Я никогда особенно не любила цирк, но посмотреть представление могла. В детстве пару раз, наверное, была в цирке; может, еще на ёлку водили; во взрослом состоянии тоже, может быть, несколько раз посещала.
Как и все, наверное, больше всего любила смотреть на дрессированных зверей; жонглеров, иллюзионистов и силовых гимнастов воспринимала без энтузиазма; за клоунов почему-то было неловко, а, когда выступали воздушные гимнасты, то боялась, что они сорвутся – успокаивало только то, что у них были страховочные тросы.(А помните, как когда выключали свет, чтобы особенно эффектно подсветить воздушных гимнастов, у мужчин в зале начинали фосфоресцировать белые рубашки?).
Но про цирк ставили трогательные фильмы, и книги про артистов цирка писали и издавали, на всех больших сборных концертах обязательно были цирковые номера: фокусы показывали, жонглировали или клоун выступал. Из-за этого у меня сложилось впечатление, что цирк – это важно и нужно, ну а то, что я от него не в восторге, говорит не в мою пользу.
Довольно долго по телевизору шла большая передача «Цирки мира», и вот ее смотреть даже интересно было. (А уж про балет какая шикарная передача была! Жаль, что ее больше нет).
В Москве было целых два стационарных цирка, хотя в целом для циркового искусства больше характерны передвижные и гастрольные цирки. Возможно, такое внимание к цирку, а также, кстати, к выступлениям цыганских певцов и танцоров было вызвано какими-то особыми предпочтениями тогдашних государственных деятелей. Так зятем Брежнева был Евгений Милаев — артист цирка (эквилибрист, акробат, клоун). В 1978 году он стал директором Московского цирка на Ленинских горах, которым руководил до своей смерти в 1983 году. А само здание было построено в 1971 году. Специально для машины Леонида Брежнева, который очень любил цирк, был построен подземный гараж, откуда на специальном лифте, минуя фойе, можно было подняться в правительственную ложу.
Итак, у нас был цирк на Цветном бульваре и цирк на Ленинских горах. Настоящим считался тот, что был на Цветном бульваре: туда труднее было достать билеты, и он был такой старинный, дореволюционный (хотя для многих трюков лучше использовать современное оборудование). В 1983-1989 году произошла большая реконструкция цирка на Цветном бульваре, практически полностью заменившая старое здание.
Но вот прошло много лет. Как-то я застала по телевизору передачу, посвященную упадку цирка в нашей стране. Мне запомнились эмоциональные выступления руководителей обоих цирков – Максима Никулина и Эдгара и Аскольда Запашных. Выступления эти сводились к тому, что циркам нужно дать побольше денег, а то за рубежом их теперь не любят-не уважают, потому как все хотят смотреть цирк Cirque du Soleil (Цирк дю Солей).
После этого я даже купила билеты дю Солей, но ничего особенного там не обнаружила: все те же акробаты, фокусники, а вот дрессировщиков у них принципиально нет, так как они жалеют зверушек.
Недавно заинтересовалась, что там с этими нашими цирками? Не видно их и не слышно. Московский цирк на Ленинских горах теперь называется Большой Московский государственный цирк: видимо, переименовали из-за того, что горы теперь опять Воробьевы. («Поехал я как-то отдохнуть на Ленинские горы. Впрочем, нет, на эти … как их … Воробьевы. Хотя нет, на Ленинские, на Ленинские. Сижу я там на лавочке и тут ко мне подлетает воробей. Впрочем, нет, этот … как его … Хотя нет, воробей, воробей…»). Руководят цирком дрессировщики крупных хищников Запашные, а само здание ждет, но никак не дождется реконструкции.
А вот цирк на Цветном бульваре называется теперь Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Позвольте, а с чего это он цирк Никулина? С 1880 по 1913 год этот цирк носил имя основателя Альберта Саламонского. После революции и национализации был переименован в Первый государственный цирк.
В Википедии написано: «С 1996-го носит имя выдающегося русского артиста, клоуна Юрия Никулина, который в течение 50 лет был его руководителем». При этом там же написано, что Никулин стал руководителем в 1983 году. С 1983 по 1996 год у нас сколько лет прошло? Сам Никулин умер в 1997 году. Как ни крути, 50 лет руководства не вытанцовывается. С 1983 по конец 1989 год этого цирка фактически не было, так как здание реконструировали, а вернее, строили заново.
Далее в Википедии можно найти еще более удивительные сведения: «Кризисные 1990-е годы оказались тяжёлыми и для цирка. В 1990-м произошли структурные изменения: он был выведен из государственного управления и переформирован в акционерное общество. Здание осталось у труппы на правах аренды. В 1993 году состоялось покушение на коммерческого директора Михаила Седова, 19 августа он скончался в реанимационном отделении Института скорой помощи имени Склифосовского. Сотрудники цирка оказывали всестороннюю помощь следствию в поиске нападавших, из-за чего многие из них стали получать угрозы. В 1998-м был убит заместитель директора по хозяйственной части Владимир Зеленцов. В администрации цирка он занимался финансовыми вопросами: стоимостью и распределением билетов, рекламой, поиском спонсоров. После смерти Седова сын Юрия Никулина, Максим, начал помогать с бумагами и бухгалтерией, в 1994 году получил официальную должность. На тот момент продажи билетов были очень низкими, заполняемость зала не превышала 20%».
Прекрасное руководство, верно? Заполняемость нового зала со всеми прибамбасами – 20%, застрелили 2-х директоров по хозяйственной части, а сын Никулина сделался руководителем.
Максим Никулин никаким цирковым искусством не овладел. В детстве папа пытался пристроить его в кино: он сыграл роль мальчика с сачком в «Бриллиантовой руке», но стать артистом не захотел. Максим окончил журфак МГУ, работал в нескольких изданиях, но как журналист ничем не запомнился. С чего он является нынче художественным руководителем цирка?
Цирк этот, значит, акционерное общество. При этом в феврале 2013 года администрация цирка получила уведомление о четырёхкратном повышении арендной ставки: вместо 40 млн рублей новый тариф должен был составить 160 млн рублей. Художественный руководитель Максим Никулин выступил с сообщением в СМИ, что такая сумма превышает половину годового оборота цирка и в случае окончательного подтверждения размера оплаты труппе придётся освободить здание. Неделю спустя мэрия приняла решение не поднимать тариф, цирку Никулина предложили ставку в 1 рубль за 1 квадратный метр.
Очень благородно со стороны Собянина, не правда ли? Что же, так жить можно. У художественного руководителя цирка Никулина есть во Франции дом.
«Сегодня у меня есть во Франции дом — в местечке Антони недалеко от Орли и от Парижа, так что в некоторой степени могу считать себя французом. Хотя Париж по-прежнему не стал для меня обыденным городом — всякий раз поражает. Когда оказываюсь здесь, у меня буквально перехватывает дыхание, как в юные годы. Что меня так трогает? Чего-то одного не назову. Архитектура — да. Но и воздух тут другой. И атмосфера, и энергетика — совсем другие…Сегодня я говорю лишь по-французски и по-английски. По-испански, конечно, понимаю, мы с женой довольно часто в Испании бываем, но не говорю. Моя старшая дочка живет в Германии и иногда стыдит меня: «Ты немецкий-то выучи, подтяни».
Впрочем, богатые тоже плачут. Один плач в исполнении Максима Никулина я уже видела по телевизору, и он закончился арендой в 1 рубль, а второй вот:
«Но сейчас мы в основном живем в Монако. Раньше у меня была французская карта — спасибо. Но потом мы вступили в конфронтацию с их фискальной системой: они почему-то решили, что я должен платить там налоги. Я понимаю, что всем хочется. Но я объяснял им, что здесь не работаю, а работаю в России и налог, соответственно, плачу там. Они узнали сумму. Я ответил, что 13%. И тогда французы предложили платить мне разницу до 35%. Бодались-бодались, но пришла пора продлевать карточку. Они насчитали, что я должен заплатить 80 тыс. евро. Я спросил у адвоката: «Допустим, я идиот, вынимаю эти 80 тысяч и плачу налог. Гарантирует ли это мне продление моего вида на жительство?» Он ответил, что нет. И с какого рожна я тогда буду этим заниматься?!». Ну, то есть заявленный доход Максима (а кто же это из таких людей показывает все доходы?) составляет примерно 33 млн. рублей в год. Видимо, это считается скромной суммой, раз он ее озвучивает. И ведь что любопытно: история эта, когда официальный доход Никулина был 400 тыс. евро, произошла 12-13 лет назад, а плач по телевизору по поводу невероятной нищеты цирка происходил около 10 лет назад (это после него снизили аренду до одного рубля).
А как он цирком руководит? Онлайн?
«Девушка моя там проводит гораздо больше времени, практически все время живет, а я вахтовым методом: неделю там — две недели здесь. Моя работа не заключается в том, чтобы отрабатывать от и до и выпускать итоговый продукт, все-таки мои функции больше представительские. Я всегда могу сорваться и приехать на любые встречи и переговоры. Если что-то случится, я всегда на связи. Я же не руковожу, я над этим всем посматриваю. Я — сижу подписываю бумаги: да, бывают дни, когда появляется много дел, народа, и я прихожу домой ошалевший, а бывает, что просто сижу смотрю Facebook. Цирк вещь непредсказуемая, в любой момент здесь может случиться что угодно. Но что мне от Ниццы лететь? Два с половиной часа».
