Насильственные методы руководства

В HR-менеджменте есть несколько методов и техник управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические. Все они раскрывают способы воздействия на людей с целью управления их деятельностью. 

Административные методы управления персоналом

Поскольку такие методы основаны на осознанной необходимости дисциплины труда, чувстве долга и стремлении сотрудника работать в конкретной компании, то для них характерно прямое воздействие в виде регламентирующих и административных актов, которые необходимо исполнять.

Административные методы соответствуют правовым нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Сюда входит целый комплекс работ с персоналом: формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, подбор кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов, контроль за их исполнением, издание приказов и распоряжений.

Реализация административных методов осуществляется через управленческие воздействия на персонал, которые держатся на трех китах — властные отношения, дисциплина и система административно-правовых взысканий.

В целом можно выделить шесть типов воздействий на персонал:  

1. Организационные воздействия

В основе этого типа воздействий — утвержденные внутренние нормативные документы: устав организации, организационная структура и штатное расписание, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы регламентируют деятельность персонала компании.

2. Распорядительные воздействия

Данный тип воздействия подразумевает соблюдение требований внутренних нормативных документов, к которым относятся приказы, указания, распоряжения, инструкции и др. Так, например, приказы от имени руководителя организации обязывает сотрудников точно исполнять принятые решения в установленные сроки. А распоряжения, как правило, издаваемые от имени заместителей руководителя по направлениям, становятся обязательными для исполнения в пределах конкретной функции. Что касается таких инструментов воздействия, как указания и инструкции, то они оперативно регулируют управленческий процесс, хотя затрагивают ограниченное число сотрудников. 

3. Дисциплинарная ответственность и взыскания

Дисциплина подразумевает подчинение определенным правилам поведения. Поэтому за дисциплинарный проступок работодатель имеет право применить к сотрудникам такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение.

4. Материальная ответственность 

Если сотрудник наносит компании ущерб в результате своих противоправных действий или, наоборот, бездействия, то он несет материальную ответственность.

5. Административная ответственность и взыскания 

Применяются если сотрудник совершает административные правонарушения. Это может быть предупреждение, административный штраф, лишение специального права, дисквалификация.

6. Уголовная ответственность 

Крайняя мера, которая грозит сотруднику в случае, если он совершает общественно опасное деяние в виде противоправных действий: посягательство на личность и на собственность (превышение власти и полномочий — мелкие хищения имущества, клевета, оскорбление); самоуправство (должностной подлог, злоупотребление служебным положением, получение или дача взятки, халатность); нарушение законов о труде (похищение или подделка документов, увольнение беременной женщины или кормящей матери).

Экономические методы управления персоналом

Работодатели могут воздействовать на персонал и исходя из экономических законов. Среди распространенных форм такого воздействия — материальное стимулирование, экономические нормы и нормативы.

Материальное стимулирование подразумевает определение уровня материального вознаграждения сотруднику (заработная плата, премии), а также компенсаций и льгот.

  • Заработная плата

Выражает непосредственный интерес наемных работников, отражается в себестоимости продукции и распределяется между отдельными работниками в зависимости от затраченного труда, а также спроса и предложения на продукцию.

  • Стимулирующие выплаты

Компания может устанавливать своим сотрудникам стимулирующие доплаты и надбавки, заключив с ними коллективные договоры. Однако для некоторых категорий работников стимулирующие выплаты устанавливаются на законодательном уровне, в частности для тех, кто занят на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, работах в местностях с особыми климатическими условиями и т.д.

  • Гарантии и компенсации

К экономическим методам управления персоналом относятся также гарантии и компенсации. Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области трудовых отношений, в то время как компенсации — это денежные выплаты, возмещающие работникам затраты, которые связаны с исполнением ими обязанностей. Гарантии бывают при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда. Также гарантии и компенсации предоставляются при направлении в служебные командировки, при переезде в другую местность, при совмещении работы с обучением, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и др.

  • Дополнительная заработная плата

Помимо основной заработной платы, которая обеспечивает минимальный размер оплаты труда, работникам в некоторых случаях выплачивается дополнительная заработная плата (доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда, надбавки за совмещение профессий и выполнение дополнительных обязанностей, доплаты за ненормированный рабочий день и т.д.).

  • Премия

Также работодатель может выплачивать своим сотрудникам премию за результаты труда, в зависимости от прибыли. Премии используются как способ материальной мотивации персонала в компании.

  • Материальная помощь

К экономическим методам управления персонала можно отнести и материальную помощь. Она выплачивается в виде компенсаций в чрезвычайных или экстремальных ситуациях (смерть сотрудника или его близких родственников, оплата лечения, несчастные случаи и др.).

  • Льготы и привилегии 

Могут использоваться в качестве вознаграждения или компенсации, как дополнение к личным формам оплаты труда: пенсионное обеспечение, возмещение телефонных затрат, предоставление кредитных карт и т.д.

Социально-психологические методы

В основе этих методов лежат законы социологии и психологии, которые играют ключевую роль в HR-менеджменте. Социально-психологические методы включают в себя: психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата в коллективе), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.

С помощью социологических методов можно оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения целей, наладить в компании эффективные коммуникации.

К социологическим методам относятся: социологические исследования, оценка личностных качеств, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Психологические методы дают возможность сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных задач компании.

Психологические методы включают:

  • формирование подразделений с учетом психологической совместимости сотрудников;
  • создание комфортного климата в коллективе;
  • анализ личной мотивации сотрудников исходя из философии компании;
  • решение межличностных конфликтов;
  • разработку моделей профессионального развития сотрудников;
  • развитие навыков и уровня квалификации персонала;
  • формирование корпоративной культуры.

В качестве способов психологического воздействия на персонал можно рассматривать вовлечение, побуждение, осуждение, убеждение, подражание, принуждение, порицание, похвалу. 

Образец ссылки на эту статью: Залысин И.Ю. Насилие как метод социального управления // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 10.

УДК 351.83

НАСИЛИЕ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Залысин Игорь Юрьевич

ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева», (Москва, Россия,127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49), доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой политологии, izal@rambler.ru, +79035617198.

В статье анализируется роль насилия как метода социального управления. Рассмотрена сущность насилия, его специфика в сравнении с другими инструментами общественного регулирования и контроля. Раскрыты негативные последствия использования насилия для социума: примитивизация объекта управления, снижение творческого начала в социальной деятельности, рост конфронтации в обществе, ухудшение коммуникации между сторонами управленческих отношений. Доказывается, что созидательные возможности насилия в современном обществе весьма ограничены.
Ключевые слова: социальное управление; методы социального управления; принуждение; насилие.

VIOLENCE AS A METHOD OF SOCIAL MANAGEMENT

ZalysinIgorYurievich

Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy (Moscow, Russia, 127550, Moscow, Timiryazevskaya st., 49), Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Political Science, izal@rambler.ru, +79035617198

The article analyzes the role of violence as a method of social management. The essence of violence, its specificity in comparison with other instruments of social regulation and control is considered. The author shows the negative consequences of the use of violence to the society: primitivization of the management object, reduction of creativity in social activities, the growth of confrontation in the society, the deterioration of communication between the parties of administrative relations. It is proved that the creative capabilities of violence in today’s society are very limited.
Keywords: social management, social management practices, coercion, violence.

