорить. Я дала ему колоду в руки и попросила выбрать картинку, которая нравится ему больше всего. Он выбрал картину с попугаями. Я пыталась раскрутить его на ассоциации, на рассказ по картинке, на историю, на перенос… ничего особенного, понятного, как часто бывает в других работах, не добилась. Но эта картинка оказалась для него большим ресурсом. Я распечатала ему эту картинку на листе А4 и приклеила над кроватью. Вскоре мальчик начал есть, начал понемногу разговаривать не только со мной, «повернулся из движения в Смерть в сторону Жизни». Вытащили мальчика. И, представьте себе, картинка с попугаями сыграла в этой истории не последнюю роль.
Потом мы с художником Евгеним Ларионовым создали колоды для работы с детьми и подростками — «Ёжкины Сказки» и «Темная Сторона». Здесь, опять-таки, сыграл свою определяющую роль неповторимый художественный стиль Ларионова (он, кстати, тот самый Ёж из клуба, вот потому-то и сказки Ёжкины). Нынешним детям и подросткам очень нравятся мультяшно-комиксовые герои Ёжкиных Сказок и их яркие цвета. И насколько смешные и позитивные многие картинки Ёжкиных Сказок, настолько же убийственно-болезненные картинки «Тёмной Стороны». Эта колода про травмы и кризисы, в особенности — подросткового возраста. Там много карт про отвержение значимым окружением, а для подросткового возраста это одна из центральных тем.
Дальше колоды продолжали рождаться по мере потребности или по запросу. Например, «А что еще у вас есть для работы с детьми?» — детским психологам, в особенности школьным, не хватало инструментария, и я создала колоду на основе сказок своего детства, такая мешанина русских, украинских, европейских и восточных сказок. Тут у нас в одной колоде одновременно и сапоги-скороходы, и ковер-самолет. Я думаю, и сейчас родители продолжают читать эти же сказки своим детям, так что и у детей образы этой колоды будут вызывать знакомые отклики, несмотря на то, что дети сейчас вырастают скорее на мультиках, чем на сказках. Впрочем, и новые мультики продолжают рисовать в духе старых сказок, так что наши сказочные герои и волшебные животные никогда не устареют.
Или вот колода «Травма» — при ее создании я сконцентрировалась на теме трансгенерационной передаче психологической травмы. В отличие от колоды «Соре», где травматические события преднамеренно показаны только через метафоры, у меня эта колода не метафорическая, а ассоциативная, где травматические события четко узнаваемы. Во-первых, я встречала клиентов, которые предпочитают четкие образы, у них мышление заточено под ясность, а где ясности не хватает — они теряются. Во-вторых, конкретные изображения помогают нам находить травмы, имевшие место в предыдущих поколениях, вспоминать и узнавать такие события. А сейчас работа с трансгенерационной травмой становится все более востребованной, поскольку наше поколение разбирается с психологическим наследством, полученным от предков, прошедших первую мировую, революцию, раскулачивание, репрессии, Голодомор, вторую мировую и так далее.
Про колоду «Сны о будущем» еще хочется рассказать историю. В 2009 году я побывала в Бресте на художественной выставке. Там были работы Ольги Данилюк и они были божественно прекрасны. Я тогда работала над книгой «Психологический практикум для будущих мам» и одна из работ Ольги прямо просилась на обложку этой книги. Но тогда я не осмелилась с ней связаться. У меня было ощущение, что я малоизвестный писатель, а она знаменитый художник, я побоялась, что вовек не расплачусь за такую работу — ну как, не знаю, вздумалось бы мне Ван Гога купить для книги, где я, и где Ван Гог. В общем, я тогда даже не попробовала. Прошло шесть лет, и я все еще помнила имя и фамилию этой чудесной художницы и ее лучащиеся волшебством работы. И тогда у меня возникла идея колоды о ресурсах женственности. Теперь я уже чувствовала себя весьма знаменитым психологом и совершенно не боялась разыскать Ольгу и предложить ей свою идею. Ольга ничего прежде не слышала об ассоциативных картах, согласилась попробовать, и в результате появилась колода «Сны о будущем». Мне нравится эта история несколькими моментами. Во-первых, хорошо ждать и дождаться. Во-вторых, я люблю приверженность идее или намерениям. Вот запала мне в душу художница, незнакомый человек из чужой страны — а я все равно через шесть лет ее нашла. Это почти так же трогательно, как истории про любовь — когда люди потеряли друг друга из виду на годы, а потом появился мужчина и сделал предложение… от которого дама, конечно же, не отказалась. В-третьих, это про веру в себя. Иногда нам нужны какие-то достижения, чтобы верить в свою значимость, в то, что тебе не откажут. Но в действительности это больше иллюзии. На самом деле, совсем не обязательно быть знаменитым писателем или психологом, чтобы проявить инициативу, предложить кому-то свой проект и получить согласие. А еще, я сама себе возражу еще одним простым убеждением, что все происходит вовремя, и в наилучшем виде. Может быть, если бы я завершила тогда гештальт насчет сотрудничества с Ольгой, то вышла бы книга с ее иллюстрациями и до колоды потом дело бы не дошло. А так, у нас есть и книга с другими иллюстрациями, где иллюстрации не особо важны, и колода, где картины как раз самое важное.

