На кого возложено общее руководство в стране гражданской обороной а на министра мчс

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сегодня гражданская оборона Российской Федерации – это мощная система, включающая огромный   материальный, технический и человеческий потенциал, который направлен на обеспечение безопасности государства и его граждан от угроз природного и техногенного характера. В современных условиях мероприятия по гражданской обороне становятся все более востребованными, социально ориентированными и направленными на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения.

Организация и ведение ГО — одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности.

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 Основными задачами в области гражданской обороны являются:

подготовка населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих действий;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, была и остается весьма актуальной задачей.

При этом возникающие по ходу развития цивилизации угрозы и опасности обусловливают появление соответствующих средств и способов защиты, а на современном этапе развития — создание целых государственных систем защиты.

Так, бурное развитие авиации в первой половине XX в., усиление опасности бомбардировок с воздуха обусловило создание в 1932 г. системы местной противовоздушной обороны (МПВО), призванной защищать население и объекты народного хозяйства. Она с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами  МПВО было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин, спасены от гибели миллионы граждан.

Появление в середине века ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки резко обострили проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения, потребовали новых средств и способов защиты от него, что привело к преобразованию МПВО в Гражданскую оборону (ГО) СССР. Крупные катастрофы XX в. (авария на Чернобыльской АЭС, спитакское землетрясение и др.) также подвели к пониманию необходимости решения вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на государственном уровне.

25 ноября 1992 г. Правительство РФ утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС).

Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 1993 год можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994   г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. В январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1 500 крупных чрезвычайных ситуаций. Их количество ежегодно остается практически неизменным.

Формирования, войска МЧС России устраняли последствия землетрясения на Курильских островах, наводнений на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, оказывали гуманитарную помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий, аварий и катастроф, восстанавливали разрушенные коммуникации в различных районах России.

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

В настоящее время цели и задачи ГО определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны, с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.

Для достижения этих целей заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс организационных, инженерно-технических и других мероприятий ГО.

Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Начальником гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем начальника Гражданской обороны Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Указанные руководители являются по должности начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство Гражданской обороной РФ возложено на МЧС, которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и обеспечивает ее развитие и совершенствование.

РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельностью.

Новым для гражданской обороны стала целевая установка на решение задач в интересах Вооруженных Сил, а именно: обеспечение боевым составом мирного времени надежной защиты страны от воздушного нападения, отражение совместно с другими войсками, воинскими формированиями, органами и т. д. агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также обеспечение стратегического развертывания Вооруженных Сил для решения задач в крупномасштабной войне.

В XXI в. гражданская оборона должна строиться по тому же принципу, что и вся оборона в масштабе государства, то есть по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в зависимости времени и объема мероприятий гражданской обороны от уровня военной угрозы, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, способных прикрывать не только отдельные города и объекты, а целые территории. Кроме того, он предусматривает наличие мобильных резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

В последние годы значительную угрозу для России представляют международный и внутренний терроризм. Начиная с сентября 1999 г. страну потрясли взрывы в Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, Москве, Пятигорске, Беслане, Волгограде и Грозном оборвавшие сотни человеческих жизней, вторжение военных формирований из Грузии. Однако гарантировать, что взрывы не прозвучат еще, никто не может.

Для России наибольшую опасность представляет деятельность целого ряда исламистских организаций, прежде всего ваххабитского толка. В этих условиях сохраняются роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.

Совершенно ясно, что решение государственных проблем всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества.

Поэтому в создавшихся условиях представляется важным максимально учитывать при разработке и накоплении средств  защиты,  имущества,  материально-технических средств их возможное комплексное использование в мирное и военное время как в интересах ГО, так и для социально-экономических целей и нужд предупреждения и ликвидации ЧС природно-техногенного характера.

