Начальная концепция школьной информатики разработана под руководством

Начальные концепции школьной информатики Андрей Петрович Ершов

Начальные концепции школьной информатики

Начальные концепции школьной информатики

Андрей Петрович Ершов

Андрей Петрович Ершов

Концепция информатизации образования (1988)

Концепция информатизации образования (1988)

Юрий Абрамович Первин Геннадий Анатольевич Звенигородский

Юрий Абрамович Первин Геннадий Анатольевич Звенигородский

Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)

Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)

 • Информатика – наука о структуре информации и методах ее обработки на ЭВМ

• Информатика – наука о структуре информации и методах ее обработки на ЭВМ • Школьная информатика – прикладная дисциплина, ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебнометодического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе

I этап: • начало массового внедрения средств новых информационных технологий и компьютеров; • проводится

I этап: • начало массового внедрения средств новых информационных технологий и компьютеров; • проводится исследовательская работа по освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения; • общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации; • происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях образования

II этап: • активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;

II этап: • активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины; • освоение новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники; • активная разработка и начало освоения учебнометодического обеспечения; • постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебновоспитательной работы

III этап: • повсеместное использование средств современных ИТ в обучении; • перестройка содержания ступеней

III этап: • повсеместное использование средств современных ИТ в обучении; • перестройка содержания ступеней непрерывного образования на основе информатизации; • смена методической основы обучения и освоение методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

Слайд 1Начальные концепции школьной информатики

Начальные концепции школьной информатики


Слайд 3Концепция информатизации образования
(1988)

Концепция информатизации образования
 (1988)


Слайд 4Геннадий Анатольевич Звенигородский
Юрий Абрамович Первин

Геннадий Анатольевич Звенигородский Юрий Абрамович Первин


Слайд 5
Школьная информатика
(концепции, состояние, перспективы)

Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)


Слайд 6Информатика – наука о структуре информации и

методах ее обработки на ЭВМ

Школьная информатика –

прикладная дисциплина, ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе

Информатика – наука о структуре информации и методах ее обработки на ЭВМ


Слайд 7I этап:
начало массового внедрения средств новых информационных

технологий и компьютеров;
проводится исследовательская работа по освоению

средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения;
общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;
происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях образования

I этап: начало массового внедрения средств новых информационных технологий и компьютеров; проводится


Слайд 8активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ

в традиционные учебные дисциплины;
освоение новых методов и

организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
активная разработка и начало освоения учебно-методического обеспечения;
постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы

II этап:

активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины; освоение


Слайд 9повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;
перестройка

содержания ступеней непрерывного образования на основе информатизации;
смена

методической основы обучения и освоение методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

III этап:

повсеместное использование средств современных ИТ в обучении; перестройка содержания ступеней непрерывного образования


Обновлено: 21.04.2023

На современном этапе развития цивилизованного общества отмечается интенсивность протекания процесса его информатизации. Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, отличительная особенность которого заключается в том, что в сфере общественного производства доминирующим видом деятельности является сбор, обработка, хранение, накопление, продуцирование, передача информации, осуществляемые на основе различных средств информационного обмена, использования современной вычислительной техники.

Вложение Размер
informatizatsiya_obrazovaniya_kak_odno_iz_napravleniy_obrazovatelnoy_politiki_sssr_v_1980-e_gg.doc 102 КБ

Предварительный просмотр:

Информатизация образования как одно из направлений образовательной политики СССР в 1980-е гг.

На современном этапе развития цивилизованного общества отмечается интенсивность протекания процесса его информатизации. Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, отличительная особенность которого заключается в том, что в сфере общественного производства доминирующим видом деятельности является сбор, обработка, хранение, накопление, продуцирование, передача информации, осуществляемые на основе различных средств информационного обмена, использования современной вычислительной техники.

Процесс информатизации общества оказывает влияние на интеллектуализацию всех видов деятельности человека, ускорение научно-технического прогресса, создание качественно новой информационной среды, которая способствует развитию творческого потенциала личности.

В отечественной системе образования одним из первых этапов информатизации стал период 1980-1990 гг., когда интенсивное развитие информационных технологий, начавшееся в 1960-1970-х гг., привело ученых к пониманию важности изучения влияния на образование научно-технической революции.

