Музей музыки руководство

«Музей Музыки» — руководитель:
Брызгалов Михаил Аркадьевич (ИНН 645201140249).
ИНН 7707104737, ОГРН 1027739721019.
ОКПО 02173986, зарегистрировано 03.06.1992 по юридическому адресу 125047, город Москва, ул. Фадеева, д.4.
Статус:
действующая с 03.06.1992.
Подробнее >

До Брызгалов Михаил Аркадьевич,
руководителем «Музей Музыки»
являлся:
Лисенко Владимир Владимирович (ИНН 645201430325).

Компания работает
30 лет 10 месяцев,
с 03 июня 1992
по настоящее время.
В выписке ЕГРЮЛ учредителем указано 1 российское юридическое лицо. Основной вид деятельности «Музей Музыки» — Деятельность музеев и 12 дополнительных видов.

Состоит на учете в налоговом органе Инспекция ФНС России № 7 по г. Москве с 03 июня 1992 г., присвоен КПП 770701001.
Регистрационный номер
ПФР 087111002755, ФСС 770700161477211.
< Свернуть

«МУЗЕЙ МУЗЫКИ»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ»



  Действующая организация

ОГРН 1027739721019  

ИНН 7707104737  

КПП 770701001  

ОКПО 02173986  

Дата регистрации

25 февраля 1997 года

Юридический адрес

125047, г. Москва, ул. Фадеева, д. 4

Организационно-правовая форма

Федеральные государственные бюджетные учреждения

Специальный налоговый режим

Не применяется?

"МУЗЕЙ МУЗЫКИ" - Брызгалов Михаил Аркадьевич

Среднесписочная численность работников

Нет сведений?

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Не входит в реестр

Федресурс

Организация не опубликовала ни одного сообщения

ЕФРСБ (реестр банкротств)

  Нет сообщений о банкротстве

Санкции

  Не входит в санкционные списки


Оценка надежности

Высокая оценка надежности

Признаки фирмы-однодневки не обнаружены

  • Преимущества (8)
  • Недостатки (0)
  •   Долгое время работы

    Организация зарегистрирована 26 лет назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам

  •   Участник системы госзакупок — поставщик

    Организация поставила товаров или оказала услуг на сумму более 101,8 млн руб.

  •   Участник системы госзакупок — заказчик

    Организация заказала товаров или услуг на сумму более 1 млрд руб.

  •   Не входит в реестр недобросовестных поставщиков

    По данным ФАС, не входит в реестр недобросовестных поставщиков

  •   Нет связей с дисквалифицированными лицами

    По данным ФНС, в состав исполнительных органов организации не входят дисквалифицированные лица

  •   Нет массовых руководителей и учредителей

    Руководители и учредители «МУЗЕЙ МУЗЫКИ» не включены в реестры массовых руководителей и массовых учредителей ФНС

  •   Нет сообщений о банкротстве

    В реестре ЕФРСБ не найдено ни одного сообщения о банкротстве организации

  •   Нет долгов по исполнительным производствам

    По данным ФССП, открытые исполнительные производства в отношении организации отсутствуют

Недостатков не обнаружено

Реквизиты

ОГРН? 1027739721019    от 6 декабря 2002 года
ИНН? 7707104737  
КПП? 770701001  
ОКПО? 02173986  

Сведения о регистрации

Регистрация в ФНС

Регистрационный номер 1027739721019 от 6 декабря 2002 года

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве

Регистрация в ПФР

Регистрационный номер 087111002755 от 27 октября 2008 года

Государственное учреждение — Главное Управление Пенсионного фонда РФ №10 Управление №1 по г. Москве и Московской области муниципальный район Тверской г. Москвы

Регистрация в ФСС

Регистрационный номер 770700161477211 от 1 сентября 2018 года

Филиал №21 Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

Коды статистики

Код ОКОГУ? 1321000  

Министерство культуры Российской Федерации

Код ОКОПФ? 75103  

Федеральные государственные бюджетные учреждения

Код ОКФС? 12  

Федеральная собственность

Код ОКАТО? 45286585000  

Тверской

Код ОКТМО? 45382000000  

муниципальный округ Тверской

Код КЛАДР? 770000000000617  

Контакты

Адрес

125047, г. Москва, ул. Фадеева, д. 4

Показать на карте


Контакты неверны или неактуальны?

Если вы являетесь владельцем или руководителем «МУЗЕЙ МУЗЫКИ», вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.

Виды деятельности ОКВЭД-2

91.02 Деятельность музеев?
74.20 Деятельность в области фотографии
82.92 Деятельность по упаковыванию товаров
90.0 Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений
74.30 Деятельность по письменному и устному переводу
91.03 Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры
58.11 Издание книг
59.1 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ
63.11.1 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
91.01 Деятельность библиотек и архивов

Финансовая отчетность «МУЗЕЙ МУЗЫКИ»

Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности «МУЗЕЙ МУЗЫКИ»?

Руководитель «МУЗЕЙ МУЗЫКИ»

Генеральный директор Брызгалов Михаил Аркадьевич

  Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

  Нет записи о дисквалификации

  Не входит в реестры массовых руководителей и учредителей

Учредитель

  • Юридические лица (1)

Связи

Не найдено ни одной связи по руководителю

Учредитель «МУЗЕЙ МУЗЫКИ» также является руководителем или учредителем 24 других организаций

1. НОУ «ВКСР»
123557, г. Москва, пер. Большой Тишинский, д. 12, корп. 1
Образование профессиональное дополнительное

Учредитель — ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

2. ТЕАТР ИМ. ФЕДОРА ВОЛКОВА
150000, Ярославская область, г. Ярославль, пл. Волкова, д. 1
Деятельность в области исполнительских искусств

Учредитель — ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
600000, Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 43
Деятельность музеев

Учредитель — ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

4. ГАСО РОССИИ ИМЕНИ Е.Ф. СВЕТЛАНОВА
125009, г. Москва, ул. Никитская Б., д. 13
Деятельность в области художественного творчества

Учредитель — ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

5. РУССКИЙ МУЗЕЙ
191186, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 4
Деятельность музеев

Учредитель — ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

«МУЗЕЙ МУЗЫКИ» не является управляющей организацией

«МУЗЕЙ МУЗЫКИ» не является учредителем других организаций

Сообщения на Федресурсе

Организация «МУЗЕЙ МУЗЫКИ» не опубликовала и не является участником ни одного сообщения на Федресурсе

Госзакупки

Согласно данным Федерального казначейства, «МУЗЕЙ МУЗЫКИ» является участником системы государственных закупок

Заказчик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 85 120,2 млн руб.
44-ФЗ 184 573,7 млн руб.
223-ФЗ 526 345,4 млн руб.

Поставщик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 18 28,9 млн руб.
44-ФЗ 11 72,3 млн руб.
223-ФЗ 3 642,3 тыс. руб.

Проверки «МУЗЕЙ МУЗЫКИ»

Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении организации «МУЗЕЙ МУЗЫКИ» инициировано 35 проверок

Без нарушений

С нарушениями

Нет сведений о результатах

  • Последняя проверка
  • Предстоящие проверки (0)

№ 77230061000105404526 от 23 марта 2023 года

Профилактический визит

Орган контроля (надзора), проводящий проверку

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО Г. МОСКВЕ

Правовое основание проведения проверки

(ФЗ 248) В связи с отношением объектов контроля к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска

Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ

Арбитражные дела

В арбитражных судах РФ были рассмотрены 10 судебных дел с участием «МУЗЕЙ МУЗЫКИ»

Истец

Ответчик

Третье / иное лицо

Последнее дело

№ А40-54155/2023 от 16 марта 2023 года

Экономические споры по гражданским правоотношениям

Истец

Ответчик

Исполнительные производства

  Нет сведений об открытых в отношении «МУЗЕЙ МУЗЫКИ» исполнительных производствах

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах


  Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

Вакансии

Мы смогли найти информацию о 1 вакансии от «МУЗЕЙ МУЗЫКИ»

Самые популярные вакансии

  • Научный сотрудник (1)

Последняя вакансия

Обязанности

  • Участие в научно-экспозиционной работе (подготовка научных концепций, ТЭП, экспликаций, этикетаж экспозиций и выставок);
  • хранительская деятельность (ответственное хранение, оформление учетной документации, научная инвентаризация, сверка наличия музейных предметов, актуализация картотеки читального зала);
  • осуществление публикаций на основе фондов музея (каталог, буклет, статьи и пр. );
  • выступления с сообщениями и докладами на конференциях, семинарах, публичных лекциях;
  • выполнение научно-методической (разработка методических пособий) и научно-просветительской работы (консультации экскурсоводам музея, подготовка материалов для СМИ).

