Налоговая политика советского руководства в первые годы советской власти

Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.

Замечание 1

Натуральный налог был введён в октябре 1918 г. Исчисление данного налога зависело от ставки в пудах зерна, которая дифференцировалась в зависимости от величины посевного надела, количества членов семьи и количества голов скота.

Примечательно, что уже в 1919 г. этот налог заменили на продразвёрстку, которая представляла собой обязательную сдачу крестьянами сельскохозяйственной продукции государству. Необходимо сказать о том, что продразвёрстка основывалась на классовом принципе: максимальная норма – для кулацких хозяйств, минимальная норма – для бедняцких.

Новая экономическая политика и изменения государственной продовольственной политики в марте-апреле 1921 г. предполагала замену продразвёрстки продовольственного налога. Он взимается в размере меньше, чем продразвёрстка в виде конкретной доли произведённой в хозяйстве продукции принимая во внимание урожайность, количество членов семьи и количество голов скота. В мае 1923 г. его заменили на единый сельскохозяйственный налог, который до 1924 г. имел натуральную форму.

С целью обеспечения соответствия размеров налога доходности крестьянских хозяйств были повышены ставки и их прогрессия. Одновременно с этим учитывались размеры пашни, наличие площадей для сенокоса, количество скота, число едоков.

В 1926 г. налогооблагаемая база этого налога расширилась. Теперь помимо размера пашни, количества скота и сенокоса в её состав вошли мелкий скот, доходы от садоводства, табаководства, виноделия, пчеловодства и другие мелкие неземледельческие доходы.

Замечание 2

В связи с этим был установлен необлагаемый минимум, который был придуман для оказания помощи бедняцким хозяйствам. В 1928 г. льготы по данному налогу были расширены коллективным хозяйствам, скидка с оклада налога была увеличена до 25-30%, необлагаемый минимум был повышен.

В городской местности в 1921 г. был введён промысловый налог. Данный налог был введён для ненационализированнных торговых и промышленных предприятий и личных промысловых занятий, которые каким-либо образом приносят доход. Данный налог состоял из патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора производилось по твёрдым ставкам уравнительного характера в размере 3% от суммы месячного оборота предприятия. Позднее промысловый налог распространился на государственные предприятия и были серьёзно увеличены его ставки. После ликвидации в 1930-х гг. предприятий и частной торговли, данный налог был отменён.

В ноябре 1922 г. был введён подоходно-поимущественный налог. Его взимание происходило с доходов физических лиц, частных акционерных обществ, в том числе с недвижимого имущества. Таким образом обуславливался неблагоприятный минимум. Ставки по налогу выстраивались в соответствии с прогрессивной ступенчатой шкалой. Данные ставки выступали в качестве индикаторов для определения количества квот, подлежащих взиманию.

Пример 1

При уровне дохода от 120 до 180 тыс. руб. количество квот было 1,5, от 180 до 240 тыс. руб. – три квоты. Величина квоты в рублях устанавливалась законом на каждые полгода.

Обложение налогом имущества происходило в соответствии с таким же принципом. Сперва обложение заработной платы рабочих и служащих не предусматривалось никакими нормами, и только в январе 1923 г. данный налог решили взимать с рабочих и служащих. Которые получали зарплату выше, чем уровень предельного разряда семнадцатиразрядной тарифной сетки.

В 1924 г. данный налог преобразовали в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырём группам плательщиков:

  1. Рабочие и служащие.
  2. Работники сфер искусства.
  3. Лица, которые занимаются частной практикой.
  4. Кустари и лица, которые имеют доходы от работы не по найму.

В 1926 г. в Положение о подоходном налоге были внесены существенные изменения. В этой связи вводилась единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три расписания ставок. В состав первого расписания вошли граждане, которые в качестве плательщиков располагали доходами от личного труда по найму. Второе расписание включало в себя граждан, которые получили доход от личного труда не по найму, а от кустарно-ремесленных промыслов, а также от сдачи в наём строений. В состав третьего расписания вошли граждане, которые получили нетрудовые доходы, в том числе частные юридические лица.

Чуть позднее подоходное обложение населения происходило на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. В соответствии с данным Указом все плательщик разбивались на несколько групп. Каждая группа имела свой порядок обложения, ставку налога, а также скидки и некоторые льготы.

Налог на сверхприбыль

Особого внимания заслуживает налог на сверхприбыль. Он был введён в 1925 г. Основная его цель заключалась в том, чтобы не только запретить частным предпринимателям превышать цены, которые установлены государственными расчётами, но и в итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность данного налога в его целевом характере.

Индустриализация страны требовала больших финансовых ресурсов, что стало причиной серьёзных изменений в налоговой политике и налоговой системе государства в налоговой реформе 1930-1932 гг. Основная цель данной реформы в том, чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности государства в финансовых ресурсах. С этой целью применялись меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.

В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов объединили в два основных платежа. Государственные предприятия должны были вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия обязаны были уплачивать подоходный налог и налог с оборота.

Отчисления от прибыли поступали в бюджет в качестве конечного результата распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, иными словами, нераспределённый остаток прибыли попросту изымался в бюджет, он же и соответствовал уровню власти подчинённости предприятия.

Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения, соответственно, в республиканский и т.д. до районного уровня. Таким образом, можно говорить о том, что отчисления от прибыли стали важнейшим источников формирования собственных доходов всех звеньев в бюджетной системе, а также фактором, которым способен усилить интерес власти на всех уровнях в процессе развития подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.