В 1983 году Академией наук СССР была разработана программа развития вычислительной техники, автоматизации и информатики, которая была направлена на решение задачи всеобщей компьютерной грамотности [4, с. 24-31].

В течение 1980-х гг. было создано учебно-методическое обеспечение курса информатики для 10-11 классов (А.П. Ершов, А.Г. Кушниренко, В.Ф. Шолохович, В.А. Каймин и др.) [22,23]; для экспериментальных программ в начальной (Ю.А. Первин и др.) [6]; средней (Н.А. Юнерман и др.) [24, c.34-38] школе, а также появились компьютерно-ориентированные курсы по другим предметам.

В своих работах информатизацию образования А.П. Ершов [11,12,13,14,15,16 и др.] трактовал как необходимую составляющую информатизации всего общества, являющуюся его конечной целью. Информатизация А.П. Ершовым представлялась как неизбежный и всеобщий период развития человеческой цивилизации, который направлен на обеспечение широкого использования своевременного, исчерпывающего, достоверного знания во всех значимых для человеческого общества видах деятельности. Компьютер, другие технические средства, а также программное обеспечение являются, по его мнению, инструментами этого процесса.

— общекультурной (ознакомление учащихся школ с компьютерами, как новой частью информационно-культурного поля, освоение знаний о процессах информатизации в современном обществе);

— технологической (обучение школьников умениям и навыкам использования новых массовых информационных технологий);

— общеобразовательной (формирование у школьников алгоритмического мышления);

— общепедагогической (формирование новой педагогической культуры, через обновление содержания, методов, форм учебной работы на основе использования возможностей информатики, введения должности учителя информатики и создания специализированных кабинетов информатики в средних образовательных учебных заведениях).

1. Курс информатики, как отдельный учебный предмет, посвященный собственно информатике и вычислительной технике и знакомству с их применением.

2. Учебное предметно-ориентированное применение ЭВМ, под которым понималось использование ЭВМ, специальных обучающих программ (программ, сообщающих новые знания, закрепляющих знания и умения, программы решения задач), в интересах преподавания конкретного школьного предмета.

3. Орудийное применение ЭВМ, предполагающее компьютерную поддержку некоторых универсальных видов учебной деятельности (письмо, вычисления, коммуникация и т.д.).

4. Трудовое применение ЭВМ, связанное с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся, углубленным изучением вычислительной техники и информатики, пользовательским применением ЭВМ в освоении разного рода профессий, внешкольной трудовой деятельности.

5. Досуговое применение ЭВМ ориентированное на неформальное, диктуемое личными интересами учащихся, использование компьютерной техники (увлечения, игры и др.).

6. Учительское применение ЭВМ, включающее в себя контрольную и организационную поддержку учителя в процессе урока, а также помощь в составлении и проверке разных видов домашней работы педагога.

7. Организационное применение ЭВМ, подразумевающее информационно-вычислительную поддержку управления образованием и школой.

8. Дефектологическое применение ЭВМ в виде использования различных вариантов компьютерной поддержки обучения детей, имеющих недостатки и дефекты развития.

9. Педвузовское применение ЭВМ, включающее в себя все аспекты применения ЭВМ в педагогических вузах.

Обеспечение процесса информатизации образования в школе предполагает:

— научную и экспериментально-педагогическую работу, прежде всего, в области информатики, математики, педагогики, психологии, социологии, медицины и других дисциплин;

— разработку методики подготовки учителей к информационной деятельности;

— написание учебно-методических пособий, обеспечивающих реализационную сторону школьной информатики;

— оснащение школ компьютерами, вычислительной техникой, другими видами оборудования, а также базовым программным обеспечением;

— внедрение всех видов прикладных программ, обслуживающих учебный процесс;

— создание инфраструктуры школьной информатики (вычислительных кабинетов, отдельных автоматизированных рабочих мест, локальных сетей, организация занятий с использованием ЭВМ, кадровое обеспечение);

— создание системы, инфраструктуры внешкольного (от района и выше) управления образованием и делами школьной информатики;

— подготовка специалистов, которые бы обладали необходимыми в сфере среднего образования знаниями, умениями и навыками в области информатики и вычислительной техники;

— повышение квалификации вышеуказанных специалистов, а также их формирование путем переподготовки кадров смежных специальностей;

— привлечение к школьной информатике, не являющихся специалистами по вычислительной технике и информатике, кадров из сферы среднего образования.