Но Максим руководит цирком не в одиночку: у него же дети есть. Сын — Юрий Максимович Никулин (род. 29 мая 1986) — окончил Школу-студию МХАТ, руководитель отдела рекламы и спецпроектов Московского цирка Никулина на Цветном бульваре; сын — Максим Максимович Никулин (род. 13 ноября 1988) — окончил Школу-студию МХАТ, заместитель руководителя зарубежного гастрольного отдела. Папочка – 33 млн., сыночки ну, где-то по 80% от папиной зарплаты – ничего так получается. Конечно, кто же после этого захочет жить в этой варварской стране? Чего они здесь не видели?
«С тех пор мы уже 12 лет жители Монако. Там совершенно другое качество жители: все очень богато — не дорого. Жить не дороже, чем во Франции, в некоторых моментах благодаря отсутствию налогов даже дешевле. А если хочешь еще дешевле, то садишься в машину, 20 минут, и ты в Италии, где все стоит в полтора раза меньше. Конечно, сам уровень жизни и отношения к стране и городу другие: в каждом магазине и лавке обязательно фотография принца и принцессы, сейчас уже с детьми — жители это очень уважают и чтут».
Всегда меня умиляет, как русские люди восхищаются чужими обычаями: фотографии принцев в каждой лавке — це Европа, а у нас вечно проклятый авторитаризм, хотя фотографий Путина на каждом шагу не наблюдается.
Здание цирка отдано акционерному обществу в аренду на 98 лет, если считать с 1990, то до 2088 года, а цена аренды – 1 рубль за кв. метр. Ну, допустим, там 15 тыс. кв. метров – это 15 тыс. рублей в год. А если там нужен ремонт или еще что, то это сделает город.
А к России Максим очень хорошо относится:
«Мне очень не нравится, когда начинают хаять Россию и то, что здесь происходит. Вам нравится коррупция как факт? Нет, конечно. Нравится показная демократия с культивируемыми и контролируемыми оппозиционными элементами? Тоже нет. Но если бы меня не устраивало все, то я бы уехал отсюда; возможности есть, только цирк бросить нельзя. Но в любом случае когда-то это придется сделать — надеюсь, что передам сыновьям, они уже не дети — старшему 35 лет».
Действительно, как же цирк-то бросить? Пропадет он без Максима. Заметьте, хотя цирк на Цветном — вроде как акционерное общество, Максим не сомневается, что руководить (из Монако или еще откуда-нибудь) им будут всегда его его потомки. Был цирк советский — стал никулинский. Т.е., из-за того, что в 90-х годах 20 века руководители Москвы любили послушать байки Юрия Никулина и хорошо знали фильмы, где он снимался, его сын, внуки, правнуки должны жить припеваючи, причем, даже не в России? А потом мы еще удивляемся, что же это случилось с цирковым искусством. А Никулины с ним случились. Там уж и внуки подрастают.
Билеты в цирк стоят от 1500-2500 рублей (не знаю верхнюю планку), представления идут каждый день, наполняемость зала – 98%. Что же, надеюсь они теперь не завидуют цирку дю Солей. Последним же никто здания огромные не дарил, и аренду они платят, и другое, но придумывают интересные представления, и их теперь считают №1 в мире, а также китайский цирк. Наши же артисты наполовину составляют труппу канадского цирка, из чего я делаю вывод, что платят там лучше. А у нас все деньги уходят, видимо, на руководство.
Вот так у нас на глазах складывается новая аристократия. Предки Юрия Никулина были из крестьян. Сам он был, конечно, очень обаятельным человеком, но все же свою славу он завоевал как киноактер, а не как цирковой клоун. Мы знали клоуна Карандаша, клоуна Олега Попова, клоуна Енгибарова, а вот если бы Никулин не сыграл Балбеса у Гайдая, никто бы о нем и не вспомнил. И жена его не была из цирковых, хотя участвовала в его номерах, сын его, и внуки не пошли в цирковые артисты. Но цирком руководят. Любопытно, что Максим признается, что не понимает, цирковых артистов: они рискуют жизнью по три раза в день ради небольших денег и аплодисментов.
Сын Максим к 66-ти годам осознал себя французом, а уж кем его дети себя считают, не знаю.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
https://ria.ru/20211115/nikulin-1758807981.html
Биография Максима Никулина
Биография Максима Никулина — РИА Новости, 15.11.2021
Биография Максима Никулина
Генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Юрьевич Никулин родился 15 ноября 1956 года в Москве в… РИА Новости, 15.11.2021
2021-11-15T04:11
2021-11-15T04:11
2021-11-15T04:11
справки
москва
максим никулин
юрий никулин
московский цирк никулина
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/153332/74/1533327421_0:0:1542:868_1920x0_80_0_0_f0fd0369323ca0f02d8c39bd72b4a6f9.jpg
Генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Юрьевич Никулин родился 15 ноября 1956 года в Москве в семье артистов цирка Юрия (1921-1997) и Татьяны (1929-2014) Никулиных. Его отец, Юрий Никулин, более 30 лет работал в жанре клоунады в дуэте с Михаилом Шуйдиным, был известным киноактером, в 1982-1997 годах возглавлял Московский цирк на Цветном бульваре. В детстве Максим Никулин снимался в эпизодических ролях в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968) и детском фильме Александра Митты «Точка, точка, запятая… (1972).В 1980 году окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.С 1974 года работал в газете «Московский комсомолец», с 1976 года был корреспондентом и ведущим радио «Маяк».В 1986-1997 годах – корреспондент информационных программ, программы «Время», телеведущий утренней программы «120 минут» («Утро») на Центральном телевидении, ОРТ, «Останкино», а позже – на Первом канале.В 1993 году по приглашению своего отца, Юрия Никулина, занял должность директора-распорядителя в Московском цирке на Цветном бульваре. Отвечал за административную работу цирка, как коммерческий директор курировал все российские и зарубежные связи.В 1997 году, вместе с Юрием Никулиным создал благотворительный Фонд «Цирк и Милосердие», в задачи которого входит помощь артистам-инвалидам, ветеранам цирка, а также начинающим, способным артистам.В августе 1997 года, после кончины Юрия Никулина, был избран генеральным директором Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.Возглавляет художественный совет цирка.По инициативе и при участии Максима Никулина при цирке была создана телевизионная студия «Цветной, 13», которая в течение пяти лет выпускала телепередачу «Мой цирк» на канале «Культура». Никулин был ее автором и постоянным ведущим. Затем в течение нескольких лет он был автором и ведущим телепередачи «Форганг» на Первом канале, также посвященной цирку.Максим Никулин награжден российскими орденами Дружбы (2006) и Почета (2016). Кавалер-рыцарь Ордена Командорского креста Бельгийского королевского общества поддержки инноваций и изобретений.Максим Никулин женат третьим браком. У него трое детей – дочь Мария, ставшая нейрохирургом, сыновья Юрий и Максим. Оба сына работают в Московском цирке на Цветном бульваре. В частности, Юрий Никулин младший занимает должность пресс-атташе цирка. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
москва
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/153332/74/1533327421_0:0:1338:1003_1920x0_80_0_0_82148de67419c55e0d1916f45e697a85.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, москва, максим никулин, юрий никулин, московский цирк никулина
Справки, Москва, Максим Никулин, Юрий Никулин, Московский цирк Никулина
Биография Максима Никулина
Генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Юрьевич Никулин родился 15 ноября 1956 года в Москве в семье артистов цирка Юрия (1921-1997) и Татьяны (1929-2014) Никулиных. Его отец, Юрий Никулин, более 30 лет работал в жанре клоунады в дуэте с Михаилом Шуйдиным, был известным киноактером, в 1982-1997 годах возглавлял Московский цирк на Цветном бульваре.
В детстве Максим Никулин снимался в эпизодических ролях в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968) и детском фильме Александра Митты «Точка, точка, запятая… (1972).
В 1980 году окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
С 1974 года работал в газете «Московский комсомолец», с 1976 года был корреспондентом и ведущим радио «Маяк».
В 1986-1997 годах – корреспондент информационных программ, программы «Время», телеведущий утренней программы «120 минут» («Утро») на Центральном телевидении, ОРТ, «Останкино», а позже – на Первом канале.
В 1993 году по приглашению своего отца, Юрия Никулина, занял должность директора-распорядителя в Московском цирке на Цветном бульваре. Отвечал за административную работу цирка, как коммерческий директор курировал все российские и зарубежные связи.
В 1997 году, вместе с Юрием Никулиным создал благотворительный Фонд «Цирк и Милосердие», в задачи которого входит помощь артистам-инвалидам, ветеранам цирка, а также начинающим, способным артистам.
В августе 1997 года, после кончины Юрия Никулина, был избран генеральным директором Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.
Возглавляет художественный совет цирка.
По инициативе и при участии Максима Никулина при цирке была создана телевизионная студия «Цветной, 13», которая в течение пяти лет выпускала телепередачу «Мой цирк» на канале «Культура». Никулин был ее автором и постоянным ведущим. Затем в течение нескольких лет он был автором и ведущим телепередачи «Форганг» на Первом канале, также посвященной цирку.