В последнее время в мире наметилась тенденция к проникновению насилия вовсе сферы жизни общества. Она проявляется в росте числа вооруженных конфликтов, насильственных преступлений, в усилении агрессивности, ксенофобии во многих странах, милитаризации государств и т. п. Международный Институт экономики и мира, ежегодно представляющий Рейтинг миролюбия стран (Global Peace Index), в своем последнем докладе делает вывод о том, что «в целом, современный мир стал менее миролюбивым, чем в 2007 г., когда были опубликованы первые результаты исследования» [14, р. 4].
Насилие все чаще используется как метод социального управления. Показателями этого являются расширение репрессивных средство общественного контроля в автократических государствах, ужесточение уголовного законодательства в демократических странах и т. д. В нашей стране также есть немало сторонников жестких методов властвования, людей, тоскующих по «сталинскому порядку».
Насколько оправданным является обращение субъектов управления к насилию? Каковы его возможности и степень эффективности? Попытаемся ответить на эти вопросы в данной статье.
Социальное управление – это процесс воздействия на общественную систему и ее элементы с целью обеспечения их упорядоченности, организованности, совершенствования и развития. Оно включает в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль, необходимые для нормального функционирования общества и его отдельных сфер.
Субъектами управления выступают руководители, должностные лица, коллективные органы государственных и иных организаций, учреждений, предприятий, их структурных подразделений и т. д., имеющие на это определенные полномочия. Объекты социального управления — индивиды, коллективы, социальные группы, общество в целом.
Выделяются следующие функции социального управления:
1) мобилизация индивидов и групп на решение задач, стоящих перед обществом и его подсистемами;
2) обеспечение эффективности работы управленческого аппарата;
3) рекрутирование наиболее способных представителей различных общественных групп;
4) формирование конструктивного социального поведения в обществе, ценностей, традиций и установок, обеспечивающих стабильное функционирование социальной системы;
5) решение насущных социально-экономических проблем общества, без чего невозможна социальная устойчивость;
6) определение норм и правил допустимой социально-политической деятельности;
7) осуществление контроля с целью выявления надвигающихся угроз для социальной стабильности.
Для реализации вышеперечисленных функций используются определенные методы. Они представляют собой приемы и способы воздействия на управляемый объект с целью достижения поставленных целей.
В теории управления существуют разнообразные классификации методов социального управления. Так, некоторые авторы выделяют по содержанию следующие методы:
1. Социальные и социально-психологические, которые применяются с целью повышения социальной активности людей.
Они включают в себя:
— методы социального нормирования, позволяющие упорядочить отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правила внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия);
— социально-политические методы, включающие политическое образование и привлекающие работников к активному участию в управлении;
— методы социального регулирования, которые служат для упорядочения социальных отношений. Для этого выявляют интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределение и удовлетворение социальных потребностей);
— методы морального стимулирования. Их используют для выделения и поощрения коллективов, групп, отдельных работников, которые достигли определённых успехов в профессиональной деятельности;
— социально-психологические методы. Их используют для обеспечения социальных потребностей человека, повышения трудовой активности личности. Для этого применяют различные способы мотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д.;
— психологические методы. Они направлены на регулирование отношений между людьми, что достигается определённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.
2. Экономические методы связаны с достижением экономических целей управления, с использованием экономических законов и категорий рыночной экономики. Сюда можно отнести методы экономического стимулирования.
3. Организационно-административные методы. Основу этих методов составляют власть, дисциплина, ответственность. Они предполагают использование указаний, правил, рекомендаций, контроля. Главной задачей этих методов является координация действий объектов управления.
4. Методы самоуправления дают возможность человеку из объекта управления превратиться в субъект управления. Самоуправление повышает эффективность управленческого процесса, так как основывается на заинтересованности работников и раскрытии их творческого потенциала.
Сюда включается методика комплексной мотивации людей, в которую входит несколько приёмов:
— мотивация работников (за достигнутые результаты выплачиваются премии, вручаются награды, происходит переподготовка);
— мотивирование работы (улучшение условий труда и совершенствование сферы деятельности работников);
— мотивирование организационной деятельности (например, расширение полномочий сотрудников).
По управленческим функциям выделяются методы прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и т. п. К научным методам управления относят: моделирование, прогнозирование, программирование, эксперимент, экспертные оценки, информационные технологии.
Наряду с вышеперечисленными, существуют и другие классификации методов социального управления. Например, к их числу относят убеждение, поощрение и принуждение. Исходя из темы статьи, такая типология представляет наибольший интерес.
Убеждение – целенаправленный процесс воздействия на сознание объекта управления, в результате которого определенные идеи, ценности, установки становятся его внутренними идеями, личными установками. Средства убеждения предполагают использование логических аргументов, внушение, оперирование эмоциями, формирование интереса.
Достижению целей убеждения способствуют обучение, агитация, пропаганда, разъяснительная работа и т. д. В результате должно сформироваться добровольное, осознанное подчинение объекта субъекту управления.
Поощрение — это метод воздействия на объект управления, побуждающий его к определенным действиям с расчетом на получение материального или морального вознаграждения [10, с. 97]. Таким образом, формируется заинтересованность в совершении каких-либо конкретных поступков. Лицо не обязывается, а побуждается к достижению необходимого для субъекта управления результата.
Поощрение призвано вызывать положительные эмоции, способствовать возниковению уверенности в своих силах, формированию чувства собственно-го достоинства,дисциплинированности, ответственности и т. п. Поощрение может быть двух видов: материальным(денежное или иное вещественное стимулирование) и моральным (нематериальное воздействие: похвала, благодарность, награждение и т.д.).
Принуждение как метод управления состоит в давлении на объект с целью добиться совершения им каких-то действий вопреки его воле. Главным мотивом выполнения распоряжений субъекта управления в данном случае является страх перед негативными санкциями, которые могут быть применены в случае непослушания. К подчинению побуждают также реальные меры давления, вынуждающие объект поступить определенным образом.
Существуют различные формы принуждения. Можно выделить психологическое, экономическое, физическое принуждение, идеологические формы воздействия. При этом под последними понимается навязывание принципов и идеалов, обеспечивающих господство субъекта управления.
На наш взгляд, более правильно определять психологическое и идеологическое давление как духовное принуждение. Такое определение позволяет включить в него все приемы, способы и методы принудительного воздействия на сознание с помощью духовных ценностей и деятельности.
Понимаемое таким образом духовное принуждение включает в себя распространение угроз с помощью системы пропаганды, общественного мнения, морали и т.д., которые заставляют объект управления вести себя определенным образом. М. Вебер подчеркивал необходимость включения моральных средств воздействия в арсенал средств властного принуждения: «Сюда относится даже «братское предупреждение», принятое в ряде сект в качестве первичной меры мягкого воздействия на грешников, при условии, что оно основано на определенном правиле и совершается специальной группой людей. То же можно сказать и о порицании, высказанном цензорами, если оно служит средством гарантировать «нравственные» нормы поведения, а тем более о моральном принуждении, которое осуществляет церковь» [4, с. 645-646].
Кроме духовного, можно говорить и об экономическом принуждении, которое состоит, на наш взгляд, в использовании негативных санкций, влияющих на материальное положение определенных лиц или групп людей (увольнение с работы, штраф, прекращение финансирования и т.д.). В том случае, если принуждение опирается на закон, оно приобретает юридический характер.
Какое место занимает насилие среди методов социального управления? По нашему мнению, насилие является разновидностью принуждения, обладающей определенной спецификой. Чем насилие отличается от других форм принуждения?
Во-первых, оно имеет специфический объект принуждения. Непосредственным объектом насилия выступает, прежде всего, телесная оболочка человека, его ткани. Конечно, применение насилия имеет и психологические последствия, затрагивает не только физические, но и духовные свойства человека (эмоции, чувства и т.д.). Так, страх, вызываемый применением насилия, является мощным регулятором социального поведения. Однако психологические последствия можно назвать вторичными эффектами насилия. Прямыми, главными последствиями насилия для организма человека являются физические — телесные повреждения и даже физическая смерть.
Поскольку понятие «физический» включает в себя все, что относится к предметам и явлениям материального, вещественного мира, то объектами насилия выступают также и материальные ценности (имущество, средства транспорта и т.д.), однако лишь в том случае, если воздействие на них имеет целью вынудить индивидов или социальные группы подчиниться субъекту управления.