Подводя итоги сравнительному анализу текущего состояния развития школьной информатики в США, Европе, Японии и СССР, А.П. Ершов пришел к выводу, что большая часть из выше указанных направлений (учебное, орудийное, досуговое, учительское, организационное, дефектологическое, педвузовское) реализации концепции информатизации образования в нашей стране имеет недостаточный уровень развития, особенно в сравнении с показателями других стран.

Следует отметить, что большинство, выдвинутых А.П. Ершовым, положений не потеряли своей актуальности и сегодня. Проанализированный нами документ интересен как с исторической точки зрения, так и содержательно, так как в нем были заложены современно звучащие, глубокие идеи информатизации образования, нашедшие свое воплощение в современной школе.

В первом разделе Концепции раскрывалась система внешних предпосылок информатизации образования (основные направления развития советского общества, сущность процессов информатизации в нем, устанавливалась связь с задачами, стоящими пред системой образования).

В данной части документа было обозначено, что НИТ, в современной системе школьного образования, является особым инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить организационные формы и методы своей работы и на этой основе полнее развивать и сохранять индивидуальные способности учащихся, побуждать их к личностному росту и развитию; усилить междисциплинарные связи в обучении; осуществлять постоянное динамичное обновление организации учебного процесса, методов и форм его осуществления и т.д.

Во втором разделе Концепции фиксировалось текущее состояние дел в области информатизации образования, были выделены главные направления развития этого процесса с учетом области применения НИТ, технической базы, подготовленности педагогических кадров и т.д.

В третьем разделе были установлены общие временные рамки концепции и описана динамика процесса информатизации образования (взаимосвязь между опережающими НИТ, прикладными разработками, практическим освоением НИТ в сфере образования).

А.П. Ершовым была предложена поэтапная реализация Концепции:

— начальный этап (1989-1990 гг.) предполагал подготовку учебной и материально-технической базы для реализации Концепции в общеобразовательных учреждениях;

— рабочий этап (1991-1995 гг.), ориентированный на дальнейший процесс компьютеризации школ;

— основной этап (1996-2000 гг.), включающий в себя завершение процесса компьютеризации;

— перспективный этап (2001-2010 гг.) – перестройка ориентирующей и профессиональной подготовки молодежи с учетом новой модели образования в интересах производственных сил XXI века и в условиях насыщения старшего звена образования средствами информационно технологии.

В заключении был предложен механизм сопровождения государственной программы информатизации образования, ее адаптации к изменению внешних условий и накапливаемому опыту.

Работа над текстом Концепции стала одним из последних проектов А.П. Ершова, скончавшегося 8 декабря 1988 года. Однако разработанные им положения вскоре нашли свое отражение и в других официальных документах.

В содержательном направлении информатизации образования были определены следующие задачи:

— подготовка для профессиональной деятельности в информационной среде общества специалистов, владеющих новыми информационными технологиями;

— формирование новой информационной культуры в обществе;

— фундаментализация образования за счет изучения основ информатики и существенно большей информационной ориентации образования;

— формирование у людей нового информационного мировоззрения [25].

Перестройка и распад СССР, возникшие в связи с этим, политические и социально-экономические трудности, на некоторое время затормозили ход реализации концепции информатизации образования, но многие, заложенные на этом этапе идеи, нашли свое применение в современной системе среднего образования.

4. Велихов Е.П. Об организации в Академии наук СССР работ по информатике, вычислительной технике и автоматизации: Доклад на Годичном собрании АП СССР// Вестник АП СССР.-1983.-№6.-С.24-31.

6. Ершов А. П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика: (концепции, состояние, перспективы). — Новосибирск: Препринт ВЦ СО АН СССР, 1979. — 51 с.

7. Ершов А.П., Монахов В.М., Бешенков С.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. Часть 1. Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч./ A. П. Ершов, В. М. Монахов, С. А. Бешенков и др.; Под ред. A. П. Ершова, В. М. Монахова. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с.

8. Ершов А.П., Монахов В.М., Бешенков С.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. Часть 2. Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч./ A. П. Ершов, В. М. Монахов, С. А. Бешенков и др.; Под ред. A. П. Ершова, В. М. Монахова. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с.

9. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. // Коммунист. — 1988. — №2. – С.82-92.

10. Ершов А.П. О работах Г. А. Звенигородского по школьной информатике// Проблемы школьной информатики. — Новосибирск, 1986. — С. 3—15.

11. Ершов А.П. Школьная информатика. Концепция, состояние, перспективы. //Новосибирск, Препр. ВЦ СО АН СССР. – 1979. — №152. — 51 с.

12. Ершов А.П. Программирование — вторая грамотность. // Новосибирск, Препр. ВЦ СО АН СССР. – 1981 — № 293. — 18 с..

13. Ершов А.П. О предмете информатики. // Вестник АН СССР. -1984. — С. 112-113.

14. Ершов А.П. Научно-методические основы школьного курса информатики: Науч. сообщ. //Вестник АН СССР – 1985. — №126. — С. 49-59.

15. Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. // Программирование. – 1990. — №1. — С. 5-25.

16. Ершов А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования. // Новосибирск, Препр. ВЦ СО АН СССР. – 1990. — №888. — 58 с.

18. Ибашова А.Б., Первин Ю.А. Истоки, ориентиры, перспективы концепции информатизации начального образования в Республике Казахстан// Ярославский педагогический вестник. – 2013. — №2. – Том III. – С.19. – 26. — С.20.

19. Концепция информатизации общества (обобщенный вариант)// Информационное общество. – 1990. – Вып.5. – С. 6-32.

21. Концепция информатизации образования// Информатика и образование. — 1990. -№ 1. — С. 3-9.

22. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для 10–11 кл. сред. шк. / В.А. Каймин, А.Г. Щеголёв, Е.А. Ерохина, А.И. Федюшин. – М.: Просвещение, 1989. – 272 с.

23. Основы информатики и вычислительной техники [Текст]: Проб.учеб. для сред. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

24. Первин Ю.А., Юнерман Н.А. Опыт, задачи и возможности обучения школьниками основам школьниками основам программирования с заочным использованием вычислительной техники. – Математика в школе. — 1981. — №6. – С.34-38.

27. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.

28. Яруллина Г.Б. История информатизации отечественной системы образования во второй половине XX — начале XXI вв.: диссертация. кандидата исторических наук : 07.00.02.- Уфа, 2006.- 218 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье – понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное благополучие. Наше здоровье зависит от ряда факторов – наследственности, условий труда и быта, состояния воздуха, воды, .

Педагогическая лекция «Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики»

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей школьников, дается краткая история понятия «креативность», названы параметры оценки креативности с точки зрения современной .

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В 1990-Е ГГ.

История формирования информационного общества включает в себя историю возникновения и развития новых, связанных с информатизацией, видов деятельности человека. В России за последние годы появились спе.

Проектная деятельность как одно из направлений образовательно — воспитательной деятельности.

Урок истории 9 класс Внешняя политика СССР в 1960-1980 гг

Содержание урока раскрывает принцыпы внешней политики СССР 60-80 гг на примепе Афганской войны. Урок — анализ позволяет рассмотреть трагическую войну с трех разных позиций.

Участие в XXI Всероссийской научно-практической конференции «Башкатовские чтения».

Перестройка страны, конечно, была мощным катализатором того, что в курс школьной информатики стремительно ворвались информационные технологии. В какой-то момент маятник содержания так резко качнулся, что на рубеже XXI века развернулась острая дискуссия о полной переориентации курса информатики на изучение информационных технологий и изгнании из неё алгоритмизации. Этого не произошло, и немалую роль здесь сыграли экономические факторы – в то время далеко не все школы России были обеспечены техникой, позволяющей на должном уровне преподавать информационные технологии.