Максим Никулин награжден российскими орденами Дружбы (2006) и Почета (2016).
Кавалер-рыцарь Ордена Командорского креста Бельгийского королевского общества поддержки инноваций и изобретений.
Максим Никулин женат третьим браком. У него трое детей – дочь Мария, ставшая нейрохирургом, сыновья Юрий и Максим. Оба сына работают в Московском цирке на Цветном бульваре. В частности, Юрий Никулин младший занимает должность пресс-атташе цирка.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
О жизни в Монако и во Франции, о том, как надо договариваться с нашей властью, и о столетии со дня рождения Юрия Владимировича Никулина.
Я вырос…
На улице Фурманова. Когда отец женился, то с Разгуляя он как раз переехал на Фурманова, где жила вся мамина семья. Там уже появился и я.
Раннее детство было довольно жестким, потому что оно проходило на Арбате, который к тому времени еще не был чищен и там оставалось большое количество шпаны. С ножами, конечно, не ходили, но вот с дверными пружинами бывало. Не то что не безопасно, но были районы, где появляться не стоило, и Арбат был одним из них.
А так все было замечательно: во дворе — друзья-приятели, на улице тоже. Наша квартира была чудесной: такая типичная московская старая коммуналка-слободка. Правда, наших родственников там было подавляющее большинство, поэтому вопросов не возникало. Но были и соседи: ничья бабушка, которая жила в комнате без окон, и сосед, который периодически выпивал и засыпал в туалете, поэтому мы все время ломали задвижку, а потом решили не чинить ее дальше, а просто вешать табличку «Занято». Хорошо помню, как топили печки-голландки, а папа таскал для них уголь. С братом нас раз в неделю мыли в корыте, воду грели на керосинках. Все было как надо.
Детство…
Конечно, я бабушкин сын. Когда был маленьким, то мы вместе ходили гулять, в основном на Гоголевский. Частенько попадались любопытные персонажи: например, там жила пожилая дама, которая летом гуляла в шляпке с вуалью и водила на поводке петуха. Петуха звали Пьер, она говорила с ним по-французски.
Однажды была попытка отдать меня в прогулочную группу, собранную на общественных началах. Бабушка пошла в магазин, оставила меня в группе, и тетенька, которая была старшей, объявила: «Дети, у нас новый мальчик. Его зовут Максим. Максим, что ты умеешь делать?» Я ответил, что умею петь. «Сейчас Максим нам споет», — сказала эта тетенька. И я запел песню, которую часто слышал дома: «И вот открылась одесская пивная». Когда я допевал первый куплет, то со всех концов бульвара бежали папы-мамы-бабушки, чтобы оттащить своих детей от этого монстра. Больше меня в группу не отдавали. И в детский сад тоже, хотя также была одна попытка. Я не пел, но орал весь период пребывания в саду. Когда меня забирали, родителям сказали: «Либо вы с ним что-то сделайте, чтобы он не орал, либо лучше не приводите». Мы выбрали второе, поэтому я рос дома и на улице, где летом на углу торчала бочка с квасом, в Филипповскую булочную мы ходили за хлебом, был магазин «Три поросенка» на Остоженке и керосиновая лавка на Сивцевом Вражке — такие основные маршруты.
Сразу после Фурманова случилась Бронная. Причем произошло это достаточно случайно. Отец пошел в Мосгорисполком пробивать кому-то из артистов квартиру, чем он обычно и занимался: не то что квартиры, у некоторых артистов и прописки не было. И отец все время ходил по кабинетам и просил, поскольку человек популярный, то ему мало отказывали. И вот он с очередным артистом пошел к председателю Мосгорисполкома, которым тогда, по-моему, был Промыслов. Какие-то ля-ля, анекдоты. Ситуация дежурная, сказали оставить письмо — чем могут, помогут. Отец благодарит, приглашает в цирк — обычные вещи. Но тут Промыслов вдруг спрашивает его: «Товарищ Никулин, а у вас-то как с жилищным вопросом?» Отец ответил, что все хорошо, живем с семьей в коммуналке, есть три комнаты. И тот так оглянулся, перегнулся через стол и вполголоса спросил: «Товарищ Никулин, вы идиот?» Отец искренне рассказал, что живем мы хорошо, семья, родственники… «Берите лист бумаги и пишите, что просите улучшить жилищные условия. Пока не напишете, не уйдете», — и через год после этого мы переехали на Бронную.
Юность…
Я не был агрессивным подростком, хотя и на Арбате, и на Бронной знал тех, кого бандюками, конечно, сложно назвать, но шпаной можно.
Я очень не любил учиться — меня не вдохновлял сам процесс, не говоря уже о ряде предметов, которые я просто не понимал и не понимаю даже сейчас. Поэтому когда росли мои дети, то математикой с ними занималась жена. Как ни странно, мне теоретически нравилась физика, да и по русскому и литературе были хорошие преподаватели, но в семье же всегда говорили правильно. Моя бабушка, которая в свое время заканчивала гимназию, имела образование покруче, чем сегодня после университета. До конца своих дней она помнила спряжение греческих и латинских глаголов. Тогда учили! Из чего складывался мой день? Шел в школу — считайте, полдня нет, — а дальше дома занятия-уроки, потом ко мне приходил преподаватель по английскому.
Первое время я скучал по Арбату и коммуналке — образ жизни кардинально поменялся. Я уже был, в общем-то, не мальчиком — лет тринадцать: мальчик, конечно, но не ребенок. В первый момент был дискомфорт, но, естественно, ко всему привыкаешь и втягиваешься: у меня было три друга, мы жили в одном доме и учились в одном классе — было, с кем общаться, ведь мы практически все время проводили вместе. Сегодня только я один остался в живых…
Застолья…
Это такой очень серьезный, но небольшой, даже не по календарному, а по физическому — по часам, по минутам — период жизни. Родители бывали в Москве не так часто, но когда все-таки оказывались дома, то у нас собирались замечательные люди. Для меня с братом самыми интересными были те моменты, когда о нас забывали. А происходило это периодически. И мы вдвоем сидели и слушали взрослые разговоры в нашем месте — под журнальным столиком. Хвастаться не хочу, но это не могло не повлиять, ведь у нас бывали совершенно сумасшедшие люди! Я цирковой ребенок, поэтому для меня все были «тетями» и «дядями», как это принято в цирке: дядя Женя Евтушенко, дядя Витя Некрасов, дядя Булат Окуджава, тетя Белла Ахмадулина, дядя Женя Урбанский — они все приходили достаточно поздно, часов в десять, работа кончалась поздно: и в театре спектакли, и смены на «Мосфильме», и представления в цирке — пока разгримируешься, пока домой. Почему собирались именно у нас? Все это происходило еще когда все жили по коммуналкам, а у нас была самая большая комната.
Это же шестидесятые, оттепель: дух свободы и надежды, планы, мечты — они все бредили, спорили, читали стихи, пели песни. О политике никто не говорил, в основном о творчестве — рассказывали байки, кто чем занимается, что произошло на съемках, в цирке-театре, обсуждали, что задумано, читали отрывки из произведений… Когда пел дядя Женя Урбанский, стены в четыре кирпича просто дрожали, настолько нараспашку, взахлеб и вхруст все это было. Стоит просто позавидовать. Практически не пили — у всех не сказать чтоб водились деньги; доходило до того, что покупали вино, выливали в кастрюльку, сдавали бутылки и на эти копейки покупали закуску. Это было совсем не главное, они и без вина все были такие куражливые! У нас вообще все особо не пили: отец любил пропустить рюмку-две, но не больше. Я его сильно выпившим — на ногах-то он стоял, нетвердо, но стоял — видел дважды: первый случай, когда они с дядей Женей Евтушенко принесли на руках дядю Булата Окуджаву после его первого концерта в Политехническом музее, где Окуджаву освистала комсомольская молодежь, согнанная специально для того, чтобы его опустить. Они пришли уже сильно датые, а потом вливали в него и в себя водку, говоря: «Булик, ты гений. Булик, наплюй — насрать»; потом все, естественно, завалились спать. А второй раз, когда ему дали первое звание «Заслуженный артист РСФСР», он пришел с банкета сильно выпившим — артистам тогда не так часто присваивали звания — и сразу стал звонить в Ленинград Баталову, которому дали звание за месяц до того, и они стали обмениваться мнениями, рассказывая друг другу матерные анекдоты. Один телефон на всю квартиру висел в коридоре, и мама стояла рядом, дергая папу: «Юра, Юра, перестань, неудобно же, телефонистки слушают». Два случая, когда я видел отца крепко поддавшим.
Когда начались мои шалости?.. Покуривать я стал в девятом-десятом классе — дома все-таки курили и папа, и мама, — а водку я первый раз попробовал на первом курсе института, когда нас отправили на картошку — это была вынужденная мера, без которой просто нельзя. Водка мне нравится. Вина я практически не пил, только в школьные годы, когда за копейки покупали какую-то дрянь, даже вспоминать об этом не хочется. А распробовал я вино, когда переехал во Францию: жить там и не разбираться в вине и сырах — некрасиво, неуважение к стране.
В университете какой-то особой тусовки особо не было, но, конечно, где-то собирались и сидели, довольно часто у меня, ведь родители все время уезжали на гастроли, квартира была свободной. Потом я увлекся музыкальной историей, и мы много времени проводили у себя в студии на факультете: и репетировали, и играли, и концерты были, но это уже другая компания, не институтская.
