На фирме сформировался демократический стиль руководства определите приемы по принятию решений при


Подборка по базе: Лабораторный практикум.docx, Общий психологический практикум.docx, Разработка практикумов для работы с исполнителем на уроках инфор, Е.Г. ЛАВРУШИНА Практикум-1.pdf, База заданий для кейс-задач Практикум по диагностике в инклюзивн, Дневник практикума_Б ехтерева.docx, Цели разработки практикума.docx, Цифровизация услуг. Лабораторный практикум 2.docx, рабочая программа по лабораторному практикуму 8-9 класс.docx, задание модуль 4 практикум школьных команд.pptx


Ситуационный практикум 2.

Ситуация № 1. В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами сотрудников по поводу внедрения изобретения, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать создавшуюся обстановку в коллективе?

а) Выбрать актив, группу, поручить разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку руководства.

б) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников нового, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

в) Изучить перспективы улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

г) Установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого подхода к технологии производства, проводить работу по реализации новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других прогрессивных руководителей.
Если есть проблема – ее нужно решить. Самый лучший и эффективный способ в любой – как краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, — решить вопрос мирно, в дискуссии. Высказать свои аргументы, выслушать оппонентов, ведь возможно, они в чем-то правы. Может быть, не отвергать полностью старый стиль управления, но сделать из противников союзников. Не слушать, силой пытаться заставить людей поменять точку зрения – значит усугубить проблему. Самоустраниться – потерять контроль над ситуацией, а в последствии и над коллективом вообще.

Ситуация № 2. Примите оптимальное решение при условии:

а) В связи с сокращением производства необходимо высвободить число сотрудников.

б) Резко ухудшилось качество производимой продукции (услуг).

в) На рынке упал спрос на производимую вашей фирмой продукцию (услуги).

Ситуация № 3. На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:

а) распределение ответственности;( Распределяется ответственность в соответствии с полномочиями)

б) отношение к подбору кадров; (Подбирает деловых, грамотных работников)

в) отношение к инициативе; (Поощряется, используя в интересах дела)

г) отношение к дисциплине; (Осуществляется дифференцированный подход к людям, сторонник разумной дисциплины)

д) способ доведения решения до исполнителей. (работник предлагает).

Скачать 45,63 Kb.

страница 2/3
Дата 18.03.2023
Размер 45,63 Kb.
#207108
Тип Решение

Связанные:
Наумкина Е.В. РУР МТЗ-19.1 КТ1

    Навигация по данной странице:

  • Ситуация № 3.

Ситуация № 2.

В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами сотрудников по поводу внедрения изобретения, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать создавшуюся обстановку в коллективе?

а) Выбрать актив, группу, поручить разобраться и предложить меры по

нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку руководства.

б) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников нового, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

в) Изучить перспективы улучшения качества выпускаемой продукции,

поставить перед коллективом новые перспективные задачи, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

г) Установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого подхода к технологии производства, проводить работу по реализации новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других прогрессивных руководителей.

Ответ:

Выбрать необходимо вариант Б. Если есть проблема – ее нужно решить. Самый лучший и эффективный способ в любой – как краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, — решить вопрос мирно, в дискуссии. Высказать свои аргументы, выслушать оппонентов, ведь возможно, они в чем-то правы. Может быть, не отвергать полностью старый стиль управления, но сделать из противников союзников. Не слушать, силой пытаться заставить людей поменять точку зрения – значит усугубить проблему. Самоустраниться – потерять контроль над ситуацией, а в последствии и над коллективом вообще.

Ситуация № 3.

На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:

а) распределение ответственности;

б) отношение к подбору кадров;

в) отношение к инициативе;

г) отношение к дисциплине;

и) способ доведения решения до исполнителей.

Поделитесь с Вашими друзьями:


Подробнее о работе

Страница работы

  • 1 страниц
  • 2018 год
  • 43
    просмотра
  • 6 покупки

120 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

а) Самостоятельное распределение, но с учетом пожеланий подчиненных.
б) Выслу

Отсутствует

На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:
а) распределение ответственности;
б) отношение к подбору кадров;
в) отношение к инициативе;
г) отношение к дисциплине;
д) способ доведения решения до исполнителей.

Отсутствует

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

а) Самостоятельное распределение, но с учетом пожеланий подчиненных.
б) Выслу

Отсутствует

На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:
а) распределение ответственности;
б) отношение к подбору кадров;
в) отношение к инициативе;
г) отношение к дисциплине;
д) способ доведения решения до исполнителей.

Отсутствует

Купить эту работу

На фирме сформировался демократический стиль руководства Определите приемы по принятию решений при с

120 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 20 ₽

Гарантии Автор24

  • Гарантийный срок

    10 дней с момента оплаты работы

  • Критерии обращения по гарантии

    Работа не соответствует заявленному описанию или уникальность
    менее
    50%

  • Куда обращаться

    Оформить жалобу в личном кабинете

    Инструкция

    Ознакомиться с подробной инструкцией можно по

    ссылке

Страница работы

Страница работы

Страница работы

Понравилась эта работа?

или

2 июля 2020 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы

Купить эту работу vs Заказать новую
6
раз
Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%

Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%

Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—4 дня
120 ₽ Цена от 20 ₽

Не подошла эта работа?

В нашей базе
27778 Решений задач
— поможем найти подходящую

5
Похожих
работ

Отзывы студентов

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

другие учебные работы по предмету

  • Стили управления
  • Авторитарный стиль управления
  • Демократический стиль управления
  • Либеральный стиль управления

грамотный руководитель

Грамотный руководитель соберет хорошую команду и приведет компанию к успеху при любом стиле руководства

Стили управления

Существует 3 базовых способа управления: авторитарный, демократический и либеральный. Хотите определить тип руководства в компании? Проясните несколько моментов.

  • Кто принимает решения

Руководитель может решать вопросы единолично, не ориентируясь на мнения и интересы других членов команды. Либо работать с учетом мнений всех участников или значимых в данном вопросе сотрудников. А иногда вся власть отдается сотрудникам «на местах».

  • Как руководитель воздействует на сотрудников

Ваш директор отдает распоряжения приказным тоном и не терпит возражений? Это авторитаризм в действии. 

Начальство поручает работу, но выслушивает и принимает во внимание ваши предложения и замечания? Вам посчастливилось работать с демократичным управленцем. 

Вас просят или уговаривают – бывает и такое! – выполнить задание? Значит, вы встретились с либеральным стилем управления.

  • Может ли работник взять инициативу в свои руки

От руководителя напрямую зависит инициативность работника. При авторитарном начальнике не имеет смысла проявлять самостоятельность. Все равно сотрудник ничего не решает. При демократическом стиле инициатива допустима, а при либеральном – обязательна. 