Сложная международная обстановка, увеличение количества природных и техногенных катастроф ставят перед гражданской обороной задачи не только по поддержанию ее потенциала на имеющемся уровне, но и по постоянному совершенствованию и эффективному реагированию на расширяющийся спектр опасностей. В связи с этим МЧС России проводит работу по формированию новых подходов к организации и ведению гражданской обороны. Данные подходы реализованы в Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации, в которых одним из приоритетных направлений является развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

3 октября 2013

История создания МПВО, ГО СССР, МЧС Российской Федерации

День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября. Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.

 История создания МПВО, ГО СССР, МЧС Российской Федерации

Местная противовоздушная оборона

В 1928 году Наркомом по военным и морским делам было утверждено первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военным, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям.

К 1932 году были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране.

4 октября 1932 года Советом Народных Комиссаров – Правительством станы было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этим документом были впервые определены мероприятия и средства защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия вражеской авиации. Этот акт и положил начало создания МПВО (местная противовоздушная оборона).

Эта дата считается днем рождения Гражданской обороны, так как именно те функции, которые выполняла МПВО страны, в дальнейшем продолжала совершенствовать и развивать Гражданская оборона СССР.

Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам. Помимо Воинских частей МПВО, подчиняющихся командованию военных округов, организовывались добровольные формирования МПВО. В городских районах это были участковые команды, на предприятиях — объектовые команды, при домоуправлениях — группы самозащиты.

Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 года руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО. Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941года введена всеобщая обязательная подготовка населения к противовоздушной обороне.

Гражданская оборона

15 июля 1961 года Постановлением Совета Министров СССР МПВО преобразована в гражданскую оборону, была введена должность начальника ГО и создана новая общегосударственная система: Гражданская оборона СССР. Было утверждено Положение о Гражданской обороне СССР. Общее руководство ГО СССР осуществлялось Советом Министров СССР, непосредственное руководство — Министерством обороны СССР, повседневное руководство — начальником ГО СССР, заместителем министра обороны СССР. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности: сводные отряды и команды механизации работ, а затем и войска гражданской обороны.

В 1971 году руководство ГО возложено на заместителя Министра обороны СССР, а сама система передана в подчинение Министерству обороны. С этого момента начался расцвет как системы ГО, так и системы ДОСААФ. Проводилось множество мероприятий, была создана грандиозная материальная база, которая применяется и в настоящее время.

С 1987 года на Гражданскую оборону официально были возложены обязанности по защите населения и объектов народного хозяйства от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, проведение спасательных и восстановительных работ. Встал вопрос о формировании единой государственной системы, обеспечивающей заблаговременную подготовку к действиям в экстремальных условиях по преодолению ситуаций чрезвычайного характера, вызванных крупными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Такая постановка вопроса ни в коей мере не подразумевала подмену или наоборот замену системы гражданской обороны страны новой системой. Наоборот, предусматривалось более широкое использование возможностей системы Гражданской обороны в ходе преодоления различных чрезвычайных ситуаций.

27 декабря 1990 года было принято Постановление Совета министров РСФСР «Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

17 апреля 1991 года заместитель Председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 года российский корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 года был переназначен С. К.Шойгу.

19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С. К. Шойгу.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации.

В мае 1993 года Россия вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО).

10 января 1994 года Указом Президента Российской Федерации №66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС России назначен Шойгу С.К.

21 мая 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин назначил Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Пучкова.

 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-лейтенант запаса, кандидат технических наук. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (Указ Президента РФ от 24.05.2010 г. № 628).

День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября. Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.

Назад к спискуНазад к списку

Гражданская оборона

— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
    характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны

     – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
    другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне

     — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
    к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
    возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
    руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации






    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью 

    государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
    ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
    возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;


    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
    по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;


    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;


    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
    отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;


    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
    территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
    системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы


    1.

    Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».


    2.

    Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы


    1.

    Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».


    2.

    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


    3.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    .


    4.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».


    5.

    Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».


    6.

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».


    7.

    Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».


    8.

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».


    9.

    Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».


    10.

    Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


    11.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


    12.


    Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
    полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.


    13.

    Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


    14.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».


    15.

    Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».


    16.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


    17.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».


    18.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


    19.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


    20.

    Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии


    21.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации


    1.

    Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».


    2.

    Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».