В тот же период приходит осознание, что одной из целей школьного курса информатики должно стать формирование у учащихся единой информационной картины мира, понимание ими общих закономерностей информационных процессов, роли моделирования и формализации. Постоянное расширение возможностей информационных технологий, наращивание мощности самой вычислительной техники вкупе с высокими темпами информатизации общества, дали эффект снежного кома в определении содержания курса школьной информатики. Сегодня положение дел таково, что преподавание курса по той программе, которая представлена как реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта [17] (далее ФГОС), приводит лишь к весьма поверхностному знакомству с информатикой. Реально же в большинстве школ всё ограничивается изучением именно технологий применения стандартных приложений – текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, программ создания презентаций и т.п. Частично это отзвук уже упоминавшийся дискуссий на рубеже XXI века о содержании курса школьной информатики, но прежде всего общее стремление учащихся, их родителей и педагогов идти по наиболее легкому и понятному пути. Скажем, большинству родителей понятно, что изучение офисных технологий делает для их детей более легкой дорогу в будущее, а вот изучение программирования таковым им вовсе не представляется. В результате достойное изучение алгоритмизации и программирования осталось в нескольких сотнях школ России. Даже введение ЕГЭ по информатике, где практически отсутствуют темы, связанные с информационными технологиями, не изменило ситуацию.

Тем самым, следует признать, что формально декларируемая цель развития алгоритмического мышления в школьном курсе информатики на самом деле реализуется весьма слабо. Тем не менее, ветер перемен ощущается. И какие бы умозрительные конструкции здесь ни возводились, связан он, прежде всего, с социальным заказом. Первое, что следует отметить, сегодня единственный гражданский сектор экономики России, имеющий ощутимую положительную динамику в мировом масштабе, – это ИТ-индустрия. Поэтому руководители ведущих компаний этого сектора проявляют повышенный интерес к тому, что происходит в школьной информатике. Они настоятельно формулируют необходимость возврата к приоритету обучения алгоритмизации и программированию в школьной информатике [2], хотя по мнению большинства учительского корпуса основу этого курса должно составлять изучение информационных технологий, а алгоритмизация и программирование — удел узко специализированного контингента школьников. Отметим, что опасность замыкания в изучении информатики только сферой информационных технологий осознаётся не только в нашей стране. Вот выдержка из отчёта Королевской академии инженерных наук Великобритании [19]:

В связи с возвращением идеи развития алгоритмического мышления нужно напомнить еще одну особенность периода 2005 – 2011 годов. В силу позиции, занятой в то время Федеральным экспертным советом, из курса информатики полностью исчезло важное в методическом отношении изучение алгоритмизации с помощью учебных исполнителей. Эта идея, высказанная С. Пейпертом [15], создателем Черепашки Лого, активно поддержанная А.П. Ершовым и развитая Г.А. Звенигородским [10], А.Г. Кушниренко [12] и авторами других учебников школьного курса информатики в начальный период его вхождения в школьное образование, в указанный период активно исключалась из него под тем или иным предлогом. Основным аргументом выдвигалось стремление к экономии учебного времени, поскольку изучение алгоритмизации с помощью исполнителей с последующим переходом на какой-либо профессиональный язык программирования требовало, по мнению критиков данной идеи, большего времени, чем изучение алгоритмизации сразу на таком языке программирования. Эта внешне разумная аргументация на самом деле таковой не является, поскольку, во-первых, применявшиеся для управления исполнителями алгоритмические языки фактически были русскоязычной калькой языка Паскаль, поэтому переход на указанный язык программирования (или родственный ему) сводился к освоению записи алгоритмических конструкций на английском, что легко осуществлялось в течение одного-двух уроков. Во-вторых, велики дидактические преимущества использования исполнителей (наглядность, легкость в отладке, акцент именно на создании алгоритмов, а не изучении синтаксиса языка, мотивированность в постановке задач и многое другое) – они гарантируют именно развитие алгоритмического мышления, а не формальное заучивание алгоритмических схем. В-третьих, учащиеся понимали, что языки программирования могут быть разными, а вот процесс разработки алгоритма подчинен некоторым общим правилам. Обоснование дидактической и методической целесообразности использования исполнителей для обучения алгоритмизации дано в десятках работ (мы не считаем нужным перечислять здесь даже самые фундаментальные). Сегодня изучение алгоритмизации через компьютерно визуализированных исполнителей вернулось в ряде школьных учебников (например, [3, 4]).

Компьютерная визуализация исполнителей, как уже сказано, играет важную роль в развитии алгоритмического мышления. Но надо вспомнить, что на начальном этапе создания Лого его автор считал весьма полезным, чтобы учащиеся программировали управление физически существующим объектом. Впоследствии эта идея была воплощена в системе Лого+Лего. Сегодня в ряде школ и внешкольных образовательных центров такая система успешно используется. Существенным продвижением стало внедрение в образовательный процесс изучение робототехники, сопряжённое с программированным управлением роботов.