  • Кто берет на себя ответственность за последствия

Ответственность при авторитаризме лежит исключительно на руководстве, ведь оно единолично принимает все решения. При демократическом подходе отвечает тот, чья должность предполагает ответственность конкретно за этот вопрос. А в либеральной системе управления ответственность часто несет весь коллектив.

От чего зависят управленческие особенности? В равной мере играют роль как объективные, так и субъективные факторы. 

К первым относятся предыдущий тип руководства, социальные и психологические особенности коллектива, нюансы поставленных в компании целей и задач.

Вторые полностью связаны с личностью руководителя: возрастом, образованием, характером.

Авторитарный стиль управления

Авторитарный стиль – это способ управления коллективом, при котором самым главным является руководитель. Дистанция между начальником и работниками очень большая. 

Сотрудники выполняют свою работу, не принимая значительного участия в решении стратегически важных вопросов. Коллектив не всегда в курсе тех или иных решений, особенно если они напрямую его не касаются. 

Начальник – сильная личность, которая знает, как будет лучше для дела, умеет планировать и прогнозировать, принимает точные решения, берет ответственность за происходящее. Он посвящает работе много времени, сил и энергии. Часто не церемонится с работниками, ставит задачи,  отдает приказы и принимает работу. 

С партнерами по бизнесу такой человек тоже ведет себя жестко, не идет на уступки без необходимости. Это может быть на руку компании.

Когда необходим авторитарный руководитель? 

На начальном этапе организации бизнеса, когда коллектив полностью не сформировался, каждый сотрудник не занял свое место, рабочие процессы еще не доведены до автоматизма. 

Порой это длительный процесс: человек может уйти с занимаемой должности или перейти по сетке на другую. Необходимо «залатать дыры», быстро принять решение и устранить проблему. 

Вначале финансовые риски важнее всего, чаще возникают проблемы с поставщиками, конкурентами, партнерами по бизнесу. Поэтому «сильная рука» может быть полезной. 

Быть авторитарным не значит общаться с сотрудниками сквозь зубы. Это значит уметь руководить всеми процессами самостоятельно.

Большую роль при авторитарном способе управления играет денежная мотивация. При достойной оплате и уважительном отношении сотрудники даже в строгих рамках могут работать длительное время и показывать хорошие результаты.

Но часто грань между авторитаризмом и произволом бывает очень тонкой.

Хотите понять разницу между авторитарным способом управления и самодурством? Задайте себе следующие вопросы.

Как построена система кнута и пряника? «Какие вопросы к “карательной системе”? – спросите вы. – Тут все понятно: опоздания, пропущенные сроки или некачественная работа должны пресекаться». 

Но не все так просто: в каких случаях руководитель наказывает? Не слишком ли широк этот список? Проявляет ли компания гибкость в чрезвычайных ситуациях? 

Причины могут быть разные. «Опоздал» и «заболел ребенок» – две большие разницы. Особенно, если это единичный инцидент.

Работает ли единая система наказаний для всех сотрудников или применяется избирательно? Какие средства наказания используются? Внушительный штраф или устный выговор – это не одно и то же.

Поощрения по инициативе начальства при авторитарной власти не приняты. Часто успех такой руководитель воспринимает как должное, а неудачи – как что-то из ряда вон выходящее. Но это при негативном сценарии. В норме поощрения и штрафы должны быть в балансе.

Воодушевляют и повышают производительность похвала и денежное поощрение: премии за переработку и достижение результатов, работу в вечернее время, идеи, которые идут в реализацию и т. д. 

Здесь нужно задать себе те же вопросы, что и с карательными мерами. Что представляет из себя бонусная система: денежное вознаграждение, лишний выходной, благодарность, повышение рейтинга в списке сотрудников? 

Нет ли градации сотрудников в зависимости от должности и степени приближенности к руководителю: может быть, премии получают только свои? 

Как начальник принимает решения? Кто отвечает за результаты? Если решения принимаются наобум, а в случае неблагоприятного исхода страдают «подневольные люди», это не авторитаризм, а произвол.

Если авторитарный руководитель будет адекватным и справедливым, он добьется уважения сотрудников и приведет компанию к успеху.

авторитарный руководитель

Авторитарный руководитель при грамотном подходе сможет найти общий язык с сотрудниками. Источник: piqsels.com

Как создают систему KPI для руководителей

Мой первый директор была авторитарным начальником. Ей идеально подходило слово «солидный». Имея солидный возраст и опыт руководства, она балансировала на грани авторитаризма и самодурства. 

Плюсы: принимала точные и быстрые решения. Прекрасно знала, как распределить обязанности. Проговаривала все правила ясно, кратко и только один раз. Благодаря этому все выполняли работу четко и вовремя. 

Минусы: слишком агрессивный стиль общения. Она могла повысить голос, прилюдно отчитать, нагрубить без видимой на то причины. Про таких говорят «человек настроения». 

Однажды я столкнулась с ней в коридоре, где состоялся потрясающий диалог:

Д: МарьИванна – начальник детского лагеря – на тебя жалуется!

Я: За что?

Д: Буду я еще тебе говорить!

Такая агрессивная манера общаться мало кому понравится. Но отдельные сотрудники умеют не принимать чужую агрессию на свой счет и не зацикливаться на неприятных разговорах. 

Плюсы авторитаризма:

  • хорошо налаженные рабочие процессы, когда каждый сотрудник находиться на своем месте и выполняет работу по четким рекомендациям;
  • возможность быстро достичь результатов;
  • быстрое решение проблем.

«Сильная рука» способна быстро и четко организовать рабочий процесс и привести компанию к хорошему результату с минимальными затратами. Но есть и минусы, которые могут этому помешать:

  • незаинтересованность сотрудников. При авторитарном типе управления плохо развита профессиональная вертикаль. Условия карьерного роста очень жесткие, многие не могут к ним приспособиться.

Если нет шансов получить повышение, зачем стараться больше? Отсутствие поощрений также негативно влияет на производительность сотрудников; 

  • возможность «путешествовать» по горизонтали, то есть занимать аналогичные по роли, но разные по функционалу и характеру деятельности должности тоже сведена к минимуму.

Руководитель занят решением производственных задач, ему некогда присматриваться к сотрудникам, искать им более подходящие внутри компании должности; 

  • также на руководителя ложится слишком большая нагрузка – необходимость все контролировать и нести единоличную ответственность. 

Успешный бизнес зависит от надежных партнеров. Облегчите себе работу – доверьте часть обязанностей нам. Вы можете открыть расчетный счет в Совкомбанке на выгодных условиях.

