Музей железных дорог руководство

Директор музея железных дорог России

Родился 13 мая 1952 года в г. Ленинград.

В 1974 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Начал работать дежурным по путям станции Ленинград — Сортировочный — Московский Октябрьской железной дороги. Занимал должности главного инженера станции Ленинград — Сортировочный — Московский, заместителя начальника службы движения ОЖД и службы управления персоналом, заместителя главного инженера Октябрьской железной дороги. С 1994 по апрель 2004 года — начальник службы управления персоналом Октябрьской железной дороги.

С 30 апреля 2004 г. — заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Октябрьской железной дороги (ОЖД).

В настоящее время занимает пост директора Музея железных дорог России.

Награждён:

Нагрудным знаком «Почетный работник транспорта»

Нагрудным знаком «Почетный железнодорожник»

В период пандемии многие учреждения культуры вынужденно закрыли свои двери для посетителей. Музей железных дорог России не стал исключением. О том, что отличает этот год от прочих, как остаться в «открытом» режиме и не только удержать аудиторию, но и привлечь новую, а также об ограничениях и возможностях самоизоляции мы поговорили с директором Музея железных дорог России Владимиром Одинцовым.

– Владимир Алексеевич, сегодня отмечается Международный день музеев. Чем он примечателен для музея РЖД?

– Наш музей ориентируется прежде всего на формирование имиджа компании «РЖД», что очень важно, через культурную составляющую.
Во время ограничений и закрытия для посетителей наш музей, как и многие другие музеи города, продолжал работу в онлайн-режиме как ещё одно напоминание, что компания «РЖД» функционирует непрерывно при любых обстоятельствах.
18 мая во всём мире отмечается Международный день музеев. В преддверии этого знакового события в нашем музее состоялось подписание так называемого манифеста. Его участники договорились о совместной работе по выработке стратегий музейных действий, которые позволят сохранять общее наследие и уникальные музейные образцы.
Манифест подписали более 30 европейских железнодорожных музеев и ассоциаций. Проект родился в связи с тем, что в условиях сложной эпидемиологической обстановки руководители железнодорожных музеев сталкиваются с одинаковыми вызовами. Объединение усилий позволит уникальным учреждениям культуры внести вклад в достижение общей цели. Безусловным приоритетом, конечно, остаётся безопасность посетителей и следование всем введённым требованиям. В частности, в манифесте предложено уделить отдельное внимание использованию цифровых инструментов, дабы сделать ещё более ясным социальное и образовательное значение железнодорожных музеев и их вклад в сохранение и распространение культурного наследия. Кроме того, документ предусматривает в сотрудничестве с местными, региональными и государственными органами власти, а также с железнодорожными компаниями реализацию мероприятий, нацеленных, среди прочего, на признание работы, проделанной во время этого кризиса медицинскими работниками, спасателями, сотрудниками служб охраны правопорядка, железнодорожниками, которые неустанно трудились в самые критические моменты пандемии. Хочу отметить, что вся эта работа в нашем музее проводится как обязательная.

– В этом году Ночь музеев пришлась на период самоизоляции. Как её проведёт музей, что предложит виртуальным посетителям?

– В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой все мероприятия «Ночи музеев» перенесены на 2021 год. В то же время акция стала популярной, и музейное сообщество решило поддержать традицию в Интернете. Наш музей, как и многие музеи страны, подготовил виртуальную программу. Вечером 16 мая на страницах музея в социальных сетях провели видеоэкскурсии, представили ряд других интересных материалов. А ближе к ночи приготовили главный сюрприз: с помощью новых технологий впервые наши зрители увидели музей с высоты птичьего полёта в ночное время.

– Музей сейчас работает для виртуального посетителя. Сколько выставок появилось в онлайн-пространстве и о чём они? Сколько людей их посетили?