Замечание 3

В соответствии с экономической реформой 1965 г. платежи из прибыли были определены четырёх видов.

Первый вид представляет собой отчисления от прибыли, которые вносились в бюджет предприятия, однако не были переведены на условия хозяйственного расчёта.

Второй вид представлен как плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства, иными словами, плата за фонды. Этот вид платежей вносили предприятия, которые были переведены на хозяйственный расчёт. Плата за фонды должна была внесена в соответствующий бюджет по нормам, которые в свою очередь выражались в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивается по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на несколько лет.

Третий вид был представлен фиксированными платежами, которые вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Таким образом, для добывающих предприятий фиксированные платежи были установлены в твёрдой сумме, а для перерабатывающих либо в твёрдой, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли.

Четвёртый вид представлял собой свободный остаток прибыли. Его образование происходило после выплаты из прибыли первоочерёдных платежей, процентов за банковский кредит, сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования предприятий, или иных затрат, которые так или иначе включались в планы предприятия.

Налог с оборота

Налог с оборота представил собой фиксированный налог государства. Его мобилизация в бюджет происходила под видом исчисления разницы между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия на продукцию, которая подлежала обложению данным налогом, либо на основании ставок в рублях и копейках с единицы измерения продукции, или в процентах к выручке от реализации. Налог с оборота представлял собой достаточно важный инструмент государственного регулирования рентабельности продукции, предприятия. Также стоит отметить, что данный налог кроме всего прочего являлся основным источником регулирования территориальных бюджетов, в которые он поступал по ежегодным утверждённым нормам отчислений в территориальный бюджет от суммы налога мобилизуемой на территории административно-территориальной единицы.

Замечание 4

Советская власть буквально в первые годы своего правления ввела различные косвенные налоги в налоговую систему страны с целью обеспечения доходов бюджета страны.

Во времена новой экономической политики были введены акцизы. Основное, что их отличало от дореволюционной системы – государственное регулирование розничных цен и обложение в большинстве своём товаров, которые не были в списке товаров первой необходимости и предметов роскоши. Акцизы в бюджет вносились предприятиями, что предоставляло возможность государству осуществлять межотраслевые и межтерриториальные перераспределения финансовых ресурсов.

Замечание 5

Расширение государственного сектора негативно повлияло на роль акцизов в государственном секторе, а в 1930 г. их и вовсе отменили.

Помимо тех налогов, которые были перечислены выше, в налоговую систему СССР были включены различные сборы и пошлины.

Сборы и пошлины в СССР

Гербовый сбор ввели после принятия Декрета ВЦИК и СНК СССР от 16.02.1922 г. Его уплата происходила посредством покупки гербовых марок и их наклейки на регистрируемые государственными органами документы или покупки гербовой бумаги, на которой излагается текст документа. Важно отметить, что гербовый сбор мог уплачиваться даже наличными деньгами. К уплате гербового сбора не принуждались государственные предприятия, которые не платят промысловый налог, партийные, профсоюзные организации, а также научные и культурно-просветительские организации. Кроме того, освобождение от уплаты гербового налога получили лица, состоящие на социальном обеспечении и пр. Оплата гербового сбора производилась в твёрдых ставках с каждого вида документа, или в процентах к сумме сделки, которая указывалась в документе. В 1930 г. в связи с проведённой налоговой реформой гербовый сбор отменили, а точнее, заменили другими сборами и единой государственной пошлиной.

Замечание 6

Октябрьская революция оказала некоторое воздействие на налоговую систему СССР. Пошлины после Октябрьской революции были отменены.

Кроме того, в 1920-е гг. отменили и некоторые сборы, носившие пошлинный характер. Таковыми стали судебные и нотариальные сборы, плата за регистрацию брака, выдачу паспортов, курортный сбор, пошлина с наследства, гербовый и пр.

На основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29.06.1979 г. «О государственной пошлине» и постановлении Совета Министров СССР «О ставках государственной пошлины» взимание государственной пошлины осуществлялось в двух формах: простая и пропорциональная.

Взимание пошлины происходило с исковых заявлений, которые подавались в суды, в органы Государственного арбитража, за совершение нотариальных действий, за регистрацию актов гражданского состояния, за прописку граждан СССР, за выдачу регистрационных удостоверений на занятия кустарно-ремесленными промыслами, за выдачу разрешение на право охоты и т.д.

Уплата госпошлины производилась специальными пошлинными знаками, или наличными деньгами. Кроме того, уплатить государственную пошлину можно было посредством перечисления денег со счёта плательщика на счёт учреждения, которое совершило действие или выдавшее документ.

Замечание 7

В налоговой системе СССР также использовались таможенные вывозные пошлины и транзитные пошлины.

Введение ввозных пошлин в СССР произошло в 1922 г. Ставки этих пошлин были установлены в процентах к цене ввозимого в страну товара. В СССР вывозные пошлины в основном применялись при вывозе по разрешению Министерства культуры СССР произведений искусства или антикварных ценностей. Уровень транзитных пошлин был сравнительно незначительным, в большей мере они могли покрыть издержки по контролю за провозом через страну зарубежных товаров.

Следует отметить, что налоговая система на протяжении шестидесяти лет в СССР практически не менялась, только во время Великой Отечественной войны в неё были включены военный налог, налог на одиноких и бездетных граждан СССР.