    3.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».


    6.

    Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).


    7.


    Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
    террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.


    8.

    Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации


    1.


    Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
    населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».


    2.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».


    4.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».


    10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


    12.


    Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
    исполнительной власти».


    15.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


    16.


    Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».


    17.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств


    2.


    Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
    (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).


    5.

    Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».


    6.


    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
    оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России


    1.

    Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».


    2.

    Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».


    3.


    Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
    и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    4.

    Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».


    5.

    Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).


    6.

    Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».


    7.


    Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
    образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
    Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    8.

    Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».


    9.


    Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

    .


    10.

    Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».


    11.

    Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».


    12.


    Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
    водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
    .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
    2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

                             Гражданская оборона, ее предназначение и задачи
    Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
    Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО). МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.
    Для решения задач МПВО имело соответствующие силы и средства: воинские части, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования (в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты). Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100–300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях или от 200–500 жителей – при домоуправлениях. В группы самозащиты, как правило, входило 5 подразделений: медицинское, противопожарной защиты, охраны порядка, наблюдения, обслуживания убежищ. Подготовка кадров осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – в общественных оборонных организациях.
    Великая Отечественная война показала, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. Силы местной МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.
    В 50-е гг. XX в. в арсенале ряда государств появилось новое оружие – ядерное, а также новые средства его доставки – ракеты. Это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от воздействия такого оружия. Поэтому в 50-60-е гг. XX в. в большинстве крупных государств (США, Германии, Канаде, Италии, Швеции) были системы гражданской защиты. Особое значение при этом придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.
    В июле 1961 г. на базе МПВО была создана Гражданская оборона и в Советском Союзе (ГО СССР). Защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, обучением населения

    способам защиты от ОМП, оповещением об опасности нападения противника. Гражданская оборона в СССР была организована по территориально-производственному принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное – начальником ГО СССР, который являлся заместителем министра обороны СССР. На местах ответственность за гражданскую оборону возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО. В настоящее время основные задачи гражданской обороны Российской Федерации определены Федеральным законом «О гражданской обороне», в котором отражены основы государственной политики в этой области.
    Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. Эта оборона преследует гуманитарную цель – оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий. Главным содержанием политики, проводимой государством в области гражданской обороны, является создание в стране условий, необходимых для предотвращения или максимального снижения потерь и ущерба при опасностях, возникающих при ведении военных действий и их последствий.
    Гражданская оборона является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Она является обязанностью и почетным долгом каждого гражданина РФ.
    Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.
    Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов и применения всех современных средств вооруженной борьбы, включая оружие массового поражения. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или отдельных ее местностей начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения. В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в мероприятиях по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
    Основными функциями гражданской обороны являются:
    • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
    • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
    • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или их последствий;
    • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, включая предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
    • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
    • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
    • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
    • срочное захоронение трупов в военное время;
    • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
    • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
    Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территории субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.

    ТЕСТЫ ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ
    БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 класс

    1.         Дополните
    предложение.

    Преступление в
    соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации — это…

    а.          действие,
    противоречащее Конституции Российской Федерации;

    б.         неосознанно
    совершенное общественно опасное деяние, запрещенное кодексом под угрозой
    наказания;

    в.          осознанно
    совершенное общественно опасное деяние, запрещенное кодексом под угрозой
    наказания;

    г.          целенаправленные
    преступные действия человека.

    2.         Как
    подразделяются преступления в зависимости от характера и степени общественной
    опасности?

    а.          малой
    тяжести;

    б.         средней
    тяжести;

    в.          особо
    тяжкие;

    г.          большой
    тяжести.

    3*. Что относят
    к преступлениям малой тяжести?

    а.           таких
    не существует;

    б.           умышленные
    деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет
    лишения свободы, например оставление человека в опасности;

    в.           неумышленные
    деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет
    лишения свободы, например оскорбление человека;

    г. неосторожные
    действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет
    лишения свободы, например доведение до самоубийства.

    4*. Что относят
    к преступлениям небольшой тяжести?