5. Сколько у Вас сейчас авторских колод? Есть ли среди них особо любимая?

Про количество колод — казалось бы, нет ничего проще ответа. Количество — это же число, оно конкретное. Но в действительности, оказывается, что число все же не конкретное. Это из-за того, что я делала переиздания колод. Например, когда-то колода «Be Do Have» выпускалась с отдельными карточками со словами, а теперь слова наносятся на оборот. Считать за две или за одну? Тот же самый вопрос с бессловесными версиями моих карт. Вот, например, «Мифы Древней Греции» — с текстами на оборотах, а «Greek Myths» без текстов. Или колода «42» — колоду разработала моя коллега Ольга Черненькая, а я написала инструкцию. Считать ли ее своей колодой? Или колоды «Дома» и «Мосты», которые я объединила в колоду «Дома и Мосты», которая прекрасно работает как в отдельных версиях, но еще лучше работает именно благодаря общей метафоре отношений, что люди — это дома, а мосты — это связи между ними. Вот как считать — это три колоды или одна?
В общем, у меня около 20 колод. Если считать все колоды, которые есть в разных изданиях, получится около 30.
Насчет особо любимой колоды — ответ тот же, какой на вопрос о самом любимом рассказе. Когда я писала рассказы, любимым всегда был последний написанный. Так и с картами — любимое детище последнее, потому что эмоции самые свежие от работы над ним. Выделю трех любимцев. Последняя колода — «Давным-давно», изумительно красивые сказки, такие аппетитные картинки, что прямо скушать хочется. Первая колода — «Быть. Действовать. Обладать.», наш бессменный бестселлер и лидер по разнообразию сфер применения. А если отринуть вот это вот «первая, последняя», то моя любимая колода — «Семейная история». Видимо потому, что в последние годы вся моя работа и с детьми, и со взрослыми, приходит к вопросам родительской семьи и семейной системы.

Маковый обзор колоды МАК «Быть.Действовать.Обладать.»  Евы Морозовской

Коучинговая игра «БЫТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ОБЛАДАТЬ» является частью обширного семейства метафорических ассоциативных карт, которые широко используются в работе коучей, психотерапевтов, психологов-консультантов, педагогов и воспитателей, социальных работников, сотрудниками отделов кадров крупных предприятий и ведущими тренингов любых направлений. Метафорические ассоциативные карты применяются для стимуляции личностного роста, повышения социальной и ситуативной адаптации, решения индивидуальных и межличностных проблем, медиации и разрешения семейных конфликтов, сплочения профессиональных коллективов и многих других целей.