Есть прекрасная возможность открыть расчетный счет в Совкомбанке с выгодными предложениями для предпринимателей! Подайте заявку, чтобы узнать индивидуальные условия, которые банк подберет для вас.

Демократический стиль управления

Предполагает разумный баланс между сильным руководителем и инициативными сотрудниками, которые обладают правом голоса в организационных вопросах и при принятии решений.

В демократическом варианте по сравнению с авторитарным больше личностного подхода к сотруднику. Работник – не просто «пчелка» или «винтик», который добросовестно выполняет отведенную работу, а профессионал, способный внести свою лепту в решение многих проблем. 

Руководитель придерживается принципа «одна голова хорошо, а две лучше», но окончательное решение все равно остается за ним. 

Начальник не отдает приказы, а предлагает взаимовыгодное сотрудничество. Если при авторитаризме сотрудники чаще выполняют работу хорошо, чтобы соответствовать поставленным ранее требованиям и избежать штрафов и иных санкций, то при демократии стимулом становятся дополнительные поощрения.

Кошмар начинающего секретаря, или В чем разница между распоряжением и приказом

Ценностью при таком подходе являются интересы не только  бизнеса, но и отдельно взятого работника. Формула простая: сотрудник, довольный делом, отношениями в коллективе, зарплатой, будет делать работу с удовольствием. Любовь к делу, инициативность, трудолюбие – главные факторы успешного бизнеса.

Хорошие отношения в коллективе – одна из целей руководителя. Это позволяет сотрудникам работать в психологически комфортной атмосфере и отдавать делу больше сил. Сплоченность коллектива способствует более эффективной работе и быстрому достижению целей.

Демократический стиль управления применяется часто в тех случаях, когда сотрудники более квалифицированы в каких-либо вопросах, чем руководство, и могут привнести в дело что-то новое.

демократический руководитель

Демократический руководитель приветствует инициативу сотрудников и прислушивается к их мнению. Источник: piqsels.com

Несколько принципов демократического стиля руководства:

  • каждый сотрудник несет ответственность за свою работу;
  • руководитель получает обратную связь от коллектива;
  • характер работы, поставленные цели и задачи зависят от компетенции и личностных особенностей работника;
  • сотрудники в компании связаны друг с другом: каждый выполняет свою работу, но все вместе работают над общим проектом;
  • подчиненный может беспрепятственно обратиться к руководству за помощью в решении проблем или высказать свое мнение;
  • решение принимает начальник с учетом коллективного мнения.

Плюсы демократического стиля:

  • личная заинтересованность команды в достижении результата;
  • хорошие отношения в коллективе: взаимовыручка и поддержка приводят к быстрому решению мелких вопросов и повышению эффективности рабочего процесса;
  • сотрудники обладают большой ответственностью, самостоятельностью и организованностью.

Минусы:

  • такой тип руководства дает результаты только с психологически зрелыми сотрудниками, способными оценить плюсы работы с демократически настроенным руководством;
  • руководитель должен аргументировать решения, выслушивать возражения или недовольство. Иногда приходится принимать непопулярные решения, идти вразрез с интересами членов коллектива, так как это необходимо;
  • решения принимаются не так быстро, как хотелось бы. Это может привести к затягиванию сроков.

С демократическим типом руководства я снова столкнулась в школе, казалось бы, нетипичным для этого месте.

Директор Мария Сергеевна – приятная женщина средних лет – всегда выслушивала учителей и пыталась помочь с проблемой. 

Холодный кабинет? Выделим средства для утепления. И средства действительно выделялись. Проблемы с родителями? Давайте все обсудим за общим столом. 

В спорных ситуациях между учителями и родителями директор мягко, но уверенно поддерживала сотрудников. Это приводило к тому, что конфликт не накалялся, а наоборот,  разрешался «малой кровью».

Один поступок меня особенно впечатлил. Секретарь Анна Ивановна была мамой ребенка с расстройством аутического спектра. Когда мальчик пошел в первый класс, директор сформировала малокомплектную группу и наняла для ребенка тьютора-сопровождающего за счет школы.

А потом Анна Ивановна вышла из второго декретного отпуска раньше на полтора года, потому что «очень нравится работать и попросил хороший человек».

Через несколько лет Мария Сергеевна ушла в новую школу, а вместе с ней и Анна Ивановна. 

На первых порах, когда было особенно сложно, секретарь делала любую работу: приводила в порядок документацию, занималась поставками мяса в школьную столовую, помогала организовать ремонт. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Сейчас Анна Ивановна завуч. С Марьей Сергеевной они плечом к плечу много лет.

Денежная мотивация играет огромную роль в демократическом подходе. Не хватает финансов на квалифицированных сотрудников? Возьмите кредит в Совкомбанке.

Если ваш бизнес нуждается в дополнительном финансировании, возьмите кредит. Совкомбанк предлагает «Легкий кредит», «Программы с господдержкой», «Банковские гарантии», «Кредитная линия» и «Овердрафт». Выберите удобный вариант и оставьте заявку на сайте.

Либеральный стиль управления

Самый свободный тип руководства: характеризуется минимальной ролью руководителя в рабочем процессе.

Начальник ставит перед сотрудниками цель, создает условия работы, но оставляет право выбирать пути решения проблемы. Сотрудники самостоятельно составляют план, распределяют обязанности, контролируют рабочий процесс.

Руководитель остается в роли консультанта, судьи, эксперта, который оценивает результат работы. Он занимается стратегическим планированием и направляет активность команды в нужное русло.

либеральный стиль

При либеральном подходе инициатива принадлежит сотрудникам. Источник: piqsels.com

Хотите организовать эффективный рабочий процесс с либеральным типом руководства? Внимательно присмотритесь к сотрудникам.

Они должны:

  • быть профессионалами своего дела. Поскольку каждый сотрудник – сам хозяин своей «вотчины», работу он должен выполнять на 5+. Нет начальства, которое будет «стоять над душой» и отправит «брак» на доработку;
  • быть ответственными и не пропускать сроки;
  • тесно взаимодействовать друг с другом, уметь обращаться со смежными вопросами к коллегам, уметь слышать мнение «равных по чину» людей;
  • быть инициативными и креативными. 

На этом мы с вами прощаемся: увольнение за несоответствие занимаемой должности

Плюсы либерального руководства:

  • сотрудник «уходит с головой в работу», выкладывается по максимуму. Во многом он реализует свои идеи, чувствует себя не просто «винтиком», а значимым участником процесса. Часто сотрудники думают о нововведениях и способах улучшения дела даже в нерабочее время;
  • мотивирующим фактором являются не столько деньги, сколько удовольствие, полученное от работы, творческая и профессиональная реализации;
  • команда работает как автономный механизм, руководителю нет необходимости ее контролировать, а значит, появляется больше времени для решения стратегически важных задач.