Военный налог ввели уже в 1942 г., его уплачивать обязаны были граждане старше 18 лет. Плательщики в данной группе были поделены на несколько подгрупп: рабочие, служащие, колхозники, граждане, которые имеют собственные источники доходов, граждане, которые не имеют собственных источников доходов. В каждой группе были установлены особые правила ставки налога. Этот налог отменили после окончания войны, а именно в 1946 г. 

В 1941 г. ввели налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Его взимали с лиц, которые достигли двадцатилетнего возраста и при этом не имели детей. Освобождались от уплаты данного налога мужчины старше пятидесяти лет, а также женщины старше сорока пяти лет. Сумма этого налога исчислялась на основе заработной платы, если она составляла 91 рубль и выше, то граждане должны были уплатить 6% с заработной платы.

Состав и структура налоговой системы СССР

Подробно ознакомиться с составом и структурой налоговой системы в СССР, которая действовала в период с 1930 до 1980-х гг. можно с помощью таблицы ниже.

Статья 1933 1940 1950 1960 1970 1980 1989
Доходы — всего 4,6 18,0 12,3 77,1   302,7 101,0
В том числе: Налог с оборота 2,7 10,1 23 31,3 10,1 1,1 111,1
Платежи из прибыли 0,3 2,2 1,0 18,6 54,2 89,8 115,5
Подоходный налог с кооперации колхозов и предприятий общественных организации 0,1 0,3 0,5 1,8 1,2 1,7 1,2
Государственные налоги с населения 0,3 0,9 3,6 5,6 12,7 24,5 41,7

Следующая таблица содержит данные о структуре основных доходов государственного бюджета СССР в 1933-1989 гг.

Статья 1933 1940 1950 1960 1970 1980 1989
Доходы — всего 100 100 100 100 100 100 100
В том числе: Налог с оборота 58,7 58,9 55,8 40,6 31,6 31,1 27,6
Платежи из прибыли 6,5 12,2 9,5 24,1 34,6 29,7 28,7
Подоходный налог с кооперации колхозов и предприятий общественных организаций 2,1 1,6 1,2 2,3 0,8 0,6 1,0
Государстве иные налоги с населения 6,5 5,0 8,5 7,3 8,1 8,1 10,4

После Октябрьской революции в стране кардинально изменилась ситуация в политическом и экономическом строе страны. Более того, потребовалось создание новой, более совершенной системы органов управления финансами. В ноябре 1917 г. из числа народных комиссаров Советского правительства был создан Народный комиссариат финансов. Он был сформирован из управления государственных доходов, основной задачей которого была работа по обеспечению доходами бюджетной системы страны. Внутри данного управления был создан отдел прямых налогов и пошлин, который впоследствии в 1920 г. преобразовали в Центральное налоговое управление.

В октябре 1918 г. в соответствии с декретом СПК были ликвидированы казённые палаты, на место которых пришли финансовые отделы губернских и уездных исполнительных комитетов советов депутатов. В их состав вошли следующие подотделы: прямых налогов, пошлин и косвенных налогов.

С переходом к новой экономической политике налоговая работа приобрела особо важное значение. Возросла роль налогового аппарата как в центральном управлении, так и на местном уровне. Важность процесса мобилизации всех ресурсов страны с целью восстановления промышленности и сельского хозяйства, а также для осуществления социально-культурных мероприятий, заставила на первое место выдвинуть финансовую и экономическую работу. С целью укрепления финансового аппарата и усиления финансовой работы на этот участок направились самые проверенные и квалифицированные кадры, кроме того, параллельно происходило организованное укрепление финансовой системы. Все местные органы стали подчиняться Наркомам финансов. Централизация всего финансового дела в стране в который раз подчеркнула ответственную роль финансов.

Надо отметить, что с одной стороны, финансовые органы обязаны мобилизовать средства на развитие народного хозяйства и финансирование социально-культурных мероприятий, но при этом с другой стороны, они должны выполнять задачи, связанные с ограничениями развития частнокапиталистического элемента.

Замечание 8

К такому элементу как раз-таки относится налоговая система со всеми своими функциями.

Справедливо заметить, что существовавшая в те времена налоговая система была сконцентрирована на содействии развитию государственного и кооперативного секторов и ограничению частнокапиталистического элемента в экономике. Применимо к данной системе, надо сказать, что финансовый аппарат обеспечил посредством бюджета перераспределение национального дохода страны.

В последующий период времени на финансовые отделы территориальных органов власти, которые находились в двойном подчинении, были возложены следующие функции:

  • Организация процесса составления и исполнения территориальных бюджетов.
  • Мобилизация средств в союзный, республиканский и местный бюджеты.
  • Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  • Контроль за исполнением смет бюджетных учреждений.
  • Обеспечение денежными средствами учреждений и предприятий местного подчинения.
  • Постановка бухгалтерского учёта и отчётности на предприятиях и в учреждениях, подведомственных местным Советам.

В 1937 г. руководство страны приняло Положение о налоговых инспекторах и ревизорах, которое определило структуру налогового аппарата. Ключевым звеном его на местах была представлена налоговой инспекцией районного финансового отдела, которая состояла из старших и участковых инспекторов, а в сельских местностях – из налоговых агентов. Они были уполномочены обеспечивать полный учёт плательщиков, объектов обложения, размеров облагаемых платежей и т.п.