    а.           таких не
    существует;

    б.           умышленные
    деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет
    лишения свободы, например оставление человека в опасности;

    в.           неосторожные
    действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет
    лишения свободы, например доведение до самоубийства.

    5*. Что относят
    к преступлениям большой тяжести?

    а.           таких
    не существует;

    б.           умышленные
    действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет
    лишения свободы, например причинение средней тяжести вреда здоровью человека;

    в.           неосторожные
    действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет
    лишения свободы, например незаконное предпринимательство;

    г.            умышленные
    действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет
    лишения свободы, например легализацию (отмывание) денежных средств,
    приобретенных незаконным путем.

    6*. Что относят
    к тяжким преступлениям?

    а.           таких не
    существует;

    б.           умышленные
    действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет
    лишения свободы, например незаконное предпринимательство;

    в.           совершенные
    умышленно или по неосторожности деяния, за совершение которых максимальное
    наказание не превышает десяти лет лишения свободы, например нарушение правил
    безопасности дорожного движения;

    г.            умышленные
    преступления, за совершение которых предусматривается наказание лишением
    свободы более чем на десять лет или еще более строгое, например убийство при
    отягчающих обстоятельствах.

    7. Какие
    принудительные меры воспитательного воздействия могут быть назначены
    несовершеннолетнему?

    а.           строгий
    выговор;

    б.           лишение
    свободы свыше 10 лет;

    в.           возложение
    обязанности загладить причиненный вред.

    8*. Что относят
    к особо тяжким преступлениям?

    а.           таких не
    существует;

    б.           умышленные
    действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет
    лишения свободы, например незаконное предпринимательство;

    в.           совершенные
    умышленно или по неосторожности деяния, за совершение которых максимальное
    наказание не превышает десяти лет лишения свободы, например нарушение правил
    эксплуатации железнодорожного транспорта;

    г.            умышленные
    преступления, за совершение которых предусматривается наказание лишением
    свободы более чем на десять лет или еще более строгое, например бандитизм.

    9. Какими
    признаками характеризуется хулиганство?

    а.           проявление
    косвенного неуважения к обществу;

    б.           проявление
    явного неуважения к обществу;

    в.           нахождение
    в состоянии алкогольного опьянения

    10. Для чего создана Единая
    Государственная система пре­дупреждения и ликвидации
    последствий чрезвычайных си­туаций
    (РСЧС)?

    а) создана на случай
    возникновения массовых беспорядков;

    б) создана для
    проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

    в) создана для
    финансового обеспечения структур МЧС

    11. Что
    представляет собой организация Российская Единая Государственная система
    предупреждения и ликвидации
    последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

    а) состоит из хорошо
    законспирированных сотрудников, работающих в тылу противника;

    б) состоит из
    вооруженных отрядов;

    в) состоит из
    функциональных подсистем;

    12. Где
    создаются территориальные подсистемы РСЧС?

    а) на станциях
    мониторинга;

    б) в школах

    в) в областях.

    13. Кем
    создаются функциональные подсистемы РСЧС?

    а) коммерческими
    структурами;

    б) федеральными
    органами исполнительной власти (министерствами, ведомствами);

    в) на базе
    общественных организаций;

    г) на базе крупных
    промышленных предприятий.

    14. Что
    создаётся на всех объектах народного хозяйства независимо от форм
    собственности?

    а) особо охраняемые
    территории;

    б) профсоюзные
    организации;

    в) местные органы
    самоуправления;

    г) подсистемы РСЧС
    — комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    15. За какие
    вопросы отвечают комиссии по чрезвычайным ситуациям?

    а) за организацию
    безопасного производства;

    б) за организацию
    деятельности по вопросам охраны окружающей среды;

    в) за организацию
    деятельности по вопросам гражданской обороны;

    16. Кто
    возглавляет комиссию по чрезвычайным ситуациям в образовательных
    учреждениях?

    а) директор школы;

    б) заведующий
    хозяйством школы;

    в) учитель
    (преподаватель) курса «Безопасность жизнедеятельности»;

    г) учитель
    физкультуры.