Дополнительная информация

  • График работы 5/2 
  • Оформление трудовых отношений в соответствии с ТК РФ

Общие требования

  • Высшее профессиональное образование (музейное дело, музыкальное, культуры и искусства, гуманитарное) и стаж работы в научных подразделениях музея не менее 1 года;
  • владение навыками работы в MS Office, умение работать в ЭБД «Камис»;
  • умение оформлять результаты исследовательской деятельности в виде научных концепций, статей и др. ;
  • навыки договорной работы.

Требования к образованию

Высшее

Зарплата от 40000 руб.

Опубликовано 9 марта 2023 года

История изменений

03.10.2015

21.07.2016

02.02.2018

Сокращенное наименование изменено с «ВМОМК ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ» на «МУЗЕЙ МУЗЫКИ»

Полное наименование изменено с «ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ВСЕРОССИЙСКОЕ МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ»» на «ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ»»

01.09.2018

Регистрация в ФСС, присвоен регистрационный номер 770700161477211

Филиал №21 Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

Согласно данным ЕГРЮЛ, организация «МУЗЕЙ МУЗЫКИ» — или ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ» — зарегистрирована 25 февраля 1997 года по адресу 125047, г. Москва, ул. Фадеева, д. 4. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1027739721019, ИНН 7707104737, КПП 770701001. Регистрационный номер в ПФР — 087111002755, регистрационный номер в ФСС — 770700161477211. Организационно-правовой формой является «Федеральные государственные бюджетные учреждения», а формой собственности — «Федеральная собственность».

Основным видом деятельности организации «МУЗЕЙ МУЗЫКИ» является «Деятельность музеев». Организация также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Деятельность по упаковыванию товаров», «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений», «Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры», «Деятельность библиотек и архивов», «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ» и других.

Генеральный директор — Брызгалов Михаил Аркадьевич.

На 23 апреля 2023 года юридическое лицо является действующим.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

ООО «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»

Предоставление услуг в области растениеводства

г. Санкт-Петербург
ООО «ГК РУСС»

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

г. Тольятти
ЧУ ДПО «УКЦ «ОРИЕНТ»

Подготовка кадров высшей квалификации

г. Нижний Новгород
ООО «МЕТПРОМСНАБ»

Деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами и строительными материалами

г. Москва
ООО «РЕСПЕКТ»

Предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе

г. Казань

Культура.РФ

Культура.РФ

  • Гусли

  • Дудки, свирели, рожки

  • Балалайка

  • Гитара «цыганки Тани»

  • Украинская бандура

  • Лютни, цистры и мандолины

  • Кобыз

  • Карнай

  • Скрипка работы Антонио Страдивари

  • Хрустальная флейта фирмы Laurent a Paris

  • Два барабана Русской армии

  • Спинет 1565 года

  • «Энгармонический» рояль Владимира Одоевского

  • Шарманка одесской фирмы «Нечада»

  • Терменвокс

  • Синтезатор АНС

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ МУЗЫКИ

Редкие инструменты, партитуры к известным произведениям и личные вещи музыкантов

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ МУЗЫКИ

Редкие инструменты, партитуры к известным произведениям и личные вещи музыкантов

Мы составили для вас гид по Музею музыки — крупнейшему в мире фонду музыкальной культуры. В его коллекцию входит более миллиона предметов: инструменты Антонио Страдивари и Андреа Гварнери, личные вещи композиторов и исполнителей, фотографии с концертов и спектаклей, рукописи, партитуры и старинные грампластинки. Изучайте историю музея и отправляйтесь на прогулку по его главному корпусу вместе с порталом «Культура.РФ».

Музей при Московской консерватории

Музей при Московской консерватории

В 1866 году в Москве открылась Московская консерватория. К концу XIX века она стала одним из крупнейших музыкальных учреждений России. В фондах Консерватории к тому времени скопилось большое количество экспонатов — рукописей, инструментов, партитур. Многие предметы в дар учреждению отдавали сами музыканты и члены их семей. Например, жена писателя и музыковеда Владимира Одоевского пожертвовала Консерватории его архив нот, записей народных песен, книг по музыкальной теории. А военный дирижер Август Эйхгорн передал свою коллекцию среднеазиатских музыкальных инструментов.

Здание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Здание Российского национального музея музыки, Москва
Фотография: music-museum.ru

Чтобы эти экспонаты могла увидеть широкая публика, в 1910 году Московское отделение Императорского Русского музыкального общества решило открыть при Консерватории музей. Деньги на его создание выделил купец и меценат Дмитрий Беляев. Он пожертвовал около трех тысяч рублей на покупку мебели и оборудования. В то время такая сумма была огромной: хороший рояль стоил 150 рублей, а за 200 уже можно было купить автомобиль.

Музей открылся спустя два года, в 1912-м, в здании Московской консерватории на Большой Никитской улице. Ему присвоили имя Николая Рубинштейна — пианиста, основателя и первого директора учреждения. Тогда в экспозиции музея демонстрировались личные вещи музыкантов, редкие книги, рукописи, а также инструменты, в том числе скрипки Антонио Страдивари, Николо Амати и Санто Серафино.

Новое здание, филиалы и концертные залы Музея музыки

Новое здание, филиалы и концертные залы Музея музыки

В советское время фонды музея постоянно увеличивались. Появились отделы аудиоматериалов, грампластинок. В конце 1920-х музей даже переехал в фойе Большого зала Консерватории, где было больше места. Там проходили музыкальные собрания, научные сессии и выставки.

Во время Великой Отечественной войны учреждение переименовали в Государственный центральный музей музыкальной культуры. А в 1954 году, к 150-летию со дня рождения Михаила Глинки, ему присвоили имя композитора. К тому моменту музей стал одним из главных центров музыкальной жизни СССР. Здесь искали и исследовали редкие рукописи, собирали материалы о русском зарубежье.

Здание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Еще через несколько лет, в 1964-м, Центральный музей музыкальной культуры переехал в отдельное здание — палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке. Тут впервые открылись читальный и концертно-лекционный залы.

Тогда же Центральный музей музыкальной культуры вновь должен был переехать в другое здание. Специально для учреждения начали строить корпус на улице Фадеева. Однако в палатах Троекуровых музей оставался еще почти 20 лет. К тому моменту у него открылся еще один филиал — мемориальная квартира Николая Голованова. Там удалось сохранить оригинальную обстановку четырех комнат — кабинета, гостиной, столовой, спальни композитора.

Центральный музей музыкальной культуры переехал в новое здание на улице Фадеева в 1985 году. Его построили по проекту Иосифа Ловейко. Вход в музей украсил витраж из цветного рельефного стекла, который изготовили литовские стекольные мастера во главе с художником Казимерасом Моркунасом. Слева от главного входа расположилась скульптурная композиция в форме звонницы с колоколами. В самом здании построили большой зал с органом, где регулярно проходили концерты, спектакли, литературные вечера.

В конце 1980-х открылся еще один филиал музея — дом Федора Шаляпина. Его предложила создать первая жена артиста, Иола Торнаги. Экспозиция разместилась в особняке на Новинском бульваре, где Шаляпин жил с 1910 по 1922 год. Сейчас там находятся личные вещи, сценические костюмы, фотографии, которые передали в дар родственники и друзья артиста.

Музей С.С. Прокофьева, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей С.С. Прокофьева, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, Москва

Фотография: music-museum.ru

Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, Москва

Фотография: music-museum.ru

Новые филиалы появились и в 2000-х. В 2007 году открылся Музей Петра Чайковского в доме на Кудринской площади, где композитор около года снимал квартиру. Это единственное здание, где жил Чайковский, сохранившееся до наших дней.

А еще через год был создан Музей Сергея Прокофьева в Камергерском переулке. Квартира в этом доме принадлежала родителям Миры Мендельсон, второй жены композитора. В экспозицию вошла библиотека Прокофьева, его письма, фотографии.

В 2011 году Центральный музей музыкальной культуры переименовали во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки. А через семь лет он получил современное название — Российский национальный музей музыки.

С чего начать осмотр

На втором этаже здания находятся Камерный и Прокофьевский залы: в них проходят концерты, лекции, кинопоказы и творческие вечера. В Камерном зале можно послушать старинную музыку. Здесь же представлены инструменты из фондов Музея музыки: орган мастера Фридриха Ладегаста, изготовленный в XIX веке, рояль фирмы Steinway & Sons, который принадлежал композитору Николаю Метнеру.