– Ещё за год до 75-летия Великой Победы Музей железных дорог России специально к этой дате планировал открытие выставки, посвящённой работе военно-санитарных поездов, сыгравших значительную роль в деле победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Выставка подготовлена совместно с Военно-медицинским музеем Министерства обороны РФ, который предоставил вещи, связанные с деятельностью военно-санитарных поездов, в частности знаменитого поезда № 312 и его коллектива, вошедшего в историю войны благодаря выдающейся работе. Эта история отражена в знаменитой повести ленинградской писательницы Веры Пановой «Спутники» и её последующих экранизациях.
К сожалению, эпидемиологическая ситуация заставила наш музей скорректировать планы, и выставка «Поезда милосердия» пока работает виртуально. С 9 мая 2020 года на сайте музея можно посмотреть краткую версию экскурсии. После снятия ограничений мы ждём посетителей на реальной выставке, чтобы побывать на экскурсии и узнать много нового о малоизвестных страницах нашей славной истории.
Кроме того, музей предложил посетителям заглянуть в фонды, представив некоторые предметы и сведения из литературных источников. Темы других виртуальных проектов – борьба с эпидемиями и развитие железнодорожной медицины. Так появилась выставка, посвящённая альбому «Гигиена пассажира» 1950–1960-х годов, а также статья с историческим экскурсом о становлении железнодорожной медицины в Российской империи. Материалы представлены в открытом доступе на сайте музея.

– Какие ещё выставки и экспонаты появились ко Дню Победы? Есть ли новые образцы?

– Кроме виртуальной экскурсии по новой выставке «Поезда милосердия» были записаны три тематические экскурсии по экспозиции: о героическом и бессмертном подвиге железнодорожников на трассе Шлиссельбург – Поляны, о том, когда теплушки появились на службе Отечества и как стали одним из главных символов нашей Победы, а также о румынской автомотрисе АВ АМ МОТ 758, одном из символов роскоши и технического прогресса на железных дорогах предвоенного времени.
Также были записаны краткие видеоролики о железнодорожной технике времён Великой Отечественной войны специально для официального ресурса ОАО «РЖД» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне – 9may.rzd.ru.
Ко Дню Победы сотрудники музея подготовили специальное издание, рассказывающее о железнодорожной технике времён Великой Отечественной войны. Помимо рассказа об истории вагонов-теплушек, паровозов, тепловоза, артиллерийской установки, трофейной и ленд-лизовской техники, принимавших участие в войне, в брошюре есть воспоминания железнодорожников, работавших на санитарных поездах, в составе особого резерва паровозных колонн, паровозных бригад, трудившихся на Дороге Победы, «живых светофоров».
Также к 9 Мая на сайте музея размещён никогда прежде не публиковавшийся отчёт о мобилизации железных дорог Советского Союза в период с 1939 по 1945 год, имевший до недавнего времени гриф «совершенно секретно». Этот интереснейший документ познакомит любителей железнодорожной истории нашей страны с работой транспорта в тяжелейших условиях военного времени и даст понять весь масштаб и героизм действий, предпринятых железнодорожниками для приближения общей победы над жестоким врагом.

– Чем заняты сейчас сотрудники музея, который закрыт на время пандемии? Вы отправили их домой или они используют «передышку» для работы по обновлению и изменению экспозиции?

– Для профилактики предотвращения распространения коронавирусной инфекции главное богатство музея – его сотрудники – отправлены домой для сохранения их жизней. Функционируют лишь инженерные службы, поддерживающие работоспособность музейной площадки. Находящиеся в вынужденном простое сотрудники, безусловно, используют эту образовавшуюся «передышку» для накопления творческих сил и новых интересных проектов.

– Какие видеоэкскурсии готовит музей? Пользуются ли они популярностью? О чём они и чего ждать в ближайшее время? Какие приёмы используете для поддержания интереса?

– В марте, после закрытия музея для посетителей, сотрудники научно-просветительского отдела освоили не свойственную им в обычной ситуации функцию – поддерживать связь закрытого на вход музея с его потенциальной аудиторией. Первоначальная задача – проведение стримов, прямых включений из экспозиции переросла в запись видеороликов с сохранением их изначальной стилистики. Это не документальные, не постановочные фильмы. За достаточно короткое время ведущий пытается раскрыть ту или иную тему на примере объектов музея. Темы эти разные, и здесь как раз простор для творчества. Появилась возможность поведать зрителю те истории, которые невозможно раскрыть в обычной обзорной экскурсии. На странице музея в социальной сети «ВКонтакте» еженедельно публикуется четыре ролика, один из которых целиком направлен на детскую аудиторию.