Из этого не следует, что социальные аспекты вообще должны игнорироваться. Напротив, влияние науки на развитие общества должно подчеркиваться, как это делается во всех школьных дисциплинах. Но делаться это должно без выхода за рамки предмета данной науки, в данном случае — информатики. А предметом информатики является изучение и освоение информационных процессов. Здесь мы можем сказать, что, на наш взгляд, не следует выходить за рамки предмета информатики, которые были очерчены в основополагающих работах А.П.Ершова.

Литература

Гейн А.Г., Юнерман Н.А., Гейн А.А. Информатика. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

Гейн А.Г., Юнерман Н.А., Гейн А.А. Информатика. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2013 – 159 с.

Ершов А.П. Вычислительная техника и информатика: отрасль или инфраструктура? // Микропроцессорные средства и системы. 1988. № 1.

Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. – М.: Наука, 1986.

Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование — Избранные труды. — Новосибирск: Наука, 1994. —416 с.

Ершов А.П. О предмете информатики // Извест. АН СССР. 1984. № 2. – С. 113.

Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы) – Н.: ВЦ СО РАН, 1979. – 51 с.

Звенигородский Г.А. Первые уроки программирования – М.: Наука 1985. – 208 с.

Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие для 10-11-х кл. общеобразовательных учреждений. — М: Просвещение, 1990. – 224 с.

Лапчик М.П. Путь информатики в школу: с чего это всё начиналось // Информатика и образование, 2015, № 7. – с. 16 – 23.

Леднев В.С., Кузнецов А.А. Начала кибернетики. Учеб. материалы по кибернетике для спецециализированных классов – М.: АПН СССР, 1968. – 136 с.

Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

Соболева О.Б., Иванов О.В. Обществознание, 5 – М.: Вентана-Граф, 2012.

Шварцбурд С.И. О математической специализации в средней школе // УМН, т. 21, № 1 (127), 1966. – с. 205 – 214.

Об авторе: д.пед.н., к. ф.-м.н.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Екатеринбург, Россия
Материалы международной конференции Sorucom 2017
Помещена в музей с разрешения автора 7 февраля 2018

Слайды и текст этой презентации

Начальные концепции школьной информатики

Андрей Петрович Ершов

Концепция информатизации образования (1988)

Геннадий Анатольевич Звенигородский

Юрий Абрамович Первин

Школьная информатика
(концепции, состояние, перспективы)

Информатика – наука о структуре информации и методах ее обработки на ЭВМ
Школьная информатика – прикладная дисциплина, ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе

начало массового внедрения средств новых информационных технологий и компьютеров;
проводится исследовательская работа по освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения;
общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;
происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях образования

активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;
освоение новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
активная разработка и начало освоения учебно-методического обеспечения;
постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы

повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;
перестройка содержания ступеней непрерывного образования на основе информатизации;
смена методической основы обучения и освоение методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как понимал информатику академик Андрей Петрович Ершов Черный Юрий Юрьевич.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как понимал информатику академик Андрей Петрович Ершов Черный Юрий Юрьевич.

Как понимал информатику
академик
Андрей Петрович Ершов

Черный Юрий Юрьевич,
Институт научной информации
по общественным наукам РАН,
г. Москва
1
Презентация доклада
на Международной конференции SORUCOM-2011
(г. Великий Новгород, 12-16 сентября 2011 г.)

Цель работыИсторико-научная реконструкция взглядов академика А.П. Ершова на и.

Цель работы
Историко-научная реконструкция взглядов академика А.П. Ершова на информатику
Задачи:
1) очертить круг источников, в которых речь идёт об информатике;
2) наметить концептуальную схему эволюции взглядов учёного;
3) рассмотреть идеи А.П. Ершова в более широком контексте.
2

Источники457 трудов академика А.П. Ершова: от статьи «Об одном методе об.

Эволюция взглядов А.П. Ершова4

Эволюция взглядов А.П. Ершова
4

1971 г. реорганизация вц со АН СССРОтдел программирования ВЦ Отделение инфор.