Во-вторых, физический характер принуждения определяет сам способ воздействия на объект. Принуждая кого-то к чему-либо, субъект насилия использует возможности мышц, мускулов или орудия, которые усиливают их воздействия (подручные средства, огнестрельное оружие, отравляющие вещества и т.д.). Актами насилия являются конкретные насильственные действия: убийства, избиения, принудительное задержание, пытки, экспроприация собственности и т.д.
На наш взгляд, важно различать силу и насилие. Сила — это понятие многомерное. В академическом словаре русского языка приводится тринадцать значений слова «сила». Среди значений, которые наиболее близко относятся к исследуемой проблеме, можно назвать способность, возможность совершать, делать что-либо, требующее внутреннего напряжения, производить какую-либо работу, физические движения, действия, влиять, физически воздействовать на кого-либо, способность к духовной деятельности.
Как мы видим, термин «сила» носит полисемантический характер, что открывает возможность для его различных интерпретаций. Многие исследователи рассматривают силу, прежде всего, как возможность действовать, добиваться поставленных целей. Однако сила предполагает способность действовать не только физически, но и духовно, т. е. она не ограничивается уровнем взаимодействия физических объектов. Поэтому по своему содержанию понятие сила шире понятия насилия, которое, на наш взгляд, включает лишь физическое воздействие на объект.
Не менее существенно различаются между собой физическая сила и насилие. Действие первой не ограничивается человеческим обществом, но распространяется и на природу, в том числе и неживую.
Итак, понятие «насилие» не тождественно ни понятию «сила», ни понятию «физическая сила». Понимание насилия как физического принуждения больше соответствует категориальному аппарату теории управления, поскольку раскрывает механизм волеотношений между субъектом и объектом управления, а не просто фиксирует причинение физического ущерба (физическая сила).
Действительно, социальное управление – это процесс взаимодействия людей, обладающих такими личностными качествами, как воля, характер, направленность. При этом одни (субъекты) иногда вынуждены навязывать свою волю другим (объектам). Таким образом, социальное управление предполагает определенную соподчиненность воль людей — участников управленческих отношений. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «руководящую волю», а объект подчиняется ей. В этом выражается властно-волевой аспект социального управления.
Каковы возможности насилия как метода социального управления?
На ранней стадии истории человечества насилие (грабежи, разбой) часто использовалось для решения насущных социально-экономических проблем, было эффективным средством получения материальных благ для кочевых племен, которые сами не занимались производительным трудом, способным удовлетворить их потребности.
В некоторых социумах насилие выступает как непосредственный фактор организации труда. В рабовладельческом и феодальном (на определенных этапах) обществах физическое принуждение служило орудием прикрепления рабочей силы к средствам труда. При этом в условиях рабовладения насилие использовалось весьма широко для того, чтобы заставить рабов трудиться, для обеспечения социального порядка.
Насилие как средство внеэкономического принуждения получило распространение и в тоталитарных режимах XX-XXI вв. Здесь широко практикуются принудительная социальная мобилизация, физические наказания за плохую работу (полпотовская Кампучия), уголовные преследования за нарушения трудовой дисциплины (СССР). В системе концентрационных и трудовых лагерей (СССР, нацистская Германия, маоистский Китай, КНДР) нашла классическое воплощение насильственная форма организации труда.
Однако возможности физического принуждения как средства организации труда довольно ограничены. Такой труд отличается низкой производительностью, незаинтересованностью производителей в совершенствовании производства, в научно-техническом прогрессе.
Работа «из-под палки» требует большого числа контролеров и надсмотрщиков, которые должны принуждать работников к труду. Дорогостоящая и разветвленная система социального надзора (управленческий аппарат, органы правопорядка, спецслужбы и их агентура и т. д.) существует во всех обществах, которые основаны на внеэкономическом принуждении. Вместе с тем, эффективность такого контроля вызывает сомнения. Так, рабский труд был наиболее рентабельным, только если коллектив рабов был относительно небольшим, и контроль мог быть более успешным.
Как мы видим, непосредственное регулирование экономических отношений с помощью насилия показывает свою относительную эффективность (но никогда — высокую) там, где производство отличается низкой интенсивностью, примитивными орудиями физического труда, дорогостоящим вмешательством в экономическую жизнь. Для современного общества такого рода регулирование можно признать неэффективным. Уже наступление капитализма привело к ослаблению экономической роли физического принуждения. Ф. Энгельс писал: «Каждый рабочий-социалист, безразлично какой национальности, очень хорошо знает, что насилие только охраняет эксплуатацию, но не создает ее, что основой эксплуатации, которой он подвергается, является отношение капитала и наемного труда и что последнее возникло чисто экономическим путем, а вовсе не путем насилия» [11, с. 156-157].
В современном индустриальном (постиндустриальном) обществе, опирающемся на новую интеллектуальную технологию, насилие не может рассматриваться как адекватное средство организации труда. Современную экономику, цивилизацию и культуру вообще нельзя создавать насильственными средствами. С их помощью недостижима та степень свободы и ответственности, которая необходима для развития передовых форм социальных систем.
Творческий потенциал насилия крайне низок. Это особенно наглядно проявляется в такой сфере жизнедеятельности общества, как духовная культура, которая немыслима без творчества. Примеры духовного производства «из-под палки», которые дают нам тоталитарные режимы, показывают, что насилие ведет к общей деградации культуры, примитивизации духовной жизни общества, несмотря на достижения в отдельных областях.
Насилие как разновидность принуждения оказывает негативное влияние на объект управления, т. к. субъект не предъявляет к нему высоких требований, примитивизирует его, воспитывает покорность, ограничивает самовыражение и самореализацию, убивает творческие начала и тем самым ограничивает развитие личности. Как мы видим, эффективность насилия в качестве метода социальной организации, стимулирования труда, в целом, невысока, особенно в современном обществе.
Вообще, созидательный потенциал насилия весьма сомнителен. Это орудие разрушения, сдерживания, ограничения, а не созидания. Д. Рон отмечает: «… Никто не может насильственно манипулировать конечностями и телами других для того, чтобы достигнуть комплексных позитивных результатов: фабрикации и конструирования чего-нибудь, управления машиной, проявления физических и духовных способностей» [15, р. 27].
Для субъектов, осуществляющих социальные преобразования, насилие служит главным образом средством их защиты от оппонентов. Однако оно не может подменить самих преобразований, нацеленных на создание определенных социальных, экономических и политических структур. Крупнейший исследователь проблемы насилия Х. Арендт писала: «Различие между насильственными и ненасильственными действиями состоит в том, что первые стремятся исключительно к разрушению старого, а вторые главным образом заинтересованы в установлении чего-то нового» [12, р. 11].
Одной из основных функций социального управления является обеспечение стабильности в обществе, осуществление контроля над поведением его членов. Известно, что с помощью физического воздействия, угроз, команд можно добиться послушания и выполнения каких-то требований.
Более того, современные достижения в области массовой коммуникации, технической оснащенности аппарата принуждения, технологий социального контроля повышают потенциал насилия как средства обеспечения лояльности общества. Систематическое, грубое, крайнее насилие способно создать такую атмосферу всестороннего страха, которая парализует волю к сопротивлению, порождает трансформацию сознания.
У объекта насилия формируется привычка к подчинению субъекта управления. Как отмечал Ж.-Ж. Руссо, «всякий человек, рожденный в рабстве, рождается для рабства… В оковах рабы теряют все, вплоть до желания от них освободиться, они начинают любить рабство, подобно тому, как спутники Улисса полюбили свое скотское состояние» [9, с. 13-14].
Возможно, сказано слишком категорично. Последствия насилия, безусловно, менее однозначны, реакция на него противоречива — от покорности до ярости. Но, тем не менее, массовое, систематическое насилие может произвести глубинные изменения в психике людей. О. Бланки указывал на то, что «привычка к принуждению создает привычку к покорности» [3, с. 235].
В классическом труде о природе фашизма Ж. Желев так характеризует процесс перехода внешних санкций во внутренние побуждения под воздействием насилия: «Тоталитарное государство доводит террор и контроль до такой всеохватности и совершенства, что каждый гражданин поступает именно так, как оно хочет. И гражданин привыкает к тому, что веления государства — самые правильные, и всегда соглашается с ними, не задумываясь над тем обстоятельством, что ему не дозволяется поступать по-другому. В конце концов, он начинает внушать себе, что поступает так добровольно настолько, насколько можно согласовывать добровольность и принуждение» [6, с. 187].
Человек, поставленный в экстремальную ситуацию выживания, может убеждать себя в том, что если он не будет сопротивляться, то выживет (даже если это абсурдно). Отсюда поразительная покорность и даже фаталистичность жертв массового террора (например, евреев во время Холокоста).
Однако, как замечено социальными психологами, нормы и ценности, передаваемые индивидам насильственными средствами, в большинстве случаев не становятся частью их внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным, и поэтому не слишком устойчивым элементом их сознания [2, с. 74]. Подавляемые формы социального поведения, согласно экспериментальным данным, имеют тенденцию к возрождению в том же качестве после прекращения воздействия негативных санкций. Наказания, в том числе физические, как средство социального контроля дают лишь временный эффект. При первой же возможности объект такого обращения будет спасаться бегством, взбунтуется или прибегнет к лекарству саморазрушения [1].