***
Особенность этой игры в том, что она и интересна, и познавательна, и полезна. Она может применяться для самокоучинга, индивидуального и группового коучинга, в психотерапии, обучении, психологическом консультировании. Помимо целей коучинга, личностного роста, развития, принятия решений, целеполагания и планирования, эта игра может быть использована для искреннего, глубокого общения в паре, открытого и объединяющего, создающего ощущение подлинной близости. И, наконец, как и положено игре, она может предназначаться для развлечения в любой дружественно настроенной компании.
Отличие ассоциативных карт от других известных нам карточных игр в том, что здесь нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнования как такового, ни необходимости скрывать свои истинные чувства и имеющее место положение вещей. Цель игры – лучше понять себя и другого, прояснить свое видение, выйти на более высокий уровень осознавания, принятия, ответственности. Здесь нет фиксированных значений и толкований карт, как в колоде Таро – имеет значение только субъективный ассоциативный ряд самого играющего. Разные люди способны обнаружить в одной и той же карте совершенно разные намеки и выстроить вокруг нее не похожие друг на друга картины. Более того, один и тот же человек в разные жизненные периоды и в различных ситуациях по-разному отнесется к одной и той же карте, и его ассоциативно рожденный инсайт будет всякий раз уникальным.
***
В колоде »БЫТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ОБЛАДАТЬ» 72 карты. Каждая карта представляет одну из популярных человеческих ценностей при помощи картинки и надписи. Инсайты начинаются уже на этапе сопоставления образов и слов – иной раз ассоциация между ними весьма нетривиальна и игроку стоит труда установить, найти собственную связь между понятием, обозначающем ценность, и картинкой, выбранной для иллюстрации. Неожиданный подбор картинок должен помочь игроку обойти рациональную часть сознания и поднять на поверхность слой глубинных и неосознаваемых эмоций.
Колода разбита на три равные части по 24 карты: ценности бытия, ценности действия и ценности обладания. В первой части собраны ценности, отвечающие человеку на вопрос, каким он хочет быть в этой жизни (ответ обычно формулируется прилагательным). Во второй части колоды собраны ценности, отвечающие на вопрос, какие виды деятельности представляют собой ценность для игрока (и обычно описываются глаголом). В третьей части колоды собраны ценности, отвечающие на вопрос, чем человек считает важным обладать (а ответ, как правило, сформулирован существительным).

Маковая техника Евы Морозовской «МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ»

Используемая колода «Быть. Действовать. Обладать»

1. Разложите карты картинкой вверх.

2. Вытащите пять карт
? карта ответ на вопрос «Кем в этой жизни я хочу быть?»
?карты на вопрос «Что мне нужно делать чтобы стать тем, кем я хочу быть?»
? карты на вопрос «Чем я буду обладать, когда стану тем, кем я хочу быть?»

3. Посмотрите на получившуюся модель своих целей и оцените впечатления от нее.

4.После обсуждения первой части упражнения предложите продолжить:

Теперь необходимо перевернуть схему. Снова пять карт.
? карта в ответ на вопрос «Чем я хочу обладать, чтобы чувствовать, что жизнь удалась?»
? карты в ответ на вопрос «Что мне нужно делать, чтобы добыть себе это?»
? карты в ответ на вопрос «Кем я стану, обладая тем, что ценнее всего для меня?»

5.Оцените эту модель ваших целей и свои ощущения при взгляде на нее.
Какая модель вам роднее? Какие выводы вы делаете?

6.Подумайте какая схема реализации вам ближе:
? Быть 〰 Действовать 〰 Обладать
или
? Обладать 〰 Действовать 〰 Быть
и в чем разница?

Маковый обзор колоды МАК «Семейная история»  Евы Морозовской и маковая техника «Родом из детства»

Набор проективных карт «Семейная история», предназначенная для системной семейной терапии по Берту Хеллингеру.