Первый зал: инструменты народов России

Первый зал: инструменты народов России

Гусли

Гусли. Мастер Михаил Северский. 1910–30-е годы. Россия

Российский национальный музей музыки, Москва

Гусли прима оркестровые. Мастер Николай Фомин. 1937 год. Ленинград

Российский национальный музей музыки, Москва

Гусли крыловидные девятиструнные. Неизвестный мастер. XIII век. Древний Новгород

Российский национальный музей музыки, Москва

К самым ценным экспонатам этого зала относятся гусли XIII–XIV веков. Эти инструменты обнаружили археологи во время раскопок на территории Великого Новгорода в 1950–60-х годах. В экспозиции музея также находятся шлемовидные гусли известного музыканта Михаила Северского и клавишный вариант инструмента, который сконструировал мастер Николай Фомин специально для Великорусского оркестра Василия Андреева.

Дудки, свирели, рожки

Свирель большая. Реконструкция. Мастер Григорий Любимов. 1920-е годы. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Дудка двойчатка. Неизвестный мастер. 1-я треть XX века. Смоленская губерния

Российский национальный музей музыки, Москва

Рожок пастуший. Мастер Ф. Ровняк. 1916 год. Деревня Ивановская, Владимирская губерния

Российский национальный музей музыки, Москва

Всевозможные свирели, рожки, жалейки были очень популярны у русских крестьян. Различались они количеством отверстий, материалом, длиной и формой корпуса. Например, жалейки имели широкий и изогнутый конец, который обеспечивал громкое и резкое звучание. А многоствольную флейту кугиклы собирали из нескольких трубочек разной длины — полых стеблей тростника или других растений. С их помощью музыканты издавали нежные свистящие звуки разной высоты. Играли на кугиклах обычно женщины — как сольно, так и небольшими ансамблями из трех-четырех человек.

Дудками и рожками пользовались пастухи. Громкий звук такого инструмента помогал собрать стадо или отпугнуть диких зверей, а в свободное время пастух развлекался, наигрывая плясовые мелодии или песни. В конце XIX — начале XX века появились профессиональные коллективы рожечников, свирельщиков, дудочников. Они стали популярны и в России, и за рубежом. Хор владимирских рожечников под управлением Николая Кондратьева выступал перед членами императорской семьи и даже ездил на гастроли в Париж. В журнале Le Monde illustré писали: «Рожечники… кажется, станут фаворитами парижан. Эта команда русских крестьян, которая дебютировала на последнем бале в Опере, состоит из музыкантов, разнообразный репертуар которых действительно привлекателен, и эффект усиливается из-за странности инструмента, на котором они исполняют мелодии своей страны».

Балалайка

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Балалайка прима. Мастер Семен Налимов. 1902 год. Сельцо Марьино-Андреевское, Тверская губерния
Российский национальный музей музыки, Москва

Балалайка появилась в XVIII веке и быстро стала популярной и среди крестьян, и у профессиональных музыкантов. За границей она даже стала символом русской культуры.

Балалайка — струнный щипковый инструмент с круглым или треугольным корпусом. Классические модели имели от двух до шести струн и шесть-семь ладов. Играли на них двумя основными способами: бряцанием — ударами по всем струнам одновременно — и тремоло, при котором струны быстро перебирали пальцами, чередуя звуки или повторяя один и тот же.

Одним из лучших балалаечных мастеров начала XX века считался Семен Налимов. За свои инструменты он получил медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В экспозиции Музея музыки представлена балалайка, которую Налимов создал для Василия Андреева — организатора первого в мире оркестра русских народных инструментов. Именно по инициативе Андреева мастера изменили форму инструмента. Балалайки стали больше, у них появились колки для натяжения струн, а на грифе — металлические ладовые порожки. Тогда же инструмент стал в основном трехструнным.

После смерти Андреева инструментом из музейной коллекции пользовался балалаечник Борис Трояновский. В 1919 году он создал Московский великорусский оркестр народных инструментов — один из старейших действующих музыкальных коллективов России.

Гитара «цыганки Тани»

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Гитара семиструнная (первоначально шестиструнная). Неизвестный мастер. Начало или 1-я четверть XX века. Франция (?)
Российский национальный музей музыки, Москва

Эту гитару изготовил мастер Иван Краснощеков в 1837 году. Много лет инструмент принадлежал исполнительнице цыганских песен и романсов Татьяне Демьяновой, которая была известна под именем «цыганка Таня». Ей посвящали свои стихи Александр Пушкин и Николай Языков.

В музей инструмент попал из коллекции заслуженного артиста РСФСР, собирателя цыганского фольклора и музыканта Николая Кручинина. Гитару ему подарила подруга Татьяны Демьяновой — певица Мария Николаева. От нее же Кручинин узнал множество цыганских романсов, которые позднее вошли в его репертуар. Музыкант сам часто играл на этой гитаре и даже выступал с ней перед солдатами во время Великой Отечественной войны.

Второй зал: музыкальные инструменты народов Европы и Средней Азии

Второй зал: музыкальные инструменты народов Европы и Средней Азии

Во втором зале располагается одна из крупнейших в России коллекций европейских и среднеазиатских народных инструментов. Здесь можно увидеть итальянскую мандолину, украинскую бандуру, французскую цистру и многое другое. В этом же зале выставляется коллекция инструментов народов Средней Азии, которую собрал военный дирижер Август Эйхгорн.

Украинская бандура

Бандура. Мастер Владимир Тузиченко. 1937 год. Киев, Украинская ССР

Российский национальный музей музыки, Москва

Торбан. Мастер Иван Краснощеков. 1869 год. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Бандура — струнный щипковый инструмент, особенно популярный в XVIII–XIX веках. Играть на нем было несложно благодаря удобной форме и стабильной высоте звука. Поэтому появились даже слепые бандуристы — странствующие музыканты, в чей репертуар входили народные песни.

Во втором зале музея представлена особая басовая разновидность бандуры — торбан. Этот инструмент принадлежал музыканту Василию Шевченко, он подарил его музею в 1946 году.

От других подобных инструментов торбан отличается вытянутым корпусом, широким длинным грифом и очень большим количеством струн — до 60. Модель из музейной коллекции изготовил известный скрипичный и гитарный мастер Иван Краснощеков. Басовую бандуру он, вероятно, создал на заказ или в качестве эксперимента. Василий Шевченко в своей автобиографии вспоминал, как ему достался инструмент: «В 1902 году, на Никитской улице, против консерватории, в музыкальном магазине, хозяином которого был украинец, я купил за сало гетманскую бандуру работы известного мастера Ивана Краснощекова… <…> Я начал свою артистическую деятельность, играя на ней с 1903 и по 1946 год».

Лютни, цистры и мандолины

Лютни, цистры и мандолины

Цистра. Мастер Жерар Делепланк. 1779 год. Лилль, Франция

Российский национальный музей музыки, Москва

Лютня-гитара (лютневидная гитара). Неизвестный мастер. До 1966 года

Российский национальный музей музыки, Москва

Мандолина неаполитанская. Мастер Януариус Гальяно. 1765 год. Неаполь, Италия

Российский национальный музей музыки, Москва

В эпоху Возрождения в Европе были популярны струнные щипковые инструменты: мандолины, цистры, лютни. На них играли как профессиональные музыканты, так и любители.

Мандолина считается одним из символов итальянской культуры Ренессанса. В Музее музыки хранится один из старейших подобных инструментов в России. Его изготовил неаполитанский мастер Януариус Гальяно в 1765 году. Выпуклый корпус этой мандолины склеен из нескольких частей, на нем расположены четыре парные струны. По строю такой инструмент близок к современной скрипке. Играли на нем плектром — небольшой пластинкой из черепашьего панциря.

Если на мандолинах играли многие аристократы, то у простого народа большой популярностью пользовалась цистра. Стоила она дешевле, чем другие струнные инструменты, весила меньше, поэтому и играть на ней было легче. На цистре часто аккомпанировали певцам, но иногда исполняли и самостоятельные мелодии.

В коллекции музея представлена цистра, которую изготовил французский мастер Жерар Делепланк в 1779 году. Ее корпус имеет грушевидную форму, в верхней части располагается резонаторное отверстие в виде ажурной розетки. Гриф для этого инструмента мастер сделал из ценного черного дерева и дополнил 15 латунными ладовыми порожками. Корпус Делепланк покрыл оранжево-коричневым лаком и украсил вставками из перламутра.