Некоторые авторы, дающие высокую оценку насилию как средству социального контроля, исходят из теории рационального выбора. Она рассматривает каждого социального субъекта как “максимизатора выгоды”, который совершает действия только после того, как убедится в том, что выгоды от него превысят потери, т.е. посчитает акцию рациональной.
Поскольку перспектива стать объектом насилия значительно снижает выгоду социального действия, то, по мнению сторонников теории рационального выбора, оно будет эффективным сдерживающим фактором нежелательной активности. Однако воздействие насилия, на наш взгляд, не столь однозначно.
Социальные субъекты далеко не всегда руководствуются разумом, принимая решения. В общественной жизни имеют место и действия, которые характеризуются минимальными значениями рефлексии сознания. Они не являются результатом строгой калькуляции выгод и потерь.
Сама по себе индивидуальная или коллективная акция, служащая средством выражения социального недовольства, может рассматриваться как ценность, возможность выразить свои эмоции и чувства, несмотря на потенциальные опасности. Кроме того, действующее лицо не всегда адекватно оценивает последствия своих действий, рассчитывая на то, что ему удастся избежать больших социальных издержек.
Поэтому эффективность насилия как средства поддержания социальной стабильности нельзя преувеличивать. В этом качестве насилие более результативно при борьбе против организованных видов сопротивления субъектам управления, чем спонтанных вспышек протеста, которые часто носят импульсивный характер.
Ограниченность и временность сдерживающего эффекта насилия определяется и тем, что долговременная стабильность общественной системы невозможна без интеграции общества вокруг определенных целей и ценностей, гарантом которых выступает государственная власть. С общеисторической точки зрения источником устойчивости социума является объективная потребность общественного целого в сохранении своей целостности. В свою очередь, система управления — это один из интегрирующих факторов общественной жизни, средство поддержания ее стабильности.
Устойчивая интеграция общества невозможна без определенного уровня согласия субъектов и объектов управления, взаимного доверия, уважения потребностей и интересов. Принуждение, насилие не укрепляют доверия, взаимного уважения сторон властных отношений. В лучшем случае они могут обеспечить вынужденное подчинение объекта.
Более того, насилие вызывает отчуждение в обществе. Во-первых, оно является выражением безразличия субъекта к интересам объекта управления, тех, против кого направлено физическое принуждение. Насилие — это наиболее откровенное, видимое средство социального господства. В отличие от скрытых, более мягких способов управления (поощрение, убеждение и др.) оно прямо ограничивает свободу социального агента путем физического воздействия на него (ограничение свободы передвижения, временное лишение дееспособности, физическое устранение).
Превращая другую сторону в простой объект физического манипулирования, насилие трансформирует социальные отношения в односторонний процесс. Э. Дюркгейм писал об отношениях варварского деспота с его подданными, что они не отличаются «от отношений между собственником и владеемой им вещью» [5, с. 143]. В современном обществе взаимодействие между управляющими и управляемыми носит более сложный характер. Однако и сейчас насильственное воздействие на объект управления предполагает очевидное неравенство сторон управленческих отношений.
Во-вторых, при использовании насилия игнорирование интересов объекта осуществляется в грубой, оскорбительной форме (для большинства индивидов оскорбление действием рассматривается как наиболее неприемлемая разновидность унижения достоинства). Очевидно, что эмоциональная реакция на оскорбительное воздействие не улучшает, а ухудшает взаимоотношения субъекта и объекта управления.
В-третьих, насилие создает помехи в коммуникации между сторонами управленческих отношений. Оно подрывает доверие между ними, делает процесс их взаимодействия непредсказуемым. Подозрительность и страх, порождаемые насилием, разрушают сеть устойчивых ожиданий по поводу действий сторон, ведут к дезорганизации коммуникационного процесса.
В автократической модели социального управления репрессии сводят многообразие форм коммуникационного взаимодействия к однообразному типу: насильственный сигнал — автоматический, рефлекторный ответ. Это ведет к сокращению пространства сферы коммуникации, канонизации передаваемой информации, устранению всего того, что не совпадает с официальной позицией.
В-четвертых, насилие способствует усилению конфликтности взаимоотношений между сторонами процесса управления, поскольку опирается на негативные эффекты воздействия на объект (причинение физической боли, нанесение травм и т.д.), т.е. является своего рода наказанием. Вместе с тем наказания дают противоречивый эффект, часто усиливают сопротивление объекта. Поэтому решение конфликтов с помощью насилия, запугивания нередко усиливает конфронтацию сторон. Таким образом, взаимодействия, в основе которых лежит физическое принуждение, глубоко конфликтны по своему существу.
Наконец, эмоциональный фон насилия способствует обострению отношений оппонентов. Когда пролилась кровь, нанесены физические травмы, трудно найти пути к взаимному примирению сторон. Субъект, применивший насилие, становится врагом. Насилие оставляет глубокие следы в памяти людей, его трудно забыть, простить.
Поэтому насильственные столкновения, например, в ходе гражданских конфликтов трудно остановить и после того, как достигнуто перемирие. Непосредственные участники насильственных конфликтов готовы ослушаться приказов и продолжать конфронтацию, чтобы отомстить за соратников, близких. Их поведение подчинено особой логике – «логике пролитой крови». Немало примеров такого рода дают внутренние войны в различных странах (Ирак, Ливия, Сирия, Йемен и др.).
Насилие, примененное хотя бы однажды, значительно сокращает пространство для политического маневра, компромиссов. Конфронтационность насилия угрожает целостности общества, что находится в прямом противоречии с целями социального управления. Если субъект власти полностью игнорирует интересы объекта, это, в конце концов, может привести к прекращению властеотношений. Как отмечает В.А. Жданкин, «насилие, таким образом, оказывается действием, влекущим за собой прекращение взаимодействия как такового (вследствие исчезновения одной из взаимодействующих сторон)» [7, с. 21].
Таким образом, насилие в качестве метода социального управления не отличается высокой эффективностью, особенно в долгосрочной перспективе. Более того, негативные последствия насилия в большинстве случаев превышают позитивный эффект от его использования. Как мы отмечали выше, есть серьезные основания полагать, что насилие не только не укрепляет власть субъекта управления, но, наоборот, ослабляет.
Как пишет Дж. Бернштейн, соглашаясь с Х. Арендт, если субъект управления прибегает к насилию, чтобы добиться своей цели, это свидетельствует о его беспомощности, о том, что он не обладает достаточным авторитетом среди управляемых [13, р. 6]. Следовательно, его власть не имеет прочных оснований.
Судьба тоталитарных режимов, в которых насилие широко используется как инструмент социального управления, на наш взгляд, подтверждает этот вывод. Как показывает опыт, такие режимы недолговечны по меркам истории и в конечном итоге терпят политическое, социально-экономическое и духовное поражение.
Так, наиболее выпукло несостоятельность сталинских методов социального управления выглядит в исторической перспективе. Безусловно, при Сталине в стране были осуществлены глубокие преобразования, проведена индустриализация, ликвидирована неграмотность. Однако руководство СССР, одержав ряд тактических побед, потерпело стратегическое поражение. Созданные чудовищной ценой держава и социальный строй просуществовали после смерти «вождя всех народов» только 38 лет (ничтожное время для истории!), и именно в период его правления были сформированы социально-экономические и политические факторы, которые предопределили недолговечность коммунистического эксперимента в СССР.
Во-первых, была окончательно ликвидирована идейно-политическая конкуренция вплоть до подавления оппозиции внутри Коммунистической партии. Результатом стали политический и интеллектуальный застой (вплоть до запрета некоторых отраслей науки – генетики, кибернетики и т. д.) и полная безответственность субъектов управления.
Во-вторых, уничтожены частная собственность и рыночная, конкурентная экономика. Насильственная коллективизация привела к повторному закрепощению крестьянства (до середины 1970-х гг. колхозники даже были лишены паспортов). Незаинтересованность работников в результатах своего труда обусловила неэффективность советской экономики и низкое качество производимой продукции и предоставляемых услуг.
В-третьих, была сформирована однобоко развивающаяся милитаризованная экономика. Проведенная индустриализация, с одной стороны, превратила СССР из аграрной в индустриальную страну. Однако, с другой, — развитие получила почти исключительно тяжелая промышленность. Результат – «пушки вместо масла», катастрофическое отставание отраслей, которые производят товары народного потребления.
Неспособность такой экономической системы удовлетворить даже элементарные потребности советских людей в конечном итоге привела к распаду СССР. Рядовые граждане с поразительным безразличием наблюдали за крушением институтов советского государства, надеясь на то, что в посткоммунистическом обществе им больше не придется стоять в очередях за продуктами, одеждой и другими товарами первой необходимости. И никакие насильственные методы социального контроля не были в состоянии остановить этот объективный процесс.
Непреклонные сталинисты винят во всем преемников Сталина, которые предали его дело («был бы жив Сталин…»). В том-то и слабость системы управления, созданной в конце 1920-х — 1930-е гг., что она полностью зависела от одного человека, поэтому с его смертью начала давать сбои. Судьба социальной модели, сформированной в СССР, не уникальна [8]. Как показывает мировой опыт, все режимы, пренебрегающие социальной конкуренцией и делающие акцент на насильственных методах общественного регулирования, долго не живут. Поэтому субъектам управления стоит с большой осторожностью прибегать к столь опасным инструментам решения стоящих перед ними задач.