Минусы:

  • необходима дружная команда настоящих профессионалов. Человеческий фактор в данном случае играет важнейшую роль. Недобросовестные и непрофессиональные сотрудники могут долгое время саботировать рабочий процесс, а руководитель обнаружит это не сразу. Последствия для компании будут серьезными;
  • начальнику тяжело внедрить непопулярные идеи и поставить сотрудников перед фактом. Подчиненные привыкли к свободе, осознают свою роль в общем процессе, поэтому на все соглашаться не будут;
  • чем больше компания, тем сложнее применить либеральный тип управления, так как излишняя свобода и отсутствие четких требований могут привести к краху. Придется назначать руководителей на местах.

Самым ярким представителем либерального типа управления для меня стал мой руководитель на последнем месте работы. 

Он организовал творческий проект, целью которого было создать сайт с широчайшей базой сказок народов мира на русском и английском языках, а после ставить аудиоспектакли по этим сказкам. 

Коллектив подбирался исключительно по знакомству, с улицы никого не брали. Фактически команда набиралась вслепую, по рекомендациям друзей и знакомых. Но все вышло удачно: каждый сотрудник был профессионалом.

Очень смешно наблюдать, как в большой команде дизайнеров, программистов, редакторов и еще кучи людей все приходятся друг другу родственниками, друзьями. Минимум – знакомы через семь рукопожатий.

Все изначально работали за очень скромную зарплату, а многие вообще бесплатно, за проценты от будущей прибыли. 

Руководитель появлялся на еженедельных совещаниях и рассказывал как продвигается проект, на какой стадии мы находимся и что планируем в будущем. В основном это касалось юридических вопросов и IT-аспектов: всем, что связано с созданием сайта и приложения. 

Каждый из нас ставил задачи и формировал отчетность самостоятельно. Все идеи оглашались на совещаниях, совместно обсуждались, решения принимались коллективно. Руководитель мог сказать веское «нет», если мы не укладывались в бюджет или выходили за рамки закона. 

Разгорались жаркие споры, которые перетекали в многодневные обсуждения в общем чате. Руководитель был доволен и говорил, что это только на пользу проекту.

Начальник всегда прислушивался к мнению сотрудников. Например, после того, как я захотела участвовать в написании сценариев, мне позволили работать совместно с режиссером.

Творческая и дружеская атмосфера, креативный подход в решении вопросов, возможность реализовывать идеи  привели к тому, что каждый «горел» работой.

Из минусов: из-за отсутствия четкой организации мы на первых этапах делали одну и ту же задачу по несколько раз. Каждый имел свое мнение по поводу того или иного вопроса, начиналась работа, всплывали дополнительные нюансы – курс менялся.

Было очень интересно наблюдать, как реализуется масштабный проект, требующий огромных денег, с минимальными вложениями, только за счет инициативы коллектива.

Какой способ управления выбрать?

Демократический стиль может стать идеальным компромиссом при выборе способа управления компанией . Он предоставляет сотруднику достаточную инициативу и в то же время ставит определенные рамки, которые не стесняют, а наоборот, помогают в выполнении задач. Сотрудники к демократичному и справедливому руководителю относятся с уважением и симпатией.

Каждый способ руководства имеет свои плюсы и минусы. Взаимодействие руководителя с подчиненными зависит от характера дела, масштаба компании, личностных качеств как самого руководителя, так и сотрудников.


1


Определение теории принятия управленческого решения: a) Отождествляет процесс принятия управленческого решения со всем процессом управления. b) Понимает процесс принятия управленческого решения как выбор наилучшего из множества. c) Понимает процесс принятия управленческого решения как выбор альтернативы руководителя. d) Процесс мыслительной деятельности человека.


2


Принятое управленческое решение влияет на: a) Сотрудников организации. b) На организацию в целом. c) На внешнюю среду. d) На лицо, принявшее это решение. Принятое управленческое решение влияет на: a) Сотрудников организации. b) На организацию в целом. c) На внешнюю среду. d) На лицо, принявшее это решение.


3


Решение – это: a) Выбор альтернативы. b) Результат выбора из нескольких возможных вариантов. c) Выбор альтернативы руководителем. d) Процесс мыслительной деятельности человека.


4


Лицо, принимающее решение несет ответственность за: a) «Непродуманные» решения. b) «Моральные» решения. c) Решения, принятые в условиях неопределенности и риска. d) За все принимаемые им решения.


5


Цель управленческого решения заключается в: a) Принятии управленцем решения, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. b) Принятии верного управленческого решения. c) Достижение поставленных перед организацией целей. d) Удовлетворении потребностей сотрудников.


6


Лицо, принимающее решение: a) Должно обладать профессиональными знаниями и навыками. b) Должно иметь высшее образование. c) Быть хорошим психологом. d) Быть ответственным человеком.


7


Совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации – это: a) Эффективность управленческого решения. b) Качество управленческого решения. c) Надежность управленческого решения. d) Оптимальность управленческого решения.


8


Для принятия качественного управленческого решения, решение должно быть описано: a) Только качественными показателями. b) Только количественными показателями. c) Как качественными, так и количественными показателями. d) Правильного ответа нет.


9


Многовариантность решений и правовая обоснованность принимаемого решения обеспечивают: a) Эффективность управленческого решения. b) Качество управленческого решения. c) Надежность управленческого решения. d) Оптимальность управленческого решения.


10


Личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные и поведенческие ограничения, взаимозависимость решений – это: a) Факторы, обеспечивающие качество и эффективность управленческого решения. b) Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. c) Параметры качества управленческого решения. d) Параметры эффективности управленческого решения.


11


Какие факторы, снижают вероятность принятия качественного и эффективного управленческого решения: a) Личностные пристрастия или лояльность руководителя к одному из сотрудников. b) Структуризация проблемы. c) Внутрифирменные конфликты. d) Функционирование системы ответственности.


12


Управленческое решение – это: a) Результат выбора из нескольких возможных вариантов. b) Результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. c) Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. d) Результат мыслительной деятельности человека.


13


В каком случае возникает необходимость принятия управленческого решения: a) В случае ликвидации неблагоприятной управленческой ситуации. b) В случае достижения поставленных перед организацией задач. c) В случае удовлетворения потребностей организации. d) В случае улучшения существующей ситуации.


14


На чем основывается принятие управленческого решения: a) Интуиция. b) Суждение. c) Рациональность. d) Профессионализм.


15


Выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правильный –это: a) Решение, основанное на суждении. b) Интуитивное решение. c) Рациональное решение. d) Профессиональное решение.


16


Выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом – это: a) Решение, основанное на суждении. b) Интуитивное решение. c) Рациональное решение. d) Профессиональное решение.