На картах этой колоды изображены типичные системно-семейные проблемы: утрата связи с матерью, утрата связи с отцом, несение ребенком не своего груза ответственности, попытки родителей манипулировать ребенком или перетянуть на свою сторону конфликтов, случаи насильственной гибели в роду, абортированные дети, умершие в раннем возрасте дети, исключенные из системы предки, борьба за внимание и за власть в семье, разорение, несправедливое разделение наследства, неуважение к старшим в роду, разные виды нарушений «порядков любви» и так далее.

Название «Семейная история» указывает на то, что у каждой семьи — своя история, и на сегодняшнюю жизнь наших современников оказывают нешуточное влияние судьбы их предков. ХХ век был полон трагедий: революции, войны, голод, бандформирования, «раскулачивание», репрессии… нет ни одной семьи в пространстве бывшего СССР, которую бы обошли стороной все трагические события. Хеллингером было установлено, что особенные судьбы предков, например, трагическая гибель, имеют тенденцию повторяться из поколения в поколение и негативно влить на физическое и душевное здоровье потомков, на их адаптационные способности.

***************
Упражнение «Родом из детства»
(из инструкции к колоде)
1. Выберите до 5 карт, которые «зацепят» вас своим сюжетом, напоминая вам о чем-то, имевшем место в вашем детстве, в отношениях с родителями.
2. Расскажите о том, с чем связана каждая из этих карт.
— Как те события отразились на вашей жизни во взрослом возрасте?
— Пытаетесь ли вы, став взрослым, поступать в своей семье наоборот?
— А может быть, став взрослым, вы поняли родителей и теперь действуете так же, как они тогда?
— А может быть, вы хотели бы действовать по-другому, но делаете все то же самое, что родители делали тогда по отношению к вам?
3. О каком из сюжетов можно сказать, что он полностью остался в прошлом и не влияет на вашу нынешнюю жизнь?
За счет опоры на какие ресурсы вам удалось попрощаться с этой страницей вашей биографии? Могут ли эти ресурсы помочь вам и в других вопросах?
4. Из ресурсной колоды (например «Жизнь как чудо»), вытащите одну-три карты и определите, какие ресурсы могли бы помочь вашему внутреннему ребенку окончательно пережить тяжелые чувства из прошлого.

Ева Морозовская

Мир проективных карт. Обзор колод, упражнения, тренинги

© Издательство «Генезис», 2014

* * *

От издательства

Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов, для которых карты – почти универсальный рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают разобраться в себе, узнать что-то новое и неожиданное. Появляются все новые колоды метафорических карт, однако книг, посвященных работе с ними, по-прежнему очень мало.

В 2013 году издательство выпустило в свет книгу Г. Кац и Е. Мухаматулиной «Метафорические карты. Руководство для психологов», она вызвала огромный интерес. Именно поэтому мы решили предложить нашим читателям еще одну книгу на эту тему. Автор книги – Ева Морозовская, руководитель Института Проективных Карт (Украина) – уже много лет использует карты в психологической работе и прекрасно ориентируется в мире карт и методах работы с ними. Она щедро делится с читателями своими знаниями, дает обзор наиболее популярных колод, представляет техники индивидуальной и групповой работы, тематические тренинги, приводит конкретные случаи из практики консультирования.

Ранее материалы, собранные в этой книге, публиковались в Одессе (Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство. – Одесса: Институт Проективных Карт, 2012. Морозовская Е. Готовые программы тренингов с использованием проективных карт. – Одесса: Институт Проективных Карт, 2013).

Предисловие

Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими, появились как самостоятельный жанр в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии и в таком качестве начали победное шествие по планете. За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них.

Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН».

Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской, чьему перу принадлежит данная книга.

Книга расскажет вам о различных колодах проективных карт, основных принципах работы с проективными картами, способах применения карт при различных запросах в консультировании, психотерапии, коучинге и тренинге.