Кобыз

Кобыз. Неизвестный мастер. 1-я половина XIX века. Алма-Ата, Казахстан

Российский национальный музей музыки, Москва

Кобыз. Неизвестный мастер. 1-я половина XIX века. Алма-Ата, Казахстан

Российский национальный музей музыки, Москва

Казахский кобыз — древний двухструнный смычковый инструмент. По легенде, его изобрел поэт X века Коркыт Ата. Он сам играл на кобызе и сопровождал его музыкой свои сказания.

Корпус кобыза изготавливали из цельного куска дерева, а затем оборачивали в верблюжью кожу и украшали подвесками. Струны накручивали из конского волоса. Играли на кобызе смычком. Звук инструмента напоминал лебединый крик или печальный человеческий голос.

В древности кобыз считался священным. С его помощью шаманы проводили ритуалы против злых духов. С тех же времен и по сей день на таком инструменте играют казахские поэты-импровизаторы — акыны.

Карнай

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Карнай праздничный военный. Неизвестный мастер. 1870–80-е годы. Туркменистан
Российский национальный музей музыки, Москва

Другой популярный среднеазиатский инструмент — карнай, труба из меди или латуни. Ее длина достигала трех метров. Чтобы карнай было удобно переносить, ствол делали разборным. Звук карная был громким и разносился очень далеко.

В XIX веке этот инструмент использовали для сигналов, которые оповещали о начале войны и поднимали боевой дух солдат. На карнае играли во время парадных выездов ханов и военачальников, он же был обязательным атрибутом бродячих музыкантов. А в аулах с помощью этого инструмента жителей оповещали о пожарах и нападениях врагов.

О карнае, который находится в Музее музыки, скрипач и композитор Август Эйхгорн писал: «Вышеприведенный экземпляр настолько заслуживает внимания, насколько он состоит в связи с новейшей эпохой русских завоеваний в Туркестане. <…> В 1865 году, когда кокандские войска защищали осажденный генералом Черняевым Ташкент, звуки его… грозно неслись навстречу наступавшим русским колоннам. То же имело место и в последующий период завоеваний, совершенных русскими под предводительством генералов Кауфмана, Скобелева и других».

Третий зал: профессиональные европейские музыкальные инструменты

Третий зал: профессиональные европейские музыкальные инструменты

В следующем зале музея находятся инструменты, на которых и сейчас играют в симфонических и духовых оркестрах. Здесь же представлены все разновидности клавишных — от старинных спинетов и клавесинов до современного фортепиано. В этом зале вы увидите и коллекцию личных духовых инструментов российских императоров. Николай I и Александр III увлекались музыкой и даже выступали на домашних придворных концертах.

Скрипка работы Антонио Страдивари

Скрипка работы Антонио Страдивари

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Скрипка. Мастер Антонио Страдивари. 1644 (?) — 1737 годы. Кремона, Италия
Российский национальный музей музыки, Москва

Один из главных экспонатов Музея музыки — скрипка работы Антонио Страдивари. Она принадлежала музыканту, народному артисту СССР Давиду Ойстраху. Инструмент ему достался от королевы Бельгии Елизаветы Баварской. Она сама играла на этой скрипке на домашних концертах. С Ойстрахом королева познакомилась на одном из музыкальных конкурсов в конце 1930-х. Они дружили и переписывались до конца жизни, а перед смертью Елизавета Баварская даже завещала свою скрипку Страдивари. Хранитель Музея музыки Нина Мелешина вспоминала: «После смерти музыканта его семья преподнесла подаренную королевой скрипку в дар нашему музею. Говорят, маэстро играл на ней лишь дважды: самая миниатюрная из скрипок Страдивари слишком мала для мужских рук. Скрипка была сделана под руководством другого известного мастера — Амати, учителя Страдивари. Ее страховая стоимость составляла миллион долларов. Это был один из самых охраняемых инструментов в стране. Три раза в год его снимали с витрины для участия в концертах лучших скрипачей, а репетировать на нем можно было лишь под охраной милиции. Запрещалось даже показывать, где он хранится».

В 1996 году скрипку Страдивари из Музея музыки украли. Инструмент нашли спустя полтора года. К тому моменту преступники успели вывезти ее в Абхазию.

Хрустальная флейта фирмы Laurent a Paris

Хрустальная флейта фирмы Laurent a Paris

Макет Вольного российского театра Карла Книппера. XVIII век. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Флейта поперечная хрустальная шестиклапанная. Фирма Laurent a Paris. 1812 год. Париж, Франция
Российский национальный музей музыки, Москва

Необычную флейту из музейного собрания изготовили мастера французской фирмы Laurent a Paris в 1812 году. Она сделана из нетипичного для такого инструмента материала — матового хрусталя. О подобных флейтах московский студент Жихарев писал в своем дневнике: «Стало известно, что в Париже одним часовщиком Лораном изобретена хрустальная флейта. Звуки прелестные! И если вы ее слушаете, какими бы ни обладали нервами, вы обязательно разрыдаетесь!»

Ствол хрустальной флейты состоит из трех частей, имеет четыре клапана и шесть открытых отверстий. Отдельные колена инструмента соединены широкими серебряными кольцами. На одном из них мастера выгравировали название фирмы.

Два барабана Русской армии

Два барабана Русской армии

Барабан саперный пехотный. Неизвестный мастер. 1829 год. Россия

Российский национальный музей музыки, Москва

Барабан пехотный с чеканным гербом России. Неизвестный мастер. Конец XVIII века. Россия

Российский национальный музей музыки, Москва

В экспозиции Музея музыки представлены два барабана, которыми пользовались солдаты Русской армии в конце XVII — начале XIX века. Один из них — пехотный, второй — лейб-гвардии Саперного батальона. Корпуса барабанов выполнены из латуни и украшены чеканкой, на которой изображен герб Российской империи. Верхняя кожаная мембрана называется боевиком, а нижняя — подструнником, так как вдоль нее натянуты струны: они делают звук рокочущим. Сверху и снизу инструменты украшены деревянными обручами с узором из черных и белых треугольников.

В Русской армии барабаны начали использовать еще в XVI веке. С их помощью подавали сигналы, управляли войсками. На барабанах играли Петр I и Александр Суворов, который писал: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил».

Спинет 1565 года

Макет Вольного российского театра Карла Книппера. XVIII век. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Спинет. Мастер Марко Ядра. 1565 год. Флоренция, Италия
Российский национальный музей музыки, Москва

Спинет — небольшой клавишный инструмент, разновидность клавесина. Звук из него извлекали при помощи металлических крючков или перьев: они задевали струны, когда музыкант нажимал на клавиши. От обычных клавесинов спинет отличается внутренним устройством. Струны в нем натянуты не прямо, а по диагонали.

Спинет из коллекции Музея музыки изготовил флорентийский мастер Марко Ядра в 1565 году. Это один из самых старых инструментов такого типа, которые сохранились до нашего времени. В прошлом он принадлежал династии флорентийских вельмож Медичи. Марко Ядра украсил спинет резьбой, орнаментами и позолотой, а также медальонами с изображениями Франциска Медичи, Карла IX и Иоанны, «государыни Флоренции и эрцгерцогини Сиены».

«Энгармонический» рояль Владимира Одоевского

«Энгармонический» рояль Владимира Одоевского

Рояль энгармонический кабинетный. Фабрика А. Кампе по чертежам Владимира Одоевского. 1864 год. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Рояль энгармонический кабинетный. Фабрика А. Кампе по чертежам Владимира Одоевского. 1864 год. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

«Энгармонический» рояль изготовили по заказу писателя, ученого, автора сказки «Городок в табакерке» Владимира Одоевского в 1864 году. Этот инструмент он придумал, чтобы точнее воспроизводить русские народные мелодии. Одоевский добавил дополнительный ряд клавиш, это позволило ему разделить клавиатуру не по полутонам, а по четвертям тона. Для своего инструмента писатель сочинил несколько экспериментальных пьес. Однако массово энгармонические рояли не выпускали, а сам Одоевский не оставил документов о том, как настраивать его инструмент. Хотя известно, что инструкция к энгармоническому роялю все же существовала. В своем дневнике Одоевский писал: «Настраивали мое энгармоническое фортепьяно — я, было, написал руководство для настройщика, но оказалось, что настройщик Сорокин, как и многие другие здесь, не знают нот — это в Москве только могут быть такие патриархальные чудеса. Нашел нотную азбуку для Сорокина, вымыл ему голову — и взял с него слово выучиться».