Взрослая жизнь…
Когда я последний раз женился, тесть купил нам кооперативную двухкомнатную квартиру на «Тимирязевской». Там очень хороший район, и до работы мне было недалеко (Максим Никулин работал на Центральном телевидении. — «Москвич Mag»). Рядом с домом был замечательный парк «Дубки», половину которого сейчас застроили. Мы туда все время ходили гулять с компанией соседей с маленькими детьми. Как-то на 9 Мая мы перетусили, и я пришел домой из парка выпивший. Одной рукой я держался за коляску, а в другой висел маленький Юрочка (сын, Юрий Максимович Никулин. — «Москвич Mag»). Когда жена меня увидела, она сказала: «С кем пил, к тому и иди», — и я ушел к соседу, лег там спать. (Смеется.)
В девяностые…
Все было. Я тогда еще работал на телевидении, платили нам неплохо, но денег не хватало, и, как многие, мы занялись бизнесом: сначала курсы английского языка, что было популярно, ведь народ валом валил из страны, потом с партнерами развозили по магазинам соки мелкооптовыми партиями, торговали детскими вещами, владели турфирмой — первыми стали запускать автобусные туры по Европе, — а потом дошли до солидных величин, и моя жена 18 лет работала директором нашей очень крупной туристической компании. Жили, как все. И «крыша» была, и «стрелки ставили», и «наезжали», и «кидали».
Цирк чувствовал себя средне — люди ходили к нам меньше. Не потому что не было денег — билеты стоили недорого, — а потому что никто не знал, что происходит, была такая дезориентация. Все пытались понять, что за жизнь наступила. Не до цирка было. И театры горели. Старались выживать. Позже, когда отца не стало, приходили люди и предлагали чемоданы.
Мой самый близкий друг тогда работал в Чехии завкорпунктом ТАСС, мы к ним пару раз ездили, а они к нам не приезжали и все время сидели там, потому что в ТАССе объявили, что все корреспонденты, которые работают за рубежом, ездят в отпуск за свой счет: а у них двое детей, собака — обратно приедут, и деньги закончатся. И вдруг он мне звонит и говорит, что будет один день в Москве по делам. Я ему предложил, чтобы после дел подскакивал — мы бы посидели у меня, поговорили, выпили. Я забрал его из «Олимпийского», но сказал, что проедем через Савеловский, потому что надо что-нибудь купить. Я подъехал к вокзалу и пошел искать, что бы купить выпить. А совершенно нормальная для меня обстановка: машины без номеров, бандюки сидят, водка на капоте, бабы рядом — дежурная для Савеловского вещь. Я через них протолкался, ушел, а когда вернулся с пакетами, увидел, что все кнопки на машине закрыты. Говорю: «Дверь открой». А он мне: «Поехали отсюда!» Я его спросил, что это он так дергается. «Страшно», — отвечает. Сынок, давно ты не был дома! Мы тут так живем. Это нормально, ничего странного нет.
Жизнь во Франции…
Первый раз я побывал во Франции, когда мне было 14 лет; отца с матерью пригласили их друзья: француз Пьер Робер Леви — достаточно известный человек, литератор, искусствовед, цирковед, одно время он работал помощником Тристана Реми — и его жена. Они с отцом познакомились на почве цирка и прочно подружились. Сначала Пьер по приглашению отца приехал в Москву, а потом они с Ниной (она русская) пригласили нас. Кстати, они с Пьером познакомились не в самое мирное время — Пьер был маки в Сопротивлении, а Нина пыталась бежать. Они встретились в концлагере, после войны поженились, и она осталась с ним во Франции.
Когда мы приехали к ним в гости в Париж, брат мамы меня загонял. Мы провели там где-то три недели: уходили в восемь утра, а возвращались, волоча ноги, в девятом часу вечера. Мы посмотрели все, что только тогда можно было. И на долгие годы жизнь для меня разделилась на два периода: до Парижа и после. Для меня это стало культурным и психологическим шоком — все совсем другое. Родители-то привыкли, они к тому времени наездились, а для меня в 14 лет это стало ударом — моя первая заграница. Потом долго ничего не было — не принято, после я один раз ездил в ГДР, когда учился на журфаке, мы дернули туда с нашей музыкальной группой на фестиваль Unter den Linden. А потом я вдруг опять вернулся в Париж, тогда я еще не работал в цирке, но папа попросил, чтобы мне разрешили сопровождать его на французский цирковой фестиваль. Отец, которому все было по барабану, ведь он там был много раз, все время просидел в номере, раскладывая пасьянсы. А я опять уходил с утра, ходил по Парижу, ностальгировал, и от этого кружилась голова. Потом я оказался в Париже на фестивале, когда уже сам работал в цирке. А после там впервые побывала моя жена и вернулась оттуда как ошалевшая. Слово за слово, лет восемнадцать назад мы решили что-нибудь прикупить во Франции. Тем более что уезжали не навсегда, как у Галича в песне «Опыт ностальгии».
Девушка моя там проводит гораздо больше времени, практически все время живет, а я вахтовым методом: неделю там — две недели здесь. Моя работа не заключается в том, чтобы отрабатывать от и до и выпускать итоговый продукт, все-таки мои функции больше представительские. Я всегда могу сорваться и приехать на любые встречи и переговоры. Если что-то случится, я всегда на связи. Я же не руковожу, я над этим всем посматриваю. Вот вопрос очень простой, но очень похожий: зачем кораблю капитан? Баржа плывет сама, нафига на ней капитан, если он просто несет вахту? Рулевой у штурвала, штурман курс прокладывает, боцман орет на матросов, матросы драят палубу, кок варит кашу, моторист занимается энергетической установкой, наверху кричат «Земля! Земля!». Все при делах, а капитану там особо делать нечего. Но на самом деле он нужен лишь на случай катастрофы, чтобы потом за все ответить и чтобы после этого сойти или не сойти с корабля. Капитан — человек, который все цементирует. Так и я — сижу подписываю бумаги: да, бывают дни, когда появляется много дел, народа, и я прихожу домой ошалевший, а бывает, что просто сижу смотрю Facebook. Цирк вещь непредсказуемая, в любой момент здесь может случиться что угодно. Но что мне от Ниццы лететь? Два с половиной часа.
Трудно сравнивать французскую жизнь с московской…
У нас много разного, даже менталитет. И в некоторых вещах я им завидую. Поскольку я с языком и давно там, то я свой, но не могу сказать, что при этом француз, все-таки я русский: и по менталитету, и по отношению — какие-то очевидные для них вещи мне даже не приходят в голову. Чуть не сказал, что разная культура, но культура-то одна: не бывает культуры приема пищи или вождения автомобиля; культура у людей либо есть, либо ее нет, как деньги. Да, в массе своей они цивилизованней нас, но хамы и жлобы есть везде. При этом все французы признают, что русские более открытые. Друзья, попавшие в трудную ситуацию, обратились за помощью именно к нам, а не к своим соотечественникам.
Отказался от жизни во Франции…
Я очень люблю Францию, это совершенно необычная и уникальная страна; наверное, единственная, где есть одновременно море, океан, горы, дюны, леса, реки — все сразу. И я не говорю про кухню — там она везде разная, но совершенно сумасшедшая: в Нормандии попроще, а в Провансе и Бургундии более изощренная.
Но сейчас мы в основном живем в Монако. Раньше у меня была французская карта — спасибо, Саркози! Когда он вступил на пост президента, то придумал такую историю — вид на жительство для людей нестандартных профессий, чтобы они приезжали во Францию. Я пришел в посольство, объяснил ситуацию, и мне дали трехгодичную карту. Я стал первым русским, кому ее выдали. Автоматически карту дали и жене: интересно, что моя без права на работу, а по ее можно было делать все что угодно. Но потом мы вступили в конфронтацию с их фискальной системой: они почему-то решили, что я должен платить там налоги. Я понимаю, что всем хочется. Но я объяснял им, что здесь не работаю, а работаю в России и налог, соответственно, плачу там. Они узнали сумму. Я ответил, что 13%. И тогда французы предложили платить мне разницу до 35%. С какого перепуга?! Бодались-бодались, но пришла пора продлевать карточку. Они насчитали, что я должен заплатить 80 тыс. евро. Я спросил у адвоката: «Допустим, я идиот, вынимаю эти 80 тысяч, которых у меня нет, но я их найду, и плачу налог. Гарантирует ли это мне продление моего вида на жительство?» Он ответил, что нет. И с какого рожна я тогда буду этим заниматься?!
Так совпало, что в тот момент проходил фестиваль нашего цирка в Москве, куда к нам каждый год приезжает принцесса Монако Стефания — она наш почетный член жюри. Мы с ней давно дружим. И я ее спросил, есть ли у них вид на жительство. Она ответила, что есть.
— А что для этого надо?
— Для тебя — только адрес квартиры.
Хорошо иметь связи во дворце, да? (Смеется.) Мы туда быстренько поехали, приняли решение не снимать квартиру, а купить — взяли маленькую, всего 30 метров, но стоит как дом здесь. И все. С тех пор мы уже 12 лет жители Монако.