17


Выбор, основанный на методах экономического анализа – это: а) Решение, основанное на суждении. b) Интуитивное решение. c) Рациональное решение. d) Профессиональное решение.


18


Решения, тщательно оцененные менеджером, рассмотрены все альтернативные варианты – это: a) Рискованные решения. b) Импульсивные решения. c) Осторожные решения. d) Профессиональное решение.


19


Решения, являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий: a) Осторожные решения. b) Рациональные решения. c) Запрограммированные решения. d) Незапрограммированные решения.


20


Решения, требующиеся в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами: a) Осторожные решения. b) Рациональные решения. c) Запрограммированные решения. d) Незапрограммированные решения.


21


Какое решение из предложенных вы бы выбрали в ситуации: подчиненный отказался без объяснения причин выполнить ваше распоряжение? a) Наказал, выговор, снятие надбавки. b) Проанализировал соответствие компетенций полномочий и ответственности подчиненного и содержание распоряжения. c) Попытался бы выяснить причины отказа и, если возможно, убедить. d) Провел бы анализ социально- психологической атмосферы в коллективе.


22


Организационное решение – это: a) Совокупность выборов, которые каждый человек должен совершать в повседневной жизни. b) Выбор альтернатив, необходимый для получения максимального экономического эффекта. c) Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. d) Решение, связанное с реструктуризацией организации.


23


Назовите решения, которые являются результатом реализации определенной последовательности шагов или действий. a) Незапрограммированные. b) Организационные. c) Запрограммированные. d) Стандартные.


24


Назовите решения, которые требуются в новых ситуациях, которые внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. a) Незапрограммированные. b) Организационные. c) Запрограммированные. d) Стандартные.


25


По сроку действия решения могут быть: a) Стратегические. b) Тактические. c) Оперативные. d) Все перечисленные.


26


Программируемые решения – это: a) Решения, принимаемые с помощью средств вычислительной техники. b) Решения, принимаемые в соответствии с утвержденными на предприятии программами (повышения квалификации, социальной адаптации). c) Решения, принимаемые в соответствии с программами, утвержденными на различных уровнях государственного управления. d) Типичные решения, имеющие четкие структуру, цель, ограничения и последовательность этапов принятия и реализации решений.


27


Субъектом управленческого решения является: a) Работник организации, чья проблема решается руководителем. b) Лицо, принимающее решение. c) Эксперт, привлекаемый для принятия эффективного решения. d) Документ, утверждаемый менеджером (приказ, инструкция, протокол и т.п.).


28


Объектом управленческого решения является: a) Лицо, принимающее решение. b) Эксперт, привлекаемый для принятия эффективного решения. c) Документ, утверждаемый менеджером (приказ, инструкция, протокол и т.п.). d) Исполнитель решения.


29


По степени инновационности результата УР разделяются на следующие виды: a) Много- и одноуровневые. b) Рутинные, селективные. c) Тактические, стратегические. d) Адаптационные, инновационные.


30


Ситуация 1. Закрытое акционерное общество «Саунт» работает на рынке 5 лет. Занимается поставкой автозапчастей на российский рынок. За это время успело зарекомендовать себя. Сложилась следующая ситуация: на рынке появилась конкурирующая фирма. Автозапчасти данной фирмы стоят в 1,5 раза дешевле, чем у фирмы «Саунт». Что в данной неблагоприятной управленческой ситуации делать фирме «Саунт»? Задание. Какие действия должна предпринять данная фирма? Какую информацию ЗАО «Саунт» будет использовать для решения данной проблемы? Примите управленческое решение. Подумайте, как принятое Вами решение отразится на деятельности организации в целом и на сотрудниках данной фирмы. Каково в данной ситуации будет влияние личностных оценок руководителя, среды принятия решения, информационных ограничений, поведенческих ограничений на процесс принятия управленческих решений? Какова будет ответственность в случае принятия неверного, непродуманного, необоснованного управленческого решения?


31


Ситуация 2. Открытое Акционерное Общество «Бленд» работает на рынке консалтинговых услуг 10 лет. Штат организации свыше 100 человек. Сначала сотрудники работали с клиентами по одиночке либо произвольно сгруппированной бригадой. Затем было принято управленческое решение, в результате чего все сотрудники были разбиты на бригады по 4 человека. В результате сложилась неблагоприятная ситуация: внутриорганизационные разногласия, в результате чего снизилась производительность труда. Задание. Примите управленческое решение по выходу их сложившейся ситуации. Подумайте, как Вы, если бы были руководителем данной организации, вышли из данной неблагоприятной управленческой ситуации. Какие управленческие решения должны быть приняты в данной ситуации? Как принятые Вами решения отразятся на Ваших сотрудниках и на работе самой организации?


32


Ситуация 3. Примите оптимальные решение при условии: а) В связи с сокращением производства необходимо высвободить n-число сотрудников. б) Резко ухудшилось качество производимой продукции (услуг). в) На рынке упал спрос на производимую вашей фирмой продукцию (услуги).


33


Ситуация 4. На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах: а) распределение ответственности; б) отношение к подбору кадров; в) отношение к инициативе; г) отношение к дисциплине; и) способ доведения решения до исполнителей.


34


Ситуация 5. Ниже приводится список типичных организационных решений. Необходимо определить, являются ли они запрограммированными или нет. 1 Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящую сложную техническую продукцию 2 Доведение мастером до рабочих дневного задания 3 Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успешной финансовой деятельности компании 4 Решение начальника о допущении официального отсутствия подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача


35


5 Выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений в крупном городе 6 Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического факультета университета на работу в аппарат крупной фирмы 7 Определение годичного задания для ассистента профессора 8 Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации 9 Выбор авторами печатного издания для размещения рекламы о новом вузовском учебнике 10 Выбор правлением компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами.

Стили управления и руководства

Фото Василия Смирного, Кублог

Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.

Различают следующие стили управления.

Стиль управления ориентированный на задачу

Усилия руководителя сконцентрированы на задаче, которую необходимо выполнить, при этом, как утверждает Бизани, руководитель:

  • порицает недостаточную работу;

  • побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;

  • придает особенное значение объему работы;

  • руководит железной рукой;

  • обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;

  • побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;

  • требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.

Исследования Хальпина—Винера и Пельца показывают, что такие руководители:

  • часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители;

  • позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние «наверху».

Личностно-ориентированный стиль управления

При таком стиле управления в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:

  • обращает внимание на здоровье сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными;

  • поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;

  • заступается за своих сотрудников.

Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя «наверху», на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.

Стилю управления присущи три проблемы:

  1. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.
  2. Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда.
  3. Ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.

Стили управления могут быть одно- и многомерными. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.