– Рано или поздно пандемия закончится, музей будет открыт. Но санитарные ограничения, в том числе связанные с соблюдением социальной дистанции, сохранятся ещё долго. Как изменится работа музея, какие новые регламенты его посещения будут введены?

– Пока сложно прогнозировать, в каких условиях Россия будет выходить из ситуации пандемии. Порядок работы музея после открытия будет соответствовать принципам здравого смысла и рекомендациям профильных комитетов Санкт-Петербурга, прежде всего комитета по культуре и комитета по здравоохранению. На какой-то период, возможно, придётся отказаться от сборных экскурсий и проведения массовых мероприятий.

– Вы уже запланировали дату открытия музея? Какие новшества ждут посетителей?

– Музей готов открыть свои двери для посетителей сразу, как только это станет возможно. В ближайшие месяцы, когда весь мир будет постепенно выходить из карантина, полностью безопасными можно считать большие по площади культурные пространства, такие, как наш Музей железных дорог России. Вместительность наших залов, а также открытых пространств позволяет соблюдать рекомендованную дистанцию.
Железнодорожные музеи традиционно предлагают пространства своих уникальных зданий, исторически связанных с путешествиями, для обеспечения терапевтического эффекта, создания атмосферы спокойствия и безопасности.
Что касается изменений после снятия ограничений, то следует отметить, что за время карантина музей провёл свыше 25 тематических видеоэкскурсий, общее число просмотров приближается к миллиону. В дальнейшем мы так же активно будем использовать цифровые онлайн-технологии, которые уже зарекомендовали себя как эффективные социальные и образовательные инструменты, необходимые для сохранения культурного наследия.

– Как развивается сотрудничество с мировым музейным сообществом и другими корпоративными музеями РЖД?

– Музей готовится к приёму Всероссийского конкурса «Корпоративный музей», который должен пройти в Санкт-Петербурге осенью 2020 года. Музей железных дорог России, получивший звание лучшего корпоративного музея в 2019 году, объединит на своей площадке представителей корпоративных музеев и коллекций со всей страны. К участию в номинациях конкурса приглашены и музеи ОАО «РЖД».
С зарубежными коллегами мы поддерживаем общение и стремимся к реализации запланированных проектов, например, совместно с финской стороной обсуждался выставочный проект к празднованию 150-летия линии Рийхимяки – Санкт-Петербург, реализация которого была отложена.

– Растёт ли количество посетителей музея и как он выглядит на общем фоне среди других музеев Санкт-Петербурга?

– Безусловно, тот объём информации, который предлагает музей своим читателям в социальных сетях, не проходит незаметно. Каждый день мы получаем множество положительных отзывов и благодарностей. Например, по информации службы маркетинга музея, только в одной социальной сети «ВКонтакте» мы имеем порядка 250 уникальных посетителей сообщества в день, а число подписчиков с момента закрытия музея 20 марта увеличилось на 40%.
Изначально при планировании работы мы ориентировались на самые высокие стандарты, стремясь сделать из музея «железнодорожный Эрмитаж». События последних месяцев показали, что Музей железных дорог России может работать очень слаженно в любых условиях и быстро адаптироваться к меняющейся обстановке. Музею в этом году исполнится три года, но работая в очень тесном контакте с музейным сообществом, мы уже понимаем, что в некоторых направлениях другие учреждения культуры начинают ориентироваться на нас.

– Проводились ли какие-нибудь работы по обслуживанию экспозиции или экспонатов? Какие особенности этого процесса и чего удалось достичь?