    17. Что делают
    для защиты учащихся и персонала в образовательном учреждении?

    а) разрабатывают план
    мероприятий на учебный год;

    б) разрабатывают
    план действий в чрезвычайных ситуациях;

    в) вызывают к
    директору.

    18. Как
    соотносятся Гражданская оборона и Российская Единая Государственная
    система предупреждения и
    ликвида­ции чрезвычайных ситуаций?

    а) не имеют областей,
    где возможна их совместная деятельность;

    б) РСЧС органически
    входит в Гражданскую оборону как направление подготовки страны к деятельности в
    особых условиях мирного времени;

    в) Гражданская
    оборона органически входит в РСЧС как направление подготовки страны к
    деятельности в особых условиях военного времени;

    19. Что такое
    Гражданская оборона (ГО)?

    а) оборона от
    терроризма, бандитизма силами мирных граждан;

    б) система
    мероприятий, направленных на сохранение, бережное использование и
    воспроизводство природных ресурсов;

    в) система оборонных,
    инженерно-технических и организационных мероприятий, осуществляемых в целях
    защиты гражданского населения и объектов народного хозяйства от опасностей,
    возникающих при военных действиях.

    г) система оборонных
    заказов, которые выполняются награжданских предприятиях и военно-промышленных
    комплексах;

    20На кого
    возложено общее руководство в стране Гражданской обороной?

    а)           на
    министра МЧС России;

    б)           на
    министра МВД России;

    в)           на
    министра обороны России;

    г)           на
    Председателя Правительства России.

    21Кто является
    первым заместителем Начальника Граж­данской обороны Российской
    Федерации?

    а)           министр
    обороны Российской Федерации;

    б)           министр
    внутренних дел Российской Федерации;

    в)           министр РФ по делам гражданской
    обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    г) министр по делам
    национальностей Российской Федера­ции.

    22На кого
    возлагается руководство Гражданской обороной в территориальных
    образованиях, министерствах и
    ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от
    форм собственности?

    а) на гражданских
    активистов;

    б) на общества по
    охране правопорядка;

    в) на
    руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений,
    организаций и предприятий;

    23Кто
    осуществляет непосредственное руководство Гражданской обороной Российской
    Федерации?

    а) МВД Российской
    Федерации;

    б) Министерство
    обороны Российской Федерации;

    в) МЧС России;

    г) Президент
    Российской Федерации.

    24По какому
    принципу созданы в нашей стране РСЧС и Гражданская оборона?

    а) по национально-территориальному
    принципу;

    б) по принципу
    демократического централизма;

    в) на основе принципа
    большинства;

    г) по
    территориально-производственному принципу.

    25Какой принцип
    был заложен при создании РСЧС?

    а) полное
    соответствие требованиям военного времени;

    б) полное
    соответствие требованиям мирного времени;

    в) полное
    соответствие требованиям как мирного, так и военного времени;

    26Дополните
    предложение. Гражданская оборона — это…

    а.           система
    мероприятий, направленных на охрану, рациональное использование и
    воспроизводство природных ресурсов на благо населения страны;

    б.           система
    мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и
    культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих
    в мирное время;

    в.           система
    мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и
    культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей,
    возникающих при ведении военных действий;

    г.            система
    мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения в повседневных
    условиях.

    27Какие
    известны способы оповещения населения об опасностях, возникающих в
    чрезвычайных ситуациях мирного
    и военного времени?

    а.           оперативный;

    б.           ручной;

    в.           комбинированный;

    28Дополните
    предложение.

    Средства
    коллективной защиты населения — это…

    а.           специальные
    приборы для защиты органов дыхания и кожи;

    б.           специальные
    военные сооружения;

    в.           защитные
    инженерные сооружения гражданской обороны;

    г.            защитные
    костюмы, противогазы.

    29Какие виды сооружений
    применяются в качестве средств коллективной защиты?

    а.           убежища;

    б.           защитные
    костюмы, противогазы;

    в.           противохимические
    укрытия.

    30 Что
    запрещается делать людям в защитном сооружении?