Важность местных финансовых отделов не было ограничено сугубо их ролью в мобилизации средств союзного, республиканского и местного бюджетов. Местные органы финансов представляли собой скорее общественную бухгалтерию, которая анализировала всю финансовую и хозяйственную деятельность многочисленных предприятий и организаций.

Ревизии и проверки, которые проводились на местных предприятиях и в учреждениях, были направлены в основном на выявления соответствий производственных и финансовых планов предприятий, денежных операций и расчётных счетов. Подобного рода ревизии обнажали причины отклонений от утверждающих заданий по производству продукции и её себестоимости, ассортименту и качеству. Кроме того, такие ревизии были необходимы для разработки планов мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе предприятия или учреждения.

Местные финансовые органы при рассмотрении установленных предприятиями планов, анатомировали в них неучтённые запасы, достигали модификации плановых показателей, а также оказывали положительное воздействие на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Вместе с тем, перед ними ставились задачи по оказанию помощи планово-финансовым службам предприятий и организаций, а также деятельности, которая связана с расчётами бюджетов по всем видам платежей, налогов и сборов.

26 июня 1921 г. – “О
введении первого государственного
промыслового налога”.

Определенный этап
налаживания финансовой системы наступил
после провозглашения НЭПа. Появились
иностранные концессии, разработана
система налогов, займов, кредитных
операций. Период НЭПа показал, что
нормальное налогообложение возможно
только при правовой обособленности
предприятий от государственного аппарата
управления. Финансовая система во время
НЭПа имела много специфических
особенностей, но тем не менее она
отталкивалась от налоговой системы
дореволюционной России как от исходного
пункта и воспроизводила ряд ее черт.
Однако складывающаяся система
налогообложения имела слабо налаженный
податной аппарат и характеризовалась
почти полным отсутствием данных для
определения финансового положения
различных категорий налогоплательщиков,
что предопределяло весьма примитивные
способы обложения. Были введены следующие
виды налогов:

Прямые налоги:

*сельскохозяйственный,

*промысловый,

*патентный сбор Плата
за патент зависела от разряда предприятия
и его местонахождения.

*уравнительный сбор.

*подоходно-имущественный,

*рентные налоги с
земель, изъятых из сельскохозяйственного
оборота,

*гербовый сбор,

*наследственные
пошлины.

От налогов наша страна
перешла к административным методам
изъятия прибыли предприятий и
перераспределения финансовых ресурсов
через бюджет страны.

1921-1923 гг. Преобладающее
значение получили косвенные налоги. В
1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий
ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные
изделия, спички, текстиль, чай, кофе,
водку. Прямые налоги составляют основу
налоговой системы. Государственные
предприятия были свободны от
поимущественного обложения, но платили
подоходный налог в размере 8%. Основным
налогом, взимаемым с сельского населения,
являлся сельскохозяйственный налог.
Он заменил существовавший до весны 1923
г. продналог.

В начале 30-х годов вся
прибыль промышленных и торговых
предприятий, за исключением нормативных
отчислений на формирование фондов,
изымалась в доход государства. Таким
образом, доход государства формировался
не за счет налогов, а за счет прямых
изъятий валового национального продукта,
производимых на основе государственной
монополии.

В целом, это время
нельзя назвать стабильным в плане
налогообложения. Налоговое бремя
постоянно перекладывалось с одних слоев
населения на другие. Оно характеризуется
«метанием из стороны в сторону»,
неприятием международного опыта в
области налогообложения, и как следствие
в уменьшении доходов населения,
возникновении голода и других негативных
последствий, продиктованных подобным
налогообложением.

Все налоги этого
времени были очень трудно платить, что
в дельнейшем не могло способствовать
процветанию экономики. Поскольку налоги
было очень сложно считать, платить и
осуществлять сбор такого количества
налогов, то и экономическое процветание
«буксовало».

24. Общие налоговые теории.

Первая общая налоговая
теория – теория обмена. Она основывается
на возмездном характере налога. Смысл
этой теории: через налог граждане
покупают у государства услуги по охране
от нападения извне, поддержанию порядка
и т.д. В рамках этой теории исследовался
вопрос о выгоде сторон, и это близко к
современному суждению о налоге как о
цене за услуги государства. Обмен не
был эквивалентным, но взаимовыгодным
для обеих сторон: экономические агенты
получали выгоду в виде экономии на
издержках, связанных с защитой и охраной
их собственности, а государство получало
необходимые финансовые ресурсы для
своего существования.

Трактовка происхождения
государства и права как результата
свободного договора свободных индивидов
ведет происхождение от теории
«общественного договора» (социального
контракта). Эта концепция родилась в
эпоху религиозных войн, когда освященная
традициями феодальная регламентация
стала постепенно уступать место
сознательному регулированию гражданского
общества. Это было время обостренного
понимания справедливости, честность и
бизнес казались многим несовместимыми.
На первый план вышли проблемы развития
контрактной этики, культуры соблюдения
договоров. Происходит коренное
переосмысление прав и свобод, дарованных
каждому индивиду «от рождения».
Основоположниками теории общественного
договора были английские философы Томас
Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), в трудах
которых мы находим обоснование понятия
частной собственности как необходимой
предпосылки гражданского общества и
договорную интерпретацию полномочий
государственной власти. Их теория
положила начало новому гражданскому
правосознанию и сделала возможной
постановку вопроса о взаимных
обязательствах государства и граждан.