– Работы по обслуживанию экспозиции музея проходят в штатном режиме с соблюдением всех санитарных норм. Это трудоёмкий и скрупулёзный технический процесс, в ходе которого проводятся работы по поддержанию технического и эстетического состояния экспозиции, например мультимедийного оборудования, витрин, макетов, натурных экспонатов.
Один из самых сложных в обслуживании – макет Царскосельской железной дороги. Это одна из центральных инсталляций музея, состоящая из макета, проекционного и светового оборудования. Проводится полное обеспыливание макета, поскольку он находится в открытом доступе, мелкий ремонт подвижного состава, а также проверка и, если необходимо, настройка проекционного оборудования и программного обеспечения инсталляции. Для поддержания макета в работоспособном состоянии необходимо эти манипуляции производить раз в неделю.
В настоящее время часть работ можно произвести более тщательно, ведь до введения ограничений техническое обслуживание проводилось в единственный выходной музея и по вечерам после закрытия. Результат этих работ – готовность экспозиции к работе в полном объёме после снятия карантинных мер и подготовка экспозиционных зон для съёмок онлайн-экскурсий для социальных сетей.
Что касается самих экспонатов, то в период закрытия музея осуществлялась их помывка во внутренних помещениях и в наружной экспозиции. В начале мая был возобновлён ремонт вагона «аптека-перевязочная». Также проводилось доукомплектование экспонатов недостающими частями, например, установили навеску дышел на паровоз ТТ 1770.

– Какие объекты больше всего популярны у детей? Что для них есть в музее?

– Несмотря на серьёзность экспозиции, наш музей как магнитом притягивает самых молодых посетителей. У многих детей интерес вызывает уже сам паровоз-памятник перед фасадами! В какой же восторг они приходят, когда понимают, что весь музей наполнен подобными гигантами.
Треть посетителей нашего музея – это дети, а целевая аудитория – семьи. Именно для ребят, которые сейчас не могут посетить наш музей, мы создаём специальные детские видеоэкскурсии, каждая из которых сопровождается новым мастер-классом. А повторить этот мастер-класс каждый родитель со своими детьми сможет дома.
Кстати, появился и новый герой наших детских видеоэкскурсий – Мышонок, который постигает тайны железнодорожных профессий от серии к серии.

– Какие планы и цели стоят перед музеем в этом году?

– После снятия карантина будем привыкать к работе в новых условиях. Самое главное – это здоровье сотрудников и посетителей. И до пандемии мы особое внимание уделяли гигиене, содержанию в чистоте огромных пространств и экспонатов музея. Маски и перчатки, соблюдение социальной дистанции – эти несложные, в общем-то, правила сохранятся на какое-то время.
Что касается развития, то период вынужденного простоя стал временем творческих поисков и апробации новых форматов, погружения в новые интересные темы, на которые раньше просто не хватало времени. Планов много. Что-то успели реализовать, отработать технологию, например видеоэкскурсии. Ряд проектов пока на стадии идей.
Кроме того, планы корректирует сама жизнь. В связи с тем, что летом многие школьники останутся в городе, а губернатор Санкт-Петербурга распорядился проработать вопрос организации каникул, мы готовы, как только будет соответствующее разрешение, сотрудничать с учреждениями образования Санкт-Петербурга и Ленобласти, тем более что музей очень нравится детям всех возрастов! Продолжим развиваться как образовательная площадка для студентов профильных железнодорожных учебных заведений. К осени планируем полностью войти в график и провести все запланированные мероприятия.

Музей железных дорог России – создан в 2017 году на основе Музея Октябрьской железной дороги, который был основан в 1978. Музейный комплекс расположен на территории более 50 тыс. квадратных метров. Два корпуса – здание старого паровозного депо и современный корпус – объединены стеклянной галереей с подвесным мостом в единое пространство.

Основу экспозиции составляют натурные образцы железнодорожной техники, собранные Октябрьской дорогой. Музей располагает коллекцией паровозов отечественной и зарубежной постройки, эксплуатировавшихся на дорогах России и СССР. В экспозиции также имеется крупнейшее в России собрание пассажирских вагонов. Среди них вагон N116, выпущенный в 1878 году Русско-Балтийским заводом в Риге. Он является наиболее старым сохранившимся вагоном, построенным в пределах Российской империи. Маршруты экскурсий проходят через коллекцию редких и легендарных паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. Исторические артефакты соседствуют с действующими моделями, интерактивными инсталляциями и залами для временных выставок, образуя необычное и увлекательное музейное пространство.