Четвертый зал: механические и электронные музыкальные инструменты

Четвертый зал: механические и электронные музыкальные инструменты

В четвертом, последнем зале экспозиции представлены механические и электронные музыкальные инструменты. Многие из этих предметов придумали для того, чтобы мелодии могли проигрываться без участия человека, с помощью технических устройств.

Шарманка одесской фирмы «Нечада»

Шарманка одесской фирмы «Нечада»

Шарманка. Фирма «Нечада». Мастер Акоп Китесов. Начало XX века. Одесса, Украина

Российский национальный музей музыки, Москва

Шарманка. Фирма «Нечада». Мастер Акоп Китесов. Начало XX века. Одесса, Украина

Российский национальный музей музыки, Москва

Шарманку изобрели в XVII веке во Франции. Ее название произошло от французского charmant — «красивый, милый, прекрасный». Есть версия, что инструмент получил свое имя благодаря французской песенке «Charmante Catherine» («Прекрасная Катрин»). Именно эта мелодия стала одной из первых исполненных на шарманке.

Инструмент представляет собой небольшой ящик, внутри которого располагаются звуковые трубки, мех для воздуха и сменный деревянный валик с записанной на нем мелодией. Когда музыкант крутит ручку, валик вращается, а мех подает воздух в трубки, чтобы они издавали звук.

В Музее музыки хранится шарманка, которую изготовила фирма «Нечада» в Одессе. Это была единственная в Российской империи компания, где производили подобные инструменты.

Терменвокс

Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Терменвокс. Изобретатель-конструктор Лев Термен. Середина 1960-х годов. Москва
Российский национальный музей музыки, Москва

Терменвокс — первый в мире концертный электромузыкальный инструмент. Его изобрел физик Лев Термен в 1919 году. Он гастролировал со своим устройством по городам России, ездил за границу и даже выступал перед Владимиром Лениным. Терменвоксом можно было управлять с помощью движения рук в пространстве, не прикасаясь к нему. Инструмент имитировал звучание человеческого голоса, струнных и духовых инструментов.

Терменвокс, который хранится в музее, Термен изготовил специально для него в 1968 году.

Синтезатор АНС

Синтезатор «АНС» фотоэлектронный оптический. ОАО «Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики». Изобретатель-конструктор Евгений Мурзин. 1961–1964 годы. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Синтезатор «АНС» фотоэлектронный оптический. ОАО «Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики». Изобретатель-конструктор Евгений Мурзин. 1961-1964 годы. Москва

Российский национальный музей музыки, Москва

Один из первых в мире музыкальных синтезаторов — АНС — придумал советский инженер Евгений Мурзин в 1958 году. На создание этого инструмента он потратил около 20 лет. Устройство Мурзин назвал по инициалам композитора Александра Николаевича Скрябина.

Синтезатор АНС позволил сочинять и воспроизводить сложную музыку с помощью одного инструмента, без оркестра. А еще этот прибор переводил нотную запись в графический код синтезатора и наоборот. Поэтому устройство могло представить любой рисунок в виде нот и озвучить его.

Как попасть в Музей музыки

Как попасть в Музей музыки

Удобнее всего добираться до главного корпуса Музея музыки на метро: нужно доехать до станции «Маяковская» Замоскворецкой линии, выйти через северный вестибюль и пройти пешком около 10 минут по 1-му Тверскому-Ямскому переулку до улицы Фадеева.

С режимом работы Музея музыки и его филиалов можно ознакомиться на официальном сайте. Обратите внимание, что действуют особые правила посещения. В музее просят бережно обращаться с экспонатами и оборудованием, соблюдать чистоту и порядок.

Билеты на выставки, экскурсии и концерты продаются в кассах. Если вы хотите купить их заранее — воспользуйтесь этим разделом.

Российский национальный музей музыки

Дата основания: 1912 г.

Местонахождение: г. Москва, улица Фадеева, д. 4

Генеральный директор: Брызгалов Михаил Аркадьевич

Российский национальный музей музыки (Музей музыки) – один из старейших и крупнейших музыкальных музеев мира; сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая мировых аналогов. Основан в 1912 году. В фондах Российского национального музея музыки хранится около 1 миллиона экспонатов, 595 личных архива. В 1995 году указом Президента Российской Федерации Музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Музей музыки хранит и непрестанно приумножает наследие мировой музыкальной культуры, делает его доступным для широкой аудитории (в том числе в проектах с применением современных мультимедийных и информационных технологий), следуя своей главной миссии – сохранения музыкальной истории для настоящего и будущего.

История Музея

Музей был основан в 1912 году в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и носил имя Н.Г. Рубинштейна – пианиста и дирижера, основателя Консерватории, видного музыкального деятеля. Идея создания музея при Московской консерватории существовала на протяжении десятилетий.

3 февраля 1910 года на заседании дирекции Императорского русского музыкального общества был поставлен вопрос «об устройстве музея при библиотеке Московской консерватории». Присутствовавшие на заседании члены Дирекции постановили «Музей начать устраивать». За постановлением последовали работы по отбору материалов для экспонирования, по проектированию и созданию музейного оборудования. Средства на создание музея поступили от русского мецената и любителя музыки Д.Ф. Беляева; часть средств выделила Московская консерватория.

11 марта 1912 года, состоялось открытие Музея имени Н.Г. Рубинштейна, разместившегося в помещении при библиотеке Консерватории. В первой музейной экспозиции демонстрировались, помимо личных вещей Н.Г. Рубинштейна, музыкальные инструменты, рукописи, редкие автографы, документы. В первой книге записей посетителей сохранились автографы С. В. Рахманинова, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, А. К. Глазунова.

Музей имени Н.Г. Рубинштейна посещали студенты и преподаватели консерватории, а позже, когда в начале 1930-х годов музей был перемещен в фойе Большого зала консерватории – слушатели концертов. Почти 30 лет музей существовал как консерваторское подразделение, с единственным сотрудником – заведующим музеем. В 1938 году руководство Консерватории решило расширить работу музея, увеличить штат научных сотрудников. Впервые появились финансовая смета и средства на пополнение фондов. Постепенно менялся и профиль работы музея. Быстрыми темпами начинает расти коллекция, заметно активизируются выставочная работа, популяризация и исследование фондов.

В 1941 году на базе музея был создан «Центральный музей музыкальной культуры имени Николая Рубинштейна», все еще остававшийся в составе Консерватории. 22 мая 1943 года Совет Народных комиссаров СССР принял Постановление за № 571 о должностных окладах работников музеев по категориям, в котором Центральный музей музыкальной культуры наименовался «Государственным» и был отнесен к музеям всесоюзного значения.

31 августа 1944 года Комитет по делам искусств утвердил Положение о Государственном центральном музее музыкальной культуры (ГЦММК), в котором Музей определялся как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение всесоюзного значения.

С середины 1940-х годов имя Рубинштейна исчезает из официального названия Музея. В 1954 году Государственному центральному музею музыкальной культуры присвоено имя М.И. Глинки, в связи с празднованием 150-летия со дня рождения великого русского композитора.

На протяжении своей истории Музей дважды менял адрес. Несмотря на то, что его формальное отделение от Консерватории и произошло в 1943 году, ГЦММК до начала 1960-х годов оставался в стенах Консерватории, пока не переехал в другое здание – памятник архитектуры XVII века «Палаты Троекуровых» в Георгиевском переулке. С начала 1980-х годов и по сей день Музей располагается в специально выстроенном для него здании по проекту архитектора И.И. Ловейко (ул. Фадеева, д.4). Здесь располагаются экспозиция, посвященная музыкальным инструментам, выставочные и концертные органные залы (специально для музейного здания в конце 1970-х был построен орган известной немецкой фирмы «A. Schuke», а в 1998 году в фойе Музея был установлен старейший российский орган работы немецкого мастера Фридриха Ладегаста), основные фондохранилища и административные помещения, читальный зал для исследователей.

В сентябре 2011 года Музей получил название, закрепившее десятилетиями складывавшуюся структуру – «Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки», а с 15 января 2018 года последовало новое наименование – «Российский национальный музей музыки».

Музеи, входящие в состав Российского национального музея музыки

В состав Российского национального музея музыки (ул. Фадеева, 4) входят:

  1. Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Тверская ул., 17, кв. 110). Открыт в 1959 году.

Выдающийся пианист, педагог, музыкальный деятель Александр Борисович Гольденвейзер (1875 – 1961) в 1955 году передал в дар государству свой обширный архив и библиотеку и стал инициатором создания музея в своей квартире, где сам принимал первых посетителей.

  1. Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов переулок, дом 7, кв. 10). Открыт в 1974 году.