В марксистской
экономической теории налогам не уделялось
практически никакого внимания. Считалось,
что посредством государственных налогов
капиталисты эксплуатируют крестьян, а
система налогов неизбежно ведет к
обнищанию мелкой земельной собственности.
Карл Маркс (1818-1883) сформулировал
экономический закон товарного
производства, регулирующий обмен товаров
в соответствии с количеством затраченного
на их производство общественно
необходимого труда (общественной
стоимостью). Он считал, что в ходе
производственного процесса капиталисты
получают за счет рабочих прибавочную
стоимость, оставляя им только необходимую
для существования заработную плату.

Представители
современных марксистских теорий, которые
практически всегда отвергают ортодоксальный
и официальный советский марксизм
(«сталинизм») 1930-1980-х, выступавший, как
правило, под наименованием
«марксизм-ленинизм», изучение сторон
рыночного хозяйства (с исходной задачей
его совершенствования) заменили на
познание закономерностей движения всей
социально-экономической системы. В
теоретической концепции был заложен
при этом параметр не экономического
эффекта, а, напротив, – социального
дисбаланса в распределении создаваемого
продукта.

Неоклассическая
теория господствовала до 1930-х годов,
когда лидерство в экономической науке
перехватили последователи английского
экономиста Джона Мейнарда Кейнса
(1883-1946) – представители кейнсианской
экономической теории. В течение примерно
40 лет неоклассика оставалась в оппозиции
основному течению экономической теории,
но затем идеи ограничения государственного
вмешательства снова стали завоевывать
популярность. Хотя и в начале XXI века
неоклассическая теория сохраняет статус
основного течения современной
экономической науки, однако уже в 1990-е
годы обозначился ее кризис. Многие
экономисты считают, что «второе
пришествие» неоклассики тоже приходит
к концу, и современная экономическая
теория стоит на пороге новой научной
революции.

Экономическая теория
предложения была сформулирована в конце
1970-х годов американскими учеными Г.
Стайном, А. Лэффером (род. 1940). Они
рассматривали налоги как фактор
экономического развития и регулирования.
Данная теория исходит из того, что
высокое налогообложение отрицательно
влияет на предпринимательскую и
инвестиционную активность, что в конечном
итоге приводит к уменьшению налоговых
платежей. Поэтому в сторонники данной
теории предлагали снизить налоговые
ставки и предоставить всевозможные
налоговые льготы корпорациям. Они
считали, что снижение налогового бремени
приводит к бурному экономическому
росту. Сторонники новой финансовой
стратегии считали, что предложение
должно опережать спрос, так как оно
меняется быстрее и имеет большее
значение, а одним из важнейших: факторов
стимулирования предложения служит
уменьшение налогов. С помощью налоговой
кривой профессор А. Лэффер пытался
доказать, что увеличение налогов в США
отрицательно воздействует на общественное
воспроизводство (производительность
труда, накопление, инвестиции).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В первые годы советской власти в начале 20-х годов XX века после семи лет Первой мировой и гражданской войн положение России было катастрофическим. Она потеряла более четверти своего национального богатства. Не хватало даже самых необходимых продуктов питания.

По данным историков людские потери за эти годы от боевых действий, голода, болезней, от «белого» и «красного» террора составили порядка 19 миллионов человек. Кроме этого, не приняв новую власть, из страны эмигрировало около 2 миллионов человек, прежде всего почти все представители политической и финансово-экономической элиты дореволюционной России.

Огромное влияние на экономическое состояние страны оказывало так же то, что по условиям Брестского мира вплоть до осени 1918 года Россия осуществляла в Германию и Австро-Венгрию огромные поставки сырья и продовольствия. Также немаловажную роль сыграло и то, что отступая интервенты вывезли с собой пушнины, шерсти, леса, нефти, зерна, промышленного оборудования на многие миллионы золотых рублей.

Для выхода из создавшегося в стране после войн и революций бедственного положения необходимо было произвести кардинальные социально-экономические изменения. Было заявлено о введении новой политики – «военный коммунизм», который должен был поддержать экономику страны в этот сложный период и перенастроить ее [2].

«Военный коммунизм» (политика военного коммунизма) – название внутренней политики Советской России, проводимой во время Гражданской войны 1918-1921 годов. Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти.

Причины и предпосылки перехода к НЭПу

С окончанием гражданской войны политика «военного коммунизма» зашла в тупик. Разруху преодолеть не удалось. В стране не существовало организованной налоговой, финансовой системы.

Произошло резкое падение производительности труда и реальной зарплаты рабочих (даже учитывая не только денежную ее часть, но и снабжение по твердым ценам и бесплатных выдач продовольственных и промышленных товаров).

Крестьянам предписывалось все излишки, а чаще всего и часть самого необходимого, сдавать государству без всякого эквивалента, так как промышленных товаров в стране почти не было. Продукты изымались принудительно.

Из-за этого в стране начались массовые выступления крестьян. От продразверстки крестьяне уклонялись путем сокрытия зерна, перевода зерна в самогон и другими способами. У них не было стимулов сохранять производство на имеющемся уровне, тем более расширять его. Недостаток тяги, рабочей силы, изношенность инвентаря приводили к значительному сокращению производства. Абсолютное количество сельского населения в стране с 1913 по 1920 г. почти не изменилось, но процент трудоспособных в связи с мобилизациями и результатами войн заметно понизился с 45 % до 36 %. Площадь обрабатываемой пахотной земли сократилась за годы Первой мировой войны (1913-1917г.г.) на 7 %, а за годы гражданской войны (1917-1920г.г.) – более чем на 20 % [1].