Авторитарный стиль управления

При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает б ольшую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.

Типичные признаки авторитарного стиля управления:

Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;

Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует» следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.

Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю:

  • высокая сознательность;

  • высокий самоконтроль;

  • дальновидность;

  • хорошая способность к принятию решений;

  • пробивная способность.

Подчиненные — адресаты приказаний. По «теории x и xy:

  • средний человек ленив и, насколько возможно, отлынивает от работы;

  • работники нечестолюбивы, боятся ответственности и желают быть руководимыми;

  • давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия;

  • строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.

Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:

  • признание руководителя единственной инстанцией;

  • признание и выполнение распоряжений руководителя;

  • отсутствие стремления к обладанию правом контроля.

Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.

Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.

Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.

Корпоративный стиль управления

При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

Типичные признаки корпоративного стиля управления:

Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.

Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.

Требования, предъявляемые к корпоративно управляющему руководителю, по Штоппу:

  • открытость;

  • доверие к сотрудникам;

  • отказ от индивидуальных привилегий;

  • способность и желание делегировать полномочия;

  • служебный надзор;

  • контроль результатов.

Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять «ежедневные работы». При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из «теории у теории ху«, по которой:

  • нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;

  • сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем;

  • цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития;

  • при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.

Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.

Требования к корпоративно управляемым подчиненным, по Штоппу:

  • стремление и способность нести личную ответственность;

  • самоконтроль;

  • использование прав контроля.

Преимущество корпоративного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — корпоративный стиль управления может замедлить принятие решений.

Управление методом делегирования полномочий

Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.

Для того чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы:

  • делегирование сотрудникам задач;

  • делегирование сотрудникам компетенций;

  • делегирование сотрудникам ответственности за действия;

  • исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;

  • установление порядка регулирования исключительных случаев;

  • исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника;

  • обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;

  • принятие руководителем ответственности по руководству;

  • создание соответствующей информационной системы.

Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.

Преимущества управления методом делегирования:

  • разгрузка руководителя;

  • возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность задействия;

  • содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.

Недостатки управления методом делегирования:

  • руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;

  • могут быть утверждены иерархические отношения;

  • сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;

  • установление иерархических отношений «по горизонтали».

Почему руководители недостаточно делегируют полномочия?

1. Опасение того, что подчиненные недостаточно компетентно выполняют поручения (делают ошибки).
2. Недоверие по отношению к компетентности подчиненных.
3. Опасение того, что подчиненные слишком быстро приобретают высокую компетенцию.
4. Опасение потери своего значения и сопутствующих ему благ.
5. Опасение потери собственного авторитета или статуса.
6. Опасение того, что руководитель сам потеряет контроль за данным вопросом.
7. Страх перед риском.
8. Нежелание отдавать работу, которой руководитель сам хорошо владеет.
9. Неумение консультировать подчиненных и управлять ими.
10. Недостаток времени для консультирования подчиненных и управления ими.

Почему подчиненные не готовы нести ответственность?

1. Недостаточная уверенность в себе.
2. Дефицит информации.
3. Страх перед возможной критикой.
4. Недостаточный положительный отклик на успешно выполненные поручения.
5. Недостаточная мотивированность сотрудника.
6. Отрицательная атмосфера рабочего места.

Как делегировать?

1. Тщательно выбрать задания, подлежащие делегированию.
2. Тщательно выбрать человека, кому делегировать.
3. Делегировать преимущественно «окончательные результаты» вместо точных методов выполнения задания.
4. Быть готовым к тому, что будут допущены ошибки и что их нужно простить.
5. Дать достаточно полномочий для выполнения задания до конца.
6. Информировать других, что делегировано и кому.
7. Делегировать постепенно и усложнять делегированные задания.

Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами. Десять основных ошибок в управлении персоналом па предприятии можно сформулировать следующим образом;

1. Стремление все делать самому.
2. Склонность давать возможность делам идти своим чередом.
3. Предубежденность против определенных работников.
4. Застывшие, схематичные или доктринерские установки.
5. Излишняя восприимчивость к иному, в том числе критическому, мнению.
6. Самоудовлетворенность или заносчивость.
7. Невосприимчивость к предложениям сотрудников.
8. Очевидное неуважение личности сотрудника, например допустимость критики при других.
9. Явное недоверие к сотрудникам.
10. Недостаточная последовательность в действиях.

И наоборот, опыт преуспевающих предприятий показал, что руководители этих предприятий в значительно большей степени:

1. ценят знание дела;
2. относятся к людям как к равным;
3. вознаграждают справедливо;
4. обнаруживают ошибки объективно;
5. надежны и лояльны;
6. выслушивают мнения, отличающиеся от своих;
7. ценят прогресс;
8. имеют авторитет знатоков дела;
9. лишены предвзятости;
10. переносят критику;
11. способны к изменению, чем начальники малоуспешных предприятий.

Стиль управления или руководства — важнейший фактор в менеджменте на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова»

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 27.03.05 Инноватика

Воронеж 2017

2

УДК 630.79

Панявина Е. А. Методы принятия управленческих решений [Текст]: методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению 27.03.05 — Инноватика / Е.А. Панявина, А.В. Иванова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2017. – 49 с.

Печатается по решению

учебно-методического совета ФГБОУ ВО

«ВГЛТУ» (протокол №

от

г.)

Рецензент: доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ Воронежский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», к.э.н., доцент Н.М. Бухонова

3

ВВЕДЕНИЕ

Управленческие решения принимаются менеджером для реализации функций управления в соответствии с полномочиями, предоставляемыми занимаемой им должностью. Можно сказать, что работа менеджера заключается именно в профессиональном принятии решений.

В методических указаниях представлены практические задания, предназначенные для индивидуальной и групповой работы на практических занятиях при освоении дисциплины «Методы принятия управленческих решений» для студентов направления 27.03.05 Инноватика.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Перед началом каждого практического занятия студенты должны получить допуск к нему. Допуск к занятию заключается в проведении входного контроля в форме проверки домашних заданий и проверочных вопросов по пройденному материалу.

После проверки готовности к практическому занятию, преподаватель объявляет тему практического занятия, объясняет цель данного занятия и методику выполнения заданий.

По результатам выполненных работ каждый студент делает вывод по данному практическому занятию в форме аналитической записки, в которой должны быть освещены все вопросы данной темы.

Тематика практических занятий курса «Методы принятия управленческих решений» определена наличием двенадцати практическими работами.

Практические занятия, определенные учебным планом, предусматривается проводить и в интерактивной форме, в виде ситуационных задач (кейс-метод).

Данные задания являются составной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

По итогам каждого практического занятия, проводимого как в традиционной форме, так и в интерактивной осуществляется контроль знаний, проводится в виде дискуссии на указанную тему.