Выдающийся отечественный дирижер Николай Семенович Голованов (1891–1953) долгие годы руководил ведущими симфоническими коллективами страны: с 1915 года – оркестром Большого театра и, параллельно, с 1937 года – Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. В обширном собрании музыканта, отражающем важные страницы истории отечественной культуры, а также широкий круг художественных интересов музыканта, – превосходная коллекция произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства.

  1. Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27). Открыт в 1988 году.

Усадьба в центре Москвы на Новинском бульваре – последний московский адрес великого русской баса Федора Ивановича Шаляпина (1873 – 1938). Шаляпин приобрел особняк XVIII века на Новинском бульваре для своей семьи, жил в нем с 1910 по 1922 год. В этот дом приходили выдающиеся деятели культуры XX столетия, композиторы, художники, писатели (среди них – С.В. Рахманинов, Л.В. Собинов, М. Горький, И.А. Бунин, К.А. Коровин, А.Я. Головин, М. Дальский, В.И. Немирович-Данченко, И.М. Москвин и др.).

  1. Музей П.И. Чайковского в Москве (Кудринская пл., 46/54). Открыт в 2007 году.

В этом здании в 1872-73 годах великий русский композитор Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893) снимал квартиру; здесь он работал над своей Второй симфонией, музыкой к сказке А.Н. Островского «Снегурочка», симфонической фантазией «Буря» и другими сочинениями.

  1. Музей С.С. Прокофьева (Камергерский пер., 6). Первая экспозиции была открыта для посетителей в 2008 году.

В этом доме прошли последние годы жизни выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 – 1953), одного из самых ярких и парадоксальных композиторов XX века.

Музейные фонды

Собрание Российского национального музея музыки, насчитывающее около 1 миллиона единиц хранения, содержит коллекции, имеющие общенациональное значение.

Архивная коллекция Музея охватывают период с XVI века до наших дней. Более пятисот личных архивных фондов композиторов (С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.К. Глазунова, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, Н.Я. Мясковского, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова и др.), выдающихся исполнителей (Ф.И. Шаляпина, К.Н. Игумнова, Н.Г. Райского, Н.В. Салиной Н.Н. Фигнера и др.) и музыкальных деятелей (М.П. Беляева, П.Н. Зимина, Н.Г. Рубинштейна и др.) включают в себя музыкальные и литературные рукописи, мемуары, дневники, письма и исторические документы, издания с дарственными надписями, фотографии, программы и афиши концертов, мемориальные вещи. Наибольшую ценность представляют авторские рукописи М.И. Глинки, А.А. Алябьева, А.П. Бородина, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, А.Т. Гречанинова, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Т.Н. Хренникова, Л. ван Бетховена, Г. Берлиоза, Дж. Россини, Ф. Листа.

Редкие рукописные певческие книги XVI–XX веков хранятся в коллекции русской духовной музыки. Отечественное исполнительское искусство представлено фондами выдающихся певцов и инструменталистов – Ф.И. Шаляпина, И.С. Козловского, С.Я. Лемешева, С.Т. Рихтера, Н.А. Петрова, Д.Ф. Ойстраха, Л.Б. Когана, К.А. Эрдели, Т.А. Докшицера, Г.А. Гараняна и др. В собрании отражена деятельность музыкальных учреждений и организаций, театров, исполнительских коллективов и музыкальных издательств – Императорского русского музыкального общества, Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Малого театра, Персимфанса, издательств Юргенсона и Бесселя.

В коллекции печатных источников собраны отечественные и зарубежные книжные, музыкальные периодические, нотные издания; афиши, программы концертов, материалы по истории музыки и музыкального театра, фольклору, изобразительному искусству. Особую ценность представляют библиотеки композиторов С.С. Прокофьева и Н.Я. Мясковского, музыковедов П.А. Ламма, Б.Л. Яворского, Р.И. Грубера, фольклористов В.М. Беляева, К.В. Квитки, Е.В. Гиппиуса, а также Н.Е. Неаполитанского, Д.С. Семенова, В.П. Машкевича, В.М. Мусатова, Н.Г. Райского, А.В. Свешникова.

Уникальны коллекции старопечатных отечественных и зарубежных нотных изданий XVIII – первой половины XIX вв., первых и прижизненных изданий отечественных композиторов, факсимильные издания.

Обширен фотоархив Музея, экспонаты которого датируются от XIX века до наших дней. На фотографиях, созданных в знаменитых фотоателье К.А. Фишера, Ш. Бергамаско, В.Г. Чеховского, на оригинальных негативах М.С. Наппельбаума, Б.Д. Фабисовича, С.И. Хенкина и др. – портреты композиторов и исполнителей, премьеры спектаклей, конкурсы, фестивали, концерты выдающихся музыкантов.

В коллекциях музыкальных инструментов представлены уникальные экземпляры – от древнерусских гуслей XIII века, найденных при раскопках в Новгороде Великом, до современных электромузыкальных экспериментальных образцов, ставших революционными открытиями в XX веке. Уникальность фонда – в обширном собрании инструментов народов России и стран бывшего СССР. Значительную часть коллекции составляют инструменты, принадлежавшие знаменитым музыкантам. Среди них – скрипка Д.Ф. Ойстраха, виолончель Д.Б. Шафрана, гитары Ф.И. Шаляпина, А.О. Сихры, И.И. Ром-Лебедева, Л.О. Утесова, трубы С.И. Еремина, М.И. Табакова, Т.А. Докшицера, баяны А.Ф. Данилова, А.И. Кузнецова, И.К. и Ю.И. Казаковых, балалайки В.В. Андреева, Б.С. Трояновского, Н.П. Осипова, арфа К.А. Эрдели.

Особую ценность представляет Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации (в составе фондов музея с 2010 года), в которую входят 286 смычковых инструментов, созданных с XVI по XX век лучшими скрипичными мастерами мира, среди которых школой Н.Амати, А. Страдивари, А. Гварнери, К. Бергонци и др.

В коллекции изобразительных материалов собраны предметы живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, иконы, гравюры и литографии, эскизы театральных декораций и костюмов. Гордость Музея – полотна В.Г. Перова, Н.И. Ге, В.В. Верещагина, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, М.С. Сарьяна, Б.Ф. Шаляпина. Сценографические работы К.А. Коровина, И.Я. Билибина, В.А. Серова, Н.К. Рериха, А.Я. Головина, Ф.Ф. Федоровского, В.Ф. Рындина, А.Г. Тышлера, И.М. Рабиновича отражают этапы развития русского и советского музыкального театра.

В коллекции звуко- и видеозаписей Музея музыки – уникальное собрание фонодокументов, позволяющее проследить развитие звукозаписи от первых грампластинок конца XIX века до современных аудио-носителей. В составе собрания Музея представлена коллекция фонографических цилиндров и коллекция бумажных перфорированных лент для механических фортепиано и фисгармоний. В звуковом архиве Музея собраны записи отечественных и зарубежных исполнителей, среди них – уникальные записи С.В. Рахманинова, Э.Г. Гилельса, Я.В. Флиэра, Д.Ф. Ойстраха, К.А. Эрдели, Ф. Крейслера, Я. Кубелика, А.В. Неждановой, Л.В. Собинова, Ф.И. Шаляпина; классическая музыка различных жанров, духовные сочинения, произведения для детей, эстрада и фольклор.

Выставочная, просветительская и научная деятельность

Одним из приоритетных направлений деятельности Музея музыки является сохранение и популяризация российских музыкальных традиций.

В дни проведения Международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов имени С.В. Рахманинова в июне 2022 года Музей представил несколько выставок – в Московской консерватории, в выставочных пространствах на Цветном бульваре в Москве, на сайте Конкурса. По поручению и при содействии Министерства культуры России в следующем году эти выставки побывают во многих регионах России. В конце августа 2022 года в Париже на площадке Российского духовно-культурного центра завершилась выставка «Сергей Рахманинов: “Я – русский композитор”». На открытии присутствовала правнучка композитора Александра Конюс-Брошар, тепло отозвавшаяся об этом проекте.

Среди ярких проектов 2022 года – выставка «Музыка России: Имена. Артефакты. Триумфы», призванная раскрыть значение отечественной музыкальной культуры через выдающиеся имена и наиболее значимые события: в ней представлено творчество не только великих русских композиторов (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова), но и выдающихся музыкантов-современников (Родиона Щедрина, Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, Юрия Башмета и др.).