Список литературы

1. Беркович Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 368 с.
3. Бланки Л.О. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952. 394 с.
4. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.
6. Желев Ж. Фашизм: Тоталитарное государство. М.: Изд-во Новости, 1991. 336 с.
7. Жданкин В.А. Ценностное и праксиологическое содержание концептов «насилие» и «ненасилие» в современной социальной философии: Автореф.дис.канд. филос. наук.- Воронеж, 2010. 26 с.
8. Залысин И.Ю. Идеи Г. Торо о гражданском неповиновении и современный политический процесс // Пробелы в Российском законодательстве. 2013. № 5. С. 259-261.
9. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН-пресс, «Кучково поле», 1998. 416 с.
10. Тюренкова К. А., Муравьева К. А. Поощрение как метод регулирования в системе государственного управления: понятие, сущность и значение // Молодой ученый. 2015. № 17. С. 379-381.
11. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. 1961. С. 1-338.
12. Arendt H. Reflections on Violence // The Journal of International Affairs. 1969. Vol. 23. № 1. p.1-35
13. Bernstein R. J. Hannah Arendt’s Reflections on Violence and Power // IRIS. 2011. №3.-p. 3-30.
14. Global Peace Index: 2016. N.Y.: IEP, 2016. 116 р.
15. Wrong D. Power: Its Forms, Basis and Uses. Oxford: Basil Blackwell, 1979. VIII. 326 p.

References

1. BerkovichL. Agressiya: prichiny, posledstviyai control. SPb.: Praim-Evroznak, 2001. 512 p.
2. Bityanova M.R.Socialnayapsyhologiya. SPb.: Piter, 2010. 368 p.
3. Blanki L.O. Izbrannyeproizvedeniya. M.: Izdatelstvo AN SSSR, 1952. 394 p.
4. Weber M. Izbrannyeproizvedeniya. M.: Progress, 1990. 808 p.
5. Durkgeim E. Orazdeleniiobschestvennogotruda. M.: Kanon, 1996. 432 p.
6. ZhelevZ. Fashizm: totalitarnoyegosudarstvo. M.: IzdatelstvoNovosti, 1991. 336 p.
7. Zhdankin V.A.Tsennostnoe i praksiologocheskoe soderzhanie kontseptov “nasilie” i “nenasilie” v sovremennoy sotsialnoy filosofii: Avtoref. dis. cand. filos.nauk. Voronezh, 2010. 26 p.
8. Zalysin I.Y. Idei G. Toro o grazhdanskom nepovinovenii i sovremennyi politicheskiy protsess — Probely v Rossiyskom zakonodatelstve. 2013. No 5. pp. 259-261.
9. Russo Zh.-Zh. Ob obschestvennom dogovore. Traktaty. M.: CANON-press, «Kuchkovopole», 1998. 416 p.
10. Tyrenkova K.A, Muravieva K.A. Pooschrenie kak metod regulirovaniya v sisteme gosudarstvennogo upravleniya: ponyatie, suschnostiznachenie — Molodoiuchenyi. 2015. no 17. pp. 379-381.
11. Engels F. Anti-During // K. Marks and F. Engels. Soch. 2- eizd. T. 20. 1961. pp. 1-338.
12. Arendt H. Reflections on Violence — The Journal of International Affairs. 1969. Vol. 23. no 1. pp. 1-35.
13. Bernstein R. J. Hannah Arendt’s Reflections on Violence and Power // IRIS. 2011. no 3. pp. 3-30.
14. Global Peace Index: 2016. N.Y.: IEP, 2016. 116 р.
15. Wrong D. Power: Its Forms, Basis and Uses. Oxford: Basil Blackwell, 1979. VIII. 326 p.

Содержание

  1. Основные цели, задачи и принципы методов управления персоналом
  2. Традиционные методы управления персоналом
  3. Административные
  4. Экономические
  5. Социально-психологические
  6. 4 современных метода управления персоналом

Что это? Методы управления персоналом позволяют создать систему мотивации сотрудников, повысить их работоспособность, стремление к совершенствованию. Грамотно настроенная система эффективно борется с текучкой кадров.

Какие бывают? Все методы управления персоналом делятся на три большие группы: административные, экономические и социально-психологические. Каждый из подходов применяется в зависимости от специфики бизнеса.

Основные цели, задачи и принципы методов управления персоналом

Система состоит из нескольких обязательных компонентов:

  • Объект управления. Это сотрудники компании, как в целом, так и по отдельности.
  • Субъект управления. Руководитель, который разрабатывает и внедряет решения, направленные на достижение производственных целей.
  • Методы управления. Способы взаимодействия с коллективом, выбираемые менеджером или руководителем.
  • Структура управления персоналом. Иерархия отношений между участниками процесса, которая обеспечивает наибольшую эффективность.

Структура управления персоналом

Система методов управления персоналом является основой для организации бесперебойной деятельности компании, поддержания ее конкурентоспособности, высокой производительности, коммерческой стабильности. Задача руководства – создать комплекс мер, благодаря которым сотрудники предприятия будут четко понимать, что и для чего они должны делать.

В результате развивается не только компания в целом, но и каждый член команды, совершенствуя свои профессиональные навыки и повышая уровень мастерства. Конечная цель при этом заключается в росте рентабельности, увеличении прибыли и выходе бизнеса на новый уровень доходности.