По каждому разделуосуществляется контроль остаточных знаний в виде контрольной работы.

4

Раздел 1. Решения в системе управления

Практическая работа № 1 Решения в системе управления: понятие, сущность, типология

1.Целью данной работы является изучение основ управленческих решений, а также раскрытие исходных представлений о процессе принятия управленческих решений.

2.В результате освоения данной работы студент должен знать эволюционные предпосылки формирования науки о принятии решений и ее

связи с другими науками об управлении, владеть типологией управленческих решений и уметь подготавливать (разрабатывать) и реализовывать управленческие решений.

3.Основные понятия: управленческие решения, объект решения, субъект решения, сущность УР, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения, одноцелевые и многоцелевые решения, бинарные («да» или «нет») и многоальтернативные решения, индивидуальные и групповые решения, уравновешенные и импульсивные, рискованные и осторожные решения, определённые и неопределённые решения, запрограммированные и незапрограммированные решения, структурированные и слабоструктурированные решения.

4.Вопросы для обсуждения:

1.Сущность и содержание управленческих решений.

2.Функции решений в методологии и организации процессов управления.

3.Типология управленческих решений. Классификация решений.

4.Формы подготовки и реализации управленческих решений.

5.Научные подходы в организации разработки и реализации управленческихрешений.

6.Принципы формирования управленческих решений, разработанные в научных работах Берга А.И., Богданова А.А, Гвишиани Д.М., Райфа X., Райфа Г.,Цыгичко, Саймона Г. и др.

7.Интеграция теории управления и теории принятия решений.

8.Универсальная теория принятия решений в свете трансформаций современных концепций менеджмента.

9.Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, творческих, уникальных решений для развития бизнеса.

10.Современные методы и методологии управления инновационным мышлением.

11.Понятие и классификация управленческих решений

12.Типология управленческих решений. Классификация решений.

13.Каковы принципы классификации управленческого решения?

5

5.Вопросы для самоконтроля:

1.По каким признакам могут быть классифицированы управленческие решения?

2.Классификация решений: программируемые и непрограммируемые

решения

3.Сущность и содержание управленческих решений. Управленческие решения как процесс и явление.

4.Управленческие решения как результат технологического процесса управления.

5.Свойства решения.

6.Объекты и субъекты решения.

7.Функции решений в методологии и организации процессов управления.

8.Типология управленческих решений: объектные, организационные, коммуникационные.

9.Условия и факторы качества управленческих решений.

6. Методические указания и практические задания

6.1Методические указания

Классификацию управленческих решений можно провести по множеству признаков.

По содержанию различают экономические, политические, технические, социальные, организационные и др. решения. Так, примером экономического решения может являться решение о распределении прибыли компании, а примером социального – о целесообразности открытия собственной столовой для сотрудников.

Взависимости от поля принятия различают решения в области инноваций, производства, маркетинга, персонала, финансов, инвестиций и т.д. Например, маркетинговое решение может быть связано с выбором каналов сбыта и установкой цен на те или иные виды продукции, а решение в сфере управления персоналом – выбором кандидата на вакантную должность.

Взависимости от характера целей различают стратегические, тактические и оперативные решения.

Стратегические решения связаны с определением целей деятельности организации – они отвечают на вопрос «что делать?». Примеры стратегических решений – выбор товарного рынка, слияние компании с основным поставщиком сырья, развитие собственной структуры для обучения персонала.

Тактические и оперативные решения определяют способы достижения поставленных целей и отвечают на вопрос «как делать?». Примерами тактических решений могут являться выбор конкретного поставщика сырья или составление годовой производственной программы, примерами оперативных решений – распределение работ между исполнителями в пре-

6

делах конкретной смены или направление определённого сотрудника в командировку.

По продолжительности действия различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения.

Взависимости от уровня управления решения могут приниматься высшим руководством, средним менеджментом или на низшем уровне.

По количеству целей выделяют одноцелевые и многоцелевые решения. По числу альтернатив различают бинарные («да» или «нет») и

многоальтернативные решения.

По количеству лиц, вовлекаемых в процесс принятия решения, можно выделить индивидуальные и групповые решения.

Взависимости от личностных качеств и характера ЛПР принято различать уравновешенные и импульсивные, рискованные и осторожные решения.

По степени определённости условий реализации различают детерминированные решения (последствия каждой из альтернатив хорошо известны), вероятностные решения (последствия не являются определёнными, но могут быть оценены с помощью случайных величин и законов распределения вероятности) и неопределённые решения (ЛПР вынуждено принимать решение в условиях неполноты или недостоверности информации)

Взависимости от возможности применения стандартных процедур выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения.

Запрограммированные (рутинные, алгоритмические) решения – это результат реализации определённой последовательности действий. Запрограммированные решения эффективны в типовых регулярно повторяющихся ситуациях с небольшим числом альтернатив. Процесс принятия запрограммированного решения может быть зафиксирован в виде инструкции. Примером такого решения является поведение менеджера по работе с клиентами при возврате покупателем товара ненадлежащего качества.

Незапрограммированные (нерутинные, эвристические) решения принимаются в новых или нестандартных ситуациях с большим числом альтернатив, для которых алгоритм решения заранее составить невозможно. Процедура выбора оптимального решения разрабатывается ЛПР в процессе самого выбора. Пример такого решения – совершенствование организационной структуры компании.

На практике немногие управленческие решения являются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде – в большинстве стандартных ситуаций не исключается определённая инициатива ЛПР и, наоборот, в самой сложной ситуации могут быть полезны элементы алгоритмизации на отдельных этапах её решения.

По степени полноты информации выделяют хорошо структурированные и слабоструктурированные решения.

7

Для хорошо структурированных задач характерны преобладание количественной информации, простота её формализации, наличие полного и четкого описания целей, альтернатив, критериев принятия решения. Пример хорошо структурированной задачи – выбор инвестором лучшего из нескольких инвестиционных проектов, имеющих различную прибыльность, срок окупаемости и т.д.

Для слабоструктурированных задач характерны преобладание неколичественной информации, сложность её формализации, нечёткость описания целей, альтернатив, критериев принятия решения, неопределённость зависимостей между ними. Пример слабоструктурированной задачи – повышение эффективности системы мотивации персонала.

6.2 Практические задания Задача 1.Финансовый директор производственной компании

принимает решение о привлечении заёмных средств в виде банковского кредита сроком на 5 лет для финансирования приобретения новой производственной линии, позволяющей освоить выпуск инновационной продукции.