На выставке «Русский треугольник. Сказ о балалайке» были показаны десятки уникальных балалаек (в том числе работы прославленного мастера, «русского Страдивари», Семёна Налимова). Проект включил в себя не только выставку, но и специальную зону для проведения мастер-классов по изготовлению народных инструментов.

110-летию Музея музыки посвящена выставка «110 лет. Главное», отражающая историческую панораму наиболее значимых событий истории музея и представляющая яркие экспонаты из фондовой коллекции. К 100-летию российского джаза Музей представил масштабный выставочный проект «Джаз! 100! Россия!», подготовленная с партнерами, коллекционерами, историками и исследователями джаза и представляющая жанр джаза как неотъемлемую часть мировой и российской музыкальной культуры.

Среди наиболее значимых музейных проектов последних лет:

  • выставка «Гимн России», удостоенная Премии Правительства Российской Федерации;
  • мультимедийный арт-проект «Музыка героев», посвящённый теме Великой Победы, получивший ряд престижных международных премий и множество восторженных отзывов; 
  • мультимедийные и выставочные проекты, посвящённые творчеству великих русских композиторов: «Сергей Прокофьев: композитор, опередивший время», «Чайковский и мир»;
  • выставка «Звук и.…», ставшая одним из брендов Музея: выставку пометили гости из разных городов России;
  • выставка, посвященная творчеству современных композиторов, «Быть композитором. Идея. Эксперимент. Изобретение»;
  • выставочные проекты, реализованные совместно со студентами ГИТИСа, Высшей школы экономики, порталом «Яндекс.Музыка», «Сбер.Звук», «Mail.ru» и др.

Выставки были широко представлены в российских регионах и за рубежом, а также в интернет-пространстве.

Музей организует концерты и фестивали, развивает интерактивные и мультимедийные проекты. Музей предлагает разнообразные просветительские программы, ориентированные на самую широкую аудиторию. Занятия с детьми проводятся на интерактивной основе, с вовлечением ребенка в процесс познания, в котором важнейшее значение имеет игровое начало и задействованы различные виды искусства.

Музей музыки – авторитетный научный центр. Его сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в научный и культурный обиход неизвестных, забытых или неатрибутированных произведений, автографов, музыкальных имен. Осуществляются публикации нотных и литературных рукописей, эпистолярного наследия музыкантов, иконографических материалов.

В концертном зале Музея выступают отечественные и зарубежные исполнители, звучит камерная, вокальная, хоровая, джазовая музыка. Музей представляет музыку разных жанров, стран, эпох – традиционную и классическую, музыкальный авангард XX столетия и популярные песенные шлягеры. В концертах звучат фондовые музыкальные инструменты, исполняются произведения, сохранившиеся в музыкальных рукописях.

Современный девиз музея — «Музей, который звучит!»

Сайт Музея Музыки

Wikimedia Foundation.
2010.

Награды и премии

Благодарность Президента Российской Федерации — 2012

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский национальный музей музыки» (Музей музыки), музейное объединение, включающее в себя филиалы по всей Москве. Главное здание расположено на улице Фадеева, д.4. В начале 1995 года указом Президента Российской Федерации музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

История создания музея

Основы музея заложила Московская консерватория, где постепенно в течение многих лет накапливались рукописи, нотные записи, партитуры, личные вещи музыкантов, их музыкальные инструменты, фотографии из музыкальных спектаклей.
Экспозиция Музея при Московской консерватории открылась в 1912 году, а музей носил имя Николая Рубинштейна — российского музыканта, основателя Московской консерватории и первого её директора.
Тогда экспонировались три итальянские скрипки — Николо Амати, Антонио Страдивари и Санто Серафино, также коллекция инструментов народов Средней Азии и Казахстана А. Ф. Эйхгорна (составителя книги «Полная коллекция музыкальных инструментов народов Центральной Азии») и рояль особой конструкции, принадлежавший князю Владимиру Одоевскому. Его вдова пожертвовала музею обширную библиотеку князя, архив с записями народных песен, материалы по древнерусским песнопениям, теории музыки, коллекцию музыкальных инструментов, среди которых сделанный по заказу князя нетемперированный рояль. В конце 1880-х годов у Эйхгорна, служившего в 1870—1883 годах капельмейстером русских военных оркестров в Ташкенте, были приобретены музыкальные инструменты народов Средней Азии и Казахстана[1].

Со временем фонды музея значительно увеличились. В годы Великой Отечественной войны музей получил статус Государственного центрального музея музыкальной культуры, стал Всесоюзным и перестал носить имя пианиста Николая Рубинштейна. Ещё через несколько лет, в 1954 году, в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки музею было присвоено его имя[2].

В 1964 году Музей музыкальной культуры разместился в «Троекуровых палатах» (Георгиевский переулок, 4), где просуществовал до 1980-го, когда было закончено строительство нового музейного здания с концертным залом, где установили орган немецкой фирмы «Schuke» (Потсдам). С 1985 года в музее стали открываться постоянные экспозиции[3]. В 2011 году музей получил новое название: Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки[4], а в 2018 году вновь переименован — в Российский национальный музей музыки.

В течение длительного времени, c 1938 по 1984 год, директором музея была певица и музыковед Екатерина Алексеева[3]. С 2008-го по настоящее время должность директора музея занимает Михаил Аркадьевич Брызгалов. С 2009 года он также является президентом Ассоциации музыкальных музеев и коллекций[5].

Формирование коллекции

Коллекция музыкальных инструментов складывалась из ряда более мелких собраний. Ведущим направлением в первое десятилетие стало этнографическое. В этом проявилось влияние и продолжение традиций коллекционирования, развивавшегося на основе научных экспедиций в разные страны мира. Прежде всего речь о коллекции Эйхгорна. Также этнографическую ценность имеют инструменты, поступившие из Московской консерватории и Всесоюзного Дома народного творчества. В дальнейшем, в условиях многонациональной культуры СССР, каждое десятилетие музей пополнялся традиционными инструментами народов России и союзных республик — из Московской филармонии, музеев Кремля, Музея культуры народов Востока, Музея имени Андрея Рублева и других[1].

Одним из приоритетных направлений комплектования в Музее музыки как музея широкого общемузыкального профиля стало приобретение мемориальных инструментов, таких как гитары «цыганки Тани», Андремя Сихры, Ивана Ром-Лебедева, Федора Шаляпина, фисгармонии Сергея Рахманинова и Сергея Танеева, рояли Николая Метнера, Сергея Прокофьева, скрипка работы Страдивари, принадлежавшая Давиду Ойстраху и других[1].

В фонды поступали памятные, дарственные музыкальные инструменты, в том числе обширное собрание даров Иосифу Сталину, Союзу композиторов, коллекция серебряных труб — боевых наград русской армии, дары по случаю культурных контактов музея с официальными представителями зарубежных стран[1].

Большинство экспонатов отбирались по одной из наиболее ранних принципов коллекционирования — художественно-эстетическому. К этому направлению относятся два спинета XVI века, цистры и гитары французской работы XVIII века, пианино и рояль фирмы «Лихтенталь» (Санкт-Петербург, 1830—1870-е годы), корпус которых украшен художественной инкрустацией ценными породами дерева, вертикальное фортепиано типа «жираф» (Вена, первая треть XIX века), украшенный росписью рояль фирмы «С. Эрар» (Париж, вторая половина XIX века), хрустальные флейты мастера К. Лорана (Париж, 1810—1820-е годы), неаполитанские мандолины, пошетты, виолы и итальянские скрипки XVI—XVIII веков[1].

В 1970-е добавилось ещё одно направление коллекционирования — приобретение копий исторических инструментов, оригиналы которых купить проблематично. Среди них эоловы арфы, копии лютни и корнета XVI века, а также гудков и гуслей XI—XIV веков, найденных при археологических раскопках[1].

Современные фонды

Коллекция музыкальных инструментов с XIII века до наших дней насчитывает около 3000 единиц хранения. Она формируется с 1880-х годов. В ней представлены музыкальные инструменты народов России и сопредельных государств, а также Западной Европы,Африки, Азии, Америки, Австралии[6].

По состоянию на 2017 год музей обладает крупнейшим в мире фондом музыкальной культуры, насчитывающим около одного миллиона единиц хранения, охватывающие все составляющие понятия «музыкальная культура»: это и авторские рукописи, и архивы музыкантов разного времени, и автографы, и фотографии музыкальных деятелей — как портретные, так и сцены из спектаклей, — и музыкальные инструменты различных эпох, и аудио- и видеозаписи музыкальных произведений всех видов и жанров, от классических до народных и современных ритмических — в разделе фотодокументов насчитывается около 89 тыс. единиц хранения. Здесь же хранятся первые российские грампластинки (около 60 тыс. единиц хранения), выпущенные компаниями «Граммофон», «Зонофон», «Пате», «Метрополь», и издания советского периода (фирмы «Мелодия») и ведущих зарубежных фирм[3].