1971 г. реорганизация вц со АН СССР
Отдел программирования ВЦ

Отделение информатики ВЦ
(зав. – член-корр. А.П. Ершов)
6

Структура отделения информатики7

Структура отделения информатики
7

Проблемный узел 1Какими мотивами руководствуется А.П. Ершов, выбирая в 1971.

1976 г.Предисловие редактора перевода к книге Ф.Л. Бауэра и Г. Гооза «Ин.

Проблемный узел 2Почему А.П. Ершов, введя в 1976 г. в научной печати термин «.

1977 г. интегральная информатикаВыступление на панельной дискуссии «Многообра.

Проблемный узел 3По образцу какой науки А.П. Ершов предлагает строить информа.

Проблемный узел 3
По образцу какой науки А.П. Ершов предлагает строить информатику?
Каково соотношение информатики и математики, информатики и естественных наук?
13

1977 г. реорганизация вц со ан сссрОтделение информатики ВЦ Отдел информатик.

1977 г. реорганизация вц со ан ссср
Отделение информатики ВЦ

Отдел информатики ВЦ
(зав. – член-корр. А.П. Ершов)

1979-1981 гг. школьная информатикаПрепринт А.П. Ершова, Г.А. Звенигородского.

Проблемный узел 4Что обрабатывают ЭВМ – информацию или данные? Делают ли авт.

1983 г. интегральная информатикаСоздание Отделения информатики, автоматизации.

Проблемный узел 5Не исключают ли два способа понимания информатики – как есте.

Проблемный узел 5
Не исключают ли два способа понимания информатики – как естественной фундаментальной науки и как гуманитарной науки – друг друга, поскольку исходят из различных онтологических представлений об информации?
Если да, то проект интегральной информатики
А.П. Ершова принципиально невозможно реализовать.
22

1983-1988 гг. школьная информатикаНаиболее масштабный результат – введение ку.

заключениеКакую информатику мы имеем сегодня? Единой информатики в нашей ст.

заключение
Какую информатику мы имеем сегодня?
Единой информатики в нашей стране сегодня нет!
Ответственность учёных перед обществом.

Вряд ли присутствующие на конференции согласятся с тем, как представлена информатика в Государственном рубрикаторе научно-технической информации России (ГРНТИ, 5-е изд., 2005 г.)

Информатика в рубрикаторе грнти 20. Информатика 20.01. Общие во.

Информатика в рубрикаторе грнти
20. Информатика
20.01. Общие вопросы информатики
20.15. Организация информационной деятельности
20.17. Документальные источники информации
20.19. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.23. Информационный поиск
20.51. Информационное обслуживание
20.53. Технические средства обеспечения информационных процессов

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Становление школьной информатики.. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ершов Андрей Петрович Ученый-Информатик Андрей Петрович Ершов — советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики, академик АН СССР. Родился: 19 апреля 1931 г., Москва Умер: 8 декабря 1988 г., Москва

Кузнецов Александр Андреевич Вице-президент Российской академии образования, академик РАО. Заведующий кафедрой теории и методики обучения информатике МПГУ. Имеет около 300 опубликованных работ, в том числе за рубежом. А. А. Кузнецов—один из авторов первого школьного учебника информатики, многих методических пособий по этому курсу, ряда пакетов программных средств для обучения информатике, автор ряда методических разработок по содержанию профильного обучения, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, элективным курсам, системе оценивания в условиях введения профильного обучения.

Звенигородский Генадий Анатольевич Основные научные интересы Г. А. Звенигородского были связаны с созданием учебных языков программирования и систем, их поддерживающих. Это язык начального обучения программированию Робик и более мощный учебно-производственный язык Рапира, использовавшийся при разработке систем школьной информатики. Г. А. Звенигородский был одним из организаторов Летних школ юных программистов Родился: 9 августа 1952 г., Харьков, Украина Умер: 11 октября 1984 г., Новосибирск

Первин Юрий Абрамович Один из основателей советской школьной информатики. Учёный в области информатики и педагогики, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Действительный член Международной академии информатизации, действительный член РАЕН Родился: 11 марта 1935 г.

Бешенков Сергей Александрович Профессор кафедры ИКТ Доктор педагогических наук, профессор С 2005 г., тема: «Развитие содержание обучения информатике на основе понятий и методов формализации» Автор систематического курса по информатике для 10-11 классов

Лапчик Михаил Павлович Академик Российской академии образования Заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета Основная сфера научных интересов — теория и практика информатизации образования.