Там совершенно другое качество жители: все очень богато — не дорого. Жить не дороже, чем во Франции, в некоторых моментах благодаря отсутствию налогов даже дешевле. А если хочешь еще дешевле, то садишься в машину, 20 минут, и ты в Италии, где все стоит в полтора раза меньше. Конечно, сам уровень жизни и отношения к стране и городу другие: в каждом магазине и лавке обязательно фотография принца и принцессы, сейчас уже с детьми — жители это очень уважают и чтут. Последний раз нас пригласили на референдум на Дворцовой площади, когда собрали весь народ и обсуждали вопрос, переходить ли княжеству на электрические автобусы. Очень важный вопрос. Подкатили автобус, принц прокатился, говорит, мне понравилось, и все сразу же проголосовали. Вынесли бесплатного вина, сыра.
А еще у них есть такая замечательная должность — Ministre d’État. Я ему завидую! Когда де Голль с принцем Ренье — потрясающий мужик, мы были знакомы — подписывали хартию независимости Монако от Франции, то там был пункт, что от Франции будет назначен смотрящий, чтобы они ничего не учудили. Что они могут учудить — я не знаю. Такая политическая штука: вы свободны, но мы присматриваем. Замечательная должность: у этого министра в старом городе великолепный особняк, где он устраивает приемы, я там не раз бывал. Делать вообще ничего не надо, деньги платят замечательные, страна хорошая: живи и радуйся! И абсолютно никакой ответственности. За что отвечать? За Монте-Карло, что ли?! Одна из самых замечательных и роскошных должностей в мире: и приемы, и светская жизнь, и статус министра.
В Москве меня беспокоит…
Мы недавно переехали в квартиру, где живем сейчас, и больше всего меня раздражает, когда в 10 утра за стеной включают перфоратор. Это прямо бесит! Но мы нашли выход — стали быстро уходить из дома.
А без шуток: я здесь родился, вырос — меня ничего не раздражает до посинения. Какие-то вещи мне, конечно, не нравятся. Честно вам скажу — это крайности, в которые люди сами себя загоняют. Мне очень не нравится, когда начинают хаять Россию и то, что здесь происходит. Вам нравится коррупция как факт? Нет, конечно. Нравится показная демократия с культивируемыми и контролируемыми оппозиционными элементами? Тоже нет. Но если бы меня не устраивало все, то я бы уехал отсюда; возможности есть, только цирк бросить нельзя. Но в любом случае когда-то это придется сделать — надеюсь, что передам сыновьям, они уже не дети — старшему 35 лет.
Я редко вожу здесь машину…
По своей натуре не люблю пробок. Почему-то в Париже они переносятся легче. Во Франции, да и в Монако в среднем по технике ездят хуже, чем у нас, но значительно аккуратнее, культурнее, вежливее и предсказуемее. Там мне трудно представить, что человек неожиданно для всех поедет на красный свет, хотя, конечно, и это бывает… Мне нравится, что если я зазевался и мне нужно через два ряда повернуть налево, я показываю соответствующий жест, и меня все пропускают; никто не кричит: «Козел! Тебе только на самокате ездить», — они понимают, что человек ошибся. Более того, если стоит полицейский, то он остановит поток и пропустит меня. У нас это невозможно в силу подхода «обязательно надо карать». Довольно давно меня здесь тормознул полицейский — что-то я не то сделал. А у меня права монегасские, свои русские я сдал, когда менял; конечно, можно написать заяву, получить дубликат, но мне лень этим заниматься. Я показываю ему свои права.
— Что это такое?
— Это права княжества Монако.
— А почему они такие?
— Потому что я там живу, вот моя резидентская карта.
— А почему вы ездите здесь по этим правам?
— А почему я не могу? Вы же, приезжая в Польшу, ездите там по российским правам. Вы это делаете до окончания своей визы, а у меня-то ее нет.
— Ну в принципе да, — он подумал-подумал, — и что же мне с вами делать?
А почему со мной обязательно нужно что-то делать?! Я что, создал аварийную обстановку, на кого-то наехал? Никто во Франции даже не посмотрит на тебя презрительно в такой ситуации. Если полицейский стоит и видит, что я еду быстро, то он мне сделает жест «помедленнее», при этом не будет тормозить и выписывать штрафы. Хотя моего сына однажды оштрафовали на 200 евро, но он и ехал 150 км/ч там, где можно 130. Они его сначала догнали, потом обогнали и вывесили табличку «Снизьте скорость и остановитесь», после этого подошли и объяснили, что так быстро ездить не надо, а штраф все же придется заплатить, узнав, как удобнее — наличными или карточкой. И не было всех этих унижений.
Хотя в Европе тоже есть совершенная бюрократия. Когда мне нужно было перерегистрировать документ, то я неделю ходил в префектуру к одному и тому же юристу и видел, как он тащится, унижая меня: «Я забыл, здесь нужна еще одна бумага, а та, которую вы вчера принесли, уже недействительна — вышло новое постановление». Помню, пришел домой и говорю жене: «Твою мать! Я даже не знаю, что лучше: когда пришел, дал взятку, и тебе все сделали, или когда они не берут бабки, но устраивают вот это, доводя до белого каления?!» Хотя я взяток никогда не давал и не даю принципиально.
Москвич…
Это человек, которого вне Москвы не очень любят. Кстати, во Франции то же самое — у меня парижские номера на машине, и когда мы куда-то приезжаем, сразу говорят: «Ой, понаехали из столицы!»
Почему не любят? Прежде всего завидуют. Есть стойкое мыслеубеждение, что в столице все гораздо лучше, чем где бы то ни было. Но у нас это во многом действительно правда: в Москве и чище, и ровнее, и красивее — за Москвой следят: и Юрий Михайлович следил, и Сергей Семенович следит. Можно говорить много разного про то, что опять раскопали, но повод для придирок можно найти всегда. Да и Европа вся перекопана, сейчас, правда, уже закапывают. В прошлом году в Париже было невозможно ездить, потому что Евросоюз принял решение поменять на всей территории Европы водопроводные трубы на пластиковые — металл свое отслужил, и это может быть вредно. И в Париже, и в Монако мы пьем воду из-под крана, потому что ее каждый день проверяют, и власти очень гордятся своей чистой водой. В Москве я не рискую. Монако тоже тогда расковыряли, но заковыряли обратно быстро. Здесь, смотрю, тоже быстро работают: расфигачили все, но уже через неделю будто и не было.
Что бы я поменял…
В городе — не знаю. Я не градоначальник. В основном я не смотрю телевизор, но знаю, что открываются новые станции метро, делаются развязки, разгружаются пробки — 15 лет назад был совсем перебор.
Есть план перспективного развития, наверняка его утверждали хотя бы несколько умных людей: кого-то послушаешь, вроде говорят здравые вещи. Я, естественно, не о депутатах, это несерьезно. Я не хочу никого критиковать, но, судя по тому, что обсуждают и показывают, мне кажется, что там в основном занимаются бездельем. Хотя наверняка есть те, кто выпускает и нужные законы. Но в целом это такая говорильня. Может, везде так… Чем занимается Совет Федерации? Я не знаю. Но чем-то же занимаются, получают за это дело большую зарплату.
Я голосовал за Собянина…
Я ни разу не встречался с Сергеем Семеновичем лично, но когда иногда возникают какие-то необходимости, то меня принимает его заместитель, с ним мы и решаем вопросы.
Голосовал я за Собянина, не скрываю и даже объясню свое решение. Возникла ситуация, когда ко мне пришла моя финансовый директор и откровенно сказала: «Нам пипец!» Мы стопроцентно частная компания, не имеем ни преференций, ни субсидий, ни дотаций — живем на свои деньги. Единственное, чем нам помогло правительство Москвы еще в лице Юрия Михайловича, нам сделали льготную арендную плату, даже не формальную, а символическую, хотя мы платим и за землю, и за свет, и за тепло. Еще в свое время мы объясняли Юрию Михайловичу, почему просим снисхождения в оплате за пользование зданием: цирк не супермаркет и не офисное помещение, здесь 15 тыс. кв. метров, но мы зарабатываем только на зрительном зале, наши доходы — билеты и фойе, да и то с натяжкой. Все остальное — чистый убыток, некоммерческая история: гардеробная, репетиционный манеж, конюшни, помещения для животных. И мы предложили разделить цирк на коммерческую и некоммерческую арендную плату, на что Юрий Михайлович сказал: «Не надо ничего платить! Отдавайте рубль за квадратный метр». На самом деле царский подарок, с которым мы все это время замечательно жили. Но когда вышло постановление Москвы, в связи с которым цирк был вынужден начать платить коммерческие цены, мы просто посчитали, что не потянем: заплатить сможем, но не останется ничего. А на что мы тратим деньги? На новые номера, на животных, на создание программ, реквизит, гонорары художникам, костюмы. И потом за все эти 30 лет мы ни разу не попросили денег на ремонт цирка, хотя здание муниципальное. Мы считаем, что раз живы и пользуемся, то должны содержать его сами. Сегодня цирк выглядит практически так же, как 30 лет назад, и это тоже очень большие вложения. Многие вещи здесь уникальны, они были спроектированы и изготовлены специально для нас. Так, когда несколько лет назад вылетел чип управления механизмом лестницы, которая поднимается в зрительном зале, мы заплатили 18 тыс. долларов, потому что надо было сделать его с нуля, а такого никто не производит. У нас масса уникальных вещей.