В дар музею передавали рукописи своих произведений многие композиторы, среди них Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Александр Гречанинов, Дмитрий Шостакович и другие[3].

В музее существует научно-исследовательский отдел с названием «Мы ищем…», который занимается поиском пропавших рукописей, партитур и всего, имеющего отношение к музыке[3].

В 2010 году к экспонатам музея добавилась Госколлекция уникальных музыкальных инструментов. Среди подлинников, инструменты Амати, Страдивари и Андреа Гварнери[5].

  • Фортепиано «Орфика» XVII века

    Фортепиано «Орфика» XVII века

  • Энгармонический клавицин князя Одоевского

  • Скрипка XVIII века

    Скрипка XVIII века

Музейная деятельность

Реставрационная

Большое внимание в музее уделяется реставрации. Сохранен и отреставрирован самый большой «экспонат» РНММ — Дом-музей Ф. И. Шаляпина. В основе музея, существующего с 1988 года, огромный архив певца. Особыми достижениями в области реставрации также являются возрождение полуразрушенного старейшего в России органа работы Фридриха Ладегаста  (нем.) (рус. (1818—1905) и отреставрированный клавесин работы мастера Бурката Шуди (1702—1773). Также музей восстановил старинную рукописную копию теоретического трактата XVII века «Мусикийская грамматики» Николая Дилецкого[5].

Научная

Научные сотрудники ведут более 20 абонементных циклов концертов, лекций-концертов, образовательных лекций для посетителей самых разных возрастов и уровней музыкальных знаний. Отдельно существует программа для музыкального развития детей: циклы лекций с музыкальными вставками, демонстрация музыкальных инструментов, рассказ об их возникновении и истории. Разрабатывается цикл концертных программ под общим названием «Для всей семьи»[7].

Просветительская

В музее регулярно организовываются прослушивания записей фонотеки, проводятся музыкальные концерты, проходят выставки, экспозиции, читаются лекции, с 2007 года существует Московский оперный клуб, который поначалу открылся в ноябре 1989 года в Музее кино, затем переместился в Театральный музей им А. А. Бахрушина, а с 2007 года обосновался в Российском Национальном Музее Музыки. Программы Оперного клуба посвящены определённой теме: биографии композитора или певца, музыкальному направлению или оперной школе. В рамках Оперного клуба также проходят семинары с участием зарубежных исполнителей, музыкантов и музыковедов[3].

Концертная

В рамках Международного конкурса имени Чайковского в музее раз в четыре года проходят Международные конкурсы скрипичных мастеров[3].

Игра на музейных музыкальных инструментах является визитной карточкой музея. На протяжении многих лет подлинники инструментов звучат на концертах, лекциях и экскурсиях. В экскурсиях также демонстрируется звучание, например, внеевропейских ударных инструментов. До середины 1980-х годов концертная деятельность была неотъемлемой частью музея. Концерты часто исполнялись на мемориальных фортепиано, так как других не было. В течение последних 30 лет в музее произошли кардинальные изменения. Появилось большое число чисто концертных инструментов: рояли «Стейнвейн и сыновья», орган фирмы «Шуке-Потсдам», электроорган фирмы «Ямаха», клавесин фирмы «Аммер» и клавесин мастера Ю. Аммера (копия Паскаля Таскена XVIII века), немецкая шарманка с перфолентой и электронной программой фирмы «Делейка». Это освободило фонды от постоянной игры на оригиналах[1].

Музей имеет студию звукозаписи, оснащенную современной аппаратурой и использующуюся музыкантами различных направлений. Например, музеем были выпущены компакт-диски со звучанием клавесина работы Б. Шуди и органа мастера Ф. Ладегаста[1].

За последние несколько лет сотрудники музея выпустили два каталога музыкальных инструментов: «Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки. Гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы»[6] (2013) и «Струнные смычковые инструменты и смычки профессиональной европейской традиции (семейство виол и скрипок) из фондов РНММ (2016)[8].

Филиалы музея

Музей представляет собой комплекс из основного помещения и нескольких филиалов, выполняющих функции хранилищ ценных экспонатов и научно-исследовательского и просветительского учреждения по музыкальной культуре.

  • Музей-квартира Александра Гольденвейзера (Тверская улица д. 17, кв. 110), самый первый филиал музея, существует с 1959 года[9].
  • Музей-квартира Николая Голованова (Брюсов переулок д. 7, кв. 10), открылся в 1974 году[10].
  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина (Новинский бульвар, д. 25-27), открылся 23 сентября 1988 года[11].
  • Музей С. С. Прокофьева (Камергерский переулок, 6/5), существует c 2008 года[12][13].
  • Музей «Петр Чайковский и Москва» (Кудринская площадь д. 46/54), открылся 18 мая 2007 года[14].
  • Дом-музей Сергея Танеева (Малый Власьевский переулок д. 2/18 стр. 3), в стадии создания[15].

Награды

  • Благодарность Президента Российской Федерации (27 октября 2012 года) — за большой вклад в развитие, сохранение и популяризацию музыкальной культуры[16].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Милешина Н.В. Вопросы комлпектования и интерпретации музыкальных инструментов в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ГЦММК) // Музыка Кунсткамеры: К 100-летию Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов. Материалы Первой инструментоведческой научно-практической конференции «Музыка Кунсткамеры» : Сборник статей. — СПб., 2002. — С. 224—228. — ISSN 5-88431-076-5.
  2. Е. Л. Гуревич, Е. В. Сергеенко. Музей имени Н. Г. Рубинштейна в современном мире // Музеи театра и музыки в международном пространстве: опыт, традиции, сотрудничество : материалы научно-практической конференции, 20-22 марта 2008 года : Сборник статей. — СПб.: «Чистый лист», 2008. — С. 35. — ISSN 978-5-91461-003-3.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Официальный сайт ВМОМК им. Глинки (26 мая 2017). Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года.
  4. Приказ Министерства культуры РФ № 921 от 09.09.2011. Дата обращения: 5 февраля 2020. Архивировано 9 мая 2020 года.
  5. 1 2 3 Медедева И. А. Музыкальное наследие: сохранение, исследование, публикация (из опыта работы Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки) // Музыкальное наследие в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции : Сборник статей. — v/, 2014. — С. 74ISBN 978-5-7151-0394-9.
  6. 1 2 Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки» : гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы : научный каталог-справочник / авт.-сост.: Александр Батов, Нина Милешина. — М.: АртКом, 2013. — С. 5.
  7. Отдых с детьми. Сайт заботливых родителей. Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано 30 октября 2009 года.
  8. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Струнные смычковые инструменты и смычки профессиональной европейской традиции (семейство виол и скрипок) из фондов ВМОМК имени М.И. Глинки / авт. сост. Нина Милешина. — 1. — М.: «Галерия», 2016. — 131 с. — ISBN 978-5-9905824-4-6.
  9. Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера. Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано из оригинала 18 апреля 2009 года.
  10. Музей-квартира Н. С. Голованова. Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года.
  11. Дом-музей Ф. И. Шаляпина. Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано из оригинала 25 июля 2010 года.
  12. Музей С. С. Прокофьева. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Дата обращения: 27 ноября 2016. Архивировано из оригинала 19 ноября 2016 года.
  13. Музей С. С. Прокофьева. Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано из оригинала 20 апреля 2009 года.
  14. Музей П. И. Чайковский и Москва. Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года.
  15. Дом-музей С. И. Танеева. Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года.
  16. Распоряжение Президента Российской Федерации от 27 октября 2012 года № 488-рп «О поощрении». Дата обращения: 1 июня 2022. Архивировано 1 июня 2022 года.

Ссылки

  • Сайт музея
  • Старый сайт музея
  • Ассоциация музыкальных музеев и коллекционеров
  • Виртуальный тур по музею
  • Сайт музеев России (1 апреля 2013). Дата обращения: 16 апреля 2013.


Эта страница в последний раз была отредактирована 17 марта 2023 в 17:09.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ростовые пионы из гофрированной бумаги своими руками пошаговая инструкция
  • Должностная инструкция методиста в музыкальной школе
  • Инструкция по применению цитрина в таблетках взрослым от аллергии
  • Как разводить клей эдп инструкция по применению
  • Виумксидин инструкции для носа взрослым для лечения гайморита