Третий этап (конец 80-х – нач. 90-х гг.) К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ. В 1987 году проведен конкурс учебников, для преподавания информатики в школе. По итогом, которого были рекомендован три учебника ОИВТ, написанный авторским коллективом под руководством В.А. Каймина, А.Г. Кушниренко и А.Г. Гейном. В 1991 году Госкомитетом СССР по народному образованию утвержденна программа, закрепила официальные позиции этих трех курсов как альтернативных и равноправных. Учитель имел право выбрать любой из трех учебников по своему усмотрению.

Каймин Виталий Адольфович Профессор, доктор компьютерных наук Автор базовых учебников информатики для вузов и школ Академик Международной Академии Информатизации. С 1980 по 1988 гг. основатель и руководитель лаборатории Информатика МИЭМ. Разработчик первого школьного учебника информатики по машинному варианту обучения.

Кушниренко Анатолий Георгиевич Советский и российский математик и специалист в области информационных технологий Заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН Автор многих учебных пособий по информатике Разработчик обучающей системы программирования КуМир

Гейн Александр Георгиевич Доктор педагогических наук, профессор, академик Академии информатизации образования РФ Под его руководством создано 5 школьных учебников по информатике, вошедших в Федеральный комплект учебников для общеобразовательных учреждений, и более 10 учебных пособий по математике и информатике для школьников и студентов, несколько методических пособий для учителей.

Быкадоров Юрий Александрович С марта 2012 года – профессор кафедры прикладной математики и информатики Много внимания уделяет написанию учебников и учебных пособий по информатике для средней школы. Является соавтором первого белорусского учебного пособия по информатике и первого учебного пособия по информатике на белорусском языке

Читайте также:

      

  • Книга не прикасайся ко мне краткое содержание
  •   

  • Структура экскурсии в начальной школе по окружающему миру
  •   

  • Кобо абэ призраки среди нас краткое содержание
  •   

  • Викторина по загадкам для начальной школы с ответами
  •   

  • Чужие ребята минаев борис краткое содержание
  • Facebook logo
  • Twitter logo
  • LinkedIn logo

© 2023 Prezi Inc.
Terms & Privacy Policy

Слайд 1
Начальные концепции школьной информатики

Начальные концепции школьной информатики


Слайд 3
Концепция информатизации образования
(1988)

Концепция информатизации образования
 (1988)


Слайд 4
Геннадий Анатольевич Звенигородский
Юрий Абрамович Первин

Геннадий Анатольевич ЗвенигородскийЮрий Абрамович Первин


Слайд 5

Школьная информатика
(концепции, состояние, перспективы)

Школьная информатика(концепции, состояние, перспективы)


Слайд 6
Информатика – наука о структуре информации и методах

Информатика – наука о структуре информации и методах ее обработки на ЭВМ
 Школьная информатика –

ее обработки на ЭВМ

Школьная информатика – прикладная дисциплина, ветвь

информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного

обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе


Слайд 7
I этап:
начало массового внедрения средств новых информационных технологий

I этап:начало массового внедрения средств новых информационных технологий и компьютеров;проводится исследовательская работа по освоению средств

и компьютеров;
проводится исследовательская работа по освоению средств компьютерной техники

и происходит поиск путей ее применения;
общество идет по пути осознания

сути и необходимости процессов информатизации;
происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях образования


Слайд 8
активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в

активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;освоение новых методов и организационных

традиционные учебные дисциплины;
освоение новых методов и организационных форм работы

с использованием компьютерной техники;
активная разработка и начало освоения учебно-методического обеспечения;
постановка

проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы

II этап:


Слайд 9
повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;
перестройка содержания

повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;перестройка содержания ступеней непрерывного образования на основе информатизации;смена методической

ступеней непрерывного образования на основе информатизации;
смена методической основы обучения

и освоение методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами

современных информационных технологий.

III этап:


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Высокие грядки своими руками пошаговая инструкция фото
  • Dr lor спрей для полости рта инструкция по применению
  • Инструкция по эксплуатации киа церато 2007 года
  • Hoover стиральная машина инструкция по эксплуатации
  • Руководство экспертной службы