Желаем вам увлекательного путешествия в мир проективных карт и надеемся, что в вашем лице проективные карты приобретут еще одного верного поклонника.

Проективные карты. Новый инструмент практического психолога

«О!» – так называется самая первая колода проективных карт, увидевшая свет. Всякий, кто ощутил на себе мощь ее воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения! Именно это помогло авторам выбрать название для нового инструмента практической психологии, впоследствии ставшего самостоятельным жанром под названием «проективные карты».

Что такое проективные карты?

На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле это инструмент арт-терапии, применяемый психологами различных терапевтических школ в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого возраста, любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Этот инструмент используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

Какими они бывают?

Карты могут содержать только изображение либо изображение с надписью – словом или фразой. Иногда надпись располагается на лицевой стороне карт, иногда на оборотной. Часто колода содержит два набора карт: один с картинками, другой с надписями. Надпись без изображения – совсем редкий вариант, но есть и такие.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, предметы, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Проективные карты создает психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: «Дуэт» Ицика Шмулевича[1] предназначен для работы с парами, «Аниби» – для работы с детьми и с внутренним ребенком, «Ключевая фигура» Тамар Стон и «В ритме сердца» д-ра Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, карты «Самокоучинг» Инбаль Айзенберг и «Points of You», «Картинка, слово и вопрос» Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга, и т. д.

Первые в СНГ колоды проективных карт выпущены в Украине Институтом Проективных Карт (Institute of Metaphoric Associative Cards). Это – карты для работы с детьми и подростками «Ёжкины сказки» и портретные карты «Семейный альбом», коучинговые колоды «42», «Герои и Злодеи», «Быть. Действовать. Обладать» и «Be. Do. Have», карты «Хасидская мудрость», «Темная сторона», «Маленькие радости», «Жизнь как чудо».

Методологически проективные карты относятся к экспрессивной терапии, как подклассу креативной терапии, в свою очередь являющейся классом арт-терапии.

Проективные карты как инструмент проективной психодиагностики

Прообразом проективных карт в сфере психодиагностики можно считать тест Роршаха, тест Сонди и ТАТ. Мы можем применять большинство колод в качестве наборов стимульного материала для проек тивной диагностики, используя известные нам из Тематического апперцептивного теста и его многочисленных вариаций принципы. Для проведения теста следует отобрать несколько карт, тематика изображений которых схожа с изучаемой темой. Карты предлагаются клиенту по одной с просьбой составить по карте рассказ, включающий в себя ответы на следующие вопросы:

– Кто они – действующие лица, изображенные на картинке?

– Что происходит?

– Что привело к этой ситуации, что было прежде?

– Что будет дальше, чем все закончится?

– Что чувствуют действующие лица?

– О чем думают действующие лица?

Напомним базовые допущения, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что, завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, клиент проявляет свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие допущения связаны с определением диагностически информативных фрагментов сочиненной по карте истории.

• При сочинении историй и сказок работает феномен идентификации: рассказчик подсознательно идентифицирует себя с героем. При этом желания, конфликты, мотивы и ценности героя могут отражать желания, конфликты, мотивы и ценности рассказчика.

• Желания, конфликты, мотивы героя могут присутствовать в символическом виде.

• Не все истории обладают одинаковой диагностической ценностью: в одних содержится много важного диагностического материала, в других он может почти отсутствовать.

• Темы, явно не вытекающие из стимульного материала, обычно обладают большей диагностической значимостью, чем очевидно связанные с ним.

• Если какая-то тема повторяется снова и снова, проходит «красной нитью», она скорее всего отражает конфликты и импульсы рассказчика.

• Рассказы могут отражать как устойчивые диспозиции и конфликты, так и текущие, связанные с актуальной ситуацией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Космос руководство для начинающих космос
  • Пранафарм от чего эти таблетки инструкция по применению
  • Electrolux ewt 815 инструкция по применению
  • Солвестан для кошек инструкция по применению
  • Руководство ооо газпром переработка