Когда вышло это постановление, мне позвонили из ИТАР-ТАСС, стали спрашивать о перспективах, и я сгоряча сказал, что перспективы самые хреновые — если так пойдет дальше, нам придется закрыть цирк, и не будет в Москве цирка на Цветном бульваре, а я уеду во Францию — там шапито. И они это бахнули в эфир. Через 20 минут мне уже позвонили и попросили вечером подъехать в мэрию. Я приехал, там сидел собранный совет, изучивший всю эту историю. И они спросили: «Вы согласны, если мы оставим вам прежнюю символическую плату?» Я ответил, что, конечно, согласен. Они удивились, что я не стал торговаться. Очень быстро решили и очень правильно отреагировали. Казалось бы, что такое? Но люди поняли, что они слегка подошиблись, и все вернули обратно. У нас такие вещи часто бывают? К сожалению, нет. И то, что это было сделано очень оперативно, настраивает меня на позитивный лад — люди весьма умны, чтобы признавать свои ошибки, и могут их достаточно быстро исправить. Именно поэтому я голосовал за Сергея Семеновича. Наверняка это шло с его руки — внизу такие вещи самостоятельно не решают. Угрожали же открыть клетки с животными перед мэрией. Сработало? Еще как! Иногда надо топнуть ногой, чего я очень не люблю, я не сказать чтоб мягкий, но голос, тем более на сотрудников, не люблю повышать — это символ слабости и неправоты в большинстве случаев. Я никогда не люблю вмешиваться в то, что решают мои заместители — у каждого свое направление и подразделение. Уверен, что никто из них не будет позволять себе ничего сверх того, что нормировано. У нас увольняют крайне редко, и когда кто-то приходит жаловаться, мол, уволили, я искренне отвечаю, что знаю своих заместителей, счеты ни с кем они в силу своих человеческих качеств сводить не будут, и то, что повредит цирку, не сделают — они все цирковые люди. Я не буду разбираться, устраивать очных ставок и как пахан решать, кто прав, а кто виноват. Если я буду контролировать эту систему, то механизм будет давать сбой. У меня был показательный случай. Довольно давно у нас проходил фестиваль, один из членов жюри — мой коллега, тоже директор цирка, в прошлом — народный артист. Мы проводим финальное заседание, он ко мне подходит и говорит: «Вы уже и так все решили, а мне надо домой, в цирк». Я запереживал, спрашиваю: «У тебя там что-то случилось, что ли?» И он ответил, что завтра начинается погрузка. Я подумал: если я во время погрузки выйду смотреть, что происходит, то начнется паника — зачем это он приперся? Я хотел его спросить, что он будет делать, слона в жопу, что ли, подпихивать, но не стал. А потом я его пожалел: он не верит своим людям. Я бы застрелился, не доверяя. Причем ты либо веришь, либо нет — половинки быть не может. Я всегда старался так относиться: вопрос в профессионализме, а здесь непрофессионалов нет, ведь каждый понимает, что от его работы может зависеть чья-то жизнь. У Марка Лазаревича Галлая в одной из книжек-воспоминаний была замечательная история о том, как он испытывал очередной самолет в бюро Туполева. Галлай был здоровым дядькой, метра под два роста, а кабина самолета обычно рассчитана на стандартного летчика — 180 сантиметров. Поскольку в кабине были выпуклые стекла, то все искажалось. И он попросил Туполева отдать команду, чтобы изготовили нормальное стекло, поскольку он просто ничего не видит. Ему сказали писать бумагу в конструкторский отдел, откуда спустят листок доработки, а потом отправят все на завод. «Зачем вся эта бюрократия, если здравый смысл подсказывает этого избежать?» — возразил Галлай. И Туполев ему ответил замечательную вещь, я запомнил эту фразу: «Здравый смысл — это слишком острый инструмент, чтобы его можно было давать на откуп нескольким тысячам человек. Давайте, чтобы было по порядку, писать бумагу». Поэтому мы и стараемся все делать в цирке так, как надо: если нужна бумажка, то пусть будет; нужен разговор — состоится разговор. Здесь все суперпрофессионалы. Это одна из лучших цирковых мировых команд, которую я знаю, а я, поверьте, знаю практически все серьезные мировые цирковые команды. С тех лет, что нет отца, здесь все сохранилось — что-то я по ходу дела добавляю, но основной костяк людей не меняется.
Московский юмор отличается…
Вряд ли есть что-то специфическое в нашем юморе. Уже есть определения: «еврейский юмор», «английский», «армянское радио». А русский — глобальный. Люди, в принципе, смеются над одинаковыми вещами. И когда я сижу с друзьями-французами и рассказываю анекдоты, то они смеются над ними. Кстати, у французов обычно достаточно фривольные анекдоты, связанные с отношениями мужчины и женщины.
Когда я был первый раз во Франции, то по вечерам папа вместе с Пьером ходили выгуливать его собаку Волгу. Они брали меня с собой, потому что я говорил по-английски, как и Пьер, который окончил Оксфорд. Отец с Пьером рассказывали друг другу анекдоты, а я должен был их переводить. И они все время меня ругали, что я неправильно перевожу, потому что им не смешно. Я объяснял, что переведенный анекдот теряет свой шарм.
Офицер говорит солдату: «Петров, для чего тебе голова нужна?» Петров отвечает: «Я ем ей!»
Как такое перевести? Полный бред получается. Одна моя знакомая в Париже очень хорошо говорит по-русски, лишь присутствует легкий акцентик. Но он есть и у меня: обычно спрашивают, из какого я региона. И я ей рассказываю анекдот: богатый мужик заказал себе прозрачный водяной матрас, чтобы внутри плавали рыбы, звезды морские, жемчуг и кораллы. Ему изготовили, он лежит, балдеет, смотрит, плывет мужик с аквалангом. Спрашивает: «Ты кто?» «Кто-то — Кусто!» — отвечает. А ей не смешно. Хотя она жила в России и знает наш менталитет, но вот настроиться на нужную волну невозможно.
Кстати, я не помню ни одного анекдота, основанного на отношении москвича и немосквича. Возвращаясь к этой теме, я понимаю, почему провинциалы прохладно относятся к москвичам, откуда неосознанная зависть — «столичные штучки». Хотя семья жены моего сына из Хабаровска: жили и жили, нужно было переехать по работе в Москву, мы и переехали, но вспоминаем, как там замечательно ездили на океан.
Япония в этом плане уникальная страна: все японцы хотят жить в Токио — все туда лезут. Город не только стал гигантским, но и соседний Иокогама, с которым нет границ и где тоже живет миллионов десять, негласно присоединился. У них есть въедливый журналист типа нашего Соловьева. И он разразился: «Что вы пристаете к русским по поводу островов? Зачем они вам нужны? Я объездил на мотоцикле всю Окинаву — немерено места для житья». Понятно, что это прежде всего политический вопрос, но они говорят, что у них нет места. Но на самом деле в удалении от центра просто нет ни инфраструктуры, ни воды, ни еды. И японцы, как лемминги, ломятся в Токио, потому что считается, что это круто — так же они ненавидят американцев, но хотят жить в Америке.
Я бы с удовольствием жил за городом, если бы не приходилось тратить два часа на дорогу. Мне просто жалко времени. Дача была, она и сейчас существует в разрушенном состоянии, мы передали ее младшему ребенку — пускай он ей занимается. Вроде недалеко — Валентиновка, по Ярославке. Но Ярославка битком, там все стоит даже ночью. Поэтому вопросов о переезде не возникало.
Сейчас…
Живем в самом начале Ленинградки. Мы с женой обычно гуляем по вечерам — я иногда пропускаю, но она ходит каждый день по 5, по 7 километров. Но в Москве не получается. Думали и здесь начать, но чтобы погулять, надо идти в парк за «Динамо», но пока дойдешь и перейдешь через ТТК, то уже и никакого удовольствия нет. Монако даже не беру: выходим из дома — красота. А во Франции мы живем в местечке Антони в 15–20 минутах от Парижа, это такой спальный район — пару улиц пройдешь, и начинается парк. Сплошное удовольствие: пруды, шато.
В Москве же есть только отдельные места: дети, например, приглашали нас в парк Горького — погуляли, посидели, поели; я не был там со студенческих лет, когда делать было нечего, и остался приятно удивлен. Все культурно, чистенько, обустроено, народа полно, молодежь тусит. Я удивлен, что убрали аттракционы. Но это не так важно… Что меня удивляет больше всего сегодня — пандемические решения, потому что меня это коснулось напрямую: мы деньги скребем по дну накопленного, практически ничего не зарабатывая, а если зарабатывая, то тратя. Когда вводили 25% заполняемости зала, кто так решил? Откуда взялась эта цифра? Я даже логики понять не могу и уж тем более не могу прогнозировать, сопоставляя зависимость с количеством заболевших или выздоровевших. Нет возможности строить графики и понимать, что будет завтра. Недавно были в Севастополе — там в 11 часов вечера закрываются все кафе. Почему в 11? Все равно народа на набережных битком, никаких масок нет. После 11 что, сползает с гор ковид и начинает нападать на спящий город? Почему 25% в цирке, а в метро и самолетах битком? Хорошо, маски понимаю. Перчатки — полный бред, еще давно врачи сказали.