Структура методов управления персоналом включает массу способов воздействия на сотрудников, которые условно можно разбить на три группы:

  • Экономические методы, целью применения которых является достижение запланированных объемов прибыли.
  • Производственно-коммерческие, призванные поддерживать конкурентоспособность предприятия благодаря высокому качеству выпускаемого на рынок продукта и установлению адекватной цены.
  • Социальные, необходимые для создания комфортных условий труда, включая достойный уровень оплаты и наличие дополнительных бонусов (медобслуживание, питание, организация отдыха и т. д.).

Успешное применение методов эффективного управления персоналом позволяет организации привлекать лояльных высококвалифицированных специалистов, которые заинтересованы не только в личном развитии и увеличении дохода, но и вносят осознанный вклад в общее дело, помогая компании достигать глобальных целей.

Каждая коммерческая организация подходит к выбору подходящих форм и методов управления персоналом, исходя из специфики своей деятельности, масштабов бизнеса и стоящих перед ней задач. Существует большое количество способов воздействия на сотрудников компании, которые можно разделить на основные и вспомогательные.

В первую группу входят базовые принципы:

  • приоритет общих интересов, направленность действий каждого члены команды на достижение коллективных целей;
  • разделение обязанностей, гарантирующее высокую производительность труда (каждый делает то, что умеет лучше других, не тратя время на ошибки и их исправление);
  • соблюдение дисциплины (четкое следование установленному распорядку, инструкциям, правилам);

    Методы разрешения конфликтов: как не допустить катастрофы

  • авторитет руководителя, отсутствие противоречивых распоряжений от разных членов управленческой команды;
  • выстроенная коммуникация между всеми уровнями персонала;
  • система поощрения (уверенность сотрудников в том, что их усилия будут оценены по достоинству, в первую очередь в форме материального вознаграждения).

Система поощрения

Вторая группа включает принципы, которые носят вспомогательный характер:

  • эргономика (комфортное оборудование рабочих мест);
  • равенство сотрудников (единый подход ко всем членам коллектива, создание одинаковых условия труда, недопустимость выделения отдельных работников);
  • поддержание кадрового состава в стабильном состоянии (создание условий, при которых отсутствует «текучка»);
  • внимание к инициативам сотрудников (руководством не игнорируются предложения и мнения членов коллектива);
  • корпоративный дух (объединение сотрудников в единую команду на базе идей корпоративной культуры).

Традиционные методы управления персоналом

Административные

В государственных структурах и близких к ним коммерческих организациях распространен традиционный управленческий подход, основанный на внедрении четких регламентов и беспрекословном подчинении распоряжениям руководства.

Административные методы управления персоналом предполагают следование следующим принципам:

  • Для каждой позиции в штатном расписании существуют должностные обязанности, выполнение которых строго контролируется. Все шаги сотрудника досконально расписаны, предусмотрен алгоритм действий для любой ситуации.
  • Начальство общается с подчиненными через приказы и распоряжения, для составления которых также существует единый стандарт. В организации действует система документооборота, предусматривающая этапы доведения информации до лиц, которым она предназначена.
  • Основными мотиваторами для персонала служат чувство долга и соблюдение трудовой дисциплины. За нарушения предусмотрены наказания (штрафы, выговоры, общественное порицание).

В основе такой системы управления лежит теория «Х и У» психолога Дугласа Макгрегора, согласно которой взаимоотношения между руководителем и подчиненными держатся на постоянном контроле и страхе наказания. Начальству отводится роль надсмотрщика, принуждающего ленивых работников к выполнению обязанностей.

В организациях, практикующих административный подход к управлению персоналом, действует строгая иерархия. Чем ниже в этой структуре находится сотрудник, тем меньше у него прав.

Традиционные методы управления персоналом

Преимущества этой системы:

  • Легко выявить ответственного за допущенные ошибки.
  • Подходит для предприятий и учреждений, где не приветствуются креативные решения, а нужно только четкое следование алгоритму.
  • Нет необходимости долго искать выход из сложившейся ситуации, поскольку все возможные варианты прописаны в инструкциях.
  • Для мотивации сотрудников не надо использовать психологические методы, достаточно поддерживать у них боязнь понести наказание.

Недостатком административной системы управления можно считать низкую заинтересованность сотрудников в достижении глобальных целей. В таких организациях не приживаются люди творческого склада и те, кто не может смириться с ролью винтика в большом механизме. Как следствие – текучка кадров и недостаточная эффективность труда в целом.

Экономические

При таком подходе в первую очередь опираются на материальные способы мотивации персонала. Сотруднику предлагается работать больше и лучше, чтобы получить закономерный результат в виде повышения дохода и получения других материальных благ. Экономические методы управления персоналом включают несколько широко используемых способов заинтересовать работника в качественном выполнении своих обязанностей:

  • Заработная плата. Как правило, предполагается возможность увеличить доход за счет повышения производительности труда. Сдельная форма оплаты стимулирует добиваться лучших результатов, чем ежемесячный оклад.
  • Стимулирующие выплаты. Сотрудники могут получать регулярные или разовые денежные поощрения за выполнение определенных условий, за соблюдение дисциплинарных требований, достижение целей и так далее.
  • Материальная помощь. Компания финансово поддерживает работника в трудных жизненных ситуациях (несчастный случай, серьезное заболевание, радостное или трагическое событие в семье).
  • Дополнительные бонусы. Эффективный способ повысить мотивацию персонала – предоставить ему привилегии в виде дополнительного медстрахования, оплаты посещения фитнес-центра, корпоративной сотовой связи, бесплатного питания, льготного кредита.

Одним из наиболее эффективных считается такой экономический метод управления персоналом, как зависимость дохода от личного вклада в достижение поставленных целей. Это может быть выплата процента от прибыли или передача сотруднику акций предприятия.

Социально-психологические

В этом случае упор делается на создание в коллективе комфортной психологической атмосферы, а также на возможность реализации личностного и профессионального потенциала сотрудников.

Социально-психологические методы

С этой целью применяются такие формы управления персоналом, как:

  • Учет психологических характеристик при формировании трудового коллектива. Перед HR-специалистом и менеджером ставится задача подобрать сотрудников, которые будут прекрасно взаимодействовать между собой, дополняя друг друга и обеспечивая эффективное решение рабочих задач.
  • Создание имиджа руководителя-друга в противовес административной системе, где начальник всегда ассоциируется с наказанием. Если члены команды не ощущают угрозы в виде беспричинных штрафов и выговоров, они с удовольствием выполняют свои обязанности, предлагают лучшие варианты достижения цели.
  • Лояльность к компании прививается путем информирования сотрудников о стратегии развитии бизнеса. Когда учредители смогли «заразить» персонала своей идеей, убедили людей в ее жизнеспособности и показали, какие выгоды получит каждый в процессе реализации миссии компании, эффективность труда возрастает многократно.
  • Привлечение сотрудников к управлению предприятием в той или иной форме также способствует повышению лояльности персонала. Работники более ответственно подходят к решению задач, имеющих к ним непосредственно отношение. Участие в голосовании и принятии важных управленческих решений позволяют ощутить себя частью команды и мотивируют не допускать халатности, ошибок, пренебрежительного отношения к имуществу компании.
  • Проведение корпоративных мероприятий в форме тренингов, интеллектуальных викторин, выездов на природу способствует формированию сплоченного коллектива. Сотрудники лучше узнают друг друга, что помогает качественно решать рабочие задачи.
  • Внимание со стороны руководителя к каждому работнику, погружение в его личные проблемы и готовность помочь положительно сказывается на настроении каждого члена команды.
  • Разумное сочетание поощрений и наказаний, практикуемое в компаниях нового типа, позволяет не распускать сотрудников, но и не держать их в постоянном страхе. Серьезные промахи нельзя оставлять без адекватных штрафных санкций, но они должны быть скорее исключением, чем нормой. Для основной массы сотрудников достаточно доброжелательной атмосферы и возможности реализовать себя в профессиональном плане.