Производственные предприятия ограничивались лишь собственными потребностями, стремлением обеспечить себя всем необходимым.

Необходимо было в первую очередь экономически заинтересовать крестьянство в восстановлении хозяйства и расширении производства. Для этого было нужно ограничить его обязательства государству определенными рамками и предоставить право свободно распоряжаться остальной продукцией.

Для осуществления этого плана была необходима свобода оборота продукции и торговли. Эти цели преследовала резолюция Х съезда РКП(б) состоявшегося 8-16 марта 1921г. и Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» [4]. Он ограничивал натуральные обязательства крестьянства строго установленными нормами и допускал реализацию сельскохозяйственных излишков в порядке товарообмена на местных рынках. Это позволяло возобновить местный оборот и продуктообмен, а также в небольшом объеме частную торговлю. В дальнейшем очень быстро возникла необходимость в восстановлении полной свободы товарооборота по всей территории страны, причем не в виде натурального продуктообмена, а в виде денежной торговли. В течение 1921 года стихийно ломались и отменялись законом препятствия и ограничения для развития торговли. Торговля разворачивалась все шире, являясь в этот период основным рычагом восстановления народного хозяйства. Позже государство из-за ограниченности средств отказалось от непосредственного управления мелкими и частично средними промышленными предприятиями. Они передавались в ведение местных органов или сдавались в аренду частным лицам. Небольшая часть предприятий была сдана иностранному капиталу в форме концессий. Государственный сектор составили крупные и средние предприятия, образовавшие ядро социалистической промышленности. Наряду с этим государство отказалось от централизованного снабжения и сбыта продукции, предоставив предприятиям право прибегать к услугам рынка для закупки необходимых материалов и для реализации продукции. В деятельность предприятий стали активно внедряться начала хозрасчета. Народное хозяйство из строго регламентировавшегося хозяйства натурального типа периода «военного коммунизма» постепенно переходило на путь товарно-денежной экономики. В нем наряду со значительным сектором госпредприятий появились и предприятия частнокапиталистического и госкапиталистического типа.

Декрет о продналоге был началом ликвидации методов хозяйствования «военного коммунизма» и поворотным пунктом к новой экономической политике.

Однако переход к НЭПу не рассматривался как восстановление капитализма. Полагалось, что, укрепившись на основных позициях, Советское государство в дальнейшем сможет расширить социалистический сектор, вытеснив капиталистические элементы. Важным моментом в переходе от прямого продуктообмена к денежному хозяйству был декрет от 5 августа 1921 г. о восстановлении обязательного взимания платы за товары, отпускаемые государственными органами частным лицам и организациям, в т.ч. кооперативным. Впервые стали формироваться оптовые цены, которые до этого отсутствовали из-за планового снабжения предприятий.

Сущность НЭПа и его основные составляющие

Сущность новой экономической политики заключалась во введении рыночных отношений, различных форм собственности и экономических методов управления народным хозяйством.

Главная политическая ее цель состояла в снятии напряжённости в обществе и укреплении социальной базы советской власти в виде союза рабочих и крестьян.

Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление хозяйственной разрухи, найти пути выхода из кризиса и восстановить экономику страны.

Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Помимо этого новая экономическая политика могла помочь восстановить внешнеполитические связи и преодолеть международную изоляцию Советской России.

Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», в частности, предусматривалось следующее:

  1. В целях обеспечения ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения крестьянами продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и повышения его производительности, а также в целях точного установления государственных обязательств земледельцев, развёрстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменялась натуральным налогом.
  2. Натуральный налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки. Сумма налога должна исчисляться так, чтобы можно было покрыть необходимы потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения страны.
  3. Налог взимается в виде долевого или процентного отчисления от произведённых в том или ином хозяйстве продуктов, с учётом урожая, числа членов семьи и наличия скота.
  4. Налог должен быть прогрессивным. Для хозяйств середняков, малоимущих крестьян и городских рабочих процент отчисления должен быть пониженным, а хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождены от некоторых, а в исключительных случаях, и от всех видов натурального налога.
  5. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина. Круговая ответственность отменяется.
  6. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, оставшиеся у крестьян после выполнения ими натурального налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть использованы для повышения своего благосостояния своей семь путём обмена на товары и продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.
  7. Для тех земледельцев, которые излишки пожелают сдать государству, в обмен предоставляются предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря, для чего должен быть создан их постоянный запас.
  8. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам [4].

В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был значительно облегчён наём рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Зажиточные крестьяне дробили хозяйства, для ухода от высоких налогов.

Эти изменения стимулировали развитие сельскохозяйственного производства и способствовали восстановлению аграрного сектора экономики страны и к 1925 г. уровень сельскохозяйственного производства практически достиг довоенных показателей.

Процессы введения новой экономической политики происходили не только на селе, но и в других отраслях экономики страны.