При этом вы же можете написать письмо — есть прецедент — и мы, естественно, пишем сейчас такие письма на ряд мероприятий, где нам хотелось бы видеть полный зал, столетие Юрия Владимировича Никулина, например. Надо писать Голиковой, обосновывать просьбу, заверять всеми возможными мерами предосторожности — цирк и так весь увешан приборами. И они могут разрешить, но только один раз. А у меня-то таких разов каждый день! Артистам работать на 25% тяжело, на аншлаг даже реакция другая. Никак этого не ожидал, но, к чести наших зрителей, которые очевидно это чувствуют и понимают, они делают все, чтобы создать эффект полного зала своей реакцией: орут, свистят. Артисты говорят, что это отношение — до слез. Ведь артист работает не за зарплату, а чтобы ощутить любовь.
Заведения…
В детстве мы часто ходили в кафе «Арарат», оно было недалеко от факультета — очень вкусно и недорого. Потом мы открыли для себя ресторан «Пекин», в котором, как ни странно, было очень недорого: 4 рубля с человека без выпивки. Можно было наесться очень вкусно и интересно. Там я для себя в первый раз открыл китайскую кухню, позже я понял, что это к Китаю никакого отношения не имеет, но все равно вкусно.
Сейчас здесь мы мало ходим по ресторанам. Особо незачем. В Москве дорого — не потому что мне жалко денег на себя, а потому что объективно дорого. Есть ресторан La Marée на углу Петровки — он один из самых дорогих в Москве, там действительно хорошие морепродукты, но есть их я, честно говоря, побаиваюсь — черт его знает, как все привозили. Я однажды во Франции устрицами траванулся, чуть ласты не склеил, а уж здесь-то… Хотя сейчас в Крыму ели устриц — вполне. И вина там, как выяснилось, неплохие. Я белое не пью, только красное и в основном во Франции — бургундское. Красное я попробовал в Крыму — так себе, абы-табы. А Маша моя пробовала белое, говорит, очень достойно. Но непонятно: вина-то местные, а стоят так, как в Париже в ресторане; мы в Бургундии покупаем достаточно среднее за 7–8 евро у своих поставщиков — дома стоит шкаф, где всегда есть литров двести-триста.
Сегодня в Москве особых пристрастий нет. Однажды Стефания сказала, что хочет настоящей русской кухни. Я проконсультировался, мне посоветовали ресторан «Ермак» в Крылатском. Сидим, и нам выносят салат. Она смотрит и говорит: «А это русская кухня?» «Ну ты же видишь — креветки. Типичная русская кухня», — отвечаю.
К столетию Юрия Владимировича Никулина…
Мы еще в прошлом году должны были запустить программу, но поскольку ковид, то денег на это не было. Сейчас мы ищем средства. Есть надежда, что сделаем программу к февралю — уже готовы хороший сценарий, эскизы. Она будет посвящена именно ЮВ.
Сейчас мы дорабатываем программу, которая есть, потом пауза, елки и этот проект — самый важный из всех, что мы когда-либо делали, для нас. Сто лет бывает нечасто. Все наши силы сейчас нацелены на это. Сидели и в очередной раз обсуждали ситуацию, и я сказал своим директорам: «Ребята, подумайте только об одном: если брать историю нашего здесь бытия, то не было еще ни одного проекта, за который мы бы взялись, но не довели его до конца — мы, как бульдоги, всегда идем до последнего. А потом с нами Юрий Владимирович Никулин, он нас хранит и помогает».
Желаю Москве…
Сегодня — здоровья. Москва — это же люди. Не будет людей — не будет города. И, конечно, желаю какой-то надежды, что все будет хорошо. У нас так называется наша цирковая программа — «Все будет хорошо». Я даже в программке написал, что это не из Верки Сердючки, а название старой еврейской песни на стихи Марка Соболя, ее очень любил петь мой отец: «Все будет хорошо, к чему такие спешки? Все будет хорошо, и дамки выйдут в пешки». Я всем желаю удачи — это самая главная вещь. Да, все зависит от нас, но если не будет удачи, то многое может не сбыться. А всем нужно, чтобы сбывалось.
Фото: предоставлено пресс-службой Цирка на Цветном бульваре
Контактная информация:
Реквизиты компании:
ИНН: 7707284367
КПП: 770701001
ОКПО: 32457072
ОГРН: 1027739901001
ОКФС: 16 — Частная собственность
ОКОГУ: 4210014 — Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами и гражданами совместно
ОКОПФ: 12267 — Непубличные акционерные общества
ОКТМО: 45382000000
ФСФР: 21608-H
ОКАТО: 45286585 — Тверской, Центральный, Город Москва
Предприятия рядом: ООО «Дельта-Спорт», ООО «ОФИС ПЛЮС», ООО «ФОК», ООО «МАКСИ-ГРУПП» — Посмотреть все на карте
Виды деятельности:
Основной (по коду ОКВЭД ред.2): 90.01 — Деятельность в области исполнительских искусств
Найти похожие предприятия — в той же отрасли и регионе (с тем же ОКВЭД и ОКАТО)
Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД:
27.90 | Производство прочего электрического оборудования |
46.19 | Деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров |
46.90 | Торговля оптовая неспециализированная |
47.7 | Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах |
55.10 | Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания |
56.10.1 | Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания |
58.19 | Виды издательской деятельности прочие |
72.19 | Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие |
73.11 | Деятельность рекламных агентств |
79.11 | Деятельность туристических агентств |
85.42.9 | Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки |
90.0 | Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений |
Учредители:
Является или была в прошлом учредителем следующих организаций:
Регистрация в Пенсионном фонде Российской Федерации:
Регистрационный номер: 087101051193
Дата регистрации: 27.04.2000
Наименование органа ПФР: Государственное учреждение — Главное Управление Пенсионного фонда РФ №10 Управление №1 по г. Москве и Московской области муниципальный район Тверской г.Москвы
ГРН внесения в ЕГРЮЛ записи: 6087746084343
Дата внесения в ЕГРЮЛ записи: 07.02.2008
Регистрация в Фонде социального страхования Российской Федерации:
Регистрационный номер: 772901776577111
Дата регистрации: 01.09.2018
Наименование органа ФСС: Филиал №11 Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
ГРН внесения в ЕГРЮЛ записи: 6187749077830
Дата внесения в ЕГРЮЛ записи: 03.10.2018
Сведения о доходах и расходах по данным ФНС от 02.12.2022 по ИНН 7707284367:
Год | Доходы | Расходы | Доходы — Расходы |
2021 | 720 102 000 руб. | 667 829 000 руб. | 52 273 000 руб. |
Сведения об уплаченных суммах налогов и сборов по данным ФНС от 02.12.2022 по ИНН 7707284367:
Год | Наименование | Сумма |
2021 | Налог на прибыль | 0 руб. |
2021 | Налог на имущество организаций | 0 руб. |
2021 | Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования | 14 652 900 руб. |
2021 | Страховые и другие взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации | 58 486 200 руб. |
2021 | Налог на добавленную стоимость | 6 080 560 руб. |
2021 | Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 6 277 910 руб. |
2021 | Транспортный налог | 152 470 руб. |
2021 | Торговый сбор | 0 руб. |
2021 | НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, администрируемые налоговыми органами | 0 руб. |
2021 | Задолженность и перерасчеты по ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ и сборам и иным обязательным платежам (кроме ЕСН, страх. Взносов) | 0 руб. |
Сообщения на Федресурсе:
07.04.2023 опубликовал сообщение № 15171936 — Стоимость чистых активов:
Текст: Стоимость чистых активов на 31.12.2022 РаскрытьСумма: 871974 |
06.03.2018 опубликовал сообщение № 02989402 — Стоимость чистых активов:
Текст: Стоимость чистых активов ЗАО «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре» по состоянию на 31.12.2017 составила 660 701 221,67 рублей. РаскрытьСумма: 660701221.67 |
Посмотреть информацию о всех |
АО «МОСКОВСКИЙ ЦИРК НИКУЛИНА НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ» является правообладателем следующих товарных знаков (по данным Роспатента от 06.04.2023 по ИНН или ОГРН):
Результаты работы за 2021 год (по данным ФНС России):
Финансовые отчеты (бухгалтерские показатели): | |||
Код | Показатель | Значение | |
Ф1.1110 | Нематериальные активы | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1120 | Результаты исследований и разработок | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1130 | Нематериальные поисковые активы | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1140 | Материальные поисковые активы | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1150 | Основные средства | 237205 | тыс.руб. |
Ф1.1160 | Доходные вложения в материальные ценности | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1170 | Финансовые вложения | 5 | тыс.руб. |
Ф1.1180 | Отложенные налоговые активы | 17 | тыс.руб. |
Ф1.1190 | Прочие внеоборотные активы | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1100 | Итого по разделу I — Внеоборотные активы | 237226 | тыс.руб. |
Ф1.1210 | Запасы | 21783 | тыс.руб. |
Ф1.1220 | Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1230 | Дебиторская задолженность | 139111 | тыс.руб. |