Новый музей это прекрасная площадка для современных образовательных программ, детских мероприятий, лекций и показов тематического кино. Здесь взрослые и дети знакомятся с историей железных дорог и рельсового транспорта, узнают много нового о современных и устаревших технологиях и железнодорожных профессиях. За рекордно короткие сроки музей успел стать любимым местом семейного отдыха петербуржцев и гостей города.

Музей активно участвует в сохранении железнодорожного наследия и пропаганде железнодорожного транспорта в России.

Наш музейный комплекс — главный железнодорожный музей России и один из крупнейших музеев железных дорог в мире. Торжественное открытие, приуроченное к 180-летию железных дорог России, состоялось 30 октября 2017 года.

Экспозиция

Музейный комплекс расположен на территории почти 60 тыс. квадратных метров. Два корпуса — здание старого паровозного депо и эффектный современный корпус — объединены стеклянной галереей с подвесным мостом в единое пространство.

Маршруты экскурсий проходят через коллекцию редких и легендарных паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. Исторические артефакты соседствуют с действующими моделями, интерактивными инсталляциями и залами для временных выставок, образуя необычное и увлекательное музейное пространство.

Новый музей это прекрасная площадка для современных образовательных программ, детских мероприятий, лекций и показов тематического кино.

Мы надеемся, что наш музей станет тем самым местом, где взрослые и дети познакомятся с историей железных дорог и рельсового транспорта, узнают много нового о современных и устаревших технологиях и железнодорожных профессиях. В то же время мы надеемся, что музей станет притягательным парком развлечений и любимым местом отдыха для всей семьи.

Музей железных дорог России – структурное подразделение Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Один из самых скандальных персонажей нынешнего Петербурга — Николай Буров сегодня заявил, что уходит с поста директора Музея Российских железных дорог. Об этом со ссылкой на самого Николая Витальевича сообщил «Коммерсантъ». Новый музей открылся 30 октября. Датой увольнения Бурова станет 28 ноября. Получается, что ему не дали доработать даже месяц. Чем же вызвана такая спешка?

«Ухожу, потому что выполнил задачу — запустил музей», — так объяснил ситуацию сам Буров. Но злые языки клевещут, будто проблема — в деньгах. Якобы директор музея и руководство РЖД не сошлись во взглядах на директорскую зарплату.

Это похоже на правду. За годы царствования в Исаакии Буров привык к роскоши (его среднемесячный доход в ту славную эпоху составлял 500 — 600 тысяч рублей), а в Музее Российских железных дорог требовалось не царствовать, а пахать. К тому же — за меньшие деньги.

Важно отметить, что Бурова позвали на готовенькое — к его приходу новый музей был уже достроен. Нужно было всего лишь наладить механизм его работы. Но, видимо, даже это у Николая Витальевича не получилось.

Наверное, в РЖД сейчас жалеют о решении позвать Бурова на должность директора. Практической пользы из этой истории не вышло. И громкого пиара, на который, несомненно, был расчет, — тоже. Хотя на словах выразили ему благодарность.

В конце мая, когда Буров был изгнан из ГМП «Исаакиевский собор», он казался достаточно известной и весомой в определенных кругах фигурой. Но уже через месяц об экс-директоре все забыли, а когда он всплыл в Музее РЖД, — это вызвало только насмешки.

Теперь, после увольнения уже из второго музея, Буров может считаться полностью отыгранной фигурой. По большому счету, он отныне никому не нужен. Ни Смольному, который наверняка не забыл угроз о судебных разбирательствах, которыми эмоционально разбрасывался Николай Витальевич, не желая возвращать Исаакиевский собор Русской православной церкви. Ни музейному сообществу, которое никогда не считало его полностью своим.

Думается, что следующей остановкой для Бурова может стать максимум должность помощника депутата Вишневского, соратника, так сказать, по борьбе. Это если еще Борис Лазаревич согласится Николая Витальевича на такую ответственную должность взять.

Николай ПЕЧЕРНИКОВ,

интернет-журнал «Интересант»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Mora gorenje group газовая плита инструкция шкала духовки
  • Милдронат таблетки инструкция по применению цена в ульяновске
  • Санодерм крем для детей инструкция по применению
  • Кто осуществляет руководство гражданской обороной российской федерации тест ответы
  • Энрофлон для крс инструкция по применению в ветеринарии