    а.           разговаривать;

    б.           зажигать
    без разрешения керосиновые лампы и фонари;

    в.           ходить.

    31. Дополните
    предложение. Адсорбция — это…

    а.           выделение
    газов и паров с поверхности жидкого тела;

    б.           выделение
    газов и паров с поверхности твердого тела;

    в.           поглощение
    газов и паров поверхностью твердого тела;

    г.            поглощение
    газов и паров поверхностью жидкого тела.

    32 Из каких
    основных частей состоит гражданский противогаз ГП-7?

    а.           масочной
    части и фильтрующей коробки;

    б.           маски и
    поглощающей коробки;

    в.           лицевой
    части и фильтрующе-поглощающей коробки;

    г.            головной
    части и фильтрующе-поглощающей коробки.

    33 Для чего
    предназначается аптечка индивидуальная АИ-2?

    а.           для
    оказания помощи при острых респираторных заболеваниях;

    б.           для
    предупреждения или ослабления поражения радиоактивными веществами;

    в.           для
    диагностики травм.

    34. В чем
    состоит основное содержание аварийно-спасательных работ?

    а.           поиск и
    обнаружение пострадавших;

    б.           оказание
    просветительской помощи пострадавшим;

    в.           обеспечение
    доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;

    35 . На какие
    виды подразделяется санитарная обработка?

    а.           частную
    и общую;

    б.           неполную
    и общую;

    в.           частичную
    и полную;

    г.            частичную
    и общую.

    36. В чем
    состоит полная санитарная обработка человека?

    а.           в
    обмывании теплой водой рук и ног;

    б.           в
    обмывании открытых частей тела;

    в.           в
    обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной сменой белья;

    г.            в
    обмывании всего тела теплой водой с мылом и сменой белья по необходимости.

    37. Назовите команду, после которой строй с
    бега переходит на шаг.

    а. «Реже шаг»

    б. «Шагом, марш»

    в. «Перейти на шаг»

    38 Дополните
    предложение. Ядерное оружие — это…

    а. оружие,
    предназначенное для успешного ведения военных действий;

    б. боевое средство,
    приспособленное для вывода из строя живой силы и разрушения объектов

    в. оружие
    массового поражения взрывного действия, основанное на использовании
    внутриядерной энергии;

    г. оружие поражения,
    основанное на использовании атомной энергии.

    39          Действие
    какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать травмирование людей,
    если они в момент взрыва соприкасаются с проводными линиями?

    а.           электромагнитный
    импульс;

    б.           световое
    излучение;

    в.           проникающая
    радиация;

    г.            ударная
    волна.

    40          Дополните
    предложение.

    Химическое
    оружие — это…

    а.           оружие
    поражения, действие которого основано на использовании опасных химических
    элементов;

    б.           оружие,
    действие которого основано на использовании химической энергии;

    в.           оружие
    массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах
    некоторых химических веществ;

    г.            оружие
    массового поражения, действие которого основано на свойстве химических
    элементов изменять свою природу.

    41          Дополните
    предложение.
    Отравляющие вещества — это…

    а.           химические
    элементы, которые способны отравлять жизнь людей и животных;

    б.           химические
    элементы, которые способны отравлять существование людям, заражать окружающую
    среду;

    в.           химические
    соединения, которые способны поражать людей и животных на больших площадях,
    проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы;

    г.            химические
    соединения, которые не способны смертельно поражать людей и животных на больших
    площадях, но могут проникать в различные сооружения, заражать местность и
    водоемы.

    42. Какие
    отравляющие вещества относятся к удушающим?

    а. хлорофос;                     в.
    иприт;

    б. карбофос;                     г.
    фосген.

    43 . Какие
    отравляющие вещества относятся к нервно-психологическим?

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Плита зви 412 инструкция к духовке
  • Алирин инструкция по применению отзывы цена где купить
  • Зарегистрироваться в еруз поставщику пошаговая инструкция
  • Vrv 4 daikin сервисный мануал
  • Салициловая мазь инструкция по применению от прыщей на лице отзывы