Как наиболее важные можно отметить следующие:

  1. Денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась, хоть и ограниченная, свобода частного капитала в промышленности и торговле. Разрешалось использовать труд наёмных рабочих, создавать частные предприятия. На государственном снабжении оставлялись металлургия, топливно-энергетический комплекс и частично транспорт.
  2. Оплата труда осуществлялась на основе новой поощрительной тарифной политики, учитывающей квалификацию рабочего, качество и количество производимых им продуктов, в отличии, от характерной для периода Гражданской войны, уравниловки.
  3. Отмена карточной системы распределения продовольствия и товаров. «Пайковая» система зарплаты заменялась денежной формой оплаты. Отменялись всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.
  4. Восстановление старых и организация новых крупных ярмарок: Нижегородской, Бакинской, Киевской и др. Открытие торговых бирж.
  5. Проведение в течение 1921-24 гг. финансовой реформы, в результате чего была создана новая банковская система: Государственный банк, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Введение прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также платы за оказание услуг (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).
  6. В 1921 г. была начата денежная реформа. В конце 1922 г. выпущена устойчивая валюта – советский червонец, который стал применяться для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке его стоимость доходила до 6 долларов США. В 1924 г. вместо них были выпущены медные и серебряные монеты, а также казначейские билеты. В результате этой реформы в стране удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

Новая экономическая политика привела к оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельхозпродукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Главной отличительной чертой НЭПа была двухсекторная экономика. Она включала в себя государственный и частный сектора, которые активно сотрудничали, дополняли друг друга.

В первый сектор входили монопольная государственная промышленность и торговля, система кредитования во главе с Государственным банком.

Ко второму сектору относились частное (кустарное, ремесленное) производство, частная торговля, коммерческие банки. Также широкое развитие получила кооперация – производственная, потребительская, торговая, сельскохозяйственная; было развито кооперативное кредитование сельского хозяйства.

Кооперативная, государственная и частная составляющие экономики одновременно и конкурировали, и сотрудничали между собой.

В сельском хозяйстве одновременно уживались социалистические элементы и аренда, наемный труд. Наряду с социалистическими элементами существовало мелкотоварное хозяйство и капиталистические отношения. В 1921-24 гг. в розничном обороте частный сектор занимал преобладающее положение, но в дальнейшем его стали постепенно вытеснять государственное и кооперативное производство и торговля. Все предприятия переходили на хозрасчет. С осени 1921-го года (в это время еще был период застоя государственной промышленности) происходило быстрое накопление частного капитала, т.к. первое время для него были хорошие условия кредитования, свобода от налогов. Активно развивались и частная торговля, и частная промышленность, кустарное производство. Продукция частной промышленности была гораздо дешевле и доступнее, чем государственная. Для кустарей не было расширенного кредитования, как для государственной промышленности, и поэтому они не могли придерживать товары, а были вынуждены их быстро реализовывать. Поэтому их цены приспосабливались к рыночной конъюнктуре. В силу этого у частной промышленности был очень широкий рынок сбыта, особенно в деревне. По данным 1922 г., товарное потребление городского жителя было почти в 6 раз больше товарного потребления крестьянина: на душу городского потребителя приходилось 40 рублей, на душу деревенского – 7. Т.к. у крестьян была ничтожная покупательная способность, они не имели возможности покупать дорогие государственные промышленные товары. Поэтому в деревне было распространено домашнее ткачество, обувные ремесла, которые обеспечивали деревенское население товарами первой необходимости, удовлетворяли широкий спрос на товары народного потребления. Частная промышленность уменьшала безработицу, трудоустраивая рабочих, и увеличивала их квалификацию. Из государственных полуфабрикатов кустари изготовляли готовую продукцию, завершая производственный процесс. Таким образом, кустарное производство дополняло крупную промышленность. В городской жизни 1920-х годов происходит оживление и рост слоя мелких и средних предпринимателей, владельцев торговых заведений, мастерских, булочных, кафе, ресторанов и пр.

Получив от НЭПа экономическое облегчение, крестьянство также мало что приобрело в политической области. «Государство диктатуры пролетариата», провозгласив линию на союз с крестьянством, весьма своеобразно интерпретировало этот союз и не стремилось существенно расширить политические права деревенских жителей, снять, например, избирательные ограничения и неравенство прав на выборах в органы власти. Многочисленные обращения крестьян в адрес руководства, свидетельствуют об их недовольстве подобной политикой.

В результате новой экономической политики к 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень.

Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения несколько улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач НЭПа — преодоление разрухи – была решена [5].

Экономические кризисы в период НЭПа

Наиболее яркими негативными явлениями в экономике НЭПа были «кризис сбыта» и «ножницы» цен. «Кризис сбыта» появился в 1923 году (его максимум пришелся на последнюю декаду октября). Главной причиной «кризиса сбыта» была монополия государственной промышленности и торговли на производство и сбыт продукции. По всей стране наблюдалась нехватка одежды, обуви и других необходимых товаров. При общей нехватке товаров прилавки были перегружены дорогой продукцией.

В 1924 г. к «кризису сбыта» добавился «кризис цен». Крестьяне, собравшие хороший урожай, повсеместно отказывались отдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке. Попытки заставить их сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания. Как результат в середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья, что значительно снизило возможности экспорта сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки промышленного оборудования за границей.

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промышленные товары, повышены налоги для частных предпринимателей и торговцев.

Эти действия явились началом свертывания НЭПа. Главной ошибкой, допущенной при ликвидации «кризиса сбыта», было то, что методом борьбы с кризисом стала не демонополизация государственной промышленности, а фиксация промышленных цен. Цены регулировались не рыночной конъюнктурой, а государством. В дальнейшем это привело к дефициту товаров, который просуществовал все советское время.