К сожалению, пока немногие российские организации понимают, как важно создать для своих работников комфортные психологические условия. Чаще всего приходится наблюдать использование методов управления персоналом, основанных на слепом подчинении руководству, доскональном выполнении должностных инструкций и чувстве долга. Однако такой подход постепенно уходит в прошлое.

Социально-психологические методы

Появляются новые компании нового типа, где главным считается не формальное соблюдение требований, а итоговый результат. Сотрудника не загоняют в строгие рамки инструкций и обязательств, ему ставят задачу в соответствии с его квалификацией и профессиональными навыками. В некоторых отраслях, например в IT и аналогичных, этот вариант организации рабочего процесса уже считается наиболее эффективным.

4 современных метода управления персоналом

Сегодня многие руководители напрямую связывают успешность компании с заинтересованностью каждого работника в результатах своего труда. Чтобы создать оптимальные условия для персонала, необходимо учитывать особенности личности каждого сотрудника, адекватно оценивать его способности, профессиональные навыки и потенциал.

Актуальные методы управления мотивацией персонала направлены на формирование осознанного отношения к труду. Чаще других современные менеджеры используют следующие способы:

  • Гибкий график

Если специфика деятельности компании позволяет сотрудникам выполнять свои обязанности без строгой привязки ко времени, нет особого смысла требовать, чтобы они являлись в офис строго к определенному времени. Работоспособность будет выше, если человек выспался, решил личные проблемы и может спокойно заниматься текущими задачами.

Эффективная презентация: этапы, приемы и секреты создания

  • Удаленная работа

Пандемия показала, что во многих случаях производительность труда не зависит от того, где именно находится сотрудник, в офисе, дома или в поездке. Конечно, дистанционная работа требует от человека собранности, внутренней дисциплины и целеустремленности. Сегодня на удаленке успешно трудятся не только фрилансеры, но и штатные сотрудники многих компаний.

  • Создание комфортных условий

На рабочем месте человек проводит большую часть дня, поэтому обеспечить его всем необходимым – прямая обязанность руководства. В современных компаниях под необходимым понимают не только стол, стул и компьютер. Для персонала организуют зоны отдыха, как активного, так и пассивного. Для работников организуют доставку обедов, предоставляют кофе, чай и продукты для перекусов.

  • Профессиональный рост за счет фирмы

В современных условиях регулярное обновление навыков и знаний приобретает особое значение, но не у каждого сотрудника хватает времени и средств на посещение обучающих курсов. Продвинутые руководители повышают профессиональный уровень своих работников, оплачивая их участие в вебинарах и тренингах.

Профессиональный рост за счет фирмы

На практике обычно используется сразу несколько методов и технологий управления персоналом. В зависимости от специфики организации один из способов взаимодействия с коллективом является основным, а другие вспомогательными. Оптимальный подход заключается в умелом сочетании административных, экономических и социально-психологических методов. Это позволяет компании грамотно мотивировать сотрудников, формировать у них лояльность и увеличивать прибыль предприятия.

Парадигма насильственного управления

Парадигма насильственного управления

Принципы, которые управляют нашим поведением, могут быть представлены в виде различных условных суждений, где результат и его условие представляют самостоятельные элементы. Эти суждения не обязательно высказываются и осознаются. Тот, кто управляет пищевым поведением льва в саваннах, действует через категорию времени, не высказывая никаких суждений. Если прошло более двух суток после последней трапезы этого животного, то у него возникает беспокойство, завершающееся переживанием голода. Оно будет усиливаться до тех пор, пока не будет дан внешний толчок к охотничьему поведению. Природа вызывает нужное поведение по простой схеме: если нет …, то будет неприятное переживание, если есть …, то будет приятное переживание.

Вместо отточия можно подставить любое «желательное для управляющего поведение». В примере со львом можно подставить «охотничье поведение». Если его не будет, то страдания голода будут усиливаться до невыносимого. Если это поведение есть и оно успешно, то возникает приятное переживание удовлетворения голода, в котором мы можем выделить и удовольствие от устранения дискомфорта голода, и наслаждение поеданием пищи. Психологи предпочитают вместо термина «положительное переживание» чаще употреблять термин «положительное подкрепление».

Это первая парадигма управления, с помощью которой действует природа, управляя поведением живых тварей, не только животных, но и человека. Она отражается, например, в следующих условных суждениях: «Если я не открою зонтик, то меня промочит и мне будет неприятно», «Если на моем лице не будет нужной почтительности, то мой начальник сделает мне неприятность, скажем, откажется подписать договор о выгодном сотрудничестве», «Если я не позвоню матери, то она на меня обидится и я буду испытывать чувство вины», «Если я не буду работать, то у меня не будет денег и я потеряю уважение моего сообщества». Нетрудно заметить, что данная парадигма насильственного управления тождественна с управлением нашей матушки Природы и варьирует лишь формами, видами, свойствами «желательного» поведения, а переживания варьируют начиная от ударов бича, мук голода или холода и кончая состояниями тревоги, чувства вины, стыда и страха.

Я называю эту парадигму управления насильственной, так как формула насилия полностью определяется именно этой парадигмой: если не будет желательного поведения, то я сделаю тебе плохо. Человек с самого начала применяет эту парадигму к себе и другим, и его воображения часто хватает только на вариации желательного поведения и на изобретение страданий, начиная от бича надсмотрщика и кончая способами вызывания угрызений совести. Насилие, осуществляемое с помощью вызывания угрызений совести, не принято считать насилием, хотя боль от стыда и вины не уступает часто палачеству надсмотрщика.

Управление собой вырастает из того, как мной управляли мои родители.

Вследствие интериоризации этого процесса я начинаю обращаться с собой так же, как они обращались со мной. Мысли типа «Если я не сделаю этого, то мне будет плохо» не способны породить ничего кроме глобального защитного поведения, в котором стирается моя индивидуальность: что бы я ни делал, это имеет своей целью избавление от страха и наказания. Основной моей характеристикой, как всех, кто саморегулируется подобным образом, является в этом случае синдром возмездия за недеяние, который стирает мою индивидуальность, делая из меня абстракцию и помещая в категорию людей, побуждаемых к действию страхом возмездия.

Проявления этого синдрома многообразны, однако большая часть его проявлений считается скорее достоинством, чем недостатком. Человек, который не может отдаваться покою, так как все время что-то должен делать, часто наделяется свойством трудолюбия, несмотря на то, что эта постоянная занятость носит компульсивный, навязанный характер. Когда он ничего не делает, празден, у него возрастает тревога, а иногда страх или чувство вины, стыда. Это происходит оттого, что в течение всей сознательной жизни этот человек был виноват, когда что-то не делал. Работомания считается нормальной манией, положительной чертой, хотя часто сам носитель этой черты вынужден обращаться к психологу, чтобы тот помог ему освободиться от этого «положительного» качества.

Если в приведенной выше первой строке насильственной парадигмы управления вместо отточия мы поставим выполненное действие или поведение, которое нежелательно управителю, то данная парадигма приводит к отрицательному подкреплению действия и тем самым способствует его подавлению. Сначала происходит сдерживание, поскольку управляемый помнит, что в прошлом исполнение этого действия привело к неприятным переживаниям, потом, когда сдерживание становится привычным, нежелательное поведение вытесняется и полностью блокируется. Управление состоит не только в решении задачи вызывания желательного поведения, но и в устранении нежелательного.

Если для того, чтобы устранить нежелательное поведение в другом, мы будем сразу же после его выполнения вызывать неприятные переживания, наказывать другого, то мы устраняем это поведение, применяя первую, насильственную парадигму управления. То, что наказуется, быстро прекращается, и это создает иллюзию эффективности наказания. Однако это не так. Любой результат характеризуется его постоянством, распределенностью во времени. Применение насилия в этом смысле неэффективно.