Ф1.1240 | Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1250 | Денежные средства и денежные эквиваленты | 448874 | тыс.руб. |
Ф1.1260 | Прочие оборотные активы | 1689 | тыс.руб. |
Ф1.1200 | Итого по разделу II — Оборотные активы | 611456 | тыс.руб. |
Ф1.1600 | БАЛАНС (актив) | 848683 | тыс.руб. |
Ф1.1310 | Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) | 8 | тыс.руб. |
Ф1.1320 | Собственные акции, выкупленные у акционеров | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1340 | Переоценка внеоборотных активов | 849 | тыс.руб. |
Ф1.1350 | Добавочный капитал (без переоценки) | 1116 | тыс.руб. |
Ф1.1360 | Резервный капитал | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1370 | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 528155 | тыс.руб. |
Ф1.1300 | Итого по разделу III — Капитал и резервы | 530128 | тыс.руб. |
Ф1.1410 | Заемные средства | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1420 | Отложенные налоговые обязательства | 11331 | тыс.руб. |
Ф1.1430 | Оценочные обязательства | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1450 | Прочие обязательства | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1400 | Итого по разделу IV — Долгосрочные обязательства | 11331 | тыс.руб. |
Ф1.1510 | Заемные средства | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1520 | Кредиторская задолженность | 24365 | тыс.руб. |
Ф1.1530 | Доходы будущих периодов | 282859 | тыс.руб. |
Ф1.1540 | Оценочные обязательства | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1550 | Прочие обязательства | 0 | тыс.руб. |
Ф1.1500 | Итого по разделу V — Краткосрочные обязательства | 307224 | тыс.руб. |
Ф1.1700 | БАЛАНС (пассив) | 848683 | тыс.руб. |
Ф2.2110 | Выручка | 636931 | тыс.руб. |
Ф2.2120 | Себестоимость продаж | 381920 | тыс.руб. |
Ф2.2100 | Валовая прибыль (убыток) | 255011 | тыс.руб. |
Ф2.2210 | Коммерческие расходы | 51375 | тыс.руб. |
Ф2.2220 | Управленческие расходы | 174054 | тыс.руб. |
Ф2.2200 | Прибыль (убыток) от продаж | 29582 | тыс.руб. |
Ф2.2310 | Доходы от участия в других организациях | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2320 | Проценты к получению | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2330 | Проценты к уплате | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2340 | Прочие доходы | 83171 | тыс.руб. |
Ф2.2350 | Прочие расходы | 60480 | тыс.руб. |
Ф2.2300 | Прибыль (убыток) до налогообложения | 52273 | тыс.руб. |
Ф2.2410 | Текущий налог на прибыль | -16396 | тыс.руб. |
Ф2.2421 | в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2430 | Изменение отложенных налоговых обязательств | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2450 | Изменение отложенных налоговых активов | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2460 | Прочее | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2400 | Чистая прибыль (убыток) | 35877 | тыс.руб. |
Ф2.2510 | Результат от переоценки внеобор.активов, не включ.в чистую прибыль(убыток) периода | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2520 | Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2500 | Совокупный финансовый результат периода | 35877 | тыс.руб. |
Ф2.2910 | Разводненная прибыль (убыток) на акцию | 0 | тыс.руб. |
Ф2.2900 | Базовая прибыль (убыток) на акцию | 0 | тыс.руб. |
Ф3.3600 | Чистые активы | 812987 | тыс.руб. |
Посмотреть отчетность за 2009 — 2021 год. |
Лицензии:
Номер | Дата | Виды деятельности | Место действия |
00-21-4-004300 | 18.06.2021 | Содержание и использование животных в цирках | |
77-19-3-001081 | 08.05.2019 | ХРАНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ВЕТЕРИНАРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ | |
77РПО0012878 | 29.12.2017 — 28.12.2023 | РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ЛИЦЕНЗИРУЕМАЯ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДОСТАВЛЕННЫМИ ЗАКОНОМ ПОЛНОМОЧИЯМИ | |
Показать еще… |
Данные из ФГИС «Единый реестр проверок» от 18.04.2023 по ИНН 7707284367:
Номер проверки: 002105006838
|
Посмотреть информацию о всех проверках (30) |
Данные реестра организаций госзакупок по 44-ФЗ:
Данные реестра организаций госзакупок по 223-ФЗ:
57702060003180003490000 от 23.04.2018 на 428000 руб.
Агентские услуги на предоставление циркового номера
О компании указано: адрес: 127051, РОССИЯ, Москва, ЦВЕТНОЙ Б-Р, 13
e-mail: www.circusnikulin.ru
телефон: +7 (495) 628-80-17
Заказчик: ФКП «РОСГОСЦИРК» (ИКО: 57702060003770201001)
57702060003170005740000 от 29.12.2017 на 234999 руб.
Приобретение 3-х (трех) музыкальных произведений для цирковых номеров п/р Саундбековой С.Д. для нужд филиала ФКП
О компании указано: адрес: 127051, РОССИЯ, Москва, ЦВЕТНОЙ Б-Р, 13
e-mail: info@circusnikulin.ru
телефон: +7 (495) 625-89-70
Заказчик: ФКП «РОСГОСЦИРК» (ИКО: 57702060003770201001)
67736607502170001740000 от 15.05.2017 на 745000 руб.
Приобретение билетов на детское театрализованное представление
О компании указано: адрес: 127051, РОССИЯ, Москва, Москва, ЦВЕТНОЙ б-р, 13
Заказчик: ООО «НИИ ТРАНСНЕФТЬ» (ИКО: 67736607502772701001)
Смотреть все поставки по 223-ФЗ
Арбитраж:
Сертификаты соответствия:
Исполнительные производства:
Краткая справка:
Организация ‘АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «МОСКОВСКИЙ ЦИРК НИКУЛИНА НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ»‘ зарегистрирована 26 декабря 2002 года по адресу 127051, МОСКВА ГОРОД, Б-Р ЦВЕТНОЙ, Д.13. Компании был присвоен ОГРН 1027739901001 и выдан ИНН 7707284367. Основным видом деятельности является деятельность в области исполнительских искусств. Компанию возглавляет НИКУЛИН МАКСИМ ЮРЬЕВИЧ. За 2021 год прибыль компании составила 35877 тыс. руб.
Максим Никулин родился 15 ноября 1956 года в городе Москва. Рос в семье знаменитого клоуна и популярного актера кино Юрия Никулина. В возрасте одиннадцати лет снялся в фильме «Бриллиантовая рука». Играл мальчика с сачком, который идет по мелководью. В 1981 году окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени Ломоносова.
Трудовую деятельность Никулина начал в должности корреспондента газеты «Московский комсомолец». Затем работал в «Последних известиях» Главной редакции всесоюзной радиостанции «Маяк». С 1986 года на Центральном телевидении, в редакции информации, в программе «Время». Являлся ведущим программы «Утро».
С 1993 года Максим Никулин занимал должность директора-распорядителя в Московском цирке на Цветном бульваре. В 1997 году после смерти отца стал генеральным директором и художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре, который назван именем Юрия Никулина.
В период с января 2000 по декабрь 2003 год Максим Юрьевич вел программу «Мой цирк» на канале «Культура». Позднее являлся ведущим программы о цирке «Форганг» на Первом канале.
Дедушка по отцу — Владимир Андреевич Никулин (1898-1964), демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове. В Демидове дед организовал «Теревьюм» — передвижной театр революционного юмора, где сам ставил спектакли и много играл. Также организовал и тренировал первую в городе футбольную команду, в Москве писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка, работал в газетах «Известия» и «Гудок», вёл драматический кружок, в школе, в которой учился его сын Юрий Никулин.
Бабушка по отцу — Лидия Ивановна Никулина (дев. Германова) (1902 — 1979) — в детстве жила в городе Ливаны, отец бабушки был начальником почты, работала актрисой в драматическом театре в Демидове, до войны была женщиной полной, после войны похудела и стала седой, в годы войны рыла окопы под Москвой, работала на эвакопункте санитаркой, после войны работала диспетчером на «Скорой помощи», где работала до пенсии.
Прадед по матери — Петр Яковлевич Ростовцев (1863—1929?) — земский деятель, депутат Государственной думы I созыва от города Воронежа.
Бабушка по матери — Мария Петровна Покровская (д. Ростовцева) (1898-?), стенографистка и машинистка в институте Красной Профессуры.
Дедушка по матери — журналист Николай Покровский.
Отец — Юрий Никулин (18 декабря 1921 — 21 августа 1997), артист цирка, знаменитый клоун, популярный актер кино.
Мать — Татьяна Николаевна Никулина (Покровская) (14 декабря 1929 — 26 октября 2014) — артистка цирка.
Троюродный брат кинокритик Лев Маратович Карахан.
Дочь от второго брака Мария (26 декабря 1981) — врач-нейрохирург, живет с мужем в Мюнхене
Третья жена Мария Станиславовна Никулина (12 августа 1964) — занималась туристическим бизнесом.
Сын — Юрий Максимович Никулин (29 мая 1986) — окончил Школу-студию МХАТ, руководитель отдела рекламы и спецпроектов Московского цирка Никулина на Цветном бульваре, женат на Анастасии.
Внук Станислав Юрьевич Никулин (2009).
внучка — Соня (2015)
Сын — Максим Максимович Никулин (13 ноября 1988) — окончил Школу-студию МХАТ, заместитель руководителя зарубежного гастрольного отдела, женат на Татьяне.
внучка — Анна Максимовна Никулина (2017)