«Ножницы» цен – это расхождение между ценами на сельскохозяйственные и промышленные товары, значительное превышение общего уровня промышленных цен над уровнем сельскохозяйственных. «Ножницы» проявлялись во всех сферах торговли – в государственной, кооперативной и частной; в опте и рознице, в центре и на периферии. Они возникли в августе 1922 года, когда после большого урожая началось падение сельскохозяйственных цен. Наибольший раствор «ножниц» совпал по времени с максимумом кризиса сбыта, т.е. пришелся на октябрь 1923 года. Этот пик «ножниц» был вызван торговой депрессией, стремительным падением цен на хлеб и непомерным вздорожанием промышленных товаров.

«Кризис сбыта» и «ножницы» цен – явления взаимосвязанные. Их главной причиной была монополизация государственной промышленности. «Ножницы» цен были вызваны также диспропорцией продукта города и деревни, разными темпами восстановления сельского хозяйства и промышленности.

Причины свёртывания НЭПа

К концу 20-х годов руководством страны, в результате внутрипартийной борьбы, были приняты решения по свёртыванию новой экономической политики и переходу к политике индустриализации страны.

Основными причинами этих решений были следующие:

  • изначально данная политика оценивалась руководством партии и страны как переходной этап от капитализма к социализму;
  • возникновение в 1923 г. кризиса «ножниц цен», при котором цены на промышленные товары значительно превышали цены на сельскохозяйственную продукцию;
  • хлебозаготовочные кризисы 1925 и 1927 гг., связанные с нежеланием крестьянства сдавать государству сельскохозяйственную продукцию по явно заниженным ценам;
  • недостаточно быстрые темпы развития экономики;
  • отсутствие реформ в политической сфере;
  • рост безработицы, в результате чего распространение в обществе поведения, отклоняющегося от общепринятых норм – преступности, алкоголизма, наркомании и др.;
  • начало нового социального расслоения в обществе;
  • несовместимость НЭПа с жёсткими командно-административными методами управления экономикой.

Новая экономическая политика обеспечила стабилизацию и восстановление народного хозяйства страны. Однако вскоре после введения первые успехи сменились трудностями в её проведении.

Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства. Факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Это демонстрирует попытку найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны.

Таким образом, НЭП позволил за сравнительно короткий срок ликвидировать экономическую разруху в СССР, вызванную участием в Первой мировой и Гражданской войнах. Более того, политика НЭПа позволила ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это «был огромный шаг вперед».

Противоречия и проблемы, порождённые новой экономической политикой, подтолкнули руководство страны к началу системного переустройства всего народного хозяйства и переходу к командно-административным методам управления экономикой. Ключевое место в этом отводилось политике индустриализации.

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Содержание статьи

  • 1 Советская экономика – не такая, как все
  • 2 Какие налоги взимались в СССР
    • 2.1 «Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы
    • 2.2 Налоговая система после реформы 1930 года
    • 2.3 От Хрущева до Перестройки
    • 2.4 С перестройки до распада СССР
  • 3 ЖКХ и другие обязательные расходы

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю. Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли.

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Дата публикации: 20.01.2013 16:39 (архив)

Этапы эволюции налоговой системы
в послеоктябрьский период

I этап (1918-1921 гг.) — налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация «буржуазии». Применялась контрибуция с богатых — высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%. 

В феврале 1921 года Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат. 
В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие: 
27 ноября (7 декабря) 1917 года — «О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции». 
30 октября 1918 года — «О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев». 
26 июня 1921 года — «О введении первого государственного промыслового налога».

II этап (1921-1930 гг.) — период НЭПа, восстановление и развитие налогообложения. 

1921-1923 гг. Преобладающее значение получили косвенные налоги. В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. 
Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. 
Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 года продналог. В 1923-1927 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет. 
В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет. 
8 декабря 1922 года вышел «Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о государственном поимущественном налоге с текстом шестнадцати обязательных статей».

III этап (1931-1941 гг.) — ликвидация созданной во время нэпа системы.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. 
Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года — свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам — 2444). 
В 1935 году государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 году.
В государственный бюджет поступали также таможенные доходы — таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. 
После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту.

IV этап (1941-1960 гг.) — частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. 

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. 
С 1942 года эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 году. 
В ноябре 1941 года вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. 
В 1942 году были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. 
В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

V этап (1960-1964 гг.) — частичная ликвидация налоговой системы, созданной на IV этапе. 

В 60-е годы вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций. 
В 1960 году была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих.

VI этап (1965-1989 гг.) — реформирование налоговой системы. 

В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства». Вводится подоходный налог с колхозов. 
В 1966 году — вводятся рентные платежи и затем платы за фонды. 
В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. 
В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

VII этап (с 1990 г.) — начало полномасштабного восстановления налоговой системы. 

Апрель 1990 года — принятие Закона «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». 
Июнь 1990 года — принят Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций». 
Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы». Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г.» Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. 
21 ноября 1991 года — Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). 
27 декабря 1991 года — принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». 
31 декабря 1991 года — утверждено «Положение о налоговой службе Российской Федерации». 
Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 года и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

VIII этап (с 1998 г.) — завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации: 

Принят Налоговый кодекс Российской Федерации. Принятие Налогового кодекса Российской Федерации позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

23 декабря 1998 года — Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

 IX этап (конец 2004 года)

Преобразование Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как включить мультиварку мулинекс инструкция по эксплуатации мультиварки
  • Uno peg perego прогулочная коляска инструкция
  • Смесь для кекса печем дома инструкция
  • Ewh 15 q bic u инструкция
  • Бронхорус таблетки инструкция по применению взрослым от сухого кашля отзывы