Неэффективность устранения действия по схеме насильственной парадигмы управления доказана психологами, изучающими поведение: сдерживание или подавление нежелательного поведения продолжается лишь до тех пор, пока существует практически достоверная возможность наказания за выполненное действие. После устранения угрозы энергия, мотивация, амплитуда данного действия полностью восстанавливаются после первого положительного подкрепления.

Неэффективность схемы подавления особенно ярко иллюстрируется последствиями лечения алкоголизма путем устрашения. Стоит больному только раз попробовать своего зелья, как алкогольное поведение восстанавливается полностью. Когда же человек пытается методами устрашения самого себя управлять собой, то оказывается, что для получения результата требуется постоянная бдительность и усиление методов самоустрашения, методов насилия и самоподавления. Насилие над самим собой поддерживается формулами «преодолеть себя», «закалять силу воли» и другими.

Наказание за нежелательное управителю действие, несмотря на свою неэффективность, употребляется с момента возникновения человечества, хотя сама эта парадигма управления выросла из природы. Авторитетный бабуин, обнаруживший нежелательные признаки поведения у другого бабуина, ниже по рангу, задает последнему хорошую трепку, чтобы в дальнейшем предотвратить подобное. Так же он устраняет нежелательное для нет поведение, когда кто-то пытается взять корм раньше него. Это управленческое поведение бабуина не обязательно является сознательным, так как, обнаружив нежелательное поведение, например, леопарда, он приходит в такую ярость, что не в состоянии воздержаться от нападения, которое для него является смертельным.

Управленческое поведение как управителя, так и управляемого выработано не ими. Оно существовало до них и было усвоено через инстинкт и научение.

Человек же в готовом виде принял эту парадигму, и в этом смысле он не отличается от животных. Значительное отличие существует лишь в системе ориентировки в ситуации управления. Здесь человек превзошел животных, поскольку им выработана система символов устрашения, которые предупреждают необходимость практической реализации парадигмы насилия немедленно и в каждой ситуации. Насилие лишь предполагается и символизируется в природных условиях свойствами самого объекта, а в человеческих отношениях управитель производит действия, предупреждающие возможность возмездия за нежелательное действие. Пользование речью и мышлением создает безграничные возможности применения парадигмы управления через насилие, не приводя ее в актуальное состояние. Если мой Полкан просто рычит при восприятии нежелательного поведения другого, то общество в этой ситуации создает уголовный кодекс.

Обладание самосознанием приводит к тому, что с возникновением Я-концепции возможности парадигмы насилия расширяются, так как его (насилия) облик трансформируется и функции управителя берет на себя наше Я. Возмездие за нежелательное действие приходит автоматически, само собой, и управителю не приходится сохранять бдительность. Способности испытывать стыд и чувство вины, ущемленного достоинства мы носим в самих себе. Если в чувстве вины управителем моего поведения выступает конкретный другой человек, который обижается на меня, то в чувстве стыда этот управитель безличен, это — совокупная личность, представленная всем сообществом, которое данный вид поведения считает стыдным.

Правда, мы не рассматриваем это как насилие, так как конкретного человека, который нас наказывает и побуждает, не видно простым глазом. Насилие — это отношение между людьми. Сообщество людей может применять анонимное насилие, виды которого многообразны. Разрабатывается идеология насилия, парадигма которой пронизывает всю духовную жизнь человека, философию, религию. Бог грозит правоверным карами за нежелательные виды поведения даже после смерти, причем в разряд нежелательного поведения включаются такие виды поведения, на которые обыкновенный управитель не обращает внимания, а именно — умственное поведение, мышление. Нежелательный ход мышления наказывается более жестоко, чем реальный поступок. Это понятно, поскольку наше мышление является обобщенным опосредствующим звеном между управителем и поведением управляемого. Точно так же в управлении собственным поведением между нашим Я-управителем и нашим поведением лежит мышление, в котором происходит отработка программ ориентировки в обстоятельствах.

Читайте также

Парадигма ненасильственного управления

Парадигма ненасильственного управления
Качество мышления, опосредующее наше поведение, обусловлено той парадигмой управления, которой придерживается Я. Одно и то же действие или поведение может побуждаться различными и часто противоположными мотивами. Я могу

Условия парадигмы насильственного управления

Условия парадигмы насильственного управления
Условия для реализации насильственной парадигмы могут быть сведены к следующим: а) отрицание свободы управляемого, признание иллюзорности его существования, признание того, что его поведение ущербно и нуждается в

6.2.2. Потеря одного или обоих родителей вследствие насильственного исчезновения

6.2.2. Потеря одного или обоих родителей вследствие насильственного исчезновения
Б?льшая часть того, что сказано о гибели родителей вследствие политических репрессий, справедливо и в случае их исчезновения. Хотя исследования, которые будут приведены в данной работе ниже

VII. Психосоциальная работа с сообществами пострадавших от насильственного исчезновения

VII. Психосоциальная работа с сообществами пострадавших от насильственного исчезновения
Если смерть и насильственные исчезновения коснулись целого сообщества, то наряду с индивидуальными и семейными интервенциями необходимы психосоциальные интервенции для

ГЛАВА V Христос как парадигма индивидуирующего эго

ГЛАВА V
Христос как парадигма индивидуирующего эго
«Я обращаюсь не к счастливым обладателям веры, а к тем многим людям, для которых погас свет, исчезла тайна, умер Бог. Для боль шинства из них нет возврата в прошлое, поэтому мы не знаем, является ли возвращение в прошлое

Парадигма силы справедливости

Парадигма силы справедливости

Я жаловался на то, что у меня не было обуви, до тех пор, пока я не встретил человека, у которого не было ног.[2]
Персидская пословица

Шесть слепых мудрецов захотели узнать все о слонах. Они не могли его увидеть, и потому каждый из них дотронулся

Парадигма мотивационных состояний

Парадигма мотивационных состояний
Выбор голода в качестве парадигмы для всех прочих мотивационных состояний является необоснованным и неразумным как с теоретической, так и с практической точки зрения. При более внимательном рассмотрении этого вопроса станет понятно,

МИР БЕЗ ТАКОВОСТИ НОВАЯ ПАРАДИГМА

МИР БЕЗ ТАКОВОСТИ
НОВАЯ ПАРАДИГМА
Есть два соразмерных мира – мир субъективной реальности человека и мир объективной реальности. Человек как самосознание, как самость, дан самому себе как пограничное существо. По одну сторону от этого существа, этой самости, образно

IV. Парадигма польского генералиссимуса

IV. Парадигма польского генералиссимуса
Женщины саботируют женщин, следуя общим умонастроениям. Это – одна из причин, почему женщины никогда не думают о других женщинах как об оружии в их собственной борьбе. Как друзья – да; как советчицы – да. Но в бою – для женщин

2.1. Психоаналитическая парадигма: постановка проблемы

2.1. Психоаналитическая парадигма: постановка проблемы
Первые, наиболее систематические исследования проблемы самоутверждения личности были проведены в русле психоанализа.Альфред Адлер – один из последователей Фрейда, заменивший в своих предпочтениях классическую

Западная наука и холотропная парадигма

Западная наука и холотропная парадигма
Как мы убедились, умирающие в доиндустриальных культурах находятся в значительно более легком положении по сравнению с тем, в каком оказываемся мы в западной технологической цивилизации. Но не заключается ли подобное преимущество

Парадигма и тело

Парадигма и тело
Убеждения также влияют на наш организм. Они сказываются в изменении мозга и других систем: нервной, эндокринной, желудочно-кишечной и костно-мышечной. Новые технологии продолжают совершенствовать способы наблюдения за работой мозга в действии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Маалокс инструкция по применению суспензия взрослым как принимать взрослым
  • Общее руководство внутренними войсками осуществляет
  • Logitech pebble m350 инструкция по подключению
  • Алеф банк руководство
  • Невский район умвд руководство кто