Проведите классификацию данного управленческого решения по следующим признакам и обоснуйте свой ответ:

по содержанию (экономическое, политическое, техническое, социальное, организационное решение);

в зависимости от поля принятия (решение в области инноваций, производства, маркетинга, персонала, финансов, инвестиций);

в зависимости от характера целей (стратегическое, тактическое, оперативное решение);

по продолжительности действия (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное решение);

в зависимости от уровня управления (решение, принимаемое высшим руководством, средним менеджментом, на низшем уровне);

по количеству целей (одноцелевое, многоцелевое решение); по числу альтернатив (бинарное, многоальтернативное решение);

по количеству лиц, вовлекаемых в процесс принятия решения (индивидуальное, групповое решение);

по степени определённости условий реализации (детерминированное, вероятностное, неопределённое решение);

в зависимости от возможности применения стандартных процедур (запрограммированное, незапрограммированное решение);

по степени полноты информации (хорошо структурированное, слабоструктурированное решение).

7.Методические указания к проведению кейса

7.1Постановка ситуации

8

Ситуация № 1. Процветание и будущее фирмы зависят, прежде всего, отвнедрения нововведений. Однако нередко менеджеру приходится сталкиватьсяс сопротивлением изменениям, внедрению нового, передового. Какиедействияможет предпринять менеджер, чтобы преодолеть такое противодействие инновациям? Какую программу инноваций Вы предложите, если Вас назначат менеджером данной фирмы?

Ситуация № 2. Какие вы примите решения как менеджер фирмы, если: а) продукция вашей фирмы не пользуется спросом у потребителей на

обозначенном рынке; б) цены на продукцию фирмы резко снизились;

в) поставщик отказался от поставок основного сырья для вашей продукции.

г) (решения принимать по каждому пункту)?

Ситуация № 3. В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами сотрудников по поводу внедрения изобретения, пришел новыйруководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать создавшуюся обстановку в

коллективе?

а) Выбрать актив, группу, поручить разобраться и предложить меры понормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку руководства.

б) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонниковпрежнего стиля работы, противников нового, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

в) Изучить перспективы улучшения качества выпускаемой продукции,поставить перед коллективом новые перспективные задачи, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новоестарому.

г) Установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого подхода к технологии производства, проводить работу по реализации новшеств, воздействуя на противников силой своегопримера и примера других прогрессивных руководителей.

Ситуация № 4. Примите оптимальные решение при условии:

а) В связи с сокращением производства необходимо высвободить n- числосотрудников.

б) Резко ухудшилось качество производимой продукции (услуг).

в) На рынке упал спрос на производимую вашей фирмой продукцию (услуги).

Ситуация № 5. Определите показатели рентабельности инвестиций в инновации по трем вариантам:

Варианты

Инвестиции в инновации, млн.

Предполагаемый доход от внедрения

руб.

инноваций, млн. руб.

А

2212,69

2377,10

Б

2223,34

2386,19

В

2246,36

2443,30

9

Ситуация 6. На фирме сформировался демократический стиль руководства. Определите приемы по принятию решений при следующих параметрах:

а) распределение ответственности; б) отношение к подбору кадров; в) отношение к инициативе; г) отношение к дисциплине;

и) способ доведения решения до исполнителей.

Ситуация № 7. Вы главный менеджер на крупной фирме по производству всемирно известных сигарет. У фирмы имеются многочисленные фабрикипо всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможностьоткрыть еще фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение – подписать новый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрикиобеспечит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная для этого региона проблема безработицы; с другой – это принесет большойдоход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупныхпартий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак.

Недавно вам в руки попал отчет об исследовании, в котором была установленапрямая связь между курением и онкологическими заболеваниями.

Постановка задачи: Какое решение вы примете? Подпишете ли вы контракт или нет? Почему?

Ситуация № 8. Вы менеджер по маркетингу на фирме, выпускающейбытовую технику. Фирма при помощи дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров

– пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пыталисьприйти в результате исследований. Поэтому новый пылесос не стал по настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовойинформации повысит значительно сбыт такого товара.Постановка задачи: Какие действия вы предпримете? Почему?

Ситуация № 9. Вы менеджер на фирме, производящей программныепродукты для ПЭВМ. На одной из презентаций вы знакомитесь с молодой дамой (молодым человеком), которая (ый) недавно была (был) управляющей (им)в фирме-конкуренте. По какой-то причине она (он) была (был) уволена (ен) итеперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать или, наоборот, принять ухаживания. Или можете взять ее (его) на работу. В ином случаеможете просто пообещать взять ее (его) на работу. Обида так сильна, что она(он) с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента.

Постановка задачи: Как вы поступите? Почему?

10

Ситуация № 10. Вы менеджер по производству на фирме, выпускающейхолодильники. Недавно вы узнали, что конкурирующая фирма придала своимхолодильникам свойство, которого в ваших холодильниках нет, но оно окажетбольшое влияние на сбыт. Например, в холодильниках «NO FROST» теперьможно хранить продукты не только в вакуумной упаковке, но и обычные, небоясь их усыхания. На ежегодной специализированной выставке фирмы конкурента будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих дилеровглава фирмы расскажет им об этом новом свойстве холодильника и о том, каким образом это было достигнуто. Вы можете послать своего сотрудника наэтот прием под видом нового дилера, чтобы узнать о нововведении.

Постановка задачи: Пойдете ли вы на такой шаг? Почему?

Ситуация № 11. Вы главный менеджер известной фирмы и изо всех силстараетесь добиться заключения выгодного контракта на большую сумму продаж с одной компанией. В ходе переговоров узнаете, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У вас нет желания брать его ксебе на работу, но если вы намекнете ему об этой возможности, он скорее всегопередаст заказ именно вам.

Постановка задачи: Как поступите вы? Почему?

Ситуация № 12. Вы – менеджер по маркетингу и хотите сделать выборочный опрос потребителей об их реакциях на товар конкурента. Для этого выдолжны провести опрос якобы от лица несуществующего «Института маркетинга и конъюнктуры рынка».

Постановка задачи: Сделаете ли вы такой опрос? Почему?

Ситуация № 13. Вы менеджер по персоналу. В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень ее квалификации значительно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность.

Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороныряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы.

Постановка задачи: Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?

6.1 Вопросы и постановка задачи по решению:

Решение кейса проводится в 5 этапов:

1)знакомство с ситуацией, ее особенностями, основной проблемы (основных проблем), выделение;

2)выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;

3)предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4)анализ последствий принятия того или иного решения;

5)решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ремонт в туалете своими руками недорого пошаговая инструкция для начинающих
  • Roland camm 1 pro инструкция на русском
  • Вязальная машинка детская инструкция по применению
  • Инструкция по сборке кровати камелия 1600 с ящиками
  • Хлебопечь горенье bm910wii инструкция по применению